Православие и либерализм: отношение церкви и мнение священников, совместимы или нет, тонкости и ответы на частые вопросы

Православная церковь о либерализме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В современном мире существует достаточно много различных идеологий, на которых строятся социальные, экономические и политические отношения в определенных рядах стран. Одной из них является либерализм. Как относится церковь к этой идеологии, совместимы ли эти понятия — об этом далее.

Что такое «либерализм»

Некоторые идеологии имеют диктаторский характер по отношению к человеку, и зачастую осуждаются мировым сообществом. В качестве примера можно привести фашистскую идеологию, в которой преобладает расизм, перетекающий в намеренное уничтожение одной или нескольких рас.

Слово «либерализм» — это латинский термин, означающий свободу

Помимо антигуманных идеологий, существуют и те, что по своему характеру противоположны вышеупомянутому фашизму. Например, основными идеями либерализма есть равенство каждого человека, где права и свободы индивида выходят на первый план. Может показаться, что такие идеи не несут ничего плохого.

Следовательно, и Церковь должна поддерживать и благословлять эти идеи и взгляды. Но как показывает опыт, все не так просто, как кажется.

Само название с латыни переводится как «свободный». В своем роде либерализм — это философское учение, в котором права и свободы индивида считаются высшей ценностью.

В правовом поле приверженцы этой идеологии пытаются оградить человека от влияния какого-либо института, будь то государство или церковь. По их мнению, единственно важным заданием государства есть защита свободы своих граждан, а не посягательство на нее. Причиной возникновения данной идеологии стало злоупотребление чиновниками и духовными иерархами своими полномочиями.

Интересно! Идеи либерализма берут свое начало еще с эпохи Древней Греции. Особое же внимание к идеалам либерализма возникло во время эпохи Возрождения, когда во главу угла ставился человек. Влияние Католической Церкви на человека постепенно уменьшалось, человек стал венцом творения. С того времени изменилось не многое.

Говоря о либерализме, не стоит забывать, что затрагивает он многие сферы жизни: политику, экономику, культуру.

Совместимы ли понятия «Православие» и «либерализм»

Современный мир не перестает осуждать Церковь в том, что она делает из человека фанатика или попросту слабоумного. Зачастую обвинителями являются те люди, которые вовсе не знакомы с религиозной, не то, что с духовной жизнью.

Важно! Церковь и ее учение не ограничивают свободу человека никоим образом, не делает его рабом.

Заповеди, притчи и прочее несут в себе лишь назидательный характер. Следует этим установлениям тот, кто хочет получить жизнь вечную, то есть спасение. Даже в Священном Писании есть такие слова, которые произнес апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Как можно понять из этих слов, даже один из главных апостолов Христа утверждает, что человеку позволено все, но некоторые вещи могут увести от спасения.

Мудрые старцы утверждали, что в духовной жизни прежде всего должна быть рассудительность, а любая крайность — не от Бога.

Отличие либерализма от православия

Ключевым различием между идеологией и православием является то, что у истоков либерализма стоит человек, а не Бог. А все созданное человеком, как известно, не может существовать вечно. Ведь в православном понимании человек вовсе не является идеальным, как это преподносит либерализм.

Богословский либерализм это отношение к роли Бога и авторитетности Писания

Природа человека осквернена грехом, потому и его мысли и дела без Божией помощи и благословения будут таковыми. Следовательно, с одной верой в себя, в свою правоту, человек еще больше отдаляется от Бога и совершает неугодные ему вещи. Такой результат можно встретить в современном мире, где сексуальные меньшинства отстаивают свои права, считая это своей обязанностью.

Они навязывают всем окружающим мысль, что так и должно быть, а ведь это идет вразрез со словами Священного Письма, где четко написано о содомском грехе. Никто не запрещает этим людям совершать подобные вещи, но и навязывать свой образ сексуальной жизни такие люди не должны. Для одних такое поведение — свобода, для других — больная человеческая природа.

Получается, что Православие и либерализм — два разных пути, которые вовсе не пересекаются. И если Православие каким-то образом примет либерализм в его сегодняшнем виде, то от Православия останется одно название.

Важно знать! Понятие свободы для человека неверующего и для человека православного значительно отличается. Единственной желанной свободой для верующего является свобода от греха. В понимании же сторонников либерализма, свобода — возможность жить и действовать по собственной воле так, чтобы не ущемлять свободы и права других.

Читайте также:
Поделки на Пасху: лучшие и интересные идеи, пошаговые инструкции для детей

Мнение православного священника о либерализме

В одном интервью, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, утверждает, что либерализм на правовом уровне позволяет человеку совершать морально и духовно низкие поступки.

Следовательно, такая развязность приводит к духовной смерти, и с точки зрения Православия — к вечным мукам.

Отец Дмитрий считает либерализм сатанинской религией.

Совместимы ли либерализм и христианство? Ответ патриарху Кириллу

Накануне патриарх Кирилл вслед за президентом России Владимиром Путиным и рядом других политиков взялся за критику либерализма. «Современная так называемая либеральная идея, она, по‑моему, себя просто изжила окончательно», — заявил летом этого года глава государства в интервью The Financial Times. «Поставление самого себя в центр жизни и есть либеральная идея, — продолжил тему глава РПЦ. — А если „я“ в центре — что выше меня? В каком-то смысле это греховная идея, потому что поставление в центр жизни самого себя — это и есть отпадение от Бога. В центре жизни должен быть Бог». Кроме того, церковный начальник отождествил времена политико-экономического кризиса с либерализмом: «Пройдя 90-е годы, значительная часть нашего образованного общества стала понимать, что такое либерализм». Стоит отметить, что выразился патриарх в духе типичного коммуниста или «левого», ностальгирующего по СССР. Только вот забыл, что обладать подобным статусом в обществе и делать менторским тоном подобные заявления он может только благодаря реализации той либеральной идеи, которую критикует. Давайте попробуем разобраться, насколько идея либерализма противоречит христианству и вере в Бога в целом, независимо от конфессии.

«Ересь человекопоклонничества»

Это далеко не первые нападки патриарха Кирилла на либеральную идею с позиции церковника. Вспомним, как в 2016 году он охарактеризовал права человека — один из столпов либерализма. «Я говорю о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни, — проповедовал владыка. — Уже в масштабах целой планеты развивается идея жизни без Бога… В некоторых странах есть попытки законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного… Многие христиане приняли эти взгляды и отдали приоритет человеческим правам более, более, чем слову Божию… Мы должны защищать православие от ереси современности».

Глава РПЦ предупредил о масштабном изгнании Бога с планеты и возможном апокалипсисе

На уровне иерархов РПЦ либерализм давно превратился в ругательное слово. Их не смущает даже то, что в Конституции закреплены именно либеральные принципы, как бы кто их ни называл. А имущество, которым владеет клир РПЦ; тот буржуазный образ жизни, который они ведут; и то свободное распространение информации, которым они ежедневно занимаются, есть не что иное, как достижение на практике либеральных принципов. При этом, конечно, в православии есть и либеральные круги, но они не влиятельны, маргинальны, и чаще всего сегодня их путь лежит в церковное диссидентство.

«Бог даровал человеку свободу воли — свободу выбора целей»

Стоит определиться в терминах. Либерализм зародился во времена, когда наука не была развита, атеизм не был распространенным мировоззрением, а религия поддерживалась и защищалась государством. Уже исходя отсюда он не мог быть идеологией, бросающей вызов вере как таковой. То, о чем говорит лидер российских православных, называется антропоцентризмом. И это не идеология, а философская концепция. Забавно то, что такой взгляд на мир и человека — это не порождение эпохи модерна. Это плод эпохи античности, а значит, и дохристианского периода человечества. Еще древнегреческий философ Протагор сформулировал тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Тогда ни о каком либерализме и речи не было.

Интересно, что идея антропоцентризма получила свое развитие в дальнейшем именно в христианской философии в эпоху Возрождения. «Я поставил Тебя посреди мира, чтобы мог Ты свободно обозревать все стороны света и смотрел туда, куда Тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным. Ибо Ты Сам сообразно воле Своей и чести можешь быть Своим собственным Творцом и Созидателем и из подходящего Тебе материала формировать Себя. Итак, Ты свободен в том, чтобы нисходить на самые нижние ступени животного мира, но Ты также можешь поднять Себя в высочайшие сферы Божества», — писал мыслитель того времени о роли человека в мире Пико делла Мирандола.

Обозначим, что один из принципов христианства вообще, а не только православия, — это свобода воли. Вспомним притчу о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки. Цитируем: «Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Эта притча ясно показывает, что человеку дана свобода воли выбирать свой путь, понимая, к чему это приведет. И сама по себе свобода воли — это вовсе не грех. К тому же в христианстве есть и учение о покаянии, то есть признании неверно выбранного пути и раскаянии в этом с целью обретения рая. Да что там, ведь и ветхозаветный сюжет о падении Адама и Евы все о том же — о свободе выбора своего пути.

Читайте также:
Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Как писал русский религиозный философ Семен Франк, традиционно-церковное богословие понимает свободу воли как свободу выбора. «Человек одарен способностью при определении своих действий, своего жизненного пути „свободно“, т. е. по своему собственному усмотрению, „выбирать“ между разными возможностями, — и тем самым между добром и злом. Поскольку грех и моральное зло существуют на свете, они суть, следовательно, итог свободной, онтологически ничем не определенной воли человека, его свободного выбора. Бог даровал человеку свободу воли — свободу выбора целей и путей его жизни — как единственную достойную форму его существования; Он желал, чтобы человек без принуждения, а именно по собственному свободному выбору шел по пути, угодному Ему. Человек „злоупотребил“ этой свободой, избрав путь греха. Так, с одной стороны, найдена причина существования греха, и, с другой стороны, грех, происходя только из произвольного решения человека, оказывается неукорененным в богоопределенном строе бытия», — дает свою трактовку свободы воли в христианстве Франк. Кстати, член партии конституционных демократов, стоящей на платформе умеренного либерализма.

Уже современный православный доктор богословских наук Алексей Осипов пишет, что в христианстве в метафизическом смысле под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы — свобода воли, выражающаяся прежде всего в нравственном самоопределении личности перед лицом добра и зла. «Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Но пока свобода воли сохраняется, над этой свободой не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы. Более того, над этой свободой человека в определенной степени не властен даже Сам Бог. В противном случае злой человек в совершенных им злодеяниях и в тех посмертных муках, которые постигнут его за эти деяния, мог бы обвинить Бога» — объясняет он.

Правда, тем, кто хотел бы свести христианство, особенно православное, к секулярному гуманизму, все же не стоит обольщаться, оно не одобряет такие вещи, как свободный сексуальный выбор, трансформация пола и тому подобное. «Современная западная цивилизация, которая с заботливостью охраняет свободу плоти, культивируя ее низменные страсти, в то же время с неуклонной прямолинейностью разрушает чистоту и святость души. Утратив понятие греха, она превращается в неумолимый, тиранический произвол и все очевиднее ввергает народы мира в последний круг смерти. В конечном счете все современные кризисы своим источником имеют именно абсолютизированную внешнюю свободу: вместо нравственности, скромности, чистоты — произвол инстинктов, эгоизма, плоти», — поясняет тот же Осипов. Это не значит, что трактовка Осипова отрицает права человека, полагая их ересью, как говорил патриарх Кирилл. Но мыслитель находит им такое объяснение: «Свободы и права — это лишь средства и условия создания такой нравственной и правовой атмосферы в обществе, которая способствовала бы духовному росту человека, а не опустошала его, не стимулировала страсти, убивающие душу и тело. Вот то основание, на котором Православие строит понимание свободы, прав и обязанностей человека».

Второй пункт христианства, отличающий его от других религий, — это индивидуальный путь спасения. Община, конечно, важна. Но спасается каждый лично. Даже истории в Евангелии — это истории того, как каждый своим путем обратился к Иисусу. Сюжет о смерти Иисуса на кресте говорит о том же. По одну сторону был распят разбойник, который потешался над Иисусом и не принимал его как спасителя, другой, напротив, признал свои грехи и обратился к Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На что получил ответ: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Это ли не индивидуальный путь спасения и проявление свободы воли?

Читайте также:
Евфросиния Суздальская: житие преподобной, мощи и день памяти, о чем молятся

Кому-то может показаться, что православие, в отличие от протестантизма, — это соборная религия и там нет места индивидуализму. Но, как подмечал русский философ Николай Бердяев, «Церковь превратилась в лечебное заведение, в которое поступают отдельные души на излечение. Так утверждается христианский индивидуализм, равнодушный к судьбе человеческого общества и мира. Церковь существует для спасения отдельных душ, но не интересуется творчеством жизни, преображением жизни общественной и космической». Правда, самому Бердяеву это не нравится, но тем не менее он диагностирует: церковь — место для личного спасения. Кстати, в 2014 году Кремль рекомендовал чиновникам читать Николая Бердяева. Похоже, что его можно рекомендовать почитать и патриарху Кириллу вместе с его советниками.

Итак, свобода, воля и индивидуализм — вещи вовсе не чуждые христианству для понимания природы человека и его отношений с евангельским богом.

И именно они в конечном итоге легли в либеральную идею. Хотя сегодняшние российские православные ультраконсерваторы порой пытаются их подать как некий сатанизм, а официозная пропаганда отождествляет либерализм с богоборчеством. Складывается впечатление, что охранителей поразила амнезия. История не припомнит ни одного режима, построенного на либеральных принципах, который бы навязывал обществу атеизм. Зато относительно недавно Россия вышла из лона советского атеистического общества, по которому сегодня культивируется ностальгия как раз среди верующих консерваторов.

«Не свободно то общество, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова»

Вернемся к фразе патриарха касательно либерализма. Главной ошибкой или сознательной подтасовкой смыслов в его словах является приравнивание либерализма к некоему метафизическому учению. Либерализм изначально был социально-политическим учением и был призван к изменениям в устройстве общества, а не к религиозным реформам. Да, так совпало, что либерализм развивался примерно в ту же эпоху, что и протестантизм. И, вероятно, если в них покопаться, то можно найти что-то общее. Но отождествлять эти вещи — полная неосведомленность.

Либерализм — это не про душу, не про потусторонний мир, не про бога. Он про земную жизнь. Кроме того, надо понимать, что к нашему времени появилась масса версий либерализма. Начиная от классического, традиционного, до социального либерализма, левого либерализма, неолиберализма, либерализма, в котором гипертрофирована тема защиты меньшинств, и так далее. К слову сказать, и так называемый консерватизм на Западе — это, по сути, тоже одна из версий либерализма. Забавно, что в России либерализму противопоставляют коммунизм и советское прошлое. Хотя в тех же США консерваторы пренебрежительно называют либералами как раз таки леваков. В России либерализм свели к экономическому детерминизму младореформаторов, что, конечно, нонсенс. Владимир Путин в интервью западному изданию, говоря, что либерализм себя изжил, свел его до понимания открытия границ для миграционных потоков. Либо он сознательно коверкает его понимание, либо, как говорится, не в теме.

Но, чтобы пресечь все лукавства, стоит заглянуть хотя бы в один первоисточник по либерализму. Эта доктрина действительно проповедует свободу личности и ее права. Но идет ли речь о взаимоотношениях с Богом? Отнюдь.

Свобода не от Бога, а от необоснованного и неправового давления государства и общества на личность. Если для патриарха Кирилла Бог и государство — это тождественные понятия, то его самого стоит проверить на ересь.

Одним из крупных либеральных мыслителей прошлого был Джон Стюарт Милль. В своем трактате «О свободе» он пишет: «Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы установить тот принцип, на котором должны основываться отношения общества к индивидууму, т. е. на основании которого должны быть определены как те принудительные и контролирующие действия общества по отношению к индивидууму, которые совершаются с помощью физической силы в форме легального преследования, так и те действия, которые заключаются в нравственном насилии над индивидуумом через общественное мнение. Принцип этот заключается в том, что люди, индивидуально или коллективно, могут справедливо вмешиваться в действия индивидуума только ради самосохранения, что каждый член цивилизованного общества только в таком случае может быть справедливо подвергнут какому-нибудь принуждению, если это нужно для того, чтобы предупредить с его стороны такие действия, которые вредны для других людей, — личное же благо самого индивидуума, физическое или нравственное, не составляет достаточного основания для какого бы то ни было вмешательства в его действие. Никто не имеет права принуждать индивидуума что-либо делать или что-либо не делать на том основании, что от этого ему самому было бы лучше, или что от этого он сделался бы счастливее, или, наконец, на том основании, что, по мнению других людей, поступить известным образом было бы благороднее и даже похвальнее».

Читайте также:
Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

Особое место Милль уделяет не экономической стороне, а свободе слова и мысли. «Не свободно то общество, какая бы ни была его форма правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциации, — и только то общество свободно, в котором все эти виды индивидуальной свободы существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов. Только такая свобода и заслуживает названия свободы, когда мы можем совершенно свободно стремиться к достижению того, что считаем для себя благом, и стремиться теми путями, какие признаем за лучшие, — с тем только ограничением, чтобы наши действия не лишали других людей их блага или не препятствовали бы другим людям в их стремлениях к его достижению».

Этого достаточно, чтобы понимать, что проходит красной линией через все версии либерализма до нашего времени. Главное, на что мы обращаем внимание, — это отсутствие темы Бога в данных размышлениях. Не с Богом спорит либерализм, а с ролью государства и общества в личной жизни человека. Верить или не верить — это личный выбор человека, и либерализм ни к чему не принуждает. Так откуда в голове патриарха возникла идея смешивать холодное с квадратным?

«На подвиг надо идти, на жертвы, на крест…»

Взглянем на заявление Кирилла еще под одним ракурсом. Он говорит: «Поставление самого себя в центр жизни и есть либеральная идея… В каком-то смысле это греховная идея, потому что поставление в центр жизни самого себя — это и есть отпадение от Бога. В центре жизни должен быть Бог». О какой жизни он говорит, если речь идет о либерализме — политической доктрине? Видимо, о социально-политической жизни. Но тогда что в качестве альтернативы предлагает глава РПЦ, если в центре социально-политической жизни должен быть Бог? Тогда России необходима теократия, как в Иране, где высшим руководящим лицом страны является не президент, а несменяемый духовный лидер. Не является ли это камешком в огород конституционного строя России?

Более того, обозначив суть либерализма, мы подчеркиваем, что Конституция России содержит в себе именно либеральные идеи. Напоминаем, если кто забыл: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». И так далее. Если все это не либеральные идеи, тогда что? Консервативные, ультраправые или может быть какие-то особенные духовно-скрепные? Подходят ли эти идеи для России, соблюдается ли на практике эта Конституция — это уже темы для других статей. Но фиксируем: Конституция России зиждется на либеральных идеях, которые когда-то зародились в Европе. Нравится это кому-то или нет, но это факт.

Напоследок хотелось бы привести еще один аргумент, что либерализм и вера в бога могут прекрасно сочетаться. Вспомним Валерию Новодворскую. Казалось бы, кто в России еще так яростно отстаивал либеральную идею среди публицистов? Может быть, несколько наивно, по-юношески, но тем не менее. Но при этом оставался верующим человеком.

«Также я, христианка с немалым стажем, в том числе и с тюремным (кто из паломников читал Библию в камере Лефортовской тюрьмы?), утверждаю, что трехкилометровая очередь за изготовленной кустарями-одиночками с Афона тесемочкой мучилась совершенно зря, — писала она в 2011 году. — За благодатью не стоят в очередях, она не обитает в храме Христа Спасителя (слишком много там от Лужкова, Путина и Медведева), а зарабатывается она не кликушеством, не стоянием на коленках, не расшибанием лба, даже не молитвами и, уж конечно, не взяткой, данной эцилопу, и не спецпропусками, не участием в языческом позорище в центре Москвы, а добрыми делами, служением правде и тяжкой и болезненной работой над своей слабой, трусливой, эгоистической сущностью. На подвиг надо идти, на жертвы, на крест, а не в очереди топтаться… Вера — индивидуальное сокровище. Религия — опасность, фанатизм — преступление. У Бога нет лавочки для верующих. У него есть бремя, у него есть крест, у него есть львы в римском амфитеатре. Христианство — это религия подвижников и героев, а не интересантов и барахольщиков. И, конечно, не идиотов».

Читайте также:
Пост в православии: что это такое, правила и особенности соблюдения, значение и традиции

Возможно, патриарху Кириллу, а также его единомышленникам, не понравится такой подход к пониманию веры в Христа. На что мы напомним: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1).

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

О либералах и Церкви

В последнее время на портале «Православие и мир» выходит немало материалов, поднимающих тему православной политики, христианской партии, Церкви в ее взаимоотношениях с политиками и т.д. Связано это не в последнюю очередь с общим пробуждением гражданской активности в обществе, «встряской», которая иногда производит впечатление срежиссированности, неслучайности тех или иных ходов и акций. Судите сами: еще год назад оппозиционно настроенным организациям просто не дали бы возможности провести массовые митинги. Сегодня разрешают проводить их с числом заявленных участников в несколько десятков тысяч. Это же, как говорил известный персонаж, неспроста.

Было бы несправедливо, если бы на густой росе гражданских чувств опять выросли бы одни либеральные грибы и заполонили бы все СМИ своими штампами и лозунгами про увеличение степеней свободы, и возврат от полусвободы к полной свободе.

В этой связи непраздным представляется вопрос о политической партии или движении, которое сумело бы опереться на православие не номинально, а предметно, не в смысле получения рейтинговых благословений, а в смысле соприкосновения политики с реальной благодатью, которая содержится в наших духовных и культурных традициях, в толще нашей истории. Полагаю, что сама постановка вопроса о партии, отстаивающей православные ценности, вполне разумна и даже полезна.

Но сегодня хотел бы затронуть другую тему: тему совместимости либерализма и православия. Попытки совместить их встречались нередко, особенно в 90-е годы. Дело это трудное и неблагодарное, свидетельством чему и новая статья священника Филиппа. И неблагодарное не только потому, что такой идейный коллаж не симпатичен церковному большинству и не созвучен его убеждениям. Дело еще и в том, что здесь есть некоторое противоречие в основании, которое сквозит из контекста. Так отец Филипп приводит цитату из Брокгауза и Эфрона, где черным по белому значится: в религии либерализм противополагается ортодоксальности. И эта цитата остается по существу без комментария. Как это понимать? Разве можно не отвечать на столь сущностные и радикальные вопросы, заложенные в самом предмете, о котором идет речь?

Сопоставляются две максимы, новозаветная: «все мне позволительно, но не все полезно», и либеральная: «допустимо все, что не нарушает свободы другого». Здесь мы видим как будто две параллельные реальности. Так же как в 10 заповедях на первом плане стоит не забота о «нарушении свободы других», а забота о самом потенциальном нарушителе, о его душе, о тех корнях, из которых может вырасти грех. Ведь бывает и такое, что свобода окружающих ничем не нарушена, а в душе человека – ад. Между либеральной и библейской заповедями в таком случае разверзается бездна.

Возможен ли христианский либерализм как политическое явление? Очень сомнительно, особенно на нашей почве, в наше время. Не вижу никаких оснований для православного человека как он есть сегодня предпочесть хиленькую и не слишком «благонадежную» в смысле подлинности ее христианских убеждений линию либерального консерватизма другим, более мощным традициям отечественной мысли, таким как национальный консерватизм в стиле русских почвенников и цивилизационщиков или евразийство в духе Н.Трубецкого и П.Савицкого с их идеей «бытового исповедничества» православия.

Ни В.Соловьев, ни С.Франк, ни С.Левицкий (к ним можно добавить П.Струве, Г.Мейера, а также более мелкотравчатых либерал-консерваторов уже постсоветского образца), откровенно говоря, не тянут на ту идейную традицию, которая могла бы сегодня подпитать формирование «политического православия» в России. Не ассоциируются эти лица со столпами Святой Руси – и ничего с этим не поделаешь.

А вот столпами чего являются консервативные либералы – это вопрос интересный.

Не берусь дать на него исчерпывающий ответ, тем более что среди них сегодня могут оказаться люди ищущие, люди, находящиеся в идейном брожении. Выскажусь лишь по двум моментам: подоплеке либеральной идеологии в России и свободе как ее главной ценности.

Читайте также:
Глас вопиющего в пустыне: значение и происхождение выражения

Итак, либерализм и в политике, и в экономике – это не только инструмент общества. Это еще и инструмент капитала, причем, что особенно важно, капитала крупного, выступающего заложником самого себя. Кто перетянет – общество с его стремлением к расширению прав и свобод или капитал с его умением и возможностью обращаться с этими свободами, торговать ими, покупать элиты, формировать политические тренды? На одной чаше весов кучка людей, которым достались большие ресурсы. На другой – миллионы наших сограждан, связывающие свою личную судьбу с судьбами страны и Церкви (это их два важнейших «ресурса», самое главное, что у них осталось).

Розанов в начале века писал, что состояния у нас очень редко сколачивались кропотливым трудом и поступательными усилиями: «Все богатства в России от того, что кто-то у кого-то что-то украл или выпросил у царя в подарок». Очень похоже на наши 90-е годы, где «царь» провел целую кампанию по раздаче подарков алчущим (залоговые аукционы). Про «украденное» и рейдерски захваченное лучше здесь умолчу.

Итак Фемида либерализма (которая может приплести здесь и заповедь «не пожелай имущества ближнего») склонна к тому, чтобы вторая чаша весов первую не перевешивала, скорее даже наоборот. Хотя очевидно, что сами состоятельные «ближние», имущество которых неприкосновенно и собственность которых священна, не так давно «пожелали» всего того, что эта заповедь запрещает. И пока они живы, пока их активы не перешли по наследству их правопреемникам, это несоответствие будет стоять костью в горле российского либерализма и не позволять ему смело смотреть в глаза обществу.

Еще один интересный вопрос – а как относятся сегодня к Церкви внецерковные либералы? Многие ли из них готовы отстаивать православные ценности и позиции? Самая либеральная из партий, которые последнее время проявляли амбиции, партия Прохорова показала себя как антиклерикальная, антицерковная – и это характерно.

Есть здесь и еще одна тема – либерализма в вере, в религиозных институтах, в их развитии. Не буду ее сейчас развернуто излагать. Но важно отметить, что в этой сфере либерализм, как правило, ведет к реформаторству, обновленчеству, стремлению осовременить Церковь, обмирщить ее нравы и установления.

С большим нажимом и пафосом либералы требуют почитать ценность «свободы». Якобы, достаточно освободить человека от внешних ограничений, поставить пределом его свободы только свободу другого человека, а как именно он этим воспользуется – никто не вправе ему указывать. Однако безногому никто не мешает танцевать, но сказать, что он может «свободно танцевать», нельзя. Точно так же представление о негативной свободе не способно дать ответ на вопрос: свободен ли человек, который сам не знает, чего он хочет?

Прекрасный документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», к которому трудно что-то добавить, мог бы разрешить все сомнения церковных либералов. Но почему-то не разрешает. Либералы-интеллигенты часто напоминают, нет, не сложных детей, которых нужно твердо и последовательно воспитывать, а скорее подростков, которых лучше оставить в покое, чтобы они изжили, вывертили из себя свой «пубертат» и стали полноценными гармоничными деятелями. Но этим субъектам нельзя все-таки доверять большой политики и тем более судьбы Церкви.

Они хотят выглядеть и казаться очень взрослыми, самостоятельными индивидуумами, выросшими из условий консервативной и государственной опеки. Но почему тогда они столь щепетильны в отношении границ своего «я»? Почему их кожа столь болезненно реагирует и не выносит малейшего прикосновения к их «свободе»?

Зрелый индивид, которого не проймет агрессивная реклама порока и пропаганда зла, который сам способен решить свои правовые и финансовые вопросы, заплатить налоги и спланировать семью – это все-таки результат долгого воспитания и образования. И в этом смысле либеральный образ нормального человека, который всем навязывается – это нечто глубоко антипедагогичное. Такая установка отражает, может быть, даже склонность к развращению и растлению малолетних, выражаясь метафорически.

В народном мировоззрении всегда присутствовало понимание двойственности свободы: как высокой ценности и одновременно как опасности, связанной со своеволием. О последней говорят пословицы: «Своя воля страшнее неволи», «Воля заведет в неволю», «Волю неволя учит». По выражению отечественного мыслителя Н.Г. Дебольского, проблема политической свободы постоянно ставится как проблема освобождения, обретения свободы, тогда как на деле труднее всего не завоевать, а сохранить обретенную свободу и не впасть при этом в новое рабство.

Христианская свобода расцветала в условиях социальной несвободы, гнета и даже гонений. Где примеры и доказательства того, что «либеральные свободы» дают дорогу той внутренней свободе, о которой говорил Христос? В Евангелии сказано, что свободными нас делает истина. А в чем либеральная «истина» – в знании законов, в мастерстве ловкого адвоката?

Читайте также:
Православие и инопланетяне: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Человек может быть подлинно свободным только при условии своей духовной самостоятельности. А это значит: сначала авторитет, а уже потом инициатива, сначала труд и дисциплина, а уже затем широкие возможности. Наши идейные и геополитические противники способствовали тому, что свобода в современной России на уровне массового сознания понимается как независимость «я» от «мы», частника от государства, человека – от собственной страны и культуры, индивидуума – от общего дела. Свободу, эту святыню духа, сделали основанием для десуверенизации России, для уничтожения солидарности между нашими людьми. На уровне отдельного человека проповедь свободы использовали как оправдание нигилизма, цинизма, распущенности, праздности и даже бесхребетности (то есть свобода обращается в собственную противоположность!). Узкое понимание свободы, свойственное уголовному миру («откинуться», выйти по амнистии) было узаконено, а широкое и мудрое понимание свободы нашим народом и нашими философами забыто и отброшено как наследие отсталости, коллективизма и векового рабства.

Диагноз современности в ее «глобалистском» варианте позволяет прийти к выводу, что свобода частной жизни не оберегает человеческую личность от подавляющего влияния посторонней воли. Сегодня «свободный» человек мал и слаб, зависим от сильных мира сего, подвержен рекламе и моде сомнительного достоинства, определяющей многие его решения.

Либерализм сегодня явно испытывает дефицит эсхатологических чувств, сомнений и подозрений. Он очень подозрителен ко всему, в чем ему видятся признаки восстановления коммунизма, «тоталитаризма», фундаментализма. Но он совершенно не подозрителен, не разборчив и чрезвычайно благодушен по отношению к тем силам и субъектам, которые стоят за разворачивающимися транснациональными процессами: уничтожением своеобразных культур и традиций, стандартизацией политической жизни, подменой векторов развития на векторы деградации через так называемый постиндустриализм, нагнетанием мирового хаоса с волнами новой массовой варваризации и люмпенизации, расчеловечиванием цивилизации.

Аверьянов Виталий Владимирович, философ, директор Института динамического консерватизма

Священник Филипп Парфенов

Либерализм, как и демократию, сейчас ругать модно, и считается у многих православных хорошим тоном «лягнуть» их. Насколько это правомерно?

Совместимы ли Православие и либерализм?

Думаю, что нет.

Или с трудомлиберализм предполагает приоритет прав каждой личности над правами государства, общества, над моральными и административными ограничениями и запретами в различных этнических, традиционно-культурных и религиозных сообществах.

Иными словами, мораль либерала предполагает разрешать ему порой то, что не мешает остальным, но что может быть запрещено моралью и канонами христианства (православия), например – несоблюдение православных постов, игнорирование церковных обрядов и послушания иерархам, свободный секс (с обоюдного согласия партнеров), многочисленные гражданские браки и разводы, однополые браки, эвтаназию, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство.

В экономической области – также есть противоречие: экономический либерализм предполагает неограниченную возможность получения прибыли гражданином и снижение государственных налогов в ущерб социальным программам и помощи тем , кто не в состоянии сам зарабатывать достаточно. Что прротиворечит христианской политике благотворительности и увеличения налогов для преуспевающих слоев общества с целью перераспределения их прибыли в пользу бедных.

Православию более подходит государственный социализм (для сторонников “левых” взглядов) или христианская демократия (для центристов или более “правых”).

Православие не содержит политических догматов (его основа – Библия, Евангелие, решения 7 Вселенских Соборов), хотя есть опыт, традиция взаимоотношений с государством. Либерализм, по сути, весьма сильно ограничивает применение силовых методов решения конфликтов.

Главное правило: каждый человек имеет право на жизнь, свободу, собственность, эти права могут быть ограничены тогда, и только тогда, когда он нарушает права других. То есть все методы воздействия и влияния, кроме насильственных (законы в государстве – тоже силовое принуждение) разрешены. Сила может применяться лишь в отношении нарушителей прав человека. Православие не диктует государству как наказывать грешников и иноверцев. В Православии, в отличие от некоторых других религий, никогда не было догматов о политике и мирских законах. Таким образом, Православие и либерализм существуют в разных плоскостях – Православие – нравственность и Спасение; либерализм – политика, дела государства.

Эти два понятия не просто прямо противоположны , но взаимоисключают друг друга. Один из отцов либерализма 17 века англичанин Томас Гоббс констатирует – человек человеку волк. Он, как и остальные подлинные либералы считает, что люди по своей природе эгоистичны и чтобы выжить и процветать они должны вести себя по отношению к другому как волки. Сдержать их волчью природу, как считает Гоббс, сможет лишь общественный договор. Он также настаивал на том ,что все отношения в обществе между людьми подчинены законам механики и людей можно сравнить с отдельными хаотично толкающимися атомами – индивидуумами бьющимися за место под солнцем. Причем Гоббс является одним из авторов “договорной” теории происхождения государства. Другой классик и основоположник концепции либерализма Джон Локк провозглашает, что человек это “tabula rasa”, то есть чистая доска. Это означает, что человек может познать мир и реализовать свою природу как человека только с помощью органов чувств. Другими словами, что напишешь в течении жизни на доске человеческого ума, тем человек и будет. В православном христианстве в центре всего сущего стоит Бог, а не отдельная личность. И человек служит Богу, а не своим плотским страстям. Христианство призвано объединить людей в Боге. Современный же глобальный либерализм людей разобщает и делает их враждебными друг другу. Если в христианстве истина сосредоточена в Боге. То в либеральном обществе она переместилась в индивидуума, то есть в атом и стала называться мнением. Другими словами она просто перестала существовать. И правду от лжи стало отличить уже не возможно. Поскольку все мнения равноправны. Либерализм убил в самом понятии Бога ценностный смысл. Поэтому и еще по многим другим причинам говорить о совместимости православия и либерализма совершенно не возможно.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Домодедовское кладбище

Домодедово — город, который располагается на юго-востоке от Москвы почти 40 км от нее. Фактически это часть столицы, но все же отдельная административная единица в составе Московской области. Хотя до этого города есть ветка метро, которая в считанные минуты доставляет людей до него. А он знаменит своим аэропортом и Домодедовским кладбищем.

История и особенности Домодедовского кладбища

Первые могилы на Домодедовском кладбище появились в 1987 году. Под захоронения было отведено 127 гектаров земли. Кладбище стало одним из крупнейших в Подмосковье и название свое получило от города, расположенного рядом.

В дальнейшем история некрополя складывалась следующим образом:

  • в течение 1990-х годов было построено два храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в честь св. мученика Уара Египетского, в них производится отпевание умерших;
  • с 2007 года часть кладбище стало военно-мемориальным некрополем, где производится захоронения ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих;
  • с 2009 года можно на Домодедовское кладбище из Москвы добраться специальным маршрутным автобусом, конечная остановка которого как раз само кладбище.

В ближайшие годы планируется увеличить территорию некрополя более чем на 60 гектаров.

Интересный факт! Статус города Домодедово получил в 1947 году. А в 1930 годах сюда переселяли москвичей, нуждающихся в жилье. Один из районов города бывшее село Белые Столбы, здесь расположен Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

Кого хоронят на кладбище

Право захоронения на Домодедовское кладбище имеет любой житель Москвы, Домодедова и его окрестностей, но участок придётся купить, цена будет такая:

  • если после кремации в урне, то 115493 — 461973 руб., в зависимости от участка;
  • захоронение в гробу будет стоить в пределах 87495 — 1574910 руб., также в зависимости от выбранного участка.

Бесплатно хоронят на кладбище только тогда, когда уже есть захоронения родственников или же тех, кто имел довольно серьезные заслуги перед государством, Москвой. В таком случае надо делать специальный запрос и оформлять необходимые справки, которые подтверждают право быть погребенным бесплатно на Домодедовском городском кладбище.

Святыни домодедовского кладбища

Эти почитаемые реликвии пребывают в кладбищенском Скорбященском храме, к ним относятся:

  • плащаница Иисуса Христа;
  • плащаница Пресвятой Богородицы.

Плащаницы это большой плат с изображением во гроб положенных Иисуса Христа и Божией Матери. Первый выносится на вечернем богослужении Страстной Пятницы, а второй в канун Успения Богородицы. Обе плащаницы изготовлены в XVIII веке.

Другие православные кладбища:

Кроме того в храме находятся иконы святителя Николая Японского и святого равноапостольного князя Владимира с частицами их мощей.

Могилы знаменитостей

Конечно, некрополь не столь почетен, как, например, Ваганьковское, Новодевичье или Троекуровское кладбище. Но и здесь нашли место своего упокоения замечательные люди, верой и правдой служившие своей родине на разных поприщах.

Вот только небольшой избранный список похороненных на Домодедовское кладбище.

  1. Юрий Айзеншпис (1945 — 2005), музыкальный продюсер группы «Кино», «Моральный кодекс», Влада Сташевского, Кати Лель, Димы Билана. Дважды лауреат премии «Овация» как лучший продюсер года. Умер от инфаркта.
  2. Леонид Алексеевич Нечаев (1939 — 2010), белорусский, советский кинорежиссер детских фильмов, именно он снял «Приключение Буратино», «Про Красную шапочку», «Проданный смех», т. е. те фильмы, на которых выросло не одно поколение людей. Умер от инсульта.

Список знаменитостей Домодедовского кладбища можно продолжать до бесконечности. Но надо отметить, что некрополь стал мемориалом, где нашли свой последний приют воины, прославившие себя в битвах за Родину.

Здесь похоронены Герои Советского Союза Шатиель Семенович Абрамов, Николай Андреевич Акишин, Павел Михайлович Архаров и многие другие герои войны, а также кавалеры Орденов Славы.

Время работы

Независимо от времени года погребения на кладбище производятся с 9.00 до 19.00. Но для посещения оно открыто летом (с мая по сентябрь) с 9.00 до 19.00, а вот зимой с октября по 30 апреля с 9.00 до 17.00.

Как добраться

Официальный адрес Домодедовского кладбища: Московская область, Домодедовский район, д. Истомиха.

Добраться очень просто до кладбища. Нужно достигнуть станции метро «Домодедовская» и сесть на автобус 510, который привезет прямо к некрополю.

Схема кладбища

Очень проста схема Домодедовского кладбища: от центрально входа расходятся на запад и восток две большие аллеи, вокруг которых сконцентрировано более 250 участков с захоронениями.

Домодедовское кладбище

Организация похорон –

Когда уходит близкий человек, тяжело заставить себя заниматься оформлением документов и решением проблем, связанных с организацией похорон. Наше ритуальное агентство имеет опыт более 15 лет в сфере похоронных услуг и помогает в организации похорон на должном уровне. Мы стремимся сделать все, чтобы избавить вас от лишних стрессов и волнений. Наши специалисты профессионалы своего дела и готовы обеспечить выполнение заказа любой степени сложности. Ритуальные агенты похоронного бюро «Горслужба-ритуал» работают круглосуточно по Москве и всем городам Московской области, включая город Можайск.

Услуги “Горслужбы-Ритуал” на кладбище

  • консультация по телефону 8 800 775-99-82 (бесплатно для всей России)
  • круглосуточный выезд ритуального агента (бесплатно)
  • помощь выборе ритуальных принадлежностей (бесплатно)
  • организация кремации или похорон при любом бюджете
  • сбор и оформление всех необходимых документов
  • необходимый транспорт в аренду
  • организация перезахоронения и эксгумации
  • доставка траурных венков в любую точку Москвы и МО
  • перевозка умерших в города России и СНГ
  • доставка груза 200 в любую точку мира

Что необходимо для оформления родственного захоронения

  • Присутствие в администрации кладбища ответственного (близкого родственника) за могилой;
  • Паспорт ответственного;
  • Удостоверение на могилу;
  • Гербовое свидетельство о смерти;
  • Квитанция-договор от агента

Домодедовское кладбище находится на юге Московской области, в Домодедовском районе. Для захоронений оно открыто относительно недавно, 1 декабря 1987 года. Общая площадь Домодедовского составляет 126,8 га. В настоящее время некрополь входит в состав ГБУ “Ритуал”.

В 1992 году было получено разрешение на духовное окормление Домодедовского кладбища. В 1995 году началось строительство каменного храма. Сегодня у центрального ухода на Домодедовское располагается храмовый комплекс. На новой, реконструированной территории построена часовня иконы Казанской Божьей Матери.

Осенью 2003 года было совершено освящение новой территории. В это же время на Домодедовском кладбище была внедрена уникальная система. Она позволяет быстро осуществлять поиск сведений о захоронении. Достаточно использовать электронный паспорт захоронения, который выглядит как пластиковая карта.

В 2006 году на территории Домодедовского кладбища был введен в эксплуатацию Военно-Мемориальный комплекс. Здесь производятся захоронения ветеранов ВОВ, а также военнослужащих ФСБ, МВД и иных министерств РФ.

Домодедовское кладбище хорошо благоустроено. Между участками проложены дорожки. На центральной аллее располагаются клумбы.

Посещая Домодедовское кладбище, вы можете воспользоваться услугой проката инвентаря. Не все некрополи в Москве предоставляют такую услугу.

Немаловажно и то, что здесь похоронено большое количество известных людей, в числе которых как актеры и другие деятели культуры, так и журналисты, военные. Найти расположение могил не составит труда.

Особенности захоронений

Захоронения осуществляются в родственную могилу. Новых захоронений (в землю, колумбарий) нет.

Открытый колумбарий: захоронения проводятся урнами с прахом.

Закрытый колумбарий: захоронения не проводятся.

График работы летом

С мая по сентябрь вход на кладбище осуществляется с 9:00 до 19:00 часов.

Режим работы зимой

Часы посещения кладбища с октября по апрель: с 9:00 до 17:00.

Адрес на карте: Московская область, Домодедовский район, п/о Чурилково, д. Истомиха.

Как добраться на метро?

Нужно проехать на метро до станции “Домодедовская”. Затем можно доехать до кладбища авт. экспрессом № 510.

Стоимость места

Хотите уточнить, сколько стоит место на кладбище (Москва, Домодедово)? Обратитесь к специалистам. Ими будет озвучена точная цена захоронения. Вы сможете купить место, соответствующее вашим запросам.

Схема участков с указанием могил представлена на фото.

Домодедовское кладбище в Москве

Один из крупнейших некрополей в Москве – Домодедовское кладбище. Получил свое название от близлежащего города Домодедово, находящегося к югу от Москвы. Есть действующий храм. На территории Домодедовского кладбища расположен Военно-Мемориальный некрополь. Домодедовское кладбище оборудовано всем необходимым, включая возможность взять необходимый инвентарь напрокат.

Оградит родственников от возможных неправомерных действий сотрудников экстренных служб 102 и 103

Защитит от черных агентов (мошенников)

Расскажет о существующих льготах, предоставляемых государством

Проконсультирует по порядку действий и поможет сэкономить время, которое вы сможете уделить на воспоминания и подготовку к прощанию

Перевозка в морги Ritual.ru

Предложит бесплатную и круглосуточную перевозку в партнёрские морги: МЕДСИ, госпиталей Бурденко и Одинцово

Проконсультирует по стоимости услуг в моргах

Избавит от лишних посещений морга

Проконсультирует по гарантированному перечню бесплатных услуг морга

Оградит от навязывания лишних платных услуг

Проконтролирует качество оказываемых моргом услуг

Проконсультирует по вариантам предоставления бесплатного места захоронения

При желании приобрести место на кладбище, предложит варианты и проконтролирует корректность их стоимости в рамках утвержденных государством расценок

Оградит от навязывания сотрудниками кладбищ дополнительных необязательных услуг

Как доехать до Домодедовского кладбища:

Многие интересуются, как доехать до Домодедовского кладбища. Ниже представлены варианты проезда до Домодедовского кладбища.

Адрес Домодедовского кладбища: Московская область, Домодедовский р-н, д. Истомиха.

Телефон для справок: +7 (495) 100-3-100

Домодедовское кладбище Официальный сайт

Домодедовское кладбище официальный сайт – нет.

Часы работы Домодедовского кладбища:

Летний период (с 1 мая по 20 сентября): каждый день недели с 9-00 до 19-00.

Зимний период (с 1 октября по 30 апреля): каждый день недели с 9-00 до 17-00.

Погребения могут быть произведены каждый день с 9-00 до 17-00.

Как добраться до Домодедовского кладбища:

Общественный транспорт:

Метро «Домодедовская», авт. 510 до ост. «Домодедовское кладбище». Далее пешим ходом 700 м до некрополя.

Как доехать на машине:

Выезд из Москвы по Каширскому шоссе. Через 18 километров около усадьбы Шишкино поворот налево к Домодедовскому кладбищу. Далее прямо 2,5 км до входа в некрополь.

Домодедовское кладбище на карте

Схема Домодедовского кладбища

Места на Домодедовском кладбище:

Домодедовское кладбище в Москве – закрытого типа. Участки на Домодедовском кладбище доступны для родственного подзахоронения (по истечении санитарного срока). Места на Домодедовском кладбище также можно купить под родовое (семейное) захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Средние цены на услуги Домодедовского кладбища

Родственные подзахоронения оформляются бесплатно.

Официальные стартовые цены на участок под семейно-родовое захоронение на открытом аукционе, установленные Правительством Москвы:

Под захоронение гробом: от 87 495 р. до 1 574 910 р.

Под захоронение урной: от 115 493,4 р. до 461 973,60 р.

Цены указаны на январь 2019 года; источник: mos.ru.

Реестр участков под семейные (родовые) захоронения на кладбищах Москвы и Новой Москвы, выставленных на аукционе Правительства Москвы, обновляется. Следите за новыми предложениями на сайте Ritual.ru.

Родственное (повторное) захоронение на Домодедовском кладбище – бесплатно.

Место на Домодедовском кладбище бесплатно

Получить место на кладбище бесплатно можно:

  • Если есть родственная могила (и прямое родство с захороненными в ней);
  • Если умерший имел заслуги перед государством или Москвой (награды, звания, регалии).

Бесплатное место для граждан с заслугами нужно запрашивать и оформлять в специальном порядке через Департамент торговли и услуг. Это могут сделать родственники умершего или ритуальный агент по поручению семьи. В ряде особо важных случаев, решение о выделении участка принимается на правительственном уровне.

Оформление происходит в «службе одного окна» московского Департамента торговли и услуг по адресу 1-й Красногвардейский проезд 21с1. Консультацию о возможности предоставления бесплатного участка на кладбище можно получить на официальном сайте Департамента торговли и услуг или в Центральной Диспетчерской службе Ritual.ru по телефону +7 (495) 100-3-100.

Помощь в организации похорон на Домодедовском кладбище

Городская служба Ritual.ru поможет оформить родственное подзахоронение на Домодедовском кладбище или купить участок под родовое захоронение на аукционе. Ritual.ru также поможет срочно купить участок на Домодедовском кладбище под родовое захоронение напрямую у правительства Москвы для умершего человека без московской прописки. За квалифицированной консультацией обращайтесь по телефону круглосуточной информационной службы 8 (495) 100-3-100 .

Ближайшие кладбища в Москве:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: