Православие и суррогатное материнство: отношение церкви и мнение священников, почему РПЦ против

«Суррогатное материнство не выход, а бунт против Бога»

Взгляд Православной Церкви на суррогатное материнство

В Российской Федерации 21 ноября 2011 года был принят закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», положения которого в том числе касаются и суррогатного материнства.

Пункт 9 статьи 55 гласит: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

Таким образом, суррогатное материнство – это ситуация, когда женщина добровольно соглашается забеременеть для того, чтобы выносить и родить биологически чужого ей ребенка, который затем будет отдан на воспитание другим лицам – генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребенка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

После появления этого закона и первых «родителей» многие спрашивают мнение Церкви. Люди желают услышать от нас правду и во многом поддержать тех, которые выступают против этого закона.

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Существуют также обоснованные опасения того, что для суррогатных матерей представляет серьезную психическую травму необходимость отдать ребенка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Об этом в социальной концепции Русской Православной Церкви и сказано: «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

Суррогатное материнство – по сути новая форма торговли людьми. Не случайно такая светская страна, как Франция, запрещает суррогатное материнство с формулировкой, что оно нарушает принцип неотчуждаемости человеческого тела.

Того же придерживаются законодатели Германии, Австрии, Норвегии, Швеции и некоторых штатов США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), где суррогатное материнство полностью запрещено.

В некоторых юрисдикциях разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство – таковы австралийский штат Виктория, Великобритания (допускается лишь оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Канада, Израиль, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), некоторые штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния).

В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законодательством, но фактически имеет место. Есть страны, где суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, законодательно разрешено – это большинство штатов США, ЮАР, Россия, Украина, Грузия и Казахстан.

В Белоруссии суррогатным материнством может воспользоваться только та женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможно либо связано с риском для жизни, здоровья ее или ребенка.

Страшно то, что суррогатное материнство как форма работорговли запрещено в атеистической Франции, в протестантских Германии и Швеции, в католических Австрии, Италии, Испании, но оно разрешено в православных странах с правителями, позиционирующими себя как православные – Греции, Грузии, Украине, Белоруссии и России.

Неужели президент России не знал, что существует консенсус религиозных организаций как внутри страны, так и на международном уровне, выражающий строго негативное отношение к суррогатному материнству? И если знал церковную позицию, то почему пренебрег ею?

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

Закон не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство.

Однако законодательно не урегулированы ситуации, возникающие в случае развода или смерти биологических родителей до рождения ребенка. Отозвать свое согласие после регистрации ребенка суррогатная мать уже не вправе.

Самым известным отцом-одиночкой в России является эстрадный певец Филипп Киркоров. У него 26 ноября 2011 года при помощи суррогатной матери родилась дочь Алла-Виктория, а 29 июня 2012 года родился сын Мартин-Кристин.

В России цена «суррогатной мамы с опытом» от 300 до 600 тысяч рублей. Что такое для более или менее состоятельной европейской пары эти 10-15 тысяч евро? Практически ничего. Получается, Россия превращается в инкубатор, выращивающий детей на продажу, на экспорт.

В небольшом индийском городе Ананд, расположенном в штате Гуджарат, открыт первый в мире завод суррогатных детей, где сотни безработных индийских женщин будут иметь возможность зарабатывать деньги, производя детей для бездетных пар из других стран.

Будущие родители смогут отправить на этот адрес биологический материал, а затем прибыть в назначенное время, чтобы забрать своего ребенка. Суррогатная мать получает за каждого ребенка около 8 тыс. долл. США, а будущие родители заплатят 28 тыс. долларов.

Рождение детей становится прибыльным бизнесом. При этом большую часть денег получают даже не матери, а «руководство предприятия». Нетрудно предположить, какие будут последствия данного проекта. Боюсь, самые плачевные.

Возникает вопрос, а можно ли крестить такого ребенка?

Крещение – не награда, а отказ в Крещении не есть кара. Отказ в Причастии, в Крещении или в другом Таинстве – это попытка подвести людей к уважительному отношению к Церковным Таинствам. Отказом мы не выгоняем человека из Церкви Христовой, а соучаствуем в его подготовке к Таинству.

Читайте также:
Православие и Распутин: отношение церкви, мнение священников и старцев, ответы на частые вопросы, святой или нет

Церковь не наказывает за совершенные грехи, а предостерегает от их повторения. Это норма церковного пастырства и церковной педагогики. Когда человек, ребенок которого рожден суррогатной матерью, просит у Церкви крестить его, мы объясняем ему, что крещение – это не магия, а введение человека в церковную жизнь. Все Таинства Церкви совершаются при условии синергии – сотрудничества Бога и человека. Когда в Таинствах Церкви участвует ребенок, у которого нет осознанной воли и веры, за него обет дают его родители физические и духовные (крестные).

Мы крестим, если его родители сами являются членами Церкви, в надежде на то, что они дадут младенцу православное воспитание. Но мы можем отказать, если родители сами не ведут достойный образ жизни с христианской точки зрения. Об этом говорят церковные правила:

46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучати веру и познавати».

7 правило II Вселенского Собора требует оглашать присоединяющихся к Православию: «Заставляем пребывати в церкви и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

78 правило VI Вселенского Собора гласит: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

Все эти правила касаются взрослых. Но при крещении детей все эти требования перелагаются на родителей и крестных.

В храме пророка Ильи Обыденного в Москве крестили ребенка Филиппа Киркорова, что нельзя было. Люди, которые услышали о том, что не нужно было крестить, возмущались: «Как Церковь может отказать в крещении ребенку?». Ну, а если поставить вопрос иначе : «А не считаете ли вы, что это насилие – крестить детей? Надо подождать, пока они станут взрослыми, чтобы они сами решали, кем стать»?

Мы не считаем ребенка, рожденного на свет суррогатным путем, в чем-то виновным. Мы признаем, что он полноценный человек. Но мы ожидаем от его родителей согласия с учением той Церкви, к купели которой они сами по своей воле принесли его.

В трудные годы для Церкви всех приходящих крестили без оглашения. Но тогда был запрет на любое присутствие Церкви за стенами храма и даже крайнее ограничение проповеди даже внутри него. К тому же люди боялись иметь какие-нибудь контакты с представителями Церкви. По этой причине всех крестили тайком, чтобы никто не знал.

Священник понимал, что, возможно, повторной встречи с желающими креститься не будет, и крестил. Общество и сейчас в большинстве своем остается атеистическим и оккультным. Но теперь есть возможность заниматься просвещением. Зачем же нам от этого отказываться?

Некоторые пугают, что если младенец умрет не будучи крещенным, то он окажется в аду. Но нет такого догмата в Православной Церкви.

Святитель Григорий Богослов о детях, которые не приняли крещение, говорит: «Они не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания» (Святитель Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение // Творения: В 2 т. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 558).

Увы, сегодня многие крестятся лишь для того, чтобы закрыть для себя религиозный вопрос и больше не смотреть в сторону Евангелия. Ибо не ради Евангелия и Христа они зашли в храм.

Важно заметить, что если ребенка «суррогатной мамы» берут на воспитание верующие люди, то крестить можно. Предположим, что некая женщина подписала контракт о вынашивании чужого ребеночка. Но за месяцы ожидания она передумала отдавать младенца (а такие случаи бывали).

В 1988 году суд по семейным делам США штата Нью-Джерси постановил отдать ребенка на «усыновление» и дать родительские права биологическому отцу, однако при этом подтвердил права суррогатной матери на посещение ребенка и участие в его воспитании.

Если мама, не имея ни материальной, ни юридической возможности оставить себе младенца, передает его в церковный приют или в детский дом, и он попадает к верующим родителям, то его можно крестить. По той причине, что обет за него дает верующий человек, знающий свою веру.

Страшно то, что «звезды» не желают слышать о переживаниях и состоянии использованной женщины. Да, она подписала контракт. Мама до и во время беременности – это разные женщины. Девять месяцев она носила в себе новую жизнь, делясь с нею своей жизнью. За эти месяцы она полюбила младенца. Но эту любовь и материнские чувства к ребенку, по условиям контракта, за деньги нужно сразу задушить в себе.

А если это чувство в ней не родилось, если она, зная, что от малыша надо будет отказаться, давила материнское чувство в себе? Неужели это пройдет бесследно для носимого ею ребенка? Дети очень остро чувствуют – любимы они, желанны, или же нет.

Предположим, мама подавила в себе эти чувства. Но пройдет время, она захочет иметь своих желанных детей. Есть ли гарантия, что она сможет родить снова? Все роды непредсказуемы для женщины, любая беременность может стать последней. Что она будет чувствовать, зная то, что своего ребенка она предала и продала? Но даже если у нее будут свои дети, это не значит, что она не будет жалеть о рожденном и проданном малыше.

Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

С каждым годом боль о проданном ребенке будет нарастать. Все время эта женщина будет понимать, что не ребенка она продала, а душу свою. Страшно и то, что «новый папа» не долго думал о медицинских последствиях той или иной матери, что он покупает для своего ребенка.

После рождения ребенка стараются как можно быстрее приложить к груди мамочки. Это необходимо. Ведь ребенок только что родился, покинул привычную ему среду обитания, а когда ребенка прикладывают к маминой груди, он чувствует знакомый запах, слышит знакомый стук сердца, который он слушал 9 месяцев, и успокаивается. Он убежден, что ему ничего не угрожает.

Не получив первого молока, молозива, которое очень сильно укрепляет будущий иммунитет ребенка, он будет очень склонен ко многим болезням. Важно, чтобы первым человеком, встретившем малыша в этом мире, стала именно мать, а не медсестра.

Первое кормление важно и для того, чтобы в дальнейшем молоко матери лучше усваивалось. Но в случае суррогатного материнства связь матери и дитя очень рано прерывается или вовсе отсутствует. Материнское вскармливание по контракту не предполагается. У «новых родителей» есть опасения, что мать привяжется к ребенку и не захочет расстаться с ним.

По этой причине Ф.Киркоров заявил, что «не может рисковать, чтобы какая-то посторонняя для меня женщина вмешивалась в жизнь мою и моего ребенка».

А без материнского молока ребенка придется накачивать антибиотиками. Увы, искусственное кормление – обычное явление. Такие дети часто слабее сверстников, им сложнее в жизни.

Страшно и то, что некоторые рожденные таким путем дети попадут в руки богатых гомосексуалистов. Эти люди покупают детей у суррогатных матерей не для сексуальных игрищ (надеюсь), а для удовлетворения своего поздно проснувшегося отцовского инстинкта и для получения «опоры» в старости.

Чем это опасно? Более всего тем, что до самого смертного часа гомосексуалист не будет чувствовать своей анормальности, не будет искать возможность покаяться (а мы лишаем его спасения).

Об опасностях для детей не стоит даже и говорить, поскольку это понятно без каких-либо комментариев.

Серьезная проблема состоит и в том, что над «суррогатными» детишками, если тайна их происхождения станет известна всем, будут посмеиваться. А захотят ли эти дети жить, неизвестно.

Бездетность – тяжкое испытание, и не всем под силу его вынести. Суррогатное материнство не выход, а бунт против Бога.

Как иначе назвать человеческие измышления и кощунственные опыты в ситуации, когда явно видно, что Бог не благословляет чадородием? Вместо терпения и смиренной молитвы – люди восстают протии воли Божией о себе.

Если ты желаешь иметь дитя, но Господь не дарует родных чад, почему не даровать тепло любви тем, кто лишен его – несчастным сиротам? Если ты достаточно состоятелен и желаешь воспитывать родного, то почему пренебрегаешь теми, кто действительно нуждается в твоей заботе?!

Кроме того, «суррогатное материнство» – в серьезной мере измена супружескому целомудрию, нарушение благословения Божия о Таинстве Брака, ибо Брак – есть союз любви двоих. Здесь же мы имеем третью несчастную душу матери, теряющей дитя, и столь же несчастные детские души.

Те люди, которые появляются на свет «суррогатным» путем, ни в чем не виноваты, чего не скажешь об их родителях.

Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов говорит: «Российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения».

По словам главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение детей-инвалидов», – сообщил А.Баранов.

Если это так, то ко многим проблемам, которые и так хватает в России, появятся новые.

ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский, кандидат богословия

Как церковь относится к суррогатному материнству?

В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.

Аргументы священнослужителей

Суррогатное материнство — технология деторождения, при которой эмбрион, появившийся в результате искусственного соединения родительских клеток, вводят в тело посторонней женщины. Она обязуется выносить и родить ребенка, после чего передать его родителям. Чаще всего суррогатная мать получает финансовое вознаграждение за участие в процессе.

Русская православная церковь сформулировала свою позицию по поводу этого процесса на церковном соборе в 2000 г. Она имеет под собой богословское, морально-нравственное и социальное обоснование.

Богословские доводы

В основе неприятия церковью суррогатного материнства лежит христианское понимание деторождения, как Господнего дара. При этом оно не является основной целью союза любящих мужчины и женщины. При этом бесплодие является не только карой за прошлые грехи, но и испытанием веры человека в Божий Промысел. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, лежащее в основе суррогатного материнства, становится вызовом Господу. Участие в процессе деторождения третьего человека нарушает интимность и уникальность брачных отношений и взаимосвязи, возникающей между ребёнком и матерью во время беременности.

Православие и деторождение:

Защитники суррогатного материнства утверждают, что всё в этом мире происходит по Воле Создателя. Но в христианстве есть понятие «попустительство злу», которое подразумевает непротивления Господа греховных действий, совершаемых по свободной воле человека.

Читайте также:
Архиерей в православии: кто это, история и роль в церкви, традиции и правила обращения

Морально-нравственные аспекты

Противники суррогатного материнства указывают, что этот процесс фактически является торговлей телом женщины, которая уподобляется бездушному приспособлению для вынашивания детей. Ребенок, которого вынашивает нанятая для этого женщина, является в этом случае товаром, объектом договора, а не ниспосланным даром. Но сможет ли биологическая мать забыть об эмоциях и чувствах, возникающих во время вынашивания, и спокойно отдать малыша? Как это отразиться на её психологическом состоянии?

В силу недоступности информации о росте и развитии детей, появившихся подобным образом, трудно судить о его влиянии на дальнейшую жизнь ребёнка. Но известные случаи говорят о значительных отклонениях в их моральных и нравственных установках. Особенно это касается случаев, когда суррогатная мать вынашивает ребёнка для однополых родителей и одиноких мужчин. Такие дети, воспитанные в противоестественных извращенных условиях, переносят родительскую модель поведения на свои отношения с окружающими.

Распространение суррогатного материнства обесценивает институт супружества, как союза любящих мужчины и женщины. Всё чаще он вытесняется эгоистической жизнью, стремящейся удовлетворять только собственные интересы, и противоестественными однополыми связями, разрушающими нравственные устои общества и традиционные семейные ценности.

Социальные последствия

Суррогатное материнство, по мнению не только представителей церкви, но и многих общественных деятелей, ведёт к углублению социального неравенства. Мировая практика показывает, что суррогатными матерями становятся женщины с низким социальным статусом, надеющиеся таким образом решить свои материальные проблемы.

Искусственное оплодотворение и финансовые затраты на оплату услуг нанятой женщины — неподъемное бремя для большинства бесплодных пар. Основными потребителями этой услуги являются богатые люди, желающие удовлетворить собственные эгоистичные прихоти и считающих детей атрибутом своего статуса.

Заслуженность бесплодия

Невозможность иметь детей — актуальная проблема многих российских супругов. При этом священники отмечают, что бесплодие чаще всего следствие безнравственного и безответственного поведения женщин. В подавляющем большинстве случаев бесплодная супруга делала хотя бы один аборт. Опасность этой процедуры признаётся всем медицинским сообществом.

Важно! Развитие индустрии суррогатного материнства нивелирует потенциальные отрицательные последствия неразумного поступка.

Вопрос крещения

Одной из главных тем большинства высказываний, направленных против суррогатного материнства, является спорный вопрос о возможности крещения младенцев, рождённых суррогатной матерью.

Мнения священнослужителей в этом вопросе неоднозначны. Высказываются следующие мнения:

  1. Младенец имеет право быть крещеным независимо от обстоятельств появления на свет. Ребёнок не должен нести ответственность за применение родителями репродуктивных процедур, которые осуждает Церковь.
  2. Крещение — начало длинного пути, который проходит христианин на пути к единению с Богом в Его Царстве. В младенческом возрасте человеку помогают идти по нему родители и восприемники. Но если они не принимают позицию Церкви и не раскаиваются в своём противоестественном поступке, то и ребёнку они привить христианское смирение и покорность Воле Господа не смогут. Таким образом, крещение младенца возможно только после покаяния родителей, пошедших против Замысла Всевышнего.
  3. Человек, рожденный суррогатной матерью, может пройти Таинство Крещения в осознанном возрасте, осознанно решившись на этот шаг. Факт его противоестественного рождения не может стать в этом случае препятствием.

Важно! Все представители православной церкви считают, что легализация суррогатного материнства — недопустимое явление в государстве, в котором существует социальное общество. Оно является вызовом установленному Богом порядку и не может считаться допустимым верующим человеком.

Мнение священников

В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.

  1. Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем. Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.
  2. Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство вызовом Божественному Замыслу. Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.
  3. Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний. В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.
  4. Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека. Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.
  5. Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает. Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.
Читайте также:
Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных

Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.

Православная Жизнь

Бог заповедал «плодитесь и размножайтесь», а Церковь говорит: да, но не таким способом.

Церковь выступает против суррогатного материнства, а между тем благодаря этой технологии на свет появились тысячи детей. С точки зрения Церкви, лучше, чтобы они вообще не родились?

Позиция Церкви не может зависеть от статистики и от количества. Вопрос о суррогатном материнстве был обсужден в Церкви в 2000 году, когда принимались «Основы социальной концепции». В этом документе говорится: «“Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

В 2013 году Церковь вернулась к дискуссии о суррогатном материнстве, рассмотрев один из частных аспектов этой проблемы — крещение младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ, посвященный этой теме, был принят на заседании Священного Синода в декабре этого года. В документе подтверждается позиция, согласно которой практика так называемого «суррогатного материнства» «однозначно осуждается Церковью», а сам термин «суррогатное материнство» «указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания».

В документе говорится: «Общественная опасность практики “суррогатного материнства” связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами “генетического материала”».

Для Церкви младенец — не биологическая особь, о созданный по образу и подобию Божию человек, который, в соответствии с божественным установлением, должен иметь одного отца и одну мать. И Церковь выступает против того, чтобы живое человеческое существо превращалось в биологическую особь, которую можно подвергать манипуляциям.

С точки зрения Церкви, практика суррогатного материнства «является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор». Церковь не навязывает свою позицию лицам, находящимся вне ее. Но для членов Церкви «суррогатное материнство» не может быть оправдано никаким обстоятельствами или соображениями. Родителям, испытывающим трудности с зачатием ребенка, Церковь благословляет усыновлять или удочерять детей. Известны случаи, когда супруги после многих лет бесплодия усыновляли одного или нескольких детей, а затем Бог посылал им и своего собственного ребенка.

Российское законодательство оставляет за «суррогатной матерью» право оставить рожденного и выношенного ей ребенка, не передавая его «биологическим родителям». Сейчас раздаются голоса, призывающие изменить эту статью закона с тем, чтобы лишить «суррогатную мать» каких-либо прав на выношенного ей ребенка. Церковь не может согласиться с такого рода «совершенствованием» законодательства. Во многих странах мира «суррогатное материнство» в принципе запрещено. В России оно разрешено, но в законодательстве прописаны права «суррогатной матери», что налагает определенные риски на «заказчиков» ребенка — его биологических родителей. Хотя бы для какой-то части супружеских пар это является сдерживающим фактором.

Несправедливы упреки в адрес Церкви за то, что, осуждая практику «суррогатного материнства», она тем самым якобы препятствует деторождению. Церковь не только этому не препятствует, но наоборот, всячески этому способствует. Кто, если не Церковь, наиболее последовательно выступает против абортов, считая аборт узаконенным детоубийством? Кто, если не Церковь, выступает против использования супружескими парами контрацептивных средств абортивного действия с целью недопущения рождения детей? А разве не Церковь напоминает о супружеской верности, о призвании супругов к чадородию, о том, что каждый человеческий эмбрион имеет неотъемлемое право — на рождение?

Во многом именно благодаря последовательной позиции Церкви, ее работе с паствой, с обществом, со средствами массовой информации, с органами здравоохранения, ее собственной благотворительной и социальной деятельности — число абортов в России снизилось в три раза за последние 18 лет. Таким образом, на счету Церкви не один миллион спасенных жизней. Важную роль здесь играют и государственные программы по поощрению ответственного материнства и отцовства. Но роль Православной Церкви и других традиционных конфессий никак нельзя списывать со счетов.

Церковь не только не препятствует исполнению заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь», но наоборот, делает все от нее зависящее, чтобы рождаемость в нашей стране неуклонно росла. И если темпы роста рождаемости остаются низкими, то не потому, что Церковь бездействует, а потому, что ей противодействуют многие силы, в том числе потребительская идеология, ставящая на первое место личный комфорт человека, а не его ответственность перед семьей, перед страной, перед будущими поколениями. Из этой потребительской идеологии и родилась практика «суррогатного материнства», позволяющая богатым женщинам избежать страданий, связанных с рождением ребенка, переложив их на менее обеспеченных членов общества.

Читайте также:
Конина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

И последнее: разве лучше, чтобы дети, родившиеся при помощи суррогатного материнства, не родились? Такого Церковь никогда не говорила и не скажет. Совсем напротив: Церковь утверждает, что даже дети, зачатые в результате изнасилования, имеют право на рождение. Но рождение ребенка в результате изнасилования не оправдывает насильника, в том числе с точки зрения закона: насильник будет сидеть в тюрьме, а ребенок будет расти на свободе.

Бог направляет злые дела людей к добрым последствиям, но это не оправдывает злые дела. Точно так же и суррогатное материнство не может быть оправдано тем, что в его результате на свет появляются дети.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Почему Церковь против суррогатного материнства?

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Рисунок Петра ЗАХАРОВА

Путь разрушения

— Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки…
— Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство — это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.

— То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок?
— Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни — в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально.

Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя — попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки — потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть.

Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством — основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим.

— Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи?

— Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала.

Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.

Ребенок не виноват

— Но бездетные родители говорят, что у них отбирают таким образом последнюю надежду. Может быть, усыновление для таких родителей более правильный шаг?

— Я думаю, что правильный шаг для человека на земле — искать Волю Божию о себе, а не утверждать и не устанавливать свою волю как краеугольный закон для себя и других людей, которые его окружают.

Читайте также:
Евангелие от Марка: толкование, как и для кого написана, авторство и подлинность

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой, —

пели люди, которые разрушили российскую государственность, люди, которые покусились уничтожить Церковь в России; и мы до сих пор пожинаем плоды этих безумных действий. И если будет развиваться эта технология суррогатного материнства, то плоды будут еще более страшными.

— А что делать, если уже родились дети в результате суррогатного материнства? Как Церковь относится к таким детям?
— Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.

Меньшее из зол

— Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства.

— Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии — но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку — и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт — это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины — когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.

Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, — потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.

Юлия ДАНИЛОВА

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

21 октября Съезд православных врачей призвал руководство страны запретить суррогатное материнство. Дискуссия вокруг него возникала и раньше, в связи с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который должен был регулировать и этот вопрос. Почему Православная Церковь выступает против суррогатного материнства? За комментарием «Нескучный сад» обратился к председателю Синодального отдела по благотворительности епископу Смоленскому и Вяземскому ПАНТЕЛЕИМОНУ.

Смертные грехи в Православии

2983f/w:211/h:300/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/Panarion.png” />Представьте: вы попали в незнакомую страну, надо срочно найти гостиницу. Начинаете спрашивать у прохожих: как туда добраться. Дорогу указали: пришли, но там ничего нет. Снова спрашиваете – приходите, а ее нет. День клонится к вечеру, а вы так и не нашли то, что искали.

Усталые, голодные, с огромными чемоданами в руках, теряя надежду, спрашиваете очередного прохожего: Не подскажите, где? И о чудо! Слышите родную речь, человек обещает не только показать, но и проводить. Помогает нести тяжелые вещи. Ура! Как вы благодарны тому прохожему, который помог найти дорогу .

Кто указывает правильный путь?

Да, это Христос: можно блуждать, искать, бродить, но верный путь указал только Он, и нет иной дороги. Хотите, чтобы честным, добрым, родным проводником был Господь? Чтобы понес вашу поклажу, привел в нужное место? Следуйте за Ним. Как идти расскажут святые Отцы, истоптавшие эту тропинку, знающие все ухабы и ямки на ней. С любовью и радостью они проведут к месту, которое ищут многие, но мало кто находит.

Читайте также:
Православный и католический крест: разница и особенности, когда появились различия

2983f/w:194/h:300/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/kanon-iisusu-3.jpg” />Чемоданы полные камней

Тяжелая ноша, мешающая идти – чемоданы, наполненные камнями и песком. Это страсти и грехи человеческие. Кто-то таскает их всю жизнь, кто-то периодически выбрасывает из них мусор, некоторые шествуют налегке. Святые Отцы знают секрет, как обойтись без тяжелого груза, не дающего подниматься по лестнице, ведущей в Небо .

Что такое лествица?

Господь пришел на землю, чтобы указать верную дорогу (лестницу), по которой надо идти всякому человеку. Нам предлагается жить вечно, бесплатно, с любимыми, в радости и счастье. Ничего с собой тянуть не нужно, отдайте эти проклятые чемоданы Ему, пусть избавит вас от них. Но как это сделать?

Просто, покайтесь. Решив идти ко Христу, поймете, что с грузом подняться невозможно. С каждым нераскаянным грехом тяжесть поклажи будет все тяжелее. Одно мешает – некоторые камни так нравятся, что с ними не хочется расставаться. Выбор за вами, что предпочтете: идти по ступеням, или остаться на месте, в качестве раба своих камней?

Святые предупреждают: Не искорененные, нераскаянные грехи, остаются после смерти человека. В вечности, не имея тела и возможности удовлетворения, душа будет разрываема ими (как ломка у наркомана), страсти набрасываются как звери, и мучают ее .

2983f/w:358/h:273/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/208032.jpg” />Что такое смертные грехи?

Грех – нарушение духовного закона, который заповедан Богом. Те, которые укоренились, завладели человеком настолько, что невозможно отказаться от их исполнения, называют смертными. Они производят новые, как семя, некогда еле заметное, пускает корни, вырастает в дерево, принося ядовитые плоды.

Страстей 7 (печаль и уныние объединены) или 8, где их разделяют. Они присущи всем, могут вырасти, а могут так и остаться засохшим семенем. Смертных грехов – гораздо больше, они рождаются от этих 8 страстей, потому что их лелеяли, пока они из песчинки, не превратились в неподъемный камень.

Страсти (если поработили человека) и грехи, переросшие в навык, считаются смертными

Основные страсти, присущие всем. Бывают: праведными и грешными Грехи, став страстью, причислены к смертным (И.Брянчанинов) Грехи, перешедшие в навык, ставшие страстью (по апостолу Петру)
1 Объедение Пьянство (наркомания) Корыстолюбие
2 Блуд Памятозлобие, мстительность Зависть, клевета, оговор
3 Сребролюбие Жестокость Убийство (избиение, аборт)
4 Гнев (раздражительность) Скупость, бессмысленное накопительство, жадность Ссоры, скандалы, унижение других, оскорбления
5 Тщеславие Леность Богоненавистничество
6 Печаль Лицемерие (двуличность) Непослушание родителям
7 Уныние Лживость Непримиримость
8 Гордость Воровство, хищения и пр. Немилость и пр.

Примечание: Любодеяние – сексуальное распутство вне брака. Прелюбодеяние – измена, находящихся в браке.

Список можно дополнить перечнем, приведенным св. апостолом Павлом. Смертные грехи – дети 8 страстей. Кто ими побежден, лишается жизни вечной (соврем. значения):

    изменяющие мужьям, женам, гулящие (проституция); поклоняющиеся идолам (бесам), мнимым богам; обольстители, совратители, соблазнители: вводящие в обман, для получения удовольствия, ради корысти и наслаждений; похотливые, изнеженные, пассивные гомосексуалисты (рукоблудие); мужеложники – активные гомосексуалисты; воры, разбойники, злые на язык, скорые на оскорбления, расхитители чужого.

Примечание: Грехи – это действия страстей, когда их исполняют. Можно иметь страсти, но не действовать по ним. У святых выражение «бесстрастный» встречается, а «безгрешный» (кроме Господа), нет .

Почему их называют смертными?

Потому что они, если нераскаянны, приводят к смерти души. А это значит, Бог не может проявить в человеке Свою благодать: как отсечение пуповины для зародыша приносит смерть, так и Божественная энергия не проникает, не освещает человека. Покаяние восстанавливает расторгнутую связь, и христианин начинает наполняться живительными благими соками.

Чтобы Господь помогал по молитвам, в которых что-либо просите, сначала покайтесь, исповедайтесь, причаститесь. В таком состоянии ваши просьбы будут исполняться, если они не повредят душе. Болезни излечивает благодать, когда человек искренно приносит покаяние в грехах .

Как побеждать смертные грехи?

В отличие от психологии, где одну страсть предлагается заменить иной, в православии с ними принято бороться противоположными добродетелями. Например, психоаналитик, чтобы преодолеть депрессию (уныние), предлагает полюбить себя, прививает тщеславие, гордыню и т. п. А святые Отцы предлагают: усердие и трудолюбие. Какие заместительные благие поступки помогают:

    Гордость поборют смирение, удержание от хвастовства, тщеславия, кротость. Неправедно нажитое (лихоимство) – щедростью. Блуд – памятование о Боге, обуздание плоти, чистота помыслов, пост, молитва. Зависти противостоит любовь, нищета духа. Объедение – сдержанность в еде, трезвость, пост. Гнев – терпение обид, отсутствие злопамятности, прощение и т. д.

Самостоятельно, если попытаетесь вести борьбу со страстями, победить их невозможно. У каждой есть хозяин – бес, который сильнее вас. Но победить его может Господь. Поэтому и сказано, что без благодатной силы свыше человек не в состоянии спастись, и обрести жизнь вечную.

Иоанн Лествичник уверяет: в Царствие Божие можно попасть, приобретя лишь одно качество – смирение. Правда, продвижение будет идти медленно, но кто не спешит, тот успеет. Просьбы смиренных Господь всегда слышит, Он всегда находится рядом с ними.

Важно: Когда человек начинает различать страсти, может вести с ними борьбу. Делается это постепенно: шаг за шагом. Святые отцы говорят, нельзя быстро стать бесстрастным – это может погубить. Благодать должна расти и накапливаться понемногу.

Cмертные грехи в православии: сколько их?

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Читайте также:
Крестик умершего человека: можно носить или нет, что делать и куда деть, правила и особенности

Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:

Список смертных грехов в православии и как сними бороться

Смертный грех – то, от чего старается защитить себя каждый православный христианин. С большинством из них мы сталкиваемся каждый день, некоторым поддаемся, не задумываясь, что любой грех отделяет человека от Небесного царства, возможности после смерти быть рядом с Богом. Давайте выясним, что относится к семи самым страшным грехам в православии и возможно ли как-то побороться с греховностью.

Что такое смертный грех в православии

Смертный грех – наиболее тяжкое преступление против Божьего учения. Любой их грехов отделяет человека от Бога, лишает благодати, оскверняет его душу. Нередко грех сравнивают с неподъемной обузой, с камнем на шее, который не дает человеку прикоснуться к Богу, тянет его к земле, заставляя совершать все новые грехи.

Грех – действие, помысел, намерение преступить Божьи заповеди, нарушить данные Господу обещания. Грех – не божественное творение, а искажение человеком собственного восприятия жизни, которую даровал Господь. Смертными они называются за особую тяжесть и отсылают нас к ветхозаветному писанию. В нем за совершение одного из семи смертных грехов человек подвергался казни.

В православии смертные грехи являются лишь категориями, которые подразделяются на множество преступлений против Бога и его учений.

Список смертных грехов, их толкование

Всего известно о семи смертных грехах, от которых может пострадать вера и благочестие православного человека. Для каждого греха есть подобное толкование, инструкция, как следует поступать, чтобы не стать грешником и своими действиями не отречься от вечной жизни.

Список смертных грехов:

  • 1. Алчность
  • 2. Блуд
  • 3. Гордость
  • 4. Гнев
  • 5. Зависть
  • 6. Чревоугодие
  • 7. Уныние

Алчность

Первый в списке смертных грехов – грех Алчность или Корысть. Это неуемное желание обладать большим богатством, большим количеством материальных ценностей. Смысл этого обладания сводится к ненасытности, человеком движет желание назвать вещь своей.

Некоторые считают, что страдают от этого смертного греха лишь богатые и обеспеченные люди, всеми силами пытающиеся преумножить свои владения, деньги, власть и богатство. Однако от этого может страдать и нищий. Греховность Алчности заключается не в наличии денег, земли или имущества, а в непреодолимом желании обладать ими в огромных количествах.

К неким подкатегориям этого греха можно отнести жадность и скупость, которые идут с алчностью в одном ряду.

Второй смертный грех – Блуд. Этот грех затрагивает беспорядочные половые связи, измены в браке и любую сексуальную активность, вышедшую за рамки естественной. Помимо частой смены партнера сюда относят и блудливые, непристойные мысли. Греховным считаются любые помыслы сексуального подтекста, а также просмотр порнографических фильмов, журналов, непристойные шутки. Считается, что именно бурная фантазия в будущем порождает все самые страшные проявления блуда.

Блуд включает в себя похоть, близость до брака, рукоблудие. Любое из этих деяний считается смертным грехом и отдаляет человека от Бога.

Гордость

Третий смертный грех – Гордость. Греховная Гордыня начинается с презрения к окружающим. Человек ощущает себя выше и лучше остальных: лучшим работником, лучшим собеседником, лучшим товарищем. Следующий шаг Гордости – неприязнь и презрение к родным и близким. Грешник начинает видеть источник счастья лишь в самом себе. Это отдаляет его от семьи, родных, а затем – и от Бога. Считая всех окружающих бедными, невежественными, слабыми, грешник заражается мыслью, что лишь он один благочестивый, мудрый и богатый.

Даже если у человека есть повод для гордости за самого себя, необходимо гнать эти мысли. Самодовольство убивает задатки доброты, сострадания, трудолюбия. Человек, обуреваемый Гордостью, лишен способности сочувствовать, общаться и любить.

Также к этому смертному греху относят чрезмерное самолюбие, упрямство, высокомерие. Обладая этими качествами, человек создает пропасть между собой и Господом.

Следующий в списке смертных грехов Гнев. Считается, что Гнев – естественное свойство человеческого характера, заложенное Богом. Праведный Гнев способен защищать от соблазнов, отрицать желание грешить. Неправедный же гнев, напротив, является смертным грехом. Святитель Тихон Задонский говорил, что стоит лишь взглянуть на внешний облик человека в гневе, и не составит трудности представить, что в это время творится с его душой. Тот, кто испытывает гнев, открывает в себе самые худшие, темные стороны.

К Гневу относят также различные его проявления: ненависть и нетерпение к людям, оскорбления, жестокое поведение, рукоприкладство. Человек, обуреваемый гневом, способен на самые худшие и низкие поступки.

Зависть

Пятый смертный грех – Зависть. Святитель Илья Минятий считал, что именно зависть является основоположником всех грехов. Она не дает спокойно жить человеку, обуреваемому этим чувством. Им движет желание, чтобы богатый обеднел, счастливый вкусил несчастья, а тот, кто снискал славы, потерял всякую честь. Завистливый человек не живет своей жизнью, он находится в предвкушении краха чужой судьбы. Именно Зависть подталкивает человека на другие, более тяжкие преступления. Но даже если она и не выходит наружу, и не заставляет человека идти на крайности, она все равно доставляет мучение, заставляет жить чужой жизнью.

Читайте также:
Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Главные индикаторы зависти – непринятие чужого благополучия, радость от чужих неудач. Человек, испытывающий такие чувства, отрезает себе пути к Богу.

Чревоугодие

Шестой смертный грех – Чревоугодие. Преподобный Иоанн Кассиан разделил составляющие этого греха на три вида:

  • постоянное желание пищи – человек не разделяет приемы пищи, употребляет еду раньше положенного времени, его мысли заняты предстоящей трапезой;
  • пресыщение – бесконтрольное употребление пищи, обжорство, жизнь ради еды;
  • чрезмерная разборчивость в еде – желание потреблять пищу определенного вида, культ еды, большие неоправданные траты на лакомства.

Из этого преподобный делает вывод, что необходимо разделять приемы пищи, есть по надобности, а не по психологическому желанию, отказываться от излишка и дорогой еды. Гурманство также считается грехом, однако в культуре между обжорой и гурманом громадная пропасть. С точки зрения греховности, обе эти крайности недопустимы, так как и гурман, и обжора имеют расстройство пищевого поведения.

Помимо увлеченности едой, к этому смертному греху относят пьянство, чрезмерное употребление алкогольных напитков.

Уныние

Седьмой грех в православии – Уныние. Человек не всегда может распознать этот грех, считая, что живет праведной жизнью и далек от греховных помыслов и действий. Есть основные признаки, индикаторы, определяющие, что человек стал заложником уныния:

1) Лень. Это один из главных показателей того, что человек впал в Уныние. Нежелание заниматься работой, апатия, отсутствие желания развиваться, достигать результатов является следствием греха. Зачастую тот, кто страдает от лености, не может объяснить природу такого состояния.

2) Перемещение духовной жизни на второй план. Уныние характеризуется полным безразличием к духовным устремлениям. Пропадает желание посещать храм, человек перестает посвящать время прочтению духовной литературы.

3) Ухудшения здоровья. Считается, что духовные невзгоды несут за собой телесные проблемы. Тот, кто стал жертвой уныния, рискует заработать недуг, потерять аппетит, испортить режим сна.

Описанное поведение является греховным и несет за собой отречение от праведной, духовной жизни, а значит и отречение от Господа.

Как бороться с греховностью

Грехи в православии затрагивают не только верующих. Это давно известно даже тем, кто далек от веры и ее догматов. Сложно представить счастливую полноценную жизнь, в которой поселился грех. Не будет жить полной жизнью человек, в чью жизнь ворвались чревоугодие, блуд или гнев. Поэтому вопрос о том, как избавить себя от греховных помыслов и как научиться не преступать черту, является актуальным не только для православных христиан.

Проповедники говорят о том, что в первую очередь стоит возненавидеть свое желание прикоснуться к греху. Необходимо избавляться от них, как от плохой привычки или ненужных вещей, день за днем. Начните с малого: избавитесь от привычки делать культ из еды, перебирать ее в поисках лучшего кусочка, тратить на ее приготовление несколько часов в день. Борьба с некоторыми грехами требует силы воли и выносливости: сложно отказать себе в удовольствии позлорадствовать, когда какой-либо неприятный человек столкнулся с трудностями. Необходимо четко понять, что таким мыслям не место в голове праведного, честного, милосердного человека.

Только труд над самим собой способен избавить от грехов, сделать жизнь лучше, а душу – ближе к Богу.

Избавление от страстей через исповедь

Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.

Креститель Иоанн сказал:

«Покайтесь, ибо близится Царство Небесное». Действительно, православным христианам дарована возможность рассказать о своих грехах, признаться в содеянном, тем самым очистив душу. Только намерение исповедаться уже говорит о том, что человек видит свои грехи, признает их. Решиться на исповедь не каждый в состоянии, слишком постыдными и неприятными могут оказаться собственные слова о своей же жизни. Однако если они сказаны от чистого сердца и ничего не утаено, можно рассчитывать на то, что Бог простит любой грех.

Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно. Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.

Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: