Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Татуировки — мода или грех?

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

  1. Что Библия говорит о татуировках
  2. Историко-культурные аспекты тату
  3. Духовный вред татуировок
  4. Что делать, если тату было сделано давно
  5. Татуировки — мода или грех?
  6. Татуировки в жизни христианина

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

  • Грех сребролюбия
  • Грех тщеславия
  • Грех лихоимства

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Отношение церкви к татуировкам

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Читайте также:
Как обращаться к священнику: правила обращения к священнослужителям в православии

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Об отношении православия к другим аспектам жизни:

  • Красная нить на запястье
  • Православная церковь о Деде Морозе
  • О либерализме

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Можно ли делать татуировки — ответ священника

Татуировки — мода или грех?

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий, добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда.

Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

Читайте также:
Юродивый Христа ради: понятие и значение, библейские корни и история

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

Православная церковь об эвтаназии: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Термин «эвтаназия» означает прекращение жизни тяжелобольного человека с согласия его или родственников. Практика применяется в тех случаях, когда пациент не в состоянии выносить телесных страданий, а шансов на исцеление не существует. Однако в ряде стран эта практика стала применяться и к физически здоровым людям, потерявшим интерес к жизни.

Отношение церкви к эвтаназии имеет отрицательный характер, так как убийство из милосердия недопустимо в православии. Главные религиозные аргументы основываются на суждении, что человеческая жизнь принадлежит Всевышнему, и только Он решает, когда пришло время последнего вздоха.

Почему человек не может сам принимать решение, когда ему умереть?

С чисто светской точки зрения — потому что грань между «решением, которое человек сам принял» и «решением, до которого его довели» является крайне нечеткой. Было несколько известных случаев самоубийств раковых больных, которые по разным причинам не могли получить обезболивание. Было ли их решение вполне добровольным? Если бы им предложили законно умертвить их — они, видимо, подписали бы все требуемые бумаги, но было бы их согласие вполне добровольным?

Более того, не только чисто физическое, но и психологическое давление может сильно влиять на решение человека — и когда он находится полностью во власти других, им нетрудно убедить его выразить согласие на эвтаназию.

«Право на смерть» естественно переходит в «обязанность умереть». Как говорит, например, британский философ баронесса Уорнок, люди, страдающие деменцией, «обязаны умереть», потому что «впустую истощают ресурсы своих семей и системы здравоохранения». При этом речь идет о деменции — то есть заболевании, которое мучительными болями не сопровождается. Человек «должен умереть» не потому, что он сам страдает, а потому что он отягощает других.

Эвтаназия, поэтому, неизбежно создает определенное психологическое давление, которое подталкивает человека воспользоваться предлагаемым ему выходом, а апелляция к личной автономии — человек, мол, сам свободен решать — легко превращается в издевательство. Он решает в условиях, когда государство — и, возможно, близкие — заинтересованы в его скорейшей смерти.

Законодательство России об эвтаназии

Законодательные акты некоторых стран разрешают применение так называемой добровольной эвтаназии по медицинским показаниям. Это некоторые европейские государства, Канада и другие страны. В пяти штатах Америки проведение эвтаназии также разрешено.

Статья 45 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо запрещает медработникам осуществлять ускорение смерти пациента своим действием или бездействием, даже если на этом настаивает он сам. В Уголовном Кодексе РФ эвтаназия квалифицируется как убийство — умышленное причинение смерти другому человеку и карается по ч. 1 ст. 105 лишением свободы на срок от 6 до 15 лет. Следует отметить, что законодатели России не без причины считают, что эвтаназия как разрешенное убийство может быть применена в преступных целях. Например, из чувства мести, по корыстным мотивам, в состоянии аффекта и т.д.

Почему вы считаете, что эвтаназия непременно приведет к злоупотреблениям?

И уже приводит. По ряду причин, из которых некоторые сразу бросаются в глаза:

  • Заинтересованность государства (и, возможно, родственников) в избавлении от тягот и расходов, связанных с продолжением жизни больного, см. уже процитированную баронессу Уорнок.
  • Склонность любой системы — в том числе, системы здравоохранения — избирать наименее расходные с точки зрения труда, финансов и других ресурсов варианты действий. Например, все проблемы с обезболиванием в нашей стране немедленно кончатся с введением эвтаназии — ведь тому, кто невыносимо страдает, достаточно будет выписать одно направление на последнюю процедуру. При всем этом несравненно дешевле эвтаназировать людей, чем искать способы лечения или облегчения страданий.
  • Общее разрушение представления о том, что человеческая жизнь стоит того, чтобы быть прожитой, и люди обязаны поддерживать в друг друге желание жить. Это приводит, например, к отказу спасать самоубийц, чему уже есть примеры, и общему снижению заинтересованности общества в своих наиболее уязвимых членах.
  • Быстрое размывание границ допустимого. Первоначально, эвтаназия вводилась как исключительная мера для умирающих, выздоровление которых невозможно и которые испытывают невыносимые страдания. В наше время эвтаназия практикуется уже и по отношению к людям, пришедшим в сильное уныние и нуждающимся в компетентной психиатрической, психологической и духовной помощи — а не в смерти.
  • Невозможность провести четкую грань между предоставлением возможности/предложением/побуждением/принуждением к эвтаназии, особенно учитывая, что тяжело больные люди крайне уязвимы, а эвтаназированные — мертвы и не могут предъявить каких-либо претензий.

Таинство смерти в христианстве

Наука и медицина стремятся отодвигать границы, которые ознаменовывают выход души из тела. Ученые разрабатывают многочисленные способы, возвращающие больных в сознание. Однако вера в бессмертие индивидуальной души, а также в загробное пространство ставит возможность «благой кончины» под большое сомнение.

Читайте также:
Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования


Отношение церкви к эвтаназии

Христианство не допускает распространения этой практики, основываясь на важнейшей заповеди Господа «не убей». Церковь нравственно отрицает легализацию эвтаназии, набравшей популярность в светской среде.

  • Таинство смерти рассматривается в заупокойных службах и представляется трагичным моментом бытия. Православные люди испытывают скорбь в память о почивших, но радуются, когда вспоминают, что Спаситель подарил нам бессмертие, приняв мученическую кончину и раскрыв Врата Рая. Сошедший на землю Господь победил физическую смерть — последнего врага.
  • Православная церковь ежедневно молится за безболезненную, мирную кончину для каждого человека. Такую смерть в Древней Греции именовали именно «эвтаназией». В те времена это слово никак не ассоциировали с преждевременным концом, переполненным унынием, великим отчаянием и страшной болью.
  • Сегодня эвтаназия является своевольным (то есть отрицающим могущество Творца) уничтожением телесной оболочки. Сторонники метода говорят о сочувствии, облегчении тяжелейших страданий, но понятия эти искажаются, если рассмотреть вопрос глубже. Современная эвтаназия образовалось на почве безверия и потери любви к окружению, на месте вечных истин стал образовываться прямолинейный рационализм, не приемлющий того, что скрыто.
  • Человеческая жизнь — великий дар Господа, который руководит началом и концом всякого существования. Ключевые моменты бытия сокрыты от разума и составляют неразрешимую тайну, которую должны смиренно воспринимать и родственники, и врачи, и каждый из нас. Мольбы несчастных об эвтаназии испытывают чувство нашей любви и желания находиться рядом, проявляя сочувствие.
  • Существование испытаний рассматривается как содействие ко спасению души. Церковь, зная о слабости болезненности человеческой натуры, просит Господа смилостивиться над умирающим. Религия рекомендует молиться перед образом Творца, а не делать выбор между смертью и жизнью.

О заупокойных молитвах:

  • Панихида для чтения мирянами дома и на кладбище
  • Молитва детей об усопших родителях
  • Сорокоуст за упокой

О преодолении страданий

Если у человека есть основание для жизни, он вынесет почти любые ее условия. Мы возьмем на себя смелость сказать, что ничто так не помогает человеку преодолевать трудности и переносить страдания, как сознание того, что перед ним стоит жизненно важная задача, что живет он ради чего-то или кого-то. Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача видится будто специально предназначенной для него лично. Такая задача помогает человеку ощутить свою незаменимость, жизнь его приобретает для него ценность уже потому только, что она неповторима. Если рассматривать жизнь с точки зрения присущих ей жизненных задач, нельзя не прийти к заключению, что жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается.

Цель врачей и близких должна заключаться в том, чтобы помочь страдающему человеку освоить максимально доступную ему активную жизненную позицию, перевести его, так сказать, из «страдающего» состояния в «активно-действенное».

Страдания сами по себе бесплодны, более того, они способны раздавить человека, опустошить его. Страдания, смысл которых неясен и с которыми человек остается один на один, — разрушительны. Встает честный вопрос: ради чего терпеть, что из этого выйдет? Ситуация с неизлечимо больными похожа на ту, что переживали узники концлагерей. И те и другие не имели возможности избежать страданий. Опыт немецких и советских концлагерей показал, что из тысячи узников пытались покончить с жизнью, бросались на колючую проволоку два-три человека. Значит, в жизни остальных было что-то или кто-то, ради чего они терпели муки, преодолевали их.

Тут все зависит от того, какой смысл в своих страданиях видит человек, ради чего он готов терпеть их. Кто-то может терпеть ради идеи, ради близких, ради творчества, кто-то стремится осмыслить свои страдания религиозно. Есть и те, кто просто терпит.

Но всё же вышесказанное не дает четких ответов. Становится понятно, что в любом случае желание досрочной смерти должно рассматриваться индивидуально и только в том случае, когда оно принято самим пациентом и когда исключены какие-либо манипуляции со стороны близких или врачей. Но, как бы то ни было, вне религии невозможно дать однозначную оценку конкретным случаям и явлению вообще. Эта оценка всегда будет субъективной. Только религия может дать своим последователям те дополнительные и необходимые доводы. Опыт показывает, что общественная дискуссия на эту тему тонет в невозможности сойтись в понимании ключевых вопросов о смерти и цели человеческой жизни.

О врачебной этике

Само собой разумеется, что врачи призваны смягчать страдания и предсмертные муки больных. Личные такт и чутье помогают врачам определить, когда же необходимо прибегнуть к этому, и никому в голову не приходит это осуждать. Самая очевидная проблема в том, что умерщвление лекарственным способом применялось и может применяться не только с гуманными намерениями. Более того, время от времени в определенных кругах раздаются голоса в защиту подобного способа, чтобы узаконить убийство людей, чья жизнь якобы более не представляет ценности.

Своими действиями врач должен помогать больному реализовать свое стремление жить и свое право на жизнь. Общество возложило на врача единственную обязанность — помогать всегда, когда он может; уменьшать боль там, где он сочтет нужным; лечить, насколько это в его силах, и ухаживать за неизлечимо больным. Если бы больные и их близкие не были убеждены, что врач серьезно и тщательно подходит к выполнению возложенных на него обязанностей, они никогда больше не доверились бы ему. Ведь в противном случае у больного не было бы уверенности, кем для него сейчас будет врач — помощником или палачом.

Надо полагать, что спасти человека врач обязан, даже если перед ним пациент, который покушался на самоубийство и чья жизнь теперь висит на волоске. В подобной ситуации врачу предстоит решить вопрос, не следует ли ему предоставить такого человека судьбе, которую он сам для себя выбрал, должен ли он мешать самоубийце осуществить намеченное, раз уж это намерение проявилось в действии. Однако, если бы судьба действительно готовила человеку смерть, она всегда нашла бы способ сделать так, чтобы помощь врача пришла слишком поздно. Если же этого не произошло, то врач должен осуществлять свое призвание, и никогда не брать на себя роль судьбы и решать, исходя из собственных философских убеждений, — оставлять пациенту жизнь или нет.

Читайте также:
Почему нельзя играть в карты православным: отношение церкви и мнение священников

Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.

О праве на самоубийство

Нередко используется понятие «рациональный суицид». Оно описывает способность человека, подведя сознательный итог всей своей жизни, принять решение об отказе от дальнейшего существования. Как правило, в таких случаях отождествляется с положительным активом жизни принцип удовольствия, из чего следует, что итог жизни вполне может оказаться отрицательным. Вопрос, однако, в том, может ли такой итог оказаться настолько отрицательным, что продолжение жизни представится человеку безнадежно обесцененным?

В первую очередь следует усомниться: всякий ли человек способен оценить свою жизнь с достаточной объективностью? Это особенно верно в случае, когда человек приходит к выводу, что его проблемы неразрешимы или что единственно возможным решением является самоубийство. Каким бы сильным ни было это убеждение, оно все же остается субъективным. Никто не может знать заранее, верно ли он оценивает ситуацию и объективен ли он в своих суждениях или же буквально через час события покажут, что он был не прав — а он, быть может, и не доживет до этого часа.

Поэтому мы возьмем на себя смелость сделать обобщение: ни одно самоубийство не может быть нравственно оправдано.

Не может оно представлять собой и искупление. Ибо самоубийство не только лишает человека возможности развиваться и приобретать опыт в том числе в результате собственных страданий, но и лишает возможности искупить страдания, которые он сам причинил другим. Самоубийством никогда не расплатиться за прошлое. Вместо того чтобы покончить с прежними несчастьями или несправедливостью, суицидент просто кончает с собственным «Я».

Самоубийство в принципе не способно решить никаких проблем. Желающие покончить с жизнью похожи на шахматиста, который, столкнувшись с очень трудной шахматной задачей, просто смахивает фигуры с доски. Но ведь таким способом задачи не решить. Равно как не решить жизненных проблем разрушением этой жизни. Как, сбрасывая фигуры с доски, шахматист нарушает правила игры, так нарушает правила жизни и человек, покушающийся на самоубийство. Правилами жизненной игры не предусматривается победа любой ценой, однако эти правила требуют от нас неустанной борьбы.

Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

  • НЛО и жизнь вне Земли
  • Православие о динозаврах
  • О телегонии


Религия и наука в современном мире

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Православие и наука

Возрождение Православия в России исторически совпало с системным регрессом (термин Кургиняна) русской государственности, науки и культуры. Не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Православие настолько неотъемлимая часть русской культуры, что может или возродится с русским народом и государством, или вместе с ними — погибнуть.

Непростые отношения между религией и наукой имеют тысячелетнюю историю. Взаимоотношения духовенства и государства, социально-сословные отношения, личностные взаимоотношения носителей различных социально-психологических, сознательных и подсознательных стереотипов поведения, изменения правовых норм определяют исторические и геополитические судьбы народов.

Единоверие сплачивает русских как народ и противостоит раскольничеству и сектанству как разобщающей тенденции. Впрочем, с точки зрения национальных интересов России, опасны и высказывания некоторых, склонных к миссионерству, представителей не совсем олртодоксального православия, например: «Правосавный японец нам ближе, чем неверующий русский».

Со сходных позиций многие православные оценивают и события отечественной истории: ПётрI,покончивший с опасной замкнутостью, научно-технической и военной отсталостью Московской Руси XVI-XVII веков, именуется у них чуть ли не «антихристом», а противостоявшие императору ревнители «древлего благочестия» и «Домостроя» — чуть ли не «святыми мученниками».

Само появление столь одарённого государя-самодержца, жадного до знаний, мужественного и волевого воина-преобразователя, было неоценимой историко-эволюционной удачей русского народа.

Как и в наше время, на рубеже XVI-XVIII веков не многие могли чётко представить себе историческую альтенативу петровским реформам, не хотели или не могли видеть, к чему бы привело дальнейшее отсутствие науки, образования, промышленности, военной техники, регулярной армии, активной имперской внешней политики на Святой Руси.

Эта альтернатива однозначна: 100-150 лет самобытного существования Московии между Европой и Азией, затем европейское вторжение как альтернатива турецкому, распад Московского Царства, европейское имперское правление, колонизация, долгое сопротивление с опорой на лесные скиты, героическая гибель под колокольный звон, как во времена Батыева нашествия и, к концу XX века — резервации для русских туземцев под эгидой ООН.

В случае реализации вышеописанной исторической вероятности, в конце ХХ века Русская Православная Церковь (скорее всего, вернувшаяся к старообрядчеству) была бы столь экзотической конфессией, как эфиопская на фоне мирового противостояния протестантизма, католичества, ислама и синтонизма…

Читайте также:
Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Не только российская, но и мировая история показывает, сколь надолго можно задержать прирост новых знаний о Природе и человеке и технологический прогресс, насаждая и распространяя любой ценой «свет истинной веры», или наоборот, просвещение «научным атеизмом». В III веке Герон Александрийский изобрёл паровую машину, существовала её действующая модель, но пятью столетиями позже огромный информационный масив Древнего Мира был утрачен: арабский халиф-завоеватель приказал сжечь александрийскую библиотеку: «Если в книгах написано то же, что и в Коране, то они — бесполезны, а если не то что в Коране, то они — вредны!».

Паровой двигатель был создан в России и Англии уже только в XVIII веке. Марксисты-догматики. уже в ХХ веке. борясь с «буржуазными лженауками», довели Россию до нынешней отсталости в области генетических социально-биологических, кибернетических и многих других научных дисциплин на фоне разрушенной государственным атеизмом православной нравственности русского простонародья, разгула преступности и культурной экспансии чуждых расоэтнокультур.

Изучение мировой истории, истории науки, философий и религий даёт возможность понять, что народы, законодательство и практика социальной жизни которых ущемляет свободу совести, проигрывают в геополитической конкуренции: греки, итальянцы, испанцы, португальцы, латиноамериканцы — не столь влиятельны в современном мире, как англосаксы, французы, германцы, японцы, китайцы.

Фундаментальные открытия естественных наук предшествуют технологическим достижениям, промышленному развитию, росту возможностей военной техники. Открытия эти совершают не просто учёные и образованные люди, но носители таких врождённых конфигураций сознания, интеллекта и подсознания, которые дают им возможность свободного творчества. Этим людям генетически присущ авантюризм, бесстрашие, дерзость, своеволие, несклонность к преклонению перед любыми авторитетами.

История науки и социальный психоанализ личностей учёных-творцов (взятых в отличии от просто специалистов и эрудитов) показывают их разную склонность к вере и разную потребность в ней.

Учёные, изучающие свойства окружающего мира вне исторических аспектов его существования, как и инженеры-изобретатели, ощущая свою сопричастность к творчеству, легко принимают идею Творца, а в связи с интернациональностью своих научных дисциплин — и идею Спасителя человечества, и идею бессмертия души, резко отделяющую людей от остальных живых существ.

Космологи, рассматривающие материально-энергетические системы Вселенной в пространстве-времени, и биологи-эволюционисты, изучающие историческое возникновение и развитие информационных материально-энергетических организованных систем (существующих как антиэнтропийные системы благодаря возможности использовать информацию) — живых организмов и их сообществ, включая людей, если и принимают идею Творца, идею Спасителя человечества вообще, идею бессмертия души и самоё идею существования души, то — только по своим личностным психологическим особенностям. Многим талантливым естествоиспытателям этого рода свойственно стремление скорее к новизне и изяществу теоретических продуктов своего научного творчества, нежели к их соответствию окружающей реальности.

Кроме того, космология и биология (и, в частности, психология и социология) — слишком жестокие науки; их выводы не для людей, инфантильно трепещущих перед самой мыслью о смерти.

Именно этими стратегическими областями знания могут успешно и результативно заниматься лишь люди, чьё научное творчество абсолютно свободно и стремиться лишь к максимальному познанию реальности. Склонности к вере нет места в их подсознании генетически и нет в их сознании — установочно; их знания достижимы только приотсутствии самой потребности в вере; их неверие, в порядке обратной связи, обусловлено их знаниями и подкрепляется необходимостью практического приложения этих знаний в социально, политической и военной жизни народа, частью которого они себя чувствуют и осознают.

Чем меньше таких людей будет появляться в поколениях в силу генетических исоциальных причин, тем меньше будет у этого народа шансов на успехи в геополитической конкуренции.

Уважая потребность своего народа в вере, зная необходимость Православия для построения достойного будущего России, такого рода люди очень далеки от воинственного атеизма, разрушающего русскую культуру и разобщающего русских людей, от атеизма, отнимающего Веру и Надежду у тех, кто в этом нуждается.

Не считайте их, неверующих, слугами сатаны, люди православные! Молитесь за эту неверующую часть вашего народа, как молитесь вы за воинов, грешащих против заповеди «не убий», когда они с оружием в руках, защищают русские национальные интересы.

Наука — основное оружие в геополитической битве рас и народов. Отмаливайте неизбежный грех неверия у людей, необходимых в силу самого устройства этого мира для выживания и процветания русского народа.Примечания.

Данный текст был написан автором, в ответ на то, что истововерующие люди задолбали его своей тупорылостью. Будучи человеком тактичным, он не употреблял более резких высказываний. Так как я себя таковым не считаю, то данный текст в некоторых местах нуждается в серьёзной корректировке.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.


Как церковь относится к научным открытиям

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Читайте также:
Казанский храм в Тольятти: описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и праздники

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

В СМИ католической Европы сейчас все больше обсуждают, как согласуются те или иные методы работы в науке с религиозным видением мира.


Пражская библиотека, построенная в 1622 году

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Еще о православных чудесах:

  • Зоино стояние
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Наука и религия чаще расходятся во мнениях, нежели соприкасаются. Для тех людей, которые отрицают религиозный опыт, является довольно странным объяснение некоторых вопросов, касающихся человека в целом и его жизни. Коренным образом расходится трактовка некоторых заболеваний церковными служителями и объяснение их медициной.
Отношение православия к аутизму
Аутизм, с точки зрения православия, не относится к одной из форм психического заболевания, близкого к шизофрении. Как и много веков назад, церковь считает данное заболевание бесноватостью, т.е. состоянием, когда душа человека одержима бесами. Интересно, что по мнению священников, сам человек при этом очень страдает и кроме того, может не осознавать, что с ним происходит.
Наиболее частным вопросом относительно данного заболевания является вопрос излечимости этой болезни. С точки зрения медицины, аутизм это хроническое заболевание, при котором происходит определенная деформация личности, связанная с замкнутостью, зацикленностью на себе и собственных переживаниях, боязнью выйти из привычной обстановки, отрицанием всего нового и непонятного. Аутизм считается неизлечимым никакими медицинскими препаратами.
Единственный вариант скорректировать поведение больного с самого рождения посещать терапевтические группы, позволяющие в будущем человеку с диагнозом «аутизм» хотя бы в небольшой степени адаптироваться и вести самостоятельный образ жизни.
Церковь, уповающая, главным образом на волю Бога, считает, что истинная вера и молитвы исцеляют любое заболевание, даже такое, как аутизм.
Конечно, и церковь, и медицина, признают тот факт, что аутизм заболевание строго индивидуальное, проявляющееся в разной степени у разных людей. Так некоторые аутичные дети добрые, беззащитные и ласковые, конечно, сложно представить, что в их душе нашли свою обитель бесы, но есть и те дети, которые кардинально отличаются.
Аутизм с точки зрения Библии
В Библии, в евангелии от Матфея описываются случаи, как поступал Иисус Христос с бесноватыми.
В главе 8, 9, 12 и 17 Христос, встречая таких людей, изгоняет из них бесов. К примеру, в 8-ой главе бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое тут же бросилось в море с обрыва и погибло.
В 17 главе евангелия, Христос исцеляет беснующегося сына одного человека, а когда ученики Христа спросили его, отчего же не получалось у них исцелить больного, он ответил, что каждому дано по вере его и что имея веру даже с зерно горчицы, можно передвинуть гору.
Отношение церкви
Русская православная церковь издревле пыталась помочь людям, страдающим психическими заболеваниями. Для них открывали богадельни, известен также такой метод, как отчитка бесноватых лечение души больного при помощи молитв. Во многих современных фильмах присутствуют эпизоды, когда священник-экзорцист изгоняет дьявола, спасая тем самым человека.
Но сегодня в церкви не ведется такой активной работы в данном направлении. К сожалению, даже для посещения церкви у аутистов нет возможности, ведь не вполне адекватное поведение во время богослужения может обернуться большой проблемой и для священника, и для его паствы.
Несмотря на это, при некоторых храмах существуют центры реабилитации для детей с данным диагнозом и похожими заболеваниями. По отзывам тех, кто обращался за помощью в такие центры, можно сделать вывод, что оказываемая специалистами помощь (и медицинская, и духовная) помогает скорректировать поведение ребенка и также помогает родителям сохранить веру в исцеление и избежать уныния.
Мнение священников
Согласно православному учению, аутизм это заболевание, с которым дети приходят в мир за грехи родителей. Также считается, что когда родители ребенка кого-то в ярости проклинают, желают зла все это оборачивается психическим заболеванием у ребенка.
Священники говорят также, что бесы в душе еще не родившегося ребенка поселяются тогда, когда беременность не была запланирована и мать ненавидит дитя, которое носит под сердцем. Такое объяснение вполне сопоставимо с духовными законами, согласно которым за любой поступок будет наказание.
В обществе существует стереотип, согласно которому, дети с заболеванием «аутизм» появляются чаще в неблагополучных семьях, а также в таких семьях, где злоупотребляют алкоголем, сигаретами или наркотиками. Святые отцы церкви отрицают данное мнение по той причине, что природа заболевания исключительно духовная, не имеющая отношения к тому, каково материальное благосостояние семьи, в которой рождается такой особенный ребенок.
Кроме того, есть и другое понимание такой ситуации, часто люди, живущие сугубо материальными ценностями, далеки от Бога, но появление в их семье ребенка с диагнозом «аутизм» часто приводит их к вере и направляет их жизнь в совершенно иное русло. Таким образом, можно сказать, что преодоление аутизма, как заболевания души это еще один путь к Богу.

Читайте также:
Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут

Читайте также:

  • Православная церковь об ИНН: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о НЛО: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение…
  • Православная церковь о политике: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о телевизоре: отношение, мнение…
  • Православная церковь об абортах: отношение, мнение и…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Русская православная кухня

Русская православная кухня формировалась веками на основе истинно славянских традиций под влиянием законов Церкви. В рецептурах мировой кухни нет упоминания о православной кухне, это исконно русское понятие, навеянное влиянием религии, вернее, многочисленными постами.

Уникальность исконно русской кухни

Россия — это территория, на которой живут самые разнообразные народности, каждая из них внесла свою изюминку в копилку русской кухни, сделав ее самобытной и уникальной.

Как никто в мире русский народ славится:

  • обилием угощений;
  • разнообразием закусок;
  • множеством первых блюд;
  • уникальными рецептами солений овощей, грибов и фруктов;
  • шикарной выпечкой;
  • разными рыбными продуктами.

Русская православная кухня формировалась веками с поддержанием традиций предков и строгим соблюдением всех законов Церкви. Иностранные туристы и люди, живущие за границей, символом русской кухни считают икру, красную и черную, капустные щи, уральские пельмени, блины и пироги, равным которым нет во всем мире.

Именно Россия подарила миру более 60 рецептов щей. Летнее меню россиян богато рецептурой холодных супов. Их готовят постными и с мясом, на квасе, кефире и свекольном отваре.

Благодаря раннему изобретению дрожжей россиянки научились творить чудеса выпечки, прославившие русскую кухню во всем мире. Пышные калачи и пышки, кулебяки и расстегаи со всевозможными начинками, блины, блинчики и оладушки вызывают огромный аппетит уже своими названиями.

Будучи долго аграрной страной, наши предки придумали широкий ассортимент блюд на основе круп и овощей. Различные каши подаются как с молочными продуктами, так с рыбой и мясом. Уникальные рецепты из брюквы, репы, редьки настолько завораживают своим вкусом приготовленных блюд, что порой не верится, что в основе их простые корневые овощи.

Картофель, помидоры, баклажаны в меню россиян появились только в конце восемнадцатого века. Нигде в мире больше нет обилия рецептов по приготовлению моченых яблок. Мясные приготовления отличаются от мировых рецептов обилием блюд из субпродуктов. Любимый всеми народами России холодец является одним из уникальных изобретений славянских народов.

Только в России умеют подать эксклюзивно приготовленную и украшенную дичь, в перечень которой входят:

  • рябчики;
  • зайцы;
  • дикие утки и гуси;
  • тетерева.

Наличие лесов внесло свое разнообразие в меню русского народа. Ягоды используются в качестве начинки для пирогов и блинов, из них варят варенье и приготавливают морсы.

Лесные дары, в том числе орехи и грибы, которые солят, сушат, маринуют, заготавливают на зиму, являются хорошим подспорьем, ведь впереди Великие посты.

Россия — православная страна, и по уставу Церкви люди более 200 дней живут в постах, этим объясняется тесная связь русской кухни и православия.

О постах в православии:

Какие коррективы внесли церковные законы в меню русской кухни

Русская православная кухня сформировалась под влиянием церковных требований к каждому посту, а их в течение года несколько. При наступлении поста христиане перестают употреблять в пищу все продукты животного происхождения, включая мясо, субпродукты, молочные изделия, жиры.

Основными блюдами, рекомендованными православной церковью, остаются дары леса и поля, каши, и по избранным дням разрешена рыба и рыбные продукты в виде икры.

Число церковных постов в году

Начинает год Великий пост, дата которого меняется в зависимости от дня Пасхи. В 2019 году строгое воздержание перед Светлым воскресением Христовым приходится на 11 марта — 27 апреля. Православная пища этого периода ограничена до минимализма. Более трех недель в общей сложности длится сухоядение, когда запрещено подавать на стол термически обработанную пищу. Растительное масло разрешено только по выходным дням, а рыба — на Благовещение и Страстную субботу.

Летний пост, который всегда в числе, 4 июня — 11 июля, заканчивается праздником Петра и Павла, поэтому и название его Петров. По сравнению со строгим воздержанием в течение 49 дней летнее ограничение в пище, когда вокруг много ягод, грибов и свежих овощей, кажется детской забавой. В это время сухоядение вводится только по средам и пятницам, понедельник ограничен в принятии растительного масла, а в остальные дни христиане могут наслаждаться рыбными блюдами.

Перед праздником Успения Богородицы православные верующие воздерживаются от принятия скоромной пищи в память Марии, Матери Божьей.

Во время Успенского поста (14 — 27 августа) первый, третий, пятый день недели остаются временем сухоядения, во вторник и четверг запрещено растительное масло. В выходные дни вся пища на масле, но остается запрет на скоромную и рыбную пищу. Если Великий праздник Поминовения Святой Богородицы приходится на дни строгого воздержания, среду или пятницу, тогда снимается запрет на употребление рыбы.

Правила принятие пищи в Рождественский пост Церковь разделила на 3 части.

  1. 28 ноября — 19 декабря ограничение в еде идентично Петровому воздержанию.
  2. С 20 декабря и до Нового года сухоядение — только по средам и пятницам, понедельник — без растительного масла. Рыба разрешается по выходным дням.
  3. 2 — 6 января можно использовать меню первой недели Великого воздержания.

Седмицы, когда отсутствует пост по средам и пятницам

В течение года есть несколько недель, когда 7 дней можно вкушать разнообразную пищу. Эти недели называются сплошными седмицами.

На протяжении Святок (7 — 18января) можно кушать все, но не забывать при этом, что чревоугодничество — грех с позиции Церкви и совершенно неполезно для здоровья.

Две недели, в 2018 году это 29 января — 11 февраля, перед Великим Постом можно наслаждаться приемом скоромной пищи.

В течение Сырной масленицы, в последнюю неделю перед строгим воздержанием можно употреблять в пищу все, кроме мясных продуктов.

Можно не постить по средам и пятницам Светлой недели после Пасхи и целых 7 дней после Троицы, а в 2018 году это 28 мая — 3 июня.

Пост, который длится один день

Перед Крещенским сочельником, когда православные готовятся к освящению святой водой, они придерживаются строгого поста, готовя на ужин голодную кутию.

Вспоминая смерть Иоанна Предтечи, в день памяти дня Усекновения его головы ограничивают принятие скоромной пищи, в этот день не рекомендуется брать в руки нож, тем более резать что-то круглое.

27 сентября весь православный мир проводит в посте и молитвах, вспоминая страдания Иисуса Христа, которые он претерпел на кресте.

В однодневные посты запрещено мясо и рыбные продукты, но разрешено приготовление пищи с растительным маслом.

Русская православная кухня богата разнообразием блюд, которые готовятся в соответствии с законами Церкви по древним рецептам предков.

О православной кухне:

Можно ли православным готовить блюда с кровью

Весь интернетовский простор забит полемикой по этому вопросу. Противники приготовления исконно русского блюда — кровянки, основываются на запрете Бога, употреблять в пищу кровь, ибо в ней душа. (Левит. 17:14).

Евреи до сих пор при приготовлении мясных блюд вначале спускают из животного всю кровь, а затем мясо вымачивают. Также поступают и христиане, принявшие повеление Бога, как закон.

Многие священники разрешают употреблять кровянку и бифштексы с кровью, утверждая, что Кровь Иисуса Христа омыла христиан от всех ветхозаветных запретов.

Каждый христианин в этом случае сам делает свой выбор.

В Евангелии от Матвея (Мат. 15:11) сказано, что пища не может осквернить человека, грехом является то, выходит из уст не по законам милосердия и любви.

Традиции питания в христианстве

Христианская религия является одной из распространенных в мире, объединяя около двух миллиардов верующих (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Новая религия провозглашала людей всех национальностей равными перед Богом, что сделало эту религию привлекательной для многих племен и народов тогдашней империи. В IV веке император Константин признал христианство и способствовал превращению его в господствующую религию.

Христианство со временем разделилось на три основные направления: католицизм, православие, протестантизм.

После распада Римской империи православие становится религией Византии.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 млн последователей этого течения христианства.

Питание в посты.

В православном христианстве, как и в католицизме, нет абсолютных запретов на употребление некоторых продуктов и постоянного их деления на одобряемые и порицаемые. Только в период постов действуют указания на дозволенность ряда продуктов и на воздержание от определенных видов пищи вплоть до голодания. В этом главное отличие христианской религии от многих других.

В подходе христианской религии к питанию прослеживается разумный принцип умеренности с отказом от крайностей. Святой Максим Исповедник подчеркивал: «Не пища зло, а чревоугодие». Не менее поучительны высказывания о сущности поста писателя-богослова Иоанна Златоуста (350-407): «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. ». Православная церковь, говоря о постах, акцентирует внимание прежде всего на духовном воздержании, а не только на воздержании от той или иной пищи. В православном календаре более 200 дней занято постами, и было естественное стремление в рамках требований расширить ассортимент блюд. Отсюда и обилие в старинной русской кухне грибных и рыбных блюд, всевозможных каш, овощей (капуста, репа, редька, свекла, огурцы), трав (крапива, сныть, лебеда), лесных ягод, гороха. В качестве масел использовалось конопляное, ореховое, маковое, оливковое, а с середины XIX в. — подсолнечное.

Пищевые обряды и традиции праздников в православии сформировались за счет предписаний церкви, многовековых народных обычаев в питании и дохристианских пищевых ритуалов. Православие не только видоизменило питание славян, но и обогатило их национальные и ритуальные традиции.

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на пять категорий:

Строжайший пост — запрещена любая пища, допустима только вода. В медицине это соответствует полному голоданию.

Пост с «сухоядением» — разрешена невареная растительная пища. В медицине это близко к понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроедения. В дни этого поста едят и хлеб.

Пост с «ядением сварения» — разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного (растительного) масла. Этот тип питания почти полностью соответствует строгому вегетарианству.

Пост с «ядением сварения с елеем» — соответствует предыдущему, но допустимо использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов (елей — это оливковое масло, но можно использовать любое растительное масло).

Пост с «ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.

Посты существуют однодневные и многодневные. Еженедельные постные дни — среда и пятница.

В православном календаре четыре многодневных поста: Великий, Успенский, Святых апостолов (Петров) и Рождественский.

Великий пост — самый главный и строгий пост по пищевым предписаниям, который длится семь недель перед Пасхой и делится на две части. Первая часть длится первые шесть недель и называется «Святая Четырехдесятница», так как длится сорок дней. Вторая часть — последняя неделя перед Пасхой, Страстная неделя, в память о страданиях Иисуса Христа.

Полное воздержание от пищи требуется для трех дней: понедельник и вторник первой недели и Великой Пятницы на Страстной неделе. В остальные будничные дни первой части поста полагалось есть хлеб и вареные овощи. Так же постятся в первые четыре дня Страстной недели и в Великую Субботу (только без овощей). По субботам и воскресеньям и в дни памяти наиболее почитаемых святых, дозволена вареная растительная пища с постным маслом, а также вино. Вино разрешено и в дни торжественных воспоминаний. Рыба и рыбные продукты разрешаются в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Пост Святых апостолов (Петров пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до праздника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Длительность его колеблется от 8 дней до 6 недель, т.к. зависит от переходной даты Пасхи и Святой Троицы. Запреты такие же, как на Рождественский пост. Если день праздника после поста выпадает на среду или пятницу, то он переносится на следующий день, а в этот день можно есть рыбу.

Успенский пост в честь Пресвятой Богородицы, Успение Божьей Матери отмечается 15(28) августа. Длится он две недели — с 1(14) по 14(27) августа. В этот пост предписания такие же, как в Великий пост. Рыбу можно есть в праздник Преображения Господня — 6(19) августа, а если праздник выпадает на среду или пятницу, то разрешено есть рыбу.

Рождественский (Филиппов) пост начинается в день памяти апостола Филиппа и продолжается сорок дней перед Рождеством Христовым — с 15(28) ноября по 26 декабря (6 января). В понедельник, среду и пятницу нельзя есть рыбу и постное масло. Рыба разрешается в субботу и воскресенье после праздника Святителя Николы — 6(19) декабря. С 20 декабря (2 января) перед Рождеством начинаются строгие дни поста. До первой звезды нельзя есть вообще, только один раз в день вечером, самую простую пищу из растительных продуктов. При восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается сочиво — сухие зерна, смоченные водой или медом. Отсюда название дня перед Рождеством — Сочельник.

Обрядовое питание. Еженедельный христианский праздник — воскресенье. В IV в. император Константин объявил христианство государственной религией и ввел семидневную неделю с празднованием ее первого дня — воскресенья.

Православное питание: принципы еды христиан, что можно есть и что запрещено

Содержание:

  • 1 Особенности православного питания на каждый день
  • 2 Однодневные православные посты
    • 2.1 Крещенский сочельник
    • 2.2 Усекновение главы Иоанна Предтечи
    • 2.3 Воздвижение Креста Господня
  • 3 Как поститься в среду и пятницу
  • 4 История Великого поста
  • 5 Суть Великого поста
  • 6 Как подготовиться и планово войти в пост
  • 7 Разрешенные продукты
  • 8 Что нельзя кушать во время Великого поста
  • 9 Календарь питания по дням на Великий пост 2020
  • 10 Рецепты постных блюд без масла
    • 10.1 Суп из чечевицы
    • 10.2 Суп из кореньев
    • 10.3 Суп из фасоли
    • 10.4 Овощной суп
    • 10.5 Салат из печеных овощей
  • 11 Рецепты постных блюд с маслом
    • 11.1 Салат из белой фасоли
    • 11.2 Салат из свеклы
    • 11.3 Горячий салат из фасоли с картофелем
    • 11.4 Ботвинья
    • 11.5 Гороховый суп с кабачками
    • 11.6 Овощное рагу
    • 11.7 Кабачки с луком
    • 11.8 Помидоры, фаршированные грибами
    • 11.9 Грибные оладьи
    • 11.10 Котлеты рыбные
    • 11.11 Тушеный картофель
  • 12 Готовые диеты с доставкой
  • 13 Кто освобождается от поста
  • 14 Правила поведения и традиции Великого поста

Особенности православного питания на каждый день

Православное питание – это здоровая пища, способствующая духовному или телесному очищению, укреплению сил. Существует система праздничных, постных и будних дней. В православном календаре всегда можно найти указание, какие продукты разрешено есть в тот или иной период, дату, церковное событие.

Например, празднование дня святителя Николая попадает на Рождественский пост. Но в календаре указано, что можно есть рыбу и морепродукты. Благодаря соблюдению постов верующий обретает здоровье тела, духа, избавляется от хронических заболеваний, не приобретает новых.

В будни христиане могут есть любые продукты. Не приветствуется переедание, перед трапезой присутствует обязательная молитва, которая помогает сдерживать страсти и призывает благодать Божью на освящение пищи. Но часто будние дни перемежаются с однодневными или длительными периодами телесного воздержания.

Во-первых, каждую среду и пятницу накладываются строгие ограничения в питании. Во-вторых, в течение года православным христианам предписано пройти 4 многодневных поста.

Христианам необходимо молиться перед трапезой.

Однодневные православные посты

Среда и пятница – постные дни. На протяжении года допускаются исключения. Они связаны с началом или окончанием длительных 40-дневных постов. Такие периоды называются сплошными седмицами, то есть включают в себя 7 дней. Приведем их:

  1. Светлая седмица – начинается сразу после Пасхи. Дает возможность верующим выйти из длительного, строгого поста.
  2. Троицкая седмица – после Троицы.
  3. Святки – проходят после праздника Рождества, накануне Крещения.
  4. Неделя мытаря и фарисея – незадолго до Великого поста.
  5. Масленица, или Сырная неделя, – проходит непосредственно перед Великим постом. Вводятся ограничения только на мясо, остальные продукты животного происхождения разрешены.

Все вышеозначенное относится к мирянам. У монахов пост проходит строже. Кроме среды и пятницы каждую неделю, они постятся в понедельник. Не употребляют в пищу мясные продукты. Больше ограничений в однодневные, 40-дневные посты.

Миряне по благословению священника могут ослабить пост. На это должна быть весомая причина, например, болезнь, тяжелая физическая работа, истощение.

Крещенский сочельник

В день перед праздником Крещения предписан однодневный пост – Сочельник. Меру воздержания каждый определяет индивидуально. По правилам, это должны быть строгие ограничения, вплоть до полного отказа от пищи. Есть можно только на следующий день после литургии, приема крещенской воды.

Есть можно только после приема крещенской воды.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Воздвижение Креста Господня

В этот день вспоминают обретение древа Креста Господня равноапостольными императором Константином и царицей Еленой. Ограничениями в пище христиане хотят почтить страдания Господа нашего Иисуса Христа. Нельзя вкушать все продукты, имеющие животное происхождение. В меню присутствуют грибы, растительные пища и масло.

Как поститься в среду и пятницу

Ограничения однодневных постов могут быть более или менее строгими. Если нет поста, то в среду и пятницу можно есть рыбу, масло растительного происхождения. В периоды длительных, сплошных постов в эти дни налагаются строгие ограничения. Рыбу вкушать нельзя. Если пост строгий, в среду и пятницу под запрет подпадает растительное масло.

История Великого поста

Предпасхальный пост – это ограничительный (очистительный) период подготовки православных христиан к встрече и празднованию Воскресения Христова. Хоть он и считается 40-дневным, но тянется 7 недель (включает еще Страстную седмицу). Это самый длинный и строгий пост, центральный во всем богослужебном круге. Верующие подражают Иисусу Христу, проведшему 40 дней в пустыне. С IV-V вв. обязателен для всех православных христиан. В ранние века его несоблюдение приводило к временному отлучению от церкви.

Изначально можно было вкушать единожды вечером только хлеб, воду и овощи.

Вначале устав церкви предписывал вкушать пищу 1 раз в день вечером (с понедельника по пятницу). Это вода, хлеб, овощи – все без масла. Лишь по субботам и воскресеньям допускались послабления в виде большего разнообразия овощных блюд, стакана вина, добавления растительного масла, увеличения числа приемов пищи. Но со временем стало ясно, что такие ограничения способны понести лишь немногие.

Суть Великого поста

Предписывая отказ от некоторых видов пищи, церковь призывала сделать ее как можно более дешевой и простой. Освободившееся время и средства предлагалось направить на дела милосердия, заботу о ближних. Например, пожертвовать на храм, посетить больных и немощных, узников, детей-сирот.

Как подготовиться и планово войти в пост

Подготовиться к Предпасхальному посту помогает соблюдение Сырной седмицы. Православные христиане постепенно осуществляют переход от пищи животного происхождения к растительному питанию. В период Масленицы из рациона верующего исключаются мясные блюда. Разрешено употреблять в пищу все остальные продукты, в том числе молочные, рыбу. За время Сырной седмицы человек адаптируется к пищевым ограничениям и в пост входит безболезненно, без срывов и нарушений в организме.

Разрешенные продукты

Во время поста можно употреблять пищу растительного происхождения, в том числе грибы. Есть рыбу можно только дважды во время поста:

  • на Благовещение;
  • в Вербное воскресенье;
  • в Лазареву суббота – только икру.

В Лазареву субботу можно есть икру, а не рыбу.

В среду и пятницу, согласно церковному уставу, необходимо готовить еду без масла.

Что нельзя кушать во время Великого поста

Растительную пищу принимают в разумных количествах. Переедание является нарушением поста.

Календарь питания по дням на Великий пост 2020

Предпасхальный пост – ответственный период в жизни каждого христианина. Налагаются строгие ограничения в питании, которые требуют усилий, особенно если человек ходит на работу, целый день занят активной деятельностью.

В первую неделю необходимо придерживаться сухоядения.

Рецепты постных блюд без масла

Суп из чечевицы

Суп из кореньев

Ингредиенты:

  • картофель – 2 шт.;
  • корень петрушки – 1 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • луковица – 1 шт.;
  • вода – 1 л;
  • лимонный сок – 1 ст. л.;
  • зелень.

Постное блюдо – суп из кореньев.

Приготовление:

  1. В кипящую воду бросить соль, нарезанные корень петрушки, морковь, лук.
  2. Через 5-10 минут добавить картофель.
  3. Проварить 10 минут и выключить.
  4. Добавить зелень, накрыть крышкой.
  5. При подаче влить в тарелку немного лимонного сока.

Суп из фасоли

Овощной суп

Ингредиенты:

  • лук – 2 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • перец сладкий – 2 шт.;
  • помидоры – 3-4 шт.;
  • картофель – 3-5 шт.;
  • цветная капуста – 0,2 кг;
  • брокколи – 0,2 кг;
  • зеленый горошек – 0,15 кг;
  • чеснок – 4-5 долек.

Суп из овощей.

Приготовление:

  1. Все овощи вымыть, почистить, нарезать.
  2. Лук, морковь, перец, томаты потушить в собственном соку.
  3. Добавить нарезанный картофель.
  4. Влить кипящую воду и варить до готовности картофеля.
  5. Добавить брокколи, цветную капусту.
  6. Немного прокипятить так, чтобы они не разварились.
  7. Добавить специи, зеленый горошек и выключить огонь.

Салат из печеных овощей

Ингредиенты:

  • баклажаны – 3 шт.;
  • помидоры – 3 шт.;
  • сладкий перец – 3 шт.;
  • чеснок – 1 долька;
  • соль.

Приготовление:

  1. Положить овощи на противень, проткнуть вилкой, добавить немного воды.
  2. Поставить в духовку при +180°C на 15 минут томаты и перец, на 30 минут – баклажаны.
  3. Готовые овощи очистить от кожуры, нарезать кубиками.
  4. Все перемешать, добавить специи и зелень.

Блюдо с овощами.

Рецепты постных блюд с маслом

Салат из белой фасоли

Салат из свеклы

Ингредиенты:

  • свекла – 1 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • лук (зеленый) – 1 шт.

Свекольный салат с добавлением масла.

Приготовление:

  1. Овощи отварить, нарезать кубиками.
  2. Зеленый лук измельчить ножом.
  3. Все смешать, добавить масло, соль по вкусу.

Горячий салат из фасоли с картофелем

Ботвинья

Ингредиенты:

  • свекла (вареная) – 2 шт.;
  • огурцы (свежие) – 2 шт.;
  • шпинат – 0,125 кг;
  • щавель – 0,125 кг;
  • листья, черешки свекольной ботвы – 0,15 кг;
  • листья крапивы – 0,15 кг;
  • петрушка, укроп, зеленый лук – по 30 г.

Блюдо ботвинья.

Приготовление:

  1. Свеклу нарезать, как на салат.
  2. Огурцы очистить, накрошить.
  3. В кипящую воду бросить листья шпината. Через 30 секунд вынуть из воды, мелко нашинковать.
  4. Зеленый щавель, листья крапивы варить 1 минуту, достать и нарезать.
  5. Листья, черешки свекольной ботвы варить 1 минуту, вынуть, порубить.
  6. Зелень измельчить, смешать с остальными ингредиентами. Залить все жидкой основой блюда, которая готовится по следующей схеме: отвар свеклы (0,25 л) + рыбный бульон (0,25 л) + белый квас (0,25 л) + хлебный квас (0,5 л) + сахар (1 ст. л.) + перец (1/2 ч. л.) + сок 1/2 лимона + соль (1 ч. л.) + хрен (1 ч. л.) + горчица (1/2 ч. л.).

Гороховый суп с кабачками

Овощное рагу

Ингредиенты:

  • капуста (цветная) – 0,5 кг;
  • помидоры – 4 шт.;
  • лук – 1 головка;
  • картофель – 2 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • отвар (овощной) – 1 л.

Постное блюдо – овощное рагу.

Приготовление:

  1. Нарезать кубиками картошку, лук, морковь.
  2. Помидоры очистить от кожуры, измельчить кусочками.
  3. Соцветия капусты отварить.
  4. Лук, морковь, томаты обжарить.
  5. Добавить картофель в отвар. Проварить ¼ часа.
  6. Добавить цветную капусту, специи (карри, молотый кориандр, соль).
  7. Тушить до готовности картофеля.

Кабачки с луком

Помидоры, фаршированные грибами

Ингредиенты:

  • грибы – 0,25 кг;
  • помидоры – 2 шт.;
  • лук – 1 шт.

Помидоры с грибами.

Приготовление:

  1. Помидоры разрезать пополам, удалить мякоть.
  2. Мелко нарезанный лук обжарить. Добавить к нему мякоть томатов, потушить все вместе.
  3. В полученную массу добавить вареные, мелко нарезанные грибы. Посолить, перемешать.
  4. Помидоры заполнить полученным фаршем, присыпать сухарями.
  5. На противне отправить в духовку на 20 минут.

Грибные оладьи

Котлеты рыбные

Ингредиенты:

  • батон (белый, черствый) – 1 кусочек (100 г);
  • рыба (филе) – 0,5 кг;
  • чеснок – 1 долька;
  • панировочные сухари.

Рыбные котлеты.

Приготовление:

  1. Батон замочить в воде.
  2. Филе промыть, обсушить.
  3. Пропустить оба ингредиента через мясорубку.
  4. Добавить чеснок.
  5. Сформировать котлеты, обвалять в сухарях.
  6. Обжарить на рафинированном масле.

Тушеный картофель

Готовые диеты с доставкой

Вы также можете заказать уже готовые постные диеты с доставкой на дом, не нужно составлять рацион и готовить, вот самые популярные рационы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: