Православие и астрология: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Православие и астрология: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К. Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К. Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) – Как астрологи хотят переосмыслить христианство, легко понять, например, из раздела «супружество и астрология»

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Читайте также:
Зачем Бог создал человека: как и почему сотворил мир и человека

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Читайте также:
Что делать, просфора заплесневела: советы и ответы священников

Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Православная Жизнь

Дает ли астрология возможность заглянуть в будущее, объясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, почему астрологические прогнозы очень часто сбываются?

– Как показывает практика, чаще всего не столько астрологические прогнозы сбываются, сколько человек, веря и полностью предаваясь им, выстраивает свою жизнь соответственно таким прогнозам. Астрология, как говорит об этом Священное Писание, – это один из видов язычества, то есть служения не Богу, а демонам. В Ветхом Завете читаем, что всякое прорицание – мерзость пред Господом (Втор. 18:14), и если мы обращаемся к советам астрологов, мы тем самым прямо прибегаем к «помощи» бесов. По словам преподобного Иоанна Лествичника, бесы не знают нашего будущего, но, будучи существами более древними, чем мы, а следовательно, имеющими определенный опыт, могут предугадывать его. Именно поэтому нам и может казаться, что астрология дает нам возможность заглянуть в будущее. Но на самом деле это не так. Это только бесовская уловка, целью которой является стремление как можно дальше увести человека от веры в Бога и преданности Ему.

– Не секрет, что почти каждый православный христианин знает, кто он по знаку зодиака, какие у него сильные и слабые стороны согласно гороскопу. И во многих случаях эти описания соответствуют характеру и типажу человека. Как Вы это объясните?

– В том то и дело, что все мы знаем, кем являемся по знаку Зодиака, в год какого животного родились, но в то же время забываем, что каждый из нас – образ Божий, призванный к богоподобию. Утверждение же о том, что принадлежность к тому или иному знаку зодиака определяет характер человека, весьма сомнительно и очень часто не соответствует действительности. Еще Блаженный Августин, касаясь темы астрологии, говорил, что звезды нисколько не влияют на жизнь человека, потому что душа человека по своей природе не подчинена небесным телам. А если характер человека в большей степени зависит от того, когда он родился, то как тогда мы объясним кардинальную противоположность характеров у близнецов? Таким образом, мы можем убедиться, что характер и типаж человека зависят вовсе не от расположения небесных светил, а совершенно от других реалий.

– Что-то можно почерпнуть из астрологии православному христианину?

– Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Так, святитель Василий Великий говорил, что даже в яде можно найти хоть каплю полезных веществ. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное язычество и служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу.

Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, мы тем самым отрицаем участие в нашей жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно отвергаем их и подчиняем себя слепому року. К сожалению, очень часто забываем, что главная цель человека – достижения Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой мы родились, но только от того, насколько наше сердце было открыто пред Господом.

– Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?

– Известный английский писатель-апологет Г. К. Честертон однажды очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов?!

Читайте также:
Мощи Иоанна Кронштадтского: где находятся и как добраться, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться. Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.

Церковь и астрология

Что гово­рит Биб­лия об аст­ро­ло­гии? Как Свя­тые Отцы Церк­ви отно­си­лись к “звез­до­че­там и гада­те­лям”? В ста­тье дока­за­тель­но при­во­дят­ся при­чи­ны непри­я­тия хри­сти­ан­ством этой “нау­ки”.

“Ты назо­вешь меня одно­сто­рон­ним, не доволь­но про­све­щен­ным, риго­ри­стом? – Оставь мне одно­сто­рон­ность мою и все про­чие недо­стат­ки: желаю луч­ше при этих недо­стат­ках быть послуш­ным Восточ­ной Церк­ви, неже­ли при всех мни­мых совер­шен­ствах быть умнее ее и пото­му поз­во­лять себе непо­слу­ша­ние ей и отде­ле­ние от нее”.

Отно­ше­ние Церк­ви к астрологии

При­ве­дем выдерж­ку из опре­де­ле­ния Архи­ерей­ско­го Собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви (29 нояб­ря — 2 декаб­ря 1994 г.) «О псевдо­хри­сти­ан­ских сек­тах, неоязы­че­стве и оккуль­тиз­ме»:

4. В этих усло­ви­ях воз­рож­да­ют­ся ста­рые гно­сти­че­ские куль­ты и воз­ни­ка­ют так назы­ва­е­мые «новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния», кото­рые под­вер­га­ют пере­смот­ру всю систе­му хри­сти­ан­ских цен­но­стей, пыта­ют­ся най­ти миро­воз­зрен­че­скую осно­ву в рефор­ми­ро­ван­ных восточ­ных рели­ги­ях, а под­час обра­ща­ют­ся к оккуль­тиз­му и кол­дов­ству. Эти дви­же­ния целе­на­прав­лен­но под­ры­ва­ют мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции и устои наро­дов, всту­па­ют в кон­фликт с обще­ствен­ны­ми инсти­ту­та­ми, объ­яв­ля­ют вой­ну Церк­ви Христовой.

5. К несча­стью, в наших стра­нах появи­лись свои лже­про­ро­ки… Воз­ро­ди­лись язы­че­ство, аст­ро­ло­гия, тео­соф­ские и спи­ри­ти­че­ские общества…

13. Освя­щен­ный Архи­ерей­ский Собор, сле­дуя апо­столь­ской тра­ди­ции, сви­де­тель­ству­ет: все выше­пе­ре­чис­лен­ные сек­ты и «новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния» с хри­сти­ан­ством несов­ме­сти­мы. Люди, раз­де­ля­ю­щие уче­ния этих сект и дви­же­ний, а тем более спо­соб­ству­ю­щие их рас­про­стра­не­нию, отлу­чи­ли себя от Пра­во­слав­ной Церкви.

14. Архи­ерей­ский Собор счи­та­ет недо­пу­сти­мым исполь­зо­ва­ние пра­во­слав­ной сим­во­ли­ки (икон, фре­сок, изоб­ра­же­ния хра­мов и мона­сты­рей) в изда­ни­ях оккульт­но-язы­че­ско­го и сек­тант­ско­го харак­те­ра, осуж­да­ет транс­ля­цию запи­сей пра­во­слав­ной музы­ки в радио- и теле­пе­ре­да­чах, про­па­ган­ди­ру­ю­щих выше­пе­ре­чис­лен­ные куль­ты, а так­же не бла­го­слов­ля­ет уча­стие пра­во­слав­ных в меро­при­я­ти­ях, орга­ни­зу­е­мых ука­зан­ны­ми в сем Опре­де­ле­нии группами.

Неко­то­рые аст­ро­ло­гии не согла­ша­ют­ся с таким поста­нов­ле­ни­ем Пра­во­слав­ной Церк­ви и обви­ня­ют ее Свя­щен­но­на­ча­лие в неком­пе­тент­но­сти и пред­взя­то­сти. Вооб­ще, мож­но сде­лать неболь­шой укор аст­ро­ло­гам: про­чи­тав мас­су книг по аст­ро­ло­гии, и в целом будучи людь­ми любо­зна­тель­ны­ми, они име­ют самое тем­ное и сбив­чи­вое поня­тие о хри­сти­ан­стве, на уровне каких-то басен. При всей сво­ей начи­тан­но­сти, они не счи­та­ют для себя нуж­ным озна­ко­мить­ся с основ­ны­ми поня­ти­я­ми хри­сти­ан­ства, про­чи­тать несколь­ко свя­то­оте­че­ских книг о вере, Церк­ви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмот­ря на види­мую толе­рант­ность аст­ро­ло­гии к хри­сти­ан­ству, все аст­ро­ло­ги­че­ское уче­ние про­ник­ну­то духом пре­зре­ния к нему. Сколь­ко бы аст­ро­ло­ги пуб­лич­но не заве­ря­ли слу­ша­те­лей в сво­ем ува­же­нии к Церк­ви, их учи­те­ля, авто­ри­те­ты аст­ро­ло­гии име­ют на этот счет свое мнение:

“Мни­мо уни­каль­ная жизнь Хри­ста ста­ла свя­щен­ным сим­во­лом…” (К.Г. Юнг. О ста­нов­ле­нии личности)

“Что же раз­ру­ши­ло зем­ной рай Иова? Сорвав­шая око­вы при­ро­да. Поэт дает здесь узреть, как Бог обер­нул­ся дру­гою сво­ею сто­ро­ною, кото­рую зовут дья­во­лом…”(К.Г. Юнг. Гимн Творцу)

“Идею, соглас­но кото­рой душа в тече­ние одно­го корот­ко­го сро­ка жиз­ни в теле может заслу­жить либо веч­ное рай­ское бла­жен­ство, либо веч­ные адские муки, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как самое дья­воль­ское из когда-либо изоб­ре­тен­ных средств насаж­де­ния нев­ро­зов и раз­ла­га­ю­ще­го стра­ха смер­ти”. (Д. Редь­яр. Потреб­ность в мно­го­уров­не­вой пси­хо­ло­гии, ори­ен­ти­ро­ван­ной на процесс)

“Павел откло­нил пози­тив­ный импульс Хри­ста в рус­ло пси­хо­ло­ги­че­ско­го эска­пиз­ма и эмо­ци­о­наль­но­го бла­го­че­стия. Хри­сти­ан­ство Пав­ла и боль­шин­ства Отцов Церк­ви было юпи­те­ри­ан­ской ком­пен­са­ци­ей функ­ции Сатур­на, раз­ру­шен­ной чув­ством вины, гре­ха и рас­ка­я­ния”. (Там же)

“То, что чело­ве­че­ство фак­ти­че­ски не при­ня­ло хри­сти­ан­ства, точ­нее, так его иска­зи­ло, что пости­же­ние этой вели­кой рели­гии нач­нет­ся (по суще­ству зано­во) толь­ко в эпо­ху Водо­лея, пря­мо свя­за­но с опи­сан­ной пре­гра­дой меж­ду тон­ким и плот­ны­ми мирами.

Внес­ла свою леп­ту в про­цесс укреп­ле­ния чер­ной сте­ны и цер­ковь, цемен­ти­руя воз­ни­ка­ю­щие в ней тре­щи­ны и про­воз­гла­шая соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние в мирах гор­них”. (А. Под­вод­ный. Сим­во­ли­че­ские систе­мы в эпо­хи Рыб и Водо­лея) .

Г. Сан­то так пишет об испол­не­нии Боже­ствен­ных запо­ве­дей: “Адам и Ева ослу­ша­лись запо­ве­дей Бога и были изгна­ны из Рая. Пупо­ви­на была пере­ре­за­на. Неко­то­рые люди не могут решить­ся даже на этот необ­хо­ди­мый шаг к сво­бо­де”. (Г.Санто. Союз неба и зем­ли. Фило­со­фия аст­ро­ло­гии.) Толь­ко аст­ро­лог умал­чи­ва­ет, что этот “необ­хо­ди­мый шаг к сво­бо­де” лиша­ет чело­ве­ка бого­об­ще­ния и дела­ет его рабом диа­во­ла. Чело­век сво­бо­ден испол­нять запо­ве­ди Бога и быть в обще­нии с Ним, или испол­нять анти­за­по­ве­ди сата­ны с соот­вет­ству­ю­щи­ми послед­стви­я­ми. Тре­тье­го пути не существует.

Читайте также:
Деньги и церковь: камень преткновения духовности и богатства

Напрас­но нам будут гово­рить, что аст­ро­ло­гия явля­ет­ся нау­кой и не име­ет отно­ше­ния к рели­гии – шило в меш­ке не ута­ишь. Науч­ность аст­ро­ло­гии явля­ет­ся не более чем обо­лоч­кой, а внут­рен­няя, основ­ная ее часть без натя­жек может быть отне­се­на к отрас­ли сата­низ­ма. И это не поверх­ност­ный вывод, к такой оцен­ке аст­ро­ло­гии неволь­но при­во­дит изу­че­ние книг извест­ных авто­ров, “отцов” аст­ро­ло­гии, сфор­ми­ро­вав­ших ее учение.

“Вме­сто при­ня­тия цело­го, Цер­ковь отде­ли­ла себя от при­ро­ды через непри­я­тие тем­ной сто­ро­ны Бога. Утвер­ждая, что неко­то­рые наши части явля­ют­ся демо­ни­че­ски­ми, она при­ну­ди­ла нас отде­лить­ся от этих частей… Иисус в сво­ем посла­нии осо­бо ука­зы­вал на при­ня­тие цело­го. И до 600 года нашей эры Хри­стос и Сата­на при­ни­ма­лись как рав­ные бра­тья, как два ребен­ка Бога”. (Г. Сан­то. Союз неба и зем­ли. Фило­со­фия аст­ро­ло­гии.) – в каком “посла­нии” и кем “при­ни­ма­лись” автор не уточнил.

Вот в како­го бога верят аст­ро­ло­ги: отсю­да и аст­ро­ло­ги­че­ское при­ня­тие зла и при­да­ние ему “оффи­ци­аль­но­го” ста­ту­са. Кста­ти, сло­во “сата­на” аст­ро­ло­ги пишут исклю­чи­тель­но с боль­шой бук­вы. Дея­тель­но вос­при­ня­тое уче­ние Церк­ви соеди­ня­ет чело­ве­ка с Богом, а с кем соеди­нит чело­ве­ка уче­ние аст­ро­ло­гии? Ком­мен­та­рии, как гово­рит­ся, излишни.

Библия и астрология

Еще в Вет­хом Заве­те Гос­подь через про­ро­ка Мои­сея запре­тил обра­щать­ся к магам, звез­до­че­там и гадателям.

Повто­рим цита­ту из про­ро­ка Иса­ии, кото­рый, пред­ре­кая гибель Вави­ло­на за его нече­стие и пагуб­ное заня­тие маги­ей и аст­ро­ло­ги­ей, от име­ни Гос­по­да с иро­ни­ей гово­рит: “Оста­вай­ся же с тво­и­ми вол­шеб­ства­ми и со мно­же­ством чаро­действ тво­их, кото­ры­ми ты зани­ма­лась от юно­сти тво­ей; может быть, посо­бишь себе, может быть, усто­ишь. Ты утом­ле­на мно­же­ством сове­тов тво­их; пусть же высту­пят наблю­да­те­ли небес и звез­до­че­ты и пред­ве­ща­те­ли по ново­лу­ни­ям, и спа­сут тебя от того, что долж­но при­клю­чить­ся тебе. Вот они, как соло­ма; огонь сожег их; не изба­ви­ли души сво­ей от пла­ме­ни…” ( Ис. 47, 12–14 ).

“И вы не слу­шай­те сво­их про­ро­ков и сво­их гада­те­лей, и сво­их сно­вид­цев, и сво­их вол­шеб­ни­ков, и сво­их звез­до­че­тов, кото­рые гово­рят вам: не буде­те слу­жить царю Вави­лон­ско­му. Ибо они про­ро­че­ству­ют вам ложь, что­бы уда­лить вас из зем­ли вашей, и что­бы Я изгнал вас и вы погиб­ли” ( Иер.27, 9–10 ).

“Так гово­рит Гос­подь: не учи­тесь путям языч­ни­ков и не стра­ши­тесь зна­ме­ний небес­ных, кото­рых языч­ни­ки стра­шат­ся” ( Иер. 10, 2 ).

“…К вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них. Я Гос­подь, Бог ваш” ( Левит 19, 31 ).

“…И дабы ты, взгля­нув на небо и уви­дев солн­це, луну и звез­ды [и] все воин­ство небес­ное, не пре­льстил­ся и не покло­нил­ся им и не слу­жил им, так как Гос­подь, Бог твой, уде­лил их всем наро­дам под всем небом. А вас взял Гос­подь [Бог] и вывел вас из печи желез­ной, из Егип­та, дабы вы были наро­дом Его уде­ла”. ( Втор.4, 19–20 )

“Муж­чи­на ли или жен­щи­на, если будут они вызы­вать мерт­вых или волх­во­вать, да будут пре­да­ны смер­ти: кам­ня­ми долж­но побить их, кровь их на них” ( Левит 20, 27 ).

“…Не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою через огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го; будь непо­ро­чен пред Гос­по­дом Богом тво­им; ибо наро­ды сии, кото­рых ты изго­ня­ешь, слу­ша­ют гада­те­лей и про­ри­ца­те­лей, а тебе не то дал Гос­подь Бог твой” ( Втор. 18, 10–14 ).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Свя­тые Отцы Церк­ви на про­тя­же­нии всей ее исто­рии уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние борь­бе с вол­шеб­ством и астрологией.

Тер­ту­ли­ан: “Меж­ду раз­лич­ны­ми люд­ски­ми заня­ти­я­ми нель­зя не заме­тить неко­то­рых искусств или про­фес­сий, бла­го­при­ят­ству­ю­щих идо­ло­по­клон­ству. Об аст­ро­ло­гах даже гово­рить не сто­ит, но так как один из них взду­мал оправ­дать себя в том, что про­дол­жа­ет зани­мать­ся этой про­фес­си­ей, то я наме­рен ска­зать несколь­ко слов по это­му пово­ду. Я не ска­жу, что­бы поме­щать име­на лож­ных богов на небе, при­пи­сы­вать им как бы все­мо­гу­ще­ство и откло­нять людей от воз­не­се­ния молитв Богу, вну­шая им веру, буд­то их судь­ба неиз­мен­но опре­де­ле­на звез­да­ми, – что­бы все это было рав­но­силь­но покло­не­нию лож­ным богам. Но я утвер­ждаю, что в этом слу­чае аст­ро­ло­ги упо­доб­ля­ют­ся пад­шим анге­лам, ото­шед­шим от Бога для обо­льще­ния рода чело­ве­че­ско­го… Если магия нака­зу­е­ма, а аст­ро­ло­гия – ее раз­но­вид­ность, то вме­сте с видом под­ле­жит осуж­де­нию и раз­но­вид­ность. Так со вре­ме­ни появ­ле­ния Еван­ге­лия вся­ко­го рода софи­сты, аст­ро­ло­ги, чаро­деи, маги, вол­хо­ва­те­ли долж­ны быть неми­ну­е­мо нака­за­ны” (Об идо­лах).

Тати­ан в “Речи про­тив элли­нов” пишет: “Демо­ны сде­ла­ли людей жерт­вою сво­е­го отступ­ни­че­ства. Они, пока­зав­ши людям поря­док рас­по­ло­же­ния звезд, как игра­ю­щие в кости вве­ли судь­бу, кото­рая чуж­да спра­вед­ли­во­сти, ибо судья ли кто или под­су­ди­мый, таки­ми сде­ла­лись по опре­де­ле­нию судь­бы… демо­ны изоб­ре­ли судь­бу. Осно­ва­ни­ем к это­му для них послу­жи­ло поме­ще­ние живот­ных на небе. Ибо они удо­сто­и­ли небес­ной поче­сти живот­ных, с кото­ры­ми жили по низ­вер­же­нии с неба, – пре­смы­ка­ю­щих­ся, пла­ва­ю­щих в водах, чет­ве­ро­но­гих, живу­щих в горах, – для того, что­бы дума­ли, что и они пре­бы­ва­ют на небе­сах, и что­бы посред­ством рас­по­ло­же­ния звезд убе­дить, что жизнь на зем­ле, чуж­дая разу­ма, соглас­на с разу­мом: таким обра­зом, гнев­лив ли кто или тер­пе­лив, воз­дер­жан или не воз­дер­жан, богат или беден кто, таким быва­ет от назна­че­ния тех, кото­рые рас­по­ла­га­ют рож­де­ни­ем; ибо рас­пре­де­ле­ние Зоди­а­ка есть дело богов. Если свет одно­го из них, как гово­рят, силь­нее, то он отни­ма­ет сла­ву у про­чих, и кто побеж­ден ныне, опять может быть побе­ди­те­лем. Они с удо­воль­стви­ем зани­ма­ют­ся семью пла­не­та­ми как игро­ки в кости. Но мы выше судь­бы, и вме­сто блуж­да­ю­щих демо­нов зна­ем одно­го Гос­по­да неиз­мен­но­го и, не под­чи­нясь судь­бе, отвер­га­ем и ее зако­но­по­ло­жи­те­лей”. (Речь про­тив элли­нов).

Бла­жен­ный Авгу­стин: “Что каса­ет­ся их все­воз­мож­ных раз­голь­ствий о вли­я­нии звезд и их мни­мых опы­тах аст­ро­ло­ги­че­ской нау­ки, то мы все­мер­но долж­ны охра­нять от них чисто­ту сво­ей веры: подоб­ны­ми сло­во­пре­ни­я­ми они ста­ра­ют­ся устра­нить в нас побуж­де­ние молить­ся, и в худых, заслу­жи­ва­ю­щих спра­вед­ли­вей­ше­го пори­ца­ния, делах с нече­сти­вою извра­щен­но­стью рас­по­ла­га­ют обви­нять ско­рее Бога, твор­ца звезд, чем чело­ве­ка-пре­ступ­ни­ка”. (О звез­до­че­тах)

Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек: “Как я, создан­ный по Тво­е­му боже­ствен­но­му обра­зу и подо­бию, то есть, удо­сто­ен­ный дара сво­бо­ды воли, полу­чив­ший силу и дей­ствие бла­га и пра­вед­но­сти – неужто я дей­стви­ем какой-то недоб­рой звез­ды могу быть вле­ком к совер­ше­нию зла, как бес­сло­вес­ный скот, кото­ро­го хозя­ин тащит на при­вя­зи? Нет, я нико­гда не согла­шусь с этим бого­мерз­ким уче­ни­ем безум­ных звез­до­чет­цев, лиша­ю­щим меня сво­бо­ды воли!”

Читайте также:
Церковь и самоубийцы: мнение и отношение, духовные причины, почему не отпевают и не хоронят на кладбище, грех или нет

Как церковь относится к астрологии?

Юлия Читатель
Елена Анатольевна
Участник, заслуживающий доверия
  • 6 Апр 2016
  • #2
  • дмитрий м
    • 6 Апр 2016
  • #3
  • Сенька
    • 6 Апр 2016
  • #4
  • Станислав (Артемий)
    • 6 Апр 2016
  • #5
  • И что же космические тела могут такого в указать?

    Михаил Р.Б.
    • 6 Апр 2016
  • #6
  • Протоиерей Михаил Павленко
    • 6 Апр 2016
  • #7
  • дмитрий м
    • 7 Апр 2016
  • #8
  • Всё(из определённого о вас ещё до вашего рождения), от вашего рождения до вашей смерти.

    вот только уверен что способных к сему на земле единицы. остальные шарлатаны или невежды в том, от того и недоверие у людей даже к воинству небесному(звездам).

    Михаил Р.Б.
    • 7 Апр 2016
  • #9
  • дмитрий м
    • 7 Апр 2016
  • #10
  • Протоиерей Михаил Павленко
    • 7 Апр 2016
  • #11
  • Так, в Книге Исход (7-9) читаем о том, как чародеи, которые противятся Моисею, совершают много чудес перед фараоном, но не могут противостоять силе Божией и в конце концов выуждены признать свое поражение. В Книге Бытия (41) рассказывается о торжестве праведного Иосифа над египетскими мудрецами. При всем своем волшебном искусстве они не умеют растолковать верно сон фараона. Пророк Даниил также многократно стыдит халдейских мудрецов и магов (Дан. 2:4-5). Он говорит, что сыны света всегда совершают свои чудеса и пророчества с помощью силы Божией. Маги и астрологи, которые используют свое магическое искусство, действуют с помощью демонической силы и, разумеется, терпят поражение.

    Нужное для вразумления выделено.

    дмитрий м
    • 7 Апр 2016
  • #12
  • я ж говорю – невежество господствует. Мало способных отличить элементарную науку от магии.

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
    Быт.1:14

    волхвы и то мудрее были многих нынешних верующих:

    Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
    – где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
    Мф.2:1;2

    Сказал же и народу:
    – когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

    Михаил Р.Б.
    • 7 Апр 2016
  • #13
  • вы же утверждаете что звёзды влияют на рождение и смерть человека, на его действия и поступки. так?
    Поразительно что вы, читая Писание, умудряетесь увидеть там не просто то чего там нет, а прямо противоположное.
    Как вы понимаете смысл слова знамение? Разве знамение может являться причиной события?

    Читайте также:
    Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

    о. Андрей Кураев
    Волхвов в Вифлеем привела звезда. Волхвы – это, по сути, астрологи. Ни Библия, ни Церковь не одобряют увлечения гороскопами и астрологиями . Но для чуда нет преград – “Ведь чудо есть чудо, и чудо есть Бог” (Б. Пастернак). И поэтому Господь приводит астрологов к принятию Евангелия через их же собственную лжемудрость. Вы доверяете только знакам небес? Вы считаете, что через исследование планетных путей проще понять Бога, чем через голос совести и души? Вы считаете, что не в человеке, а в звездном небе Богу подобает проявлять Себя? Что ж, звезда и приведет вас к Богу, который стал человеком (человеком, а не звездой).

    Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея.
    Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

    Яйцо пасхальное

    Яйцо пас­халь­ное — тра­ди­ци­он­ный пас­халь­ный символ и вместе с тем цер­ковно-обря­до­вая пища, как пра­вило, потреб­ля­е­мая в дни пас­халь­ных тор­жеств. Дарить окра­шен­ные в крас­ный цвет яйца на Пасху — древ­ний хри­сти­ан­ский обычай.

    Как пра­вильно дарить на Пасху яйца?

    Тра­ди­ци­онно яйца дарят при трех­крат­ном пас­халь­ном цело­ва­нии и при­вет­ствии: Хри­стос вос­кресе! — при этом при­нято, чтобы при­вет­ству­е­мый отве­чал: Воис­тину Вос­кресе!

    Символ Пасхи — крас­ное яйцо

    Что сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ное яйцо?

    Яйцо служит сим­во­лом гроба и вместе с тем — сим­во­лом жизни. Окра­шен­ное крас­ной крас­кой, оно зна­ме­нует Вос­кре­се­ние Хри­стово и наше Искуп­ле­ние «дра­го­цен­ною Кровию Христа, как непо­роч­ного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:18-19 ), воз­рож­де­ние веру­ю­щих во Христе. Помимо того, что крас­ный цвет ука­зы­вает на кровь Хри­стову, про­ли­тую на Кресте, он же зна­ме­нует цар­ское досто­ин­ство Спа­си­теля (на востоке в древ­но­сти крас­ный цвет счи­тался цар­ствен­ным). Кроме того, крас­ный цвет сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ную радость и тор­же­ство. Таким обра­зом, даря друг другу яйца и при­вет­ствуя один дру­гого сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!», пра­во­слав­ные испо­ве­дуют веру в Рас­пя­того и Вос­крес­шего, в тор­же­ство Жизни над смер­тью, победу Правды над злом. Пред­по­ла­га­ется, что помимо назван­ных причин первые хри­сти­ане кра­сили яйца в цвет крови не без наме­ре­ния под­ра­жать вет­хо­за­вет­ному пас­халь­ному обряду евреев, мазав­ших кровью жерт­вен­ных агнцев косяки и пере­кла­дины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избе­жа­ние пора­же­ния пер­вен­цев от Ангела-губи­теля) ( Исх.12:7 ).

    На Руси в древ­ние вре­мена пас­халь­ному крас­ному яйцу при­да­ва­лось особое таин­ствен­ное зна­че­ние. Так, в одной рус­ской руко­писи XVI века скор­лупа упо­доб­ля­лась небу, внут­рен­няя пленка («плева») — обла­кам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состо­я­ние) — греху, а загу­сте­ние яйца сопо­став­ля­лось с истреб­ле­нием греха про­ли­тием жерт­вен­ной крови Христа и Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым.

    До хри­сти­ан­ства знало ли чело­ве­че­ство обычай кра­сить яйца?

    Тра­ди­ция окра­ши­ва­ния яиц появи­лась задолго до хри­сти­ан­ства, в дале­кой древ­но­сти. В Африке най­дены укра­шен­ные резь­бой стра­у­си­ные яйца, воз­рас­том около 60 000 лет. Рас­пи­сан­ные стра­у­си­ные яйца, а также золо­тые и сереб­ря­ные, часто встре­ча­ются в захо­ро­не­ниях древ­них шуме­ров и егип­тян, дати­ру­е­мых вплоть до начала III тыся­че­ле­тия до Р. Х.

    Когда, согласно пре­да­нию, в хри­сти­ан­стве заро­ди­лась тра­ди­ция кра­сить яйца на Пасху?

    Хри­сти­ан­ская тра­ди­ция кра­сить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при при­вет­ствии: Хри­стос Вос­кресе!) вос­хо­дит кор­нями к глу­бо­кой древ­но­сти. Пре­да­ние твердо свя­зы­вает эту тра­ди­цию с именем рав­ноап­о­столь­ной Марины Маг­да­лины, кото­рая, по Воз­не­се­нии Гос­под­нем, отпра­ви­лась в Рим, где встре­ти­лась с импе­ра­то­ром Тиве­рием, и про­по­ве­дала ему Бла­го­ве­стие. Утвер­жда­ется, что она начала свою про­по­ведь сло­вами «Хри­стос Вос­крес!» и пода­рила монарху крас­ное яйцо.

    Какие цвета кроме крас­ного допу­стимы для пас­халь­ных яиц?

    Со вре­ме­нем в прак­тике окра­ши­ва­ния пас­халь­ных яиц утвер­ди­лись другие цвета, напри­мер, голу­бой (синий), напо­ми­на­ю­щий о Цар­стве Небес­ном, или зеле­ный, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий воз­рож­де­ние к вечной бла­жен­ной жизни (духов­ную весну).

    В наше время цвет для окра­ши­ва­ния яиц нередко выби­ра­ется не исходя из его сим­во­ли­че­ского зна­че­ния, а на основе личных эсте­ти­че­ских пред­по­чте­ний, личной фан­та­зии. Отсюда и столь боль­шое коли­че­ство цветов, вплоть до непред­ска­зу­е­мых.

    Здесь важно пом­нить: цвет пас­халь­ных яиц не должен быть тра­ур­ным, мрач­ным (ведь Пасха — вели­кий Празд­ник); кроме того, он не должен быть вызы­ва­ю­щим, вычур­ным.

    Можно ли рас­пи­сы­вать пас­халь­ные яйца?

    Это не явля­ется грехом. Разные народы в разной мере сохра­нили древ­нюю тра­ди­цию рос­писи пас­халь­ных яиц. В ста­рину даже суще­ство­вала особая тер­ми­но­ло­гия для обо­зна­че­ния раз­ли­чий между кра­ше­ными и рас­пи­сан­ными яйцами: кра­шенки — пол­но­стью окра­шен­ные яйца; писанки — яйца, рас­пи­сан­ные сюжет­ными и орна­мен­таль­ными узо­рами. Яйца, снаб­жен­ные узором в виде поло­сок, пятен и кра­пи­нок, име­но­ва­лись кра­пан­ками. При этом самым рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом окра­ши­ва­ния яиц, пожа­луй, был и оста­ется способ с исполь­зо­ва­нием луко­вой шелухи.

    Читайте также:
    Викарий: кто такой в православной церкви, значение и обязанности, деятельность, история

    Можно ли укра­шать пас­халь­ные яйца наклей­ками с ико­нами?

    В насто­я­щее время для укра­ше­ния пас­халь­ных яиц исполь­зу­ются раз­но­об­раз­ные виды наклеек, тер­мопленка, зача­стую снаб­жен­ные изоб­ра­же­ни­ями Иисуса Христа, Бого­ро­дицы, Анге­лов, святых, храмов. Такая прак­тика нередко под­вер­га­ется кри­тике в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике как про­фа­на­ция сакраль­ного, поскольку через непро­дол­жи­тель­ное время ука­зан­ным изоб­ра­же­ниям, скорее всего, пред­стоит стать частью быто­вого мусора. Необ­хо­димо учи­ты­вать: икона — не кар­тинка; это — хри­сти­ан­ская свя­тыня. И отно­ситься к ней сле­дует именно как к свя­тыне.

    Как пра­вильно посту­пить со скор­лу­пой от освя­щен­ных яиц?

    Неко­то­рые, опа­са­ясь про­гне­вать Бога, ста­ра­ются не выбра­сы­вать в мусор скор­лупу с освя­щен­ных яиц: либо сжи­гают ее, либо зака­пы­вают в землю. Такая прак­тика допу­стима, однако если яичная скор­лупа не просто окра­шена, а имеет нане­сен­ные изоб­ра­же­ния Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжи­гать или зака­пы­вать в землю лики святых; неда­леко ли здесь до кощун­ства и свя­то­тат­ства.

    Как самому освя­тить на Пасху яйца?

    Суще­ствует тра­ди­ция освя­ще­ния пас­халь­ных яиц (вместе с кули­чами и тво­рож­ными пас­хами). В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние сопро­вож­да­ется «молит­вой во еже бла­го­сло­вити сыр и яйца» (то есть, на освя­ще­ние сыра и яиц). Освя­тить яйца можно и само­сто­я­тельно, мир­ским чином. Для этого перед пас­халь­ной тра­пе­зой (яйцами, кули­чом, пасхой) сле­дует трижды про­петь тро­парь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в», затем окро­пить снеди освя­щен­ной водой (если она есть) со сло­вами: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».

    1. Лева­шев П. Н. Обычай упо­треб­ле­ния крас­ных яиц в празд­ник Пасхи / П. Лева­шев. — СПб.: тип. Катан­ского, 1895. — 8 с.
    2. Лебе­дев П. Я. Наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви : В 2 ч. / Сост. преп. Моск. духов. семи­на­рии Петр Лебе­дев. — 3‑е изд. — М.: кн. маг. В.В. Дум­нова, п/ф насл. бр. Сала­е­вых, 1890. — 352 с.
    3. Пасха, хри­сти­ан­ский празд­ник // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    4. Коринф­ский А. А. Народ­ная Русь: Круг­лый год ска­за­ний, пове­рий, обы­чаев и посло­виц рус. народа. — М.: М. В. Клюкин, 1901. — 724 с.
    5. После­до­ва­ние во Святую и Вели­кую Неделю Пасхи и во всю Свет­лую сед­мицу. — М.: Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2012. — 176 с.

    Зачем дева Мария красила яйца и что значат разные цвета окраски: Секреты 7 главных пасхальных традиций

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    История праздника Пасхи

    Пасха — праздник, посвященный Воскресению Иисуса. Готовятся к нему больше, чем за месяц. Этому празднику предшествует Великий пост, длящийся сорок дней. Пасха — главный церковный праздник в году, он всегда сопровождается радостью, молитвами, манящим запахом свежих куличей и звоном колоколов.

    Само название праздника произошло от древнееврейского слова «Песах», что означает «исход» или «избавление» от смерти при помощи кровавой жертвы. Еврейский народ еще задолго до Рождества Христова начал отмечать этот праздник. У евреев он означал их избавление от египетского плена, которое стали трактовать как освобождение всех людей от господства греха и смерти. А вот православный праздник стали отмечать немного позднее, после Воскресения Сына Божьего, который отдал себя в жертву, чтобы спасти все человечество. Так совпало, что Воскрешение произошло в день празднования Песах. Но, возможно, это не было простым совпадением.

    За Иисусом всегда следовали люди, ведь он был добр и милосерден. Он их любил, понимал, прощал, исцелял. Его оклеветали и казнили после неправедного суда. Распятием Иисуса пытались уничтожить всю христианскую веру. Кстати, название седьмого дня недели, воскресенье, произошло от праздника Пасхи. На протяжении года каждое воскресенье называют «малой Пасхой», и верующие в этот день ходят в церковь на службу и зачитать молитвы. В этот день нежелательно работать по дому, нужно посвятить время Богу, семье.

    У Светлой Пасхи есть свои традиции. Главные атрибуты этого праздника — крашеные яйца и вкусные куличи, символизирующие пролитую кровь на кресте, Гроб Господень, а также саван, в который завернули его после смерти. Пасха — добрый, светлый и радостный праздник, ведь чудесным образом случилось Воскресение Господне.

    Печь куличи, красить яйца и делать другие приготовления к Пасхе необходимо в Чистый четверг, а освящать их нужно в Великую субботу на Страстной неделе. До воскресенья есть пасхальную еду нельзя, даже тем, кто не придерживается поста.

    Почему православные и католики празднуют в разные дни Пасху

    У этого древнего праздника нет постоянной даты. День празднования вычисляют по лунно-солнечному календарю, от которого и зависят даты многих религиозных праздничных дней и постов. Начало отсчета Пасхального торжества привязано к весеннему полнолунию, которое наблюдается после дня весеннего равноденствия.

    Читайте также:
    Можно ли носить вещи умершего человека: мнение священников

    В этом году православное Пасхальное воскресенье приходится на 2 мая, а католическое на 4 апреля. Вообще Пасха может быть в любое воскресенье в промежутке с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. Так что в этом году православная Пасха поздняя. Споры о дате Пасхального воскресения не утихают столетиями, поэтому католики и православные отмечают его в разные даты. Хотя бывает такое, что день может совпасть. Ближайший такой случай будет в 2025 году.

    Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху

    В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать. А вот в православии этот обычай был священным таинством, который соблюдали абсолютно все верующие На данный момент существует несколько гипотез возникновения этой традиции, но ни одна из них документально не подтверждена.

    По одной из версий, этот обычай произошел от Марии Магдалины, которая первой пошла сообщить императору Тиберию благую весть, что Иисус Христос воскрес. С пустыми руками она не могла к нему прийти, а на подарок денег не было, вот и взяла в качестве подарка с собой яйцо, которое символизирует жизнь и этапы ее развития. Естественно, император не поверил в такое чудо, что кто-то может воскреснуть, он рассмеялся и сказал, что скорее это белое куриное яйцо станет красным, нежели это окажется правдой. Но, к его удивлению, цвет яйца незамедлительно поменял цвет. Красный цвет символизировал кровь, которую пролил Иисус.

    По второй версии этот обычай появился из-за девы Марии. Говорят, что она начала красить яйца, чтобы таким образом развлечь младенца Иисуса. Третья версия принадлежит ученым, которые считают, что это было придумано для практичности. Так как во время Великого поста не разрешалось есть яйца, их отваривали, чтобы они не успели испортиться. А, чтобы потом легко отличить вареные от сырых, их окрашивали в различные цвета.

    В христианских обычаях пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, который скрывает в себе вечную жизнь. Две тысячи лет назад в Палестине гробницы делали в пещерах, прорубая туннель, закрывая вход туда камнем. Согласно преданиям, камень по форме напоминал очертания яйца. Для христиан пасхальное яйцо — символ Воскресения Иисуса, ведь под скорлупой яйца всегда скрывается новая жизнь.

    Раньше яйца окрашивали в основном в красный цвет, но со временем добавились и другие цвета. А в наше время пасхальные яйца стали отдельным видом искусства. Сейчас, помимо разных цветов, окрашивают матовыми, перламутровыми, мраморными, растрескивающимися красками. Также рисуют различные орнаменты, узоры и даже картины. Украшают бисером, наклейками и другими декоративными материалами.

    Выбирать цвета пасхальных яиц следует осознанно. Вот, что символизируют основные цвета окраски пасхальных яиц:

    красный — наиболее популярный цвет, означающий пролитую кровь Иисуса на кресте, а также вечную жизнь;
    синий — символ мирного неба и ангельской обители;
    желтый — цвет солнца и безбедной жизни;
    зеленый — оттенок, символизирующий здоровье, гармонию и весеннее пробуждение природы;
    оранжевый — символизирует веселье и радость;
    коричневый — означает благополучие и плодородность земли.

    Традицию красить яйца соблюдают как христиане, так и католики. Единственное отличие, что католики любят использовать больше различных цветов, разрисовывая их узорами. А еще у них есть традиционные пасхальные лакомства в виде шоколадных яиц.

    Как куличи стали одним из главных атрибутов праздника

    Со временем принятия христианства, хлеб, который использовали для пасхальных обрядов стали называть куличом. В русских традициях кулич — это высокий хлеб из сдобного дрожжевого теста в форме цилиндра, который выпекают во имя воскрешения Иисуса. В тесто кулича добавляют изюм, курагу, цукаты и так далее, украшая белой глазурью и различными присыпками. Яйца, кулич и другие продукты обязательно освящают в церкви в Светлую субботу.

    Тесто для кулича неспроста делают из сладкого сдобного теста. Так как Иисус Христос, до принесения великой жертвы, ел исключительно пресный хлеб. Но, после чудесного воскрешения, он мог позволить себе необычайно вкусный, мягкий, сдобный и ароматный хлеб. Поэтому кулич и был выбран символом праздника в честь этого радостного и светлого события.

    Изначально в России куличи пекли всего два раза в год. Весной таким образом отмечали посевные, а осенью — окончание сбора урожая. Во времена Петра I появился еще и третий повод — празднование Нового года. Так что кулич являлся атрибутом праздничных застолий. В обычные дни люди не могли побаловать себя этим вкусным хлебом, так как продукты для него стоили дорого, да и сам процесс выпекания, скажем так, не самый легкий. А вот после принятия христианства кулич стали выпекать лишь в Пасхальные праздники. Теперь этот сладкий хлеб связывают с ужасной гибелью и чудесным воскрешением Иисуса.

    Интересно, что многие обычаи, исполняемые у православных на Пасху, очень схожи с мусульманскими традициями – в одном из наших предыдущих обзоров рассказ о том, когда мусульмане красят яйца .

    Читайте также:
    Православие и домовые: отношение церкви и мнение священников, кто такие и существуют ли, тонкости и нюансы

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Традиции празднования Пасхи

    Приблизительное время чтения: 7 мин.

    Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова.

    Пасхальная служба

    На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

    Христосование

    Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

    Пасхальная трапеза

    После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

    Традиция красить яйца на Пасху

    Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

    Какие бывают пасхальные яйца?

    Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

    Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

    Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

    Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

    Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

    Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

    Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

    Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

    Откуда пошла эта традиция?

    Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

    Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

    Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

    Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

    В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

    Народные традиции празднования Пасхи

    Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

    Читайте также:
    Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

    Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

    Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

    Традиции Пасхи у разных народов

    В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

    В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

    За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

    В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

    В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

    Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

    На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

    В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

    В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

    Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

    В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

    Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

    В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

    В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: