Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Ответы священников на вопросы о жизни и вере

Здравствуйте, дорогие друзья! Очень часто мы задаемся вопросами, ответы на которые с одной стороны очевидны, но с другой – все равно оставляют место для сомнений. Особенно для людей православных, которые, как правило, не склонны доверять общепринятым мнениям, а опираются на советы священников.

В сегодняшней подборке ответы священников на жизненные вопросы о жизни и вере из сервиса сети Елицы “Вопросы батюшке”. Будем рады, если в нашей подборке вы найдете ответы в том числе и на свои вопросы!

Утоление голода и чревоугодие

– Можно ли получать удовольствие от пищи? Или это чревоугодие?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Существует монашеская традиция перемешивать пищу разного вида чтобы не наслаждаться вкусом одного продукта. Но это монашеская традиция.
Если Вы мирянин и все это в меру, то никакого особого греха нет. Главное – не дать всему этому перерасти в чревоугодие.

Что делать с прочитанной церковной литературой?

– Можно ли выбрасывать прочитанные православные газеты?

Отвечает Священник Николай Каров:
– Нельзя – их лучше дать другим людям для прочтения или в крайнем случае отнесите в храм.

Внешний вид православной женщины

– Можно ли женщине не носить платок вне храма?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Можно или нельзя – это не про православие. “Все мне можно, но не все полезно” – говорит апостол Павел. Все зависит от вашего понимания православной веры. Платок на голове у женщины – это символ послушания Богу и мужу. В Священном Писании сказано, что женщина в церкви должна молиться с покрытой головой. А все остальное – это ваше личное дело. Главное, чтобы женщина, так же как и мужчина, не вызывали соблазна своей одеждой и чтобы одежда и поведение соответствовали званию – православный христианин.

Отвечает священник Александр Ермолин:
– Ношение платка в храме -это еще апостольское постановление (смотрите 11 главу 1 Послания к коринфянам). Если Ваша работа и условия жизни позволяют Вам носить платок вне храма -носите. Если не позволяют -нет в этом ничего страшного.

О татуировках

– Здравствуйте, я хотел сделать татуировку с изображением Архангела. Скажите как к этому относится Церковь?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Негативно относится. Изображение архангела -это практически икона и эту икону Вы будете носить на себе постоянно. То есть она у Вас побывает во всех средах: и в грязи, и в поту, и т.д. Если хотите иметь изображение архангела, то лучше просто носите на цепочке иконку с его изображением.

Прежде чем судить…

– Здравствуйте! Как отличить осуждение от обличения греха? Например, отец Андрей Ткачев в своем выступлении призывал обличать гомосексуализм. Я на каком-то сайте пыталась вразумлять грешников и объяснять им, что с т.з. Церкви и Писания гомосексуализм – это грех. А один из них сказал, что я осуждаю.Так согрешила ли я осуждением или я правильно делала, что обличала гомосексуализм, я не могу все-таки понять.

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Чтобы не запутаться с обличением и осуждением, пробуйте молиться о вразумлении самой себя и тех, кто ошибается

О зависти

– Как побороть в своей душе гордость? Мешает жить, не дает радоваться с другими людьми обычным вещам. У людей свадьба, у девушки красивая сумочка и туфельки, у кого то свой взгляд на вещи – всё приносит боль. Трудно и причащаться в такие моменты, как будто чирий в душе, мама со мной рядом стоит – она причастилась, а я даже не видела причастия, как будто Господь мне глаза закрывает. Как молиться, как бороться с этим?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Прежде всего нужно понять, что ничего вы сами в себе не поборите. Очищение и избавление от грехов и страстей происходит по мере приобщения к благодати Божией. А мы можем только каяться искренне и от всего сердца, молиться, причащаться и делать наперекор нашим чувствам и желаниям. Нужно разговаривать с Богом, просить Его от всего ума и сердца избавить вас от страсти зависти и гордыни, а не вычитывать разные правила и молитвословия.

То что вы описываете, больше похоже не на гордость, а на зависть. Хотя зависть, конечно, от гордости. Нужно научиться просеивать помыслы, а не останавливаться на них. Приходят помыслы зависти и гордыни, не обращайте на них внимания, а наоборот, помолитесь за того, кому завидуете, или на кого злитесь. Делайте добро людям не смотря ни на какие злые мысли, а злые мысли отвергайте и переводите ум на доброе и хорошее. Не загоняйте себя в уныние и злобу. Радуйтесь жизни, а все плохое – вон из головы. Все страсти лечатся противоположными действиями. Завидуете, подойдите и пожелайте человеку добра, помолитесь за него и подарите ему что – нибудь, например. И учитесь просеивать помыслы. Если помыслы приходят против вашей воли и они вам не нравятся, значит это не ваши мысли и не ваша зависть и гордыня, это работа бесов. Не обращайте на них внимания, делайте добро и думайте о хорошем.

Делиться ли чудом?

– Стоит ли ОТКРЫТО рассказывать своим друзья и знакомым близким и не очень о чуде, произошедшем в моей жизни по милости Божией? Ведь у христианина же есть задача свидетельствовать о Христе и о чудесах, произошедших в нашей жизни.Однако скажите, не приведут ли такие вещи к негативу со стороны моих знакомых? Или во мне говорит малодушие и боязнь быть осмеянной?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Свидетельствовать надо так, чтобы доходило. Рассказы о чудесах имеют противоположный эффект. Свидетельствуйте своей жизнью о том, какое воздействие оказало на Вас это чудо – дабы друзья и знакомые убедились воочию насколько у Вас в результате прибавилось рассудительности, доброты, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.


***

Промысел божий и несправедливость

Я верю в бога и в промысел его.Все что происходит с людьми не случайно. Но не могу только понять смерть детей и смириться с этим. Очень много детей пропадает без вести и погибает.От рук злых и нечестивых людей.Страшной смертью, через боль и страдания проходят маленькие ни в чём не повинные создания.Не понимаю Бога вообще. Почему это допускается на земле? С этим невозможно смириться!

Читайте также:
Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время, как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно.

Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймёшь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всём.

Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришёл к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалёку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелёк с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счёт, хотел положить его на своё место, однако не заметил, как кошелёк выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришёл другой прохожий к источнику, нашёл кошелёк с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъярённый, и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашёл, и ушёл огорчённый.

Старец же тот всё видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил:
– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашёл, а иной был убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошёл Ангел Господень и сказал ему:
– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: Тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомлённый, который ничего не нашёл и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: “Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!” Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идёт стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: “Праведен еси, Господи, и правы суды Твои” (Пс. 118, 137).

В чем смысл освящения?

– Если случайных смертей не бывает для чего тогда освещать автомобиль?

Отвечает Священник Василий Краев:
– Вопрос такой, который требует для разных людей разных вариантов ответа для лучшего понимания.

Вариант I. В Священном Писаниии сказано: “Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30, 19). Христиане освящают автомобиль не для того, чтобы продлить свою земную жизнь, а для того, чтобы благословение Божие распространялось на дом и на имущество, в том числе и автомобиль.

Вариант II. Душа человека обречена на жизнь вечную, предметы временного земного бытия, в том числе автомобиль, принадлежат тленному миру, обреченному на смерть. Автомобиль и другие вещи освящаются для того, чтобы и они несли печать Дара Духа Святого и не оказывали пагубного влияния на бессмертную душу христианина.

Принимать помощь современной медицины?

– Подскажите пожалуйста если человек осознано отказывается от медицинской помощи, зная что она может помочь – это самоубийство или свобода выбора?

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Это членовредительство и гордыня, отрицание помощи Божией через врачей.

Об исповеди и истинном расскаянии

– Здравствуйте, сегодня прочитал такую информацию: “Разрешенные грехи и не повторенные не помянутся на Страшном Суде”. Получается что, если повторить грех, то он будет препятствовать дороге В Царствие Небесное? То есть прощаются ли на исповеди повторные грехи, ранее исповеданные?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Ни в коем случае нельзя подходить к вере как к юридически-формальным вопросам. Страшный Суд заключается в суде нашей совести над нами. Бог никого мучить не будет. Он не мучитель, не палач и не садист. Он всем желает спасения и любви. Он есть ЛЮБОВЬ. А страшный суд заключается в том, что мы сами по своей собственной воле отказываемся от Бога, живем вопреки установленным духовным законам и этим самым сами отлучаем от Бога и ввергаем себя в руки диавола и его слуг – бесов.

Читайте также:
Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

Бог все прощает. Но если мы сознательно идем грешить, значит настоящей исповеди, то есть искреннего и сердечного покаяния с твердым желанием больше не грешить – не было. А значит мы обманываем и Бога и себя. Грех – это рана. Как можно залечить рану, если все время резать руку. Лечить, а потом опять резать. Никак. Так же и с грехом.

Если мы искренне каемся, плачем и молим изо всех сил Бога нам помочь, очистить, и излечить от грехов и страстей, и искренне стараемся сами научиться жить по Его заповедям, то Бог обязательно нас вытащит. Он видит наше сердце и спасает по искренности, а не по результату, повторам или еще чему-то. Другого ответа нет.

Что такое Божественное Откровение?

В создании мира человек не принимал никакого участия. Мы лишь часть целого, ограничены пребыванием во времени и пространстве. Человеку, за короткий период жизни, нереально постичь секреты мироздания. Ответы и решения он может получить только через Откровение Бога. Господь открывает людям истину. Это и есть Божественное Откровение.

Метод и путь познания истины Бог показал нам через своего Единородного Сына Иисуса Христа. Он сказал: «Я есть и путь, и истина, и жизнь».

В Сыне Божием полноту Богооткровенной истины могут увидеть не все. По свидетельству Святителя Филарета Московского, люди неспособны принимать истину непосредственно от Бога из-за телесной и духовной немощи, греховной нечистоты.

  1. Определение
  2. Этапы Богооткровений
  3. Подготовительный
  4. Центральный
  5. Заключительный
  6. Виды Откровений
  7. Естественное
  8. Сверхъестественное
  9. Библия, как источник Богооткровения
  10. Новозаветное Откровение

Определение

Божественное Откровение – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).

Этапы Богооткровений

Подготовительный

До Рождества Христова Бог Отец открывал Свою волю через пророков. Самые известные из них: Ной, Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Нафан, Иона. В Священном Писании пророк («невиим», «нави») означает – возвещающий, призванный Богом. Они познали через Святого Духа сокровенную, тайную Божию премудрость и провозгласили её всем людям.

Центральный

Через Единородного Сына Иисуса Христа открывается сущность и характер Бога Отца. Истина, данная Господом, не отрицает, не изменяет, а подтверждает ветхозаветные пророчества.

Заключительный

В Апостольскую эпоху Откровение Христа распространили его ученики.

В известной книге Апостола Иоанна Богослова содержится Откровение о Втором пришествии Господа на землю. Иначе её называют «Апокалипсис», так как в ней описываются апокалиптические и постапокалиптические катаклизмы.

В последующие века многие святые получали от Бога индивидуальные и общие откровения.

В Откровениях новозаветному человеку не даётся новых истин. Он получает глубокое, осмысленное познание того, что уже открыто Господом.

Виды Откровений

В Православии признаны естественное и сверхъестественное Откровения.

Естественное

Господь открыл нам себя через Рождество. Мы имеем необходимые представления о мироздании, Боге и человеке. Естественное Богопознание – процесс, присущий каждому человеку. Мы исследуем стройный порядок Вселенной, исторические события, прислушиваемся к голосу совести. Благодаря этому, можно прийти к умозаключению о действии в мире Премудрого Творца.

Сейчас приходят к вере люди, которые ничего не знают о Православии. Они не читали Библии, о творчестве Святых отцов не слышали. Новоначальные имеют собственные смутные или абсолютно неверные представления о Православном вероучении. Такое естественное Богооткровение часто уводит их от истины. Необходимо изучать и всегда сверять представления о Боге с тем, что он нам завещал в Священном Писании.

Сверхъестественное

Естественное Богопознание строится на фундаменте сверхъестественного. Такое Божественное Откровение включает в себя знание о Боге, мире и человеке от Первоисточника. О правильной вере, спасении, достойном почитании Господа, открывает человеку Православие. Божественное Откровение служит неиссякаемым источником для Православной веры.

Сверхъестественное Богопознание бывает индивидуальным или общим. Индивидуальное – для назидания одного человека. Общее откровение возвещается некоторым людям (апостолам, пророкам, святым), чтобы передать через них Божью волю отдельным народам или всему человечеству.

Конечной целью Богооткровения является спасение человека.

Библия, как источник Богооткровения

Библия, не выдуманная кем-либо книга. Содержание, которое пророки и Апостолы лишь «изрекли, по действию Духа Святого», исходило от Бога.

Библейское Откровение необходимо людям, потому что мы разделены с Господом первородным грехом. Библейское слово означает, что ранее неизвестное, теперь явлено человеку и больше нет ничего сокрытого от него.

Библия – это словесное общение с Богом. Это общение полезно, богодухновенно для человека. Святое Писание открывает нам истину, научает праведности, наставляет в добротолюбии, обличает греховные помыслы, поступки, приуготовляет к Вечной жизни.

Чтобы избежать ересей и личных домыслов, необходимо исследовать Святое Писание. В этом помогают Толкования святых Отцов Церкви, проповеди священников, внимательная молитва.

Слово Живого Бога питает бессмертную душу человека, как пища питает бренное тело.

Новозаветное Откровение

Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь. Его учение, не описание опыта Богопознания человеком, а истина о Себе. Это свидетельствует о том, что после прихода Богочеловека, уже не может быть новых Откровений. Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении Нового Завета. По слову Апостола Павла, тот кто решится так сделать, попадёт под проклятье – анафему.

Божественное Откровение сохраняется и распространяется только посредством Священного Писания в ограде Святой Апостольской Церкви. В «Символе веры», как догмате христианского учения, предлагается придерживаться Апостольского Предания. Его принято считать единственно верным.

Требуется несколько уточнений.
То, что описано в статье как «подготовительный этап Откровения», — это колоссальный этап человеческой истории, который описан в большей по объему части Библии — в Ветхом Завете. Нельзя сказать, что Бог возвещал людям знание о Себе только через пророков. Они просто были в центре Откровения. Адам и Ева видели Бога и разговаривали с Ним в раю. Допотопный праведник Енох «ходил перед Богом» и был взят Богом живым, как и Илия. Бог дал огромному числу людей множество знамений — в египетских язвах, в переходе через Красное море, в манне, в столпе огненном, в медном змие, в содрогающейся горе Завета. Бог дал людям скрижали с записанными на них заповедями Закона. Благодать Бога обитала в скинии и затем в Храме Иерусалима. Бог посылал ангелов множеству людей. Среди пророков Ветхого Завета не упомянуты несколько величайших — Давид, Иеремия, Иезекииль, Исаия, Даниил. Кстати, пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом» — настолько ясно изложил он пророчество о Христе.
Статья написана так, словно Новый Завет не является частью Библии. Но он является второй частью Библии, а первой является Ветхий Завет.
«Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь.» — Приведенный текст из статьи — чисто протестантский, неправославный. Первая фраза верна лишь в историческом смысле. Изначально Бог сделал хранителем Откровения один народ — евреев. Но само Откровение обращено ко всем людям. Христос говорил о Ветхом Завете: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин.5:39) «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» (Лк.24:25-27) «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» — говорил апостол Павел во времена, когда Новый Завет еще только начинал создаваться. Поэтому утверждение о том, что «Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении», следует относить ко всем каноническим книгам Библии (есть еще неканонические, которые признаются Церковью как полезные, назидательные, но не богодухновенные, не излагающие Откровение Бога).
Но главное — нельзя утверждать, что вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержится в Новом Завете и даже во всей Библии. «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» (2Пет.20-21) Толкование Библии невозможно без Священного Предания Церкви, накопленному со времен, когда книги Нового Завета еще не были написаны, и до нынешнего времени. Следует трактовать тексты Библии только так, как трактовали большинство Святых Отцов Церкви. Вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержатся именно в Церкви, созданной Самим Христом как Столп и Утверждение Истины (1Тим.3:15). Глава Церкви — Сам Христос (Кол.1:18). В Церкви, в Ее богослужениях, в Ее Таинствах, в Ее святынях, в Ее Святых людях обитает благодать Духа Святого. Церковь — единственный правильный путь к Богу, данный нам Христом.

Читайте также:
Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Если Филарет сказал такое, то извините меня Он так себе Святитель. А разве откровение Бога принимали не люди? Пророки чё не люди, Апостолы разве не люди и Святые не люди. Так вот чтобы принять от Бога истину, надо стараться полностью исполнять учение Бога. Полностью. И тогда, как сказал Христос просите и дано будет вам. А чтобы выискивать истину из книжек, надо принять Святой дух, который откроет вам, опять же по словам И. Христа, всю истину и писания. И опять, чтобы Его принять, надо стараться полностью исполнять учение Христа. И дух СВЯТОЙ ТОГДА ОЧИСТИТ ВАШЕ СЕРДЦЕ — РАЗУМ ОТ ТЬМЫ, И ЗАПОЛНИТ ЕГО ДУХОМ ИСТИНЫ И ЗНАНИЯМИ НЕ ДОСТУПНЫЕ НИ СВЯЩЕННИКАМ НИ ОБЫКНОВЕННЫМ ЛЮДЯМ. А наша задача им это объяснить.

ОТКРОВЕНИЕ

Божественное Откровение – проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, “закон и пророки” (Мф. 7:12), – Ветхозаветная Библия.

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, “нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Читайте также:
Рецепты кухни пятой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Естественным откровением, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы” (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь – хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. “Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью”. Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: “…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. “Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии”. Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи “столпом и утверждением истины” (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Божественное откровение в православии

Сущий на Небесах, сотворивший человека по образу и подобию Своему, хочет видеть в нем Свое отражение. Любящий Господь постоянно пребывает с людьми, только не все пускают Его в свою жизнь.

Познать сущность и характер Создателя, для того чтобы стать тем, кем Он нас сотворил, Его подобием, следует научиться слышать откровения Творца.

Зачем людям даны Откровения от Бога

Творец сотворил человека для славы Своей, чтобы тот, пройдя земной путь, который очень короток по сравнению с Вечной жизнью, воссел с Вездесущим на Небесах.

Без Всевышнего Создателя, Божьих посланий невозможно прожить жить в святости и покорности, преобразовываясь в Его образ и подобие. Понять, что такое Божественное Откровение, и научиться его слышать можно несколькими путями:

  • чтением Библии;
  • пребыванием в молитве;
  • исследованием жизни святых;
  • регулярным посещением храма;
  • воцерковлением.

Как правильно молиться:

Имея Божественное откровение, православный верующий живет полноценной жизнью, получая ведение и «питание» от Творца. Бог открывается людям по мере их духовного роста. (Втор. 29:29). Тщетно пытаться самостоятельно постигнуть тайну и безграничность Святой Троицы, Ее единство.

Важно! Без Божественных Откровений все попытки вникнуть в тайны созданного Создателем мира, по словам блаженного Августина, подобны попыткам ладонями перенести море в песочную ямку.

Как Бог открывается людям

Любовь к Своему созданию стала одной из причин появлений открытий Бога перед людьми. Творец хочет спасти всех людей и проводить с ними время на новой земле.

Когда человечество стало забывать своего Творца, выбрав для поклонения множество божков, Сущий сотворил Свой народ, еврейский. Первым евреем на земле был Авраам, верный и послушный Богу человек, умеющий слышать и слушать Создателя мира и поклоняться ему.

Еврей означает странник, вышедший из земли своей.

Благодаря открытию Создателя перед людьми, его видениям через Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, Творец вывел из Египта многомиллионный народ, который выжил в пустыне, проведя там 40 лет, благодаря видениям святого Духа и умению слышать голос Создателя.

Вседержитель открывает Себя в природе, в естественном мире. Все процессы в организме человека взаимосвязаны, невозможно человеческим разумом осознать уникальность этого явления. Подчинены Божьему порядку и все кругообороты, происходящие в природе, человеческое вмешательство, которое не по воле Творца, кончается катастрофой.

В окружающем мире Бог проявляется Себя в порядке, закономерных повторениях, целесообразности. Прекрасный, яркий, разноцветный мир природы является гимном Создателю. Открыть Всевышнего людям призвана Библия, Священное Писание, наполненное Божьими Откровениями.

В Новом Завете, через Иисуса Христа, Сына Божьего, Творец открывается, как любящий Отец, Наставник, Спаситель и Целитель.

Умение читать Божьи открытия укрепляют человеческую веру, наполняют духовной силой, дарят уверенность в завтрашнем дне. Послания церквям, написанные более 2 тыс. лет тому назад, наполнены духовным руководством для современных православных верующих. Господь многие Свои послания, такие как Откровения Иоанна Богослова, книга пророка Даниила и другие, передал в зашифрованном виде, прочитать их могут люди, познавшие сущность и природу Сущего.

Важно! Читая Библию, погружаясь в ее глубины, каждый человек может найти в ней личные послания от Творца, помогающие изменить характер, научиться любить людей, стать послушным Слову и верным Богу.

Божьи послания наполнены:

  • советами;
  • предостережениями;
  • рецептами счастья;
  • описаниями грядущих событий;
  • картинами рая и ада.

Все письма Создателя людям поражают своим единством в разнообразии языков, на которых писалось святое Писание, временем написания и формами подачи мыслей Творца.

Через Святое Писание Вседержитель передал людям план спасения и наследования вечной жизни.

О текстах Библии:

Основные пути Богооткровений

Открытие Создателя людям через Свои послания акцентируется на желании Самого Творца открыться людям, чтобы они имели спасительную веру и почитали Его.

По мнению архимандрита Софрония, люди не могут познать Всевышнего, если он Сам не откроется им.

Митрополит Иларион подчеркивает, что Высшая Сущность может говорить, слышать, видеть, мыслить и помогать. Творец встречается со Своими детьми лицом к лицу. Иларион называет Иисуса живым откровением, Создателем, который пришел на землю явить Бога людям через Себя и Свои откровения.

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

Всевышний открывается в Библии через Свои имена. На протяжении множества веков люди слышали Сущего, Вечного, Истинного, Праведного, Спасающего, Святого и Справедливого Творца. Он явил себя в Сыне — Спасителе, Целителе, через Красоту, Любовь, Жизнь, Мудрость.

Через Иисуса Бог явился миру в плоти (1Тим.3:16), оставаясь при этом неразгаданной до конца тайной, познание которой будет длиться вечно.

Три этапа Богооткрытий людям

  1. Впервые Творец открывает Себя в Ветхом Завете через пророков, судей, царей и других людей. Этот этап Богоявления называется подготовительным.
  2. Центральной частью Божественных откровений является Новый Завет, в котором через Иисуса Христа православные верующие могут увидеть сущность и характер Сущего, как подтверждение Ветхозаветных открытий.
  3. Откровение апостола Иоанна является заключительной частью явления и посланий от Творца, изложенные в Святом Писании.

Великий Создатель продолжает открываться людям на протяжении всей истории существования созданного Богом мира.

Как Бог являет Себя миру

Апостол Павел писал, что Бог многообразно открывает Себя миру. (Евр.1:1)

Из преданий Ветхого Завета известно, что Бог представлялся в образе несгораемого куста, лестницы, по которой ходили ангелы, столпом, сопровождавшим евреев по пустыни, в тихом дуновении ветра.(3Царст 19:9-12).

Господь, открывший Свои требования в Десяти заповедях, дал скрижали Моисею, представив Себя в огне раскатами грома и молний, трубным гласом и густым облаком.

Аврааму Бог открылся в лице трех старцев, как прообраз Святой Троицы.

Радость и честь видеть Святую Троицу в облике одетых в белые, светящиеся одежды старцев была дарована святому отцу Александру Свирскому в 1507 году. Сейчас на месте этого явления около Рощинского озера построен храм.

Иисус Христос неоднократно открывался людям, показываясь им в светлом облике в больницах, тюрьмах, на войне, в тяжелые моменты жизни. Иисуса, восходящего к Отцу на облаке, видели многие люди, получившие в этом подтверждение Божественных посланий.

«Возлюбленный, как видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобою, построй церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам тебе».

Читая Откровение Иоанна, записанное во время пребывания апостола перед престолом Божьим более 2 тыс. лет назад, православный люд понимает, что сейчас настало время, когда конец земного существования близок.

Скоро придет время зверя и будет начертание на правой руке и лбу, возможно, это современные чипы, и выстоявший до конца спасется. Об этом предупреждает Библия. Это открыто в послании, переданном землянам через апостола Иоанна.

Милостивый Создатель в Своем Откровении подтвердил, что будет новая земля, новый мир, на которой будут жить праведники.

Совет! Божественные Откровения следует исследовать каждому православному христианину, чтобы иметь веру и пройти весь путь с уверенностью попасть в Царство Вечной Жизни, держась путеводной звезды — Библии.

1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания

1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания

Хотя в Новом Завете (2 Фес. 2, 15) и в творениях свв. отцов [37] иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию.

Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель — в том, чтобы все «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым» (Кол. 1, 26), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства [38].

Читайте также

§13. Доказательства единства Божия из Священного Писания.

§13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. В Священном Писании истина единства Божия изложена весьма ясно и подробно.Она составляла самый коренный догмат откровения ветхозаветного: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома

§ 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания.

§ 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания. Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в

1. Принцип единства

1. Принцип единства Адам осознавал свое одиночество, глядя на животных, ходивших парами. Но затем, увидев Еву, он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Такое единство включает в себя не только физическое, но также психологическое и

2. Божественное Откровение

2. Божественное Откровение Сущность и содержание ОткровенияБыло благоугодно Богу в Его благости и премудрости явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли, а именно, что люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к Отцу и становятся причастниками

1. Божественное откровение

1. Божественное откровение Вывод из всего вышесказанного следующий: Божественная тайна присутствует в нашем мире. Мы можем встретить ее в природе, которая как создание Бога указывает на Творца, в тайне, которая раскрывается в самом человеке, и в истории, которая живет

Божественное откровение

Божественное откровение На протяжении всей человеческой истории одни люди сомневались в существовании Бога, а многие другие убежденно заявляли, что Он есть и проявляет Себя. Каким же образом Бог давал откровение о Себе и какова при этом роль

Наука и Божественное Откровение

Наука и Божественное Откровение В рамках статьи не представляется возможным раскрыть все аспекты вопроса, волнующего многих людей: о соотношении науки, систематизирующей объективные знания об окружающей действительности, и религии, основывающейся на Б-жественном

Божественное откровение

Божественное откровение Творец Вселенной и наш Создатель явил Себя человечеству в Священном Писании, Библии.Бог написал человеку три книги: книгу природы, книгу нашей совести и книгу Откровения, Слово Писаное, подтвердив достоверность всего этого Словом Живым,

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания Если мы посмотрим дореволюционные учебники догматического богословия или катихизисы, то увидим, что в них Священное Писание и Священное Предание обычно противопоставляются.Например, «Катихизис» свт. Филарета

2.2.5.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

2.2.5.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному

1.3. Три уровня Священного Предания

1.3. Три уровня Священного Предания Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание

3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания

3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания Очевидно, что Священное Предание древнее, чем Священное Писание, Предание есть «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия… От Адама до Моисея не было Священных Книг. Сам

3.3. Священное Писание как форма Священного Предания

3.3. Священное Писание как форма Священного Предания Сущность изменения воззрений на соотношение Писания и Предания, произошедшего в православном богословии в середине XX в., состоит в том, что Священное Писание стало рассматриваться не как самостоятельный, независимый

3.4. Другие формы Священного Предания

3.4. Другие формы Священного Предания Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Однако Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось

4. БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЦЕРКОВЬ

4. БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЦЕРКОВЬ Адресатом Священного Предания является Церковь. Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви. Сщмч. Ириней Лионский пишет: «Не должно у других искать истины, которую

4.1. Церковь — «верное хранилище Священного Предания»

4.1. Церковь — «верное хранилище Священного Предания» «Пространный Катехизис» на вопрос, «есть ли верное хранилище Священного Предания?», дает следующий ответ: «Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию,

Божественное откровение в православии

Сущий на Небесах, сотворивший человека по образу и подобию Своему, хочет видеть в нем Свое отражение. Любящий Господь постоянно пребывает с людьми, только не все пускают Его в свою жизнь.

Познать сущность и характер Создателя, для того чтобы стать тем, кем Он нас сотворил, Его подобием, следует научиться слышать откровения Творца.

Зачем людям даны Откровения от Бога

Творец сотворил человека для славы Своей, чтобы тот, пройдя земной путь, который очень короток по сравнению с Вечной жизнью, воссел с Вездесущим на Небесах.

Без Всевышнего Создателя, Божьих посланий невозможно прожить жить в святости и покорности, преобразовываясь в Его образ и подобие. Понять, что такое Божественное Откровение, и научиться его слышать можно несколькими путями:

Как правильно молиться:

Имея Божественное откровение, православный верующий живет полноценной жизнью, получая ведение и «питание» от Творца. Бог открывается людям по мере их духовного роста. (Втор. 29:29). Тщетно пытаться самостоятельно постигнуть тайну и безграничность Святой Троицы, Ее единство.

Важно! Без Божественных Откровений все попытки вникнуть в тайны созданного Создателем мира, по словам блаженного Августина, подобны попыткам ладонями перенести море в песочную ямку.

О видении Бога

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам: увидели Его весьма немногие; увидели Его те, которые не отъяли у себя способности к зрению рассеянною и чувственною жизнью».

Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые человеку нельзя пересказать.

В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

Что за новое чудо совершается ныне?
Бог и ныне желает быть для грешников зримым…
Я страшусь и подумать, как же выражу словом?
Как язык все опишет или трость начертает?
Как поведает слово, как язык мой расскажет,
Как уста изрекут все, что я вижу сегодня.
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
Небеса отверзая, Он нисходит оттуда,
Со Отцом мне являясь и Божественным Духом.
Он один, но в трех Лицах:
Три в единстве всецелом,
Трисвятое сиянье в трех Божественных солнцах.
Озаряет Он душу ярче солнца земного,
Просвещает Он светом помраченный мой разум…
К тем, кто видит, приходит Он как свет среди света,
В светозарном сиянье все Его созерцают.
Ибо зрячие видят в свете Духа Святого,
Кто же Духа увидел, созерцает и Сына,
А кто Сына увидел, тот Отца созерцает,
И Отец вместе с Сыном созерцаем бывает.
Все сие, как сказал я, происходит со мною,
Несказанное чудо я едва понимаю,
Вдалеке созерцая красоту, что незрима
Из-за яркого света ослепительной славы…
Трепеща, ужасаясь, я пришел в исступленье
И не мог выносить я нестерпимую славу
В эту ночь ощущений несказанных и странных».

Итак, учение Православной веры основано на том, что Сам Бог открыл людям, т.е. на Божественном Откровении.

Виды откровений

Сверхъестественное откровение — это такое действие Божие, которое даёт человеку знания, необходимые для спасения.

Сверхъестественное откровение – знания от Бога о Боге, мире и человеке.

Сверхъестественное откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее откровение дается через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству).

Индивидуальное откровение даётся человеку с целью его назидания (и иногда ближайших к нему лиц). В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а даётся более глубокое познание того, что уже есть в откровении общем.

Читайте также:
Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления

Естественное откровение – это те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путём на основании познания им самого себя и окружающего мира.

Естественное откровение или естественное богопознание – это представления человека о Боге, мире и человеке.

Человек может без особенного сверхъестественного откровения Божия познавать Бога из рассматривания сотворённых Богом вещей.

Апостол Павел говорит: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Непредвзято размышляя о стройном порядке Вселенной, действительно, можно подойти к признанию существования премудрого Творца мира. Исследуя всемирно-исторические процессы, можно прийти к выводу о действии в мире Промышляющего о человечестве праведном Судии. Вслушиваясь в голос своей совести, можно почувствовать близость Небесного Отца. Процесс естественного богоискания и богопознания присущ человеку. И сейчас многие люди приходят к вере в Бога, фактически ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Многие языческие мыслители древности,… искавшие истину и размышлявшие о сущности бытия и смысле человеческой жизни, приходили к твёрдому убеждению в существовании единого Бога, Творца, Промыслителя и Судии мира (например, Гераклит, Сократ, Ксенофонт)».

После того как Дарвин изложил своё учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, где начало цепи развития живого мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».

Великий основатель всей современной бактериологии Пастер говорит: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Вот как произошло обращение к Богу французского яхтсмена Бернара Муатесье, описанное в книге епископа Илариона (Алфеева) «Таинство веры»: «Будучи участником кругосветных одиночных гонок, победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, он уверенно двигался к финишу и имел все шансы рассчитывать на победу – ему уже готовили торжественную встречу в Англии. Неожиданно для всех он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии…Только через несколько месяцев удалось узнать, почему он выбыл из игры. Находясь долгое время наедине с океаном и небом, он всё глубже задумывался о смысле жизни, и всё менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь – деньги, успех, слава. В океане он ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться к обычной мирской суете».

Однако естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает значительной неполнотой, большой неопределённостью, ущербностью, туманностью и потому часто уводит человека от истинного религиозного пути. Множество так называемых естественных (языческих) религий (например, современные африканские религии, индуизм, буддизм), великое множество различных религиозно-философских систем, сект является иллюстрацией того, к чему может привести одно естественное «ощущение» Бога. Это и понятно. Где человек – мера всех вещей, каждый может своё понимание считать истиной.

Необходимо постоянно сверять свои представления о Боге и духовной жизни с тем, что открыл людям непосредственно Сам Бог, открыл для того, чтобы люди веровали правильно, спасительно и достойно чтили Его.

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви посредством Священного Писания и Священного Предания.

Церковь — хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. — Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Использованные материалы

  • Проф. А. И. Осипов «Путь разума в поисках истины». V. Откровение
  • «Открове́ние Боже́ственное» // Православная энциклопедия «Азбука веры»

Как Бог являет Себя миру

Апостол Павел писал, что Бог многообразно открывает Себя миру. (Евр.1:1)

Из преданий Ветхого Завета известно, что Бог представлялся в образе несгораемого куста, лестницы, по которой ходили ангелы, столпом, сопровождавшим евреев по пустыни, в тихом дуновении ветра.(3Царст 19:9-12).

Моисей и неопалимая купина

Господь, открывший Свои требования в Десяти заповедях, дал скрижали Моисею, представив Себя в огне раскатами грома и молний, трубным гласом и густым облаком.

Аврааму Бог открылся в лице трех старцев, как прообраз Святой Троицы.

Радость и честь видеть Святую Троицу в облике одетых в белые, светящиеся одежды старцев была дарована святому отцу Александру Свирскому в 1507 году. Сейчас на месте этого явления около Рощинского озера построен храм.

Иисус Христос неоднократно открывался людям, показываясь им в светлом облике в больницах, тюрьмах, на войне, в тяжелые моменты жизни. Иисуса, восходящего к Отцу на облаке, видели многие люди, получившие в этом подтверждение Божественных посланий.

«Возлюбленный, как видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобою, построй церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам тебе».

Читая Откровение Иоанна, записанное во время пребывания апостола перед престолом Божьим более 2 тыс. лет назад, православный люд понимает, что сейчас настало время, когда конец земного существования близок.

Скоро придет время зверя и будет начертание на правой руке и лбу, возможно, это современные чипы, и выстоявший до конца спасется. Об этом предупреждает Библия. Это открыто в послании, переданном землянам через апостола Иоанна.

Милостивый Создатель в Своем Откровении подтвердил, что будет новая земля, новый мир, на которой будут жить праведники.

Читайте также:
Как ставить свечи в церкви за упокой и за здравие: правила и особенности процедуры

Совет! Божественные Откровения следует исследовать каждому православному христианину, чтобы иметь веру и пройти весь путь с уверенностью попасть в Царство Вечной Жизни, держась путеводной звезды — Библии.

Bookitut.ru

1. Божественное откровение

Вывод из всего вышесказанного следующий: Божественная тайна присутствует в нашем мире. Мы можем встретить ее в природе, которая как создание Бога указывает на Творца, в тайне, которая раскрывается в самом человеке, и в истории, которая живет надеждой на нечто большее, чем история. Тайна человека, его мира и истории указывает за их пределы. К этому первому положению мы, разумеется, должны прибавить второе: в тайне человека и его мира Бог также и скрыт. У этой тайны мы в состоянии постичь «То», ее «Что», однако, скрыто от нас. Поэтому она остается неопределенной для чистого мышления и предоставляет многочисленные возможности толкования. Конечно, существуют причины истолковывать эту тайну как существующую, отличную от мира, священную тайну. Однако совершенная однозначность в этом вопросе невозможна внутри чистого мышления. Мы не можем проникнуть в сущность этой тайны, поскольку сходству всех наших высказываний соответствует еще большее отличие. Поэтому внутренняя сущность этой божественной тайны для нас скрыта, недоступна. Как конечные существа мы всегда живем, мыслим, действуем в свете предвосхищения бесконечного; но это бесконечное — лишь предвосхищение, а не понятие, это предельное понятие, которому невозможно дать определение. Перед ним наше мышление должно умолкнуть. Если бесконечное откроется нам, то только по собственной инициативе, оно должно само открыть себя нам. Поэтому откровения так существенны для всех религий[520].

Всегда и во всех религиях люди искали следы и знаки, в которых была бы осязаема тайна Бога. Слово «откровение» служит категориальным выражением такого мирского опыта, сфер и аспектов опыта, в которых человек распознает сигналы, знаки, символы, открывающие ему несказанную божественную тайну. Откровение подразумевает в первую очередь косвенный опыт, т.е. опыт, осуществляющийся «через» остальной опыт, «с ним и в нем», опыт, в котором происходит явление Бога или божественного (теофания) или сообщение его воли (прорицание). К такому опыту относятся чудесные, т.е. вызывающие удивление, явления природы (гроза, молния, гром, буря, солнце и др.), встречи между людьми (особенно взаимное очарование между мужчиной и женщиной), исторические события (победы и поражения, основания городов и государств и т.п.), культовые события, сны и толкования снов, оракулы судьбы, ордалии (суд Божий) и др. При этом играют роль как экстатические явления (слышание и видение), так и традиция, рефлексия, медитация и созерцание. Эти виды опыта доступны в т.ч. всеобщему опыту и допускают сегодня, по крайней мере, принципиальное научное «объяснение» в психологии и социологии. Для религиозного человека в подобных видах мирского опыта происходит нечто большее; он распознает в них знаки и символы открывающейся божественной тайны. Для религиозного человека в таком опыте, а также среди обычного мирского опыта, доступного каждому, открываются новые горизонты и новые взаимосвязи; верующего, так сказать, озаряет свет, в котором вся действительность предстает в новом качестве. Вслед за современной философией языка можно говорить о «ситуациях раскрытия», в которых одно событие раскрывает смысл и контекст целого[521]. Необходимо различать между категориальным понятием откровения (откровений) в смысле отдельных событий откровения и трансцендентальным понятием, т.е. тем сверхкатегориальным происшествием, в котором открывается тайна, господствующая во всей действительности и над ней[522]. В этом последнем смысле откровение — не данное само по себе, а дающее себя, не факт, а событие (потеп actionis, имя действия). Поскольку это событие является фундаментом религиозной веры, оно не может быть обосновано еще раз. Оно «есть» только в том случае, если ему убежденно вверяют и открывают себя в акте еще в очень широком и общем смысле понимаемой религиозной веры.

Вера в этом общем смысле подразумевает не категориальную уверенность в отдельных сверхрациональных истинах, а основной выбор доверия божественной тайне и готовности в согласии с ней понимать и преодолевать жизнь, мир, человека и историю. Таким образом, религиозная вера не находится на уровне регионального и категориального акта; она — не чистый акт разума, воли или чувства. Религиозная вера — это решение, определяющее всю жизнь и охватывающее всего человека и все его действия. Это — своего рода первоначальное избрание, фундаментальный выбор, решение в пользу определенного понимания действительности и определенного практического отношения к этой действительности. Это решение как ответственный поступок человека есть ответ на откровение; он чувствует приглашение, вызов и поддержку, исходящие от откровения.

Такие события откровения вне рамок «официальной» истории спасения Ветхого и Нового Завета вполне признаются библейским откровением. Во многих местах Библия рассказывает о «святых язычниках», которые являются свидетелями живого Бога: Авеле, Енохе, Мельхиседеке, Иове и др. Ведь Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Поэтому II Ватиканский собор учит: «Уже с древности и вплоть до нынешнего времени у различных народов существует некая восприимчивость к сокровенной силе, наличествующей в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, а иногда и признание Верховного Божества или даже Отца… Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает тот образ действия и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь от того, чего она придерживается и чему учит, всё же нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей»[523].

Смысл этой всеобщей истории откровения Божьего обнаруживается для нас лишь в особой истории откровения, истории откровения Ветхого и Нового Завета. Ведь образ Бога во всеобщей истории откровения остается многозначным. Рядом с грандиозными достижениями религиозной мысли часто корчится бесовская гримаса. Кроме того, Бог хочет открыться не только отдельному человеку независимо от всех взаимосвязей, но человеку как социальному и историческому существу. Он хочет собрать людей в один народ и сделать его светом для язычников (Ис 42:6)[524]. Поэтому ради всеобщей истории Бога и людей существует особая история откровения Бога.

Богословское понятие «откровение» представляет собой одно из самых темных и труднодоступных понятий[525]. Обычно исходят из отдельных откровений или истин откровения и подразумевают под ними отдельные, недоступные человеческому разуму самому по себе истины, в которые Бог через своих посланников авторитетно предлагает человеку верить. Это авторитарное понимание откровения, ориентирующееся на модель информации и инструкции, с необходимостью вступает в конфликт с ответственным употреблением человеческого разума и человеческой свободы. Поэтому важно, что в современном богословие это понимание большей частью заменено другим пониманием откровения, ориентирующимся на модель коммуникации. В нем речь идет не об откровениях во множественном числе, а об откровении в единственном числе, причем последнее понимается не как откровение вещи, а как личностное самооткровение. Бог открывает в первую очередь не нечто, а самого себя и свое желание спасти людей. Открывая себя и свою тайну, Он открывает человеку человека и его тайну. Таким образом, откровение есть определение неопределенно–открытой тайны человека, его мира и истории.

Это новое понимание откровения может сослаться на Писание. Задавая вопрос о понимании откровения в Писании, необходимо иметь в виду, что Библии еще неизвестно понятие откровения в собственном смысле этого слова. Напротив, Библия знает очень разнообразные явления, которые она истолковывает при помощи различных понятий. Например, в ней упоминаются слова «открыть», «дать понять», «объявлять», «оповещать», «явиться». Из явлений, на которые указывают эти понятия, самым известным является откровение посредством пророков. Пророки все время повторяют: «Так говорит Господь»; «пойди и скажи этому народу» (Ис 6:9); «возгласи в уши Иерусалима: так говорит Господь» (Иер 2:2). Т. н. авторитарное понимание откровения может до известной степени ссылаться на этот образ пророческой речи. Однако пророческую речь нельзя отделить от того факта, что этой речью пророки напоминают о великих делах Бога в прошлом и предсказывают Его сегодняшние и будущие дела. Таким образом, для пророков важно полномочное толкование истории, в которой Бог сам открывает себя своему народу. В этом пророческий тип откровения переходит к нарративной форме откровения, которую мы находим прежде всего в исторических книгах Ветхого Завета, в новозаветных Евангелиях и Деяниях Апостолов. Здесь исторические события в рассказе этой истории сами истолковывают себя как Божественное откровение. В этой истории Бог говорит с людьми и обращается с ними как с друзьями.

Читайте также:
Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

По–другому происходит откровение в Торе (Законе). Оно также опирается на Божественное откровение в истории: «Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх 20:2; ср. Втор 5:6). Из деяний Бога, осуществивших Его союз со своим народом, следует соответствующее этому союзу поведение человека. Здесь особенно отчетливо проявляется личностный характер откровения. Откровение здесь — приглашение и призыв к союзу и общению с Богом. Однако только в делании правды человек приходит к свету истины (Ин 3:21). В литературе премудрости встречается еще одно понимание откровения: премудрость как откровение действительности и ее законов, причем констатируется, что премудрость живет только в Израиле и в Законе (Сир 24:8 слл.). Откровение совершается и в ветхо–и новозаветных песнопениях, выражающих хвалу, жалобу и прошение, в особенности в псалмах, где жизнь и опыт молящегося превращаются в историю откровения Бога людям. Наконец, в апокалиптической литературе откровение состоит в объявлении предвечного спасительного замысла Бога, в откровении тайны, «о которой с вечных времен было умолчано» (Рим 14:24; ср. Еф 1:9). Эсхатологическое открытие Божественной тайны совершается, согласно Новому Завету, в Иисусе Христе как о Нем свидетельствует Церковь.

Так, вся история откровения Ветхого и Нового Завета представляет собой единственную иллюстрацию того, чему подводит итог Новый.

Завет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1–2).

Из разнообразия библейского откровения следует: согласно библейскому пониманию, откровение — не нечто, просто присутствующее в мире, что человек может, медитируя или размышляя, самостоятельно вывести из мира. Напротив, оно подразумевает невыводимое, свободное открытие себя Богом, посредством которого человек и мир освещаются светом истины. Поэтому откровение происходит не всегда и повсюду, а здесь и сейчас. Оно есть историческое откровение, снабженное тем или иным обязательным знамением времени.

Согласно Библии, откровение происходит посредством слов и дел. Под словом подразумевается как пророческое слово, слово Закона (заповеди), так и слова премудрости и песнопений (хвалебных, просительных, жалобных). Откровение делами происходит в творении (премудрость) и прежде всего в исторических деяниях спасения. При этом откровения словами и делами внутренне связаны между собой. Откровение словами истолковывает откровение делами; оно напоминает, интерпретирует, предвещает откровение делами, осуществляемое в творении и в истории. И наоборот, откровение делами подтверждает слово; откровение словами получает доказательство и проверку в историческом опыте[526].

Слово и дело уже в человеческом опыте являются формами, в которых личности открываются друг другу и общаются между собой. Без таких открывающих слов и дел другой человек закрыт для нас; в них он раскрывается и позволяет узнать себя. Так и исторический характер откровения представляет собой жизненно–знаковую сторону безусловной личностной свободы, которая без этого откровения оставалась бы скрытой для нас. Таким образом, библейское откровение в первую очередь — не откровение чего–либо, не откровение истин, учений, заповедей, «сверхъестественных» реальностей, а личностное откровение Богом самого себя. В нем Бог открывает в первую очередь не какие–то истины и реальности, а самого себя и своей спасительной воли по отношению к людям[527]. Этот личностный характер Божественного откровения многообразно выражается в Библии. Почти эмфатически в Божественном самооткровении снова и снова употребляется слово «Я», прежде всего в формуле представления самого себя: «Я Яхве, Бог твой» (Исх 20:2; Втор 5:6; ср. Иез 20:5; Ос 12:10 и др.). Да, откровение происходит, чтобы мы познали, что Он, Яхве, наш Бог (Исх 6:7; Иез 20:26, 38, 42, 44). Особенно выразительно представлена личность Яхве в Его откровении в библейском метафорическом языке, согласно которому Бог открывает свое лицо (Исх 34:20; Втор 10:8; 18:7; Пс 85:9), свое сердце (Ос 11:8; Иер 31:20 и др.) и свое имя (Исх 6:3; Ин 17:6 и др.). Все это показывает, что Бог в своем откровении — не «Оно», а «Я» и «Ты»[528].

Это откровение Богом самого себя происходит «через» слова и дела, «с ними и в них», используя, таким образом, многообразные категориальные формы[529]. Одно откровение происходит во многих отдельных откровениях. Наивысшая точка и завершение этого исторического откровения есть Иисус Христос[530]. В Нем совпали личностное содержание и исторический образ. Ведь образ Иисуса Христа — это образ сообщающей саму себя и самоотчуждающейся Божественной любви. Эта радикальная, жертвующая собой, кенотическая любовь есть внешнее выражение того, что возможно Богу. Поэтому Иисус Христос представляет собой завершение исторического откровения не на основании какого–то произвольного Божьего постановления, а, напротив, Он — завершение откровения, которое исторически невозможно уже превзойти, исходя из самой внутренней сущности этого откровения. Иисус Христос есть «id quo maius cogitari nequit» (то, больше чего нельзя помыслить); тем самым в Его личности явлено эсхатологическое самоопределение Бога. Кто видит Его, видит Отца (Ин 14:9). Поэтому в христианском учении о Боге речь не может идти о «каком–то» Боге, а только о Боге Авраама, Исаака и Иакова, о Боге Иисуса Христа. Как любовь (1 Ин 4:8, 16) Он есть окончательное определение тайны Бога и человека. В этом эсхатологическом самооткровении Бога в Иисусе Христе христианское учение о Боге находит свое основание, свое содержание и свое мерило.

Читайте также:
Кольцо Спаси и Сохрани: где купить и как носить, значение

На личностное самораскрытие Бога в Слове отвечает вера, посредством которой человек личностно предает самого себя Богу[531]. Поскольку вера есть ответ на случившееся в слове и деле в Иисусе Христе Слово Божье, она всегда обладает конкретным содержанием. Она находит Бога не в смутном чувстве, а в конкретных словах, событиях, людях. Но вера гораздо больше, чем простое принятие за правду истин и фактов откровения. Ее цель — Бог, личностно открывающий себя в конкретных образах откровения. Поэтому основная форма веры звучит не «Я верю, что…» или «Я верю во что–то», а «Я верю Тебе», «Я верю в Тебя». Как показали Августин и Фома Аквинский, у этих слов тройное содержание: credere Deum (верить, что Бог есть) — credere Deo (верить в Бога в смысле полагаться на Него) — credere in Deum (доверяться Богу, быть преданным, привязанным к Нему)[532]. Таким образом, вера — не простой акт разума (принятие за правду), воли (доверие) или чувства, напротив, она — охватывающий и включающий все эти человеческие силы жизненный проект и целостная форма существования. Вера есть единство акта веры (fides qua creditur) и ее содержания (fides quae creditur). Вера подразумевает всеобъемлющую ре–акцию человека на первичную «акцию» (actio) откровения Богом самого себя: доверие и надежда на Бога, укрепление в Нем, «аминь» Богу со всеми последствиями этого. Верить — значит воспринимать Бога как Бога, серьезно и без ограничений, почитать Его, прославлять Его как Господа, хвалебно и благодарно признавать Его славу.

Что является последней причиной и последним обоснованием такой всеобъемлющей веры? Это один из труднейших вопросов основного богословия, на который мы здесь не можем детально ответить[533]. Из наших предыдущих размышлений видно, что мы в конечном итоге не в состоянии обосновать веру посредством рациональных доказательств или исторических примеров. Последнее не может быть обосновано посредством предпоследнего, всеобъемлющее и бесконечное не может быть обосновано посредством конечного; для Бога как Того, больше которого невозможно представить себе, не может существовать более великой и всеохватывающей перспективы, из и внутри которой мы могли бы постигнуть Его. Тем более не может быть доказана свобода; она может быть познана и признана только в акте свободы. Как разум, так и история указывают нам на разумность веры; однако эти указания становятся окончательно достоверными только в свете веры, точнее, в свете самооткровения Божественной истины, освещающего акт веры. Согласно Писанию, никто не приходит к вере в Иисуса Христа, если не привлечет его Отец (Ин 6:44). Поэтому сказано: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1 Ин 5:10). Поэтому I Ватиканский собор определил, что мы «веруем по почину и при поддержке благодати Божьей, не потому что мы увидели внутреннюю истину вещей посредством естественного света разума, а доверяясь авторитету самого Бога откровения, который не вводит в заблуждение и которого невозможно ввести в заблуждение»[534]. В этой формулировке важно обратить внимание на то, что не говорится: «Мы веруем, доверяясь авторитету приказания Божьего» (auctoritas Dei imperantis), а «авторитету откровения» (auctontas Dei revelantis). Таким образом, последняя причина веры есть открытая истина веры. Сама Божественная истина озаряет человека в вере и убеждает его[535]. Это озарение происходит, так сказать, не «вертикально» сверху, а как озарение внутри и через историческую форму откровения. В конечном итоге речь идет о самоочевидности Божественной любви, которую невозможно продемонстрировать снаружи и которая в состоянии убедить только через себя саму. Ведь достоверна только любовь[536].

Только там, где Бог признается Богом в вере, Его Божественность делается значимой в мире; только там, где Он прославляется как Господь, может просиять Его слава и стать историческим событием Его господство. Так, откровение совершается не как нечто объективно констатируемое, позднее воспринимаемое в вере. Оно совершается в человеческой вере и в жизненной форме, которая следует из веры. Поэтому истина откровения есть истина свидетельства (martyna). Это также означает, что никогда не бывает Божественного откровения самого по себе, а всегда только в человеческом историческом сообщении. Мы встречаемся с открывающим себя Богом только как с Богом, скрытым в своих человеческих и исторических формах откровения. Познание Бога в вере на основе Его откровения не отменяет сокровенной для человека Божественной тайны, а делает ее значимой. Поэтому откровение в истории есть образ и притча, предвкушение и предвосхищение эсхатологического откровения, когда мы увидим Бога лицом к лицу (1 Кор 13:12) как Он есть (1 Ин 3:2). В нем происходит предвосхищение (антиципация) эсхатологического смысла и эсхатологического исполнения, когда Бог будет все во всем (1 Кор 15:28). Так, каждая историческая форма откровения указывает за собственные пределы, на Божественную тайну.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: