Православие и кредиты: отношение церкви и мнение священников, можно ли брать или нет

Грех ли брать в кредит и раздавать кредиты?

Анатолий Елчян
Валерий-2010

Тут несколько вопросов: 1) можно ли православному христианину работать в сфере кредитования?; 2) можно ли брать кредиты? 3) можно ли получать % от банка.

Начнем с 3-го вопроса. Все цитаты, которые мне удалось найти, касаются выдачи денег под % физическому лицу (а не банку или др. юридическому лицу):«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). В Новом Завете тоже есть наставления, косвенно относящиеся к ростовщичеству. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Таким образом запрещается получать % только с физического лица ( с человека). Банк человеком не является.

2) Свят. Василий Великий: “Брать в заем – начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению. Иное говорит, кто берет в заем, а иное, с кого требуют долг. «Лучше бы мне не встречаться тогда с тобою! Я бы нашел средства освободиться от нужды. Не насильно ли вложил ты мне деньги в руки? И золото твое было с подмесью меди, и монеты обрезаны». Ежели дающий в заем тебе друг, не берись за случай потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. А взяв в заем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший в заем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу.” Таким образом, лучше не брать, чтобы потом не впасть во многие грехи и беды.

1)По моему мнению работать в сфере кредитования – смотря где. Там, где кредиты выдаются физическим лицам (т.е. людям) скорее всего нельзя. А там, где кредиты выдаются коммерческим предприятиям, учреждениям, организациям – не вижу препятствий.

Можно добавить, что есть разные способы сотрудничества банков и предприятий. Например, в некоторых мусульманских странах банки дают деньги предприятиям под обмен на акции (долевое участие – по словам прот. Олега Стеняева). Я когда-то интересовался банковской системой разных стран и узнал, что в Германии, например, банки владеют предприятиями, которые они кредитуют под % (поэтому они заинтересованы в их процветании), а в Японии предприятия владеют банками, поэтому % гораздо ниже, чем в Европе. В США и России это независимые друг от друга учреждения и % определяется рынком. Но в любом случае запрет выдавать кредиты под % относится только к людям (физическим лицам). Т.е. это в первую очередь потребительские кредиты. Запрет выдавать кредиты предприятиям для ведения бизнеса я не встречал.

Анатолий Елчян
  • 30 Май 2018
  • #3
  • Спасибо за развёрнутый ответ.

    Читая Библию, мы обнаруживаем двоякое отношение к долгам.

    Во-первых, Писание допускает давать взаймы (Втор.15:6,10; 28:12; Пс.11:15; Лук.6:34,35).

    Во-вторых, оставаться должным и жить в долг — не является благословением (Втор.28:44; Пр.22:7; Рим.13:8).

    Валерий-2010
    • 30 Май 2018
  • #4
  • Спасибо за развёрнутый ответ.

    Читая Библию, мы обнаруживаем двоякое отношение к долгам.

    Во-первых, Писание допускает давать взаймы (Втор.15:6,10; 28:12; Пс.11:15; Лук.6:34,35).

    Во-вторых, оставаться должным и жить в долг — не является благословением (Втор.28:44; Пр.22:7; Рим.13:8).

    Да, Писание допускает давать взаймы и иногда даже под %. Например, израильтяне могли давать взаймы даже под % иностранцам. Объясняется это тем, что Израиль был окружен врагами и хорошо было по возможности ослабить врагов, хотя бы таким способом. Но пришельцам давать под % уже запрещалось. Если сказать по-современному, то пришельцами называли имеющих постоянный вид на жительство. Тем более гражданам своей страны под % выдавать – грех.

    По поводу жизни в долг у Василия Великого есть большая и впечатляющая статья “О ростовщичестве”. Человек, живущий в долг уже не может жить, думая как угодить Богу, у него одна мысль – как отдать кредит. И в этом кошмаре сгорает жизнь.

    Анатолий Елчян
    • 30 Май 2018
  • #5
  • Валерий-2010
    • 30 Май 2018
  • #6
  • Я не знаю. Это надо спрашивать какого-то старца. На форуме вряд ли кто ответит. Разве только процитировать святых отцов. Например, святитель Василий Великий писал: “И ищущий займа бывает поставлен в затруднительное положение: когда посмотрит на свое убожество, отчаивается в возможности заплатить долг, а когда посмотрит на свою настоящую нужду, отваживается на заем. Потом один остается побежденным, покорясь нужде, а другой расстается с ним, обеспечив себя письменным обязательством и поруками. Взявший же деньги сначала светел и весел, восхищается чужими цветами, допускает перемену в жизни: стол у него открытый, одежда многоценная, слуги одеты пышнее прежнего; есть льстецы, застольные друзья и тысячи трутней в доме.

    Но как деньги утекают, а время своим продолжением увеличивает рост, то и ночи не приносят ему покоя, и день не светел, и солнце не приятно, а напротив того – жизнь для него тягостна, ненавистны дни, поспешающие к сроку, боится он месяцев, потому что от них плодится рост. Спит ли он – и во сне видится заимодавец, это злое привидение, стоящее в головах. Бодрствует ли – и помышление и забота у него о росте. Сказано: «Заимодавцу и должнику», сретшимся «друг со другом, посещение творит обема Господь» ((ср.: Притч. 29, 13)). Один, как пес, бежит на добычу, другой, как готовая ловитва, страшится встречи, потому что нищета отнимает у него смелость. У обоих счет на пальцах – один радуется увеличению роста, другой стенает о приращении бедствий.

    Читайте также:
    Опоздал на службу: можно ли опаздывать и что делать при опоздании, советы

    «Пий воды от своих сосудов» (Притч. 5, 15), то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни. Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы. Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ, провозгласит, что оно твое, и на твоих глазах станет продавать по низкой цене. Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, «студенец тесен чуждий» (Притч. 23, 27). Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния. Ежели у тебя есть чем отдать, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче.
    Но говоришь: нужда моя велика и нет другого способа достать денег. Какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, «яко благ течец» (Притч. 24, 34), и та же нужда явится с новым приращением. Ибо заем не вовсе освобождает от затруднительного положения, но только отсрочивает его ненадолго. Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать сего на завтра. Не взяв взаем, равно ты будешь беден и сегодня и в следующие дни, а взяв, истощишь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста. Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло непроизвольно, а когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрасчетность.

    Итак, к невольным бедствиям не будем, по неразумию своему, прилагать еще произвольное зло. Детскому разуму свойственно не покрывать своих нужд тем, что имеешь, но, вверившись неизвестным надеждам, отваживаться на явный и непререкаемый вред. Рассуди наперед: из чего станешь платить? Из тех ли денег, которые берешь? Но их недостанет и на нужду и на уплату. А если ты вычислишь и рост, то откуда у тебя до того размножатся деньги, что они частью удовлетворят твоей нужде, частью восполнят собою что занято, а сверх того принесут и рост? Но ты отдашь долг не из тех денег, которые берешь в рост? Разве из другого источника возьмешь деньги? Подождем же исполнения этих надежд, а не станем, как рыбы, кидаться на приманку. Как они вместе с пищею глотают уду, так и мы ради денег пригвождаем себя к росту.

    Никакого нет стыда быть бедным, для чего же навлекаем на себя позор, входя в долги? Никто не лечит раны раною, не врачует зла злом, и бедности не поправишь платою роста. Ты богат? Не занимай. Ты беден? Также не занимай. Если имеешь у себя достаток, то нет тебе нужды в долгах. А если ничего не имеешь у себя, то нечем будет тебе заплатить долг. Не предавай жизнь свою на позднее раскаяние, чтобы тебе не почитать счастливыми тех дней, в которые ты не платил еще роста.

    Мы, бедные, отличаемся от богатых одним – свободою от забот; наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами; не зная беспокойств и будучи свободными, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены. А должник – и беден, и обременен беспокойствами. Не спит он ночью, не спит и днем, во всякое время задумчив, оценивая то свое собственное имущество, то великолепные дома и поля богачей, одежды мимоходящих, домашнюю утварь угощающих. «Если бы это было мое, – говорит он, – я продал бы за такую и такую-то цену и тем освободился бы от платежа роста». Это и ночью лежит у него на сердце, и днем занимает его мысли. Если стукнешь в дверь, должник прячется под кровать. Вбежал кто-нибудь скоро – у него забилось сердце. Залаял пес, а он обливается потом, томится предсмертною мукою и высматривает, куда бежать. Когда наступает срок, заботливо придумывает, что солгать, какой изобрести предлог и чем отделаться от заимодавца.

    Представляй себе не то одно, что берешь, но и то, что потребуют с тебя назад. Для чего ты вступаешь в союз с многоплодным зверем? О зайцах говорят, что они в одно время и родят, и кормят, и зачинают детей. И у ростовщиков деньги в одно время и отдаются взаем, и родятся, и подрастают.

    Еще не взял ты их в руки, а уже требуют с тебя приращения за настоящий месяц. И это, опять причтенное к долгу, воспитывает новое зло, от которого родится еще новое, и так до бесконечности. Потому-то и наименованием таким почтен этот род любостяжания, ибо называется ростом (от τίκτω рождаю), как я думаю, по причине многоплодности этого зла. Да и отчего произойти иначе сему именованию? Или, может быть, называется ростом по причине болезней и скорбей, какие обыкновенно производит в душах задолжавших. Что рождающей – болезни рождения, то должнику наступающий срок.
    Ты свободно смотришь на солнце. Для чего же завидуешь сам себе в свободе жизни? Ни один боец не избегает так ударов противника, как должник встречи с заимодавцем, стараясь спрятать голову за столпами и стенами. «Как же мне прокормиться?» – говоришь ты. У тебя есть руки, есть ремесло, наймись, служи; много промыслов в жизни, много способов. Но у тебя нет сил? Проси у имеющих. Но просить стыдно? А еще стыднее не отдать взятого взаем. Я говорю тебе это вовсе не как законодатель, но хочу показать, что все для тебя сноснее займа.

    Читайте также:
    Православные рецепты кухни на Новый Год: постные блюда и меню праздничного стола

    Но говорят, что многие чрез долги разбогатели. А я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли. Ты видишь разбогатевших, а не считаешь удавившихся, которые, не терпя стыда подвергнуться взысканию долгов, позорной жизни предпочли удавку и смерть. Никого никогда не винили за убожество отца, но отцовский долг доводит до тюрьмы. Не оставляй по себе рукописания, которое бы уподоблялось отеческой клятве, переходящей на детей и внуков.

    Далее Василий Великий советует просить у богатых по возможности подарить деньги, не обещая вернуть, а богатых увещевает дарить деньги и прощать долги, чтобы и Господь простил им: “Какой же совет дает Господь? «Взаим» дадите, от нихже не «чаете восприяти» ((ср.: Лк. 6, 34–35)). Скажешь: какой же это заем, с которым не сопряжена надежда возвращения? Вникни в силу речения и подивишься человеколюбию Законодателя. Когда будешь давать бедному ради Господа, это будет и дар и заем – дар по безнадежности получить обратно, заем по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит и, взяв малость чрез бедного, воздаст за то великим. Ибо «милуяй нища взаим дает Богови» (Притч. 19, 17).

    Ужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе? А ежели какой-нибудь богач в городе обещается заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного приращениями, и будет хорошо обоим – тебе, потому что серебро сбережется в безопасности, и взявшему у тебя, потому что он чрез употребление извлечет из него пользу. А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия.

    Церковь и деньги 1: ответы на «острые» вопросы

    Христос изгонял торгующих из храма, а сегодня в храмах открыты церковные лавки, по всему храму стоят ящики для пожертвований, да ещё и на службе с тарелками ходят… Зачем Церкви столько денег и действительно ли у Неё их так много? Попробуем разобраться вместе!

    Критики Церкви, не знакомые с Её природой и смыслом существования, любят задавать «острые», как им кажется, вопросы о церковных финансах: Зачем Церкви столько денег? Откуда получены все эти средства? Не берёт ли Церковь грязные деньги бандитов? Куда Она тратит полученное? Почему не отчитывается перед нами (критиками)? Почему толстые попы ездят на мерседесах? Почему в Церкви всё за деньги? И тому подобные.

    В первой статье из цикла «Церковь и деньги» мы попытаемся честно ответить на многие распространённые вопросы о церковной экономике, которые на поверку могут оказаться не «острыми» а «тупыми»…

    1. Почему в Церкви всё за деньги? Разве это нормально?!

    Да, это нормально! Приход существует и должен существовать на деньги верующих!

    С первого века существования христианства верующие брали сначала апостолов, а потом и поставленных ими во главе общин епископов и свои молитвенные помещения на кошт общины (церкви). И это не воспринималось ими, как покупка или продажа религии.

    Все понимали, что проповедь Евангелия дала им неизмеримо больше того, чем они обладают сейчас — надежду на Вечную жизнь в Царствии Божием, как и то, что проповедникам нужно чем-то питаться, а собранная ими милостыня может быть использована также для больных и нуждающихся в других христианских общинах. Верующие отдавали толику своего материального достатка ради того, чтобы Церковь могла поддерживать своё существование и продолжать миссию.

    Вот как эту мысль в девятой главе Первого послания к Коринфянам выразил святой апостол Павел: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».

    В те времена, как писал в своей статье «Откуда у Церкви деньги?» протодиакон Андрей Кураев, устройство жизни имело известную простоту. Во-первых, при каждом храме складывалась постоянная община из живущих поблизости верующих, в которой все друг друга знали и все уделяли значимую часть дохода (церковную десятину) на нужды храма. Во-вторых, большая часть вещей, которые использовались в храме, изготавливалась самими верующими в рамках их хозяйств.

    Крестьяне сами сеяли злаковые и, как следствие, мололи зерно в муку и выпекали хлеба и просфоры. Виноделы лично изготавливали кагор и приносили его в храм. То же самое происходило с материей для облачений, ладаном, свечами, елеем и т.п. — это были продукты хозяйств верующих, которые они приносили и жертвовали в храм.

    Сегодня общественное устройство усложнилось. Теперь сам храм занимается изготовлением просфор, закупкой вина, ладана, елея, облачений и утвари, изготовлением свечей. А мы — программисты, врачи, пожарные, лётчики, логопеды, фрезеровщики и прочие — не способны использовать прямые продукты своего труда для совершения богослужений.

    Мы конвертируем свой труд в деньги, которые приносим в церковную лавку и на которые заказываем записки и свечи, а уже сама Церковь берёт на себя труд обратить нашу непрямую жертву во всё, потребное для Таинств.

    Читайте также:
    Мощи святого Серафима Саровского: места и адреса хранения, помощь и чудеса

    Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры и ритм современной жизни в городах «размывает» общину. Сегодня я хожу в один храм, а завтра захотел, сел на метро и поехал в другой, расположенный от моего дома за несколько километров или вообще на другом берегу громадной реки, но легко мне доступный. Или моя сменная работа два через два не позволяет мне посещать не то, чтобы каждую, а хотя бы и каждую вторую литургию…

    Таким образом, в постоянной «обойме» храма остаются лишь немногие, что не позволяет содержать его за счёт десятины. Поэтому её и не собирают с верующих. А деньги на содержание храма нужны… Так что не стоит удивляться указанным в храме «рекомендуемым суммам пожертвования» за записки, свечи и разные требы. Это современная замена той десятой части доходов, которую мы, верующие, должны бы отдавать в Церковь.

    2. А если у меня нет денег? Мне откажут в молитве или в совершении Таинства?

    Начнём с того, что никто не заставляет нас идти в Церковь и подавать записки, ставить свечу или заказывать сорокоуст. Если мы стремимся сделать это, значит мы верим в Господа Иисуса Христа и ощущаем себя членами Его Церкви. А коли так, то должны выделять толику средств на поддержание Её существования. Ведь находим же мы деньги на мороженое, походы в кино и поездку в Таиланд?!

    Но, бывают и люди с тяжелобольным ребёнком на руках или иными сложными обстоятельствами, которым действительно уже не до удовольствий, быть бы живу… Неужели такому человеку, за неимением денег, священник откажет в Таинстве Крещения, или принятии записки на богослужение? Я не знаю таких священников! Всегда существует возможность подойти к батюшке и по-человечески объяснить ситуацию. Тогда батюшка пойдёт вам навстречу и сделает всё бесплатно.

    Кроме того, самое важное Таинство Церкви — Причащение Святых Тела и Крови Христовых всегда происходит без взимания каких-либо пожертвований. Что ещё раз напоминает нам о том, что Церковь не стремится «нажиться» на верующих.

    С этим разобрались. Но почему-же «рекомендуемая сумма пожертвования» довольно высока? Неужели нельзя оставить сумму пожертвования на усмотрение верующего?

    Всё зависит от духовной культуры прихожан. В некоторых храмах, действительно, нет никакой «рекомендуемой суммы» и ты можешь оставить столько денег, сколько пожелает душа. Но нередко бывает и так, что при проявлении подобной инициативы все свечи разберут, а в храме оставят лишь горку мелочи…

    Православный публицист Андрей Зайцев предлагает взглянуть на такой исход глазами священника и церковных работников и самим себе ответить на вопрос, не против ли это нашей христианской совести: «В храме есть певчие, которым нужно платить хоть какую-то зарплату. Сторож, алтарник, работник свечного ящика… Это означает, что каждый месяц священник должен платить людям. Он не может сказать: «Вы знаете, в этом месяце у нас было мало жертвователей, поэтому вы трудились бесплатно»».

    «Настоятель храма не может договориться с прохудившейся крышей, счетами за отопление и электричество. Не может не платить отчисления в епархию… Кроме того, у белого духовенства есть жена и дети, а значит, он должен приносить какие-то деньги и домой» — добавляет он в своей статье «Зачем священнику деньги?».

    3. О толщине и мерседесовости попов

    На вопрос о «толстых попах на мерседесах» отвечали уже многие православные публицисты, но напомним и мы. Зачастую, богатые машины священников — это просто растиражированный фейк, как например вот этот:

    Но иногда у епископа или священника действительно можно увидеть дорогой автомобиль…

    Машина для епископов и священников — это насущная необходимость, рабочий инструмент. Первым приходится посещать по делам множество государственных ведомств и регулярно объезжать все храмы епархии. Вторым — соборовать на дому больных, причащать умирающих, отпевать на кладбищах и совершать другие требы.

    Большая часть епископов и настоятели некоторых крупных храмов действительно могут позволить себе дорогое (а значит и качественное, надёжное) авто. Что же плохого в том, что их машина не будет ломаться в дороге и быстро доставит к месту назначения?

    И всё же, чаще хорошие машины владыки и пресвитеры не приобретают на церковные деньги. Их им просто дарят. Понимая нужду священнослужителей в хороших «колёсах», состоятельные благотворители порой преподносят им какой-нибудь внедорожник для поездок по сельской местности или хороший седан для перемещений по городу. Такое пожертвование ничем не хуже денег или кирпичей для постройки храма и Церковь с благодарностью принимает его.

    И да, священники и епископы нередко бывают полными. Это связано с диабетом и другими профессиональными заболеваниями. Во время богослужений священникам приходится подолгу стоять на одном месте, отчего затекают мышцы и излишне нагружаются сосуды на ногах.

    Вспомните также, что Божественная литургия предполагает обязательное причащение присутствующих священнослужителей. Перед причастием не принято завтракать и даже пить воду. А значит, первую пищу священник может вкусить примерно в час дня. Потом требы, новая служба, исповедь и поздний ужин. И так изо дня в день. Отсюда и полнота.

    4. Принимают ли в Церкви деньги бандитов?

    На этот вопрос в интервью «Аргументам и Фактам» хорошо ответил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

    Владыка напомнил, что: «На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги».

    Читайте также:
    Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

    «Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся — не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви», — также добавил епископ Пантелеимон.

    И действительно, если преступник положил украденные им деньги в ящик для пожертвований, то понять, что они были получены преступным путём священник никак не в состоянии и тогда эти средства используются Церковью на доброе дело.

    5. Правда ли, что Церковь не платит налоги и получает государственные дотации?

    Частично. Церковь освобождена от налогов на религиозные обряды (доход от записок и треб), НДС и налога на прибыль за предметы церковной утвари и другую продукцию религиозного назначения, например такую, которую верующие «оплачивают» для использования в богослужебных целях (свечи, кагор, просфоры).

    Выше мы говорили о непрямой, денежной жертве, которую Церковь использует для покупки всего необходимого для Таинств. Таков и смущающий иных людей случай с кагором. Человек жертвует Церкви, к примеру, 400 рублей. Ему выдают бутылку кагора. Он отдаёт её пономарю и на этом кагоре совершается литургия. Таким образом, христианин фактически просто пожертвовал Церкви богослужебное вино.

    При этом, если Церковь начнёт продавать в лавке сухое вино (из-за кислотности не используется в богослужении) или, скажем, булочки, то это уже будет классическим товаром. С этого товара приход заплатит налог на прибыль, а саму прибыль вправе будет использовать на уставные цели. Например, на ремонт храма.

    Помимо льготы на продукцию религиозного назначения, Церковь освобождена от налога на имущество религиозного назначения (храм, часовня, воскресная школа) и участок земли, отданный под его обслуживание.

    Остальные налоги: на транспортные средства прихода, на здания и сооружения не используемые в религиозных целях (мастерская, гараж и т.п.) и прочие православный приход платит наравне со всеми юридическими лицами. Как и коммунальные платежи, составляющие одну из основных статей расходов храма.

    Церковь, как и другие НКО вправе участвовать в федеральных программах по сохранению памятников архитектуры, социальной помощи и другим подобным. Оформив кипу документов, с великими трудами, Она действительно может получить часть средств для восстановления или ремонта храма (если он признан памятником архитектуры) или для церковной благотворительной столовой, ночлежки, центра реабилитации, от государства.

    Но это всегда только часть средств. Другую часть, и немалую, Церковь вкладывает из собственных средств, которые получены благодаря нашим пожертвованиям.

    Нормально ли, когда священник берет деньги у прихожан? Разве он не получает зарплату?

    Приблизительное время чтения: 10 мин.

    Не так уж редко можно увидеть, как прихожане благодарят священника за совершение конкретного таинства или требы. Вручают ему пакетики, конверты, а иногда и просто деньги. Но разве священник не должен отказываться от такой благодарности? Неужели он не получает зарплату?

    Можно ли брать деньги за таинства и обряды?

    Скажем сразу: таинства — бесплатны. Бесплатны без всяких оговорок и уточнений. На этот счет Христос дал апостолам абсолютно ясную и четкую заповедь: проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф 10:7-8). Все, что священник делает именно как священник, он делает с помощью благодати Божией, которую получил в таинстве Священства. А благодать, как гласит 23-е правило Трулльского Собора (691–692), не продаема, поэтому всякий, кто станет требовать за таинства воздания, подлежит извержению из священного сана.

    Из сказанного следует, что священник никогда не может требовать чего бы то ни было за свое служение от прихожан. Но из этого вовсе не следует, что прихожане не вправе жертвовать священнику что-либо по расположению своего сердца.

    Апостол Павел заповедовал христианам из богатого приморского Коринфа не забывать о материальной поддержке других, менее благополучных христианских общин: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9:7). Но и сегодня, как и в Древней Церкви, экономическим принципом жизни любой христианской общины остается принцип жертвования. Если в первые века существования Церкви немногочисленные христиане сами приносили в храм все необходимое для воскресного богослужения (хлеб, вино, свечи и т. д.), то сегодня, когда храмы вмещают уже сотни людей и богослужения проводятся далеко не только в воскресные дни, более обычной стала форма денежных пожертвований. Члены общины жертвуют деньги на ее разнообразные нужды, в том числе и на оплату электричества, водоснабжения, уборки территории; на социальную помощь бедным и немощным членам прихода. А по сути, просто складываются деньгами для самих же себя — и для Христа. Ведь не кто иной, как сами прихожане и составляют все вместе церковную общину — ту самую неделимую «клеточку», из которых и состоит вся Церковь, тело Христово.

    Подробнее о жертве как основе материальных взаимоотношений христиан можно прочесть в статье «Почему в Церкви берут деньги?».

    Может ли священник рассчитывать на часть этих церковных пожертвований?

    Не просто может рассчитывать — у него, как и у любого священнослужителя, по сути просто нет иного способа обеспечить свое существование.

    Священник — это тот, кто несет свое служение постоянно: совершает таинства и обряды, возглавляет соборную молитву в храме, наставляет людей в основах веры, помогает им двигаться навстречу Богу. Священник посвящает служению Богу и ближнему всю свою жизнь без остатка. Он не может быть священником только «с девяти до шести». Священник всегда остается священником. В любое время дня и ночи он обязан, если возникнет такая нужда, напутствовать умирающего, соборовать больного, утешить скорбящего. Обязан исполнить свой пастырский долг.

    У всех остальных членов церковной общины — свое служение. Оно состоит в заботе о храме и о том, чтобы священнослужители могли исполнять свои непосредственные обязанности, « всякое житейское отложив попечение Фрагмент из Херувимской песни, которая исполняется за литургией во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престолу ».

    Читайте также:
    Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

    Приход может и должен обеспечить священнику и его семье достаток из поступающих пожертвований. Более того, в Священном Писании прямо сказано: священнику пристало питаться от святилища (1 Кор 9:13), то есть пользоваться тем, что жертвуют ему члены приходской общины. Это взаимное служение, которое есть не что иное, как проявление любви, необходимо для того чтобы, как пишет апостол Павел, сравнивающий Церковь с человеческим организмом, не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор 12:25).

    Разумеется, священники могут отказаться — и нередко отказываются! — от благодарности лично себе, особенно когда видят перед собой нуждающегося человека. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский принципиально не брал денег у бедных просителей, наоборот, сам раздавал им все, что у него было с собой, вплоть до сапог. Но священник не может не взять жертву на храм, потому что это жертва — Богу.

    Апостол Павел посвятил много сил и энергии для организации масштабных сборов пожертвований на Церковь во время своих миссионерских путешествий. Это было вызвано вовсе не просто необходимостью поддержки Иерусалимской общины. Апостол учил христиан жертвенности, и этот общецерковный сбор был выражением церковного единства.

    При этом апостол старался никак не обременять людей заботой о себе самом, тем самым подчеркивая, что собирает средства не для себя и своих помощников, а в жертву Богу для Церкви. С детства он был обучен шить палатки — и продолжал зарабатывать этим ремеслом себе на жизнь, даже когда стал апостолом. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал, — говорил Павел, наставляя пресвитеров основанной им Ефесской Церкви, — сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:33-35).

    Однако это был личный подвиг апостола Павла. Он никому не навязывал себя в качестве общеобязательного ориентира. Наоборот, напоминал норму ветхозаветного закона: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор 25:4). Это житейское правило — не лишать рабочий скот корма — апостол переносит на всякого трудящегося: О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор 9:9-10). И апостолы тут не исключение: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор 9:11)

    То, что священник вправе принимать приношения общины, подсказывает не только ветхозаветный закон, но и здравый смысл: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? — риторически вопрошает апостол Павел(1 Кор 9:7) Разве не знаете, что . служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Тáк и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор 9:13—14) — продолжает он, напоминая читателям о ветхозаветном предписании, как содержать священников. Если даже военачальники, часто жестокие и несправедливые, не требуют от солдат, чтобы те содержали сами себя, то невозможно, чтобы Христос требовал этого от апостолов, рассуждал позже святитель Иоанн Златоуст.

    А все-таки почему бы священникам не зарабатывать самим, по примеру апостола Павла?

    Иногда им приходится это делать. Например, если священник служит в далеком глухом селе, где по воскресеньям в храм собираются три-четыре бабушки, он вынужден искать оплачиваемую работу — вряд ли у него найдется иной вариант, как заплатить за электричество и отопление храма и как прокормить свою семью. Светская работа — вынужденная необходимость для многих священников в зарубежных приходах Русской Православной Церкви, где православных верующих мало и содержать храм некому. Тогда священник сам берет на себя финансовую заботу о приходе, но это неизбежно ограничивает его возможности как пастыря. Бóльшую часть рабочей недели он вынужден трудиться как светский человек, которому необходимо зарабатывать деньги, и лишь в субботу и воскресенье исполняет свои непосредственные пастырские обязанности: служит литургию, исповедует, крестит, беседует, исполняет неотложные просьбы людей. Это очень сильно влияет на церковную жизнь приходов, формирует весьма специфическую приходскую традицию.

    Пример апостола Павла очень важен, но обратим внимание: когда случалась нужда, и он с благодарностью принимал пожертвования от своих духовных чад. Вот что он писал, например, верующим в Галатии: хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз. вы. приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал 4:14-15). Христиан из македонского города Филиппы апостол тоже сердечно благодарил за их участие в благовествовании от первого дня даже доныне (Флп 1:5): когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду (Флп 4:15-16).

    Может быть, Церковь могла бы взять священников в штат и платить им централизованно?

    Это невозможно. В нашей стране нет и, наверное, уже никогда не появится «церковного налога», то есть общеобязательных сборов на финансирование Церкви. В ряде стран граждане имеют право сами распоряжаться частью своих налогов и по выбору направлять их на поддержку одной из предлагаемых государством сфер — медицины, культуры, образования, религии. Но сегодня в нашей стране такой способ поддержки Церкви вызвал бы совершенно неуместные дискуссии и новый всплеск антицерковных настроений. Не говоря уже о неизбежном появлении риска нецелевого расходования таких средств государством и огромной сложности их учета и распределения.

    Читайте также:
    Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

    В XIX веке в России были попытки платить священникам небольшие оклады из государственной казны, но эта форма имела множество издержек и постоянно критиковалась. При таком способе финансирования Церкви теряется и перестает ощущаться значимость личной жертвы на храм. Может быть, это и хорошо, что такая традиция стала невозможной в современной России. Опыт тех стран, где государственные власти все усерднее пропагандируют «либеральные ценности» вроде однополых браков и эвтаназии Эвтаназия — лишение тяжело больного человека жизни медицинскими средствами в случае, когда он сам просит об этом и давят на духовенство, которому платят зарплаты, показывает, что священникам лучше все-таки не иметь материальной зависимости от государства.

    Сама же Церковь как организация вовсе не так богата, как иногда кажется постороннему наблюдателю. Дорогое убранство храмов, сверкающие на солнце купола и роскошные облачения архиереев (в основном в крупных городах) — это почти всегда плоды адресных пожертвований, которые делают богатые люди, а вовсе не доказательство наличия у Церкви каких-то немыслимых доходов. Всем, кто задумывается о перераспределении церковных денег, стоит вспомнить, что Церковь — это не казначейство, а община верующих людей, которые сами решают кому, как и сколько жертвовать. Продуктивнее перестать считать ее мнимые богатства и начать хотя бы понемногу жертвовать самому.

    Так в каких же отношениях должны находиться священник и прихожане?

    Если совсем коротко: они должны заботиться друг о друге.

    А если чуть подробнее, то лучше всего на этот вопрос ответил уже неоднократно цитируемый здесь апостол Павел. Вот что он писал филиппийцам: Я весьма возрадовался в Господе, что вы. вновь начали заботиться о мне. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. . я доволен, получив. посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп 4:10-14, 17, 18).

    Суть этой длинной цитаты проста: священник не может требовать от прихожан «платы» за свое служение. Как мы уже сказали, благодать Божия бесценна, ее невозможно «конвертировать» в деньги. А все то, что священнику добровольно жертвуют прихожане, он должен принимать с благодарностью и смирением, всегда помня о том, что это не его «зарплата», а церковные деньги, распоряжаться которыми пристало бережно и осмотрительно.

    Прихожанам стоит помнить о добром примере филиппийцев, никогда не оставлявших апостола Павла в его нуждах и странствиях. И о том, что еще в ветхозаветные времена Бог установил правило «десятины»: десятую часть своего дохода израильтяне должны были уделять на содержание Храма и тех, кто в нем служил.

    К сожалению, в России в силу исторических обстоятельств представление об ответственности прихожан за содержание храма и священника в значительной мере утеряно, как и многие традиции церковной жизни. В отличие, кстати, от некоторых других православных стран. Так, в Греции до сих пор существует обычай, что при назначении священника на приход прихожане сами собираются и решают, какой автомобиль они могут ему купить. Поэтому для греков вообще непонятно, как можно обсуждать вопрос о машинах, на которых ездит духовенство: какую прихожане купили, на той и ездит. Это перестает быть вопросом благосостояния священника и становится исключительно вопросом материальных возможностей прихожан, которые понимают: если священник вынужден будет сам заботиться о хлебе насущном, он не сможет уделять достаточно времени, сил, а главное, внутреннего внимания и заботы своей пастве. Тем самым людям, за которых с него и спросит Господь.

    Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Николая Емельянова.

    Грех ли брать кредиты?

    Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

    Протоиерей Михаил Самохин

    Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

    С уважением, протоиерей Михаил Самохин

    Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

    Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

    С уважением, протоиерей Михаил Самохин

    В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

    Священник Филипп Парфенов

    Читайте также:
    Православие и гражданский брак: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

    Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

    Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

    Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

    Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

    С уважением, священник Филипп Парфенов

    У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

    Протоиерей Александр Ильяшенко

    Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

    Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

    С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

    Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

    Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

    С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

    В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

    Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

    С уважением, священник Филипп Парфенов

    Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

    Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

    С уважением, священник Филипп Парфенов

    Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

    Священник Антоний Скрынников

    Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

    С уважением, священник Антоний Скрынников

    Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

    Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

    С уважением, протоиерей Михаил Самохин

    Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

    Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

    С уважением, священник Филипп Парфенов

    Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

    Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

    Читайте также:
    Можно ли носить вещи умершего человека: мнение священников

    С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

    Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

    Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

    «Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

    Икона Петра и Февронии

    Икона Петра и Февронии

    Петр и Феврония (в иночестве Давид и Ефросиния) — Святые покровители брака и семьи. История о том, как князь женился на девушке простого происхождения, дочери древолаза, вопреки воле бояр стала известна нам по «Повести о Петре и Февронии», написанной в VI веке.

    Пройдя через нелегкие испытания, семья Петра и Февронии стала образцом благочестивого супружества. Прожив всю жизнь в преданности и верности друг другу, Петр и Феврония на склоне лет приняли монашество. Предание гласит, что умерли они в один день и, несмотря на то, что их пытались похоронить отдельно, тела их чудесным образом оказались в одном гробу. Останки святых находятся в Свято-Троицком монастыре г. Мурома.

    Существуют разные иконографические изображения Святых Петра и Февронии, неизменно лишь то, что они всегда представлены вдвоем. Существуют иконы Петра и Февронии, где Святые изображены уже в монашеском облачении. Самые ранние иконы Петра и Февронии относятся к VI веку и являются «житийными», они рассказывают о различных событиях из жизни Святых.

    В канонической иконографии благоверных Петра и Февронию часто изображают с молитвенно простертыми руками, на некоторых иконах также изображен храм.

    После установления в 2008 году празднования Дня семьи, любви и верности в честь св. благоверных Петра и Февронии, появилось большое количество новых списков и новая иконография.

    Икону Петра и Февронии рекомендуется иметь и дома, это хороший подарок молодоженам, чтобы они могли молиться Святым в домашней молитве.

    В чем помогает Икона Петра и Февронии

    Перед иконой Петра и Февронии молятся

    • о крепком супружеском союзе;
    • о любви и взаимопонимании с супругом;
    • о воспитании детей;
    • о здоровье и благополучии близких;
    • о решении семейных проблем и неурядиц;
    • о благочестивом супруге.

    Традиционно к помощи Святых прибегают люди, которые ищут свою «половину».

    Молитвы образу Петра и Февронии

    «Святые супруги праведные, Петр и Феврония благочестивые, молящие за каждого страждущего да в помощи Господней нуждающегося! Отведите от дома моего горести, раздор да склоки, сохраните брак мой, Господом благословенный, присно и вовеки веков. Как вы в мире да согласии жили, так и я с супругом хочу жить, Отцу нашему служить, наставления Его выполнять, Царствие Его познать. На милость вашу уповаю всем сердцем да на молитвы ваши о семье моей Господу Всевышнему. Не покиньте нас, супругов (имена), в печали, не оставляйте в радости. Благословите на жизнь семейную праведную да Господу Богу угодную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

    «О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!

    К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш.

    Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии!

    Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки. Аминь».

    Читайте также

    О чем молиться Петру и Февронии и чему помогают их мощи

    С самых давних времен горячо любящие друг друга супруги считались покровителями семьи и домашнего очага. А потому, прежде всего, обращаются к благоверным с просьбами о том, чтобы любовь длилась до гробовой доски. Супруги также просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также святым молятся о том, чтобы супруг оставался верными в любви, и в дружбе.

    Читайте также:
    Флорентийская уния: история и дата заключения, суть и последствия

    Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении. Праведников просят подсказать, где найти того самого единственного или единственную, с которой суждено прожить долгие счастливые годы. Можно и нужно молиться и о благополучном зачатии здорового малыша — хотя у святых супругов детей не было, они всегда с большим теплом и добротой относились к чужим малышам.

    Поскольку сама история княжеской четы муромской связана с чудесным исцелением, то перед иконкой часто молятся и об избавлении от самых страшных, безнадежных хворей. Феврония, будучи при жизни великой целительницей, неизменно помогает всем, кто просит от всего сердца, полного горячей веры в силы Господа и угодников его.

    Наконец, обращаясь к Петру, люди нередко возносят молитвы об обретении силы духа, мужественности и отваге, а также о защите от зла и несправедливости. Ведь именно такие качества были присущи при жизни праведному князю, сумевшему побороть огромного злобного змия.

    Петр и Феврония: чудеса наших времен

    Долгожданная беременность

    Даниил и Анна несколько лет прожили в тщетных попытках зачать малыша. Искренне любящие друг друга супруги старались не падать духом, однако количество посещенных врачей и пройденных обследований все росло, а малыш никак не хотел появляться.

    Тогда, решив, что больше им надеяться не на что и не на кого, они поехали в Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы в его храме поклониться мощам благоверных князей и попросить о самом заветном и долгожданном желании. Решили запланировать поездку на 8 июля, день Петра и Февронии. Сделали все, как решили. И с большой надеждой на то, что молитвы их были услышаны, вернулись домой.

    Через месяц Анна узнала о том, что беременна. И спустя 9 месяцев счастливая семья праздновала рождение ребеночка.

    Вторая молодость

    В клуб им. Петра и Февронии, открытых при храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, достаточно долго ходила женщина лет 40. В манере ее поведения, во взгляде угадывалась страшная неуверенность в себе, стеснительность и какая-то забитость. Прихожанка хотя и приходила на чаепития Клуба, однако практически ни с кем не общалась. Чувствовалось, что эта уже не слишком молодая и не очень красивая женщина крайне сильно стеснялась своего положения незамужней.

    Каково же было удивление членов клуба, когда через некоторое время они узнали в сияющей молодостью и счастьем миловидной прихожанке ту самую женщину. Оказалось, что ходила она в храм регулярно, прося у преподобных князей помощи в личной жизни, а после молебнов посещала и клуб, дабы вдохновиться рассказами других людей о чудесах святых. Именно благодаря крепкой вере и неустанным молитвам женщина встретила наконец-то чудесного любящего мужчину, и, как это и бывает обычно, расцвела.

    Любви все возрасты покорны

    В тот же клуб ходил и немолодой уже мужчина Василий. Также достаточно робкий, он не всегда чувствовал себя уютно в компании более молодых прихожан. Однако посещать храм, молясь Петру и Февронии, а также традиционные чаепития не переставал. Было видно, что, несмотря на года, душа у него была молодая, и он искренне верил, что все же найдет свое семейное счастье.

    Спустя время прихожане храма заметили, что вместе с мужчиной на молебны стала ходить молодая беременная женщина, его супруга. До этого она также бывала в клубе Петра и Февронии, но всем ухаживающим за ней мужчинам отказывала во внимании. Люди были рады увидеть, что у доброго интеллигентного и глубоко верующего Василия наконец-то появилась достойная спутница жизни. По их поведению было видно, что супруги любят друг друга и счастливы от того, что скоро у них появится малыш.

    По вере вашей да будет вам

    В один из городов России в храм должны были привезти мощи святых Петра и Февронии. Одна из прихожанок, Наталья, рассказала об этом событии на работе и посоветовала всем незамужним, а также просто ищущим любви обязательно сходить в церковь и приложиться к раке.

    Однако из всех многочисленных свободных от семейных уз сотрудниц поверили словам Натальи лишь две девушки. В назначенный день пришли к храму и, отстояв большую очередь, смогли подойти к мощам. Каждая попросила о своем, искренне веря на обретение женского счастья.

    Уже вскоре коллектив с удивлением узнал, что обе девушки, до этого крайне невезучие в любви, практически одновременно нашли своих суженых — чудесных любящих молодых людей.

    Не было бы счастья, да несчастье помогло

    Тамаре Петровне было уже 38 лет. Все ранние попытки обрести семью с любимым и любящим человеком не удались, и женщина очень сильно боялась остаться одинокой на всю жизнь. Познакомившись с мужчиной, который был на пару лет ее старше, она решила, что это ее последний шанс выйти замуж. Правда, любви к жениху она не испытывала, а потому беспокоилась, что семейная жизнь все же не сложится.

    Решив попросить помощи у Петра и Февронии, она сходила на акафист в Свято-Елисаветинский монастырь, помолилась святым. Вскоре после этого между ней и партнером произошла сильная ссора. Окончательно разочаровавшись в нем, Тамара поняла, что ей был послан знак свыше – свадьбе не бывать.

    Разорвав отношения, она решила, что единственный выход — это посвятить себя монашеству. И собралась съездить в Свято-Елисаветинский монастырь (ведь именно его посещение стало знаковым для ее жизни), чтобы узнать, что для этого требуется. По дороге женщина попала в большую аварию. Случай был крайне удивительный, поскольку за долгие годы предельно осторожного вождения по всем правилам Тамара ни разу не попадала в ДТП. К счастью, сильно пострадали только машины, женщина и водитель второго авто чудесным образом остались абсолютно невредимы.

    Читайте также:
    Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

    Приезд ГАИ и оформление ДТП заняло немало времени. Женщина завела беседу со вторым участником аварии. Оказалось, что это также очень верующий воцерковленный человек, который много знает о монастыре и монашеском постриге. Через несколько дней после происшествия мужчина позвонил Тамаре и предложил встретиться. Завязалось общение и дружба. А уже через 6 месяцев пара отмечала помолвку. Вскоре они поженились.

    Спустя время женщина с удивлением узнала, что бывший партнер, за которого она так и не решилась выйти замуж, заядлый игрок и страшный пьяница. Тамара поняла, что тогда, несколько лет назад, именно Петр и Феврония помогли ей принять правильные решения — уйти от недостойного мужчины и найти того единственного и самого лучшего супруга.

    Как доехать к мощам Петра и Февронии

    Свято-Троицкий женский монастырь (в храме которого хранятся мощи святых) находится в городе Муром Владимирской области по адресу: площадь Крестьянина, д. 3А.

    Из Москвы помимо автомобиля доехать до обители можно на поезде, отправляющемся с Казанского вокзала. Время в пути составляет 4-5 часов. Также можно воспользоваться электричкой, идущей до Владимира (чуть более 3 часов — обычная, 2,5 часа — экспресс). От Владимира далее до Мурома можно будет доехать на автобусе (около 2 часов в пути).

    Также из столицы до Мурома (порядка 6 часов) и Владимира (ориентировочно 3,5 часа) регулярно отправляются с разных станций и вокзалов прямые автобусы. Ходит аналогичный транспорт в данном направлении и из Рязани, Нижнего Новгорода, Иваново, Коврова.

    Как поклониться мощам Петра и Февронии в Подмосковье

    Когда и где поклониться святым в Подмосковье

    Основная часть мощей святых Петра и Февронии хранится в Свято-Троицком монастыре в Муроме, где князь с женой правили в XIII веке.

    В День семьи, любви и верности, 8 июля, ковчег с частицей мощей святых Петра и Февронии Муромских прибывает в подмосковный храм великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровское Красногорского района. Встреча мощей настоятелем храма вместе с прихожанами и паломниками у ворот Патриаршего подворья – в 08:30.

    После литургии – концерт фольклорных коллективов, чаепитие у самовара, массовый запуск воздушных шаров с символом праздника – белой ромашкой.
    Мощи Петра и Февронии будут доступны для поклонения паломникам в селе Дмитровское до 18 сентября. Храм открыт для посещения с 09:00 до 20:00, а узнать о расписании богослужений можно по телефону: +7(916)124-58-23 или на сайте.

    Каждую среду и пятницу в этот период перед ковчегом с мощами святых благоверных Петра и Февронии священниками храма будут совершаться молебны Муромским чудотворцам.

    Как добраться до храма

    Храм Димитрия Солунского, где можно поклониться мощам святых Петра и Февронии, расположен в селе Дмитровское Красногорского района.
    До него чуть более 20 км от МКАД в западном направлении.

    На автомобиле: можно добраться по Красногорскому, Ильинскому шоссе и улице Центральной. Либо по Новорижскому шоссе через село Петрово-Дальнее.

    На общественном транспорте: от м. «Кунцевская» на автобусе № 452. Время в пути составит около 40 минут, а стоимость проезда – около 100 рублей. Кроме того, из Одинцова можно добраться на автобусе № 36, из Красногорска – автобусом № 34.

    Адрес храма: г.о. Красногорск, п/о Петрово-Дальнее, с. Дмитровское, д. 43.

    Что взять с собой

    На случай возможной очереди из желающих поклониться святыне и с учетом летнего времени лучше захватить запас питьевой воды в пластиковой бутылке и необходимые лекарственные препараты, если они требуются.

    Кроме того, женщинам следует быть в одежде, которая закрывает колени и плечи, а также в головном уборе.

    Варианты ночлега

    Если вы захотите переночевать в окрестностях храма Димитрия Солунского, то до ближайшего пансионата «Петрово-Дальнее» предстоит проехать около трех километров. Столько же – до пансионата «Маслово» в одноименной деревне. Это может понадобиться тем, кто захочет успеть к ранней Божественной литургии, которая начинается в 07:00, или к исповеди в 08:00.

    О чем молиться святым Петру и Февронии

    Еще при жизни союз князя Петра и княгини Февронии стал образцом семейного счастья. Поэтому главное, о чем просят небесных покровителей, – это обретение или сохранение крепкой семьи, устройство личной жизни и появление долгожданных детей. По традиции, молодые люди, попросившие святых об обретении второй половинки, венчаться тоже приходят к Петру и Февронии.

    День почитания Муромских святых приходится на Петровский пост, потому венчаться в этот день запрещено, но можно попросить у священника благословения на брак, и это будет считаться обручением. Уже после 11 июля можно совершить это таинство в храме Дмитрия Солунского в Красногорском районе.

    Места поклонения Петру и Февронии в Москве

    Те, кто не успеет в день почитания святых Петра и Февронии поклониться их мощам в селе Дмитровское Красногорского района, могут посетить московские храмы, где хранятся иконы святых с частицами их мощей:

    – в храме Вознесения Господня на Большой Никитской у м. «Охотный ряд», «Арбатская», «Библиотека имени Ленина»;

    – в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских на 2-й Тверской улице, 52, у м. «Белорусская»;

    – в храме Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами при ГУ МВД России на 1-м Колобовском переулке, д. 1, у м. «Пушкинская» и м. «Чеховская».

    Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: