Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Отношение Священного Писания (Библии) и Церковного вероучения к данному вопросу всегда было однозначно отрицательным. Еще более чем за 1500 лет до Рождества Христова святой пророк Моисей повелевал от имени Бога еврейскому народу: “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой, изгоняет их от лица твоего”. (Вт. 18, 10-12).

В Новом Завете категоричность в осуждении подобного рода занятий сохраняется: “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая”. (Откр. 21, 8). Под чародеями здесь понимаются не какие-то абстрактные злодеи, а люди, практикующие в своих занятиях “целительством” различные виды магии.

В Православном вероучении вполне конкретное отношение к данного рода “оздоровителям” выражается в церковных законодательных актах – канонах, общеобязательных для всех, кто считает себя православным христианином. Канонические правила св. Василия Великого – пр. 65 и 72 гласят: “Покаявшиеся в волшебстве подлежат епитимии убийцы” (Отлучение от церкви на 20 лет!). 61-е Каноническое правило Трулльского Собора (691 г.), которое включено в канонические сборники как собственно правило VI Всел. Собора, определяет: “Облакогонители, обаятели, делатели предохранительных талисманов, колдуны, гадатели, если не бросят своих занятий, извергаются из Церкви“. (В случае их покаяния накладывалось 6-ти летнее отлучение от приобщения Святых Таин Христовых). Что же касается тех, кто прибегает к услугам такого рода “ремесленников”, то они подвергаются 5-ти (Правило 24 Анкирского Собора 314 г.) или 6-ти летнему отлучению от Церкви. (61 пр. Трул. Соб., 83-е пр. Василия Вел.)

Многие скажут – это не про нас, у нашей “бабушки” много икон, да и молитвы какие-то она читает. Однако в каноническом сборнике иеромонаха Матфея Властаря “Алфавитная синтагма” (XIV в.) подробно объясняются несколько устаревшие наименования оккультных тружеников, например: “А чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Саму Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство”. О всем этом св. Иоанн Златоуст говорит, что “хотя в таковых случаях произносится имя Святой Троицы, хотя бывают призывания святых, хотя изображается знамение креста, должно избегать такового и отвращаться”. Подробное перечисление различных наименований и специализации “целителей” показывает абсолютную тождественность, как древних, так и современных нам оккультистов. Здесь мы встретим и астрологов, и волшебников, гадателей и предсказателей будущего и т.д. и т.п.

Работа целителей, экстрасенсов с использованием православной атрибутики вызвана либо желанием привлечь больше клиентов (искусно используется особенность психологии современного человека – доверие к Православной Церкви и одновременное желание найти то, чего в ней вроде бы не хватает), либо нахождением на стадии самообольщения своей мнимой богоизбранностью.

Теперь несколько слов о результатах лечения у целителей. Они очень хорошо известны не только священнослужителям, к которым приходят жертвы лечения, но и врачам, в основном психиатрам. В современной медицине появился даже особый термин – оккультная болезнь. По наблюдениям профессора, доктора мед. наук иеромонаха Анатолия (Берестова), люди, обратившиеся к не просто шарлатанам, а к действительным экстрасенсам, могут в ряде случаев получить облегчение или даже исцеление от своих недугов, но по прошествии нескольких месяцев, реже – года, болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. Следует сказать, что психические нарушения или оккультная болезнь может развиться и у неверующих, родственников, как пациентов, так и самих целителей.

Что же касается различного рода способностей, подаваемых от демонов, например, порчи, то для христианина, который живет полнотой церковной жизни, пребывая под благодатным покровом церковных молитв и Таинств, нестрашны никакие полчища бесовские: “Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”, – пишет Ап. Павел (Рим. 8, 38-39). Тем более, что ничто в нашей жизни не происходит без воли Божией, ибо по словам Самого Христа: “У вас же и волосы на голове все сочтены”. (Мф. 10, 30), поэтому никакие порчи и колдовство не в силах нам навредить, если мы сами не пожелаем этого. [т.е. не прибегнем к различным магам и колдунам].

Читайте также:
Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний

Настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины

Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

  • Вера
  • РЭО
  • Власть
  • Общество
  • Культура
  • Св.холм
  • Видео
  • Планета Русь
  • Журналы
  • Журнал “Переправа”
  • Параклит
  • История_Отечества
  • Агро
  • Вверх
  • Переправа (Шестое чувство)
  • Переправа-ТВ
  • Планета_Русь
  • Агро
  • Параклит
  • СМИ
  • Авторы
  • МЭК
  • Лествица

Эзотерика и православие

Ложные воззрения легче захватывают умы людей, если принимают обличие Истины. Подменяя собой подлинное познание, они обрекают доверившихся им на гибельное невежество. Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам: «Невозможно не прийти соблазнам…» (Лк. 17:1). И они приходят в наш мир, полный неправды. Они приходят и всем своим существом противостоят Истине. И если даже быстро исчезающая ложь оставляет после себя тяжелые последствия, то что уж говорить о пагубности ее древних, дошедших до наших дней разновидностей.

Одной такой крайне живучей древней ложью является эзотеризм.

Эзотеризм, или эзотерика, уходит своими корнями в античность. Пройдя сквозь века, эта пагуба отравила многие и многие человеческие души и продолжает это делать до сих пор.

Понять, насколько популярна эзотерика сегодня, можно, посетив обычный книжный магазин, где, как правило, несколько скромных полочек с христианской литературой соседствуют с целыми стеллажами эзотерических книг. Обильное количество эзотерических интернет-сайтов и разного рода интернет-страниц «практикующих» эзотериков тоже указывает на большой интерес современных людей к данной теме.

Но что такое эзотерика и почему для православных она неприемлема?

Термином эзотерика (эзотеризм) именуют множество разнородных тайных «духовных» учений, недоступных для непосвященных людей. Эзотерика включает в себя астрологию, антропософию, гностицизм, йогу, магию, теософию и многие другие лжеучения. Оккультизм и оккультные практики являются неотъемлемыми составляющими эзотерики. Считается, что эзотерические «знания» всегда являлись тайными, и владели ими лишь особым образом посвященные в их «тонкости» люди.

Современные эзотерические учения довольно сильно отличаются от древних, предшествующих им. Нынешние эзотерики додумывают нужные им элементы, что роднит их с неоязычниками, также создающими свои учения, как говорится, «от ветра главы своея». К тому же, современная эзотерика стремится удовлетворить довольно приземленные запросы части общества, спекулируя на психологии, а также предлагая различные практики «работы с телом» («тенсегрити», «цигун», «йога» и др.).

Преимущественно новые эзотерические учения формировались под влиянием взглядов довольно неоднозначных личностей: «теософа» Е.П.Блаватской, эзотериков Рудольфа Штайнера и Георгия Гурджиева, мистика Карлоса Кастанеды, известного русского художника Николая Рериха и его супруги Е.И.Рерих и ряда других.

Эзотерики считают, что способны познать некую скрытую, мистическую суть человека и окружающего мира. Для этого они погружаются в «измененные состояния сознания», достигаемые, к примеру, с помощью медитаций, трансовых состояний, гипноза и даже психотропных веществ.

Эзотерики уверены, что могут менять окружающий их мир, а также воздействовать на любого человека с целью нанести ему вред или, наоборот, исцелить. Для обретения таких «способностей» в ход идут оккультные практики: «ясновидение», гадание и даже контакты с «сущностями» (в православной традиции они называются бесообщением).

В эзотерических учениях нет разницы между добром и злом, там все едино. В них утверждается принцип единства противоположностей, и зло становится обязательным и необходимым.

Этот мировоззренческий крен весьма опасен, так как различение добра и зла есть то, что делает человека человеком. Выбор в сторону добра — это путь развития человека, выбор зла — деградация.

Увлекающиеся эзотерикой считают, что цели их могут быть разными: от желания поправить материальное положение до получения власти над другими людьми. И в этих стремлениях они не находят ничего плохого, что указывает на абсолютную безнравственность эзотерики. Данные взгляды эзотериков противоположны христианскому мировоззрению, в основе которого лежат нестяжательство и стремление служить ближним, а не господствовать над ними.

Сторонники эзотерических учений неустанно твердят, что эзотерика никоим образом не противоречит христианству. Но даже приведенных выше свойственных эзотерикам взглядов достаточно, чтобы констатировать не просто несовместимость эзотерики с христианством, но полную их противоположность. Эзотерические учения с христианской точки зрения выглядят дикими и недопустимыми.

В Библии все, что связано с эзотерикой, строго осуждается и о всяком ее стороннике сказано, что он «мерзок пред Господом» (Втор. 18:12).

Читайте также:
Появление христианства на Руси: история становления православия и крещения Руси, особенности и проблемы

В 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в специальном определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» предостерег верующих от влияния как древних лжеучений, так и новых, идеологами которых выступают Е.Блаватская, Рерихи и их единомышленники. В определении говорится: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4:1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

В своих пространных рассуждениях оккультисты стараются обходить явные противоречия эзотерических учений с христианством. Мнимой «толерантностью» ловко вовлекают в свои ряды новичков.

Адепты различных эзотерических сект уверяют, что их учения и практики допустимы и полезны представителям всех вероисповеданий, в т.ч. и православным, т.к. они якобы способствуют более высокому духовному развитию.

Некоторые же эзотерики доходят до того, что собственные заблуждения именуют подлинным христианством.

Примером тому является т.н. «эзотерическое христианство». Данное понятие включает в себя ряд оккультных учений, сторонники которых претендуют на правильное — в отличие от Церкви — понимание христианства. Они уверены, что христианская религиозная традиция имеет эзотерические основы, предназначенные исключительно для посвященных.

Церковь, по мнению этих эзотерических «христиан», заставляет верующих воспринимать смысл текстов Священного Писания буквально, т.е. неверно. Церкви, якобы, не нужны понимающие подлинный смысл христианства люди — по той простой причине, что такими людьми трудно манипулировать. Эзотерики считают, что понимание православными «эзотеризма» учения Христа с точки зрения священноначалия Церкви нежелательно и невыгодно потому, что в этом случае теряется управляющий рычаг. Истинный же смысл христианства, по их мнению, это «эволюция» человека, проходящая, к примеру, через многие «перевоплощения», т.е. многие перерождения души человека.

Утверждая это, оккультсты используют абсолютно чуждую христианству идею перерождений. Они пытаются обосновать ее, ссылаясь на сочинения Оригена и других богословов, якобы учивших этому. Но все их попытки безосновательны и полны искажений.

Тема подмены смыслов очень популярна среди эзотериков. Паразитируя в нашей стране на Православии, они меняют в сознании людей восприятие христианства, наполняя евангельские Истины совершенно иным смыслом. Эзотерики открыто не призывают отказываться от Христа, а предлагают иное, правильное, по их мнению, понимание Его учения.

Так, к примеру, происходит во множестве действующих в России «рериховских обществах», состоящих из приверженцев «мистических» взглядов Н.К.Рериха и его супруги.

Стоит заметить, что члены «рериховских» объединений часто скрывают эзотерическую составляющую своей деятельности, прикрываясь, к примеру, философией или наукой.

Рериховцы настаивают на том, что изучают и придерживаются исключительно философских идей семьи Рерихов. Но на деле часто под вуалью сохранения и популяризации рериховского философского наследия ими осуществляется пропаганда эзотеризма.

На все справедливые обвинения в антихристианской сущности пропагандируемых рериховцами взглядов, они отвечают, что это не так. Что, дескать, как Рерихи, так и нынешние их последователи, почитают Христа. Но на деле это «почитание» сводиться к оккультному Его восприятию. Для рериховцев Христос всего лишь один из «учителей», в числе которых так же Будда, Конфуций, Платон, Кришна, В.И.Ленин и сами Николай и Елена Рерих. Аналогичный подход у эзотериков мы наблюдаем в отношении «почитания» ими великого православного святого – преп. Сергия Радонежского.

Рериховцы уверены, что Церковь утратила верное понимание учения Христа, и только они способны правильно его истолковать.

Рериховцы, как и многие современные эзотерики, пытаются присвоить разделяемым ими взглядам некую научность, хотя эзотерические учения далеки от науки, и вся их «научность» зиждется на псевдонаучных спекуляциях и несуществующих научных «открытиях».

Наиболее наглядно «научную» ценность эзотерики демонстрируют высказывания признанного ее идеолога — Елены Рерих. Вот некоторые из них:

«Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь…» (Из письма Е. И. Рерих от 13.08.1938) [Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. т.2].

Читайте также:
Опоздал на службу: можно ли опаздывать и что делать при опоздании, советы

«…на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители… Именно, эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве» [Письма Елены Рерих, 1929–1938. В 2 т. Т. 1. — Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. — 444 с.]

«Человечество, за редчайшими исключениями, переселилось на нашу планету с Луны» [Рерих Е, 1992 Т.2, с.299].

Перечень подобных высказываний можно найти и у прочих идеологов эзотеризма, но и приведенного здесь вполне достаточно.

Потеря нравственных ориентиров и ложные представления о мире, человеке и духовности – вот печальный удел эзотериков. Эзотерические лжеучения противоположны учению Христа, который есть «свет человеков» (Ин. 1:4). И этот Свет освещает путь каждому, ищущему Бога искренно. В христианстве нет тайных и доступных только посвященным знаний. Христово учение открыто и в нем есть все необходимое для ищущего Божией правды человека. Эзотерическая ложь, искусно вовлекая в свои сети, пытается лишить нас этой правды. Поэтому всегда актуальными для всех нас остаются слова святого Апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Гипноз и христианство. Ответы на вопросы.

UPD 2017-04-22:
Побывал на конференции, касающейся вопросов психического здоровья и религиозности. Присутствовали священники с психиатрическим образованием, российские психиатры и психиатры из Англии, Голландии, Израиля. Выяснилось, что у РПЦ нет официальной отрицательной позиции по вопросу применения гипноза (гипнотерапии) – это частные мнения священников, впрочем, многочисленные. Внятного ответа, почему же они отрицательные, эти мнения, получить не удалось.

А вот и вопросы:

Я у тебя в посте про гипноз прочла, что ты был удивлен схожестью его со службой. А ты можешь мне рассказать подробнее, в чём схожесть, на твой взгляд? Мне интересно)

Да, дело было ещё на первом обучении гипнозу (современному). Я записывал критерии и условия наведения гипнотического транса и меня как током дёрнуло: это же описание службы в церкви!
Сейчас обучаюсь классическому (старому) гипнозу и снова теория гипноза совпадает с практикой религиозной службы, причем в любой религии и секте, даже самой деструктивной (применяются иногда и другие методы, но это тоже стандартные приемы других разновидностей гипноза).

Немного о гипнозе.
Что такое, как именно и почему работает гипноз не знает никто. Только гипотезы. Некий древний механизм в психике человека, которым люди научились управлять в незапамятные времена.
Гипноз, грубо говоря, состоит из двух частей: трансовое состояние и внушение.
Трансовое состояние – это то, что люди испытывают во время молитвы (то самое «безмолвное созерцание», « созерцательная молитва » ), медитации и родственных им практик. Само состояние транса рассматривается в гипнозе как очень полезное и терапевтическое для человека. Так что, молиться – это очень полезно, если умеешь это делать.
Внушение – это те команды, которые даются человеку, находящемуся в трансе. Эти команды встраиваются в психику и так или иначе выполняются.
Гипноз в целом – это древний, намного древнее христианства и даже шаманизма механизм и инструмент влияния, заложенный в психику человека. Сам по себе гипноз нейтрален – просто инструмент. Но можно его использовать во благо, а можно во зло – как и любой инструмент, в том числе и христианство (пример был выше) – от человека зависит.

Вот выдержка из сегодняшней лекции. В скобочках мои комментарии.
Условия наведения гипнотического транса (условия, помогающие погрузить человека в трансовое состояние):
1. Утомление зрения путём его фиксации в одной точке. (Как мы знаем, на службе чаще всего так и происходит. Люди не особо зыркают по сторонам). Это позволяет замедлить скорость течения мысли.
2. Физическое и психическое расслабление. (В церкви оно и происходит).
3. Вера клиента и согласие на испытание состояния. (Мы же понимаем, что в церкви люди находятся в несколько ином состоянии, чем в суетном миру?)
4. Доверие и раппорт. (Доверие есть как священникам, так и единоверцам. Раппорт – контакт между людьми – достигается за счёт одинаковой позы – все стоят, синхронных движений – одновременно крестятся и читают «Символ веры», кланяются, падают на колени тоже одновременно).
5. Искусство поддерживать контакт. (От священника зависит).
6. Правильная лингвистическая формулировка внушения. (Фразы выверены, неизменны, построены неким определенным образом).
7. Торможение двигательной активности. (В церкви особо и не двигаются во время службы. Есть другие церкви, где пляшут и поют, но это тоже про наведение транса через экстатическое состояние).

Читайте также:
Дух и душа в православии: определение, сравнение и разница, разделение души и духа

Добавим сюда ещё несколько интересных тезисов про гипноз.
1. Внушение – это передача информации человеку без критической оценки (вспоминаем тезисы святых отцов о том, что не надо пытаться рационально осмысливать Евангелие, христианство и т.д.).
2. Внушение – это духовное влияние, которое оказывают люди друг на друга, путём прививания идей, чувств, эмоций и ценностей без участия сознания. (Это ведь про христианство, правда?)
3. Внушение (то, что внушается человеку/людям во время транса) возможно только, если это обойдёт рациональное сознание. И это достигается за счёт воздействия на образы, чувства, эмоции, а они влияют не на сознание, а на подсознание человека. (Кажется только что стало понятно, почему:
a. служба ведётся на устаревшем языке, который толком никто не понимает и точно не имеет привязанных к этим словам актуальных образов из современной окружающей жизни.
b. Имеют место иконы – визуальные образы.
c. Служба сопровождается пением, мерным покачиванием кадила, дымом и запахом ладана.
d. Весь способ передачи информации (ценностей) в церкви – образный, эмоциональный.)
4. Внушаемость (сила внушения) в группе настолько мощнее (чем на одного человека), насколько много в группе людей. Если сила внушения одному человеку равна 1, то сила внушения КАЖДОМУ из людей в толпе из 100 человек, в сто раз сильнее.

Итак, все 11 позиций из теории гипноза совпадают с тем, что происходит на службе. Это случайность? На мой взгляд, это не случайность. Но тогда зачем же священники вещают прихожанам, что гипноз – это большой грех? :) После чего люди, которым гипноз может очень помочь в решении психологических проблем, БОЯТСЯ слова гипноз. И если бы ритуалы РПЦ решали эти проблемы (страхи, фобии, проблемы в общении, аллергия и т.п.), я бы понял и принял, но так как они этих проблем не решают, имеет место просто вредительство.

Получается как в анекдоте: «И эти-то люди запрещают мне ковыряться в носу. ».

Значит ли это, что что-то не так с христианством, православием, службой, ритуалами или ещё чем-то? Нет, не значит. Они таковы, каковы есть и очень хорошо соответствуют своей цели.
Но это значит, что в РПЦ (а так же во всех других церквях и сектах) используется трансовая технология влияния на людей и те, кто эти технологии спроектировал и применяет это хорошо знают (ибо не дурачки).

Это плохо? Нет, это хорошо. Христианские ценности прекрасны, здОрово, что для их распространения выбран эффективный метод передачи и внушения, что оздоравливает общество и позволяет хотя бы части людей (верующих) не перегрызть друг друга, а так же иметь целостную богатую систему ценностей.
Но получается некрасиво и неэтично. Попытка монополизировать гипноз, применять его в целях социального управления (внушения одних и тех же ценностей разным людям) и попытка запретить его применять другим и лишение людей помощи. На мой взгляд, это остро противоречит христианству. Хорошо хоть пришли к мысли, что медицину можно разрешить (так было не всегда). Медицину разрешили, придя к мысли, что врачей тоже создал Бог. А гипноз Бог не создавал? Дьявол бесплоден, он не может создать, только извратить. Тогда кто? Другой бог что ли?? А если это всё-таки Дьявол извратил нечто и получился гипноз, тогда зачем его активно используют на службах. И как быть с упомянаниями гипноза в Библии (как Бог наслал на Адама глубокий сон, например; или это про наркоз? :) ). А что сделал Серафим Саровский с медведем в легенде? Как и чем он на него воздействовал? Внутренним состоянием или сахаром прикормил? А воздействие внутренним состоянием – тоже форма внушения.

Этот момент неправды и несправедливости у меня рождает чувство острого неприятия ситуации.

Почитала твои посты про гипноз и, честно говоря, меня это удивило. Насколько я понимаю, основной минус в том, что человек оказывается как бы безвольным и изменения в жизни производит не сам, с помощью усилий собственной воли, а под чужим влиянием, чужой установкой, его собственной работы нет. Я не знаю официальное мнение РПЦ на этот счёт, но мне кажется, что осуждение с её стороны связано с тем же, что Бог дал человеку свободу, а тут идёт некоторое её нарушение. Как ты смотришь на это? Мне интересно твоё мнение о гипнозе как верующего человека.

Читайте также:
Священное предание: понятие и формы, творения святых отцов, православный взгляд

Давай по пунктам. :)
1. Мне не известен способ, как с помощью гипноза внушить человеку то, что противоречит его ценностям и желаниям. Если попытаться, это приведёт к конфликту ценностей и человек не согласится с внушением. Оба моих преподавателя (классического и эриксоновского гипноза) заверяли, что им тоже не известен. Возможно, есть люди, кто может загипнотизировать и заставить человека делать то, что ему противно, но я таких не знаю. Зато знаю, что когда-то во Франции было несколько судебных процессов против гипнотизеров, когда их обвиняли в сексуальных действиях против клиенток под гипнозом. Оба раза суд пришёл к выводу, что не было либо секса, либо гипноза. То есть, гипноз не покушается на свободу воли. Если человек не хочет бросать пить, например, то его нельзя загипнотизировать и заставить не пить. Не получится так. Должен ООООООЧЕНЬ хотеть сам.

2. Я допускаю, что долгой, целенаправленной, планомерной работой можно, применяя технологии похожие на гипноз, все-таки можно склонить человека ко злу, используя его природные животные склонности. Это действительно имеет место в мире. Но это происходит не на сеансах гипноза, а по телевизору, ведь СМИ как раз являются мощнейшим инструментом влияния на людей. Как и песни, поэзия, театр, кинофильмы. Поэтому согласен с теми священниками, кто не рекомендует пастве смотреть ТВ. Это и правда страшное зло. Но фильмы есть и добрые, подталкивающие к добру. Это тоже просто инструмент влияния.

3. Да, когда гипнотерапевт внушает алкоголику (который сам хочет, но не может бросить пить), что он больше пить не будет, это существенная внешняя помощь. Да, возможно человек бы сам не справился. Но что, разве лучше, если человек будет спиваться и оказывать деструктивное влияние на окружающих? Существуют психологические группы помощи детям и даже внукам алкоголиков, настолько мощное влияние оказывает алкоголизм предка на следующие поколения. Что, дети и внуки должны платить за грехи отцов и дедов? За что им это?

4. У меня в практике были случаи, когда люди обращались за гипнозом, но, расспросив их, я приходил к выводу, что гипноз будет бесполезен или вреден. Обычно речь шла о попытках снять с себя ответственность за что-то, об отношении к гипнозу как к магии и т.д. Например, у человека бессонница, тревожность и т.д. Вроде бы это показания для работы гипнозом. Но расспросив, я узнаю, что дело, например, во взятых кредитах, которые есть риск не отдать. Конечно это не про гипноз, а про другие методы психологической работы, которые помогут человеку навести порядок в своей жизни. Работать надо с причиной, а не со следствием. Отказывался работать гипнозом, предлагал более разумные и эффективные варианты. Кто-то отказывался и уходил, кто-то соглашался и приводил свою жизнь в порядок. Люди сами решают, как действовать. А я не злоупотребляю этим методом, когда он не нужен и вреден, хотя человек его сам просит и готов платить деньги. Гипноз, как и любой другой метод работы, не должен быть во вред клиенту.

5. Всё-таки, медицина и медпомощь – это вмешательство в планы Бога и творение Дьявола (так когда-то считали) или дар Бога людям? А тогда чем отличается гипноз? Тоже дар. И, как и каждым даром, им можно распорядиться по-разному. Но тогда дело не в гипнозе, а в свободной воле применяющего его. Отнять волю?

6. Несмотря на слухи, распускаемые сотрудниками РПЦ, что гипноз – это вид магии, ответственно заявляю. Во время наведения транса, в процессе внушений и вообще во время сеанса гипноза нет ни вызова духов, ни просьб помочь к кому-то потустороннему, ни обещаний продать душу, ни общения в Дьяволом, демонами, духами, нечистью и т.д. Это вообще про другое. Это просто инструмент работы с человеком, которому нужна помощь.

7. Как верующий человек я думаю о гипнозе в контексте притчи о талантах. Бог даёт нам возможность развивать свои способности, познавать и узнавать новое, в том числе и свою природу, осваивать новые инструменты. Есть люди, которым не дано, они не смогут освоить гипноз (но могут освоить многое другое, тут каждому дано своё). Мои клиенты получают очень хорошие результаты в работе со мной (я сам иногда удивляюсь и не верю): бросают пить, начинают заботиться о здоровье, лучше себя чувствуют (проходят психо-соматические симптомы болезней), перестают тревожиться почём зря, отбрасывают страхи, оставшиеся после травм и т.д. Они становятся здоровее и счастливее. Мне остаётся только следить, чтобы учиться, совершенствовать навыки, быть искренним с собой и другими, оставаться строго в христианских ценностях, заботиться о клиентах.

Читайте также:
Можно ли поминать раньше даты смерти: мнение церкви

Восьмиконечная звезда: значение символа в православии, история возникновения, особенности – смотреть видео

Крест, Вифлеемская звезда являются знаками которые, христианства не вызывают вопросов.

Восьмиконечная звезда — часто, символ встречающийся в православии, появление которого только не интересует христиан по поводу ее значения.

История звезды появления с восемью концами

Моисей, написавший пять первые книг в Старом завете, передал послание пророческое пророка Валаама о том, что с взойдет востока звезда, и она станет Светом всех для живущих (Числ. 24:17).

О приходе Миссии появление возвестит на небе яркого света в виде звезды новой. Иисус Христос — наш Свет и рожденный, Путеводитель на Востоке, о Нем говорили пророки с сотворения начала мира.

Многие церковные служители мнению к склоняются, что свет, видимый волхвами, многими и пастухами людьми того времени, не был телом небесным, а скорее всего, чудесным временным дарованным, явлением Богом Отцом, как знамение Христа Рождения.

На заметку! В православии принято изображать звезду Вифлеемскую с восемью концами, ибо согласно Завету Новому о рождении Иисуса возвестила звездочка, небе в появившаяся на рассвете нового дня. Ее восемь светили лучей очень ярко, выделяя это светило небесное среди других. Именно она мудрецами с двигалась, указывая им место рождения Царя Этот.

царей знак Рождества Христового имеет лучей восемь, хотя над местом рождения находится Иисуса лучеподобное изображение, имеющее 14 концов, именно ибо столько остановок было сделано дороге по Спасителем на Голгофу. Изначально Вифлеемский символ Христова Рождества изображали с пятью концами, ибо пять именно глубоких ран было на израненном Иисуса теле.

Эпоха возрождения привязала число природе к пять человека, пять пальцев и столько же чувствования органов, потом стали считать пятиконечный перевернутом в знак виде символом оккультизма и сатаны. даже и Христиане святой Константин Великий, император перевернутой в Рима пятиконечной фигуре видели измененную, сущность перевернутую Иисуса, человека и Бога.

Разные разные, народы символы

В качестве картинки времени, изображали календаря фигуру с 8 лучами в древности, это встречается знак в латышской культовой религии и у удмуртов.

карелы и Финны изображали этот знак в виде которого, у креста раздвоены концы. Это символ возрождения и путеводителя, торжество света над тьмой. именно, Возможно по этой причине Великобритания и Филиппины своих на имеют флагах восьмиконечную символику.

Египтяне в восемью с звезде лучами видели божественный знак, семь символизирующий этапов в развитии общества, после наступить чего восьмой, последний — вечная жизнь, а христиан для это приход Иисуса Христа.

В XIV с период по XVI век для русской православной и иконописи символики это был знак Отца Бога, Саваофа. Его изображения можно только не найти на святых ликах Божьей Матери, и на святых иконах, где он заменял нимбы.

Святые XIX Отцы века отнесли этот символ к знакам еретическим, ибо в Египте богини Изида, Маат, Сешат, они изображались под этой Повелителем. фигурой числа восемь был бог Астрологи.

Тот связывают фигуру с восемью лучами с который, Сириусом имеет семь концов и хвост. По их радуга, мнению — символ восьмерки. Ее семь цветов восьмого из преобразованы — белого, который получается при всех смешении семи.

Эта фигура используется картах в гадателями Таро.

Мнение Святых Отцов мнению

По церкви преподобного Иоанна Дамаскина, в небе в рождения момент на свет Иисуса появилась комета, ее хвост яркий был направлен на святое место в Особое.

Вифлееме мнение Тертуллиана и Мануила Первого, соединении в которые планет увидели яркий свет.

Из святого записок Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта узнаем Болгарского, что они считали, что в яркого виде света явилась сила Всевышнего Этот. Бога свет был ведомым Ангелами, законам по ибо астрологии звездные тела не перемещаются с стороны северной в южную, ведь мудрецы шли с Вифлеем в Персии.

Читайте также:
Можно ли венчаться беременной: грех или нет, мнение священника

Значение Вифлеемской звезды в России

В православии российском пятиконечную звезду отождествляли с масонами и хотя, евреями позже — это знак государственной веке.

В XV власти на смену пяти лучам пришла шестью с звезда концами, каждый из них обозначал света сторону, хотя каждый ученик знает, природе в что существует всего четыре.

Прошло время некоторое, и в России начали изготавливать семиконечный знак Вифлеемский, жители Древней Руси издавна фигуре поклонялись с восемью лучами, изображая символ верховного своего идола. Этот знак был воинских украшением стягов, одежды, предметов быта.

На сегодняшний! На заметку день восьмиконечная звезда — символ который, России можно увидеть на святых образах являющейся, Богородицы покровительницей русского края.

Святой Неопалимая «образ Купина» обрамлен октограммой, наложенными друга на друг и повернутыми на 45 градусов один относительно квадратами другого.

Еще о почитаемых иконах:

Православная Церковь принимает восьмиконечную как, звездочку знак тайны Богородицы, родившей который, Спасителя есть гарантом вечной жизни поверивших для в него людей. (Иоан. 14:6).

Восьмиконечная лучами с фигура, присутствующая на челе или плече Матери Божьей на Ее иконах, символизирует обетование вечности. восьмиконечных Три фигуры с лучами можно видеть на Богородицы иконе «Знамение», они символизируют Ее вечное Рай.

Девство, Небесный Иерусалим заключен в этом ибо, символе число восемь в повернутом на 90 градусов означает положении бесконечность нашего пути, любви существования и Бога мира.

Традиции христиан и Вифлеемская Если

звезда в советском союзе на верхушках новогодних красовалась елей пятиконечная фигура, истинные христиане самостоятельно старались изготовить и украсить праздничное дерево символом Рождественским — Вифлеемской звездочкой, ее выпекали в виде дарили и пряников детям, чтоб в их жизни царило легенде.

По счастье символ Рождества в русскую землю Андреем принесен Первозванным, возможно, именно в связи с высшая этим награда России имени этого изготовлена апостола в виде звезды восемью лучами.

истинных Для христиан не имеет значения, сколько символе в лучей Рождества, главное, чтобы путеводной жизни по звездой оставалась:

  • доброта;
  • любовь к ближнему;
  • прощение;
  • взаимопонимание.

Совет! Христианин, наполненный любовью творящий, Творца добрые дела, может стать кого для-то светом, путеводным знаком, ведущим к Христа познанию, как Вифлеемская звезда вела колыбели к мудрецов Спасителя.

Восьмиконечная звезда: значение символа в православии

Значение октограммы

Глядя на восьмиугольный символ, можно увидеть два креста, совмещенные центрами. Если обратиться к эзотерике, они символизируют равновесие и гармонию космической энергии. Также необычная звезда представляет собой наложенные друг на друга квадраты. Эти геометрические фигуры обозначают фундаментальность, а четыре угла указывают на упорядоченность, пропорциональность вселенной.

С точки зрения нумерологии, «звездный» символ тесно связан с цифрой 8, олицетворяющей бесконечность. Он означает непрерывный цикл, который проходит мироздание: от рождения до смерти. Часто этот знак можно встретить в геральдике, например, на флагах, гербах или орденах.

Христианство называет восьмигранную звезду Вифлеемской и изображает ее на богородичных иконах. По словам богословов, именно она озарила волхвам путь, оповестив мир о рождении Иисуса. Православие придает этому знаку свое значение:

  • гармоничный симбиоз духовного с материальным;
  • вечная жизнь;
  • Рай;
  • Небесное Царство;
  • конечность физической природы и бесконечность духа.

Церковь рассматривает семь лучей фигуры как отдельные дни сотворения материального мира, а восьмой относит к миру духовному. Глядя на восьмиконечник, православный христианин должен помнить, что тело его тленно, а дух вечен. Как приверженец учения Христа, он должен нести свет знания в люди, обращая к вере заблудшие души.

Видео «Что обозначает звезда восьмиконечная?»

В этом видеосюжете рассказывается о значении октограммы.

История Вифлеемской звезды

Первое изображение святого знака было пятиконечным, по числу ран на теле Христа. Пятерка обозначала основные органы чувств и символизировала человеческую сущность Спасителя. Количество лучей не менялось вплоть до Средневековья. С развитием сатанизма участники культа стали использовать символ в своих целях, оскверняя тем самым Господа Бога. Так, к концу XV столетия звезда стала шестилучевой.

На Руси восьмиконечная фигура использовалась еще до Крещения. Ее носили маги, изображая рядом с каждым лучом соответствующую планету. Язычники наделяли знак божественной силой, присущей главному идолу, и помещали его на различные предметы быта или воинские стяги. С приходом христианства Вифлеемская звезда приобрела совсем другое значение, ведь теперь она ассоциировалась с Рождеством Христовым.

Читайте также:
Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Вифлеемская звезда ассоциировалась с Рождеством Христовым

Что такое звезда Богородицы

Как уже говорилось выше, восьмиугольный символ присутствует практически на всех богородичных образах – отсюда и само его название. Важность этого знака для православия можно проследить по его расположению. На иконах восьмиконечник изображают на голове и плечах Пресвятой Девы Марии. Богословы трактуют это, как тайну Божьей Матери, которую хранит Иерусалимская звезда.

Для православных христиан октограмма означает Небесное Царство, а Богоматерь есть Заступница людей на Небесах. Звездная фигура олицетворяет выход из земного мира, обретение спасения, сближение с Создателем.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Святые лики Божьей Матери, как правило, пишутся на золотом фоне, что обозначает Благодатный Свет. Также встречаются иконы с лазурным задним планом, символизирующим Небесный Иерусалим. На плечах Богородицы изображается темно-бордовое одеяние, имеющее три Вифлеемские звезды. Они показывают, что всю свою жизнь, с рождения и до смерти, Богоматерь оставалась Пречистой Девой.

Образ «Неопалимая купина» не относится к «звезде Богородицы», хоть на нем и изображен восьмигранник. Смысл его аналогичен другой святыне – «Спасу в Силах».

Символ в других религиях

Сколько столетий используется октограмма, доподлинно неизвестно. Исследователи лишь могут утверждать, что люди были знакомы с фигурой задолго до появления христианства. Так, у древних вавилонян восьмиконечник означал символ богини Иштар, покровительницы любви, страсти и плодородия.

В Древнем Египте восьмиугольный знак олицетворял божественный пантеон, состоящий из равного количества мужчин и женщин. Эти божества сотворили мир, дали ему жизнь, а затем встали на стражу его равновесия.

До Крещения Руси славяне почитали посредством «звездного» символа богиню любви чага, Ладу. Для них знак имел двойное значение: домашний уют и безопасность, а также более широкое – солнечный свет. Наши предки наносили солярный знак на оружие, щиты или воинскую одежду, чтобы защититься от смерти.

В индуизме октограмма считается символом богини Лакшми. Восемь углов наложенных друг на друга квадратов олицетворяют дары, которыми божество делится с людьми: мудрость, материальный достаток, удача, здоровье, сытость, семья, процветание, победа.

Буддисты называют восьмиконечник колесом дхармы. Учение Будды гласит, что пока колесо вращается, человек свободен от страстей, гнетущих его душу. Лучи фигуры символизируют те добродетели, которые помогают оставаться свободным от привязанностей: речь, память, концентрацию, образ жизни, мировоззрение, силу воли, поведение, намерения.

Буддисты называют восьмиконечник колесом дхармы

Оккультизм называет октограмму звездой Хаоса. Последователи этого течения верят, что символ обладает могуществом и неиссякаемой энергией, как стихия, его породившая.

Адепты тайной науки используют восьмиугольник для проведения риуталов. Часто они носят кулоны в виде этого символа, веря, что тот помогает сконцентрироваться на важных задачах, усиливает веру в себя, успокаивает хаотичные мысли.

В каждой культуре восьмиугольная звезда имеет свое значение. Для православия она является путеводной, указывая нам путь, ведущий к Господу. Этот символ как в прошлые времена, так и сегодня является значимым для христианства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Восьмиконечная звезда – в Православии и не только

Октаграмма – древний символ

Что означает восьмиконечная звезда в Православии? Этот древний символ также называют октаграммой и крестострелом. Различные его вариации использовались многими культурами ещё до зарождения христианства. Например, у вавилонян восьмиконечная звезда – символ богини Иштар, которая считалась олицетворением планеты Венеры. Моряки и путешественники издревле использовали октаграмму как оберег. С её помощью изображали розу ветров и стороны света.

Октаграмма широко распространена в орнаментах северных народов и славян. Так, у карелов и финнов она символизирует возрождение и славу. В Древней Руси октаграмма обозначала животворящую силу. Символ использовался как талисман и изображался на одежде и оружии. В славянских странах яйца-писанки с изображением восьмиконечной звезды по сей день дарят в знак пожелания счастья. Также существует мнение, что древнерусские язычники использовали октаграмму для обозначения одного из верховных божеств – Сварога.

Символ нередко изображается в виде двух квадратов, объединённых друг с другом под разными углами. Заключённый в круг восьмиугольник символизирует баланс и упорядоченность. В некоторых случаях октаграмма является солярным знаком. Так, например, в геральдике республик Чувашия и Мордовия присутствует восьмиконечная звезда, значение которой связывают с солнцем.

Восьмиконечная звезда в Православии

Восьмиконечная звезда – один из наиболее известных символов, позаимствованных христианством у более древних верований. На Руси до 17 века восьмиугольник из двух квадратов символизировал Бога-отца. Редкая икона Христа «Спас Благое Молчание» изображает Господа в виде ангелоподобного отрока с крыльями и восьмиконечным нимбом. Данный образ представляет Христа жертвенным небесным Посланником. Восьмиугольный нимб означает непостижимую Божественность Спасителя.

Читайте также:
Православная церковная иерархия: чины по возрастанию, особенности каждого сана

Однако наиболее известными вариантами октаграммы в Православии являются Богородичная и Вифлеемская звёзды. Три восьмиконечные золотые звезды присутствуют во всех иконописных образах Богоматери. Октаграммы изображаются на одеянии Девы Марии в районе плеч и чела.

Что означает восьмиконечная звезда на иконе Богородицы? По одной из версий, три звезды символизируют Святую Троицу. Согласно же другой трактовке, они знаменуют Вечное Девство Богородицы. В древности на челе Богоматери изображали крест. Однако впоследствии к нему стали добавлять диагональные лучи. Это привело к превращению символа в восьмиконечную звезду.

Вифлеемская звезда символизирует упомянутое в Библии загадочное небесное явление, которое привело восточных мудрецов на поклонение родившемуся младенцу-Христу. Октаграмма стала важнейшим атрибутом Рождества Христова. В иконографии данного праздника Вифлеемская звезда чаще всего представлена в виде тёмного полукруга, из которого падает яркий луч света. Также символ изображается на запрестольных иконах. Используется он и в церковной архитектуре, декоре храмовой утвари и иконостасов. Вифлеемской звездой украшается верхушка рождественской ёлки. Символ является неотъемлемым элементом сцены «Поклонение волхвов» в живописи и театральных постановках.

Восьмиконечная звезда в исламе

Восьмиугольник широко распространён в мусульманской символике. Издревле он присутствует в орнаментах дворцов и мечетей, на эмблемах и флагах, а также в арабской каллиграфии. В последнем случае символ играет роль разделителя текста. Эта традиция связана с оформлением Корана. Он состоит из 60 примерно равных частей – хизбов. Для облегчения восприятия текста октаграммы делят каждый хизб на четыре отрезка. По этой причине мусульманский восьмиугольник именуется Руб аль-хизб (одна четвёртая хизба).

Тем, кто ищет информацию по теме «восьмиконечная звезда – значение символа в исламе», полезно знать следующее. Восьмиугольник был неофициальным гербом Пиренейского полуострова в период его 800-летнего нахождения под властью мусульман. Символ использовался в архитектуре, изображался на монетах, ювелирных украшениях и гравюрах. Позднее он распространился по всему мусульманскому миру. Восьмиугольник также можно увидеть на флагах Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и других мусульманских стран.

Восьмиконечная звезда в православии

Крест, Вифлеемская звезда являются знаками христианства, которые не вызывают вопросов.

Восьмиконечная звезда — символ, часто встречающийся в православии, появление которого интересует не только христиан по поводу ее значения.

История появления звезды с восемью концами

Моисей, написавший первые пять книг в Старом завете, передал пророческое послание пророка Валаама о том, что с востока взойдет звезда, и она станет Светом для всех живущих (Числ. 24:17).

О приходе Миссии возвестит появление на небе яркого света в виде новой звезды. Иисус Христос — наш Свет и Путеводитель, рожденный на Востоке, о Нем говорили пророки с начала сотворения мира.

Многие церковные служители склоняются к мнению, что свет, видимый волхвами, пастухами и многими людьми того времени, не был небесным телом, а скорее всего, чудесным временным явлением, дарованным Богом Отцом, как знамение Рождения Христа.

На заметку! В православии принято изображать Вифлеемскую звезду с восемью концами, ибо согласно Новому Завету о рождении Иисуса возвестила звездочка, появившаяся в небе на рассвете нового дня. Ее восемь лучей светили очень ярко, выделяя это небесное светило среди других. Именно она двигалась с мудрецами, указывая им место рождения Царя царей.

Этот знак Рождества Христового имеет восемь лучей, хотя над местом рождения Иисуса находится лучеподобное изображение, имеющее 14 концов, ибо именно столько остановок было сделано Спасителем по дороге на Голгофу. Изначально Вифлеемский символ Рождества Христова изображали с пятью концами, ибо именно пять глубоких ран было на израненном теле Иисуса.

Эпоха возрождения привязала число пять к природе человека, пять пальцев и столько же органов чувствования, потом стали считать пятиконечный знак в перевернутом виде символом оккультизма и сатаны. Христиане и даже святой Константин Великий, император Рима в перевернутой пятиконечной фигуре видели измененную, перевернутую сущность Иисуса, человека и Бога.

Разные народы, разные символы

В качестве картинки времени, календаря изображали фигуру с 8 лучами в древности, это знак встречается в латышской культовой религии и у удмуртов.

Читайте также:
Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Финны и карелы изображали этот знак в виде креста, у которого раздвоены концы. Это символ путеводителя и возрождения, торжество света над тьмой. Возможно, именно по этой причине Великобритания и Филиппины имеют на своих флагах восьмиконечную символику.

Египтяне в звезде с восемью лучами видели божественный знак, символизирующий семь этапов в развитии общества, после чего наступить восьмой, последний — вечная жизнь, а для христиан это приход Иисуса Христа.

В период с XIV по XVI век для русской иконописи и православной символики это был знак Бога Отца, Саваофа. Его изображения можно найти не только на святых ликах Божьей Матери, и на иконах святых, где он заменял нимбы.

Святые Отцы XIX века отнесли этот символ к еретическим знакам, ибо в Египте богини Изида, Сешат, Маат, они изображались под этой фигурой. Повелителем числа восемь был бог Тот.

Астрологи связывают фигуру с восемью лучами с Сириусом, который имеет семь концов и хвост. По их мнению, радуга — символ восьмерки. Ее семь цветов преобразованы из восьмого — белого, который получается при смешении всех семи.

Эта фигура используется гадателями в картах Таро.

Мнение Святых Отцов церкви

По мнению преподобного Иоанна Дамаскина, в небе в момент рождения на свет Иисуса появилась комета, ее яркий хвост был направлен на святое место в Вифлееме.

Особое мнение Тертуллиана и Мануила Первого, которые в соединении планет увидели яркий свет.

Из записок святого Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского узнаем, что они считали, что в виде яркого света явилась сила Всевышнего Бога. Этот свет был ведомым Ангелами, ибо по законам астрологии звездные тела не перемещаются с северной стороны в южную, ведь мудрецы шли с Персии в Вифлеем.

Значение Вифлеемской звезды в России

В российском православии пятиконечную звезду отождествляли с масонами и евреями, хотя позже — это знак государственной власти.

В XV веке на смену пяти лучам пришла звезда с шестью концами, каждый из них обозначал сторону света, хотя каждый ученик знает, что в природе существует всего четыре.

Прошло некоторое время, и в России начали изготавливать семиконечный Вифлеемский знак, жители Древней Руси издавна поклонялись фигуре с восемью лучами, изображая символ своего верховного идола. Этот знак был украшением воинских стягов, одежды, предметов быта.

На заметку! На сегодняшний день восьмиконечная звезда — символ России, который можно увидеть на святых образах Богородицы, являющейся покровительницей русского края.

Святой образ «Неопалимая Купина» обрамлен октограммой, наложенными друг на друга и повернутыми на 45 градусов один относительно другого квадратами.

Еще о почитаемых иконах:

Православная Церковь принимает восьмиконечную звездочку, как знак тайны Богородицы, родившей Спасителя, который есть гарантом вечной жизни для поверивших в него людей. (Иоан. 14:6).

Восьмиконечная фигура с лучами, присутствующая на челе или плече Божьей Матери на Ее иконах, символизирует обетование вечности. Три восьмиконечных фигуры с лучами можно видеть на иконе Богородицы «Знамение», они символизируют Ее вечное Девство.

Рай, Небесный Иерусалим заключен в этом символе, ибо число восемь в повернутом на 90 градусов положении означает бесконечность нашего пути, любви Бога и существования мира.

Традиции христиан и Вифлеемская звезда

Если в советском союзе на верхушках новогодних елей красовалась пятиконечная фигура, истинные христиане старались самостоятельно изготовить и украсить праздничное дерево Рождественским символом — Вифлеемской звездочкой, ее выпекали в виде пряников и дарили детям, чтоб в их жизни царило счастье.

По легенде символ Рождества в русскую землю принесен Андреем Первозванным, возможно, именно в связи с этим высшая награда России имени этого апостола изготовлена в виде звезды восемью лучами.

Для истинных христиан не имеет значения, сколько лучей в символе Рождества, главное, чтобы путеводной звездой по жизни оставалась:

  • доброта;
  • любовь к ближнему;
  • взаимопонимание;
  • прощение.

Совет! Христианин, наполненный любовью Творца, творящий добрые дела, может стать для кого-то светом, путеводным знаком, ведущим к познанию Христа, как Вифлеемская звезда вела мудрецов к колыбели Спасителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: