Похоть очей: что такое и как с ней бороться, толкование

Гордость житейская

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:16,17

Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.

Похоть очей – это когда человек хочет заполучить всё, что ему понравилось. Такой человек бросается на всё, что привлекает его взгляд: на каждый магазин, каждую машину, каждую женщину или мужчину. Есть люди, которые ходят по магазинам, покупают вещи, а придя домой, даже не распаковывают покупки, потому им это не нужно, они уже удовлетворили похоть своих очей. Даже если мы ограниченны в средствах всё равно время от времени покупаем что-нибудь такое, что потом оказывается пустой тратой денег и нам совершенно не нужно. Поэтому бизнес тренеры порой советуют вложить в кошелёк карточку с надписью: «А оно тебе действительно нужно?», чтобы таким образом контролировать «похоть очей».

Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».

Гордость житейская – заставляет людей казаться более значимыми, более важными, чем они являются на самом деле. Иногда люди готовы на что угодно, лишь бы у них было всего больше и лучше, чем у соседа. Весь современный мир часто играет на этом. Модельеры, дизайнеры и кутюрье давно уже не пытаются создавать практичную и удобную одежду или предметы обихода, ведь в этом случае многие из них давно потеряли бы работу.

Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.

Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.

Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.

В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?

Преп. Мун говорит о гордости так:

«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли». Преп. Мун Сон Мён

С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:

«Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Марк.7:20-23

Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.

«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа». Гал.1:1-3

Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.

«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.

Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.

Однако когда индивидуальная и всеобщая цель в нашем сознании меняются местами, и желание получать радость за счёт позиции становится превыше всего, тогда гордость превращается в гордыню, тщеславие и высокомерие. Если я стремлюсь добиться власти, позиции, уважения, признания и благодарности, но при этом совершенно не желаю любить, заботиться, поддерживать, вдохновлять и понимать других людей, то такая гордость не имеет ничего общего с Богом и ведёт только к разрушению. Такая гордость – это глубокое удовлетворение тем, что я умный, красивый, смиренный, я всегда прав и у меня гораздо меньше грехов, чем у других. Это – абсолютная вера в то, что со мной всё в порядке. «Я такой смиренный, что даже и не знаю таких же смиренных людей как я».

Читайте также:
Православие и день святого Валентина: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».

Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».

Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иаков.4:6

Когда мы по-настоящему приходим к Богу? Когда смиряемся, раскаиваемся, приходим к Нему в слезах или когда говорим: «Я сделал это и это. Я классный. Боже, я тебе понравлюсь, возьми меня, я пригожусь тебе при строительстве Твоего Царства»?
Как утверждает Божественный Принцип, люди, с одной стороны, – индивидуальные истинные тела, но с другой стороны мы все взаимосвязанные тела и прожить в одиночку без помощи друг друга не сможем, поэтому вместо соперничества, гордости, самовосхваления нужно всегда искать пути для сотрудничества. Только так можно преуспеть в больших делах, таких как построение Царства Небесного, например.

«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой». Божественный Принцип

Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.

Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.

«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий». Преп. Мун Сон Мён

При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.

«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания». Преп. Мун Сон Мён

Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»

«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»

В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:

«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.

Читайте также:
Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».

В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Притч.16:18

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Притч.11:2

Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.

Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.

«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры». Преп. Мун Сон Мён

Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.

Глава 3: О роли органов чувств в развитии блудного помысла, или похоть очей

Глава 3: О роли органов чувств в развитии блудного помысла, или похоть очей

В прошлой главе мы разобрали тему о том, что человек увлекся естественными ощущениями тела, которые имеют и животные, и стал исполняться нечистотой и непотребствами, т. е. грехами телесного блуда. В этой главе разберем вопрос, как человек увлекся блудной страстью через органы чувств, такие как зрение, слух, обоняние, и, как уже было сказано выше, отцы называют это похотью плоти, которая относится к грехам сердечной похоти.

Авва Серапион (Собеседования Иоанна Кассиана, гл.11):«третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5,28)».

Как видим «сердечная похоть» связана с деятельностью пяти органов чувств, через которые душа получает информацию, а также с деятельностью воображения и памяти, как действия восприятия, воспроизведения и создания образов блудного характера.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех — Похотный взгляд на другой пол и пристрастие к красивым лицам):««Глаза у них исполнены любострастия» (2Петр.2.14); «не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9, 8). Как мысли блудные пробуждают в теле страсть и тело может быть доведено от них до настоящего блуда; так, с противной стороны, телесное впечатление вносит в душу блудную мысль. Яснее сказать: «от внутреннего блуда заражается и внешний, но и от внешнего возникает внутренний».

Читайте также

Глава 29: О том, что следует избегать бесед с женщинами и всего того, что возбуждает похоть

Глава 29: О том, что следует избегать бесед с женщинами и всего того, что возбуждает похоть 1. Из ПалладияМонах по имени Иоанн жил в городе Лико на вершине горы. Как — то мы зашли к нему, и он рассказал нам такую историю. В ближней пустыне был монах, суровый аскет,

1. О борьбе против помысла чревообъядения

1. О борьбе против помысла чревообъядения 60. Вопр. Как учит преподобный Нил противоборствовать первому из осми страстных помыслов, т. е. чревообъядению?Отв. “Если, говорит, стужает, т. е. сильный и всегдашний напор делает на тебя помысл чревообъядсния, представляя тебе

Глава 2: Сладострастие души посредством ума, сердца и тела, или похоть сердца

Глава 2: Сладострастие души посредством ума, сердца и тела, или похоть сердца Следующими грехами против седьмой заповеди являются блудные помыслы и похотный взгляд. Поэтому в этой беседе рассмотрим третий вид блудной страсти:Авва Серапион (Собеседования Иоанна Кассиана,

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Раздел 3.2: О роли зрения в развитии блудного помысла и похоти. Борьба с похотным взглядом О приражении

Раздел 3.2: О роли зрения в развитии блудного помысла и похоти. Борьба с похотным взглядом О приражении Разбирая тему “внешнее наблюдение”, мы говорили, что за то, на что человек обращает внимание, отвечает душа. Поэтому похоть очей можно назвать грехом неразумной части души,

Глава семнадцатая. О домохозяине, не имевшем органов чувств

Глава семнадцатая. О домохозяине, не имевшем органов чувств Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анатхапиндада, вместе с большой общиной монахов и проповедовал им Учение. В то время в той стране жил один очень богатый домохозяин. У

150. Забастовка органов чувств

150. Забастовка органов чувств Случилось так, что все органы чувств – глаза, уши, нос и т.д. – и другие части тела прониклись завистью к языку. Они сказали себе: “Ведь это мы изо всех сил трудимся, чтобы добыть пищу и передать её языку, он же один услаждается этой пищей”. Они

МОЛИТВЫ РАЗЛИЧНО ИСКУШАЕМОГО И ОБ ОТВЕРЗЕНИИ ОЧЕЙ ДУХОВНЫХ МОЛИТВЫ РАЗЛИЧНО ИСКУШАЕМОГО И ОБ ОТВЕРЗЕНИИ ОЧЕЙ ДУХОВНЫХ (СОСТАВЛЕНЫ СВЯТИТЕЛЕМ ТИХОНОМ ЗАДОНСКИМ)

МОЛИТВЫ РАЗЛИЧНО ИСКУШАЕМОГО И ОБ ОТВЕРЗЕНИИ ОЧЕЙ ДУХОВНЫХ МОЛИТВЫ РАЗЛИЧНО ИСКУШАЕМОГО И ОБ ОТВЕРЗЕНИИ ОЧЕЙ ДУХОВНЫХ (СОСТАВЛЕНЫ СВЯТИТЕЛЕМ ТИХОНОМ ЗАДОНСКИМ) Господи! Спаси мя, погибаю. Се бо кораблец мой бедствует от искушения волн, и близ потопления есть. Ты, яко Бог

Рис. 14.1. Восприятие картины нашего мира с помощью пяти органов чувств.

Рис. 14.1. Восприятие картины нашего мира с помощью пяти органов чувств. Разумеется, эта картина является оттиском наших свойств. Если кто-то от рождения лишен одного из органов восприятия, то его представление о мире отлично от нашего. Появись у нас дополнительный сенсор,

Рис. 14.9. Ощущение мироздания через пять органов чувств. Их сумма (?) дает нам картину нашего мира.

Рис. 14.9. Ощущение мироздания через пять органов чувств. Их сумма (?) дает нам картину нашего мира. Вопрос: В чем состоит необходимость изучения наук, ремесел, иностранных языков и т.д., если в духовном мире эти знания не понадобятся?Этот мир предстает перед нами таковым

Глава вторая. О роли матери в воспитании детей

Глава вторая. О роли матери в воспитании детей Материнская любовь— Геронда, как-то раз Вы сказали нам, что от любви человек растёт, зреет.— Просто любить кого-то — это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того

О развитии помысла

О развитии помысла ГРЕХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ по прохождении определенных стадий своего внутреннего развития.Первый момент — приближающееся к человеку извне некое духовное влияние, которое сначала может быть совсем неясным, неоформленным. Первичная стадия оформления —

О развитии помысла

О развитии помысла ГРЕХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ по прохождении определенных стадий своего внутреннего развития. Первый момент — приближающееся к человеку извне некое духовное влияние, которое сначала может быть совсем неясным, неоформленным. Первичная стадия

Глава 5. Я В РОЛИ СЛУГИ-ПЕРЕВОДЧИКА

Глава 5. Я В РОЛИ СЛУГИ-ПЕРЕВОДЧИКА Мы ехали, храня полное молчание. Возница пытался было задавать вопросы Флорентийцу, но получая односложные ответы, произнесённые сонным голосом, решил, что мы устали, должно быть, от долгого пути, и перенес своё внимание на лошадь.Лошадка

Глава 153: (О необходимости совершения полного омовения) в случае соединения мужского и женского половых органов.

Глава 153: (О необходимости совершения полного омовения) в случае соединения мужского и женского половых органов. 197 (291). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (мужчина) усядется меж четырёх

Современные формы вековых недугов

Фото: Пелагия Замятина, “Вечерняя Москва”

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человека. Причем в это понятие входит и определение «скверна», то есть зараза, нечистота.

В отличие от таких тяжелых физических заболеваний, как чума, сибирская язва или оспа, приводящих к смерти тела, «греховные эпидемии» влекут за собой не временную, а вечную погибель. И таких серьезных недугов достаточно много в современном мире.

Тревогу за состояние людей, зараженных грехом и принимающих его как норму, отчетливо передал в стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчев:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…».

Над заболеваниями души человеку дана власть — возможность контролировать собственное состояние. Ведь страсти — это лишь вожделения, которые он может принять или отвергнуть. Сам же грех представляет собой уже реализованное желание.

В этом и есть основное отличие праведников от людей, потакающих собственным прихотям. Подвижники сумели победить в себе движения души, влекущие ко греху, и не стали на них откликаться. Это, безусловно, требует от человека особых усилий воли, но именно такой путь предстоит преодолеть каждому христианину, который желает обрести вечную жизнь.

Чтобы начать борьбу с грехом, надо не бить наотмашь, а сопротивляться целенаправленно, необходимо знать «силы противника». Человек, встающий на путь исправления, должен определить причину греха и приложить усилия к ее устранению. Недостаточно сказать на исповеди: «Я совершил такой-то грех». Это все равно, что больной пришел к врачу и сказал, что у него насморк. Чтобы вылечиться, необходимо обследование, и чтобы врач установил причины болезни, обратившись к опыту, накопленному в медицине, и прописал лекарство, а не просто дал платок.

Читайте также:
Православие и гражданский брак: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Опыт определения духовных заболеваний оставили нам святые отцы. Проблеме классификации страстей посвящены труды учителей Церкви Евагрия Понтийского, преподобного Марка Подвижника, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Нисского, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других.

Наиболее же распространенной является типология, которая выделяет три основные страсти, порождающие другие вожделения. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, а по выражению святого апостола Иоанна Богослова, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Именно ими диавол искушал в пустыне Иисуса Христа. Спасителю было предложено нарушить пост и из камней сотворить себе хлеб, то есть удовлетворить похоть плоти. Затем Господь был поставлен на крышу храма, и искуситель предложил Христу доказать, что Он является Сыном Божиим, сбросившись вниз, — проявить гордость житейскую. В третий раз перед Ним во всем великолепии предстали земные царства, но, как и в остальных случаях, Господь отверг похоть очей.

До сих пор сребролюбие, чревоугодие и тщеславие составляют основу всякой порочности вне зависимости от состояния человека, его социального положения, обстоятельств жизни и т. д. Этим же объясняются и усилия злых сил, направленные на развитие в человеческой душе этих трех смертоносных болезней. Со временем появились лишь новые, «усовершенствованные» механизмы популяризации греха.

Одним из средств возбуждения в человеке похоти очей стало современное телевидение. Диавол рисует перед мужчинами и женщинами живописные картины порока, заставляя подвергаться страстным мечтаниям, привыкать к беззаконию и желать его. Искусство заставляет человека сопереживать, но чему?

Зараженная болезнью греха, бедная душа человека не стремится сопротивляться страстям. Подобным образом действуют и компьютерные игры, отвлекающие человека от настоящей жизни и вводящие его в мир иллюзий и обмана — греховный мир.

В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человекаФото: Пелагия Замятина, “Вечерняя Москва”

По слову Господа, пренебрежение нечистыми мыслями и взглядами опасно, поскольку сами по себе они уже являются согрешением (см. Мф. 5:28; 6:23). «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?», — эти слова Спасителя обращены к каждому человеку. Не компьютер греховен, а наше желание получить при помощи него греховное услаждение.

Воля людей, стремящихся к развлечению, настолько притупляется, что они напоминают бессловесных животных, «водимых природою» (2 Пет. 2:12). Апостол Петр словно описывает состояние таких людей: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:14).

Транслируемые по телевидению и через компьютерные игры образы влекут за собой похоть плоти. Приученный к вульгарным картинам, пошлым сценам, лицезрению ссор, насилию, «лёгким деньгам» человек невольно начинает подражать предлагаемой модели поведения. Он употребляет услышанные выражения любимых героев, считает нормальным выплеснуть гнев на окружающих, стремится жить «в свое удовольствие».

К еще более страшным последствиям приводит разжигаемая в человеке блудная страсть. Супружество воспринимается как средство удовлетворения своих плотских потребностей. Аборты стали воплощением человеческого чревоугодия и самолюбия, за которые приходится расплачиваться живым безгрешным душам. По решению родителей, или вообще одного человека, они обречены, не увидев этот свет, на смерть, а ведь Спаситель предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф. 18:10).

Господь дает людям ребенка, возлагая на них ответственность за чистую душу. Премудрый Творец уважает свободную волю человека, а люди, безумствуя, отнимают право выбора у еще не родившегося чада, уготовляя ему не радость жизни с Богом, а телесные страдания, которые дитя ощущает во чреве матери.

Другим проявлением житейской гордости стало массовое неверие современных людей. Атеизм — это религия себялюбия, убежденность человека в том, что бог — это он сам. Ему все дозволено, и он живет для себя. Страдающий этой духовной болезнью переносит смысл жизни с Господа на удовлетворение собственных греховных потребностей.

В результате человек ощущает разочарование, одиночество и отчужденность: люди кажутся ему «недостойной массой», а существование — мучением. Депрессия, алкоголизм, наркомания, суицид в большинстве случаев являются следствием неверия и жизни в свое удовольствие.

И все же, несмотря на широкое распространение «источников заразы», выбор — совершать грех или нет, всегда остается за человеком. Апостол Иоанн Богослов убеждает христиан не обращать внимания на соблазны, отказаться от привязанности к мирским удовольствиям, поскольку они лишают любви Божией. «Мир проходит, и похоть его, — говорит апостол, — а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15,17).

Верующего должна волновать забота о вечности, а все потребное для земной кратковременной жизни Господь дарует человеку по мере необходимости.

Опытным путем эту истину постиг мудрый христианский правитель Владимир Мономах, который может служить достойным примером для современного человека. Являясь великим князем, он мог потакать собственным прихотям, но стал на путь борьбы с мирскими искушениями и собственной жизнью доказал истины, о которых говорили великие аскеты.

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

В своем «Поучении» Владимир Мономах говорил, что через Спасителя людям было открыто, как тремя добродетелями — покаянием, слезами и милостыней можно преодолеть грех и спастись.

Перечисленные добродетели как раз и противостоят трем главным страстям, и потому безгрешная жизнь обретается взращиванием их в своей душе. Слезный плач о своих согрешениях помогает обуздать похоть очей: человек обращает внутренний взор на собственные пороки, а на окружающее смотрит с чистым сердцем. Милосердием побеждается похоть плоти и стремление к приобретению мирских благ, а покаяние развивает смирение, с помощью которого побеждается гордость житейская.

Конечно, без помощи Божией не может быть ничего доброго, поэтому Спаситель и говорит, чтобы Его последователи ограждали себя от соблазнов молитвой, внимательным отношением к своим поступкам, мыслям и словам. Господь Сам претерпел искушения, и теперь Он помогает каждому, кто борется с греховными недугами ради любви к Нему.

Искренне желающему исполнить заповеди Христовы не могут помешать внешние условия. Напротив, они становятся средством проявления любви к Богу и ближнему. В заключение хочется привести слова поэта А.Н. Плещеева, в которых выражена надежда на то, что, очищая свою душу от греховных недугов, можно надеяться обрести Господа еще в этой жизни:

«О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О, нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа».

Особенно актуальны эти стихи в дни Великого поста — прислушаемся же к ним!

Кто такой патриарх?

Авторитет патриарха высок не только в церковных кругах, но и для гражданского общества. Особое влияние на ход истории Первосвященники имеют в переломные времена, когда Предстоятель вынужден хранить Церковь и государство от смуты и раскола.

Значение термина «патриарх»

Изначально слово «патриарх» употреблялось в значении «отец», «начальник». Позже оно приобрело другие толкования. Так называют старейшину рода, главу семьи, человека, которого почитают за особые заслуги. Патриарх в религиозном мире — представитель высшего духовного сана, который управляет вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным синодом.

Патриархом избирают самого почитаемого и авторитетного священнослужителя. Его также называют Предстоятелем. Само это слово говорит о том, что патриарх должен быть первым, предводителем, примером для подражания.

Важно! В средствах массовой информации можно часто слышать формулировку «Глава Церкви», если речь заходит о патриархе. Это определение не совсем корректно, так как единственным главой Церкви является только Спаситель. Церковь основана Богом, и ее глава — Иисус Христос.

Становление Православия и первые Патриархи

В Ветхом Завете патриархами называли старейшин кочевых племен. Они жили обычной жизнью, занимались тяжелым трудом наравне со всеми, посвящали много времени молитвам, выполняли первые, самые простые богослужения. Древних Предстоятелей еще называли родоначальниками и праотцами. Позже патриархами стали называть глав Синедриона.

Важно знать! Синедрион — высшая церковная структура в древней Иудее.

Пока церковь была малочисленной, первыми Предстоятелями были апостолы — ученики Иисуса Христа. Первым христианским патриархом был Святой апостол Иаков. Он руководил самой первой христианской общиной в Иерусалиме. Его авторитет среди народа и духовенства был непререкаемым.

Именно он вынес решение, беспокоящее умы многих иудеев. Общество задавалось вопросом — обязательно ли новоначальным, пришедшим в христианскую веру из язычества, выполнять все обряды из Ветхого Завета. Иаков принял решение упростить обрядовые постановления Ветхого Завета, после чего они стали необязательными для всех.

Епископы стали преемниками и продолжателями дел апостолов. Патриархом стали называть самого уважаемого епископа, который пользовался большим авторитетом. Предстоятель — это особый церковный статус и титул. Когда произошел раздел на Православие и Католицизм, наименование патриарх осталось за восточной, Православной Церковью. Католики стали называть своего главу Папой.

Интересно! Православная Церковь (РПЦ) — самая крупная Поместная Церковь. Возникла она в 988 году, после Крещения Руси. По численности верующих Московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые — он насчитывает более 80 млн человек.

Церковная и общественная деятельность патриарха

Все обязанности Патриарха прописаны в церковном Уставе. Их число входит:

  • беспокойство о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;
  • председательство на архиерейских и Поместных соборах;
  • контроль за исполнением постановлений Собора;
  • поддержание церковной иерархии;
  • контроль над деятельностью архиереев;
  • представительская роль в отношении других Церквей и светских лиц.

Патриарх, как Первосвященник, совершает самые торжественные богослужения. Он вникает в подробности всех внутрицерковных дел, без его участия не принимаются важные решения. Также он определяет отношения между Церковью и государством, регулирует сотрудничество с общественными организациями.

Читайте о патриархах:

Патриархи Руси и их вклад в историю государства

Несколько первых столетий после Крещения Руси русская Церковь существовала без патриарха. Во главе ее стоял митрополит, который подчинялся Константинополю. После оккупации османами Константинополь утратил лидирующую позицию, и РПЦ потребовался свой патриарх. В 1589 году им стал Святитель Иов Московский.

Читайте также:
Пост и дети: можно ли детям поститься и как не навредить, что можно и нельзя, календарь Великого поста для самых маленьких

За все время после крещения Руси, в России было 17 патриархов, не считая местоблюстителей Патриаршего престола.

  1. Патриарх Иов. Первый русский православный Предстоятель. Патриарх уделял много внимания распространению в обществе богословских книг, поощрял развитие типографии. Иов отказался присягнуть Лжедмитрию, за что был низложен и сослан в монастырь простым монахом.
  2. Патриарх Гермоген. Гермоген получил почетный титул в Смутное время, поэтому ему пришлось противостоять изменникам русского государства. Первосвященник поддержал восстание под предводительством Минина и Пожарского, за что был заключен в Чудовом монастыре. Условия содержания в заточении были ужасными, второй русский патриарх скончался в темнице от голода и жажды.
  3. Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых. При Борисе Годунове он был отправлен в ссылку, позже был фактическим правителем государства при царе Михаиле Федоровиче.
  4. Патриарх Иоасаф I занимал пост недолго, но за время его руководства восстановили старые и воздвигли новые монастыри. Много внимания Предстоятель уделял печатному делу и издательству богословских книг.
  5. Патриарх Иосиф добился запрещения работы в воскресные и праздничные дни. Благодаря этому простые люди и крепостные могли посвятить день молитве и общению с Богом.

При его Патриаршестве были сделаны первые шаги к воссоединению Украины и России.

  • Патриарх Никонимел титул «Великого государя», принимал участие в решении всех важных государственных дел. Он вошел в историю как реформатор, изменив многие церковные обряды и заменив двуперстие троеперстием. Реформы породили раскол в Церкви. Борьба со старообрядчеством омрачала историю Руси несколько веков.
  • Патриарх Иоасаф II уделял много внимания миссионерской деятельности в отдаленных уголках России.
  • Питирим пробыл патриархом всего 10 месяцев, поэтому не успел внести весомый вклад в историю Православной Церкви.
  • Патриарх Иоаким боролся с иностранным влиянием на русское общество. При нем был издан Типикон, которым пользуются по сей день.
  • Предстоятель Андриан выступал против многих реформ Петра Первого, в частности — против курения и отмены русской национальной одежды. К тем изменениям, которые были призваны улучшить жизнь русского народа, Первосвященник относился с пониманием.
  • Патриарх Тихон стал Предстоятелем после двух веков, прожитых Церковью без Первосвященника. Он проявил особую смелость, обличая гонителей на христианскую веру и стараясь уберечь страну от Гражданской войны.

    Несмотря на то что предстоятель был арестован и не мог в полной мере участвовать в церковной жизни, он сформировал особую систему отношений Церкви и государства, которая помогла сохранить Церковь до конца коммунистической власти.

  • Патриарх Петр оказывал помощь заключенным и репрессированным. Он не согласился сотрудничать с органами власти в качестве осведомителя, после чего был приговорен к расстрелу.
  • Патриарх Сергий оказывал духовную поддержку советским гражданам во время Великой Отечественной войны. Первосвященник организовал сбор для помощи армии, призывал всех верующих неустанно молиться о победе.
  • Деятельность патриарха Алексия I была связана с восстановлением храмов, разрушенных в годы войны.
  • Патриарх Пимен продолжил дело своего предшественника. Помимо этого, он наладил связи с православными церквями других стран. Предстоятель Пимен получил свой титул в годы правления Брежнева и смог добиться практически полного прекращения гонений на Церковь.
  • С именем Алексия II связывают расцвет РПЦ и духовное возрождение России.
  • На сегодняшний день Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх Кирилл.
  • Разница между Папой Римским и Патриархом

    Патриарх

    • Высшая власть в Православии принадлежит только Собору епископов.
    • Патриарх оперативно решает текущие вопросы, но не вмешивается в деятельность епархий.
    • Православие не признает за патриархом непогрешимости.

    Папа Римский

    • Папа Римский имеет власть над всей Церковью в целом, и над епархиями в частности.
    • Он имеет полную верховную и вселенскую власть.
    • Католики считают, что Христос наделил их Первосвященника даром безошибочности и непогрешимости.

    Важно! Патриарх — это не высшая степень в духовенстве, а почетный титул. У носителя этого титула не больше прав, чем у любого другого епископа. Ему подчиняются не из принципа субординации, не потому, что он выше других в иерархии священнослужителей. Предстоятель пользуется особым авторитетом и уважением, поэтому к его мнению прислушиваются.

    Поместные Православные Церкви и их предстоятели

    Церковь — сложный организм, она объединяет много людей. Если ее Глава — Христос, тело — духовенство и верующие. Для слаженной работы организма существует специальная церковная структура и иерархия. Вселенская Православная Церковь была разделена на 15 Церквей. Девять из них возглавляет свой патриарх, остальными руководят архиепископы и митрополиты.

    Важно знать! Автокефалия — административная самостоятельность Поместной Церкви, право на самоуправление.

    Патриархи Поместных Церквей

    1. Предстоятель Варфоломей — патриарх Константинопольской Православной Церкви.
    2. Патриарх Феодор II возглавляет Александрийскую автокефалию.
    3. Иоанн Х возглавляет Антиохийскую Православную Церковь.
    4. Феофил III — предстоятель Иерусалимской поместной Церкви.
    5. Первосвященник Русской автокефалии — патриарх Кирилл.
    6. Илия II — Первосвященник Православной Церкви в Грузии.
    7. Патриарх Ириней возглавляет автокефалию в Сербии.
    8. Предстоятель Даниил — патриарх Румынской Православной Церкви.
    9. Первосвященник Болгарии — патриарх Неофит.

    Главой Вселенской Православной Церкви является Иисус Христос.

    Роль патриарха в истории государства важна, но все его действия отражают волю простых верующих. Именно простой народ является основным хранителем и носителем Православия.

    Патриарх: кто это, что означает титул

    Кто такой Патриарх

    Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

    Читайте также:
    Православие и ИНН: отношение церкви и мнение священников, духовная опасность, тонкости и нюансы

    Православные Патриархаты

    Существует 9 православных Патриархатов:

    • Вселенский Константинопольский Патриархат,
    • Александрийский,
    • Антиохийский,
    • Иерусалимский,
    • Московский,
    • Сербский,
    • Румынский,
    • Болгарский,
    • Грузинский.

    Патриарх Московский и всея Руси

    1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

    2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

    3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

    4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

    5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

    6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

    7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

    а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

    б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

    в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

    г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

    д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

    е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

    ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

    з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

    и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

    к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

    л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

    м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

    н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

    о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

    п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

    р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

    с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

    т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

    у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

    ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

    х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

    ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

    ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

    ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

    щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

    8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

    9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

    Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

    Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

    10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

    Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

    Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

    11. Сан Патриарха является пожизненным.

    12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

    13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

    Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

    14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

    15. В период междупатриаршества:

    а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

    Читайте также:
    Мощи святого Гавриила Ургебадзе: где находятся и как проехать, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

    б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

    в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

    г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

    16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

    17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

    а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

    б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

    в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

    г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

    д) иметь возраст не моложе 40 лет.

    Устав Русской Православной Церкви

    Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru

    Патриархи в России

    Пат­ри­арх пери­од прав­ле­ния коли­че­ство лет пат­ри­ар­ше­ства кано­ни­за­ция импе­ра­то­ры вре­ме­ни прав­ле­ния
    1 Иов 1589-1605 16 1989 Федор Иоано­вич
    2 Гермо­ген ­(Ермо­ген) 1606-1612 6 1913 Смутное вре­мя, Лжедмит­рий I, Шуйский
    3 Филарет 1619-1633 14 Михаил Федоро­вич
    4 Иоасаф I 1634-1641 7 Михаил Федоро­вич
    5 Иосиф 1642-1652 10 Михаил Федоро­вич и Алексей Михай­ло­вич
    6 Никон 1652-1666 14 Алексей Михай­ло­вич
    7 Иоасаф II 1667-1672 5 Алексей Михай­ло­вич
    8 Питирим 1672-1673 1 Алексей Михай­ло­вич
    9 Иоаким 1674-1690 16 Алексей Михай­ло­вич, Федор Алексе­е­вич, пра­ви­тель­ни­ца Софья, Иоан V, Петр I
    10 Адриан 1690-1700 10 Петр I
    Стефан Яворский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1700-1721 21 Петр I
    Синодаль­ный пери­од 1721-1917
    11 Тихон 1917-1925 8 1989
    Священ­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Крутиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1925-1936 11 1997
    12 Сергий 1936-1943 – место­блю­сти­тель; 1943-1944 – пат­ри­арх
    13 Алексий I 1945-1970 25
    14 Пимен 1971 – 1990 19
    15 Алексий II 1990 – 2008 18
    16 Кирилл 2009 – наше время

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Устав Русской Православной Церкви
    • Материалы Соборов
    • Журналы Священного Синода
    • Высший Церковный Совет
    • Межсоборное присутствие
    • Церковный суд
    • Архиерейское совещание
    • Богослужебные тексты
    • Программы и документы конференций и форумов
    • Офиц. заявления и обращения
    • Церковный диалог
    • Правовое управление (Юридическая служба)
    • Другие документы

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

    Архив

    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси

    1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

    2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

    3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

    4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем.

    5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

    6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает заседания Священного Синода.

    7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

    а) несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода;

    б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

    в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

    г) созывает заседания Высшего Церковного Совета и председательствует на них;

    д) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры членов Межсоборного Присутствия;

    е) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями;

    ж) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви;

    з) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

    и) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

    к) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

    л) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

    м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами;

    н) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов и епархий;

    о) утверждает журналы Синодов Экзархатов и Митрополичьих округов;

    п) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

    р) утверждает постановления высшего общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде;

    с) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных учебных заведений, а также иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом, за исключением ректоров духовных учебных заведений, а также игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения;

    Читайте также:
    Причастие в церкви: что это такое, что делать и как правильно подготовиться, особенности и порядок обряда

    т) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

    у) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

    ф) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

    х) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (правило 34 святых Апостолов, правило 9 Антиохийского Собора, правило 52 (63) Карфагенского Собора);

    ц) утверждает годовые отчеты епархиальных архиереев;

    ч) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

    ш) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

    щ) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

    ы) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

    э) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

    ю) награждает клириков и мирян церковными наградами;

    я) по представлению Учебного комитета утверждает создание новых кафедр в духовных учебных заведениях;

    я1) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

    я2) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

    8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

    9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

    Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

    Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

    10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

    Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси.

    Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

    11. Сан Патриарха является пожизненным.

    12. Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха Московского и всея Руси на покой принадлежит Поместному Собору. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора.

    13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

    Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

    14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в соответствии с законом.

    15. В период междупатриаршества:

    а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

    б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

    в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э;

    г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление всей Московской епархией.

    16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном в статье 2 главы II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

    17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

    а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

    б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

    в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

    г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

    Патриарх (церковный сан)

    Патриа́рх (греч. Πατριάρχης , от греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть») — титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей. Также титул старшего епископа в некоторых иных Церквях.

    Исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах. В любой автокефальной церкви Патриарх избирается Поместным собором.

    Содержание

    История

    В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт.5:1-32). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей.

    В период между заветами и новозаветное время титул патриарха носили председатели Синедриона.

    В ранней христианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин фигурирует в документах IV Вселенского Собора (451 год).

    Читайте также:
    Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

    В IX веке в Византии сложилось учение о Пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о Пентархии проникли и в русскую Кормчую Книгу (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.

    После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.

    Полная титулатура Римского епископа до 2006 года включала среди прочих титул «Патриарх Запада».

    В православии сан и звание Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён. Просто патриархах — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви.

    На Востоке

    С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.

    В России

    В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589 году.

    Первым Патриархом Русской Церкви стал Патриарх Иов (годы патриаршества: 1589—1607). Во время интронизации он был снова рукоположен в епископы. В 1606 году был избран Патриарх Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским собором, выбрал царь Василий Иванович Шуйский .

    Наибольшего могущества Патриаршая власть в России достигла при Патриархе Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича. В период патриаршества Никона произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Патриарха Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Русской Церкви.

    Патриарха Иоасафа I, который заступил на Московскую Патриаршую кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником с согласия царя сам Патриарх Филарет, но установленная форма Патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх, Иосиф, был избран жребием.

    Постепенное фактическое подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 году назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 году учредил Святейший Правительствующий Синод.

    Патриаршество было полностью восстановлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917—1918. В 1917 году Патриархом был избран святитель Тихон (Беллавин). После кончины Патриарха Тихона в 1925 году избрание нового Патриарха не проводилось.

    Уже в 1943 году был вновь созван Поместный собор. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосованием. Затем Патриархами были Алексий I, Пимен, Алексий II. В 2009 году шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран Кирилл.

    Положение о Патриархе в Уставе Русской Православной Церкви

    Основным документом о Патриаршестве в Русской Православной церкви является Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви. Согласно этому документу, Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя рек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

    В современном православии

    Титул имеют предстоятели церквей:

    В Католической церкви

    В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, а также иерусалимский патриарх латинского обряда.

    Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

    По состоянию на 2011 год в католицизме титул патриарха носят три епископа латинского обряда и шесть предстоятелей восточных церквей.

    Патриархия Литургический обряд Титул Страна Предстоятель
    Коптская католическая церковь Коптский Патриарх Александрии Египет Антоний Нагиб
    Маронитская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Бешар эль-Раи
    Сирийская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Игнатий Иосиф III
    Мелькитская католическая церковь Византийский Патриарх Антиохии Сирия Григорий III Лахам
    Халдейская католическая церковь Восточно-сирийский Патриарх Вавилона Ирак Эммануэль III Делли
    Армянская католическая церковь Армянский Патриарх Киликии Ливан, Турция Нерсес Бедрос XIX
    Иерусалимский латинский патриархат Латинский Патриарх Иерусалима Израиль Фуад Туаль
    Лиссабонский патриархат Латинский Патриарх Лиссабона Португалия Жозе да Круж Поликарпу
    Венецианский патриархат Латинский Патриарх Венеции Италия Франческо Моралья

    В Древневосточных церквях

    Титул патриарха носят главы ряда Древневосточных церквей

    Нетрадиционные патриархаты

    Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: