Пост и дети: можно ли детям поститься и как не навредить, что можно и нельзя, календарь Великого поста для самых маленьких

Пост и дети: можно ли детям поститься и как не навредить, что можно и нельзя, календарь Великого поста для самых маленьких

Чтобы дать правильный ответ, нужно для начала ответить на вопрос: Что такое пост и какова его цель для ребенка? В сознании многих людей пост ассоциируется именно с ограничением в пище. Однако является ли простое ограничение в пище постом? Священное Писание свидетельствует (см., например, Ис. 58, 2–7), что один чисто физический пост, хотя бы он сопровождался полным изнурением тела, совершенно недостаточен: свое значение и смысл всякий пост получает только тогда, когда он растворяется и соответствующим душевным настроением и деланием.

Протоиерей Алексий Уминский говорит: «Перед началом поста родители должны с детьми поговорить о том, что пост – дело сокровенное, дело тайное. “Подумай, дорогой мой (или, дорогая моя), что ты готов принести в жертву Христу? Подумай и реши сам, пусть это будет твоей маленькой тайной, – что ты принесешь Христу”… Самое важное – вложить в ребенка знание, что пост – это движение, это путь ко Христу. И, через это понимание, жизнь ребенка может быть немножечко осмыслена. И тогда другие элементы поста – еда, стояние на молитвах, исповедь, Причащение, – будут восприниматься ребенком как свой собственный путь несения креста. Это очень-очень важно, чтобы пост осознавался, как путь несения креста. И если пост будет прожит таким образом, то радость, которая откроется ребенку на Пасху или на Рождество, отразится в его душе глубоким душевным следом, и знание Воскресения Христова станет его личным опытом веры в детстве. У ребенка очень мало личных опытов веры, потому что он, в основном, копирует своих родителей, а здесь пост может стать личным опытом его общения со Христом».

Таким образом, можно сделать вывод: пост – это не простая диета, это ограничение себя и своих желаний ради Христа. Однако сам ребенок поститься не умеет, его кто-то должен научить. Потому следующий пункт звучит следующим образом: пост – как общее семейное делание.

Пост у детей всегда сопряжен с постом родителей. Если родители серьезно относятся к посту, то такое же отношение, как правило, возникает и у детей. Протоиерей Владимир Пархоменко (отец 10 детей) говорит о посте внутри семьи следующим образом: «Если семья постится, то, как правило, дети в определенном возрасте обычно тоже хотят поститься вместе с родителями. Я не знаю еще ни одного случая, чтобы не захотели. Не нужно объяснять ребенку аскетический смысл поста, вы его всё равно ребенку не объясните. Самое лучшее объяснение – наступает такое особое время, когда вся Церковь постится, и мы постимся вместе с ней. Это сформирует у ребенка правильное чувство причастности. Дальше углубляться не надо».

Специфика детского поста

Для детей пост начинается с ограничения в пище, потому что от ребенка нельзя требовать духовной борьбы, он к ней еще не готов. Протоиерей Владимир Пархоменко: «Самое главное ограничение для ребенка – это ограничение в развлечениях. Компьютерные игры, телевизор – всё это можно на время поста исключить. А дальше по возрастающей – сладости и шоколад, мороженое. Детей постарше, если они могут не есть мясо, можно ограничить в мясе, кроме, допустим, выходных. Если ребенок не может без мяса, пусть он будет точно знать, что пост – это такое время, когда нельзя мороженое и шоколад. Для него это тоже будет пост, у него сформируется правильное отношение отказа от чего-то символического, что доставляет удовольствие. Нельзя ребенка мучить постом, детский пост должен быть умеренным и разумным. Впрочем, как и взрослый».

Стоит отметить, что исключение каких-либо развлечений (просмотра телевизора, например) не должно ограничиться только одним исключением. Нужно дать замену развлечению (например, вместо просмотра диснеевских мультиков – просмотр полезного фильма, поход куда-либо и т.д.), иначе пост может стать для ребенка неприятной повинностью, которая должна как можно скорее закончиться, и слова «постимся постом приятным» будут звучать как издевка и лицемерие.

Завершить статью хотелось бы словами протоиерея Алексия Уминского: «При этом есть четкие элементы поста, например: неедение мяса, отказ от чрезмерных сладостей и удовольствий, именно, от чрезмерных сладостей и чрезмерных удовольствий. Например, посещение аквапарка во время Великого поста могло бы быть исключено. Но посещение театра, музея, того, что приносит ребенку духовное развитие и не является элементом развлечения, как у взрослого, а, наоборот, является элементом воспитания, то вполне может присутствовать во время Великого поста. Очень важно, чтобы ребенок с детства полюбил атмосферу поста в храме, почувствовал ее небесность, прозрачность, особенную благодать. Тогда для ребенка с каждым годом всё больше и больше будет открываться радость праздника. Самое страшное, если пост будет воспринят как формальность или наказание, когда родители заставляют детей поститься. Пост становится для ребенка невыносимой мукой».

Православная Жизнь

Нужно ли поститься детям, не навредит ли им пост, рассказывает Виктория Могильная, многодетная мама восьмерых детей.


– Матушка, нужно ли детям соблюдать пост? Каково Ваше мнение?

– Эта тема достаточно освещена как святыми отцами прошлых веков, так и современными богословами. На мой взгляд, согласие и единомыслие между супругами в этом вопросе должно быть подкреплено руководством семейного духовника и желательно рекомендациями семейного врача. Дерзну озвучить и личное мнение, исключительно женское и материнское: пост – добродетель, с помощью которой мы можем приблизиться к Богу. Неужели мы оставим детей дома и не возьмем с собой? Для нас, взрослых, пост – это и орудие в борьбе с грехом, и посильная жертва, и главенство духа над телом. Но маленький ребенок плохо понимает, что такое духовная жизнь, борьба со страстями и зачем «ослабевать» давление плоти, ведь его плоть и так немощна. Детский пост, скорее, направлен на освоение навыка отказывать себе в чем-либо, который не то что не будет лишним во взрослой жизни ребенка, а даст множество полезных всходов, если, конечно, мы не «запостим» детей до ненависти и полного отторжения всего, что связано с нашей верой.

Читайте также:
Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать

Плачевных результатов не будет, мне кажется, если для родителей важным станет не подсчет – сколько дней колбасы не ел или не смотрел телевизор, а ежедневные усилия ребенка, благодаря которым в нем сформируется и вырастет добрый христианин. Лучше хвалить за успехи и не наказывать за ошибки, учитывая, что осуждение – самый непостный «продукт». При таком условии можно надеяться, что время воздержания пройдет и для тела, и для души с пользой.

– Как объяснить детям, что такое пост и зачем он нужен?

– Вряд ли у меня получится это внятно объяснить трехлетнему малышу. И надо ли? Личный пример – самое лучшее объяснение. Ведь прежде чем ребенок достигнет отроческого возраста, перестанет в церковных записках поминаться как младенец, он пройдет самый важный и насыщенный открытиями период жизни. Первые семь лет дите будет наблюдать за тем, что такое пост и молитва в жизни родителей. Если они отказывают себе в еде, привычных удовольствиях, посещают богослужения, читают по утрам и вечерам молитвы, совершают земные поклоны и т. д., то дети по безусловной любви к маме и папе с полным доверием принимают такой образ жизни. Он не лучше или хуже «скоромного», он просто – другой.

Нельзя упустить время, когда они еще хотят быть похожими на нас во всем, мечтают быть «как взрослые». Пост должен восприниматься чадами как почетное приобщение к делу взрослых, особенно, если родители уделяют много внимания не только меню, а совершению дел милосердия в эти дни.

Дети любят традиции, воспринимают их как незыблемую почву. А пост – одна из семейных традиций, которой следует придерживаться всем членам семьи. Подростковый возраст, скорее всего, внесет свои коррективы, но «засеянная почва» до предполагаемых потрясений влияет на объем разрушений. Будем уверены вместе с аввой Дорофеем, что «семена добродетели неистребимы».

Важно объяснить ребенку, что пост – это приготовление к Празднику, без которого и радость будет не такой ликующей, и салат оливье не такой вкусный. Наблюдая за детишками, я заметила: пост необходим и потому, что им приедаются даже любимые блюда. Как же они радуются пасхальной или рождественской трапезе!

– С какого возраста, на Ваш взгляд, детям надо начинать поститься?

– Когда появился наш первенец, мы с подобным вопросом обратились к духовнику – потомственному священнику весьма патриархальных взглядов. К сожалению, у нас не получилось воплотить в собственной семье в полном объеме все железные правила, которые батюшка соблюдает прежде всего сам, но что касается поста – наши дети также начинают полноценно придерживаться его с семи лет, согласно церковному Уставу.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы постная пища была разнообразной. К сожалению, слова святителя Иоанна Златоуста о том, что пост сохраняет семейный бюджет, сегодня не актуальны. Здоровое питание недешевое и требует пересмотра семейного бюджета. О полезности овощей, фруктов, бобовых, орехов, каш и супов не стоит говорить. Послабления мы с мужем устанавливали сами. Например, в Великий пост наши дети едят рыбу. Не знаю, как сейчас, но ранее даже в семинарии на трапезу в этот период подавали рыбу «как учащимся». Учитывая то, что наши дети дополнительно посещают музыкальную школу, спортивные секции, в их рацион включено еще и сливочное масло. Они с уважением относятся к тому, что родители себе таких послаблений не позволяют, и, надеюсь, замечают проявление нашей любви вместо исполнения буквы закона. Как мы знаем, любовь превыше поста. И мне кажется, в этот период ее, как никогда, необходимо проявить.

– Часто задаваемый родителями вопрос: не навредит ли временное отсутствие мясной и молочной пищи здоровью ребенка?

– Мы сегодня живем и воспитываем детей с «оглядкой» на различную правильную литературу по их взращиванию. Довольно часто приходится сталкиваться с излишней невротизацией родителей чувством вины и собственным ощущением «неуспешности». Мы так боимся «не дать», «не накормить», «не одеть», что слово «воздержание» еще больше нас запугивает. Но ведь мы учимся вместе с детьми отказывать себе не в питательной и полезной пище, а в любимой и вкусной.

Очень не хотелось бы использовать такие аргументы, как «А наши бабушки и дедушки в голод, в войну разве мясо видели?» Лично я успокаиваю себя другим: у Бога ничего не бывает во вред человеку. Он «подножки не ставит». Пост – «царский» путь не только к здоровью духовному, но и телесному. Множество научных медицинских статей доказывают необходимость периодичного воздержания от животных белков. Чередование, а не полное отсутствие, как это пропагандируют вегетарианцы, постной и скоромной пищи защищает человека от многих болезней. Даже ВОЗ упоминает о вреде мяса для подверженных онкорискам.

Могу с уверенностью сказать одно: я чувствую и знаю, что пост идет всем нам на пользу. Хотя, честно признаться, последние двадцать лет примерно за неделю до начала этого периода я начинаю тревожиться и малодушествовать. Думаю, это случается из-за того, что впереди меня ожидает серьезное испытание как хозяйки – придется много времени проводить на кухне.

Читайте также:
Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

– Как быть родителям, чьи дети страдают хроническими болезнями? Как Вы решаете подобные вопросы?

– Не думаю, что верующим родителям придет в голову кормить мясом ребенка при обычном насморке и даже кашле. Но хронические болезни – это не рядовое ОРЗ. Пост необходим здоровому человеку, у больного свои скорби и мера воздержания. Врач, исходя из диагноза, назначает определенную диету. При высокой температуре ребенок обычно отказывается от любой пищи, а во время выздоровления ослабленному организму, возможно, животный белок будет необходим.

Однако многие наши болезни напрямую зависят от иммунитета. Чтобы он был устойчивым, нужно приобретать навык к воздержанию, к закалке и физкультуре. Все хорошее требует усилий.

Когда наши дети заболевают, я даю им молоко с боржоми и маслом какао на ночь, но они воспринимают его скорее как лекарство, чем как запретный плод. Вот если бы я лечила бронхит шашлыком… (Смеется.)

– Как ребенку вести себя в школьной столовой? Как объяснять другим детям (одноклассникам), что он постится?

– В начальных классах дети едят ту пищу, которую готовят повара, а дома – мамину. Старшеклассник может отказаться от котлеты, если захочет. В юношеском возрасте наступает время сугубо личных отношений с Богом, и лучше в них не вмешиваться со своими менторскими наставлениями.

Дети из семей, в которых постные дни воспринимаются как привычная календарная череда годового цикла, не понимают, почему они должны стесняться своей «непохожести» среди сверстников. Для них семейный уклад – единственно правильный и самый лучший. Вообще, школьники начальных классов больше «консерваторы» и «традиционалисты». Какими бы родители ни были «плохими», второклашка все равно, условно говоря, на их стороне.

Поэтому он не особо скрывает свой постный бутерброд или гречневую кашу с рыбной котлетой в пластиковом контейнере.

Другое дело, если этот бутерброд дает ребенку повод превозноситься над скоромными «грешниками»… (Смеется.) Мне кажется, изначально ему стоит объяснить, что пост – это нечто тайное, что хорошие поступки лучше скрывать, чем выставлять напоказ, что хвастаться некрасиво. Добрые, старые мультфильмы и сказки – нам в помощь.

А вот для объяснения, почему пост – это хороший поступок, каждый родитель подберет верные слова, исходя из возраста ребенка и своего наития (голоса Бога). Можно также попросить духовника семьи побеседовать на эту тему с ребенком. «Душа обязана трудиться» – то правило, которое должно стать очевидным для каждого чада по мере его взросления.

– Как превратить пост в духовную радость для детей, ведь наступление длительного воздержания и лишений обычно вызывает скуку, уныние, страх.

– Это самый главный вопрос, который я задаю себе каждый год в преддверии поста. Я за то, чтобы дети ждали его наступления, за то, чтобы они твердо знали, что пост – время особенной радости, которая отличается от обычных удовольствий: когда мама мониторит театральные афиши и находит полезные спектакли (в марте Малый театр на Печерске дважды представит своему зрителю спектакль «Отрада и утешение», который, на мой взгляд, обязателен к просмотру), когда всей семьей наконец-то поедем в зоопарк, а не в торговый центр прыгать на батутах или кататься на роликах; когда будем много читать и рисовать вместе, когда посмотрим в обнимку «священные» мультики, как называет наш младший сын замечательный анимационный сериал «Истории Ветхого Завета», когда мы вместе будем лепить вареники и печь пироги, готовить лобио и пхали. Тогда ежедневная молитва Ефрема Сирина и земные поклоны на утреннем правиле будут звучать в общей тональности особенного времени, где нам одновременно нелегко, но «хорошо зде быти».

Давайте обсудим

Детство и пост — две вещи несовместные?

Наступают дни Великого поста — особое время покаяния и воздержания. Во многих семьях возникает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как правильно найти меру постного подвига для своего ребенка? А тут еще множество общераспространенных страхов и мнений о детском посте. Прокомментировать их согласился главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей.

– «Пост — время покаяния, плача о своих грехах. А какие еще могут быть грехи, например, у детей младшего школьного возраста?»

– Для детей смысл поста немного в другом, они вряд ли смогут в течение сорока с лишним дней плакать о своих грехах. Для них это скорее просто аскетическая привычка, которая пригодится им в более взрослой жизни. Посещение на первой неделе поста Великого канона преподобного Андрея Критского, Литургии Преждеосвященных Даров, богослужений Страстной седмицы, на которые мы, например, водим детей с младшего школьного возраста, создают в душе ребенка особое настроение. А кроме того, отказ от некоторых игр и развлечений, ограничения в пище создают некий постный фон. Желательно и в домашнее правило ребенка добавить или молитву преподобного Ефрема Сирина, или пение покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».

Ребенок не может непрерывно пребывать в покаянном настроении, это не способен делать даже обычный взрослый без духовной подготовки. Поэтому не следует ждать от ребенка большего, чем он может. Но при этом ребенок, привыкший в течение длительного времени ограничивать себя в еде и развлечениях, со временем гораздо проще и легче подходит к взрослому отношению к посту. Я знаю примеры, когда родители жалели детей до подросткового возраста, ограждали их от поста, а потом, когда человек становился достаточно взрослым, когда он уже мог нормально поститься, у него не было соответствующего навыка, и он вовсе отказывался от поста. Для детей, которые с младенчества подражают родителям в посте, он становится нормой жизни.

Читайте также:
Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления

– «Пост — время сугубого воздержания в пище. Это вредно для молодого растущего организма ребенка и может привести к заболеваниям».

– Есть обязательное правило для любого постящегося: пост не должен ухудшать здоровье. Поэтому если у ребенка или у взрослого есть серьезные заболевания, тогда, конечно, со всей строгостью пост соблюдать не надо. Что же касается здоровых детей, то, по общей церковной практике, они не лишаются рыбы в пост, а больным, ослабленным детям можно и молоко давать. Вообще же пост не вреден никому: ни беременным, ни кормящим, ни детям малым. У нас сегодня есть возможность купить рыбу, зелень, в которых есть все необходимые микроэлементы. Нужно просто следить за самочувствием ребенка, как, впрочем, и за своим, потому что пост для человека, а не человек для поста. Если кормящая мать решила поститься, и вдруг у нее пропадает молоко, то, конечно, нужно прекратить поститься. Только обычно оно не пропадает, я таких случаев у здоровых женщин не знаю.

Если человек (маленький или взрослый) начинает поститься впервые, можно потихоньку пробовать свои силы. Один мой знакомый, недавно принявший Крещение, спросил, можно ли ему не есть мясо только на первой седмице. Я ответил: «Твое дело, я же не могу тебя заставить». Затем он спросил, можно ли продолжить и на второй, а с третей начал соблюдать пост по всем правилам. Вообще, активное вхождение в аскетические подвиги — пост, молитву и т. д., если человек превысит свою меру, приводит не только к потере здоровья, но и к серьезному разочарованию в духовной жизни. Это касается и детей, и молодых людей. У меня было несколько знакомых, которые в девяностые годы уезжали в монастырь на время Великого поста, жили на чердаке, вкушали по пять просфор в день. Два года таких постов, а потом люди просто ушли из Церкви. Усилия огромные, ослабление организма приличное, а духовных результатов не наблюдается. Все нужно делать в меру, нужно помнить, что пост — это не какое-то разовое действие в жизни христианина, что поститься нам всю жизнь до самой смерти. Поэтому мера поста должна быть спокойной и для человека вполне посильной. А существующая церковная практика и для взрослого, и для ребенка вполне посильна.

– «Дети, соблюдающие пост, вынуждены отличаться от сверстников, они могут стать изгоями, предметом насмешек».

– Мои дети учатся в обычной, не в православной школе, и у них таких проблем не возникало ни разу. По моим наблюдением, давно закончилась эпоха всеобщего равенства, когда все должны быть похожи друг на друга, и если в моде клеш, то его носят все, если носят мини или макси, то все поголовно. Во времена моего детства это было бы проблемой, тогда если ты хоть чуть отличался, то мог стать изгоем. Сейчас чем ты более не похож на других, тем это даже интереснее. Поэтому если дети сами своими выходками, осуждением сверстников не отгораживают себя от коллектива, то негативного отношения со стороны детей или большинства учителей я ни разу не наблюдал. Ты не похож на других, это нормально.

– «Если дети будут поститься, это может вызвать претензии к родителям со стороны государственных органов, особенно это касается многодетных семей, за которыми и так наблюдают».

– Это зависит от общего имиджа семьи. Например, у меня девять детей. И наша семья никогда не стояла в группе риска. Напротив, мы часто выступаем как лицо района, активно участвуем во всяких мероприятиях центра социального обеспечения. Когда руководитель этого центра как-то раз попросилась к нам домой, она потом полгода рассказывала всем о том, как здорово у нас все организовано. Если, конечно, дети неухожены, в доме грязно, если ваша семья под подозрением вообще, и тут выясняется, что вы еще и детей голодом морите, тогда вопросы возникают.

– Мы регулярно даем семейные спектакли на различные, в том числе и христианские темы для ветеранов, участвуем в районных праздниках. Стараемся не отгораживаться от мира, считаем это важной миссионерской составляющей нашей жизни. И я знаю многих многодетных, которые, создавая вот такой позитивный имидж своей семьи, никаких вопросов со стороны органов опеки не вызывают.

– «Пока ребенок учится (в школе или в институте), у него должны быть значительные послабления в посте».

– Общепринятая практика — разрешение на рыбу, кроме, пожалуй, среды и пятницы. Мои старшие дочери уже закончили школу с медалями, поступили на бюджетное отделение в МГУ и при этом все посты практически с рождения соблюдали. Моя старшая дочь была единственной абсолютно здоровой девочкой в классе. Поэтому утверждение о том, что пост вредит здоровью и учебе, это миф, оставшийся с советских времен.

– «На время поста детей необходимо в принудительном порядке лишить всех развлечений: похода в гости, компьютерных игр и т. д.»

– Я так не считаю, да простят меня строгие ревнители благочестия. У нас, по крайней мере, это сделать никогда не получалось. Мы, что называется, меняем репертуар фильмов, которые они смотрят, ограничиваем компьютерные игры. Ребенок должен быть не лишен, а ограничен. То же самое происходит с пищей, мы ведь не лишаем себя пищи. Конечно, на первой или Страстной седмице хорошо бы полностью отказаться от игр, фильмов и развлечений. Зато в конце первой седмицы можно и кино хорошее посмотреть. Можно постараться заменить сидение перед компьютером или телевизором на совместные прогулки, но это не значит, что гулять нужно с постными лицами. Можно и на лыжах покататься, и с горки. Нужно, чтобы и дети, и взрослые были в хорошем тонусе во время поста, чтобы у них были силы и на молитву, и на работу, и на учебу. Нужно детям предлагать больше совместных мероприятий, мы же сейчас все по своим норкам сидим. Рекомендовать книги для семейного чтения, заменив, к примеру, «Остров сокровищ» на «Полианну». Нельзя полностью лишить ребенка душевной пищи, свято место пусто не бывает, его нужно чем-то заполнять. И вот насколько родители могут заменить освободившееся место, настолько и нужно ограничивать. При этом ребенок должен принять замену, потому что если вы начнете в принудительном порядке читать ребенку только жития святых, а он будет под них спать или говорить: «Мама, когда же ты закончишь?», — никакой духовной пользы он не получит.

Читайте также:
Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

– «Часто дети питаются в школьной столовой, где не предлагают постные блюда. Пост заставит их просто голодать».

– Голодать не надо. Если возможности есть постное совсем нет, тогда нужно применять к таким детям правило о путешествующих: можно пост не соблюдать, если нет никакой возможности его соблюдать. Но я бы рекомендовал ребенку поступать так: если дают борщ с куском мяса, съешь борщ, а мясо не ешь. Если дают макароны с сосиской, ограничься макаронами. Уже определенное усилие ребенок совершает. В нашей семье дети завтракают и обедают дома. А если нужно поехать куда-то на экскурсию, жена дает им с собой рыбные котлеты. Она заготавливает их постом раз в неделю, в том числе и для таких случаев.

Записала Марина Шмелева

Источник: Журнал “Православие и современность”

Что такое пост для детей

Мы, взрослые, прекрасно понимаем суть поста. Нам понятны ограничения в пище и развлечениях. А дети? Каким должен быть для них пост? Нужно ли вообще поститься детям? И что такое пост для детей? Давайте попробуем во всём разобраться.

Как ребёнку объяснить важность поста?

На вопрос, нужно ли поститься детям, священник, отец Роман (Московцев), настоятель храма Рождества Христова в городе Вольск, Саратовской области, говорит так: «Да, детям нужно поститься, но нельзя забывать, что пост – это вовсе не диета: на первом месте должна быть духовная составляющая, а телесная – на втором.

Вступать в серьезную борьбу со страстями большинству детей еще не требуется, поэтому телесный пост нужен больше как полезный навык к самоограничению.

Детский пост может иметь характер ограничения просмотра телевизора, игр на компьютере и других увеселений. Также не следует заставлять поститься ребенка, если он сам этого делать не желает, этим мы можем оттолкнуть его от церковной жизни. Кроме того детский пост всегда менее строгий, чем взрослый.

Очень важно вызвать у ребенка желание поститься. Это должны быть не родительские ограничения, а его собственный подвиг. Маленьким детям можно рассказать о том, как Господь Сам постился в пустыне и что, соблюдая пост, мы становимся ближе к Нему.

Более взрослым уже можно объяснить, что мы, как члены Церкви, должны соблюдать ее установления, даже если они кажутся нам в чем-то обременительными.

Подростку просто можно сказать: «Если ты осознаешь себя христианином, то постись, а если нет, то какой в посте смысл?» В любом случае, нужно помнить, что лучше и убедительнее всяких слов – личный пример».

Если родители решили держать пост, дети, несомненно, должны в этом участвовать. Но это должно быть добровольное решение ребёнка.

Разговаривая с детьми, родители обязаны всё объяснить. Дети должны понять, что ограничения в каких-то продуктах, в постоянном просмотре мультиков или компьютерных играх, это не блажь взрослых. Это жертва Богу за его страдания за нас.

Не нужно детей загружать вычитыванием долгих молитв, особенно если смысл этих текстов им не понятен. Даже взрослым, которые только начинают приобщаться к христианской жизни, многое непонятно, что уж говорить о детях.

Дети учатся познавать мир через игры. Первыми, с кого они срисовывают модель поведения, являются родители. Дети, особенно маленькие, очень остро чувствуют фальшь.

Если родители постятся напоказ, малыши воспринимают ограничения, как наказание. Когда они вырастут, для них наказанием будет всё, что связано с Богом.

В христианской литературе большое место занимают книги для детей. Вот чтением детской литературы и стоит заменить телевизор с компьютером. Это душеполезное и познавательное занятие.

К тому же детский пост приучает к дисциплине и ответственности. И это, несомненно, пригодится во взрослой жизни.

Традиции дома

В храмах все важные, значимые события имеют свой цвет. Освещение в храмах становится приглушённым, службы проходят с особым настроем.

Это же можно и у себя дома сделать. Вместе с детьми придумать, какой будет во время поста сервировка стола, какой должна быть скатерть, салфетки, шторы на окнах.

Часто можно увидеть перед Рождеством и Новым годом на окнах наклеенные фигурки животных, звёздочки и многое другое из бумаги.

То же самое можно придумать и в пост, например в виде лесенки из семи ступенек. Вырезать из бумаги фигурку шагающего человека. По окончании недели поста поднимать человечка ступенькой выше.

Да, это игра, но малышам будет важно, чтоб их человечек поднялся на следующую ступеньку. Они будут ждать этот момент, и неделя пролетит незаметно.

Читайте также:
Викарий: кто такой в православной церкви, значение и обязанности, деятельность, история

Рацион питания

Во время поста не стоит забывать, что существует огромная разница между взрослым сформировавшимся организмом и растущим детским.

Ребёнок не может держать такой же строгий пост, как мы, взрослые. Он даже может навредить ему. Да и у взрослых воздержание в посте разное. Всё зависит от того, где работает человек, его физическое здоровье.

В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать молочные продукты, много фруктов. Это необходимо для нормального роста и развития организма.

Вот что говорит об этом протоиерей Алексий (Уминский): «Еще раз хочу обратить внимание на то, что пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная.

Поэтому детский пост очень сильно отличается от взрослого поста. У ребенка совсем иное представление о грехе и до определенного возраста у него нет понятия о духовной борьбе.

Например, маленьких детей, которые еще не исповедуются, нагружать серьезными постными дисциплинами было бы даже и опасно, потому что дети развиваются, и их пост должен быть в пище самым незначительным. То есть должны быть просто отдельные элементы поста.

Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в рационе ребенка молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно».

Иногда можно услышать такое мнение, что верующие в Бога – очень скучные и не интересные люди. Они только и делают, что постятся и молятся. Но мы-то с вами, дорогие братья и сестры, прекрасно знаем, что это не так.

Да, мы живём по своим правилам. Наши семьи – это маленькая Церковь. Чтя праздники и соблюдая посты, необходимо помнить, что все мы разные. Наши дети, это наше продолжение.

Господь никого не заставляет и никому не приказывает выполнять его заповеди. Он учит нас жить правильно. Мы также должны учить своих детей без принуждения. Ведь простое, тихое слово быстрее будет понято, чем грубый приказ.

Надеемся, что мы отчасти осветили поднятую нами тему – Что такое пост для детей. Помоги всем нам, Господи, прожить Великий пост в молитвенной радости. Войти в Христово воскресение без скорби. Защити, Отец Небесный, нас и наших деток от всевозможных козней врагов невидимых.

Мудрости Божьей вам, дорогие братья и сестры, в воспитании ваших чад.

Аллилуйя

АЛЛИЛУИА, церковная песнь. — Издревле это песнопение употреблялось в христианском богослужении, но только в одной русской церкви оно сделалось предметом пререканий. Русские старообрядцы препираются из-за слова «аллилуиа» вот уже третье столетие. Дело в том, что тогда как в православной церкви употребляется, так называемая, трегубая аллилуиа, т.-е слово «аллилуиа» произносится трижды, — старообрядцы признают трегубую аллилуию ересью и требуют вместо нее аллилуию сугубую, т.-е. чтобы слово «аллилуиа» повторялось только дважды.

Разность касается собственно тех случаев употребления песнопения «аллилуиа», когда за этим словом следует славословие или возглашение: «слава Тебе, Боже».

Слово «аллиилуиа» — еврейское. В нашем православном богослужении встречаются слова греческие, напр., литургия, евхаристия, символ; это потому, что русские приняли богослужение от греков. Встречаются также еврейские слова, напр., Саваоф, осанна, аминь; это потому, что христианское богослужение имеет связь с ветхо-заветным, как его завершение. Чтобы слова эти были понятны, они требуют перевода на русский язык. Пример перевода на понятный язык некоторых слов дали нам свв. евангелисты. Так св. Матф. дает объяснение евр. слова Емамануил (1,23); он же (27,33), св. Марк (15,22) и Иоанн (19,17) объясняют евр. сл. Голгофа. Известны объяснения, сделанные евангелистами на целые выражения (Мр. 15,34). Если бы свв. евангелисты не оставили для нас объяснения указанных слов, то, быть может, нашлись бы люди, которые стали бы препираться, напр., из-за слова Голгофа так же, как теперь препираются старообрядцы из-за слова «аллилуиа». Старообрядцы не знают точного значения этого слова.

В старых наших славянских книгах слово «аллилуиа» писалось различно: «аллилуиа, аллилугиа, аллелуиа, аллугиа, аллея». Чтение аллилуиа есть греческая форма ἁλληλοὑια . Еврейское — галлелуияг. Оно состоит из двух слов: из глагола галлелу и имени Божия – Ия. «Галлелу», от глагола “галал”, есть, по грамматике, 2-е лицо множественного числа повелительного наклонения, и означает: хвалите, прославляйте, славословьте. Слово Ия есть сокращенное имя Божие; полное имя Божие по-еврейски Иегова, что значит Господь; сокращенное Ияг, в русском языке слышится как Ия. Отсюда: галлелуияг — аллилуиа. Таким образом, слово «аллилуиа» точно и буквально значит: хвалите Бога, или славьте Господа. У евреев оно служило знаком для певцов, когда им нужно было начинать славословие, поэтому оно и находится в начале и в конце некоторых, так называемых, «хвалите-ных» или «хвалебных» псалмов. Теперь легко понять, как иногда неверно понимали значение слова «аллилуиа». В Макарьевских Четьи-Минеях сказано, что «аллилуиа» значит: «пойте Богу», это объяснение не совсем точно, — «пойте Богу» по-еврейски «заммеру элогим». В книге «Стоглав» сказано, что «аллилуиа» значит: “Слава Тебе, Боже”; но и этот перевод также не совсем точен: в слове «аллилуиа» нет слова Тебе — еврейски лека или лак, нет и слова слава, а есть славьте, или хвалите. В книге «Деяний» Московского собора 1667 г. говорится, что «сию ангельскую песнь аллилуиа» следует произносить трижды — так: «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» — потому что, «глаголюще сице, являем и исповедуем, яко в Троице и в единице Бог, сиречь трижды аллилуиа ради триипостасия, а еже приречем «слава Тебе, Боже», являем и исповедуем, яко Троица един Бог есть, а не три Бози». Очевидно, здесь речь идет не о правильном значении самого слова «аллилуиа», а об отношении этой песни к лицам Св. Троицы. Здесь справедливо говорится, что произнесением трижды «аллилуиа» с прибавлением слов: «слава Тебе, Боже», выражается слава Св. Троице в единице гораздо полнее, чем двукратным произношением того-же слова с тем же прибавлением. Но так как и с двукратным произношением слова «аллилуиа» можно соединять православное учение о Св. Троице, то одинаково допустимо и пение «аллилуиа» по дважды. Нагляднее всего в этом можно убедиться из истории употребления песнопения «аллилуиа» в древнехристианской церкви.

Читайте также:
Прощение в православии: значение и формула прощения, принципы и особенности, мнение и советы священников

Троение и двоение «аллилуиа» — оба способа возглашения этой песни греческого происхождения и оба древние. Древнейшие известные доселе свидетельства об этом, относящиеся к концу V в. — половине IX века, говорят о троении. Сюда относятся свидетельства Андрея, архиепископа кесарийского, жившего в конце V — начале VI века, в 56 главе его Толкования на Апокалипсис, посвященной начальным шести стихам 19-й главы последнего, — и Феофана Начертанного, жившего в первой половине IX века, в стихирах его службы Георгию Победоносцу. — Может быть, только неизвестны свидетельства об употреблении в тот-же период времени «сугубой аллилуии», но во всяком случае, начиная с первой половины XI века, мы имеем ряд свидетельств о том, что у греков вместе с троением песни «аллилуиа» употреблялось и двоение. Первое свидетельство такого рода находим в Студийском Уставе, редактированном Константинопольским патриархом Алексием (1025—43) и перенесенном в Россию стараниями преп. Феодосия Печерского. За патриархом Алексием следует Никон Черногорец, живший во второй половине того-же XI века, у которого находим наставление вместе троить и двоить «аллилуиа», в первом слове его Тактикона — по Почаевскому изданию 1795 г., лл. 2—3. Из последующих свидетельств мы видим, что двоение «аллилуиа» и было преобладающим обычаем на Афоне, а троение в других местах Греции. По крайней мере, Следованная Псалтирь митр. Киприана дает только усугубление, а он был из монахов Афона. Между тем, митр. Фотий — грек, родом из Пелопонеса, в ответной грамоте во Псков 1419 года дал наставление троить «аллилуиа». Киприан умер в 1406 г., а Фотий в 1431 г. В том же ХV веке сугубую аллилуию находим у греческого литургиста Симеона Солуяского (†1429 г.) в его сочинении: «О Божественной молитве». Впрочем, у Симеона Солунского только в одном этом месте прямо говорится, сколько раз произносить «аллилуиа». От ХVI века мы имеем памятники, в которых на ряду с троением стоит и двоение «аллилуиа»: так, в греческом Часослове ХVI в., хранящемся в Синодальной Московской библиотеке под № 300, вывезенном Арсением Сухановым с востока, пять раз «аллилуиа» читаем так: ἁλληλοὑια, ἁλληλοὑια δὁξα σοι ὁ θεὁς , и один раз так: ἁλληλοὑια, ἁλληλοὑια, ἁλληλοὑια δὁξα σοι ὁ θεὁς .

Таким образом, история песни «аллилуиа» в церкви восточной показывает, что троение «аллилуиа» не только не еретического происхождения, но и не новшество, требование же раскольников одной сугубой «аллилуии» есть, действительно, новшество.

На Руси спор о том, как петь аллилуиа, по дважды или по трижды, возник в первой четверти XV века. Ареною, где велась борьба, была псковская область. Обращаясь с различными недоуменными вопросами к митр. Фотию, псковичи спрашивали его и о том, как петь «аллилуиа»? Хотя в ответной грамоте (1419 г.) Фотий высказался в пользу трегубой аллилуии, но ответ успокоил общество лишь на время. Прошло лет 30-ть и снова был поднят тот-же вопрос. Сведения об этом заключаются в житии преп. Евфросина и в особой по этому делу переписке. Евфросин, тогда юный инок Елеазарова монастыря, особенно много «сетовал безмерною печалию пред Богом о пресвятыя аллилуиа». Многих он спрашивал о «великой той вещи», но никто не мог протолковать ему «тайну божественной аллилуиа». Тогда Евфросин отправился в Царьград. Он посетил Софийский собор, беседовал с патр. Иосифом; в соборе Евфросин слышал сугубую аллилуию, от Иосифа получил наставление в том-же смысле. Поэтому по возвращении Евфросин в своем монастыре стал петь аллилуиа по дважды. Против него восстал некий распоп Иов, живший в Пскове. Не медля написал он на Евфросина обвинительную «епистолию». К Евфросину явились особые посланные и стали обвинять его в том, что он усугублением аллилуиа «колеблет церкви Божии, мутит благодатный закон, умаляет славу Христа». Хотя обличавшие Евфросина были «непреоборимые витии», но убедить им его не удалось. Он обозвал посланных «свински мудрствующими», писание Иова «телячием вещанием», а самого Иова «столпом мотыльным». Скоро Евфросин прислал в псковские соборы послание об «аллилуиа» с порицанием на Иова. Ответив Евфросину посланием, Иов стал вооружать псковичей против Евфросина, — и всех вооружил. Инока стали называть еретиком; проходя мимо монастыря, псковичи перестали креститься на монастырский храм. В крайней горести Евфросин обратился к архиепископу Новгородскому Евфимию, прося его «утишить мятеж». Но владыка не рассудил при междоусобной. Тогда псковичи сами написали указ, чтобы троить аллилуиа, ибо кто двоит, тот разлучает св. Духа от Отца и Сына. Евфросину оставалось обратиться с молитвою к Богу, в которой одной и находил он для себя утешение до самой своей кончины. В 1481 г. Евфросин отошел в вечные обители; но смерть Евфросина не затворила уста Иову; и он, подобно Евфросину, так и умер в убеждении, что противник его не по уставу прославлял величие Божие. Вопрос продолжал волновать общество и после смерти главных виновников спора. В конце ХV века один защитник сугубой аллилуии написал житие пр. Евфросина, в котором, кроме рассказа о споре Евфросина с псковичами, поместил известие о бывшем будто бы ему видении Пресвятой Богородицы, повелевшей сугубить аллилуиа.

Читайте также:
Священник, батюшка и поп: определение, различия и отличия, значение в православии

Дальнейшая история состоит в следующем. В 1551 году Стоглавый собор узаконил двоение аллилуиа; а затем, когда в Москве было введено книгопечатание, двоение было подкреплено и авторитетом печатных книг; устав 1610 года — первая московской печати книга, в которой в первый раз встречается сугубая аллилуия. Но это не значит, что с 1551 года у нас уже не употреблялось троение аллилуиа. Напротив, оно встречается не только в рукописных богослужебных книгах, конца ХVI века, но и в некоторых печатных. Что же касается вопроса о самом значении определения Стоглавого собора, то это определение основано на «житии» пр. Евфросина, и имеет в виду, с одной стороны, авторитет преподобного, как защитника сугубой аллилуиа, а с другой повеление Богородицы, будто бы данное писателю «жития». Но, во-первых, что такое представляет собою это «житие»? Ученые полагают, что оно есть подделка, в которой на Евфросина перенесены данные из истории некоего монаха Афанасия, т. е. что преп. Евфросин совсем не вел никаких споров об аллилуиа. Дело в том, что сохранилось «послание» ХV века некоего защитника трегубой аллилуии к защитнику сугубой Афанасию «великой лавры св. Николы ктитору». А с другой стороны известно, что действительно в XV веке был некий монах Афанасий, долго живший на Афоне. Так как Афанасий, как долго живший на Афоне, мог быть защитником двоения аллилуиа, то думают, что спор об аллилуиа у псковичей был с этим именно Афанасием и что факты из жизни этого последнего, как лица всеми забытого, перенесены на Евфросина, как лицо авторитетное и всеми уважаемое. И во-вторых, хотя по житию, списателю последнего являлась сама Богородица и запретила троить аллилуиа, но не требуется и доказывать, что Стоглавый собор мог верить этой ссылке только по своей «простоте», как выразился об этом собор 1667 года.

После этого легко судить, как неосновательно поступают старообрядцы, когда в защиту двоения аллилуиа ссылаются не только на авторитете пр. Евфросина и Стоглавого собора, но и на мнимое повеление Богородицы.

Важнейшие пособия: проф В. Ключевского «Псковские споры» (Прав. Обозр. 1872, т. 2); проф. И. Нилского «К истории споров об аллилуиа» (Хр. Ч.т. 1884, № 5—6); проф. Е. Малова «Об аллилуиа» (Пр. Соб. 1891, № 4); проф. Е. Голубинского «О песни аллилуиа» (Бог. Вест. 1892, № 5); А. Озерского “Выписки из старопис. и старопеч. книг», ч. 2: здесь приведены свидетельства XV— XVI вв. о троении аллилуиа.

* Пётр Семенович Смирнов,
магистр богословия,
доцент С.-Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 542. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1900 г.

«Аллилуйя!» О чем пойдет речь? Аллилуйя — это слово можно сегодня услышать повсеместно, например, в известных песнях. Вас ОЧЕНЬ удивит его буквальный перевод на русский!

Как часто сегодня можно услышать это слово — АЛЛИЛУЙЯ! Его произносят не только в церквях, это слово используют даже популярных песнях, взять хотя бы песню Аллилуйя из Шрека.

Но понимают ли простые люди значение этого слова? Подавляющее большинство нет.

А понимают ли значение слова аллилуйя священники? Вчера я убедился, что некоторые — точно нет.

Что означало «аллилуйя» в Ветхом Завете

В ветхозаветных богослужениях активно использовался возглас «Аллилуйя». Что он означает и как переводится? Аллилуйя — это в переводе с еврейского «Восхваляйте Господа». Со времен царя Давида это был ответный возглас молящегося еврейского народа на пение псалмов во время богослужения.

Первоначально слово «Аллилуйя» произносилось человеком, который возглавлял общественную молитву. Этот громкий возглас служил призывом для народа воздавать хвалу Богу. После этого молящиеся начинали петь благодарственный гимн. Постепенно «Аллилуйя» преобразовалось в самостоятельное хвалебное пение собравшегося на молитву народа. С течением времени этот возглас наряду с восклицаниями «Аминь» («Да будет так»), «Осанна» («Господь, спаси») становится неотъемлемой частью ветхозаветного богослужения.


Православное богослужение

История слова


Фото: Flickr.com
Несмотря на то, что все православные молитвы переведены на русский язык, без перевода были сохранены два слова, остающиеся в священных текстах до сих пор — это «аминь» и «аллилуйя».

Рекомендуем прочитать: Что означает слово «аминь»?

Происхождение понятия «аллилуйя» связано с именем ветхозаветному богу Яхве. Это искаженное восторженное обращение к нему в повелительном наклонении множественного числа. В Иудее священники использовали данное слово, чтобы призвать людей отреагировать на молитвенный текст.

В современном значении суть понятия несколько изменилась. В православии это возглас, прославляющий Господа, присутствующий во многих службах.

Слово «аллилуйя» в христианстве

Возглас «Аллилуйя» во время пения псалмов перешел из иудаизма в молитвенную традицию раннехристианской Церкви. Так, во время богослужения перед чтением Евангелия и в ходе Причащения полагалось читать псалмы с припевом «Аллилуйя». В Иерусалимской Церкви в некоторые праздники практиковалась замена чтения тропарей пением «Аллилуйя». Святитель Симеон Солунский (14-15 век) так поясняет применение восклицания:

«Эту песнь — Аллилуйя — изрекли вдохновляемые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие — она значит: «грядет Бог» и «пойте Его», что пророчески изречено и воспевается».

Помимо евхаристического чина византийского обряда положено петь «Аллилуйя» в некоторых особых случаях. Например, во время таинства Крещения, когда совершается помазание воды елеем. При освящении престола — стола, который находится на середине алтаря, где совершается чин Евхаристии. В чине освящения антиминса, который должен находиться на престоле в алтаре. Антиминс — это четырехугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо святого мученика. “Аллилуйя” поется во время помазания их миром — специально приготовленным и освященным ароматным маслом.

Читайте также:
Грех лени: значение в православии, как бороться и победить праздность, причины и опасность, молитвы

Во время чтения кафизм и отдельных псалмов применяется славословие «Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе Боже». В акафистах (хвалебно-благодарственных пениях) после кондаков (кроме первого) также поется этот припев.

Хвалебное песнопение в богослужении

не обходится без восхваления Господа

Церковные Богослужения, молитвы и литургии не обходятся без восхваления Господа. «Аллилуйя» поют в литургии византийского обряда:

  • в припевах второго праздничного и третьего вседневного антифона;
  • на малом входе с Евангелием;
  • песнь перед Евангелием;
  • херувимская песнь завершается троекратным хвалебным словом;
  • по окончании причастия;
  • благодарственный гимн по причащении завершается трегубой хвалой.

«Хвала Господу» применяется как завершение псалмов, кафизм, «слав», в начале и в конце молитвы. Молитвенное хвалебное слово используется во время Великого поста и некоторых других постов. В заупокойные субботы совершается «служба с Аллилуйя».

Причина раскола церкви, связанная с использованием слова

В православной церкви до XV века данное слове пели, не задумываясь над тем, что оно обозначает. Что такое «аллилуйя», для всех оставалось тайной. Однажды митрополиту направили соборную грамоту. Вопрос был в том, сколько раз полагалось петь «аллилуйя», а именно – единожды или трижды. В 1954 году Ефросин Псковский подался в Константинополь для того, чтобы узнать, что же все-таки обозначает данное слово, и какое количество раз необходимо его петь. По прибытии он заявил, что получил ответ от Пресвятой Богородицы. По его словам, слово необходимо было произносить один раз.

В 1551 году «аллилуйя» ввели в пение в количестве двух раз. А в XVII веке количество произношения данного слова увеличилось до трех. Во всех греческих храмах пели именно трегубую (тройную) «аллилуйя». Патриарх из России по имени Никон не пожелал отставать от новшеств. Он подхватил данную традицию.

В 1656 году в России появились старообрядцы, не принявшие традицию, введенную патриархом. Наряду с тройной «аллилуйя» они также полагали неправильным действием крещение тремя пальцами.

В 1666 году прошел Большой Московский Собор. После этого события сугубую «аллилуйя» окончательно упразднили.

Хвала Богу в Псалмах Библии

Начиная и заканчивая службу в храме, священнослужитель поет торжественную песню и произносит: «Аллилуйя!» А что это такое? Это слово пришло с арамейского языка и осталось непереведенным, так же как и «аминь», что означает «да будет так». Дословного перевода у него нет, а значение можно понять читая Псалмы, где хвала Богу употребляется более 24-х раз. Этим словом начинается практически каждый Псалом, им же и заканчивается.

Согласно еврейскому толкованию, данное слово можно разделить на два: «аллилуй» и «я». Первое будет означать «хвалите», а второе — «Яхве» (Бог). Теперь становится понятно, что значит «аллилуйя». Это возглас «воздайте хвалу Богу»: «воздайте хвалу Богу в песнях, воздайте хвалу Богу своей жизнью, воздайте хвалу Богу с благодарением, воздайте хвалу Богу в послушании».

Величественное восклицание имеет много переводов. Это и «Хвала Господу», «Будь благословен, Господь», «Велик наш Бог», «Благодарение Богу» и множество других.

«Аллаху акбар!» вместо «Аллилуйя». Европа меняет ориентацию

Ноябрь 2021 года. Вена. Террористические нападения, совершенные приверженцами «Исламского государства» (запрещено в России. — Прим. ред.), четверо погибших прохожих и еще 17 раненых.

Эти жуткие сцены повторяются в Европе уже много лет, поскольку здесь исламисты ведут священную войну — джихад. К сожалению, этому способствовала сама Европа с ее нерешенной проблемой миграции, бессмысленным мультикультурализмом и нежеланием взглянуть правде в глаза.

ЕС должен совсем по-другому относиться к миграции из мусульманского мира. Нужно ее свести к минимуму и очень избирательно проверять и пускать беженцев, пишет по этому поводу чешский журнал Reflex. Иначе Европа встанет на дорогу в ад.

Феномен связи миграции, постепенной радикализации мусульман, проживающих в Европе, и терроризма зародился еще в 70-е годы прошлого века. В последнее время его подпитывали новые миграционные волны, войны и конфликты на Ближнем Востоке, в Африке и Афганистане, а также финансы богатых арабских государств. При этом для распространения зла используются бесконечные возможности современных технологий.

Европа и Запад виноваты в этой в проблеме по большей части сами. Давно буксующая миграционная политика, ересь политической корректности и фальшивая политика мультикультурализма способствовали формированию исламистских монстров, таких как беженец из Туниса. Он жил в Германии, имея несколько поддельных документов. В декабре 2021 года на угнанном грузовике он убил на рождественском базаре в Берлине 12 человек и еще 56 ранил.

Теракт в Вене: погибли четыре человека, террористы скрылись

REUTERS, Lisi Niesner

Если тщательно проанализировать данные и цифры за последние 50 лет, то становится ясно, что проблема связи части мусульманских мигрантов с терроризмом в Европе уже превратилась в институциональную, и ее не искоренить. Однако с ней можно бороться.

Тем не менее некоторые европейские политики, некоммерческие организации и мультикультуралисты продолжают повторять, что мусульманские террористы — это одиночки, и их нападения не имеют никакого отношения к исламу.

Многие исламские экстремисты совершают теракты в одиночку или малыми группами, но это отнюдь не означает, что за ними не стоит тотальная религиозная идеология. Их мнимая оторванность — хорошо продуманная тактика, которая дает шанс совершать теракты. При этом подавляющее большинство из них превозносят Аллаха и радикальный ислам.

Читайте также:
Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Они нацелены на разжигание внутренних политических споров и рост социальной напряженности в европейских странах.

Теракты должны мотивировать молодых людей примкнуть к общемировому джихаду. Они призваны демонстрировать несостоятельность европейской демократической альтернативы и подчеркивать мощь исламского халифата.

Сребреница: сербы плохие, мусульмане хорошие, Америка на коне

REUTERS, Dado Ruvic

Террористы умело пользуются слабостью миграционных законов Европейского Союза и проницаемостью границ. Идеологию и миграцию не остановить, отправляя на улицы после каждого теракта больше полицейских и солдат с автоматами. Политики лишь создают видимость бурной деятельности, потому что на самом деле не в состоянии что-то предпринять.

По заказу парижского института Монтеня было проведено исследование «Французский ислам возможен», в котором очень подробно и тщательно изучено мнение французских мусульман. Авторы публикации пришли к выводу, что в стране существует три группы людей, проповедующих ислам. Около 46 процентов ведут светский образ жизни, и поэтому для Запада они приемлемы. Так называемые «средне ориентированные» составляют 26 процентов, и в основном они не представляют опасности. Иными словами, они не готовы совершать теракты. Но 28 процентов — сторонники сепарации и изоляции, то есть треть всех мусульман Франции не принимают западный образ жизни. Поскольку там проживают около восьми миллионов мусульман, получается, что радикальных среди них сотни тысяч. И это только в одной единственной стране ЕС.

Андрей Серенко: Радикальный ислам — проблема глобальная и явно недооцененная

предоставлено Андреем Серенко

Быстрой радикализации молодых мусульман в Западной Европе способствовали несколько факторов.

1. Абсолютное неприятие западных обычаев и традиций, насаждаемое с помощью исламских законов шариата, которые совершенно несовместимы с порядками в европейской цивилизации.

2. Во время миграции последних лет в Европу прибывает много радикальных исламистов и террористов, которые, однако, притворяются беженцами.

3. Богатые арабские страны Персидского залива тратят миллиарды долларов на мечети, исламские общины, фонды, школы и детские сады в Европе, а страны ЕС смотрят на это молча.

4. Осужденные молодые преступники-мусульмане радикализируются в тюрьмах, где для этого создана специальная продуманная система. Прежде всего это касается Франции и Бельгии.

5. Войны в Африке и Азии создали благоприятную почву для деятельности европейских джихадистов.

6. В Европе возникли сотни изолированных мусульманских гетто, так называемых «ноу-гоу зон», где царят радикалы и где законы не действуют. Такие зоны есть во Франции, Швеции, Бельгии и других странах.

7. Интернет и социальные сети позволили быстро распространять как экстремистские идеи, так и инструкции для изготовления взрывчатки и незаконной покупки оружия.

8. Социальное положение иммигрантов и их потомков зачастую нестабильно, и они малообразованны.

Теракт в Ницце: Неизвестный с ножом ворвался в церковь Нотр-Дам, один человек обезглавлен

РИА Новости, Наталья Селиверстова | Перейти в фотобанк

Это война. И в этой борьбе Европе не поможет рекордное производство автомобилей и запрет на курение в ресторанах. Враг полон решимости и жесток, а пока европейцы играют в социальных сетях, они убивают на улицах. Поэтому христианское «Аллилуйя» на Старом континенте сменяет мусульманское «Аллаху акбар»!

Теракт в Вене проливает свет как минимум на три проблемы, помимо угрозы исламистского экстремизма, отмечает болгарское издание «Дума». Ликвидированный террорист — албанец из Северной Македонии, но с австрийским гражданством. Это первый случай, когда уроженец Балкан совершает террористический акт в Европе. Отныне регион будет восприниматься как угроза. Однако в отличие от Северной Африки и Ближнего Востока балканские страны — потенциальные члены ЕС. Поэтому неудивительно, если Брюссель охладеет к идее евроинтеграции региона.

Вторая проблема — это политика открытых дверей и свободного передвижения людей, в том числе беженцев. Несмотря на гуманизм этих ценностей, разве уже не ясно, что через них просачивается терроризм, что ни в чем не повинные европейцы умирают из-за плохо понятой человечности и недальновидной политики или брешей в «заборах» законов. Террор в последние годы был делом рук мигрантов, и принявшая их страна оставалась чужой или враждебной по отношению к ним.

Третья проблема — необъяснимая поверхностность правосудия в ЕС. Венский террорист отбывал тюремный срок за попытку создать террористическую ячейку, но был досрочно освобожден, пробыв в тюрьме всего 8 месяцев вместо 22. Цена этой «гуманности» — невинные жертвы.

«Попадут в рай». Эксперт объяснил, почему исламисты не боятся вируса и как они с ним борются

РИА Новости, Михаил Воскресенский | Перейти в фотобанк

Недавний опрос Французского института общественного мнения (IFOP) показал, что ислам и исламизм являются одними из самых острых вопросов настоящего времени, пишет французский еженедельник Marianne.

Французы мусульманского вероисповедания благосклоннее относятся к заметности религии в общественном пространстве: 75% одобряют ношение религиозной символики (против 26% среди всех французов), 69% сотрудниками частного сектора (против 78% среди мусульман моложе 25 лет и 24% среди всех французов) и 63% госслужащими (против 21% среди всех французов)

Еще одним признаком избирательного подхода мусульман к светскому государству стало то, что 81% из них выступают за введение женских дней в муниципальных бассейнах и разрешение на ношение там буркини (купальный костюм для мусульманок, состоит из двух частей, имеет плотно сидящий на голове капюшон и отвечает всем требованиям шариата к одежде женщин. — Прим. редакции). Оба этих предложения были отвергнуты более 75% французов.

Эта панорама завершается пугающими цифрами в ответе на заданный верующим вопрос: считают ли они «нормы и правила» своей религии более важными, чем республиканские? У мусульман взгляды разделились примерно поровну: 37% «совершенно не согласны» с этим, но 38% поддерживают такую точку зрения. Этот показатель достигает 57% в группе от 18 до 24 лет, что означает 10%-ный прирост по сравнению с 2016 годом. Таким образом, большинство молодых мусульман открыто ставят шариат выше французских законов.

Читайте также:
Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

При подготовке материала использованы переводу сайта inosmi.

Молитва и восхваление Бога

Что значит «аллилуйя» в христианстве? Восхвалением Бога должна начинаться и завершаться ежедневная молитва каждого верующего человека. Принося хвалу Богу, мы приносим ему благодарность за дар веры, а также за важное обетование прощения всех наших грехов. Восклицая это слово, мы свидетельствуем о нашей уверенности в том, что Бог всегда пребывает с нами. Он нас ведёт своими путями, и мы благодарны ему за все.


Любой верующий человек должен понимать, что обозначает «аллилуйя». Данное слово – это символ вечной любви и надежды. Его произносят тогда, когда хотят выразить благодарность Господу за обетование вечной жизни. Сама смерть не страшна истинно верующему христианину, ибо она только приближает нас к встрече с самим Богом.

Аллилуйя любви – хвала вечной любви на земле

Что такое «аллилуйя любви»? Песня с таким названием стала гимном любви более 30 лет назад, когда впервые прозвучала рок-опера «Юнона и Авось». В то время, время прокоммунистического Советского Союза, всякое упоминание о Боге каралось, запрещалось крестить детей, запрещалось открыто посещать храмы, и появление скандальной рок-оперы взорвало умы обывателей.

Опера «Юнона и Авось» была написана на основе реальных событий, но окутана величием храмового песнопения, подчеркивая, что реальная любовь находится под покровом самой Богоматери. И вот уже 30 лет звучит неумирающий гимн «Аллилуйя любви».

Что значит слово «Аллилуйя» в православии?

Большое количество православных молитв завершает слово «Аллилуйя», которое имеет древнееврейское происхождение. Нередко оно встречается в церковных песнопениях или во время богослужений. Оно придает торжественности моменту, повышая значение молитвы. Слово «аллилуйя» переводится с древнееврейского языка как «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа». Как и некоторые другие церковные термины, для современного человека это слово непривычно и до конца непонятно.

  1. История слова
  2. Когда принято говорить «аллилуйя»?
  3. Восхваление Господа

История слова

Несмотря на то, что все православные молитвы переведены на русский язык, без перевода были сохранены два слова, остающиеся в священных текстах до сих пор — это «аминь» и «аллилуйя».

Происхождение понятия «аллилуйя» связано с именем ветхозаветному богу Яхве. Это искаженное восторженное обращение к нему в повелительном наклонении множественного числа. В Иудее священники использовали данное слово, чтобы призвать людей отреагировать на молитвенный текст.

В современном значении суть понятия несколько изменилась. В православии это возглас, прославляющий Господа, присутствующий во многих службах.

Когда принято говорить «аллилуйя»?

Данное слово часто встречается в церковных службах, а также молитвах, которые можно читать дома, даже не приходя в храм.

В обязательном порядке «аллилуйя» завершает кондаки акафистов. Акафисты — особенно торжественные песнопения. Если следовать точному переводу с греческого, то их принято исполнять непременно стоя. В современной службе акафист – молитва, в которой к Господу обращены конкретные просьбы, при этом ему возносятся похвалы.

Кондаками во время службы называют молитвенные тексты небольшого размера, это своеобразные «хвалебные песни», которые и завершают, распевая «аллилуйя».

Восхваление Господа

В храм часто приходят люди, которые находятся в депрессии, страдают из-за проблем, жизненных тягот и неурядиц. В такой ситуации верующего ничего не радует. Спасение он может найти в молитвенной помощи. Часто помогает излить благодарность Богу, ощутив в молитве радость, которая и придает жизненных сил. В такой ситуации важно вовремя оказаться в церкви, чтобы поучаствовать в службе. Помогает заказ благодарственного акафиста или акафиста с просьбой о разрешении трудностей. Это короткие богослужения, когда священник молится от имени Церкви только о тех, кто непосредственно этот молебен заказал.

Завершая кондаки акафиста, слово «аллилуйя» возносит славу Господу, с его помощью верующий выражает искреннюю благодарность. Правда, не стоит верить сомнительным теориям о том, что «аминь» и «аллилуйя» — тайные имена Господа, обладающие особой силой. В христианстве нет никаких тайн, все предельно просто и открыто: Бог дарует прихожанам радость и благодать в церковных Таинствах и молитвенных текстах. Взамен он просит соблюдать заповеди, верить в него, вовремя каяться, признавая свои грехи и ошибки.

Произнеся слова «аллилуйя» и «аминь», человек выражает свою истинную веру в Господа. Этим верующий в очередной раз выражает свою искреннюю веру, подтверждая, что всем сердцем верит Богу.

Акафисты, во время которых произносят «аллилуйя», являются одним из самых распространенных в православии богослужений. Их разрешается проводить не только в храме, но и в домашней обстановке. Самый известный акафист – «Слава Богу за все». В нем прихожане возносят хвалу Господу, прославляя его, благодарят за все, что их окружает, за мир, который он создал.

По канонам акафисты следует произносить на церковнославянском языке, плохо понятном современному человеку. При этом некоторые популярные молитвы, являющиеся частью акафистов, переведены на русский язык. Их произнесение на современном языке не противоречит никаким канонам. Более того, молиться размешается даже своими словами, главное, чтобы молитва была искренней, обращаться к Богу нужно исключительно от сердца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: