Православие и баптизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Чем отличаются баптисты от православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православие за огромный период своего существования раскололось на достаточно немалое количество различных деноминаций, каждая из которых, как бы ни странно это звучало, называет себя “церковью”. Что же касается конкурентов, по отношению к ним часто применяются самые разные наименования. Отношение же к баптистам в православной религии чёткое и однозначное: это не есть церковь, а всего лишь одна из протестантских сект. И всё количество верующих ни много ни мало – более сорока миллионов. А этот факт заставляет усомниться в истинном значении данного течения. Чем отличаются баптисты от православных, и как эти отличия повлияли на подобное отношение к ним, далее в статье.

Как относятся баптисты к православным

Известная всему миру религиозная терпимость США и стала той средой, в которой баптизм начал свой период расцвета. Идеи так называемой социальной справедливости притягивали в общину всё новых и новых последователей. Таким образом их численность постепенно, но значительно увеличивалась. К слову, на сегодняшний день только в Северной Америке проживают почти 25 миллионов приверженцев этого религиозного направления.

Интересным является и тот факт, что второе место по численности подобных приверженцев занимает Африка – более 10 миллионов человек. Последними в ”тройке лидеров” выступают Океания и Азия – около 5,5 миллиона.

Отношение баптистов к православным можно определит по положениям их веры, а именно:

  • признание непорочного зачатия Христа;
  • понимание единства Бога;
  • вера в телесное воскрешение Иисуса;
  • понятие Троицы – как Бог Отец, Сын, Святой Дух;
  • догма, связанная с необходимостью спасения;
  • осознание божественной благодати;
  • принятие Царства Божия.

Как относится Православная Церковь к баптистам

Отношение же Церкви Православной к баптистам достаточно неоднозначное и кроется оно в следующих аспектах:

  • православные используют Никео-Цареградский символ веры, в то время как баптисты – Апостольский, которые разнятся довольно сильно;
  • баптисты, в отличие от христиан, считают, что церковные обряды крещения нужно проходить в сознательном возрасте, когда человек может осознанно принять решение касаемо своих религиозных убеждений. Кроме этого, стоит отметить и то, что крещение у баптистов совершается путём погружения, в то время, как у православных вместо такого погружения допускается обычное окропление;
  • православные не принимают толкование баптистами Библию, которую они трактуют по-своему; это же касается чтения молитв;
  • в грехах баптистам можно исповедаться либо публично, либо внутренне, что у православных имеет более чёткое обрамление;
  • христиане не принимают полное отсутствие священства у баптистов
  • богослужения православных намного красочнее и содержательнее, баптисты отличаются скудностью.

Отличия православных и баптистов есть и всегда будут “камнем преткновения” в вопросах осознания и принятия религий друг друга, и подобный выбор зависит от самого человека.

Но всё же не стоит забывать о том, что православие – это история всего человечества, которая прошла все периоды становления и доказала своё право называться одной из ведущих религий в мире, а любые “ответвления” от неё – это всего лишь попытки людей найти и создать что-то “новое”. Но важно помнить, что во всём этом неизменным остаётся одно – вера в единого Господа и вечную жизнь.

Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Современное христианское общество представлено тремя течениями, это православие, католицизм и протестантизм. Каждая церковь доказывает свою истинность, основываясь на разных принципах. Иисус оставил верующим в Него людям всего две заповеди, любить Бога и любить ближнего своего. Если каждая религия стоит на этих принципах, то в чем различие между ними
Чем отличается православие от баптизма и что между ними общего
Немного истории
Уходя к Творцу на небо, Иисус оставил на земле небольшое количество последователей, которые объединились в единое общество, церковь. Это не было определенное здание.
Первых христиан объединяло учение Спасителя. стремление донести до всех народов весть о возможном спасении через веру в Живого Бога и вечной жизни. (Матв. 28:19)
Основой христианства стала вера в Иисуса, Бога-Сына, который вместе с Богом-Отцом и Святым Духом являют Святую Троицу. В нее верят все христиане, как православные, так католики и протестанты.
Затем христиане стали строить дома молитвы, храмы, создавать последования богослужений. В результате несогласия по вопросу Духа Святого, единая церковь в 1054 году раскололась на православие и католицизм.
В православии, которое всегда было самым ортодоксальным, появились свои течения. Католицизм продолжал обрастать обрядами и нововведения, так появились индульгенции, по которым за деньги можно купить себе прощение от грехов. Роль спасительной силы Крови Христа уже не имеет значения в этом случае, ее заменила мамона.
Это стало одной из причин откола от католицизма части верующих под предводительством Мартина Лютера в двадцатых годах шестнадцатого века. Новообразованная религия получила название протестантизм, основными отличиями которой стало отсутствие икон, индульгенций и замена ритуалов проповедями.
Несогласия среди христиан не прекратились, среди протестантов возникли новые конфессии:
-кальвинисты;
-баптисты;
-пятидесятники;
-адвентисты;
-лютеране и другие.
Несмотря на некогда общие корни, к протестантским течениям необходимо относится с осторожностью. Многие из них (например, пятидесятники) представляют собой настоящие секты. Секта это закрытая группа людей, объединенных своими религиозными убеждениями, где ограничена свобода личного мнения. Православным христианам нужно твердо стоять на своем учении, чтобы не поддаться на заманчивые уловки псевдоправославных сект.
Что такое баптизм
Не прошло и ста лет, как Джон Смит в 1609 году создал новое течение христиан, в основу которого было положено крещение людей в том возрасте, когда они осознают жертву Христа и готовы нести ответственность за свои грехи.
Баптисты получили свое название от греческого слова «баптизо»- погружение в воду с головой. Этот обряд крещения, происходящий на добровольной основе, символизирует смерть Иисуса.
Как Спаситель умер на кресте и был погребен перед воскрешением, там и новообращенные верующие умирают для мира и воскрешают для Христа, поэтому принять жертву Спасителя можно только в сознательном возрасте.
Это стало причиной отказа баптистов от крещения младенцев. Малышей приносят в церковь и представляют перед Богом, прося в молитве благословения, защиты и милости Творца над ребенком и родителями.
Основные принципы баптизма
-Святое Писание, Библия является основным руководством для жизни верующих.
-Новые верующие отказались от помпезных зданий, заменили храмы молитвенными домами, возвращаясь, таким образом, к первой христианской Церкви.
-Членами церкви могут быть люди, добровольно принявшие водное крещение. Приветствуется присутствие на собраниях, заменивших храмовые службы, прихожан.
-Большинство баптистских общин являются поместными и самостоятельно принимают решения насчет хлебопреломления (Причастия), когда и как его проводить.
-На основании утверждения, что их общества отделены от государства, баптисты не признавали суды, а их юноши не брали в руки оружия, поэтому служили медбратьями и в строительных батальонах.
-Жизненные вопросы церкви решаются всем собранием под руководством пресвитера, диакона и старейшин. Совершать венчания, крещение, благословение детей и отпевание могут только рукоположенные служителя.
-Представители веры евангельской не придерживаются строгих канонов во время причастия, молитвы, служения. У них отсутствуют крестики с изображением распятого Христа, но не запрещено носить кресты без святого образа, как символ христианства. Объяснение этому звучит так: «Иисус живой, Его нет на кресте».
-Баптисты не признают православных постов, но при молитвенной нужде могут несколько дней обходиться без пищи, проводя целые дни в прошении перед Богом.
-Признавая одно Святое Писание, верующие веры евангельской с недоверием относятся ко всем изданиям, написанным вне Библии.
Отличия баптизма от православия
Православие и баптизм два течения в христианстве, возникшие на одном корне, но имеющие множество различий в обрядах и соблюдении канонов.
Православие
-В Святом Писании ничего не говорится о смерти Девы Марии, но по свидетельству 11 апостолов они были силой Духа Святого собраны в один день со всех уголков мира у постели умирающей Богородицы.
-Почившую Марию похоронили, а через 3 дня прибыл и Фома, он уговорил апостолов открыть доступ к могиле, чтобы попрощаться с Матерью Божьей. Каково же было их удивление, когда гроб оказался пустым.
-По великой милости и любви Божьей Дева Мария была вознесена на небо.
-Можно спорить по этому поводу, но факт остается фактом, и не один раз на протяжении веков Богородица чудным образом являлась людям в минуты опасности, ее видели тысячи людей.
-Православные верующие трепетно относятся к почившим, считая, что у бога все живые. Умирает тело, но не душа.
-Представители православия могут возразить на это тем, что первым образом, оставленным людям, стал рушник, на котором Иисус оставил отпечаток Своего окровавленного лица. История православия знает несколько случаев появления нерукотворных образов на деревьях, стекле и других предметах.
-Православные верующие почитают святых, принимая их жизнь как пример истинного служения Богу, в конце которого нас ожидает вечная жизнь.
-Православные подчиняются Вселенскому владыке.
-Высшим подвигом в православной религии является монашество, схимники.
Православные христиане также много и глубоко изучают Святое Писание, но при этом руководствуются не собственным пониманием, а толкованиями святых отцов Церкви.
-В православном храме поет церковный хор.
Баптизм
-Баптисты признают Деву Марию избранной женщиной всех времен и народов, но не считают Ее святой, не поклоняются Богородице и не празднуют праздников, связанных с жизнью Божьей Матери.
-Христиане веры евангельской не молятся за мертвых, они считают, что только живой человек может покаяться в своих грехах, кто не успеет, тот пойдет в ад, если не примет спасающую благодать Иисуса Христа.
-Поклонение иконам считается идолопоклонством, объяснение этому представители веры евангельской черпают в 3-ей заповеди, где сказано, что не создай себе кумира рукотворного.
-На основании той же заповеди в баптизме отменили поклонение и молитвы святым, признав и это идолопоклонством.
-У баптистов нет единого правителя.
-Баптисты не признают отшельничества, они считают, что достичь единения с Богом можно путем познания Его через Слово Божье.
-По баптистским принципам чтение Библии обязательно, при этом они отрицаю Предание.
-В молитвенном доме звучат псалмы в исполнении группы представителей общины и всей церкви.
Что общего между православием и баптизмом
-Как православные, так и баптисты верят в телесное воскрешение Иисуса Христа, признают существование Царства Небесного и осознают Божью благодать.
-Верующие обоих течений христианства стремятся к святости, о ней говорил Иисус (1 Петра 1:16), ибо нет на земле праведника, в котором не было бы греха.
-Крещение, Причастие является таинством, совершаемым на Небесах.
-Как и в православной церкви, у представителей веры евангельской признается свобода совести и вероисповедания.
Стоит ли православным бояться баптистов
Иногда среди православных людей можно встретить некий, чуть ли не мистический, страх, с которым они относятся к протестантам в целом и баптистам в частности. Любые протестантские движения нарекаются сектами, общение с такими людьми резко прерывается, появляется чуть ли не ненависть друг к другу.
Этому ли учил нас Христос Конечно же, нет. Настоящий православный христианин не может ненавидеть или бояться представителя любой другой религии. Мы должны строго следить за собой, соблюдать все предписания православного вероучения, твердо стоять в истинной вере христовой.
К тем же людям, которые по какой-то причине ушли в протестантизм, мы не должны относиться предвзято и, тем более, свысока. Человек это существо со свободной волей, и каждый из нас должен сделать собственный выбор своего пути. К сожалению, мы никак не можем повлиять на человека, который сознательно отрекается от истинного православия и выбирает протестантскую церковь. Мы можем скорбеть о нем, молиться и просить Господа привести его на верный путь. Но выбор всегда остается за конкретным человеком.
Если мы являемся верными членами Православной Церкви, если стараемся вести глубокую духовную жизнь, приступаем к Таинству Исповеди и Причастия, изучаем Святое Писание и творения святых отцов нам нечего бояться общения с баптистами. Твердая вера в душе человека не сможет пострадать от проповедей иноверца. Поэтому мы все свое внимание должны направлять на исцеление собственной души, а не бояться других учений.
Более того, в обычной повседневной жизни мы спокойно можем дружить с баптистами, если удается обходить несогласия в вопросах веры. Для этого нужно обладать чуткостью и уважением друг к другу, но это намного лучше, чем плевать друг другу в спину. Последнее совершенно недопустимо для православного человека.

Читайте также:
Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

Читайте также:

  • Православие и протестантизм: отношение и мнение о…
  • Православие и ислам: отношение и мнение о религии,…
  • Православие и иудаизм : отношение и мнение о…
  • Православие и сектантство: отношение и мнение о…
  • Православие и язычество: отношение и мнение, главные…
  • Православие и буддизм: отношение и мнение о религии

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Представители протестантизма считают Библию единственным абсолютно авторитетным источником всего христианского учения

И если с католиками у православных христиан есть некие общие черты, то с протестантами вовсе нет. Кто же они такие и как православному христианину правильно к ним относиться?

Появление протестантизма

Зародился Протестантизм в начале XVI в Германии. Католический монах и богослов Мартин Лютер высказал недовольство действиями Римско-Католической Церкви, в первую очередь широкой продажей индульгенции — документа, за определенную плату отпускающего грехи или отменяющего действие наложенной на человека ранее епитимьи. Свою критику Мартин Лютер изложил в документе “95 тезисов против продажи индульгенции (1517год)”.

Данные тезисы получили широкую огласку и распространение в германских землях. Требование церковных властей отречься от своих идей Лютер отверг, в результате его отлучили от Католической Церкви и признали еретиком. Но при этом он сумел заручиться доверием у многих католиков, также недовольных действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой и ватиканскими богословами.

Как появились протестанты? В результате действий Лютера и начавшегося обсуждения его идей образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста религиозное антикатолическое движение получило название “протестантизм”.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Читайте также:
Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3-5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) —духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Вероучение протестантизма

По итогом Реформации (такое название получил процесс отделение протестантизма от католичества) были составлены основные тезисы нового религиозного движения:

– Библия является единственной духовной книгой Священного Писания, а Священное Предание Православия и Католицизма считают ересью и ложью. Соответственно трактуется Библия только на основании своих умозаключений, не опираясь на мнения Святых Отцов Церкви;

– грехи прощаются человеку только на основании его веры в Бога, дела и поступки не имеют к прощению непосредственного отношения;

– спастись человек может только по милости Бога, его усилия, добрые дела и поступки не не играют существенной роли в деле спасения души;

– Иисус как Богочеловек является связующим звеном между Богом и человеком, никаких посредников в виде священнослужителей для этого общения не требуется;

– верующий христианин не должен почитать святых и Богородицу, только Бог заслуживает почитания и поклонения, только к Нему можно обращаться с молитвами.

Этими основными тезисами отличаются протестанты от католиков.

Жажда общения

Часто люди переходят в протестантские секты из-за того, что им не хватает в Церкви духа общинности, общения. Но это тоже не является главным в православной вере, ведь церковь — это не кружок по интересам. Все люди обладают разным темпераментом, не все одинаково склонны к коммуникабельности.

Конечно, в идеале, как члены одного Тела Христова, мы должны быть едины. Но по принципу пазлов, а не по принципу абсолютно одинаковых спиц в колесе. К тому же, нужно знать, что лицемерное радушие, с которым обычно вам распахивают свои двери все сектантские организации, очень быстро развеивается после того, как вы захотите, допустим, их покинуть.

Протестантизм это христианство, но не Православие

Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.

Главное отличие протестантов от православных это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.

Протестанты отвергают Священное предание. Тем самым противоречат изначальным христианским принципам, так как в посланиях апостола Павла говорится: “Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.; 2,15)

Православные христиане руководствуются толкованием Святых Отцов Церкви, чтобы избежать искажения в трактовке текста и не впасть в ересь. Из-за самовольной трактовки Библии Протестантизм разделился на тысячи отдельных течений, не сохранив внутреннего единства.

Протестанты не признают священноначалия и не верят, что через священников может действовать Бог. У протестантов вместо священников существуют пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.

Отличительные черты протестантов

Протестанты не признают почитания святых и икон, считая это проявлением идолопоклонства. Православные почитаю святых, которые подают пример истинной любви и служения Богу и людям. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к образу Бога, Богородицы и святых угодников.

У протестантов нет обязательных постов, но они могут добровольно ограничивать себя в пище. Православные христиане традиционно постятся в течение установленных Церковью постов, ограничивая себя в пище и развлечениях.

У протестантов нет монашества. Сам Мартин Лютер, принявший постриг в Католической Церкви, впоследствии женился на бывшей монахине, тем самым отвергая иноческие обеты.

Протестанты придерживаются мнения, что для спасения души достаточно одного лишь признания Иисуса Христа Спасителем. Православные христиане считают необходимым добрыми делами и аскетикой показывать свою веру, основываясь на слова Спасителя: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!(Мф. 7,21).

Читайте также:
Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы

Принципы католицизма

Чем отличаются догматы католической церкви от других? Принципиальным отличием являются догматы о:

  • непорочном зачатии Богородицы;
  • посмертном чистилище;
  • значимости индульгенций для души человека;
  • непогрешимости Папы Римского в своих деяниях;
  • преемственности Папы Римского от апостола Павла;
  • нерасторжимости священных брачных уз;
  • особенностях почитания святых мучеников.

К другим отличиям относится учение о нисхождении Святого Духа от Отца и Сына, запрет на брак принявшего сан священника, крещение возлиянием воды на голову и правило наложения крестного знамения.

Католика можно сразу отличить от православного по способу наложения крестного знамения: он касается рукой сначала левого плеча, а потом правого. Также крестятся католики не щепоткой, а всей ладонью.

Основные течения протестантизма

К протестантизму относят себя более тысячи различных направлений, значительно отличающиеся друг от друга догматам веры. Перечислим основные течения.

Лютеранство

Лютеранство. Течение в протестантизме, основанное самим Мартином Лютером по его 5 главным тезисам веры.

Англиканство

Англиканство это одно из направлений христианства, возникшее в ходе английской реформации. Нечто среднее между католицизмом и протестантизмом.

Кальвинизм

Кальвинизм. Основан французским проповедником и теологом Жаном Кальвином. Приверженцы этого религиозного течения придерживаются мнения, что по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь болезни и бедность являются следствием греха и свидетельством наказания человека за нарушение Божьей воли.

Адвентисты

Адвентисты. Основой для проповеди служит утверждение о скором времени Второго Пришествия Спасителя.

Баптисты

Баптисты. Одним из главных принципов вероучения является крещение в сознательном возрасте. Младенцев, не способных самостоятельно осознать и исповедовать основные догматы, крестить запрещается.

Пятидесятники

Пятидесятники. Главной религиозной идеей пятидесятников считается крещение Святым Духом. Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения “пятидесятничество”.

Евангелисты

Евангельские христиане. Делают акцент на личном духовном возрождении и развитии, уделяя внимание личной этике. Считают спасение души свершившимся по факту веры в Христа. Основной своей практической задачей считают проповедь Евангелия.

“Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа” (святитель Феофан Затворник).

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: кто такие протестанты, протестантизм это, протестантская церковь, протестантская церковь отличие от православной, протестанты это

Неправильное представление о Церкви

Чаще всего причиной, по которой православные отворачиваются от истинной веры, является разочарование. Почему это происходит? Обычно это связано с тем, что человек изначально ищет в Церкви не то, что можно там найти. Он создает себе неправильное представление о вере, о религии.

Нужно признать очевидный факт: не все люди приходят в церковь для спасения своей души. Многие ищут каких-то дополнительных благ или ощущений. О первых мы будем говорить чуть дальше, а что касается ощущений, то нужно сказать, что экзальтированность вовсе не свойственна православному вероучению.

Напротив, это путь ошибочный, губительный, святые отцы называли его духовной прелестью, то есть обманом, прельщением. Однако именно в поисках таких «чудес» очень многие люди и переходят из православия в протестантизм. Особенно это касается современных харизматических организаций.

Чудесное исцеление больных, другие «благодатные дары», природа которых на самом деле больше напоминает беснование, — вот главные аргументы, которые выдвигают сектанты в защиту истинности своей веры. Мы же помним слова Спасителя и будем их придерживаться:

Не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются об имени Моем, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк. 10:20)

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

В чем отличия между протестантством и православной верой, сравнение

Возникшая в первом веке нашей эры одна из трех мировых религий – христианство – распалось на целый ряд разнообразных течений. Наиболее массовыми и известными из этих течений являются три конфессии – католичество, православие и протестантство. Очень часто можно встретить информацию об отличиях католиков от православных либо католиков от протестантов, но мало кто знает, в чем отличие протестантов от православных.

  1. Отличие протестантов от православных
  2. Определение и вера
  3. История зарождения
  4. Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации
  5. Отличие в учении
  6. Обряды и служения Богу
  7. Библия
  8. Разногласия между протестантами и православными
  9. Есть ли что-то общее у обоих верований?
  10. Итог

Отличие протестантов от православных

Появление новых течений в любой религии подразумевает наличие отличий между ними. Не являются исключением протестанты и православные, но, так как все же это одна религия, то между ними есть как различия, так и сходства.

Определение и вера

«Православие» (термин, являющийся переводом греческого слова «ортодоксия», что буквально означает «правильное мнение») – это одно из тех крупных направлений в христианской религии, наряду с католичеством и протестантством, сложившееся в Византии и окончательно оформившееся в 1054 году, после раскола церкви.

«Протестантизм» (от лат. «protestatio» – «протест, заверение») – это одна из трех крупнейших христианских конфессий, вместе с католицизмом и православием. Возник в XVI веке, в результате появления движения за переустройство католической церкви.

Хотя оба направления относятся к единой религии, у них есть разница в вопросах веры.

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

История зарождения

До 1054 года христианство официально считалось единой религией, хотя и тогда существовало немало течений. Однако в 1054 году, в результате конфликта между Папой Римским и Патриархом Византийским, проклявшими друг друга, христианская религия разделилась на две крупные ветви – католичество и православие, то есть «правильно славящее Бога». Главой католической церкви стал Папа Римский, а во главе православных – византийский патриарх.

В раннее новое время, когда в Западной Европе началась эпоха Возрождения, стали распространяться новые взгляды и идеи, не разделявшие политику официальной церкви (имеется в виду католическая церковь). Сильным ударом для католической церкви стала Реформация, начавшаяся в начале XVI века в Германии.

Начало этого процесса связывают с именем немецкого священника Мартина Лютера, который, будучи ревнителем веры, понимал, насколько далека церковь от истинной веры. В итоге началась борьба между сторонниками и противниками Папы Римского. Среди противников оказалось и немало немецких князей, которые выразили протест политике императора и Папы Римского.

С тех пор всех, кто выступил против католической церкви во главе с Папой, стали называть протестантами. За очень короткий период протестантизм распространился по многим странам Европы, а позже – и в США. Следует отметить, что протестантизм изначально не был чем-то единым, а возник в форме отдельных течений, наиболее распространенными из которых стали лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь.

Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации

Православная церковь изначально создавалась фактическим главой византийской церкви – Патриархом и его окружением, что и предопределило наличие строгой иерархии церкви, где на самом верху находится Патриарх, а внизу – простой священник. Церковная организация в православии совпадает с административно-территориальным делением территории. Каждая территориальная организация называется поместной церковью. Во главе этих церквей стоят архиепископы и епископы.

Протестанты же не имеют и не признают церковную иерархию. Основой церковной организации в протестантстве является община во главе с пастором, которого еще называют пресвитером. В делах управления участвует и со­б­ра­ние ве­рую­щих. Служители церкви счи­та­ют­ся обычными представителями со­об­ще­ст­ва ве­рую­щих.

Отличия имеются и во внутреннем убранстве церквей. Если православные храмы отличаются пышной отделкой, наличием множества икон, церковной утвари, то протестанты, в силу своих религиозных убеждений, делают свои храмы скромными. Иконы они не признают, в их храмах они отсутствуют.

Отличие в учении

Существуют отличия у православных с протестантами и в некоторых вопросах учения:

  1. В православии имеется такое понятие как «мытарство» – испытание души после смерти в чистилище. Протестанты же не признают ни чистилище, ни мытарство.
  2. У протестантов имеется учение о всеобщем священстве, то есть каждый христианин может проповедовать и вести богослужение без посредников. В православии же для этого надо получить сан священника.
  3. У православных истинной церковью считается православная церковь. У протестантов под этим может подразумеваться определенная община христиан.
  4. В православии имеется учение о «Небесной церкви» – сонм святых, к которым с молитвами обращаются православные. Обращение к святым и наличие такого понятия как «Небесная церковь» протестанты не признают, утверждая, что молитвы необходимо адресовать исключительно Богу.

Обряды и служения Богу

Так как протестанты подвергли критике и отвергли как несоответствующие Писанию многие действия официальной церкви, это привело и к иной интерпретации церковного богослужения. Если православная церковь признает семь церковных таинств (крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, елеосвящение, брак, священство), сопровождающихся соответствующими обрядами, то протестанты признают, в основном, два таинства – крещения и причастие, а остальные считают простыми обрядами, не несущими Божественной благодати.

Библия

Некоторые различия имеются и в отношении священной для христиан книги Библии. Так, Библия, используемая протестантами, меньше по объему, чем та, что общепризнана среди православных. Это связано с тем, что в их Библии 66 книг, а в православной – 77. Одиннадцать книг из Ветхого Завета не вошли в Библию протестантов, так как они не считают их каноническими.

Разногласия между протестантами и православными

Основные разногласия между двумя этими конфессиями можно кратко представить в виде таблицы:

Протестантизм Православие
Не был единой конфессией. Возник из различных течений, имевших отличия между собой в догматике, культах и организации Состоит из совокупности поместных церквей, объединенных единым вероучением и нравственными нормами
Источником религиозного знания является только Писание Источником религиозного знания является как Писание, так и Предание, то есть опыт, накопленный церковью
Отрицание икон Признание икон
Отсутствие строгой церковной иерархии Централизованная церковная иерархия
Осуждение монашества Признание важной роли за монашеством
Считают, что для спасения человека достаточно признания Иисуса Христа Богом и Спасителем. Принцип «спасение верой» Считают, что вера должна опираться на дела, без которых она мертва
Почитание мощей отрицается Имеется почитание мощей святых
Священниками могут быть женщины Женщины-священники не приветствуются
Молитвы за умерших не приветствуются Практикуются молитвы за умерших
Могут жениться. Отвергают обет безбрачия Существует обет безбрачия для монахов
Каждый христианин может сам покаяться перед Богом, без посредников Покаяние принимает священник
Отвергаются религиозный пост Наличие постных религиозных дней

Это лишь часть основных разногласий между этими направлениями христианства.

Есть ли что-то общее у обоих верований?

Наряду с большим количеством отличительных черт и разногласий, между православием и протестантизмом есть и немало общего. Основными и главными общими чертами для обеих конфессий являются:

  1. И православные, и протестанты являются представителями христианской религии.
  2. И те, и другие верят в Троицу – Иисуса Христа, Отца и Святого Духа.
  3. Их объединяет единая книга – Библия, заветы которой они чтут.

Кроме того, богослужения и в протестантских, и православных церквях проходят на национальных языках.

И протестантов, и православных в единую религию объединяет то, что основой их учений является личность Иисуса Христа, что делает и тех, и других христианами. Однако, при этом между ними имеются сильные различия, как практических вопросах, так и в теоретических догматах.

Грех любостяжания и борьба с ним

Слово «любостяжатель» и «любостяжание» встречается в Новом Завете в Евангелиях и посланиях апостола Павла. Для современного человека это определение не совсем точно и мешает понять весь смысл текста.

Существует теория, что это слово изобрели сами переводчики на Синодальный текст Писания, поскольку точного термина не было в русском языке. Что же на самом деле любостяжание и почему оно опасно для верующего?

Определение

Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.

Читайте также:
Домодедовское кладбище: адрес и часы работы, схема, как доехать и добраться, списки похороненных

Есть несколько вариантов толкования данного понятия:

  • св. Феофан объясняет любостяжание как пристрастие к имуществу и упования на него;
  • словарь же терминов объясняет явление как излишнюю заботу о богатстве и страстном стремлении увеличить его.

Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.

Читайте о других грехах в православии:

Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:

  • любостяжание — страсть по имуществу:
  • лихоимство — конкретные плохие поступки в угоду собственному обогащению.

То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.

Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.

Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.

Православное понимание

Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.

Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.

Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.

Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых. Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания. Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.

Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.

В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.

Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.

Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.

Как бороться с грехом

Как оставить страсть по деньгам, как побороть любостяжание? Любой грех можно оставить, было бы для этого желание. Как желание подогревает и усиливает страсть по финансам, так желание усиливает страсть по Господу.

Важно! Есть один выход из любого порока — возжаждать Господа и стремиться к Его познанию так сильно, чтобы эта страсть вытеснила все прочие.

Преимущества человека заключается в свободном выборе, который подарил нам Отец Небесный, поэтому всегда можно захотеть и избавиться от любого порока, который поразил сердце и мысли.

Что необходимо для оставления этого греха? Для начала:

  1. Осознать, что эта страсть греховна и несет только разрушение духу;
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком;
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления;
  4. Исправить свои ошибки и пути;
  5. Раздать обманом полученные деньги назад;
  6. Молиться о прощении.

Читайте о православной вере:

Любой грех оставляется с трудом, ведь побороть его всегда сложнее, чем начать делать. Но осознание своего неправильного пути может помочь в этом. Необходимо понять, что богатство — это всего лишь пустота, его не возьмешь с собой после смерти (несмотря на то, что предки пытались), оно не согреет ночами и не поддержит в трудностях, как близкий человек.

Если посмотреть на деньги и материальные блага с позиции вечности, то это всего лишь пустота. Сегодня оно есть. А завтра человека не стало и лишняя машина ему больше просто не нужна.Необходимо понять, что эта жизнь лишь маленький незначительный кусочек перед целой вечностью, в которой не будет ничего материального. С такой позиции можно осознать суетность и ничтожество финансов.

Важно! В вечной жизни есть богатство, которое ждет людей, и оно не материальное — это спасение и вечная жизнь, которую подарил нам Иисус Христос. И только это богатство важно! К нему надо стремиться и зарабатывать его добрыми делами, познанием Творца и милостью по отношению к остальным людям. И это лишь важно!

Любостяжание – это излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ

Синонимы

Если использовать синонимы, можно сказать, что любостяжание – это корысть, сребролюбие, стяжательство, алчность, златолюбие и своекорыстие. Эти термины встречаются в речи чаще, чем «любостяжание», значение при этом имеют примерно одно и то же.

Читайте также:
Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Материальная польза всегда превалирует над остальными проявлениями чувств, если сам человек слаб духовно, падок на деньги и наживу. Такие люди могут предать друзей или близких людей ради своего обогащения. Им чужды светлые помыслы, благородные поступки. Чаще всего рядом с любостяжанием идут чревоугодие и гордыня.



Клин клином

Любостяжание — это страсть к наживе, но есть ли у человека выход из ситуации, ведь времена не выбирают? Верно, но можно патологическим нетворческим стремлениям противопоставить продуктивную линию поведения. Например, не думать о том, как хорошо быть богатым и знаменитым или как было бы чудесно разбогатеть, а размышлять над призванием, своими способностями и талантами. Другим словами, постараться найти себя в жизни. А там, глядишь, и капиталы не заставят себя ждать, но думать надо не о них, а о жизненных, творческих задачах.

Конечно, со стороны может показаться, что миллионеры наслаждаются жизнью. Возьмем, к примеру, футболистов. Сейчас только ленивый или хилый не мечтает направить стопы в спорт, но 20 лет назад футбол еще не превратился в бизнес, а когда скромные юноши начинали свое восхождение, они не знали, что им игра в итоге принесет. Они просто выбрали свою стезю, упорно работая каждый день.

Об этом стоит помнить каждому. Деньги не падают с неба, если человек начинает нечто с чистого листа и у него нет ни влиятельных родственников, ни богатых родителей. Надо метить выше денег, надо ставить себе предельные задачи. Тем более что уже известно, что означает «любостяжание», поэтому можно на это время не тратить.



О грехе

В православной вере грех любостяжания считается сродни идолопоклонству. Это объясняется тем, что деньги, богатство – идолы, а поклонение им и есть грех. Так представляется нам, что такое любостяжание. В христианстве идолопоклонство неприемлемо. «Злая матерь всех зол», — так названо любостяжание проповедниками. Они считают, что всякий, кто любит мир стяжательства и корысти, тем самым омрачает душу (проповедник Исаия).

Любостяжательный человек никогда не сможет остановиться, сказать: «Хватит». Так считал святитель Василий Великий. Он говорил о море, которое вовек не выходит за свои пределы, и о ночи, не покидающей своих временных границ. Так и стяжательный человек — не уважает время и не чтит пределы.

Проповедник Ефрем Сирин говорил о том, что рядом с любостяжанием не может быть любви. Тот, кто пристрастился к деньгам, ненавидит ближних и стремится забрать у них что-либо.

Любовь к деньгам и наживе порою так сильна, что человек полностью теряет свое лицо. Он уходит от Бога все дальше в своей непрекращающейся погоне за материальными благами. Душа его не получает должных уроков, которые ей были предназначены свыше. Таким образом происходит духовная деградация человеческого существа. Вот поэтому вера православная любостяжание считает грехом.

Бойтесь чрезмерности

Причем здесь синоним любостяжания? Это довольно просто. На нужды человека с «раскормленными» потребностями работает вся машина западной цивилизации, особенно это заметно в Америке. Уклад жизни ясно свидетельствует об этом: расход воды, продуктов. Но нагляднее всего подушки для спальни. Американцы обожают огромное количество подушек, которые не играют никакой функциональной роли, они используется только как элемент декора.

Конечно, любовь к обладанию было бы легче всего проиллюстрировать на примере каждый год выходящих моделей телефонов и другой техники, которые людям с помощью маркетинга усиленно навязывают покупать, но это немного банально.

Библия о любостяжании

Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:

  • Сребролюбие и любостяжание. Всякий, кто является идолопоклонником (любостяжателем), «не будет наследником Царства Божия», а сребролюбие является корнем всех других пороков.
  • Мздоимство, лихоимство. Исходят из самого сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества – пособники жадности. Мздоимцы и лихоимцы – нечестивые люди, неправедные, «не наследуют Царства Божия».
  • Алчность (жадность). Она способна отнимать жизненные силы (и саму жизнь) у «алчущих чужого добра».
  • Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется лишь скупой урожай. От алчности она отличается лишь тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро. А тех, кто любит отдавать, – того любит Бог.
  • Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание от Бога. У всех церковнослужителей отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  • Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  • Эгоизм. Чувство «не от мира сего», не от Отца человеку данное.
  • Ненасытность. Любовь к серебру не приведет к насыщению, а любовь к богатству не даст человеку пользы («ненасытимы глаза человеческие»). Постоянное желание обогащаться или получать иные блага Библия называет суетой: «И это – суета и недоброе дело».

Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и «презирают корысть», будут «обитать на высотах». И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.

Назидательная проповедь

Евангельская христианская баптистская церковь также выразила своё отношение к пороку. Создав одну из своих проповедей – проповедь на жадность (ЕХБ). Любостяжание в ней – ключевой предмет обсуждения.

В проповеди говорится о том, что в наше время отовсюду: из СМИ, телевизионных передач поступает большое количество информации о деньгах, о стремлении их зарабатывать, о способах достижения финансовых вершин. Именно это и приводит к любостяжанию среди молодого поколения.

Все большее количество людей из-за жажды наживы забывают о других людях, порою зависимых от них. Позволяют неисправным самолетам взлетать в небо и на теплоходы помещают больше пассажиров, чем он может вместить.

Жажда наживы не должна губить человеческие жизни — ключевая мысль проповеди. Любостяжание – это то, что «затмевает разум человека и не дает, порой, здраво мыслить».

«Одна, но пламенная страсть»

Речь, конечно, о любостяжании — это то, что держит сегодняшний мир, его ось. Нет ничего зазорного в том, чтобы жить хорошо. Проблемы начинаются тогда, когда человек взыскует роскоши.

Но современного россиянина трудно судить за обширные желания. С одной стороны, существует большой мир, где люди постоянно богатеют и наслаждаются жизнью. Светская хроника не позволяет нам забыть о том, какие мы бедные. Даже люди среднего класса в России нищие по сравнению со звездами Голливуда. С другой стороны, у русского человека за спиной советское прошлое, которое пугает его своей тенью и заставляет идти вперед и зарабатывать все больше и больше.

«Мертвые души»

Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет «монстров».

Читайте также:
Полумесяц на православном кресте: что означает и почему находится, история и различие крестов

Роман «Мертвые души» можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:

  1. Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец – Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую «матрицу» скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного «хлама», в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина «прорехой человечества».
  2. Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга – яркие образы чревоугодников и «прожигателей жизни». Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия – лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
  3. Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка – глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими «благами», а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
  4. Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы – это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.

Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал «мертвые души». Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием «благих намерений» решаются вопросы собственной выгоды.

Что объединяет литературных героев

В любой разновидности любостяжания, описанных Н.В. Гоголем, есть одна общая черта –потеря человеческого облика. Трансформация личности в подобие людей. Но самое главное – их души являются «мертвыми». Именно это хотел передать классик потомкам.

Если оглянуться, то можно увидеть в современном мире чичиковых, плюшкиных, коробочек или собакевичей. Они реальны, осязаемы, их видно и слышно рядом с нами и с экранов телевизоров. Среди любостяжателей существуют экземпляры, вобравшие в себя несколько описанных образов.

Гобсек

Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека – еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.

Гобсек – состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.

По сути, так человек стал одержимым «стражем» накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным «земным благом», к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово «любостяжание».

Значение

Любостяжание — это страсть к наживе или корыстолюбие. Совсем молодому читателю, наверное, эти слова мало что сказали. Но не стоит отчаиваться. Все достаточно просто. Под этим на данный момент устаревшим определением скрывается обыкновенная у людей любовь к деньгам, собственности и обладанию вещами. Вот и вся загадка.

Любостяжание — это страсть, которая традиционно осуждается основными религиями, но, как правило, вызывает зависть и вожделение у других людей. Например, человек, снимающий или покупающий дорогую яхту для прогулки по реке, явно страдает любостяжанием. С другой стороны, почему страдает, может быть, он, как в известном анекдоте, им наслаждается. Конечно, ставить диагнозы — дело неблагодарное, особенно в мире, где многие буквально помешались на цифрах, монетах, зарплатах и достижениях, выражающихся исключительно в долларовом эквиваленте. Поэтому оставим на время эту тему и перейдем к синонимам.

«Иудушка» Головлев

Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Прозвище «Иудушка» ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: «Крапивушка», «Кровопивец».

Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев. Еще с малых лет он «примирялся» к будущей наживе, а когда повзрослел – суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать. И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.

Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие – качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок – грех любостяжательства.

Мифы и высказывания великих людей

Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.

Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.

Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Читатель, наверное, не понимает, к чему все это и чем так уж страшно и омерзительно любостяжание (значение слова уже рассмотрено). У него есть один существенный недостаток, который влечет за собой общий распад личности, — это забвение духовных ценностей. Понятно, что последнее словосочетание довольно размыто. А вот наглядный образ из сказки о золотой антилопе запоминается четко. Раджа — жертва как раз собственной жадности. Легко представить, как он, бедолага, не спит, не ест, а только думает, как бы изловить животное, которое принесло бы еще больше денег. Именно такими «раджами» кажутся некоторые наши современные деятели бизнеса или чиновники, состоящие на службе у государя. Но не отказываться же им от тех богатств, которые сами плывут в руки?

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

О грехе, страстях и борьбе с ними

Отец Серафим (Розенберг)

Спроси себя: есть ли вся жизнь твоя — предстояние Богу?

Будь правдив к себе. Бездна грехов совершается тобой в неведении, волею злой, в слепоте. Слеп, кто в страсти, во грехе.

Вся твоя внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Твоему. Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым. Постыдись в помыслах Бога и Святых, коим все видно как на ладони. Но ты не стыдишься, услаждаясь в мыслях блудом, злобою, тщеславием, осуждением, сластьми. Помни: грех не насытим. Молись Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познать грехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — эти преступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсь собою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других, смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда по­мнить о них, о грехах моих и каяться в них всегда, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей — гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца (смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия, чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов».

Знай: грехи против Духа Святаго таковы: 1) отчаяние, в котором не надеешься на милосердие Божие;

2) излишнее упование на это милосердие; 3) сопротивление познанной Истине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и Святыми Отцами утвержденной; 4) зависть к духовным благам, которые твой ближний приемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни.

Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехи свои. Знай лишь свои грехи. Оплачь их, моли Господа избавить от них и омыть тебя. Скажи: «Грешен я; не могу воззрети на небеса». Даже если бы ты постоянно зрел Ангелов, жил во гробе Христовом и прочее — все равно не спасешься, если заповеди Божии не соблюдешь и себя не очистишь от страстей.

Также и если живешь в нищете, да желаешь покоя и наслаждения — не спасешься; лучше, все имея, быть сердцем ни к чему не привязанным, быть нищим духом. Помни: Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19). Видящий свои грехи не осудит никого, не вознесется, не нерадит о Спасении.

Единственно милосердие Божие спасает нас, его и призывай на себя — всем существом. И само покаяние — также вечный дар милосердия Бога.

Оставишь сию плоть, душе; гора грехов моих предо мною; значимо одно: я и Бог — в сердце ищу Его.

Неверие есть грех, служба диаволу. Верь: Бог умер за тя, явил так любовь к тебе, врагу Его. Что воздам Богу за все Его благодеяния (Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3))? Апостол Павел учит: держи в уме — Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим 1, 15). Я — первый из грешников. Надеюсь на одно милосердие великое Божие (несть грех, побеждающий человеколюбие Его, хочет Он всем спастися, пришел грешных спасти) и на заступление Богородицы и Святых Его Угодников.

Не знаешь Бога, Его свойств — тут причина нерадения и бесстрашия. Помни свойства Божии — Он премудр, свят, благ; а ты грешишь, волю Его, противясь святой благодати, дерзко не исполняешь, делаешь запрещенное и не боишься Бога!

От осознания Божественных всеведения и вездесущия рождается страх Божий, рождаются смирение и мужество (в отношениях с людьми).

Не уповай излишне на милосердие Божие — ведь Бог не только милосерд, но и правосуден.

Господь говорит Апостолу: сила… Моя в немощи совершается (2 Кор 12, 9). Ты думаешь: «я немощен, значит, могу и не бороться с грехом, с искушениями, но надеяться только на Господа, Господь же мне благодать при этом все равно дарует». Заблуждаешься; это — лишь отговорка. Искушениями возбуждаемся к собственному труду — к борьбе во Спасение. Господь не упоминал ничего про какие‑либо удовольствия в деле Спасения, но сказал, что оно достигается узким путем, с трудом; чем же прельщается сердце твое — то ложь есть, обман сатаны, отца лжи, завистника.

Борись за Спасение: Царствие Божие Небесное — великое благо, оно даром не дается; радуйся, что не совсем ослеплен грехом, пав — восставай, крепись, веруй в Бога и Богу.

Как говорит Апостол, аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор 4, 16). Насколько тлеет внешне ветхий наш человек, настолько внутренний обновляется.

Отталкиваешь совесть ради передачи себя греховной сладости? Убойся, судить-то как раз и будет тебя твоя совесть; слушайся ее.

Если ты вступил во тьму греха, то тьме наказания и повинен — смерть вечная ждет.

Согрешив, я виноват, потому что так велел не поступать мой Господь. Изучи! Какие грехи, как сильны, как являются, каков способ борьбы с ними. Помни о главных путях защиты от греха: самоукорение, страх Божий, память смерти.

Сколько раз ты уже прельстился мечтою — обманом врага, опять ли так поступишь? Лучше умереть в борьбе с грехом, чем вновь и вновь грешить.

Как сладок грех в устах, и как он горек во чреве! Согрешил — пережил момент наслаждения, а чрез минуту уже приходят тяжесть, вздохи, слезы, молитвы, омерзение, презрение себя; хранись от греха. Скоты тоже творят, что и ты. Молись выну. Во всю жизнь не оплакать тебе содеянных грехов — тьма их, всегда помни их — и плач; заповеди преступил все, все виды греха соделал; если не совершаем некоторых грехов делом, то уж в мысли их точно осуществляем (что одно и то же пред Богом): всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф 5, 28).

Помни всегда — и за греховные помышления дам ответ. Грех в мыслях, если не воспротивишься ему, равносилен греху в действиях (быть может, твоя застенчивость и не дозволяла ему проявиться во вне, но он был в мыслях даже большим, чем наружный); если же борешься с ним, то награду получишь.

Отец Сергий Четвериков говорит о том, что мысленный грех даже хуже сделанного, ибо, в отличие от поступка, он неограничен в мыслях.

Богу ты не послушлив. Слушайся опытных, доверяй им — Отцам, тем более Богу — и приобретешь чистоту. Помни: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф 5, 8). Терпи, не осуждай, не злобься…

Читайте также:
Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

Как мне пред лицом Божиим принять врага Божия — противное воле Его помышление, помысл блудный или суетный, гордый? Это для меня безнаказанно не пройдет. Страшно преступить волю Божию; за это — вечная мука. Вечная мука. Как страшно нарушать волю Бога! Ни один грех у Бога не забывается, записываются они — дашь за них ответ. И у врагов-демонов не забыто ни одно твое преступление заповеди Божией. Что стоит моего внимания: краткое, связанное с горечью, земное наслаждение, которое исчезнет со смертью, или вечное блаженство? Разумный изберет второе, отвергая всегда первое.

Всегда и во всем искренне сознавай себя виновным. Необходимо самоукорение. Вопи, взывай, кайся (нет добродетели выше покаяния), плачь (потеря невинности души всегда достойна слез), борись, трудись, ревнуй, понуждайся — до самой смерти.

Чего при смерти следует возжелать из мира сего? Ничего, лишь совести чистой. Вот заповедь Апостола: Не любите мира, ни яже в мире (1 Ин 2, 15). И потому все­гда отвращайся мирского, земного, будь непрестанно — как при смерти. Это и означает слово Спасителя: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41).

Может, и совсем мало времени осталось тебе на покаяние — до смертного часа твоего. Молись: «Даруй, Господи, мне время покаяния (помни: каждый новый день — дар Божий), даруй всегдашнее покаяние, дабы не отыти мне на Суд Твой Страшный в нерадении. Время покаяния истекает, приближается конец, даруй, Господи, не забывать грехов, зреть их все, не обманываться касательно себя и братий, плакать о грехах». Потерянный день — в который ты не оплакивал грехи свои.

Следует держать всегдашнее покаяние (монахи — это просто монастырские рабочие, если они не держатся покаяния), к которому прилепляется благодать Божия. Нужно постоянно болезновать о своих грехах; как говорит Псалмопевец: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5).

Мы же — словно ночью — не видим пятен на себе, пребываем в окамененном нечувствии. Но чем ближе христианин к Богу, тем виднее ему собственная греховность. И великие подвижники представляли себя во грехе, как по горло в тине — вот-вот захлебнусь, помоги мне, Господи, на Страшном Суде. Сисой Великий, умирая, обращался к Ангелам: дайте мне время покаяться, не знаю — начинал ли я покаяние?

На Исповеди мы порой бываем немы — значит мы праведны? Если мы немы, то дай, Господи, зреть наши грехи (да сделаемся мы нищими духом (ср. Мф 5, 3), да приобретем мы сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (ср. Пс 50, 19)). И помни: исповеданный грех становится внешним по отношению к тебе.

Ненавистен Богу самодовольный праведник, но близ Он сокрушающегося грешника. Где Бог, там и рай, — и в чистой душе тоже делается рай.

Куча грехов у нас еще не раскопана — почему и не рыдаем подобно святым Угодникам о них. Нечистая сила, как невидимый воздух, окружает нас; так побежим в страхе от нее, что засвистит в ушах. Одним лишь страшным именем Божиим можем бороться с бесами и грехом, очищать сердце, в коем сей источник зла.

Борись с парением мыслей — собирай ум. Мечтам не внимай — они отвне. Мечты — это задние мысли. Суетные помыслы оскверняют (чти, когда одолевают тебя, акафист Иисусу Сладчайшему).

Не следует внимать помыслам; они — чужие, от диавола. Мысли хульные, нечистые, неверие — от него. Если они приходят без твоего соизволения, то они — ничто, не обращай на них внимания, презирай их, не возбуждаясь ими, не смущаясь по прельщению диавола и маловерию. Молись об избавлении от них.

Здесь и ненависть к демонам нужна: Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс 138, 22).

Познавай действия врага и не внемли, откинь помысл. Его тщание против тебя: отнять твою веру, надежду, любовь, вринуть в отчаяние, в грехи, в нераскаянное чувство — в богопротивление, погубить навечно. Первым делом — следует отревать помыслы, не внимать им, не сочувствовать, распознать — чьи они. Внимание не следует обращать на духовно вредное, но на молитву, заповеди Божии. Помысл встречаю, как огнь, со слезами — и исчезает.

Существуют три источника греховных помыслов — память, сердце (как источник зла), диавол. Святые Отцы называют средства против помыслов: 1) память Божия; 2) память смертная: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир 7, 39); 3) память Страшного Суда, на котором откроются тайная согрешения твоя.

В монастыре следует совершать вечером откровение помыслов старцу; для этого можно записывать в книжку то, что нужно сказать ему; чтобы не забыть этого — вести самонаблюдение.

Все это гоже и духовно настроенным мирянам: три первых средства хороши им, когда борются они с помыслами изо всех сил.

Не принимай прилоги, то есть вражии мысли, а помолись: и мысль будет уже не крепка; если же примешь ее, то согласишься со врагом и согрешишь; старайся же иметь в мыслях Бога и думать всегда: «Господи, помилуй» или: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Иисусова молитва — как солнце против помыслов и греха — все в тебе оживает в ее лучах; она, как лев, — все враги скроются от нее в страхе.

С помыслами бороться не легко: ум привык ко всему прислушиваться, все знать, видеть; следует его понуждать против этого. И все же и это в твоей воле: всем, противным воле Божией, не интересоваться, ему не внимать, не сочувствовать, не желать. Здесь необходимо трезвение, и тогда, через богоугодную жизнь, тебе откроется «яже вещей истина» — самая действительность вещей. Помыслу следует давать отпор с гневом и молитвою, гнать немилосердно — до своего отрезвления. Тем самым, с трезвением сочетай молитву; не понадейся на себя. Знай: нужна нам постоянная непрестанная молитва.

Больше трудись. Трудящемуся некогда грешить.

Страшно поблажать разленению. Если одолевают душевная праздность, косность — следует нудить себя бороться с ними; если тяготеешь к любоначалию — научись в первую очередь господствовать над своими страстями.

Не кричи и не говори громко и скоро. Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание). Сам по себе гнев сдерживать бесполезно; не плод, но корни его вырывай.

Читайте также:
Перепечинское кладбище: как доехать и адрес, часы и режим работы, памятники и могилы

Грех убивает и душу, и тело. Тело блюди — как храм Божий. Помни: тело — храм Святого Духа. Воздержание приносит облегчение и для тела, и для духа.

И в то же время отторгни душу от всякого сострастия телу. С душею и тело должно смиряться, не желать утехи. Пусть великие подвиги и непосильны, но воздержание обязательно. Беги приятного плоти: еды, сна, хвалы, почета, всего, что по твоей греховной воле.

Следует презирать плоть, ибо она преходит: не обращать внимание на ее желания, заниматься богомыслием, противостоять ей мужественным и твердым серд­цем. Как сказано, нужно «презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о душе, вещи безсмертней». И это возможно только с помощью Божией: «имущее бо крепость Твою… сокрушиша… демонов немощныя дерзости… ».

Знай: и большая, и малая страсть (например, курение), злоба, похоть — есть один и тот же огонь. Берегись их, пусть и кажутся они тебе незначительными: от сытости бывает распутство; грех даже и слушать худой разговор; и пренебрегать деньгами также безрассудно — это от бесов… Потакая таким и многим другим страстям, усыпляешь, заглушаешь совесть. Перестань оправдывать свою похоть, даже и малейшую, осуди ю пред Богом и собою. Взмолись об избавлении, Спасении к Спасителю. Один Он исцеляет, что означает то же самое, что и прощает. Жаждай этого. Тебе кажется, что курение помогает успокоить нервы: это распущенность, ложь, мираж, страсть. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя; ее нужно лишь побеждать, противостав ей, удержавшись от нея, понеся крест борьбы против нея — крест ея неприятия в своем сердце. Всякое утешение вне Духа Святаго Утешителя (если этого ложного утешения ждет твое сердце, если оно его любит, если оно ему радуется) есть тот безумный соблазн, на котором строят свои мечты устроители так называемого «человеческого рая». Молиться духом, куря папиросу, невозможно: душа утонула в папиросе, души почти нет, как блудный сын скитаешься в сей момент. Приди вновь к Отцу твоему — Богу, верни себе прежнее достояние твое. Главное же богатство, расточенное блудным сыном, — это чистота его души в детстве, молитва ребенка, вера, любовь.

Борись с душевным в себе, поступай — как духовный. Нуждающемуся давай не из душевной жалостливости, но по христианской заповеди. Отношение к мелкой душевности в себе, ее преодоление — термометр горячности веры человека и его любви к Богу.

Так, греша, человек может потерять свою душу, всегда теряет, и хорошо — если находит опять ее всегда и борется, чтоб опять не терять, дрожит над душою своею, как над любимым младенцем своим. Душа — младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему — собственную душу, как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни.

О, как нужно очищать даже малейшее пятнышко с нее. Бывает: вознеслось сердце, разгневалось, ожесточилось, сладостно возмечтало при взгляде на женщину, оскорбилось, обиделось, предпочло праздность, «утешение» в виде сласти, похвалы, погружения в мягкое кресло. Потом больно душе, духовная ревность снедает, каешься — и бываешь прощен. Но в худшем случае, если далеко зайдешь в услаждении, оказываешься изранен, лежишь в рове нечувствия, нераскаянности, хлада. Сластолюбивое сердце свое очищай, храни чувства. Только так Бога узришь.

Но ты и не вспоминаешь Бога в момент победы в тебе греха, в состоянии духовной распущенности; в этот миг сказать о Боге — то же самое, что обличить себя и весь мир: стыдно, трудно. Юноша богатый тотчас поспешил отступить от Христа — с печалию или чтоб просто «покурить».

Кто задумает сам по себе, без помощи Божией, обуздать океан ветхой жизни, тот погибнет в его волнах. Цепок враг и лукаво действует, человек же ленив и быстро отступает. Призвать помощь Божию, обратиться к Богу — значит, прежде всего, покориться Его воле, и уже покорившись Богу, — молиться Ему. Ты не молился — если непокорно, несмиренно обращался к Нему — как к виновнику твоих страданий или как к равнодушному их зрителю.

Бывает, что борясь с искушением, ты боишься не волю Божию преступить, а страшишься самого искушения; молишь о смирении лишь ради избавления от неприятного смущения. Это неправильно.

Боюсь показаться перед другими грешным, а Бога не боюсь. Самооправдание и человекоугодие борют, и при этом сам себе объясняешь, что не виноват ни в чем, что — святой совсем, что умен, а не глуп совсем. Даруй, Господи, трезвение.

Ни за что не следует огорчаться, сердиться, смущаться, обижаться на грешащих — они лишь несчастные люди, водимые диаволом.

Чужие слабости и недостатки виднее своих — самолюбие скрывает свои несовершенства от себя самого. Учись их видеть и познавать. Думай так: «Нет хуже меня никого пред Богом, хотя и пред людьми я кажусь лучше некоторых». Бог один «зрит тайная» сердца.

Я грешен и потому обязан все от других терпеть и всех почитать. От осуждения же других происходит плотская брань.

Великодушным, а не мелочным надо быть; отказать просящему, когда у тебя что-либо есть или требовать что-либо обратно — дурно. Но при этом проведи границу — не касайся чужой личности, не укоряй другого (но одного лишь себя), в своем деле будь тверд. Не следует при общении с другими вдаваться в смущение, но внимать лишь себе, знать свои грехи, тогда и не станешь излишне печься о чужом благе.

Помни: покаяние в том, чтоб не только раскаяться в грехе, но и не повторять его.

Надо подобно апостолу Петру (который, слыша петуха, рыдал) и, будучи прощенным, не забывать прежнего греха — смиряясь, зазирая себя, плача, — и не впадем опять в него.

И в то же время, чтобы возвратиться на путь добродетели, надо быть деятельным, а не мучить себя только бесплодными укорами и слезами; помни свое дурное дело, жалей об этом и старайся загладить его, а не увеличивай вины своим малодушием. Не напоминай себе в подробности совершенных грехов — но лишь то, что ты — великий грешник.

Помни, что демоны — перед твоим падением представляют Бога человеколюбивым, после же падения — представляют неумолимым.

Оплачь грех и прославь Бога, восстань и паки борись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: