Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

Православная церковь о танцевальном искусстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Есть в церковном учении вопросы, которые вызывают активные дискуссии и не всегда приводят к какому-то конкретному ответу, поскольку в Священном Писании его также нет. К таким вопросам относится и вопрос танцев, а именно: можно ли танцевать православному человеку? Следует постараться разобраться в этом, чтобы не впасть в искушение или вовсе грех.

Почему танец может быть запрещен

Если рассмотреть историю этого искусства, то оно зародилось достаточно давно — еще в VI–VII веке до н.э., но, безусловно, не в том виде, какой существует сегодня. Тогда танцами считались хороводы, какие-то групповые пляски, которые стали одной из разновидностей искусства. При королевских дворах жили учителя, и представители знати обязаны были знать танцы и уметь их поддержать. Это было признаком воспитанности и образованности, но при этом оставалось коллективным занятием.

Позже стал популярен вальс и другие разновидности пляски для пар, которые все же держали их на расстоянии и не позволяли слишком тесно стоять, т.е. между мужчиной и женщиной оставалось приличное расстояние в 50-60 см. Именно тогда это стало не только искусством, но и способом флирта.

Современные танцы зародились в 50-е годы прошлого века, когда появился рок-н-ролл и начал настоящую музыкальную революцию. Сексуальная же революция прошлого века проникла во все сферы жизни и исказила их весьма существенно. Особенно это касается танцев и отношений между мужчиной и женщиной.

Итак, плохо или хорошо танцевать? Все зависит от двух вещей:

  • мотив сердца;
  • вид пляски.

Однозначного ответа Православная Церковь не дает относительно этих занятий. Нет четкого запрета, но участие в них могут не поощряться священнослужителями. Отчего так? Дело все в виде танца, если говорить о красивых бальных произведения, в которых партнеры целомудренно относятся друг к другу и не позволяют вольностей, то это прекрасное хобби или род занятий.

Об отношении православия к:

А вот если это сальса или другие бразильские сексуальные движения, в которых партнеры страстно обнимаются и гладят друг друга по всему телу, то разве можно их назвать целомудренными? Конечно нет, и вот такие занятия церковь однозначно не поощряет. Для примера можно рассмотреть балет, это великое искусство, но не все его произведения Церковь одобряет.

Важно! Занятия подобные греховны тогда, когда они наполнены развратом и похотью. Красивые целомудренные движения, наподобие вальса или какие-то коллективных хороводов, не будут являться грехом.

Отношение православной церкви

Если рассмотреть и найти места в Писании, то можно увидеть, что царь Давид от радости и во славу Господа танцевал так, что его жена сделала ему замечание.

Как же отреагировал Господь? Он наказал женщину тем, что она никогда не рожала более детей. То есть Господь поощрил танец? Нет, скорее всего, Он поощрил желание и радость царя, который настолько был влюблен в Господа и возвеличивал Его, что от восхищения и радости пустился в пляс. Очень важно смотреть на мотивы сердца человека, как и в любом другом вопросе.

Если девушка, идет на дискотеку с целью развлечься там, как она говорит близким, а на деле — это лишь желание страстно обниматься и развратно себя вести с представителями противоположного пола, то хорошо ли это? Какое изначальное желание лежит в сердце девушки, зачем это ей? Важно ответить на этот вопрос, прежде чем начать двигаться под музыку.

Если же ребенок хочет пойти в кружок бальных танцев, чтобы научиться красиво двигаться, занять свое время и освоить такой вид искусства, при этом танцы целомудренные и исключают развратные и похотливые движения, то почему запрещать ему это? Мотивы сердца — вот что важно в этом и любом другом подобном вопросе.

Представители иудаизма всегда крайне эмоционально проводят свои богослужения, частью которого может стать и танец, но он осуществляется во Славу Бога. Существуют танцевальные христианские постановки, в которых участники рассказывают поучительные движения в танце, и это также хорошо.

Важно! Ради чего танцевать и для чего? — ответив на этот вопрос, можно понять, будет ли грехом это или нет.

Мнение священников

Мнение священнослужителей разнится в этом вопросе, но полезно будет узнать их, для более углубленного понимания вопроса.

Иеромонах Александр из г. Сыктывкар считает важным культурные различия. Он рассказывает, что, несмотря на отсутствие танцевальных элементов русских православных богослужениях, в церквях Африки проведение хороводов вполне нормально и, естественно, поскольку это одна из культурных их особенностей. Негативное отношение в нашей стране к танцу обусловлено тем, что современные движения не выглядят целомудренно. Не стоит налагать табу на все виды плясок.

Читайте также:
Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

Протоиерей Евгений из г. Архангельск вспоминает увлечение танцами последнего Государя Императора, который причислен к лику православных святых. В XVII — XVIII вв. пляска стала одним из видов общения, поскольку молодые люди противоположного пола не могли просто заговорить друг с другом, и менуэт стал возможностью диалога, несмотря на отсутствие физического контакта. То же самое касается полонеза, вальса или фокстрота — средство общения молодежи. Современная дискотека исключает разговор и направлен на погружение человека в некий транс, с отключением сознания.

В современной танцевальной культуре нет правил или гармонии — это лишь издевательство над душой и телом, которое заставляют принимать странные позы. Мы в университете устраиваем балы, готовим приличные «в пол» наряды, подбираем вальсы и музыку, готовим темы для бесед и танцуем. Это не грех, когда все прилично и направлено на развитие тела и души. А вот посещать современные клубы и дискотеки, где полно выпивки, наркотиков и разврата, безусловно, болезненно для души и тела и пользы не приносит.

Важно! Как и вопрос спиртного, одежды или поцелуев, вопрос танцев не имеет однозначного ответа или запрета. Христианин, совершенствуясь и заботясь о своем целомудрии, должен отказываться от вещей, которые его развращают и пользы не приносят.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Как относиться к танцам? С одной стороны, в аскетической литературе и в устах проповедников древности плясание – занятие греховное, развратное и во всех отношениях предосудительное. С другой – «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Не столь ли единодушно церковные авторитеты древности порицали театр за праздность времяпровождения, разврат и лицедейство, а вот сейчас театр – олицетворение культуры в чистом виде. В приснопамятные брежневские времена в театр на обязательной основе водили, например, студентов духовных школ, приобщая тем самым будущих священнослужителей к лучшему, что имела в себе светская культура.

Так что всё ли столь однозначно с танцами?

Для начала давайте определимся с очевидным: танцы танцам рознь. Танцы развратные, пробуждающие страсти и разжигающие похоть, существуют в наше время столь же повсеместно, сколь и в древности. И в том, что такие танцы однозначно греховны, нет ни малейшего сомнения. Причём к греху в данном случае причастны все, кто сколько-нибудь участвует в процессе: и лишённые стыда танцоры, и похотливые зрители, и алчные организаторы.

Но, с другой стороны, танцы существуют и как искусство, и как вид спорта, и как средство физического и эстетического развития. Огульно записывать всё это бально-спортивно-классическое разнообразие в разряд грехов по меньшей мере неумно. Напротив, уместным видится определить чёткую грань, за которой заканчиваются просто танцы и начинается грех. И первый вопрос здесь: что именно в танцах осуждалось в древности церковным сознанием?

«Пляшущая жена, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – называется невестою сатаны, любодейцею диавола и супругою бесовскою. Она не хранит своей чести, и ею дьявол многих соблазняет и во сне, и наяву». Итак, танцы в сознании святого неразрывно связаны с развратом и соблазном. В «Прологе» можно встретить не менее характерное рассуждение: «И подлинно: сколько бесовского в этом гнусном плясании: и развратные взгляды, и похотливые движения, и скверные слова». И снова та же логическая последовательность: танцы-похоть-разврат. Нередко проповедники проводят параллель между печально известной дочерью Иродиады, которая, надо полагать, далеко не целомудренным танцем так раззадорила нетрезвую публику, что подвыпивший Ирод, отвергнув сомнения, «одарил» её головой казнённого Иоанна Крестителя. Впрочем, и здесь логика остаётся всё той же. В древние времена танцы никакого отношения к искусству не имели и служили не более чем забавой. Причём забавой тем более желанной, чем более обильными возлияниями развлекала себя почтенная и не очень публика.

А если развратную составляющую из танцев убрать, что тогда? Тогда мы получим всё вышеупомянутое танцевальное разнообразие. Взять для примера хотя бы балет. Для танцоров – ежедневный каторжный труд и жизнь в режиме жёстких ограничений с позднего детства до ранней пенсии. Для зрителей – весьма своеобразное эстетическое удовольствие, для снобов – повод порассуждать о режиссёрских идеях и правильности всяких там па. Для всех остальных категорий населения – скука смертная. Разврат? Ну разве только если что-то нецеломудренное снилось советскому обывателю, засыпавшему перед телевизором под «Лебединое озеро», транслировавшееся всеми двумя с половиной каналами советского телевидения по случаю смерти очередного генсека. Хотя до разврата ли было в реалиях 17-го съезда, 5-й пятилетки и 60-летнего юбилея КПСС.

Читайте также:
Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Некоторые мне скажут, что если не в балете, то в бальных танцах повод для разврата точно есть. Танцуют ведь парами. Мужчина с женщиной, в непосредственной близости и в активном движении… Вот не знаю, как вам, а мне приходилось общаться с танцорами. И действующими, и бывшими. По их словам, в бальных танцах всё как в спорте, то есть нацелено на результат. Недаром ведь по этим танцам спортивные соревнования проводятся. А когда работаешь на результат, тут уже не до разврата. Работа на результат – это почти что образ жизни и образ мысли. Не без того, среди молодых людей бывает всякое, но это всякое среди танцоров случается не чаще, чем, например, среди легкоатлетов, гимнастов или пловцов. Но мы же на этом основании не записываем спорт целиком или его отдельные виды в разврат?

О разнообразных современных танцах позвольте промолчать. Всем, кто убеждён, что такие танцы являются развратным зрелищем, я рекомендую поинтересоваться, чем занимаются мужчины, в то время как их жёны смотрят популярные нынче танцевальные шоу. Правильно. Одни в интернете сидят, другие в World of Tanks играют, третьи норовят сбежать в гараж. Есть, конечно, такие, что как раз предаются в это время похоти. Только похоть у них совсем другая, никак с танцами не связанная. Сорокаградусная и благо если не палёная. Да и сами женщины интересуются сим далеко не лучшим продуктом телеиндустрии либо из чистого любопытства, либо потому, что на других каналах от политики спасу нет, либо просто из желания за кого-то поболеть или кому-то посочувствовать.

При этом всё же никак нельзя сказать, что, помимо явно развратных танцев, всё остальное безобидно и нормально. Есть разновидность танцев, которая пережила разные времена и при взгляде на которую можно только с сожалением отметить, что зря пережила. Это танцы, которые танцуют те, кто танцевать любит, но не умеет. Это сельские танцульки и городские дискотеки. Тут уж страсти бьют ключом. Вопиющая безвкусица в одежде, развязность в поведении, нетрезвость как норма, вульгарные замашки, безобразные телодвижения… Лишь по названию «культурный» отдых, нередко заканчивающийся мордобоем и хорошо, если не поножовщиной. Как бы спокойно ни относился я к танцам как искусству или спорту, но ни наяву, ни в бреду не могу представить себе православного юношу или девушку на провинциальной дискотеке. Бывают, конечно, и вполне безобидные ситуации: например, танцы во время празднования свадьбы или юбилея. Однако и здесь верующим стоит держаться простого правила: хорошо лишь то, что красиво. На танцующих молодожёнов, месяц перед этим репетировавших свадебный танец, или на людей, имеющих представление о том, что такое танцы, и хорошо танцующих, смотреть, безусловно, приятно. Но когда танцевать берутся те, «кому за», кто за годы прирос лишними килограммами, отрастил пивной живот или просто неповоротлив, то это уже и смешно, и стыдно, и противно одновременно. И сколь бы ни были атмосфера задушевной, веселье безудержным, а гости в доску своими, иногда гораздо правильнее наблюдать за танцующими со стороны, нежели спешить к ним присоединиться.

Так что же, спросите вы, и сами танцы, за редким исключением, не грех и православным ими заниматься незазорно? Что ж, если речь идёт о желании определить ребёнка в танцевальную студию, здесь и вправду ничего греховного нет. Современные дети растут в таких условиях, что ни движения, ни нагрузок, ни дисциплины много им быть не может. И если занятие танцами научит их самодисциплине, упорядочит образ жизни, оставит меньше времени на праздность – это пойдёт им только на пользу. Здесь что танцы, что спорт – занятия одинаково полезные. Хотя лично я не рекомендовал бы записывать на танцы мальчиков. Время сейчас, мягко выражаясь, не очень правильное. В мужчинах, особенно молодых, иногда ощущается просто катастрофический дефицит мужества. Нытьё, жалобы, женственное поведение, отсутствие стыда перед проявлением слабости… Этого всего настолько много, что, как по мне, пацанам стоит заниматься не танцами, а силовыми видами спорта. Бокс, борьба, разнообразные единоборства, тяжёлая атлетика и гиревой спорт. На худой конец лёгкая атлетика, плавание, футбол или баскетбол. Подчёркнуто мужских видов спорта нынче предостаточно, и, что интересно, зачастую ими не брезгуют и девушки. Так что не актуальны сегодня танцы для мальчиков. Может быть, они и были востребованы где-нибудь сто с лишним лет назад в кадетских корпусах и на офицерских балах, но сейчас «не стоит предмет, да и тема не та».

Читайте также:
Домодедовское кладбище: адрес и часы работы, схема, как доехать и добраться, списки похороненных

Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

«Подлинно, где пляска, там и диавол. Не для того Бог дал нам ноги, чтобы безчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно; не для того, чтобы прыгать, подобно верблюдам (и они, а не только женщины, отвратительны, когда пляшут), но для того, чтобы ликовать с ангелами». (Свт. Иоанн Златоуст, «Толкование на Мф.», т. Vll )

Любители танцев нередко ссылаются на пример царя Давида, как он плясал пред Ковчегом. Но, пляска Давида пред Ковчегом не может служить примером для оправдания светских танцев или плясок. Дело в том, что одним и тем же словом «пляска» или «танец» в том и в другом случае обозначаются разные явления.

В случае с Давидом первичен восторг. Причём, восторг духовный. И он порождает движения. Причём, движения спонтанные, которые специально не отрабатываются, т. е. не рассчитанные на зрелище. Здесь тело следует за душой, которая в свою очередь следует за духом. Соблюдается естественный иерархический порядок природы человека. В данном случае просто проявляется заложенная Богом в человеческую природу способность проявлять свои чувства через телесные движения.

В светских (эстрадных, сценических, бальных, народных и т. д.) танцах или плясках этот порядок извращается, всё ровно наоборот. Здесь первичны движения. Которые отрабатываются специально, т. е. рассчитаны на зрелище. И они призваны породить восторг. Причём, восторг чувственный, а не духовный. Здесь, напротив, тело ведёт душу. Т. е. извращается иерархический порядок природы человека. Танец превращается в систему, специально отработанную игру плоти, рассчитанную на зрелище.

Т. о., при одном и том же названии и внешней схожести в том и в другом случае мы видим принципиально разные, совершенно противоположные явления, с разницей в точности наоборот.

Если искать аналогию светских танцев и плясок в Священном Писании, то это вовсе не пляска Давида, а пляска Саломии, дочери Иродиады, на дне рождения царя Ирода. За которую она попросила в награду голову Пророка Иоанна Предтечи.

А если искать аналог пляски царя Давида перед Ковчегом в наше время, то это пляска православных арабов в Храме Гроба Господня во время схождения Благодатного Огня.

Итак, что из себя представляла пляска Давида? Это бурное внешнее выражение духовного восторга посредством спонтанных, не рассчитанных на зрелище движений, подобно выражению детской радости.

А что такое светский танец или пляска? Это систематические, специально отработанные движения плоти, рассчитанные на зрелище, направленные на возбуждение чувственного восторга.

Этого определения достаточно, чтобы, во-первых, оставить в покое Давида. И чтобы уяснить, почему, собственно, греховны светские танцы и пляски.

Так вот. Свт. Василий Великий писал: «Нет добродетели монашеской, и нет добродетели мирской, есть только один вид добродетели – добродетель Христианская» (цитирую по памяти – не помню, откуда). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так. взирающий на женщину ко еже вожделети ея, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф.5:22,28)» (т. l , «К верующему отцу»). Он же: «Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на всё прочее нет, но во всём должен поступать одинаково с монахом» (т. Xll , «Толкование на послание к Евреям»). Об этом же писал сщмч. Иларион (Троицкий) («Единство идеала Христова. Письмо к Другу»). Т. о., принципы аскетики – это не только монашеская норма, это норма Христианская, общая и для монахов, и для мирян. Другое дело, что миряне зачастую на практике не выполняют нормы аскетики в той степени как монахи. Но это разница именно степени практического иполнения принципа, а не самого принципа. А принципы аскетики обязательны и для мирян.

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

Так вот, один из основополагающих принципов аскетики – хранение чувств (через органы чувств), в т. ч. хранение зрения, хранение осязания и т. д.

Соответственно, взгляд на женщину, которая совершает движения, рассчитанные на зрелище, направленные на возбуждение чувственного восторга (т. е. танцует или пляшет), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через зрение открывает дорогу блудной страсти. А сама женщина, которая совершает такие движения (т. е. танцует или пляшет), подпадает осуждению соблазнительницы «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7) и блудницы «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28).

Также. Прикосновение к лицу противоположного пола во время совместных движений, направленных на возбуждение чувственного восторга (т. е. во время совместного танца – видите, даже просто назвав вещи своими именами, видим, что совместный танец – это в принципе та же любовная игра, отличие от постельных отношений только в степени), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через осязание открывает дорогу блудной страсти. А сами танцующие подпадают осуждению блудников или прелюбодеев. А если танцуют публично, то ещё и соблазнителей.

Т. о., светские танцы и пляски противоречат духовной жизни, противоположны добродетели целомудрия, поскольку служат возбуждению блудной страсти. Т. е. попросту греховны.

Ведь, очевидно, что если пренебрежение хранением ума от помыслов (т. е. вещь более тонкая) ведёт ко греху, то тем более ведёт ко греху такая грубая небрежность в духовной жизни как пренебрежение хранением чувств, нарочное направление органов чувств на восприятие соблазнов.

Только, не надо выдумывать о «чистоте помыслов» и «отсутствии грязных мыслей» во время танцев. Это просто смешно и нелепо, когда некоторые начинают рассуждать о «бесстрастии» во время танца. Для чего женщина исполняет танец, как не для того, чтобы на её телодвижения смотрели и любовались?! Почему человек смотрит танец, как не потому, что ему нравятся эти телодвижения?! Т. е. испытывает чувственное удовольствие от этого. Почему не состоящие в браке мужчина и женщина исполняют совместный танец, как не потому, что получают чувственное удовольствие от совместных движений и взаимного прикосновения?! Иначе, кто когда стал бы заниматься всей этой ерундой, т. е. исполнять танец или смотреть на танец при отсутствии волнения чувств? Вот и не надо себе лгать.

Итак, пусть любители танцев перестанут лицемерить и прекратят ссылаться на царя Давида и в упор незамечать, что, мол, здесь греховного. Ведь, что такое фарисейство? Это не обязательно упор на строгость. Это вообще пренебрежение сутью за счёт формы ради угождения себе, основанное на лицемерии. В случае со ссылкой на пляску Давида оно проявляется как отказ от исследования сути при довольстве схожестью названия и внешней формы. А в случае с танцами вообще (и не только, это касается многих сторон мирской жизни, всего, что человек хотел бы себе разрешить, как то: пляжный отдых, театры и т. д.) фарисейство проявляется как поиски (в надежде не найти, конечно) формальных запретов на то, что и так очевидно греховно. Ведь известно, что формальные запреты нетрудно обойти. «Объяснив» себе, что именно в «наше» время (ну конечно, в какое же ещё?) данный запрет по какой-либо причине «утратил» свою актуальность. Или просто придравшись к формулировкам. Ведь любая формулировка небезупречна, всегда можно найти изъян в желаемом направлении. Вопрос только в том, будет ли это убедительным для Бога?!

Впрочем, Церковь позаботилась и о фарисеях. Для тех, кто хронически и в упор не хочет понимать сути, почему танцы это грех, кто апеллирует к формальным запретам, в надежде на их отсутствие, есть формальные запреты на светские танцы и пляски:

51 прав. Шестого Вселенского Собора запрещает «плясание на позорищи». Т. е. « пляску на сцене (τ?ς ?πι σκηνης ορχ?σεις, in scena saltationes), так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть» (Толкование еп. Никодима (Милоша)).

62 прав. Шестого Вселенского Собора запрещает «всенародные женские плясания» (т. е., понятно, что и народные гулянья и хороводы в том числе) как «великий вред и пагубу наносити могущие». Здесь, кстати, следует понять, что всякое там «возрождение национальных традиций» в виде народных танцев, плясок, хороводов, гуляний и этно-маскарадов никаким боком к Православию не относится. Это ни что иное как реанимация культурной оболочки язычества.

Читайте также:
Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

Также: «Не подобает Христианам, на браки ходящим, скакати или плясати. » (Лаод., 53).

«Детям священников не представляти мирских позорищ и не зрети оных. Сие же и всем Христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.» (Карф., 18).

Итак, светские танцы и пляски не только по сути греховны, но и канонически недопустимы.

Это относится ко всем видам шоу, балета, художественной гимнастики, фигурного катания, сценических, эстрадных, бальных, молодёжных, фольклорных, народных, бытовых и др. танцев и плясок. Все они рассчитаны на зрелище и возбуждение чувственного восторга, т. е. все они в принципе относятся к тому же явлению, что и пляска дочери Иродиады. «Диавол, плясавший тогда в ней, и ныне управляет пляшущими» (Свт. Иоанн Златоуст, «Толкование на Мф.»). Разница между ними только в степени разврата.

Можно ли христианам ходить на дискотеки и посещать танцы?

Являются ли вечеринки (например, в колледже) греховными, применительно к Библии? Я учусь в колледже, но я не люблю подобные вечеринки из-за того, что там происходят различные греховные действия. Но что я точно не понимаю, так можно ли христианам ходить на дискотеки и посещать танцевальные клубы, например? Я знаю, что Библия против пьянства, аморального поведения, но что говорится о ситуациях, когда люди просто посещают подобные места с друзьями?

Можно ли христианам ходить на танцы и дискотеки

Конечно, Библия очень четко осуждает пьянство, наркотики и всякое аморальное поведение. Я так понял, что ваш вопрос в том, можно ли находиться в среде, где люди занимаются подобными вещами? Точнее, не греховно ли посещать такие вечеринки, танцевальные клубы и дискотеки, хотя мы сами не практикуем подобное поведение?

Мой ответ заключается в том, что быть в среде людей, которые грешат, не значит грешить. Мы не становимся автоматически грешниками, когда находимся рядом с теми, кто грешит. По моему мнению, в этом вопросе скорее нужно говорить о мудрости. Мудро ли быть на таких вечеринках, где происходят подобные вещи? Иисус не требует, чтобы мы оставили этот мир. Он хочет, чтобы мы были в мире и влияли на этот мир. Иисус пошел на свадьбу, на которой, скорее всего, было много пьяных (Евангелие от Иоанна 2:1-11). Иисуса обвиняли в том, что Он общается с грешниками, как и Его учеников, впрочем (Евангелие от Матфея 9:11-12 и др.).

Когда фарисеи увидели это, то стали спрашивать у Его учеников: «Почему ваш Учитель ест вместе со сборщиками налогов и грешниками?» Услышав это, Иисус сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. (От Матфея 9:11,12)

Это не грех- пойти в бар или в комнату, где используются наркотики. На самом деле, Иисус тоже, скорее всего, посещал много подобных мест.

Но при всем этом, Библия говорит нам, что есть мудрые и немудрые вещи. Для христиан точно не мудро находиться на подобных вечеринках. Пьяные люди вряд ли будут искренни и открыты к Евангелию. По какой причине христианин вообще хочет попасть на дискотеки или подобную вечеринку? Если верный христианин говорит, что идет на вечеринку, где будут выпивка и наркотики, возникает резонный вопрос – для чего? Что такого привлекательного там? Посещать спортивные мероприятия, где люди тоже любят выпить – это одно дело. Но идти на пьяную вечеринку – совсем другое дело.

Существует еще одна проблема. Павел поклялся не делать ничего такого, что может стать причиной падения другого брата или сестры в вере. Может, для нас нахождение в подобном месте не вызывает серьезных проблем, но вот для других – да. Тогда посещение подобной вечеринки может подняться до уровня греха (Послание Римлянам 14 и 1 Коринфянам 8, например). 1 Коринфянам 10:12-13 предупреждает нас быть осторожными в тех ситуациях, когда мы можем быть искушены. Будьте осторожны, чтобы не упасть.

И потому тот, кто думает, что стоит твёрдо, должен остерегаться, чтобы не упасть. Не было у вас такого искушения, которое было бы чуждо людям. Но доверьтесь Богу. Он не введёт вас во искушение сверх ваших сил, а вместе с искушением укажет и как избежать его, чтобы устоять. (1-е Коринфянам 10:12,13)

Если вы или ваш друг посещает подобные вечеринки, вы должны задать себе вопрос – для чего? Почему вообще нужно задавать такой вопрос? Вы ищете оправдания тому, что и так, вы знаете, является глупостью или чего хуже – грехом?

Читайте также:
Благочестие: понятие и значение, подвижники, практика и дела, книги

Подводя итог, скажу, что нам не надо делать категоричных заявлений. Нет отрывков, которые мы можем использовать для доказательства того, что быть рядом с грешащими, значит грешить. Это очень плохая идея, если кто так думает. Тем не менее всеобщее мнение, мудрость и библейские принципы говорят нам, что глупо посещать подобные вечеринки в большинстве случаев, особенно вводить это в привычку. Именно из-за того, что это может перерасти в грех против наших братьев и сестер. Прежде, чем учить друг друга на основе небиблейского взгляда, давайте лучше не будем осуждать друг друга, и давайте будем помогать друг другу с любовью и мудростью.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

Танцы-за и против

За советом к батюшке. Архив. Прихожанка.ру – женский православный форум

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Танцы-за и против ⇐ За советом к батюшке. Архив

Сообщение Ира Мартыненко » 19 дек 2011, 19:52

Сообщение Катруся » 20 дек 2011, 16:49

Сообщение Селеста » 20 дек 2011, 22:44

Сообщение Иерей J » 22 дек 2011, 18:45

Нет ни одного канона в Православной Церкви запрещающего заниматься танцами. Но Церковь призывает прихожан везде и всегда проявлять трезвомыслие. Танцы, сами по себе не несут ничего плохого, все зависит от того, с какой целью человек ими занимается.
Важно при занятии танцами следить за своими внутренними чувствами, чтобы не было смущения совести вашими делами. Если совесть начнет беспокоить, то нужно идти на исповедь и спрашивать совета лично у священника.
Если же посмотреть в Священное Писание то там тоже нет однозначного ответа, с одной стороны похваляется танец царя Давида «перед Господом» (2 Цар.6:16), жена Давида при этом укоряла его за это, он ответил ей: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21). А Мелхола за свои несправедливые упреки была наказана тем, что не имела детей до дня своей смерти (2Цар.6:23)! Конечно, танец Давида перед Ковчегом был выражением его радости и благоговения перед Богом. Но с другой стороны однозначно осуждается танец Саломеи, ну оно то и понятно, ведь это был отнюдь не гопак, и даже не ирландский стэп, а самый что ни на есть зажигательный сирийский танец с элементами обнажения.
Если посмотреть на отношение святых к танцам, то, монахи понятное дело не танцевали, а вот скажем святые князья или цари, безусловно этим промышляли, и при чем не только бальным однообразием. Так вот например св. Николай II еще до женитьбы несколько часов к ряду танцевал с английской принцессой современный модный танец с платочком. И дело не в том как к этому относился сам Николай, понятное дело, что это не был сухой танец, здесь без пристрастий не обошлось, а в том, что Церковь его за это не осуждала.

В вашем случае речь идет о таком классическом танце как балет, да еще и со спортивным уклоном. Здесь тем более нет ни какого осуждения со стороны Церкви. Главное что бы танцы не заняли в душе место Бога, и не было единственной целью в жизни, иначе это будет точно грехом.

Сообщение Соломинка » 23 дек 2011, 04:01

Как я понимаю, речь идет о спортивном бальном танце.

Ира Мартыненко, У меня возник вопрос: а почему спортивные бальные танцы? почему не спортивная стрельба, бег, лыжи, плавание, самбо??

Вообще если считать все за и против, что перевесит? Вам решать.
Из положительных моментов могу привести, что занятие спорт. б. танцами :
1) хорошо влияют на мышцы, укрепляется спина, ноги, приобретается ровная осанка, развивают гибкость и пластику, движение-это жизнь .
2) человеку помогает непринужденно общаться, соответствующе себя вести.
3) помогают приучиться следить за своим внешним видом, главное, чтобы это не было гипертрофированно потом.
Если бы это были не спортивные б.т. а например русские народные, другие исторические танцы -полька, гапак и пр, или какие-нибудь ирландские или просто занятия хореографией, я бы нашла еще больше плюсов. Потому что если заниматься этим с детства нельзя не признать, что это будет влиять на формирование отношения вашего сына к женщинам(потому что танцы проходят в паре). Какое оно будет-джентельменское, уважительное или потребительское. При том я не умаляю роль родителей в воспитании, их пример.

Читайте также:
Детям о святом Николае Угоднике: интересная история и легенда о святителе, рассказы о его чудесах и дне

Если исходить из теории “из двух зол меньшее”(мы не знаем ситуацию в вашей семье, может быть-это лучший вариант на данный момент, если сравнивать, например, с болтанием по улице, возможным попаданием в плохую компанию, тогда уж лучше б.танцы
*****************
Но хотелось бы немного Вас предостеречь и рассказать об отрицательных моментах.
Есть небольшая разница- стандартная программа это будет(медленный вальс, венский вальс, фокстрот, танго, квикстеп) или латиноамериканская программа-самба, румба, ча-ча-ча, джайв, пасодобль.
1)В латине -Вашему сыну с детства придется лицезреть-от этого никуда не деться , стоять в паре с девочкой, девушкой- в облегающем, очень коротком костюме, который только едва закрывает ягодицы, присутствуют открытые спины.
2)Даже девочки уже в маленьком возрасте на выступлениях там крясятся, взрослые красятся так, что за км видно, килограмм грима. При том латина в исполнении деток( а это ведь взрослые танцы) – мне просто плакать хочется, движения бедрами извращение какое-то, слишком раннее формирование сексуальности у детей. имхо.
3)В латине все танцы отражают в движениях отношения между мужчиной и женщиной, румба-вообще танец любви и движения там весьма эротические- смысл- один—- и это делается в паре с партнером(гляньте в ютьюбе ролики)-хорошо, если партнер супруг(супруга). хорошо если они поженятся допустим впоследствии, а если нет. Как их вторая половина будет реагировать на то, что например Ваш сын будет танцевать с другой девушкой.
Если поженятся, а потом не дай Бог разведутся, смогут ли успешно потом всеже продолжать тренироваться? зачастую развод влечет распад пары, это годы-коту под хвост. С новой партнершей вставать в пару станцовываться.
6)В стандарте-платья, конечно у женщин длинные(спины голые правда часто) у детей более закрытые, но основное положение в танцах- это когда низ живота плотно прижат к низу живота партнера, ну т.е. на высоте бедер.
Из этих двух видов-более приемлем стандарт. на мой взгляд потому, что все же прививают культуру общения(отчасти): как девушку пригласить на танец, как обращаться с ней. как держаться, движения в танцах сами по себе- сдержанные, если сравнивать с латиной.
7) Но “закулисная” т.ск. жизнь танцевальной тусовки(прошу прощения за сленг) особо не радует, зависть, склоки, подкупленные судьи(редко бывает так что безденежная пара выигрывает соревнования, это надо быть гением танца ) или просто кто-то имеет своих любимчиков, все очень субективно здесь оценивается. более субьективно чем в другом виде спорта.

Спорт. б. т. являются своего рода рассадником для взращивания в душе страстей, себялюбия, гордыни, тщеславия и т.п., также и разжигания плотских страстей, это я сейчас по прошествии времени понимаю, (после начала воцерковления)
Если молодому человеку надо до брака хранить себя, то занимаясь этим видом спорта- ооочень сомнительно, как это будет, как он будет на тренировках хранить свои глаза, тело, не обращать внимание на чуть одетых девиц, крутящих бедрами.
Вспомним- какими танцами занимались в императорской России в гимназиях, кадетских корпусах. какое отношение к дамам воспитывали. какие были наряды. а теперь сравним с латиной

Танцы-это красиво, прекрасно, если они не приводят к развращению души, а в области спортивных бальных танцев это как раз и имеет место быть.
НО, одно дело если человек формируется как личность в этой среде с детства и другое-когда приходит в более взрослом возрасте, имея стержень, духовный багаж – он буде более защищен от отрицательных сторон этой “медали”.
Кас кружков, спрот секций вообще: надо смотреть по ребенку-нравится ли ему, не навязывать, не заставлять. постараться познакомить его с разными видами творчесва, спорта, и пр.
Попробовать, конечно, можно-чтобы это было- как опыт, как маленький отрезок(часть в жизни), но так чтобы танцы сами по себе не превратились в страсть-а они ведь захватывают.
.
Может случиться и так, что он бросит эти танцы не вскоре, а через много лет, но какой багаж духовный он за собой унесет, в сравнении с тем, допустим, если бы он занимался бы чем-то другим(как в положительном смысле, так и в отрицательном).
Решать Вам.

Читайте также:
Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Православная церковь о танцевальном искусстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Есть в церковном учении вопросы, которые вызывают активные дискуссии и не всегда приводят к какому-то конкретному ответу, поскольку в Священном Писании его также нет. К таким вопросам относится и вопрос танцев, а именно: можно ли танцевать православному человеку? Следует постараться разобраться в этом, чтобы не впасть в искушение или вовсе грех.

Почему танец может быть запрещен

Если рассмотреть историю этого искусства, то оно зародилось достаточно давно — еще в VI–VII веке до н.э., но, безусловно, не в том виде, какой существует сегодня. Тогда танцами считались хороводы, какие-то групповые пляски, которые стали одной из разновидностей искусства. При королевских дворах жили учителя, и представители знати обязаны были знать танцы и уметь их поддержать. Это было признаком воспитанности и образованности, но при этом оставалось коллективным занятием.

Красивые целомудренные движения вальса не являются грехом

Позже стал популярен вальс и другие разновидности пляски для пар, которые все же держали их на расстоянии и не позволяли слишком тесно стоять, т.е. между мужчиной и женщиной оставалось приличное расстояние в 50-60 см. Именно тогда это стало не только искусством, но и способом флирта.

Современные танцы зародились в 50-е годы прошлого века, когда появился рок-н-ролл и начал настоящую музыкальную революцию. Сексуальная же революция прошлого века проникла во все сферы жизни и исказила их весьма существенно. Особенно это касается танцев и отношений между мужчиной и женщиной.

Итак, плохо или хорошо танцевать? Все зависит от двух вещей:

  • мотив сердца,
  • вид пляски.

Однозначного ответа Православная Церковь не дает относительно этих занятий. Нет четкого запрета, но участие в них могут не поощряться священнослужителями. Отчего так? Дело все в виде танца, если говорить о красивых бальных произведения, в которых партнеры целомудренно относятся друг к другу и не позволяют вольностей, то это прекрасное хобби или род занятий.

А вот если это сальса или другие бразильские сексуальные движения, в которых партнеры страстно обнимаются и гладят друг друга по всему телу, то разве можно их назвать целомудренными? Конечно нет, и вот такие занятия церковь однозначно не поощряет. Для примера можно рассмотреть балет, это великое искусство, но не все его произведения Церковь одобряет.

Важно! Занятия подобные греховны тогда, когда они наполнены развратом и похотью. Красивые целомудренные движения, наподобие вальса или какие-то коллективных хороводов, не будут являться грехом.

Отношение православной церкви

Если рассмотреть и найти места в Писании, то можно увидеть, что царь Давид от радости и во славу Господа танцевал так, что его жена сделала ему замечание.

Танец царя Давида

Как же отреагировал Господь? Он наказал женщину тем, что она никогда не рожала более детей. То есть Господь поощрил танец? Нет, скорее всего, Он поощрил желание и радость царя, который настолько был влюблен в Господа и возвеличивал Его, что от восхищения и радости пустился в пляс. Очень важно смотреть на мотивы сердца человека, как и в любом другом вопросе.

Если девушка, идет на дискотеку с целью развлечься там, как она говорит близким, а на деле — это лишь желание страстно обниматься и развратно себя вести с представителями противоположного пола, то хорошо ли это? Какое изначальное желание лежит в сердце девушки, зачем это ей? Важно ответить на этот вопрос, прежде чем начать двигаться под музыку.

Если же ребенок хочет пойти в кружок бальных танцев, чтобы научиться красиво двигаться, занять свое время и освоить такой вид искусства, при этом танцы целомудренные и исключают развратные и похотливые движения, то почему запрещать ему это? Мотивы сердца — вот что важно в этом и любом другом подобном вопросе.

Представители иудаизма всегда крайне эмоционально проводят свои богослужения, частью которого может стать и танец, но он осуществляется во Славу Бога. Существуют танцевальные христианские постановки, в которых участники рассказывают поучительные движения в танце, и это также хорошо.

Важно! Ради чего танцевать и для чего? — ответив на этот вопрос, можно понять, будет ли грехом это или нет.

Мнение священников

Мнение священнослужителей разнится в этом вопросе, но полезно будет узнать их, для более углубленного понимания вопроса.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Православная церковь не одобряет латиноамериканские танцы

Иеромонах Александр из г. Сыктывкар считает важным культурные различия. Он рассказывает, что, несмотря на отсутствие танцевальных элементов русских православных богослужениях, в церквях Африки проведение хороводов вполне нормально и, естественно, поскольку это одна из культурных их особенностей. Негативное отношение в нашей стране к танцу обусловлено тем, что современные движения не выглядят целомудренно. Не стоит налагать табу на все виды плясок.

Протоиерей Евгений из г. Архангельск вспоминает увлечение танцами последнего Государя Императора, который причислен к лику православных святых. В XVII — XVIII вв. пляска стала одним из видов общения, поскольку молодые люди противоположного пола не могли просто заговорить друг с другом, и менуэт стал возможностью диалога, несмотря на отсутствие физического контакта. То же самое касается полонеза, вальса или фокстрота — средство общения молодежи. Современная дискотека исключает разговор и направлен на погружение человека в некий транс, с отключением сознания.

В современной танцевальной культуре нет правил или гармонии — это лишь издевательство над душой и телом, которое заставляют принимать странные позы. Мы в университете устраиваем балы, готовим приличные «в пол» наряды, подбираем вальсы и музыку, готовим темы для бесед и танцуем. Это не грех, когда все прилично и направлено на развитие тела и души. А вот посещать современные клубы и дискотеки, где полно выпивки, наркотиков и разврата, безусловно, болезненно для души и тела и пользы не приносит.

Важно! Как и вопрос спиртного, одежды или поцелуев, вопрос танцев не имеет однозначного ответа или запрета. Христианин, совершенствуясь и заботясь о своем целомудрии, должен отказываться от вещей, которые его развращают и пользы не приносят.

Как правильно исповедоваться

Иеромонах Киприан (Сафронов)

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

Читайте также:
Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

С иеромонахом Киприаном (Сафроновым) беседовала Валентина Морева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: