Православие и инопланетяне: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Православная церковь о НЛО: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В XX веке появилось некое движение — уфология, которое его последователи называют «научным». Оно «изучает» историю контактов с пришельцами, разновидности летающих тарелок, физиологию инопланетян, их поведение и мотивацию и т.п.

И христианские богословы, и светские религиоведы понимают, что уфология имеет четкие признаки оккультизма.

Православный и научный взгляд на «историю внеземных контактов»

Отношение православия к НЛО хорошо изложено в известной книге иерея Серафима Роуза «Православие и религия будущего».

Он исследует различные свидетельства людей, вступавших в контакт с пришельцами и проводит параллели с историями общения со злыми духами, изложенными в Древнем Патерике и других житиях христианских святых. Первое, на что обращает внимание Серафим Роуз, действия инопланетян нелепы и бессмысленны.

Незадолго до появления его книги, ученые провели 22-летнее исследование истории «контактов», как социально-психологического феномена, с целью найти объяснение появившейся в газетах массе публикаций о «видевших НЛО» (Проект «Синяя книга»). Отец Серафим внимательно ознакомился с их работой.

Из этого исследования, вырисовывалась такая картина:

  • начиная именно с того времени, как люди стали увлекаться космосом и мечтать о знакомстве с внеземными цивилизациями (первое свидетельство о встрече с НЛО — июнь 1947 года), на землю хлынул мощный поток пришельцев;
  • за 22 года они совершили не меньше 12 тысяч полетов на нашу планету. Столько «свидетельств очевидцев» было собрано учеными проекта. Если распределить эти цифры поровну, на три дня приходится по два контакта с пришельцами;
  • рациональные мотивы для такого активного внимания у инопланетян вряд ли имеются, поскольку поведение их совершенно абсурдно.

Во всех 12 тысячах историй о контактах можно выделить несколько сюжетов.

  1. Первый, самый распространенный, — на небе появляется одна или несколько тарелок и, покрутившись перед глазами очевидца, исчезают.
  2. Второй — инопланетяне высаживаются из корабля, чтобы взять на исследование образец земной почвы. Вероятно, булыжник с нашей планеты имеет на космическом рынке стоимость изумруда, ведь пришельцы уже не одну тысячу раз сюда прилетали, чтобы поднять с земли камень.
  3. Третий вариант — космический корабль ломается и приземляется на время починки. Поскольку, это происходило регулярно, можно сделать вывод, что техника у внеземных цивилизаций весьма хрупкая. Удивительно, как они ухитряются с ее помощью преодолевать космические пространства.
  4. Четвертый — пришельцы вступают с людьми в непосредственный контакт. Тут есть истории о дружелюбном общении и о похищениях с целью опытов.

Во всех случаях поведение инопланетян лишено всякой логики и смысла. В первых случаях, пришельцы совершают какое-нибудь абсурдное действие, вроде как в рассказе одного фермера, о том, что к нему пришел космический гуманоид и протянул четыре лепешки.

Второй вид историй вызывает вопрос, зачем инопланетянам без конца изучать одинаковые биологические образцы? Ведь и с нескольких экземпляров можно получить о нашем виде исчерпывающую информацию. Историй же о «жертвах инопланетного тестирования» великое множество.

Важно! Но один факт не подлежит сомнению: пообщавшись с пришельцами, люди часто отправляются лечиться у психиатра или кончают жизнь самоубийством.

Сходство «инопланетных контактов» с другими формами явлений злых духов

Ученые Проекта «Синяя книга» сделали следующий вывод из своих исследований: все увиденные на небе НЛО — оптические эффекты или объекты земной авиации. Истории об общении с пришельцами — мистификация или бред.

Но иеромонах Серафим Роуз отнесся к этим историям значительно серьезней. Большинство из них он тоже счел «фальшивкой» или галлюцинациями, но отметил, что их слишком много, чтобы полностью снимать со счета. И временами в них ясно видны признаки бесовских видений.

Серафим Роуз сравнивал феномен НЛО со спиритизмом, в котором помимо мошенничества и психических расстройств, есть реальное явление злой силы. По его словам, «истории людей, вовлеченных в контакты с НЛО, обнаруживают стандартные характеристики, которые отличают общение с демонами в области оккультного».

Сравнивает он эти явления и с историями демонских искушений из жизни монахов. Главные признаки:

  • человек полностью захвачен увиденным;
  • начинает ждать от инопланетян чего-то великого;
  • не может думать ни о чем, кроме них и почти им молится;
  • какое-то время он пребывает в состоянии эйфории.

Показательно, что уже на этом этапе восторги могут прерываться минутами отчаяния, душевной опустошенности, суицидальным настроением. Это полностью совпадает с описанием состояний духовной прелести в христианской аскетике.

У таких историй плохой конец. В лучшем случае, за первым контактом ничего не следует, и человек, разочаровавшись, впадает в тяжелую депрессию, которая часто сопровождается нравственной деградацией, вроде пьянства, или разврата, а заканчивается самоубийством.

В худшем случае, «инопланетяне» приходят не один раз. Какое-то время они будут морочить человеку голову, но наступит момент, когда их настоящие намерения откроются вполне. Как сказано в евангелии, «диавол есть человекоубийца от начала» (от Иоанна,8-44).

Такая же логика развития у всех «контактов» со злыми силами, под каким бы видом они ни приходили: как святые к впавшим в искушение монахам, как духи великих писателей к спиритуалистам или в качестве посланников созвездия Орион к уфологам.

Совет! Пострадавший от подобных видений человек, найдет защиту, если обратится за помощью к Богу. Серафим Роуз приводит в пример и подобные случаи.

Уфология как оккультная религия

Это движение нельзя назвать невинным. Это не объединение любителей научной фантастики. В нем явно присутствуют религиозные черты. Инопланетянам отдается роль Бога (идеи о зарождении земной жизни, благодаря сверхразумным космическим цивилизациям).

Отношение православия к другим учениям:

Свое бредовое учение уфологи пытаются перемешать с христианством и другими авторитетными религиями (идеи о том, что Будда, Христос, Платон и все «великие учителя» были пришельцами из космоса, что в египетских пирамидах и на православных иконах есть скрытое изображение летающих тарелок и т.п.). Наконец, есть у них и практики медитаций для телепатической связи с жителями звезд.

Важно! Уфология — один из современных вариантов оккультизма.

Об НЛО – мнение православного священника

НЛО — популярная тема прошлых лет. Мнения о “летающих тарелках” многообразны и противоречивы до сих пор.

Однажды мне довелось побеседовать на тему НЛО с православным священником Андреем Березиным. Он так же является преподавателем Духовной семинарии в Нижнем Новгороде.

Я попросил отца Андрея объяснить, как относится к феномену НЛО православная церковь.

– Отец Андрей, наверное, с развитием космонавтики люди стали чаще задумываться о том, что где-то во вселенной тоже могут быть разумные цивилизации? А тут как раз НЛО. Многие увидели в них братьев по разуму.

– Ну, потом даже какой-то бум разгорелся. Об этом очень много говорили. Были периоды затишья темы НЛО в нашей печати, потом интерес к этому феномену снова возрастал. На западе это муссировалось порой очень обширно. Бог есть творец всего, и кроме того, что он создал, ничто более не существует. Мне кажется, что если в Священном Писании прямо не говорится о существовании, кроме ангелов и людей, еще каких-то разумных существ, созданных Богом, это нас должно насторожить: а все ли мы здесь воспринимаем правильно?

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

– А как вы относитесь к тому, что многие исследователи пытались найти скрытое описание НЛО в Библии: различные знамения в видео огненных столбов, сигарообразных облаков и тому подобное? Так, например, этот феномен часто пытаются увидеть в явлении Бога Моисею на горе Синай в дыму и огне (книга Исход, гл., 19, ст. 16, 18-20).

– Те ссылки на Священное Писание, которые некоторые уфологи пытаются приспособить к своим теориям, по-моему, совершенно несостоятельны, потому что они ссылаются на определенные второстепенные моменты и на этом основании пытаются что-то подогнать под свою идею. Огненный столб может образоваться и от взрыва, а дымное облако химическим путем. Я не вижу вообще никаких аналогий в данных ссылках на Библию и считаю, что в ней таких ссылок нет.

– Вы хотите сказать, что в Библии вообще каждый может найти все, что захочет?

– Может быть, это и так, если будут искать то, что захотят, а не то. Что следует. Но так делать нельзя. Священное Писание должно пониматься не так, как каждому захочется, а так, как Господь велит его понимать. У нас есть Священное Предание на основе ветхозаветных пророков, а также отцов церкви. Там говорится о том, как нужно понимать Библию.

– Понятно. А если, не имея ввиду НЛО, предположить, что где-то в космосе существуют некие разумные существа? Каково будет к ним отношение Православной Церкви?

– Если бы Господь создал где-то еще, помимо ангельского и человеческого мира, мир других разумных существ и если бы их бытие пересекалось с человеческим бытием, то я думаю, что об этом все равно упоминалось бы в Священном Писании. А раз этого нет, то лучше не фантазировать на данную тему.

– В последнее время НЛО превращается в своеобразный культ. Например, в популярном фильме американского режиссера Стивена Спилберга “Тесные контакты третьего рода” эта вера в пришельцев становится почти религиозной.
– Массовые явления НЛО стали наблюдаться не столь уж давно. В истории мы может найти нечто подобное, но это были какие-то единичные факты. А в от такого массового их явления еще никогда не было. Могу порекомендовать книгу современного американского православного ученого иеромонаха Серафима Роуза “Православие и “религии будущего”. Там он достаточно исчерпывающе пишет об этом. То есть при соответствующем анализе пришли к выводу, что феномен НЛО никак не связан с инопланетянами, что он отрицателен, судя по его действиям от контактов с ним. Более того, добросовестные исследователи, которые многие годы занимались этим феноменом, сделали очень интересный вывод: феномен НЛО нематериален. Хотя как будто бы действительно: материальный объект, места посадок НЛО и так далее.

Но ведь. бесы тоже нематериальны, понимаете? Церковь нам говорит однозначно, что все эти НЛО — проявление бесовщины. Можно задаваться вопросом, а на сколько оправданы такие выводы? Ну, оправданы, конечно. Об этом очень многое написано. Бесы могут материализоваться. Бес — это падший ангел, это духовное существо, но со знаком “-“. И если в былые времена они принимали вид каких-то неприятных животных или даже человека, то сегодня, похоже, просто идет подыгрывание под то, что человечеству больше импонирует. Приятно думать об инопланетянах, о том, что они сыграют какую-то роль в спасении человечества. Это, естественно, не отрицает само по себе Господа Бога. Но получается, что они идут параллельными путями? Уж если бы Богу угодно было с помощью неких разумных существ сделать нечто для человечества, неужели бы об этом не было написано в Библии? Было бы, конечно. А если понимать это так, что они независимо от Бога хотят что-то сделать. Это абсурд. Сейчас, вы знаете, есть НЛО-контактеры. Они общаются с высшим, по их словам, разумом, записывают, что он им говорит. Личные контакты, другое какое-то общение с НЛО — это всегда печальный результат. Серафим Роуз об этом же говорил в своей книге. Поэтому можно сделать вывод: бесы просто подыгрывают под то, на что больше всего клюнет человек. Когда-то это был спиритизм, сейчас НЛО. И все это вредно для человека. И при желании узнать что-то большее нужно обращаться к православным источниками. Там есть мнение и компетентных ученых, и богословов. Все сказанное об НЛО — не только моя точка зрения, это точка зрения всей Православной Церкви.

– А вы в своих проповедях говорите о подобной опасности для человека?
– Ну, конечно, говорил в свое время. Но я, думаю, что сейчас люди такими вопросами не задаются. По-моему, для них все понятно.

– Спасибо. Будем надеяться, что этот разговор будет интересен читателям.

Православная Жизнь

Если инопланетяне всё-таки существуют — как относиться к ним человеку верующему? Что делать, если встретил на своём пути представителя внеземной цивилизации? Возможно ли, что где-то во вселенной существуют такие же люди, которые верят в то же, что и мы? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

Церковь к инопланетянам не относится

Честно говоря, я не знаю, как на эту тему можно говорить серьёзно, потому что все научные, а вернее, псевдонаучные наработки по вопросу общения с инопланетными существами на поверку оказываются пустым местом. Как Церковь относится к инопланетянам? — да никак. Священное Писание ничего не говорит нам о сотворении жизни на каких-то других планетах, кроме нашей. Оно рассказывает о сотворении видимого и невидимого мира. Невидимый — это мир ангелов и духов злобы поднебесных, которые от ангелов отпали. Видимый — тот, в котором мы с вами живём.

Как отбиться от «инопланетянина»

Мне понравилось, как на подобный вопрос лет десять назад ответил известный священник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Дети спросили, что он скажет, если встретит инопланетянина. Отец Артемий ответил, что ничего не скажет, поскольку там, где появляются батюшки, инопланетяне исчезают, потому что не любят священнических бород. Дело в том, что в христианстве есть довольно твёрдое убеждение в том, что НЛО — это бесы. С этой точки зрения отец Артемий абсолютно прав: общаться с такими «инопланетянами» — дело вредное, и если доведётся встретиться с одним из них — перекрестите его, и он исчезнет. А если не исчезнет, можете бить его прямо промеж рог.

Читайте также:
Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления

Контакты со внеземными цивилизациями и официальная наука

Когда мы видим какие-то передачи или фильмы о пришельцах и тому подобном, то на поверку это всё оказывается вымыслом. Когда говорят, что был получен ответ на отправленный в космос сигнал, это не имеет отношения к правде, поскольку на протяжении многих лет таких ответов не было. Ещё я заметил, что в русскоязычном интернете очень мало информации о всевозможных контактах с инопланетянами и тому подобном. Думаю, такая ситуация сложилась потому, что серьёзные учёные такие «контакты» не рассматривают, поскольку рассматривать нечего.

Всевозможные теории о том, что где-то есть планета, где живут люди, у которых тоже есть христианство, любопытны только как теории. В любом случае, на сегодняшний день всё это остаётся областью домыслов и фантастики. Начиная с 1960-х годов эта тема набирала актуальность, что неудивительно: с момента выхода человека в космос люди стали интересоваться вселенной и её тайнами.

Одиноко во вселенной

Думаю, если бы другие цивилизации существовали, то это было бы оговорено Спасителем, апостолами или святыми. Мы ничего не можем сказать об этом, поскольку не знаем даже о природе ангельского мира. Рассуждать и философствовать можно о чём угодно, но в этих размышлениях надо на что-то опираться, а нам опираться не на что. Человеку сложно представить, что в огромной вселенной больше нет никого, кроме жителей Земли. От этого возникает ощущение одиночества, очень тяжело переносимого. Человеку это ощущение знакомо, и оно малоприятно. Бывает ведь, что и среди людей мы чувствуем себя одиноко. Одиночество тяготит, и потому не исключено, что отчасти и по этой причине возникают слухи и домыслы об инопланетянах.

Люди порой думают: как здорово было бы, если бы кто-то пришёл и научил нас, как жить без войны. Каждый был бы рад обрести друга-трансформера, но вряд ли захотел бы пережить нашествие чужих. Нам не хватает общения и друзей, и оттого мы порой хотим найти кого-то извне, кто принял бы нас. С другой стороны — Тот, Кто учил жить без войны, уже приходил, и какова была Его участь?

Подтверждения существования инопланетян у серьёзных учёных пока что нет, то, что преподносится как доказательства, — фейки. Как бы ни старались уфологии подогревать наш интерес, пока им похвастаться нечем. Если бы что-то действительно подтвердилось на уровне серьёзной науки, представляете, какой это был бы фурор?

Не одиночество, а уникальность и ценность

То, что мы одни на нашем маленьком шарике во всей необъятной вселенной — это и страшно, но и удивительно, и здорово. Это показывает, какая мы ценность в глазах Божьих. «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3) — можем воскликнуть мы вслед за псалмопевцем Давидом. Господь показывает нам: посмотрите, как велик мир, а человеческая душа дороже всего для Бога. Как ты, человек, распоряжаешься ей? Бог переживает о тебе — переживаешь ли ты о себе? Мы привыкли думать, что Бог нас наказывает, но забываем, что Он нас любит, всегда рядом и ищет, за что нас помиловать. Только обращаясь к Нему за помощью, мы можем изменить что-то в себе.

Недавно я перечитывал евангельскую притчу о благоразумном рабе. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:45-51).

В этой притче ничего не говорится о том, как жил этот раб и как вёл себя на протяжении всего периода служения. Сказано, что блажен тот, которого хозяин, придя, найдёт поступающим хорошо. Иначе говоря — в чём Господь застанет нас, в том и судить будет. Бог каждый день даёт нам шанс исправить свою жизнь к лучшему, и только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет. Мне бы очень хотелось, чтобы размышления о бесконечности вселенной и нашем в ней одиночестве привели нас в итоге к этим мыслям.

Записала Екатерина Щербакова

3. Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

3. Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

Вопрос:Что вообще Церковь думает об инопланетянах?

Отвечает диакон Андрей Кураев:

Если можно, я отвечу не своими словами, а словами из писем святителя Феофана Затворника, которые я сейчас читаю.

В 1863 году он написал:

“С удовольствием готов сказать Вам слово-другое в устранение Ваших недоразумений.

Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и Воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения.

Что такие мысли колеблют и беспокоят Вас – это по собственной Вашей вине, а не по свойству мыслей. Эти мысли – цепь мечтаний, не представляющих ничего несомненно верного, а домостроительство спасения есть дело несомненно верное, доказавшее и постоянно доказывающее свою Божественность. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?

Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители– но все только вероятно. Сказать “есть” не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету. Мореплаватель подъезжает к острову: все признаки показывают, что там есть жители,– но всходит на него, и ничего не видит. Да что о мореплавателях! Перенеситесь мыслию к первому времени, когда люди еще не размножились: на каждом почти шагу Вы встретили бы местность с признаками несомненной обитаемости, а, между тем, жителей не было нигде. Так и относительно тел небесных много имеется намеков, будто они обитаемы. Что удивительного, если они еще ждут своих обитателей, или их совсем там не будет: кто знает, чего хочет Господь относительно их! Надо бы побывать там, посмотреть и удостовериться делом – тогда, пожалуй, смело можно говорить, что “есть”, а без того нельзя больше сказать, как – “может быть”. Но то, что “может быть”, нельзя ставить в возражение против того, что фактически, верно “есть”.

Читайте также:
Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Защищать истину против придумываемых вероятностей есть то же, что бороться с призраками. Вот почему Вы ни в одной богословской солидной книге не найдете опровержения своему возражению. Богословы не считали разумным делом опровергать мечты. Вот теперь у нас польское восстание. Вы командуете отрядом, подходите к лесу, слышите шум, видите дым кое-где и людей с топорами. По всему видно, что тут мятежники. Однако ж если бы ни с того ни с сего Вы начали правильную атаку,– Вас не похвалили бы. Вы могли атаковать мирных жителей, рубящих лес. Вам надо наперед удостовериться, что там мятежники, разведать их число и положение,– и тогда уже действовать против них. Зачем вступать в борьбу, когда нет нападений действительных, а только кажущиеся?

Так и здесь: доведите до очевидности, что есть жители на телах небесных, тогда и начнем опровергать все возникающие из того возражения против святой веры нашей.

Так как существование жителей на планетах есть только вероятность, а область вероятности неизмерима, то относительно их открывается охотникам мечтать широкий простор. Вот и Вы, сами, может быть, не замечая того, пустились в мечты, лишь только дали силу предположению. Предположив, что есть разумные твари на других мирах, Вы начинаете рисовать их быт, не имея к тому никаких данных. Вам следовало остановиться на предположении о существовании, на которое есть намеки, и сказать, что далее идти нельзя по недостатку данных; а Вы пошли далее. Дух пытливый покою вам не давал и увлек вас. Но пусть и так – бедЫ еще нет большой – помечтать, но поддаваться влиянию мечты – опасно. Следовало бы, по крайней мере, правильно вести свои мечты. Сказали бы себе, примером, так: существование разумных тварей на планетах очень вероятно, но что бы такое они были и каково им там. Решая это, Вам следовало придумывать разные предположения, не останавливаясь ни на одном, а считая вероятным и то, и другое, и третье, потому что нет никакого основания останавливаться на одном каком-либо. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нем. У нас было падение – ну и там, мы склонны ко греху – ну и те; у нас нужно домостроительство спасения – нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться – и там уместен только этот способ спасения.

А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж они, соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с Богом и святыми Ангелами и блаженствуют, находясь в том состоянии, какого чаем и мы по воскресении. Но Вы признали их падение несомненным и пошли далее по этой дороге. Хорошо, положим, что и там было падение; но, не зная меры их греха, можем ли мы сказать что-нибудь и о способах восстановления их и спасения? Может быть, их грех так мал, что обошелся легкою мерою исправления; а может быть, так велик, что исключает всякую возможность поправить дело. Пример мы видим на нечистых духах. Все такие случаи надлежало иметь вам в виду и все-таки не останавливаться ни на одном, так как они все лишь вероятны.

Наконец, способ восстановления у Вас один: воплощение Бога, Его крестная смерть и Воскресение. Мы веруем, что и у нас домостроительство спасения было свободным делом Божественной благости, а не делом какой-либо вынужденной необходимости. Чрезвычайный образ восстановления у нас приспособлен к обстоятельствам нашим: но все же мы не можем сказать, чтоб он был актом необходимым. У Бога бездна премудрости. Церковь поет: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься. Стало быть, возможно было и ходатаю, и Ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а там, может быть, совершил дело спасения ходатай, или Ангел, или еще кто. Если Вы потрудитесь пройти всю эту цепь мечтаний, то, конечно, не придете к вопросу: как же и там возможно спасение чрез Господа Иисуса Христа? Ужели и там Он воплощался? Если трудно решить этот вопрос, то признайте там уместность другого способа восстановления падших; ведь нет никакой необходимости стоять на одном. В нашей воле остановиться мысленно на том или другом предположении. Но и при этом держИтесь той мысли, что все эти предположения – мечты, в которых нет ничего несомненно верного. Следовательно, и возражение, идущее от таких мыслей против святой веры, основанной на действительных фактах, состояться никак не может. Дойдите прежде сами и затем доведите нас до верного познания о бытии и состоянии жителей других миров, тогда мы займемся с Вами и решением вопроса о их спасении; тогда, если Вы построите возражение против нас,– оно будет возражение дельное, стОящее опровержения; а до тех пор – что себя беспокоить?

Вы приняли и остановились на одном течении мыслей; а их возможно множество. Допустив населенность разумными существами других миров, Вы полагаете, что они там тоже сотворены; а может быть, не сотворены, но переводятся туда именно с Земли? Земля определена быть рассадником жизни для всех планет. Как на Земле первоначально из одного места расселились люди по всем обитаемым странам Земли, так с Земли наполняются жителями все тела небесные. В дому Отца Моего, сказал Господь, обители многи суть (Ин. 14, 2). Почему не признать этими обителями небесные тела? Почему не допустить, что люди по смерти живут на той или другой планете, на том или на другом солнце и по Страшном Суде водворятся там вечно со своими телами? Скажете: отчего же такая честь маленькой Земле? Для Бога в тварях нет ничего ни большого, ни маленького. Он всех тварей Своих любит и о всех них равно печется. Если Он положил, чтобы на одной какой-либо планете был рассадник жителей, то для Него все равно какую бы ни избрать для этого. И какое тело Вы ни возьмите, все останется вопрос: почему оно избрано? Ибо всякое из них, в сравнении с целым мирозданием, будет ничто. Против такого предположения, как предположения, сказать нечего.

Читайте также:
10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушали заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою мы спасаемся. В притче пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну. Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.

Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя. Если физически существует такой союз – то почему же не предположить нравственного? Если в физическом отношении одно тело влияет на все прочие, с какими оно состоит в связи, то отчего же не допустить того же и в отношении нравственном?

Вот все, что пришло мне в голову сказать Вам в успокоение Ваше; и однако ж не забывайте, что все это лишь предположительные мысли, без которых не только можно, но и должно обходиться. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании; а узрим лицем к лицу тогда! (ср.: 1 Кор. 13, 12). Вышших себе не ищи, говорит Премудрый; а яже ти повеленна, сия разумевай; несть бо ти потреба тайных. Многи бо прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их (ср.: Сир. 3, 21, 22, 24)”.

Читайте также

О грехе вообще

О грехе вообще .Вторая тема есть о видах греха, об отдельных грехах, с которыми пастырю приходится встречаться на исповеди. Но прежде следует сделать некое общее введение аскетико-богословского характера, могущее помочь священнику в трудной задаче учить кающихся, как им

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ — Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ — Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине ИСТИНАВ православном понимании Поместная Церковь — это Церковь определенной территории, которая находится в единстве со всеми Православными

§91. Таинства вообще

§91. Таинства вообще G. L. Hahn: Die Lehre von den Sacramenten in ihrer geschichtlichen Entwicklung innerhalb der abendl?ndischen Kirche bis zum Concil von Trient. Breslau, 1864 (147 pp.). См. также статью Sacramente, автор G. ?. Steitz, в Herzog, Real–?псуklop?die, vol. xiii, pp. 226–286; и Const, von Sch?tzler: Die Lehre von der Wirksamkeit der Sacramente ex opere operato. Munich, 1860.Значение слова sacramentum,

7 4. Один человек сказал мне, что молитвы обычных людей об усопших — дерзость: «На то есть Церковь, а ты о себе молись, о своих грехах думай!» Что ж тогда — вообще нам, грешным, нельзя об усопших молиться?

7 4. Один человек сказал мне, что молитвы обычных людей об усопших — дерзость: «На то есть Церковь, а ты о себе молись, о своих грехах думай!» Что ж тогда — вообще нам, грешным, нельзя об усопших молиться? Конечно, никаких запретов на личные молитвы об усопших нет и быть не

Пост вообще

Пост вообще Это последнее место показывает, что на пост смотрели, как на своего рода праздник, торжество. Но было и противоположное течение во взгляде на пост, о котором неодобрительно упоминает Тертуллиан, склонявшееся к мнению, что пост нарушается принятием евхаристии:

Что думает современная наука?

Что думает современная наука? Современная наука слишком примитивна, чтобы дать истинную оценку этой области знаний. Обычные учёные ничего не видят дальше собственных органов чувств. Их знания подобны знаниям слепого человека, который пытается всё понять и изучить на

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь.

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь. 1. Однажды св. Ефрем патриарх антиохийский, узнал, что один находившийся в Иерапольской стране, столпник вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник как

50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, (Лк. 12:46). Мысль та же, какая развита была в предыдущей речи — о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания и соответственного им

27. Кто-то думает, ему повезло, что он родился?

27. Кто-то думает, ему повезло, что он родился? Кто-то думает, ему повезло, что он родился? Спешу уверить его или её, что смерть такое же везенье, и я знаю это. Я проходил смерть с умирающим, и рождение с только что омытым младенцем. Я не вмещаюсь между шляпой и ботинками,

Читайте также:
Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Рука вообще

Рука вообще Большая рука обыкновенно признак доброжелательного и обязательного человека. Большие руки проявляют также склонность к мелочности, которая очень любит вдаваться в подробности.Большая, стройная рука свойственна людям одарённым, но высокого мнения о

Чин часа вообще

Чин часа вообще Часы (. horae) — службы, специально установленные для освящения определенных часов, чем-либо знаменательных в истории нашего спасения, в благодарность за происшедшие в них события; но так как спасение наше совершено страданиями Христовыми, то и отдельные

Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Православная церковь о теории эволюции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Как появился человек и вообще все живое? В разные века набирали популярность различные теории происхождения мира — землю считали и плоской, стоящей на огромных слонах, и центром Вселенной. Несмотря на то, что в современном мире решены большинство разногласий между наукой и религией, вопрос о появлении человечества как такового остается открытым. Совместима ли теория эволюции и православие? Попробуем разобраться.

Теория эволюции против креационизма

Основной постулат теории эволюции в любом ее изложении говорит о том, что все живое возникло из некогда неживой материи и впоследствии развилось, изменив первоначальный вид. Более сложные виды произошли от более простых в процессе постоянных превращений и изменений. Собственно, весь этот процесс развития и изменения видов и называется эволюцией.

Конечно же, самый главный вопрос в этой теме — превращение обезьяны в человека. Сторонники теории эволюции утверждают, что до появления человека землю населяли человекообразные обезьяны, которые со временем развились настолько, что стали человеком.

Важно! Поскольку в Библии сказано, что Господь создал человека по образу и подобию своему, это расхождение и стало краеугольным камнем преткновения науки и религии.

В ответ на теорию эволюции в западных протестантских церквях появилось обратное учение — креационизм. Оно утверждает, что человечество, как и вся наша планета и все живое, появилось и развивалось буквально по слову Библии, по Книге Бытия. Более того, креационисты полностью отвергают возможность эволюционного развития в природе в принципе как такового.

Отношение православия к другим сферам жизни:

Но даже если не заглядывать глубоко и не касаться времен динозавров и пещерного человека, развитие в природе доказывается чисто экспериментальным путем. Мы можем наблюдать появление резистентных к антибиотикам микроорганизмов, развитие грибков плесени, появление новых видов грызунов, не чувствительных к старым ядам и т.д.

Это означает, что природа подвержена вполне естественному развитию. Но способна ли природа не развить, а именно создать что-либо принципиально новое?

В Библии сказано, что Господь создал землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. Креационисты понимают это буквально — что земля и все живое возникло с понедельника по субботу. Конечно же, такой радикализм породил массу споров и дискуссий в этой сфере.

Как же разобраться, какая из теорий говорит правду? Если отбросить радикализм, и спокойно разобраться в вопросе, то становится понятно, что эволюция и Библия вполне совместимы, просто говорят о разном и на разных языках.

Буквальное толкование Библии

Сторонники противопоставлять науку и религию упускают из внимания тот факт, что Библия — это не учебник по естественным наукам. В Библии очень многого нет относительно современной жизни христиан, но это не мешает нам пользоваться благами цивилизации.

Основные постулаты сотворения мира написаны в 1 и 2 главе Книги Бытия, но неверно их рассматривать буквально. В Израиле древних веков процветало поклонение идолам, и первые главы Библии были направлены на борьбу с идолопоклонством. А попытка увидеть в этих текстах конспект лекций по геологии и антропологии совершенно искажает смысл Священного Писания.

Приведем мнение епископа Василия (Родзянко), который предостерегал христиан от смешивания двух различных по природе миров — мира научного и мира религиозного. Владыка говорил, что Библия освещает духовный мир человека, говорит на языке небесном в форме аллегорий, сравнений и примеров. И большой глупостью будет искать в ней точные цифры, даты, научные факты.

Например, в Священном Писании можно найти слова (Псалмы 103 и 92) о том, что Земля стоит на твердом основании и она не подвигается (буквально — не движется в пространстве). С точки зрения естественных наук, это полный абсурд, и давно доказано обратное. Только Библия в этих псалмах говорит вовсе не об устройстве Вселенной, а только лишь о духовном состоянии человека.

О чем на самом деле говорит Священное Писание

Многие ученые богословы склоняются к мнению, что возможность развития различных элементов природы от простого к сложному гораздо в большей степени созвучно с понятием Божественного всемогущества, нежели постулаты креационистов.

Святой отец нашей церкви Василий Великий писал, что акт Божьего творения «да произведет земля» стал основополагающим законом естественного развития и остался таковым навсегда. Это означает, что Господь Бог подарил миру не просто факт его создания, но и особую активность и возможность развиваться. Эта самая активность и связывает творение со своим Творцом.

Такая взаимосвязь носит название «синергия» — соработничество. Как Бог не может без доброй воли самого человека спаси его душу, так и все процессы в природе Он творит не в статике, а в паре с самим миром.

Важно! Если данная Богом человеку свобода воли выражается в принятии нравственных решений, то свобода мира заключается в действии естественных природных законов жизни.

Господь Бог хочет и может спасти каждого человека, но только лишь человек волен выбирать, по какому пути ему идти. И правильно сделанный выбор позволяет человеку познать Бога и спасти свою душу. Точно так же и Божий акт творения мира не отвергает действие эволюции, но, наоборот — мир путем развития по естественным природным законам приходит в свою полноту.

Где заканчивается наука и начинается религия

Однако, есть один аспект, который при всем желании не может быть объяснен теорией эволюции. Это появление из ничего существа со свободной волей. Любая природная материя подвержена естественным законам — инстинктам. Как в такой отлаженной эволюционной схеме мог появиться человек, способный противостоять правилам системы, его же и создавшей?

Каждый из нас опытным путем знает о наличии у него свободы воли. И даже если полностью встать на сторону сторонников теории эволюции, можно допустить, что природа максимально использовала все, на что была способна своими силами для собственного развития. Но очевидно, что человек со свободной волей и разумом нуждался в дополнительном внешнем акте творения.

Читайте также:
Как перестать бояться смерти: почему не стоит бояться и как преодолеть страх

Другими словами можно сказать, что природа и естественные законы выполнили всю подготовительную работу, а человек возник тогда, когда Господь даровал ему его бессмертную душу. И именно вместе с Божьей душой человек получил и свой разум, и свою волю.

Именно на этом месте заканчиваются естественные знания о природе и человеке, и начинается религия. Компетенция науки уступает место компетенции веры. Тут и начинается то творение, о котором в Библии сказано, что Бог создал человека из праха земного.

Святой Феофан Затворник поясняет это так — человек был в том виде, которого он достиг исключительно естественным своим развитием. Но Бог вдохнул в него бессмертную душу, и человек только тогда стал самим самой, образом и подобием Божиим.

Говоря же о сотворении человека из земли, не следует понимать буквально, что взяли почву и из нее физически вылепили человека. Богословы говорят, что создание из земли означает то, что человек естественным путем связан с жизнью мира, и именно на земле ему предстоит выполнять свое предназначение.

Подводя итог, следует сказать, что для православного верующего человека не может быть неразрешенного конфликта в вопросе эволюции и религии. Не стоит искать неопровержимых доказательств одного или другого. Кроме того, очень часто дискуссии на такие высокие темы уводят конкретного человека от более насущных и важных для него вещей — поиска собственного пути к Богу.

Православная церковь о теории эволюции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Как появился человек и вообще все живое? В разные века набирали популярность различные теории происхождения мира — землю считали и плоской, стоящей на огромных слонах, и центром Вселенной. Несмотря на то, что в современном мире решены большинство разногласий между наукой и религией, вопрос о появлении человечества как такового остается открытым. Совместима ли теория эволюции и православие? Попробуем разобраться.

Теория эволюции против креационизма

Основной постулат теории эволюции в любом ее изложении говорит о том, что все живое возникло из некогда неживой материи и впоследствии развилось, изменив первоначальный вид. Более сложные виды произошли от более простых в процессе постоянных превращений и изменений. Собственно, весь этот процесс развития и изменения видов и называется эволюцией.

Конечно же, самый главный вопрос в этой теме — превращение обезьяны в человека. Сторонники теории эволюции утверждают, что до появления человека землю населяли человекообразные обезьяны, которые со временем развились настолько, что стали человеком.

Важно! Поскольку в Библии сказано, что Господь создал человека по образу и подобию своему, это расхождение и стало краеугольным камнем преткновения науки и религии.

В ответ на теорию эволюции в западных протестантских церквях появилось обратное учение — креационизм. Оно утверждает, что человечество, как и вся наша планета и все живое, появилось и развивалось буквально по слову Библии, по Книге Бытия. Более того, креационисты полностью отвергают возможность эволюционного развития в природе в принципе как такового.

Но даже если не заглядывать глубоко и не касаться времен динозавров и пещерного человека, развитие в природе доказывается чисто экспериментальным путем. Мы можем наблюдать появление резистентных к антибиотикам микроорганизмов, развитие грибков плесени, появление новых видов грызунов, не чувствительных к старым ядам и т.д.

Это означает, что природа подвержена вполне естественному развитию. Но способна ли природа не развить, а именно создать что-либо принципиально новое?

В Библии сказано, что Господь создал землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. Креационисты понимают это буквально — что земля и все живое возникло с понедельника по субботу. Конечно же, такой радикализм породил массу споров и дискуссий в этой сфере.

Как же разобраться, какая из теорий говорит правду? Если отбросить радикализм, и спокойно разобраться в вопросе, то становится понятно, что эволюция и Библия вполне совместимы, просто говорят о разном и на разных языках.

Буквальное толкование Библии

Сторонники противопоставлять науку и религию упускают из внимания тот факт, что Библия — это не учебник по естественным наукам. В Библии очень многого нет относительно современной жизни христиан, но это не мешает нам пользоваться благами цивилизации.

Основные постулаты сотворения мира написаны в 1 и 2 главе Книги Бытия, но неверно их рассматривать буквально. В Израиле древних веков процветало поклонение идолам, и первые главы Библии были направлены на борьбу с идолопоклонством. А попытка увидеть в этих текстах конспект лекций по геологии и антропологии совершенно искажает смысл Священного Писания.

Приведем мнение епископа Василия (Родзянко), который предостерегал христиан от смешивания двух различных по природе миров — мира научного и мира религиозного. Владыка говорил, что Библия освещает духовный мир человека, говорит на языке небесном в форме аллегорий, сравнений и примеров. И большой глупостью будет искать в ней точные цифры, даты, научные факты.

Например, в Священном Писании можно найти слова (Псалмы 92 и 103) о том, что Земля стоит на твердом основании и она не подвигается (буквально — не движется в пространстве). С точки зрения естественных наук, это полный абсурд, и давно доказано обратное. Только Библия в этих псалмах говорит вовсе не об устройстве Вселенной, а только лишь о духовном состоянии человека.

О чем на самом деле говорит Священное Писание

Многие ученые богословы склоняются к мнению, что возможность развития различных элементов природы от простого к сложному гораздо в большей степени созвучно с понятием Божественного всемогущества, нежели постулаты креационистов.

Святой отец нашей церкви Василий Великий писал, что акт Божьего творения «да произведет земля» стал основополагающим законом естественного развития и остался таковым навсегда. Это означает, что Господь Бог подарил миру не просто факт его создания, но и особую активность и возможность развиваться. Эта самая активность и связывает творение со своим Творцом.

Такая взаимосвязь носит название «синергия» — соработничество. Как Бог не может без доброй воли самого человека спаси его душу, так и все процессы в природе Он творит не в статике, а в паре с самим миром.

Важно! Если данная Богом человеку свобода воли выражается в принятии нравственных решений, то свобода мира заключается в действии естественных природных законов жизни.

Господь Бог хочет и может спасти каждого человека, но только лишь человек волен выбирать, по какому пути ему идти. И правильно сделанный выбор позволяет человеку познать Бога и спасти свою душу. Точно так же и Божий акт творения мира не отвергает действие эволюции, но, наоборот — мир путем развития по естественным природным законам приходит в свою полноту.

Читайте также:
Православие и Распутин: отношение церкви, мнение священников и старцев, ответы на частые вопросы, святой или нет

Где заканчивается наука и начинается религия

Однако, есть один аспект, который при всем желании не может быть объяснен теорией эволюции. Это появление из ничего существа со свободной волей. Любая природная материя подвержена естественным законам — инстинктам. Как в такой отлаженной эволюционной схеме мог появиться человек, способный противостоять правилам системы, его же и создавшей?

Каждый из нас опытным путем знает о наличии у него свободы воли. И даже если полностью встать на сторону сторонников теории эволюции, можно допустить, что природа максимально использовала все, на что была способна своими силами для собственного развития. Но очевидно, что человек со свободной волей и разумом нуждался в дополнительном внешнем акте творения.

Другими словами можно сказать, что природа и естественные законы выполнили всю подготовительную работу, а человек возник тогда, когда Господь даровал ему его бессмертную душу. И именно вместе с Божьей душой человек получил и свой разум, и свою волю.

Именно на этом месте заканчиваются естественные знания о природе и человеке, и начинается религия. Компетенция науки уступает место компетенции веры. Тут и начинается то творение, о котором в Библии сказано, что Бог создал человека из праха земного.

Святой Феофан Затворник поясняет это так — человек был в том виде, которого он достиг исключительно естественным своим развитием. Но Бог вдохнул в него бессмертную душу, и человек только тогда стал самим самой, образом и подобием Божиим.

Говоря же о сотворении человека из земли, не следует понимать буквально, что взяли почву и из нее физически вылепили человека. Богословы говорят, что создание из земли означает то, что человек естественным путем связан с жизнью мира, и именно на земле ему предстоит выполнять свое предназначение.

Подводя итог, следует сказать, что для православного верующего человека не может быть неразрешенного конфликта в вопросе эволюции и религии. Не стоит искать неопровержимых доказательств одного или другого. Кроме того, очень часто дискуссии на такие высокие темы уводят конкретного человека от более насущных и важных для него вещей — поиска собственного пути к Богу.

Что православные говорят о теории эволюции

В православном христианстве нет единого мнения о теории эволюции. С появлением данной теории в христианском мире начались дискуссии о пересмотре существующих взглядов на происхождение человека и мира в целом. Верующие поделились на сторонников и противников эволюции.

Противники эволюции в православии опираются на «Шестодневы» отцов церкви и сам текст Библии , где четко сказано, что мир был сотворен за 6 дней , и человек был сотворен путем божественного акта, а не через эволюционные преобразования животных организмов.

Отец церкви 7-8 вв. Иоанн Дамаскин пишет:

«От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и бысть утро, день един (Бытие 1: 5)».

Православные противники эволюции используют работы протестантских теологов по критике теории эволюции и пытаются научно обосновать не только ошибочность теории, но и утвердить альтернативу в форме креационизма .

В таком случае у православных возникает конфликт с протестантами, ибо первые ссылаются на масоретский текст Ветхого Завета, а вторые — на Септуагинту, то есть греческий перевод Ветхого Завета. Поэтому у протестантов выходит, что миру около 6000 лет , а у православных — около 7500 лет .

К противникам эволюции в православной среде можно отнести святого Иоанна Кронштадтского, геолога и протоиерея Константина Буфеева, преподобного Варсонофия Оптинского, священника и богослова Иустина (Поповича), епископа Николая (Сербского), патриарха Алексия II.

Но православие не стоит на месте и пытается соответствовать современной научной картине мира. Многие миряне и священнослужители стали придерживаться теистического эволюционизма , который является адаптированным к теории эволюции вариантом креационизма.

Теистический эволюционизм отвергает буквалистское понимание первой книги Библии и предполагает, что эволюция является частью нашего мира, и что человек появился путем эволюционных преобразований. Мир создавался в течение миллиардов лет, но под чутким руководством Бога .

Как правило православные теистические эволюционисты более либеральных и современных взглядов на жизнь. Из ранних можно выделить святителя Феофана Затворника, протоиерея Александра Меня, протоиерея Георгия Нейфаха, богословов Николая Фиолетова и Алексея Осипова, геолога и протоиерея Глеба Голеда. Протодиакон Андрей (Кураев) пишет в защиту эволюции:

«В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма.»

В следующий раз опубликую разбор других христианских течений и религий. Для неподписанных на блог под статьей появится закрепленное сообщение с ссылками на новый материал.

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Читайте также:
Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст
Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Православная церковь о рукоблудстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современный мир отличается вседозволенностью, но ведь и раньше человечество не отличилось невинностью. Проблема XXI века в том, что он принес людям глобальность и публичность. Сегодня можно без проблем найти сцены насилия, пропаганду гомосексуализма и эротические картинки в Сети.

Грешить сегодня стало очень просто и священство озабочено тем, насколько распространяется похоть среди людей, которая ведет к рукоблудию и прелюбодейству. И если негативные последствия прелюбодейства понятны всем, то некоторые христиане искренне недоумевают, чем плохо самоудовлетворение?

Читайте также:
Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

Причины рукоблудия

  • Потребность организма получить удовольствие от физической стимуляции полового органа
  • Желание снять напряжение
  • Отсутствие любимого человека рядом
  • Период месячных у девушек (если пара привыкла к ежедневным занятиям сексом и мужчине сложно терпеть)
  • Период беременности
  • Плохое настроение, депрессия
  • Недостаток радости, удовольствия, счастья в жизни
  • Легкий доступ к порнографии
  • Обнажающая мода (короткие юбки, обтягивающие джинсы и лосины), с каждым днем все более и более стимулирующая сексуальные желания
  • Реклама, музыкальные клипы с обнаженными красотками стимулирующие страстные желания

Неврологические причины, в случаях когда мастурбация сопряжена с просмотром порнографии, сексуальными фантазиями и мечтами.

Что говорит Священное Писание

История рукоблудия описана в Бытие, когда мужчина по имени Онан был вынужден возлежать с женой своего умершего брата. По тогдашнему закону вдова умершего брата передавалась младшему брату, чтобы он мог возлежать с ней и родить ребенка, который носил бы имя старшего брата. Таким образом, род мужчины продолжался.

Но Онан не желал выполнять это и в процессе полового акта «..изливал семя свое на землю» (Быт.38:9). От него и пошло название этого процесса — онанизм. Далее пишется, что это было зло перед лицом Бога и Он умертвил Онана. Таким образом, Писание четко дает понять, как относиться Господь к данному процессу.

Кроме истории с родоначальником онанизма, можно привести в пример и другие места из Писания, которое приравнивает мастурбацию к прелюбодеянию:

  1. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии … — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10);
  2. «Бегайте блуда; … Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, … прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18-20).

В летописях средних веков можно найти повествования об епитимьях за самоудовлетворение. Следует еще раз подчеркнуть, что желание секса не является греховным. Секс — это таинство любви между мужем и женой, которое предопределил Господь, но тайное самоудовлетворение является лишь похотью и ничем более.

Польза мастурбации

В интернете можно найти статьи, которые пишут о пользе мастурбации для женщин — помогает предотвратить инфекции шейки матки, снижает риск диабета 2-го типа, помогает функционированию иммунной системы, предотвращает бесплодие. А мужчинам обещают крепкое здоровье предстательной железы.

Однако если копнуть глубже вы не найдете ни одного исследования, даже с минимальной выборкой, которое могло бы подтвердить данные заявления.

Более того, если принять во внимание девятимесячную беременность женщин, поллюцию (непроизвольное семяизвержение у мужчины из-за воздержания) — ясно видно, что и мужчины и женщины от природы способны к долгому воздержанию без вреда для организма.

Другое дело, порно-индустрия, напрямую заинтересованная в том чтобы как можно больше людей занималось самоудовлетворением и делала ее еще богаче.

Какие молитвы нужно читать мужчинам и женщинам

Перед молебном желательно попросить благословения у батюшки. Но не всегда есть возможность пообщаться со священнослужителем. Поэтому разрешается читать молитвенные слова об избавлении от рукоблудия и прощении за осквернение без специального благословения.

Для пресечения греховных мыслей, возникающих на протяжении дня, читают Иисусову молитву. Если же рукоблудие и осквернение произошло ночью, во время сна, то, проснувшись, нужно сразу совершить молебен.

Так как чаще всего причиной порочных действий является маловерие, то начинают молебен с чтения молитвы об укреплении веры. Затем обращаются к Господу с молитвой от рукоблудия.

Мужчинам рекомендуется читать молитвенное правило, составленное Василием Великим. На протяжении веков священные слова помогали многим мужчинам физически и духовно очиститься. Рассеять бесовские наваждения женщинам поможет молитва Богородице перед иконой «Неувядаемый цвет». Читают ее каждый день, до тех пор, пока греховные мысли не покинут женщину. Молебен завершают чтением «Царю Небесный» и Пятидесятого псалма.

Не всегда удается быстро искоренить блудную страсть. Искренняя вера и молитвенный труд помогут очиститься, избежав поражения души и тела греховной привычкой.

Вредно ли дрочить?

Прямого и сиюминутного вреда онанизм не оказывает. Его действие подобно семени сорняка, которое не видно сразу в момент посева, однако впоследствии когда сорняк вырастает — он губит здоровые растения и не даем им полноценно развиваться.

Именно поэтому многие люди, не видя вреда «в моменте», продолжают заниматься самоудовлетворением. Однако вам стоит знать о серьезных последствиях, которые проявятся позже от регулярного онанизма.

Вред для физического здоровья

У мужчин не встает член на реальных девушек.

Снижение потенции связано с двумя причинами — психологической и физиологической.

  1. С психологической точки зрения корень проблемы связан с тем, что мужчины привыкают стимулировать мозг идеальными образами девушек — с большой грудью, узкой талией, большой попой, всегда уложенные и накрашенные, в сексуальных нарядах. Ситуация усугубляется тем, что когда мужчина дрочит — каждый раз в его фантазиях или на экране монитора меняется внешность девушки, ее одежда, обстановка, характер. А в жизни — та же девушка, с той же внешностью, с тем же характером, часто в том же нижнем белье, что и последние несколько месяцев. Вполне логично, что мозг не реагирует на подобные образы как должно. О том, как справиться с данной проблемой подробно описано в статье «как перестать смотреть порно«.
  2. С физиологической точки зрения проблема усиливается часто неестественной стимуляцией члена мужчинами. Во-первых, никто кроме мужчины не знает когда, где и как лучше стимулировать его половой орган. Во-вторых, часто мужчины занимаясь мастурбацией, используют силу хвата руки намного превышающую силу хвата влагалища женщины. Как следствие если онанизм практикуется долгое время, без регулярного занятия сексом с реальной девушкой — тело привыкает и не отзывается на стимуляцию в естественных условиях женского влагалища. Это приводит также к побочной проблеме — у мужчин «падает» во время секса.

В результате замена естественного неестественным приводит мужчин к снижению самооценки, падению доверия со стороны любимой, ухудшению отношений.

У девушек не получается испытать оргазм.

Также как и у мужчин, у женщин источник проблем лежит в двух сферах — психологической и физиологической.

  1. С точки зрения психологии, когда девушка смотрит эротику или фантазирует — ее мозг привыкает к стимуляции образами накаченных актеров в шикарных нарядах, в идеальном окружении. Сталкиваясь с реальность мозг не откликается должным образом на более слабую стимуляцию — внешний облик суженного часто не дотягивает до актеров с экрана или из фантазии. Решение данного вопроса такое же как и для мужчин — нужно вернуть работу мозга к естественному состоянию. Используйте руководство о том, как перестать смотреть пошлые фильмы.
  2. С физиологической точки зрения картина следующая. Часто девушки используют вибраторы и другие товары из сексшопов при мастурбации. Проблема формируется тогда, когда девушка выбирает аналог члена по охвату или длине большего, чем он у сексуального партнера. Другая проблема — когда девушки используют собственные пальцы (чрезмерно изгибают) в таких положениях, в которых ни один мужской член никогда не может быть во «вставшем» состоянии. Как следствие привыкание организма к физическим ощущениям при подобных регулярных мастурбациях без реального секса с мужчиной приводит к тому, чтобы в постели девушка физически не может испытать привычного уровня удовольствия.
Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Вред для психологического здоровья

Отсутствие необходимости идти на риск, побеждать страхи — прямой путь к деградации личности. Привычка дрочить является отличной альтернативой, чтобы быстро, просто и без стресса удовлетвориться свои сексуальные желания. Для того чтобы познакомиться, завести семью и заниматься полноценным сексом необходимо в разы больше энергии, времени, денег, есть риски столкнуться с отказами, услышать что-то неприятное в свой адрес.

К сожалению, проблема мастурбации в наше время остра как никогда. Дети начинают мастурбировать с раннего детства из-за геперсексуализации общества, всеобщего снижения уровня морали и образованности.

В юном возрасте, когда уровень гормонов превышает многократно обычный уровень взрослого человека, удержаться от того, чтобы не утонуть во вредной привычке становится все сложнее и сложнее.

Кратко ответим на вопросы, которые в огромном кол-ве появляются на различных форумах в интернете:

  • Вопрос: Со скольки лет можно дрочить? Ответ: Ни с какого. Радикально. Но если вы хотите иметь реальный секс с реальным человеком, счастливую семью, успех в жизни — изучите вредные последствия от этого занятия, стисните зубы и идите до победного — здоровым и гармоничным сексуальным отношениям в браке.
  • Вопрос: Что будет если вообще не мастурбировать? Ответ: Для здоровья никаких отрицательных последствий не будет — на данный момент нет ни одного статистически значимого исследования, факты которого говорили бы об обратном.

Как бороться с онанизмом и мастурбацией

Малакия – грех простительный, который можно отмолить. Для начала нужно найти силы признаться себе в совершении осквернения, осознать, что без помощи Господа справиться с постыдным деянием будет сложно.

Борьбу с пагубной привычкой нужно начинать с покаяния, сходив к священнослужителю на исповедь. Большинство людей стыдятся малакии. Не нужно пытаться перебороть стыд. Достаточно лишь перетерпеть неприятные минуты. Ведь исповедуются не перед людьми, а перед Господом. Преодолеть смущение, неловкость поможет разговор с батюшкой перед таинством исповеди. Священник разъяснит, какими словами следует каяться в содеянном.

Священнослужители рекомендуют исповедоваться не менее 1 раза в неделю.

Кроме того, нужно соблюдать ряд ограничений:

  • придерживаться умеренности в питании;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, притупляющих разум;
  • избегать просмотра эротических фильмов и передач, возбуждающих плоть.

Для укрепления воли, преодоления дьявольского соблазна необходимо ежедневно молиться Господу. Как только греховные образы или побуждения охватывают душу, нужно сразу обращаться за помощью к Всевышнему и Небесным покровителям.

Как избавиться

После того, как человек осознает неправильность своих поступков, к нему приходить желание избавиться от них.

Как преодолеть грех рукоблудия? Ни в коем случае не опускать руки, даже если с первой попытки не получилось овладеть над своими телом и желаниями. Можно обратиться за советом к священнику, вообще поделиться этим грехом с кем-то — поддержка близкого человека поможет справиться с ним.


Как просить прощения у Бога

Важно осознать суть проблемы и ее последствия. Причин может быть несколько:

  • отсутствие сексуальных отношений с супругом или неудовлетворенность от них;
  • желание повторить полученное единожды удовольствие;
  • не хватает ярких эмоций;
  • страх быть отвергнутой/отвергнутым из-за недостатка опыта;
  • страх одиночества.

Поняв истинную причину, будет легче справиться проблемой. План же по избавлению выглядит так:

  1. Удалить все соблазны от себя.
  2. Молиться ежедневно, особенно во время близости искушения.
  3. Удалить все эротические материалы или уничтожить их.
  4. Отказаться от просмотра телевизора в позднее время или пользования Сети.
  5. Не оставаться одному в позднее время.
  6. Ограничивать употребление алкоголя.
  7. Не принимать ванну слишком долго и не рассматривать свое обнаженное тело.
  8. Свидания проводить в людных местах.
  9. Регулярно поститься за этот грех и исповедоваться.
  10. Найти друга или священника, которому можно позвонить в момент искушения.

Что способствует избавлению? Занятие мыслей чем-то другим. Могут помочь следующие советы:

  1. Больше движения — занятия спортом позволяют снять напряжение с тела и высвободить лишнюю энергию. Более того, регулярная усталость поможет быстрее засыпать и е проводить время бездумно. Полезно будет купить абонемент в спортзал, больше гулять на свежем воздухе, заняться активными занятиями;
  2. Творческие занятия — они приносят положительные эмоции и лишают человека лишнего свободного времени. Создание чего-то прекрасно помогает занять мысли и освободить их от похотливых замыслов.

Интересно о православии:

  • Праздновать ли Хэллоувин
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Как учить детей молитве

Господь дает силы преодолевать любой грех, Он сказал Каину: «Грех лежит в дверях твоих, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7) и сегодня Он говорит каждому из нас «Господствуй над своим грехом» и дает силы для этого.


Покаяние в грехах

Какие нега­тив­ные послед­ствия несет в себе заня­тие она­низ­мом?

Заня­тие она­низ­мом ока­зы­вает нега­тив­ное воз­дей­ствие на физи­че­ское и душев­ное здо­ро­вье чело­века. С физи­че­ской сто­роны появ­ля­ется сла­бость, раз­би­тость, исто­ще­ние. Чело­век ста­но­вится раз­дра­жи­тель­ным, вспыль­чи­вым, склон­ным к отчуж­де­нию от осталь­ных и зацик­лен­ным на себе, скрыт­ным и подо­зри­тель­ным. В умствен­ном отно­ше­нии при­туп­ля­ется память, имеет место огра­ни­че­ние сооб­ра­зи­тель­но­сти и вообще умствен­ная отста­лость. Появ­ля­ется чув­ство вины и падает само­оценка, эта при­вычка пре­вра­ща­ется в насто­я­щую страсть, ока­зы­ва­ю­щую раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ствие на разные сто­роны жизни.

Церковные наказания

Сегодня в Церковном уставе нет положения об епитимьи за грех блуда. Однако человек, который совершил это действие, должен очистить от греха.

Для этого существует определенный процесс:

  1. Покаяться перед Господом и перед своим духовником.
  2. Совершать 100 поклонов в течение 40 дней.
  3. Поститься.
  4. Исповедаться.
  5. Причаститься.

После важно избавиться от всего, что может вызвать соблазн: выбросить журналы и книги, заблокировать сайты, отключить телеканалы. Не допускать двусмысленных взглядов или прикосновений. Нужно исповедоваться еженедельно перед священником. Это поможет не только держать себя под контролем, но и осознавать происходящее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: