Православие и алкоголизм: отношение церкви и мнение священников, лечение и истории преодоления зависимости

Алкоголизм и прочие зависимости: болезнь или грех?

Темный длинный коридор со множеством дверей и поворотов. Среди сумрака серых стен еле слышны слабые шаркающие шаги. Лишь беспросветная тьма и шарканье шагов, в очередной раз уткнувшихся в стену…

Нет, это не кадр из дешевого фильма. Это один из возможных жизненных сценариев человека, которым управляет его зависимость. Есть ли иные сценарии зависимой жизни, и каковы они? Как быть тем, кто страдает от разного рода зависимостей (алкоголизма и прочих), как найти в себе решимость бороться? Как быть тем, чей близкий серьезно страдает? Где искать помощь? Попробуем разобраться.

Разбираться будем на примере задачки по физике. Но прежде чем приступить к решению, необходимо описать явление (в нашем случае — зависимость) четкими закономерностями и формулами. В физике, как и в жизни, ни одно явление не протекает самопроизвольно и спонтанно, все подчинено определенным законам. С рассмотрения ключевых «законов» и «формул» мы и начнем.

Основные «законы» жизни

В обществе существует очень четкая градация правил жизни, которыми следует руководствоваться каждому человеку, даже если он не православный. Эти правила со времен Ветхого завета сформулированы в Законе, данном людям Богом (Исход, Глава 20, стихи 1-21):

  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В дополнение к ветхозаветным правилам каждому из нас дан свод правил Нового завета (Мф 5, 1-11):

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Если первые 10 пунктов дают нам четкую градацию правил, что делать и чего не делать в отношениях с Богом и ближним, то вторые 9 пунктов их дополняют и показывают нам, какими мы должны стремиться быть каждый день своей жизни в Боге.

Отношение Церкви к алкоголизму

Не случайно свои размышления начинаю с перечня правил. Ведь невыполнение определенных правил влечет за собой обязательные последствия. Тема нашего разговора и затрагивает плоскость последствий, возникающих после невыполнения или нарушения определенных правил.

Мы поговорим о разного рода зависимостях и попробуем решить уравнение с множеством переменных, ответив на вопрос: пристрастия и зависимости — это болезнь или грех?

«Но где в Божиих заповедях упоминается про алко- и другие зависимости? Где сказано, мол, нельзя пить/курить и точка?» — справедливо может заметить каждый, и будет прав в своем вопросе. Ответ на него находится глубже.

Да, в Божиих заповедях и Заповедях Блаженств нет отдельной строки «не впадай в нехорошие зависимости, человече». Но там есть очень важные строки о том, что подчиняться «другим богам» перед лицом Его — табу, равно как и сотворять себе «кумира» — табу. Получается, что впадая в алкогольную зависимость, мы делаем именно то, что просил нас НЕ делать Бог?

В Ветхом Завете мы находим множество строк, почему лучше не впадать в страсть алкогольной зависимости: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством» (Сир. 31-30). Но со времен грехопадения человечество мастерски продолжает нарушать Закон Бога, при этом оперируя всевозможными «словозаменителями» греху (зависимости, расстройства и проч.).

Является ли алкогольная зависимость — грехом? Да.

Можно ли считать, что страдающий алкоголизмом — болен? Да, ведь грех — это болезнь души. Истинная жизнь души возможна только в Боге, а любые болезни души приводят к тому, что потребность в Боге стремится к нулю. Сама же душа человеческая искажается и мутирует. Душа заменяет здоровую потребность в Боге на нездоровую — потребность в грехе. Так начинается болезненный распад личности, порабощенной грехом.

В Писании есть много текстов про то, каким испытаниям подвергается гордое и упрямое сердце: пьянство, разврат, предательство, ложь и даже убийство. В какой еще более темный лабиринт может забрести человек, забывший о Боге? Ведь получается, что мы в земной жизни уже можем называться мертвецами, когда ставим свои желания выше Его Любви.
И здесь совершенно не важно о каких именно «желаниях» идет речь: выпить или скрыть правду, быть наркоманом или без конца раздражаться на своих близких, курить или врать, жить в блуде или гордиться.

Не бывает грехов версии «light»….

Помощь Церкви в борьбе с зависимостями

Как быть тем, кто уже страдает от болезнетворных зависимостей? Какие реальные методы помощи существуют? Церковь не остается равнодушной к решению проблемы помощи зависимым. Действующий Священный Синод РПЦ в 2014 году принял концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (Журнал №80 от 25.07.20014: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html). В документе говорится, что Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, которое сопровождается глубокими повреждениями психосоматического характера. Излечение от этого недуга невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Читайте также:
Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

Направления в работе по утверждению трезвости, сформулированные в документе, можно применить для помощи людям, страдающим от разных видов зависимостей.

Первое направление связано с утверждением идеи трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Братства, общества, общины трезвости и другие церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. Они ведут просветительскую деятельность, профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе направление охватывает работу с людьми, систематически употребляющими специфические вещества, и включает в себя просвещение этих людей, мотивирование для обращения к специалисту. Им оказывают социальную и психологическую помощь, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлекают в общинную жизнь, в деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье направление подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию людей, которые страдают разного рода зависимостями. Для них создаются дома трудолюбия и центры реабилитации, группы само- и взаимопомощи, семейные клубы трезвости. Проводится индивидуальное консультирование людей, страдающих алкоголизмом, и их родственников, организуются курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.

В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании. Важной частью реабилитации тех, кто страдает алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов.

Теперь вернемся к нашей задачке:
Дано: Болезненное состояние души, забывшей о Боге.
Найти: Способ выхода из болезни для заблудшей души; способ выхода из болезни для близких заблудшей души.
Решение: Необходимо отметить, что в нашей задачке есть множество «плавающих» переменных, ведь общего шаблона, как исцелиться зависимому и как не пострадать его близким — не существует. Но есть фундаментальный базис, на который можно опереться в любой неразрешимой ситуации — это Молитва, Вера, Надежда, Терпение, Прощение и Любовь. Любовь, та самая, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и….никогда не перестает» (1 посл. Коринф. 13-7,8).

Психологи утверждают, что без доброй воли самого зависимого спасение от болезни невозможно. Но тысячелетний опыт веры православной может привести в качестве свидетельств множество чудесных, нелогичных, нерациональных исцелений. Алгоритм действий для каждого, кто столкнулся с подобной проблемой заключается в самом важном — не отворачиваться, помочь по мере своих ресурсов, оставаться человеком в отношениях с зависимым.
Ответ: Всегда стоить помнить, что каждый в земной жизни проходит свой уникальный крестный путь: хронический алкоголик — свой, а каждый ближний хронического алкоголика (родители, жена, дети) — свой.

Нельзя сводить решение уравнения из множества переменных к нахождению единственного «корня», а именно — обвинить в болезни самого болящего, а для себя припрятать роль «без вины виноватого».
Проблема касается всех. Не будь равнодушным. Не теряй собственный человеческий облик, пока упрекаешь другого в том, что он давно потерял свой.

АВТОР: Виктория Ковалёва @vikovalyova_crochetory

Христос Воскресе, друзья! Если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Алкоголизм как духовная болезнь

Благочинный Еманжелинского округа, настоятель храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г.Еманжелинска принял участие в совещании сотрудников МВД по Еманжелинскому району.
19 февраля 2015г. на совещании сотрудников МВД был рассмотрен вопрос на тему: «Социальная работа РПЦ: борьба с алкоголизмом». Докладчиком этого вопроса выступил настоятель Свято-Введенского храма, протоиерей Николай Трофимов.

Предлагаем вашему вниманию это выступление:


«Слова пьянство и алкоголизм настолько прочно вошли в жизнь нашего общества, что зачастую мы даже не задумываемся, сколько боли, горя и страха стоит за этими понятием. Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9^20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через 2 тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства.
В настоящее время пьянство и алкоголизм приняли столь угрожающие формы, что их можно сравнить с вселенским бедствием. С чем же это связано? Существует огромное количество определений причин пьянства и алкоголизма. До недавнего времени в нашей стране бытовало следующее определение алкоголизма: «Алкоголизм — хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы» (СЭС, с. 39). В наши дни взгляд на причины возникновения алкоголизма стал значительно шире, но в то же время и более запутанным.
Прежде чем говорить о профилактике и лечении пьянства и алкоголизма, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этими терминами. Святоотеческая традиция определяет пьянство как «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства» (святитель Иоанн Златоуст). У святых отцов мы можем встретить множество высказываний по поводу пьянства, но практически не найдем никаких свидетельств об алкоголизме. Это и понятно. Проповедь святых отцов была обращена прежде всего к взрослым сознательным людям, способным отвечать за свои поступки. В этом случае наилучшим определением пьянства могут быть слова святителя Василия Великого, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

Читайте также:
«Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

В то же время алкоголизм может рассматриваться как наследственное заболевание, обусловленное как проявление первородного греха, греха родительского, отягченного социально-этническими особенностями.
Алкоголизм как социальное явление не был известен древним народам.
Любопытен факт, что алкоголизм в особенности прогрессировал в тех странах Европы, которые на волне протестантизма отошли от древних духовных традиций, проповедуя индивидуализм.
Таким образом, по числу случаев хронического алкоголизма в европейских странах на первом месте стоят страны Скандинавии и Франция. В то же время Италия, где вино является элементом национальной культуры, почти полностью избежала данных проблем.
По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство (в данном случае мы говорим об алкоголизме. — Прим. авт.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве… » Вот почему алкоголизм как хроническое заболевание обуславливается не столько этно-социальной средой, сколько является производной родительского греха и личной страстности натуры. По словам о. Амвросия (Юрасова): «Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей».
Таким образом, пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам Святителя Тихона Задонского: «Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами…»
Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы».

Знать разницу между природой происхождения алкоголизма и пьянства необходимо для того, чтобы правильно выработать методику лечения того или иного человека, исходя из первичных предпосылок заболевания.
В творениях святых отцов Православной Церкви мы встречаем множество наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходима вера, молитва, пост, смиренье, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди, частое призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, и конечно же регулярное причащение Святых Христовых Тайн.

Прежде всего больному алкоголизмом необходимо четко осознать свою зависимость от спиртного, т.е. признать, что он является алкоголиком. Это очень нелегкий шаг и задача будь то нарколога, врача психотерапевта либо пастыря — помочь больному преодолеть этот барьер, так как без этого шага дальнейшее лечение невозможно. Фактически, больной, признав себя алкоголиком, преодолевает проявления такой греховной страсти, как гордыня, так как на протяжении долгого времени ему приходилось скрывать свое заболевание от людей, пытаясь предстать перед ними нормальным человеком.
Самое сложное — это не возложить на страждущего «бремена неудобоносимые». Например, в связи с перестройкой обмена веществ у больного алкоголизмом, строгий пост может вызвать неудержимую тягу к алкоголю, с которой он не в состоянии будет справиться.
Самой важной проблемой, в особенности, в реабилитационный период, является заполнение вакуума, образующегося в душе больного после отказа от спиртного. Вот почему лишь поддержка крепкой церковной общины, забота и понимание в семье, непрестанная сердечная молитва, физический труд либо творческая деятельность во имя Господа способны вернуть душе Бога.
Действительно во всем мире, не только в нашей стране, более 43% преступлений совершаются под влиянием алкоголя; 1/3 дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с человеческими жертвами, происходят по вине нетрезвых водителей; число разводов в семьях по причине пьянства и алкоголизма в 12 раз выше, чем по иным мотивам; продолжительность жизни алкоголиков на 10-12 лет ниже, чем у других социальных групп. И, наверное, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

Надо отметить, что это не первое выступление о.Николая на совещании при МВД. Уже третий год он окормляет сотрудников полиции, освящая разные волнующие темы. Отрадно, что после его выступлений в храм стало обращаться все большее число людей, имеющих столь важную для общества профессию.

Лечение алкоголизма и отношение церкви к нему

Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как : гипносуггестивная психотерапия и кодирование. От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет. Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным. Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи. Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше. Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии , имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения. Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий. Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением. Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

Читайте также:
Панихида по умершим: что это такое, как правильно заказать и написать записку, что нести в церковь

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов. Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами. Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

И в заключении хочется добавить следующее : среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

-Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.

И не упивайтесь вином… Грех пьянства

От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших….

Христианское отношение к трезвости и пьянству

Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.

Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера (болезненными состояниями, проявляющимися в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.), излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять, чему – либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт, 2:19).

В Ветхом Завете содержатся и положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), и строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35).

Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11).

В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и является веществом Таинства Евхаристии.

В посланиях апостолов упоминаются и лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается и на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2).

Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем.

Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней.

Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20).

Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям

И в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу.

Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», – поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».

Священник Павел Гумеров пишет: «От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного)».

Сущность алкоголизации

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство (алкоголизм) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…»

Пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя Тихона Задонского: «Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы»

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Cам по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:

— духовной – поскольку это страсть;

— психологической – поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя — хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства;

— медицинской(биологической) – поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя -алкоголь входит в обмен веществ;

— социальной – поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя.

Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем. Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.

Различают три стадии алкоголизма.

Первая — стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться. Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде. Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.

Вторая — стадия физической зависимости. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования. При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.

Третья — стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.

Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек. Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть, соблюдая меру, получать веселье от вина, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

Общее дело по утверждению трезвости

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма.

В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости.

Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю).

Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

Читайте также:
Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии – сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.

Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.

25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма.

В этой деятельности церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

Работа по утверждению трезвости ведется в церкви по трем направлениям.

Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.

Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе направление охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников

В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.

Церковь не подменяет собой государственные медицинские и образовательные учреждения, но всемерно способствует их деятельности, направленной на оказание помощи зависимым от алкоголя людям и профилактику алкоголизма.

Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15

Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16-17).

И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

Пророчества из Библии: предсказания из Писания о последнем времени

Независимо от того, насколько верующим является человек, практически каждому из нас хочется знать, чего ожидать в будущем. Некоторые люди для этих целей идут к ясновидящим и магам, те же, кто считает себя православными христианами — избегают подобных действий. Однако далеко не всегда известия о том, что готовит нам будущее, отвергались православной Церковью. Наше вероучение содержит большое количество пророчеств и предсказаний, которые приоткрывают тайну грядущего. Многие предсказания можно найти в святоотеческом Предании, творениях святых отцов. Однако есть еще одна книга, которая хранит в себе множество пророчеств относительно будущего и последних времен. Речь идет о Библии.

Кто такие пророки в Библии

Многие удивятся, но смысл слово «пророк» относительно Святого Писания далеко не всегда говорит о ком-то, кто возвещает будущее. В древнееврейском варианте Библии используется слово «нави», которое можно перевести на русский язык как «глашатай» или «говорящий».

Множество библейских пророчеств относятся, наоборот, к прошлому — как оно видится в контексте христианства, какие выводы можно и нужно сделать, для чего были нужны те или иные события. Главной целью библейских пророков можно назвать возвещение Божьей воли людям, а относится она к грядущему или к прошлому — не суть важно.

Читайте о пророках:

Деление времени на прошлое, настоящее и будущее присуще только нашему человеческому, материальному миру. Господь находится вне потока времени, поэтому возвещая Свою волю через пророков, последние могли говорить о грядущих событиях как об уже свершившихся.

Важная отличительная черта библейских предсказаний — их ценность для спасения души. Сейчас люди если и интересуются будущим, то в основном с корыстной целью — как стать богаче, успешнее и т.д. Библия же, когда открывает нам завесу таинственности, имеет только один духовный смысл. Те или иные события воспевались пророками лишь в той мере, в которой они имели душеспасительное значение либо для современников, либо для потомков.

Эпоха Царств — время пророчеств

Несомненно, в Библии основными носителями и воспевателями Божьей Воли всегда выступал богоизбранный израильский народ. С самого начала истории Ветхого Завета можно увидеть, что и Авраам, и Исаак, и Иаков много раз доносили Волю Господа до своего народа.

Однако расцвет пророческого служения наступает в эпоху Царств. К этому периоду еврейский народ уже оформился как таковой, и в духовном плане появилась серьезная опасность возвращения к язычеству и понимания веры чисто с формальной стороны, как свода правил (к чему иe пришли позже книжники и фарисеи Нового Завета). Можно сказать, что для постоянной «корректировки» понимания веры и появились пророки, которые постоянно напоминали богоизбранному народу о его предназначении.

Читайте также:
Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

После исхода евреев из плена пророчества постепенно смолкают и практически исчезают за несколько столетий до Рождества Христова. Поэтому когда появляется первый Новозаветный пророк — Иоанн Предтеча — иудеи очень недоверчиво относятся к нему, и гадают — Мессия он, или нет.

Кто становился пророками в Библии

Неведомы нам пути Господни, поэтому обычному человеку невозможно понять, как именно Бог призывал своих служителей. Среди пророков были особы высшей власти — цари Соломон, Давид, Саул — а были и простые люди. Всего в Священном Писании мы можем увидеть слова 16 пророков.

Интересно! Первый помазанный на царство царь Саул настолько был непохож на Божьего избранника, что в Библии даже есть свидетельство о том, что в народе возникла саркастическая пословица «Неужели и Саул в пророках?» (1 Книга Царств, 10:12)

Примеры избранства мы можем видеть в любых сословиях, не только царских. К примеру, Амос был пастухом, Исаия был ученым, но всех их Господь приводил служению особым подготовительным путем.

Так, всем известный пророк Моисей был выбран Господом только после того, как сорок лет обучался, а потом еще столько же жил пришельцев в чужой земле. Таким образом, Господь готовил своего избранника всю его жизнь.

Книга пророка Исаи

Одной из наиболее интересных Ветхозаветных книг можно назвать Книгу пророка Исаи. Этот служитель Господень жил в Иерусалиме, имел семью и детей. Через свое служение он показывает людям пример великого смирения и покорности Воле Божьей. Совершенно не страшась наказаний, он смело обличает неверную политику правителей того времени, предрекает смерть царю и предстоящий вавилонский плен.

Книга Исаии представляет собой сборник его речей, которые условно можно разделить на две группы — обличительные и утешительные. В начале книги пророк упрекает богоизбранный еврейский народ в том, что он позабыл о своем великом предназначении, не идет за Господом, не стремится познать и выполнить Его Святую Волю. Также обличаются и грехи евреев — алчность, лживость, немилосердие. За развращенность нравов пророк предсказывает изгнание евреев со своей земли, длительное рабство.

Вместе с грозными обличениями и предсказаниями небесных кар, избранник Божий успокаивает евреев. Он говорит о том, что павший Иерусалим восстанет, что придет Спаситель Мессия. Также детально описывается исход еврейского народа из вавилонского плена.

Важно! Многие пророчества Исаи сбывались еще при его жизни, многие стали понятны гораздо позже. Главная мысль, которую он проносит через все свои речи — необходимость неукоснительно следовать за Господом и искать его Промысла.

Пророчества о приходе Мессии

Конечно же, одной из важнейших тем, которая волновала верующих во все века, был приход Мессии. Ветхий Завет, по свидетельству библиографов, содержит не менее 450 пророчеств о приходе Иисуса Христа в наш мир. Такое большое количество упоминаний о Нем было необходимо для того, чтобы еврейский народ был готов к Его приходу и смог Его узнать и принять.

Безусловно, это была очень трудновыполнимая цель для пророков тех времен. Во-первых, было необходимо раскрыть единую Богочеловеческую природу Христа, чтобы не возникло ересей многобожия. Во-вторых, нужно было донести, что Спаситель придет не только и не столько для решения земных проблем (таких как рабство, бедность еврейского народа, болезни), а для искоренения страстей и грехов. Это было наиболее сложной задачей, поскольку народ израильский погряз в собственных прегрешениях и погоней за мирскими благами.

Мессианские пророчества (т.е. те, которые говорят о приходе Мессии) можно найти практически в любой части Ветхого Завета. Рассмотрим основные из них.

Пророчества Моисея

Самые давние пророчества о приходе Спасителя оставил после себя пророк Моисей, который жил за 1.5 тыс. лет до Рождества Христова. Самое первое обетование о приходе Господа на Землю получили еще наши прародители Адам и Ева — после вкушения запретного плода Бог сказал соблазнившему Еву змию, что тот будет поражен «Потомком Жены».

Известное место в Книге Бытия, когда Авраам с готовностью идет к жертвеннику, чтобы принести в жертву своего сына Исаака, также истолковывается как проекция будущих событий прихода Христа. Как Авраам показал полную покорность Воле Божьей и был готов отдать любимого сына в жертву, так и Христос, будучи Сыном Божьим, будет принесен в жертву за весь мир.

Далее, внук Авраама патриарх Иаков, благословляя перед своей смертью своих сыновей, говорит слова о том, что потомки Иуды будут править на земле до тех пор, пока не придет Примиритель. Спаситель так назван в том смысле, что его приход примирит людей и Бога, чье единство было нарушено грехом.

Последнее Моисеево пророчество было дано ему Самим Господом незадолго до кончины. Господь возвестил, что придет время, когда Он пошлет на землю Великого Пророка, в Чьи уста вложит Свои слова и повеления, и горе тем, кто их не услышит. Поскольку во все века еврейский народ не знал пророка, превосходящего Моисея, ожидание еще большего Избранника рассматривалось как приход Мессии.

Таким образом, еще в древние патриархальные времена, когда община еврейского народа не была даже сформирована в нацию, уже существовали предсказания грядущего прихода Спасителя. То, что Он победит дьявола, что воцарится вовеки, что дарует спасение миру — эти предания разошлись по множеству других религий и верований.

Царь Давид

Следующая веха важнейших пророчеств о Христе можно увидеть во время царствования Давида (за 1000 лет до Рождества Христового). Господь завещает, что именно в потомке Давида Он подарит миру «вечное Царство». Также именно царь Давид раскрывает Божественную сущность грядущего Мессии.

Царь Давид был самым выдающимся правителем своего времени, на долю которого выпали многие испытания как духовные, так и связанные с тяготами его народа. Многие библиографы именно в нем усматривают прообраз будущего Спасителя мира. Составленная им книга Псалтирь точно предсказывает приход Царя и восстание на Него врагов из собственного народа.

Читайте также:
Что делать, просфора заплесневела: советы и ответы священников

О псалмах царя Давида:

  • Псалом 89 — молитва Моисея
  • Псалом Давида 49
  • Псалом Давида 24

Важно! Именно псалмы Давида впервые заложили понимание Христа, как Богочеловека, вмещающего в себя три ипостаси Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Влияние Псалтири на еврейский народ было велико и в силу авторитета автора, и в силу распространенности псалмов, как богослужебных песнопений.

Ожидание прихода Спасителя

Помимо великих пророков, о грядущем Мессии писали и так называемые «малые предсказатели». Суммируя все их речи, которые представляют собой внушительную часть Ветхого Завета, можно сказать, что к моменту Рождества Христова еврейский народ обладал довольно глубоким представлением о том, Кем будет Спаситель. Этих знаний должно было быть вполне достаточно, чтобы узнать Его и уверовать.

Евреи знали, что Христос будет вмещать в себя воедино две природы — Божественную и человеческую. Главной целью Его прихода в мир будет победа над дьяволом, дарование людям возможности очиститься от греха и войти в Его вечное Царство.

Кроме того, Ветхозаветные библейские пророчества точно указывали и на многие событийные факты из жизни Христа, а именно:

  • Мессия произойдет из колена Иуды от царя Аваама и от рода Давида;
  • рождение Его произойдет от непорочной Девы в Вифлееме;
  • его служение будет сопровождаться многими чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых;
  • он будет без вины осужден на страшную смерть, во время которой весь мир погрузится в кромешную тьму;
  • после своего погребения Он снизойдет в ад, откуда выведет всех праведников и это и будет победа над дьяволом;
  • Он воскреснет из мертвых, благодаря чему все человечество получит новое духовное рождение и обетование жизни вечной.

Таким образом, много веков Ветхозаветных пророчеств готовили подходящую почву для того, чтобы христианская вера была принята и распространена по всему миру. Сложно переоценить вклад пророков в историю развития христианства, но сам факт того, что наша вера в Истинного Бога до сих пор существует — лучшее свидетельство правдивости древних предсказаний.

Сбывшиеся и ожидаемые пророчества из Библии

Одна из древнейших религиозных книг поддерживает свою популярность благодаря множеству информации, содержащейся в ней. Особое внимание привлекают библейские пророчества, собранные за много лет до становления христианской церкви. При их толковании специалисты часто сталкиваются с различными сложностями.

Классификация предсказаний из Писания

Пророчества в религиозной традиции кардинально отличаются от результатов магии и гаданий. Они позиционируются как некая весть свыше, переданная индивиду или группе лиц.

Посредниками между Богом, который генерирует информацию, и получателями часто являлись люди, посвятившие себя служению Господу — пророки, а также члены их семей. Иногда предсказания приходили через небесных посредников — ангелов.

Все пророчества условно разделяют на несколько групп.

  1. В зависимости от обстановки для исполнения событий. Условные вести требуют соединения нескольких фактов или определенной последовательности, чтобы сбылось предсказание. Безусловными называют большинство библейских пророчеств.
  2. Определение по подаче информации. Символические сентенции требуют расшифровки, их смысл часто скрыт или завуалирован. Несимволические подают пророчество в виде точного указания.
  3. Зависимость от характера вести. Предсказательная информация рассказывает о будущих событиях. Пророчества иного характера носят боговдохновенный смысл или прославляют Бога и его Царствие.

Отдельный интерес представляет мессианская и эсхатологическая информация. Они связаны с приходом Мессии, или Христа — Сына Божьего. В них же фигурирует упоминание Антихриста, который появляется на земле ради собственных целей.

Сбывшиеся пророчества

Большинство библейских предсказаний, исполнившихся за прошлые года, зафиксированы в книгах Ветхого Завета. В разных религиозных традициях — православной, католической, иудаизме и т.п. канонические работы выборочны. Каждое течение определило фиксированный список пророков, опираясь на результаты исполнения предсказанного ими.

Судьбы государств

Сбывшиеся пророчества в большей степени рассказывают историю земли израильской, ее народа, а также могущественных древних держав. Колоссальная часть событий произошла до рождения Христа, во время формирования его родословной Божьими избранниками и царями.

К основным исполнившимся предсказаниям относят:

  1. Падение Израиля и Иудеи, возвышение Вавилона. В VIII веке до н.э. пророк Исаия предостерегал о падении Иерусалима. Через 100 лет Иеремия снова предупредил о конце независимости евреев. Через короткое время вавилонское войско не раз побеждало город, грабило его, разрушало храмы, забирало население в рабство.
  2. Разрушение города Тир, предсказанное Иезекиилем в конце VII — начале VI веков до н.э. Государство, расположенное по соседству с Иерусалимом, потерпело от многочисленных нападений. Благодаря упорности войск и хитрой стратегии Тир был разрушен полностью, включая островную часть за 800 м от берега, а жители переселились в другие города.
  3. Покорение и уничтожение Вавилона, обещанное пророками Иеремией и Исайей. В VI веке до н.э.объединенное войско Мидии и Персии под предводительством царя Кира захватило город. Позднее Вавилон был многократно разрушен отдельными знаменитыми полководцами. Некоторые правители пытались восстановить город. Но предсказания четко определили невозможность этого события, что подтверждается до нашего времени.
  4. Смена держав-мировых лидеров. В VI веке до н.э. пророк Даниил записал видения, посланные Господом, предрекающие судьбы государственных формаций в символической форме. Согласно его предсказаниям, Вавилон пал под давлением Мидо-Персии, на смену которой позже пришла Греция. Борьба за власть привела к падению последней и формированию великой Римской империи. После веков существования и разрастания территорий сверхдержава распалась на десяток отдельных государств. В борьбе между четверкой лидеров — Испанией, Францией, Голландией и Британией последняя одержала верх и стала ключевой на европейском континенте.

История Иисуса Христа

Книга пророка Даниила в 9-й главе упоминает точную дату публичного признания Мессии. В ней также имеются другие сведения о жизненном пути Иисуса, названного Сыном Божьим. Приход Спасителя и моменты в его судьбе были предречены и многими другими проводниками воли Всевышнего.

Читайте также:
Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Всего исследователи и служители церкви зафиксировали 29 пророчеств касательно Христа, исполнившихся в точности. Ключевыми считаются такие эпизоды:

  • род Иисуса от Авраама, Исаака, Иакова и царя Давида;
  • период и место рождения Спасителя — первые десятилетия н.э., город Вифлеем;
  • непорочное зачатие Иисуса и появление на свет из лона девы;
  • 30 серебряных монет — цена предательства близкого друга;
  • искупление грехов человечества через страдания Мессии;
  • воскрешение из мертвых через 3 дня.

Некоторые пророчества касательно личности Иисуса Христа сбылись лишь частично. Иеремия предрекал, что Спаситель будет носить имя Еммануил. Но, по указанию ангела Михаила, Иосиф назвал Сына иначе.

В иудейском толковании Иисусу не приписывается роль Мессии, потому что после его прихода не закончились все войны на земле, как обещают другие пророчества.

Предстоящие события

Библейские пророчества в большей части сопровождаются указанием периода их исполнения. Исчисление времени вариативно, в нем часто взаимно заменяются понятия «день» и «год». Потому точно просчитать, когда произойдет определенное событие в будущем, не всегда удается.

Предсказания о приходящих днях в большинстве касаются борьбы между государствами и изменений духовных направлений. Они говорят о падении нравов, потере ценности церковного учения, катастрофах и войнах.

Темный период земной жизни тесно переплетается с общим упадком и деградацией, которые приведут к уничтожению неверных Всевышнему. Это время обозначено как власть Сатаны — противника Господа.

К еще не исполнившимся событиям, которые произойдут в будущем, относят становление Царства Божьего на Земле. Это произойдет после череды кардинальных изменений, инициированных борьбой Света и Тьмы.

Многие предсказания, касающиеся времени нового расцвета человечества и событий, предшествующих этому, еще не расшифрованы до конца.

Предупреждения о конце света

Вести об Апокалипсисе относят к эсхатологическим — предвещающим Божий Суд над человечеством и его дальнейшую судьбу.

Конец света в этих пророчествах указывается как логическое завершение периода борьбы между Спасителем и Антихристом. Описание этих событий изобилует разными фактами и условиями. Некоторые верные Богу видят их исполнение в современном мире.

Третье библейское пророчество

Апокалипсис, согласно библейским предсказаниям, уже начался в нашем времени. Кроме общего повышения агрессии, безнравственности и богохульства пророки зафиксировали три важных предзнаменования. Они указаны как предвестники конца света.

С сентября 2018 года понятие третьего библейского пророчества стало активно обсуждаться представителями христианства и иудаизма. Мир наблюдал, как за короткий промежуток времени появились все знаки, предреченные в Ветхом Завете.

  1. В Израиле родилась корова красного цвета. На ее шкуре нет отметин другого оттенка. Животное было получено в последствии тщательной селекции и искусственного оплодотворения. Согласно Библии, красная корова, принесенная в жертву, является одним из трех предзнаменований конца света.
  2. Во время молитвы из-под Стены Плача выползла змея. Она напугала паломников и голубя, которого считают символом мира и Святого Духа. В древности отмечено, что это событие повлечет за собой Апокалипсис.
  3. Третье библейское пророчество предрекает зарождение жизни в Мертвом море. Такое событие, по оценкам ученых, невозможно из-за критично высокого содержания соли в воде. Но недавно было зафиксировано наличие живых существ в толще морской массы.

Предсказания о последнем времени

Многочисленные пророки, труды которых включены в Ветхий Завет, упоминают о дне Господа. Имеется в виду переломный момент, когда Бог ниспошлет всю свою ярость и гнев для мести человечеству за его грехи. Это понятие имеет много словесных вариаций, но единственный общий смысл:

Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Своё с пылающим огнём.

Ибо Господь с огнём и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет поражённых Господом (Исаия 66:15-17).

В Библии понятие последнего времени связано с полным упадком человечества. Согласно пророчествам, имеются четкие показатели приближения Апокалипсиса:

  • природные катаклизмы и техногенные катастрофы;
  • жесткая борьба за веру, включающая появление лжепророков, раздробление религиозных общин, ослабление истинной церкви;
  • богохульство и общий упадок нравственности, погрязание в грехах.

Современники отмечают, как большинство библейских пророчеств сбывается в нашем времени. В соединении с тремя предзнаменованиями о конце света приблизительная дата начала Апокалипсиса назначена на 2021 год.

День обрушения гнева Господа на человечество может означать более продолжительный период, чем 24 часа. Ученые и политики склонны связывать это событие с началом Третьей мировой войны, способной уничтожить все население Земли.

Апокалипсис по Библии

Библейские пророчества о последнем времени тесно связаны с понятием Апокалипсиса. В христианстве и иудаизме это вызвано Вторым пришествием Мессии как представителя Бога. Он явится человечеству в окружении ангелов и совершит Страшный Суд над человечеством.

Событию явления Спасителя предшествуют ключевые моменты:

  • становление нового мирового господства;
  • объединение финансовой системы в одно целое;
  • рождение Антихриста в человеческом обличии;
  • переход власти Зверю — сыну Сатаны, появление страшных монстров;
  • возрождение Третьего иудейского Храма в Иерусалиме;
  • запрет христианства, массовое истребление верующих, жесткое ограничение человеческой свободы;
  • всеобщая война народов против Израиля.

Мессия явится, чтобы вступить в решительный бой против Антихриста, называемый в Ветхом и Новом Заветах Армагеддоном. Результатом станет победа Светлых Сил и восстановление вечного царствование Христа на Земле.

Все верные Господу будут воскрешены, а над живущими в это время будет проведен Страшный Суд. Истинные приверженцы станут жить рядом с Престолом Господа в его свете и милости, а отступники обречены на страдания за грехи.

Пророчества из Библии обещают вечную жизнь всем, кто искренне верит в Бога и несет его учение в мир. Они убеждают, что любовь к Создателю есть истинным смыслом жизни. Перед каждым индивидуумом стоит выбор собственного пути с оглядкой на будущее всего человечества.

Библейские пророчества: краткий обзор, предсказания о конце света и три сбывшихся пророчества (8 фото)

Библейские пророчества о последних днях человечества известны с незапамятных времен. Каждый год появляются очередные предсказания о том, что Страшный Суд уже близок, и людям пора подумать о душе. Человечество настолько привыкло к ним, что мысли об Апокалипсисе уже не кажутся ужасающими. Но в последнее время даже священнослужители стали твердить, что библейские пророчества о Конце Света сбылись, а значит, людские дни сочтены. Так ли это? И что на самом деле они имеют в виду, говоря об окончании времен?

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Библейские пророчества. Что это такое?

Принято считать, что пророчества – это разновидность предсказаний о будущем, записанные и переданные потомкам. В случае с Библией необходимо более широко смотреть на проблему. В христианстве под библейскими пророчествами понимается любое изложение истины Богом через специально выбранных праведников. Божественная истина может быть в виде:

  • обличения;
  • наставления;
  • пророчества.

Христиане, в том числе и иудеи, утверждают, что на сегодняшний день все библейские пророчества сбылись. И это является прямым доказательством существования Бога и его силы. Скептики, тщательно изучавшие Библию, уверены, что изначально все пророческие формулировки довольно размыты, двусмысленны и наполнены аллегориями. Поэтому сложно судить об их истинном смысле и значении.

Как бы то ни было, но библейские пророчества о Конце Света занимают с каждым годом все больше умов. Они в буквальном смысле слова поражают схожестью со всем происходящим в нашем мире сегодня.

Условная классификация пророчеств о будущем

Библейские пророчества Апокалипсиса не сразу сформировались. Их можно условно разделить на две группы:

  • упомянутые в Старом завете;
  • указанные в Новом Завете.

Пророчества из первой группы были полностью лишены ужасающих картин, сопровождающих последние дни человечества. Главной нитью, четко просматривавшейся в них, было пришествие в мир Бога. Этот день должен был стать настоящим праздником для всех верующих, ведь он символизирует победу Всевышнего над злом. Первоначально под словом «зло» принимались враги Израиля и его народа. Они были многочисленны и зачастую избранному народу приходилось терпеть поражение. Поэтому конец мира символизировал условную победу чистого и светлого, над темным и не богоугодным.

С течением столетий пророчества существенно видоизменились. В Новом Завете они звучат уже в виде предупреждений о неминуемой вселенской катастрофе. Во время нее к людям и должен спуститься сам Господь, чтобы вершить Суд над мертвыми и живыми. Важно, что в этих пророчествах Страшному Суду должны подвергнуться и избранные Богом израильтяне.

Апокалипсис глазами христиан

Библейские пророчества о последнем времени человечества пугают страшными и порой кровавыми картинами. Но они в большей степени придуманы людьми, ведь христианство учит иначе смотреть на Апокалипсис.

Если ссылаться на Библию, то она дает определение сотворенному миру, как чему-то непостоянному и ограниченному во времени. То есть мир, созданный Богом за семь дней, и заселенный по его воле живыми существами, не может быть вечным. Ему отведен свой период существования, после которого все, знакомое каждому человеку, исчезнет. Но это не означает смерть, так как души, по христианскому учению, бессмертны. Люди перейдут в иную форму существования, что означает торжество жизни над смертью.

Поэтому можно сделать вывод, что библейские пророчества о конце времен – это своеобразное предупреждение о необходимости в любой момент быть готовым к иной, доселе неизведанной, жизни вне своего тела, в месте, очищенном от зла и горестей.

Подобное толкование заставляет христиан всего мира с нетерпением ждать часа Страшного Суда, который избавит их от земных тягот бытия.

Пророчества из Евангелия

Последние библейские пророчества, которые сегодня часто цитируют священнослужители, предсказатели и гадалки, содержатся в Евангелии. По ним можно сделать вывод, что уже с приходом на землю Иисуса Христа Конец Света стал неизбежным. Именно Христа многие воспринимают в качестве того пророка, который был предсказан еще древними старцами.

Все проповеди и наставления Иисуса – это важные слова в преддверии Апокалипсиса. Сын Божий учил людей бодрствовать и не забывать о том, что последний день подкрадется незаметно. Каждый в этот момент будет отвечать за то, что успел сделать в жизни. Причем Христос говорил, что любое зло, причиненное ближнему, будет рассматриваться как сделанное Ему. А потому в земной жизни люди должны творить только добро, чтобы в час Страшного Суда начать новую жизнь.

Признаки Апокалипсиса

Библейскими пророчествами, которые сбылись, считаются признаки надвигающегося Апокалипсиса. Они хорошо известны в мире:

  • повсеместное распространение слова Божьего;
  • засилье зла;
  • многочисленные войны.

Отдельно выделяется и еще одно пророчество, касающееся духовного уровня людей. В нем сказано, что перед окончанием эры человечества будет приветствоваться привязка ко всему земному. Люди откажутся от пути духовного развития, а нормы морали окончательно «размоются».

Распространение Благой Вести

В пророчестве об Апокалипсисе говорится, что первым его признаком является распространение слова Божьего. В любом уголке земного шара люди должны услышать об Иисусе и спасении.

Далее каждый человек сам выбирает, каким путем пойти. От принятого решения будет зависеть то, куда определится душа на Страшном Суде.

Священнослужители православной, католической и иудейских церквей считают, что это пророчество сбылось еще несколько десятилетий назад. Сейчас трудно отыскать человека, не знающего об Иисусе и христианстве.

Множащееся зло

В пророчестве говорится, что вторым признаком Конца Света будут являться:

  • зло, быстро распространяющееся по всему миру;
  • уменьшение сочувствия и человеколюбия;
  • исчезновение веры;
  • проявление всех негативных сторон человеческой натуры;
  • ненависть к христианству.

Перечисленные пункты списка легко узнать в современных людях. Христианские священники в проповедях часто напоминают об этом, чтобы те, кто еще крепок в вере, не потеряли ее.

Войны и катаклизмы

Перед самым началом Апокалипсиса человечество содрогнется от:

  • землетрясений;
  • наводнений;
  • эпидемий;
  • голода и других бедствий.

Все это будет происходить на фоне многочисленных локальных войн, одна из которых постепенно охватит весь земной шар.

Третье библейское пророчество считается самым страшным, и многих успокаивает тот факт, что оно еще не исполнилось. Но священнослужители утверждают, что человечество находится на грани глобальной катастрофы. И ученые подтверждают эти слова.

Читайте также:
Стоглавый собор: дата, решение и деятельность, суть, святые

Уже несколько лет планета сотрясается от катаклизмов разной степени тяжести – в пустыне идет снег, наводнения захлестывают Европу, пожары превращают в безжизненные территории сотни гектаров некогда обжитых земель.

Войны тоже стали неким признаком современности. На Ближнем Востоке не утихают военные конфликты, а проблемы в Украине могут столкнуть между собой практически весь мир. А это уже грозит войной, которая способна охватить все человечество целиком.

Три библейских пророчества, которые ужаснули мир

Не так давно в обществе заговорили о том, что следующий год может стать последним для человечества. Символом начала конца будет отсутствие Благодатного огня на Пасху. Он являет собой чудо и ежегодно сходит по молитвам верующих. Год, когда этого не произойдет, будет началом страшных событий для всего человечества.

Пасху 2019 года христиане ждут с большой тревогой. Дело в том, что 2018 год явил миру исполнение еще трех пророчеств:

  • о змее;
  • о возвращении жизни;
  • о красной телице.

О каждом из них мы расскажем чуть более подробно.

Ползущая змея

В ноябре текущего года один из верующих, возносящий молитву у Стены Плача, снял видео, которое сегодня не смотрел, разве что ленивый. На нем видно змею, выползшую из древних камней и бросившуюся на поимку голубя. Те, кто видел это своими глазами, потом наперебой рассказывали о леденящем кровь событии, истолкованном как ужасное предзнаменование.

Змея в христианстве – это символ лжи, обмана и падения. В Библии указано, что за соблазнение Евы все змеи должны веки вечные вымаливать прощение и пресмыкаться. Другого способа передвижения им не дано.

Голубь в христианстве символизирует мир и добро. Его изображали в качестве вестника.

Священнослужители утверждают, что в Библии существует пророчество, подходящее под описание этого случая. Конечно, скептики считают, что ажиотаж вокруг видеоролика преувеличен. Но христиан происшествие сильно встревожило и навело на мысли о надвигающемся Апокалипсисе.

Возвращение жизни

Даже школьникам известно, что в Мертвом море невозможна жизнь. Ни сложные, ни простейшие микроорганизмы не могут жить в воде со столь сильной концентрацией солей и минералов.

Библия дает информацию об истории образования Мертвого моря. Когда-то на этом месте стояли города Содом и Гоморра. Их жители были заносчивы и попирали все устои морали. За это Господь уничтожил города и проклял само место, на котором они стояли – до скончания времен здесь не должно быть жизни.

В библейских сказаниях говорится о том, что со временем остатки Содома и Гоморры были затоплены. Так и образовалось Мертвое море, известное во всем мире своими целебными солями и грязями.

В октябре один из израильских ученых сделал фото, на котором отчетливо видна рыба, резвящаяся в морских водах. Через некоторое время другими учеными эти данные подтвердились.

Священнослужители тут же заговорили о пророчестве Иезекииля. В нем четко говорится о возвращении жизни в безжизненные ранее воды перед Концом Света.

Красная телка

Иудеи давно утверждают, что началом конца времен вместе с другими знамениями будет рождение красной телки. Она должна иметь абсолютно одноцветную шкуру без пятен и повреждений.

В священных книгах указано, что рожденная в этом цвете телка должна быть в будущем принесена в жертву. Это ознаменует строительство единого религиозного учреждения. Оно станет символом возрождения христианской религии и человеческой культуры в целом. После этого на землю придет мессия, а значит дни людей уже сочтены.

Скептики считают, что ажиотаж вокруг красной телки преувеличен, так как она была выведена искусственно. Израильские ученые несколько лет бились над рождением теленка чистого красного цвета. Для этих целей коровам подсаживались эмбрионы, полученные в лабораторных условиях. Эксперимент проводился над коровами породы ангус красной масти. Она и так имеет характерный оттенок, выделяющийся из общей массы. А путем экспериментов ученые сумели усилить пигментацию и удалить из ДНК склонность к смене доминирующего цвета шкуры.

В мире до сих пор спорят, считать ли это пророчество сбывшимся. Но верующие всего мира склонные верить в то, что дни человечества сочтены.

Вместо заключения

Итак, три библейских пророчества сбылись. Многие христиане говорят о том, что их гораздо больше, и каждое уже стало реальностью. Израильские ученые делают реальные прогнозы о дате Конца Света. Они утверждают, что уже через три года в мире начнутся необратимые процессы, которое приведут к гибели человечества.

Ученые предполагают, что Апокалипсис не будет обширной катастрофой, охватившей весь мир в одночасье. Скорее всего, человечеству придется увидеть поэтапную гибель планеты. Наиболее вероятен следующий сценарий последних дней:

  • произойдет несколько глобальных катастроф, которые полностью изменят облик планеты;
  • люди начнут переселяться в более пригодные для жизни места, что изменит геополитическую обстановку в мире;
  • в результате повсеместно будут возникать конфликты за земли и питьевую воду;
  • после объединения между собой нескольких крупных группировок начнется полномасштабная война;
  • параллельно в мире будут возникать эпидемии ранее неизвестных науке вирусов;
  • в результате сражений и от болезней погибнет большая часть человечества.

Оставшиеся в живых будут страдать от страшных мутаций, отсутствия пригодной для организма пищи и питьевой воды. Сколько продлятся их мучения, неизвестно. Но логичным итогом всего происходящего, как видят это израильские ученые и богословы, станет всеобщая гибель людей и планеты.

Как относиться к таким пророчествам? Сложно сказать. Но, возможно, если человечество задумается здесь и сейчас, то страшный финал можно будет еще изменить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: