Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Скажите, пожалуйста, православному христианину разрешается праздновать 8 марта? Есть ли какая-то связь между светским праздником и иудейским Пуримом? Спаси Господи за ответ.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32) – еврейский праздник, начало которому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х. Сначала это встретило сильное сопротивление в Иерусалиме старейшин, которые смотрели на это как на нежелательное новшество. Однако постепенно этот день стал общим для евреев праздником. Слово пурим (от аккадского пуру – жребий) означает жребии, которые метал суеверный Аман, чтобы назначить месяц для истребления евреев (см.: Есф. 3: 7). Самое древнее письменное свидетельство о нем встречается во 2 Мак. 15: 36 («день Мардохеев»). В сельской местности и в небольших городках праздновался 14 адара, а в укрепленных городах – 15 адара (см.: Есф. 9: 18–19).

Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. Проходившая в Копенгагене 27 августа Вторая международная социалистическая женская конференция постановила «учредить день борьбы за права женщин» 19 марта. Действительно, в 1911 году 19 марта было отмечено женскими манифестациями в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Однако в следующем 1912 году этот день отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 году женщины устроили митинги 12 марта в Германии, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, а во Франции и России – 2 марта. Что касается праздника пурим, то евреи его отмечали: в 1911 году – 14 марта; в 1912 – 3 марта; в 1913 – 23 марта, а в 1914 – 12 марта.

1. Как видим, нет ни одного совпадения.

2. Праздник пурим вовсе не женский, а общий для мужчин и женщин. В некотором смысле это даже больше мужской праздник, так как сопровождался и сопровождается неумеренным винопитием. Как советовал влиятельный вавилонский законоучитель Рава бен Иосеф бен Хама (ок. 280–352 по РХ), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или похвалу Мардохею (Талмуд. Трактат Мегилла, 76).

3. Ошибочно утверждение, что инициатор международного женского дня Клара Цеткин была еврейкой. Родилась она 5 июля 1857 года в г. Видерау (Саксония). Отец ее, Готфрид Эйснер, был органистом в местной лютеранской кирхе. Мать, Жозефина, тоже немка. Она была дочерью адъютанта. Жозефина поддерживала идеи «женской эмансипации». На этих идеях она воспитала свою дочь Клару. Родители, пренебрегая традицией и увлекаясь «передовыми» идеями, не сознавали, какую трагедию они подготавливали для своих детей. Именно здесь, а не в пуриме, истоки социалистического феминизма Клары Цеткин. Фамилию она взяла у народовольца из России еврея Осипа Цеткина, с которым была в сожительстве (в так называемом «гражданском браке») до его смерти от туберкулеза в 1889 году. В 1923 году она приехала в Россию. Умерла под Москвой в 1933 году. Тело было предано огню, а пепел замурован в кремлевской стене.

Является ли день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права» праздником? Инициаторы такой цели не ставили. В советское время только 8 мая 1965 года 8 марта был объявлен в СССР праздничным, нерабочим днем. Большинство людей в нашей стране, не придавая никакого значения идеологическим целям властей, пользовались этим днем, чтобы выразить симпатии и человеческое внимание близким и знакомым женщинам.

Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества, но и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам. Святое Евангелие открывает нам трогательную историю всепобеждающей любви жен-мироносиц к своему Божественному Учителю. Они первыми сподобились особой чести – увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним первым было обращено великое слово: Радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости.

В праздник жен-мироносиц у христианина имеется возможность явить свое внимание и любовь ко всем знакомым женщинам и пожелать им, чтобы жизнь их была озарена теплым и радостным Светом Христовым, чтобы с помощью Божией постоянно было жизненное благополучие, мир и здоровье.

Православная церковь о празднике 8 Марта: праздновать или нет

Христианское священство категорически отрицает празднование дня 8 марта и считает его совершенно неуместным. Авторитетные дьяконы придерживаются мнения о том, что это торжество прославляет не всех женщин вообще, а только «особенных», наделенных качествами революционерок.

Православие о празднике 8 марта никогда не высказывалось в одобрительных тонах, поэтому это празднование не прижилось в странах, где волна коммунизма начала XX столетия не развернулась.

Стоит ли праздновать 8 марта верующим

Традиция отмечать этот день крепко вошла в российский быт, но православные верующие не забывают историю возникновения этого торжества. Христиане всегда помнят о том, что здесь глубоко проросли корни кровавой революции.

Верующим людям нет нужды отмечать это событие. По традициям православия женщин поздравляют и почитают в святую неделю Жен-мироносиц, прославляющую тех матерей, кто лично приветствовал Сына Божьего и сопровождал его на Голгофу. Они первыми принесли радостную весть о воскресении Иисуса Христа, что развеяла скорбь многих последователей христианства.

О женщинах в православии:

  • Церковь иногда сравнивает женские идеалы двух праздников. Для 8 марта — это эмансипированная революционерка с отличительными нравственными характеристиками мужчины, а для православного дня — чуткая, заботливая, верная и любящая матерь-христианка, жертвующая жизнью ради веры в Единого Бога.
  • Торжество восьмого марта часто совпадает с днями Великого Поста, который стимулирует верующих к воздержанию от некоторой пищи, половых отношений и проявлений неудержимой радости. Поэтому Церковь всяческим образом критикует этот праздник.
  • Православная традиция имеет собственные устои и календарь памятных дат. Каждый религиозный праздник учит чему-то нравственному и добродетельному, а благочестивая жизнь святых являются ярким примером для смиренного подражания. День Жен-мироносиц наставляет верующих к любви и преданному служению Господу. Основоположницы дня 8 марта не имели своей целью научить людей высокой морали.
  • Православный человек должен относиться ко дню 8 марта как к обыкновенному светскому торжеству. В миру есть даже ярые противники этого торжества, желающие его упразднения. Однако даже его отмена не повлияет на мнение Церкви, потому что религия не приписывает 8-му марта никакой важности.
  • Для православия не существует половых различий, важно правильное поведение, не прекословящее десяти главным заповедям Священных писаний. Церковный календарь составляется таким образом, чтобы почитать память каждого мужчины или женщины.
  • Миссия религиозности состоит в наполнении населения духом истинного смирения. Священнослужители порой недоумевают, почему праздник с революционными началами отодвинул на второй план торжество Жен-мироносиц, прославляющий терпение и любовь. Задача же православного верующего состоит в поддержании основных церковных празднований, чтобы восполнять и возрождать дух религиозности.
  • Православные люди, не признающие 8 марта, не чинят препятствий мирским людям, потому что придерживаются религиозного девиза «С радующимися радуйся!».
Читайте также:
Как поминать в годовщину смерти: правила и традиции, посещение церкви и кладбища

На заметку! В этот день вполне приемлемо подарить женщинам маленькие презенты и осыпать их теплыми поздравлениями. Однако необходимо помнить: этот мирской праздник входит в календарные рамки Великого Поста. Поэтому верующий обязан посвятить это время молитве и размышлениям.

История праздника 8 марта

Дата связывается с именем активной коммунистки и феминистки Клары Цеткин. Она множество сил потратила для того, чтобы отстоять права слабой половины человечества. В начале своего создания торжество имело колоссальный политический оттенок.

О других светских праздниках:

  • Можно ли православным отмечать Новый Год
  • Православная церковь о дне святого Валентина
  • О празднике Хэллоувин
  • Именно 8 марта 1857 г. нью-йоркские текстильщицы прошли маршем, который получил название «пустых кастрюль». Эти американские работницы требовали зарплату, равную мужской, сокращения трудового дня и значительных изменений в условиях.
  • С этого момента многие представительницы слабого пола на американском и европейском континентах выступили с феминистскими заявлениями.
  • Через 50 лет на улицах того же Нью-Йорка 15 000 женщин провели демонстрацию, приуроченную к маршу «пустых кастрюль». Они снова потребовали равнозначной с мужчинами зарплаты, сокращения рабочего графика и улучшения условий своего тяжелого труда. В свои заявления они добавили протест против эксплуатации детей, а также требование об официальном представлении голоса на выборах.
  • Через год забастовка на 8 марта повторилась, а в 1910 г. она была распространена по всей территории США. Делегация американских феминисток-социалисток отправилась на конференцию в Дании, где познакомились с К. Цеткин и Р. Люксембург. Последние являлись бескомпромиссными борцами против идей, связывающих женщин Германии. Они требовали, чтобы мужское общество развязало им руки и перестало давить понятиями детей, кухни и церкви. Социалистки-феминистки добивались усредненной заработной платы и возможности получать руководящие посты в различных организациях.
  • К. Цеткин предложила установить определенную дату, когда женщины будут привлекать внимание общества к собственным проблемам. Многие феминистки поддержали этот порыв и включились в активную борьбу за общественное равноправие. Специальная конференция поддержала этот проект, и появился международный женский день.
  • Самые первые празднования проводились 19 марта, в 1912 г. — 12 мая, и только через два года дата окончательно утвердилась на 8 марта.

На заметку! Среди светского населения нашей страны практически неизвестно торжество Жен-мироносиц. Миряне не удостаивают женщин вниманием в третье воскресенье после Пасхи. Однако именно это торжество вспоминает о лучших качествах наших матерей, супруг, сестер, бабушек и т. д. Для светского общества сегодня в чести только 8 марта.

Движение в нашей стране

В России его отмечали 23 февраля, потому что наше государство существовало по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. В 1917 г. работницы Петрограда вышли на главные улицы и требовали хлеба и мира над головой.

  • Некоторые из митингов судьбоносно переходили в стычки с казачьим войском и агрессивные бои с полицией.
  • Считается, что женский день 23 февраля 1917 г. явился главенствующим фактором начала революционных восстаний, которые свергли монархию и установили Временное правительство. После отречения царя Николая II женщины получили избирательное право.
  • Празднование было популярно в начале XX столетия, но позже эта дата стала забываться в странах западного мира. В Европе и Америке сегодня отмечается альтернативное торжество — День матери. Спустя время исчезла и политическая окраска, давшая начало этой дате.

Важно! Православная традиция скептически относится к дате 8 марта, потому что она не состоит в религиозной категории. В церковном календаре стоит особенная дата, прославляющая героическое шествие библейских женщин за Божьим Сыном и помазание Его тела после распятия.

Православные не обязаны отмечать светский праздник 8 марта, но могут сделать небольшие подарки и сказать теплые слова представительницам слабого пола.

Можно ли праздновать 8 марта?

Можно ли праздновать 8 марта?

Приближается день 8 марта, так называемый Маждународный женский день.
В преддверии этого праздника многие верующие спрашивают: можно ли православным людям отмечать этот день?
Предлагаю свои размышления на этот счет, написанные три года тому назад, по просьбе одного Интернет-портала.
Скорее всего, вы читали эту мою заметку, ее перепечатывали многие сайты. Но вот теперь она дошла и до читателей портала АЗБУКА ВЕРЫ

Читайте также:
Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Приближается праздник 8 марта, как он торжественно называется: Международный женский день.
Насчет международности – не знаю. Однажды я был как раз в это время во Франции, в другой год – в Германии, и нигде не увидел не только никакого празднования, но и напоминания о нем. (Может быть, оно и было, но надо было очень постараться, чтобы его заметить.)
По правде говоря, именно в России этот день празднуется с особым размахом, потому что этот праздник пришел к нам из недавнего советского прошлого.

Идея праздника хороша. Женские праздники были и в Древнем Риме, и в Греции. Женщина – нежное, утонченное, прекрасное создание Божие, безусловно, заслуживает того, чтобы в году был день, в который бы воспевались идеи материнства, женственности.
Тем более этот праздник был уместен в стране, в которой между мужчиной и женщиной не делали различия. Женщины так же работали, ходили в забои, сидели за баранкой грузовика, клали рельсы и т.д. Эта советская «уравниловка», жестокая пародия на христианское: во Христе «нет мужескаго пола, ни женскаго» – выхолащивала все женское из женщины, лишала ее возможности, права быть женщиной!
И вот этот весенний праздник возвращал напоминание о женщине. Возвращал самим женщинам, которые хотя бы раз в году могли официально почувствовать себя слабыми, женственными… Возвращал это сознание мужчинам, которые в угаре от процентов, планов, задач Партии и Правительства видели в женщинах лишь винтиков гигантского механизма.
Бог с ним, что к созданию праздника приложили руку немецкие рабочие-большевики, едва ли многие женщины помнили, кто такая Клара Цеткин. Это был праздник весны, улыбок, женственности, ухаживаний за дамами.

В советское время это был безальтернативный праздник! Светлый и радостный. Новый год, с его бенгальскими огнями, мандаринным запахом, напоминал о мистике времени; 8 марта напоминало о женщине, весне, любви.

Для христианок, для которых каждый праздник, посвященный Божией Матери, – их, женский, день, нет нужды в празднике 8 марта. Но ведь не все россияне – в Церкви, не все воцерковлены. Или же воцерковляются сегодня, а за плечами – вся жизнь, связанная с этим праздником своими светлыми моментами. Можно ли лишить людей праздника? Нужно ли это?
В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение?
Сегодня я бы бережнее отнесся к их воспоминаниям и чувствам. Из всех бабушек у меня в живых осталась одна, 1917 года рождения. Она, старая коммунистка, с большим трудом идет к вере, но уже учится молиться. Каждый год я поздравляю ее с 8 марта, и она расцветает и радуется.

Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжении страшных 70 лет лишены веры, истины. Но которые прожили жизнь. Нелегкую, жуткую, но жизнь, со своими праздниками, радостями.
Я благословляю своих прихожан поздравлять их близких, коллег с этим днем. Сами – можем не праздновать, но и высмеивать что-то, с юности дорогое сердцу многих, – тоже не надо.

И последнее: Я за то, чтобы, по примеру многих стран, в России были введены и отмечались праздники: День отца, День бабушки, День матери и проч. Люди нуждаются в этих напоминаниях.
Воцерковленные христиане имеют массу дней, когда можно прославить (и прославляется) женщину. Это, как я уже отметил, Богородичные праздники, это день св. Жен Мироносиц. То есть для верующих людей такой проблемы нет. Но не будем забывать, что многие люди еще вне Церкви. И подобные праздники пробуждают в их часто сухих и грустных сердцах что-то теплое и светлое.

Бог да пребудет со всеми читателями!
Священник Константин Пархоменко

Вдогонку:
Иногда спрашивают: «Стоит ли верующему христианину отмечать этот праздник? Ведь это время приходится на время Великого поста. »
Отвечу так: Любой праздник, выпадающий на дни Великого поста, если вы его отмечаете (например, День Ангела), следует проводить скромно и чинно. Но желательно перенести праздник на послепостные дни.
Но если перенести невозможно – например, у вас на работе собираются устроить корпоративный праздник, – лучше, если христианин… туда пойдет.
Если дистанцироваться, обособляться от невоцерковленных коллег, тогда незаметно пробежит в отношениях трещина: ах вот они какие, эти святоши, считают себя лучше нас. И вместо того, чтобы быть другом и примером для остальных, вы незаметно станете в оппозицию.
Надо пойти на праздник, но участвовать в нем, не забывая, что вы – христианин и что все смотрят на вас. А Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Знаете, сколько раз епископу (митрополиту, Патриарху) или простому священнику приходится бывать на светских мероприятиях (и в дни Поста – тоже)? Дни рождения высоких лиц, юбилеи организаций и многое другое… Всегда надо идти к людям. Но вести себя даже в самом нецерковном обществе – по-христиански.
Как конкретно? Я даю прихожанам такие рекомендации:
Лучше всего: воздержаться от алкоголя (или выпить лишь один бокал шампанского), воздержаться от мясного. Остальное – умеренно.
Одна прихожанка говорит в прошлый Великий пост: «Так наплясалась на корпоративе, что ногу вывихнула…» Говорю: «А зачем вы так плясали?» «Так вы же благословили пойти…»
Пойти – благословляю (может быть, кроме первой и Страстной седмиц), но вести себя – всегда по-христиански. Благочинно и умеренно.

Читайте также:
Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут

И в качестве приложения к очерку предлагаю две мои прошлогодние весенние фотографии.

Православная церковь о празднике 8 Марта: праздновать или нет

День ангела 8 марта, мужские и женские имена

По церковному православному календарю 8 марта отмечается 11 именин: 10 мужских и 1 женские. Список именин поможет в выборе имени для мальчика или девочки, рожденных в этот день.

8 марта именины отмечают

Мужчины

Александр от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»

Алексей от древнегреческого имени Алексиос — «защитник»

Демьян от древнегреческого имени Дамианос, происходящее от дамазо — «приручать, подчинять, смирять» либо от имени богини плодородия Дамии

Иван от древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» от древнеиудейского Иоанн — «помилованный Богом»

Клим краткая форма имени Климент, которое произошло от римского родового имени Clemens — «гуманный», «милосердный», «мягкий»

Кузьма от греческого имени Космас — «кузнец»

Михаил от древнееврейского имени Михаэль — «равный, подобный Богу», «испрошенный у Бога»

Николай от древнегреческого имени Николаос — «победитель народов»

Сергей от римского родового имени Sergius — «знатный», «высокий»

Ян польская, белорусская и древнерусская формы древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив»

Женщины

Матрена от латинского matrona — «матрона, почтенная замужняя женщина»

Можно ли православным праздновать 8 марта?

Церковные служители считают, что православному христианину отмечать 8 марта не стоит, и приводят следующие аргументы:

  1. Первая причина – совпадение даты с Великим Постом, в дни которого следует воздерживаться от определенных блюд, интимных сношений, бурных эмоций.
  2. Вторая причина – превращение праздника в пьянку и разврат.

Второй аргумент, к сожалению, становится все более актуальным. Церковь не считает неприемлемым, если христианин поздравит жену и дочь, навестит мать и бабушку, уделит им внимание, выкажет свою любовь. Если относиться к 8 марту как к способу продемонстрировать искренние и чистые чувства по отношению к близким людям, то в православии это только приветствуется.

Однако многие женщины и мужчины ждут выходного дня, чтобы «оторваться»: напиться, шумно отметить, вступить в интимную связь. Поэтому многие православные деятели яро протестуют против праздника, требуют его упразднить. Хотя большинство священнослужителей относятся к 8 марта нейтрально, считают его непримечательной датой, обычным весенним днем.

Для поздравления женщин в православии есть неделя Жен-мироносиц, в дни которой прославляются матери, приветствовавшие Христа, провожавшие его на Голгофу. Эти женщины первыми разнесли чудесную весть о том, что Сын Божий воскрес. В эту неделю православные христиане вспоминают милосердных и добродетельных христианских женщин, жертвовавших собой, выполнявших тяжелую миссию.

Молитвы святой Матроне

Молитва об исцелении и прощении

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различные чудеса источающи, призри ныне мистивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наша лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний.Умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящего дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Матроне Московской о помощи в семье и любви

Честные, искренние слова Матронушка слышит всегда. Найдите силы и попросите у матушки о помощи следующими словами:

«О, блаженная мати Матрона, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим. Яко имущую велие дерзновение по Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорбе дущевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дается вам и паки: яко аще два от вас совещаете, на землю о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убовоздыхания наша и донесико престолу Владычню, и деже ты предстоиши всмы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистину, Богидете хощет, тако сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с ним же моли. Тако да сотворит Господь Бог и нам по милости своей и неизреченному человеколюбию. Буди имя Господнее благословенно и от ныне и до века. Аминь».

Праздничная поездка к св. Матроне на 8 марта!

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

8 марта, в День обретения мощей блаженной Матроны Московской (правда Церковь перенесла праздник на 7 марта, но в народе он праздновался и сегодня), я совершила праздничную поездку в Московский Покровский женский монастырь к мощам Матушки! И посетила святую могилку праведницы Божией на Даниловском кладбище. Все Ваши требы (передача цветов, свечей, молебнов и писем) – я исполнила! И более того, мне удалось приложить Ваши письма к мощам святителя Николая Чудотворца.

А это случилось так. С утра мы с семьей поехали в Сретенский монастырь на Литургию. Приехали рано и успели занять очередь на Исповедь одними из первых ). Приобщившись к Таинству Исповеди (а исповедь проходит в нижнем храме Воскресенского собора), мы поднялись на верхний храм и увидели красивый ковчежец с мощами. Шла служба и подходить к ковчежцу мы не стали, тем более что он находился у самого амвона (в передней части храма, перед алтарем). Когда же наступило время Причащения, мы подошли ближе и узнали от семинариста, который стоял рядом, что в ковчежце частица мощей святителя Николая! Мы все с радостью приложились! И тут я вспомнила, что в со мной Ваши распечатанный записочки… Недолго думая, я снова встала в очередь и вскоре приложила все Ваши письма к мощам Угодника Христова с просьбой, чтобы батюшка Николай прочел наши прошения!

Читайте также:
Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Затем мы причастились и сразу же направились в Покровский монастырь. В примонастырской цветочной лавке я приобрела сразу два букета цветов – один к мощам, а другой к могилке (в этот раз цветы попросили меня передать меньше человек, поэтому букетики получились скромные)…

И вот с главным букетом мы направились к вратам Покровской обители и вскоре оказались пред чудотворной иконой блаженной Матроны:

Конечно, людей в нынешний мартовский праздник на порядок меньше, чем бывает на майский праздник – 2 мая (в День канонизации святой Матроны) и, все же, очередь к мощам начиналась довольно далеко от Покровского храма:

Передав все требы, мы направились на Даниловское кладбище. Дорожных пробок не было, поэтому мы добрались довольно быстро, всего за 15 минут )

Когда мы подошли к часовенке, что стоит над святой могилкой блаженной Матронушки, то были приятно удивлены многолюдностью!

Передав цветы и свечи, мы помолились в этом святом месте и попросили блаженную Матрону прочесть просьбы каждого из нас!

Святая блаженная Матрона, заступись за нас пред Господом!

Фотогалерея паломничества от 8 марта 2020

А теперь, дорогие братья и сестры, давайте прочтем с Вами рассказ о помощи блаженной Матроны, который прислала в редакцию посетительница нашего сайта Татьяна:

(Рассказ публикуется с сохранением орфографии и пунктуации автора)

Хочу поблагодарить любимую матушку Матронушку за её помощь нам грешным… Во всех жизненных трудностях она всегда поддерживает и протягивает свою благословенную руку помощи! Недавно я приболела: горло, насморк и прочие «прелести» начинающейся простуды, стало трудно дышать (несколько лет назад я перенесла сильное воспаление лёгких, и с тех самых пор боюсь за уязвимые нижние дыхательные пути, даже лёгкая простуда отражается на дыхании). Я попросила Матронушку не дать мне разболеться, на ночь помазала спину маслицем, купленным в Покровском монастыре, и сразу легче стало и на душе и в теле! Появились спокойствие и уверенность в том, что всё будет хорошо, потому что Матронушка рядом и всегда слышит наши молитвы! Так и вышло! Помните, что чудеса происходят с теми, кто в них верит…

Дорогие братья и сестры! От всей души желаю Вам помощи от Господа, по молитвами святой блаженной Матроны и святителя Николая Чудотворца, к мощам которого мы также сегодня приложились! Да укрепит Вас милостивый Господь в вере и да ниспошлет силы на проведение оставшихся 6-недель Великого поста!

Храни Вас Господи!

С уважением, редактор Татиана

Церковный праздник Торжество Православия

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества.

С тех пор в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Земная жизнь блаженной Матроны Московской

Святая родилась в семье благочестивых христиан в конце 19 века. Она была младшим ребенком. Так как семья жила в нищете, мать еще до ее рождения решила избавиться от дитя, отдав его в приют. Однако Господь защитил свою избранницу, послав Наталье сновидение, в котором дитя явилось в виде птицы с человеческим лицом и плотно закрытыми глазами.
О богоизбранности младенца стало известно в момент крещения. Во время таинства священник и прихожане храма, присутствующие при этом, почувствовали в воздухе благоухание.

С рождения блаженная была слепа, причем ее глаза плотно закрыали веки. На груди девочки была выпуклость в виде распятия. Дети жестоко обращались со слепой девочкой, поэтому Матрона большую часть времени проводила в одиночестве.

Очень рано у девочки открылся дар духовного зрения. Она могла читать мысли, предвидеть опасности или бедствия. К святой начали приходить люди, прося ее о помощи в разрешении жизненных трудностей или исцелении от недуга. В благодарность они приносили продукты питания. Таким образом девочка, от которой хотели избавиться как от лишнего рта, стала кормилицей всей семьи.

В отрочестве Матрона часто совершала паломнические поездки. В одной из них произошла встреча блаженной с Иоанном Кронштадским, который предсказал ей особое служение на благо народу России.

В 16 летнем возрасте девочка перестала ходить. Но она безропотно приняла это испытание, считая это особой благодатью от Господа. Святая пережила много лишений и тягот: революцию, Великую отечественную войну. Всю жизнь блаженная переезжала из одного дома в другой. Хозяевам, которые ее принимали, это приносило не только духовную, но и материальную пользу.

Читайте также:
Колокольный звон: виды и значение, сила и особенность звона колокола, польза и целительные силы

Как православие относится к 8 Марта?

Дополнительный выходной, улыбающиеся дамы с тюльпанами, поздравления и корпоративы — так обычно выглядит восьмой день весны. Но как этот праздник оценивает Церковь? Почему некоторые верующие так скептически к нему относятся? Каждый год священникам задают традиционный вопрос: отмечать или нет?

Историческая справка

Чтобы понять, почему 8 Марта в православии часто воспринимается негативно, надо обратиться к истории праздника.

В этот день 1908 года в Нью-Йорке состоялся митинг за равноправие женщин, которые в то время работали наравне с мужчинами, но получали значительно меньше. Также они не имели права голоса на выборах. В следующем году в США впервые отмечали женский день, тогда еще в последнее воскресенье зимы.

Но широкое распространение дамского праздника связано с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. В 1910 году она выступала на II Международной социалистической женской конференции в Копенгагене и предложила учредить женский день. Но не с тюльпанами, шампанским, корпоративами и поздравлениями.

Имелось в виду, что тогда дамы… будут выходить на митинги. В 1911-м это событие отмечалось 19 марта в Германии, Австро-Венгрии, Дании и Швейцарии, в следующем году — 12 мая. В 1913-м к митингующим добавились Россия и Франция. Правда, тогда их еще не объединяла общая дата. Лишь в 1914-м впервые женский день отмечали именно 8 марта.

Как видим, тогдашнее представление о новоиспеченном празднике имело социально-политическую окраску. О христианских идеалах женщины как матери и хранительницы домашнего очага не могло быть и речи. В среде феминисток начала XX века культивировался совсем иной образ — революционерки, «карьеристки», жаждущей равноправия и власти.

Правда, со временем праздник 8 Марта потерял свой социально-политический колорит и сегодня просто считается Международным женским днем.

Женский праздник ≠ Пурим

Но есть категория людей, которым показалось мало политического прошлого дамского дня. Они нашли более глубокий подтекст: якобы 8 Марта — это Пурим.

Основой еврейского праздника является ветхозаветная история о спасении израильтян, проживавших на территории Персии, от истребления их неким Аманом. Пурим был установлен еще в V веке до Р. Х., но не потерял своего значения и сегодня. Принято веселиться до упаду и угощать всех печеньем треугольной формы. Оно называется «уши Амана».

Но какое отношение он имеет к женскому дню? Искатели «глубоких» смыслов праздника утверждают, что Клара Цеткин была еврейкой и специально связала две даты.

Но давайте разберемся по порядку.

  1. Клара родилась в Германии, ее родители были немцами, об этом свидетельствует и девичья фамилия — Айсснер. От матери девушка впитала феминистические идеи, поэтому часть жизни посвятила борьбе за женское равноправие. Фамилию Цеткин она взяла от своего мужа Осипа — народовольца из России, еврея по национальности. Это, пожалуй, и все, что связывает ее с евреями.
  2. Если сравнить даты празднования Международного женского дня и Пурима, то версия об их связи терпит фиаско. Дамский праздник был установлен в 1914-м, а еврейский в том году выпал на 12-е число, а не на восьмое.

Почему 8 Марта в православии воспринимается негативно?

Но если дата потеряла политический окрас и не имеет никакого отношения к еврейской истории, откуда тогда критический настрой верующих?

Во-первых, это — чисто светский праздник. Он не имеет никакого отношения к Церкви. Православные христиане имеют свое женское торжество — жен-мироносиц.

В третье воскресенье после Пасхи верующие вспоминают, какую важную миссию всегда исполняли представительницы якобы «слабого» пола. На их плечах — забота о семейном уюте, воспитании детей. От Жены пришло спасение всему человечеству — родился Христос, мироносицы первыми узнали о воскресении Христа.

Во-вторых, неприемлемым для верующего считается превращение дамского праздника во всеобщее опьянение и разврат. К сожалению, лишний выходной очень часто становится поводом «оторваться по полной».

В-третьих, зачастую Международный женский день попадает на Великий пост — время сугубого покаяния. Как так: сегодня ты отбиваешь поклоны на покаянном каноне Андрея Критского, а завтра — распиваешь шампанское и вытанцовываешь на корпоративе? Именно такой подход и критикует Церковь.

Как «правильно» отметить дамский праздник?

Но в православии не отрицается иное видение 8 Марта — без легкомысленного поведения и алкоголя, но с любовью и милосердием. Разве есть что-то плохое в том, чтобы лишний раз поблагодарить маму, навестить бабушку и подарить ей букет тюльпанов? Стоит ли говорить колкости тем, кто далек от христианства, но искренне поздравил вас с Международным женским днем?

Не фарисействуем ли мы, когда противопоставляем нас, православных, неверующим коллегам? Когда думаем, что мы такие хорошие, в Великий пост не развлекаемся, а они — нераскаявшиеся грешники?

8 Марта дает нам лишний шанс проявить себя настоящими христианами. Но не в том смысле, чтобы на все стороны заявлять, что такого праздника мы не признаем. Нет. Эта дата — еще одна возможность уделить внимание дорогим людям, показать, как мы их любим. В кругу неверующих коллег мы имеем прекрасный шанс проявить смирение. А еще мы имеем дополнительную возможность непосредственно послужить Христу. Как? В выходной день сходить в храм и помолиться на Литургии.

Свое мнение о поздравлении с 8 Марта озвучивает протоиерей Димитрий Смирнов:

Можно ли православному отмечать 8 марта?

Можно ли православному отмечать 8 марта?

Итак, 8-го марта наши женщины принимают поздравления с Международным женским днем. Мужья поздравляют своих жен, дети дарят открытки мамам и бабушкам, все довольные и счастливые. И вроде бы, что тут плохого порадовать своих любимых женщин подарками в этот день. И мало кто задумывается почему православнвя церковь не признает 8 марта, как женский день.

Читайте также:
Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке

Всем известно, что автором идеи Международного женского дня 8 марта есть некая Клара Цеткин – немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, активистка борьбы за права женщин. Она вошла в историю 20 века даже не как коммунистка, а как женщина-революционер, реформатор, сыгравший немаловажную роль в становлении европейского движения за равенство “слабого” пола над “сильным”.

В свою очередь, православная Церковь никогда не ставила вопрос о равенстве или неравенстве мужчин и женщин. Это просто потому, что у каждого из них в этой жизни свое важное назначение. Во все времена мужчинам приписывалась роль добытчика, кормильца, а женщинам отводилось место быть хранительницей домашнего очага. И кто, вообще, решил, что это место второе? Почему данная от природы возможность рожать и воспитывать детей, создавать семейный уют, поддерживать во всем мужа, дарить нежность и любовь своей семье считается дискриминацией и унижением женщины?

Церковь никогда, ни в какое время, не умаляла роль женщины в этом мире и саму женщину в целом. Наоборот, во все эпохи воспевалось материнство, женская нежность, способность поддержать, понять, даже повести куда надо. В Библии приводится множество примеров мудрых, сильных духом и в тот же час смиренных женщин, которые вызывали восторг у мужчин, желание заботиться и опекать.

Какие чувства современные женщины, добившиеся равенства, вызывают у мужчин?

– никакой жалости
– никакой нежности
– никакого желания заботиться
– однако есть огромное желание вступить с нею в блудную связь.

И это понятно. Зачем заботиться, если она мне ровня, зачем любить, если добиться ее можно без любви? Вот такое потребительское отношение сформировалось у наших мужчин к женщинам. Последним это, наверное, нравится, раз они не хотят ничего менять.

В наше время женщина стала действительно похожа на мужчину. Это заметно как по ее внешнему виду, так и по внутреннему наполнению.

Некогда пышные, длинные платья сменились мини-юбками и брюками. Женская нежность, заботливость, да в конце концов, слабость перешла в черствость, железность и гордость (вспомним лицо современной бизнес-woman). А на самом-то деле, гордиться есть чем? Разве же может кот перебрать на себя роль собаки? Представим себе кота, бегающнго по двору и лающего, как щенок. По крайней мере, это выглядит нелепо. Вот такие сегодня и наши женщины. И роль “сильнейшего” им не подходит не потому, что они какие-то никчемные или “второсортные”, а потому, что Господь Бог их сотворил “нежным сосудом”, преисполненным любви, преданности и нежности. У разумной женщины никогда не возникнет вопросов по поводу равенства с мужем, потому что умом своим, верой и безграничной чуткостью она сможет вывести и себя, и мужа из любой трудной ситуации.

Но вернемся к “празднику” 8 марта, придуманному активистами защиты “прав” женщин. Когда мы будем поздравлять в этот день своих жен, что мы им пожелаем? Может, пожелать, чтобы они были похожи на современных последователей Клары Цеткин (я сейчас имею в виду группировку (по-другому не назовешь) “femen” или “pussi riot”). Чтобы они бегали обнаженными по городу, спиливали поклонные кресты (как было в Киеве), танцевали в храме (идет речь о “панк-молебне” в храме Христа Спасителя), выступали за аборты и делали прочую чушь, как эти бессовестные дамы.

Если Цеткин и ее последователи хотели разрушить образ женщины как таковой, то не нужна нам такая философия, такие псевдоценности и такой праздник!

Хочу заметить, что православная Церковь также имеет особый день, когда можно поздравить женщин. Это день памяти святых жен-мироносиц. Празднуется он на второй неделе после Пасхи (а именно 19 мая, для 2013 года). Святые жены-мироносицы были воплощением доброты, пламенно горели любовью к Господу, были смиренны и чисты. Святые жены принимали Иисуса Христа в своих домах, вместе с Ним шествовали на Голгофу, распинались на кресте с Богом, хоть и не физически, но духовно. И эти же жены мироносицы первыми сподобились узнать радостную весть о воскресшем Господе. На святой Руси этот проаздник чтился особо. Потому что наши предки (сейчас я имею ввиду женский пол) жили очень благочестиво, имели твердую веру и особую черту хранить целомудрие, причем не только до брака, но и замужем.

Православие во все времена чтило женщину-мать.

На сегодняшний день, к сожалению, термин “женщина-мать” пытаются растереть, размазать и, что самое страшное, даже искоренить. Сейчас ложное время – ложные и ценности.

Но вернемся к главному вопросу: “Можно ли православному отмечать 8 марта?”.

Верующий, ходящий в церковь человек, конечно же, живет по церковному календарю, он чтит церковные праздники и вряд ли будет кого-то поздравлять с днем 8го марта. Но в семьях бывают не все верующие. И тогда, чтобы не обидеть свою невоцерковленную родственницу, можно поздравить ее с женским днем. Хотя сделайте ей небольшой сюрприз: поздравьте ее еще и в неделю (воскресенье) святых жен-мироносиц. Пожелайте ей стараться быть похожей на святых жен, быть мудрой, иметь большое, полное любви, сердце и чистый ум. Ведь каждая женщина есть мироносица – она несет миру мир, свет и благодать.

Читайте также:
Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Православная Церковь и Международный женский день

Международный женский день — наверное, один из самых немногих праздников, который остается любимым и дорогим нашему народу. Это не просто лишний выходной, это день радости для многих и многих людей. Однако отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно. Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против. Каково же православное отношение к этому празднику?

Истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия. Этот праздник изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Он появился чуть более ста лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток, подхваченных затем русскими революционерами. Именно этот праздник газета «Правда» на заре революции называла «днём женского Рабочего Интернационала» (отметим, что в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование 8 марта не прижилось). По мысли их организаторов, он посвящался женщине, освобожденной от гнета капитала, от «унижения», от «рабства», в котором ее якобы держала Церковь почти два тысячелетия.

Но может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы на веки вечные? О каком унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! История Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В первую очередь, он посвящен тем женщинам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

В то же время Церковь призывает помнить об особой роли женщин в обществе всегда, и в праздники, и в будни.

Хочется привести в этой связи слова и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Георгия Рябых:

«Светский праздник 8 Марта или церковный праздник жен-мироносиц — это повод задуматься об особом предназначении женщины. Всегда были люди, которые считали, «будто призвание женщины быть матерью, женой унизительно, поскольку якобы ставит ее в подчиненное положение по отношению к мужчине». При этом. сам он вполне естественно относится к тому, что современная женщина стремится быть успешной, достигнуть больших высот в профессиональном плане, однако призывает женщин помнить о первостепенной важности «быть матерью, хранительницей очага».

С позиции Православной Церкви этот женский праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова. Но следует помнить, что 8 Марта практически всегда приходится на дни Великого поста. Это время лучше уделить молитве и размышлению о своих грехах, чем беззаботному сидению за праздничным столом. Такое застольное празднование для истинного христианина есть нарушение духовного настроя, связанного со временем покаяния и подготовкой к духовному переживанию Крестной Смерти Иисуса Христа и Его славного Воскресения.

Нельзя догматически отвергать этот праздник на том основании, что он имел изначально иной смысл, чем христианский. Современный православный верующий может наполнить празднование 8 марта своим смыслом. Ему есть, что сказать о женщинах и женщинам, и это будет не менее радостном и благородным, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего, напоминание о том, что Бог сотворил женщину и тем наполнил радостью жизни мужское бытие. Женщина — существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит и об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей — тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку. Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких — либо знаменательных дат в жизни женщины.

    • http://www.blagobor.by/article/prazdnik/8marta

Как православным относиться к празднику 8 Марта?

Начнем с того, что этот праздник был установлен в советское время идеологами большевизма, которые активно пытались продвигать феминистические настроения в широкие массы, считая, что в традиционном быту, традиционной нашей отечественной культуре недостаточно благоговейно относятся к женскому полу.

Праздник прочно вошел в быт нашей страны, потому что если 70 лет говорить людям одно и тоже, то, разумеется, это становится некой истиной, аксиомой, не нуждающейся в доказательствах. Некоторые богословы пытаются свести этот праздник к чисто еврейским традициям, в частности, к еврейскому весеннему празднику Пурим, но надо здесь помнить, что лунный календарь, по которому живут многие народы, и календарь солнечный имеют разное исчисление дней и поэтому Пурим, в отличие от праздника 8 Марта, – праздник подвижный. Поэтому, наверное, правильнее будет принимать 8 Марта как некую данность, которая имеется уже в нашем календаре. Здесь, правда, появляется серьезное внутреннее противоречие: с одной стороны, все общество празднует 8 Марта, радуется, накрывает праздничный стол, с другой – этот день по церковному календарю является днем строгого поста, ведь идет Великий пост.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Надо находить какой-то компромисс. Если, к примеру, в школе или в детском саду этот праздник отмечается, то ребенка не стоит исключать из круга общения со сверстниками, из этой радости. Но внутреннее противоречие, тем не менее, остается, и это надо понимать.

Проще всего, конечно, было бы на законодательном уровне перенести этот праздник на другой день, но время для этого еще не пришло, а традиции-то уже сложились. Ломать устоявшиеся традиции, пусть даже совсем светские и выросшие на ровном месте, не так просто и делать все нужно по-умному, а никакими декретами, никакими запретами этого не добьешься.

Бывает, что одни члены семьи более воцерковлены, другие – менее или могут даже быть вовсе неверующими. Тогда надо находить “золотую середину” по апостолу Павлу, быть “всем для всех”. Мы ведь понимаем, что Православие – это не только быт, не только обряд, календарь. Православие, в первую очередь, – это молитва и любовь. И мы знаем замечательные примеры из жизни святых, которые отходили от календаря, от обрядов ради проявления любви к другому человеку. Поэтому если в семье нет единого отношения к празднику, то стоит уделить этому дню внимание, ведь если мы подарим близким по букету цветов и какому-то сувениру – это не будет нарушением церковных правил, церковных канонов, ничего плохого в этом нет.

Вообще-то, если хотя бы раз в году люди вспоминают о том, что у них есть мама, сестра или, допустим, учительница, к которой они хорошо относились в школе, мне кажется, это никак не повредит их православному мировоззрению, а только, наоборот, покажет людям, что Православие – это не гетто, Православие – это не запрет, а, напротив, – любовь и радость.

В отношении взаимопонимания с детьми по этому вопросу – надо, думаю, поступать так же, как и с Новым годом. До Рождества еще 7 дней, а у нас – рождественская елка. Точно также и здесь: школа не живет постом, и если ребенок учится в обычной школе, а не в православной гимназии, видимо, он должен быть в традиции, в общении со своими одноклассниками, не противоречить учителям, потому что ребенку, не являющемуся лидером, доказывать что-либо своим одноклассникам или учителям весьма проблематично.

Я еще раз говорю, что праздник 8 Марта не носит религиозного характера, это не хеллоуин – антирелигиозный праздник, – который, слава Богу, запретили в школах праздновать, не вальпургиева ночь. Это хороший гражданский праздник, к которому дети готовятся за неделю-две, делают какие-то поделки, и все это не должно являться поводом для создания конфликтной ситуации в школе или в семье.

Праздник женщин: как христианин должен относиться к празднику 8 марта?

Каждый человек, проживающий на территории бывшего Советского Союза знаком не понаслышке с праздником 8 марта, известным еще под названием «женский день». Ежегодно отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.

В календаре ежегодно этот день отмечен красным цветом, и каждый уважающий себя мужчина спешит утром на цветочный рынок, дабы купить букеты любимой женщине, маме, сестре, коллегам и подругам. И здесь не важна стоимость и величина букета, главное – это внимание, признание мужчинами женской сущности.

Так что это за праздник 8 Марта? Как давно принято его отмечать? Как нужно относиться православному к этому празднику?

8 марта отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение.

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты. Римские язычники считали ее хранительницей домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Это общераспространенная версия, о подлинности которой никто и не сомневается. А стоило бы.

Кто бы мог подумать, что праздник 8 марта, так горячо любимый многими, просто недопустимо праздновать. Почему? Давайте выясним все по порядку…

1857 год, начало весны. На улицы Нью-Йорка выходят толпы демонстранток. По традиционной версии это были, якобы, текстильщицы, которые требовали повышения заработной плат, улучшения трудовых условий и вдобавок равных прав для всех женщин. Но на самом деле, на эту благотворительную акцию под названием «Марш пустых кастрюль» вышли нью-йоркские девушки легкого поведения. Как и положено в благотворительности – для себя они ничего не хотели. Они всего лишь требовали своей акцией, чтобы морякам выплатили зарплату, а то большинство из них очень сильно задолжали. Демонстрация не увенчалась особым успехом (ее разогнали), хотя шумихи наделала немало. Вскоре даже это событие начали называть «Женским днем».

Читайте также:
Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Через 50 лет. Акция повторилась. Теперь женщины начали требовать права на избирательный голос, нормированные условия труда и запрет на детский труд. В этот раз демонстрацию разгоняли ледяной грязной водой.

1909-1910. Женщины проводят марши и забастовки. Феминистки и социалистки проводят «Женский день» по всем штатам. Немного позднее активистки делегируются в Копенгаген, где проходила в 1910 году «Вторая Международная Конференция женщин-социалисток». 100 женщин из 17 стран приняли решение праздновать «Международный день солидарности женщин в борьбе за политическое, социальное и экономическое равноправие». Точную дату так и не определили.

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. В 1912 году эта дата сместилась на неделю. А в 1914 году – этот праздник начали праздновать уже 8 марта.

Существует одна религиозная версия относительно даты празднования, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса. Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы».

Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

Менять каждый год дату праздника было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть — поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).

Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).

В день 13 Адара во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,8-11) И в течение двух дней было уничтожено 75 000 персов.

Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие. Свое недоумении по поводу этого праздника высказал протодиакон Андрей Кураев: «Как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «весёлом празднике Пурим?»

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира». Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В 1977 году Организация объединённых наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало праздником женщин, весны и любви. После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации.

Читайте также:
Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Как было описано выше, изначально 8 марта был обозначен как «Международный день солидарности женщин в борьбе за политическое, социальное и экономическое равноправие». Это был не день женщины, как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определёнными качествами. И это еще одна причина перестать праздновать это праздник, так как прославление женщины-феминистки приносит прямой ущерб гармоничной жизни общества и традиционному семейному укладу. Из-за этих различий никогда не может получиться равенства. Разное не может никогда стать равным, даже исходя из логики. Женщина никогда, как бы она ни стремилась к этому, не сможет стать мужчиной, каких бы высот в политике или экономике она не достигала. Мужчина и женщина созданы Богом разными для того, чтобы выполнять разные задачи в этом мире. Только выполнение каждым из них своего предназначения, когда каждый находится на своем месте и дополняет друг друга, мужчина и женщина могут достичь Гармонии и Счастья в семье. И эта Гармония и Счастье из семьи передастся в общество, которое станет более Гармоничным и Счастливым.

Истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия. Этот праздник изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки, призывая ее к свободе и независимости, а Церковь нам прямо говорит: «Жена, да убоится своего мужа» (Еф. 5,33). К сожалению, многие женщины не могут понять одного, что они не могут быть счастливы, когда они полностью свободны. И сколько мы наблюдаем таких картин, когда женщины владеют фирмами, ездят на джипах, и всё у них есть, а счастья нет. А женщина в многодетной семье испытывает именно то, что дал ей Господь. Ведь в Евангелии женщинам никто не заповедовал за что-то бороться. Матерь Божия не ходила с транспарантами, да и Христос, несмотря на то, что проповедовал Евангелие, никогда не призывал ни с кем бороться. Он призывал бороться с самими собой. А это самое трудное. И этого мы не хотим. И тогда мы начинаем бороться с кем-нибудь за права, за свободу. А надо бороться за свою душу, чтобы в ней порядок навести.

Но может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы на веки вечные? О каком унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! История Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В первую очередь, он посвящен тем женщинам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

С позиции Православной Церкви этот женский праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова. Но следует помнить, что 8 Марта практически всегда приходится на дни Великого поста. Это время лучше уделить молитве и размышлению о своих грехах, чем беззаботному сидению за праздничным столом. Такое застольное празднование для истинного христианина есть нарушение духовного настроя, связанного со временем покаяния и подготовкой к духовному переживанию Крестной Смерти Иисуса Христа и Его славного Воскресения.

Нельзя догматически отвергать этот праздник на том основании, что он имел изначально иной смысл, чем христианский. Современный православный верующий может наполнить празднование 8 марта своим смыслом. Ему есть, что сказать о женщинах и женщинам, и это будет не менее радостном и благородным, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего, напоминание о том, что Бог сотворил женщину и тем наполнил радостью жизни мужское бытие. Женщина — существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит и об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей — тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку. Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких — либо знаменательных дат в жизни женщины.

Материал подготовил диакон Владимир Букштунович

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: