Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

Супружеские отношения в пост: как быть?

Тема супружеских отношений во время поста неисчерпаема. Пост – время духовного труда и роста, поэтому сразу встают вопросы. Как быть с супружескими обязанностями в семейной жизни? Как вести себя, если супруг начинает требовать близости, а женщина говеет? С началом поста, особенно Великого (перед Пасхой) многие христиане сначала задают подобные вопросы сами себе. А потом обсуждают на просторах интернета, а также спрашивают у священников. При этом часто чистая, светлая и неземная жизнь противопоставляется низменным интимным отношениям. Из-за такого отношения и начинаются проблемы: как же совместить пост и близость?

  1. Физическая близость в пост и церковные праздники – грех или нет?
  2. Зачем соблюдать супружеский пост?
  3. Какая польза?
  4. Как правильно соблюдать супружеский пост?
  5. Как вести себя жене?
  6. Как поступать мужу?
  7. Как быть молодым супругам?
  8. Нужно ли каяться на исповеди, если в пост была супружеская близость?

Физическая близость в пост и церковные праздники – грех или нет?

Тема допустимости супружеской близости во время поста неспроста волнует многих семейных людей. Все дело в том, что Церковь не дает четких указаний, как в случае с другими грехами, где епитимия (наказание) однозначно.

Сегодняшний Типикон, по которому православные христиане живут и служат, вошел в обиход в XV веке. Согласно ему и общеприходской практике в пост нужно воздерживаться от интимных отношений. Однако запрет носит рекомендательный характер.

Зачем соблюдать супружеский пост?

Пост – жертва Богу, когда человек сознательно отказывается или ограничивает себя в разных удовольствиях (скоромная пища, просмотр увеселительных зрелищ, походы в театр, кино и так далее). И было бы странно, если бы христианин, отказываясь от одних удовольствий, занимался любовью, ведь он тоже дарит человеку радость и восторг. Было бы нелепо посещать богослужения, читать молитвы, каяться в грехах и развлекаться с супругом (супругой) в постели – говорит священник Павел Гумеров.

Какая польза?

Святой Василий Великий говорил: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом». То есть человек тренирует собственную волю, а значит, сможет удержаться от измен, и не будет давать повода для ревности, так как научился воздерживаться. Святой Иоанн Златоуст писал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени…», брак – это «врачевство, истребляющее блуд». Если же семейный человек совершенно не умеет воздерживаться, то в итоге, пресытившись второй половинкой, станет заглядываться налево.

Как правильно соблюдать супружеский пост?

Согласно правилу Тимофея Александрийского физические отношения запрещены накануне воскресенья, праздничного дня, среды и пятницы. И на протяжении 4 постов (Успенского, Рождественского, Великого и Петровского), Светлой Седмицы и Святок. Но, при этом воздерживаясь от физической близости, по словам апостола Павла (1Кор. 7:1-7), следует придерживаться трех условий:

  1. обоюдное согласие;
  2. для поста и молитвы;
  3. на определенное время.

Ситуации в семейной жизни бывают разными, поэтому нужно ко всему относиться со здравым смыслом и по возможности советоваться с духовным отцом. Например, при жизни святых Амвросия Оптинского и Серафима Саровского, которые считали обязательным воздержание в посты, практически вся Россия была православной. Люди с детства соблюдали посты, для них это было легко и естественно. В наше время многие семьи только начинают воцерковляться, и часто бывает, что один из супругов верующий, а другой нет. Как быть? Допустим, если жена хочет поститься, а муж нет, то женщина должна уступить и наоборот. «Духовно сильный в браке, должен дать возможность слабому назначить время и меру поста» – считает священник Владимир Головин.

Как вести себя жене?

Женщина должна помнить, что «глава семье муж». Кроме того, мужчине сложнее воздерживаться из-за особенностей физиологии. Поэтому он и должен решать вопрос о воздержании.

Как поступать мужу?

Мужчина должен понимать, что большинству женщин нужна не столько физическая близость, сколько уверенность в любви супруга. Если муж вдруг начнет воздерживаться от близости, ничего не объяснив своей второй половинке, то у жены появятся сомнения в верности супруга и его любви к ней. Поэтому мудрый муж компенсирует физическую радость, другими способами (подарки, комплименты и так далее).

Как быть молодым супругам?

Опытные духовники советуют новобрачным начинать не с воздержания, а с любви. Первое, чему учатся семейные люди – уступать своей второй половинке, любить ее больше, чем себя, вот это главная цель супружеской жизни.

Святой Иоанн Златоуст говорил, что если один из супругов против воздержания, то нельзя заставлять его насильно соблюдать пост. «Потому, что от этого происходит великое зло; прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство». Так многие жены, подают супругам «повод к распутству». А пользы от соблюдения поста в интимной жизни, если разрушается семья и/или один из супругов впадает в грех, нет никакой.

Нужно ли каяться на исповеди, если в пост была супружеская близость?

Даже если физическая близость произошла как уступка второй половинке, исповедоваться надо. Ведь пост нарушен – грех совершен. Более того, православные супруги не должны заниматься извращениями в сексуальной жизни, многие из которых стали нормой. Эти «излишества» из кинофильмов с пометкой 18+ – грех, это ненормальные супружеские отношения. Супруги должны уважать человеческое достоинство друг друга, желания, искать подход ко второй половинке. И помнить главную заповедь: «Да любите друг друга» Ин. 13,34–35.

Можно ли заниматься сексом в пост

  • Можно ли заниматься сексом во время поста: грех или нет
  • Почему в пост нельзя заниматься сексом
  • Секс во время поста: что говорит завет
  • Можно ли заниматься сексом в Великий пост — мнение священника
  • Исключения, когда разрешен секс с женой во время поста
  • Еще вопросы о супружеском долгу во время поста
  • Можно ли беременеть в пост
  • Если дети зачаты в Великий пост
  • Заключение

Секс в Великий пост — вопрос, волнующий многих православных христиан. В народе считается, что супружеские отношения от Прощеного Воскресенья и до Пасхи являются грехом, однако мнение церкви звучит по-другому.

Можно ли заниматься сексом во время поста: грех или нет

В целом секс во время любого поста, особенно Великого, считается нежелательным. Одни священники прямо запрещают прихожанам супружескую близость, другие в мягкой форме рекомендуют отказаться от интима.

Читайте также:
Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

Церковь придерживается мнения, что пост — не лучшее время для телесных наслаждений. По-настоящему тяжелым грехом нарушение целомудрия в этот период не станет, но вызовет определенное порицание.

Почему в пост нельзя заниматься сексом

Смысл Великого поста для верующих заключается в добровольном отказе от телесных удовольствий. На протяжении 48 дней православные христиане употребляют только самую скромную и простую пищу и ограничивают себя в увеселительных мероприятиях. Поскольку физическая близость между супругами тоже относится к приятным, но не обязательным занятиям, ее желательно исключить.

В пост рекомендуется уделить время молитвам и размышлениям — физические отношения будут отвлекать

В идеале на протяжении Великого поста все помыслы верующих людей должны быть направлены на духовные вопросы. Секс между мужем и женой попросту отвлечет их обоих от мыслей о Боге. Именно поэтому интим во время поста не одобряют, он сильно снижает полезный эффект от самоограничений.

Важно! В дни любых постов православная церковь не проводит венчальных обрядов, поскольку предполагается, что сразу после заключения брака молодожены вступают в интимные отношения и к тому же устраивают большое пиршество.

Секс во время поста: что говорит завет

В Священном Писании содержится немало высказываний относительно супружеской близости в пост. В первую очередь можно вспомнить слова из Ветхого завета: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Добровольный отказ от мирских удовольствий в принципе поощряется в христианстве, а более всего — в особенные дни церковного календаря.

Вместе с тем в Библии есть и другие слова относительно того, блуд интим во время поста или нет. В частности, апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам советует супругам не уклоняться друг от друга без нужды. Он прямо говорит, что отказываться от близости мужу и жене стоит только на время, для молитвы и других благочестивых дел. А после этого следует опять быть вместе, чтобы противостоять искушениям, ведь при физическом воздержании дьявол может соблазнять душу человека навязчивыми порочными мыслями.

Иоанн Златоуст дает следующее пояснение к этим словам святого Павла — если супруги будут слишком ревностно воздерживаться от близости, то, по крайней мере, один из них может столкнуться с сильнейшим искушением. Например, если для мужа отказ от секса окажется слишком тяжелым, а жена по-прежнему будет настроена на целомудрие, то супруг может решиться на измену. Прелюбодеяние же, с точки зрения церкви, является куда более тяжелым грехом, чем интим во время поста.

Можно ли заниматься сексом в Великий пост — мнение священника

Большинство батюшек в данном вопросе полностью согласно с позицией апостола Павла. Отказ от секса во время Великого поста может стать испытанием и своего рода подвигом для православных христиан. Но происходить воздержание должно исключительно по обоюдному согласию, нельзя, чтобы муж или жена принимали решение единолично.

Священники напоминают прихожанам о том, что супруги после заключения брака принадлежат в первую очередь друг другу, и только потом самим себе. Если кому-то одному тяжело дается воздержание, а второй отказывается от исполнения супружеского долга, это становится не благочестием, а эгоизмом. Некоторые батюшки утверждают, что ответственность за измену в такой ситуации ложится на того из супругов, кто не проявил внимания к близкому человеку и подтолкнул его к прелюбодеянию.

Священники советуют прихожанам отказываться от близости в пост только по обоюдному согласию между супругами

Совет! Если в паре один из супругов воцерковлен, а второй еще не пришел к православию, единолично устанавливать запрет на секс тем более нельзя. Это только оттолкнет сомневающегося человека от веры.

Исключения, когда разрешен секс с женой во время поста

Хотя церковь рекомендует по возможности ограничивать супружеские отношения в пост, из этого правила есть исключения:

  1. Физическая близость разрешена, когда один из супругов категорически против воздержания. Если муж хочет отказаться от интима вплоть до Пасхи, но жена не принимает его позицию, то уступка ее желанию не станет грехом. Церковь придерживается мнения, что в браке главное место должны занимать именно любовь и готовность идти на компромисс.
  2. Заниматься сексом во время поста можно, если и муж, и жена по согласию хотели ограничить себя в половой близости, но обнаружили, что это слишком тяжело. Священники напоминают, что лучше отступить от принятого решения, чем допустить многочисленные ссоры на фоне неудовлетворенности или до самой Пасхи думать только о физической страсти, которая стала недоступной.

Что касается религиозных правил относительно конкретных дней недели, то в пост заниматься интимной жизнью можно в ночь на субботу, на понедельник, на вторник и на четверг. В это время церковный устав допускает некоторое послабление.

Заниматься сексом в пост супруги могут, если хотя бы один из них против воздержания

Внимание! Под категорический запрет супружеский секс попадает только ближе к Пасхе, а именно — в Страстную пятницу. В самый скорбный день православного календаря верующие должны проводить время в молитве и размышлениях.

Еще вопросы о супружеском долгу во время поста

В Великий пост христиане интересуются отношением церкви не только к сексу, но и к продолжению рода. Не всегда понятно, можно ли зачинать ребенка в это время, и плохо ли, если женщина забеременела именно в период до Пасхи.

Можно ли беременеть в пост

Супружеские отношения во время строгого воздержания от физических удовольствий остаются нежелательными. И, тем не менее, церковь спокойно относится к нарушению данного правила. Близость между супругами является уступкой плотскому началу, но ни в коем случае не тяжелым грехом. И тем более не может считаться чем-то плохим зачатие ребенка. Ведь речь идет о зарождении новой жизни и своеобразном акте Творения по образу и подобию Божьему.

Если ребенок зачат в пост, с точки зрения церкви это ничем не грозит ни ему, ни родителям

Священники сходятся во мнении, что не стоит планировать зачатие в данный период времени специально. Но если интимная жизнь в пост по стечению обстоятельств привела к тому, что женщина забеременела, то пугаться не нужно, значит, на это тоже была воля Бога.

Читайте также:
Миссионерство: история и суть в православии, принципы и понятие, развитие в 21 веке

Если дети зачаты в Великий пост

Многие народные поверья утверждают, что дети, зачатые в пост, испытают много несчастий в жизни, или родятся больными, или станут неисправимыми грешниками, когда вырастут, в наказание за проступок родителей.

Мнение церкви совершенно однозначно — все подобные приметы нужно считать не более чем языческими предрассудками, сохранившимися с древних времен. Дети, зачатые и рожденные в любви и согласии в любое время года, всегда угодны Богу.

Заключение

Секс в Великий пост не является серьезным грехом, по мнению православной церкви. Отказ от близости приветствуется, но лишь в том случае, если и муж, и жена готовы подвергнуть себя такому испытанию.

О супружеской близости во время Поста: можно или нельзя?

Почему в пост нельзя заниматься сексом

Смысл Великого поста для верующих заключается в добровольном отказе от телесных удовольствий. На протяжении 48 дней православные христиане употребляют только самую скромную и простую пищу и ограничивают себя в увеселительных мероприятиях. Поскольку физическая близость между супругами тоже относится к приятным, но не обязательным занятиям, ее желательно исключить.

В пост рекомендуется уделить время молитвам и размышлениям — физические отношения будут отвлекать

В идеале на протяжении Великого поста все помыслы верующих людей должны быть направлены на духовные вопросы. Секс между мужем и женой попросту отвлечет их обоих от мыслей о Боге. Именно поэтому интим во время поста не одобряют, он сильно снижает полезный эффект от самоограничений.

Важно! В дни любых постов православная церковь не проводит венчальных обрядов, поскольку предполагается, что сразу после заключения брака молодожены вступают в интимные отношения и к тому же устраивают большое пиршество.

Духовную жизнь — на первый план

Страстную неделю также называют Седмицей. Это последние семь дней Великого поста. Верующие вспоминают страсти Господни в последнюю неделю его земной жизни. Иисус преодолевал последние преграды, которые отделяли его от Бога. Священнослужители считают Страстную неделю подготовкой к Великой Пасхе. В этот период верующие как бы «проживают» последние дни земной жизни Спасителя. Каждый из дней посвящён определённому событию из жизни Христа, он называется Великим.

В Великий понедельник церковь вспоминает последние беседы Иисуса со своими учениками и теми, кто приходил его послушать. Служится литургия прежде освящённых даров. В Великий вторник Господь рассказал своим ученикам о втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах. В песнопениях Святая Церковь напоминает об обязательности духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. В среду Иуда Искариот предал Спасителя за 30 серебренников. За это в храме читают молитву с поклонами. В четверг, день Тайной вечери, происходит одна из самых длинных служб в году. Служится литургия Василия Великого. В пятницу — день распятия Христа — из алтаря выносят плащаницу с изображением его во гробе. В субботу вспоминается погребение Спасителя. На вечерней службе начинают святить пасхи, куличи и крашеные яйца. В воскресенье — праздник Светлой Пасхи.

Во время Страстной недели на постящихся накладываются дополнительные запреты и ограничения. Все они сводятся к тому, что духовная жизнь выходит на первый план. Человек должен думать в первую очередь о спасении своей души и только потом о телесной оболочке. В храме увеличивается количество служб, верующим желательно не пропускать их.

Секс во время поста: что говорит завет

В Священном Писании содержится немало высказываний относительно супружеской близости в пост. В первую очередь можно вспомнить слова из Ветхого завета: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Добровольный отказ от мирских удовольствий в принципе поощряется в христианстве, а более всего — в особенные дни церковного календаря.

Вместе с тем в Библии есть и другие слова относительно того, блуд интим во время поста или нет. В частности, апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам советует супругам не уклоняться друг от друга без нужды. Он прямо говорит, что отказываться от близости мужу и жене стоит только на время, для молитвы и других благочестивых дел. А после этого следует опять быть вместе, чтобы противостоять искушениям, ведь при физическом воздержании дьявол может соблазнять душу человека навязчивыми порочными мыслями.

Иоанн Златоуст дает следующее пояснение к этим словам святого Павла — если супруги будут слишком ревностно воздерживаться от близости, то, по крайней мере, один из них может столкнуться с сильнейшим искушением. Например, если для мужа отказ от секса окажется слишком тяжелым, а жена по-прежнему будет настроена на целомудрие, то супруг может решиться на измену. Прелюбодеяние же, с точки зрения церкви, является куда более тяжелым грехом, чем интим во время поста.

Есть мясную и термически обработанную пищу


Willi Rolfes/imagebroker.com/Global Look Press

В пост люди отказываются от пищи, которая толкает человека к страстям, то есть дарит жизненную энергию, силу, напомнил в разговоре с NEWS.ru иеромонах Феодорит Сеньчуков. К ней относится мясо, птица, яйца, молочные продукты. Церковь предписывает есть овощи, фрукты, орехи, грибы. В Страстную неделю ограничения становятся ещё строже. В первые три дня положено сухоядение, то есть питание термически необработанной пищей. Исключение составляет серый и чёрный хлеб. Допустимо питаться варёной пищей. Без растительного масла. В Великий четверг же разрешается сделать послабление и добавить в рацион этот ингредиент. Также можно выпить немного вина для поддержания сил во время долгой службы. Самый строгий день поста — это пятница, когда Христа распяли. Верующие питаются только хлебом и водой. В субботу опять возможно сухоядение с бокалом вина в придачу. Ведь впереди ночная служба, нужно набраться сил. В воскресенье можно есть всё, что угодно, но знать меру. С непривычки пищеварительная система может дать сбой.

Соблюдать пост положено только взрослым и здоровым людям. Церковь даёт послабления детям, беременным женщинам, больным. Если по состоянию здоровья ограничения в пище человеку противопоказаны, не стоит себя мучить. Лучше «сделать упор» на молитву и покаяние.

Можно ли заниматься сексом в Великий пост — мнение священника

Большинство батюшек в данном вопросе полностью согласно с позицией апостола Павла. Отказ от секса во время Великого поста может стать испытанием и своего рода подвигом для православных христиан. Но происходить воздержание должно исключительно по обоюдному согласию, нельзя, чтобы муж или жена принимали решение единолично.

Читайте также:
Мощи святого Николая Угодника: история, где сейчас находятся, российские храмы с мощами святителя

Священники напоминают прихожанам о том, что супруги после заключения брака принадлежат в первую очередь друг другу, и только потом самим себе. Если кому-то одному тяжело дается воздержание, а второй отказывается от исполнения супружеского долга, это становится не благочестием, а эгоизмом. Некоторые батюшки утверждают, что ответственность за измену в такой ситуации ложится на того из супругов, кто не проявил внимания к близкому человеку и подтолкнул его к прелюбодеянию.

Священники советуют прихожанам отказываться от близости в пост только по обоюдному согласию между супругами

Совет! Если в паре один из супругов воцерковлен, а второй еще не пришел к православию, единолично устанавливать запрет на секс тем более нельзя. Это только оттолкнет сомневающегося человека от веры.

Работать по дому

Существует заблуждение, что работать нельзя всю Страстную неделю. На самом деле это не так. Церковь не запрещает выполнять свои служебные обязанности. Ведь в противном случае человек рискует благополучием семьи. А это считается грехом. Работы по дому с понедельника по четверг также разрешены. Как раз в это время нужно испечь куличи, покрасить яйца, подготовить чистую одежду для празднования Пасхи. Только в пятницу, субботу нельзя делать ничего по хозяйству, а также отложить любые косметические процедуры. Всё свободное время рекомендуется посвящать молитве и отпущению грехов.

Исключения, когда разрешен секс с женой во время поста

Хотя церковь рекомендует по возможности ограничивать супружеские отношения в пост, из этого правила есть исключения:

  1. Физическая близость разрешена, когда один из супругов категорически против воздержания. Если муж хочет отказаться от интима вплоть до Пасхи, но жена не принимает его позицию, то уступка ее желанию не станет грехом. Церковь придерживается мнения, что в браке главное место должны занимать именно любовь и готовность идти на компромисс.
  2. Заниматься сексом во время поста можно, если и муж, и жена по согласию хотели ограничить себя в половой близости, но обнаружили, что это слишком тяжело. Священники напоминают, что лучше отступить от принятого решения, чем допустить многочисленные ссоры на фоне неудовлетворенности или до самой Пасхи думать только о физической страсти, которая стала недоступной.

Что касается религиозных правил относительно конкретных дней недели, то в пост заниматься интимной жизнью можно в ночь на субботу, на понедельник, на вторник и на четверг. В это время церковный устав допускает некоторое послабление.

Заниматься сексом в пост супруги могут, если хотя бы один из них против воздержания

Внимание! Под категорический запрет супружеский секс попадает только ближе к Пасхе, а именно — в Страстную пятницу. В самый скорбный день православного календаря верующие должны проводить время в молитве и размышлениях.

Развлекаться и веселиться


Сергей Булкин/NEWS.ru

Поездки в торговые центры, посещение театра, просмотр развлекательных передач и фильмов, походы в гости — всё это «никак не вяжется для христианина с тем, что происходит во время Страстной недели», сообщил NEWS.ru священник, председатель информационной комиссии Московской городской епархии Александр Волков.

Нужно осознавать, что в эти дни происходит. Это страшные страницы христианской истории. Когда Христос прошёл страшный путь, чтобы искупить грехи человечества. Праздное веселье с этим несовместимо.

священник, председатель информационной комиссии Московской городской епархии

Во время Седмицы запрещены любые увеселения — свадьбы, дни рождения, корпоративы. По приметам тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, проплачет весь год.

Еще вопросы о супружеском долгу во время поста

В Великий пост христиане интересуются отношением церкви не только к сексу, но и к продолжению рода. Не всегда понятно, можно ли зачинать ребенка в это время, и плохо ли, если женщина забеременела именно в период до Пасхи.

Можно ли беременеть в пост

Супружеские отношения во время строгого воздержания от физических удовольствий остаются нежелательными. И, тем не менее, церковь спокойно относится к нарушению данного правила. Близость между супругами является уступкой плотскому началу, но ни в коем случае не тяжелым грехом. И тем более не может считаться чем-то плохим зачатие ребенка. Ведь речь идет о зарождении новой жизни и своеобразном акте Творения по образу и подобию Божьему.

Если ребенок зачат в пост, с точки зрения церкви это ничем не грозит ни ему, ни родителям

Священники сходятся во мнении, что не стоит планировать зачатие в данный период времени специально. Но если интимная жизнь в пост по стечению обстоятельств привела к тому, что женщина забеременела, то пугаться не нужно, значит, на это тоже была воля Бога.

Если дети зачаты в Великий пост

Многие народные поверья утверждают, что дети, зачатые в пост, испытают много несчастий в жизни, или родятся больными, или станут неисправимыми грешниками, когда вырастут, в наказание за проступок родителей.

Мнение церкви совершенно однозначно — все подобные приметы нужно считать не более чем языческими предрассудками, сохранившимися с древних времен. Дети, зачатые и рожденные в любви и согласии в любое время года, всегда угодны Богу.

Ругаться и выяснять отношения

Семейные ссоры и склоки лучше отложить. Главное для христианина во время Страстной недели — примирение с собой и другими людьми. Даже если кто-то нанёс обиду, её рекомендуется принимать «со смирением и молитвой», говорит Александр Волков. Потому что страдание Христа не идут ни в какое сравнение с мирскими переживаниями людей.

Спаситель за людей идёт на вольную смерть. Он переживает предательство своего ближайшего ученика и другие ужасные поступки людей. В эти дни нужно молиться за спасение души, — напоминает Волков.

Секс до брака

Почему православная церковь предостерегает молодых людей воздерживаться от интимных отношений до брака и сохранять целомудрие?

В Старом Завете описывается несколько случаев, когда блудники побивались камнями за прелюбодеяния. В чем причина такой жестокости?

В фильме «Десять заповедей» показана ужасная сцена убиения грешников камнями. Прелюбодеев привязывали за руки и ноги к кольям, чтобы они не могли укрыться, защититься, и весь народ бросал в них острые, огромные камни.

Читайте также:
Как читать Библию: основные правила и особенности, с чего начать и какую выбрать, советы для начинающих

Это действие имело два смысла:

  • первое — для устрашения и назидания;
  • второе — дети, рожденные от такой связи, несли проклятие в род, лишали его Божьей защиты.

Семья, не венчанная Богом, не может находиться под Его защитой.

Нераскаянные грешники сами себя отлучают от Таинства Исповеди и Причастия, живя по собственной воле под атаками дьявола.

Богословие интимных отношений

Православие приветствует половую жизнь между венчанной парой, как акт Божьего благословения. Интимные отношения в православной семье — Богом благословенное действие, которое предусматривает не только рождение детей, но и укрепление любви, близости и доверия между супругами.

О семье в православии:

  • О патриархальной семье
  • Обязательно ли православной семье быть многодетной?
  • Какой иконой благословляют на брак

Бог создал мужчину и женщину по образу Своему, Он сотворил прекрасное творение — человека. Сам Всевышний Творец предусмотрел интимные отношения между мужчиной и женщиной. В Божьем создании все было совершенно, Бог создал человека голого, прекрасного. Так почему в настоящее время человечество так лицемерно относится к обнаженной натуре?


Адам и Ева

В Эрмитаже выставлены великолепные скульптуры, демонстрирующие красоту человеческого тела.

Творец оставил людям (Быт. 1:28) Свое наставление:

  • плодиться;
  • размножаться;
  • наполнять землю.

Для справки! Стыда в раю не было, это чувство появилось у первых людей после совершения греха.

Как правильно православному верующему относится к животным

В современном мире людям не хватает душевного тепла, возможно, этим объясняется повышенный интерес общества к псам, котам и другим зверям, особенно эксклюзивных пород.

Как правильно православному верующему относиться к животным, можно ли их воспринимать, как членов семьи, держать в домах, попробуем ответ найти в Библии и писаниях Святых Отцов Церкви.

Животные в Библии

При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.

В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).

Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).

В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.

Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

Мнение святых об отношении к животным

Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.

Читайте о православных святых:

Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.

Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.

Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.

Христианство и милосердие

Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.

Читайте также:
Клирик: кто такой в православной церкви, значение и обязанности, деятельность, как стать

Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.

Важно! Христиане должны любить не только себе подобные создания. С милосердием относиться к творениям Божьим — закон любви Творца.

Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.

Любовь животных к людям

Нельзя переоценить роль собаки-поводыря, которая живет в доме слепого, помогаю тому передвигаться в пространстве. История полна случаями, когда животные спасали своих хозяев от смерти, предупреждая об опасности.

В мегаполисах одинокие старики, в основном далекие от христианства, находят спасение от одиночества и меланхолии в привязанности к котам, которые согреют при холоде и успокоят в тревоге. Однако нельзя превращать свой дом в приют для животных, пренебрегая интересами соседей. Негоже очеловечивать зверей, ставя их интересы выше человеческих.

Неотъемлемой частью христианской веры является милосердие, невозможно говорить о любви к людям, в то же время спокойно проходить мимо раненого или голодного зверя.

Уроки в школе любви

Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец, что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение.

Нам больно видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования.

Животные в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный, живой мир и учится любить и трудиться для других.

Конечно, если иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными, одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим, христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир.

Случайно ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными, окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви, возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при этом неизменную защиту у своих хозяев!

А все эти кошки и собаки изысканных пород. Цена иной киски близка к цене хорошей машины, и люди отдают эти деньги — вместо того, чтобы просто подобрать несчастного брошенного котенка у себя в подъезде. Думается, это уже не к животным любовь, а к себе.

Итак, возможно ли сформулировать некие принципы христианского отношения к животным? Об этом размышляет главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).

Наверное, нет ничего удивительного в том, что пастыри Православной Церкви «мало говорят на эту тему» — то есть о животных и о правильном, христианском отношении к ним. Согласитесь, трудно представить себе проповедь, посвященную этому вопросу и произнесенную с амвона. Тем не менее тема эта лично мне представляется и важной, и интересной. И вместе с тем — обросшей всевозможными предрассудками, усложняющими ее восприятие.

Разговор о месте «братьев меньших» в нашей жизни часто сводится к тому, можно ли держать дома животных, и если да, то каких. Взгляды пастырей на сей предмет расходятся. Кто-то считает, что никакой живности дома лучше не держать. Кто-то полагает, что можно, однако живность эта должна быть компактной и «чистой» — рыбки, волнистые попугайчики, кошка в крайнем случае, но никак не собака, поскольку она существо «нечистое» (хотя в христианстве нет разделения на чистых и нечистых существ!). Кто-то убежден, что роль животных в жизни человека исключительно утилитарна: корова дает молоко, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, из свиньи получается превосходное сало, и этого достаточно для определения отношения ко всем этим тварям. Как в таком разнообразии мнений разобраться? Да и надо ли, в принципе? Лично мне кажется — надо.

Мы живем в мире изломанном, искаженном грехом и страстями. И та красота, которая все же жива в нем, есть отблеск красоты иной: она напоминает нам о том, каким он был когда-то, о его дивной первозданной гармонии. И о том, какое место занимало в нем все то, что существует и по сей день: человек, живая и неживая природа, те самые братья наши меньшие, о которых здесь речь.

Что побудило всесовершенного, вседовольного, самодостаточного, ни в чем не нуждающегося Бога сотворить обитаемую вселенную? Только Его любовь, больше ничто. Любовь — в каждом мельчайшем фрагменте всего сотворенного. С какой удивительной премудростью и заботой устроено все в мире! Каждая зверушка, каждая букашка, каждая соломинка и травинка поражают продуманностью и совершенством.

Читайте также:
Что делать, просфора заплесневела: советы и ответы священников

Но нам кажется, что всё продумано, всё устроено исключительно для нас; и любовь, и забота Божии тоже лишь наш незаслуженный дар. Но может ли Господь, будучи самой Любовью, всё объемлющей, всё наполняющей Собой, кого-то этой любви лишить, кого-то ею обойти? Неужели ничто вообще не имеет цены на земле, кроме человека?

Да, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, — венец творения, чудное соединение плоти и духа, земли и Неба. Но и все прочее творение — не декорация, не фон, не какой-то необязательный придаток. Нет, в основе всего сотворенного — та же любовь Божия, от которой и которой все произведено, дивный мостик от небытия к бытию.

А почему кажется нам, что все только и всецело для нас и ни в коей, ни даже в самой маленькой мере не само по себе? Потому что в нашем духовно калечном состоянии центр вселенной сместился и оказался в тех границах, которые очерчены в ней контурами нашего же тела. И мы относительно всего уверены, что оно — для нас. И люди — для нас. И Бог — для нас. Что уж о живой и неживой природе говорить. И в каком-то смысле правда все это. Ведь, по слову блаженного Августина, Господь о каждом человеке заботится так, как если бы он был единственным в мироздании. Но и обо всех вообще — как об этом каждом.

Господь не только в пищу и в помощь дал нам животных, но и нас поставил ответственными за них. Поэтому и имена человек животным по повелению Божию нарекает (см.: Быт. 2, 19). И сама земля, на которой в особом ее месте, «в Раи сладости», обитал первозданный человек, была и остается его зоной ответственности — с того самого момента, как было поручено ему рай возделывать и хранить (ср.: Быт. 2, 15). Но не соответствуем мы возложенной на нас ответственности — как прежде, когда с грехопадением праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира, так и сейчас, когда мы пользуемся всем сотворенным с такой безалаберностью, словно и на самом деле после нас — лишь то, что было когда-то давным-давно: потоп…

Что значит относиться к животным по-христиански? Должны ли, могут ли они жить в доме у христианина? Как он должен с ними общаться, может ли он их любить? Наконец, довольно часто задаваемый вопрос: какова посмертная участь «тварей бессловесных», есть ли им место в «жизни будущего века»?

Не думаю, что кто-то дерзнет дать окончательный ответ на последний вопрос. Не свидетельствует прямо о том или ином варианте ответа Писание. Ни Новый, ни Ветхий Завет полной ясности в это недоумение не вносят. Что же до места животных в нашей жизни, в нашем быту, в наших сердцах…

Я уверен, что живое существо, которое живет — во дворе ли, в доме ли — просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви — сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был — собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, — бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Особенно важно это в наше время: современное устройство жизненного пространства отрывает нас от животных; и они, и самая природа вытеснены очень далеко за границы нашего повседневного бытия.

Сердце человека XXI века привычно жестоко: мы привыкли ко множеству вещей, к которым привыкать нельзя в принципе. Привыкли к войнам без видимых причин, к массовому убийству детей в материнской утробе. Мы привыкли к постепенному угасанию в убогих, нищих квартирках — без медикаментов и денег, на которые можно было бы их купить, — отдавших все родной стране стариков. Привыкли к бездомным, бомжам, умирающим от холода и голода на улицах, у наших ног.

Более того, мы находим этому успокаивающее нас — если не оправдание, то объяснение: «Эти люди в своей жизни сами что-то напутали, напортили, заблудились…». Или еще лучше, «духовней»: «Они грешили и теперь за грехи свои расплачиваются». Так мы отгораживаемся от единства, от общности наших судеб с их судьбами и с судьбой человечества.

Но вот бежит по улице стая бездомных собак. Им холодно, они отощали, их ребра торчат, а шерсть свалялась. О чем думаем мы, глядя на них? О том, что они могут кого-то, в том числе и нас, покусать. Мы можем заразиться бешенством и умереть. Это проблема! И ее надо решать. И проблема решается — когда посредством отлова, а когда и отстрела — прямо на наших глазах.

Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу.

Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают.

И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность — просто так — за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено?

Читайте также:
Детям о монашестве: детские лекции и рассказы о монахах и монашеской жизни

Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая…

Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?

Ведомо это Тому, Кто указал: праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). Ведомо Ему и то, что где милость, там и любовь.

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Читайте также:
Смерть Иисуса Христа - главные факты, дата и год, история и особенности

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

Как правильно православному верующему относится к животным

Животные в Библии

При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.

В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).


Встреча Иисуса с хананеянкой

Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).

В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.

Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.

Читайте также:
Лики святых: причисление к лику святости в православии, причины

Куда исчез левиафан?

Есть в Библии животные, наоборот, на первый взгляд — мифические, на самом же деле — вполне обычные. «Единорог» из книги Иова на поверку оказывается самым заурядным носорогом. А василиск, который упоминается в книге Второзакония (8:15), 90 псалме и книге пророка Иеремии (8:17) — просто вид ядовитой змеи, и не более. Как и большинство «драконов», которые в большом количестве (27 раз!) упоминаются в Библии. Это перевод древнееврейского слова «tannin», которое значит просто «крокодил». Крокодилы водились в Египте, откуда совершили исход израильтяне. Некоторые исследователи считают, что под этим словом может скрываться какая-то другая рептилия, а вовсе не нильский крокодил.

В некоторых случаях дракон, как и левиафан, — исключительно поэтический образ, и речи о каком-либо конкретном животном в таких текстах не идёт. Например, в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова дракон как образ диавола упомянут 13 раз.

Однако в одном случае в Библии встречается действительно самый что ни на есть настоящий дракон. Это случай в 14 главе книги пророка Даниила.

«Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.

И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни! Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов, и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой» (Дан. 14:23-29).

Чем закончилась эта история, можно прочитать начиная с 30 стиха 14 главы книги пророка Даниила.

Древнерусские былины, легенды средневековой Европы, сказания многих народов мира говорят о драконах — гигантских пещерных ящерах, которых во времена жизни героев этих былин и преданий ещё можно было встретить среди неприступных скал, болот и в других безлюдных местах. Большинство произведений о драконах — продукты языческого мира и языческого мышления. Драконы в них — воплощения нечистой силы или «боги», которым приносились человеческие жертвы в обмен на мир и благополучие городов. И только книга пророка Даниила первой раскрывает правду о драконе: обычное животное, пусть большое, которое люди придумали обожествить, как солнце или луну.

Кстати, последних глав, включая самую последнюю, 14-ю, нет в еврейском подлиннике книги пророка Даниила. Они дошли до нас только на греческом.

Упоминания таких загадочных существ есть и в других местах Библии. Например, «летучий дракон» в книге пророка Исаии. Даже описание левиафана в книге Иова очень напоминает предания о драконах:

«От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов 41:10-13).

Тем не менее, в остальном оно — описание реального животного.

Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что последние мамонты и динозавры исчезли уже «при жизни» человека. Люди застали этих мощных гигантов, предания о чудовищах есть практически у каждого народа. Как знать, может быть, средневековые драконы и левиафан, плавающий среди кораблей, — не такой уж вымысел и поэтический образ?

Ведь неслучайно пророк Ездра упоминает бегемота и левиафана как животных пятого дня творения — тех самых «пресмыкающихся», над которыми не была дана власть человеку:

«Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь. В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся» (3 Ездр. 6:48-53).

Отношение христианства к животным

Бог создал всякую тварь, и относиться к ней надо, как к Его творению. Вначале Всевышний Творец создал флору и фауну, а после этого сотворил человека. Адам стал хозяином Эдемского сада, ему Бог предоставил право давать имена зверям, птицам, поэтому человек обязан почитать творения Бога.


Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Исходя из 10 заповедей Божьих, христиане должны на первое место любовь и почитание Бога, а затем человека, к животным нельзя относиться, как к людям.

Холодный российский климат, особенно на севере, не стал поводом держать псов в доме, их использовали на охоте, для охраны, в упряжках.

Для охраны городской квартиры псов вначале селили в коридорах, но по мере выведения декоративных пород домашние питомцы постепенно перебрались на диваны и даже в постель к хозяевам, порой имея свое место и за столом. Собака не может заменить друга — человека, ибо она не создана по Божьему образу.

По замыслу Божьему только человеческая душа является бессмертной. Святитель Василий Великий с возмущением осуждал некоторых философов, говорящих об однородности человеческой и животной души.

Христианство не отрицает заботу о домашних животных, но при этом, не поощряет усиленного внимания к питомцам, которое превышает заботу о людях. Некоторые владельцы собак и котов любят их больше, чем детей и соседей.

Читайте также:
Рецепты блинов на Масленицу: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Важно! Православие ни в коем случае не хочет дискриминировать роль животных, христианство призывает относиться к людям, как к людям, а к собакам и котам, как к животным.

Порой, особенно в западном мире, отношение домашним любимцам доходит до абсурда. Собакам и котам оставляют наследство, их выбирают подружками на свадьбы, на них женятся.


Православная церковь говорит, что отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им

Называя животных человеческими именами, люди сознательно грешат против Церкви, ибо каждое имя берется из святцев. Подобное кощунство является поруганием Христа и оскорблением Всевышнего Бога, наплевательским отношением к святым, тогда о каком христианстве можно говорить. Негоже православному верующему уподобляться твари, даже самой любимой.

Православный дом всегда узнаваем по наличию красного угла с иконами, образами святых, свечами, где регулярно читаются молитвы. Домашние питомцы не наделены разумом, и великим святотатством будет кошка, собака, которые улягутся под образами.

«Чистые» и «нечистые» животные

В том, какие именно животные стали домашними, во многом сыграл роль закон о ритуально чистых и нечистых животных. В свою очередь, он был связан с тем, какие животные могли стать переносчиками болезней в то время, а также с ритуалами соседних языческих народов, практиковавших разнообразные жертвоприношения животных. Например, домашняя сегодня свинья считалась нечистой. О ней — лишь презрительное упоминание в Библии. «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» — говорит книга Притч Соломоновых (Притч. 11:22). «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Именно в свиней, а не в другое животное, разрешил Господь войти бесам во время исцеления Гадаринского бесноватого (Мк. 5:1-20, Лк. 8:26-39).

Благодаря подробным ритуальным предписаниям законоположителных книг Левит и Второзаконие сегодня нам известно о многих видах животных, населявших Палестину в библейские времена. Например, упоминаемый как нечистое животное «заяц» — на самом деле перевод слова, которое относилось к интересному и общительному зверьку даману, представляющему нечто среднее между морской свинкой и кошкой.

Законы Ветхого Завета помогли сохранить многие виды зверей и птиц Земли Обетованной от истребления человеком. Неоднократно на страницах книг Библии животные присутствуют как свидетельство премудрости Творца и побуждают человека воздать хвалу Богу, тем самым возвращая миру утраченную гармонию.

Мария Цырлина

Мнение святых об отношении к животным

Любовь преподобного Серафима Саровского, жившего в землянке, распространялась не только на людей, но и на животных. Он не превратил ни одну зверюшку в домашнее животное, но регулярно из своих скудных запасов подкармливал зайцев, лис, белок и медведя.

Читайте о православных святых:

  • Житие святого Арсения Каппадокийского
  • Житие святого Афанасия Великого
  • Житие святого преподобного Кукши Одесского

Преподобный Сергий Радонежский не стал философствовать, можно ли молиться над животным, когда один раз обнаружил около своей избушки медведицу и слепого ее детеныша. По молитве веры медвежонок обрел зрение и был спасен.


По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелен слепой медвежонок

Даже льва можно приручить любовью. По свидетельству старца Герасима Иорданского к нему подошел лев, из лапы которого торчала большая заноза. Старец не побоялся раненого царя зверей, вытащил занозу, после чего лев всю жизнь оберегал святых и умер на могиле старца.

Старцы на Афоне относятся ко всему живому, как к творению Божьему, но никто из святых не поклонялся животным, делая их равными людям.

Голубка — образ кротости

Именно эта домашняя птичка возвестила человечеству об окончании всемирного потопа: дикий ворон вернуться обратно не захотел. Хотя, как мы помним, именно эта птица приносила пищу пророку Илии, когда тот скрывался в пещере от нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели.

Голуби были символом кротости и послушания. Домашних голубей, как и овец, приносили в жертву. Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм две горлицы в благодарность за рождение Сына (Лк. 2:24).

Неслучайно именно в этом образе явился людям Дух Святый во время Крещения Господня (Лк. 3:22; Ин. 1:32).

Другое домашнее животное — агнец (ягнёнок) стало прообразом Христа, который назван Агнцем Божиим.

Христианство и милосердие

Отношение человека к животному и домашнего питомца к хозяину взаимосвязано. Некоторые родители покупают для своих детей зверят, чтобы воспитать у ребятишек чувство заботы, милосердия, но когда маленькая игрушка надоедает, ее просто выбрасывают или усыпляют.

Если вы взяли в дом питомца, будьте готовы содержать его до самой смерти или обеспечить для него достойное существование в другом месте. Православная церковь против жестокого отношения к животным, к брошенным или бездомным котам и собакам следует относиться с милосердием.

Важно! Христиане должны любить не только себе подобные создания. С милосердием относиться к творениям Божьим — закон любви Творца.

Тем, кто утверждает, что наши младшие братья не имеют цены в глазах Бога, хочется ответить словами Соломона. Царь сказал, что любя все, что сотворено Творцом, ты не будешь к нему относиться с пренебрежением. (Прем.11:25). Всевышний любит Свое творение, ведь все сотворенное Им — дар.

Ослица Валаама и другие

Языческий жрец Валаам должен был проклясть израильтян, что, по мнению язычников, предрешило бы исход битвы с этим народом. Внезапно ослица, на которой он ехал для совершения этого обряда, остановилась, увидев Ангела Божия. Валаам не знал, отчего стало животное, и начал его бить. Тогда ослица ответила ему человеческим языком, что она видит Ангела. Только теперь его увидел и Валаам. Это настолько поразило жреца, что он благословил Израиль (Чис. 22-24 главы), сказав известное пророчество о рождении Христа (Чис. 24:17).

Потерявшиеся по Промыслу Божию ослицы Саула привели его к пророку Самуилу и к помазанию на царство — Саул стал первым царём израилевым (1 Цар. 9 глава).

Наконец, на ослице и молодом ослике вошёл Господь в Иерусалим (Мф. 21 глава), исполнив древнее пророчество (Зах. 9:9).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: