Православие и секс: что можно и что нельзя, тонкости половой жизни православных, спорные моменты

О супружеских отношениях

Дорогой брат Дионисий, радуйся.

На новом лете да будет благословение Пресвятого Вифлеемского Младенца.

Я получил твое письмо по вопросу супружеских отношений (у женатых священнослужителей и у мирских), о котором ты мне пишешь. Поскольку святые отцы не дают точных указаний, как именно поступать, это означает, что речь идет о чем-то, где ко всем людям нельзя подходить с одной меркой, что они предоставляют это такту и чести духовного разумения и силы каждого в отдельности. Привожу примеры женатых мирян и священнослужителей, ныне здравствующих и мне известных, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Из их числа есть некоторые, имевшие связь по­сле вступления в брак и обретшие одни — одного, другие — двух, иные — трех детей и в дальнейшем жившие девственно. Иные имеют отношения один раз в году ради чадородия и затем вновь живут опять как брат с сестрой. Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели [1] , дабы было три дня до прича­стия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явив­шись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20,21-23).

Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным си­лам. Вначале, естественно, препятствует возраст. Однако по прошествии лет и по мере того как плоть ослабевает, дух может возобладать, при том что тогда и женатые начинают понемногу вкушать от Божественных услад; и это еще более помогает тому, чтобы они естественным образом отвлекались от плотских утех, которые и видятся им то­гда весьма ничтожными. Итак, и состоящие в браке некоторым образом освящаются и попадают в рай этой тропой, не так круто идущей в ropy. В то время как иноки устремляются прямо к вершине, карабкаясь по скалам, и поднимаются в рай.

Ты должен иметь в виду, что вопрос этих отношений касается не одного тебя и ты не имеешь пра­ва решать его сам, но только по взаимному согласию, как говорит апостол Павел (1 Кор 7,5). Когда и это будет достигнуто, то по взаимному согласию требует опять-таки осторожности: сильный должен вставать на сторону слабого. Во многих случаях одна сторона, дабы не огорчить другую, говорит, что согласна, но внутренне терзается. Главным образом это жены, так как они имеют мало страха Божия и обладают живостью плоти. Нередко по не­достатку рассуждения некоторые благочестивые мужья, слыша из уст жены, что она согласна, сразу без разбору переходят к большому периоду воздержания, и тогда жены терзаются, срываются в раздражительность и т. д. Мужья думают, что жены продвинулись в доблести и желают жить еще более целомудренно, в течение еще большего времени, и тогда у женщин появляется соблазн узнать приятелей и т. д. Когда и это произойдет, тогда у них начинаются угрызения совести (по поводу падения), а мужья пытаются жить еще более целомудренно, видя жен не имеющими расположения, по­скольку считают, что те больше их продвинулись духовно и не имеют желания плотских вещей. Причиною, естественно, является женский эгоизм и ревность, так как они чувствуют себя отстающими. Когда жена видит мужа желающим жить духов­ною жизнью, она принуждает себя превзойти его.

Прости меня за вторжение в чуждую мне область, ведь дело монаха — не эти темы, а четки. Но, чтобы не огорчить тебя, я вынужден был написать тебе по этим вопросам (о них мне известно со стороны), которые многим братиям в миру досаждают и дают поле деятельности диаволу.

Имеет большое значение, сходный ли темперамент у супругов. Когда у одного темперамент умеренный, а у другой — живой или у одного — живой, а у другой — умеренный, должно жертвовать сильному в пользу слабейшего, и тогда постепенно получит помощь и восстановит свое здоровье и второй, и тогда, будучи здравы, оба будут подвизаться.

Я уже говорил вначале и возвращаюсь к этому: требуется честная и с рассуждением борьба за освящение и женатого. Если мы посмотрим на это несколько духовно, мы поймем, что и женатые должны сколько-нибудь подвизаться (полагаю, это тоже неправильно, если бы они, будучи женаты, имели бы своей целью только еду, сон и плотские утехи; человек не только плоть, но и дух). Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу [2] . Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживает­ся в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений аборта и т. п.

Прошу у тебя прощения за свой плохой почерк. Поскольку у меня было одно духовное делание и затем сразу же множество писем, я пишу тебе в спешке, чтобы скорее приступить к своим занятиям.

Читайте также:
Рецепты постных блюд монастырской кухни - секреты и советы по приготовлению

Христос и Пречистая да будут с Вами.

Мое почтение отцу вашему, иерею.

С любовью о Господе монах Паисий

Келлия Честного Креста 1 января 1974 г.

[1] Мнение старца по этому вопросу не могло быть отличным от наставления апостола Павла (см.: 1 Кор 7,29) и апостола Петра (см.: 1 Пет 2,1).

Православие и интимные отношения — о половой жизни в православной семье

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах православия сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно заниматься оральным сексом или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет никаких упоминаний о сексуальных отношениях, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Богословие интимных отношений

Православие приветствует половую жизнь между венчанной парой, как акт Божьего благословения. Интимные отношения в православной семье — Богом благословенное действие, которое предусматривает не только рождение детей, но и укрепление любви, близости и доверия между супругами.

О семье в православии:

  • О патриархальной семье
  • Обязательно ли православной семье быть многодетной?
  • Какой иконой благословляют на брак

Бог создал мужчину и женщину по образу Своему, Он сотворил прекрасное творение — человека. Сам Всевышний Творец предусмотрел интимные отношения между мужчиной и женщиной. В Божьем создании все было совершенно, Бог создал человека голого, прекрасного. Так почему в настоящее время человечество так лицемерно относится к обнаженной натуре?


Адам и Ева

В Эрмитаже выставлены великолепные скульптуры, демонстрирующие красоту человеческого тела.

Творец оставил людям (Быт. 1:28) Свое наставление:

  • плодиться;
  • размножаться;
  • наполнять землю.

Для справки! Стыда в раю не было, это чувство появилось у первых людей после совершения греха.

Интимная близость запрещалась в дни, на которые приходились церковные посты. Приблизительно это 200 дней в году. Именно в этот период в результате воздержания не только плотского, но и духовного человек очищался от порабощающих инстинктов. В Великий пост интимные отношения были под строжайшим запретом. По мнению священнослужителей те, кто нарушал установленные церковью правила, был наказан. Супружеская близость в эти дни могла впоследствии привести к серьезной болезни или негативно сказаться на здоровье зачатого в этот день ребенка.

Как сделать дома чистящую губку не хуже покупной: простой экономный способ

В ФМБА рассказали о разработке вакцины второго поколения от коронавируса

6 марта 2021 — Родительская суббота: какую молитву стоит прочитать об ушедших

Православие и интимные отношения

Углубляясь в Новый Завет, можно проследить с каким негодованием и презрением Иисус относился к лицемерам. Почему половая жизнь в православии отодвигается на второй и третий план?

Во время поста основное внимание уделяется даже не молитве, а говенью, ограничению в еде, а как же быть с желаниями плоти?

Бог, создавая мужчину и женщину, предусмотрел, что они станут одной плотью и это произойдет во время интимных отношений. Две половинки станут одним целым, взаимно наполняясь духом друг друга. После половой жизни в муже живет часть жены и наоборот, а жена обладает частью мужа. Это духовные составляющие интимной жизни, которые созданы Богом.


Супружеская пара

Трудно представить, как живется в духовном мире тем, кто «разбросал» свою душу по множеству партнеров, имеет проблемы, даже не догадываясь, что причиной всему является беспорядочный секс.

До прихода Иисуса Христа на земле существовало многоженство, но это не были случайные связи. Царь Давид, муж по сердцу Бога (1Цар. 13:14), согрешил с чужой женой, потом женился на ней после смерти мужа, но и избраннику Божьему пришлось понести наказание. Ребенок, рожденный прекрасной Вирсавией, умер.

Имея много жен, наложниц, цари и обычные люди и думать не могли, что к их женщине может прикоснуться другой мужчина. Вступая в любовную связь с женщиной, мужчина обязан был связать себя семейными узами по законам церкви. Брак и тогда благословлялся священниками, освящался Богом. Дети, рожденные от законного брака, становились наследниками.

Важно! Православная церковь выступает за красоту настоящих близких семейных связей.

Что говорит церковь о супружеской близости перед причастием

Причастие – это таинство, которое заключается в освящении особым образом хлеба и вина, а затем и употреблении их. Оно дает возможность члену церкви «соединиться с Богом во Христе». Регулярное причастие требуется совершать для спасения души и вечной жизни.

Как к каждому таинству церкви, к причастию нужно подготавливаться. Перед предполагаемым днем проведения таинства, по правилам церкви, нужно соблюдать пост в течение 3 дней. Это касается и супружеских отношений. Церковь устанавливает, что заниматься любовью перед причастием нельзя, особенно в ночь перед таинством. Что касается воздержания после, то оно также должно быть – до вечера дня, когда проводилось таинство. По три дня, как до него, воздерживаться не нужно.

Интимные отношения или секс

В Библии нет понятия секс, но Святое Писание уделяет много внимания интимной жизни верующих. Связь между мужчиной и женщиной испокон веков является предметом вожделений и открытой дверью для искушения.

Читайте также:
Что делать, просфора заплесневела: советы и ответы священников

Секс во все времена ассоциируется с развращенностью, которая была известна от начала веков. За развратные действия, гомосексуализм и извращения Бог сжег огнем города Содом и Гоморру, не найдя в них праведников. С понятием секса связано оральное и анальное совокупление, которое православие относит к извращениям согласно Библии.

Чтобы уберечь верующих от греха блуда, Бог в 18 главе книги Левит из Ветхого Завета по пунктам расписал, с кем можно вступать в половую связь.

Представьте себе, Сам Великий Творец уделяет большое внимание близким, половым связям, благословляя интимную жизнь в браке.


Венчание супругов

Что строго запрещено церковью?

Кроме того, что сексуальные отношения были запрещены церковью в определенные дни, не допускалось следующее:

  1. Запрещены были сексуальные отношения вне брака – это являлось непререкаемым и рассматривалось как блуд.
  2. Церковью запрещался анальный секс, называлось это женонеистовство и признавалось противоестественным поведение.
  3. Отрицательно относится церковь и к уклонению от интимного долга, против воли одного из супругов. Если один из пары хочет интимных отношений, и они не запрещены в этот период времени, то отказ другого рассматривался, как грех.
  4. Рукоблудие недопустимо в православной семье и считается большим грехом.

Все остальные действия, такие как ролевые игры, взаимные услаждения и ласки, длительность процесса полностью зависят от предпочтений и благочестия супругов и были разрешены.

Минус около 6 кг: диетолог рассказала, как мужчина может похудеть уже к лету

Очень сильная молитва, которая читается перед Иверской иконой Божьей Матери

Ниагарский водопад на границе США и Канады частично покрылся льдом

Секс до брака

Почему православная церковь предостерегает молодых людей воздерживаться от интимных отношений до брака и сохранять целомудрие?

В Старом Завете описывается несколько случаев, когда блудники побивались камнями за прелюбодеяния. В чем причина такой жестокости?

В фильме «Десять заповедей» показана ужасная сцена убиения грешников камнями. Прелюбодеев привязывали за руки и ноги к кольям, чтобы они не могли укрыться, защититься, и весь народ бросал в них острые, огромные камни.

Это действие имело два смысла:

  • первое — для устрашения и назидания;
  • второе — дети, рожденные от такой связи, несли проклятие в род, лишали его Божьей защиты.

Семья, не венчанная Богом, не может находиться под Его защитой.

Нераскаянные грешники сами себя отлучают от Таинства Исповеди и Причастия, живя по собственной воле под атаками дьявола.

Что говорят святые о воздержании во браке

Ограничения в плотских ограничениях были предписаны верующим еще в Ветхом Завете. Евангелие и церковная традиция со времен апостолов указывают на земную жизнь, как на приготовление к вечной жизни. Одной из норм жизни христианина является умеренность и воздержание.

Многовековой опыт семьи показывает, что необходимость временно воздерживаться от близости сохраняет и усиливает взаимную тягу мужа и жены друг к другу. И наоборот, отсутствие ограничений приводит к обратному результату.

О запрете на супружеское общение до причастия написано в 5 правиле Тимофея Александрийского.

Он связан с христианским аскетизмом, как и временный от еды и питья. Духовные упражнения существуют для того, чтобы человек мог достичь внутреннего состояния, которое облегчит соединение и встречу с Богом. Это борьба с греховными желаниями и страстями.

За нарушение пищевого поста, по правилам церкви, полагается отлучение от причастия. О супружеском посте в правилах сказано так: воздерживаться от близости нужно исключительно по взаимному согласию, но таким образом, чтобы оно не приводило к расколу и разделению в семье. Такое отношение церкви к супружеской жизни, в целом, отражено в словах апостола Павла, который сказал, что воздержание должно быть по взаимному согласию, то есть это дело только самих супругов.

В то же время, если один из супругов настаивает, другому нужно уступить, так как неудовлетворенность может привести к прелюбодеянию. Или даже если прелюбодеяния не будет, отвергнутый супруг будет раздражаться, и это приведет к ссорам в семье.

Это вопрос частной жизни, поэтому в православии он не регламентируется. Канонически устанавливается только запрет на близость в ночь перед совершением причастия.

Как соединить целомудрие и секс

Христианская семья является маленькой церковью, основанной на любви. Чистота и целомудрие — основные каноны православных отношений, более всего раскрываются в половой связи венчанных супругов.

Церковь никоим образом не исключает половых отношений между партнерами, ибо это акт, сотворенный Самим Творцом для наполнения земли Своими детьми. Церковные законы четко регулируют жизнь православных верующих, включая духовную, душевную и физическую жизнь.

Для окунания в Божью благодать все православные должны возрастать духовно:

  • читать Слово Божье;
  • молиться;
  • пребывать в постах;
  • посещать храмовые служения;
  • участвовать в Таинствах церкви.

Даже монахи, живущие в скитах, не лишены душевных переживаний, а что говорить о простых христианах, находящихся в грешном мире?

Ежедневно каждый человек нуждается в пище, общении, любви, принятии и половой жизни, как естественной составляющей человеческого существования. Православная Церковь по Слову Божьему благословляет половую жизнь семейной пары, ограничивая ее на определенное время, это относится и к еде, посту, увеселениям и разным видам работ.

Молитвы о семье:

  • Молитва о мире и любви в семье
  • Молитва Матроне Московской о благополучии семьи
  • Молитва Николаю Чудотворцу о семье


Отношения между мужем и женой

Читайте также:
Православный патриарх - кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

В Первом послании Коринфянам, в 7 главе апостол Павел буквально, по словам расписал поведение брачных партнеров во время уединения: «Интимные взаимоотношения — закон, и отказываться от них здоровым людям не позволительно, ибо в этом случае виновниками прелюбодеяния будут оба партнера: тот, кто отказал и направил на грех, и тот, кто не удержался и впал в блуд».

Внимание! Нигде в Библии не сказано, что единственной причиной для супружеских близких связей может быть только рождение ребенка. При касании интимного вопроса вообще не говорится о детях, а только о любви, наслаждении и близких взаимоотношениях, укрепляющих семью.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

О православном сексуальном просвещении

Сложившаяся ситуация требует всерьез задуматься о православном сексуальном просвещении адекватном современности. Но что оно может собой представлять?

Всему сказанному выше противостоит, с одной стороны, современный медико-психологический подход к теме, — правда в основе различных течений лежат разные мировоззренческие установки, — и, с другой стороны, культмассовый потребительский подход, навеянный секс-индусрией. Первый подход очень значим для современности, второй примитивен и вреден.

Сегодня можно всерьез сказать, что сексуальная жизнь хорошо изучена и представляет собой часть достаточно цельного и, в общем-то, уже господствующего в современной культуре понимания мужеско-женских отношений. Уже давно описаны основные характеристики отношений между полами. О сексе говорят как о проявлении любви, о любви говорят не только как о красивой философии, но и помогают узнать ее в своих чувствах, переживаниях и опыте, помогают отличить любовь от увлеченности, настаивают, что семейная жизнь требует поддержки и не развивается сама собой.

Понятно, что из-за советского прошлого российский народ поотстал от всего мира. И все же уже не первое поколение воспитывается на таких классических авторах, как Эрик Берн, Александр Лоурен, Эрих Фромм, Ирвин Ялом, Карл Роджерс, Джон Грей, Гарри Чепмен и т.д. и т.п. От такого серьезного наследия нельзя просто отмахнуться. Как бы к этим авторам и их мнению не относиться, надо признать, что именно они задали основной вектор научного серьезного понимания мужеско-женских отношений и секса.

Совершенно понятно, что отсутствие адекватного современности православного взгляда на сексуальные отношения не останавливает христиан и доверяющих православию людей в поисках советов и объяснений интимной жизни. Некоторе обращаются к качественной и профессиональной литературе по сексологии или психологии или изучают опыт протестантских и католических авторов. Правда соотносить узнанное с православным пониманием человека и семьи приходится самостоятельно, как у кого получится. Есть вероятность, а для неверующих она очень высока, что источником информации станет какая-нибудь религиозная или экономическая секта или развратная «бульварная» литература. Поэтому я убежден, что для православия настало время изучить светские и инославные подходы, взять лучшее, выверить его в соответствии с православной антропологией и выработать свою развернутую и публичную позицию.

Творческое христианское осмысление того, что составляет отношения между полами и семейную жизнь крайне необходимо. Православные христиане должны иметь возможность услышать не только канонические правила и высокие богословские истины, но и рассуждения о простых вещах, что наполняют их жизнь и быт.

Интимная сторона с точки зрения православия или что допустимо в сексе.

В нашей жизни есть вещи, о которых не принято говорить вслух без стыдливости. И сколько б не старались современные СМИ снять занавесу запретности со сферы интимных отношений мужчины и женщины, вряд ли мы научимся говорить о ней, также открыто, как, к примеру, о сне или еде.

Только читая об интимных сторонах человеческой природы в Священном Писании, где упоминаются такие слова, как чресла, ложесна, врата девства, мы почему-то совсем не испытываем стыда. Может, проблема еще и в том, что мы до невозможности исказили и развратили сферу интимности? В большинстве случаев мы просто не знаем, что допустимо в интимных отношениях, а что нет. И, конечно же, мы просто не задумываемся, что все эти знания можно почерпнуть в учении Православной Церкви.

Бытует мнения, что для православных секса вообще не существует. Но согласиться с ним, значит отрицать таинство брака, соединяющее мужчину и женщину не только в духовном, но и в телесном (физическом) союзе. Думать о том, что муж и жена делят супружеское ложе только с целью рождения детей, было бы в корне неправильным. Супружеская близость – многогранна.

Читайте также:
Духовный наставник в православии: кто это, задачи духовного отца, правила выбора и особенности взаимоотношений

Они вместе потому, что любят, что нужны друг другу и друг без друга просто не могут жить. Чтобы сделать любимому самый дорогой и самый неповторимый подарок, они дарят друг другу самих себя. Интимная близость – это изюминка, десерт супружеских отношений. И совсем не обязательно, наслаждаясь этим десертом, думать о будущем ребенке. Он появиться тогда, когда будет на это воля Господня. Но ведь Бог может и не послать супругам дитя. И это вовсе не означает, что их брак будет пустым. Бездетные супруги вовсе не обязаны становиться монахами. Они не хуже тех супругов, которые имеют детей. Мы не можем сказать, что Иоаким и Анна до самой старости, пока не родилась у них Богородица, не были полноценными супругами. Сведение сути брака до чадородия совсем не свойственно православию.

И все же в большинстве семей рано или поздно появляются дети. Поэтому совсем не зря существует «медовый месяц». Это не год и не пятилетка, а всего лишь месяц, но он непременно должен быть у супругов. Между прочим, в ветхозаветные времена (до рождества Христова) радость бракосочетания позволяла только что женившемуся мужчине не идти на войну. Даже перед лицом военной опасности для своего народа он должен был «утешать свою жену».

Наши далекие предки были снисходительны к молодоженам, понимая, что жизнь еще успеет им добавить ложку дегтя в бочку меда. Так и мы должны осознавать, что сладкий десерт не может появляться на обеденном столе изо дня в день, а лишь в редкие праздники. Потому что, каким бы изысканным не казался вкус торта, его нельзя есть постоянно вместо первых и вторых блюд. Интимная близость должна занимать соответствующее место в жизни супругов, но ни в коем случае не главенствующее. Человеческая душа не должна подчиняться телу.

В интимных отношениях непременно должна присутствовать жертвенность. Ибо тело жены принадлежит уже не ей самой, а ее мужу, так же, как и тело мужа – жене. Поэтому даже в дни поста, специально предназначенные для воздержания в плотских желаниях, жена не имеет права отказать мужу в интимной близости и не утолить вдруг взвинтившиеся в нем страсти. Такое невоздержание не будет для нее греховным, потому что она спасает своего мужа, она жертвует собой ради него. Так же и муж должен быть готов в любой момент принести себя в жертву ради жены. И эта жертва может быть связана как с полной отдачей себя для утоления страстей супруги, так и с полным отказом от своих личных желаний, например, во время беременности жены.

В этой связи можно припомнить одну несколько грустную историю Молодожены ждала ребенка. На седьмом месяце беременности им пришлось отказаться от интимной близости, которой мужу очень не хватало. Выход из положения нашла свекровь, посоветовав сыну, пока не появиться ребенок, найти женщину на стороне. Малыш родился мертвым. А через полгода их семья распалась.

В такие непростые периоды жизни семьи, как и во время поста, супруги должны учиться воздержанию. Если муж и жена не выдерживают долго без телесного контакта и в обычные дни они бывают близки, предположим, раз в неделю, то в пост моменты близости могут сократиться до одного в две – три недели. Все это нужно еще и для того, чтобы удерживаться от греховных помыслов и поступков вне дома. И если вдруг муж изменил жене, то виновата в этом будет именно она. Апостол Павел прямо говорил: «Будьте друг с другом, чтобы не искушал вас сатана». А в постановления церковных соборов IV – VI веков сказано, что один из супругов уклоняющийся от телесной близости с другим без веских на то причин, пренебрегает таинством брака.

Несмотря на то, что супруги могут иметь близость ради услаждения плоти, важно не забывать, что приемлемыми в этой близости могут быть только те формы, которые все-таки не противоречат деторождению. Соединение мужчины и женщины не должно иметь ничего общего с теми грехами, от которых некогда погибли древние Содом и Гоморра. Телесная близость совершалась там в таких извращенных формах, при которых о зачатии детей не могло быть и речи.

В качестве примера можно привести (простите за прямоту) оральный секс. Некоторые люди могу оправдывать это извращение только потому, что наблюдают его, скажем, у обезьян. Но ведь таким образом можно оправдать и многие другие непотребства, такие как полигамия, частая смена половых партнеров и т.п. Между прочим, еще во времена 50-60-летней давности детей в период случки животных на скотный двор не пускали, чтобы не вызывать у них нездоровых интересов.

И последний вопрос, который просто нельзя обойти, говоря об интимной близости, – меры контрацепции. Без сомнения, нет таких контрацептивов, применение которых было бы разрешено во всех случаях. С другой стороны, нужно проводить разграничение между абсолютно неприемлемыми способами контрацепции абортивного действия, которые провоцируют исторжение оплодотворенной яйцеклетки, как бы быстро оно не произошло, и механическими способами. Применение последних может попускаться Церковью только из сочувствия к человеческой немощи. К примеру, супруги не могут полностью воздерживаться от телесной близости в те периоды, когда жена, предположим, перенесла какую-то очень серьезную травму, после которой беременность нежелательна. Или для семьи, в которой и ток много детей, рождение еще одного ребенка принесет массу трудностей.

Читайте также:
Православие и контрацепция: отношение церкви и мнение священников, можно ли православным предохраняться

Хотя подобные попущения ни в коем случае не следует воспринимать, как норму церковной жизни. Господь милостив к нашим немощам и нашему маловерию. Мы же должны всеми силами стараться не переступать границ дозволенного. И не забывать о том, что изысканным вкусом любовного десерта разрешено наслаждаться только в браке.

Православие и интимные отношения — о половой жизни в православной семье

Половая связь мужчины и женщины первоначально предназначалась для наполнения людьми земли. Это было и есть наказом Бога. Интимные отношения между мужем и женой — любовь, которую благословил Господь. Тайна соития происходит только между двумя партнерами в уединении. Это сокровенное действие, которое не требует посторонних глаз.

Богословие интимных отношений

Православие приветствует половую жизнь между венчанной парой, как акт Божьего благословения. Интимные отношения в православной семье — Богом благословенное действие, которое предусматривает не только рождение детей, но и укрепление любви, близости и доверия между супругами.

О семье в православии:

Бог создал мужчину и женщину по образу Своему, Он сотворил прекрасное творение — человека. Сам Всевышний Творец предусмотрел интимные отношения между мужчиной и женщиной. В Божьем создании все было совершенно, Бог создал человека голого, прекрасного. Так почему в настоящее время человечество так лицемерно относится к обнаженной натуре?

В Эрмитаже выставлены великолепные скульптуры, демонстрирующие красоту человеческого тела.

Творец оставил людям (Быт. 1:28) Свое наставление:

  • плодиться;
  • размножаться;
  • наполнять землю.

Для справки! Стыда в раю не было, это чувство появилось у первых людей после совершения греха.

Православие и интимные отношения

Углубляясь в Новый Завет, можно проследить с каким негодованием и презрением Иисус относился к лицемерам. Почему половая жизнь в православии отодвигается на второй и третий план?

Во время поста основное внимание уделяется даже не молитве, а говенью, ограничению в еде, а как же быть с желаниями плоти?

Бог, создавая мужчину и женщину, предусмотрел, что они станут одной плотью и это произойдет во время интимных отношений. Две половинки станут одним целым, взаимно наполняясь духом друг друга. После половой жизни в муже живет часть жены и наоборот, а жена обладает частью мужа. Это духовные составляющие интимной жизни, которые созданы Богом.

Трудно представить, как живется в духовном мире тем, кто «разбросал» свою душу по множеству партнеров, имеет проблемы, даже не догадываясь, что причиной всему является беспорядочный секс.

До прихода Иисуса Христа на земле существовало многоженство, но это не были случайные связи. Царь Давид, муж по сердцу Бога (1Цар. 13:14), согрешил с чужой женой, потом женился на ней после смерти мужа, но и избраннику Божьему пришлось понести наказание. Ребенок, рожденный прекрасной Вирсавией, умер.

Имея много жен, наложниц, цари и обычные люди и думать не могли, что к их женщине может прикоснуться другой мужчина. Вступая в любовную связь с женщиной, мужчина обязан был связать себя семейными узами по законам церкви. Брак и тогда благословлялся священниками, освящался Богом. Дети, рожденные от законного брака, становились наследниками.

Важно! Православная церковь выступает за красоту настоящих близких семейных связей.

Интимные отношения или секс

В Библии нет понятия секс, но Святое Писание уделяет много внимания интимной жизни верующих. Связь между мужчиной и женщиной испокон веков является предметом вожделений и открытой дверью для искушения.

Секс во все времена ассоциируется с развращенностью, которая была известна от начала веков. За развратные действия, гомосексуализм и извращения Бог сжег огнем города Содом и Гоморру, не найдя в них праведников. С понятием секса связано оральное и анальное совокупление, которое православие относит к извращениям согласно Библии.

Чтобы уберечь верующих от греха блуда, Бог в 18 главе книги Левит из Ветхого Завета по пунктам расписал, с кем можно вступать в половую связь.

Представьте себе, Сам Великий Творец уделяет большое внимание близким, половым связям, благословляя интимную жизнь в браке.

Секс до брака

Почему православная церковь предостерегает молодых людей воздерживаться от интимных отношений до брака и сохранять целомудрие?

В Старом Завете описывается несколько случаев, когда блудники побивались камнями за прелюбодеяния. В чем причина такой жестокости?

В фильме «Десять заповедей» показана ужасная сцена убиения грешников камнями. Прелюбодеев привязывали за руки и ноги к кольям, чтобы они не могли укрыться, защититься, и весь народ бросал в них острые, огромные камни.

Это действие имело два смысла:

  • первое — для устрашения и назидания;
  • второе — дети, рожденные от такой связи, несли проклятие в род, лишали его Божьей защиты.

Семья, не венчанная Богом, не может находиться под Его защитой.

Нераскаянные грешники сами себя отлучают от Таинства Исповеди и Причастия, живя по собственной воле под атаками дьявола.

Как соединить целомудрие и секс

Христианская семья является маленькой церковью, основанной на любви. Чистота и целомудрие — основные каноны православных отношений, более всего раскрываются в половой связи венчанных супругов.

Церковь никоим образом не исключает половых отношений между партнерами, ибо это акт, сотворенный Самим Творцом для наполнения земли Своими детьми. Церковные законы четко регулируют жизнь православных верующих, включая духовную, душевную и физическую жизнь.

Для окунания в Божью благодать все православные должны возрастать духовно:

  • читать Слово Божье;
  • молиться;
  • пребывать в постах;
  • посещать храмовые служения;
  • участвовать в Таинствах церкви.
Читайте также:
10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

Даже монахи, живущие в скитах, не лишены душевных переживаний, а что говорить о простых христианах, находящихся в грешном мире?

Ежедневно каждый человек нуждается в пище, общении, любви, принятии и половой жизни, как естественной составляющей человеческого существования. Православная Церковь по Слову Божьему благословляет половую жизнь семейной пары, ограничивая ее на определенное время, это относится и к еде, посту, увеселениям и разным видам работ.

Молитвы о семье:

В Первом послании Коринфянам, в 7 главе апостол Павел буквально, по словам расписал поведение брачных партнеров во время уединения: «Интимные взаимоотношения — закон, и отказываться от них здоровым людям не позволительно, ибо в этом случае виновниками прелюбодеяния будут оба партнера: тот, кто отказал и направил на грех, и тот, кто не удержался и впал в блуд».

Внимание! Нигде в Библии не сказано, что единственной причиной для супружеских близких связей может быть только рождение ребенка. При касании интимного вопроса вообще не говорится о детях, а только о любви, наслаждении и близких взаимоотношениях, укрепляющих семью.

Мнение церкви

Не все семьи благословлены рождением ребенка, так что, им уже не заниматься любовью? Бог отнес обжорство к греху, так и беспорядочный секс, чрезмерное увлечение половой жизнью не одобряется церковью.

  1. Все должно происходить в любви, по обоюдному согласию, в чистоте и уважении.
  2. Жена не может манипулировать мужем, отказывая в интимных ласках, ибо ее тело принадлежит ему.
  3. Муж обязан расположить к себе жену, как Иисус Церковь, заботится о ней, уважать и любить.
  4. Заниматься любовью не позволительно во время молитвы и поста, недаром говорят, что во время поста и кровать пуста. Если христиане находят в себе силы совершать подвиг говенья, то Бог укрепляет и в ограничении времени близких супружеских взаимоотношений.
  5. Библия неоднократно подчеркивает, что касаться, а значит, и заниматься сексом с женщиной в менструальный период — грех.

Дети, рожденные от чистой, целомудренной любви двух венчанных партнеров, изначально получают покрытие Божьей милостью и любовью.

Православная церковь рассматривает интимные отношения христианской семьи, как венец любви, которая многогранна в Божьем преподнесении.

  1. Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
  2. Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье
  3. Православие и язычество: отношение и мнение, главные отличия от православной церкви
  4. Православие и ислам: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Здравствуйте. Спасибо за статью. Всё доходчиво объяснили. Но у меня не стандартная ситуация. Муж невоцерковлен, до брака имел много женщин. Т е очень распущен в этом плане. Сейчас в браке со мной конечно изменился но требует от меня то что противоестественно. Я держусь. НО. Я БЕРЕМЕННА, И МНЕ НЕЛЬЗЯ СПАТЬ С МУЖЕМ, а он не может терпеть… Просит орально хотя бы… Если не уступлю, толку его на более тяжкий грех. Как быть то? Противно мне это все

Добрый день. Этот вопрос можете и должны решать только вы с мужем. Супружеские отношения регламентируются только мужем и женой, по мере вашего духовного состояния. Позиция Церкви, которую много раз озвучивал патриарх — невмешательство в супружескую постель. Недопустим и излишне детальный разбор интимных вопросов со священником. Конечно, если муж толкает вас на что-то совершенно для вас неприемлемое — соглашаться на такое не нужно. Но при этом нужно не просто отказать мужу, но поговорить с ним, объяснить ваше мнение. Вы должны каким-то образом найти компромисс между желаниями мужа и вашими убеждениями.

Вы пишите «противно мне это все». Почему для вас телесные отношения с родным супругом противны? Так быть не должно. К сожалению, в православной среде часто можно встретить мнения и взгляды о том, что интимная жизнь даже с законным супругом — это нечто постыдное, плохое, грязное. Большое заблуждение так считать! Вы даны друг другу и духовно, и телесно, и нет никакого греха или грязи в телесных отношениях в браке. Но кроме вашей пары никто не может и не должен решать, что есть допустимо в вашей спальне.
Позволю себе добавить немного не от лица администратора, а от лица женщины и жены. Когда я с подобным вопросом обратилась к нашему батюшке, он мне сказал так: «Смотри на мужа как на самого родного, близкого и любимого человека. Относись к близости не как к физическому акту, а как к высшей мере единства с супругом, как к огромной радости и подарку. Используй благословенное Богом супружество для укрепления ваших отношений, в том числе и телесных. Если будешь именно так, целостно, подходить к телесной стороне брака — сама поймешь, что допустимо для вас в паре, а что нет.» Мне эти слова помогли.

Не отвергайте физическую сторону супружества, она не менее важна, чем духовная! Ищите ту меру, в которой будет комфортно вам обоим, чтобы близость приносила радость и наполняла. В этом нет ничего постыдного. Тем более важно не отталкивать мужа, дабы он не впал в грех измены. Если хотите, то ваша задача, как жены — сделать мужа счастливым, в том числе и в интимном плане.
Умудри вас, Господь!

Читайте также:
Православие и католицизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Православие и секс: что можно и что нельзя, тонкости половой жизни православных, спорные моменты

Тесно и часто общаясь со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как Православная Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов или позволений, да и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно ли заниматься сексом в данной позе или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет, как таковых, регламентаций сексуальных отношений, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Строго запрещено:

1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.

2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался – женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.

3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов – просмотру порнографии, участию в оргиях и т.п.

4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов. Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого Причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех могут лишить сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост – большой грех.

Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.

Разрешено

Все остальное: взаимные услаждения и различные ласки, длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу ради сохранения мира в семье.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

Вывод

Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и призывы к благочестию.

Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке. Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда по взаимному согласию. Храни всех Бог!

Юрий Белановский: Секс в православии

Слишком непривычно даже как-то противоречиво звучит словосочетание «секс в православии». Понятно, что для православных семей, как и для любых других, сексуальные отношения супругов естественны и значимы, но в теории «праведность», «чистота», «целомудрие», явленные монашескими идеалами, как-то с интимностью не вяжутся. А ведь, по сути, такое словосочетание очень глубоко связано с православным христианством, воспевающим созданный Богом семейный союз и умножение человеческого рода. За двадцать столетий из проповеди Иисуса христианство выросло в огромную культуру со своей философией, своим искусством, своим законодательством, своими семейными и бытовыми традициями. Православие среди прочего — это и супружество, и воспитание детей, и секс.

О сексуальных отношениях в православной письменности говорили немного — это факт. На протяжении столетий такое молчание было в порядке вещей. Однако как только сексуальные отношения несколько десятилетий назад стали открытой темой, как только в них разглядели и осознали очень важную и глубокую сторону отношений мужчин и женщин, сразу же эта тема стала актуальна и для православия тоже, ведь отношения мужчины и женщины, а тем более отношения мужа и жены — одни из важнейших практических вопросов любой религии.

Читайте также:
Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Каким же может быть православный взгляд на секс?

Любовь как основания семейного союза

О мужчинах и женщинах я подробнее писал в одной из прошлых заметок.

Основой и в то же время одной из целей человеческой жизни христиане провозглашают любовь, как взаимное личное свободное общение, дарение себя друг другу. Любовь мы можем определить как образ жизни, при котором ценность любимого вне зависимости от возраста, внешнего вида, здоровья, образованности и т.п. в глазах и сердце любящего выше всего. Для любви, в конечном итоге, неважно, чем обладает любимый (красота, ум, способности, деньги), а важен он сам. Любовь — это образ жизни, направленный на полноту и радость существования того, кто любим, это взятие полноты ответственности за любимого в меру своих сил.

Христиане говорят, что семья отражает образ бытия самого Бога и может быть основана только на свободной любви и самоотдаче супругов друг другу и детям. Или скажем иначе: дарованная Богом форма любви мужчины и женщины — это семья, союз двух взаимовосполняющих существ. Сегодня семья в православии — это союз мужчины и женщины на основании любви по взаимному договору. Рождение детей не является целью брака, оно — естественное и желанное следствие супружеского союза.

Секс вне брачного союза — грех

Первый непререкаемый и признаваемый во все времена христианский постулат о половых отношениях состоит в том, что секс призван быть выражением и венцом любви мужа и жены. Секс вне супружеского союза — грех и зло.

Евангелие, да и весь Новый Завет ясно говорят, что половые отношения рассматриваются как нормальные и естественные только в браке. Иных оснований для христиан нет, это заповедь Божья. Поэтому, всякого рода иные рассуждения, осуждающие внебрачные половые связи так или иначе дискуссионны. При этом, — и это часто умалчивается, — христианский взгляд предлагается только христианам и тем, кто доверяет Иисусу Христу.

Можно привести и косвенные аргументы. Богом установлен закон, что дети должны рождаться и воспитываться в семьях, где может быть создано единственно возможное воспитательное пространство. К тому же во все времена во всех народах было важно, чтоб супружеский союз был публично оглашен. Очень трудно жить семье без признания общественностью, которое является гарантом юридической и материальной защищенности семьи и детей в случае каких-то несчастий и бед. Для нормального развития детей и обретения ими своего места в жизни очень важно принадлежать к официальной семье, к семейному роду и по линии матери и по линии отца.

И еще. Если половой партнер рассматривается потребительски, не более чем средство сексуального удовлетворения, если человек воспринимается как тело и не более, то не может быть и одобрения интимных отношений. Если даже есть увлеченность, симпатия или влюбленность, но нет такой глубины, такого доверия и принятия, когда появляется готовность создать семью, то христиане не видят оснований для интимной близости.

Что же предлагает православие?

Я думаю, что в православии можно усмотреть три подхода к сексуальным отношениям.

Первый подход — идеалистически-философский, основанный на упомянутом выше учении о человеке и о семье. Всем известно, что человек в христианском понимании — это живая личность, единство духа, души и тела. Любые отношения между людьми проявляются в духовной, психической и телесной областях. Даже отношения с Богом оформляются сложными богослужениями со всем их зримым благолепием, прекрасным пением, чудными ароматами и крестным знамением и поклонами. Человек не только молится умом, не только участвует зрением, слухом, обонянием, но и совершает телесные действия.

Любовь по своей природе сложна и многогранна, она ищет своего воплощения и проявляет себя в духовном через доверие, открытость, жертвенность, терпение и ответственность, проявляет себя и в психике, через волнения, сопереживания, радостные чувства и счастье, и конечно, ищет своего воплощения в прикосновениях, в поцелуях, в сексе. Так задумано, что любовное единение супругов должно охватывать все возможные сферы. При этом особенность человеческой любви в том, что она может, если необходимо, обойтись и без телесной стороны. Но между «может» и «должна» есть колоссальная разница.

Для современной христианской традиции половые отношения свойственно рассматривать как венец любви, как то, что может для многих супругов выразить полноту этого переживания. Через секс осуществляется единение в любви, радость, даже удовольствие. И в то же время интимные отношения — это зачатие детей, о которых Библия говорит, что они — благословение Божье.

Отдельно отметим, что сексуальные отношения принадлежат только супругам, это то пространство, где нет регламентации, где ни у кого другого нет права голоса.

Аскетический и дисциплинарный взгляд

Второй подход — аскетическо-дисциплинарный. Для затронутой темы очень важно вспомнить уверенность христиан, что в каждом человеке живет грех. Он как болезнь поразил и исказил очень многие стороны жизни, примешался ко всему. Слова, поступки и даже мысли любого из нас могут причинить зло окружающему миру, другим людям и самим себе. Подробнее об этом мы говорили в других заметках. Одним из последствий грехопадения стало расстройство между разумом, волей, чувствами и инстинктивными влечениями, неспособность человека жить цельно. Сфера половых отношений, сфера сильнейшего инстинктивного влечения, как никакая другая стала той стороной жизни, по которой очень трудно, почти невозможно пройти без греха и зла. Положение усугубляется и тем, что ныне тема секса вне личных ответственных отношений и вне любви безудержно эксплуатируется ради наживы и власти и настолько сильно вошла в жизнь общества, что для многих достаточно ее одной, чтобы потерять человеческий облик.

Читайте также:
Колокольный звон: виды и значение, сила и особенность звона колокола, польза и целительные силы

С древнейших времен к сексуальным отношениям относились противоречиво, радость и даже благоговение соприсутствовали с осторожностью, недоверием, а порой и отрицанием. И в этом есть своя правда. Христианство в этом смысле не исключение. Православная аскетика — практическая наука о том, как исполнять Божьи заповеди, как научиться молитве и даже внутренней чистоте помышлений, как бороться с грехами, — много внимания уделяет половой сфере, где очень тонка грань между любовью и сладострастием, похотью, последствия которых могут быть очень губительны для человека и его семьи. Грехом признаются не только сексуальные отношения до брака и супружеские измены, но и увлечение порнографией и даже воображения интимных отношений. Порой и у древних и у современных православных авторов очень ясно звучит мысль о том, что лишь деторождение оправдывает секс.

Получается, что аскетическо-дисциплинарный взгляд смотрит на интимную жизнь совершенно иначе по отношению к философскому. Выражается, в частности, это в том, что супругам предлагается воздерживаться от сексуальных отношений в дни постов и праздников, а после совместной ночи они порой считаются «нечистыми» и даже родовые процессы объявляются «скверными».

Но, и это очень важно, несмотря на преобладающие категоричные мнения, предлагаемые православной аскетикой, в церковном законодательстве так и не были закреплены нормы, регламентирующие интимные отношения супругов, навязывающие их «правильное» осмысление и настаивающие на деторождении, как единственно возможном оправдании секса. Нет общепринятых всеправославных правил, гласящих нечто подобное: супругам надлежит быть вместе тогда-то и тогда-то, так-то и так-то, ради того-то и того-то. Если сексуальная тема и звучит, то как некоторый призыв к воздержанию и вне контекста каких-либо наказаний. Церковная дисциплина отдает интимную жизнь на усмотрение супругов и никому не позволяет дознаваться и выпытывать подробности этой жизни.

Что сегодня в русском православии?

Третий подход — народно-мифологический, именно он господствует сегодня среди православных России. К сожалению, среди православных христиан царит полная неразбериха в отношении к супружеским интимным отношениям. К этой теме можно применить все сказанное о церковных правилах в одной из моих заметок. Люди, не имеющие специальной подготовки, не в состоянии разбираться в тонкостях вероучения и дисциплинарных предписаний, поэтому различныого рода мифы, поверия, приметы заполонили умы очень и очень многих. За некоей ширмой с вывеской «в православии секса нет» бал правят те, кто является «по должности» авторитетом, то есть священники. И каждый из них учит народ как пожелает. В бытующих представлениях есть вся палитра мнений от отдания интимных вопросов на усмотрение супругов (что и является единственно верным решением), до полного запрета на секс. В итоге присутствует и вся палитра отношений и переживаний в семьях от любви и радости до глубочайшего чувства вины и подавленности.

Для хоть и минимального, но необходимого упорядочения этой темы в двухтысячном году Русская православная церковь приняла очень серьезный и важный документ «Основы социальной концепции», затрагивающий в том числе и вопросы пола, семьи и сексуальных отношений. К сожалению, краткий формат и специфический язык этого соборного постановления не дают возможности опираться на него в практической жизни, но достаточно уже того, что интимные отношения супругов, как бы и кто к ним не относился, обозначены как область договора и ответственности мужа и жены.

О православном сексуальном просвещении

Сложившаяся ситуация требует всерьез задуматься о православном сексуальном просвещении адекватном современности. Но что оно может собой представлять?

Всему сказанному выше противостоит, с одной стороны, современный медико-психологический подход к теме, — правда в основе различных течений лежат разные мировоззренческие установки, — и, с другой стороны, культмассовый потребительский подход, навеянный секс-индусрией. Первый подход очень значим для современности, второй примитивен и вреден.

Сегодня можно всерьез сказать, что сексуальная жизнь хорошо изучена и представляет собой часть достаточно цельного и, в общем-то, уже господствующего в современной культуре понимания мужеско-женских отношений. Уже давно описаны основные характеристики отношений между полами. О сексе говорят как о проявлении любви, о любви говорят не только как о красивой философии, но и помогают узнать ее в своих чувствах, переживаниях и опыте, помогают отличить любовь от увлеченности, настаивают, что семейная жизнь требует поддержки и не развивается сама собой.

Понятно, что из-за советского прошлого российский народ поотстал от всего мира. И все же уже не первое поколение воспитывается на таких классических авторах, как Эрик Берн, Александр Лоурен, Эрих Фромм, Ирвин Ялом, Карл Роджерс, Джон Грей, Гарри Чепмен и т.д. и т.п. От такого серьезного наследия нельзя просто отмахнуться. Как бы к этим авторам и их мнению не относиться, надо признать, что именно они задали основной вектор научного серьезного понимания мужеско-женских отношений и секса.

Совершенно понятно, что отсутствие адекватного современности православного взгляда на сексуальные отношения не останавливает христиан и доверяющих православию людей в поисках советов и объяснений интимной жизни. Некоторе обращаются к качественной и профессиональной литературе по сексологии или психологии или изучают опыт протестантских и католических авторов. Правда соотносить узнанное с православным пониманием человека и семьи приходится самостоятельно, как у кого получится. Есть вероятность, а для неверующих она очень высока, что источником информации станет какая-нибудь религиозная или экономическая секта или развратная «бульварная» литература. Поэтому я убежден, что для православия настало время изучить светские и инославные подходы, взять лучшее, выверить его в соответствии с православной антропологией и выработать свою развернутую и публичную позицию.

Читайте также:
Рецепты постных блюд монастырской кухни - секреты и советы по приготовлению

Творческое христианское осмысление того, что составляет отношения между полами и семейную жизнь крайне необходимо. Православные христиане должны иметь возможность услышать не только канонические правила и высокие богословские истины, но и рассуждения о простых вещах, что наполняют их жизнь и быт.

Православная Жизнь

Тест на самостоятельность от протоиерея Андрея Ефанова.

В жизни христианина есть вопросы, которые будут актуальными спустя сто и даже тысячу лет. Канет в Лету Интернет, многое что изгладится из исторической памяти, но всегда насущными для религиозных людей будут евангельские заповеди, их соблюдение в постоянно меняющемся мире, экологические проблемы, суеверия и предрассудки и, конечно же, вопрос половых отношений. То, что требует от человека личного решения, зачастую становится проблемой, которую проще решить посредством авторитетного совета, а так как «советчиков» за историю человечества было немало и предвидится еще больше, то тенденция ломать копья (после копий в ход пошли перья, а сейчас уже и кнопок на клавиатуре не осталось – клавиатура вместе с кнопками стали виртуальными) в борьбе за «единственно правильное мнение» только прогрессирует. Не пытаясь охватить необъятное, хотелось бы заострить внимание на последнем вопросе: насколько для христианина интимные отношения должны быть предметом, строго ограниченным рамками «дозволенного», вне которых все – грех?

Думаю, что каждому священнику неоднократно приходилось отвечать на вопросы касательно того, что можно, а чего нельзя в брачных отношениях христиан. И каждый раз возникает дилемма: как не нанести вред как излишней вседозволенностью, так и излишней строгостью? Хотя, на мой взгляд, ответ лежит на поверхности. То, что допустимо для самих супругов, для этой семьи не является грехом. Почему я так считаю? Дело в том, что нанести вред душе супружеские отношения не могут. Есть определенные ограничения, которые накладывает на интимные отношения общество. Их надо иметь в виду. Но религиозности в этом я не вижу. Это вопрос целомудрия, порядочности, уважения к своему супругу, но никак не то, что ставит для человека непреодолимые препоны в его отношениях с Богом. И каждая семья без чужого вмешательства может для себя решить, что для них допустимо. Уважение и любовь друг к другу помогут разрешить вопросы, которые регулярно выносятся на всеобщее обсуждение, приводя в смущение собеседников. Но почему же эта тема, которую и поднимать, в принципе, не стоит, весьма часто будоражит умы?

Дело в том, что есть определенные советы по данному вопросу, которые, имея частный характер или же достаточно авторитетный, хотя и не оправданный, при детальном рассмотрении, источник, налагают «бремена неудобоносимые» на брак в целом и на интимные отношения в частности. Для «ищущих повод» подобные наставления становятся истиной в последней инстанции, а частному совету придается значение общецерковного правила. О, сколько браков распалось по причине такой категоричной строгости. Чего стоит только одно наставление из «Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого», предписывающее супругам полное воздержание от момента зачатия до отнятия младенца от груди! При внимательном рассмотрении названной книги становится понятным, что это произведение никак не откровение почившего святого, который, если бы он действительно диктовал свои поучения после смерти, не допускал бы ошибок, свойственных нам, людям живым, непросвещенным во всей полноте Духом Святым. Но это наставление разрушило не одну православную семью, когда супруги пытались буквально соблюдать требование разлучиться на несколько лет. И это далеко не единственный пример, когда строгость и попытка одну традицию привить на совсем иную почву давали отрицательный результат.
Почему бы, если уж так хочется каждый свой шаг согласовывать с духовным авторитетом, не прислушаться к словам апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:3–4). А значит, только единодушие может соединить супружество в единое целое, и основа этому единодушию – взаимная любовь.

Чем плотнее закрыты двери в супружеские спальни, тем нравственно здоровее общество. И цель данной заметки – закрыть тему рассуждений о том, что допустимо для мужа и жены. Взрослые люди сами способны разобраться в своих отношениях. Неоспоримая польза от жизни по совету духовника не отменяет необходимость ответственности за принятие внутрисемейных решений. Можно определить и без совета священника, какой борщ варить и какую одежду покупать детям. Точно так же, без наставника, можно самим решить и интимные вопросы. А несамостоятельным рано вступать в брак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: