Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Можно ли прививаться от ковида?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Приветствую! Мой вопрос о вакцине Спутник V, есть информация о том, что она имеет компонент эмбриональных клеток абортивных детей (или ребёнка), как относится в этому? Стоит ли прививаться данной вакциной?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Дорогая Надежда, относительно вакцины именно от коронавируса Церковь не выносила единого суждения. Не на все вопросы есть готовые ответы, так что надо принимать решение самостоятельно.
Помочь могут следующие вещи.

В частности, в нем говорится, что “для вакцинации используется ослабленный возбудитель того заболевания, от которого проводится прививка. Вирусы для прививок от краснухи, гепатита А, ветряной оспы выращиваются на культуре эмбриональной ткани, полученной в результате аборта. Использование других (донорских) тканей невозможно ввиду резко ограниченного срока их жизни (52 деления клетки). В то же время так называемые диплоидные клетки эмбриональной ткани могут делиться неограниченно долго. Этот феномен используется для получения специальных сред, на которых выращиваются вирусы. В частности, вирус краснухи повсеместно выращивается на эмбриональных клетках, полученных в результате аборта, произведенного в 1962году”.

Есть и другие методы создания вакцин, но они пока не очень хорошо исследованы.

Далее в документе сказано, что “православная общественность, включая врачей, как известно, не приемлет лечебные методики, связанные с использованием эмбриональной ткани человека. Основанием для этого являются положения, высказанные в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Вместе с тем, отказ от вакцинации против этих заболеваний может привести к возникновению эпидемий, угрожающих как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Особенно опасен отказ от вакцинации против краснухи, поскольку известно, что у беременной женщины, заболевшей краснухой, в 20% происходит выкидыш (самопроизвольный аборт) и в 30% возникают уродства плода. При отказе от прививок против краснухи эти явления могут принять массовый характер. В связи с этим, при отсутствии альтернативы, применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают. Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время в России действует положение, согласно которому заболевание краснухой беременной женщиной является (ввиду указанных тяжелых осложнений) абсолютным медицинским показанием для прерывания беременности (аборта)”.

Относительно вакцин в документе отмечено следующее:

1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы.

2. Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток.

Использование вакцин, изготовленных на основе диплоидных клеток, спасло жизни и предотвратило тяжелые пороки развития (уродства) у многих тысяч людей”.

Также сказано о том, что необходимо развивать применение альтернативных способов создания вакцин, как только эта технология будет отработана.

Относительно вакцины от коронавируса недавно в своем телеграм-канале выступил епископ Савва (Тутунов), я процитирую то, что написал владыка, который внимательно изучал данный вопрос:

«Глубоко убеждён, что эта тема религиозно-индифферентна.

Исключение составляет проблема выращивания некоторых вакцин (не всех) в среде клеток клеточной линии, восходящей к аборту, совершенному в 1960-е годы (прим.: клеточная линия — это не клетки самого убитого ребёнка, но клетки, происходящие от его клеток путём деления). Это тяжёлая этическая проблема, ответ на которую пыталось найти Общество православных врачей в 2009 году.

Если оставить эту проблему в стороне и рассуждать о вакцинации хотя бы только теми препаратами, к которым упомянутая клеточная линия не относится, то, повторюсь, в оценке вакцинации нет повода для религиозной аргументации. «Не хочу вводить в себя чужеродный белок», «боюсь побочных эффектов», «не понимаю, что мне вводят» — это иногда справедливые, иногда не очень справедливые реплики, но не имеющие отношения к вере в Бога, к христианству.

Уравновешенное интервью по этому поводу, учитывающее упомянутые опасения, давал ещё несколько лет назад епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон по поводу вакцинации от гриппа. К нему и отошлю, чтобы не изобретать уже сформулированные аргументы».

Владыка также приводит следующую информацию:

«Абортов ради производства или разработки «Спутника V» никто не проводил и не проводит. Никакие дети ради нее не гибли и не гибнут. Никакой абортивный материал в ее состав не входит. Потому обзывать ее «вакциной каннибала» — не более, чем черный пиар. (…)

В составе вакцины отсутствуют клетки, полученные в результате аборта. Все клетки выращены на основе других клеток, выращенных на основе других клеток и так далее тысячи раз.

Несмотря на вышеперечисленные выводы — определенная историческая связь клеточной линии с абортивным материалом все же есть.

Пользоваться ли данной вакцинной – вне сомнений – этическая дилемма. Человек, на наш взгляд, должен сам принять решение, опираясь на дарованный Господом разум и совесть. (. )

На наш взгляд, позиция Церкви «за» или «против» конкретных вакцин не является ее прямым делом и была бы причиной разделений и соблазнов».

Ознакомившись с данной информацией, Вы можете самостоятельно принять решение о допустимости лично для Вас использования этой вакцины.

Православная церковь об абортах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Жизнь начинается во чреве

Мы продолжили беседу с о. Владиславом.

– Жизнь человека начинается с момента ее зачатия, – говорит священник. – Бог дает эту жизнь, и только Он имеет право ее забирать. Мать не имеет права распоряжаться зарождающимся в ее чреве ребенком, но посягает на эту жизнь. Ничем иным объяснить это невозможно, иначе как потемнением разума! Если бы женщина понимала, что творит, совершает настоящее убийство – она никогда бы на это не пошла.

Но если женщина осознает тяжесть этого страшного греха, приходит в Церковь, Господь принимает ее покаяние. Ситуации не исправишь, ребенка не вернешь, но покаяние может сгладить этот грех. Вот почему идут в наш храм женщины на исповедь. Как вы уже упомянули, не мы начали эту традицию. В Макариевский храм приезжали люди со всей России еще в 40-е годы, когда настоятелем церкви был Григорий Едлинский. Кроме того, что батюшка отпускал этот грех, он брал на себя труд индивидуальной сугубой молитвы за каждую женщину. При необходимости налагал епитимию. И сейчас приезжают автобусами из Белоруссии, едут и из дальнего зарубежья.

– А откуда пошли разговоры о том, что можно крестить умерших детей?

– Раньше, во времена дефицита, была традиция: женщины, приезжающие на исповедь в Макариевскую церковь, привозили с собой отрезы ткани и крестики. Из материи шили пеленки, наволочки, простынки и отдавали в детские дома, а крестики (тогда они были в особом дефиците) надевали крестившимся здесь младенцам. Возможно, женщины ассоциировали эти действия с крещением нерожденных детей. Наверное, отсюда и пошла эта молва.

– Как показывает практика, почему женщины совершают этот грех?

– Большей частью по неведению. Я даже записывал, что происходит с ними впоследствии, какие терзания они испытывают. Некоторые видят нерожденных детей во сне. Когда работаешь с этими женщинами постоянно, им открываются многие вещи. Начинается все с исповеди, после которой читается разрешительная молитва и молитва «Егда извергла отроча волею и неволею»… Даются наставления, а на 40 дней налагается епитимья. Но вот проходит определенный период покаяния, женщины 40 дней читают акафист «Не убий», их душа оживает.

Тема сложная и важная. Что толку клеймить эту женщину? Если человек раскаивается и приходит к нам, Церковь протягивает ему руку, в каком бы падшем состоянии он ни находился. Ведь первым в рай вошел разбойник. Но это не значит, что Макариевская церковь – какой-то эксклюзив. Нашу церковь отличает лишь то, что у священников есть богатый опыт, поскольку они сталкиваются постоянно с этой проблемой и могут больше помочь человеку.

– А мужчина должен нести епитимию?

– Конечно, и мужчина должен идти и каяться в этом грехе, нести ответственность за случившееся. Иногда он даже больше виноват. Бывают случаи, когда мужчина подталкивает женщину на этот шаг своим поведением, и ей кажется, что она не в состоянии тянуть и мужа, и детей, или просто оставляет ее в таком бедственном положении. Мы даем им читать 40 дней покаянный канон Иисусу.

– Много ли женщин приезжает в церковь с этим грехом? – Практически на каждой службе есть такие страждущие. Я занимаюсь этим, как настоятель. Раз Господь поставил меня на это место, я должен нести это послушание.

Христолюбивый Батюшка

Об этом много размышлял и говорил в свое время один замечательный киевский священник Георгий Едлинский.

Отец Георгий Едлинский. 1987 г.

Справка: Георгий Михайлович Едлинский (1902–1988) – сын священномученика протоиерея Михаила Едлинского. Начальное образование получил в школе-приюте, которую построил и содержал на церковные деньги его отец при Борисоглебском храме. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924–1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но, как сын служителя Бога, был исключен. В 1941 г. Георгия Михайловича рукоположили в сан священника и назначили настоятелем Воскресенского храма г. Киева. С 1945 г. до конца жизни (+1988) – служил в Макариевской церкви г. Киева.

Жизни этого уникального пастыря нужно посвящать отдельные публикации. Скажем лишь, что после окончания войны в 1941–1945 гг. Макариевский храм, укрывшийся между рощами и ярами киевской древней Татарки, стал местом молитвы многочисленной интеллигенции, посещавшей его втайне от бдительного атеистического ока КГБ. В беседах с прихожанами о. Георгий, преподаватель Киевской духовной академии, образованнейший человек, молитвенник и духовник, часто поднимал тему абортов и стремился донести до прихожан понимание и осознание греха детоубийства. Мало того, он окормлял женщин, раскаявшихся в этом грехе, налагал на них епитимию, а на себя брал подвиг молитвы о них, прося у Бога прощение о содеянном и духовного укрепления покаявшимся. Конечно же, приснопамятным батюшкой Георгием двигали любовь Христова и огромное сострадание. Эти качества он унаследовал от своего отца, священномученика, расстрелянного в 1937 году. Михаил Едлинский известен был не только в Киеве, но и по всей России того времени, славился духовными дарами, опекал людей, страждущих недугом пьянства. Аборт в то время карался законом, и все же подпольно такие преступления совершались, и о. Михаил также вымаливал несчастных грешниц, если те приходили к нему с покаянием. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжавшим к нему с Украины паломникам говорил: «Что вы ко мне едете? У вас в Киеве есть великий молитвенник о. Михаил Едлинский…»

Читайте также:
Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке

Макариевский храм. Киев

Макариевский храм был известен православному Киеву сталинско-хрущевского, а затем и брежневского периода. Когда о. Георгий был уже совсем слаб, его еще при жизни сменил новый настоятель о. Анатолий Затовский, также прослуживший здесь много лет уже после смерти о. Георгия и передавший ныне эстафету настоятельства о. Владиславу Софийчуку, который следует традиции отцов Едлинских.

Православие и аборт

Православная Церковь не дает благословение на производство аборта ни при каких обстоятельствах, но она не отвергает женщин, уже совершивших такой грех — они обязаны ходить в храм, служить Господу и неустанно просить у Него прощения за совершенный поступок.

Служители могут со снисхождением отнестись к прерыванию беременности только в том случае, если есть угроза жизни матери. Такая женщина не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но обязана исполнять покаянное молитвенное правило, которое определит ее духовником.

Молитвы для тех, кто сделал аборт:

  • Молитвенное правило схимонахини Антонии об убиенных младенцах
  • Молитвы об убиенных во чреве младенцах

Многие активисты за аборты, говорят, что это выход из сложной ситуации, в которую попала женщина. Но почему-то женщина не убивает себя в проблемах, она ищет выход и находит — убивает ребенка.

Существует масса свидетельств девушек, которых выгоняли мужья, парни и родители, узнав, что она ждет ребенка. Но они не делали аборт, а шли в храм, в социальные службы, центры помощи и рождали здоровых детей, которых им послал Господь. И Он не оставляет ни в какой ситуации, Он всегда дает не только решение проблемы, но и укрепляет в испытаниях и обильно благословляет.

Важно! Поэтому не следует отчаиваться и убивать дитя. Следует молиться и искать помощи, а Господь все усмотрит!

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

Что говорит статистика

Росстат и Минздрав приводят на своих официальных сайтах существенно отличающиеся данные — 779 848 и 627 127 абортов за 2017 год соответственно, более свежая статистика пока не опубликована. Эти цифры означают, что на каждые сто россиянок фертильного возраста каждый год приходится в среднем по два аборта.

Эти показатели сильно отличаются в меньшую сторону от неофициальных данных, которые основаны на опыте Советского Союза: в РСФСР в последние 30 лет существования советской власти число абортов колебалось от четырех до пяти миллионов ежегодно, а в современной России отчего-то стремительно пошло на убыль. Этот тренд непросто объяснить, учитывая все пережитые россиянами после распада СССР трудности. Разве что резким ростом духовности и массовым распространением представлений об аборте как тяжком грехе, либо столь же резким падением качества сбора статистики.

По данным Росстата, аборты у девочек в возрасте до 14 лет включительно составляют лишь 0,04% от общего числа прерванных беременностей — в 2020 году зафиксировано 350 случаев на всю страну.

Подростковая беременность, судя по числу сделанных в возрасте 15−17 лет абортов, распространена шире, но все равно измеряется долями процента — 0,7% или 5530 за год. Росстат свидетельствует, что 98% всех абортов делают совершеннолетние женщины в расцвете сил — от 18 до 44 лет.

На этом вопросы к статистике не заканчиваются, а только начинаются. По данным Минздрава, самый распространенный в России аборт — самопроизвольный (выкидыш), на его долю приходится 17,9% от всех учтенных абортов — более 112 тысяч в абсолютных цифрах. В статистику абортов включены вообще все прерванные беременности, причины которых подпадают под разделы О02-О07 Международной классификации болезней. Впору бить тревогу о катастрофическом состоянии репродуктивного здоровья россиянок. И подозревать приписки.

Читайте также:
Православие и гадание: отношение церкви и мнение священников к гаданиям на таро и на Святки, тонкости и нюансы

Главный камень преткновения в спорах о запрете абортов — аборты по медицинским показаниям — в Минздраве оценивают в 2,8% или 17 677 случаев за 2020 год. Это притом, что глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский недавно публично заявил, что по медицинским показаниям совершается до 50% абортов, и потому, по словам сенатора, «их никому нельзя запрещать».

Аборты по социальным показаниям, перечень которых утвержден Приложением к приказу Минздрава от 3 декабря 2007 года, в России, если верить статистике, теперь стали исчезающе редки — лишь 22 случая на всю страну (0,003%). Криминальных абортов, по мнению чиновников от медицины, в России тоже почти не стало — за 2020 год зафиксировано 355 случаев (0,06%).

Православная церковь о татуировках: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.


Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Православные символы в криминальной культуре

Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.

Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.

Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка — с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере — камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.

Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.

Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.

Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, — человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.

Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки — не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.

Раковое образование на месте татуировки

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Читайте также:
Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.


Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

«Модное» поветрие

С каждым годом, особенно летом, мы замечаем, как много людей, прежде всего молодежь, имеет на своих телах модные «аксессуары» в виде наколок. Число салонов тату в городах становится сопоставимым с числом кафе. Люди дарят друг другу сертификаты на посещение этих салонов. Большинство посетителей там, безусловно, составляет молодежь. Если раньше наколки были элементом тюремной или, реже, армейской субкультуры, то сегодня это стало модным и привычным явлением. Бывает, что сами родители приводят своих подростков в салоны татуировок. Хотя в целом трудно представить себе родителей, желающих таким образом «украсить» своих деток. В Испании запомнился рекламный стенд салона тату. Изображен грудной младенец в памперсе, с ног до головы изрисованный. А вверху надпись: «Мам, прости!» Старшее поколение с недоумением и ужасом смотрит на растущую популярность татуировок. Многие ещё помнят, что наколки наносились насильственно в немецких концлагерях. Но находятся и такие папы и мамы, которые хотят идти в ногу со временем. Известен случай, когда пенсионер в свои 65 лет впервые нанёс себе тату на тело.

Проникает это явление и в церковную среду. Либо люди приходят к Богу, уже имея наколки, либо христиане по незнанию, поддаваясь духу времени, наносят изображения и надписи себе на тело. На курортах работает целая тату индустрия. Причем рассчитанная и на детей тоже: им наносят рисунки хной, они смываемые. Но в сознание подспудно закладывается посыл, что «тату — это круто и стильно, когда вырастишь, ты сделаешь все по-взрослому». Особую распространенность тату получили в Европе. Видимо, массовость этого явления на Западе побудила старообрядческую митрополию в Румынии в 2021 году обсудить эту тему и принять особое соборное решение. Напомним его:

«Считать татуирование тела грехом, не возбраняющим к крещению. Призвать чад Церкви и особенно молодое поколение воздержаться от этого порока» (п. 4 «О возможности принятия в лоно Христовой Церкви людей, имеющих списанное тело (татуировки)»).

Это, кстати, единственное официальное мнение Церкви по этому поводу. Насколько мне известно, ни одна из поместных церквей свою позицию по этому вопросу не высказывала. Мотивировочной части решения Белокриницкой митрополии мы не знаем, поэтому постараемся самостоятельно разобраться, что послужило основанием для такого вывода.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

  • Грех сребролюбия
  • Грех тщеславия
  • Грех лихоимства

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Читайте также:
Почему плачут в церкви: ответ священника, плохо это или хорошо, причины слез


Отношение церкви к татуировкам

Зачем люди делают «наколки»?

Прежде всего, попробуем понять, что вообще заставляет людей делать татуировки. Кто-то, очевидно, делает тату осознанно, кто-то просто из подражания сверстникам или «звездам», из позерства. В постмодернистском обществе утрачено понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому распространенность подобных явлений неудивительна. Нет твердой нравственной опоры, в сознании нет ее критерия, нет никакой цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается лишь как внешняя оболочка, с которой можно делать все что угодно. Оно моя собственность, значит, что хочу, то и делаю с ним. Наверное, ход рассуждений таков: «Это модно, это считается стильным, это сделал тот или иной популярный персонаж. Почему бы и мне не сделать?» У молодых людей не хватает зрелости понять, что если наколки нанесены ради моды, то это просто неразумно: сегодня мода одна, завтра другая, а татуировка осталась. При этом тело дряхлеет, и к старости все рисунки на теле будут также безобразно смотреться, как намалеванный труп.

Другая категория — это те, кто сознательно делает тату. Причин для этого может быть множество. Это и желание закрепить таким образом свою принадлежность к определенной группе, музыкальному направлению, и самоутверждение, признание в каких-то кругах, где это принято, и стремление закрепить какой-то этап в жизни и т.п. В нашей стране наколки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой, вызывали неприятие обществом. Наличие таких наколок характеризует человека без лишних слов. В качестве примера можно привести строчку из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой даётся негативная оценка черни у власти, вырвавшейся из грязи в князи:

«Под рубашкой от Brioni, Наколки на груди, А убитых журналистов Без тебя хоть пруд пруди».

Не будем останавливаться на тюремной субкультуре. Отметим только, что у заключенных наколки имеют особый смысл и язык, понимаемый однозначно в их мире. Использование наколок в уголовной среде в крайней степени регламентировано, неточности здесь могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные тату не несут в себе этой смысловой нагрузки. Тем не менее наличие подобных «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологический настрой, определяют модель поведения. Люди с тату, с которыми довелось общаться, признавались, что после нанесения надписей и рисунков «внутренне происходит что-то, что-то меняется». Иначе не может быть. Вспомним философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы.

Нарушение человеком замысла Божьего

Бог создал многих животных с узорами на теле: бабочек, птиц. Но для животных такие рисунки являются естественным украшением и способом защиты от опасностей окружающей действительности. А вот человеку подобные искусственные “дополнения” не нужны. Искуснейший в мире Творец, Художник, Скульптор – Бог, создавая по Своему образу и подобию человека, не разукрасил тело красками. Следовательно, идеальным вариантом человеческой внешности является отсутствие татуировок. И вмешиваться в замысел Божий не нужно. Это всегда ведет к непредсказуемым и опасным последствиям.

“Человек – образ и подобие Божье, Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным организмом. Потому излишне «модифицировать» свое тело – это, конечно, сомнительная практика. Мы будто не доверяем Богу и строим в гордыне личную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя” (иерей Павел Марковский).

4. Почему Церковь осуждает аборты?

4. Почему Церковь осуждает аборты?

Вопрос: Почему Церковь осуждает аборты?

Отвечает священник Александр Мень:

Вопрос этот актуальный, потому что аборты теперь стали чудовищно распространившимся явлением. Отвечу просто: если ты мать и к тебе подводят ребенка и предлагают убить его каким-нибудь нехитрым способом, скажем, молотком — что ты сделаешь? Конечно, если ты в норме, у тебя никогда не поднимется рука. Так почему же у тебя поднимается рука это беззащитное человеческое существо раздавить, как какого-то комара? Это беззащитный человек, человек, который находится в твоем теле, он не может защищаться, и ты его убиваешь, потому что тебе неудобно его родить или растить, или есть еще какие-то причины. Если мать говорит, что она не может его прокормить или есть какие-то еще обстоятельства, то я всегда отвечаю: ну, потерпи, роди и отдай, отдай, потому что стоят очереди людей, которые хотят иметь детей и не могут их родить. Здесь все совершенно ясно, и я еще раз повторяю: с точки зрения биологической, оплодотворенная клетка уже является человеком потенциально, и жизнь его уже священна. И мы не имеем права эту жизнь нарушить, убить.

Читайте также

Почему Церковь не молится о самоубийцах и почему над самоубийцами не совершается чин отпевания?

Почему Церковь не молится о самоубийцах и почему над самоубийцами не совершается чин отпевания? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЛюбое убийство (даже самого себя) есть нарушение важнейшей заповеди: «не убий» (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Она выразила ту

Почему Православная Церковь против теории эволюции?

Почему Православная Церковь против теории эволюции? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСейчас существуют две космогонии: библейская и эволюционная. Последняя зародилась тогда, когда в Европе началось массовое отпадение от христианской веры.

Читайте также:
Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Почему Церковь не предает анафеме фильм «Код да Винчи»?

Почему Церковь не предает анафеме фильм «Код да Винчи»? иеромонах Иов (Гумеров)Церковное понятие анафема (от греч. ana — далеко; tihein — ставить) означает отлучение, отделение. В правилах Вселенских Соборов и Поместных соборов, а также святых отцов оно встречается 31 раз. На II

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму?

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму? Иеромонах Иов (Гумеров)Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно

Что представляет из себя УПЦ КП и почему она так ненавидит Русскую Православную Церковь?

Что представляет из себя УПЦ КП и почему она так ненавидит Русскую Православную Церковь? архимандрит Амвросий (Ермаков) Политическая организация, объявившая себя «Киевским патриархатом», Церковью не является. В диптихе всех Православных Церквей ее никогда не было и быть

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? иеромонах Иов (Гумеров)Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Вопрос: Многие искренне убеждены, что существует два Рождества — католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать

Почему церковь молится о водных источниках

Почему церковь молится о водных источниках Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред (Сир. 39,

17. Как объяснять неверующим одноклассникам, почему мы ходим в церковь?

17. Как объяснять неверующим одноклассникам, почему мы ходим в церковь? Вопрос:Как объяснять неверующим одноклассникам, почему мы ходим в церковь?Отвечает диакон Андрей Кураев:Когда меня начинают спрашивать, где твой Бог, кто вашего Бога видел и так далее, я говорю: “Так,

25. Почему православная Церковь против теории эволюции?

25. Почему православная Церковь против теории эволюции? Вопрос:Почему православная Церковь против теории эволюции?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Сейчас существуют две космогонии: библейская и эволюционная. Последняя зародилась

2. Почему Церковь иногда называют «телом Христовым»?

2. Почему Церковь иногда называют «телом Христовым»? Вопрос:Почему Церковь иногда называют «телом Христовым»?Отвечает игумен Петр (Мещеринов):Потому что Церковь и есть Тело Христово, это главная её характеристика. Церковь – союз Бога и людей во Христе. И союз этот не

14. Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?

14. Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Вопрос:Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем

7. Почему Церковь не благословляет пользоваться противозачаточными средствами?

7. Почему Церковь не благословляет пользоваться противозачаточными средствами? Вопрос:Почему Церковь не благословляет пользоваться противозачаточными средствами?Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов:Дело в том, что применение противозачаточного средства есть то же

8. Как смотрит Церковь на «аборты» и употребление женщинами противозачаточных средств?

8. Как смотрит Церковь на «аборты» и употребление женщинами противозачаточных средств? Вопрос:Как смотрит Церковь на «аборты» и употребление женщинами противозачаточных средств?Отвечает архиепископ Аверкий (Таушев):Церковь разсматривает это, как убийство, и подвергает

1. Почему Церковь отрицательно относится к целителям, читающим молитвы, и т. п.?

1. Почему Церковь отрицательно относится к целителям, читающим молитвы, и т. п.? Вопрос: Иисус говорит: «Кто не против вас, тот за вас». Но почему Церковь отрицательно относится к целителям, читающим молитвы, и т. п.?Отвечает священник Константин Пархоменко:Слова Христа Кто не

6. Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?

6. Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита? Вопрос:Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?Отвечает диакон Андрей Кураев:У римского епископа есть

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Читайте также:
Архангел Варахиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых

Что такое нимб

Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.

Читайте также:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.

Происхождение слова

Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.

До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Альтернативный взгляд

На рисунках, оставленных в наследство предкам египтянами и другими представителями древности, встречаются изображения людей в скафандрах, странные существа с вытянутыми черепами и щупальцами, загадочные летательные аппараты. Похожие наскальные портреты человекоподобных существ ученые находят и в России – на Алтае. Уфологи считают, что это является прямым доказательством того, что в прошлом земляне могли вступать в тесный контакт с представителями внеземных цивилизаций. У ученых на этот счет нет однозначного мнения, но особо наблюдательные специалисты утверждают, что о контакте людей с пришельцами можно прочитать на страницах Библии.

Споры о том, что жизнь на Земле стала развиваться не благодаря эволюции, а прямому вмешательству высшего разума, ведутся на протяжении нескольких десятков лет. Одни опровергают эту гипотезу, другие убеждены, что раньше люди активно контактировали с богами, создавшими их. Так называемая теория палеоконтакта возникла еще в начале 20 века. Впервые предположения о возможном создании землян пришельцами были высказаны Чарльзом Фортом. Позже в этом направлении работал Циолковский.

Недавно ученые нашли косвенные доказательства связи древних людей с пришельцами. Следует лишь более внимательно прочитать в Библии описание встречи еврейского пророка Моисея с создателем. В священной книге сказано, что этот эпизод сопровождали дым, взрывы, странный шум и разряды молнии. По мнению исследователей, в библейском писании идет указание на приземление инопланетного космического корабля. Аналогичным образом происходило появление и другого мифического персонажа – бога-громовержца Зевса.

Часто в мифах древних народов упоминается гора Олимп. Она могла подниматься и опускаться. Исследователи полагают, что инопланетные гости «припарковывали» свои космолеты на верхушке горы. В греческой мифологии богам уделяется особое внимание. Они не только общались с земными жителями, но и вступали с ними в интимную связь, после чего на свет появлялись дети-полубоги, интеллектуально и физически превосходившие обычных людей.

Подобных описаний немало и в Библии. По сей день эксперты во время археологических раскопок находят необычные изображения на скалах. Древние люди рисовали существ, напоминающих людей в скафандрах, и загадочные объекты, похожие на самолеты и ракеты. Но ученые не торопятся признавать то, что наши предки общались с инопланетянами, и считают, что подобные рисунки – плод их разыгравшегося воображения.

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.
Читайте также:
Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Галерея

  • Изображение Святого Духа в виде голубя
  • Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)
  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)
  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.
  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами
  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.
Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Символика нимба в Православии

В христианстве древний символ нимба наполнен глубоким богословским содержанием. Например, нимб Господа содержит крест и греческие буквы «омикрон», «омега» и «ню» (ό ών). Они означают имя Бога – Сущий, которое свидетельствует о Его абсолютности, вечности и истинности. Крест же напоминает нам об искупительном для всего человечества страдании и воскресении Господа. Рядом с нимбом Спасителя расположено имя «Иисус Христос» в сокращённом виде (Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ). Таким образом в нимбе заключено учение о Христе, как об истинном и безначальном Боге-Спасителе.

Крещатый нимб также присутствует в аллегорических изображениях Христа: в виде Доброго Пастыря и Агнца. Вместо креста иногда изображаются три пучка света, исходящих из середины нимба. Возле нимба Девы Марии обычно присутствуют древнегреческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ, означающие «Матерь Бога». Также Богородичный нимб украшается звёздами, диадемой или сияющей короной.

Святые и ангелы изображаются с простым круглым нимбом. В случае с апостолами и мучениками он обычно золотого или желтого цвета. Если же изображён пророк или патриарх, то нимб серебристый. Образы ангелов и святых также могут иметь голубые, синие, красные и зелёные нимбы. У каждого цвета существует своё значение. Золотой цвет – Божественный, белый – райский, голубой – цвет Неба, красный – Жертвы и Воскресения, а зелёный – цвет вечной Жизни.

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Что обозначает нимб у святых на иконах на самом деле

Одним из неотъемлемых атрибутов иконографии является обрисовка нимба вокруг головы изображаемого лица — Христа, Богоматери и святых.

Исходя из наиболее распространённого определения, таким образом, изографы обозначали святость описываемой личности. Однако помимо этого лучезарный ореол имел и другие символические значения.

История происхождения

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения нимба. Одни учёные придерживаются версии о том, что иконографический символ святости связан родственными узами с мениском – металлическим кружком, устанавливаемым греками над головами выставленных под открытым небом статуй во избежание их повреждения во время ненастья и защиты от птичьих нечистот.

Другие полагают, что первые нимбы были обязательными атрибутами божеств, олицетворявших небесные светила, а несколько позже стали принадлежностью людей, удостоившихся триумфа, которым на спину привешивался специальный щит, торчавший над головой как венец.

Читайте также:
Православие и праздник Ивана Купала: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Древние греки, с эпохи Александра Македонского активно использовавшие в искусстве нимбы, верили, что сошедшие с Олимпа в человеческом облике боги испускали ослепительный свет, образовывавший вокруг их фигур сверкающие облака. Чтобы отобразить их на полотнах, эллины прибегли к условному обозначению и начали рисовать позади головы персонажа нимб.

Со временем подобная практика распространилась и в Римской империи, где после провозглашения христианства нимб наполнился новым содержанием и стал центральной деталью иконографии.

Формы облаков

Имеющее латинское происхождение и переводящееся как «облако» слово «нимб», перекочевало в русский лексикон из немецкого языка. Произошло это событие в XIX веке, а до того визуализировавший святость лика элемент иконы русские люди называли «окружком».

Вместе с тем, нимб не всегда имеет круглую форму, и, рассматривая разные иконы, можно обнаружить такие его разновидности, как квадратный, крестообразный, треугольный, шестиугольный, лучезарный, зенитный и звездный.

Каждый из них соответствовал определённой божественной и человеческой личности. К примеру, треугольный нимб изображался чаще всего у Отца христианской Святой Троицы, иногда треугольников было два и они образовывали шестиугольный нимб. Порой с треугольным венцом рисовался голубь, символизировавший Святого Духа и Всевидящее Око.

Изящный нимб, состоявший из 12 звёзд «сиял» лишь над головой Девы Марии, чей лик иногда мог быть украшен лучезарной короной или диадемой.

Крестообразный ореол, на котором равноконечный крест вписан в круглый диск, принадлежал исключительно Иисусу Христу, неважно в какой символической ипостаси он изображался, в образе человека, Доброго Пастыря или Агнца Божьего.

Квадратный нимб был характерен для католической традиции, где с подобным венцом живописали ещё живых императоров, сановников, пап, поскольку в христианской традиции число «4» было символом материального мира: четыре стороны света, четыре основных элемента, четыре времени года.

На средневековых византийских и русских фресках часто с нимбами описывали живых или умерших князей, и в данном случае ореол вокруг головы свидетельствовал не о святости изображаемой фигуры, а о её высоком статусе.

По сведениям искусствоведа Татьяны Самойловой первым русским правителем, удостоившимся нимба, был Дмитрий Внук, чей образ запечатлён на изготовленной в 1498 году пелене Елены Волошанки.

Круглым золотым нимбом наделяли умерших, причисленных к лику святых, например мучеников и апостолов, а также ангелов, с серебряным (белым) круглым нимбом рисовали пророков и патриархов.

Цвет нимба

Несмотря на то, что для нимбов используют чаще всего золотую или жёлтую краску, которые символизируют нетварный, Божественный свет, в иконографии нет определённого цветового канона по их изображению.

По свидетельству современного иконописца Дмитрия Трофимова, на заре становления христианства, на так называемых катакомбных фресках, можно увидеть ореолы белого и голубого цвета, а на римских и равеннских мозаиках золотые, белые, голубые, зелёные и синие венцы.

С течением времени, сформировалась символика цвета и использование того или иного колера стало нести особую смысловую нагрузку. Зелёный нимб стал олицетворением Вечной жизни, белый – стерильным райским сиянием, красный – Жертвы во имя человечества и Воскресения, голубой – указывал на связь с Небом, золотой, как и прежде, был Божественным светом.

Иногда иконописцы не ограничивались одним цветом и использовали для написания нимба сразу несколько колеров.

Среди русских икон, где нимбы выписаны не золотой краской, можно назвать созданную Алипием Печерским «Великую Панагию», на которой у Христа и Богоматери белые ореолы, а также образ Умиление («Белозерская») с пламенеющими красными венцами над Девой Марией и Младенцем.

Особого внимания заслуживает чёрный нимб, присутствующий на настенной росписи «Евхаристия» в церкви Феодора Стратилата на Ручью, созданный в XIV веке новгородским иконописцем. С венцом столь мрачного цвета изображён Иуда, которому как ученику Иисуса Христа, ещё окончательно не предавшего его полагается нимб, но поскольку в его душу уже вошёл дьявол, ореол представлен в беспросветной краске.

Нимб для православных и католиков

В православной и католической традиции прослеживается различное понимание нимба. Для приверженцев западного христианства светящийся диск или кольцо над головой это некий аналог короны, которую Всевышний дарует святому как подарок за праведность. По мнению русского богослова и иконописца Леонида Успенского, в западном христианстве сформировалось сугубо прямолинейное и даже материальное понимание нимба, который является атрибутом, приложенным извне.

На католических церковных изображениях нимб представлен в виде обруча с бликами внешнего физического света, который может менять форму в зависимости от ракурса изображаемого персонажа и трансформироваться в овал.

Совсем иная трактовка нимба в православии, где сияние вокруг головы изображаемой фигуры есть символ просветления лика святого, при помощи которого раскрывалась Божественная сущность сверхсвета.

Написание любой восточно-христианской иконы начиналось с обозначения места расположения нимба, который будучи центральным элементом изображения, помещался в вершине равностороннего треугольника со стороной, равной ширине образа. Именно, исходя из его радиуса, высчитывалась высота человеческой фигуры.

Нимб, как и храм, состоял из трёх основных частей: светлой обводки, тёмной обводки, внутренней части, что соответствовало притвору, кораблю и алтарю.

В православии нимб — это не знающая ракурса постоянная «величина», олицетворяющая вечность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: