Православие и интернет: отношение церкви и мнение священников, популярные сайты, мифы и реальность

Православная церковь об интернете: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В последние годы интернет широко распространился и занял значительное место в жизни людей. Православная Церковь заметила эти новые изменения в мире и освоила просвещение через интернет. Еще при патриархе Алексии появилось множество сайтов с различной, интересующей верующих тематикой: церковные новости, сайты местных приходов, электронные библиотеки религиозной литературы, вопросы-ответы священнику и т.п.

Об интернете в жизни христианина

В целом у православия к интернету всегда было доброжелательное отношение. Верующие постепенно привыкли к присутствию Церкви в интернете и воспринимают его, как что-то само собой разумеющееся.

Однако, в узком кругу ультраконсервативных верующих или сектантов новые технологии поначалу вызывали недоверие. Главным образом, из-за большого количества всяких мусора и анти-православных сайтов. Попадались старцы, которые нарекали компьютер «орудием дьявола».

Но позиция Церкви с самого начала была твердой: христианство должно освещать любое пространство человеческой жизни, в том числе и электронное.

Хотя многие православные ведут активную деятельность в социальных сетях и сообществах, все еще есть те, кто сомневается в допустимости этого для христианина.

Существует 5 мифов о несовместимости интернета с жизнью верующих:

  1. Интернет — неподходящее место для проповеди христианства.
    Это мнение не на чем не основано, кроме сомнительных аргументов, вроде: «Апостолы интернетом не пользовались». Современные технологии, в целом, расширяют возможности общения и обмена информацией. И лучше, если люди будут их использовать для распространения «Благой Вести», а не сплетен. Возможно, для этого Господь и допустил изобретение компьютера. Ведь интернет — просто инструмент. Сам по себе он ни хорош, ни плох. Все зависит от того, для чего его применяют.
  2. Церкви не нужны свои собственные СМИ, самое главное можно узнать по центральным новостям.
    Вот, например, кого-то очень интересуют постановления Великого Собора 2016 года. В Новостях о нем упоминалось только вскользь. Зато на церковных сайтах любой верующий может прочесть полный итоговый документ этого Собора.
    Через интернет можно:
    • узнать расписание служб почти в любом приходе;
    • задать вопрос священнику онлайн;
    • найти статью или книгу на интересующую религиозную тему, и многое-многое другое.
  3. Интернет вредит образованию христианина.
    Тут, разумеется, ровно наоборот. Электронные библиотеки, научные сайты и пр., хранят колоссальный объем информации, в том числе и нужной для изучения христианства.
  4. Верующие должны общаться только реально.
    Конечно, виртуальное общение не может полностью заменить реальное. Но ничего плохого в нем нет. Не только миряне могут заводить через интернет друзей, есть священники, которые через соц. сети наставляют своих духовных чад. Таинство Исповеди беседой в контакте не заменить, но посоветоваться с духовником в привате вполне можно. Это особенно важно, если он живет в другом городе.
  5. Христианин должен помогать ближним, а это можно сделать только в «реале».
    И это тоже совершенно неверно. В интернете есть масса благотворительных сборов. Как раз задачу помощи нуждающимся, интернет-технологии очень упрощают. Желающие всегда могут перечислить пожертвование тяжелобольному или материально ограниченному человеку.
    Также и «помощь добрым словом» в интернете можно оказывать. Посочувствовать другу, узнать о его проблемах, поддержать, возможно и в общении онлайн. Это вполне действует.

Чем опасен интернет на самом деле

Виртуальная реальность — это полное отражение настоящего человеческого мира. Здесь те же страсти, те же грехи и те же искушения. Ничего нового нет.

И вести себя в сети, христианин должен так же, как «по-настоящему». Особенно это касается правил общения. Ведь в интернете люди более открыты и, зачастую, более агрессивны. Но злость и ненависть не совместимы с христианством. И оскорблять человека на форуме — такой же грех, как и в лицо. Кроме того, важно избегать зависимости.

Хотя, интернет может быть частью жизни христианина, он не должен занимать ее полностью.

Об отношении православия к разным аспектам жизни:

Популярные православные сайты

  1. «Православие.ру» (http://www.pravoslavie.ru). Первый сайт по рейтингу популярности. Это ресурс разнообразной информации на темы богословия, вероучения, агиографии, церковной истории и искусства. Есть рубрика «Вопросы священнику» и раздел церковных новостей. Вся информация дается в небольших, красиво оформленных статьях.
  2. Официальный сайт московского патриархата (http://www.patriarchia.ru/) На этом ресурсе выкладывают новости православного мира, содержат электронные архивы церковных документов и различные публицистические статьи Патриарха Кирилла.
  3. «Седьмица.ру» (http://www.sedmitza.ru). Сайт посвящен, прежде всего, деятельности Патриарха и церковным событиям. Также имеется раздел «Энциклопедия», где можно найти краткую информацию по различным религиозным темам, и раздел «Библиотека», содержащий церковно-исторические и богословские книги и статьи.
  4. «Радонеж» (http://www.radrad.ru) Представляет собой электронную версию православных печатных изданий.
  5. «Вера» (http://molitva-info.ru/) На сайте можно найти большой электронный молитвослов, с различными молитвами, акафистами и пр. Есть раздел об иконах, жития святых, статьи о духовной жизни и церковный календарь.

Из самых популярных можно назвать блок дьякона Андрея Кураева (http://diak-kuraev.livejournal.com/) и сайт «Ахилла» (http://ahilla.ru/). Оба посвящены проблемам и спорным, напряженным вопросам в сегодняшней церковной действительности.

Что еще можно почитать о православной вере:

  1. «Благовещение» (http://www.wco.ru/biblio) Здесь собраны книги, связанной с христианством тематики: святое писание, богословие, наука и религия, патристика и.т.п.
  2. «Халкидон» (http://halkidon2006.orthodoxy.ru/about/about.htm) Содержит литературу, в основном, по патристике и богословию.
  3. «Мириобиблион». (http://myriobiblion.byzantion.ru/) Вообще-то, это светская, научная библиотека, посвященная античной культуре и византистике. Но, поскольку все творения отцов церкви — это и есть византийская литература, сайт очень полезен изучающим православие.

На сегодняшний день, Православная Церковь имеет огромное количество электронных ресурсов. Есть и официальные порталы, и частные страницы отдельных священников.

Есть сайты у многих храмов, приходов и монастырей. Существует немало православных сообществ по интересам в социальных сетях. Можно сказать, что Церковь очень хорошо освоила интернет-пространство.

Мнения священнослужителей и мирян об интернет-увлеченности

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем, по сути, не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес.

Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности».

(Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года)

Читайте также:
Слово "Аминь" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии:

Интернет, соцсети, блоги… Они стали мощнейшим искушением нашего времени и оружием против человека, сравнимым, пожалуй, с атомным. Конечно, этот атом при желании можно направить и в мирное русло, но всё равно он таит в себе огромную опасность и при несоблюдении определенных правил и условий способен произвести не меньшие разрушения, чем Чернобыльская катастрофа. Если тщательно посчитать, сколько времени уходит на просиживание в интернете и бесцельное проведение времени в блогах и соцсетях, можно ужаснуться. Со временем могут накопиться месяцы, а то и годы жизни! И все они отобраны у нас же самих, у родных и близких. Но вот что еще опасно: жуткая привязанность. А впоследствии — зависимость не слабее наркотической. И лечиться от нее не так-то и просто. Не верите? А попробуйте, если не можете прожить дня, а то и часа без своего главного товарища и любимого друга — планшета, айфона…

Что же делать? У каждого может быть свой рецепт. Но есть и тот, который давно сформулировала и предложила Церковь для борьбы со своими греховными зависимостями. Э то аскетические упражнения: молитва, пост, воздержание. Есть у нас среда и пятница, многодневные посты, особые постные дни. Установите для себя правило: в эти дни не выходить в соцсети, не читать новости и блоги, по возможности — вообще не пользоваться гаджетами. По мере того как вы будете это делать, сами увидите, как преобразится ваша жизнь: родные и друзья получат от вас больше внимания и настоящего, а не виртуального человеческого участия и любви. Вы сможете сделать счастливыми других, и от этого сами станете счастливее! Не отбирайте добро, внимание, улыбку и радость у подлинной жизни и у настоящих друзей и близких и не дарите принадлежащее им виртуальности и дьяволу, который очень умело использует современные «достижения» человечества против нас с вами.

Лично я принципиально не завожу личных страничек в соцсетях. Для моей миссии в пространстве интернета мне достаточно сайта моей любимой духовной академии и ее же странички в соцсетях. А вот удержаться от длительного просмотра интернета мне бывает сложно. Я знаю, как могу увлечься и потерять очень много драгоценного времени. Поэтому запрещаю себе в определенные дни и периоды вообще выходить в интернет.

И еще, как мне кажется, важное замечание. Знаете, кто никогда и ничего не прощает человеку? Дьявол. И… интернет. Не прощает ни одного неосторожного слова, ни одной слабости и никакой виртуальной разнузданности! Все сохраняет в кэше, ничего не забывает, запоминает навсегда. Поэтому, если и пользуетесь этим достижением, делайте это только во благо себе, используйте как некую подпорку в добрых и праведных делах и помните, что настоящая жизнь не там, в виртуальном пространстве, а здесь, на земле, среди людей, которые так нуждаются в ваших настоящих слове, деле, любви и участии.

Иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино:

Думаю, что проблема гаджетомании — это очень серьезная проблема, глубину которой мы пока несколько недооцениваем. Что касается моего личного опыта, то в какой-то момент я понял, что трачу огромное количество времени и энергии на то, чтобы заглядывать в социальные сети, читать разные статьи. При этом я не могу правильно оценить, насколько мне нужна та информация, которую я получаю, не фильтрую ее и поэтому невольно отвлекаюсь на незначительные проблемы. Мой мозг включается в каждое сообщение, которое я читаю в фейсбуке или ЖЖ. То есть дополнительно к моим непосредственным семейным и пастырским обязанностям возникают еще десятки проблем, в которые я, быть может, вообще никак не должен включаться. И я для себя решил, что это совершенно недопустимо.

Теперь я никогда не оставляю никаких публичных сообщений в фейсбуке и ЖЖ, ничего не комментирую, а использую аккаунты в этих социальных сетях только для частной переписки. В некоторых случаях это действительно технически удобно, поскольку для части моих знакомых и коллег это самый привычный способ связи. Свою френдленту в фейсбуке я редактирую таким образом, чтобы видеть посты буквально двух-трех человек — именно для того, чтобы, когда я эту ленту почти случайно открываю, не отвлекаться на ненужную для меня информацию. Не потому, что ко всем остальным я плохо отношусь, а потому, что всю информацию невозможно вместить и это никому не приносит никакой пользы. Обо всем действительно важном люди мне расскажут и, если возникла какая-то проблема, спросят совета. Я очень рекомендую всем делать так же — тогда жизнь становится намного проще, высвобождается много сил, чтобы заниматься более полезными вещами.

Отдельная тема — гаджеты и дети. Мои старшие дети обычно смотрят кино на компьютере, общаются со своими знакомыми. Однажды я попросил сына связаться с одной его сверстницей и дал ему телефон, на что он сказал: «Папа, ну что ты, сейчас никто по телефону не звонит, мы только через фейсбук переписываемся». Я стараюсь как-то их в этом ограничивать, прошу, призываю заняться чем-то другим. Если вижу, что не помогает, отнимаю у детей компьютер.

Старшие все-таки умеют себя немного ограничивать. Например, они отказались от смартфонов и ходят с самыми простыми и дешевыми телефонами, хотя у них была возможность иметь более современные модели. Это было их желание, и я их в этом поддержал.

С младшим ребенком нам пришлось немножко повоевать. Видимо, это слабость, которая имеет корни в том числе и в среде общения. Если в школе все сидят в гаджетах, то и другому ребенку тоже хочется быть включенным в эту деятельность. И вот, сын сидел, подолгу играл в телефоне, а в его случае это плохо отразилось на зрении. Сейчас у нас действует категорический запрет на пользование телефоном. Сын этот запрет принял, и теперь, даже когда сверстники дают ему поиграть в телефон, он говорит: «Мне нельзя, мне родители не разрешают, у меня болят глаза».

Я призываю родителей внимательно наблюдать за тем, как дети пользуются гаджетами, чтобы вовремя забить тревогу. Думаю, что в каких-то случаях требуется жесткое родительское решение, что ребенок не может пользоваться устройством больше часа в день или больше десяти минут в день и только с разумными целями, например, если это нужно для учебы, для связи с каким-то знакомым. А если человек часами сидит и играет в игры в телефоне, то это может привести к очень тяжелым последствиям и для физического, и для душевного, и для духовного развития.

Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

Проблемы современного православного Интернета

Что мешает православному Интернету развиваться, какие проблемы на сегодня являются самыми актуальными. Может ли работа православных сайтов порочить Церковь, чем чревата индивидуализация — над этими вопросами в докладе на Интернет-секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений размышляет главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.

Православный Интернет сегодня – это один из самых развитых сегментов рунета: немного найдется других областей в некоммерческом сегменте, например образовательном, которые содержали бы такое разнообразие сайтов, жанров, информации всех типов – текстовой, аудио и визуальной, для такого широкого круга аудиторий. Растет профессионализм проектов и их посещаемость, опыт создания качественных сайтов без финансирования стремятся перенять и светские СМИ. Тематическим нишевым изданиям, пишущим о культуре и нравственности неимоверно сложнее сформировать постоянную и большую аудиторию, и тем не менее, сегодняшний уровень развития с успехом доказал востребованность
православного Интернета.

К основным проблемам православного Интернета, препятствующим его качественному развитию, можно отнести:

1. Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и священников – в Интернете;

2. Несоответствие проекта заявке;

3. Индивидуализация и неумение авторов проектов сотрудничать;

4. Появление лжеправославных сайтов и мошенничество;

5. Застой в развитии.

Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и
священников – в Интернете

«Вначале завоевать любовь, а потом нести слово», писал святитель Николай Японский, никогда не позволял он себе оскорбить религиозные чувства японцев и тем стяжал их глубокое уважение уже в молодые годы, до того, как его проповедь стала приводить ко Христу языческих жрецов. Увы, в православном рунете все сильнее тенденция ударить словом побольнее, вынеся любовь, от которой, по мнению некоторых, и до человекоугодия недалеко, за скобки.

— Незнание и несоблюдение законов полемики и риторики может приводить к тому, что материалы, которые должны обличать грех, грубо и незаслуженно оскорбляют людей, в зависимости от предмета публикации – от католиков и мусульман до, скажем, православных работающих матерей. Авторы подобных публикаций нередко не желают нести ответственности за свои слова. Так, некоторое время назад решением прокуратуры был закрыт просветительский сайт, разместивший неуважительный и грубый текст в отношении представителей другой религии. Тогда владельцы сайта
решили восстановить проект на другом хостинге и домене, но скрыв данные о владельце сайта, а из контактной информации оставив лишь адрес почты на бесплатном сервере, переложив, таким образом, всю ответственность за проект на провайдера.

— Остро стоит проблема поведения православных в комментариях, блогах и форумах: «Для проповеди Слова Божия надо использовать любые возможности, которые предоставляют современные технологии, в том числе и Интернет, в том числе и жанр «Живого журнала». И наверняка найдутся священнослужители, которые на высоком уровне будут осуществлять это свидетельство», сказал недавно Патриарх Кирилл. Однако не все участники дискуссий показывают высокий уровень. «Стеб, ироничное осмысление церковной жизни, а на самом деле — злоба, особенно разлиты в блогосфере, тон многих из этих дискуссий является «удобрением, которое порождает церковные конфликты «, — констатировал священник Владимир Вигилянский.

Здесь нельзя не отметить, что опыт нашей редакции в ведении английского сайта говорит о том, что иностранные читатели, часто протестанты и католики, оказываются на много ступеней выше нас в вежливости и доброжелательности.

Грубое слово, раздражение, осуждение, а еще и лицезрение этой грубости со стороны, в истеричной многостраничной ругани, может оттолкнуть человека от Церкви. Каждый христианин во всех сферах своей жизни должен помнить, что по его поведению будут судить о Церкви. Если это непросто в реальной жизни, то в Интернете, в условиях письменной коммуникации, нельзя не взвесить тщательно каждое слово, обдумав, чего будет больше от написанного текста, вреда или пользы, отложив написанное на несколько дней или хотя бы часов, чтобы перечитать на свежую голову. На Правмире целый раздела специально посвящен культуре ведения полемики и спора , правда большим спросом он пока не пользуется.

Тесно связана с этим проблема экспертности: «»Мнение рядового священника многие люди готовы отождествлять с мнением всей Церкви. И, несомненно, такая проблема может возникнуть и в связи с участием духовенства в такого рода
миссионерской работе», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Более того, для светской аудитории часто и мнение обычного мирянина отождествляется с мнением Церкви. Издания, более Интернет, чем печатные, полагают нередко, что священный
сан означает экспертность во всех областях. Священники и миряне пишут статьи, выражающие, как им кажется, православный взгляд на проблемы физики, химии или военной истории, и эти материалы, воспринимаемые как мнение Церкви, вызывают недоумение светских специалистов. Эту ситуацию сможет исправить, с одной стороны, осознанием ответственности за свои слова, а с другой, указанием изданиями помимо сана основания экспертности.

Например читатели и издатели должны видеть разницу между «Протоиерей Иоанн Иванов, историк-любитель», или «Протоиерей Иоанн Иванов, доктор исторических наук».

Проблема несоответствия заявки и содержания

— Регулярно к различным церковным мероприятиям запускаются сайты, происходит их громкий запуск, рассылаются пресс-релизы, которые анонсируют эти сайты как уникальные проекты, и которые можно прочитать даже в федеральных СМИ, в
кратчайшие сроки сайт затухает, количество пресс-релизов превышает количество текстов на самом сайте.

Например, сайт проповеди по мобильному телефону «Узнай у священника» был запущен менее полутора лет назад: 86 материалов в СМИ, 19 000 страниц Яндексе. Сайт давно не работает, как и сама служба.

Это значит, что проект делается для галочки в системе отчета по гранту, или что организаторы не понимают, хотят ли они создать сайт для пресс-релизов, тогда он не нуждается в столь интенсивном освещении, или же это должен быть серьезный
проект, тогда каковы ресурсы для его продолжения?

Второй аспект этой проблемы – низкий уровень информирования о существующих сайтах:

Православных ресурсов – огромное количество, однако о большинстве из них знают немногие. Более того, в среднем человек может посетить 5-6 сайтов в день. Из-за этого развитие Интернета происходит экстенсивно – становится все больше частных проектов, а вместе с тем посещаемость православного рунета растет медленнее, чем Интернета в целом, посещаемость самых крупных ресурсов не дотягивает до посещаемости средних светских порталов. Давно пришло время для интенсивного развития и консолидации. И здесь мы наблюдаем почти полное фиаско. За исключением редких случаев поглощения одного проекта другим в интернете нет случаев объединения усилий нескольких проектов.

Читайте также:
Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников

Эффективность нашей проповеди зависит от того, насколько мы сможем стать едиными, насколько мы готовы сделать сильными те сайты, которые должны стать лицом православного Интернета, и у которых не хватает ресурсов для развития. До тех пор, пока мы живем по законам индивидуализма, мы так и останемся второстепенными нишевыми проектами.

Индивидуализация приводит к еще одной проблеме: нужные проекты угасают. Существует посещаемый сайт, который вдруг исчезает из сети по личным обстоятельствам владельца, который решил его не поддерживать. Так произошло,
скажем, с сайтом http://pagez.ru/ — работающим с перебоями уже несколько месяцев, не доступный в настоящий момент. К администрации сайта обращались многие коллеги с предложением помощи или покупки – и портал «Богослов.ру», и
«Православие и мир» — скопировать контент несложно, но ведь люди приходят на ставший им нужным ресурс и оказываются перед грозной записью «аккаунт недоступен». Почему не предложить передать его другому сайту?

Мошенничество

Православная аудитория Интернета — хорошая мишень для мошенничества и обмана, это добрые люди, как правило, охотно готовые помочь. Поэтому все больше в сети случаев мошенничества.

— Создание коммерческих сайтов, которые от лица Церкви собирают деньги на строительство храмов. Яркий случай такого мошенничества – массовое распространение информации о проекте строительства русского православного храма
Преображения Господня в районе горы Фавор в Израиле, который осуществлял так называемый «Благотворительный фонд Символ-веры» под руководством некоего господина Бялика. Активная реакция православного сообщества
привела к тому, что на сайте было объявление о том, что к Духовной миссии в Иерусалиме сайт отношения не имеет. Однако прибыльный бизнес продажи записок и свечей остался, да и сколько еще таких проектов в сети? Что с этим делать? Можно создавать списки и реестры, но узнает ли о них аудитория?

— Нездоровые люди или провокаторы берут фото священников и от их имени создают свои блоги и ресурсы. Такие вопросы, чаще всего, легко решаются с помощью обращения к администраторам ресурсов, однако на установление таких провокаторов уходит немало времени.

— Мошенники рассылают по православным сайтам просьбы о финансовой помощи, и многие сайты публикуют эту информацию, не проверяя. Так, на «Православие и мир» приходит несколько таких просьб в неделю и всех мы адресуем на сайт miloserdie.ru, где специальная комиссия проверяет подлинность просьбы. Мы говорим, что если просьбу опубликует милосердие.ру, мы будем рады ее перепечатать. Ни одного раза нам даже не ответили на такое письмо. Это еще раз доказывает, что размещая просьбу о помощи авторы сайта также несут ответственность перед читателями за ее достоверность.

Застой в развитии

Возвращаясь к теме о расширении аудитории и том, как сделать православный сайт интересным более широким массам, подчеркнем необходимость поиска новых форматов текстов, мультимедийного развития, оперативности реагирования и умения подавать материал. Постоянно звучат сетования об отсутствии церковной аналитики. Действительно, светские СМИ быстро реагируют на все события, дают инсайд, справки, аналитические обзоры, видеокомментарии, а православные ресурсы нередко реагируют на событие републикацией сухого пресс-релиза или текста, не отвечающего на запросы аудитории. «Отвечать на вопросы людей, говорить о том, что волнует людей» – так была сформулирована основная задача церковных СМИ на прошедшем фестивале «Вера и слово» большинством участников, «и меньше бояться», отметил в интервью правмиру заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Мы должны уметь достойно и профессионально отвечать на вызовы журналистики, и уметь дать ответ на то, что волнует читателей, и так, чтобы доверие к православным изданиям возрастало. Это предполагает и минимизацию халтурного отношение к своему делу, нередко встречающееся у создателей Интернет-проектов, работающих за небольшие деньги (и реже у тех, кто работает совсем бесплатно!) – если мы взяли на себя ответственность, то должны доводить дело до конца, независимо от того, получаю ли я столько, сколько хочу за эту работу.

Резюмируя все сказанное выше, подчеркнем, что ответственность за свои слова и работа над профессиональным, взвешенным подходом к проектам и главное – стремление к единству и консолидации — приоритетная задача для
православного Интернета на сегодняшний день.

Завершая доклад, хочу рассказать о главной для нашего сайта новости на сегодняшний день.

Журнал о православной жизни «Нескучный сад» и портал «Православие и мир» решили объединить усилия в интернет-пространстве. Начиная с этой недели на портале pravmir.ru «Православие и мир» появится раздел

«НС-online», где будут публиковаться все свежие материалы бумажной версии «Нескучного сада».

Итак, сегодня «Нескучный сад» и «Православие и мир» стали единым

Интернет-проектом, приглашаем всех к сотрудничеству!

Фото © Олег Коновалов
fotogalereia.ru

Проверка домена

Проверить домен и произвести проверку того, кто является владельцем домена можно на соответствующих сервисах.

«Где диавол с Богом борется» Интернет глазами РПЦ и Ватикана

На этой неделе папа Римский Франциск, обращаясь к пастве по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций (World Day for Social Communications), назвал интернет божьим даром и воплощением подлинного добра. По мнению папы, хотя с интернетом связано множество проблем, это вовсе не означает, что верующим следует отказаться от его использования. Русская православная церковь и возглавляющий ее патриарх Кирилл во многом придерживаются противоположной точки зрения. «Лента.ру» решила разобраться в непростых отношениях двух церквей с Сетью.

Первым понтификом, всерьез и во всеуслышание заговорившим об интернете, стал папа Иоанн Павел II; это произошло в 2002 году. В то время Сетью пользовались всего около 550 миллионов человек, проводя онлайн в среднем не более 45 минут в день. В их распоряжении было в общей сложности около трех миллионов сайтов, о выборе браузера речи не шло и вовсе — в 95 процентах случаев в интернет выходили через Internet Explorer. На загрузку одной страницы уходило 16 секунд, при помощи модема со скоростью в 56 килобит за 12 минут можно было скачать одну (!) песню, а главным и самым модным социальным сервисом считался только что появившийся сайт Friendster. Несмотря на это, Иоанн Павел II, которому к тому времени исполнился 81 год, понял: за интернетом будущее, и именно там католическая церковь может найти новые возможности для распространения своего учения.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

«Интернет — это новый горизонт, открывшийся перед человечеством в начале третьего тысячелетия. Он представляет собой сочетание великих возможностей и великой опасности», — писал в своем обращении к верующим Иоанн Павел II. Как утверждал папа, интернет может стать для католической церкви прекрасным средством распространения благой вести о боге по всему миру. «Именно в интернете к христианскому учению можно привлечь молодежь, для которой киберпространство все чаще становится первым окном в этот огромный мир», — заключал понтифик, подчеркивая, что если в Сети не будет места «голосу и слову Христа», не будет в нем места и самому человеку.

«Дружище Христос!»

Католическая церковь обратила внимание на интернет еще задолго до его массового распространения и появления социальных сетей. В 1997 году в Ватикане приняли решение найти для Сети своего отдельного святого-покровителя. Им стал святой Исидор Севильский, энциклопедист и религиозный деятель живший в VI веке в вестготской Испании. Перед канонизированным в 1598 году Исидором Севильским католики могут просить обо всем, что связано с компьютерной техникой и интернетом.

Преемником Иоанна Павла II на посту главы Римско-католической церкви стал папа Бенедикт XVI. Новый понтифик считался большим консерватором, однако ему предстояло стать первым в истории церкви «интернет-папой». Во многом интерес Бенедикта XVI к вебу был предопределен самим развитием Сети — понтифику, занявшему папский престол в 2005-м, с каждым годом становилось все труднее игнорировать интернет-бум.

Ставший свидетелем бурного роста социальных сетей, папа впервые обратился к теме христианской проповеди в интернете в 2009 году. «Молодые люди, я обращаюсь в первую очередь к вам. Станьте свидетелями и проповедниками веры в цифровом мире. Используйте цифровые технологии, чтобы донести Священное писание до максимального числа людей», — писал понтифик. Подкрепляя свои слова личным примером, в том же 2009 году Бенедикт XVI объявил о создании официального видеоканала католической церкви на Youtube.

В начале 2010-х слова «Фейсбук», «Твиттер» и «Ютьюб» уже прочно вошли в обиход даже самых консервативно настроенных католиков. Далеко не все верующие, имевшие доступ к интернету, пользовались соцсетями, но число пользователей, сочетавших религиозные убеждения и активную онлайн-деятельность, с каждым годом росло. В 2011-м папа Римский официально благословил общение в социальных сетях; а уже к 2012-му личная страница в Фейсбуке, по данным опросов, была более чем у 60 процентов американских католиков. Кроме того, как выяснили социологи, Твиттер есть у 25 процентов американских католиков младше 30 лет. В других социальных сетях молодых католиков меньше — профессиональной сетью LinkedIn пользуются около 15 процентов из них, 13 процентов зарегистрированы на фотосервисе Instagram.

Именно 2012 год во многом стал переломным в отношении Ватикана ко всему, что связано с интернетом. 3 декабря 2012-го папа Римский завел личный микроблог в Твиттере, взяв себе имя @pontifex; в присутствии журналистов и священников он опубликовал свой первый твит. О том, что подобная страница явно востребована, говорил хотя бы тот факт, что еще до появления в микроблоге первой записи на него подписались более 50 тысяч человек. В 2013 году отрекшийся от папства Бенедикт XVI попрощался с верующими в том числе и в Твиттере. «Спасибо за вашу любовь и поддержку. Пусть любовь Христа всегда пребудет в вашей жизни», — говорилось в последнем твите папы Бенедикта.

После отречения Бенедикта XVI папский престол (а вместе с ним и официальный папский Твиттер-аккаунт) перешел к новому главе церкви — папе Франциску. Новый понтифик продолжил курс на сближение церкви с миром интернета и социальных сетей. В одном из своих обращений к пастве Франциск даже назвал Сеть «новой надеждой», подчеркнув ее бесспорное значение для всего современного общества. «Конечно, церковь должна присутствовать в онлайн-среде. Это присутствие должно быть благим, направленным на пробуждение в человеческих сердцах вечных вопросов о смысле существования», — сказал папа, одновременно напомнив, что в Сети, полной иллюзий и опасных ловушек, ничего нельзя принимать на веру.

В конце января свод правил поведения духовенства в социальных сетях представил диоцез англиканской церкви в Бате и Уэллсе. Священники и светский штат должны воспринимать общение в социальных сетях как публичные выступления. Перед публикацией комментариев священнослужителей просят задумываться о том, хотят ли они, чтобы этот пост прочитала их мать. Кроме того, представителям церкви рекомендуется не оставлять анонимных записей, соблюдать профессиональную дистанцию и не делиться слишком активно личной информацией.

Пример, поданный главой католической церкви, не пропал даром: вслед за понтификом о богоугодности интернета, соцсетей и блогов стали говорить и другие влиятельные католические сановники. Глава папского совета по культуре архиепископ Джанфранко Равази и вовсе объявил Иисуса Христа первым в истории микроблогером. По мнению Равази, Христос часто пользовался в речи короткими фразами, которые отлично могли бы поместиться в длину твита. В качестве примера архиерей привел заповедь Христа «Любите друг друга».

Тем не менее далеко не все в католической церкви относятся к интернету столь же доброжелательно. Критика соцсетей и даже призывы запретить их периодически раздаются со стороны как европейских священнослужителей, так и их американских коллег. Одним из самых ярких примеров стало предложение итальянского архиепископа Доменико Помпили запретить верующим пользоваться Фейсбуком. «Отношения, которые завязываются между людьми онлайн, не могут быть признаны настоящими. Интернет развивает в человеке стремление к самолюбованию и эгоизм, заставляя его в конце концов предпочесть Сеть настоящему общению», — заявил Помпили. Один из соратников Помпили, отец Мариано Крочиата, в свою очередь, назвал соцсети сосредоточением «чрезмерного восторга и недоверия», подчеркнув, что обе эти крайности опасны для католиков, нуждающихся в «срединном пути».

Как можно догадаться, такая позиция ближе и православному клиру. Хотя, как правило, православное духовенство, оценивая Сеть, высказывается значительно резче, чем самые консервативно настроенные католики.

«Королевство кривых зеркал»

Отношения Русской православной церкви с интернетом трудно назвать простыми. В разное время представители РПЦ высказывали диаметрально противоположные взгляды на роль и место Сети в жизни современного общества.

Одну из первых официальных оценок онлайн-среде еще в 2004 году дал патриарх Алексий II. В своем послании российскому интернет-сообществу, опубликованном 26 ноября, во Всемирный день информации, он писал: «Благодаря интернету наша церковь имеет возможность широко информировать пользователей Сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Священного Синода, о внешних церковных связях». Как отмечал патриарх, у церкви Христовой всегда было понимание того, что знание об истине должно распространяться максимально широко. «В настоящее время интернет предоставляет исключительные возможности в этом отношении, и церковь не вправе пренебрегать ими», — говорилось в обращении Алексия II. В поддержку своей позиции глава РПЦ тогда привел слова апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую».

Читайте также:
Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Спустя немногим более полугода, 1 июня 2005-го, в Международный день защиты детей, 76-летний патриарх представил свой личный интернет-проект — сайт «Патриарх — детям». Как сообщил предстоятель РПЦ на презентации ресурса в Даниловском монастыре в Москве, сайт прежде всего был призван рассказать подрастающему поколению о земной жизни и подвигах Христа и основах христианской веры.

Через несколько недель после запуска сайта в своем интервью агентству «Интерфакс» Алексий подробнее рассказал о том, какой он видит роль церкви в Сети. «Всемирная паутина давно стала средством христианского благовестия. Наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны, и церковь должна, как и во все времена, использовать каждую возможность для миссионерской работы», — заявил патриарх. При этом идея отказываться от использования Сети лишь потому, что порой там ведется пропаганда безнравственности, кажется ему неверной. «Совершенно очевидно, что интернет, как и телевидение, — лишь техническое средство, которое может использоваться по-разному. Недопустимо пренебрегать им только потому, что кто-то поставил его на служение греху и пороку», — пояснил Алексий II.

Таким образом, мнение патриарха по поводу Сети во многом совпадало со взглядами его католического визави — по крайней мере на словах. Однако после смерти Алексия II в феврале 2009 года и избрания на патриарший престол Кирилла отношение РПЦ к интернету стало стремительно меняться. К примеру, уже в марте того года митрополит Калужский и Боровский Климент назвал интернет-общение «показателем культурной деградации» россиян.

В 2011 году глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин указал в качестве главной «проблемы» интернета присущую ему анонимность. Он предложил «упрятать» анонимных участников интернет-сообщества в специальную «опасную зону», отметив, что общение в Сети «чудовищным образом разрушает культуру и правила человеческого общежития».

К 2012 году положительная оценка интернета и соцсетей окончательно стала редкостью для православного духовенства. Так, в интервью каналу «Россия 24» председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион определил интернет как «особое пространство, которое создает для людей возможность выплескивать свою агрессию». «Я читаю в интернете многих православных церковных людей и даже священнослужителей. В их блогах, на их страницах в Фейсбуке можно увидеть постоянное обличение всего и вся, бесконечное раздражение и бичевание всех. Но про любовь Христа — об этом пишут мало», — сетовал Иларион.

В феврале того же года на встрече с занимавшим тогда пост министра связи России Игорем Щеголевым сам патриарх Кирилл высказался еще жестче. Глава РПЦ заявил, что медийное пространство и интернет являются источниками влияния на душу человека и именно с их помощью и в их пространстве «диавол с Богом борется».

Жесткая риторика РПЦ во всем, что касается интернета, находит поддержку и у представителей российской власти. Свое отрицательное отношение к интернету и социальным сетям в последние годы неоднократно высказывали, в частности, в Государственной Думе. Так, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в середине января заявила, что «Сеть позволяет вторгаться в суверенные внутренние интересы России и нарушать принципы национальной безопасности». По мнению Яровой, защитить российский суверенитет от интернет-угрозы можно, только наделив ФСБ дополнительными полномочиями в сфере отслеживания безопасности в интернете.

Год спустя, выступая с докладом на Архиерейском соборе, патриарх развил ту же мысль, назвав соцсети одним из главных источников «клеветы и лжи, направленной против Церкви». «Разумеется, в интернет-пространстве существует множество людей, которые распространяют подлинную информацию о жизни Церкви, однако циников и любителей ложных разоблачений — в разы больше», — сказал Кирилл. По его словам, когда человек задает в поисковой интернет-системе запрос, связанный с церковной жизнью, в итоге он находит лишь множество лжи, лицемерия и ненависти. Все это, по мнению священнослужителя, есть «зримые результаты деятельности врага рода человеческого».

В начале 2014 года социальные сети и онлайн-среда в целом удостоились от православного патриарха еще одного яркого и образного сравнения — в своем рождественском интервью телеканалу «Россия» Кирилл назвал интернет «королевством кривых зеркал». «Это признак духовного кризиса людей. Это не что иное, как порабощение. Порабощение сознания и даже порабощение воли», — сказал глава РПЦ. По его словам, спасти людей в этой ситуации может именно церковь, которая несет ответственность за все, что связано с духовным состоянием общества.

Очевидно, что в отношении конфессий ко всему новому велика роль личного мнения предстоятеля. Католическая церковь — далеко не самая либеральная конфессия в мире, однако понтифики склонны воспринимать интернет доброжелательно и даже немного игриво, передавая это отношение другим сановникам и всей пастве. Русская православная церковь тоже всегда декларировала подчеркнуто консервативные ценности. Однако если патриарху Алексию II это нисколько не мешало воспринимать интернет конструктивно, то его преемник склонен выискивать в Сети дьявола — в полном соответствии с духом времени.

Церковь и интернет: 5 главных мифов

Гиперконсерваторы считают глобальную сеть «бесовским» изобретением человечества и призывают максимально дистанцироваться от ее использования. Для людей «научно-технического прогресса» Церковь видится сообществом довольно архаичным, а значит, в глобальной сети не нужным. И та, и другая позиция, на наш скромный взгляд не является верной. Русская православная церковь и ряд православных сообществ активно осваивают интернет-просторы. Мы попробуем развенчать 5 мифов о Церкви и интернете.

Миф 1: Проповедь Христа нельзя вести в интернете

Благую весть нужно нести всюду, куда это возможно. И мы, Церковь Христова, безусловно, будем продолжать это делать. В том числе и в сети Интернет.

Накануне вознесения Господь заповедовал своим ученикам:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).

В древнем мире для этого использовалось не только живое слово. Книги, одежда, архитектура… Все пронизывалось Божественной вестью. Интернет позволяет читать проповеди. Слушать записи проповедей. Смотреть проповеди популярных священнослужителей! Интернет может стать и местом обращения. В моей памяти свежи воспоминания о том, как американец принял Православие, познакомившись с ним в сети. Он читал, изучал, смотрел видеозаписи и проповеди. Уверовал и крестился. На мой взгляд, это довольно яркий пример пользы проповеди в сети.

Информационное общество живет в сети. Информация является продуктом потребления человечества. А значит, Церковь просто обязана и эту сферу человеческой жизни просвещать Светом Христовым.

Представьте на миг, берете вы утром смартфон, открываете окно браузера, а там… Нет ни слова о Боге. В таком случае я соглашусь с «гиперконсерваторами», интернет действительно в одночасье станет обителью врага рода человеческого. И многим душам будет причинен огромный вред.

Читайте также:
Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Именно поэтому Церковь вместе со всем человечеством живет и в сети – облагораживая и это пространство людской жизни.

Миф 2: христианам не нужны свои СМИ, самое интересное расскажут в обычных новостях

Да-да. Там обязательно напишут о том, какой, оказывается, интересный приход со службами древнерусским чином есть в вашей епархии, сделают заметку про творчество воскресной школы и будут освещать все акции молодежного братства. А еще непременно вырежут половину (или две трети) места на сайте для отслеживания важных событий в огромном православном мире.

Верующих во Христа сегодня можно найти в любой части земного шара. Вера выходит за границы государств и этносов. Христиане задействованы во многих сферах человеческой жизни, они трудятся на благо своих приходов, нуждающихся людей, добросовестно выполняют свои обязанности на мирской работе и защищают родину с оружием в руках, добывают медали в спортивных состязаниях и участвуют в высокотехнологичных исследованиях. Вполне логично, что все это требует своей сегментированной информационной политики.

Христианские СМИ своевременно способны доносить пастве самую важную информацию. Прошел Архиерейский Собор? Вот, пожалуйста, документы и решения. Хочется обзора и экспертного мнения простым языком? По горячим следам православные журналисты «отрабатывают» насущную тему дня. Самое главное – на христианских сайтах подается не сухая констатация в стиле «решили-постановили». Любое событие освещается с церковной точки зрения, не забывая расставлять нужные акценты со ссылкой на Священное Писание и отцов Церкви. Что демонстрирует целостность подхода и в очередной раз напоминает: мы проповедуем Христа.

Не последнюю роль интернет-площадки играют в острых ситуациях «ответа вопрошающим». Исключая фильтры светских СМИ, имеющих привычку самоинтерпретации высказываний и событий, Церковь со своих медийных платформ делает нужные заявления в «первозданном виде». Разве это не высота порядочности – снять со светских журналистов нелегкое бремя «трудностей перевода»?

Церковь – это свой мир. И об этом мире кто-то должен рассказывать честно и непредвзято.

Миф 3: интернет вредит христианскому образованию

Скорее, является хорошим для него подспорьем.

Интернет позволил сделать качественный рывок в направлении доступности информации. Рядовой житель нашей страны лет 100 назад не имел возможности вот так запросто взять и добыть для себя духовную литературу (в деревенском доме – Евангелие, Псалтырь и Часослов были самым распространенным набором книг).

Сегодня без особого труда, в пару кликов, мы можем оказаться в самых разных виртуальных библиотеках России или мира. Древние тексты, само Священное Писание, Святые Отцы, исторические очерки, собрания сочинений… Не хочешь читать с экрана? Закажи за приемлемую цену любую из этих книг. Через интернет в те же пару кликов.

Да, глобальная сеть ведь не ограничивается сугубо безграничными хранилищами текстовых источников. Нет времени сидеть за чтением? Аудиокнига в помощь. К озвученным творениям, пронесенных сквозь тысячелетия, добавляются современные труды и образовательные лекции ученых мужей, старающихся говорить на языке своего времени.

А сколько полезных лекториев можно найти в том же православном Рунете? Сотни, если не тысячи. На любую тематику. Ты можешь освоить библеистику, катехизис, литургику, выучить устав и церковнославянский (и не только) язык, разобраться в иконописи, нырнуть в церковную историю, окунуться в практикум по миссионерской работе и апологетике. Информации для духовного развития – в достатке. Все, что сегодня нужно иметь для духовного образования (или самообразования) – твердое намерение и несгибаемую волю. Господь обязательно поможет. А интернет станет нужным для этого инструментом.

Миф 4: христианам нужно общаться только в реальной жизни

Христианам нужно общаться в реальной жизни. Безусловно. И не только.

Мессенджеры и соцсети – замечательное место для возможности быть на связи постоянно. Здесь всегда можно пообщаться, сообщить оперативную информацию, сказать доброе слово, которое кому-то может быть очень кстати именно в этот момент. Часто именно из соцсетей мы узнаем о ближайшем небольшом, но важном событии в жизни прихода/епархии. Маленькому храму нужно помочь в хозяйственном вопросе или подготовке к празднику, молодежь отправляется в паломническую поездку или на благотворительный концерт, срочно нужна помощь погорельцам или собирают деньги на подарки детям-сиротам.

Интернет сокращает время получения информации адресатами, следовательно, выступает помощником в решении задач Божьих дел.

Здорово, что социальные сети позволяют нам общаться с братьями и сестрами по вере в любом уголке земли — и в соседней епархии, и на другом континенте. Развивает кругозор, обеспечивает культурный диалог, а главное, дает радость во Христе от этого общения двух (или больше?) людей, верующих в Бога.

Православные соцсети сами по себе формируют тематическое пространство, свободное от грязи сетей публичных. Здесь люди объединяются по интересам и задачам. Пообщаться можно не просто с братом по вере, а, например, еще и с коллегой. Возникает возможность не просто разговаривать – размышлять о делах и делать их. Могут возникать профессиональные союзы с последующим коллективным трудом, образовательные и иные проекты. Все это – благодаря вовлеченности христиан в интернет.

Очень важно – иметь возможность с помощью интернета задать вопрос священнику. И может быть это как батюшка вашего прихода (которому пока вдруг, по какой-то причине, при встрече это вопрос задать вы стесняетесь), так и известный проповедник. Протоиерей Андрей Ткачев, иеромонах Макарий (Маркиш) и другие сумеют удовлетворить твой вопрос, будь ты от них хоть за тысячу километров. Возможность пообщаться со священником в сети помогает и людям нецерковным. Имея вопрос, человек всегда запросто может спросить ответ на него в сети у батюшки. Последствием маленького разговора в сети может стать и последующий визит в храм, и воцерковление. Таких случаев – более, чем достаточно.

Миф 5: реальную помощь христианин может оказать только «в реале»

Да? Наверное, вы забыли о тысячах акций по сбору средств больным на срочную операцию, нуждающимся на хлеб насущный, попавшим в трудную ситуацию на билет до дома…

Новость о том, что кому-то нужно помочь – это ведь и шанс христианину послужить ближнему. Бывает, что копейка на строительство храма, например, идет из Калининграда во Владивосток, но становится следствием найденного в сети сообщения.

У людей иногда вызывает вопросы подача виртуальных записок о здравии или упокоении. Для меня разница не совсем ясна. Ведь, как правило, поданная таким необычным образом записка направляется за самое настоящее пожертвование. Отправил список имен – у тебя его приняли и помолились. Сколько ты дал – дело твоей совести. И все. Никакой коммерции, очень «чистый» подход.

Важно отметить, что записки могут дойти и в особые, святые места. Например, к Гробу Господню в Иерусалим. Или к мироточивой иконе Божьей Матери в Москве. А может быть, в монастырь святого Пантелеимона на Афоне. А люди получат реальную молитвенную помощь. Все – благодаря коммуникации в сети интернет.

Помощь консультативного характера также оказывается в сети. Юристы, психологи, профессионалы своего дела – они доступны и на некоторых сайтах во славу Божию отвечают на вопросы, помогая людям. Выше уже говорилось и о священниках, их духовных советах и возможности пообщаться с ним онлайн. Стоит только представить, как интернет может помочь русскому человеку в нехристианской стране, вдали от православного храма, но при наличии доступа в сеть.

Читайте также:
Рецепты кухни шестой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Рассмотрев основные мифы о Церкви и интернете, мы сделали логичный вывод:

интернет есть и будет важным инструментом служения Церкви.

Слово Божие, благую весть, проповедь Христа Его ученики просто обязаны нести по всему миру, заходя во все сферы и уголки общественной жизни. Виртуальная реальность – еще одно место, где человек может встретиться с Господом и наша задача – приложить к этому максимум усилий. Да поможет нам всем Бог.

Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет) Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенова Дарья Михайловна

Статья посвящена все возрастающей роли Русской Православной Церкви в российском обществе. Как в реальном пространстве, так и в виртуальном Русская Православная Церковь активно взаимодействует с другими акторами, транслируя собственные убеждения и ценности. Предмет исследования деятельность Русской Православной Церкви в различных сегментах Интернет-пространства . Цель работы – анализ методов использования Русской Православной Церковью Интернет-пространства и определение их эффективности. В ходе работы использовался метод контент-анализа. В ходе исследования были выявлены формы участия представителей Русской Православной Церкви в электронном пространстве: это группы и страницы в социальных сетях , блоги священников, онлайн услуги – к примеру, проект «Батюшка онлайн», православные форумы. Обсуждения в Интернет-пространстве посвящены не только вопросам исполнения культам или религиозной проблематике, но и общественно-политическим вопросам, в том числе, каким должно быть идеальное государство, будущее России, политические враги России.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Семенова Дарья Михайловна

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE ELECTRONIC SPACE (FOR EXAMPLE, THE INTERNET)

The article is about the increasingly important role of the Russian Orthodox Church in Russian society. As in real space as in the virtual Russian Orthodox Church is actively communicate with other actors, spreading their own beliefs and values. The subject of the study – is activity of the Russian Orthodox Church in the various segments of the Internet space . The purpose of the research – is the analysis of methods of the Russian Orthodox Church using in the Internet space and determining their effectiveness. The work used the method of content analysis. The study identified the forms of participation of representatives of the Russian Orthodox Church in the electronic space: groups and pages on social networks , blogs, online services for example, the project “Priest online”, Orthodox forums. The discussions in the Internet space dedicated not only to the realizing of cults or religious issues, but also social and political issues, including what should be the ideal state, the future of Russia, the political enemies of Russia.

Текст научной работы на тему «Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-39 УДК 322

АКТИВНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)

Статья посвящена все возрастающей роли Русской Православной Церкви в российском обществе. Как в реальном пространстве, так и в виртуальном Русская Православная Церковь активно взаимодействует с другими акторами, транслируя собственные убеждения и ценности. Предмет исследования -деятельность Русской Православной Церкви в различных сегментах Интернет-пространства. Цель работы – анализ методов использования Русской Православной Церковью Интернет-пространства и определение их эффективности. В ходе работы использовался метод контент-анализа. В ходе исследования были выявлены формы участия представителей Русской Православной Церкви в электронном пространстве: это группы и страницы в социальных сетях, блоги священников, онлайн услуги – к примеру, проект «Батюшка онлайн», православные форумы. Обсуждения в Интернет-пространстве посвящены не только вопросам исполнения культам или религиозной проблематике, но и общественно-политическим вопросам, в том числе, каким должно быть идеальное государство, будущее России, политические враги России.

Ключевые слова: Интернет-пространство, Русская Православная Церковь, Православный Интернет, социальные сети, православные демотиваторы.

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE ELECTRONIC SPACE (FOR EXAMPLE, THE INTERNET)

The article is about the increasingly important role of the Russian Orthodox Church in Russian society. As in real space as in the virtual Russian Orthodox Church is actively communicate with other actors, spreading their own beliefs and values. The subject of the study – is activity of the Russian Orthodox Church in the various segments of the Internet space. The purpose of the research – is the analysis of methods of the Russian Orthodox Church using in the Internet space and determining their effectiveness. The work used the method of content analysis. The study identified the forms of participation of representatives of the Russian Orthodox Church in the electronic space: groups and pages on social networks, blogs, online services – for example, the project “Priest online”, Orthodox forums. The discussions in the Internet space dedicated not only to the realizing of cults or religious issues, but also social and political issues, including what should be the ideal state, the future of Russia, the political enemies of Russia.

Читайте также:
Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

Keywords: Internet space, Russian Orthodox Church, the Orthodox Internet, social networks, Orthodox demotivators.

Деятельность Русской Православной Церкви в современном мире направлена, в том числе, и на популяризацию собственной деятельности, своих идей и ценностей в российском обществе. Ведущая роль в трансляции дискурса в современном мире принадлежит электронным масс-медиа, связывающим аудитории через территориальные и социальные границы. По мнению Г.Миненкова, «благодаря электронным СМИ приобретают новые измерения практики конструирования «воображаемых сообществ»[4]. В таких

опосредованных масс-медиа содружествах создаются возможности для социальных и политических действий, которые в ином случае было бы трудно вообразить. Интернет, как один из видов электронных каналов передачи информации, уже давно стал неотъемлемой частью общества, и потому используется как инструмент влияния на массовое сознание различными политическими силами. РПЦ также активно использует электронные способы передачи и распространения информации, для PR собственной деятельности, распространения идей.

Существует целая система под названием Православный Интернет -явление, набирающее все большую популярность и являющееся инструментом в руках РПЦ по распространению своих идей. Это целая культура со своей символикой. Например, Св. Иоанн Богослов считается покровителем православного Интернета. Сам Патриарх благословил освоение Интернета паствой. В Православном Интернете есть собственные социальные сети и сайты знакомств, форумы и блоги. В них активное участие принимают не только священнослужители, но и миряне.

В работе Н.А.Баранова приводятся следующие статистические данные: «На январь 2010г. среди Интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 199 епархиальных сайтов, 337 сайтов монастырей, 1445 сайтов храмов, 96 сайтов духовных академий и семинарий, 1125 сайтов православных СМИ, 132 домашних страницы священников. Официальные сайты имеют практически все структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера, в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева, посещаемость которого составляет 1517 тысяч посетителей в день. Статистика форума впечатляет: на 13 сентября 2011г. зарегистрировано 4664741 Сообщений в 74612 темах от 37853 пользователей» [3].

Русская Православная Церковь представлена и в общественных социальных сетях. В Контакте по запросу Православие мы нашли 2660 групп. Православная Церковь – 863. Епархия – 690. Количество участников данных групп составляет по несколько десятков тысяч человек. Многие группы позиционируют себя как общественно-политические. В них активно обсуждаются вопросы национальной идеи, истории России, будущего России. Организаторами групп выступают и священнослужители, и обычные пользователи Интернета. В группах представлены аудио-видео записи, как на церковную тематику, так и на общественно-политическую.

В Facebook по запросу Православие было найдено 116 страниц и групп. Православная церковь – 55. Крупнейшими из них являются группы «Православие и мир» – 5255 участников, Orthodox – 19 785, Russian Orthodox Church – 779.

В данных группах идет активный диалог между пользователями Интернета и представителями РПЦ по общественно-важным вопросам. Приведенные данные являются показателем того факта, что религиозные вопросы, религиозная жизнь перестали быть делом личным, вышли за рамки посещения церкви и молитв, чтения религиозных книг, а РПЦ сама инициирует процесс перехода религиозности из личного в общественный процесс.

В социальных сетях мы выделили два ключевых вида активности православных акторов. Первый – это постоянное обновление новостной ленты, которое отображается в личных новостях каждого участника группы. В течение двух месяцев в ходе исследования были отслежены новости, на которые акцентирует внимание следующие группы. Второй – это обсуждения на форуме внутри группы.

Группа «Православие и мир» обновляет новостную ленту в среднем 10 раз в день. Обновления строятся таким образом, чтобы вызвать реакцию у реципиента, заставить его задуматься или включиться в обсуждение. Чаще всего задается либо задается вопрос, например, «Православная империя:

тоталитаризм или право?», «Незавершенность российских реформ. Ретроспектива и перспектива. Как думаете, есть у нас шанс воплотить столыпинские идеи?» «Выдержки из выступления Натальи Нарочницкой перед журналистами по поводу «Русского гражданского движения». Согласны с ее позицией о русском народе? А готовы поддержать движение? Либо дается дискуссионное утверждение: «О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством», «Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». Содержательно, темы, поднимаемые в данной группе, можно разделить следующим образом: семья (как воспитывать детей, отношения между мужем и женой), искусство (кино, живопись, литература), политика (государство, внешнеполитические отношения, реформы, законопроекты), чисто православные новости и темы). Соотношение между частотой обращения к какой-либо из вышеперечисленных тем следующее: 37% – чисто православные темы, 25% -политика, 20 % – семья, 15% искусство, 3% – различные другие темы. В форуме группы мы находим обсуждения на темы: Спасение России или что такое быть православными. Есть ли у России национальная идея?

Самая большая группа в контакте «Православие» содержательно схожа с предыдущей группой. В ней идут дискуссии: Царебожничество, цареборчество и Православный монархизм. Допустим, восстановлена монархия. Что дальше? Должен ли православный человек быть монархистом? Какой политический строй должен быть у православного государства? Христианин и политика. Новостная лента также насыщена общественно политическими темами, которые пересекаются с темами группы «Православие и мир».

В 2011г. Вконтакте появилась группа под названием «Батюшка онлайн»,[2] своей целью провозгласившая всеми доступными путями достучаться до молодых сердец таким необычным, но все же современным

способом. В описании группы говориться: «Нынешняя молодежь живет онлайн, зачастую предпочитая виртуальную жизнь реальной. Священнослужители русской православной церкви решили пойти им навстречу, и сами вышли на просторы всемирной паутины. Началось все в Ульяновске, когда по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла и был создан проект «Батюшка онлайн»[2].

В статье иеромонаха Спиридона (Баландина), насельника Иоанно-Богословского Макаровского монастыря точно отражены формы миссии в Интернет пространстве. «Давно не оспаривается полезность церковных сайтов в сети, постоянными пользователями которой ежедневно являются примерно 26 млн. наших сограждан. Внутри интернет-миссии тоже есть свои устоявшиеся формы: проповедь через церковные сайты различной направленности, миссионерские форумы, как отдельных священников, так и целых епархий, приходов или монастырей. Очень активно развивается также православный сегмент в Live Journal (считаю блоги отдельной формой интернет-миссии). Есть также менее заметные, но и более личные формы общения, как, например, ICQ, когда номер священника многим известен, или обыденно скучная электронная почта. ».[5] Конкретно о своей миссии в Интернете иеромонах пишет следующее: «И вот я уже разъясняю смысл веры атеисту; рассказываю об Афоне фотографу; провожу вечер с обезумевшей от разрыва с молодым человеком девушкой, которая думает о самоубийстве; отменяю пост для женщины в положении; отвечаю на вопросы о воспреемниках и т.д. и т.п. Уже не говорю о том, что именно встреча на этом сайте (Одноклассники) дала импульс к возможной реставрации одного из наших монастырских храмов. Я считаю, что присутствие священника на подобных сайтах полезно, так как сама организация ресурса подразумевает очень быстрое, скажем так, распознавание в среде потенциальной многомиллионной аудитории. Только следует помнить, что в принципе люди идут туда отдыхать и улыбаться друг другу» [5].

Читайте также:
Рецепты кухни шестой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Важным способом конструирования политической идентичности в сети

Интернет является распространение особых картинок – демотиваторов, изображение, состоящее из картинки в черной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату [1], Интернет -мемов – информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.)[1]. А также юмористических рисунков и карикатур. Данный контент легко передается от пользователя к пользователю в социальных сетях и за короткий срок становится доступным большому количеству человек.

Православные демотиваторы встречаются и положительно оценивающие православную религию, и отрицательно. В негативных демотиваторах чаще всего критикуется материальное богатство церкви. Очевидно, что данные демотиваторы, хотя и играют определенную роль в распространении православной символики, но созданы не акторами Православной Церкви. В положительных демотиваторах акцент делается на православную основу России, чувство гордости и патриотизма.

РПЦ показывает себя как развивающийся и умело приспосабливающийся к современным условиям актор, который за короткое время сумел организовать в свою пользу Интернет-пространство, тем самым, получив возможность влиять на большое количество российской молодежи и людей, выключенных из политического процесса. Акцентируя внимание на важных с их точки зрения событиях, персоналиях, в том числе и политических, высказывая свои суждения и оценки, они воздействуют на политическую идентичность пользователей Интернет-пространства. Очевидно, что РПЦ вышла за рамки исключительно трансляции религиозных идей и осуществления культа, которые гораздо в меньшей степени востребованы населением, нежели потребность в национальной идее или в решении социально-значимых вопросов. Чутко реагируя на настроения общества, в материалах сайтов,

форумов, блогов, большую часть времени РПЦ посвящает обсуждению общественно-политических проблем. Православная церковь активно использует различные способы влияния на общество и распространения православных идей и ценностей, а также через внедрение православной лексики и терминологии в повседневную жизнь.

Представители РПЦ создают православные форумы, активно вовлекают в них нерелигиозных пользователей Интернета, проводят проповеди в режиме онлайн. Акцентируя внимание на важных с их точки зрения событиях, персоналиях, в том числе и политических, высказывая свои суждения и оценки, они воздействуют на политическую идентичность пользователей Интернет-пространства. Православная церковь активно использует также смс-рассылки, создание телефонов доверия. Реагируя на потребность в национальной идее или в решении социально-значимых вопросов, в материалах сайтов, форумов, блогов, РПЦ уделяет существенное внимание обсуждению общественно-политических проблем.

3. Баранов Н.А. Церковь и государство: формы взаимодействия // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2009. №4. С.97-108.

4. Миненков Г.Я. Политика идентичности: взгляд современной социальной теории // Политическая наука, 2005, № 6. С. 21-38.

5. Миссионерство на «Одноклассниках.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tserkov.info/tio/?id=4410 (обращение к ресурсу 08.10.2011).

3. Baranov N.A. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie., no. 4 (2009): 97-108.

4. Minenkov G.Ya. Politicheskaya nauka, no. 6 (2005): 21-38.

5. http:// www.tserkov.info/tio/?id=4410

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Семенова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры государственного управления и истории, к.п.н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Комсомольский проспект, 29, г. Пермь, Пермский край, 614990, Россия d.m.semenova@gmail. com SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8452-7591

DATA ABOUT THE AUTHORS

Semenova Darya Mikhailovna, senior lecturer of the department of the Governance and History

Социальная сеть Елицы — интернет-площадка для общения православных

Люди всегда ищут общения, советов, друзей или вторую половинку. И православные верующие не составляют здесь исключения. Социальная сеть Елицы создана именно для таких людей, которые хотят построить свою жизнь на основах христианской веры и молиться Богу. И не важно, ходят они сейчас в церковь, или только подумывают об этом, присматриваясь и интересуясь всем, что касается православного учения.

  1. Социальная сеть Елицы
  2. Происхождение названия
  3. Цель создания проекта
  4. Функции сайта для прихожан
  5. Общение
  6. Ознакомление с информацией
  7. Участие в проектах
  8. Проекты сайта
  9. Видео

Социальная сеть Елицы

На сегодняшний день это единственная социальная сеть, созданная для православных христиан. Она существует уже около 5 лет. На текущий момент в сети зарегистрировано более 205 тыс. человек. Большинство пользователей приходится на Россию — 75%, Украину и Белоруссию — 15%, остальные страны мира – 10%. В сети активно регистрируются пользователи из русских диаспор США, Канады, Австралии, Европы и Греции.

Здесь люди могут:

  • общаться со священниками;
  • находить единомышленников;
  • следить за жизнью в приходе;
  • узнавать новости всей церкви.

География проекта очень широка. В сети зарегистрированы страницы общин храмов не только РПЦ (Русской Православной Церкви), но и других канонических автономных и самоуправляемых православных церквей, с которыми есть евхаристическое общение.

  • Русской Православной церкви за рубежом;
  • Украинской;
  • Польской;
  • Элладской;
  • Кипрской;
  • Сербской;
  • Константинопольской;
  • Иерусалимской;
  • Грузинской;
  • Болгарской;
  • Антиохийской;
  • Эстонской;
  • Молдавской;
  • Белорусского экзархата.

Здесь собрана и обработана большая база данных монастырей и храмов РПЦ. На карту нанесено около 20 тыс. действующих монастырей, соборов и храмов. Каждый из них имеет в соцсети свою страницу со всеми функциональными возможностями. Это ощутимая польза настоятелям храмов: бесплатный, живой, интерактивный сайт.

Происхождение названия

Значение слова «елицы» в переводе с церковнославянского обозначает «те, которые» или «все вы». В последнее время оно стало употребляться и в обычной речи. Произошло это потому, что появился сайт с таким названием, а точнее православная социальная сеть. Современная площадка для укрепления связей между православными людьми с церковнославянским названием Елицы становится все популярнее.

Цель создания проекта

Создатели проекта Елицы — это частная инициатива группы единомышленников, обычных мирян, прихожан РПЦ. Проект предназначен для объединения православных людей по всему миру, для развития и укрепления приходской общины. Проект по сути является народным.

Каждый пользователь сети вносит свой вклад:

  1. Делает предложения по разработке функционала.
  2. Обращает внимание на проблемы сети. Подсказывает пути их решения.
  3. Поддерживает молитвенно.
  4. Оказывает финансовую помощь.
  5. Создает контент.
Читайте также:
Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников

Православная сеть Елицы — хороший пример того, как большие сложные дела, которые совершаются на благо церкви и людей, поднимаются сообща, всем миром, то есть соборно. В развитии православной соцсети принимают участие более 50 священников, публицистов, актеров, психологов, юристов. Среди пользователей сети есть известные богословы и миссионеры.

Функции сайта для прихожан

В команде Елицы трудится 25 человек. Это программисты, специалисты по дизайну, верстке, тестированию, сервисному обслуживанию, модераторы, служба поддержки, контент-менеджеры, руководители и сотрудники служб сервисов Елицы. Здесь работают православные христиане из России, Украины, Греции, Эстонии и Белоруссии. Пользователи принимают самое непосредственное участие в развитии сети.

Общение

Обладая универсальным набором инструментов для ведения информационной, миссионерской, молодежной и социальной работы на приходе, соцсеть Елицы способствует укреплению общины и увеличению паствы.

На страницах храмов можно размещать:

  • фото- и видеоматериалы;
  • новости;
  • объявления от настоятелей и прихожан;
  • расписание служений.

Также можно освещать деятельность воскресных школ, молодежного, социального и миссионерского служения, создавать приходские сообщества по интересам. Все это направлено на решение важнейшей церковной задачи — сплочение и объединение людей вокруг храма. Елицы посредством коммуникационных механизмов создают условия для самоорганизации церковного сообщества и успешной адаптации в нем новых прихожан.

На страницах более 11 тыс. храмов уже зарегистрированы пользователи, — священнослужители и прихожане. В сборе информации активно помогают пользователи сайта. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день в Елицы представлена самая полная и достоверная (с точки зрения координат, названия храмов и их принадлежности) карта расположения храмов. Активное участие посетителей сайта в сборе и предоставлении информации придает сети соборность и вызывает доверие людей.

Ознакомление с информацией

В Елицах открыта официальная страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на которую подписаны все пользователи. Также в соцсети зарегистрированы аккаунты 43 митрополитов, архиепископов и епископов. Всего в Елицах зарегистрировано более тысячи священнослужителей (1143 чел.).

Они прошли модераторскую проверку и верификацию, предоставили данные, подтверждающие их сан. После чего их страницам был присвоен соответствующий статус. Тем самым исключается возможность появления в сети фейковых аккаунтов священнослужителей. На страницах сайта налаживается двухсторонняя связь между прихожанами и церковными клириками, ведется миссионерская деятельность.

Посетители сайта общаются:

  • обсуждают различные темы, публикации;
  • публикуют контент (собственный или заимствованный с других сайтов);
  • создают сообщества по интересам;
  • проводят мероприятия.

В соцсети предоставлена прекрасная возможность для общения, знакомства прихожан разных храмов между собой, а также ознакомления с различного вида информацией, касающейся православного вероучения, деятельности церкви в целом и отдельных приходов.

Участие в проектах

В систему входит 20 проектов. Расскажем о наиболее популярных и интересных, что означает каждый из них.

Прежде всего, это ежедневные видеопередачи с известными священниками. Верующие могут подписаться на ежедневные видеовстречи с отцом Андреем Ткачевым, иеромонахом Макарием, Артемием Владимировым и другими священнослужителями.

Особого внимания заслуживает Благотворительный фонд Елицы, который помогает объединить усилия не только в молитве, но и проявить соборность в делах милосердия. Его создание стало логическим продолжением развития благотворительной деятельности в социальной сети.

Всем миром пользователи сети собирали средства и отправляли гуманитарный груз в Сирию, где детям были доставлены продукты, медикаменты. Христианским монастырям были переданы книги и церковная утварь.

Идет активное участие в восстановлении монастырей. Оказывается поддержка многодетным семьям и инвалидам. С момента начала деятельности более 5000 человек оказали доверие фонду, а, значит, приняли участие в различных благотворительных акциях.

В фонд поступают просьбы от пользователей сайта о помощи в различных трудных ситуациях. Практически в каждом случае оказывается поддержка в той или иной степени. Направление деятельности фонда, связанное с церковной благотворительностью и делами милосердия (например, тюремное служение и др.), развивается совместно со священниками.

Еще один сервис Елицы-записки создан по просьбам пользователей соцсети. Он помогает людям в разных, порой удаленных уголках нашей или другой страны обратиться за молитвенной помощью в святые места — храмы, монастыри через заказ треб. По технологии работы этот сервис является агрегатором или почтово-курьерской службой, которая позволяет на едином портале сформировать заказ требы зачастую сразу в несколько монастырей и отправить его по назначению.

Есть в соцсети и сервис по сбору информации о православных святынях. Он так и называется — Православные святыни. В нем собраны сведения о 5 тыс. святых мест. Наполняется он силами пользователей. Можно как добавлять, так и искать информация по разным фильтрам. В описании каждой святыни есть фото, история, текстовое наполнение, геоданные.

Проекты сайта

Программа Ориентация — это новый проект соцсети. По формату представляет собой видеоинтервью с интересными людьми. Среди гостей — общественные деятели, священнослужители, экономисты, историки, авторы социальных и благотворительных программ.

Крылатые притчи — уникальный проект, который на сегодняшний день завоевал сердца многих людей в интернете. Известные актеры театра, кино и телевидения читают притчи, в которых заключена мудрость, необходимая каждому из нас.

Елицы ТВ — проект, создание которого пока еще не закончено. За время существования сети накопилось много видеоконтента, из которого можно создать настоящее интернет-телевидение. Телеканал сети Елицы уже можно посмотреть в Ютубе, но это еще не окончательный вариант. Он будет совершенствоваться, развиваться.

Интернет-журнал Елица-медиа — это информационный проект, в котором ежедневно публикуются статьи от известных священников, публицистов, общественных деятелей, журналистов. Сайт рассчитан на широкую аудиторию. Поэтому тематика публикаций очень разнообразна: от общественно-политических тем до вероучительных. Здесь зарегистрировано уже более 80 авторских колонок. Их число постоянно растет. Среди постоянных авторов сайта (журналистов, публицистов и писателей) много священников.

Еще одно важное направление сети Елицы — это создание и развитие онлайн-сервисов. «Вопросы батюшке» среди них самый востребованный. Это сервис онлайн-консультирования. На текущий момент в нем участвует около 20 священников, которые отвечают на вопросы пользователей. Здесь можно получить помощь духовного характера, узнать верное толкование Ветхого Завета и Нового Завета, вести диалоги с батюшкой. Аналогично работают сервисы «Вопросы психологу» и «Вопросы юристу».

Видео

Обо всех подробностях можно узнать из интервью, взятом у основателей сети.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: