Православие и бесплодие: причины духовные и физические, как преодолеть верующим, отношение церкви и мнение священников

Как Церковь относится к искусственному оплодотворению?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Отношение Церкви к искусственному оплодотворению изложено в документе, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Процитирую часть данного документа:

«XII.4 Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом
здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть
желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам
медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так
называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта,
осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Полностью с текстом документа Вы можете ознакомиться здесь.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Православная церковь о бесплодии — причины и отношение, мнение

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

В медицине насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.
Читайте также:
Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Наказание или промысл?

Бездетность привносит в жизнь семьи страдание. Пары, которые очень хотят иметь детей, осознают, что в их жизни не хватает плода любви, которому можно себя отдать. Когда нет ребенка, супруги чувствуют неполноценность их брака. Можно ли это считать наказанием или позором рода, как было в ветхозаветные времена? Православная церковь говорит что нет.

Промышление Божие о нас нам неизвестно. Можно увидеть его действие спустя время, оглядываясь назад. Тогда человек осознает — то, что казалось несчастьем и карой, имело иную цель. Таким непостижимым образом Промысл Божий ведет нас через испытания — и через это являет Божественную заботу и любовь.

Не всем по силам принять действие Промысла о нас, не все могут смириться. Но если человек понял, что Бог есть Любовь, тогда можно принять любую скорбь, и бесплодие не исключение. Его можно понимать как крест, как указание на направление любви в другое русло, например: заботу о сиротах, усыновление.

Как смириться с бесплодием?

Смирение – это принятие воли Божией по отношению к жизни человека, какой бы жестокой она не казалась. Как паре смириться с бесплодием, православие дает четкий ответ. Отсутствие потомства – это настоящее испытание для отношений, проверка любви. Когда объединяет совместная беда, это может сплотить, помочь быть более чуткими, стать ближе, а может и отдалить друг от друга.

Церковь говорит о бесплодии — это не приговор, нужно молиться и ждать. Христос сказал: «Просите и дастся вам». Многие праведники рождались после долгих молитв уже от пожилых родителей. Истории Авраама и Сарры, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны своим примером терпения и смирения вдохновляют сегодняшние пары.

Воля Божия не открывается быстро. Если супруги усердно молятся, прилагают все усилия, совещаются со священником — Бог даст им знать, ожидать ли им чуда, проходить лечение, или усыновить малыша.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

Молитвы от бездетности и бесплодия

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Читайте также:
Православный и католический крест: разница и особенности, когда появились различия

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

  • Как православная церковь относится к ЭКО
  • Мнение католиков
  • Иудаизм об ЭКО
  • Буддизм об ЭКО
  • Как Ислам относится к ЭКО
  • Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?
  • Что делать, если церковь категорически против ЭКО?

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Православная церковь об искусственном оплодотворении

Нарастающая популярность ЭКО связана не только с масштабными возможностями новых технологий. С каждым годом количество семейных пар, которые не могут зачать ребенка, увеличивается. Поэтому спрос на возможности экстракорпорального оплодотворения постоянно растет. Так почему церковь против ЭКО? Ведь рождение ребенка делает семью крепкой и полноценной, приносит многим парам жизненный смысл?

Учитывая глобальность и важность проблемы, русская православная церковь (РПЦ) издала документ «Основы социальной концепции РПЦ». Его 12 глава посвящена проблемам искусственного зачатия. Однако в нем есть ряд неточностей, из-за которых возникает путаница в принципиально важных вопросах.

Так, концепция выделяет два метода «научного» зачатия:

  • Искусственное;
  • Экстракорпоральное.

При этом первая «методика» одобряется церковью, а вторая попадает под строгий запрет.

Такое разделение является главной ошибкой, так как искусственным называют любое оплодотворение, выполненное с помощью вмешательства медиков. Экстракорпоральное оплодотворение – отдельно взятый метод, с помощью которого на свет появляются малыши «из пробирки». Неправильная трактовка определений и вызывает путаницу у верующих. Рассмотрим, что же представляют собой с точки зрения Концепции эти «методики», а также в чем их различие, по мнению представителей церкви.

«Лишние» эмбрионы

Главная причина «противоборства» ЭКО и церкви – эмбрионы, выращенные искусственным путем. При таком способе получения половых клеток оплодотворение считается противоестественным. А дальнейшая «работа» с генетическим «материалом» является греховной. Ведь после того, как эмбрионы «вырастают» в пробирке, генетик делает их отбор. Сильные и жизнеспособные зиготы готовят к «подсадке». Если их много, то оставшуюся часть замораживают, чтобы использовать для повторного курса или как донорский материал. Слабые эмбрионы уничтожаются.

Христиане считают, что в момент слияния половых клеток мужчины и женщины на свет появляется новая жизнь. У маленького, еще не рожденного человека уже есть душа, поэтому отбор эмбрионов и их уничтожение должно считаться грехом. В этой главной причине, почему церковь не приемлет ЭКО, заключен глубокий нравственный смысл. Уничтожение «слабых» зигот приравнивается к аборту: намеренному уничтожению живого существа.

Есть еще один аспект, который православные считают греховным. Те эмбрионы, которые подсадили к женщине в матку, выживают не всегда. Причин этому много. Однако всегда, по мнению служителей церкви, ответственность за их смерть несут родители, которые согласились участвовать в «эксперименте».

Рекомендации церкви бесплодным парам

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего. Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться. Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы. Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.
Читайте также:
Адвентисты седьмого дня: история и описание церкви, отношение РПЦ

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

  • Анне Пророчице;
  • Матроне Московской;
  • Иоанну Киево-Печерскому;
  • Ксении Петербуржской.

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Как православная церковь относится к ЭКО

Изначально отношение к данной технологии было негативным, потому что зачатие происходило не по воле Божьей. Но, со временем православная церковь все-таки сменила свое мнение по поводу ЭКО. Но, есть определенные условия и нюансы. ЭКО не запрещено в том случае, если женщина и мужчина, которые являются законными венчанными супругами, не могут зачать ребенка естественным путем, если хирургическое и терапевтическое лечение не помогает. Мужчина и женщина обязательно должны быть законными супругами. Это главное условие.

Русская православная церковь негативно относится к ЭКО, если ребенка вынашивать будет суррогатная мать, потому что беременность негативно сказывается на ее физическом и моральном состоянии, а родители, которые получат ребенка, не смогут испытывать к нему тех же чувств, если бы он был рожден самой матерью. Кстати, негативное отношение православная церковь проявляет не только к ЭКО, суррогатное материнство также не одобряется. Причина тому — женщина рожает не сама, и у нее может не развиваться природный материнский инстинкт. От этого, в первую очередь, будет страдать ребенок.

Также православная церковь негативно относится к искусственному оплодотворению, если ребенок вынашивается одинокими женщинами с донорским материалом, для пар нетрадиционной сексуальной ориентацией. В обоих случаях у рожденного ребенка не будет классической традиционной семьи.

Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов

Над про­це­ду­рой ЭКО нача­ли рабо­тать с сере­ди­ны про­шло­го века. Пер­вым в мире ребён­ком из про­бир­ки ста­ла малень­кая англи­чан­ка в 1978 году. Толь­ко по офи­ци­аль­ным дан­ным, до её рож­де­ния было более 600 неудач­ных слу­ча­ев пере­но­са эмбри­о­нов в полость матки.

Сего­дня мно­гие без­дет­ные пары, кото­рые без­успеш­но про­шли лече­ние от бес­пло­дия, наде­ют­ся на ЭКО. Недав­но Эллад­ская Цер­ковь раз­ре­ши­ла исполь­зо­ва­ние подоб­ных тех­но­ло­гий роди­те­лям. Насколь­ко меди­цин­ская про­це­ду­ра соот­вет­ству­ет пра­во­слав­ным взгля­дам на жизнь, этике?

Мы обра­ти­лись к про­то­и­е­рею Мак­си­му Обу­хо­ву, руко­во­ди­те­лю пра­во­слав­но­го меди­ко-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра Жизнь.

Экс­тра­кор­по­раль­ное опло­до­тво­ре­ние (от лат. extra — вне и лат. corpus — тело, то есть опло­до­тво­ре­ние вне тела, сокр. ЭКО́) — вспо­мо­га­тель­ная репро­дук­тив­ная тех­но­ло­гия, исполь­зу­е­мая в слу­чае бес­пло­дия. Во вре­мя ЭКО яйце­клет­ку извле­ка­ют из орга­низ­ма жен­щи­ны и опло­до­тво­ря­ют искус­ствен­но в усло­ви­ях «in vitro» («в про­бир­ке»), полу­чен­ный эмбри­он содер­жат в усло­ви­ях инку­ба­то­ра, где он раз­ви­ва­ет­ся в тече­ние 2—5 дней, после чего эмбри­он пере­но­сят в полость мат­ки для даль­ней­ше­го развития.

– Как веру­ю­ще­му чело­ве­ку отно­сить­ся к ЭКО?

– Мы исхо­дим из того, что чело­век явля­ет­ся тако­вым с момен­та зача­тия и обла­да­ет таким же досто­ин­ством, как и взрос­лый. Будучи ещё совсем малень­ким – одна клет­ка или несколь­ко, у него уже сфор­ми­ро­ван гено­тип, обла­да­ю­щий все­ми инди­ви­ду­аль­но­стя­ми чело­ве­ка. Далее будет про­хо­дить толь­ко раз­ви­тие зало­жен­но­го: извне посту­па­ют толь­ко пита­тель­ные веще­ства, кис­ло­род, вода, мине­ра­лы. Малыш в утро­бе мате­ри уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­рах, раз­ви­ва­ет­ся нерв­ная систе­ма, орга­ны зре­ния и так далее. Сущ­ность уже не меня­ет­ся. Соот­вет­ствен­но наше отно­ше­ние к эмбри­о­ну: мы не можем допу­стить его убий­ство и куп­лю-про­да­жу, по сути, обра­ще­ние как с вещью. Ребё­нок име­ет пра­во на то, что­бы быть рож­дён­ным нату­раль­ным путём, поэто­му про­ти­во­есте­ствен­ная ситу­а­ция вызы­ва­ет целый ряд вопросов.

– Сей­час появ­ля­ют­ся кли­ни­ки, где под­са­жи­ва­ют одно­го эмбри­о­на, что поз­во­ля­ет избе­жать резек­цию «лиш­них».

– Есть раз­ные мето­ды, тех­но­ло­гии. Дей­стви­тель­но, рань­ше под­са­жи­ва­ли несколь­ко эмбри­о­нов, а потом часть умерв­щ­ля­ли. Полу­ча­лось: один-два рож­да­лись за счёт убий­ства бра­ти­ков и сест­ри­чек. Сей­час кли­ни­ки ста­ра­ют­ся под­са­дить мень­ше, и сам заказ­чик может выби­рать – двух имплан­ти­ро­вать, мень­ше или боль­ше. Но всё рав­но, это не реша­ет про­бле­му гибе­ли эмбри­о­нов, пото­му что начи­на­ет­ся сама про­це­ду­ра с гипер­сти­му­ля­ции яич­ни­ков гор­мо­на­ми и это часто сопро­вож­да­ет­ся появ­ле­ни­ем несколь­ких заро­див­ших­ся жиз­ней. Их потом замо­ра­жи­ва­ют и ждут имплантации.

Пред­ставь­те: про­изо­шла удач­ная имплан­та­ция, исполь­зо­ва­ли один эмбри­он, а что даль­ше? Что делать с остав­ши­ми­ся? «Лиш­них» мож­но пода­рить, мож­но про­дать, мож­но отдать для опы­тов. Но дети не сажен­цы, не рас­те­ния, кото­рые мож­но отдать сосе­ду или выбро­сить. Не котя­та, не щен­ки, кото­рых мож­но раз­дать, а если не нуж­ны – выпу­стить на ули­цу или сдать в при­ют для живот­ных. Это живой чело­век. Сей­час нет тех­но­ло­гий ЭКО, кото­рые бы не допус­ка­ли гибе­ли эмбри­о­на. Боль­ше поло­ви­ны всё рав­но поги­ба­ет. Мы точ­но не можем ска­зать, сколь­ко, пото­му что все эти рас­чё­ты услов­ные. Но такой факт гово­рит о мно­гом: поло­ви­на попы­ток неудач­на. А что зна­чит неудач­но? Зна­чит гибель эмбри­о­нов. Что дела­ет пара, у кото­рой про­це­ду­ра ока­за­лась неуспеш­ной? Она идёт ещё раз, но и сно­ва веро­ят­ность гибе­ли эмбри­о­на соста­вит такой же про­цент. Оче­ред­ная неуда­ча, и супру­ги наде­ют­ся на тре­тью мани­пу­ля­цию, и вновь будет 50% гибе­ли. Такой риск леталь­но­сти уже дела­ет про­це­ду­ру непри­ем­ле­мой. Что такое 50% смер­тей – это как пры­гать с 3‑его эта­жа – тоже будет подоб­ная веро­ят­ность гибели.

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

Леталь­ный исход воз­мо­жен на раз­ных ста­ди­ях ЭКО: и во вре­мя опло­до­тво­ре­ния, и хра­не­ния, и имплан­та­ции. А так­же никто не скры­ва­ет, что идёт селек­ция эмбри­о­нов – то есть мы берём несколь­ко и выби­ра­ем луч­ше­го, а осталь­ные ока­зы­ва­ют­ся «ненуж­ны­ми». Сам факт имплан­та­ции одно­го эмбри­о­на не гово­рит о том, что осталь­ные не стра­да­ют. Если гово­рить обоб­щён­но, то про­бле­ма гибе­ли эмбри­о­нов при ЭКО не реше­на, и её реше­ние не предвидится.

Но это не един­ствен­ная про­бле­ма, кото­рая сопро­вож­да­ет эту технологию.

– Воз­мож­но ли пере­пу­тать и буду­щей маме под­са­дить чужо­го ребёнка?

– Есть такие слу­чаи. Там, где при­ме­ня­ют­ся слож­ные тех­но­ло­гии, есть веро­ят­ность ошиб­ки. Они про­ис­хо­дят от пороч­но­сти само­го под­хо­да: взять живых людей и раз­ло­жить по ящи­кам, хра­нить, выда­вать, как буд­то игруш­ки. Быва­ет и под­мен, и ошиб­ки. Есть вопрос бес­кон­троль­но­сти: сда­ли роди­те­ли био­ма­те­ри­а­лы, они не зна­ют, сколь­ко эмбри­о­нов хра­нит­ся в моро­зиль­ни­ке, никто не может про­кон­тро­ли­ро­вать, сколь­ко их было, и какая у них судь­ба. Могут ска­зать сколь­ко, а могут не ска­зать, могут раз­мо­ро­зить, могут про­дать, воз­мож­но, и сфор­ми­ро­ван рынок по про­да­же эмбрионов.

– Прав­да ли, что дети из про­бир­ки со сла­бым здоровьем?

– Да, есть такое мне­ние и дан­ные о том, что дети, рож­дён­ные в резуль­та­те ЭКО более сла­бые, и отста­ют по пока­за­те­лям здо­ро­вья. Про­цесс очень тон­кий, слож­ный. Есте­ствен­ным обра­зом от здо­ро­вых роди­те­лей не все­гда дети здо­ро­вы­ми рож­да­ют­ся. А в слу­чае ЭКО: небез­опас­ная сти­му­ля­ция яич­ни­ков, вынос из тела мате­ри яйце­клет­ки, дру­гие раз­ные фак­то­ры. А само хра­не­ние эмбри­о­нов? Тело чело­ве­ка в тече­ние жиз­ни под­вер­га­ет­ся мута­ци­ям, и мы не можем защи­тить ни поло­вые клет­ки, ни эмбри­о­ны, когда они хра­нят­ся в замо­ро­жен­ном виде, от фоно­во­го радио­ак­тив­но­го излу­че­ния. Есть дан­ные педи­ат­ров об этом. Но заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на в раз­ви­тии это­го рын­ка, даёт дру­гие дан­ные, отлич­ные от педи­ат­ров. Но нас инте­ре­су­ет в первую оче­редь непри­ем­ле­мость это­го мето­да в силу пони­ма­ния при­ро­ды чело­ве­ка, его защи­ты с момен­та зачатия.

– Что гово­рят в Церк­ви про ЭКО?

“Нрав­ствен­но недо­пу­сти­мы­ми с пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния явля­ют­ся так­же все раз­но­вид­но­сти экс­тра­кор­по­раль­но­го (вне­те­лес­но­го) опло­до­тво­ре­ния, пред­по­ла­га­ю­щие заго­тов­ле­ние, кон­сер­ва­цию и наме­рен­ное раз­ру­ше­ние «избы­точ­ных» эмбрионов”.

– Отно­ше­ние Церк­ви к ЭКО пока не явля­ет­ся деталь­но разработанным.

Есть две точ­ки зре­ния сре­ди хри­сти­ан на про­це­ду­ру. Одна либе­раль­ная: Эллад­ская Цер­ковь, (с кото­рой мы недав­но разо­рва­ли евха­ри­сти­че­ское обще­ние), раз­ре­ши­ла ЭКО при соблю­де­нии опре­де­лён­ных условий.

Эллад­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь допус­ка­ет воз­мож­ность ЭКО без­дет­ным семьям, если не будет лиш­них эмбри­о­нов, их эли­ми­на­ции и донор­ства гамет.

А есть и дру­гая точ­ка зре­ния. Она пред­по­ла­га­ет пол­ный отказ от подоб­но­го вме­ша­тель­ства. В этом отно­ше­нии име­ет­ся про­ду­ман­ная и обос­но­ван­ная пози­ция Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви. Если почи­тать доку­мен­ты, кото­рые они при­во­дят, уви­дим резуль­тат боль­шой науч­но-бого­слов­ской рабо­ты, сто­ит изу­чить их аргу­мен­ты. Като­ли­ки счи­та­ют ЭКО без­нрав­ствен­ным, раз­ру­ша­ю­щим супру­же­скую любовь. В Кате­хи­зи­се като­ли­ков ска­за­но, что вос­про­из­ве­де­ние людей нераз­рыв­но свя­за­но с их интим­ной жиз­нью в супру­же­ских парах.

Като­ли­цизм рас­смат­ри­ва­ет эмбри­о­ны как живых людей, поэто­му, как и пра­во­слав­ные, като­ли­ки тоже акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на гибе­ли «ненуж­ных» эмбри­о­нов и эмбри­о­нов в маточ­ной поло­сти, если попыт­ка забе­ре­ме­неть ока­за­лась неудачной.

У нас будет про­дол­же­ние дис­кус­сии, в том чис­ле о непри­ем­ле­мо­сти ЭКО и недо­пу­сти­мо­сти его финан­си­ро­ва­нии из бюд­же­та. Наде­юсь, что пози­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви будет уже­сто­чать­ся и не после­ду­ет Эллад­ской Церк­ви, не поз­во­лит мани­пу­ля­ции с эмбрионами.

– Сто­рон­ни­ки ЭКО порой обви­ня­ют Цер­ковь в том, что она про­тив нау­ки и не хочет помо­гать людям, в нашем слу­чае стать родителями…

– Глав­ная наша пози­ция в том, что нет ЭКО без гибе­ли эмбри­о­на, она запла­ни­ро­ва­на даже в самом опти­ми­сти­че­ском сце­на­рии. Про­ти­во­есте­ствен­ность это­го про­цес­са при­во­дит к ряду осложнений.

А борь­ба за ЭКО понят­на. Рынок услуг в этой обла­сти таков, что речь идёт о мил­ли­ар­дах руб­лей – огром­ные, почти аст­ро­но­ми­че­ские дота­ции из госу­дар­ствен­но­го бюджета.

Из средств нало­го­пла­тель­щи­ков зна­чи­тель­ные сум­мы идут на финан­си­ро­ва­ние абор­тов и ЭКО. В резуль­та­те у нас нет денег на спа­се­ние жиз­ни. Сколь­ко сей­час в интер­не­те, через соц­се­ти, фон­ды соби­ра­ет­ся пожерт­во­ва­ний на опе­ра­цию маль­чи­ку или девоч­ке, что­бы сохра­нить их здо­ро­вье или даже жизнь? А в то же вре­мя мимо про­хо­дят денеж­ные сред­ства на сомни­тель­ные про­це­ду­ры, сопро­вож­да­ю­щи­е­ся гибе­лью эмбрионов.

Читайте также:
Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Кро­ме того, у нас нема­ло семей, у кото­рых нет жилья. Слу­чил­ся пожар, тра­ге­дия про­изо­шла, неопла­чен­ный кре­дит, семей­ная дра­ма и дру­гие ситу­а­ции людей вытал­ки­ва­ют на ули­цу. При этом помощь ока­зы­ва­ет­ся, но какая: у вас нет жилья, усло­вий, давай­те мы ваше­го ребён­ка устро­им в при­ют, из кото­ро­го детей вер­нуть назад очень слож­но. Вме­сто рас­хо­до­ва­ния мил­ли­ар­дов на ЭКО и абор­ты луч­ше было бы создать систе­му соци­аль­ной помо­щи, что­бы ни одна семья, дове­дён­ная до край­но­сти жиз­нен­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми, не оста­лась на улице.

– Зна­ко­мы мы ли Вам ситу­а­ции, когда веру­ю­щие обра­ща­ют­ся к ЭКО?

– Боль­шин­ство семей, кото­рые счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми, порой быва­ют не воцер­ко­в­лён­ны­ми и часто не зна­ют об этих пра­ви­лах. Порой они при­хо­дят к свя­щен­ни­ку и спрашивают:
– Батюш­ка, что делать с замо­ро­жен­ным эмбрионом?
– А что слу­чи­лось? – удив­ля­ет­ся вопро­су батюшка.
– Бес­пло­дие, лечи­лись – не помог­ло, хоте­ли сво­е­го ребён­ка, пошли на ЭКО, одно­го под­са­ди­ли, а что с остав­ши­ми­ся делать?

И полу­ча­ет­ся тупи­ко­вая ситу­а­ция, пото­му что в самой про­це­ду­ре зало­же­ны про­ти­во­ре­чия. Что с эмбри­о­на­ми про­ис­хо­дит? Обыч­но их раз­мо­ра­жи­ва­ют, и они гиб­нут. У нас пока нет одно­знач­но­го запре­та ЭКО. Он пока такой обте­ка­е­мый, пото­му что кон­цеп­ция Церк­ви состав­ля­лась к Архи­ерей­ско­му собо­ру 2000 года, и мно­гое было ещё неиз­вест­но. Гаран­тии того, что эмбри­о­ны не будут гиб­нуть, дан­ные сотруд­ни­ка­ми кли­ни­ки уст­но, не явля­ют­ся точ­ны­ми. Нет воз­мож­но­сти кон­тро­ля, что про­ис­хо­дит в этих про­бир­ках, это же всё мик­ро­ско­пи­че­ско­го раз­ме­ра. Есть рабо­та с кли­ен­та­ми, успо­ко­е­ние их, рекла­ма. Сло­ва, что под­са­жи­ва­ем один эмбри­он, не озна­ча­ют, что дру­гие не гибнут.

Православие и бесплодие: причины духовные и физические, как преодолеть верующим, отношение церкви и мнение священников

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Отношение к бесплодию церкви

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Духовные причины бездетности

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:

  1. Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
  2. Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
  3. Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
  4. Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
  5. Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.

Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

Отношение церкви к современной репродуктологии

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

  • исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
  • причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
  • соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

Хиротония – что это в Православии

Таинство Священства

Слово «хиротония» имеет греческое происхождение и переводится как «рукоположение». В античности так называли процедуру голосования поднятием рук при избрании государственных чиновников. Термин был позаимствован Церковью и со временем утратил своё первоначальное светское значение. Хиротония – что это в Православии? Это Церковное Таинство, которое заключается в посвящении христианина в духовный сан, то есть в одну из степеней священства.

Хиротония – что это в Православии?

В Православии существует три степени священства: диакония, пресвитериат (священник, иерей) и епископат (архиерей). Хиротония в каждую из них проводится по особому чину. Однако все они совершаются епископом, с возложением его рук на посвящаемого. Так поставляемому передаётся особая благодать (дар от Бога) для служения Церкви. Рукополагают всегда на Божественной литургии, в алтаре. Протоиерей Геннадий Нефедов объясняет, что хиротония – это Таинство, в котором избранник получает благодать священства по силе соборной молитвы Церкви.

Апостолы Христовы были наделены всей полнотой священнического служения. Соответствующую благодать они унаследовали от Самого Господа при сошествии на них Святого Духа на 50-й день после Воскресения Спасителя. Ученики Иисуса Христа передавали этот Божественный дар другим христианам через рукоположение их во епископы. Те, в свою очередь, поставляли новых архиереев.

Таким образом, епископы являются преемниками апостолов и проводниками их благодати. Эта священная связь выражена в особом церковном термине – «апостольская преемственность». Именно она обеспечивает канонический статус православных священнослужителей. Поэтому нарушение канонических связей с законным Священноначалием является отступлением от Господа и лишает благодати. Митрополит Иларион (Алфеев) отвечает на вопрос «хиротония – что это?»:

«Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары».

Хиротония во диакона

Во диаконов поставляют тех, кто уже является служащим в храме, но находится на одной из начальных, не священнических ступеней церковной иерархии. Таковых именуют церковнослужителями или младшими клириками. К ним относятся чтецы и иподиаконы. Последние являются помощниками епископа на архиерейских богослужениях. Иподиаконы готовят облачение, подают предметы церковной утвари, открывают царские врата (центральные двери иконостаса).

Рукоположение христианина в диаконы даёт ему право помогать священнику на богослужениях и в проведении Церковных Таинств. Самостоятельно же совершать священнодействия диакон не может. Поставление совершается одним епископом на Божественной литургии любого чина. Согласно «Настольной книге священнослужителя»:

«Хиротония во диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно – после произнесения архиереем возгласа: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Посвящаемого трижды обводят вокруг престола. Будущий диакон при этом целует его углы, а затем склоняет на него свою голову, стоя на правом колене. Епископ возлагает на главу поставляемого свой омофор (часть облачения) и обе руки. Это знаменует возложение рук самого Христа, который незримо участвует в Таинстве. Архиерей читает специальную молитву, призывая на ставленника благодатные дары Святого Духа.

Хиротония – это священнодействие, которое также включает вручение новопосвященному атрибутов, соответствующих его новому сану. Диакону дают поручи, орарь (предметы облачения) и рипиду (предмет богослужебной утвари). Каждое вручение сопровождается возгласами епископа и остальных священнослужителей «Аксиос!» («Достоин!»).

Хиротония во пресвитера (священника)

Священником может стать лишь тот христианин, который был возведён в степень диакона. Рукоположенный во священники является представителем епископа и по его поручению совершает богослужения и Таинства. Однако пресвитер не может проводить хиротонии, то есть передавать другим христианам полученную благодать священства.

Хиротония во священника совершается одним епископом на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Ведь новопосвящённый пресвитер должен принять участие в главной части этого богослужения – Евхаристическом каноне. Он отсутствует в литургии Преждеосвященных Даров, поэтому хиротония во священника на ней невозможна.

«Рукоположение в священники совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на престол, после исполнения Херувимской песни, для того, чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Даров» («Настольная книга священнослужителя»).

Поставление происходит аналогично диаконской хиротонии: с троекратным обходом вокруг престола, коленопреклонением, возложением рук епископа, чтением специальной молитвы, вручением священных атрибутов. Однако есть некоторые отличия. Например, священник, перед престолом становится не на одно, а на два колена. Разумеется, отличается и текст архиерейской молитвы.

Новопосвящённому иерею даруются такие предметы облачения как епитрахиль, пояс, фелонь и наперсный (нагрудный) крест. Также вручается «Служебник» – по этой книге поставленный священник в конце литургии читает заамвонную молитву.

Хиротония во епископа

Что такое хиротония во епископа? В эту высшую степень священства поставляют монашествующих пресвитеров, а именно архимандритов. По 1-му Апостольскому Правилу, данный чин может проводить лишь «собор епископов», то есть не менее двух архиереев. Рукоположенный наделяется всей полнотой священнического служения. Он может передавать её другим христианам, совершая хиротонии, и освящать храмы. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Хиротония во епископа отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры».

Рукоположение совершается на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого после пения «Святый Боже», перед чтением Апостола. Посвящаемый склоняет перед престолом два колена. На поставляемого возлагаются раскрытое Евангелие и руки всех присутствующих епископов. Читаются особые молитвы, в которых у Господа просят, чтобы новопосвящённый стал достойным «подражателем истинного Пастыря», то есть Иисуса Христа.

Рукоположенному архиерею вручаются следующие предметы облачения: саккос, омофор, крест, митра (головной убор) и панагия (нагрудный образ Богоматери). После литургии дают чётки и жезл – символ пастырской власти. Новопосвящённый епископ принимает святую чашу на Великом входе и преподаёт её во время приобщения Святых Христовых Таин. В конце богослужения он благословляет молящихся.

В чём призвание священнослужителя?

Согласно «Настольной книге священнослужителя», дар священства не принадлежит его носителю лично. Это дар всей Церкви, которая вверяет его избранным Богом служителям для священнодействий от её имени. Священнослужитель – слуга Церкви, помощник Господа, проводник Его благодати, призванный ревностно исполнять возложенные на него обязанности:

«Вся человеческая личность священнослужителя должна без остатка быть отдана Церкви служащей, молящейся, совершающей Таинства… Чем выше его служение, тем прозрачней, чище должна быть его человеческая личность, дабы полнее в ней могло выразиться действие Церкви, а через Церковь – действие Самого Господа».

Священнослужитель проводит общие и частные богослужения, совершает Таинства, просвещает и наставляет мирян, заботится о вверенном ему храме или епархии. Служители Церкви также организовывают крестные ходы и паломничества, участвуют в благой общественной деятельности (помощь нуждающимся и т.п.). Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа».

Преподобный Серафим Вырицкий подчёркивает, что личные недостатки священнослужителя не могут отнять благодати рукоположения:

«Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

В связи с этим Святые Отцы именовали священство высшим благом, которым мы пользуемся, и призывали относиться к нему с благоговением. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасение и обетованные блага».

Рукоположение в священники

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях. Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Читайте о других Таинствах:

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы…» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Православная Жизнь

Отвечает архимандрит Досифей (Михайлюк).

В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение. В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни. Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью. Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.

Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого. Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата. Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос». Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства. И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе. Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире. Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил. Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: