Правила поведения в храме для ребенка: основные советы и особенности поведения в церкви и на богослужении

Осторожно, дети!

Нюансы хождения в храм вместе с детьми

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

Сколько ни поднимай тему присутствия в храме детей, решающе важным останется одно: все мы, прихожане, делимся на тех, кто детей в храм приводит, – и тех, кто их там терпит (или не терпит). И сколько ни пытайся писать о том, что дети не куклы – их нельзя «выключить» или оставить дома постоять на полочке, – всегда будут те, кто резонно возразит, что прочие простые прихожане – тоже люди, что от детского писка сбивается хор, регент сжимает камертон «до хруста», молящиеся не слышат, как читают Евангелие, уборщицам доставляет много хлопот детская любовь качать подсвечники и т.п. Как выразился один владыка, «дети в Уставе не прописаны!»

И, видимо, единственные рассуждения, которые могут принести практическую пользу, – это рассуждения о том, как минимизировать разрушительное воздействие детской непосредственности на храм и нервы присутствующих, не лишив при этом ребенка и родителей службы и не отбив детского интереса к храму чрезмерной строгостью. Я надеюсь, что по предложению портала «Православие.Ру» многие родители смогут поделиться своей практикой вождения детей в храм. А пока попробую представить кое-что из того, что сильно облегчало (или, наоборот, отягчало) мое родительство.

На службе с рождения – это реально

Родители и священники единогласно утверждают: чем раньше и регулярнее дитя начнет присутствовать в храме, тем более спокойным будет это присутствие. Иногда дрожь берет, когда наблюдаешь, как несчастная мама или бабушка (а иногда они обе вместе с папой) тщетно скручивают орущего и «борющегося за жизнь» двухлетнего ребенка перед Чашей. А чадо, которое с месячного возраста часто причащается, преспокойно открывает рот и в год или полтора уже с воодушевлением встречает вынос Чаши и старается жестами или осмысленным мычанием понудить маму скорее нести его к Причастию.

Своих детей я старалась причащать хотя бы раз в неделю, но однажды, еще с первенцем, приехав на дачу, я неосмотрительно оставила младенца без Причастия почти на месяц. И через этот месяц дитя перед Чашей намертво сжало челюсти, а при попытке алтарника слегка надавить на щеки, начало пищать. Спас положение только вышедший из алтаря папа, которому пришлось «помаячить» перед ребенком для успокоения.

При этом многие родители просто боятся идти в храм с новорожденными, думая, что время до годовалого возраста – самое сложное. А принеся ребенка в год, отчаиваются, видя, как он испуган и агрессивен в новой обстановке. Но самое спокойное время с ребенком в храме – это именно время до семи-девяти месяцев! Ребенок – в большинстве случаев – тихо спит, а мама спокойно молится (правда, тут «спокойно» бывает, если ребенок еще только один). Наверное, это утверждение вызывает улыбку своим кажущимся неправдоподобием. Но я на практике убеждалась в этом трижды: бессловесный младенец – самый тихий прихожанин из тех, кому нет восемнадцати. Но – важны нюансы.

До полугода основное детское занятие – это, в идеале, сон, и очень желательно, чтобы в храме новорожденный именно спал, а не громко страдал, устав от избытка впечатлений. Есть дети, которые так и делают – спят – независимо от усилий родителей. Они могут заснуть вертикально, привалившись к маминому плечу, они мирно сопят в переноске от коляски, поставленной в углу храма. Причастившись, они минут пять блаженно гулят и вскоре вновь засыпают. Таким нежданным подарком была, например, моя младшая дочь.

Но большая часть детей засыпает несамостоятельно, однако – засыпает и прекрасно спит под пение хора. Меня в храме в первые месяцы очень выручал слинг (специальная «переноска» из ткани, позволяющая носить ребенка на себе с минимальной нагрузкой на руки мамы. Информация о ней широко доступна в интернете). Старшую дочь я приносила в храм на Часах, раздевала, клала в слинг, немного прикачивала и в результате уже к началу Литургии она спала, и сон в слинге у нее был крепче, чем в кроватке или коляске. Главное – научиться правильно располагать ребенка.

Более искусные «слингомамы» и годовалых детей носили по храму спящими, только уже в положении вертикально: ребенок прижат к маме, ноги его раздвинуты (напоминает лягушонка) – поза эта вполне физиологична, без лишней нагрузки на позвоночник. Для этого идеален слинг-шарф, но я не рискнула с ним связываться (надо ведь еще научиться его наматывать) и использовала слинг с кольцами, а позже эрго-рюкзак (он же слинг-рюкзак).

Кстати, вертикально хорошо укладывать самых «тяжелых» в плане поведения детей. Например, мой сын напрочь отказывался спать в обычном слинге лежа. В храме он нервно откидывался назад, кричал, не засыпал ни в слинге, ни на руках. Только когда невролог указала мне на проблемы ребенка с повышенным тонусом, особенно в районе спины и шеи, до меня «дошло». Именно вертикально, лягушкой, грея пузо об маму и максимально разгрузив позвоночник, он смог заснуть в плотно притянутом эрго-рюкзаке, и в нашу жизнь возвратилось спокойствие, которое позже упрочило соответствующее лечение. Главное, не спутать физиологичный слинг-рюкзак с рюкзаком-переноской типа «кенгуру» – «кенгурушка» вредна для детской спины, да и заснуть в ней куда сложнее.

Если маме позволяют средства, то еще один прекрасный помощник для похода в храм с новорожденным – это «слингокуртка». Такая специальная верхняя одежда для мамы, которая позволяет сажать ребенка в слинг легко одетым, прикрывать его слингокурткой, приносить в храм уже крепко заснувшим (лучшее укачивание – мамина ходьба) и не будить лишними раздеваниями-переодеваниями. Две мои знакомые ходят в храм подобным образом – и от нуля до года их младенцев вообще не слышно. Разве что иногда они пробуждаются, чтобы немного повертеть головой, потом в углу за вешалкой «перекусить» и – снова «баиньки».

Читайте также:
Рецепты постных блюд монастырской кухни - секреты и советы по приготовлению

Конечно, можно заметить, что набирающая обороты культура «естественного родительства», частью которой является и слингоношение, балансирует на тонкой грани между реальной пользой (в плане педагогики, детского здоровья, маминого спокойствия и т.п.) – и уже полу-оккультным увлечением чрезмерной натуральностью и «естественностью». Но никто не воспрещает верующей маме брать от этой культуры и моды всё лучшее, что она может дать, и активно «воцерковлять». По крайней мере, слинг в храме – помощник действительно великолепный.

Если малыш в храме только спит, разве так он привыкнет к службам? Привыкнет, и с самыми лучшими впечатлениями.

Кажется, если малыш только спит, разве так он привыкнет к храму? Привыкает, и с самыми лучшими впечатлениями. Ведь сон на руках у мамы – это время максимальной защищенности и спокойствия. И именно с таким спокойствием будет ассоциироваться церковное пение, слышанное ребенком и «в пузе», и в полусне с первых дней жизни.

Ребенок и… архитектура

Наверное, это звучит странновато, но «непереносимость» детского воздействия на службу и психику молящихся сильно зависит от внутренней конструкции храма. Конечно, чаще всего родители выбирают не стены, а место служения своего духовника. Однако если духовника еще нет или он служит где-то в далеком монастыре, и большую часть служб семья всё равно посещает не у него, а в своем районе, то можно подумать и о таком странном на первый взгляд критерии выбора храма, как его устройство.

Не так давно в нашем городе достроили и освятили новый храм, и в считанные месяцы он стал едва ли не самым «детским» приходом в округе – несмотря на то, что первое время в нем даже не было воскресной школы. Чудесная особенность этого храма в том, что ребенок в нем – почти незаметен. Клирос так удачно расположен наверху, что создает мощнейшую «звуковую завесу». Те, кто молится ближе к алтарю, практически не слышат гуления и движения в конце храма. А когда прихожане спокойно слушают службу и не вскидываются нервно со строгим взглядом в сторону чужого ребенка, мама ребенка тоже меньше нервничает, меньше ребенка теребит, и тот, соответственно, спокойнее себя ведет.

К тому же, в нашем «детском» храме не просто просторный и теплый притвор, а целое отдельное помещение гардероба, где «мелочь», устав стоять на службе, может ползать под столами для цветов и никому не мешать, а самых активных мамы за руку водят по широкой лестнице на первый этаж и обратно, умудряясь при этом улавливать отголоски богослужения. Раскапризничавшегося ребенка можно спокойно одеть и вынести на улицу в полной уверенности, что в храм из гардероба не долетят звуки детской борьбы за право сорвать шапку.

Если есть возможность, то лучше водить детей в храм с верхним клиросом или хотя бы просторным притвором.

Если дети совсем маленькие, если их несколько, то возможность выбрать храм с верхним клиросом или хотя бы просторным притвором (гардеробом, «подсобкой») облегчит маме жизнь невероятно. Мы с детьми бывали в разных храмах. Например, храм, где служит мой муж, в советское время был превращен в пивзавод и изуродован настолько, что при реконструкции его пришлось оставить поделенным на две половины, из-за чего основной храм оказался просторным, широким, но «коротким»: от входа до солеи рукой подать, и нет притвора. И если ребенок только начал капризничать, его сразу очень громко слышно даже в алтаре. Его надо быстро одеть и вынести на улицу – при том, что именно процесс одевания младенцы воспринимают особенно громко! Бывало, что мой голосистый сынок начинал «подпевать» хору после Причастия. Еще причащают взрослых, все сосредоточенны, а тут вместо «Тело Христово приимите» под сводами раздается: «А! Аа-а! Ыыыы…»

В другом храме, зная, что нас не так уж страшно слышно, я бы могла провести «педагогическую работу»: отвлечь ребенка, переключить на шепот, успокоить. Но на это нужна хотя бы пара минут и чуть больше спокойствия. Здесь же времени на уговоры нет, на улице мороз, и ты, сзывая старших, бежишь к вешалке. Пока достанешь детский конверт, две детских куртки, три шапки из рукава и свое пальто, семь потов сойдет. Мне еще везло – я хотя бы жена священника, и некоторые прихожане меня знали, а потому ради уважения к батюшке не только не «гоняли» особенно, но и брались помогать с одеванием детей. А каково тем, у кого нет такой «крыши»? Я видела, как выскакивали из храма другие мамочки: ребенок закутан, а мама – красная от стыда и нараспашку. В минус двадцать. А что поделаешь?

«Методика» выхода из дома

Приступы особенно безобразного поведения случались у моих детей тогда, когда я сама не причащалась…

Еще важны такие моменты, как подготовка к службе. Самое главное, что я замечала многократно, – это влияние твоей подготовки на детей. Мне кажется, что приступы особенно безобразного поведения случались у моих детей (даже у старшей) тогда, когда я сама не причащалась. Одно дело – состояние женского здоровья, другое – когда ты «допоздна посуду мыла», «проспала», «и вообще как-то морально не готова…» Конечно, с детьми не очень удобно подходить на исповедь, не всем матерям духовники позволяют причащаться, если они пришли не к началу, но все-таки попытка как-то решить эти вопросы в сторону частого материнского причастия действительно отражается на детях.

Например, одним из возможных решений является ранняя Литургия. Если дети встают не слишком рано, если среди них есть кто-то один сознательный, то можно купить ему на всякий случай «мобильник» и попытаться с утра встать пораньше, спрятать спички, закрыть газ и «сбежать» на службу, а вернуться как раз к детскому подъему, собрать и отвести на позднюю. Конечно, это возможно лишь тогда, когда храм находится недалеко от дома…

Еще важным моментом выхода из дома является мамино спокойствие. Понимаю, это звучит смешно – далеко не все умеют спешить, да и просто собираться, без нервов. Я тоже не слишком умею. Однако какими же паиньками бывают мои чада, если с утра мне удается взять себя в руки и одевать детей с молитвой, а не с криками и раздражением!

Лет до трех, мне кажется, лучше не пытаться детей «постить» перед Причастием.

Еще я многократно замечала, что на поведение совсем маленьких детей очень решительно влияют элементарные физиологические потребности: поесть, попить, памперс поменять, в конце концов! Здесь могут быть разные мнения, но все-таки лет до трех, я считаю, лучше не пытаться детей «постить» перед Причастием. А насчет детей на год-два старше можно посоветоваться со священником. Можно, например, их только поить или поить и давать съесть что-то совсем простое – кусок хлеба с молоком, например. Если очень хочется с утра устроить детям пост, то тогда будить их лучше непосредственно перед выходом, чтобы не успели до Причастия проголодаться и «раскиснуть». А вскоре после Причастия можно извлечь из сумки сок и что-то съедобное или хотя бы не препятствовать есть любимое детское лакомство – просфоры.

Читайте также:
Как покрасить яйца: как и каким цветом красиво красить на Пасху, идеи и советы

Много есть и других нюансов, связанных с приходом в храм детей, но я думаю, что и другие отцы и матери захотят о них рассказать. В конце концов, среди авторов портала и читателей есть женщины с «родительским стажем», в разы превосходящим мой. Очень бы хотелось услышать их советы или, может быть, возражения.

«Православный храм» (правила поведения в храме)
план-конспект занятия (3 класс)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

Скачать:

Вложение Размер
pravoslavnyy_hram.docx 31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

Конспект занятия на тему:

(Правила поведения в храме)

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить воспитанников с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь воспитанников.
  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: компьютер, презентация слайдов.

Основные термины и понятия: Храм, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии. Желаю нам успешной работы!

– Прочитайте стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке. (Слайд 1)

…Тучи ходят над горами,
Путник бродит по горам,
На утесе видит храм:
Три оконца в этом храме
Небольшом, да расписном;
В первом светится оконце
Ослепительное солнце,
Белый месяц – во втором,
В третьем звездочки. Прохожий!
Здесь начало всех дорог.
Солнце пламенное – Бог,
Месяц ласковый – сын Божий,
Звезды малые во мгле –
Божьи дети на земле.

– Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о православном храме, узнаете, как он устроен и что люди делают в храмах. (Слайд 2)

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний воспитанников.

– Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (Слайд 3) (Учащиеся дают определения слову «храм»: Например – Храм – это здание или дом, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон.)

-Давайте прочитаем определение, что такое храм.

Храм – здание для богослужения, церковь. (С.И. Ожегов) (Слайд 4)

Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

По другому храм ещё называют – церковь.

Церковь – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

– Запишите себе в тетрадь эти определения.

III. Изучение нового материала.

На занятии мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

Беседа с воспитанниками .

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

– Давайте узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Дьявола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Мозговой штурм.
– Какие бывают храмы? Подберите слова, характеризующие храм. (Ответы учеников: большой, красивый, великолепный, мощный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий).
– Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все – разные.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

– Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

– Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Слайд 5)

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

Предположения детей, и правильные ответы:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов .

24 купола – 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов – 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола – возраст Христа, в котором его распяли.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. (Слайд 6)

– Как вы думаете, зачем нужны колокола?

– Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон .

  1. Звон в один колокол называется «благовест». Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. Давайте послушаем благовест. Колокольный звонkolokol’niy_zvon_(Svyato-Elizavetinskiy_mon-r’)-Blagovest.mp3
  2. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. (Выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника – «трезвон», звон колоколов по поводу печального события – «перезвон»). Давайте послушаем трезвон. Колокольный звонKolokol_nye-zvony-Kievo-Pecherskoy-lavry-07_Prazdnichnyy-trezvon-ispolnyaetsya-trizhdy(muzoferma.com).mp3

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

– Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

– Мысли о храме, церкви, России…

Изучение устройства храма.

– Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?(предположения детей)

– Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (Слайд 7)

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Раздать чертёж каждому воспитаннику .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. (Слайд 8)

Вот мы в самом храме (средняя часть). (Слайд 9) Вторая самая большая часть – место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. (Слайд 10) Целая стена из икон называется иконостас.
Самое важное место в алтаре — престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна и верхней – из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Венёва.

-Часто ли вы бываете в храме? (Слайд 11)Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

И не забывайте, что выходя их храма, надо сделать три поясных поклона с крестным знамением.

-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

-Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? Заполняем таблицу на доске.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

ДЕТИ В ХРАМЕ

Посещение храма и участие в таинствах должно быть для ребенка светлым событием, но для некоторых детей это время превращается в скучную, непонятную, а порой и тягостную обязанность. Что делать, чтобы привить детям любовь к Церкви? С какого возраста необходимо исповедоваться и как помочь ребенку подготовиться к исповеди?

Особенности детского возраста

Дети в силу различных причин не могут стоять на молитве так же, как взрослые. Поэтому, собираясь с ребенком в храм, родителям необходимо учитывать особенности возраста своего чада.

Детей от рождения до года обычно приносят в храм только для причащения.

Дети от года до 3 лет могут спокойно вести себя в храме не более получаса, и то при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным и торжественным моментам. Например, на всенощное бдение (вечерняя служба накануне больших праздников) с ребенком достаточно прийти к началу полиелея. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания или других песнопений, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание елеем). После елеопомазания можно покинуть храм. На литургию нужно приходить за 10-15 минут до начала причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре в храме обычно бывает затишье, во время которого дети могут поставить свечи, поцеловать иконы. После того, как ребенок причастится, лучше достоять с ним до конца службы и только потом отправляться домой. С детьми этого возраста родителям следует стоять позади всех молящихся, чтобы ребенок не привлекал к себе много внимания. Если ребенок ведет себя спокойно, можно проводить в храме больше времени. Уже сама обстановка храма, молитвенное пение хора, возгласы священнослужителей, лики святых, словно глядящих из горнего мира, особый запах ладана благотворно воздействуют на малышей.

Детей следует часто носить в церковь, прикладывать ко кресту, Евангелию и иконам, а дома — подносить под иконы, осенять крестным знамением (как и постельку, и пищу, и все, с чем дитя соприкасается), окроплять святой водой и окуривать ладаном; нужно, чтобы младенца чаще благословлял священник, чтобы по возможности в дом приносили иконы из храма и служили молебны.

Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важнейшим центром интересов для них станет приходский храм. Родители должны поддерживать в глазах детей духовный авторитет пастыря.

Профессор, протоиерей
Глеб Каледа

Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время их пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса в 3 года до часа или полутора часов (в зависимости от характера и терпения ребенка) к 7 годам. Некоторые дети могут выстоять и два часа, но это исключительные случаи и на них нельзя ориентироваться. Поскольку детям все еще трудно стоять в храме на одном месте более 10-15 минут, можно поручить им поправлять свечи на подсвечниках, привлекать их к пению на литургии «Верую» и «Отче наш» или тихонько подпевать «Господи, помилуй» и «Аминь». Родителям надо стоять рядом с детьми, подсказывать им, как вести себя во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, совершить земной поклон, делая всё вместе с ними. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или в передней части храма, чтобы лучше видеть службу.

В летнее время в отдельные моменты службы можно выходить на улицу. Например, на Всенощном бдении после помазания можно выйти из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую Херувим…» Важно не количество времени, проведенного ребенком в храме, а благоговение. Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться тогда, когда он сможет вновь собраться и вести себя тихо. Родители должны научиться чувствовать золотую середину: не перегибать палку и не заставлять ребенка делать то, на что он еще просто не способен, но в то же время не давать ему повода расслабляться. Кстати, первая крайность опаснее, чем вторая.

…Небольшой храм на окраине города. Идет Божественная литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один лет трех, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своем детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: “Как же, Христос сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»; а вы что, гоните меня с детьми из храма?” У всех взвинчены нервы. Литургия обессмысливается…

Игумен Пётр (Мещеринов)

Дети от 7 до 14 лет постепенно становятся способны выстоять в храме полную службу (два-два с половиной часа). Очень важно, чтобы родители или преподаватели воскресной школы объяснили богослужение, смысл тех или иных действий священнослужителей. Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и об упокоении своих близких, знать, для чего он это делает. Можно давать детям постоянные для них послушания: пение на клиросе, дежурство у подсвечника, помощь в алтаре. Однако подобное послушание может дать только настоятель. Назначать определенные послушания детям могут и преподаватели воскресной школы или активные родители, но только с благословения священника.

Родители, которые постоянно ходят в храм с детьми, вынуждены подстраиваться под их уровень развития и в итоге сами проводят в церкви меньше времени, чем хотелось бы. Если родители причащают детей каждую неделю, то допустимо одному из них причащаться с детьми, не выстояв всей службы, но обязательно полностью прочитав Последование ко Святому Причащению, а также каноны: Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Возможные трудности

Замечу, что все приведенные выше рекомендации приблизительны. Родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. Крайне опасно заставлять ребенка выстаивать всю службу, если он не способен на это по возрасту, тем более, если ребенок начинает ходить в храм не с раннего детства – в таком случае обязательным условием является его постепенное воцерковление. Если, например, он пришел в храм только в 10 лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания в храме (полчаса) и постепенно, по мере воцерковления, увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту.

Надо рассчитывать и физические силы детей. Например, если ребенок устал во время службы, можно предложить ему сесть на лавочку. Но при этом обязательно объяснить, в какие важные моменты службы обязательно нужно встать.

Итак, как нам приобщать детей к церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности — чуть меньше, чем “по силам”; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.

Игумен Пётр (Мещеринов)

Родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм как на праздник – насилие в этом деле далеко не лучший метод. В случае, если ребенок может выстоять определенное для него время, но заупрямился, плохо себя ведет и не успокаивается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выведя из храма или не допустив до причащения. Это правильнее, чем заставлять его молиться или идти на причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или причащение как наказание. Наказанием должно быть лишение права молиться или приступать к тому или иному таинству, а не сама молитва или таинство.

Как правило, серьезные проблемы возникают при разногласии между отцом и матерью в вопросе посещения ребенком церковных служб, особенно если один из родителей категорически против. Поскольку церковная молитва – это не только праздник, но и труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Он будет стараться «спрятаться» за того родителя, который дает ему возможность расслабиться. Здесь от воцерковленного родителя требуются мудрость и терпение.

Особое внимание следует уделять детям, вошедшим в подростковый возраст. В их жизни все большую роль начинают играть сверстники, и поэтому очень важно, чтобы в храме были друзья, например, из воскресной школы (хорошо, если при храме организуются паломнические поездки, походы и летние лагеря, работают кружки, выпускается газета и так далее). Конечно, есть опасность, что, оказавшись на богослужении вместе, ребята начнут болтать или хихикать. Мне думается, что до 11-12 лет лучше не оставлять детей в компании с друзьями без присмотра во время службы. А к 13-14 годам, когда дети взрослеют, можно и нужно разрешать им стоять со сверстниками отдельно от родителей.

Правила поведения в церкви

Правила поведения в церкви для школьников

1. Одежда, надетая на прихожанина церкви, должна быть чистой и опрятной. На мужчине должны быть брюки, на женщине — юбка. Ношение женщинами и девушками мужской одежды (рубашек мужского покроя, футболок, брюк) запрещается церковью категорически.

2. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом, волосы под ним обязательно должны быть собраны вместе в хвост, пучок или косу. Это правило распространяется на всех, включая незамужних девушек и маленьких девочек. Мужчины входят в церковь с непокрытой головой. Если на мужчине есть какой-либо головной убор, при входе в церковь он должен снять его с себя.

3. Женщине нельзя приходить в церковь с браслетами на руках или с цепочками. Ношение каких-либо украшений нежелательно. Единственные предметы, которые можно отнести к украшениям и которые не попадают под это правило, — обручальное кольцо и нательный крестик.

Церковью эти предметы не считаются украшениями, так как и кольцо и крестик несут в себе большую символическую нагрузку и являются показателями определенных статусов — принадлежности к христианской религии и принадлежности к семье, т. е. мужу. Нательный крестик стоит всегда надевать при посещении церкви, а еще лучше не снимать его вообще.

4. Женщинам надо ограничить себя в употреблении косметики: естественная красота чистой кожи не должна заменяться искусственной краской, тем более в храме божьем.

5. В церкви стоит сохранять молчание и исключить при ее посещении разговоры на мирские темы. Поведение должно быть спокойным и пристойным, чтобы не помешать ни служителям церкви, ни всем остальным прихожанам. Знакомых или близких следует приветствовать кивком или поклоном.

Именно по этой причине, для того чтобы не создавать суеты и не шуметь, разменивать деньги для покупки свечей или для жертвоприношений следует загодя.

6. При опоздании на службу или проповедь стоит вести себя тихо: незаметно войти в храм, не привлекая к себе лишнего внимания и не отвлекая никого от службы. После этого надо найти себе место (раз уж ты опоздала, не пробирайся в глубь храма, лучше остановись недалеко от дверей) и попытаться настроиться на исполнение необходимых тебе обрядов и молитв.

При входе не следует суетиться или торопиться: обязательно надо вытереть ноги и отряхнуть одежду, но делается это не на пороге церкви, а неподалеку от нее. Тем самым ты очищаешь одежду, а вместе с ней и душу, от бренного и мирского.

7. Христианская религия предписывает трижды кланяться, перед тем как войти в церковь. Это правило, подлежащее обязательному исполнению, поможет тебе подготовиться к входу в церковь и настроит на необходимый лад.

8. Если тебе необходимо поставить свечи, сделай это осторожно, стараясь не погасить или не опрокинуть уже стоящие свечи других прихожан. Если ты заметила, что одна из свечей потухла или сгорела до огарка, убери ее в специальный поддон, который крепится снизу столика.

За здравие свечу можно поставить перед иконой любого святого. Для упокойных подношений существует особое место внутри прихода, над которым стоит большой крест с распятием, а также столик для приношений и столик для свечей.

9. Есть моменты, во время которых обрядом предписана обязательная покупка свечей и ход вокруг церкви.

Если ты не знаешь, когда такой момент настанет, вежливо и тихо попроси стоящего рядом с тобой прихожанина помочь тебе в этом вопросе.

Или для того, чтобы не отвлекать остальных от выполнения обряда, просто повторяй то, что делают остальные. Хотя это не может считаться идеальным разрешением ситуации, так как необходимо знать внутренний смысл исполняемых тобой действий.

10. Если тебе необходимо пройти через храм во время службы, не стоит привлекать к себе внимание прихожан. Пройди тихо, вдоль стены. Не веди себя как в музее или на выставке, разглядывая внутреннее убранство. Помни, что церковь — это прежде всего храм Божий, предназначенный для моления и исполнения таинств.

Кроме того, для знакомства с внутренним убранством существуют специальные дни, в течение которых не проводятся службы и не совершаются особые обряды. Лучше удели больше внимания тому, что произносится во время службы, это содержит большой внутренний смысл.

11. Не стоит произносить, даже про себя, в христианской церкви свои молитвы. Для этого существуют специальные слова, напечатанные в псалтырях и молитвословах. Во время службы лучше воспользоваться ими, но не отходить от правил.

12. В православных храмах следует стоять. Исключение составляют только слабые, больные или пожилые люди, сил у которых не хватит на то, чтобы отстоять всю службу целиком. Однако в христианских храмах иного направления (в католической или протестантской церквях) полагается только сидеть на специально предназначенных для этого скамьях.

13. Опоздание на службу является меньшим грехом, нежели ранний уход с нее. Если ты решилась на то, чтобы отстоять всю службу, будь стойкой до конца. Если же ты не уверена в своих силах, зайди в другой день. Подобное поведение, а именно уход их церкви до окончания литургии или какого-либо иного важного обряда, является нанесением большого оскорбления как прочим прихожанам, так и служителям церкви. Поэтому такого поведения стоит избегать.

14. Выходить из церкви и расходиться по домам стоит в благоговейном молчании. Постарайся хотя бы до дома удержаться от мирских и суетных разговоров, чтобы сохранить чистоту очищенной в храме души.

История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?

В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем.

Так почему Бог изгнал первых людей из рая?

Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия?

Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло; Быт 3:5). Главной же бедой было то, что человек отвернулся от Бога, соблазнился «легкой» возможностью приобрести знание, дающее власть над сотворенным Богом миром, своими силами, помимо Творца: будете, как боги, — обещает жене диавол, принявший образ змия (Быт 3:5). Поверив клевете на Бога, вышедшей из змеиных уст сатаны, первые люди на личном опыте познали, что такое зло. Они впервые взглянули на Бога глазами не любви, а подозрения и страха. Они внутренне отстранились от Него — и с тех пор уже не могли возродить в себе прежнего детского доверия и любви к Отцу.

Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал?

Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.

Есть еще и в-третьих. Многие святые отцы — от блаженного Августина до святителя Филарета (Дроздова) — повторяли мысль: изгнав человека из рая, Бог закрыл ему доступ к райскому древу жизни, питаясь плодами которого, тот мог бы жить вечно. Этим древом жизни, по толкованию преподобного Иоанна Дамаскина, была сама возможность созерцать Бога, утраченная с грехопадением. Но и тут Бог заботился о человеке: ведь, приобретя опыт зла и при этом будучи бессмертным, тот делался бы всё хуже и хуже — и так до бесконечности! Отлучив Адама и жену от вечной жизни, Бог положил границы распространению зла, которое вредило в первую очередь самому же человеку. Он вырвал человека из дурной бесконечности «совершенствования» во зле. Эту мысль замечательно выразил российский богослов первой половины XX века Владимир Лосский: «Для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви».

И наконец, даже отпуская от Себя человека, Господь произносит утешительные слова: настанет время, и из рода Адама и Евы произойдет Спаситель, «семя жены», которое поразит змея — то есть диавола — в самую голову (ср. Быт 3:15). А значит, изгнание из рая и смерть — это не навечно.

Что было сразу после изгнания?

Библия не описывает историю жизни наших прародителей на земле во всех подробностях. Сообщает только две детали: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3:20); Господь же, изгоняя людей из рая, сделал… Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт 3:21).

Ева — по-еврейски Хавва — значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя жизни неприлично жене после осуждения на смерть», замечает святитель Филарет (Дроздов). Но это имя стало пророческим. Ведь Еве предстояло стать праматерью Спасителя, богочеловека Иисуса Христа — Второго Адама, которого апостол Павел назовет духом животворящим (1 Кор 15:45). Так что свое жизнеутверждающее имя она получила не случайно.

А под кожаными одеждами толкователи Библии чаще всего понимают смертное тело, доставшееся человеку после изгнания из рая. Само происхождение этих одежд были весьма символично — они делались из шкур убитых животных… Тела наших прародителей стали тленными, то есть подверженными болезням, разрушению и смерти. Господь предупреждал: В день, в который ты вкусишь от него [от древа познания добра и зла. — Прим. ред.], смертью умрешь (Быт 2:17). Именно так и произошло, просто смерть наступила не мгновенно, а стала разрушать людей постепенно — медленно, но верно. Оказавшись вдали от Бога, «человек… каждый день, так сказать, ожидал себе смерти», писал в V веке блаженный Феодорит Кирский.

Чем занимались наши прародители в обычном мире?

В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.

В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…

Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…

Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:

«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»

(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)

Сколько детей было у Адама и Евы?

Вопрос о детях — важный. Важный потому, что у человека, в котором поселилась смерть, остался только один способ сохраниться в вечности — рожать потомство, воспроизводить себя в бесконечно сменяющих друг друга — и тоже умирающих — поколениях. Не случайно с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Священное Писание уже не ставит их в центр повествования. Отныне они просто прародители, «точка отсчета» для последующих поколений, о которых и ведется основной рассказ.

С первенцем — Каином — Адам и Ева связывали большие надежды. Имя его по-еврейски значит «приобретение»: приобрела я человека от Господа (Быт 4:1), — произнесла Ева, когда Каин явился на свет. В этих словах практически все толкователи усматривают надежду изгнанников на то, что этот ребенок и станет тем самым «семенем жены», которое, как обещал Господь, «сотрет главу змия» и вновь отворит для людей врата рая. Но Каин не то что не отворил двери в рай — он еще усугубил грех человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, которую возложил на костер его младший брат Авель, показалась Каину более приятной Богу, чем его собственная, и это так раздосадовало его, что он убил Авеля. Каин стал, по выражению святителя Филарета (Дроздова), родоначальником «отверженного племени» — людей, все более и более косневших в грехе. За 1500 лет они успели натворить столько безобразия, что Господь попустил всемирный Потоп, уничтоживший все человечество, за исключением одного праведного Ноя и его семьи…

Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной.

Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей.

Где именно жили Адам и Ева?

Об этом в Священном Писании ничего не сказано. Кроме того, после Потопа очертания земли, скорее всего, сильно изменились, так что указание конкретного места вряд ли много дало бы нам.

Правда, в Церкви сохранилось предание, что погребен Адам был на том же месте, где тысячи лет спустя будет распят Господь Иисус Христос, — его череп, согласно этому преданию, лежит в основании Голгофы. До сих пор его иногда изображают в нижней части Креста Господня. Но никакой возможности удостовериться в том, что Адам в самом деле был погребен на Голгофе, конечно, нет.

Сколько лет прожили Адам и Ева?

Адам после изгнания из рая прожил еще целых 930 лет (Быт 5:5) и застал семь или восемь поколений Восемь — если держаться хронологии согласно еврейскому оригиналу книги Бытия. Семь — согласно счету лет в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, выполненном в Египте на рубеже III и II века до Р. Х. — Прим. ред. своих потомков. До рождения Ноя он не дожил всего несколько десятков лет. Так что, можно сказать, перед Адамом прошла почти вся история допотопного человечества. Он увидел, к какой трагедии привел его разрыв с Богом: в каждом из его потомков жила склонность ко греху. И, конечно, Адам и Ева передавали детям, внукам, правнукам и всем дальнейшим поколениям людей свою память о Боге — уникальный опыт, которого не было больше ни у кого.

Сколько лет прожила Ева, Библия не сообщает: первые главы книги Бытие прослеживают жизнь людей только по мужской линии. Дело тут вовсе не в пренебрежении к женщине, наоборот, Библия ставит женщину и мужчину абсолютно вровень и даже подчеркивает: человек — это именно двое, мужчина и женщина; когда Бог сотворил человека… мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек (Быт 5:1–2).

Но все-таки именно мужчина считался главой рода, опорой семьи и старшим в доме, ибо, как напишет много позже апостол Павел, не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор 11:8–9). Поэтому указание на годы жизни ветхозаветных патриархов Патриархами в Священном Писании именуются старейшины древних родов, самые авторитетные отцы семейств и хранители традиции, прежде всего религиозной. — Прим. ред. в Библии — это просто необходимый элемент всякой летописи, а не деталь конкретной биографии.

Какова посмертная участь Адама и Евы?

Об участи всех ветхозаветных людей вообще Священное Писание говорит только в туманных выражениях. Апостол Павел сообщает, что Христос нисходил прежде в преисподние места земли (Еф 4:9), а апостол Петр — что Он… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал (1 Пет 3:19). О том, что Спаситель вывел из ада души праведников, живших в прежние времена (и Адама в числе первых), рассказывает апокрифическое Апокриф — текст, посвященный тем или иным событиям и лицам Священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред. Евангелие от Никодима, но Церковь не считает этот текст богодухновенным и не включила его в состав Священного Писания.

Тем не менее все церковное предание проникнуто твердой верой в то, что Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после смерти на Кресте. Об этой вере свидетельствует множество богослужебных текстов, к примеру, воскресный кондак 1-го гласа:

«Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение».

(Перевод: Ты воскрес из гроба во славе, как Бог, и вместе с Собою воскресил мир. Естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла. Адам ликует, Владыка, и Ева, от уз избавляемая, радуется и восклицает: Ты — Христос, всем даровавший воскресение. — Прим. ред.)

Предание Православная Церковь считает таким же важным источником своей веры, как и Писание, ведь и Писание первоначально существовало в форме устных рассказов, которые передавались из уст в уста. В таких же устных преданиях сохранилось, согласно вере Церкви, и не вошедшее в Священное Писание знание о том, что Господь принял покаяние Адама и Евы и ввел их в Царствие Небесное.

Библейская история Адама и Евы

Историю об Адаме и Еве знает, каждый человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о Вере. Их имена упоминаются в самой древней части Ветхого Завета — книге Бытие. Древние события, описанные в этой библейской легенде, повлияли на жизнь всех людей на земле.

Создание первых людей

В шестой день творения мира Бог сотворил из земного праха человека, которому дано было имя Адам. В буквальном переводе с древнееврейского языка оно означает «красный». Видимо, это слово является производной от adamah — земля (краснозем). Таким образом, имя первого человека прямо указывает на способ его появления на Земле.

В Священном Писании упоминается, что Всевышний создавал Адама по образу и подобию Своему. Образ проявился в телесном совершенстве первого человека, а подобие достигается и поддерживается на протяжении всей жизни.

Адам стал венцом Творения, в которое Бог вложил частицу своего духа. Всевышний поселил его в совершенном месте — райском саду, который называется в древних текстах Эдемом. Повелел Создатель своему идеальному творению ухаживать за эдемским садом и хранить его, и всех обитающих в нём тварей, которым необходимо дать имена.

Но один жил Адам в райском месте и не было помощника у него. Бог послал его крепкий сон, и забрал одно ребро человека, сделав из него женщину, названную Евой. В Библии говорится, что Адам назвал её женой своей, так как создана она из его плоти. Создание Евы, окружившей мужа любовью, — проявление образа Бога в человеке, так как в священных текстах говорится, что Бог есть любовь.

Следует знать, что совершенство первых людей не носило абсолютный характер. Так должно было осуществляться им в течение всей жизни, которая становилась богоподобной и вечной только в единстве духовном с Господом.

Бог не подчинил себе человека, а дал ему выбор, который определялся свободной волей человека. Отражением этого стала единственная заповедь, данная Создателем первым людям, в которой запрещалось есть плоды с Древа познания добра и зла.

Первородный грех

В Святых текстах не указывается, сколько первые люди жили в райском саду. Некоторые исследователи считают, что от появления Адама и Евы в Эдеме до их грехопадения прошло семь лет. Они жили в благодати и чистоте, но в райское место проник дьявол в образе змея и начал искушать женщину. Он сказал, что Бог обманул их, и не смерть ждём отведавших плод с запретного дерева, а богоподобие, достигнутое без единения с Создателем.

Наличие свободной воли и желание не просто быть подобием Бога, а обрести Силу Его подтолкнули первых людей к совершению первого греха. Дьявол в образе змея лишь подталкивает Еву к нарушению запрета Господа на вкушение плодов с древа Познания, но свой выбор она, как и её муж, сделала самостоятельно. Первая женщина вкусила запретный плод и уговорила сделать это же своего мужа. Своим непослушанием они разгневали Господа и были жестоко наказаны за него.

О грехе в православии:

Не физическая смерть ждала их после грехопадения, а конец благодатной жизни, в которой не было места порокам, боли, злости и стыду. Первым чувством, появившемся в людях после грехопадения был стыд, так как они лишились сияния славы — своей неувядающей одежды. Потеряв связь с Господом и испугавшись Его гнева, люди укрылись от него в саду. Адам и Ева пытались сложить с себя ответственность за свой поступок: мужчина обвинил женщину, которая указывал на змея-искусителя.

Интересно: фигура змея имеет глубокий символизм. В еврейском вероучении змей олицетворяет многобожие и противопоставляется Яхве — единому Богу-демиургу.

Наказание: изгнание из рая

Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:

  • необходимость возделывать землю для получения пропитания;
  • появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
  • испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
  • возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.

Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:

  • от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
  • Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.

Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.

Дети Адама и Евы

Первыми рожденными земными людьми были дети Адама и Евы — братья Каин и Авель.

Каин — старший сын — занимался возделыванием растений. Его младший брат Авель разводил скот. Он вёл праведную жизнь, часто молился, в его душе жили почтение и любовь к Господу и близким людям. Каин же не думал о духовном совершенствовании, а искал лишь личную выгоду. Душа его наполнялась злостью, гордыней и завистью. Поддавшись этим порокам, он убил младшего брата, совершив один из самых тяжёлых грехов — братоубийство. В наказание Всевидящий Бог обрёк братоубийцу на пожизненное скитание по миру и постоянные угрызения совести.

Каин и его жена Аван имели сына Еноха, потомки которого упоминаются в Ветхом Завете до времени Великого потопа. Содеянное Каином убийство привело к появлению в жизни человечества величайшего горя — потери близкого человека. Пораженная страшным известие Ева испытывала сильные душевные страдания, но Всемилостивый Господь даровал ей ещё одного сына — Сифа, потомком которого стал благочестивый Ной.

Всего же 930 лет жизни у Адама родилось 3 сына и неизвестное число дочерей. Место упоения прародителя человечества точно не известно. По этому вопросу существует две версии:

  • в иудейской традиции местом погребения Адама считается Иудея;
  • христиане располагают могилу первого человека на горе Голгофе.

Ева после смерти мужа прожила ещё шесть дней. Перед кончиной она завещала увековечить историю их жизни на камне.

История об Адаме и Еве в мировой мифологии

Ветхозаветное библейское предание о первых людях основывается на шумерском мифе о сотворении человека. На глиняных клинописных табличках, составленных за 2 тыс. лет до рождения Спасителя, сохранилась надпись о создании богом Хао пары людей. Из этого же источника следует, что сюжет искушения женщины змеем и вкушения плода с запретного дерева, а также последующего изгнания из райского сада и появление в нём охраны из херувимов тоже заимствованы из ассиро-вавилонской культуры.

Легенда о происхождении человечества, схожая с иудейской, существует у персидских народов. Верховный бог Ормузд создал прародителя человечества, объединив четыре основных стихии и поместив в него часть своей бессмертной души. Создав таким образом мужчину и женщину, он поселил их на золотой горе в саду Эдем. Верховный дев — Ариман — соблазнил прародителей вкусить плод с дерева вечной жизни. Люди были изгнаны из Рая, а золотую гору стали охранять большие грифы.

Интересно: миф о создании пары первых людей богом-демиургом существует у многих народов мира от Австралии до Южной Америки. Во всех них присутствует образ змея-искусителя, являющегося олицетворением злых сил.

Интересно о православии:

Адам и Ева в Коране

Иудейско-христианские представления о происхождении первых людей в частично измененном виде вошли в состав исламского учения. Согласно священной книге мусульман Адам не только первый человек, но и первый в ряде пророков, предшествовавших появлению Мухаммеда. Аллах создал его из смеси глины с водой и вдохнул в него часть себя.

Бог возвысил человека над всеми другими своими созданиями, заставив даже ангелов небесных признать первенство Адама. Но один из них — джинн Иблис — не пожелал подчиниться воле Создателя, и был свергнуть им с Небес.

Как и в христианском предании, первую женщину создали из мужского ребра. Адам и Хавва жили в раю, до момента нарушения запрета Аллаха вкушать плоды с запретного дерева. Соблазнил их на этот поступок коварный Иблис, проникнувший в райский сад. В наказание первых людей, разлучив, выгнали из рая на землю. В течение 200 лет первые люди в одиночестве путешествовали по земле и молили Аллаха о снисхождении.

Создатель простил их и повелел им совершить хадж в Мекку. Здесь первый пророк построил здание из чёрного камня — Каабу, к которому совершал регулярные паломничества.

В Коране говорится, что у Адама и Хаввы родились 39 детей, 38 из которых появлялись парами. В исламской традиции принято считать, что Адам прожил 2 тыс. лет и был похоронен близ Мекки. После Потопа тело его перенесли в Иерусалим на гору Голгофа.

Интересно: именно Адам получил первые заповеди от Аллаха, на которых основывается все исламское учение. Передавал их первому пророку и учителю архангел Джабраил (сопоставляется с христианским Михаилом).

Библейская история, рассказывающая о жизни прародителей человечества — Адама и Евы, учит современных людей, что Господь создал людей для благодатной жизни в единении с ним. Но только от свободной воли человека зависит пойти ли ему по праведному пути, или поддаться греховным искушениям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: