Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

Православие и рок-музыка

Как ни странно, вопрос об отношении церкви к рок-музыке встречается довольно часто, как на просторах интернета, так и при живом общении со священником. Как правило, этот вопрос волнует молодёжь, но иногда его задают также люди, чье детство пришлось на пик популярности этой музыки. Действительно, в отношении рок-музыки, как и рок-культуры в целом существуют устоявшиеся в обществе стереотипы и клише: подобная музыка негативно влияет на психику и вообще на здоровье человека, а пишут ее люди, ведущие абсолютно аморальный образ жизни. В действительности это не всегда так, потому что рок-музыка бывает разной, и пишут ее совершенно разные люди, ставящие перед собой совершенно разные цели. Этот вопрос крайне неоднозначен и требует тщательного и подробного разбора.

Гуд бай, Америка!
Рок-музыка появилась в США и Великобритании приблизительно в 1950-е годы. Уже в 60-е произошло проникновение нового музыкального течения на территорию Советского Союза. Нужно ли говорить, что музыка протеста и музыка свободы в нашей стране по тем временам считалось просто деструктивной, подламывающей социальные основы. Не внушал доверие и образ западных рок-кумиров, их чересчур вольная музыка, апеллирующая к запретным темам и агрессивное поведение на сцене. Но продвижение нового музыкального направления остановить уже было невозможно, пусть и в подпольных условиях, но в СССР уже появились собственные первые рок-группы. Изначально они пытались во всем подражать своим западным коллегам, но в итоге с роком произошло то же самое, что происходило с любым инородным явлением, попавшим на нашу почву. Вспомним такую жанровую форму, как роман. Жанр романа пришел к нам тоже с запада, а «Капитанская дочка» Пушкина была всего лишь подражанием этому жанру, романом не русским в полном смысле этого слова, но на русскую тему. По-настоящему русский роман сформировался значительно позднее (некоторые литературоведы полагают, что одним из первых таких романов стал «Обломов» И.А. Гончарова). Примерно то же самое произошло и с роком. Довольно быстро русские музыканты перешли с первостепенности музыкальной составляющей на текстовую, что не характерно для западной музыки. Это видно даже из этимологии слова «рок». Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения. Слово рок в понимании русского человека – это судьба и судьба нелегкая, предзнаменование тернистого пути. Дальнейший ход истории лишь подтвердил данное наблюдение – с музыкой в русском роке всегда были проблемы, но вот текстовая составляющая на порядок выше западной. И если западная рок-музыка – это крик отчаяния человека, попробовавшего все и разочаровавшегося в этой жизни, то русский рок – это старая песня о поиске русской идеи, русского пути, преодоление «невыносимой легкости бытия», как пел классик.

Спорная терминология.
Рок-музыка сочетает в себе массу направлений. Поэтому когда говорят, что рок-музыка имеет весьма негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, стоит уточнить, какая именно. Если речь идет об индастриале или метале, то, скорее всего да, частое прослушивание этой музыки скажется в первую очередь не на психике, а на барабанных перепонках. А вот фолк-рок или лайт-рок такого действия при всем желании не возымеют, поскольку это абсолютно не экспрессивная музыка. Интересно, что среди направлений отмечается такое, как «христианский рок». Представляется, что данное понятие звучит также абсурдно, как, к примеру, «ружье пацифиста» или «расческа для лысых». Кроме того такой термин служит своего рода «лазейкой», используемой западными рок-исполнителями – вроде бы в песни звучит и тема Бога, и тема веры, но по сути своей песня носит далеко не христианский характер. То есть, для христианского рока первичен дух, а не словесная составляющая. А кто ещё может дать проникнуть духу православия в песню, как не страна, век от века хранившая православные традиции? Скорее всего, правильнее было бы произносить не «христианский рок», а рок-музыка с элементами православной тематики, тем более, что и групп, поющих только на христианские темы очень мало, в отличие от групп, на альбомах которых песни такой тематики появляются время от времени. В России так и вообще, пожалуй, можно назвать только одну группу христианского рока – «Трубный зов», которая была образована в 1982 году в Ленинграде. Увы, но группа так и не стала известной, а тексты ее песен скорее походили на проповеди, что несколько лишало их художественности и придавало излишнюю прямолинейность. Позднее темы православия, веры стали звучать в творчестве Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Константина Кинчева и группы «АлисА», Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Вячеслава Бутусова, а также Ильи Кормильцева и групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», Дмитрия Варшавского и группы «Черный кофе». Частично православная тематика появляется в творчестве групп «Кино», «Сплин», «Ария». Не забудем и про Дмитрия Ревякина и «Калинов мост» – песни группы прошли эволюцию от язычества до христианства. И если изначально тема веры звучала, что называется «в пику» существующему советскому режиму с его ограничениями и запретами, то позднее эта тема зазвучала более осознанно, лидеры ведущих российских рок-групп и сегодня подчеркивают, что они люди верующие, а тема православия и поиска спасительного пути звучит и ныне в их творчестве.

Мнение церкви.
Среди священнослужителей нет однозначного мнения по поводу рок-музыки и так называемой христианской рок-музыки. Да, наверное, его никогда не будет, так как по-хорошему нужно рассматривать каждый конкретный случай, каждую конкретную группу, мелодию и текст. В сети интернет в открытом доступе можно найти видео – кусочек из передачи «Слово пастыря», в котором Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дает ответ на этот вопрос. Он говорит: «Лично я рок не понимаю. Он меня не вдохновляет. Даже, наоборот, раздражает». Но в то же время Патриарх Кирилл дает отсылку на различное восприятие человеком музыки и говорит о том, что рок-сцена может также служить и местом проповеди, где молодые люди будут иметь возможность, даже находясь вне стен церкви, услышать Слово. Ни один из Соборов Русской Православной Церкви по этому вопросу не высказывался, как впрочем, ни разу не обвинял рок-музыку. Каждый из священников имеет свое мнение по этому вопросу. К слову сказать, в Греции в одном монастыре существует рок-группа, состоящая из монахов, которой руководит настоятель. Они выступают с концертами и даже записывают альбомы, Священноначалие Греческой Церкви при этом не возражает их деятельности. Особняком стоит представитель Русской православной церкви, настоятель храма Симеона и Анны в Петербурге, о. Олег Скобля, также исполняющий свои песни с рок-музыкантами и соответствующим образом их оформляющий. Так же исполняет свои песни иеродиакон Рафаил (Романов), который создал первую православную музыкальную группу «Сыновья России», которую благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Должно быть, рок-музыка помогает выразить крайние чувства, в том числе человека верующего. То, что принято называть агрессией, на самом деле чаще всего оказывается экспрессией – то есть, крайним выражением чувств. Действительно, кто-то может проникнуться симпатией к православной вере и услышать зовущий глас Господа, слушая мелодичный и стройный церковный хор, а кто-то задумается о смысле этой жизни и жизни вечной услышав какую-нибудь «песню-боевик» о последних днях этого мира из репертуара группы «АлисА». Главное, чтобы все это не преодолевало грани дозволенного, эстетики и здравого смысла, иначе получится, как в сегодняшней Европе – с утра служба в храме, а сразу после рок-концерт знаменитой группы. Такие вещи у нас просто недопустимы! Ну а если рассудить здраво, то любая вещь, созданная человеком способна как послужить поводом к соблазну, так и стать поводом к спасенью. Многое зависит от нас самих. Если рок-музыка, действительно, дает нам силы укрепляться в вере, то почему бы и нет, но если нас грызут сомнения, лучше перестать слушать подобные вещи. Хотя, если подумать здраво, куда больший вред приносит «попса», засилье которой стало восприниматься, как норма, но на самом деле это бомба замедленного действия, способствующая растлению молодого поколения и утрате всяческого эстетического вкуса. Но это уже совершенно отдельная тема для разговора.
В заключение стоит привести строки из замечательной песни группы «Аквариум», которые позволят поставить скорее не точку, а многоточие:

Читайте также:
Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

Может быть, будет тепло, как ты хочешь,
Может быть, с каждым днем будет делаться все холодней,
Не верь ни единому сказанному мной слову,
Но прислушайся к мерцающей звезде –
Господу видней!

Можно ли православным слушать рок?

У всех людей разные музыкальные предпочтения. И найдется немало поклонников рок-музыки, среди которых, кстати, есть очень верующие люди. Угодна ли такая музыка Богу, и почему бытует мнение, что христианам не следует слушать рок — популярный вопрос на просторах рунета.

Как православному относиться к рок-музыке

Давно известно, что музыка оказывает на человека большое влияние. Этот факт подтвержден научно и спорить с ним не имеет смысла, ведь каждый человек, который имеет те или иные музыкальные предпочтения, согласиться с тем, что его эмоциональное состояние меняется под воздействием мелодии и слов песни. В последнее время очень активно обсуждается вопрос допустимости прослушивания рока воцерковленными людьми.

И здесь мнения разделились. Одни уверены, что рок-музыка — это что-то однозначно сатанинское и нечистое. Другие же парируют — это направление гораздо многогранней, чем утверждают первые, и нельзя однозначно грести все под одну гребенку.

История появления и влияние рок-музыки

Если же разобраться с историей появления данного жанра в музыкальном творчестве, то становится очевидным, что рок возник, как некая субкультура, протестующее движение, которому не нравится несправедливость и жестокость этого мира, фальшь и вранье. Казалось бы, неприятие таких явлений справедливо по своей сути. А, следовательно, и рок-жанр не несет в себе чего-то плохого. Такая музыка лишь обличает недостатки общества.

Но на деле все складывается несколько иначе. Существующий порядок вещей презирается, но в противовес ему пропагандируется распущенность и вседозволенность, а в песнях звучат антихристианские идеи. Принимая во внимание эту информацию, можно было бы однозначно заявить — да, рок не от Бога.

Достаточно взглянуть на музыкантов рок-групп, с дикими прическами, вызывающим поведением на сцене и аморальными текстами песен, вроде «Ramstein», «Kiss», «Rolling Stones» и тому подобное.

Есть ли христианская тематика в рок-музыке

Но ведь есть и такие коллективы, которые звучат совсем иначе — «Битлз», «Scorpions», например. В их песнях преобладают лирические мелодии и слова. Сам собой напрашивается вывод, что не в музыке как таковой дело, а в людях. Люди сочиняют музыку, люди ее исполняют. И если обратить взор на отечественные музыкальные группы, работающие в этом жанре, то можно найти примеры с очень даже интересным и приятным звучанием, глубоким смыслом.

Нельзя однозначно клеймить все произведения творением сатанинских услужников. Да, есть явно демонстрирующие свою любовь к антихристианским символам и идеям проекты. Их творчество сложно назвать музыкой — это скорее громыхание и рев, вызывающие у любого нормального человека плохое самочувствие и раздражение.

Но есть и другие, которые пробуждают в человеке возвышенные чувства и способствуют возникновению желания найти Бога. На некоторых православных форумах, где обсуждается данная проблематика, многие люди писали о том, что рок помог им прийти в храм, где они прониклись духом православия. И вряд ли это были песни Оззи Осборна или Мика Джаггера.

Поэтому на вопрос, каким должно быть отношение к року со стороны православных христиан, дать однозначный ответ нельзя.

Важно! Нужно быть избирательными — вот главное правило. И всегда ориентироваться на учение церкви, анализируя соответствие музыкального продукта тем или иным критериям.

Ведь никто не станет опровергать тот факт, что поп-музыка, рэп или хип-хоп очень часто не несут в себе ничего хорошего. Опять же следует акцентировать внимание не на жанре, а на конкретном проекте. В любом направлении найдутся аморальные примеры и действительно стоящие вещи.

Православные группы

После периода перестройки на отечественном пространстве начали появляться рок-группы, песни которых пронизаны христианской тематикой. Их исполнители поют о душе, о Боге, о грехе. Например, к таким сегодня можно отнести «Черный кофе», «Алису», «Галактическую федерацию», «Калинов Мост».

Говорить однозначно о том, отвечает ли их творчество всем канонам Православия, людям, не обладающим глубокими религиозными познаниями, сложно. Среди духовенства на сегодняшний день свою поддержку отечественному христианскому року высказывает диакон Андрей Кураев.

Мнение церкви

Представители духовенства в своих мнениях занимают разные позиции. Безусловно, никакого оправдания нет року, который несет в себе идеи сексуальной распущенности, сатанизма, удовлетворения пагубных страстей вроде алкоголизма, наркомании и тому подобное. Здесь все единогласны.

Но, что касается творчества коллективов, которые поют о Боге, о любви, о превратностях жизни, то тут есть как защитники, так и противники. Церковь не одобряет того, что может привести человека в состояние уныния или грусти, вызвать в нем другие эмоции схожего характера. А песни рок-музыкантов, нужно признать, часто именно такое настроение и вызывают.

Грань очень тонкая. Многое зависит от самого человека, ведь каждый пропускает полученную извне информацию через призму своего жизненного опыта. Поэтому вывод вырисовывается сам собой — проблема не в роке, как в жанре, а в людях, которые его играют и слушают.

Читайте также:
Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки

Важно! Бог не музыку будет судить, а каждого человека.

Мнение священника

Священник Сергей Лепин — яркая личность на просторах современного интернета. Он ведет свой блог, который многие считают наиболее миссионерским во всей блогосфере.

Не так давно одно из изданий опубликовало интервью с батюшкой, во время которого ему задали много вопросов, в том числе и о роке. Как выяснилось, сам отец Сергей пришел к вере через рок-музыку. В юные годы у него даже была собственная группа, которую он организовал.

А знакомство с церковью началось довольно неординарно. Как-то они с друзьями решили пригласить священника на одну из своих «тусовок». Сергей отправился в церковь. В итоге пастырь не был приглашен, но пребывание в храме не могло не наложить отпечаток на молодого человека. Второй знаковой встречей стала совместная поездка в общественном транспорте с незнакомым пожилым мужчиной, продавшим Сергею небольшую карманную Библию.

Молодой человек начал втайне читать книгу и вскоре понял, что хочет связать свою жизнь с Богом. Он решил поступить в духовную семинарию, что предопределило его дальнейшую жизнь.

Сегодня, говоря о роке, отец Сергей акцентирует внимание на том, что музыка — это всего лишь 7 нот, расположенных в определенной последовательности. Все остальное — это человек.

В роке есть масса того, что заслуживает порицания по всем законам Божьим. Но в то же время, по словам священника, рок обнажает многие социальные проблемы, заслуживающие внимания общества. Впрочем, как отметил Сергей Лепин, сегодня рок-музыка стала более гламурной и попсовой и уже не выполняет той мировоззренческой роли, что раньше. Это связано с тем, что новое поколение молодежи имеет другие способы, с помощью которых может заявить о своем несогласии и протесте.

Важно! Говоря же о том, как духовенство реагирует на подобную музыку и с чем это связано, батюшка сказал, что осуждение, как правило, вызывают инфернальные мотивы. Но они не везде присутствуют.

Допустимо ли православному слушать рок-музыку

Основываясь на высказывании апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.», можно заключить, что решение о прослушивании рок-музыки необходимо принимать на основании отсутствия в ней антихристианского посыла.

Музыкальные произведения влияют на человеческое сознание. И если оно еще неокрепшее, как, например, у подростков и молодежи, то в него легко внедрить не совсем правильные идеи. Вот чего следует опасаться.

А чтобы не допустить такого, нужно приобщать молодое поколение как можно раньше к церкви, чтобы заполнить Богом ту пустоту в душе, которую юные люди стремятся заполнить роком. Тогда есть надежда на то, что человек сумеет распознать под модной личиной опасное для себя и не станет проникаться его смыслом.

Православная Жизнь

Эпатажный вид, татуировки, пирсинг, оглушающий ритм бас-гитары и ударных, рёв вокалиста на сцене… Нужно ли православному человеку всё это? В отличие от другой музыки, рок и металл — не просто увлечение. Они определяют стиль жизни, поведение и образ мышления. Вот почему ни одно другое музыкальное направление не вызывает столько споров в православной среде. Рокеры, употребляющие наркотики и кончающие жизнь самоубийством, толпы фанатов, преклоняющихся перед лидерами групп, демонические образы в песнях, агрессивный протест против этого мира у панк-рокеров… О том, нужно ли завязывать с роком, если ты пришёл к вере, размышляет настоятель храма иконы «Всех скорбящих Радость» Доброполья священник Димитрий Паламарчук.

Священник Николай Кокурин, клирик Нижегородской епархии, помощник благочинного Сокольского округа по культуре

«С кем ты?»

Может ли христианин слушать рок-музыку? Может. А почему нет? Христианин вообще такой человек, который может всё. Правда, есть и другой аспект: всё, что мы в себя помещаем, нами потом и становится. Некоторые исполнители, некоторые песни призывают к хулиганству, употреблению наркотиков, оккультизму и тому подобному. Один из критериев, по которому христианин должен смотреть, может он слушать эту музыку или нет, — ее наполнение. Направлений в рок-музыке до того много, что свести его только к наркотикам и дьяволу, к сожалению или к счастью, не получится.

Сейчас нужно очень осторожно подходить к выбору музыки. Но есть ряд групп, которые поднимают действительно очень важные темы.

Однажды старцы пришли к преподобному Антонию Великому и спросили: «Что самое главное в христианстве?» Он отвечает: «А вы что думаете?» Один встаёт и говорит: «Самое главное — это пост». Все: «Да! Точно, пост!» Антоний спрашивает у другого: «А ты что думаешь?» Тот: «А я думаю, самое главное — это молитва, потому что если нет молитвы, какой там пост». Все говорят: «Точно! Молитва!» Третий говорит: «Главное, знаете, не пост и не молитва, главное — послушание. Какими будут молитва и пост, если нет послушания?» Те говорят: «О! Точно! Он прав!» А преподобный Антоний говорит: «Знаете, и с молитвой можно в прелесть впасть, и постом можно себя измучить, и послушание можно превратить в рабство. Главное в христианстве — это рассуждение».

Вот если мы к выбору музыки будем подходить с рассуждением, то мы поймём, что нам можно слушать из рока, а что лучше не надо — не только пользы не принесёт, но и навредит, наверное.

За некоторыми исключениями, в рок-музыке ничего плохого нет. Я знаю, что многие православные слушают AC/DC кроме песни «Дорога в ад». Слушая западные группы, мы, в основном, не вдумываемся в слова. Можно слушать, знать примерно, о чём поётся в песне, но не соответствовать тем словам, которые там есть. Главное — понять, почему я это слушаю. Слушание музыки не должно быть в ущерб молитве или духовному чтению.

Есть ряд рок-групп, которые не то что не пропагандируют зло, а, наоборот, поднимают очень важные социальные и моральные темы: «Задумайтесь! Посмотрите на окружающий мир, окружающих вас людей». Они говорят, что не везде красивая картинка, что есть ряд людей, которые живут за гранью бедности, что планета наша погибает в мусоре, что мы перестали ценить близких людей и вообще дорожить человеком…

Есть группы, которые открыто пропагандируют сатанизм и говорят, что якобы он ни к чему плохому не призывает и даже что это любовь к человечеству. Музыку, которая пропагандирует оккультизм, человек долго слушать не может: она очень приедается. Ещё в студенческие годы мне посоветовали группу Behemoth. Это польские блэк-металлисты. Адам Дарский — их вокалист, который победил рак и всем говорил: «Причём тут Бог? Бог тут ни причём». Они открыто пропагандируют сатанизм. Я прослушал несколько их альбомов, и мне стало скучно: у них все альбомы одинаковые. Не за что зацепиться. Любое творчество — это дар Божий. И если он не направлен в сторону Бога, он становится таким, как у группы Behemoth — всё одно и то же.

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

Мы не можем однозначно сказать, хорошая или плохая музыка у Linkin Park. Их вокалист Честер Беннингтон повесился. Но сколько людей благодаря его творчеству, особенно раннему, не свели счёты с жизнью из-за того, что они были белыми воронами? Они пели о том, что ты — это ты, и тебе не надо быть похожим на кого-то, старайся быть похожим на себя. В результате задумываешься о том, что я — не я, что я всё время пытаюсь подражать кому-то, где же настоящий я?

Рок до того широк… Есть такая группа — Hollywood Undead («Голливудская нежить»). С ними не хотела сотрудничать ни одна звукозаписывающая студия. Во многих песнях они поднимают важные социальные проблемы, и делают это довольно нелицеприятно. Их просили: «Вы чуть-чуть помягче, и мы с вами будем работать на ура». Они отвечали: «А в чём смысл тогда того, что мы делаем?» Но у них же есть ряд песен, лишенных нравственной или социальной тематики.

Рок можно разделить на коммерческий и некоммерческий. Кто-то, как AC/DC, выпускает четырнадцать одинаковых альбомов, и их все слушают, а кто-то ищет темы, на которые можно поговорить, и своё звучание, экспериментируют со звуком. Они не идут на компромиссы с собой ради прибыли. У них цель другая — донести до людей то, что они пережили, прочувствовали.

Рок христианский и христианствующий

Многие спрашивают: может ли рок быть христианским? На американской сцене есть направление «христианский рок». Но если мы посмотрим на тех людей, которые позиционируют себя как христианские исполнители, то увидим некоторое несоответствие. В своих песнях они призывают: ходите в церковь, читайте Библию, и всё будет хорошо. Поднимают какие-то, правда, интересные темы. Но есть другая сторона этой медали: их личная жизнь. Когда ты слушаешь какую-то группу, вольно или невольно интересуешься, что нового происходит в их жизни. И именно американских христианских рок-музыкантов можно обвинить в том, что они далеко не христиане. Они не соответствуют тому, что пропагандируют в песнях. Могу сказать, что лишь одна из известных мне групп, которая позиционирует себя как христианская, обошлась без громких скандалов — это Skillet.

Мне кажется, что выражение христианских истин в рок-музыке происходит неосознанно. Константин Кинчев не кричит на каждом углу, что он православный, но все знают, что он верующий. Когда у Кинчева спросили уже после прихода к вере: «Вы бы что-то поменяли в своей жизни, если был бы шанс вернуться?», он сказал, что нет: «Если бы я не прожил ту жизнь, которую прожил, я бы не стал собой, я бы не узнал себя».

Мне очень понравился и ответ Константина Кинчева, когда его обвинили в сатанизме из-за обложки альбома — на ней были изображены люди со штрихкодами на лбах. Он не стал оправдываться или отвечать на обвинения, а только спросил: «А вы вообще альбом слушали? Послушайте».

Валерий Кипелов ушёл из «Арии», когда сказал: «Ребята, песню „Антихрист“ больше не поём». Группа с ним не согласилась.

Творчество не стоит на месте. Мне непонятны люди, которые, если группа выпускает альбом с новым звучанием, непохожий на предыдущие, говорят: «Они скатились, продались, опопсели». Но творчество предполагает развитие. Меня очень радует, когда «тяжёлые» группы начинают играть более мелодичную музыку. Если группа играет музыку, отличную от той, что играла двадцать лет назад, это нормально — ведь музыканты сейчас стали другими. Многие со временем понимают ответственность — что то, что они сейчас играют, кому-то запишется в сердце. Люди воспринимают музыку как то, что даёт жизни вкус, заставляет задуматься о том, о чём они раньше не задумывались. И если человек слушает какое-то направление в музыке, он тоже не может оставаться на одном месте — он должен развиваться.

Есть русская рок-группа Lumen, которая в своих песнях призывала: «Хватит играть в Че Гевару. Пора им становиться». Че Гевара — революционер. В их песнях говорилось: хватит терпеть этот строй, давайте устроим бунт. Но если мы посмотрим на человеческую историю, то увидим, что когда рабы становились господами, а господа рабами, по факту ничего не менялось. Получается, это призыв просто поменяться местами — но в масштабе ведь ничего не изменится. Однако есть у них и другие песни. Там есть слова: «Гори, чтобы светить. Гори, но не сгорай». Здесь уже задумываешься, что ты должен нести свет. А где его взять, если в душе темнота? И эти слова заставят человека задуматься о вечном. Одна и та же группа в разное время писала такие разные песни.

Послушав группу, о которой я уже говорил, Hollywood Undead, понимаешь, что надо что-то менять в своей жизни — я же христианином называюсь. Музыка может отрезвлять. Многие ругают протоиерея Андрея Ткачёва за его грубость и резкость. На мой взгляд, он говорит всё это не тем, кто живёт церковной жизнью, а тем, кто ждёт «толчка в спину», чтобы идти вперёд. Тот, кому это не нужно, может послушать кого-то другого, например, протоиерея Артемия Владимирова. Так же и с музыкой.

Не сотворить себе кумира

Группа Amatory снимала и выпускала на DVD домашние видео — «туровые заметки», которые мне очень помогли не восторгаться ими. Глядя на то, как эти люди ведут себя не на сцене, а в обычной жизни, не возникнет мысли сделать из них кумиров.

Их вокалист Игорь Капранов ушёл со сцены и долгое время жил в монастыре послушником, а сейчас женился и посвятил себя заботе о семье, поёт в церковном хоре. Есть много его интервью, где он рассказывает, как обрёл веру. Он говорит, что в один прекрасный момент понял, что не созидается как личность, а разрушается. И с этим надо было что-то делать. Ему было 25 или 26, когда он об этом начал задумываться. Его друг позвал на Валаам, и он, никому ничего не сказав, туда уехал. Сам рокер говорит о том, что в рок-тусовке единицы сохраняют себя как личность.

Рок — это определённый стиль жизни и способ мышления. Это то, что должно развивать человека. Я не верю, когда говорят, что после рок-концерта люди пошли что-то крушить. Это говорят те люди, которые никогда в своей жизни не то что на рок-концерте, возле рок-концерта не были.

Конечно, смотря что подразумевать под роком. Я, произнося слово «рок», сейчас подразумеваю больше группы пост-гранжа: Nickelback, Three Days Grace… Десять лет назад я бы сказал, что рок — это Suicide Silence, Amatory, Stigmata, Sepultura — нью металл или хардкор. Но когда решил переслушать их — взялся за голову: «Я вообще это слушал?» Не могу сказать, что слушаю только рок. Мне очень нравится и Prime Orcestra — харьковский оркестр, который играет современные хиты, в том числе рок-хиты, Viva Vox — акапельный хор, 2Cellos — дуэт контрабасистов, «Трио Чайковского» — русские виолончелисты…

Читайте также:
Богадельня: определение и значение в православии, отличие от дома престарелых

Рок как путь к вере

Рокеру, возможно, проще прийти к вере, чем тому, кто слушает попсу. Как проще начать худеть человеку, у которого есть лишние 50 килограммов, чем тому, у кого лишних всего килограммов 5. Рокеры зачастую острее видят несовершенство цивилизации и болезнь человеческой души, поэтому у них есть дно, от которого они могут оттолкнуться. Хотя есть и рэп-исполнители «старой школы», которые тоже в своих произведениях стараются что-то важное сказать. Когда человек начинает искать выход, он его находит. А выход один — к Богу. У каждого может быть свой путь, но выход один.

Мой парадокс в том, что я сначала пришёл к вере, а потом пришёл в рок-тусовку. Об этом я уже рассказывал, когда мы говорили о неформалах.

Я выбираю рок

Сегодня, если выбирать, какую музыку слушать, я выберу рок. Из тех групп, что я слушал раньше, для меня значимыми остались Linkin Park, Three Days Grace, Nickelback, несколько треков Papa Roach.

Христианин, который регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, зачастую слушает музыку просто как фон во время спортивных тренировок или уборки дома. Христианин вообще тот человек, который не должен страдать бездельем, он каждую свободную минуту старается что-то сделать или почитать книгу, кому-то помочь . Ему некогда просто так сидеть и слушать музыку.

Как священник, который занимается с молодёжью, я стараюсь быть в курсе происходящего в мире музыки. То, что сейчас популярно, к сожалению, оставляет желать лучшего. Я не вижу никакого развития: всё какое-то очень поверхностное. Но сказать, что вся рок-музыка — это плохо, нельзя. Как и сказать, что вся она хороша, тоже нельзя. Можно сказать словами апостола Павла, которого я очень люблю: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). И потому, слушая музыку, нужно помнить о заповеди «не сотвори себе кумира» и отдавать себе отчёт, к соответствию каким идеалам эта музыка призывает.

Андрей Кураев: «Можно быть православным и слушать рок»

Профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Он родился в «железобетонно атеистической» (по его собственному выражению) семье. Он учился на кафедре научного атеизма. Он осмеливался спорить с самим Патриархом Алексием II, а с ним самим кто только не спорит. Рокеры Константин Кинчев и Юрий Шевчук называют его своим другом. Рериховцы считают своим врагом. Он всего лишь диакон, но при этом один из самых известных представителей РПЦ.

В 35 лет он стал самым молодым профессором богословия в истории России. Суммарный тираж его книг 600 тысяч экземпляров. В течение года он объезжает с лекциями более 50 городов. Не так давно отец Андрей Кураев побывал в Красноярске.

Безбожное прошлое

Отец Андрей, что же вас, дипломированного атеиста, привело в лоно церкви?

Не что, а кто — Господь привел. Это во-первых. А во-вторых, я пришел в церковь в поисках смысла жизни.

В таком случае кто привел вас на кафедру атеизма? Дьявол? И в поисках чего вы на эту кафедру пришли?

В том, что я поступил на кафедру атеизма, не было ничего идейного. Я не был одержим зудом атеистической работы.

Звучит почти как «не был одержим бесом»!

Да! История моего поступления в МГУ такова. По своему складу я безнадежный гуманитарий. Меня можно запускать на засекреченные оборонные предприятия и не бояться, что я выдам секреты врагу. Не выдам. Потому что ничего не пойму и не смогу объяснить. Для обозначения технических приспособлений в моем лексиконе есть лишь три слова: «диковина», «фиговина» и «хреновина».

Соответственно, поступить на технический факультет я не мог по определению, а из всех гуманитарных выбрал философский. У меня отец философ, в пору моего поступления в университет он работал в президиуме АН СССР, был референтом академика Федосеева. И я, можно сказать, вознамерился продолжить династию. Но как раз то, что отец — философ, и стало причиной того, что я оказался на кафедре атеизма.

Надо ли понимать это так, что ваш отец, Вячеслав Иванович, по своей научной специализации атеист и вы пошли по его стопам?

Ровно наоборот. У отца другая специализация, а я изначально намеревался специализироваться по кафедре зарубежной философии. Однако произошло следующее. Пришел я на экзамен. Вытянул билет. Первый вопрос — китайская философия, второй — Аристотель. По Китаю я не знал ничего. По Аристотелю ответил очень даже сносно. В уме прикинул: «два» за первый вопрос и «пять» за второй в результате дадут «тройку». Но экзаменатор поставил мне «отлично» и сказал: «Передайте привет отцу». Тогда я встал перед выбором: или всю жизнь передавать приветы, или искать собственный путь.

Ну и ну! Другой студент порадовался бы халяве, а вы, значит, решили выйти из отцовской тени?

Совершенно верно. Нужно было только определиться, в какую сторону выходить. На кафедру логики? Но там тоже прекрасно знали моего родителя. На кафедру марксистско-ленинской философии? Но марксизм мне был, мягко говоря, неинтересен. Оставалась кафедра атеизма. По сути та же зарубежная или, иначе говоря, несоветская, немарксистская философия, только с более узким выбором тем.

А правда ли, что вы, мало того что учились на кафедре атеизма, так еще и в университетском комитете комсомола отвечали за атеистическую работу?

Отвечал. Но признаюсь честно: вверенное мне направление деятельности успешно завалил. Единственное комсомольское дело, которое я сделал, — организовал для ПТУ, над которым шефствовал университет, концерт рок-группы «Воскресенье».

От фантастики к религии

О рок-музыкантах, с которыми вас связывают довольно теплые отношения, мы поговорим позже. Пока же позвольте попросить вас прокомментировать упреки ваших оппонентов: Кураев-де был атеистом и комсомольским активистом, а едва православие вошло в моду, надел рясу.

Комментировать вздор я не стану. Лучше приведу факт из своей биографии, и сразу станет ясно, кто прав, а кто нет. Так вот, крестился я в 19 лет, а родился, заметьте, в плюс 19 получается В еще не пахло ни перестройкой, ни модой на православие.

Читайте также:
Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Но почему все-таки вы уверовали в Бога и решили покреститься?

Это сложный и довольно интимный вопрос. Скажу только, что сейчас, задним, что называется, умом я понимаю, что еще с детства шел к религии. К примеру, я, возможно, не пришел бы к церкви, если бы в детстве не увлекался фантастикой.

Как одно связано с другим?

Очень просто. Фантастика прививает человеку то, что на философском языке называется феноменологическим мышлением. Феноменология интересуется не правдой, а смыслом. Феноменолог, анализируя текст, воздерживается от суждений о его истинности. Ему важна внутренняя логика сюжета, перекличка смыслов, поэтому он принимает условия игры, не рассуждая, выполнимы ли они.

Фантастические романы как раз задают такие условия. С первых страниц они сообщают читателю ряд аксиом, с которыми, если ты хочешь читать дальше, ты должен согласиться. Например, предположим, что возможны путешествия со скоростью выше световой. Или предположим, что возможны полеты на другие планеты. Или Наполеон победил при Ватерлоо. Читатель не должен спрашивать: правда это или нет? Читатель должен спрашивать: что из этого следует? И когда я начал читать библейские тексты, я не спрашивал: правда ли, что Христос воскрес? Я спрашивал: что следует из того, что Христос воскрес? Что означает этот сюжет? Имея навык чтения фантастических книг, я легко переступал через рационалистические ограничения. А потом игра закончилась, и началась жизнь, то есть правила игры стали правилами жизни.

В нынешней своей религиозной жизни вы читаете фантастику?

Бывает. Не так давно прочел Стругацких «Жиды города Питера». Мерзкая книжка! Откровенно подлая, националистическая и просто неверная. Хотя у тех же Стругацких есть замечательные вещи, более ранние. Кстати, хочу заметить: то, что фантастика помогла мне прийти к религии, вовсе не означает, что она точно так же поможет всем, и я отнюдь не призываю людей, желающих встать на путь православия, читать фантастические книги!

Как происходило ваше крещение?

Я крестился в храме Иоанна Предтечи в Москве. Храм выбирал только по одному критерию — чтобы был как можно дальше от дома и университета. Боялся встретить в церкви знакомых: вдруг настучат куда надо, вот и забрался за пределы зоны доступа. Кстати, сейчас я себя за ту свою боязливость корю. Я ведь служу диаконом именно в этом храме, мотаюсь на службы — полтора часа в одну сторону, полтора — в другую и по дороге ругаю себя: «Что ж ты, мерзавец, таким трусом был?!» А крестили меня, помню, без назиданий и пояснений, с шутками-прибаутками.

Соответственно никакого возвышенного настроя у меня не было. И только когда я вышел из храма и вошел в метро, произошел тот сдвиг в душе, ради которого я искал крещения. В этом смысле мне повезло.

В чем же везение?

Если бы Божья благодать пролилась на меня в храме, это потворствовало бы атеистическому мышлению, дескать, в храме необычная обстановка, одно, другое — отсюда и эмоциональное переживание.

А счастье, снизошедшее на меня в будничном метро уже ничем, кроме чуда Господня, не объяснить. И то, что счастье настигло меня в столь заурядном месте, лишь укрепило мою веру.

Дела семейные

Как ваши родители-атеисты отнеслись к тому, что вы воцерковились?

Поначалу они ничего не знали. Я им говорил, что иду на дискотеку, а сам шел в храм. Не потому, что я не доверял родителям или скрытничал. Просто понимал, что правда для них будет болезненна, у них ведь были свои представления о том, как мне жить, какую делать карьеру. Когда родители узнали, были и слезы, и долгие трудные разговоры. Однако уже через пару дней отец сказал: «Знаешь, а может, и неплохо, что ты крестился. По крайней мере, теперь в твоих руках ключ от всей европейской культуры».

Вам удалось приобщить отца и мать к православной вере?

Я никогда особо не миссионерствовал дома. Моя мама, Вера Трофимовна. она уже ушла из этого мира, скончалась этим летом. Так вот, она не была воинствующей атеисткой, и в храм ее удавалось сводить, и квартиру освятить она согласилась. А отец, полагаю, именно в связи со смертью супруги начал задумываться о вопросах веры, и несколько раз я из его уст слышал слова серьезного отношения к религии, что меня, конечно, радует. Кого мне действительно удалось воцерковить, так это брата! Дмитрий младше меня на семь лет. Когда я пришел к Богу, он был в подростковом возрасте и, как все подростки, искал себя. Я начал ненавязчиво помогать ему в этих поисках, проводил, так сказать, развращающую идеологическую работу. В итоге брат сейчас церковный человек. Взял в жены хорошую православную девушку, две дочки у них — вот они-то как раз активно приобщают к вере дедушку, нашего с Дмитрием отца.

Вы сами женаты?

Нет. В юности я влюблялся, но это было еще в те доисторические времена, когда я не был крещен, так что это был не совсем я. Ну а после Господь вел меня к тому образу жизни, который я сейчас веду, и, наверное, поэтому не посылал мне больше влюбленности. Я из-за этого не переживаю. Я просто сказал однажды: «Господи, да будет воля Твоя. Если Ты считаешь, что мой путь — это путь семейный, то пошли мне такую девушку, чтобы я сразу понял: это — она. Если нет, то управь иначе». Господь управил: я окончил МГУ, поступил в Московскую семинарию, потом учился в Бухарестском богословском институте, по окончании которого там же, в Румынии, был рукоположен в сан диакона. Кстати, в Румынии произошел забавный случай, связанный с моим братом. Он приехал ко мне туда погостить, я месяц возил его по монастырям и храмам, а когда он уезжал, спросил его: «Дим, что тебе запомнилось больше всего?» Думал, он скажет что-то о церквах или хотя бы про море, про красоту Карпат. А он вдруг выдал: «Оказывается, епископы бывают худыми!»

Отец Андрей, коли уж вы обмолвились о своем рукоположении: почему вы довольствуетесь диаконским саном — самым низшим в церковной иерархии и не идете вверх по карьерной, так сказать, лестнице? Вас даже называют «вечным диаконом».

Никто не вечен. Все умрем. Мой сан меня вполне устраивает. С одной стороны, я в качестве диакона служу в церкви, принимаю участие в таинстве, напитываюсь им. Кроме того, мне легче общаться и со священниками: я состою с ними в одном сословии, и со светскими людьми: они видят, что я в рясе, и относятся ко мне соответственно. С другой стороны, я не священник, это значит, что у меня больше свободы. Свободы в выборе образов, аргументов и слов, которые я использую в своих проповедях. Свободы в стиле поведения. Свободы перемещений, наконец. Какому священнику позволили бы так часто отлучаться из храма? Я же в течение года объезжаю не менее полусотни городов!

Читайте также:
Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

В Библии, кстати, сказано, что если апостол находится в одном городе дольше трех дней, значит, это лжеапостол, значит, он застрял в городе не ради того, чтобы нести людям слово Христово, а просто потому, что его там хорошо кормят. Вот я, наверное, единственный из всех современных миссионеров, кто этот библейский завет — не оставаться в городе надолго — выполняет.

Не попса и рок-н-ролл

На своих лекциях вы разговариваете со слушателями простым доступным языком, рассказываете занимательные факты из истории церкви и даже анекдоты травите. Это, конечно, очаровывает и подкупает. Но нет ли опасения, что такая популяризация религии может сослужить плохую службу? Не получится ли так, что человек, придя в православие после ваших лекций, поймет, что религия не так легка и увлекательна, и, возможно, разочаруется в ней?

Я не согласен с тем, что то, что я делаю, — популяризация. Да, недалекие люди навесили на меня ярлык «религиозная попса». Но это совершенно не так. Напротив, я в своих выступлениях всегда подчеркиваю сложность и неоднозначность религии.

Я как раз готовлю людей к тому, что мир церкви непрост. Популяризация религии — это проповедь деревенского батюшки: «Спаси Господи! С праздничком!» Мои же лекции рассчитаны на пробуждение мысли. И опасаться надо не того, что человек, придя после моих лекций в приходскую жизнь, встретит там что-то сложное и глубокое: такая встреча повод не для опасения, а для духовного роста.

Опасаться надо обратного — того, что человек, весьма вероятно, встретит любителей простых решений, которых среди священников достаточно. Такие священники не умеют или считают ниже своего достоинства разговаривать с паствой по-человечески, поэтому идут по пути наименьшего сопротивления — встают в позу памятника, возносятся на десять ступеней надо всеми и назидают. Я же во время своих лекций, наоборот, схожу с пьедестала и показываю: можно быть православным, но при этом быть нормальным современным человеком, жить нормальной жизнью, травить анекдоты, смотреть фильм «Матрица», читать «Гарри Поттера» и ходить на рок-концерты.

И проповедовать на рок-концертах! Далеко не все даже ваши коллеги по РПЦ одобряют ваше сотрудничество с рокерами, верно?

Христос не то что на рок-концерт — Христос в ад сошел, чтобы души грешные спасти! А тут никак успокоиться не могут. Церковь должна достучаться до молодежи, а для этого она должна говорить на понятном молодежи языке. Какой это язык? Церковнославянский? Помилуйте! Язык Пушкина? Тоже нет! В одной школе детям прочли стихотворение Александра Сергеевича и попросили нарисовать иллюстрацию к услышанному. Так дети строчку «Летит кибитка удалая» иллюстрировали следующим образом: рисовали некое НЛО кубической формы, поскольку слово «кибитка» ассоциировалось у них со словом «куб»! Взрослые люди не понимают, что у их детей совсем иное мировосприятие, иной менталитет. Взрослые люди живут в иллюзии: мы православные, наши дети — это наши дети, значит, они тоже православны от рождения. Это не так. Наши дети — это не только наши дети, но и дети МTV, «Пепси-колы» и много чего еще. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были православными, надо говорить с ними о православии так, чтобы они нас поняли.

Как началось ваше сотрудничество с Кинчевым?

Небольшая предыстория. Однажды я поймал попутную машину. Еду, а по радио в машине — тяжелый рок. Я не вслушивался, но вдруг фраза из песни меня зацепила: «Я иду по своей земле к небу, которым живу». Я был потрясен! Ведь это точная формула православия! На следующий день выяснил у знакомых студентов имя автора и исполнителя — Константин Кинчев. И буквально через два дня мне звонит сам Кинчев: «Отец Андрей, давайте работать вместе: мой концерт, ваша проповедь».

Вот уж точно Божий промысел!

Воистину! Конечно, мы сомневались: как такой тандем будет воспринят? Но тем не менее решились. В Питере проходил фестиваль «Рок к небу» с участием Кинчева, Бутусова, Гребенщикова, Шевчука. Я должен был выйти на сцену с проповедью и, не скрою, волновался. Чуть ли не в первый раз в жизни заранее написал проповедь и выучил ее наизусть — обычно я говорю экспромтом, без шпаргалок, но тут подстраховался. Но, видимо, мы и вправду задумали богоугодное дело, потому что зал меня не отринул. А когда концерт закончился, я вышел к публике еще раз и сказал: «Ребята, небо — там, выход — там, Бог, надеюсь, в ваших сердцах, а рядом с вами — хорошие люди. Так вот, пожалуйста, не давите друг друга!» Потом начальник охраны спорткомплекса, где проходил фестиваль, говорил мне, что не помнит, чтобы молодежь так выходила с концерта — тихо, без драк, толкотни и визга. С тех пор я осмелел и периодически участвую в концертах Кинчева и Шевчука в качестве «приглашенной звезды».

Вы уверены, что фанаты музыкантов вас не только слушают, но и слышат?

Я не тешу себя мыслью, что после концерта с участием батюшки все дружно ринутся в храм. Я бросаю семечко. Когда оно взойдет? Не на следующий день — точно! Возможно, вообще не взойдет. Но я надеюсь, что всходы будут.

Отец Андрей, разрешите напоследок задать вам вопрос, который на протяжении столетий являлся предметом богословских споров: если Бог всемогущ, может ли Он создать камень, который сам не сможет поднять?

Бог давным-давно его создал. Этот камень — человек с его свободой выбора. Бог не сможет поднять человека, то есть не сможет привести его к себе, если человек сам не выберет путь, ведущий к Богу.

Р. S. Следующий приезд диакона Кураева в Красноярск состоится во второй половине ноября. Отец Андрей прочитает несколько лекций в нашем городе, а затем отправится с православной миссией в Абакан и Кызыл.

Об увлечении рок-музыкой

Об увлечении рок-музыкой

Добрый день, дорогие наши посетители!

Увлечение рок-музыкой – признак серьезного духовного нездоровья. Это знают родители тех молодых людей, которые слушают рок-музы­ку. Они пытаются как-то повлиять на своих детей, дают им читать статьи, в которых раскрывается сущность рока, его вред для души. Но вот ответ одного юноши, увлеченного этой страстью: «Я еще не читал ни одной статьи, которая заставила бы меня бросить слушать рок, содержала бы достаточно убедительные для меня аргументы». Существуют ли какие-либо рациональные аргументы для человека, ослепленного страстью, или здесь нужен иной подход?

Читайте также:
Православие и баптизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«- Увлечение рок-музыкой – это следствие серьезного коллективного нездоровья, как ду­ховного, так и душевного, и, в то же время, причина для многих нравственных и психи­ческих заболеваний.

Музыка имеет свой язык; это эмоциональный язык, где выражается интим человеческой ду­ши, гносис его чувств. Все процессы, проис­ходящие в природе и человеческом организме, имеют свой ритм. Разлад ритмов – это свиде­тельство о болезни и разрушении и предвест­ник смерти. Классическая музыка, хотя и не обладает духовностью, однако служит сред­ством гармонизации психофизических про­цессов в человеческом организме и поэтому приводит в состояние, которое можно назвать настроем чувств. Диссонанс – это разруше­ние ритмов, поэтому диссонанс звуков стиму­лирует чувство агрессии, что само по себе яв­ляется губительным для психики человека как продолжительные аффективные состояния.

В древнем Китае был вид казни: через громкие диссонирующие звуки человека сводили с ума, после чего он умирал. Рок-музыка, как и джаз, имеет свою мисти­ческую основу. Эта музыка – преемница язы­ческих культов и оргиастических мистерий. Жрецы доходили до исступления и резали се­бя ножами (в праздники Осириса и Изиды, а также Ваала и Астарты). Во время вакхана­лий люди доводили себя до такого состояния агрессии, что убивали все живое, находящееся на их пути.

В современной рок-музыке воплощено древ­нее дионисийство, только в более безобраз­ном виде. Музыка – это язык чувств, а если перевести его на язык слова, то мы услышим самые мерзкие богохульства и самую гнусную, циничную и истошную брань. К сожалению, некоторые священнослужители оправдывают рок-музыку как протест против диктаторских режимов и бездуховности обще­ства. Но это прыжок из мира эгоизма и взаим­ного отчуждения в мир безумия. Здесь – зве­риное желание уничтожить остатки законов и морали, предохраняющих общество от окон­чательного распада. В таком случае шабаш ведьм и колдунов – тоже протест, но против всякой морали, тоже духовность, только отме­ченная черным знаком сатаны. Один из апо­логетов рока заявил, что эта музыка не ме­шает ему заниматься Иисусовой молитвой.

Преподобный Иоанн Лествичник писал, что некоторые неопытные подвижники путали страсть сексуального характера с духовной любовью и, думая, что чисто молятся о пред­мете своей привязанности, на самом деле удовлетворяли свою похоть. Возможно, что данное лицо восприняло звуки рок-музыки, растормаживающие сексуальность, за духов­ность и стало читать Иисусову молитву, обра­щенную не к Иисусу Христу, а к Иисусу из Голливуда.

Что касается юноши, который заявляет, что его не могут убедить никакие аргументы о демоническом характере рок-музыки, то могу сказать, что рок – это такая же страсть, как пьянство и наркомания, а страсть – нелогич­на, чтобы можно было бы противопоставить ей аргументы и доказательства. Единственная возможность в таком случае – самому челове­ку быть честным по отношению к себе и Богу. Пусть во время рок-музыки он наблюдает за своим сердцем, что там: мир, который принес Христос, или же смятение чувств и хаос мыс­ли; что там: покой души и ясность ума или же состояние опьянения, где теряется само раз­личие между добром и злом? Мог бы он пред­ставить святого, имя которого носит, сидя­щим на концерте рок-музыки?

– Когда споришь с православными поклонниками современного рока и противопоставляешь року классическую музыку, слышишь такое их воз­ражение: «А ваш Чайковский был грешником!» «А вы не замечали, – начинаешь спорить, – что его музыка, кроме того, что очень талант­лива и в этом отношении неизмеримо превосхо­дит любые рок-опусы и вся проникнута покаяни­ем, вершина чего – Шестая симфония». Что еще можно сказать любителям рока?

– Надо ответить: Чайковский был кающимся грешником, а вы – апологеты греха, более то­го, у вас исчезло само понятие греха; грех воп­лотился в ритмы и мелодии вашей музыки, которой вы живете, чему вы поклоняетесь.

Как относится Церковь к современным музыкальным направлениям — фолк-рок, рок-музыка?

Здравствуйте! Вопрос вот в чём. Люблю слушать творчество музыкальных групп, таких как In extremo, Tanzwut (Германия). Жанр: фолк-рок; играют на волынке, колесной лире, на духовых и щипковых инструментах. Есть современные песни, а есть исполнение средневековых баллад. Является ли прослушивание такой музыки своеобразным неоязычеством, восхвалением лукавого? Как относится к этому Православная Церковь? Можно ли ее слушать? Нет ли опасности для здоровья души? Спасибо.

Доброго! Давайте рассуждать. Наверное, можно сказать, что пение сопутствовало человеку постоянно, с тех пор как он начал осознавать окружающий мир. Можно предположить, что оно было околоритуальным, а может быть, возникло и в более ранние времена.

Если ориентироваться на святоотеческое учение, то время, отведенное человеку на взращивание своей души, достаточно ограничено.

Семьдесят лет, аще ли же в силах, осмьдесят лет (Пс. 89.10).

Часто, как вы знаете, люди умирают в гораздо более раннем возрасте. Минус сон и еда. Думаю, поэтому отцы не рекомендуют развлекательные мероприятия и суетные занятия бытом, требующие полного «включения» в процесс. Вопросы «Не слушал ли скоморохов и гусельников? Не пел ли песни бесовские или не слушал ли за приятность иных поющих? — есть в чине мирской исповеди. Предлагается и епитимья за это. То есть Церковь это увлечение не поощряет.

Любому человеку, особенно без практики, сложно молиться сосредоточенно. Этому тоже нужно учиться. Распев церковных песнопений, как мне кажется, появился благодаря тому, что переключение с чтения на пение в богослужении помогает сохранить свежесть восприятия.

Затем, скорее всего, в околоцерковный обиход вошли т.н. духовные стихи, т.е. народное творчество на «духовную» тематику. Дальше шло все большее подключение «народности». Т.е. некое «развлечение» Церковь допускает, только степень строгости, наверное, каждый из заботящихся о своем спасении выбирает сам. Когда человек «растет», со временем нужда в музыкальном «допинге» снижается. При усердии христианину легче сосредотачиваться на словах и смысле молитвенного общения с Богом.

Являются ли конкретные песнопения неоязыческими, прославляющими темную силу или нет, мне кажется, можно установить из переводов, которые можно запросить в Гугле. А дальше уже самому выбирать — слушать ли что-то конкретное или воздержаться.

Бог в помощь вам в желании молитвы и обретении духовного разума!

  • Общие вопросы
    • О разделе
  • Духовная жизнь
    • Таинства Церкви
    • Воцерковление
    • Молитва, пост, добродетели
    • Грехи и страсти
  • Церковь и мир
    • Мода и красота
    • Наука, культура, искусство
    • Спорт
    • Государство и общество
  • Храм и традиции
    • Храм, служба, устав
    • Святыня
    • Иночество и монастырь
    • Праздники
  • Религия и Церковь
    • Жизнь после смерти
    • Вера и неверие
    • Писание и Предание
    • Старообрядчество
    • Заблуждения и суеверия
  • Психология
    • Муж и жена
    • Друзья и родственники
    • Мужчина и женщина
    • Отцы и дети
    • Самопознание
  • Жизнь и здоровье
    • Пища и питие
    • Человек и современность
    • Здоровье и болезни
    • Природа
    • Работа, деньги
    • Народы и страны
Читайте также:
Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Новое в блогах

Сообщество «Музыка 60х-70х-80х»

Церковь и рок-музыка

Широки врата

В последнее время не раз слышала высказывания, что Церковь отстала от времени: мол, давно пора и внешний вид священников осовременить, и рок-музыку использовать как средство благовестия по примеру протестантов. Вспоминали и К.Кинчева, и Ю.Шевчука как создателей «православного рока», несущих в массы свет и слово Божие. Известный московский священник вообще заявил, что если бы Христос пришёл в м i р сейчас, Он был бы рок-музыкантом и проповедовал бы именно таким образом. Представляете себе Нагорную проповедь под бешеный ритм рока? Что это? Недопонимание или провокация? На эти вопросы мы попросили ответить настоятеля храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерея Игоря ФИЛИНА.

НЕ НАДЕВАЙТЕ ЧУЖИЕ ЛИЧИНЫ

— Священник, даже если сам когда-то увлекался рок-музыкой и снисходительно относится к подобным увлечениям молодёжи, не должен стараться быть похожим на рокеров или байкеров и этой внешней похожестью их привлекать. Зачем? Будь самим собой.

— А если он в душе рокером остался?

— Если священник остался рокером — это беда. Понятно, что человек не может испытывать отвращение к тому, чем раньше увлекался, но ты стал священником, стал православным, так уж определись. Если ты мирянин, то по крайней мере только за себя ответишь перед Богом. Но священник — лицо, облечённое определённой духовной властью, и отвечает он пред Господом не только за себя, но за всех, кто его слушает и следует его словам. Так вот, если я беру на себя крест проповедовать среди рокеров, делать я это должен как священник, а не как рокер. Я сказал бы: «Я вас понимаю, сам в молодости увлекался. Но есть в мире нечто другое, и я хочу поделиться с вами своим духовным опытом». И я не буду ходить на рок-концерты, ибо хотя я и вынужден находиться в этой среде, но только чтобы проповедовать.

В связи с этим можно привести опыт известного художника-импрессиониста Ван-Гога. Он пытался быть священником, ибо был человеком, эмоционально сострадающим несчастным. Будучи в Голландии, он стал пресвитером в самом бедном районе. Помните, одну из его первых картин — «Едоки картофеля»? Он изображает голландскую семью, живущую в ужасающей нищете, питающуюся одним картофелем, который сами выращивают. Ван-Гог жил в такой семье, и чтобы стать им родным, ходил грязный, и тоже ел только картофель. Кончилось для него это психическим срывом, он не способен был дальше служить. Я это к тому, что священнику не обязательно жить так, как живут те, среди кого он проповедует. Он должен стать духовно близок людям и подавать им пример своей праведной жизнью, подражая, в свою очередь, Христу.

Вспомним свт.Николая Японского. Он в течение долгих лет изучал японский язык, культуру, литературу, читал книги, которые не каждый японец мог прочесть… Но он не стал японцем, не стал носить японское кимоно, говорить только по-японски, поклоняться, как японцы, предкам. Он остался христианином. И японцы, наблюдая за ним, видели, что у него есть нечто, что отличает его от других. И это нечто — любовь. Хорошо известна история, как к святителю ходил один самурай и хотел его убить. Но свт.Николай встречал его всегда доброжелательно, разговаривал ласково. И когда святителя прославили и хотели установить его мощи в церкви, японцы воспротивились: почему он должен находиться в православной церкви? Он принадлежит не только тем, кто исповедует Православие, но всему японскому народу. И доступ к его мощам для поклонения должен быть для всех.

Читайте также:
Смерть Иисуса Христа - главные факты, дата и год, история и особенности

Поэтому, я считаю, нет необходимости садиться на мотоцикл, подражая байкерам, или брать в руки гитару или барабанные палочки. Если тебе понятны и близки эти люди, ну так ты им скажи про Христа. И говорить это вовсе не обязательно языком рок-музыки. В ней действительно много неприемлемого: разнузданность, вседозволенность, наркотики, алкоголь, блуд, призывы к самоубийству, порой откровенный сатанизм. И для многих поведение священника-рокера или байкера, конечно, будет соблазном. Представьте себе пожилую или среднего возраста прихожанку, которая сначала видит своего приходского батюшку на рок-концерте в качестве рок-музыканта или гоняющего с молодёжью на мотоциклах, а потом идёт к нему в храм исповедоваться… Как она раскроет такому батюшке душу? Как будет внимать его наставлениям?

НЕ В БОРОДЕ СВЯТОСТЬ

Расскажу одну поучительную историю. Русский епископ едет в поезде, напротив сидит дама, приятная во всех отношениях, хорошо образованная. Она говорит владыке о том, что Церковь не современна, что непонятно, зачем батюшки ходят в таких одеяниях и носят бороды, что пора брать пример с католических священников, которые близки к народу, бывают на различных светских мероприятиях. Владыка, мудрый сердцем, внимательно и терпеливо её выслушал, а потом спросил: «А вы сами-то в Бога веруете, в церковь ходите?» — «Конечно». — «А скажите, к какому священнику вы бы пошли исповедоваться — к бородатому, с длинными волосами и в рясе, или к коротко стриженному, в сюртуке?» Дама удивилась, раздумала несколько минут и ответила: «Я бы пошла к тому, кто с бородой и в рясе. К такому душа больше лежит…» Конечно, дело не в бороде, — не в ней святость, но веками сложилось, что так должен выглядеть священнослужитель. Мы ведь говорим с вами не о зарождающейся, а о существующей православной культуре. И поверьте, в нашем современном обществе рок не самое страшное. Есть много других, более серьёзных проблем, которые недвусмысленно грозят нашему существованию.

Конечно, есть сатанинский рок, разрушающий человеческие души. Оболванивающий ритм, громкость музыки подавляюще влияет на психику человека или, наоборот, взбалтывает её, как яйцо для омлета. Вот недавно показывали фильм: учёный-японец проверял, как вода откликается на поступающую информацию. Он между двумя пластинками стекла поместил тонкий слой воды, потом воздействовал на неё музыкой — классической, эстрадной, народной, рок-музыкой, произнесением молитв, речью доброй или, наоборот, грубой бранью. Тут же эти пластинки с водой замораживались, и замороженная вода складывалась в узор, подобный морозным узорам на окнах зимой. Так вот, классическая и народная музыка, молитвы, слова любви давали красивый гармонический узор. А рок-музыка, крик, брань, слова ненависти порождали хаотическое переплетение линий, разрывы, смещения линий узора. Ещё мы знаем, что освящённая вода приобретает Божественные свойства — она не портится, благотворно действует на человека, исцеляет от недугов. К чему это я? К тому, что человек больше чем наполовину состоит из воды. Представьте теперь, как разрушающе на наше тело, на наш разум действует рок-музыка.

Кстати, для меня рок-концерт и футбольное поле с орущими болельщиками — одного поля ягода. Там и там выплеск эмоций вплоть до разрушительных — ломают, бьют, дерутся, пьют. Вспомним святоотеческое Православие, которое говорит нам о восьми страстях. Так вот, если я свою страсть перевёл в другую сторону — на футбол или рок-музыку, — можно ли считать, что я освободился от греховных страстей? Нет. Переход от одного состояния в прямо противоположное возможен только как некое чудо Божие. А для человека требуется постепенный переход. Даже если я вдруг уверовал в Бога, требуются годы, пока то, что есть во мне от прежней жизни, растворится или преобразуется. И душа станет откликаться на Божественную благодать и слышать тихий голос Господа. Святоотеческий опыт подсказывает нам, что прежние грехи и страсти не исчезают, надо молиться и ждать, чтобы они перегорели, стёрлись в порошок и ты стал другим человеком.

— Есть предложение: при храмах создавать рок-клубы. Молодёжь сначала «отрывается», а потом идёт на службу и молится.

— Это фантазия. Потому что молодёжь после этого не пойдёт в церковь, даже если тексты песен, которые они только что слушали или пели, — православные. Ведь можно проникновенно сказать: «Я люблю Бога», а можно заорать: «Я люблю Бога!» Чувствуете, насколько разный выплеск эмоций? Молитва произносится в тиши. И если мы хотим, чтобы музыка настраивала нас на молитвенный лад, — это должна быть особая, умиротворяющая музыка. А когда в церкви появляются громогласные концерты — это всегда разрушает, коверкает молитвенную атмосферу. Люди духовные это чувствуют и понимают. Можно вспомнить письмо композитора П.И.Чайковского киевскому митрополиту. Чайковский в Киеве всегда ходил в некий храм, где звучали простые духовные песнопения, от которых умиротворялась душа. А в последнее время в храме вдруг появились церковные концерты. Дело в том, что в своё время сложилась традиция петь допричастные стихи в то время, когда причащается духовенство. Потом вместо этих стихов появились церковные концерты на светскую музыку, разрушающую молитвенное состояние. Нельзя разваливать то, что создавалось в Православии веками. Об этом и писал Чайковский.

И когда после разрушительных страстей рок-музыки я иду в храм, то должен хотя бы успокоиться. На это уходит немало времени, потому что во мне звучат другие ритмы. Ритмическая музыка определённым образом воздействует на человека, зомбирует его. Поэтому вы не услышите в церковном обиходе музыку с чётким, навязчивым ритмом. Может быть, где-нибудь в Африке, где тоже есть Православие, и существует такая музыка… Но там другая культура, люди иначе воспитаны, иначе воспринимают мир.

А если мы начнём при храмах организовывать рок-группы и устраивать рок-концерты, храм перестанет быть храмом. Да и много ли тех, кто слушал рок с православными текстами, потом пришёл в храм? Хотите играть и слушать рок-музыку? — закройте храм. Наша задача Богу молиться, а не под рок-музыку беситься. Да, мы должны проникать во все слои общества, но не надевая на себя личину расцерковлённого, безбожного общества. Ап.Павел говорил: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую: не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21). Существует светская культура — и культура духовная, религиозная, и не надо их смешивать. Если ложку дегтя размешать в бочке мёда — мёд есть будет нельзя.

МОГ ЛИ ХРИСТОС СТАТЬ РОК-МУЗЫКАНТОМ?

— Кое-кто считает, что если бы Христос пришёл в мир сейчас, он был бы рок-музыкантом и именно таким образом проповедовал бы…

Читайте также:
Православные куличи и пасха: традиционные и современные рецепты праздничного блюда, особенности приготовления

— Не могу с этим согласиться, потому что Христос не был ни фарисеем, ни саддукеем, не причислял Себя ни к какой не только религиозной, но социальной или общественной группе. Он ведь не стал рыбаком среди апостолов. Мы не знаем случая, чтобы Он Сам закидывал сети и вытягивал рыбу вместе с апостолами. А если бы Христос был рок-музыкантом, Он так бы им и остался. И, может быть, имел бы некоторую известность среди рокеров, но ни в коем случае не среди других. Считать, что вся молодёжь увлекается и живёт роком, неверно. Мы нередко судим об окружающем мире, исходя из личного опыта. Но наш опыт — это такая малость!

Вот, например, я не могу понять нищего или бомжа. Я могу его пожалеть, постараться чем-то помочь, но не могу понять, чем и как он живёт. А ведь он живёт, у него есть свои радости, свои огорчения, своя философия жизни. Я также не могу понять, как живут монахи в монастыре, даже если буду жить рядом с монастырём, ходить туда молиться и нести какое-то послушание. Поэтому переносить свои желания, свои понятия на весь остальной мир или на всю Церковь — это по меньшей мере самонадеянно.

Сказать, что Христос был бы рокером, мог только рокер. Кстати, какой-нибудь байкер сказал бы, что Иисус был бы байкером, футболист — футболистом… Подумайте, мы даже Христа пытаемся делать под себя! А вот великий русский писатель Ф.Достоевский, когда понял, почувствовал Христову любовь, сказал, что если бы даже узнал, что Христос ошибался, — всё равно остался бы с Ним.

Есть замечательная русская пословица: «Каков поп, таков и приход». Да, личность священника должна нравиться прихожанам, приниматься ими, но… Из своего маленького священнического опыта расскажу. Я служил в храме Смоленской иконы Божией Матери, где кроме меня было ещё шесть священников. Я сказал настоятелю: «Отец Виктор, а ведь мы все такие разные». А он: «Но это хорошо. Потому что каждый приходящий в наш храм найдёт себе такого батюшку, какого душа просит». Другой священник добавил, что когда он заходит в храм, то сразу знает, кто сегодня служит, — по прихожанам, по выражению их лиц. Вокруг каждого батюшки собирается своя группа прихожан, и ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы батюшки сана своего священного не постыжали личной жизнью, чтобы руководствовались в жизни Евангелием, Деяниями св.апостолов, преданиями Православной Церкви, чтобы не несли в Церковь обычаи сегодняшнего мира, но, мудро осмыслив веками сложившиеся обычаи Церкви, предлагали их обществу.

А говорить, что Христос был бы рокером в наше время… Такое можно было сказать разве что в пылу полемического задора. Если бы это было так, то такой Христос большинству людей был бы совершенно непонятен. Но Он пришёл ко всем. Как говорил апостол Павел, «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам. А для язычников — из милости, чтобы славили Бога» (Рим.15:8,9).

Мне вспомнилась история, случившаяся, когда мне было 16 лет. Я слушаю с восторгом новый альбом «Биттлз», там есть песня, где голос и гитара вступают одновременно. Для меня, молодого, это было откровением. Я говорю маме: «Послушай, как это здорово!» Она улыбается: «Я тебе могу назвать много песен, где используется этот приём. Это не изобретение группы «Биттлз». Вот и с рокерами: надо не восторгаться вместе с ними рок-музыкой, а расширить их кругозор. Ведь молодёжь часто убеждена, что то, что они имеют, — это и есть сокровище, откровение, главное в жизни, а остальное — ерунда. Конечно, у молодёжи есть своя культура, свои предпочтения. Вот Виктор Цой пел: «Перемен, мы ждём перемен». Мне эта музыка непонятна, тексты кажутся примитивными. Но молодёжь принимала его, потому что вкладывала в его тексты своё понимание. Каждый по-своему понимал этот призыв к переменам. Мы в своё время слушали Высоцкого. Он пел душой, откликаясь на всё происходящее вокруг. В его песни можно было вместить любую человеческую судьбу. Мой знакомый любил песню «Охота на волков», говорил: «Это про меня». Какой он волк? Кто на него охотился? — непонятно. Но он так чувствовал, его это трогало. Быть может, так же и с роком, и кого-то он может сделать лучше, добрее, взрослее. Может стать ступенькой, чтобы идти дальше, выше… к Церкви. Но этого может и не произойти. Многих же шум и гам рока отталкивают. Так нужно ли им его навязывать? «От юности моея мнози борют мя страсти…» (Антифон 4-го гласа). И меня бороли многие страсти, но зачем же мне сегодня их идеализировать и распространять на других свой личный опыт? У людей свой опыт имеется. Об этом хорошо сказала поэтесса Т.Шорохова:

Тем, кто ищет подвига и чести,

Но не может в жизни обрести,

Ты несёшь евангельские вести,

Пробуя рок-музыкой спасти.

В тех — грехом окованных, — как узники,

Кто идёт в разврате до конца,

Ты вбиваешь молотом рок-музыки

Истину в оглохшие сердца.

Крестики помножены на нолики…

Но встаёт вопрос, как ни гони:

Те — твои несметные поклонники —

Понимают ли тебя они?

Если серьёзно говорить о роке, то он ведь многолик: корни одни, но ветвей-направлений много. Если это самовыражение молодого поколения — это одно; если отрицание существующего мира, который им не нравится, — другое; а если это призывы к наркотикам, к добровольному уходу из жизни — ну тут уж извините. Значит, надо мудро обратить внимание рокера на другое. Чтобы не только рок, но джаз, эстрада и классика стали ему понятны. Существует много задушевных, хороших по смыслу песен, которые будят во мне доброе — любовь к ближнему, к Отечеству, милость к падшим… Там, глядишь, и духовная музыка станет ему не чужда. Одна музыка служит для духовных переживаний, другая — для душевных. Со временем он решит, что спасительнее для души. Задача священника — стараться понять всех — и этого молодого, восторженного человека с его ценностями тоже. Не отрицать их, не говорить: «Брось сейчас же этот рок!» — ибо Бог создал его свободным. Но, как говорил ап.Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор.10:23).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: