Покровители семьи: православные святые любви и брака, иконы, кому и как молиться

К какому святому обращаться с молитвой на любовь и личной жизни

Я была одинокой несколько лет. Сначала это ничем не мешало — училась, строила карьеру, встречалась с подругами… Потом они вдруг повыскакивали замуж, и даже в кино стало не с кем сходить. Я впервые ощутила укол одиночества, захотелось близкую душу рядом.

Но, к сожалению, никто из окружающих парней не казался мне парой — симпатии были, чувство дружбы и уважения было, а вот любви я не ощущала ни к кому.

Раньше я просила Господа помочь в обретении диплома, в поиске работы — теперь же стала просить об одном: научи мою душу любить мужчину, и чтобы эта любовь была взаимной. И Он услышал мои просьбы…

Как правильно молиться

Есть много сильных молитв, которые помогли тысячам православных. Впрочем, к высшим силам можно обращаться и своими словами. Главное, чтобы они шли от души.

Структура подобной молитвы такова:

  • сначала поблагодарите Господа за все то, что Он вам уже дал;
  • потом покайтесь в совершенных после последней исповеди или молитвы грехах;
  • и наконец, проговорите свое желание — просьбу об обретении любви, о замужестве или женитьбе, о счастливой семейной жизни, примирении со своей второй половинкой.

При этом все ваши мысли должны быть в молитве. Нельзя читать ее слова и при этом одним глазком смотреть телевизор или печь пирожки. Останьтесь в одиночестве, зажгите церковную свечу, перекреститесь, отриньте все сомнения — и только после этого со всем почтением обращайтесь к Творцу.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Если вас одолевают переживания, по возможности успокойтесь. Можно поплакать, если уж совсем не в силах выдержать одиночество, а вот заламывать руки и устраивать истерику не стоит. От такого артистизма молитва сильнее не станет. Наоборот, нервы и эмоции только отвлекут от самого важного — от общения с Творца или святыми.

Некоторые мистические сайты рекомендуют молиться в определенные дни недели, только в чистой одежде — но это уже ритуалы, которые приближают веру в Бога к магии. Православным людям следовать им не нужно.

О чем просить нельзя?

  • О плотских утехах. Для христианина молитва за любовь — это просьба, в первую очередь, о духовной близости. Отношения, к которым вы стремитесь, должны иметь логический конец — брак и рождение детей, а не «встречание», «совместное хождение по клубам», а потом поиск следующего «любимого»/«любимой».
  • О любви мужчины/женщины, связанных другими отношениями, а то и узами брака. Нельзя просить Господа разрушить одни отношения (даже кажущиеся вам шаткими и не крепкими) ради построения других. Особенно греховно просить Бога развести венчанную пару или пару с ребенком (детьми).

А если человек открыто говорит, что не любит, можно ли молиться о том, чтобы Господь послал в его душу любовь к вам? В данном видео святой отец зачитывает письмо прихожанки, в котором та рассказывает непростую историю своей жизни и просит совета. Это может быть полезно и вам:

Кому и как молятся о любви

Как правило, любовные просьбы мы адресуем святым, житие которых служит примером счастливых отношений. Также о любви обращаются к мученицам, избравшим Небесного Жениха и не побоявшимся отдать за Него свои жизни.

Богородице

К Деве Марии обращаются не только потому, что она заступница и помощница всех женщин. Царица Небесная была счастлива в браке — как нам известно, узнав о ее беременности и не совсем веря, что Мария носит сына самого Господа, Иосиф Обручник не отказался взять ее в жены, а маленького Иисуса растил как собственного сына.

Самая сильная молитва — это, конечно, «Неувядаемый цвет»:

Иконы Богоматери, у которых чаще всего молятся о замужестве
  • «Козельщанская». По легенде дама, которая привезла этот образ ко двору Елизаветы Первой, сразу же получила предложение руки и сердца. Поэтому, среди всего прочего, икона считается «брачной».

  • «Неувядаемый цвет». Выше я уже говорила, что особая молитва к этой иконе как раз считается самой сильной для одиноких людей.

  • «Неупиваемая чаша». Возле этой иконы молятся за людей, попавших в силки плохой привычки — сначала только за пьяниц, теперь и за наркоманов и даже игроманов. Обращайтесь к ней, если ваши отношения страдают из-за водки или наркотиков.

Святой мученице Екатерине

Это прекрасная и ученая девушка, отдавшая свое сердце Иисусу. За это ее всячески пытали язычники, а после отрубили голову, но она до конца своих дней осталась верна своему небесному избраннику, радуясь перед смертью, что вскоре предстанет перед Ним.

Великомученице Параскеве Пятнице

Эта святая при жизни дала обет целомудрия. Поэтому в первую очередь ей молятся девушки, отрицающие плотские отношения до брака.

Наши предки называли Параскеву «бабьей святой», считая, что она помогает всем женщинам, покровительствует домашнему хозяйству. Так что обращаться к ней могут и замужние, прося, чтобы в их доме царили порядок и взаимная любовь.

Читайте также:
Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Блаженной Ксении Петербургской

Эта святая известна своим подвигом юродства. Когда ее супруг, Андрей Петров, скончался, женщина очень тосковала по нему. Даже надела на себя его вещи и ходила в них по городу, рассказывая всем, что это Ксения давно умерла, а Андрей воплотился в ее тело. Говорят, подвигом юродства она искупала вину супруга перед Богом — он умер, не успев исповедаться.

Муромским святым Петру и Февронии, русским покровителям семьи

Жизнь этих людей — истинный пример верности. Князь не оставил супругу, хотя его бояре были против нее (девушка была из бедной, простой семьи), и отправился в добровольную ссылку, чтобы не расставаться с нею. Эти люди прожили долгую богоугодную жизнь, у них родились здоровые дети. Господь сподобил их даже умереть в один день.

Святой Матроне Московской

Эта святая при жизни была слепой (такой родилась), а потом у нее еще и отнялись ноги. Но женщина постоянно принимала у себя людей, идущих к ней с разными просьбами. Она утешала их и молилась за них Господу. Слава о Матроне быстро разошлась по стране, ее даже считали одним из «столпов России».

Кому еще молятся о любви или счастливой семейной жизни

  • В первую очередь, можно обращаться к Господу. К Нему мы можем посылать любые свои молитвы, ведь Он всемогущ.
  • К своему ангелу-хранителю. К нему тоже можно обращаться с любой просьбой — на то он Господом и поставлен, чтобы помогать нам во всем.
  • К святому покровителю, имя которого получили при рождении.
  • Николаю Чудотворцу. Есть легенда об отце, который не мог дать дочерям приданого и выдать их замуж. Он решил отдать их на блуд, но святой Николай ночью подбросил в их дом три мешочка с золотом. Девушки благополучно вышли замуж, а их отец раскаялся.
  • Апостолу Андрею Первозванному. Среди чудес этого апостола, совершенных во время просветительского путешествия по вверенным ему Христом землям, он воскресил супруга одной доброй женщины.
  • Мученикам Адриану и Наталии. Адриан сподобился мученической смерти за свою веру. Его супруга Наталия ухаживала за ним в темнице до его казни, а после была ему верна до самой своей смерти.
  • Праведным Иоакиму и Анне. Это родители Пресвятой Богородицы. Жизнь этой пары была счастливая и богатая, только детей у них не было. Они долго молились о потомстве, и наконец Господь послал им дочь.

А какие молитвы рекомендует священник для человека, твердо решившего, что не хочет уходить в монашество, хочет создать семью, но своей половинки пока не нашел? Отвечает батюшка:

Святые покровители семьи и брака

Несколько лет назад в России стал широко отмечаться День семьи, любви и верности, в который принято дарить подарки возлюбленным и […]

Несколько лет назад в России стал широко отмечаться День семьи, любви и верности, в который принято дарить подарки возлюбленным и женам и чествовать святых покровителей супружества Петра и Февронию Муромских.

Однако, Петр и Феврония — далеко не единственный пример святых супругов, воплотивших своей жизнью и воспитанием детей в верности Богу и благочестии идеал христианской жизни.

Представляем вашему вниманию святых покровителей семейной жизни, которым можно молиться о создании хорошей крепкой семьи и у которых есть чему поучиться в процессе ее построения:

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна (изображены выше) являются самыми главными покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями величайшей из людей — Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Иоаким и Анна жили праведной жизнью, творили добрые дела, однако люди презирали их за бездетность, которая считалась у израильтян наказанием за грехи.

В преклонном возрасте Господь послал им дитя — архангел Гавриил возвестил Анне, что она родит девочку. Дочь благочестивой четы была названа Марией, как повелел Ангел. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — великое утешение для бездетных супругов.

Святые Захария и Елисавета

Родители святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведные супруги страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.

Захария усомнился ангельском предсказании о рождении у его пожилой супруги сына и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она объявила, что назовет младенца Иоанном, cпросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи.

Святые праотцы Авраам и Сара

Их история похожа на две предыдущие. Долгое время у Сары не было детей, пока явившийся Аврааму в образе трех странников Господь не предсказал ей в скором времени рождение Исаака.

Святые мученики Адриан и Наталья

Супруги жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Адриан был начальником судебной палаты императора и был язычником, а его жена Наталия была тайной христианкой.

Читайте также:
Чудесная помощь и явления Пресвятой Богородицы: истории современных и известных чудес, свидетельства

Восхищаясь мужеством христиан, страдающих за веру, Адриан уверовал. После заключения, в котором его поддерживала супруга Наталия, Адриана вместе с другими мучениками подвергли истязаниям и убили.

Святая Наталия скончалась на гробе своего мужа.

Семья святителя Василия Великого

Мать святого, Эмилия, была дочерью мученика, нежно любила своего мужа и воспитывала в благочестии своих десятерых детей. Отец святого, Василий, был известным христианским адвокатом, оратором и законоведом. Его родители тоже мученически пострадали во время Диоклетианова гонения.

Пятеро из десяти детей Эмилии также стали святыми и глубоко почитаются Церковью — это сам святитель Василий, его брат Григорий Нисский, сестра Макрина, боат Петр Севастийский и сестра Феозва.

Царственные страстотерпцы

Семья последнего русского императора Николая Второго также может служить наилучшим примером христианского брака.

И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались облегчать друг другу общие труды.

Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал.

Они были единодушны всю жизнь и остались едиными и после смерти, разделив печальную судьбу отца-государя и матери.

Немного о святых Петре и Февронии Муромских

Муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна считаются покровителями семейного благополучия. Петр отказался от княжеской власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Супруги отправились в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали их обратно.

После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе.

Небесные покровители семьи, любви и верности

Памятник князю Петру и княгине Февронии Муромским. Фото: Marina Zezelina / Shutterstock.com

Вот уже 11 лет, с 2008 года, древний православный церковный праздник, день благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в России стал отмечаться и как праздник государственный — День семьи, любви и верности. Его светское значение невозможно переоценить, особенно в условиях сегодняшней демографической ситуации, когда бездетность и малодетность ставят под угрозу само существование русского народа, который уже в относительно недалёком будущем может оказаться в меньшинстве на земле своих предков.

Но только ли благоверные князь Пётр и Феврония являют пример семейной любви и верности? Не стоит ли назвать и другие славные имена из нашего прошлого? Об этом и многом другом мы побеседовали с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Союза православных женщин, кандидатом исторических наук Галиной Ананьиной.

Галина Васильевна Ананьина. Фото: http://ananina.ru

Галина Васильевна, в прошлом году мы беседовали с историком Дмитрием Володихиным, автором книги о святых благоверных Петре и Февронии, вышедшей в знаменитой серии ЖЗЛ. И обсуждали в том числе проблему мифов, существующих вокруг этой княжеской четы. Мол, как можно ставить в качестве примера бездетную пару? К сожалению, это миф очень живучий. Наверное, стоит его активнее опровергать, особенно учитывая значимость самого праздника?

Много лет назад, когда Предстоятелем нашей Церкви ещё был Патриарх Алексий II, мы с Его Святейшеством обсуждали в московском Даниловском монастыре вопрос, как можно ответить на распространяющийся в России «день Валентина», совершенно чуждый русским традициям. И в ходе именно этого обсуждения вспомнили, что среди наших святых есть удивительная семейная пара — Пётр и Феврония Муромские, чей пример любви и верности можно противопоставить навязываемым «валентинкам».

Речь о Дне семьи, любви и верности тогда ещё не шла, но прошло несколько лет, и в 2008 году был установлен этот государственный праздник. Один из немногих праздников современной России, который по-настоящему прижился, его приняли. Практически во всех регионах установлены памятники святым Петру и Февронии, и уже установилась традиция, что к ним после ЗАГСа с цветами идут молодожёны. Нередко около этих памятников чествуют тех, кто прожил в браке долгую жизнь.

Словом, этот праздник многим людям оказался очень близким, полюбился своей простотой. Простотой ромашки, которая стала его символом, его святыми с обычным для нашего времени именем Пётр и необычным Феврония.

Но действительно 11 лет назад, когда День семьи, любви и верности был установлен, о самих Петре и Февронии известно было очень мало (кроме их Жития, из которого мы ничего не знаем о детях этих святых). Но за прошедшее десятилетие были проведены серьёзные исследования, выпущены монографии, и сегодня практически доподлинно известно, что у Петра и Февронии было трое детей. Два мальчика, Юрий и Святослав, и девочка Евдокия, которая закончила свою жизнь в Борисоглебском монастыре недалеко от Мурома.

Читайте также:
Домашнее насилие: грех ли в православии, отношение церкви и мнение священников

А опровергнуть миф о бездетности святых несложно. Так, например, прямо сейчас наш замечательный скульптор Салават Александрович Щербаков готовит памятник, консультантом которого я являюсь. В этой скульптурной композиции благоверный князь Пётр и княгиня Феврония будут изображены вместе со всеми своими тремя детьми.

Хочется надеяться, что таких памятников будет больше. Но при этом не менее важно показывать, что и среди других русских правителей было немало и других примеров традиционных семейных ценностей, подлинной любви и верности?

Конечно. Абсолютно понятно, что такими же Небесными покровителями семьи, любви и верности является и венценосная семья Романовых — святые царственные страстотерпцы Николай и Александра.

И, осознавая это, мы стали задумываться, что у этого праздника могли бы быть разнообразные символы. Посмотрите: мы все знаем о Дмитрии Донском, многие знают и о Евфросинии Московской, Небесной покровительнице Москвы, но лишь недавно их стали отождествлять как семью, возводить им совместные памятники и писать их общие иконы. А ведь в этой святой семье родилось двенадцать детей! Восемь сыновей и четыре дочери.

Сейчас настало время, когда мы смогли посмотреть на эти семьи и их подвиги с другой стороны. А ведь те же благоверные князья, будучи подлинными символами России, её воинской славы, являются и символами отцовства, крепкой семьи.

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru

И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества.

Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится.

Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда.

Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств?

Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

Как нельзя забывать и о том, что княжна Александра Брячиславна была племянницей преподобной Евфросинии Полоцкой, самой почитаемой в Белоруссии святой. Сама благоверная княгиня Александра покоится во Владимире под спудом Христорождественского придела Успенского собора Княгинина монастыря и, что стоит особо подчеркнуть, является местночтимой святой Владимирской епархии.

Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения.

Подчеркну: это особенно важно именно сегодня, когда, с одной стороны, мы вместе празднуем 75-летие освобождения Белоруссии, а с другой — некоторые политики и публицисты пытаются представить наши отношения как сложные, причём не только в современности, но и в далёкой истории. Зачастую создавая абсолютно не соответствующие историческим фактам мифы. И пример князя Александра и княгини Александры помогает опровергнуть такие мифы и явить нашим народам их глубинную близость.

Вы уже сказали, что работаете над проектом к этой памятной дате — 780-летию брака святых Александра и Александры. А какие праздничные мероприятия пройдут в рамках этого проекта?

Всё промыслительно. Как говорится, за нас Бог и история: 12 июля состоится ежегодный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И именно в этот день там будет праздноваться День Союзного государства. Наше Женское православное патриотическое общество везёт туда выставку, одним из экспонатов которой будет репродукция фрески из Жития благоверного князя Александра Невского из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца.

Это будет практически в те самые дни, когда именно в Витебске в 1239 году состоялась помолвка князя Александра и княжны Александры. А уже 28 июля наша выставка прибудет в Торопец, где было их венчание. И эти две первые наши выставки в рамках проекта «Супружества благословение» через соединение святых Александра и Александры соединят Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

8 икон, у которых молят о замужестве.

В христианском понимании целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. В супружестве присутствие Бога подает надежду на то, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но покуда смерть не соединит супругов окончательно, после всеобщего Воскресения — в Царствии Небесном. С этим понимаем и нужно просить Бога о содействии.

Каждая незамужняя девушка мечтает обрести настоящую любовь, создать семью с достойным человеком и быть счастливой. Но случается так, что годы идут, а вторая половинка так и не встречается нам на жизненном пути. Чувства не подвластны логике и рациональному анализу, к ним нельзя применить теорию вероятности или рассчитать точку Х, в которой пересекутся дороги вас и вашего избранника. Чувства относятся к тонкому миру… в их обретение надо верить.

Считается, что любовь – это есть сам Бог. Поэтому кому, как не Ему молиться о замужестве? Примечательно, что в русской культуре об этом знали ещё с древних веков. Многие церковные праздники – Петров день, Святки, Красная горка – были неразрывно связаны с началом «свадебного» сезона, сватовства и брачных гуляний. Русская Православная Церковь никогда не порицала этих начинаний, ведь в основе её идеологии лежит уважение к семье.

Но с чего же начинать духовный поиск любимого человека? Посетите храм, обратись с молитвой об укреплении в вере к Всевышнему и Его угодникам, очистите помыслы от греховных мыслей. Церковь – это большая семья, которая с радостью принимает в своё лоно всякого, кто приходит к ней с искренними и чистыми устремлениями. А верующий человек – самый счастливый, ибо он знает, что о судьбе его заботится всемилостивый Бог. Именно к Нему обращена общая молитва о замужестве.

Молитва Господу Богу о замужестве

«О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона Петра и Февронии

С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями брака и семьи. Это не случайно: их житие – пример любви и верности, терпения и мудрости; пример того, что доступно только чистым сердцем и смиренным в Боге людям. Говорят, благоверные супруги помогают всем, кто приезжает к ним помолиться о даровании хорошего жениха, семейном мире, благополучии и вразумлении неверующего супруга. Ведь «жена есть уготована мужу от века». N.B. Романтическая история любви святых Петра и Февронии подробно описана в древнерусской повести священника Ермолая Прегрешного.

Молитва Святым Петру и Февронии о замужестве

«О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь».

Икона Николая Чудотворца

Бесчисленное множество чудес ежедневно совершается пмолитвам к святителю Николаю Угоднику: люди обращаются к нему в тяжёлых материальных обстоятельствах; перед трудной долгой дорогой; перед принятием судьбоносных решений, когда уже совсем опустились руки. Говорят еще, что Николай Чудотворец всегда помогает девушкам, просящим о благополучном замужестве и счастливой жизни с супругом в любви и согласии. N.B. По преданию святитель Николай тайно подкинул отцу семейства, из-за нищеты и голода отчаявшемуся отдать своих дочерей на блуд, три узелка с золотом. Эти деньги спасли семью от греха и позволили всем трем дочерям благополучно выйти замуж.

Читайте также:
Можно ли православным купаться в Мертвом море: разрешено или нет, ответы и советы священников
Молитвы Николаю Чудотворцу о замужестве

«О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков».

Икона Ксении Петербургской

По давнему народному преданию, Ксения Петербургская помогает девушкам найти своего избранника и выйти замуж. N.B. С историей Ксении Петербургской связано множество красивых легенд, вот одна их них. Однажды раба Божия Ксения пришла в гости к семье Голубевых, матери и дочери, и сказала юной девушке: “Эх, красавица, ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда.” “Как так? – спросила та, – у меня не только мужа, но и жениха-то нет”. “Иди”, – стого ответила Ксения. Мать и дочь отправились на Охту, – и что же они там увидели? Горько рыдавшего молодого вдовца, который при виде могильного холма над прахом любимой супруги, потерял сознание и без чувств свалился на руки подбежавшим Голубевым. Последние постарались привести его в чувство, познакомились с ним, и через год юная Голубева стала его женой.

Молитва Ксении Петербуржской о замужестве

«О, Святая всеблаженная мать Ксения! Под покровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богородицей, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения потерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила и под сенью Всемогущего покоишься. Помоги, Святая всеблаженная мать Ксения, младенцев светом святого крещения озарить и печатью дара Духа Святого запечатлеть, отроков и отроковиц в вере, честности, богобоязненности воспитать и успех в учении им даровать. Больных и в недуге учающихся, исцели! Семейным любовь и согласие ниспошли! Монахов подвигом добрым подвизаться удостой и от поношений огради! Народ и страну нашу в мире и в безмятежном согласии сохрани! О лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн помолись! Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”

Перед иконой Божией Матери “Неувядаемый цвет” молятся о сохранении чистоты помыслов и праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги, об избавлении от брани плотской. Также ей молятся при вступлении в брак и о счастливой семейной жизни. Говорят, что чистая и пламенная молитва перед этой иконой помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. N. B. Цветок на иконе символизирует непорочность Пречистой Девы, которую Церковь так и именует: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.

Молитва о замужестве пред иконой «Неувядаемый Цвет»

«О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Икона Параскева Пятница

Читайте также:
Барнаульское чудо: история воскрешения Клавдии Устюжаниной

Святой Параскеве Пятнице традиционно молятся о семейном благополучии и счастье. Девушки на выданье обращаются с просьбой о скором и удачном замужестве, а потом и о заступничестве в браке. До XX века икона святой Параскевы Пятницы стояла в каждом православном доме. N. В. Истинно женская икона, с которой издревле связаны все самые потаенные сердечные женские и девичьи чаяния.

Молитва Великомученице Параскеве Пятнице о замужестве

«О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу. Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны семы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона Божией Матери «Козельщанская»

Предполагается, что Козельщанская икона имеет итальянское происхождение, а в Россию её привезла одна из придворных дам во времена правления императрицы Елизаветы Петровны Романовой. Владелица образа внезапно получила предложение руки и сердца и благополучно вышла замуж. Возможно, именно поэтому ещё в те далёкие времена за образом закрепилась слава «помогающего в замужестве».

Молитва о замужестве пред иконой «Козельщанская»

«Богородице Дево Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианскаго! Чудотворней иконе твоей благоговейно предстояще, молим тя, услыши нас, молящихся тебе: приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых; ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносный язвы и от злых человек озлобления. О Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем. Осени вседержавным покровом твоим строители и благотворители святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот твоих, заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе твоей и молящияся тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да твоим окормлением управляеми, и покровом твоим осеняем и, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Икона Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Российского государства и особо почитается россиянами. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного – один из старейших знаков отличия (учрежден в 1699 году) и высшая награда Российской Федерации. Однако мало кто знает: иконе святого апостола советуют молиться родителям о целомудрии и благополучном замужестве дочерей.

Читайте также:
Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

Молитва:

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Икона святой блаженной Матроны Московской

Матрона Московская не даром считается покровительницей одиноких сердец и хранительницей семейных ценностей. Вознесенная ей молитва о замужестве считается очень действенной: многим девушкам она помогла создать крепкие семьи и обрести семейное счастье на долгие годы.

Молитва Матроне Московской о замужестве

Каноническая: «О, блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данноюти свыше благодатиюразличныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Народная: «Матушка Матронушка, помоги мне устроить личную жизнь. Помолись обо мне. Спасибо!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Чем отличается православный крест от католического?

Крест — один из символов христианской религии. Особо почитают его представители католического и православного течения. Но чем отличаются православный и католический символ христианства, многие верующие люди сказать не смогут.

Католический и православный крест: есть ли отличия в форме

В сознании большинства обывателей существуют католические и православные кресты, которые должны носить представители определённой конфессии.

Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью, так как и католики, и восточные христиане могут использовать кресты разных форм. Всего их существует три вида:

  • четырехконечный;
  • шестиконечный;
  • восьмиконечный.

Все эти символы обозначают очищение от грехов через страдания и надежду на воскрешение в будущем.

Читайте о кресте в православии:

Четырехконечный крест

Эта форма главного христианского символа является самой древней. Именно на таком кресте был распят Спаситель, и его изображение находят в раннехристианских катакомбах.

Наиболее распространён этот вид в западном христианстве, но в восточной ветви христианского вероисповедания его считают равнозначным всем остальным разновидностям святого символа.

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину. У восточных христиан дополнительная перекладина располагается под основной горизонтальной частью и означает «мерило грехов». Левая сторона, направленная вниз, символизирует нераскаянный грех. Правая часть, стремящаяся вверх — символ раскаяния и покаяния.

Интересно: в католической Церкви шестиконечный крест — показатель места священнослужителя в церковной иерархии. Этим атрибутом пользуются священники в сане архиепископа.

Восьмиконечный крест

В Русской и Сербской православных церквях наибольшее распространение получила восьмиконечная фигура. Её считают наиболее приближенной к той конструкции, на которой Сын Божий принял смерть.

Кроме подпорки для ног, обозначающей «мерило грехов», в верхней части креста располагается короткая перекладина, символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал «Иисус назарянин, царь иудейский». Эти слова заменили обвинение, которое так и не смогли сформулировать, судившие Христа люди.

Интересно: в католической Церкви крест с восемью концами — атрибут власти Папы Римского. Дополнительные элементы размещаются выше основной перекладины.

Различие католического и православного крестного символа

Главное их отличие заключается в изображении и надписях. Внимательно изучив их, можно практически с полной уверенностью сказать к какому течению христианства принадлежит этот предмет.

Надписи

Определить принадлежность предмета можно по надписи в его верхней части. В латинском варианте аббревиатура слов «Иисус назарянин, царь Иудейский» выглядит следующим образом «INRI». На восточнохристианском кресте могут располагаться надписи двух видов: IHHI или IHЦI. Кроме этой сокращенной надписи, на нём имеются следующие буквы:

  • IC XC — Иисус Христос;
  • ЦС — Царь Славы;
  • НК — НИКА, что означает победитель.
Читайте также:
Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Только у православного христианского символа на оборотной стороне находится надпись «Спаси и сохрани».

Изображение

Наибольшие отличия наблюдаются в изображении фигуры Спасителя. На православном изображении изображён Сын Божий, победивший смерть. Его руки с раскрытыми ладонями спокойно разведены в стороны. Создаётся впечатление, что Иисус обнимает всех людей. Голова окружена нимбом, а глаза открыты. Ноги стоят на перекладине, или прибить по одной к вертикальной части.

Читайте о Христе:

Католическое изображение Христа более реалистичное. Фигура буквально висит на крестообразной конструкции, прибитая к ней тремя гвоздями. На голову надет терновый венец, из-под которого на лицо течет кровь. Раны видны и на других частях тела. Глаза на его поникшей голове всегда закрыты.

Следует знать, что распятие у восточных христиан имеет плоский вид, а у католиков оно выступает над поверхностью.

Появление различий

Официально раскол в христианской церкви произошёл в середине XI века. Но уже к этому времени были заметны различия во внешнем виде священнослужителей, храмовой архитектуре, обрядах и внешнем виде церковной утвари. Со временем этот раскол усиливался, а его апогеем стали события, произошедшие в 1054 году, когда главы Восточной и Западной христианской церкви предали друг друга анафеме.

Значение для христиан

Один из главных символов христианской веры католики и православные почитают как обозначение победы Сына Божьего над смертью и надежды на вечную жизнь. Он защищает от злых сил и покровительствует в добрых начинаниях. Священник, надевая на человека при крещении нательный крестик, отдаёт его во власть Господа. Верующие люди носят этот предмет на теле как указатель на принадлежность к христианству и напоминание о великой жертве Спасителя, искупившем своей мученической смертью грехи людей.

Отличие католического от православного креста заключается в изображении, которое может быть помещено на любую форму. Отличить их довольно просто, но необходимо помнить, что любой крест напоминает людям об испытаниях, перенесенных Иисусом ради человечества. Истинность веры определяется не внешними атрибутами, а чистотой помыслов и стремлением жить по заповедям Господа.

Чем отличаются католические кресты от православных?

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Читайте также:
Православие и политика: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.

Поделиться статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).


Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова. Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа. Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.


Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа. Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены. Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.


Священник Афанасий Гумеров :

« В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. »

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: