Помазание в церкви: что такое и что значит в православии, как и когда делают

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Миропомазание

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Пресвятая Богородице, спаси нас” или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Когда совершается Миропомазание и как в православии происходит таинство

Миро использовалось до зарождения христианства. В переводе с греческого это слово означает «благовонное масло». Им помазывали первую Церковь (Скинию), где хранились Заветы Бога для израильтян, первосвященников, ветхозаветных пророков. Благовония несли к месту погребения Иисуса Христа жены-мироносицы. В христианском вероучении Миропомазание стало таинством, неотъемлемой частью приобщения к Богу.

Понятие Миропомазания в православии

Православные верующие считают Миропомазание таинством, в отличие от протестантов. Миро – ароматное масло, приготовленное особым способом и освященное по специальному ритуалу. Смысл священнодействия заключается в воссоединении человеческой души с Богом, принятии Святого Духа.

В православии обряд совершается сразу после Крещения. Два таинства дополняют друг друга по чину присоединения новокрещеного к Церкви и духовному возвышению.

Священник наносит священный состав на части тела человека:

  • лоб;
  • веки;
  • ноздри;
  • рот;
  • уши;
  • кисти рук;
  • стопы ног;
  • грудь.
Читайте также:
Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Обряд начинается после молитвы «Благословен еси…». Помазание осуществляется крестообразно. После каждого крестика произносятся слова, о том, что это есть печать дара Святого Духа (для мыслей, чувств и действий человека).

Таинство Миропомазания состоит из трех частей:

  • приготовления;
  • освящения;
  • помазания.

Без ритуального освящения крещеного верующего не допускают к причастию. При воспитании православного ребенка в странах с другими конфессиями по его возвращении проводится повторное миропомазание.

Католиков и старообрядцев принимают в православную веру без крещения, через помазание миром. Протестанты при переходе в православие должны пройти полный обряд: Крещение и Миропомазание.

История происхождения

До III века от Р. Х. помазание миром не входило в священнодействие при крещении. Новокрещеные получали благословение и дар Святого Духа через рукоположение апостола/епископа. Приток желающих креститься в христианскую веру изменил порядок обращения в веру Христову. Священнослужители стали использовать освященное благовонное масло, по составу близкое к ветхозаветному. В 343 году было издано общецерковное правило, согласно которому Помазание Небесное должно свершаться сразу после Крещения.

Что представляет из себя миро

Миро – это смесь оливкового масла высшего качества (елея), белого вина, ароматических трав, смол и корней. Количество и перечень благовонных добавок в святом составе строго не регламентировано (от 30 до 50 включений).

В основной состав добавляют:

  • масло мускатное;
  • розовое;
  • гвоздичное;
  • бергамотовое;
  • лимонное;
  • ароматические смолы (ладаны);
  • лепестки роз;
  • корни калгана;
  • фиалки.

Готовит и освящает миро высший чин поместной церкви (в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и Всея Руси).

Как происходит

Время приготовления – раз в 2 года, на Страстной неделе. Подготовка ингредиентов начинается с середины Великого поста. Перед этим совершается обряд Малого водосвятия. Подготовленные ингредиенты окропляются патриархом освященной водой. Часть масла и вина отделяют, проваривают. Ароматические масла, смолы и корни, предварительно измельченные, заливают кипящим раствором и настаивают в продолжении 2-х недель.

Утром Великого Понедельника патриарх освящает серебряные котлы для мироварения, сосуды для хранения, компоненты священного благовония. Огонь под котлами Святейший разжигает при помощи трикирия (подсвечника с 3-мя свечами для богослужений). В котлы вливают все компоненты состава, доводят до кипения и варят на медленном огне, перемешивая, под чтение Евангелия священнослужителями до Великой Среды. В Среду в готовое миро добавляют душистые травы и разливают в 12 сосудов.

В Великий Четверг на вечерней службе патриарх освящает миро. Перед этим священнослужители вносят сосуды и устанавливают на алтаре, вокруг Престола. На Престоле помещают сосуд с освященным в прежние годы составом (алавастр). Каждый сосуд Святейший трижды осеняет крестным знамением под чтение особых молитв, закрывает.

Освященное миро под пение 44-го псалма переносится в Крестовый Храм, где в каждый сосуд добавляется по несколько капель из алавастра. Древнее миро дополняют новоосвященным. Сосуды с освященным содержимым отправляют в епархии, где их распределяют по приходам.

В церквях миро хранят в алтаре, в мирнице (ящике для миро и елея). Здесь, вместе с сосудами для святого миро и святого елея, хранятся ножницы, губка, кисточка для помазания миром и кисточка для помазания елеем.

Помазание духом – что это такое?

Церковь разработала целую кучу теологических доктрин, связанных с “помазанием духом”, и, при этом, каждая конфессия понимает данный термин по-своему. Представители различных христианских деноминаций спорят друг с другом о “помазании”, сотрясая воздух в попытках развенчать “помазание” одних, и утвердить “помазание” других. Забавно, конечно, наблюдать за этим, но давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Что вообще такое – “помазание духом”?

1Ин. 2:20 “Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все”.
1Ин. 2:27 “Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте”.

О каком таком “помазании” здесь речь? Хотя, сперва следует разобраться с первоначальным смыслом термина “помазание”. У нас на форуме есть краткое определение термина “мешиха” – “помазание”.

Кроме того, в журнале “Мир Торы” написано: “Помазанник Всевышнего. Следует отметить, что термин «машиах» — «помазанник» в Торе в первую очередь относится к священникам, то есть к Аарону и его сыновьям, служившим в Храме. Их посвящали в коэны через помазание маслом, специально предназначенным для этих целей. «… и вот имена сыновей Аарона: первенец Наддав, и Авиу, Эльазар и Итамар. Это имена сыновей Аарона, коэнов помазанных, которых он уполномочил служить» (Чис, 3:3) Все первосвященники также подверглись специальному помазанию в знак повышения уровня их функций. С этого момента понятие «имя а-коэн — а-машиах» — «священник-помазанник» применяется к первосвященнику. (Лев, 4:3). Цари Израиля также посвящались через помазание маслом, которое было знаком Б-жественного избрания. Например, Давид называет Саула «машиах а-Шем» (1Цар, 23:6), а его самого таким же именем нарек Авишай бен Церуя (2Цар, 19:22). Пророки тоже называются «помазанники», хотя у нас есть только малейший намек, указывающий на их помазание: «…не посягайте на моих помазанников…» (Пс, 105:15). И только после эпохи Танаха слово «машиах» становится специальным термином, предназначенным для обозначения еврейского царя, потомка Давида”.

Читайте также:
Архиерейская служба: последование, особенности и график

Следовательно, кто имеет право называться “помазанным”?

– Еврейский священник из колена Леви, прошедший процедуру помазания;
– Царь Израиля, прошедший процедуру помазания;
– Еврейский Мессия, Машиах, прошедший процедуру помазания;
– Еврейский пророк (?)

Мы видим, что термин “помазание” означает конкретную процедуру, которую проводят для инициации священников и царей в Израиле, в соответствии с заповедью Торы: Исх. 28:40,41 “сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне”.

Каким же образом христианам, в их извечной попытке перевести все буквальные действия, заповеданные Всевышним, в некие “духовные сферы”, удалось настолько извратить этот обряд, что он стал у них означать “наделение рядового христианина силой духа святого”, даже если тот никогда не проходил, да и не имеет права проходить обряд помазания елеем?

На самом деле, в каноническом Новом завете очень мало оснований для подобной теологии. Возможно, изначальной предпосылкой к ней может служить упоминание “помазания Иисуса” – такого же эфемерного, нереального действа. В реальности, человек Иисус не прошел обряда помазания елеем по Торе, поскольку не был ни священником-левитом, ни царем Израиля.

Отсылка к “исполнению Иисусом пророчества” из 61 главы Исайи – не прокатывает. “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы…” – даже если применять это пророчество к Машиаху, то речь все равно идет о буквальном помазании, ведь Машиах будет царем Израиля, т.е. помазанным реально, а не эфемерно. На него не “голубь спустится”, а прольется елей на голову.

Известная в христианских кругах американская проповедница Джойс Майер объясняет, что же такое “помазание духом”. Давайте-ка полюбопытствуем: “Ваша задача состоит ещё в том, чтобы осознать, что вы помазаны. Каждый на что-то помазан, то есть к чему-то призван. В 1Иоан. 2:20 говорится: «Вы были помазаны [вы получили святое назначение, вы получили елей] от Святого…» (из Расширенного перевода Библии). Поверьте этому! Посмотрите на своё отражение в зеркале и скажите: «Я помазан!» Очень важно всегда помнить о том, что вы помазаны Святым Духом. Вы уже праведны благодаря силе Христа, поэтому пытаться что-либо делать для того, чтобы стать праведником, — это всё равно что пытаться сесть на стул, на котором вы и так уже сидите. Не попадитесь в эту ловушку: не пытайтесь заслужить то, чем вы уже обладаете. Вы уже помазаны. Безоговорочное послушание Святому Духу — вот верный способ высвободить помазание и дать ему возможность действовать в вашей жизни. Развивайте в себе восприимчивость к Святому Духу и учитесь пользоваться дарованным вам помазанием. Помазание находится в вашем распоряжении, составляете ли вы подробный отчёт для начальства, готовите ли проповедь для воскресного служения, делаете ли для детей бутерброды, — вы помазаны в каждый момент своей жизни. Нет никакой нужды беспокоиться о том, когда же вы получите помазание, потому что оно уже в вас, прямо сейчас” Источник.

Ну-ка, посмотрите в зеркало, вы видите там свое “помазание”? (да? наверное из параллельной реальности. ) Вы наркоман? прелюбодей? вор? завистник? не уважающий родителей? _____ (нужное вписать) – возрадуйтесь, вы праведник! Даже более того, Вы – помазанник! Идите, открывайте церковь и проповедуйте “спасение”! И не вздумайте исполнить хотя бы одну заповедь Б-жью, не попадитесь в эту коварную ловушку! Вперед и с песней! Гип-гип ура!

Читайте также:
Куда деть вербу: можно ли хранить дома и как правильно это делать

А разве нет? В НЗ два раза дублируется следующий лозунг: “Всё мне позволительно, но не все полезно” (1кор. 6:12; 10:23). Страшно жить в обществе людей, которые уверены, что им ВСЁ позволительно.

Да, именно этому учит церковь касательно “помазания”. Хотя, на самом деле, христианское “помазание” – это самовнушенное самопомазание для самоутверждения в христианской вере.

Даже при том, что весьма трудно, или вообще невозможно представить, что такое “помазание духом” (будто дух – это некая субстанция, которой мажут человека), христиане пошли дальше. У них появляются не только “помазанные люди”, но также: “помазанное служение”, “помазанная церковь”, “помазанное прославление (песни-пляски)”, “помазанное поклонение”, “помазанная проповедь”, “помазанное время, проведенное в церкви”, etc.

Думаете, это предел? Нет! Есть еще и “исцеляющая” помазанная вода со “служения”! Во как!

Кто, когда и каким образом всё это “помазал”? Где критерии такого “помазания”?! И что значит “помазанный словом”?

На каком основании каждый рядовой (и не рядовой) христианин может заявлять: “я имею помазание от Святаго и знаю всё”? Как “помазание” может чему-то учить человека? Что это за извращенная персонификация и редефиниция? С какой целью христиане так коварно подменяют подлинное значение заповеди о помазании из Торы, придавая ей абсолютно неестественное, противоречащее здравому смыслу определение? Вот уж точно, как сказал некий пастор А. Шевченко: “бесполезно искать здравый смысл там, где правит вера”.

Христиане даже не задумываются над тем, во что верят, и где истоки их веры. Наверное, все таки не зря в народе говорят: “простота хуже воровства”. И особенно, если эта “простота во Христе” обесценивает высшие ценности Торы, и так далеко уводит от истины Всевышнего.

Павел пишет: 2кор. 1:21 “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас – Бог” – смелое заявление, вынужденно необходимое для христианской религии, претендующей на превосходство над иудаизмом. У Павла вообще всё напрямую “от Б-га” – и избрание, и помазание.

Но есть ли в Писании прецеденты, чтобы Б-г самолично проводил над людьми обряд помазания, да еще и в массовом порядке?

Пс. 44:8 “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.”.

Лишь неверный синодальный перевод этого стиха позволяет христианам экстраполировать его на Иисуса, хотя, на самом деле, в этом Псалме сыны Кореевы воспевают царя Давида!

“Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Б-г, Б-г твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)”.

Давид прошел обряд помазания по благоволению Всевышнего, поэтому, в отношении него действительно можно образно сказать, что его “помазал Сам Б-г”. Он был помазан на определенную должность – быть царем Израиля, служить Творцу, заложить фундамент для строительства Храма Всевышнего и стать прародителем Машиаха.

Этот же смысл дублируется во 2Цар. 12:7 “Так говорит Господь Б-г Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула…”; в Пс. 2:6 “Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею…”

О том же сказано и в Псалме 88(89) “Нашел Я Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его, (22) Того, с кем пребудет рука Моя и кого укрепит мышца Моя. (23) Не притеснит его враг, и злодей не будет мучить его.” – и это, кстати, никаким образом не может относиться к Иисусу, которого замучили и распяли враги-римляне.

Всё это не имеет ни малейшего отношения к христианскому “помазанию духом”. Христиане, по сути, узурпировали обряд помазания, наделив его абсолютно иным смыслом. Утверждая, что “помазание духом” доступно каждому (христианину), церковь обесценивает суть реального обряда, превращая заповеданное Всевышним священнодействие в фарс и “дешевую благодать”.

Таинство Миропомазания

Православное Таинство Миропомазания связано с другим священнодействием – Крещением. В этих Таинствах человек имеет возможность участвовать только один раз на протяжении жизни. Новокрещенного помазуют миром сразу после его погружения в купель.

  1. Исторический экскурс
  2. Ход Миропомазания
  3. Что собой представляет миро?
  4. Суть священнодействия
  5. Миропомазание на царство

Исторический экскурс

Аналог Миропомазания появился еще во времена раннего христианства. Когда апостолы возлагали руки на прихожанина, принимавшего Крещение, это символизировало сошествие на него Святого Духа. Со временем появилось Миропомазание, впервые подробно описанное Григорием Богословом.

Помазание обычных людей миром упоминается в Библии. В Ветхом Завете помазаны были пророки, первосвященники и цари. В Новом Завете содержится эпизод, в котором благодарная женщина помазывает миром ноги Иисуса Христа.

Читайте также:
Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Фото: Foma.ru

Изначально Миропомазание являлось выражением особого почитания человека. Женщина, помазавшая ноги Спасителя, выражала ему свою благодарность. В ответ он ее исцелил и отпустил прегрешения.

Стоит отметить, что без совершения Миропомазания Таинство Крещения считается завершенным не до конца. Считается, что только после помазания на человека спускается Божья Благодать.

Для Миропомазания в храм приносят ребенка, который ранее был крещен из-за тяжелой болезни, но в результате выжил. Также это священнодействие совершается над людьми, решившими перейти в православие из старообрядческой церкви.

Ход Миропомазания

Специальным маслом, которое называется миро, священник помазывает человека, принявшего православие, в нескольких местах: лоб, глаза, нос, уши, грудь, руки, ноги.

Это символизирует освящение души и плоти верующего человека. Совершая это священнодействие, произносятся слова: «Печать Дара Духа Святого».

Далее читается Апостол, Священное Писание и специальная молитва, во время которой священнослужитель особой губкой вытирает места, где было совершено помазание. Миро сейчас вытирают сразу после совершения священнодействия, хотя в прошлые времена миро вытирали на восьмой день.

Что собой представляет миро?

Это масло, обладающее приятным ароматом. Его ежегодно варят по специальному рецепту. В наше время данная почетная обязанность возлагается на послушников Донского монастыря, расположенного в Москве. Они варят миро на Страстной неделе с понедельника по среду. В четверг миро освящает Патриарх, произнося специальную молитву.

Миро готовится в значительных количествах, так как после освящения Патриархом его раздают по всем приходам Русской православной церкви. Для приготовления миро используется:

  • оливковое масло;
  • белое вино;
  • ладан;
  • лепестки роз;
  • пряный, фиалковый и калганный корень;
  • розовое, мускатное и гвоздичное масло.

В новое миро обязательно добавляют небольшое количество прошлогоднего масла, а в старое капают немного нового. Это символизирует связь времен, которая поддерживается в православной церкви.

Суть священнодействия

Смысл Таинства заключается в том, что во время Миропомазания на человека, проходящего Крещения, нисходит Святой Дух. По сути, в этот момент исполняется священнодействие Крещения, когда человека непосредственно крестят, посвящая в православную веру.

Считается, что только после завершения этих Таинств человек рождается для будущей духовной жизни. Миропомазание непосредственно позволяет человеку, принявшему крещение, стать частью православного сообщества, начать благодатную жизнь под крылом церкви.

Помазание верующего миром символически сравнивают с посевом зерна, так как считается, что в душу и сердце человека попадают частицы святости. Однако не факт, что от этого зерна появятся плоды. Это целиком зависит от самого человека, от того, насколько праведной и безгрешной будет вся его последующая жизнь. Если крещеный будет стараться во всем следовать христианским заповедям, то получит особые духовные дарования. Если же начнет грешить, то быстро лишится всей благодати, начав вести безбожную жизнь.

Миропомазание на царство

В Ветхом Завете также упоминается совершение данного таинства в отношении государей, вступавших на престол. Священнодействие совершалось в отношении византийских императоров, а позже русских царей. Правителю во время этого Таинства преподносятся особые дары Святого Духа для последующего правления.

Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках

Многих верующих интересует вопрос: можно ли православной женщине носить брюки в светской жизни, и стоит ли в них приходить на богослужение? Люди знают запрет церкви на ношение штанов девушками, но многие не обладают знаниями о том, насколько категорично данное правило в современных рамках.

Посещение церкви в брючной одежде

Устоявшиеся взгляды на внешний вид прихожан в храме, диктуют женщинам традиционный вид одеяния. Отказ от брюк и переодевание в юбку отталкивает некоторых девушек от посещения церкви.

Запрет на женские штаны уже не так однозначен как раньше. Некоторые храмы оставляют этот вопрос на совести прихожанок:

  • одни из них ревностно соблюдают негласное правило и в светской жизни;
  • другие склоняются к мнению, что брюки лучше обтягивающих или коротких юбок.

Важно! В доме Господнем никто не вправе судить прихожан за их внешний вид, здесь намного важнее чистота души.

Мнение священнослужителей

Среди священников не существует единого мнения о внешнем виде девушки в храме. Многие из них считают, что если женщина в брюках хочет зайти в храм помолиться и поставить свечку, то ничто ей не может препятствовать. Никто не может точно сказать, но все-таки большинство из них склонны соблюдать строгий запрет на женские брюки.

Особенно это касается монастырей, где свято чтят традиции. Служители церкви объясняют данное правило тем, что форма одежды способна влиять на поведение. К примеру, женщины в брюках часто ведут себя вальяжно, выбирая расслабленные позы и движения, что несет за собой появление новых неподобающих христианской прихожанке черт характера. К тому же, необычный вид девушки в храме может склонить других прихожан к греху осуждения.

Читайте также:
Священное предание: понятие и формы, творения святых отцов, православный взгляд

Другая часть священнослужителей говорит о том, что нельзя запрещать женщине посещать церковь только из-за того, что она одета в предмет мужской одежды. Подобные правила могут оттолкнуть многие души от Бога.

Совет! Строгого запрета на женские брюки в церкви сейчас нет. Соблюдение данного правила может зависеть от отношения к нему священника и прихожан прихода.

В любом случае лучше уважать традиции и негласные уставы церкви, и по возможности одеваться на богослужение правильно, но никто не вправе осудить женщину, пришедшую в церковь в брюках.

Брюки как предмет мужской одежды

На входе во многие храмы и монастыри можно встретить таблички, которые гласят о том, что женщине в брюках вход воспрещен или что не подобает православной прихожанке носить мужскую одежду.

Данные запреты обуславливаются цитатами из Библии. Но ссылки на мнения о том, что данный предмет гардероба является истинно мужским облачением — устарели, так как этот предмет одежды женщины носят с 1930-х годов. К тому же, женщина в джинсах и брючных костюмах в повседневной жизни не выглядит странно, как выглядел бы мужчина в юбке или платье.

Во времена язычества, переодевание было культом магических обрядов. И так как во все времена магия запрещалась христианством, то и облачение в мужские одежды противоположным полом строго осуждались, особенно в стенах храма. Эти времена давно себя изжили и можно сделать вывод, что штаны уже не являются строго мужским одеянием. Есть модели брюк, которые не подойдут молодым людям, в такой одежде никто не укажет на то, что девушка выглядит как мужчина.

Следовательно, не стоит слепо соблюдать данные запреты. Вход в храм для всех женщин открыт, если они не выглядят пошло и невежественно.

Как одеваться женщине в церковь

Если женщина собралась в храм в первый раз, то лучше не использовать в своем внешнем виде мужской одежды. Существуют некоторые негласные законы о том, как должна одеваться девушка на богослужение:

  • считается обязательным наличие платка или косынки для покрытия головы, в современных реалиях для этого можно использовать капюшон или берет;
  • плечи, руки, шея и зона декольте обязательно должны быть закрытыми во избежание мужского внимания;
  • юбку или платье лучше подобрать длиной ниже колена, не из облегающей ткани, скромного покроя;
  • обувь желательно носить закрытую, без вызывающих каблуков.

Православие о женщинах:

Главное правило — не привлекать к себе внимание, во всем нужно держаться золотой середины, так как слишком закрытые одежды, смотрятся показательно скромно. От парфюма и декоративной косметики нужно отказаться по тем же причинам.

Важно! Внешний вид девушки не должен притягивать мужские взгляды своим силуэтом, так как это может отвлекать от молитвы и навевать другие мысли.

Закрытая одежда может быть модной, церковь не запрещает девушкам украшать себя, главное, чтобы в этом украшательстве не прослеживалось пошлости и вульгарности.

  1. Можно ли православным ходить в церкви других религий
  2. Можно ли ходить в храм во время беременности
  3. Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви
  4. Можно ли ходить в церковь выпившим?

Не привлекать мужского внимания? А мужчины в храм зачем ходят? Если в храме необузданные жеребцы, лучше туда не ходить, мне кажется. По улице я хожу не боясь, а там о как, не молиться приходят, а девок разглядывать. Ну вас… Страшные вы.

Добрый день. Не нужно настолько буквально понимать текст написанного. Конечно, мужчина, зашедший в храм, должен молиться, а не рассматривать женщин. Но, во-первых, мы не несем ответственность за каждого, кто зашел в храм и не можем знать мыслей и чувств человека. И люди в церковь приходят самые разные, в том числе и с не очень благочестивыми мыслями. А, во-вторых, есть такое понятие, как искушение. К примеру, можно представить мужчину, который в своей духовной жизни борется с блудной страстью. И вот от молится, старается в себе это преодолеть с Божьей помощью. И где, как не в храме, его глаза должны отдыхать от искушений? Поэтому совершенно логично, что в храме женщины должны выглядеть так, чтобы не вызывать определенных мыслей и желаний у мужчин. Впрочем, это правило справедливо и со стороны мужского пола.

Читайте также:
История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

Что же касается хождения по улице — православная женщина и там должна выглядеть соответственно. Это не означает, что мы должны носить одни юбки в пол и платки, вовсе нет. Конечно, можно надевать какую-то красивую, модную одежду, подбирать украшения, делать аккуратный макияж и так далее. Но при этом внешний вид не должен быть кричащим, вызывающим, пошлым. Наоборот, православная женщина, если говорить только о внешности, должна быть примером стиля, элегантности и вкуса. К сожалению, сейчас мало кто об этом задумывается. Часто бытует мнение, что женщине вообще не пристало следить за собой, что совершенно неважно, как она выглядит и во что одета. Поэтому и складывается впечатление, по вашим же словам, «страшные вы». На самом деле, это совершенно не так. Православие — это не о запретах и наказаниях. Это о любви, свободе и красоте в настоящем ее проявлении.

Я часто бываю в католических храмах — на экскурсиях , на концертах органной музыки. И там никого — ни посетителей, ни служителей не смущает, в какой одежде — брюки, платок , шорты , шлёпанцы пришел человек.
Главное — пришел. Никогда не встречала там злобных , оценивающих взглядов.
Вот почему , когда православная женщина хочет зайти в церковь помолиться , прежде подумает — зайти или нет — обувь не та , платка нет, брюки …
А если зайдёшь- столько агрессии. Вот и пустуют церкви. Только в модные церковные праздники народу много. Но это не все верующие.
Ваше объяснение о том , что женщинам не нужно ходить в брюках , чтобы не искушать и не вызывать определённых мыслей у мужчин , меня просто сразило наповал. Вот, оказывается, для чего длинная юбка. Вчера была в храме. Многие женщины надевают грязные мятые платки и подобие юбки , лежащие на входе храм. И ходят , как пугала. Это лучше?
Это унизительно. Нарядить женщин в пугал , чтобы мужчины не искушались.
Столько лицемерия. Я верующий человек. Но я дома помолюсь.

Добрый день. Конечно, традиция ходить в юбке в храм совершенно не должна выливаться в злобу и агрессию по отношению к тем, кто пришел в иной одежде. И, слава Богу, во многих современных храмах перестают смотреть на юбку, как главнейшее качество верующей женщины. С другой стороны, что плохого в том, что женщин призывают к скромности в храме, к соблюдению традиций? Вполне можно, собираясь в храм, одеться соответствующе, тогда и не придется ловить косые взгляды и испытывать осуждение.

Что же касается злобы к инакомыслящим — это касается не только одежды. На человека в храме могут косо посмотреть не только из-за юбки или платка, но и из-за того, что он неправильно ставит свечи, неправильно молится, совершает еще какие-то действия, неправильные с точки зрения других людей. И тут надо понимать, что вы пришли в храм не к этим людям, а к Богу. Конечно, если вы неопытный прихожанин, нет ничего плохого в том, чтобы прислушаться к советам более духовно зрелых верующих, чтобы грубо не нарушать распорядок богослужения или общепринятые правила поведения. Но если вы сталкиваетесь в храме с беспричинной злостью, придирками, явными поучениями — вы должны понимать, что не несете ответственность за греховные действия других людей. Тот, кто позволяет себе в храме агрессию в сторону женщины в брюках, кто считает себя в праве злобно обличать ее, грубить, оскорблять — сам грешит куда больше. И нужно просто оставить такого человека, ничего ему не доказывать. И понимать, что он сам будет отвечать перед Богом за этот свой грех. Православие не в юбках и платках, оно гораздо глубже.

А женщинам нужно подумать, как и для чего они приходят в храм. Если она заранее собирается, знает, в какой день и на каком богослужении будет — конечно, почему бы заранее и не позаботиться о надлежащей одежде? Что плохого в том, когда зная о православной традиции, женщина готовит юбку, платок для храма? Другое дело, когда еще невоцерковленный человек, делающий первые шаги в храме, приходит туда в том, что есть. Это может быть спонтанное решение, когда человек просто шел мимо храма, и душа потянула. Конечно,совершенно недопустимо такого человека отворачивать от веры грубыми указаниями на отсутствие юбки. Но и человек должен понимать, что другие прихожане — обычные грешные люди. Они не являются учителями Церкви, зачастую не могут даже объяснить основ веры. Они только лишь высказывают свое личное частное мнение, не всегда корректно и вежливо. Не нужно их сильно за это судить, и уж тем более не нужно делать вывод о всей Церкви на основании действий таких нерадивых прихожан. Грош цена нашей вере, если мы готовы так легко отказаться от посещения храма, от участия в Таинствах только от того, что какая-то несчастная старушка попрекнула нас брюками.

Читайте также:
Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

Как одеваться женщине в церковь — правила и мифы

Женщина в брюках

В последние десятилетия, когда Русская Православная Церковь начала возрождаться, для многих актуальным стал вопрос: как одеваться женщине в церковь? За период Советской власти произошли серьезные изменения во внешнем виде не только женщин, но и мужчин. Невозможно представить себе барышню 150 лет назад, прогуливающуюся в брюках. Или мужчину той же эпохи, вышедшего из дома в шортах и майке.

В начале прошлого столетия женщины активно воевали не только за равные политические и социальные права с мужчинами, но и за возможность носить брюки. Также заметно укоротилась длина юбок, а их свободный силуэт уступил место облегающим моделям. В современном обществе свобода самовыражения через внешний вид достигла апогея. Уже никто не удивляется женщине в коротеньких шортах или откровенном платье. Поэтому позиция Церкви, призывающая к скромности и сдержанности в одежде, многими воспринимается в штыки.

Библия о женской одежде

В церковных канонах существует строгий запрет на ношение одежды, не соответствующей своему полу.

“На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие” (Втор. 22:5).

То есть ни женщина, ни мужчина не должны намеренно надевать на себя одежду противоположного пола. Будет ли это некий протест в адрес общества, способ самовыражения, позиционирование своей нестандартной сексуальной ориентации – не важно. Церковь это в любом случае не одобряет.

“Женщины сейчас одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать одежду противоположного пола – непристойно. Раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им ещё нужно?

Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты – ведь Церковь и народ – это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь?” (преподобный Паисий Святогорец).

В дореволюционной России вопроса “как одеваться женщине в церковь” в принципе не существовало. В храм на богослужение женщины надевали самое нарядное платье и повязывали красивый платок. На встречу с Богом шли в лучшей одежде, стараясь выглядеть опрятно и красиво. К сожалению, сейчас эта добрая традиция забывается. И зачастую можно наблюдать две крайности. Либо на человеке мешковатая, темных оттенков неопрятная одежда. Либо намеренное, подчас агрессивное нежелание соответствовать определенным церковным правилам. Со стороны женщин это может быть намеренное ношение брюк в храм Божий – зная, что такой вид одежды не приветствуется.

Существует ли “православная одежда”

К сожалению, невоцерковленный человек чаще всего под “православной женской одеждой” понимает бесформенную, черную кофту, такую же юбку “в пол” и в довершение образа небрежно повязанный платок. Такая тенденция действительно есть. Порой складывается ощущение, что нарочитая небрежность и инаковость в одежде демонстрируются нарочно, мол, “все внешнее мне чуждо”. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многократно в своих проповедях призывал прихожанок выглядеть скромно, но при этом опрятно и красиво:

«Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие — это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета».

Как таковой “православной моды” нет. Святые Отцы и церковные каноны не содержат перечня, что можно и что нельзя носить в храме. Равно как и нет конкретных указаний, как одеваться женщине в церковь. Но верующая женщина должна выглядеть пристойно, не соблазняя своим видом противоположный пол. Это касается не только ношения брюк, которые могут быть свободного кроя, не облегающие фигуру. Речь идет и о длине платья, глубине выреза и силуэте юбки. Одежда должна быть опрятна, соответствовать размеру, не быть только черной или серой.

Читайте также:
Домашнее насилие: грех ли в православии, отношение церкви и мнение священников

Недаром говорят, что одежда указывает на внутреннее состояние человека. Поэтому для верующих людей естественно выглядеть красиво, можно сказать элегантно, со вкусом. Христос говорил, что даже во время поста не нужно быть внешне унылыми, как лицемеры (Мф.6:16). Не нужно стараться быть благообразными и выражать свою веру перед людьми через небрежность в одежде. Это стремление показать мнимую отрешенность от материального мира. В вопросе “православной моды” следует придерживаться золотой середины. Сейчас нет проблем с ассортиментом одежды. Всегда можно подобрать для посещения храма красивое платье, которое соответствовало бы нормам церковного этикета.

Как одеваться женщине в церковь

Существует общепринятая культура поведения в различных местах. Так, не принято в Большой театр ходить в шортах и майке. На деловую встречу странно явиться в открытом сарафане. Определенные правила поведения и дресс-код существует и при посещении церкви.

Платок

«…Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа… Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? ..» (1Кор.11.10)

На обязанность носить платок замужней женщине указывает апостол Павел. И хотя за церковной оградой это правило практически не соблюдается, в храм женщине следует надевать платок. Стоит оговориться, что покрывать голову обязана лишь замужняя женщина. Но в России сложилась традиция, что платок желателен для всех представительниц женского пола. И чтобы не смущать прихожан, особенно пожилого возраста, платок следует носить и незамужним. В последние годы практически в каждом храме на входе появилась коробка с платками. Ими могут воспользоваться те женщины, которые пришли в дом Божий без собственного платка.

Юбка

Платье или юбка должны быть не выше колена и не слишком обтягивающими. Мы приходим в храм, чтобы помолиться. Поэтому одежда не должна приковывать взгляды, соблазнять и отвлекать от молитвы. Именно из этого принципа следует исходить, подбирая наряд для посещения церкви.

Макияж

Макияж может присутствовать на лице женщины, но не должен быть слишком ярким, броским. Губы лучше не красить: приходя в храм, мы целуем иконы, а помада оставляет следы на святых образах. При благоговейном отношении к изображению Бога, Богородицы и святым такая осознанная небрежность недопустима.

Брюки

Ношение женщинами брюк в священном пространстве (в храме, на территории монастыря) Русская Православная Церковь не приветствует. Если вы готовитесь посетить храм заранее, то лучше надеть юбку, чтобы не смущать прихожан. В случае, если визит в храм стал незапланированным, то можно зайти и в брюках. Как говорят многие священники “лучше зайти в брюках и без платка, чем не зайти вообще”.

Однажды митрополит Антоний Сурожский после богослужения вышел к пастве с проповедью:

“Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм”. Это были единственные его слова в тот день.

Вывод: если посещение храма готовится заранее, то нужно с пониманием и уважением относиться к чувствам верующих и не позволять себе “провокационные” образы. Если же посещение церкви стало необходимостью в течение дня, то в храм зайти и помолиться можно и в «несоответствующем виде». Отсутствие платка и наличие брюк не должно стать барьером между душой и Богом.

Читайте также:
Поделки на Пасху: лучшие и интересные идеи, пошаговые инструкции для детей

Как одеваться женщине в церковь – мнение священников

Иерей Евгений Чебыкин

“Думаю, что те святые, которых Вы упомянули в своем письме, сформулировали идеал, к которому так или иначе необходимо стремиться. Кроме того, это было связано с конкретным культурным и историческим контекстом, в рамках которого ношение не подобающей одежды могло повлечь за собой очень серьезные последствия. Изменение моды, к тому же, было сродни революции, и дело было не только в предметах одежды, но и в общем изменении уклада жизни.

Понимаете, в Церкви ведь, да и вообще в жизни, внешнее — это всегда выражение внутреннего, та же история моды — это в том числе история определенных идеологий, экономических перемен, кризисов и подъемов и так далее. И дело было не столько в самом предмете одежды, сколько в том, о чем он говорил. Тем не менее, мы живем в том мире, в котором живем, и, к сожалению, не всегда имеем возможность строго следовать этому идеалу. Думаю, если Вы будете смиренно просить Господа о прощении своих грехов (речь в данном случае идет о грехах вообще, а не о ношении брюк) и стремиться вести подлинную христианскую жизнь, то Он обязательно услышит Ваши молитвы и не оставит Вас без своей милости”.

Протоиерей Игорь Фомин

“Как одеваться женщине в церковь? Действительно, в Священном Писании есть указание на то, что женщина должна приходить в храм в подобающей ее полу одежде. Есть определенная культура поведения в том или ином месте: в театре, на работе, в храме. Ношение платка или любого другого головного убора женщине предписывает Апостол Павел, говоря о покрывале смирения на главе.

И все же лучше зайти в дом Божий в брюках и без платка, чем вообще не зайти. В более торжественных случаях — на праздничное богослужение, на причастие — будет замечательно, если вы оденетесь в женскую одежду. Но если даже у вас нет юбки и платка — ничего страшного, все равно приходите в храм, участвуйте в богослужении, исповедуйтесь, принимайте Таинства”.

Протоиерей Алексий Митюшин

“Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные. Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно”.

Можно ли женщине в брюках заходить в церковь

Церковью налагаются многие запреты, обусловлены некоторые правила посещения. Так, женщинам не рекомендуется приходить в храм в мужской одежде. Часто брюки и отсутствие платка на голове становится хорошей отговоркой, чтобы обойти храм стороной. Но, если рассмотреть Ветхий Завет и сказания патриархов детально, можно понять, что строгого запрета на этот счет нет.

Во времена писания Библии брюк вовсе не были. Они были планомерно внедрены гардероб европейцев лишь в 19 веке, соответственно трактовать писания надо правильно. В них указано, что женщина не может посещать церковь в мужской одежде, но под ней подразумевается комический облик, предназначенный для ряженых.

Также в христианских канонах некоторый запрет объясняется вероятностью подвижничества – желанием дам соперничать с мужчиной и его сутью, отречься от предназначения, для которого создал ее Господь. Подобные запреты не считают строгими, они чаще всего обусловлены уставом местных храмов, потому что даже глава отдела церковных связей Владыка Иларион в своей речи сказал, что для женщин допустимо посещение храма в брюках, главное – вера, а не одежда.

Можно ли женщине в брюках заходить в церковь

Устои накладываются на внешний вид женщин в храме и предписывают им необходимость особого наряда. Необходимость переодевания в юбку или платье и невозможность посещения храма в брюках в некотором смысле «оскорбляет» дам и заставляет их отказаться от общения с Господом. Но, строгих запретов нет. Потребность ношения юбки женщинами не предписана Новым либо Ветхим Заветом. Сейчас в большинстве приходов и запретов, особых нет, священнослужители не делают дамам замечаний и оставляют этот нюанс на совести прихожанок. Другая одежда может смотреться более вульгарно:

  • короткие юбки, платья и колготки;
  • пышные платья;
  • яркие одежды.
Читайте также:
Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Многие дамы яростно отказываются от ношения юбок, выбирая стиль и удобство. Некоторые отрекаются от ношения такой одежды из-за собственных «феминистических» взглядов на общество и жизнь. В то время другие дамы не носят джинсы и брюки даже в быту, всегда выбирают юбки. Это право человека, соответственно накладывать на него строгий запрет бессмысленно. Он повлечет за собой удаление женщин от православия.

Заметка

Если отталкиваться от здравого смысла – никто и никому не может запретить посещение храма или церкви из-за одежды, подобранной «не по уставу». Главное – чистота души и благие намерения человека, а право на общение с Господом имеет каждый.

Можно ли ходить в церковь в брюках женщинам – ответ священника

Даже в кругу священников нет общего знаменателя. Никто не может сказать, как поступать правильно. Многие говорят, что если женщина хочет зайти в храм, прочесть молитву и поставить свечку, но на ней брюки – препятствовать ей не стоит. Священнослужитель – не Господь, а такой же смертный и не ему придумывать правила для Дома Божьего.

Запрет на ношение брюк женщинами соблюдается строже в монастырях. Там свято чтят традиции. Монахи говорят, что такой запрет связан с изменением норм поведений дамы. Женщина, одетая в брюки, ведет себя раскрепощенно и вульгарно, меняются ее позы, движения становятся заметными. Обтягивающий силуэт способен склонить других прихожан к греху.

Следовательно, однозначный запрет, прописанный в общем уставе для храмов, отсутствует. Правило считают негласным и решение по нему вправе принимать владыка и прихожане. Главный совет для мирян – придерживаться негласных правил, чтить устав прихода и одеваться на богослужение правильно. Несмотря на это, осуждать женщину, посетившую молебен в брюках, никто не имеет права.

Почему женщинам нельзя ходить в церковь в брюках

Священники говорят, что женщины, которым не нравятся платья и юбки могут делать исключение для посещения церкви. Относится к этому правилу лучше просто, как к обычному дресс-коду – ведь надеть яркое нарядное платье на работу в офис недопустимо. Можно взять всего 2 юбки – легкую (на лето) и теплую (зимнюю), учитывая, что она должна быть свободной и довольно длинной (прикрывать колени).

Просьба от священнослужителей надевать юбку для посещения храма – это не «оскорбление» чужих взглядов и нарушение границ восприятия. Это пояснение необходимости уважительного отношения к святому месту – дому Господа. Допустимы некоторые отклонения от этих правил. Если женщина находится вдали от дома и у нее нет своих вещей, чтобы переодеться, идти в церковь можно и в брюках. О своей ситуации надо сообщить батюшке.

Совет

Для похода в церковь лучше выбирать брюки свободного кроя, не обтягивающие и не выделяющие женскую фигуру. Облегающая одежда может провоцировать возникновение греховных мыслей у прихожан-мужчин.

Можно ли посещать церковь женщине в джинсах

Посещать храм в джинсах женщинам не стоит. Такая одежда обтягивает все черты тела и придает силуэту формы, притягивающие внимание. Джинсы не рекомендуют надевать в церковь даже мужчинам, потому что такая одежда не считается классической. В плане брюк разрешение от церкви женщины получить могут, особенно если они скромные, прямые, не облегающие. Собираясь в храм лучше придерживаться отдельных правил.

Одежда для посещения церкви должна соответствовать таким требованиям:

  • платок или косынка, чтобы покрыть голову;
  • закрытая область декольте, плечи и руки;
  • юбка, прикрывающая колени, скромного кроя;
  • обувь без высоких каблуков.

Девушка должна выглядеть скромно. Лучше отказаться от яркой косметики и перфорированной воды. Если вынуждает ситуация, посетить Божий дом можно в любой одежде, но поговорив на этот счет с руководителем прихода.

Четких запретов на посещение храма в брюках для дам – нет. Подобные нормы не прописаны в Новом или Ветхом завете и не определяются общим церковным уставом. Регламент определяет владыка, но такие нюансы – рекомендательные. Лучше их придерживаться, но нарушение не считается греховным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: