Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

7 таинств Церкви: чем исповедь отличается от покаяния

Покаяние – это не благодать в обмен на усилие, не прощение в силу словесного признания себя грешником и не решение психологических проблем. Так что же такое – покаяние?

Покаяние – наиболее знакомое и, если так можно выразиться, привычное таинство. В отличии от Крещения и Миропомазания оно может совершаться многократно, в отличии от Евхаристии требует менее напряжённой подготовки, а в отличии он Елеосвящения не предполагает состояния, которое могло бы быть несвойственно человеку в течение долгого времени.

Но в то же время, как и любое другое таинство, Покаяние – это вовсе не благодать в обмен на усилие, не прощение в силу словесного признания себя грешником и не средство решения психологических проблем.

Таинство Покаяния зародилось в Древней Церкви как таинство примирения. Здесь важно отметить, что свойственное многим сегодняшним христианам понимание греха как преступного действия против Бога и Его Закона, Древней Церкви свойственно не было. Таинством прощения грехов считалось, прежде всего, Крещение. Крестились в ту пору, по преимуществу, взрослые люди, решившиеся на этот шаг не спонтанно, а обдуманно и всерьёз. Прошедшие длительную (от года и дольше) подготовку, знающие, что вступают в общность тех, кто за веру гоним и кого жизнь по вере ставит вне закона.

Свойственное многим сегодняшним христианам понимание греха как преступного действия против Бога и Его Закона, Древней Церкви свойственно не было. Таинством прощения грехов считалось, прежде всего, Крещение.

Крестившийся твёрдо знал: в жизни после Крещения не должно быть места греху. Обещающий, по слову апостола Богу добрую совесть, должен быть верен своему выбору. В этих условиях Таинство покаяния служило не для еженедельного прощения мелких прегрешений каждого дня, а для восстановления отпадших грехом в единстве с Церковью.

Само представление Древней Церкви о грехе было в корне отлично от привычного нам. Грех не воспринимался как единичное или систематичное преступление Закона Божьего. Церковь видела в грехе, прежде всего, отчуждение человека от Бога. Лишение человеком себя благодатной жизни в Боге.

Вполне понятно, что в подобном осмыслении греха акцент делался не на конкретные поступки, а на грех как на явление, присутствующее или, напротив, отсутствующее в жизни человека. Согрешивший воспринимался как отпавший от церковного единства. Его покаяние не могло быть воспринято как одномоментное действие. Отчуждив себя от общения Церкви, согрешивший терял возможность участия в Евхаристии и даже предстояния вместе с верными. Внешним образом покаяния становилось восхождение: от предстояния вне собрания к предстоянию сначала отдельно от верных, потом совместно с ними и, наконец, к совместному участию в Евхаристии. Очевидно, что этот процесс был далеко не быстрым, покаяние занимало долгое время и то, что мы сейчас называем исповедью, лишь венчало этот процесс.

Согрешивший воспринимался как отпавший от церковного единства. Его покаяние не могло быть воспринято как одномоментное действие. Отчуждив себя от общения Церкви, согрешивший терял возможность участия в Евхаристии и даже предстояния вместе с верными.

К нашему времени многое изменилось. И, что хуже всего, изменилось понимание греха. От его сути – барьера между Богом и человеком, отчуждения человека от благодатной жизни в Боге, это понимание ушло далеко в сторону – в грехе стали видеть банальное нарушение заповедей.

Мало кто из современных священников не сталкивался с уродливым явлением: не в меру ревностный прихожанин исповедуется вечером, накануне Литургии, затем утром, вначале Литургии или перед ней. Однако и этого ему мало, он стремится попасть на исповедь ещё и ближе к концу Литургии, чтобы, как он думает, максимально очистить душу перед тем, как причаститься…

Фото: orthphoto.net

Но разве возможно приступить к Христовой Чаше чистым? Не этот ли самый прихожанин следующую свою исповедь начнёт с грехов, совершённых, пусть даже мысленно, непосредственно у самой Чаши? Не его ли, с позволения сказать, «духовная жизнь», самозабвенный, изматывающий, бесконечный бег на месте, где годами не изменяется не только ни один из регулярно исповедуемых грехов, ни даже порядок, в котором эти грехи называются?

Отчего так? Оттого, что подлинное покаяние, с осознанием греха как пропасти между человеком и Богом, с жаждой воссоединения с Богом в Его благодатной жизни, с готовностью к полной перемени образа жизни, подменяется примитивной интроспекцией чистюли: максимально вычистить душу к определённому моменту и всё. И неважно, что процесс выискивания и вычищения ни в коей мере не касается глубин души, что никакой серьёзной перемены, по сути, не происходит, что по прошествии означенного момента вновь начнётся накопление всё тех же грехов… исповедь превращается в самодостаточный, одномоментный акт, полностью подменяющий собой покаяние и, при этом, абсолютно чуждый ему.

Подлинное покаяние, с осознанием греха как пропасти между человеком и Богом, с жаждой воссоединения с Богом в Его благодатной жизни, с готовностью к полной перемени образа жизни, подменяется примитивной интроспекцией чистюли: максимально вычистить душу к определённому моменту и всё.

Другая современная беда – превращение исповеди в средство решения психологических проблем. Если условный «чистюля» занят только тем, чтобы назвать как можно больше грехов, то человек, пришедший на исповедь с желанием решить проблемы, о грехах может вообще не думать. У него наготове целый перечень проблем: внешних, отношенческих, душевных и любое сказанное священником слово рождает у него массу вопросов. Собственно, он и воспринимает исповедь как попытку развязать замысловатый морской узел из переживаний, вопросов и проблем. Он готов посвятить этому сколько угодно времени, но, вместе с тем, совершенно не готов к какому бы то ни было действию, если это действие не сделает за него священник. Поскольку единственная перемена, которой готов такой «кающийся», это перемена без его участия, то употреблять здесь слово «покаяние» совершенно излишне.

Для того, чтобы покаяние не выхолащивалось, не сводилось к механическому перечислению грехов, не подменялось псевдодуховной «психотерапией», нам, прежде всего, необходимо вернуться к изначальному, подлинно церковному, пониманию греха.

Грех – это всегда акт противления Богу. Согрешая, мы лишаемся участия в той божественной «жизни с избытком», которая дарована нам Христом. Лишение это происходит по двум причинам.

Грех – это сознательный отказ от жизни, выбор в пользу смерти и тления.

Во-первых, противящийся Богу не может пребывать в единстве с Ним. Во-вторых, Бог – Источник жизни для всего сотворённого. И противопоставляя себя Ему, мы отгораживаемся от Того, Кто дал нам жизнь и поддерживает в нас жизненные силы. Следовательно, грех – это сознательный отказ от жизни, выбор в пользу смерти и тления. Именно таким пониманием греха проникнуты молитвословия Великого поста. О покаянии как о преодолении греха именно в этом смысле говорит древняя аскетическая традиция.

Читайте также:
Отчитка отца Германа: отзывы, как попасть и приехать, от чего помогает

Осознание глубины собственного отчуждения от Бога и жажда воссоединения с Ним полагают начало покаянию. В этом процессе присутствуют и самопонуждение, и воздержание, и терпение, и рассуждение, и вера. Венчает процесс то, что мы привыкли называть изменением ума – полное переосмысление отношения к греху, когда привычное становится ненавистным, оправданное – неприемлемым, любимое – противным. Совершению этого внутреннего таинства служит таинство церковное, состоящее из молитв, исповедания и разрешения.

Исповедь постоянно сопровождает покаянное преображение души, исповедью подводится его итог, в исповеди же кающийся и получает разрешение, свидетельствующее о его восстановлении в достоинстве христианина, о его воссоединении с Церковью, о его причастности жизни в Боге.

Таинство покаяния

Покаяние – одно из важнейших таинств, совершаемых в церкви. Его часто именуют «вторым крещением», подчеркивая этим важность и необходимость этого обряда. Практика покаяния ведет историю из Библии, из Ветхого Завета, с рассказов о семье Ноя, спасшейся покаянием. Христиане апостольского времени стремились покаяться перед Богом. Сегодня в православии в современной церкви покаяние чаще всего объединяется с другим важным таинством – причастия. Одна из важнейших его задач – подготовка к причащению тела и крови Господа.

  1. В чем состоит суть настоящего покаяния
  2. История возникновения таинства покаяния
  3. Исповедь в Ветхом и Новом Завете
  4. Покаяние у христиан первых веков
  5. Общая исповедь
  6. Приготовление к исповеди
  7. Страсти
  8. Грехи
  9. Чинопоследование таинства покаяния
  10. Епитимьи в современной церкви
  11. Как происходит таинство покаяния

В чем состоит суть настоящего покаяния

Таинство покаяния заключается в том, что при видимом разрешении, прощении прегрешений кающегося находящимся вместе с ним в церкви священником на самом деле его грехи отпускает сам Бог. Именно Иисусу Христу исповедуется христианин, именно перед ним происходит истинное покаяние. Суть этого таинства в возвращении той чистоты, которая была обретена при крещении, омывшем все грехи с души принимающего его. Увы, по несовершенству человеческому грехи накапливаются вновь, отдаляя христианина от Бога. Возникает необходимость покаяться в грехах. Самостоятельно преодолеть эту преграду согрешившему не под силу. Лишь исповедь и таинство покаяния способны вернуть настоящее единение с церковью и Господом. Это непреложное условие для спасения души. Но только если обряд был проделан правильно, с истинным покаянием, а не формальным перечислением грехов. Большую опасность для христианской души таит «привыкание к исповеди», небрежение к таинству, потеря страха оскорбить Господа своими грехами.

Покаяние являет собой серьезный духовный труд, огромную работу над тем, чтобы совершенный грех стал чужд и ненавистен согрешившему. Покаянные усилия по искоренению греха воспринимаются Богом как величайшая жертва, самое значимое из того, что может сделать христианин ежедневно для Бога и собственной души. Плодом искреннего покаяния становится радость духовная, состояние благодати, примирение с Господом и людьми. Раскаявшийся грешник обретает в этом таинстве прощение, оправдание и освящение. Исповеданное прегрешение исчезает из его жизни, прекращает разъедать душу.

История возникновения таинства покаяния

Начало этого таинства исходит от Бога. Еще во время земной жизни Иисуса Христа он обещал апостолам благодать «вязать и решить грехи». Об этом говорится в беседе о прощении согрешающим. По воскрешении он даровал апостолам и их преемникам благодать отпускать грехи.

Исповедь в Ветхом и Новом Завете

Ветхозаветные тексты содержат несколько упоминаний о том, насколько большое значение имело покаяние уже в то время. Ярче всего это отображено в рассказе о Ное, проповедовавшем его. Увы, лишь его семья прислушалась к его словам, покаялась и спаслась. То же было и с проповедью пророка Ионы: услышавшие его ниневитяне покаялись в своих грехах, обратились к господу с молитвами и спаслись. В ветхозаветное время отпускал грехи только сам Господь. В Новом Завете рассказывается о том, как каялись в грехах люди, приходившие для крещения к Иоанну Крестителю. Вслед за ним призвал к исповеди и покаянию Иисус Христос. В основанной им церкви благодать и право отпускать грехи были доверены апостолам и их последователям. С апостольских времен и до наших дней практикуется исповедь.

Покаяние у христиан первых веков

В первый, апостольский век покаяние господу, в зависимости от тяжести греха, могло быть тайным или публичным. Открытое покаяние требовалось тем, кто совершал прегрешения, вызывающие соблазн в церкви и особенно тяжкие грехи. Особенно это касалось тех, кто не раскаялся. Публичная исповедь проводилась в тех случаях, когда после тайной исповеди и наложенной епитимьи грешник не исправлялся. В некоторых случаях наказание было настолько суровым, что грешник отлучался от церковного общения на несколько лет. Такой подход широко практиковался до IV века. К концу IX века публичную исповедь перестали применять.

Общая исповедь

Это вариант стал веянием последнего времени. Ее проводят при большом количестве собравшихся в храме кающихся, недостатке времени для каждого из них. Принимая участие в общих исповедях, важно помнить, что они не являются широко применимой нормой. Это лишь допущение, примененное в силу обстоятельств. Понимая это, священники перед разрешительной молитвой стараются выслушать краткую исповедь каждого пришедшего на покаяние. В силу нехватки времени при этом проговариваются только наиболее отягощающие совесть и угнетающие душу грехи.

Приготовление к исповеди

Цель приготовления к исповеди не в том, чтобы вспомнить как можно больше совершенных грехов и написать их длинный подробный список. Важность такой подготовки в достижении покаянного чувства и сокрушенного совершенными прегрешениями сердца. В таком состоянии сосредоточенной молитвы грехи станут очевидны и ненавистны.

Говение (подготовку к исповеди) советуют начинать за три дня, а еще лучше – за неделю до совершения таинства. При этом отказываются от всего, что могло бы помешать внутренней сосредоточенности. Для этого практикуют воздержание в разговорах и помыслах, в деяниях, пище, отказ от развлечений. Углубленная сосредоточенная молитва приводит к полному осознанию своих прегрешений и отвращению к ним.

Страсти

Страстью православие называет сильнейшую, всеохватывающую, устойчивую эмоцию, большое сосредоточение на предмете страсти, подавляющее все другие побуждения в человеке. Душа, пораженная такой страстью, становится уязвимой для греха. Православные аскеты из многовекового опыта наблюдения и борьбы со страстями вывели классификационные схемы. Из учений преподобного Иоанна Кассиана и его последователей Нила Синайского, Евагрия, Максима Исповедника, Ефрема Сирина, Григория Палама, Иоанна Лествичника можно узнать, что существует восемь присущих человеческой душе пагубных страстей:

  • тщеславие,
  • уныние,
  • блуд,
  • гнев,
  • чревоугодие,
  • печаль,
  • сребролюбие,
  • гордость.
Читайте также:
Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Грехи

Грех в христианстве характеризуется как беззаконие, нарушение нравственного закона, проявление страсти в делах, словах и помыслах. Выделяют грехи, совершенные против Бога, против ближнего или направленные против самого себя. К смертным грехам относят те, которые неизбежно ведут к гибели нераскаявшегося человека.

  • гордость,
  • блуд,
  • чревоугодие,
  • сребролюбие,
  • гнев,
  • печаль,
  • уныние.

К грехам, обращенным против Бога, относят неверие, кощунство, лицемерное, формальное поклонение, суеверие, маловерие, помыслы о самоубийстве и попытки совершить его. Против ближнего грешат нелюбовью, непрощением, ненавистью и зложелательством. Сюда же относят корысть, отказ в помощи, нанесение обид, вражду, проклятия и др. Против самого себя обращают уныние, пьянство, наркоманию, лживость, завистливость и др.

Чинопоследование таинства покаяния

Современное чинопоследование покаяния по большей части состоит из молитв. Основные обрядовые формы таинства начинают устанавливаться еще в апостольский век. С тех пор до наших дней сохранились такие составляющие литургико-богослужебной структуры:

  • устная исповедь, проговаривание своих прегрешений перед священником;
  • поучения и советы батюшки, принимающего таинство;
  • покаянная молитва самого кающегося и ходатайственные молитвы священника за душу грешника, пришедшего к покаянию;
  • разрешение от грехов.

За свои грехи кающиеся уже тогда несли духовные наказания (епитимии), которые выражались:

  • в лишении права причащаться и приносить приношения за не очень серьезные преступления;
  • запрете участвовать в собраниях верующих и присутствовать на литургии за более серьезные проступки;
  • самым суровым наказанием за совершение тяжких грехов (среди них прелюбодеяние и убийство) было изгнание из общины, лишь искреннее покаяние позволяло таким людям вернуться в число верующих.

Древняя церковь по строгости наложенных на них епитимий разделяла кающихся на 4 категории.

  • Плачущим не разрешали входить в церковь. Во время службы они оставались у паперти и со слезами молили идущих на богослужение христиан помолиться о них.
  • Слушающим позволялось стоять в притворе рядом с теми, кто готовится принять крещение. После благословения епископа они покидали храм вместе с ними.
  • Припадающим можно было участвовать в молитвах о кающихся вместе с верными. Припадающие должны были стоять в задней части церкви и после окончания молитв выходили из храма.
  • Купностоящим было позволено стоять службу рядом с верными до конца литургии. Но они все еще не допускались к причащению.

Епитимьи в современной церкви

«Епитимья» с греческого переводится как «наказание по закону». В применении к церковным обрядам значение слова несколько меняется. Епитимья становится не карательной мерой, а добровольным исполнением тех или иных благочестивых дел, предписанных кающемуся в качестве «духовного врачевания», нравственно-исправительной меры, духовного урока. Она сподвигает к молитве и духовному подвигу, помогающему искоренить сам навык совершенного греха. Назначенная священником епитимья должна восприниматься как воля Господа. При этом подвиги добрых дел, назначаемые в качестве епитимьи обычно бывают противоположны содеянному греху. Сребролюбцу назначают заняться благотворительностью, чревоугоднику – пост более чем всем остальным и др.

Как происходит таинство покаяния

  1. В церкви священник побуждает к искренности в раскаянии христиан, пришедших к исповеди. Для этого он читает молитвы, предписанные чинопоследованием этого обряда.
  2. Кающиеся подходят к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, и, как перед самим Богом, устно рассказывают (исповедуют) свои прегрешения, не таясь, не стесняясь, не пытаясь оправдать себя.
  3. Священник принимает исповедь, выслушивает рассказ о прегрешениях, дает советы и подсказки. После этого епитрахилью он покрывает голову раскаивающегося. При этом читается разрешительная молитва, в ней именем Иисуса Христа батюшка разрешает от исповеданных прегрешений. На этом этапе происходит незримое воздействие благодати – разрешение от грехов самим Господом. При этом раскаявшаяся душа освобождается от исповеданного греха и от наказания за его свершение в вечности. Происходит примирение с Господом, церковью и собственной совестью.

Важно! Грехи, ранее исповеданные и уже отпущенные батюшкой, на новой исповеди повторять не нужно. После обряда они объявляются «якоже не бывшими». Каяться в них следует, только если они были снова совершены уже после обряда покаяния.

Исповедь, покаяние и причащение могут проводиться и в домашних условиях. Это делается, когда церковное покаяние невозможно и таинство требуется тяжелобольному или умирающему человеку. Дома у кающегося применяется несколько иной чин исповеди, чем это происходит в стенах храма. При этом обычно родственники исповедующегося помогают ему на протяжении всего обряда, за исключением только самой исповеди. С ее началом они покидают комнату и возвращаются после разрешительных молитв. Чрезвычайно важно пригласить священника для осуществления таинств покаяния и причастия для умирающего, даже если всю свою жизнь он оставался маловерным. На смертном одре, под давлением последней болезни человек может, наконец, прийти к Богу. Для вечной жизни его души очень много значит то, что ему удалось принять покаяние и причаститься.

Весь жизненный путь христианина представляет собой нескончаемую борьбу со своим несовершенством, с прегрешениями, свершенными по немощности человеческой. И только покаянная исповедь, искренность сокрушенного сердца помогают по великой милости Божьей по-настоящему изменить свою жизнь, отказавшись от греха. Каждая искренняя покаянная исповедь становится своеобразной ступенью ведущей к праведности, умиротворению, примирению с Богом, людьми и собственной совестью.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое покаяние в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не стоит говорит о том, насколько является важным таинство покаяния, ведь без него вся православная жизнь просто невозможна, даже ее начало не может обойтись без покаяния. Поэтому верующий христианин постоянно возвращается к раскаянию, но не только мысленно, а обязательно деяниями своими, иначе выходит, что вера человеческая мертва без дел.

Читайте также:
Правила поведения в храме: важные моменты и нормы посещения для взрослых, особенности внешнего вида

Покаяние и раскаяние, в чем разница

Такая исповедь относится к одному из семи существующих Таинств в православной христианской религии и которая установлена самим Господом Богом. То есть это таинство представляет собой постижение своих греховных деяний, сожаление о содеянном и твердость в намерении больше не совершать подобного в будущем исправление содеянных грехов не только мыслью, но и делом.

Давайте же разберемся что такое покаяние и в чем отличия между раскаянием, исповеданием.

Раскаяние — своего рода осознание греховности и переживаний своих, связанных с подобным осмыслением. То бишь это не лишь сожаление о свершенных деяниях, которые не соответствуют существующим нравственным нормам и писанным заповедям, однако кое-что большее – раскаяние или другими словами неодобрение всего того что было сделано. Поэтому, для осуществимости такого обряда необходимо искренне и от всего сердца раскаяться и иметь твердое желание изменить свою жизнь.

Покаяние и исповедь, в чем разница? Различие заключается в том, что этот обряд человек совершает ежесекундно, каясь в молебне или же взывая к Господу дома, а также в церкви, но при этом не обращаясь к священнику на исповедание. Исповедь же заключается в том, чтобы, придя в Храм к священнослужителю верующий стал говорить о своих греховных деяниях пред ним, однако вместе с тем произнося эти прегрешения Всевышнему.

Святые отцы о покаянии

Святитель Исаак Сирин: «Что являет собой раскаяние? Покидание былого и всех печалей о нем, т.е. раскаяние есть вратами благодеяния, отворяя их тем, кто хорошо ищет. Через такие врата православные входят в Господню благодать и помимо этого выхода милости не обрести»;

Святой Силуан Афонский: «Вот знамение милования прегрешений: яко ты невзлюбил греходеяние, то Всевышний сможет простить греховные свершения»;

Святитель Фалассий: «Милование прегрешений и есть вольность от страстей, а те, кто не обретет от них свободу, тот не познает прощения».

Обращаясь же к огромному пастырскому опыту Христианской Церкви следует отметить, что такое покаяние в православии происходит в три этапа, то есть:

  • сразу же с осознанием содеянного греховного деяния;
  • по окончанию дня;
  • на исповедании.

В первый раз человек кается в тот период, когда понимает, что совершил грех, и даже если понимание греходеяния наступило тотчас по его учинению. Однако следует помнить, что медлить с обращением в покаянном молебне к Всевышнему не стоит (и прошением о получении помилования к человеку в случаи если верующий совершил греховное деяние против ближнего своего).

Но при этом большой ошибкой будет считаться откладывание покаяния на потом, оправдываясь тем что сейчас не самое удобное время и т.п. Греходеяние сродни недугу и чем раньше начать его лечение, тем успешнее и быстрее оно пройдет, поэтому чем раньше исповедаться, тем грех окажет меньший вред, т.к. находиться в прегрешении опасно.

По истечению дня человек мысленно вспоминает все произошедшие события и снова приходит к своему прегрешению. Немного пораздумаю о нем (то бишь в чем была причина, какие будут последствия и как со всем этим справиться), просит у Вседержителя помилования. Такой ежевечерний обряд способен помочь верующему христианину наладить более внимательное православное житие.

Во время проведения Таинства пред находящимся невидимым Господом Богом верующий просит прощения, а священнослужитель проговаривает разрешительную молебень, как бы свидетельствую перед Всевышним раскаяние в греходеянии православного верующего.

Вот такими молитвенными словами следует поякаться в содеянном:

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

После того, как произошло покаяние священнику в своих грехах и была прочтена соответствующая молитва, верующий христианин в завершение обряда должен приложиться губами к Кресту и Евангелие.

Пусть хратит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о том как правильно каяться на исповеди:

Православная Жизнь

Беседа посвящена исповеди и покаянию.

Основное содержание евангельской проповеди Христа Спасителя, заключено в простых, но весьма глубоких по смыслу словах: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Итак, главное условие вступления в Царство Небесное — покаяние. Как часто мы говорим о покаянии, как часто мы исповедуем грехи свои, но, пожалуй, не будет банальным и очевидным в который раз сказать о покаянии еще несколько слов. Кто-то чаще, кто-то реже, но все же каждый христианин приступает к Таинству исповеди. К сожалению, случается так, что человек, на протяжении многих лет посещающий храм, регулярно исповедающийся и причащающийся, может так и не осознать, что же такое на самом деле покаяние.

Покаяние и исповедь — не совсем одно и то же. Исповедь — это плач души, это лекарство, которое необходимо принимать регулярно, чтобы уврачевать раны души. Но покаяние, в отличие от исповеди, есть постоянная, каждодневная, иногда рутинная, работа над собой. Можно сказать, что покаяние — это особый образ жизни. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «покаяние — это наше возвращение к Богу… покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Очень часто исповедь сводится к простому перечислению грехов, при этом человек осознает свой грех не как грех, а как некий недостаток, прежде всего нравственный. Это первая ошибка. Ведь грех – это то, что мешает нам жить в мире с Богом, то, что удаляет нас от Бога как источника нашего бытия. Наверное, тому виной отчасти «советское» воспитание, которое в общем-то и неплохое, но базируется исключительно на принципах нравственности. Но ведь грех – это не только нравственный проступок. Например, что аморального в том, что человек борется за свои права, за право жить и радоваться жизни? Однако совсем другой пример отношения к своим правам мы видим в Евангелии и в житиях святых. Христос на Кресте не просил пощады, но лишь молил Отца: прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34).

Читайте также:
Рецепты кухни на Рождество Христово: традиционные блюда и меню праздничного стола

Таким образом, грех вовсе не ограничивается моралью, он намного шире. За нравственный проступок не очень-то уж и стыдно бывает на исповеди. Подумаешь, плохое слово сказал — ну и что, так все делают. К сожалению, исповедь часто сводится к некоему заученному наизусть формальному отчету о «проделанной работе», конечно же, отрицательной «работе». Но это неправильно, если на исповеди человеку не становится стыдно. Это уже вторая ошибка. У кающегося по-настоящему должны щеки гореть от стыда — от осознания мерзости и смертоносности греха. Конечно, это не значит, что надо впадать во все тяжкие, чтобы потом было в чем каяться. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом». Стоит задуматься, каким должен быть наш отчет на исповеди, насколько он должен быть глубоким и искренним, сердечным и полноценным, чтобы не было страшно потом.

Для этого прежде всего необходимо осознавать свой грех. Как же это сделать? И здесь всплывает третья ошибка – человек порой не замечает свои настоящие грехи. При подготовке к исповеди часто происходит зацикливание на себе, своем поведении, своих поступках, мыслях, делах… а самое главное ускользает из виду. И это главное – ничто иное, как отношение к ближним. Самолюбие и эгоизм – одни из самых распространенных пороков, которым подвержены очень многие сегодня и по причине которых мы в упор не замечаем ближних. Но ведь каждый человек без исключения – есть образ Божий. И что толку, если мы просим у Бога прощения за то, что не прочитали утреннее правило, а сами попросту ведем себя как махровые эгоисты, не обращая внимания на нужду ближнего, на его боль, на его печаль. Преподобной Паисий Святогорец высказал очень мудрую мысль: «Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним». А мы переживаем, что не всё правило вычитали. Неужели, если мы какую-нибудь молитву не прочитаем, тяжко согрешим против Бога. Да мы только себе сделаем хуже, потому что не испросим у Бога помощи, но уж точно не согрешим против Его святой воли. А вот если мы не уделим любви ближнему, вот тут мы уже напрямую грешим против Творца и против Его воли.

Наконец, четвертая ошибка – это самооправдание. Как часто, анализируя во время исповеди ту или иную ситуацию, мы начинаем оправдывать себя. В таком случае вся исповедь насмарку! Христианин должен научиться забывать о себе, о своем «я». Покаяние рядом не может стоять с самооправданием. И здесь вновь уместно вспомнить заповедь о любви к ближним. Что такое настоящая любовь? Это прежде всего жертва. Мать, которая любит свое дитя, забывает напрочь о себе.

Но что делаем мы? Мы ставим себя выше других и идем на исповедь. Мы считаем себя лучше других и идем на исповедь. Мы думаем, как бы нам поскорее попасть к священнику на исповедь и пойти уже домой, поесть что-нибудь, а до других, стоящих в очереди на исповедь, нет дела. Думаем только о себе. О себе вообще нужно забыть, если мы хотим принести достойное покаяние. И тут появляется еще одна ошибка, которая очень близка по характеру с самооправданием, – это ропот, который также имеет в основании самолюбие и эгоизм и противоречит духу покаяния. У преподобного Иоанна Лествичника по этому поводу есть такие слова: «признак прилежного пок­аяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся с ним видимых и невидимых скорбей, и еще больших».

Постараемся же приносить Богу достойное покаяние, сопряженное с любовью к Нему и ближним.

Священник Антоний Давиденко

Что такое БЛАГОЧЕСТИЕ? Как БЫТЬ благочестивым?

Троица · Библия Грехопадение · Спасение Иисус Христос Искупительная жертва · Христианское богослужение Вселенские соборы Эсхатология
п • о • р

Благоче́стие

— это истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении, равно как и в практических плодах братолюбия и внимания к нуждам ближних[
источник не указан 540 дней
].

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим. 5:4, Деян. 17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

В древнегреческой мифологии, когда Зевс решил погубить людей потопом, он разрешил спастись за благочестие супругам Девкалиону и Пирре[1].

Благочестие в Новом Завете

  • Является непреложным требованием к епископу или пресвитеру (Тит. 1:8).
  • Пусто и бесплодно, если не выражается в праведной жизни (Иак. 1:26).
  • Является результатом действия Божьей благодати в верующих (Тит. 2:11-12; 2Пет. 1:3).
  • Является великим приобретением, настоящей ценностью для человека (1Тим. 6:6).
  • Не является гарантией плотского благополучия (1Тим. 6:5).
  • Выражается в том, чтобы проявлять любовь и милость к страждущим и хранить себя неосквернённым от мира (Иак. 1:27).

Согласно словам Апостола Петра благочестие следует за терпением (2Пет. 1:6). Терпение, как пассивная добродетель, обнаруживает себя в непричастности ко злу. С этим созвучны слова Апостола Иакова, что если не обуздывать своего языка, то это пустое благочестие (Иак. 1:26).

Чистое благочестие, как пишет Апостол Иаков — призирать сирот и вдов. Это уже активная форма добродетели, т.е. делание добра (Иак. 1:27). Апостол Петр говорит о том, что в благочестии мы должны показать братолюбие (2Пет. 1:7). Братолюбие же означает не сказать лишь только: «Иди с миром, грейся и питайся», а давать «потребное» (Иак. 2:16).

Читайте также:
Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Значение слова благочестие

Я бы мог вам указать на то, что существует, кроме благочестия церковного, благочестие христианское, состоящее в братстве и любви, но вы этого не поймете, и я скажу вам только, что у нас благочестие подделывалось под царя, а не он следовал правилам благочестия.

Он встретил этих живых свидетелей среди Моравийских Братьев, которые подчеркивали, что истинное благочестие — это внутреннее благочестие сердца.

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные.

Посему благочестие и добродетели пустынных подвижников, в каких бы видах ни обнаруживались, равно тебе внушают благочестие и добродетели, соответствующие состоянию и обстоятельствам твоей жизни.

Это все равно, что одним махом уничтожить всю религию и все благочестие или, иными словами, утверждать, что не существует никакой религии, никакого благочестия и вообще никакого учения!

Вся жизнь устроялась по Евангелию Христову, в благочестии и святыне, поэтому и нередко можно было встретить горячее детское благочестие, продолжительные со слезами молитвы, любовь к богослужению, усердное стремление подражать подвигам святых отцов.

Одним только членам христианской церкви были предоставлены разного рода привилегии, способные вознести новообращенного с земли на небо, способные усилить его благочестие, обеспечить его благополучие и даже удовлетворить то тайное чувство гордости, которое под видом благочестия вкрадывается в человеческую душу; но вместе с тем всему человеческому роду дозволяли и даже предлагали приобретать это славное отличие, которое не только раздавалось в виде милости, но и налагалось в виде долга.

Так что начнем сначала.I. 1Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдаяИх старшинство согласно закону…Поскольку главная добродетель – определенное божественной природой благочестие, то в стихах на первом месте по праву стоят наставления в благочестии: как почитать существующих внутри мира богов соответственно их порядку, установленному законом демиурга – законом, который определил также и их сущность и поместил одних богов в первую небесную сферу, других во вторую и прочих – в третью, расположив их так, что они заполнили весь небесный свод.

Практическое благочестие

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

  • Искренняя любовь к Богу, к себе и к своему ближнему, а также ко всему Его творению. Милосердность.
  • Нищета духа (почитание себя за малость и возвеличивание Бога, всецелое упование и полагание только на Него Одного,а не на себя, других людей или что иное)
  • Сожаление и сокрушение о своих проступках, слабостях, падении нравов, как следствиях отдаления нас от Бога и Его замысла о нас.
  • Кротость (понимать,как самообладание, твердость духа, сдержанность, в сочетании с незлобием, мягкостью нрава, легкой отходчивостью).
  • Правдолюбие (честность и искренность), рассудительность (умение различать добрые дела, слова и помыслы от злых)
  • Милостивость (благосклонность, благодетельность; стремление одарить больше, чем было бы справедливо) . Чуткость, сострадательность, альтруистичность.
  • Умение примиряться с другими (прощать и просить других прощения, каяться). Участие в примирении других.
  • Хранение чистой совести (исполнение заповедей, постановлений и данных обетов) и стремление к её — совести- совершенствованию.
  • Стойкость в правде и терпение в перенесении испытаний и гонений («Мужество в скорбном посещении»). Непреклонность перед всякой ложью.
  • Смелое и открытое исповедание веры в Триединого Бога и несение Света веры в Него другим.
  • Слушание Слова Божьего и стремление жить лишь исполнением Его Воли.

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности, христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане призваны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

  • скромность;
  • смирение, кротость;
  • соблюдения норм приличия общества (культурных норм);
  • избежание соблазнов.

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

  • Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
  • Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
  • Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин призван прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…

Что такое Благочестие?


Добавить в избранное

Читайте также:
Божественное откровение: что это такое, понятие и виды, основные черты и истолкование

Благочестие — это способ жизни, мысли, планы, слова и поступки человека направленные на добрые дела. Это способность личности иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям.

И ни какое это не поповское слово! Благочестие – это счет Вашим добрым делам. Это одно из основных понятий, которые необходимо обязательно знать. Этот счет расходуется на собственные нужды человека. Чем больше добрых дел на счету, тем больше можно удовлетворить свои собственные потребности. Благочестивые поступки — это основа Вашей жизни!
К примеру, к человеку приходит материальное благополучие, финансовая независимость. Незримый Небесный банк, наделяет человека отменным здоровьем, финансирует семейное счастье, сопутствует Удаче — это и есть обоснованная благодарность этому человеку за Благостные дела.

Удачливость – это возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное Благочестие, проявленное Добро и Заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости. Не зря люди говорят: «Делай добро и бросай его в воду». Добро делают бескорыстно, иначе это не добро, а коммерческая сделка.

Удача, бывает, находит человека не там, где он сотворил добро. Удача может проявиться в самых причудливых и неожиданных формах. Главное, что удача – это результат проявленной доброты, накопленного благочестия. Люди обычно воспринимают удачу, как разновидность халявы, как что-то само по себе свалившееся на голову.

В мире ничего случайного не бывает. Сначала отдайте свою энергию в людей Любовь, Доброту, Уважительность, Заботливость, копите средства на счету Благочестия, и, лишь потом, Вы можете рассчитывать на удачу.

Когда запас добрых дел на текущем счету заканчивается, жизнь не идет к человеку навстречу, для него наступает черная полоса, которая длится, пока он не пополнит счет благочестия.

Бывает, человек, находящийся под властью энергии Невежества, уже имеет большие запасы Благочестия прошлого, которые он накопил ранее, может быть, в прошлой жизни. Необходимо отметить, что остаток Благочестивого счета, переходит в следующую жизнь. Человек, умирая, не может забрать с собой в будущую жизнь деньги, материальные блага. Пришел голый и уходит голый. Но остаток на счету Благочестия – переходит из жизни в жизнь.

Человек, например, получает удачное рождение в хорошей семье, в благополучной стране. Поэтому запас Благочестия могут иметь совершенно разные люди. В прошлой жизни он был, как мать Тереза, а сейчас – грабитель банков, жадный олигарх, коррупционер.

Ограбил банк, и всё сошло с рук, ограбил еще несколько раз и опять сошло с рук. И у человека складывается иллюзия о своей Безнаказанности, неимоверном Везении, что он Заговоренный. И вот наконец, запас Благочестия кончился и человек попался на очередном Корыстном преступлении.

Преступники, постоянно, живут по принципу “украл – выпил – в тюрьму”. Период поразительного везения, может продолжаться довольно долго и зависит от запасов Благочестия этой или прошлой жизни.

А, бывает, и такой простой случай – «украл – в тюрьму». Запасов Благочестия нет, поэтому сразу в тюрьму. Словом, если Благочестия на счету не осталось, жизнь заставляет человека задуматься, как правильно жить, как выйти из личного кризиса. Встать на путь добра, человек вновь может рассчитывать на успех.

Встав на путь зла при нулевом счете Благочестия, он загоняет себя в «красное» сальдо, и жизнь его превращается в одно сплошное страдание.

Любой человек, всегда должен задавать себе вопросы: — Я хочу иметь дом, шикарную машину, яхту. А имею ли я на это право?

Оправдано и справедливо ли мое желание стать миллионером? Хочешь иметь много денег, позаботься о силе Благочестия и добрых дел. Если Благочестие, не пришло из прошлых жизней Вам по наследству, необходимо делать всё возможное в этой жизни.

Добрые дела никогда не уходят в пустоту. Твори Добро, и тогда твоя мечта стать миллионером может стать явью.

Как определить своё благочестие, перешедшее из прошлых жизней?

Если, к примеру, человек родился в бедной семье или в семье, где скандалы, пьянство и драки – обычное дело, значит, у него проблемы с запасами благочестия. Необходимо сконцентрироваться на Добре, совершать только Благочестивые поступки, то есть зарабатывать себе банк благочестия здесь и сейчас!

За счет каких добрых дел пополняется счет благочестия?

Прежде всего, за счет помощи другим людям и живым существам. Сострадательный человек не просто горестно вздыхает около страдальца, а старается ему оказать реальную, разумную помощь. Ваши проявленные качества, как Милосердие, Щедрость помогут. Помогая другим, мы становимся Благочестивыми и, тем самым, привлекаем успех и удачу в собственную жизнь.

Весомые поступления на текущий счет Благочестия идут за счет распространения истинных знаний, правдивой информации.

Благочестие увеличивается за счет помощи родителям, учителям и вообще старшим людям. Существенные поступления на счет благочестия идут за счет благотворительности, гостеприимства, чистоплотности.

Благочестивый человек живет так, как будто ежесекундно за ним наблюдает строгий инспектор морали. Прежде чем что-то сделать, Благочестивый человек автоматически думает — как поступить. Поэтому Благочестивый человек – это Порядочный человек.

Что такое порядочность? Это – способность следовать моральным нормам, требованиям законов Мироздания, это неспособность на Низкие поступки, на неэтичность к близким людям или соперникам в трудной для них ситуации. Порядочный человек – это тот, кто научился на Земле быть Богом.

Как отражаются на судьбе Добрые Дела?

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

  • сквернословие, злоречие, пустословие

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.

Православное благочестие

Православный христианин по мере своего духовного роста понимает, что должен обладать многими христианскими качествами. Это и смирение, и милосердие, и забота о ближнем, и незлобие. Конечно, воспитать в себе такие высокие качества, порой, бывает очень трудно, но без них невозможно жить полноценной духовной жизнью. И в списке характеристик православного человека, несомненно, всегда попадается такое слово, как благочестие. Что же это такое? Какой он благочестивый человек?

Читайте также:
Рецепты постной выпечки: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции для приготовления пирогов и пирожков

Понятие благочестия

Происходит данное понятие из греческого языка, и уже из самого названия становится понятно, что речь идет о благой чести. В общем понимании можно сказать, что это постоянное, уверенное следование Заповедям Божиим и Церковным канонам. Благочестивый человек хорошо знает свою веру и старается выполнять все ее предписания для своего же блага на земле и после смерти.

Упоминание об этой благодетели мы видим и в Священном Писании, у апостола Петра. Он выстраивает такую цепочку духовного роста, где каждая следующая добродетель рождается из предыдущей: вера — добродетель — разумение — терпение — благочестие. Отсюда мы видим, что благочестие не только стоит на одной линии с важнейшими характеристиками христианского мировоззрения, но даже венчает их.

О других православных понятиях:

Внутренняя суть и смысл этого качества заключается в желании и стремлении следовать за Господом, исполняя Его Промысел о каждом человеке. А для этого у нас есть инструменты — это, прежде всего, Заповеди. Для их лучшего понимания и внедрения в жизнь мы имеем наследие от святых отцов, опыт Церкви. Получается, что благочестивый человек тот, кто идет по пути воцерковления и познания Бога.

Интересно! Эта добродетель имеет и внешнее проявление через манеру общения, облик человека, его речь, мимику и жесты. Благочестивый человек приятен, спокоен, сосредоточен, выглядит не вызывающе. Такие люди часто располагают к себе.

Венцом благочестия можно назвать состояние святости. Святость — это то состояние, к которому призван каждый человек. Христос, придя на землю и отдав свою жизнь за каждого из нас, даровал любому человеку спастись и стать святым. Конечно, святыми все не становятся, но у нас есть этот ориентир перед глазами, как пример правильно прожитой жизни. И благочестие в этом аспекте — путь достижения святости.

Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много. Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали. Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм. Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях. Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они. Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме. Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу. И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие. Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом. Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними. Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

О Божьих заповедях:

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

Читайте также:
Божественное откровение: что это такое, понятие и виды, основные черты и истолкование

Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?

Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.

Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.

Благочестие и смирение: в чем разница?

Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.

Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.

Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.

Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни. Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге. А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.

Как стать благочестивым человеком

Можно ли воспитать в себе благочестие, или это качество врожденное? Конечно, определенные наклонности у каждого человека свои. Кто-то действительно рождается с большими духовными дарами, а кто-то с меньшими. Но это совершенно не означает, что добродетели нельзя стяжать. Природные данные — это лишь повод понимать, куда стоит больше прикладывать своих усилий.

Благочестие можно в себе воспитать благодаря вниманию к своей внутренней духовной жизни. Человек, который искренне пытается отыскать свой путь к Богу, будет постепенно открывать для себя разные добродетели. Чтобы возвышаться в своей духовной жизни, нужно:

  • регулярно ходить в храм, воцерковляться, вести церковную жизнь;
  • приступать к Церковным Таинствам: исповеди, причастию и др.;
  • молиться, исполнять регулярное молитвенное правило;
  • читать Священное Писание, творения святых отцов.

Конечно, нужно понимать, что все эти действия ни в коем случае не могут быть механическими и машинальными. Нет никакого смысла молиться, если слова не вызывают никакого сердечного отклика. Простое вычитывание священных текстов не приносит никакой духовной пользы и не приведет к благочестивой жизни.

Самое главное в вопросе благочестия для православного христианина — сделать его настоящим, внутренним, а не показным. Никакое ношение длинных юбок и платков для женщин или бороды для мужчин не принесет плода, если при этом в сердце правит злоба, зависть и ложь. Проверить себя в этом не так сложно: достаточно задуматься, как мы общаемся и реагируем на наших ближних.

Поистине благочестивый человек никогда не бывает зачинщиком скандалов, он не начинает ссор и конфликтов. Такой человек не навязывает свое мнение, уважает взгляды и мнение других, даже если они отличаются от его собственного. Можно сказать, что христианское благочестие внешне выражается в воспитанности, вежливости и принятии других людей, хотя внутреннее наполнение намного более глубоко.

Напротив, благочестивый человек, даже попав в сложную или конфликтную ситуацию, всегда будет стараться как можно мягче из нее выйти. А если мы замечаем за собой, что, надев внешнюю благообразную маску, мы начинаем срываться на ближних, не уважаем чужого мнения и свободы выбора человека, а только лишь поучаем — до истинного благочестия нам очень далеко.

Чтобы не быть фарисеями, которых так обличал Христос, нам нужно все внимание и внутренние силы направлять не на окружающих нас людей, а на самих себя. Удивительно, но, исправляя себя и свою жизнь, человек начинает все меньше и меньше видеть недостатки других.

Внимание! Этот духовный закон работает всегда: сосредотачиваясь на своих грехах и недостатках, нам просто не хватает внимания замечать их в других. Это важнейшее и полезнейшее качество, помогающее встать на путь христианской жизни.

Но пока человек довольствуется только лишь внешней благообразной маской, за которой скрывает свои внутренние духовные неурядицы, да еще считает себя вправе поучать других — ни о каком истинном благочестии не может идти речь. Такие люди неизменно чувствуются: с ними неприятно общаться, не хочется делиться, рядом дискомфортно. При этом внешне человек может выглядеть как образ и подобие святости. Но это не есть христианское благочестие, а только лишь фарисейская маска, обличаемая Христом.

Благочестие-что это

Благочестие – что это? Православное благочестие в семье

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Не каждый современный человек понимает значение ряда церковных слов, составлявших основу лексикона наших предков. Увы, и простые слова – вера, надежда, любовь, чистота душевная, честность, – утратили свойственную им возвышенность, очень часто их не ценят, используя в контексте насмешки. Что говорит о целомудрии, благоговении, и благочестии…

Однако каждый воцерковленный человек приблизительно знает его значение и знаком с понятием благочестия. В нашей статье мы поясним значение этого прекрасного слова во избежание неловких ситуаций в церковной среде и для наставления многим.

Читайте также:
Мощи княгини Ольги: где находятся и как добраться, история и чудеса

Церковное благочестие в переводе

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой – как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Благочестие – перевод прекрасного греческого слова «эвсебия», активно использующегося нашими единоверцами. Пояснить это слово можно через ряд синонимов – это почтение к родителям и начальникам, уважение и любовь к ближним. Но главное для благочестивого человека – должное отношение к Богу и Церкви, почитание святынь и икон, правильное поведение в храме. Это слово определяет жизнь человека, живущего церковной, православной жизнью.

Изначальное значение слова «Церковь» – собрание учеников Христа, христиан; в переводе – «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться. Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм – одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей – например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Вот почему истинно благочестивый и воцерковленный человек постарается найти в Церкви круг общения, общину – именно к этому призывает нас Христос. Так люди поддерживают друг друга в добродетелях и добрых делах, помогают при необходимости, дарят радость – ведь и Господь дарует нам радость любви, радость созданного Им мира.

Книги о благочестии

Азбука Православной Церкви – это Евангелие, но каждый, не совсем понимающий слова Евангелия, может обратиться к толкованию Святых Отцов, например, святого Феофилакта Болгарского.
Православная литература об Исповеди – например, «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.
Руководства к духовной жизни – например, труда святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, а также современных старцев – игумена Никона (Воробьева) и Паисия Святогорца, афонского святого-чудотворца, хорошо знавшего проблемы современных людей.
«Практика современного благочестия» Николая Пестова – наиболее точно описывающая жизнь современного благочестивого человека книга. Ее автор – церковный богослов и историк, ученый, доктор химических наук, ушедший из жизни совсем недавно, в 1989 году. Этот человек вырастил троих детей, создал и сохранил благочестивую православную семью в безбожном советском государстве.

Как вести себя в храме благочестиво

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого – Нераздельной Святой Троицы.

Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;

затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;

к правому и затем к левому плечу, освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.

При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Есть несколько вариантов молитвы во время осененения себя крестным знамением:

прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;

к животу: «И Сына»;

к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

По другой традиции можно креститься три раза и перед каждым крестным знамением говорить следующие молитвы.

Перед первым: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» (или: «Пресвятая Троица, слава Тебе» – то есть обращаться к Богу в Трех Лицах);

Затем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»;

Наконец: «Все святые и Ангельские силы, молите Бога обо мне».

После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).

Войдя в храм, приобретите в церковной лавке свечи, напишите записки о поминовении близких. Вы увидите перед иконами особые позолоченные подсвечники на много тонких свечей и несколько толстых. Они находятся перед большинством икон, а также около иконы, лежащей по центру храма на отдельном наклонном столике – аналое.
Первую свечу ставят именно на центральный подсвечник, говоря про себя: «Господи, благослови! Пресвятая Богородица, спаси нас!» – затем к другим иконам. После постановки свечи крестятся и кланяются на алтарь. Во время богослужений свечи лучше не ставить. Смотрите по ситуации, креститесь вместе с другими людьми, кланяйтесь. В храме особо никто за вами наблюдать не будет.

Благочестивая женщина в церкви

Как и в любое место – на работу, в театр, в музей – в храм нужно быть одетым уместно. Мы приходим к Небесному Царю, к святым, чтобы благоговейно поговорить с ними, помолиться. Во многих фирмах сегодня требуют офисный черно-белый дресс-код. Так и в храме принят дресс-код, впрочем, не очень строгий.

Общее правило для посещения храма – не стоит особо привлекать к себе внимание (чтобы не отвлекать от молитвы), однако нужно быть одетой аккуратно и красиво (чтобы соответствовать торжественности и чистоте храма). По сезону можно надеть и сарафан на бретельках, майку – только чтобы они не выглядели вызывающе.

Часто в храмах создаются молодежные общины, где ребята общаются друг с другом. Так создаются многие православные семьи. И не будет никакого греха в том, что молодые люди будут выглядеть стильно и мужественно, а девушки покажут свою красоту и женственность, немного воспользуются даже косметикой – ведь сегодня в обществе легкий макияж уже стал почти гигиенической процедурой, его наносят, чтобы просто выглядеть аккуратно.

Начнем от обратного – что лучше точно оставить дома.

Не стоит надевать мини-юбки и топы с глубоким декольте.

Не надевайте вещи обтягивающие вещи летом, особенно с анималистическим принятом (зебра, леопард).

Не надевайте вульгарных вещей.

Если в наряде есть один яркий цвет – остановитесь на нем, добавьте монохромных цветов. Не стоит сочетать в наряде несколько очень ярких вещей, даже если в итоге получается ультрамодный образ.

Не надевайте просвечивающие топы – кружевные блузки и в обычной жизни стоит прикрывать кардиганом, например.

Не стоит надевать топы с большими, привлекающими внимание надписями.

Не стоит надевать брюки, джинсы, идя на службу. Зайти в церковь в таком виде можно, но вот причащаться и молиться за богослужением лучше в юбке. В большинстве храмов сегодня можно взять на время юбки на завязках, так что не смущайтесь и заходите смело.
Не создавайте… образ монашки! Правда, не стоит надевать на себя все самое темное, старое и закрытое. Сегодня женщина и особенно девушка в церкви, стоящая в такой наряде, вызывает вопросы, если только она не является трудницей монастыря и не вынуждена носить эту одежду по роду послушания (работы в обители).

Читайте также:
Правила поведения в храме: важные моменты и нормы посещения для взрослых, особенности внешнего вида

Что нужно взять с собой в храм

В первую очередь – платок. Женщины в России традиционно покрывают голову. Здесь много вариантов: косынка, шарф, палантин (лучше тоже без броских надписей).

В церкви можно находиться и просто в головном уборе – шляпке, шапочке, берете.

Отметим, что совершенно ничего страшного в том, что вы по движению души зайдете в храм без платка или не будучи крещены, без нательного креста. Косынки и платки дают на время (они обычно вместе с юбками висят в церковной лавке или у дверей в храма – это бесплатно), а крестик вы можете приобрести, если крещены, самый недорогой, чтобы со временем купить, какой понравится. Если вы не крещены и хотите это сделать – узнайте в церковной лавке о времени Крещения и подготовке к нему.

Благочестивая семья

Семья – основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу – залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Можно венчаться и если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди – секс до свадьбы называется блудом – и не совершать его более до Венчания.

Отметим, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.

Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Верность друг другу – также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена – один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.

Часто и верующему мужу или верующей жене удается воцерковить изначально не интересующуюся Церковью свою половинку – стоит только делиться своей радостью о Боге, не заставлять молиться подолгу, ходить в храм со своим супругом или супругой нечасто, но периодически.

Маска благочестия

Многие молодые женщины расстраиваются, когда с ними неприветливо обращаются церковные служительницы или бабушки-«завсегдатаи храма», пожилые прихожанки. Каждая из нас грешница, у каждой – свой жизненный опыт и душевные раны.

Если к вам обратились грубо, сделали замечание по одежде, скажите, что вы читали о том, как одеваться православной женщине, и стараетесь по мере сил соответствовать. При особо неприятном обращении, предложите подойти вместе к священнику и разрешить спор. Священников точно не стоит стесняться – батюшки, за редкими исключениями, адекватные, современные, добрые и внимательные люди.

Особенно некрасиво, когда считающие себя воцерковленными верующие люди говорят: «Этот ребенок (мужчина, девушка) не умеет вести себя в церкви (не так одет, не так крестится) – он одержим», то есть в него вселился бес.

Если вы пока неуверенно себя чувствуете в церкви – просто не обращайте внимания. Если же вы можете, старайтесь мягко увещевать таких людей: все мы несовершенны.

Слово «ханженство», то есть показное благочестие было известно во все века. Люди грешны, и многие, будучи не в состоянии получить уважение вне храма, в церкви пытаются чувствовать себя опытными, «мастерами» за счет других, пока невоцерковленных. Если вы замечали за собой или за другими, что человек одевается особым образом, все время хочет говорить тихим «смиренным» голосом, но осуждает других, не помогает, часто раздражается – такому человек, увы, стоит последить за собой. Недавно стала широко известна фраза самого Святейшего Патриарха Кирилла, ответившего на вопрос женщины о цвете одежды, что цвет гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к Православию в общем. Предстоятель Церкви имел ввиду, что, надев черное или темное платье, святой не станешь. Даже святая блаженная Ксения Петербургская носила красную кофточку и зеленую юбку – и эти яркие цвета не помешали ей стать великой праведницей.

Да хранит и бережет вас Господь от греха и дарует духовное зрение!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: