Православие и гомосексуальность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Почему гомосексуалистами не рождаются

Беседа с ректором Института христианской психологии протоиереем Андреем Лоргусом

О тношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения?

— В неверующем обществе отношение к этим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все больше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?

— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. Двух мнений здесь быть не может. Священное Писание говорит нам об этом и в Ветхом, и в Новом Завете, и словами апостола Павла о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (1 Кор. 6:9—10). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить или как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.

Что касается канонического церковного права, то оно может меняться. Например, в Ветхом Завете таких людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таких мер нет. Но и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.

— Но гей-активисты и их сторонники утверждают, что гомосексуальность — это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с такой ориентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?

— В 1991 году американский врач Саймон Ле Вей исследовал 35 мужчин-гомосексуалистов, умерших от СПИДа, и заявил, что нашел в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Хаммер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за мужскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто хочет доказать природное происхождение гомосексуализма. Это лишь гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем более что вокруг нее очень много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Хаммер были гомосексуалистами. Тем не менее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что само по себе говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг этой темы.

Но важно другое. Гомосексуалистами не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся мужчинами или женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная ориентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не может быть решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Тут имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и лишь затем — социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая ориентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм — это выбор. Почему человек его делает — это другой вопрос.

— Что может подтолкнуть к такому выбору?

— Большое число мужчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с этим неоднократно. Вообще факторов очень много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые — отношения в классе, например.

В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана мамой. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает сыну волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травматичные последствия.

Еще одна патологическая ситуация: если мама воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Такой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между отцом и матерью, между родителями и детьми установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.

Встречаются иные сценарии посттравматического искажения личности. Женщина, пережившая тяжелую травму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с мужчинами. Но может быть и психическая причина для глубокого страха перед мужчиной, толкающая на отношения только с женщинами.

— Ну, а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят об ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм — это норма, в кино показывают романтические истории об «однополой любви». Может ли социум повлиять на выбор подростком своей ориентации?

— Может. Но главное все-таки — это семья. Если мама с папой любят друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детьми, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимать как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эпоху.

Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына — какой он предатель родины и проч. Мне было ее жалко. У нас в семье к Солженицыну было совсем другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я понял, что не ошибся. Дети способны отличить правду от лжи, главное — чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере детей и в итоге дает им возможность состояться.

— С точки зрения психологии гомосексуализм — это нарушение личности?

— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не менее, для большинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не стоит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.

Что такое самоидентификация? Это первый этап зрелости личности. Это ответ на вопрос «кто я такой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, и тогда мы говорим об инфантильности. Гомосексуализм — это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, тут неуместно говорить о лечении или исцелении.

Читайте также:
Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней очень трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были дети, но она всю жизнь ощущала в себе гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней смогли сделать — скорректировать отношение к себе как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужчиной.

Она смогла распознать в себе то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это стало для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Может быть, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли. Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, ищут пути преодоления.

— А в чем может заключаться пастырская помощь?

— На мой взгляд, главная духовная задача, которая стоит перед гомосексуалистом — это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не может быть вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только мужчина и женщина.

Поэтому духовный путь личности — это путь либо мужчины, либо женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.

Что тут может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику об этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен помочь ему отнестись к себе как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не выбрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека нельзя.

Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и хотят измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной стороны, сочувствие, с другой — твердость в позиции. Необходимо сочетание этих двух качеств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.

«Религия, идущая против жизни, фальшива». Анонимное интервью с православным ЛГБТ-священником

Русская православная церковь осуждает гомосексуализм, считает его грехом, с которым нужно бороться. Деятели РПЦ уверены, что от гомосексуальности можно исцелиться сознательными усилиями и духовной практикой. Согласно митрополиту Илариону (Алфееву), пастырский опыт работы с геями показывает, что «человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином».

Спикеры церкви представляют гомосексуальное поведение как сознательный греховный выбор; осуждение ЛГБТ и «гей-пропаганды» стало знаменем РПЦ в борьбе за нравственность. Казалось бы, проблема коррупции и супружеских измен затрагивает намного больше людей, но иерархи настойчиво культивируют гомофобию в исконном значении этого слова. Церковь боится распространения гомосексуальности, будто каждый человек может увлечься лицом своего пола и только православная мораль удерживает его от этого.

В то же время гомосексуалы — неотъемлемая часть любой церкви, как католической, так и православной. Гомосексуальные скандалы в РПЦ показывают лицемерие церковного начальства, которое, с одной стороны, осуждает ЛГБТ, с другой — закрывает глаза на склонности собственных служителей. Однако нельзя сводить гомосексуализм в церкви к проискам гей-лобби и карьеризму — многие геи приходят в церковь по искренним мотивам. Вначале они свято верят в «пастырский опыт», универсальность советов святых отцов, затем многие принимают свою идентичность, но продолжают оставаться членами церкви.

Наш собеседник служит в РПЦ уже 11 лет, в общении с друзьями он не скрывает свою гомосексуальность, но, как и все геи в церковной системе, в более широких кругах вынужден таиться, чтобы не вызвать ненужных подозрений. Мы поговорили с ним о том, каково быть священнослужителем и геем одновременно.


Ɔ. Когда вы пришли к вере в Бога и как стали религиозным человеком?

Я уверовал примерно в 13–14 лет. Стал читать Библию, одну православную книгу за другой. Религия давала мне возможность общения с Богом. Помню, что для меня Бог изначально был отцом — ему я молился и доверял свою жизнь. Думаю, что небесный отец компенсировал отсутствие земного. Мне нравилось, что в христианстве нужно принимать любого человека так же, как его принимает Христос. При таком взгляде атрибуты и характеристики человека не служат причиной его отвергать или ненавидеть, и родители принимают своих детей, какими бы они ни были.


Ɔ. Как вы осознали свою гомосексуальность? Ориентация как-то влияла на ваше решение стать священником?

К концу школы православие стало смыслом моей жизни. Я постоянно читал Новый Завет, мысль стать монахом и священником была совершенно естественной для меня. Ведь в таком случае я бы занимался любимым делом. Деньги, карьера и земные страсти меня тогда не привлекали.

Отчуждение от девушек я воспринимал как норму, ведь по Библии секс вне брака — это грех. В школе и позже я совершенно не ощущал проблем с ориентацией, просто не задумывался об этом. Сложности начались примерно в 22 года, тогда я понял, что не могу больше себе лгать. Сознание будто проснулось, и я признался себе, что меня привлекают мужчины. Я осознал, что это не просто любопытство, мужская дружба или бегство от блуда с девушками. При этом я понимал, что не смогу открыть свою гомосексуальность на исповеди. Духовник меня отвергнет, но другого пути, кроме исповеди, церковь не предлагает. Тогда у меня возникло желание покинуть церковь, чтобы не позорить ее. Тем более я считал себя недостойным священного сана. Уйти из церкви не получилось: сил не хватило. Возникла надежда, что с «темой» можно справиться. Ведь казалось, что у других людей это как-то получилось.

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят


Ɔ. Вы пытались примирить свой гомосексуальный опыт с религией и требованиями Библии?

В школе свое влечение к мужчинам я воспринимал как любопытство и исследование. Глубин моей личности это как будто не касалось. Это где-то там бывают гомосексуалисты — казалось, что в моем будущем не будет этих проблем.

Конечно, тексты Библии про недопустимость мужеложества надолго врезались в мою память. Позже я столкнулся с «темой» лицом к лицу, и были периоды отчаяния, борьбы, снова отчаяния. Мне тогда казалось, что примирить свои интересы с религиозными представлениями просто невозможно. В этот период приходили мысли полностью оставить церковь или даже уйти из жизни.

Позже я прочел, что эти влечения — обычное греховное искушение, которое можно преодолеть духовным усилием, через участие в таинствах, как об этом сказано в Основах социальной концепции РПЦ. Я верил в возможность этого преодоления многие годы, поэтому и решил принять священный сан.


Ɔ. В конце концов вы пришли к принятию своей ориентации. Как это происходило?

Опишу эти стадии: сначала неосознанное любопытство, эмоциональная привязанность к мужчинам и юношам, потом осуждение гомосексуальности в духе Библии и, наконец, разочарование в методиках преодоления гомосексуальности, переход к позициям «живи и дай жить другим», «не навреди».

Мне нравится такое описание жизни священника: первые пять лет после рукоположения ты летаешь на крыльях эйфории, а в последующие годы тебе стыдно за то, что церковь делает с людьми. Я понял, что люди в плане ориентации не меняются, что попытки преодолеть себя приносят лишь боль и новые неврозы.


Ɔ. Почему церковная среда с ее этическими запретами может быть привлекательной для молодых геев?

Нельзя сказать, что церковь однозначно привлекательна для них. Юноша-гомосексуал чувствует себя отчужденным от мира мужчин. Это тотальное внутреннее одиночество, когда женщины его не интересуют, а мужчины кажутся вожделенными, но недоступными. В условиях гомофобии такому юноше даже не с кем это обсудить. Обращение к Богу становится порой единственным способом для него, чтобы выйти из этой внутренней клетки.

Простой разговор со священником может дать юноше невероятное ощущение свободы и радости. Ведь в этом мире есть хотя бы один человек, который его понимает. А если священник окажется участливым и попытается социализировать этого юношу, тот начнет общаться с другими прихожанами.

В отличие от иных мужских коллективов, таких как футболисты или шахтеры, в церкви парень не встретит жесткую гендерную конкуренцию. «Будь мужиком! Трус не играет в хоккей!» — этого давления в церкви нет. Более того, в алтаре или в семинарии он постоянно пребывает в обществе мужчин, готовых поддержать его и предложить свою дружбу. Думаю, что любой гей, попав в такую среду добрых единомышленников, будет ощущать себя в райском месте, особенно если осознание своей гомосексуальности у него еще не произошло и секс сам по себе его пока не интересует.

Обычно перелом наступает в 21–22 года. После чего парень может покинуть церковь или же начнет борьбу со своей гомосексуальностью, а заодно и с чужой тоже. Другой вариант: он встретит церковных людей, которые почти открыто практикуют однополые отношения, при этом они полностью погружены в церковную традицию и полагают, что иначе жить просто не могут. При таком сценарии парень может прекратить всякую борьбу с собой, учиться в семинарии, заключить фиктивный брак или принять монашество. Он четко разделяет свою сексуальную жизнь и служение Богу, насколько ему это видится возможным.


Ɔ. Как священники обычно относятся к геям, которые к ним приходят?

Я много раз слышал, что некоторые священники изгоняют геев из храма, другие сильно меняются в лице во время исповеди, будто они встретили ужасного преступника или мутанта. Но многие сочувственно выслушивают такого человека и пытаются дать духовные советы, полагая, что благодать Божья может помочь каждому.

Если человек практикует однополые отношения, то пастырь обязательно потребует их прекратить. Британский митрополит Каллист (Уэр) указывает на парадоксальную ситуацию в пастырской практике. Один парень согрешил с первым встречным и на исповеди обещает всё это прекратить. Его даже допускают к причастию. Снова согрешил — еще раз получит прощение. Другой парень искренне привязан к любимому человеку, ему не нужен секс на стороне, и он хочет всегда быть верным своему мужчине. На исповеди ему придется дать обещание расстаться и по возможности не общаться с этим объектом блудной страсти. Получается, что такое пастырство провоцирует безличностный секс на один-два раза, а настоящую эмоциональную привязанность исключает.

Некоторые священники советуют геям убрать секс из своей жизни, ведь это не укладывается в нормы религиозной и общественной морали. Полагаю, что это очень наивный и жестокий совет, приносящий человеку не исцеление, а только боль. Для сравнения: посоветуйте здоровому гетеросексуальному парню полностью исключить секс из своей жизни. Что он вам ответит?

Тем людям, которые требуют лишать сана священников-геев, я бы в ответ предложил отлучать мирян от церкви на несколько лет. Именно такие меры предусмотрены канонами церкви за обращение к гадалке, измену супруге, внебрачный секс. Давайте будем справедливы.


Ɔ. Какие представления о природе гомосексуальности преобладают среди священников?

В целом священники гомофобны и придерживаются стереотипных убеждений о гомосексуальности. Одним это кажется блажью, дескать, геи с жиру бесятся, другие считают это психическим заболеванием или даже видят здесь признаки беснования, отправляют на отчитку.

В фильме «Стертая личность» американские пасторы озвучивают идею, будто гомосексуальность — это следствие неверных отношений с Богом. Получается, Бог наказывает маловерного парня ложным влечением, что не только приносит ему страдания, но и является смертным грехом, вопиющим к небу об отмщении. По этой логике Бог выглядит просто садистом.

Большая часть священников полагает, что гомосексуальное поведение — это свободный и ошибочный выбор человека, который необходимо менять, иными словами, покаяться. А если человек не прекратил однополые отношения, то сам в этом и виноват. Гомосексуальные мысли без перехода в практику могут восприниматься как бесовское искушение. Такому человеку священник будет пытаться помогать на исповеди, ведь ругать за греховные помыслы нельзя.

Обычный современный священник мнит, что он может раздавать советы во всех областях жизни и знания. Но мне не нужны советы людей, которые не были в моей ситуации и не являются профессионалами. Следовать им — значит ставить эксперименты над своей психикой.

Читайте также:
Православные рецепты кухни на Новый Год: постные блюда и меню праздничного стола


Ɔ. Есть ли в церкви священники, которые пытаются помочь гомосексуалам принять себя такими, какие они есть?

Думаю, что лишь единицы священников помогают парню преодолеть омерзение к самому себе, принять себя как человека, а не мутанта. Ведь практика показывает, что только личное знакомство с геями позволяет избавиться от бесчеловечного отношения к этим людям.

Мало кто из духовников соображает в психологии. Чаще всего отношение к теме гомосексуальности находится в рамках библейского текста и обывательских рассуждений о гендерных ролях.

Я уверен, что некомпетентность священников в гендерных вопросах приводит к тяжелым последствиям для психики людей. Можно это сравнить с неоказанием медицинской помощи. Да, первое время ты отвлекаешься от земного к небесному, что может принести некоторое облегчение. Например, читаешь молитвы от блудной страсти. Но вместо реальной помощи, психолога, друга или психиатра, ты тратишь время и силы на то, что может навредить. Пресловутые тезисы про исцеление от гомосексуальности не имеют доказательной базы.


Ɔ. К чему вы теперь пришли, как вы воспринимаете гомосексуальность в свете христианской религии?

Я пришел к выводу, что гомофобия — не откровение от Бога, а порождение человеческого сознания. В какие-то моменты общество стало терпимо относиться к бастардам, внебрачным связям, бракам с иноплеменниками. Но ведь все эти вещи когда-то осуждались с опорой на Библию.

Надеюсь, когда-нибудь люди перестанут оправдывать поиск «врагов» священными текстами. Современные христиане, и даже православный священник Иоанн Охлобыстин, предлагают геев «сжигать в печах», однако отец веры Авраам заступался перед Богом за Содом и его жителей. Готовы ли мы заступаться перед Богом за геев?

Я полностью согласен со словами одного испанского епископа, который пишет, что религия, идущая против жизни, фальшива; нет неприкосновенных законов Бога, если они ранят людей, и так очень уязвимых. Когда религиозный закон причиняет вред и вызывает у людей отчаяние, он теряет авторитет, поскольку исходит не от Бога жизни.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
  • Другие документы

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Разъяснения председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросам пропаганды гомосексуализма и деятельности ЛГБТ-организаций

В связи с поступлением многочисленных обращений в адрес Русской Православной Церкви по вопросам пропаганды гомосексуализма и деятельности ЛГБТ-организаций председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил ряду авторов упомянутых обращений ответ, текст которого приводится ниже.

В ответ на обращения, направленные на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, хотел бы пояснить следующее.

Мужеложство, скотоложство, педофилия, кровосмешение и многие другие грехи, связанные с половой разнузданностью, долгое время сопровождают человеческое общество. Как и любой грех, при отсутствии покаяния они лишают человека будущности в жизни вечной. В Священном Писании недвусмысленно говорится: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (ХII.9) говорится: «Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из “сексуальных ориентаций”, имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

Позицию Русской Православной Церкви по данному вопросу разделяют все традиционные религиозные общины России. В документе, принятом на заседании Межрелигиозного совета России 13 апреля 2011 года, говорится: «К сожалению, есть группы людей, пусть небольшие, которые считают эти греховные явления нормальными, дозволительными, подлежащими публичной манифестации и навязчивой рекламе, которая вызывает протесты во многих европейских и иных государствах. Однако мы выступаем в защиту прав того абсолютного большинства, которое считает гомосексуализм грехом или пороком и не желает, чтобы людям навязывали противоположную точку зрения через публичные акции, СМИ, образование, “правовые” или политические решения. Просим государственную власть Российской Федерации защищать не только интересы различных меньшинств, но и права большинства населения страны, и не позволять проводить акции, заведомо оскорбляющие нравственные чувства граждан России, которые понимают, что только союз мужчины и женщины образует полноценную семью».

Уже и в земной жизни мнимое удовольствие, которое получают грешники, в скором времени оборачивается разочарованием, страданиями, дальнейшим нравственным падением. Наконец, оно ведет человека к полной утрате перспективы быть счастливым. Пастырский опыт показывает, насколько опустошенную, полную отчаяния душу имеют те, кто пережил грех однополых сексуальных связей. Именно внутренняя неуверенность в обретенном на миг ложном удовольствии заставляет толпы духовно нездоровых людей проводить шествия и другие шумные мероприятия. У них создается иллюзия коллективного счастья, они пытаются скрыть за громкими словами свои проблемы, свое одиночество. Поэтому Церковь, как и многие века назад, продолжает протягивать этим людям многократно отвергаемую руку помощи в борьбе с губительной страстью.

Особую опасность пропаганда гомосексуализма представляет для детей и юношей, подчас особо подверженных внушению. Небезызвестно, что именно на молодежь и подростков эта пропаганда подчас направлена, прежде всего. Агрессивность продвижения гомосексуальных взглядов, в том числе под прикрытием защиты прав человека, носит явно провокационный характер. Менее всего активисты упомянутого движения принимают во внимание права других лиц, даже не задумываясь о том, что их поведение может быть оскорбительным для окружающих. В то же время международное право признает допустимым ограничение прав человека в интересах защиты прав других лиц, подчеркивая, что каждый человек имеет право на защиту его моральных интересов. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, стт. 9, 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Читайте также:
Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Подчеркиваю, что демонстрация торжества порока, олицетворением которой является деятельность ЛГБТ-организаций, противоречит справедливым требованиям морали, многие века определяющим жизнь нашего общества. В связи с этим поддерживаю здоровые силы общества, намеренные оказать мирное и законное противодействие людям, пытающимся заставить нас жить вопреки истинным представлениям о добре и зле.

Искренне желаю всем благополучия, мира и помощи Божией в добрых делах.

В РПЦ заявили, что церковь избавляет людей от гомосексуальности. Как они это делают?

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, на днях вcколыхнул общественность своим заявлением о том, что РПЦ избавляет людей от гомосексуальности.

Митрополит Иларион:

— Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином.

Отношение христианской церкви к гомосексуальности всегда было однозначным: влечение к людям своего пола есть грех. О несовместимости праведной жизни и гомосексуализма говорится в Библии: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».

В социальной концепции Русской православной церкви (да, есть такой документ!) отношению к гомосексуальности посвящена отдельная глава — за номером ХII.9. Потребность в ней появилась из-за изменений, произошедших в современном обществе.

Из социальной концепции РПЦ:

Об изменении отношения в обществе к гомосексуализму активно говорили священнослужители в 2013 г., когда принимали закон о гей-пропаганде среди несовершеннолетних.

Алексей Уминский, протоирей:

— Сегодня с такой активной социализацией гомосексуализма у священника появилась новая проблема. Ее надо заново осмыслять и искать новые возможности для разговора с теми людьми, которые не чувствуют отношения к себе как к грешникам, а ощущают себя адекватными своему состоянию.

Чтобы разговор священнослужителей с людьми, «зараженными» гомосексуализмом, был более предметным, еще в середине нулевых появилось «Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу». Помимо советов пастырю, как вести себя с гомосексуалами, в нем, в частности, приводились цифры, говорящие о том, что влечение к своему полу среди современной паствы отнюдь не редкость: «если численность прихода превышает 50 человек, мы можем ожидать встретить в нем хотя бы одного человека с подобными проблемами».

По мнению представителей РПЦ, такое количество гомосексуалов сложно объяснить физиологией.

Андрей Лоргус, протоирей, психолог:

— В подавляющей части распространяемой литературы по данному вопросу содержится ложь о том, что гомосексуализм — это врожденная предрасположенность, что это, так сказать, «природа». В основе этой лжи лежит решение, которое привело к исключению в 1973 г. гомосексуализма как личностной патологии из DSM (классификация психических расстройств Американской психиатрической ассоциации).

Решение подкреплялось недостоверными исследованиями, считает протоирей: сенсационные заявления нейрофизиолога и гей-активиста Саймона Ле Вея в 1991 г. не были в тот момент проверены компетентными исследованиями, но до сих пор продолжают фигурировать как общепризнанные, хотя и не подтверждаются дополнительными многочисленными экспертизами.

Андрей Лоргус:

При этом к вопросу гомосексуальности некоторые священники подходят более-менее толерантно (как бы ни звучало это слово в данном контексте), заявляя, что у представителей культа нет ненависти к гомосексуалам — церковь ненавидит гомосексуализм.

Константин Островский, протоирей:

Среди гомосексуалов немало тех, для кого их ориентация — тяжкое испытание, уверяют священники. Этих людей можно и нужно лечить. Основной способ — пост, молитва, трудотерапия.

Наиболее действенным методом священники считают изоляцию.

Александр Ильяшенко, протоиерей:

— Чтобы помочь человеку исправиться, его надо поместить в какую-то духовную среду, где подобные грехи воспринимаются как нечто совершенно невозможное, недопустимое, противоестественное и где исключаются любые вредные контакты, в том числе и виртуальные. Грешник подобен наркоману, чтобы избавиться от наркотической зависимости, ему надо пережить ломку.

Справедливости ради отметим, что примеры, когда гомосексуалы, попавшие в лоно церкви, создавали гетеросексуальные семьи либо научались игнорировать свое влечение, немало.

Константин Островский:

Специально для тех, кто намерен смириться и бороться с искушением, есть проект Преодоление Х. На этом ресурсе собрана внушительная подборка психологической литературы — той, в которой гомосексуализм определяется если не как болезнь, то точно как следствие воспитания. Здесь же — рассказы людей о том, как они избавились от зависимости. Правда, большая их часть — переводные статьи.

Из исповеди бывшего гея:

В 2016 г. однополая семья из Екатеринбурга заняла второе место в общероссийском конкурсе «Икеа» «Лицо с обложки» (кстати, на 1-м месте оказались два парня из Питера). Девушки уже долго время живут вместе и воспитывают сына. Таких семей в нашей стране — не одна тысяча. И в этих семьях не менее (а порой гораздо более) теплые и чистые отношения, чем в гетеросексуальном браке, о котором рассказывает «бывший гей».

Психологи уверены: от гомосексуальных мыслей действительно можно избавиться. Но при одном условии — если человек сам этого хочет. А такое желание, по их мнению, может возникнуть только у действительно взрослых людей.

«Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу» дает 10 советов священникам, желающим направить гомосексуалов на путь истинный.

1. Признать наличие проблемы и создать климат приятия, а не вступать в конфронтацию

«Гомосексуальность так же, как и другие страсти, отрывает человека от Бога. . Следует постараться донести мысль о том, что Господь принимает и этих людей как Своих блудных сынов и готов даровать им Свое прощение и исцеление. То, что гомосексуализм — это ненормально, знают все, поэтому лишний раз сказать об осуждении гомосексуалистов на адские муки означает только еще больше увеличить уныние в сердце и уменьшить шансы на то, что человек когда-нибудь обратится за помощью. . Утверждение веры в возможное исцеление от грехов во Христе — это радость, которую пастырь может принести иссохшему и разбитому сердцу».

2. Выслушать и вселить надежду

«На невозможности преодоления акцентироваться не нужно, ведь невозможное человеком возможно Богу, и это безусловно, только надо человеку открыть себя Богу, а для этого существуют проверенные веками методы борьбы со страстями».

3. Уверить в том, что Бог любит каждого

«Тертуллиан говорит, что когда Бог творил наши тела, Он смотрел на Своего Сына как на образец (это важно упомянуть, поскольку многие гомосексуалисты ненавидят свое тело)».

4. Побудить к углублению взаимоотношений с Богом

«Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

5. Вовлечь в общину и предложить служение

Читайте также:
Женщины в брюках в церкви: можно ли надевать в храм или нет, выбор правильной одежды

«Поскольку гомосексуализм вырастает на почве искажения взаимоотношений в семье, действенным способом исцеления будет создать для человека «вторую семью», а такой и должна быть настоящая крепкая церковная община».

6. Изучить вопрос

«Гомосексуальность закладывается в основном в детстве из-за неправильных отношений в семье, а может быть вызвана и опытом изнасилования (особенно в случае лесбиянства). Священнику лучше знать конкретные случаи и методы избавления от страсти гомосексуальности, чтобы не предлагать своему духовному чаду просто воздерживаться или вступить в брак».

7. Побудить к работе над собой и изменению отношений с ближними

«Гомосексуальность — это всегда лишь верхушка айсберга, маска, под которой скрывается личность взрослого ребенка с большим комплексом неполноценности: закрытого и недоверяющего (неискреннего), слабовольного, болезненно ищущего внимания и одобрения других, привыкшего решать все проблемы не напрямую, а подлаживаясь под людей, исполненного жалости к себе. Пастырь должен убедить человека серьезно посмотреть на себя и решиться на то, чтобы в себе что-то менять».

8. Адресовать к специалисту и группам поддержки

«Следует предупредить о подстерегающей здесь человека ошибке — заменить веру психологией. Следует постоянно напоминать, что действительное исцеление человека возможно лишь во Христе, а психологические методики являются лишь вспомогательными для обретения душевного здоровья».

9. Поручить человека ответственности семейной пары христиан или человеку того же пола, крепко укорененному в вере

«Обучение на примере верующих наставников — вот лучший способ возвратиться к нормальной жизни».

10. Не лечить, а заниматься профилактикой

«Cамая главная задача — не преодоление, а профилактика — воспитание мужчины, защитника семьи, Церкви и отечества. (Также и женщины). Эта задача должна иметься в виду во всех мероприятиях и проектах, т. к. есть основа для правильной ориентации».

Их этих рекомендаций понятно, что наибольшее опасение церковнослужителей вызывают не взрослые, а дети и подростки — именно их неокрепшим душам следует уделить особое внимание в работе над «профилактикой гомосексуализма».

Елена Климова, создатель проекта «Дети-404», посвященного подросткам с гомосексуальной ориентацией, считает, что верующим подросткам приходится труднее, чем атеистам и агностикам.

Елена Климова, создатель проекта «Дети-404»:

— Религия (почти любая) не приемлет однополые отношения. В результате у детей формируется внутренняя гомофобия, неприятие себя, а это может привести к самым тяжелым последствиям. Открытие в себе «иной» сексуальной ориентации повышает риск суицидальных мыслей и попыток покончить с собой.

В подтверждение своих слов Елена приводит рассказы верующих подростков.

Александр, 16 лет:

Марина, 15 лет:

Смена религии или полное отрицание Бога — еще одно следствие «излечения» от гомосексуальности.

Саша, 17 лет:

Впрочем, некоторые священнослужители понимают непримлемость и опасность навязывания своих взглядов на гомосексуальные отношения.

Андрей Лоргус:

Отметим, что в Екатеринбургской епархии на наш запрос относительно избавления от гомосексуальности лиц, ипытывающих влечение к своему полу, с ходу ответить не смогли. «Начало Великого поста — совсем не время рассуждать на эту тему», — ответил викарий Екатеринбургской епархии Евгений (Кульберг).

Кто еще и как пытался лечить геев

  • В начале XX века лечить гомосексуализм с помощью «научных» методов начал австрийский эндокринолог Эуген Стейнах. Он вырезал у пациентов «дефектные» яички и пересаживал им тестикулы гетеросексуальных мужчин. Метод оказался неэффективным.
  • Гомосексуализм — как женский, так и мужской — пытались лечить и с помощью наркотиков. Например,
    британский врач Денслоу Льюис еще в XIX веке пытался избавить от лесбиянских наклонностей женщин, применив к ним смесь кокаина, стрихнина и женского обрезания. Одна из его пациенток сошла с ума и умерла в психбольнице.
  • В середине XX века в Британии геев, которые хотели ибавиться от гомосексуальности, лечили с помощью электрошока: им показывали гомоэротические фотографии, а наступающее сексуальное возбуждение «снимали» разрядом. После этого следовала демонстрация женских эротических снимков — их рассматривание никак не наказывалось. К слову, в Китае эта методика используется до сих пор.
  • «Лечение верой» также практикуется уже не одно десятилетие. В 60-80 гг. XX века в США массово появлялись христианские сообщества, в которых геев наставляли на пусть истинный изучением Библии, пасторскими наставлениями и сеансами общения с «излечившимися» геями. Некоторые из этих общин действуют и сегодня.
  • Еще одно «лекарство» из Америки — интенсивная мастурбация. Такой метод предложил американский психотерапевт Джон Маркис в середине XX века. Занятия онанизмом обязательно должны были сопровождаться визуализацией женских образов. Как заявлял Маркис, таким образом ему удалось вылечить как минимум одного гомосексуала.
  • Один из признанных лекарей гомосексуальности живет в нашей стране и до сих пор принимает пациентов. Нижегородский психолог Ян Голанд, по его словам, излечил минимум 75 мужчин-гомосексуалов. Среди его методик — гипноз, направленная работа со сном, замещение гомоэротических образов гетероэротическими. Правда, работает он только с теми, кто считает гомосексуализм болезнью. Курс длится 1,5–2 года и его стоимость, по данным открытых источников, может доходить до 1 млн руб.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

КРИЗИС ВЕРЫ. ЕГО ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

Кризис веры — очень распространенное явление среди верующих людей, а особенно, среди неофитов (новоначальных). Этот кризис чаще всего возникает у верующих после 5 лет пребывания в Церкви. За восторгом и подъемом первых лет воцерковления вдруг наступает период сомнений, усталости и даже разочарования в вере, одним словом – охлаждение. Почему возникает этот кризис и как с ним справиться?

Иерей Петр Чаплинский, настоятель винницкого храма святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Когда-то Бог привлек нас в Церковь благодатью, и мы пришли, несомые Его любовью. И в первые годы пребывали в лоне Церкви, как в детском саду: минимум спроса, максимум помощи, минимум ответственности. Господь покрывал благодатью наши немощи. Но когда приходит время взрослеть – распяться миру, жить духовно, бороться с грехами – большинство не желает этого. И тогда появляются два соблазна.

Первый – обмирщение. Ведь что самое глубокое в православии? Аскеза. Конечно, от нас требуются лишь начатки самодисциплины и самоконтроля, но и это часто страшит. Тогда следует отказ от подвига, попытка устроиться в православии поудобнее: пост превращается в неядение молочного и мясного, молитва становится вычитыванием вместо предстояния перед Богом. И мы теряем полноту жизни в Церкви, все происходит механически , а в минуты скорбей вообще отходит. Самая крайняя степень скатывания в обмирщение – отказ от церковной жизни: прикоснулся к вере и отошел.

Второй соблазн не менее опасен и не менее распространен – витание в облаках иллюзорной духовности. Вы встречали таких людей: четки до пола, юбки до пят, несмолкающее «Спаси Господи», бесконечная борьба с ИНН, экуменизмами, но только не со своими страстями и похотями. И зачастую это игра в монашество в миру, уход от реальной жизни, от ближних, от забот, которые Господь дал как спасительный крест; это неприятие участи, уготованной Господом, где учишься терпению и самоотвержению; это бегство в придуманную реальность.

Читайте также:
Ипостась в православии: понятие, значение и смысл, история, особенности

Но парадокс заключается в том, что, если бы не скорби, испытания, болезни, то подавляющее большинство было бы вообще вне Христа, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Именно скорби отрезвляют и моментально учат и искренней молитве, и видению себя, и терпению, и покаянию.

Вспомните свое первое время в Церкви: нам давались и радость молитвы, и чувство Бога, и некая свобода от страстей – и мы ощутили всю радость и сладость пребывания в Господе. Потом за это состояние приходится бороться. И получить результат через длительное время. Этот период временной сухости, черствости души может затянуться. Двигаться вперед, преодолевать себя, свою холодность учат святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Они уже в свое время видели обмирщение церковной жизни и описали духовную жизнь в том виде, в котором она возможна для нас.

Самое важное – это искреннее, трепетное, живое отношение к молитве. Не формализация молитвы, не превращение ее в некий инструмент по получению благодати, а искание молитвы и неудовлетворенность, если ее нет. С вычитыванием молитвенного правила никогда нельзя примиряться. Молитвенное правило должно соответствовать возрасту, духовной зрелости, обстоятельствам жизни, даже состоянию здоровья человека.

Если вам не хочется молиться, значит с вами не все так, как вы думаете. Утренние и вечерние молитвы – это бесценный дар Церкви , чувства, которые испытывали великие святые, могут стать и нашими чувствами. И в большинстве случаев эти молитвы для нас просто необходимы: они воспитывают в нас культуру предстояния, беседы с Богом. Но если человек болен или в депрессии, или не в состоянии молиться длинными молитвами, тогда можно искать такие слова молитвы, которые дали бы ощущение связи с Богом как с самой жизнью.

Если ты пришел откуда-то, а на душе пустота, значит, дело не удалось, оно пустое. Должно быть ощущение полноты духовной жизни, чтобы сердце ощущало общение с Богом, Его водительство, руководство. Высшее в церковной жизни, конечно же, участие в Литургии, в Таинствах. Далее, если ты кого-то утешил, появляется чувство удовлетворения и хочется молиться, ты наполняешься внутренним светом, тишиной, успокоением, радостью несуетливой – это значит, что ты все делаешь верно.

Всё начинается с лени. Ведь следование за Христом требует от нас подвига. Особенность нашего времени в том, что мы живём абсолютно эгоистично. Иеромонах Серафим (Роуз) назвал поколение наших современников поколением «мне», а наш век – искусственным, пластмассовым. Чувство, что мир предназначен для меня, вошло в нашу плоть и кровь. Это искусственно взращивается СМИ и всем укладом нашей жизни: «Живи, наслаждайся: мир создан для тебя!»

Человек, не желающий подвигов, рано или поздно уходит от правды. Когда ему явился Христос и привел его в Церковь, то дальше от человека требуется отвергнуться себя и пойти за Христом даже в самых простых вещах. Например, то же чревоугодие: или я вступаю в борьбу с ним, или потакаю себе. Не соблюдаю пост, или оставляю молитвенное правило, или впускаю непотребные ненужные мысли и услаждаюсь этим – на что трачу время впустую. Тогда встает выбор: или ты преодолел это искушение, испытание и пошел дальше, или опускаешь руки и оправдываешь себя. Если ты свои слабости оставляешь с собой, они тебя порабощают.

Многие из нас не готовы трудиться, отсюда и обмирщение, создание такого мирка, в котором царят страсти, но под вывеской «я православный». Например, постом я объедаюсь, но не колбасой, а жареной картошкой. Я не блужу, но принимаю какие-то мысли, желания и этим согрешаю. Я посещаю богослужение, но оно не является для меня животворным, самым главным, что ведет к истине. Я жду с нетерпением, когда служба окончится и можно будет вернуться к телевизору, рыбалке. Со временем чувство единения со Христом притупляется, и человек не борется, а отдаляется.

Господь видит меру каждого из нас, и наши шаги в вере не обязательно должны быть какими-то ступенями, как у Иоанна Лествичника «Лествица» (книга написана для монахов, это путь их подвига). От нас требуется самая малость. Но если мы не будем пытаться идти по пути духовного восхождения, взросления, то к чему придем?

Огонь веры, который дается нам, – это свеча. Свеча веры даруется нам абсолютно даром. Когда она вспыхивает, мы видим, что вокруг тьма, что мы все в грехе. И увидев себя в свете веры, важно начать работу над собой, отмывать эту греховную грязь. Если же мы будем этим светом только любоваться, воспринимать как очередное духовное увлечение, то Господь его отнимет. И не дай Бог испытать то чувство оставленности, пустоты, темноты, которое последует за этим.

Каждый знает это ощущение, бывал в таком состоянии уныния, опустошения, бессмысленности жизни, бессилия и окаменения сердца. Но это естественный период умаления веры, который требует теперь усилий от нас, это нормально на каком-то этапе.

Этот период проходили даже величайшие подвижники. Например, преподобный Силуан Афонский. Господь явился ему, и простой русский крестьянин ощутил присутствие Бога в полноте. А когда почувствовал богооставленность, то долгие годы вопиял, молился, доходил до отчаяния, просил о прежней полноте. И пришло время, когда Господь утешил его, укрепив борьбой с самим собой. В какой-то мере каждый из нас проходит этот путь. Когда Силуан пришел на Афон, духовник ему сказал не принимать греховных помыслов. После этого вся его жизнь ушла на то, чтобы не принимать зла в свою душу ни в каком виде. Кто из нас готов на такую работу над чистотой своей мысли хоть в малой мере?

И для тех, кто в храме только год, и для тех, кто уже 50 лет ходит в церковь, важно знать, что главное, а что второстепенное.

Отец Серафим (Роуз) рассказывал об одном человеке, который решил творить молитву Иисусову. И отнесся он к этому как к некоей психотехнике, дошел до многих тысяч, но когда у его соседей было шумно и этот шум мешал ему молиться, он разбивал тарелки об их балкон. Понятно, что такая молитвенная практика никому не нужна. Если ты молишься, и тот, кто обращается к тебе в это время, раздражает тебя, значит, напрасно молишься. Плоды молитвы – это любовь, добродушие, милосердие, терпение. Молитва – только один из критериев духовной жизни.

Враг сначала уводит нас с пути истинного грубыми уловками – ешь, пей, веселись, успей урвать побольше. А когда человек всерьез начинает трудиться над собой, тогда и уловки становятся тоньше – угасить веру, превратить в привычку, в хобби, пусть и благочестивое. Потому на часах своего сердца нужно быть бдительным всегда, это закон духовной борьбы.

Читайте также:
Зеваю при молитве: почему и что значит, что делать

Все нужно, но в меру, без страстей, без идолопоклонства. Тем жизнь даже просто честного человека, не говоря о верующем, всегда ставит перед выбором, заставляет сверять вектор своего движения по единственно верному ориентиру – Христу.

Одигитрия, № 7 (111), июль 2011

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново

Вновь возгореться верой сложно. В начале, когда человек приходит к Богу, Господь посылает ему ангела, и ангел своими крылами защищает его, покрывает от всех бед и напастей. Человек находиться под покровом благодати, поэтому многие вещи получаются очень легко. Постепенно ангел отходит от человека для того, чтобы человек сам потрудился в деле своего спасения и достижения Царства Божьего. К сожалению, когда это происходит, мы часто впадаем в искушения, и нас начинают мучить сомнения. В этот период надо твердо помнить, что Господь жив, и Он с нами. И если мы по-настоящему встали на христианский путь, никаких других вариантов быть не может. Нужно обязательно молиться и причащаться. Благодаря причастию мы обретаем благодать, которая поддерживает нас. Это один из самых важных моментов в жизни христианина. Нужно стараться совершать паломничества, они дают пищу для размышления, молитвы, соприкосновения со святынями. Зачастую мы зарываемся в рутине и перестаем быть внимательными и сосредоточенными и на молитве, и на Боге, и на делах, которые делаем. А после того, как мы побываем в паломничестве, помолимся, приложимся к мощам святых, мы внутренне подзаряжаемся, преображаемся и переосмысливаем многие вещи.

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района

«Кризис веры», как мне кажется, происходит от недостатка решимости. «Буду верить несмотря ни на что и всё тут!» — так нужно себя настраивать. И претерпевать искушения и неизбежные скорби с таким настроением. Это необходимое испытание и его нельзя обойти. Приходит период испытания (более или менее длинный), но Господь обязательно подаёт утешение. Но во время трудное нужно держать себя так, чтобы потом не было стыдно за малодушие. Не отступать от Бога в сердце. Прибегать к Нему и в скорби, и в радости, исповедовать пусть через силу и вопреки всему — свою веру в Него. Вера — это высшее проявление свободы.

Интернет-издание «Православный Взгляд»

Духовный кризис

С православной точки зрения самый счастливый на свете человек тот, кто живет с Богом в сердце. Мы знаем множество примеров христианских подвижников, которые претерпевали ужасные мучения за свою веру, но при этом свидетельствовали, что не знают большего счастья, чем оставаться со Христом.

Такая сила веры — настоящий пример для подражания. Но что делать, если верующий человек вдруг осознает, что уже не настолько наполняется Христом? Православие может начать тяготить и даже отталкивать. Пугаться не стоит, просто человек столкнулся с кризисом веры. Что это, так ли это плохо и как выйти из кризиса обсудим в этой статье.

Что такое кризис веры

Человек, который рано или поздно пришел к православию и выстраивает свои личные отношения со Христом, проходит несколько этапов в своем духовном развитии. Большинство современных христиан открыли для себя Бога уже в зрелом возрасте, не будучи воспитанными в православной традиции с раннего детства.

Людей, которые только начали делать свои первые шаги в христианстве, принято называть неофитами (от греческого «новый», «новообращенный»). Очень часто приход неофита к вере яркий, пламенный. Человек как будто с головой окунается в Божью благодать, которая в изобилии изливается на нового члена Христовой Церкви.

Это блаженное состояние можно сравнить с первой влюбленностью — мир наполняется красками, в людях видится все только самое лучшее, человек ощущает счастье и духовный подъем.

Важно! Многие святые отцы пишут, что такое состояние дается человеку для того, чтобы в моменты уныния и сомнений можно было вспомнить то счастье пребывания с Богом, и постараться в него вернуться.

Но рано или поздно такое состояние проходит, и человек вступает на следующий этап духовной жизни. Благодать, дарованная новообращенному, никуда не пропадает, но теперь уже нужно прикладывать усилия и работать над собственной душой. Именно на этом этапе, чаще всего, человек и сталкивается с первым духовным кризисом.

Чаще всего он проявляет себя сомнениями в истинности веры, существовании Бога, правильности выбранного пути. Кризис глубже у людей впечатлительных, эмоциональных, чересчур чувствительных. И очень часто такие сомнения вызывают страх у человека, который вдруг засомневался в самом важном — в Боге.

Поспешим сразу утешить тех, кто сейчас находится в подобном состоянии. Этап сомнений и смущений — совершенно нормальная и естественная часть духовного взросления любого христианина. В разной степени, но такие колебания знакомы практически каждому христианину.

Более того, полное отсутствие даже малейших сомнений может говорить о формальном отношении к вере, о фанатизме и внешнем понимании сути христианства. Нужно понимать, что в духовной жизни важно не отсутствие сомнений и кризисов, а правильный выход из них.

В чем польза духовного кризиса

Православный христианин знает, что в его жизни ничего не происходит случайно, просто так. И из каждой ситуации можно вынести духовную пользу, если правильно к ней отнестись. То же самое касается и сомнений в отношении веры, как бы странно это не звучало.

Любой кризис — это конец какого-то определенного этапа, за которым следует переход на новый. Отмирает что-то лишнее, изжившее себя, наносное. Освобождается место новому, более глубокому, важному. Человек очень сложно идет на какие-то перемены в жизни, меняет привычный уклад.

В кризисе просто невозможно не принять решение, невозможно что-либо не изменить. Просто придется задуматься о смысле и сути, переоценить взгляды. Это очень полезная и важная духовная работа, на которую в спокойной обстановке у нас просто не остается времени, сил и внимания.

Нужно понимать, что кризис не возникает в одну секунду, из ниоткуда. Ему предшествует длительный период, когда у человека накапливаются сомнения, неудовлетворенность, вопросы без ответов. Это все может быть неосознаваемо, может быть даже страшно признаться самому себе в таких сомнениях. Но рано или поздно они накапливаются, и становится очевидно, что без переосмысления дальше двигаться невозможно.

Важно! Отличие именно духовного кризиса от любого другого в том, что человек теряет основополагающую базу, привычное мировоззрение.

Сомнению подвергается самое главное, что есть у человека в жизни — смысл, суть, цель. Конечно, это сильно выбивает из равновесия. Но если это произошло — значит, предыдущая система смыслов и целей утратила жизнеспособность, потеряла ценность. И пора выстраивать новую, более крепкую и правильную

Читайте также:
Кольцо Спаси и Сохрани: где купить и как носить, значение

В чем выражается кризис веры

На практике такой период в жизни христианина характеризуется, прежде всего, утратой интереса ко всему, что связано с верой. Еще вчера был пылкий неофит, повествующий всем и каждому о важности Причастия и утренних молитв, а уже сегодня — безразличный ко всему духовному человек. Очень часто в это время на людей нападает уныние и тоска.

Это закономерное следствие утраты Божьей благодати, которая вначале изобильно даровалась новому члену Христовой Церкви, а теперь оказалось, что необходимо потрудиться, чтобы ее вернуть. Человек начинает тяготиться походами в храм, богослужения кажутся ему длинными и скучными.

Пропадает рвение к молитве, правило вычитывается механически, без сердечного тепла, а то и вовсе молитва сходит на нет. Человек вдруг начинает замечать множество недочетов и негативных явлений в церкви: и бабушки тут замечания делают, и свечки дорого стоят, и автомобиль у настоятеля нескромный, и вообще — кругом не духовность, а сплошная нажива да гордыня.

При этом ни бабушки, ни машина у священника не менялись много лет, просто фокус внимания у человека изменился. Если христианин совсем неопытный и не понимает, что с ним происходит, можно дойти даже до полного отрицания веры и Бога. Поэтому важно понимать, что кризис — временный этап духовной жизни, и нужно постараться правильно из него выйти, дабы не потерять веру.

Причины сомнений

Очевидно, что такие глубокие переосмысления не могут возникать просто так. Этому предшествует длительный путь накопления определенного опыта. Этот опыт не всегда правдивый и жизнеспособный. И когда его накапливается чересчур много, случается кризис. Чаще всего, такой кризис связан с разрушением накопленных иллюзий. Их можно разбить на такие группы:

  1. Иллюзии о себе. Человек склонен полагать, что он существо особое, уникальное, выдающееся. Мы имеем о себе некое мнение, и очень часто оно искажено. И все накопленные иллюзии о самом себе, все неправильное восприятие рушится в моменты кризисов. Это тяжелый и неприятный процесс, однако он позволяет глубже познать себя, что необходимо для полноценной духовной жизни.
  2. Иллюзии о Боге. В начале своего пути христианин воспринимает Бога по-детски примитивно, как кого-то доброго на Небесах. Со временем, когда схлынет первый неофитский восторг, появляется неудовлетворенность. Может казаться, что Бог меня не слышит, не отвечает на молитвы. Следом за этим появляется осознание, что Бог — это не тот добрый дедушка на Небе, которого рисует наше воображение. И может появится разочарование, сомнение в Его существовании.
  3. Иллюзии о Церкви. Очень хорошо, если хотя бы в самом начале своего христианского пути человек сможет попасть в настоящую церковную общину. К сожалению, во многих современных храмах общинной жизни практически нет.
    Чаще всего это проблема больших городов, где прихожане забегают на службу, а после нее срочно торопятся по своим делам. Они не знают, чем живет и дышит их храм, они не общаются в неформальной обстановке со священниками, они не заводят друзей в христианском окружении. Такое положение дел приводит к тому, что христианство становится «религией выходного дня», а не проростает в повседневную и ежеминутную жизнь человека.

За неимением крепкой связи с храмом, прихожанин рано или поздно начинает замечать множество негативных процессов в церкви. Ведь в храмах есть самые разные люди, и они приходят туда со своими грехами. Мы ожидаем, что, придя в храм, обретем уже готовый рай на земле, а сталкиваемся с реалиями греховной жизни других людей. И от этого тоже может наступить серьезное разочарование.

  • Личностный кризис. Очень часто духовные проблемы появляются вслед за серьезными жизненными потрясениями. Пожалуй, на первое место нужно поставить смерть близких нам людей. На наш сайт часто приходят письма, примерное содержание которых сводится к такой мысли: «Я верил в Бога, молился, просил, а Господь взял и забрал моего близкого человека. Почему Бог так жесток? Я больше Ему не верю, не хочу Ему молиться, мне очень больно». Человек верил, а случилось такое большое горе. Это действительно очень сложно принять, очень сложно пережить.
  • Предательство близких. Если человек сталкивается с очень большой нанесенной обидой, особенно незаслуженной — это подрывает его веру вообще во все. К примеру, известие об измене супруга может привести к полному краху всего мировоззрения. Может казаться, что раз любимые люди способны на такое, то в мире нет никакой справедливости, нет любви. А раз нет любви — то нет и Бога, и тогда все бессмысленно.
  • Пути выхода из духовного кризиса

    Как уже было сказано выше, сам факт того, что происходит некое разочарование в собственной вере, не нужно воспринимать как вселенскую катастрофу. Нужно постараться понять, что мы до этого сделали не так и какую пользу нам несет случившееся.

    Что же может сделать сам человек, чтобы вывести себя на новый уровень духовности? Первое, что крайне необходимо — надо перестать себе врать. Очень часто люди настолько пугаются, что засомневались в Боге и православии, что просто отказываются сами себе в этом признаваться.

    Они заталкивают свои сомнения как можно глубже, всеми силами пытаясь внешне соблюдать все предписания своего вероучения. Это провальный путь, который приведет только к усугублению внутреннего конфликта и, рано или поздно, полному отказу от веры.

    1. Если в вашу душу закрались сомнения, не бойтесь их озвучить и осознать. Гораздо проще победить врага, которого мы видим в лицо. Надо подумать, что именно привело к кризису, что именно перестало устраивать в предыдущей модели мировоззрения. Возможно, проблема не такая и сложная.
    2. Очень хороший совет — поговорить о своих проблемах… с Богом. Если мы еще не дошли до полного отвержения веры, если находимся на этапе размышлений и сомнений, если все же предполагаем, что Господь есть и Он нас может слышать — надо бежать к Нему.
      Бежать и говорить о том, что мы где-то ошиблись в нашем духовном опыте, что-то поняли не так и теперь нам это мешает. Можно и нужно просить Господа разрешить наши терзания, укрепить в вере, открыть глаза на истину.
      Для этого не обязательно читать длинные и сложные молитвы, которые в подобном состоянии души будут скучными и бесплодными. Гораздо лучше искренне, со слезами сердечными поведать Богу, как любящему Отцу, что нас волнует и беспокоит.
    3. Нужно приложить усилия и постараться не забрасывать полностью церковную жизнь. Да, в кризисный период походы в храм могут начать тяготить, но нужно постараться хотя бы иногда приходить на службы. Сильно ломать себя не надо, но и полностью уходить из Церкви нельзя. Тут нужно найти такую грань, когда вы сможете с какой-то периодичностью бывать на богослужениях.
    4. Очень важную роль играет положительный духовный пример других людей. Гораздо тяжелее пережить кризис веры, если вы с ним остались один на один и в окружении нет достойных примеров настоящих христиан. Поэтому, если есть такая возможность, старайтесь как можно чаще общаться с братьями по вере, с хорошими опытными священниками. При многих храмах действуют воскресные школы для взрослых, организовываются встречи. Самое время начать их активно посещать.

    Самое главное, что надо помнить — никогда нельзя отчаиваться. Даже если кажется, что мир рухнул, все поменялось и никогда не будет так как прежде — не нужно верить таким негативным мыслям и поддаваться унынию.

    Чего не нужно делать и советы близким

    Для того, чтобы с минимальными потерями для собственной души выйти из духовного кризиса, полезно будет следовать таким советам:

    1. Не нужно себя насиловать. Если у вас не получается с былой пылкостью молиться — не нужно себя заставлять и пытаться выдавать из себя какие-то чувства. Старайтесь просто не оставить полностью молитву, молитесь меньше, но молитесь.
    2. Нельзя полностью идти на поводу у своих сомнений, но и пытаться делать вид, что ничего не происходит — неверно. Признайтесь себе и своим близким, которым доверяете, что у вас сложный духовный этап. Да, необходимо себя понуждать к духовному деланию, преодолевать внутреннюю лень. Но при этом нельзя полностью игнорировать свои внутренние процессы. Возьмите паузу, разберитесь в себе.
    3. Если вы видите, что в подобном состоянии находится ваш близкий человек — просто будьте рядом. Дайте возможность ему выговариваться, изливать душу, рассказывать о своих сомнениях. Самое худшее, что можно сделать в подобной ситуации — стыдить человека.

    Фразы из серии «Как ты можешь так думать», «Грешно сомневаться в Боге», «Ты что, не говори ересь», «Это тебе за твои грехи», «Да ты вероотступник» не только не помогут человеку выйти из кризиса, но только утвердят его в своем неприятии веры. Хотите помочь — слушайте, поддерживайте и молитесь за того, кому сейчас плохо.

  • Кроме пристыжения, очень негативно действует и отстранение. К сожалению, иногда бывает, что сомневающегося человека как бы извергают из верующей общины. Мол, «Когда разберешься, веришь ты или нет, тогда и приходи. А пока тебе тут не место». Такая позиция никак не перекликается с проявлением милосердия и любви к ближнему, к которым призваны все христиане.
  • Очень важно не казнить себя, не ругать последними словами за сомнения. Свое внимание нужно концентрировать не на плохом, а на той пользе, которую можно вынести.
  • Духовный кризис — этап перехода на новый уровень духовной жизни. Этого не нужно бояться, нужно просто правильно его пережить. И самое главное на этом этапе — не забыть о существовании Бога. Даже если сейчас кажется, что Он далек и не слышит, это совершенно не так. И нужно постараться вернуть себя в общение с Ним.

    О единственной причине духовного кризиса и всех земных бед – епископ Иов (Смакоуз)

    О предпосылках и признаках духовного кризиса, а также о путях выхода из него наш разговор с епископом Каширским Иовом (Смакоузом), Управляющим патриаршими приходами в Канаде

    – Владыко, что такое духовный кризис? И почему все чаще можно слышать об этом «диагнозе» в православной среде?

    – Духовный кризис наблюдается, как правило, у малоприобщенных к Православию, у тех, кто пришел в Церковь недавно и еще не стойкий в вере. Обычно у людей из верующих семей его не бывает или же он проявляется значительно реже.

    Надо отметить, что духовный кризис (так называемое выгорание) исходит из древности. Например, апостол Павел призывает христиан своего времени: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19). Древние подвижники называли это явление «богооставленностью», «унынием», «томлением духа». Известный сербский духовный писатель ХХ века свт. Николай (Велимирович) указывает, что ранее «духовный кризис» верующие люди именовали «судом Божиим».

    Я не могу припомнить, чтобы за несколько лет моего пребывания в монастыре послушником кто-то называл свои духовные проблемы духовным кризисом. Тогда все насельники, духовники-старцы, если постигало их какое-то несчастье, или кто-то из неопытных и своевольных молодых послушников, духовно падающих в «ров» какой-либо духовной страсти, обычно использовали евангельский термин «искушение».

    Для одного человека такой кризис может быть ударом, который его сокрушает; для другого – полезным уроком или испытанием, укрепляющим дух. Известно, что «стакан разбивается не потому, что его толкнули, а оттого, что он был стеклянным, а не железным».

    Неудивительно, что о таких кризисах часто говорят в церковной среде, там, где сильна невидимая брань внутри духовного сердца. Cтарец Паисий Афонский наставлял, что Всевышний наказывает потому, что любит: «Есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну».

    – Что является предпосылками, причинами такого кризиса?

    – В наши дни бездуховности и вседуховности существует много духовных проблем. В какой-то мере все человечество пребывает в духовном кризисе и бросается с одной крайности в другую: «то в огонь, то в воду» (Мф. 17:15), как сказал Христос.

    Духовный кризис (то есть мысли против Бога и Его Церкви, «разочарование» в вере), как правило, ярко проявляется, если неофит сталкивается с какой-то несправедливостью или явным вопиющим безобразием, которые, к сожалению, встречаются в церковной среде.

    В результате происходит своеобразная подмена понятий: отдельно взятых людей (которые все несовершенны) человек отождествляет с целым институтом Церкви и мыслит примерно следующим образом: если такое в Церкви происходит, то это «неправильная» Церковь и я туда ходить не буду.

    Причина суда Божьего, духовного кризиса, как и всех земных бед, всегда одна и та же: богоотступничество. Отступающего от Бога Отца, Матери-Церкви Всевышний оставляет на время, чтобы тот, испытав горечь духовного одиночества, как блудный сын из известной евангельской притчи, в слезах покаяния снова вернулся к Нему, в Отчий дом. Надо отметить, что нарушение духовных и нравственных законов всегда разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как неспособна принимать дождевую влагу утоптанная, необработанная земля. Господь попускает кризис в душе для того, чтобы пробудить, отрезвить, вразумить нас, чтобы мы, часто надменные гордецы, вспомнили Бога и вернулись к Нему, чтобы мы, утвердившиеся в «гавани» материального благополучия, вспомнили о душе, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему и Живому. Помню, когда я в свое время доложил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру о гонениях в своей епархии, творимых раскольниками, о вынужденной защите в судах, он тихо сказал только два слова: «По грехам нашим!»

    Мне известно несколько случаев. Однажды мой кандидат убежал из семинарии. Причины я не знаю, но он потом смиренно сказал, что «людей и их грехи перепутал с Церковью, которая есть Тело Христово». Запомнилась также история одного активного прихожанина, который пытался в соседней епархии помогать с периодическим изданием духовно-катехизического направления. Спустя время он поведал, что «в один вечер пришел домой, снял все иконы со стен и сложил их в ящик» с аргументацией: «Зачем мне такой Бог, если вся семья моя плачет». У него тоже что-то случилось – и обида или жизненные испытания внесли сомнения относительно Высшей справедливости. Думаю, это произошло из-за неофитства.

    – Может ли человек сам с этим справиться?

    – Надо помнить, что каждый наш грех – рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным обращением. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Вспомним первоверховного апостола Петра. Духовный кризис обычно длится до тех пор, пока надменный человек с покаянным вздохом не воскликнет: «Господи, помилуй!»

    Один оптинский старец часто в своих поучениях сравнивал скорби со «сверлом» Божьим. Оно отверзает в человеке источник молитвы. Это правда. В страданиях человек усердно молится и постоянно, потому что иначе не выжить. Молитва и покаяние, обращение к Богу за благодатной помощью в Таинствах – это необходимое условие выхода из кризиса.

    – Какие, на Ваш взгляд, пути выхода из кризиса?

    – Можно предложить такие пути выхода из кризиса: хорошо, чтобы с поникшими людьми вовремя кто-нибудь поговорил – тот, кто является для них определенным духовным авторитетом, кого они уважают. Обычно в этих случаях помогают следующие доводы: а) я хожу в церковь к Богу, а не к конкретному батюшке, если проблема в священнике; б) этот конкретный храм – не единственный: наша Церковь распространяется в ширину (по всему миру) и в глубину (на 2000 лет назад в прошлое и на неизвестно какое время в будущее – до Второго Пришествия Христова). Нам надо осознавать себя членом той Церкви, Глава Которой – Сам Христос, в Которой были и апостолы, и священномученики. Если конкретный батюшка, к сожалению, оказался замешан в чем-то бесчестном, я говорю так: «Но ведь это не только его Церковь. Это Церковь Христова, а Христос ни у кого ничего не крал, никого не обманывал, не нарушал правил дорожного движения» и т. д. Если это для некоторых слишком абстрактный аргумент, я привожу пример ныне живущих подвижников-архиереев или батюшек, которые всем известны праведным житием своим. Всегда уверяю людей, что это их Церковь, а не тех, кто творит несправедливости, что тем более надо в Церкви оставаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы по возможности повлиять на других, перевоспитать их, ведь Христос незримо нас всех меняет через приобщение к Святым Дарам, а вне Церкви нет спасения. Христианство – это вовсе не великолепные одеяния священников или прекрасное хоровое пение, хотя они важны. Христианство – это когда Христос в тебе, когда ты не можешь пройти мимо боли другого человека, это самопожертвование и самоотречение (ухаживание за больными), это исповедание Веры до самой смерти (пример мучеников-исповедников; правда, надо со смирением признать, что такое не каждому по плечу!) Это умение забыть себя и свои выгоды и проблемы во имя другого человека, своей паствы! Не надо смотреть по сторонам (кто какой плохой и как себя неправильно ведет), главное заглядывать только вовнутрь себя: а я хорош? а что хорошего-то сделал для людей? Не судите других! Ведь всех нас можно за что-то осудить. А заниматься самоосуждением спасительно – ругая себя, себе же и пользу приносишь: стараешься стать лучше! А это процесс бесконечный. Поэтому с самоосуждением никакой духовный кризис не страшен. Осуди себя – и увидишь, как все другие покажутся тебе прекраснейшими людьми! Какое уж там «разочарование в вере»? Да кто мы такие, чтобы разочаровываться в вере, в Церкви, за которую многие жизнь свою отдавали?

    Дай Бог нам так прожить, чтобы Христос, долготерпеливый и послушный Своему Отцу даже до смерти Крестной, не «разочаровался» бы в нас, чтобы мы не увлекли себя в ад после смерти, чтобы времени на разочарование в других или на их осуждение у нас не имелось – свою бы душу как-нибудь спасти, успеть бы покаяться и добрыми делами загладить свои грехи! А час смерти неизвестен никому. Memento mori! («Помни о смерти!») – самое лучшее лекарство от любого внутреннего кризиса!

    – На что важно обращать внимание в духовной жизни?

    – Известный профессор МДА Алексий Осипов часто в своих духовных беседах говорит, что первым в рай вошел благоразумный разбойник, негодяй, бандит. Ему открылись врата рая потому, что он смирился перед Божьим и человеческим судом и сердечно покаялся. Увидев свое состояние, он почувствовал, что без милости Божией, помощи Христовой ему не спастись. А праведники по закону – фарисеи – осудили Христа на смерть. Самое главное в духовной жизни – смириться, увидеть себя тем, кем человек является на самом деле.

    Надо радоваться всему, что у нас есть, и одновременно избегать земной славы – чем её меньше, тем лучше для нашей души. Нужно все время творить добро, но потихоньку, чтобы оно не бросалось в глаза, было незаметным. Важно уметь за за содеянное добро получать пощечины! Таковы духовные законы спасения, и их не изменить: чем лучше кто-то становится в духовном плане, тем больше на него ополчаются враги рода человеческого и нападают посредством людей. Тут главное не утратить веру, не упасть духом. А награда нам уготована на Небесах: если ее в этой жизни получим, то после смерти не воздастся нам. Поэтому настоящие подвижники предпочитали отдавать, а не брать, помогать, а не просить о помощи (ну, у Бога, конечно, надо всегда просить помощи!) и не скорбеть о том, чего у нас нет (это, наверное, самое трудное). И ещё надо научиться прощать людей – тогда так легко становится! Искушения будут везде, но главное то, как вы сами к ним относитесь. Помоги, Господи, нам не забывать, что с Твоей помощью «все пройдет, и это (духовный кризис) тоже пройдет», как было написано на кольце царя Соломона!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: