Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

К врачу или к шарлатану?

Беседа с протоиерей Максимом Обуховым о том, чем опасна псевдомедицина

Арсенал всевозможных средств, предлагаемых сегодня для оздоровления и лечения всего и всех, весьма многообразен: «древние народные» способы и «новейшие разработки» в виде всевозможных приборчиков, чудо-пилюли и практики чистки ауры и пробуждения духовной силы, уринотерапия и заряженная «живая» вода и прочее и прочее. Почему подчас люди склонны больше доверять этим способам и методам, а не врачам поликлиник и больниц? И почему псевдомедицина находит приверженцев и популяризаторов даже в православной среде? Как связана она с оккультизмом? Чем опасно увлечение альтернативной медициной? И что нужно знать, чтобы не попасть на крючок шарлатанов? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, медику по своему светскому образованию.

– Все мы знаем, что такое общепринятая медицина: это привычные нам поликлиники и больницы, врачи, использующие научно обоснованные методы лечения и лекарства. Но кроме этого сегодня широкое распространение получили и иные, альтернативные способы лечения болезней, и те, кто их предлагает и использует, тоже называют себя «врачами». Отец Максим, каковы признаки псевдомедицины?

– Уже много десятилетий медицина является доказательной наукой, и все методики, используемые при лечении, должны быть обязательно научно обоснованными. А методы, научно недоказанные, или такие, неэффективность которых уже ясна, считаются псевдомедициной. Существуют несколько признаков, по которым можно отличить псевдомедицину от медицины подлинной. И первый из них таков: вы не найдете ни в какой литературе реальных доказательств эффективности этих методов, объективных исследований того, как они лечат заболевание и лечат ли вообще. Второй признак – этакая всеохватность: целители берутся лечить всё. С какой бы проблемой вы к ним ни обратитесь, они скажут: «Мы поможем!»

И еще один из важнейших признаков, отличающих псевдомедицину: смешение научных данных с какими-то философскими идеями, абстрактными понятиями, эмоциональными установками. Этакая каша псевдонаучная, риторика, многословие, обилие терминов, смысл которых неясен, мутных выражений. Любимое понятие псевдомедицинских сект – «духовная энергия». Ее называют по-разному: биополе, прана, жизненная сила… Это некая нематериальная субстанция, которую никто не видел, не прощупал. Никто не может объяснить, что это такое, никто не может доказать ее существование и никто не может это опровергнуть. Но ее очень активно используют при лечении.

Медицина сектами используется как ловушка. Люди приходят за исцелением – а оказываются в секте

– Вы использовали слово «секта». А как связаны секты и нетрадиционная медицина? И связаны ли?

– Еще как связаны! Медицина сектами используется как такая ловушка. Люди интересуются здоровьем, приходят за исцелением – и попадают в секту. Существует целый ряд псевдомедицинских сект – с элементами оккультизма, мистики… Да вот того же учения о «духовной энергии», загадочной и непонятной. Эти секты предлагают свои методы исцеления болезней и оздоровления организма. А кто же не хочет стать более здоровым, более крепким, кто не хочет выздороветь! И люди приходят в эти секты. Думают, что к целителям, а на самом деле в религиозную или псевдорелигиозную организацию.

– А какие методики они используют? Как воздействуют на людей?

– Если обобщить опыт работы всех псевдоцелительских культов и псевдомедицинских практик, то он сведется к одному – изобретенному в XX веке методу плацебо – применения лекарства-пустышки. Если мы возьмем, например, сахар, глюкозу, мел и начнем их давать больным, уверяя, что это самое лучшее лекарство и оно им поможет, то примерно каждый третий скажет: да, оно ему помогло. Каждый третий! Причем, действительно, у человека может быть ощущение, что ему легче, что он выздоравливает. А если при этом используются и специальные психотехники, техники внушения, воздействия на сознание человека, то эффект от плацебо может быть усилен. К такой психологической обработке прибегают, как правило, все псевдомедицинские культы. Они перед тем, как что-то дать человеку или воздействовать тем, что, как они считают, помогает, обрабатывают его сознание: специальными терминами, заклинаниями или же нужно что-то читать при процедуре, говорить монотонно… Человеку дается куча литературы, которую он сначала должен проштудировать, а уже потом приходить на процедуры, и тогда, как его убеждают, процедуры помогут. И действительно, эффект плацебо срабатывает, у человека временно возникает ощущение, что ему стало лучше.

– Известно очень большое количество случаев, когда человек, погрузившись в эти практики, увлекшись подобными методиками, себя просто убивал. Почему так притягательна псевдомедицина? Почему до сих пор по рукам ходят брошюры, кассеты «целителей»?

– Почему человек, увлекшийся псевдомедициной, умирает? Потому что упускает время! Основной вред псевдомедицины как раз в том, что упускается драгоценное время для лечения болезни. Человеку дается плацебо в разных упаковках – в виде заговоренной ли воды, в виде каких-то биодобавок, биорезонансных приборов, не суть важно. И у него возникает иллюзия облегчения, ему кажется, что он лечится, но на самом деле человек теряет время, болезнь продолжает развиваться, но диагноз не ставится, лечение не назначается.

Причина притягательности псевдомедицины – в психике человека: ему хочется чуда

А причина притягательности псевдомедицины – в психике человека: ему хочется чуда, волшебства. Это «будете, как Боги». Хочется озарения. И несмотря на то, что мы живем в век, когда происходят удивительные научные открытия, когда человек может в космос летать, когда освоил сверхскорости, когда в медицине появилось много новых научно обоснованных технологий, востребованность шаманов с бубнами, заговоров и зелий на бытовом уровне осталась, и люди идут к этим «целителям».

– Как раньше шли к знахарям?

– Да. Только раньше люди верили знахарю, бабке, которая заговаривает болезнь, а теперь у людей псевдонаучное сознание и люди в науку верят. И потому современные «целители» используют очень много околонаучных терминов. Зайдите на любой их сайт, посмотрите литературу – найдете много всего: и биорезонанс, и волны, и биополе… Смысл – создать видимость научности, потому что человек верит в науку.

– Допустим, близкий мне человек увлекся такой практикой, верит, что он оздоровится, сможет вылечиться от своих болячек, о которых я могу и не знать. Как себя с ним вести? Что можно сделать, чтобы предостеречь его?

– Прежде всего, надо узнать, каким методом он пользуется, и почитать о нем. Все методы псевдомедицины и альтернативных практик давно разоблачены и опровергнуты. Надо с этими опровержениями познакомиться. Этой информации достаточно много в интернете, в том числе и на православных сайтах. Кроме того, такие разоблачения публикует и Комитет по псевдонауке.

А говоря с целителями или читая их листовки и сайты, первое, что нужно требовать, – это доказательства эффективности метода, определенной по общепринятым стандартам: двойной слепой метод независимых исследований. Если его нет – всё, до свидания.

Если вам рассказывают об отдельных случаях исцеления, будьте осторожны: вами манипулируют

– Они же скажут в ответ: вот фотографии, вот результаты, вот анализы…

Читайте также:
Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

– Запомните: с помощью отдельно взятых примеров нельзя ничего доказать и опровергнуть. Это известно еще со времен Древней Греции. Отдельно взятые случаи исцеления, о которых вам начинают расписывать, мол, вот пришла какая-то тетя, болевшая раком, мы ей клемму к руке приложили, аппарат включили, и она ушла счастливая, – не доказательства. И если вам описывают отдельно взятые примеры, будьте осторожны, потому что скорее всего вами манипулируют. Доказательная медицина основывается на статистических данных (!). Да, вполне может быть, что какому-то человеку после этих манипуляций стало легче. Но это ничего не доказывает. Причины облегчения могут быть самые разные.

Также будьте осторожны, когда вы слышите абстрактные рассуждения вокруг да около, непонятно о чем.

Оккультисты проводят ребрендинг: приспосабливают свои методики к православным традициям

– Беда в том, что и среди людей церковных очень популярны брошюры псевдоцелителей. За этими книжицами буквально охотятся, их передают из рук в руки… Почему православные тоже оказываются под влиянием псевдомедицинских теорий и практик?

– У верующих людей есть заблуждение, что медицина должна быть православной. И когда что-то преподносят в православной упаковке, мы обманываемся. Да, воцерковленные люди живут верой, но не надо забывать, что они – люди и точно так же, как и неверующие, могут быть подвержены манипуляциям и обманам. А в православной стране оккультисты проводят такой ребрендинг: они приспосабливают свои методики к православным традициям, начинают использовать привычные церковным людям термины, чтобы мы восприняли их методики как свои. Меня, конечно, очень беспокоит проникновение таких вещей в православную среду. Вот года два-три назад была мода на методу Ксении Кравченко. И это не единственный случай. Увы, таких псевдометодик достаточно много.

А причина, по которой все это оказывается популярным у православных, та же, мы о ней уже говорили: эффект плацебо. Но эффект внушения нужно усилить. А как его можно усилить, если ты хочешь свою «методу» распространить среди верующих, членов Православной Церкви? Объявив ее «православным методом», начав действовать от имени Православной Церкви. И люди к тебе будут приходить с особой верой, что во много раз усилит эффект внушения. Человек, обратившись к этому методу, действительно почувствует облегчение. А далее – по цепочке, одному человеку «помогло», другому, третьему…

Один из методов зомбирования потенциальных пациентов – охаивание нашей системы здравоохранения

– Иногда люди боятся признаться себе, что с ними что-то не так. И вот, вместо того чтобы идти к врачу, хватаются, как за соломинку, за подобные методы в надежде, а вдруг поможет.

– На руку целителям играет еще и то, что в нашей медицине действительно есть проблемы. Никто этого и не скрывает. Не всегда доступна необходимая медицинская помощь. И стариками врачи толком не занимаются, говорят им: «Чего же вы хотите?! Вам уже 70 лет. Возраст сказывается». Чтобы попасть к врачу, надо выстоять немалую очередь, да порой ждать только возможности записаться на прием приходится неделями. Бывает, что денег у людей на назначенные лечение и лекарства нет. Люди разочарованы в медицине. И как раз один из методов зомбирования потенциальных пациентов именно в том и заключается, что целитель или гуру от псевдомедицины начинает охаивать нашу систему здравоохранения: «Там – все плохо, а наш метод – самый лучший и действенный. Там – фармацевтическая мафия, эта “химия” вас сгубит, а наше – натуральное, природное и хорошее».

– Среди распространенных сейчас псевдомедицинских практик какие самые опасные?

– Я бы сказал так: самые опасные – это те практики, которые проникли в официальную медицину и в Церковь. И это, прежде всего, биорезонансная диагностика и биорезонансная терапия. Это безобразие! Берется гальванометр, в каждую руку дается по электроду, снимается электрический потенциал, и делаются «выводы» о состоянии здоровья человека, «ставится» диагноз, назначается «лечение». Это не выдерживает никакой критики. Давно доказано, что это метод жульничества, и было много его разоблачений. Причем они ведь определяют все болезни! И знаете, каков еще признак псевдомедицины? – Скорость подготовки целителей. Чтобы стать врачом, нужно учиться лет 10. А тут за два месяца тебя обучают, и ты с этим приборчиком заменяешь многоэтажный диагностический центр со всеми специалистами. Повторю еще раз: это опасно!

Причем опасность даже не всегда в самих методах, а в том, что они проникают в официальную медицину. Человек приходит к врачу в государственную поликлинику и получает не полноценную диагностику и лечение, а суррогат.

– Но ведь часто и сами врачи предлагают попробовать такие методы лечения!

– Да, эти методы даже получают одобрение органов здравоохранения.

– Вероятно, тут есть какая-то подоплека.

– Конечно! Все псевдомедицинские культы связаны с извлечением прибыли. У тех, кто занимается биорезонансной диагностикой, доход приличный. При этом такой «врач» ни за что не отвечает. А врачи в поликлиниках и больницах ответственны за жизнь пациентов. И, кстати, перегружены работой.

Другая проблема – то, что продается в церковных лавках. Сталкиваешься порой просто с возмутительными вещами! Например, когда в храме, в монастыре продается… лекарство от рака. Травяной сбор от рака молочной железы. Я не буду говорить, где. Но хотелось бы, чтобы те, кто это продает, меня услышали. Так нельзя. Монастырский магазин не имеет лицензии аптеки, и он не должен продавать лекарственные средства.

– На баночке так и было написано: «от рака»?

– Да. «Используется при раке». Что значит: «используется при раке»? Разве доказана эффективность этого сбора? Но если даже и доказана, он не должен продаваться не в аптеке.

Или вот еще – ароматерапия: эфирные масла и бальзамы. На пузырьках с ними тоже написано, что они используются при таких-то заболеваниях – и далее целый список. И эти эфирные масла с такими надписями тоже можно встретить в церковных лавках. А больной человек покупает и верит, что ему поможет, ведь он же в храме купил. Но ведь все то, что написано на этикетке, не совсем достоверно. Когда вы вдыхаете эфирное масло, то получаете эстетическое наслаждение. Это приятно, хороший запах. Но вылечить тяжелое заболевание маслом? Получается, что мы поступаем некорректно. Я надеюсь, что со временем эта проблема решится. Не должен «пироги печь сапожник».

– Вероятно, не ко всем направлениям альтернативной медицины применимо слово «псевдомедицина»? Есть ведь и такие методы, которые, может быть, базируются на иных принципах, чем медицина официальная, но вполне допустимы и позволяют человеку получить облегчение в болезни, устранить боль и иные серьезные симптомы…

– Конечно, между медициной и псевдомедициной нет четкой границы. И все новые методы в свое время вызывали сомнения и не всегда сразу же давали положительные результаты, а иногда при их апробации бывали и серьезные неудачи, как, например, при первых опытах гемотрансфузии – переливания крови. Люди умирали, когда им переливали кровь другого человека: врачи тогда не знали, что существуют разные группы крови. Хотели даже запретить в принципе переливание крови. Но последующие исследования показали, что гемотрансфузия возможна, однако это очень сложное дело. Приведу и другой пример – учение о миазмах, которым объясняли передачу инфекции до того, как появились достаточно сильные микроскопы. Люди видели, что болезнь передается через дыхание, и думали, что ее вызывает некая загадочная субстанция. Но когда разрешающая способность микроскопов увеличилась, то возникла микробиологическая теория и «учение о миазмах» было забыто. Научное знание всё время меняется. Мы не владеем истиной в последней инстанции.

Читайте также:
Даниловское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

– Вы уже говорили о том, что оккультные практики используются в альтернативной медицине. Какие опасности подстерегают тех, кто к ним обращается?

– Кроме опасности для тела есть опасность для души, потому что, подчеркну, большинство псевдомедицинских практик является воротами в оккультизм. Мы приходим вроде бы к какой-то медицинской процедуре, используем некий препарат, но таким способом обрабатывается наше сознание. Оккультизму в области псевдомедицины раздолье. А магия душевредна. А когда человек в состоянии стресса, потому что обеспокоен своим здоровьем, он очень легко переходит к тому, что начинает практиковать магию. Входит в эти учения, начинает пропитываться духом оккультизма, начинает жить, думая о биополях, заговорах, созвездиях… Меняется его сознание, вся жизнь теперь подчинена этому. И в результате он уходит от Бога.

– Скажите, о чем нужно всегда помнить, если предлагают какой-то новый способ лечения?

– Прежде всего, нужно смотреть, как и чем доказывается эффективность этого метода, как обосновываются принципы, на которых он базируется. Любой метод должен иметь доказательную базу! Нужно посоветоваться и с людьми, которым вы доверяете, которые вас заведомо не обманут. Не стесняйтесь спрашивать! Ищите информацию. Ищите критические замечания об этих методах.

Современная медицина и православие

Пожалуй, нет более популярного пожелания на любом празднике, нежели пожелание здоровья. Человек может иметь богатство, славу и что угодно еще, но если он при этом болен — какой во всем этом смысл? Состояние нашего здоровья в большей степени зависит от нас самих, от образа жизни, питания, вредных привычек. Но во многом наше здоровье зависит и от медицины. Сегодня попробуем разобраться, как же православная церковь относится к медицине в целом и к ее различным направлениям.

Почему мы болеем

Так или иначе, но с какими-то болезнями в своей жизни сталкивается абсолютно каждый человек. Кто-то болеет сильнее, кто-то легче, но к врачам ходят все. Зачем же нам даны болезни?

Священное Писание прямо отвечает на данный вопрос. Человек познал болезни и смерть в результате своего грехопадения, которое нарушило первозданную связь человека с Господом. Эта связь была важнейшим и фундаментальным свойством первых людей. Потеряв ее, человек впустил в свою жизнь физическое тление — болезни и смерть.

С духовной точки зрения человек может болеть по таким причинам:

  • В наказание и назидание за совершенные грехи. Примером такой хвори можно считать СПИД, который является чаще всего специфической болезнью определенного неблагополучного слоя населения — наркоманов, лиц нетрадиционной ориентации, тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь.
  • Как испытание веры. О таком примере очень явно нам повествует Священное Писание в истории ветхозаветного Иова. Он не имел грехов, требующих наказания, но, тем не менее, претерпел тяжкие страдания. Выстояв в вере и не поколебавшись, он был вознагражден Господом.
  • Как указание на необходимость изменения собственной жизни. Нередки случаи, когда человек приходил к истинной глубокой вере именно после тяжелой болезни. Такие люди позже искренне благодарили Господа за ниспосланные страдания, поскольку понимали, что иначе они бы не открыли для себя Христа.

Очень часто люди, которые сталкиваются с испытаниями в виде тяжелых патологий, задаются вопросом «За что мне это?». Если мы посмотрим на проблему с христианской точки зрения, то поймем, что наши грехи настолько глубоки, что только по великой милости Божьей мы еще живем на земле. На самом деле, если бы Господь был не милосерден, а справедлив, мы все заслуживали бы погибели за свои грехи.

Православная вера не только указывает нам на наше несовершенство но и дарует действенные пути спасения. Нередко эти пути связаны с несением тяжелого бремени болезней и скорбей. Но в Евангелии сказано, что лишь тот, кто возьмет свой Крест и понесет его до конца, сможет спастись.

Важно! Если отнестись к болезни правильно, с духовной точки зрения, то она сможет принести большую пользу человеческой душе.

Зачем нужна медицина

Но если болезни несут такое благо душе человека, зачем тогда вообще их лечить и зачем нужна медицина? К сожалению, в околоправославной среде и в среде многих фанатичных организаций можно встретить мнение, что не нужно обращаться к врачам, а надеяться только лишь на исцеление от Господа.

Такая позиция никогда не одобрялась Православной Церковью. Искусство врачевания известно миру еще с самых давних времен. В Ветхом Завете в книге Сирраха можно найти довольно детальное отношение к медицине и вере в Бога. Там сказано, что врачей необходимо почитать и по надобности пользоваться их знаниями и умениями.

Но при этом необходимо не забывать, что главный наш Врачеватель — Господь. Нужно молиться Ему, и через руки врачей будет послано исцеление. Несмотря на то, что такое понимание относится еще к ветхозаветному времени, примерно такая же позиция и у современной Православной Церкви.

Духовная польза болезни при правильном к ней отношении совершенно не противоречит желанию выздороветь. Более того, многие врачи сами не скрывали, что являются не более, чем проводниками Божьей воли о человеке. Например, таким был святитель Лука Войно-Ясенецкий, который не только почитаемый в православии святой, но и великий врач.

Интересно! Его труд «Очерки гнойной хирургии» стал оплотом развития хирургии в целом. До сих пор эта книга не утратила актуальности.

Когда этого великого человека благодарили за его труд и врачебный талант, он скромно отвечал, что он только лишь накладывает повязки, а исцеляет человека только Господь. Это прекрасный пример человеческого смирения и того, как через врачей может действовать Божья милость к людям.

О святом епископе Луке:

Еще одним важным аспектом, почему не стоит пренебрегать медицинским вмешательством в течение заболевания, является наша гордыня. Если мы гордо отрицаем медицину, а сидим и ждем, чтобы нас исцелил Господь, т.е. явил явное, очевидное чудо — встает логичный вопрос, а почему, собственно, мы считаем себя достойными этого чуда?

Безусловно, в истории православия множество примеров чудесных исцелений, которые происходили вне воздействия медицины. Выздоравливали люди, которым были поставлены смертельные диагнозы без надежды на выживание; на глазах у множества людей исцелялись калеки, прозревали слепые и многое другое. Чудеса даются нам Господом для укрепления в вере, для утешения. Но можем ли мы самонадеянно требовать от Господа явления чуда на нас самих?

Читайте также:
Благословение от батюшки: правила и особенности прошения благословения, традиции обряда, смысл и значение в православии

Почему-то многие святые или сами были врачами, или прибегали к их помощи. Они не считали, что достойны явного и видимого исцеления от Господа, но смиренно верили и молились, что Господь пошлет им такого лекаря, в руки и разум которого вложит все, что необходимо для успешного врачевания.

О различных направлениях медицины

Медицинская наука включает в себя большое количество направлений и отраслей. Все ли они подходят для православного христианина?

Традиционная доказательная медицина

Как правило, когда речь идет о науке, подразумевается именно наличие доказательной базы. Основы такого подхода общеприняты, используются во всем мире и не вызывают сомнений в профессиональной среде.

Врачи, которые работают по принципам доказательной медицины, используют для лечения заболеваний только средства с доказанной эффективностью и нередко опираются на международные протоколы лечения. Православный христианин может спокойно пользоваться такими услугами.

Народная медицина

Понятие народного лечения очень широко и многогранно. Кто-то считает народными методы лечения травами, кто-то использует для выздоровления золу, капусту, животный жир и тоже считает эти методы народными. Но как правило, под народным подходом принято считать традиционные способы лечения, которые передаются из поколения в поколение и часто могут значительно отличаться как в разных семьях, так и в разных регионах.

Духовных препятствий для лечения такими способами нет, если не используются заговоры, амулеты, обереги и прочие оккультные предметы и практики. Однако любому человеку, как верующему так и нет, нужно помнить, что народная медицина не имеет доказательной базы, поэтому достоверно неизвестно, к каким последствиям может привести подобное лечение.

Фитотерапия

Последнее время повышается популярность лечения травами и различными растениями. О целебных действиях растений известно с давних времен, некоторые из них даже официально признаны и используются в современных протоколах. Грамотно и точно подобранные комбинации растений действительно могут оказать положительный лечебный эффект, но нужно внимательно подходить к выбору врача, который этим занимается.

Если фитотерапевт лечит своих пациентов только травами, их комбинациями или какими-либо растительными компонентами — нет духовных преград воспользоваться таким лечением. Но нужно внимательно следить, чтобы в терапии не использовались элементы оккультных практик, таких как заговаривание травы и тому подобное.

Гомеопатия

Пожалуй, одна из самых спорных областей медицины, которая имеет как ярых противников, так и верных сторонников. История гомеопатии уходит корнями к самому началу XIX века, когда профессор С. Ганеман открыл принцип сверхмалых доз и то, что «подобное лечится подобным». Именно эти два подхода по сей день лежат в основе классической гомеопатии.

О нетрадиционных способах лечения:

Официальная наука не признает гомеопатию, и, более того, признала ее лже-наукой. Лечебный эффект сверхмалых доз препаратов был признан эффектом плацебо. Тем не менее, сторонников гомеопатии по всему миру и сегодня насчитывается очень много.

Если человек, будучи православным христианином, верит в эффективность гомеопатии — он может использовать ее для улучшения своего здоровья. Но всегда нужно ответственно подходить к оценке тех рисков, которые несут все альтернативные методы.

Выбирая тот или иной метод лечения, православный человек должен, с одной стороны, полагаться на Бога и полностью вверить Ему свою жизнь. С другой стороны, не должно проявлять и нерадения о своем здоровье. Тем более недопустима лень или намеренное вредительство своему здоровью.

Православная медицина

В современном православном обществе появился особый запрос на православных врачей. Что же означает это словосочетание?

С точки зрения профессионала, православный врач — это специалист в какой-либо медицинской области, который является верующим воцерковленным христианином. При этом уровень его квалификации и профессионализма может совершенно никак не зависеть от вероисповедания. Конечно же, человек, который старается жить внутренней духовной жизнью, должен к своей работе относиться со всей ответственностью. Но все же прямой зависимости квалификации и вероисповедания нет.

С точки зрения пациента очень часто запрос на православного врача означает поиски «особого» специалиста. Предполагается, что православный врач будет лечить не так как все, будет разбираться совершенно во всем, не будет назначать кучу стандартных анализов и назначений. А когда пациенты сталкиваются со стандартным лечебным подходом, испытывают глубокое разочарование.

Особенностью православного врача должно быть отношение к своей работе как к служению ближнему. Конечно, если специалист видит в своих пациентах, прежде всего, не возможность заработать, а живых людей и братьев — выполнять свой труд он будет по особенному. Видимо именно поэтому и ищут таких специалистов.

Конечно же православный врач должен очень внимательно относиться к каждому, кто к нему пришел. По словам Иисуса Христа мы знаем, что через каждого, кто обратился к нам за помощью, к нам приходит Сам Господь. Помня об этом, работать плохо и безответственно станет невозможно.

Верующий доктор будет понимать, что причина недомогания выходит за пределы только лишь тела. Если пациент тоже приходит верующий и воцерковленный, то с доктором удастся говорит одним языком, и взаимопонимания будет больше.

Это вовсе не означает, что православные люди должны создавать нечто вроде закрытого клуба «для своих». Так можно начать искать не только православных врачей, но и православных электриков, сантехников и любых других специалистов. Погоня за видимой формой не должна выходить за рамки здравого смысла. Хороший стоматолог может быть и атеистом, и мусульманином. И не может быть никакого греха получить помощь из его рук.

Когда обращаться к доктору, а когда бежать в храм

Забота о собственном здоровье должна быть своевременной, но спокойной. Ипохондрия, излишняя тревожность о своем здоровье, постоянные походы по врачам — все это свидетельствует о непорядке в духовной жизни человека.

Важно! Если имеют место какие-либо очевидные недомогания, симптомы болезни или дискомфортные ощущения — нужно обратиться к доктору, сдать необходимые анализы и пройти лечение.

Но не нужно при этом забывать и о храме. Многие неприятные и непонятные симптомы могут уйти тогда, когда человек начнет наводить порядок в собственной душе. Наша душа и тело неразрывно связаны, и изменения одной составляющей непременно приводят к изменению другой. Грамотная терапия от хорошего доктора совместно с личным упорным трудом по исцелению собственной души могут помочь преодолеть даже очень серьезные заболевания.

  1. Православие и сектантство: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
  2. Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
  3. Православие и феминизм
  4. Признает ли православие реинкарнацию?

Скажите, а можно ли лечиться нетрадиционными методами? Йога, очищение ауры, энергетики и тому подобное?

Добрый день. Нетрадиционная медицина бывает очень разная. К ней можно отнести и фитотерапию, и гомеопатию, и лечебное питание, и специальные физические упражнения, и многое другое. Однозначно нельзя сказать, что вся нетрадиционная медицина несовместима с православием. Нужно разбираться в каждом конкретном ответвлении и оценивать его духовную сторону. Например, лечение травами вполне подходит для верующего человека, если лечебный эффект основывается на свойствах растений, а не на каких-либо заговорах или магических обрядах с травой. Гомеопатия не признается официальной медициной и считается лженаукой, но при этом с христианской точки зрения она безопасна.

Читайте также:
Храм, собор, церковь и монастырь: разница и отличия, особенности и нюансы каждого

Сложнее обстоит ситуация с духовными практиками. Та же йога является очень небезопасным занятием с духовной точки зрения. И если еще можно допустить использование некоторых отдельных упражнений (и то далеко не всех) в качестве зарядки или физической нагрузки, то полноценные и профессиональные занятия йогой не подходят для православного человека из-за глубинных различий в идеологии. То же самое можно сказать и других восточных практиках, которые «работают» с энергетикой, аурой, чакрами и тому подобным. Эти учения в своей основе противоречат православной вере, поэтому придется выбирать — или мы являемся православными христианами, или используем такие практики.

Отдельно стоит коснуться экстрасенсорики и целительства. Сейчас это очень распространенные течения нетрадиционной медицины. Причем, на уловки таких целителей попадаются даже православные христиане — иногда целители в своих магических культах используют иконы, освященную воду, церковные свечи и другие христианские атрибуты. Это вводит в заблуждение и создает внешнюю видимость некоего христианского обряда. На самом деле, это все равно магический культ, который не имеет ничего общего с верой Христовой. И Библия, и все святые отцы нашей Церкви строго предупреждали не обращаться к магам, целителям и экстрасенсам для решения каких-либо проблем, в том числе и со здоровьем. Важно понимать, что если такое нетрадиционное «лечение» даже даст какие-либо видимые позитивные плоды, духовный вред от посещения таких специалистов будет несоизмеримо больше.

Кроме духовной оценки нетрадиционного метода лечения всегда важно оценивать риски, связанные с отказом от доказательных методов лечения. Конечно, и альтернативные методы могут дать положительный результат, но всегда надо внимательно разбираться понимать, какие последствия могут быть при использовании того или иного альтернативного метода лечения.

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:

Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?

Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения – еще не срок для перемены менталитета.

В чем суть традиционного отношения к здоровью? Об этом еще в XIX веке писали этнографы и это предмет изучения современных ученых. С одной стороны, болезнь – «от Бога», она дана либо в наказание за грехи, либо как испытание. Раз Бог наказал болезнью – Он и вылечит. До сих пор в прихрамовой среде, особенно среди пожилых людей, можно встретить такое мнение, что болезни не нужно лечить — что их нужно «отмаливать».

С другой стороны, в сознании народа болезнь часто – следствие колдовства, порчи, сглаза. Все это лечили у знахарей. А вот профессиональных врачей крестьяне позапрошлого века очень не любили, считалось, что они могут «уморить». Причина – страх перед незнакомым, чужим человеком, еще городским к тому же! Часто врачи были немцами, а немцев, как всех иностранцев, недолюбливали. Кроме того, у врачей были горькие лекарства, а хорошая вещь, по мнению крестьянина, просто не может быть невкусной, горькая — значит, отрава. Потому врача, как и знахаря, боялись: захочет – вылечит, захочет – покалечит.

Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью – это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак – то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.

Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:

Здоровье — это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, — остается крайне низким.

Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.

Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.

В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки — злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.

Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Показательно хотя бы то, что понятие «медицинская помощь» в языке профессионального сообщества и чиновников от медицины заменяется понятием «медицинские услуги». Государство пытается создать рыночные условия в медицинской сфере, оперируя аргументами — бездумными кальками с западной жизни: «самые выгодные инвестиции — в свое здоровье», «гражданин должен нести ответственность за свое здоровье». После системы здравоохранения, созданной в Советском Союзе, мы оказались просто не готовы к такому. В Союзе было много плохого, но давайте говорить честно — та система здравоохранения гарантировала человеку помощь, и в 1977 году на форуме Всемирной организации здравоохранения она была признана лучшей в мире.

Читайте также:
Благочестие: понятие и значение, подвижники, практика и дела, книги

Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача — чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.

Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, — это лицемерие.

И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.

Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.

Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.

И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.

Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.

В то же время иногда забота о здоровье доходит до сверхидеи. Даже поговорка такая есть: «Главное — это здоровье!». Здоровье — это, конечно, не главное. Точнее, главное только для нашего тела, но ведь есть еще и душа. В последнее время модны различные опросы общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества. Здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, благочестив, ходит в Церковь, соблюдает обряды, но при этом у него есть ценности, которые он ставит превыше Бога. То есть если такой среднестатистический верующий встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья или успеха на работе потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. И о здоровье зачастую думают больше, чем о Боге. Кстати, многие неоязыческие и деструктивные культы используют эту страсть и выстраиваются на заботе о здоровье — вплоть до того, что преподносят себя как системы оздоровления. Это примитивное языческое «Порфирий-Ивановство», и Рейки, и утонченная, сложная для понимания европейца йога со всеми ее многочисленными разновидностями, и шаманизм, тесно связанный с целительством, это и Сахаджа-йога… им же несть числа. Можно сказать, что большинство культов не обходится без обещаний дать посвященным некую систему оздоровления, которая принесет новому адепту здоровье и долголетие. Здоровье играет роль приманки, наживки. И ради здоровья человек отрекается от веры… Потом теряет и то, и другое. Иногда встречается такая крайность: человек готов беседовать о здоровье часами, проводить полжизни в разговорах о биодобавках, рецептах, завалить свой дом баночками, настойками, книжками по оздоровлению. Когда такие «озабоченные» встречаются, они могут часами говорить и говорить о лекарствах, витаминах, аптеках, болезнях… Увы, к великому сожалению, это встречается не только в сектах, но и среди православных. Такое трепетное отношение к здоровью показывает, что оно становится нашей страстью, чем-то настолько важным в жизни, что готово заслонить собой все остальное. На страсти к здоровью строится целая отрасль бизнеса, индустрия добавок, книжек, рынок услуг. Здоровья больше не становится. И чем хуже у нас здоровье, тем лучше для торговцев здоровьем.

Читайте также другие материалы темы “Христианское отношение к здоровью”:

Не надо лезть в духовные помойки!

Скажите, в чем причина столь негативного отношения официальной Церкви к народным целителям?

Я знаю, что Церковь по отношению к народной медицине занимает радикальную позицию. Она не призывает провести «чистку рядов» и изгнать лже-врачевателей — Церковь просто выражает свое негативное отношение к народной медицине в целом, давая понять, что это дело «небогоугодное».

В то же время целительство существует у нас уже много веков, услугами народных врачевателей пользовались многие православные люди. Почему же Церковь столь агрессивно настроена по отношению к тем, кто пытается облегчить муки других людей, сделать благородное и доброе дело?

Сейчас любая бабушка, владеющая секретами врачевания, выглядит в глазах Церкви как враг не меньший, чем деятели, берущиеся наводить сглаз или порчу.

Широкий пласт народной медицины базируется исключительно на знаниях о тех или иных свойствах природы и человеческого организма. То же лечение травами взять…

Все это исключительно область науки, неисследованных пластов фармакологии и психологии.

Куда яснее становится ситуация, когда речь заходить о всевозможных «ворожеях». Здесь все упирается исключительно в мистику, так что прислушиваться к голосу Церкви здесь стоит особенно внимательно.

И все равно. Со стороны большинства врачевателей никакой агрессии против христианства я не замечаю. Наоборот, многие из них используют христианские символы и молитвы, взывают исключительно к Богу или святым.

Мне кажется, что Церковь пытается решить проблему народной медицины «с наскока», отмахнувшись разом от всего, что предлагает нам богатый опыт человеческого прошлого. Но в то же время я просто уверен, что у подобной позиции должно быть четкое обоснование, которого я, к несчастью, пока не нахожу.

Владимир, город Солнечногорск.

Священник Даниил СЫСОЕВ, клирик храма Петра и Павла в Ясенево (г. Москва). Родился в 1974 году в г. Москве. В 2000 г. окончил Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан священника в 2001 году. Женат, имеет двоих детей. Сотрудник Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор нескольких книг и статей.

— Может быть, народные целители действительно используют неизвестные свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов?

— Давайте определимся с терминологией. «Народный целитель» — это кто? Человек, который горчичники ставит по народному методу, ничего плохого не делает. Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, — значит, он связан с духами. А так как он ее ведет в противодействии Церкви — значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, — все равно беги от тех, кто пользуется «благотворными» бесами.

— В древней Церкви дар исцеления был весьма распространен. Может быть, и те, кто сейчас лечит с молитвой, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?

— Чтобы утверждать, что некий дар — от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши — это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов?

Это очень важно понимать читателям «Фомы». Согласно христианскому вероучению, Церковь — это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь — это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит «Нельзя», это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви.

Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают «народные целители»? В чем разница?

Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: «я исцеляю», «я имею дар исцеления», «я являюсь посланником Бога», тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.

Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что «во мне есть дар исцеления». Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: «не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли…» И сегодня, когда православный священник совершает любое церковное таинство, он никогда не говорит, к примеру, «я крещу», «я венчаю» и т.д. Священник произносит: «венчается»… «крещается» – т.е. действие совершается Богом, а не священником. (Единственное исключение — разрешительная молитва на исповеди, когда священник говорит от первого лица. Но эта формулировка – западного происхождения.)

Главный признак истинного чудотворца — это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши «достоинства» — это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели в нашем Центре людей, пострадавших от этих целителей, видели и самих экстрасенсов, они десятками приходят к нам. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.

— В чем же именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?

— Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27). А ведь «народные целители» именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: «не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это».

А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно. Ведь вначале дьявол притворяется добрым.

Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: «а мы все равно с ним будем сотрудничать». Или говорили: «а дьявол и Бог — это одно и то же». Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.

— О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?

— По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь, как правило, идет об архимандрите Кирилле (Павлове), имя которого чаще всего в данной ситуации привлекают. Или просто ссылаются на безымянных «старцев». Так вот, это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев. Эти люди лгут. Поэтому нельзя доверять практически ни одному их слову.

Приходили ли ко мне за благословением? Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой «народной медициной». Нередко это тоже начинается со лжи. Сначала «благословите меня заниматься траволечением». Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. А вот дальше получался примерно такой диалог:

— И каким же образом вы будете лечить?
— Будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем.
— А кто вам дал такое право: молитовки читать? И что это за «молитовки»?
— А на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, или святой.
— А вы уверены, что он пришел от Бога?
— Да как Вы можете думать, что ко мне не святой пришел?!

Естественно, никакого благословения я таким людям не давал.

Мне неизвестны случаи, когда священники давали бы такие благословения.

— А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался — не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?

— Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с пациентами таких целителей. Они приходят на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди весьма необычные, с поврежденной психикой. И мне потом приходилось выяснять: «А почему Вы пришли?» Они обычно начинали отвираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви, не понимают, зачем им нужно причащаться. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я спрашивал: «Почему же вы врете-то?» — «А нам сказал вот так тот, кто нас послал». Может ли человек «от Бога» требовать, чтобы перед лицом Божиим Богу лгали?

Почему же посылают? Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.

— Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая «вменяемая» бабушка-целительница для Церкви страшнее самого худшего врача из районной поликлиники?

— Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию* (СНОСКА: фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов.), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине.

Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем — пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога.

А любая бабушка-целительница, самая хорошая, — она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковь. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.

— На какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?

— Любые методы, которые поощряют убийство. Например, фетальная терапия. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, предложат искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию… На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь — идти на это нельзя. Даже если излечишь тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.

Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, используемое в современной психиатрии, гипноз… Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались иначе: торсионными полями или как-то еще. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки — это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И тогда она только навредит. Вот прямая граница.

— Что бы Вы посоветовали автору письма, и не только ему, но и вообще всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?

— Напомнил бы старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. Ведь в духовном плане мы все – «маленькие мальчики». А чтобы узнать — сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов.

Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками.

В наш центр однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник «черной магии». Он начал читать, втянулся — и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.

v А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Наш храм битком забит этими людьми. Схема стандартная: человек пошел «подлечиться». Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек «подлечиться» от каких-то проблем — беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: «Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом — свечкой повожу». И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается… Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: «А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо». Увы, это тоже развитие болезни.

Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни — все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание…

Причастился что привился. Почему РПЦ боится озвучить отношение к вакцинации

Наталья Фролова

Пока российские власти активно призывают людей вакцинироваться, а в некоторых регионах прививка от коронавируса для некоторых обязательна, Русская православная церковь хранит на этот счет молчание. Циркуляры руководства РПЦ по поводу отношения к вакцинации настолько расплывчаты, что священники вспоминают цитату из советского фильма про лампу Алладина: «Поистине сон не есть не сон, а не сон не есть сон». В результате недоверие к вакцинам и надежда на авось сегодня преобладают во внутрицерковных настроениях — как среди клира, так и среди паствы.

Вакцинироваться нельзя болеть

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поддержал инициативу московских властей сделать вакцинацию частично обязательной и призвал к всеобщей мобилизации в борьбе с новой волной пандемии. Это комментарий – одно из редких публичных высказываний церковных иерархов о вакцинации вообще, и тем более в поддержку ее обязательности. Митрополит Иларион оказался чуть ли не единственным из церковного руководства, кто не побоялся открыто выступить в поддержку вакцинации. Патриарх Кирилл на эту тему предпочитает не высказываться и даже не подписывать распоряжения, так или иначе затрагивающие эту больную для общества тему.

Глава Синодального отдела Московской патриархии по работе со обществом и СМИ Владимир Легойда в одном из публичных выступлений сказал, что решения о вакцинации надо принимать, проконсультировавшись с врачом, но «нельзя поражать человека в правах в случае отказа прививаться от коронавируса». В то же время, судя по словам Легойды, Церковь утвердилась в позиции, что использование в вакцинах эмбриональной человеческой культуры, полученной в результате аборта, не должно отпугивать от них верующих людей. «Подобный материал используется также и при испытании множества других медицинских препаратов», говорится на сайте Московской патриархии.

Но общецерковных распоряжений по вопросам вакцинации пока нет. В московской епархии соответствующее циркулярное письмо священники получили от первого викария Патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), которое, с одной стороны, призывало священников вакцинироваться, с другой – подчеркивало, что это дело добровольное.

Молчание патриарха одни священники объясняют его боязнью вызвать резкое несогласие у паствы, которая настроена против вакцинации. «В церкви вообще очень боятся маргинальной – немногочисленной, но очень крикливой – части верующих, которых я называю ложкопоклонниками-ковид-диссидентами. Конечно, это очень маленький процент в масштабах страны, но в сочетании с общим количеством нежелающих прививаться, эта цифра приобретает заметный масштаб», – говорит протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. «Ложкопоклонниками» он называет тех верующих, которые выступают против использования одноразовых ложек (лжиц) или их дезинфекции во время причастия. Сегодня их вакцинное диссидентство направлено против властей, и главе РПЦ невыгодно вызывать это огонь на себя.

Другие священники считают, что молчание патриарха вызвано очень низким авторитетом главы РПЦ среди священства. «Думаю, в Кремле понимают, что у патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви. Даже если он даст разнарядку «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против. Поэтому просить о чем-то патриарха Кирилла – это значит получить поддержку местечкового избирательного участка», – объясняет московский священник, пожелавший сохранить анонимность.

У патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви: скажет «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против

В регионах же решения вынуждено принимать местное церковное начальство, на уровне епархий и монастырей. Так, игумен Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) пригрозил монахам обители, что «при отказе от вакцинации любой виновный будет удален из монастыря без выдачи ему средств», и пообещал пускать в монастырь только привитых паломников.

Для монастыря это жесткое решение вполне оправданно, считает иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новой Ботанике (Орел). «Монастыри в большой степени пострадали от пандемии. Пришел один больной – слегла вся братия, – говорит отец Дионисий. – В нашей епархии в Орле пока до таких распоряжений дело не дошло. Третьей волны нет, мы до сих пор не знаем, что значит ходить в кафе по QR-коду. Но наше руководство, даже когда отменили карантин, решило сохранить в храмах все санитарные меры. Мы по-прежнему соблюдаем дистанцию, находимся в храме в масках, а сотрудники храма еще и в перчатках, и дезинфицируем лжицу (ложечку для причастия)».

Построишь? – Куплю!

По словам отца Дионисия, в Орловской епархии многие священники год назад переболели коронавирусом. В этом году, по его наблюдениям, многие добровольно вакцинировались, как и он сам, несмотря на общие страхи, как недоисследованная вакцина отразится на здоровье? Совсем другая картина в столице, где, по словам одного московского клирика, на вопрос знакомому священнику «будешь ли вакцинироваться», можно услышать ответ в стиле героя мультфильма «Летучий корабль»: «Полкан, построишь летучий корабль? – Куплю!».

Священники говорят, что никто не хочет открыто спорить с властями, но и прививаться боятся: не доверяют российской вакцине, которая была сделано поспешно. А кроме того, по их словам, священство часто беспокоят те же вопросы, что и других россиян, которые отказываются от вакцинации: а вдруг вся эта пандемия – предтеча того, как можно «закрыть всех в одночасье» в общемировом масштабе.

С такими настроениями внутри клира священникам сложно агитировать за вакцинацию и разубеждать паству, уверенную в том, что вакцина – это жидкий чип. «Когда население дореволюционной России было в своей массе безграмотным, Церковь выполняла функцию репродуктора. Сейчас в храмы приходя единицы. Мы, конечно, можем пытаться просвещать людей, но сейчас даже среди нас нет единства. Даже среди преподавателей духовной академии! А ведь прививка, казалось, очевидное средство гигиены», – объясняет протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии.

«На проповеди я говорю только по Евангелию, про то, какие выводы мы можем из него сделать применительно к жизни, – рассказывает иерей Александр Подписнов, настоятель храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского в Черемушках. – А когда подходят спрашивать индивидуально, вакцинироваться или нет, я сразу говорю: это вопрос к врачу, не ко мне, а про свое отношение я говорить не буду».

Прихожане: чем старше, тем дисциплинированнее

И отец Александр, и отец Дионисий отмечают, что чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются. «Они это мотивируют тем, чтобы самим не заразиться. Хотя более по-христиански было бы, если бы люди беспокоились о том, чтобы не заразить других», – говорит настоятель храма в Черемушках.

Чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются

«У них, с одной стороны, советская закалка обязательной вакцинации. С другой, чем старше люди, тем больше они опасаются осложнений коронавируса, – объясняет отец Дионисий. – В очереди в поликлинике 7 из 10 пациентов – люди пенсионного возраста».

По наблюдениям обоих священников, больше всего не хотят прививаться молодые и люди среднего возраста (30-50 лет). «Они поголовно боятся того, что последствия от вакцины толком не изучены. А как пошла волна тех, кто вакцинировался и все равно заболел, они еще больше утвердились в своей правоте, – рассказывает отец Александр. – У нас две прихожанки заболели, которые вакцинировались в апреле. Причем по иронии судьбы тяжело заболела и лежит в больнице именно та, которая сама врач и сторонник вакцинации».

Отец Дионисий говорит, что в Орле самое безалаберное отношение к вакцинации у молодежи: до 25 лет в основном прививаются, если требования на работе или есть риск, что сорвется отпуск, если на море будут пускать только по QR-коду. «Но больше всего скепсиса я встречал у 30-50-летних. Особенно, среди тех, кто переболел либо легко, либо бессимптомно. Для многих, кто со мной говорил, «это такой же грипп» или «это такая же пневмония», – делится наблюдениями отец Дионисий. – А прививку не хотят делать из-за возможных осложнений. Кроме того, боятся некоего электронного концлагеря. Говорят: «нас заставляют, нас подавляют»».

По опыту отца Александра прихожане-москвичи часто высказывают больше доверия импортным лекарствам и говорят: «Был бы Pfizer, я бы точно им привился». Отец Дионисий на вопрос про доверие к западным вакцинам говорит, что в российской провинции этот вопрос в принципе не обсуждается: «Я эту дискуссию наблюдаю только в соцсетях столичных знакомых. Если представить себе, что европейские вакцины будут у нас продаваться по 60-70 евро, то кто при средней зарплате в 200 евро сможет ее себе позволить?».

Безобидная оппозиция

В массовом нежелании вакцинироваться отец Дионисий видит не столько скепсис и недоверие, сколько надежду на авось: «Хотя, согласно статистике, все последние годы в России кризис доверия, люди привыкли друг другу не доверять – власти, общественным институтам, церкви, полиции, всем подряд, но в целом сыграло не это, а на то, что авось пронесет. Люди устали и хотят нормальной жизни».

Отец Георгий Митрофанов, в свою очередь, считает, что во время пандемии вылезли наружу самые неприглядные стороны русского православия: соединение психологических, культурно-исторических и псевдо-богословских комплексов, замешанных на конспирологии и ксенофобии.

«У митрополита Сергия Старогородского есть лукавая фраза: «Церковь должна быть со своим народом». С христианской точки зрения, это неправильно: церковь должна быть со Христом. Но у нас получилось, как он сказал, – объясняет отец Георгий. – Церковь, которая до революции была носителем культуры, высших устремлений, связывавших наш народ с христианской цивилизацией, стала ориентироваться на состояние «народной души». А душа народа в XX веке очень сильно архаизировалась. Несмотря на индустриализацию и завоевание космоса и другие технические прорывы, Россия после 1917 года методично уходила на ментальном уровне в Московию, некий ордынский улус. Мы вышли из европейской христианской цивилизации, на смену убитым священникам в церковь пришли люди из народа, даже из советского простонародья. Их ментальность была такова, что они доверяли природе больше, чем государству, а государству доверяли больше, чем обществу, которого не было. А раз не было общества, то не было и личности».

По словам отца Георгия, все это проступило во время пандемии, когда церковь в своих решениях ориентировалась на государство, которое само реагировало на пандемию сумбурно и непоследовательно, а как только появились западные вакцины против COVID-19, начало активно их очернять. Запоздалое и непродуманно решение РПЦ дезинфицировать лжицу после каждого причастника вызвало брожение умов, которое отец Георгий полушутя называет «ересью ложкопоклонников»: они воспринимают причащение одной ложкой из одной чащи как критерий подлинной веры. ««Испытай свою веру, прояви свою веру. Зачем тебе маска, если ты в храме? Зачем тебе вакцина, если ты причащается». Для людей с традиционалистски-магическим восприятием веры причастие делает излишним вакцинацию», – объясняет психологию этой прослойки верующих отец Георгий.

Отношение к Богу как к язычески понимаемой природе, с которой верующий вступает в магические отношения через причастие, наложилось на локдаун и растущее давление со стороны государства. Внутреннее ощущение бесправия подталкивает православных к эпатажному отношению к вакцинации, которое отец Георгий сравнивает с вывешиванием портрета Сталина на лобовое стекло машины в советское время: «Это вроде бы оппозиция, но совершенно безобидная. Мол, я – православный: если я не вакцинируюсь, это свидетельство моей глубокой веры. Но при этом я все же политически лояльный, потому причащаюсь в скрепляющей нашу страну православной церкви».

В качестве исторической параллели отец Георгий приводит чумной бунт 1771 года, когда был жестоко убит московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). «Тогда толпы людей убивали немцев, врачей и попов. Попов за то, что они зачитывали распоряжение властей с санитарно-карантинными мерами, а значит вместе с врачами отравляли народ Божий. А сегодня в обществе схожая реакция на тех архиереев, которые правильно настаивают на вакцинации. Думаю, что наш народ, не склонный к бунтам, тут может и возмутиться, причем даже больше, чем на пенсионную реформу», – предполагает отец Георгий.

И он, и отец Александр, и отец Дионисий уверены, что преодолеть это недоверие к вакцинам очень сложно, но что священники могут сделать – это попытаться убедить своих прихожан, что любовь к Богу заключается в том числе в том, чтобы уберечь от опасности тех, кто вокруг тебя. И эта заботу можно проявить и в принятии одноразовой лжицы, и в ношении масок, и согласии сделать прививку.

Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

Отношение Священного Писания (Библии) и Церковного вероучения к данному вопросу всегда было однозначно отрицательным. Еще более чем за 1500 лет до Рождества Христова святой пророк Моисей повелевал от имени Бога еврейскому народу: “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой, изгоняет их от лица твоего”. (Вт. 18, 10-12).

В Новом Завете категоричность в осуждении подобного рода занятий сохраняется: “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая”. (Откр. 21, 8). Под чародеями здесь понимаются не какие-то абстрактные злодеи, а люди, практикующие в своих занятиях “целительством” различные виды магии.

В Православном вероучении вполне конкретное отношение к данного рода “оздоровителям” выражается в церковных законодательных актах – канонах, общеобязательных для всех, кто считает себя православным христианином. Канонические правила св. Василия Великого – пр. 65 и 72 гласят: “Покаявшиеся в волшебстве подлежат епитимии убийцы” (Отлучение от церкви на 20 лет!). 61-е Каноническое правило Трулльского Собора (691 г.), которое включено в канонические сборники как собственно правило VI Всел. Собора, определяет: “Облакогонители, обаятели, делатели предохранительных талисманов, колдуны, гадатели, если не бросят своих занятий, извергаются из Церкви“. (В случае их покаяния накладывалось 6-ти летнее отлучение от приобщения Святых Таин Христовых). Что же касается тех, кто прибегает к услугам такого рода “ремесленников”, то они подвергаются 5-ти (Правило 24 Анкирского Собора 314 г.) или 6-ти летнему отлучению от Церкви. (61 пр. Трул. Соб., 83-е пр. Василия Вел.)

Многие скажут – это не про нас, у нашей “бабушки” много икон, да и молитвы какие-то она читает. Однако в каноническом сборнике иеромонаха Матфея Властаря “Алфавитная синтагма” (XIV в.) подробно объясняются несколько устаревшие наименования оккультных тружеников, например: “А чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Саму Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство”. О всем этом св. Иоанн Златоуст говорит, что “хотя в таковых случаях произносится имя Святой Троицы, хотя бывают призывания святых, хотя изображается знамение креста, должно избегать такового и отвращаться”. Подробное перечисление различных наименований и специализации “целителей” показывает абсолютную тождественность, как древних, так и современных нам оккультистов. Здесь мы встретим и астрологов, и волшебников, гадателей и предсказателей будущего и т.д. и т.п.

Работа целителей, экстрасенсов с использованием православной атрибутики вызвана либо желанием привлечь больше клиентов (искусно используется особенность психологии современного человека – доверие к Православной Церкви и одновременное желание найти то, чего в ней вроде бы не хватает), либо нахождением на стадии самообольщения своей мнимой богоизбранностью.

Теперь несколько слов о результатах лечения у целителей. Они очень хорошо известны не только священнослужителям, к которым приходят жертвы лечения, но и врачам, в основном психиатрам. В современной медицине появился даже особый термин – оккультная болезнь. По наблюдениям профессора, доктора мед. наук иеромонаха Анатолия (Берестова), люди, обратившиеся к не просто шарлатанам, а к действительным экстрасенсам, могут в ряде случаев получить облегчение или даже исцеление от своих недугов, но по прошествии нескольких месяцев, реже – года, болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. Следует сказать, что психические нарушения или оккультная болезнь может развиться и у неверующих, родственников, как пациентов, так и самих целителей.

Что же касается различного рода способностей, подаваемых от демонов, например, порчи, то для христианина, который живет полнотой церковной жизни, пребывая под благодатным покровом церковных молитв и Таинств, нестрашны никакие полчища бесовские: “Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”, – пишет Ап. Павел (Рим. 8, 38-39). Тем более, что ничто в нашей жизни не происходит без воли Божией, ибо по словам Самого Христа: “У вас же и волосы на голове все сочтены”. (Мф. 10, 30), поэтому никакие порчи и колдовство не в силах нам навредить, если мы сами не пожелаем этого. [т.е. не прибегнем к различным магам и колдунам].

Настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
    • Интернет
    • Книги
    • Периодика
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Церковно-общественным советом по биомедицинской этике подготовлено второе издание сборника «Православие и проблемы биоэтики»

В 2021 году Церковно-общественный совет по биомедицинской этике подготовил второе издание сборника «Православие и проблемы биоэтики». Новое издание имеет гриф «Рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», ИС Р20-017-0428.

В Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства отмечают, что в мире сегодня складывается утилитарно-инструментальное отношение к человеческой жизни, которое проявляется как в повсеместной легализации абортов, так и в отношении в репродуктивных клиниках к человеческому эмбриону как к расходному материалу. По количеству абортов на душу населения Россия остается мировым лидером, а в понятийный аппарат репродуктологов прочно вошло понятие «избыточные эмбрионы».

Как относиться к подобным «достижениям» с точки зрения христианской этики и как относится к ним Православная Церковь? На какие критерии должны опираться профессиональные медицинские работники, миряне и священники в тех морально неоднозначных ситуациях, когда необходимо сделать выбор, принять решение о лечении? Как защититься от деструктивного воздействия некоторых новых биомедицинских технологий на личность врача и пациента? Каковы ответы Церкви на этические проблемы современной биомедицины, такие как:

  • проблемы, связанные с созданием новых биомедицинских технологий и их применением;
  • малая изученность данных технологий, применение их вне рамок правового регулирования в современной медико-этической теории и практике на фоне возрастающего снижения этического сознания врачей, ученых медиков, медицинского персонала;
  • нравственная девиация и коммерциализация современной медицины и биомедицинского знания;
  • проблемы современных «партнерских» взаимоотношений врач-пациент и т.д.

В новом сборнике статей и заявлений Церковно-общественного совета по биоэтике рассмотрены вышеприведенные и подобные им вопросы в свете Священного Писания, святоотеческого Предания и современных нормативных документов Русской Православной Церкви.

Новое издание сборника будет полезно для сотрудников профильных епархиальных структур, священнослужителей, представителей православных и иных общественных организаций, работающих в сфере защиты и укрепления семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: