Православие и католицизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Чем отличаются православная и католическая церкви, в чем разница

В христианстве за 2 тысячелетия дважды произошел крупный идеологический раскол, в результате чего в настоящее время действуют 3 ветви христианского вероучения. Во время первого раздела последователи Иисуса Христа разделились на западных и восточных христиан. В чем заключается отличие православия (Восточной церкви) от католицизма (Западной церкви)?

  1. Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
  2. Определение и верование
  3. История зарождения
  4. Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации
  5. Отличие в учении
  6. Ритуалы и служения Богу
  7. Противоречия между православием и католицизмом
  8. Есть ли что-то общее у обоих верований?
  9. Итоговая таблица

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православная идеология опирается на Священное Писание и Священное Предание, которые рассматривает, как истинно апостольское вероисповедание. Она признает догматы, принятые на семи Вселенских соборах. В сравнении с православием Западная церковь в своем вероучении не признает определения 5 и 6 Вселенских соборов. Основное противоречие, положившее начало расколу в христианстве, возникло по поводу Символа веры. Православные исповедают Никео-Цареградский Символ веры, католики – Никео-Цареградский Символ веры с уточнением – Филиокве.

Определение и верование

Оба вероучения основаны на христианстве. Обобщенная официальная доктрина католического вероисповедания изложена в Катехизисе. В нем содержатся объяснения самых важных принципов веры, морали и поклонения.

Основополагающие части Катехизиса:

  1. Символ веры. В нем излагается подробный анализ элементов Символа веры.
  2. Таинства. Содержит описание пасхальной тайны, тайны смерти и воскресения Христа и 7 Таинств церкви.
  3. Заповеди. Описание моральных принципов, которых должны придерживаться католики.
  4. Молитвы. Особое внимание уделено молитве «Отче наш». Оригинал текста написан на латыни.

Православное учение включает в себя:

  • Священное Писание;
  • каноны (своды правил, установленные Вселенскими соборами);
  • утвержденные литургические тексты;
  • творения Отцов церкви;
  • жития святых.

Вероучения отличаются нюансами в понимании основного догмата веры, канонов, литургических богослужений.

История зарождения

Христианская религия зародилась в римской провинции Иудея и за 3 столетия распространилась по всей территории римского владычества. В начале III века она стала государственной религией Римской империи, которая к этому времени распалась на Западную, со столицей в Риме, и Восточную (Византийскую), со столицей в Константинополе.

Камнем преткновения среди догматиков стал постулат о Троице. Догматический, канонический и литургический расколы усугубились борьбой между Папой Римским и Константинопольским патриархом за влияние на церковные общины. Западная ветвь не признала и до настоящего времени не признает решения 5 и 6 Вселенских соборов, прошедших в Константинополе, где были приняты 102 новых правила (канона), направленных против действующих правил у католиков.

В 1054 году Римская церковь окончательно приняла Никео-Цареградский Символ Веры с Филиокве. Формальным поводом для разрыва отношений стало закрытие латинских церквей в Константинополе. В июле 1054 года Папа Римский и Константинопольский патриарх взаимно предали друг друга анафеме (отлучению от церкви). Взаимное снятие анафемы произошло в 1965 году.

Термин «католическая» в самоопределении Западная церковь стала применять после XVI века, когда в ней снова произошел раскол: сформировалось новое течение христианства – протестантизм.

Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации

В христианстве (как в католичестве, так и в православии) принято 3 степени священства:

  • епископ;
  • священник;
  • диакон.

Епископы в Римско-католической церкви – это высшее духовенство, которое, в свою очередь, подразделяется на степени по важности:

  • Папа Римский;
  • Патриарх;
  • кардинал;
  • митрополит;
  • архиепископ.

Высшее духовно-должностное лицо церкви – Папа Римский, выполняющий свои обязанности пожизненно, избираемый тайным голосованием конклавом кардиналов. Кардиналы находятся при Папе Римском. Прочие епископы подчиняются Папе Римскому и выполняют роль духовных настоятелей и администраторов на определенной территории с католическими приходами. Приходы находятся в ведении настоятелей. Диакон – служитель прихода. Для монашествующих принята своя иерархия: епископ именуется протоархимандритом, настоятель/настоятельница монастыря – аббатом/аббатисой.

Православная церковь – это сообщество автокефальных и автономных церквей. Автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах административного управления от других поместных церквей. Объединяющим началом для них является единое вероучение. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.

Православная автокефальная/автономная церковь имеет иерархическое устройство, подразделяемое на «белое» и «черное» (монашествующее) духовенство:

  1. «Черное» – Патриарх, митрополит, архиепископ, игумен, иеродиакон.
  2. «Белое» – иерей, диакон.

Отличие в учении

Основное разногласие в учении заключается в трактовке Символа веры. Православные христиане признают Символ веры, принятый на II и IV Вселенских соборах, где сформулирован постулат о Троице: «…Святой Дух исходит от Бога-Отца». В XI веке Римская церковь приняла уточнение к Никео-Цареградскому догмату о Троице, получившем название Филиокве, что в переводе означает «и от Сына». Она означает, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Православные богословы Филиокве не признали, что послужило расколу христианского мира. Православная церковь из-за Филиокве называет католиков еретиками.

Читайте также:
Схима в православии: определение и значение, история Великой Схимы и что значит принять схиму

Ритуалы и служения Богу

Разница между католицизмом и православием заключается в богословских трактовках, количестве празднований, во внешней атрибутике. Каждая ветвь христианства ведет богослужения по своим канонам. Католические мессы проходят на латинском языке, в сопровождении органной музыки. В православных храмах псалмы вместе со священнослужителями исполняет хор. Православные крестятся щепотью, справа-налево, католики – двуперстием, слева-направо. Все католическое духовенство обязано соблюдать целибат.

Противоречия между православием и католицизмом

У православных и католических христиан разность во взглядах выражается в непризнании друг у друга святых, иконописных изображений, появившихся после 1054 года. Во время Второй мировой войны Римская католическая церковь поддержала нападение Германии на СССР и истребление евреев. Поместные православные церкви отказались сотрудничать с немецко-фашистскими завоевателями.

Есть ли что-то общее у обоих верований?

Обе ветви христианства имеют сходство в том, что касается общих корней. Чтобы принять католичество/православие, надо признать Иисуса Христа Богом и Спасителем рода человеческого, принять крещение. Кроме этого, христианин обязан посещать церковные богослужения, соблюдать обряды и религиозные празднества. Приняты и действуют 3 степени священства.

Главный праздник для католиков и православных – Пасха. Дни празднования не совпадают из-за использования различных календарей: григорианского и юлианского. В храме обязательно имеется алтарь с престолом и священными мощами, иконостас. Богородица – самая почитаемая святая после Иисуса Христа. Храмы возводились и освящались в честь святых, Иисуса Христа, Божьей Матери.

Итоговая таблица

Кратко отличия и сходство представлены в таблице.

Основные характеристики Православие Католичество
1. Догматы Символ Веры без Филиокве Символ Веры с Филиокве
2. Почитание святых и чудотворных икон Раннехристианские и православные Раннехристианские и католические
3. Язык богослужений Национальный Латинский
4. Основные праздники Раннехристианские и православные (всего 12) Раннехристианские и католические (17)
5. Манера креститься Справа-налево щепотью Слева-направо двуперстием
6. Организационная структура Иерархическая Иерархическая
6. Глава духовенства и мирян Патриарх автокефалии/ автономии Папа Римский
7. Музыкальное сопровождение богослужений Орган и хор Хор
8. Возможность вступать в брак Для иереев и диаконов Запрет (целибат)

Вера в Святую Троицу, Спасителя является общим фундаментом для христианских церквей.

В чем отличие Православия от католичества

Православная и Католическая Церкви раньше составляли одну Церковь. Разделение между ними произошло почти 1000 лет назад — в 1054 году от Рождества Христова, а различия между православной и католической верами затрагивают саму суть христианского вероучения и очень серьезны. Православие сохраняет христианскую веру в том виде, в котором дал ее Господь Иисус Христос, проповедовали апостолы, изъясняли Вселенские Соборы IV‒VIII веков, а католичество идет по пути внесения в свою веру дополнений, изменений и новых учений, отличающихся от апостольской христианской веры.

Каковы же основные различия между двумя христианскими традициями?

В «Катехизисе», т.е. путеводителе по православной вере, выделяются 12 различий. Приведем только основные, вероучительные:

1) В Католической Церкви верховным епископом для всех христиан и наместником Самого Господа Иисуса Христа на земле считается Папа Римский. Любое соборное решение епископов вступает в силу только после утверждения его Папой;

вся Православная Церковь состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) Церквей, и каждая управляется своим Собором епископов, во главе которого стоит Предстоятель — патриарх, митрополит или архиепископ. Все Предстоятели Поместных Церквей равны между собой, ни один не подчиняется другому, т.е. нет единого верховного епископа.

2) В Католической Церкви существует учение о непогрешимости (безошибочности) Папы Римского, когда он выступает со своей кафедры, излагая церковное учение;

в Православной Церкви нет человека, который обладал бы непогрешимостью: все люди повреждены грехом в той или иной степени, безгрешен только наш Господь Иисус Христос, Который и является Главой Вселенской Церкви. Поэтому окончательное решение по богословским вопросам выносится Соборами епископов, а не единолично каким-либо человеком.

3) Католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, это закреплено у них в Символе Веры;

православные верят, что Дух Святой исходит от Отца, основываясь на словах Господа в Евангелии.

4) Католики верят, что, кроме рая и ада, существует чистилище — промежуточное состояние между блаженством и мучением, имеющее временный характер;

православные, основываясь на словах Христа о том, что пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25: 46), не верят в существование чистилища.

Читайте также:
Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

5) Католики исповедуют догмат непорочного зачатия Девы Марии, т.е. что Она не запятнана никаким, даже первородным грехом;

православные не признают этот догмат, хотя считают, что Пресвятая Богородица была предызбрана Богом, чтобы стать Его Матерью, и называют Богородицу Пречистой, Преблагословенной и Пресвятой, но все же Она принадлежит роду человеческому, един же безгрешен только Богочеловек Иисус Христос.

Обрядовые различия

Есть еще различия, носящие обрядовый характер, например:

• у католиков распространено причащение мирян только Телом Христовым, в Православной же Церкви миряне причащаются Телом и Кровью Христа;

• у католиков не только епископы, но и священники должны быть безбрачными, а православные священники могут состоять в браке;

• у католиков для Евхаристии употребляется пресный хлеб, у православных — квасной;

• у Католической и Православной Церквей разные календари: основные церковные праздники являются общими, однако даты их празднования чаще всего не совпадают;

• в католической традиции отсутствует Миропомазание и Причащение младенцев, к Причастию дети допускаются по достижении семи лет, а к Миропомазанию еще в более позднем возрасте;

• в Православной Церкви таинство Миропомазания над младенцем совершается одновременно с таинством Крещения и все крещеные младенцы допускаются к Причастию.

Более подробно ознакомиться с православной традицией можно, прочитав «Катехизис», в котором изложены основы вероучения, нравственности и богослужебного строя Православной Церкви.

Римско-Католическая Церковь, при всех отличиях, является Церковью, близкой к Православной Церкви и по богословскому учению, и по своим традиционным нравственным установкам.

Наиболее значимые сходства Православия и католицизма

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и другие способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

В условиях, когда современность бросает вызовы традиционному христианству как таковому, необходим стратегический союз между двумя Церквями, который поможет отстаивать традиционные нравственные ценности, такие как семья, чадородие и супружеская верность.

Основные различия между православием и католичеством. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. В основе различий православия и католичества лежит разный подход к главным христианским догматам (основам веры). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых, наиболее существенных, противоречиях двух церквей.

Различия в источниках вероучения и отношении к церковному преданию

Для католической и православной церкви источником вероучения является Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании (книгах Нового и Ветхого Завета) и Священном Предании. Обе церкви считают вероучительными 27 книг Евангелия, но расходятся в своем отношении к книгам Ветхого завета (некоторые из них, например, книги Товита, Иудифи, не входят в канон православия).

Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической “теории догматического развития”, допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми “вероучительными” текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др., а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.

Учение о верховенстве власти папы римского

Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться “наместником Христа” на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г. претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах. В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).

Читайте также:
Православные рецепты кухни на Новый Год: постные блюда и меню праздничного стола

В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.

Непогрешимость богословских определений понтифика

Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви (“ex cathedra”). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.

Филиокве

В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об “исхождении Святого Духа” не только от Бога Отца, но “и от Сына” (филиокве, от лат. Filioque – “и Сына”). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице. Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.

Учения о “сверхдолжных заслугах” и о “чистилище”

В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых “сверхдолжных заслугах”. Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный “запас заслуг”, который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо “сверхдолжных заслуг” и тем более возможность ими распоряжаться.

Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем “легких” грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в “чистилище”. Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование “чистилища”, а также разделение грехов на “легкие” и “тяжкие”. Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых “мытарств” (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.

Учение о Богородице

  • Несостоявшиеся встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей
  • Высказывания иерархов РПЦ и католической церкви о межконфессиональных отношениях

В XIX и XX вв. католической церковью были провозглашены два новых, так называемых “мариологических” догмата. Первый, о непорочном зачатии Девы Марии (1854), гласит, что Богородица в момент зачатия была освобождена от первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа и благодаря данной ей привилегии. Согласно учению православной церкви, по своей природе Богородица была такой же, как и все другие люди, хотя и не имела личных грехов. Ее спасение от последствий первородного греха стало возможным после искупительной жертвы и воскресения Христа.

Католический догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (1950) провозглашает, что “Дева Мария была взята с телом и душой в Небесную Славу”. Православная церковь учит, что Богородица умерла естественным образом, однако в силу своей святости была первой из смертных вознесена на небо.

Церковный календарь

Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи. При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях. В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.

Другие различия

Значительные различия существуют и в повседневной жизни церквей. Православная церковь состоит из самоуправляемых (автокефальных) национальных церквей. Римско-католическая объединена в единую структуру, подчиняющуюся непосредственно римскому папе.

В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов. Во время молитвы православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Таинство миропомазания в православии соединено с крещением. В католической церкви оно совершается отдельно после достижения сознательного возраста (как правило, в 13-14 лет) и называется конфирмацией (“утверждением”). Священники православной церкви могут жениться, а для священнослужителей католической церкви обязателен целибат (безбрачие; исключение сделано для священников униатских церквей).

Читайте также:
Иерусалимская свеча: значение, как правильно использовать, как зажигать и что делать с ними дома

Православная церковь об ИНН: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Среди православных людей бытует мнение о том, что в настоящее время, когда у каждого человека имеется огромное количество документов, помимо паспорта, большинство которых представляет собой набор определенных чисел, стоит особенно бояться за свою душу. Для человека нерелигиозного подобное заявление более чем странно. Но если принять во внимание, что Евангелие все то, что связано с цифрами относит к миру темного, царству сатаны, то такая боязнь цифр становится более понятна.

Разъяснения церкви

Самое главное — сохранять в таких ситуациях ясность ума и понимать, что окружающий мир развивается, вместе с ним меняется общество и правила нахождения в нем, появляются различные структуры, необходимые современному миру. В такой ситуации вопрос наличия ИНН является строго индивидуальным.

Важно! Церковь не нашла ни единого подтверждения тому, что данный документ связан с покушением на личность человека сатаны, или что иметь такой документ — большой грех.

Старцы об ИНН

По мнению духовных старцев, споры внутри церкви среди духовенства и прихожан о том, принимать ли нововведения в системе налогообложения (а именно ИНН) либо отказаться от него — смута и не более чем ложные слухи о том, что номер ИНН содержит число дьявола. Такое разобщение не только вредит церкви, по словам духовников, но и специально спровоцировано с целью разрушить церковное единство.

По этой причине главным в этой непростой ситуации является не потерять за спорами веру в Бога и понимание того, что совершенно все, в том числе и богослужители, являются гражданами России, а соответственно законы общества и им не чужды. Вряд ли кто-то обвинит священника, имеющего ИНН в том, что он носитель темных сил, так применимо ли подобное обвинение к любому человеку, пришедшему в церковь, ведь все едины перед Богом.

Духовная опасность

Трактуя слова Иоанна о последних временах буквально. Получается, что в эти дни людей будут хитростью убеждать принять некое начертание чисел, так называемую печать антихриста, а принявший ее — отречется от Бога.

Внимание! К большому сожалению, те малообразованные люди, которые делают подобные выводы, не берут во внимание то, что для того, чтобы жить в сегодняшнем мире и посещать социальные учреждения, получать медицинскую помощь, необходимо иметь некоторые документы.

Отношение церкви

В настоящее время церковь предостерегает всех верующих от ошибки следования фанатичным убеждениям некоторых духовников, либо верующих людей о том, что налоговый документ содержит в себе печать дьявола и разобщает человека с Богом. Создаются целые секты таких «отказников».

Русская православная церковь во главе со Священным синодом ведет открытую борьбу с распространением ложной информации и искажением текста Священного Писания. По этой причине, не единожды были организованы собрания, одно из которых — Архиерейский Собор, прошедший в 2000 году, на котором постановили, что вопрос ИНН не является для церкви исповедальным и каждый человек, не учитывая мнения священника, может решать, иметь данный документ или нет.

Важно! Согласно вышедшему после Собора документу, в пользовании ИНН нет отречения от Христа. А значит человек, получивший данный документ, не должен подвергаться преследованию и порицанию.

Мнение священников

Откуда же появилось такое устрашающее верующих мнение? Дело в том, что некоторыми священнослужителями, были неверно восприняты слова Евангелия. Соответственно это позволило сделать неверные выводы, которые разошлись по итогу среди людей благодаря проповеднической деятельности священника.

Со слов прихожанки, посещавшей службы, которые вел игумен Гурий, становится известно, что батюшка во время богослужения говорил о том, что «сам лично не благословляет данный документ (равно как и паспорт и любые другие магнитные карточки), оправдывая такое категоричное решение тем, что если человек эти карточки примет, то примет и печать антихриста, уже по слабости души».

Ссылался этот игумен и на откровения, полученные им самим от Божьей матери, умоляющий его спасти людей, убедив их отречься от таковых документов.

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

Важно! В противовес таким мнениям протоиерей Алексей Семкин, отвечая на вопросы верующих как при живом общении, так и на форумах в сети интернет, уверяет людей в том, что «не наличием ИНН исчисляется вера в Бога и духовная жизнь прихожанина, а значит не стоит заниматься глупыми спорами, которые как раз и отстраняют человека от дел духовных».

Как реагировать на критику Церкви?

Советы пастырей

И критику Церкви, и подчас довольно агрессивные нападки на христианство и церковную жизнь сейчас можно услышать довольно часто. Это «любимый конек» некоторых СМИ, частая тема не всегда спокойных и взвешенных дискуссий в интернете, да и на улице, бывает, звучат обидные для православных слова. Как христианину вести себя, когда он сталкивается с критикой Церкви? Надо ли отвечать на нападки, оправдывать свою веру, защищать Церковь? В каких случаях молчание – золото, а в каких – нет? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы и рассказать, как лично они реагируют на критику в адрес Церкви, когда она раздается в их присутствии.

Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь

– Критика редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. Критика Церкви всегда слышится от полуграмотеев и дилетантов, тех, кто не пережил радости пребывания и жизни в Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу, больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры, дерзает много и глупо рассуждать про то, в чем он полный профан.

Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.

Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства и низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим: то, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает.

Когда критикуют Церковь, нужно всё терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чье-то соблазнительное поведение или явное хамство – это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном, чем Церковь живет и чему она учит, – и это также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм – часто памятник или шедевр архитектуры, где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен храмов найти свой, а из тысячи священников – отца и наставника.

Критика Церкви множится от дешевых СМИ, ток-шоу, сплетен и вранья из интернета. Нормальному человеку от подобных источников нужно держаться подальше. Нельзя превращаться в информационную помойку. Человек – это не мусорный контейнер. Важно убедительно говорить о том, что хорошего и полезного в Церкви на порядок больше, чем дурного и соблазнительного. Церковь – это большая, многодетная семья, но в каждой семье, к сожалению, по пословице, не без урода. Признание ошибок только поднимет авторитет Церкви в общественном сознании, так же, как и ее правдивое евангельское слово.

Церковь – столп и утверждение Истины, и она не может ошибаться и говорить полуправду. Тогда этот не Церковь. Глава Церкви – Христос, и она основана Им, поэтому Церковь не нуждается ни в чьей защите. Наоборот, она защищает и спасает всякого, кто вступает в ее недра, желая познать Истину и наследовать жизнь вечную.

Надо различать, где оскорбление святыни, а где просто иной взгляд на мир

Читайте также:
Остромирово евангелие: годы написания 1056-1057, история и автор повести, где хранится

– Критика критике рознь. Будь то в личном общении, будь то в общении публичном. Мне кажется, у нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля.

Никогда ни при каких обстоятельствах не ввязываясь в перебранку!

Но когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете». Еще раз подчеркну: не ввязываясь в дальнейшую перебранку!

Отнесись к критику с любовью, не как к врагу

– Для меня долгое время эта тема была больной. Раньше я очень переживал, когда слышал критику в адрес Церкви, мог даже не спать после этого. Если было возможно, то много спорил, пытался что-то отстаивать. Иногда удавалось в споре хоть что-то отстоять. Но иногда оказывалось, что критикующий не собирается ничего слушать, ему главное – выплеснуть свой негатив. И вот что я понял за это время: важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца.

Впрочем, открытой и наглой критики я не слышал давно. И это при том, что я не ношу мирскую одежду, везде хожу в подряснике и рясе с крестом. Иногда встречаются люди, которые, проходя мимо, могут что-то враждебное высказать, но они идут себе дальше и какого-то прямого соприкосновения с ними не получается. Здесь как раз важно владеть собой, не срываться тогда, когда оно нисколько этого не заслуживает. Молитва – лучшее средство против таких искушений. Бывали и хулиганские выходки с целью поиздеваться, но при решительном выдвижении в их сторону хулиганы убегали.

Люди, критикующие Церковь, живут ложным стереотипом. Наша задача – снять этот стереотип

Иногда стараюсь для начала успокоить человека, потому что он возмущен каким-то фактом, про который узнал из СМИ, и надо просто поговорить с ним, а потом уже что-то доказывать. Когда есть возможность вести диалог, взвешенно ответить, то критик видит, что в Церкви есть люди думающие, умеющие спокойно обсуждать и высказываться.

Но в целом, конечно, люди, критикующие Церковь, как правило, живут стереотипом, ложно сложившимся представлением. У них внутри безобразная картинка, в которую они свято верят. Наша задача – снять этот стереотип, попытаться развеять ложные представления. Но как это сделать, если критик не согласен на диалог? Говорить с циниками о вере вряд ли возможно. Иногда вспоминаются слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Если человек ищет ответы на «горячие» вопросы – дай их ему

– Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3: 3–4).

Читайте также:
Разрешительная молитва: текст на исповеди и отпевании

То есть святость Церкви заключается не в нашем совершенстве, а в Самом Господе, Который есть Глава сотворенной Им Церкви. Сотворенной для нашего покаяния, исправления и возвращения к Богу.

– Смотря кто и в каком душевном настрое критикует. Бывает так, что человек просто выговаривается, чаще всего фразами из интернета и СМИ. Таким людям лучше не мешать: они не хотят ничего другого слушать, им не нужны ответы на вопросы – они просто бездумно декларируют чужие мысли. Им даже чужды доводы логики или истории. А вот когда подходят и говорят: «Ты объясни, я не понимаю. Ну как так можно?!» – с такими людьми можно и нужно говорить. Им нужны ответы, они жаждут Истины. И с такими людьми можно говорить или переписываться часами. Их вопросы не от простого желания втоптать в грязь – им нужны ответы.

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Читайте также:
Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Читайте также:
Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Мнения священнослужителей и мирян об интернет-увлеченности

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем, по сути, не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес.

Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности».

(Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года)

Архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии:

Интернет, соцсети, блоги… Они стали мощнейшим искушением нашего времени и оружием против человека, сравнимым, пожалуй, с атомным. Конечно, этот атом при желании можно направить и в мирное русло, но всё равно он таит в себе огромную опасность и при несоблюдении определенных правил и условий способен произвести не меньшие разрушения, чем Чернобыльская катастрофа. Если тщательно посчитать, сколько времени уходит на просиживание в интернете и бесцельное проведение времени в блогах и соцсетях, можно ужаснуться. Со временем могут накопиться месяцы, а то и годы жизни! И все они отобраны у нас же самих, у родных и близких. Но вот что еще опасно: жуткая привязанность. А впоследствии — зависимость не слабее наркотической. И лечиться от нее не так-то и просто. Не верите? А попробуйте, если не можете прожить дня, а то и часа без своего главного товарища и любимого друга — планшета, айфона…

Что же делать? У каждого может быть свой рецепт. Но есть и тот, который давно сформулировала и предложила Церковь для борьбы со своими греховными зависимостями. Э то аскетические упражнения: молитва, пост, воздержание. Есть у нас среда и пятница, многодневные посты, особые постные дни. Установите для себя правило: в эти дни не выходить в соцсети, не читать новости и блоги, по возможности — вообще не пользоваться гаджетами. По мере того как вы будете это делать, сами увидите, как преобразится ваша жизнь: родные и друзья получат от вас больше внимания и настоящего, а не виртуального человеческого участия и любви. Вы сможете сделать счастливыми других, и от этого сами станете счастливее! Не отбирайте добро, внимание, улыбку и радость у подлинной жизни и у настоящих друзей и близких и не дарите принадлежащее им виртуальности и дьяволу, который очень умело использует современные «достижения» человечества против нас с вами.

Лично я принципиально не завожу личных страничек в соцсетях. Для моей миссии в пространстве интернета мне достаточно сайта моей любимой духовной академии и ее же странички в соцсетях. А вот удержаться от длительного просмотра интернета мне бывает сложно. Я знаю, как могу увлечься и потерять очень много драгоценного времени. Поэтому запрещаю себе в определенные дни и периоды вообще выходить в интернет.

И еще, как мне кажется, важное замечание. Знаете, кто никогда и ничего не прощает человеку? Дьявол. И… интернет. Не прощает ни одного неосторожного слова, ни одной слабости и никакой виртуальной разнузданности! Все сохраняет в кэше, ничего не забывает, запоминает навсегда. Поэтому, если и пользуетесь этим достижением, делайте это только во благо себе, используйте как некую подпорку в добрых и праведных делах и помните, что настоящая жизнь не там, в виртуальном пространстве, а здесь, на земле, среди людей, которые так нуждаются в ваших настоящих слове, деле, любви и участии.

Читайте также:
Рецепты кухни первой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино:

Думаю, что проблема гаджетомании — это очень серьезная проблема, глубину которой мы пока несколько недооцениваем. Что касается моего личного опыта, то в какой-то момент я понял, что трачу огромное количество времени и энергии на то, чтобы заглядывать в социальные сети, читать разные статьи. При этом я не могу правильно оценить, насколько мне нужна та информация, которую я получаю, не фильтрую ее и поэтому невольно отвлекаюсь на незначительные проблемы. Мой мозг включается в каждое сообщение, которое я читаю в фейсбуке или ЖЖ. То есть дополнительно к моим непосредственным семейным и пастырским обязанностям возникают еще десятки проблем, в которые я, быть может, вообще никак не должен включаться. И я для себя решил, что это совершенно недопустимо.

Теперь я никогда не оставляю никаких публичных сообщений в фейсбуке и ЖЖ, ничего не комментирую, а использую аккаунты в этих социальных сетях только для частной переписки. В некоторых случаях это действительно технически удобно, поскольку для части моих знакомых и коллег это самый привычный способ связи. Свою френдленту в фейсбуке я редактирую таким образом, чтобы видеть посты буквально двух-трех человек — именно для того, чтобы, когда я эту ленту почти случайно открываю, не отвлекаться на ненужную для меня информацию. Не потому, что ко всем остальным я плохо отношусь, а потому, что всю информацию невозможно вместить и это никому не приносит никакой пользы. Обо всем действительно важном люди мне расскажут и, если возникла какая-то проблема, спросят совета. Я очень рекомендую всем делать так же — тогда жизнь становится намного проще, высвобождается много сил, чтобы заниматься более полезными вещами.

Отдельная тема — гаджеты и дети. Мои старшие дети обычно смотрят кино на компьютере, общаются со своими знакомыми. Однажды я попросил сына связаться с одной его сверстницей и дал ему телефон, на что он сказал: «Папа, ну что ты, сейчас никто по телефону не звонит, мы только через фейсбук переписываемся». Я стараюсь как-то их в этом ограничивать, прошу, призываю заняться чем-то другим. Если вижу, что не помогает, отнимаю у детей компьютер.

Старшие все-таки умеют себя немного ограничивать. Например, они отказались от смартфонов и ходят с самыми простыми и дешевыми телефонами, хотя у них была возможность иметь более современные модели. Это было их желание, и я их в этом поддержал.

С младшим ребенком нам пришлось немножко повоевать. Видимо, это слабость, которая имеет корни в том числе и в среде общения. Если в школе все сидят в гаджетах, то и другому ребенку тоже хочется быть включенным в эту деятельность. И вот, сын сидел, подолгу играл в телефоне, а в его случае это плохо отразилось на зрении. Сейчас у нас действует категорический запрет на пользование телефоном. Сын этот запрет принял, и теперь, даже когда сверстники дают ему поиграть в телефон, он говорит: «Мне нельзя, мне родители не разрешают, у меня болят глаза».

Я призываю родителей внимательно наблюдать за тем, как дети пользуются гаджетами, чтобы вовремя забить тревогу. Думаю, что в каких-то случаях требуется жесткое родительское решение, что ребенок не может пользоваться устройством больше часа в день или больше десяти минут в день и только с разумными целями, например, если это нужно для учебы, для связи с каким-то знакомым. А если человек часами сидит и играет в игры в телефоне, то это может привести к очень тяжелым последствиям и для физического, и для душевного, и для духовного развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: