Православие и телевизор: отношение церкви и мнение священников, можно ли смотреть или нет

Православная церковь о телевизоре: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Телевидение магическим образом притягивает внимание мирского человека и надолго удерживает его мышление в своей власти. Поэтому сегодня этот бытовой атрибут занял одно из первых мест, часто осваивая уголок, где должны стоять иконы.

«Можно ли православным смотреть телевизор?» — такой вопрос интересует умы множества последователей христианской религии. При его изучении возникают большие сомнения по поводу полезности этого продукта модернизации.

Что думает церковь о телевидении

Священнослужители и православные прихожане считаются людьми трезвомыслящими, ответственными и имеющими нравственный стержень. Поэтому их позиция отличается критической категоричностью, если иметь в виду проявления безнравственности на ТВ.

  • Многие церковные объединения считают телевидение корнем цинизма, пропаганды язычества и стремления к наживе. Христианство находит здесь нравственный упадок, ложь среди государственных правителей, разжигание вражды.
  • Любой человек испытывает чувство загрязненности, соприкасаясь с проявлениями низости. Православные верующие часто испытывают стыд, если понимают, что провели вчерашний вечер перед телевизором и прихватили негативной энергии. Погружение в игры, новости и аналитические жанры нерелигиозного характера рассматривается как опасность для души.
  • Православие считает, что этот бытовой атрибут способен отнимать свободу, которая есть только рядом с Христом, сообразно божественному провидению. Телевидение со своими циничными выпадами и низкими приоритетами ведет себя агрессивно, оно нацелено на порабощение человечества в сетях неведения.
  • Православные верующие испытывают страх перед возможностью стать зависимым от воздействия ТВ. Отдавшись ему, человек теряет связь с Христом и отказывается нести собственный крест.

Интересно! У Церкви есть определенное мнение по поводу того, как работает механизм порабощения через передачи атеистического характера. Для человека визуальные образы выстраивают новую реальность, которая сильно напоминает настоящую жизнь. ТВ создает иллюзию свободы, власти и отучает людей пользоваться своим умом, который вплетается в безнравственные сюжеты.

Православие и другие аспекты современности:

Иные мнения на этот счет

Некоторые люди утверждают, что проблема кроется внутри самого человека, а не предмета, показывающего различные передачи. Когда религия предостерегает от губительного воздействия дурных телетрансляций, воля большинства не способна отгородится от этого. Такая слабость сравнима с низким иммунитетом во время сильной простуды.

  • Воля многих истощается под гнетом современности, поощряющей любовь к деньгам, обман и удовлетворения заветных желаний. Человеком овладевают призраки похоти, высокомерия и жадности. Апостол Петр упоминал о том, что любую вещь можно приобрести, но не каждая окажется полезной и необходимой.
  • Если рассматривать этот вопрос глубже, приходишь к выводу, что никакое изобретение нельзя причислять ко злу. Последнее возникает от действий существ, подверженных желанию навредить или заполучить что-то любой ценой.
  • Настоящая польза возникает в руках благонравия и рационального разума, подкрепленного христианской верой. Телевидение способно преподнести православным людям правильную информацию. Некоторые священнослужители не воспрещают детям смотреть мультфильмы, учащие добру и скромности. Однако следует соблюдать меру и отдавать большее количество времени изучению Писаний и молитвенным песнопениям перед иконами.

Важно! ТВ обладает негативной особенностью — оно отталкивает сознание человека от чтения книг, которые учат составлять собственное мнение, расширяют кругозор и повышают качество речи.

Правильная литература (Священные Писания) делает индивидуальную волю намного сильнее, придавая веры в Господа. Чтение религиозных книг развивает воображение и стимулирует творческую активность.

Христианство на ТВ

Российское телевидение имеет тенденцию быстрого роста, на передовые позиции выходят телетрансляции, скопированные с капиталистического Запада, где просматривается влечение к удовлетворению собственного эго. Церковь призывает внести в передачи этический кодекс, исключающий демонстрации непотребства и лицемерия.

Сегодня журналисты, делающие новостные обозрения о жизни Церкви, совершенно равнодушны к религиозности. Поэтому зритель никогда не найдет здесь возвышенности, одухотворенности и единства. В России, где православных людей практически половина, на государственных каналах не показывают ни одной передачи на христианскую тему.

Подобные можно найти только на кабельных сетях. Либерализм, боящийся цензуры, сам расставил ловушки для оппозиционного мнения. Важные заявления Церкви фактически игнорируются и не освящаются, несмотря на то, что Патриарх — важнейший политический деятель страны. Христианство подвергается некоторому искажению на ТВ, что влечет неадекватное восприятие среди светского населения.

Чтобы создать независимый канал, прославляющий Христа, необходимо найти колоссальные ресурсы среди журналистов, актеров и режиссеров, и это возможно. Однако при вопросе финансирования возникают особенные трудности, так как церковное объединение не располагает достаточными деньгами. Все средства, сэкономленные после распада СССР, уходят на реставрацию храмов и икон.

О современных технологиях:

Сегодня православные верующие проявляют малую инициативу и не стремятся привнести в культуру страны религиозность, поэтому возникает засилье «грязи» на государственном телевидении. Вопрос вреда просмотра телевидения сегодня чрезвычайно важен.

Важно! Православная Церковь не рекомендует верующим смотреть передачи, в которых идет упор на удовлетворение похоти, распространение лицемерия и другой фальши.

В нашей стране пока невелики возможности создавать христианские каналы, рассказывающие о поднятии духовности. Лучшее решение — внимательное изучение Священных Писаний и ежедневные молитвы пред Господом. Это первейшие законы в жизни верующего.

Нужен ли телевизор в православном доме?

– Сегодня интернет и телевидение стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако существует мнение, что с христианской точки зрения влияние телевидения на сознание крайне неблаготворно и разрушительно. Действительно ли, на Ваш взгляд, воздействие современных средств массовой информации таит в себе опасность духовного опустошения человека?

– До моего рукоположения в священники я занимался литературно-критической и редакционно-издательской деятельностью, а также журналистикой. Кроме этого, в течение десяти лет я был научным сотрудником Института искусствознания, где я изучал “эстетические проблемы средств массовой коммуникации”. На “человеческом” языке это означает, что я вместе с коллегами занимался новыми техническими видами искусств: кино, фотографией, телевидением, радио, грамзаписью и т.д. Мы исходили из того, что плохих “языков” не бывает; “языки” литературы, живописи, музыки и так далее, в том числе и “языки” технических видов искусств, сами по себе нейтральны, а встречаются лишь плохие кинооператоры, бездарные телережиссеры, слабые радиоведущие, безвкусные фотохудожники. В конечном счете, я и до сих пор так думаю.

Читайте также:
Библейские пророчества: предсказания и их исполнения, известные пророки, толкования из Библии

Тем не менее, есть кое-какие вещи, которые заставляют меня усомниться в некоторых моих прошлых воззрениях – например, относительно “нейтральности” телеязыка. Священник, помимо всего прочего, немного еще и социолог. Прихожане православных храмов для социологического анализа – “материал” отборный. В большинстве своем, это люди трезвые, самокритичные, ответственные, имеющие представление о ценностных приоритетах и нравственных законах, умеющие определить цель своей жизни и предназначение человека в мире.

Так вот, значительная часть православных прихожан к телевидению относятся критически. Специально о нашем телевидении я никого не расспрашивал, но то, что мне приходится иногда слышать во время исповеди и личных пастырских бесед, дает право мне сделать некоторые выводы. И речь здесь даже не идет о тех жанрах, передачах и фильмах, которые по природе своей противоречат христианству: являют всякого рода цинизм, порнографию, пропаганду колдовства и язычества, нравственную беспринципность, политическую ложь, разжигание вражды между людьми, клевету и т.д. Всего этого “добра” на ТВ очень много, и любой человек (не только христианин), соприкоснувшись с этим, чувствует себя оскверненным. А речь идет об огромном количестве как бы нейтральных передач, просмотр которых люди воспринимают как личный грех, иногда они даже стесняются признаться друг другу в том, что вчера сидели у телевизора… Язык ТВ они отнюдь не считают нейтральным. Действие ТВ в любых своих проявлениях (в игровых, новостных, развлекательных, художественных, аналитических и других жанрах) они оценивают как вредное для человеческой души.

Для христиан понятие внутренней свободы является очень важным: быть свободным – значит, быть со Христом, сообразуя свою волю с волей Божией. В этом отношении телевидение ведет себя как агрессор, оно нацелено на то, чтобы превратить человека в своего раба, оторвать его от Бога.

Происходит это так. Телевидение обладает небывалыми доселе средствами воздействия – зрительные образы, подкрепленные словесной вязью, конструируют некую новую реальность, весьма похожую на жизнь. Эта новая реальность ведет себя так, как будто она вполне самодостаточна. Зритель наблюдает ее со стороны, не замечая, что он всецело включен в эту реальность. Тем самым телевидение создает иллюзию личной свободы, иллюзию личной власти, иллюзию личной независимости. ТВ отучает человека думать, быть ответственным за все, что творится в мире. Но спросите тех людей, которые проводят по 4-8 часов в день перед экраном, то есть по сути – настоящих рабов ТВ: их взгляд будет весьма критичным, иногда даже гневным относительно просмотренных ими передач, но они никогда не согласятся с тем, что они “рабы ТВ”, они искренне будут считать себя абсолютно свободными.

Свое недоверие к ТВ христиане основывают именно на этой боязни – сделаться телеманом и потерять истинную свободу. Телемания – одна из форм тяжелейшей болезни современного человека. В ТВ человек убегает, в конечном счете, чтобы не идти за Христом и не нести своего жизненного креста. Для этого он мог бы воспользоваться, кроме ТВ, в лучшем случае – компьютерными играми, детективами и фантастикой, в худшем – алкоголем или наркотиками… Тем не менее, мы не должны упускать из вида то обстоятельство, что и телевидение, и интернет смогут сыграть в наше время решающую роль в миссионерском служении Церкви. Эти каналы воздействия не могут быть оставлены без нашего внимания.

– Как Вы оцениваете государственную политику в отношении телевидения? Что Вы можете сказать о трудностях в трансляции христианских идей на телевизионных каналах?

– К сожалению, четко выраженной концепции телевещания у государства, по всей видимости, нет. Телевидение развивается стихийно, большинство «рейтинговых» передач у нас заимствовано из европейского и американского телевидения. Копируются не только шоу и игры, не только темы и жанры, но даже интонации и одежды ведущих. Российские сериалы нацелены на интерес зрителей к острым сюжетам, отсюда – бесконечные бандиты, киллеры, «менты», «братки» и т.д. Экранизация «Идиота», с феноменальным успехом прошедшая на государственном канале, выглядела подкидышем на фоне других сериалов, программ и передач.

На фестивале православных СМИ «Вера и слово» (16-18 ноября 2004 г.) говорилось, что пора нам не только заимствовать на Западе телепрограммы, но и систему, при которой телезрители контролировали бы телеэфир. На Би-би-си, например, работает более 50 комиссий и советов зрителей, от чьего мнения зависит продление лицензии для телекомпании. Говорилось также о том, что нам следовало бы обязать каждое СМИ выработать свой этический кодекс, который бы был гласным для каждого читателя или зрителя. Невыполнение этого кодекса телекомпанией могло бы служить поводом к лишению лицензии. Этический кодекс журналистов Би-би-си – это толстенная книга, подробно регламентирующая работу ее сотрудников. Может быть, таким образом мы бы поставили заслон потоку крови и безнравственности на нашем телеэкране.

Что же касается присутствия на нашем ТВ православных программ, то в этой области у нас творится что-то непотребное. Даже во Франции, в которой православных насчитывается меньше 1%, государство финансирует православную телепрограмму, которая транслируется по воскресениям. У нас же в стране, где православные составляют большинство населения, на государственном телеканале нет ни одной христианской программы. На других, частных телеканалах православные передачи есть, но количество их неадекватно потребности зрителей. Отечественные либералы страшатся какой-либо цензуры, но сами устанавливают такую цензуру, с какой можно срвнить только цензуру советских времен. Большинство заявлений Патриарха, Священного Синода, Архиерейского собора вообще игнорируются телевидением. В лучшем случае – пересказываются в искаженном виде. И это при том, что наш Патриарх в рейтинге 100 отечественных политиков и общественных деятелей, влияющих на события в стране, на протяжении многих лет стоит в первой десятке. Информационная блокада вокруг Русской Православной Церкви наталкивает на мысль, что мы живем в государстве, оккупированном его врагами.

Читайте также:
Филарет Московский - житие и биография патриарха, факты из жизни, труды и книги

– Сегодня официальный образ Церкви, представленный средствами массовой информации, несомненно, подвержен сильному искажению, что, в свою очередь, влечет за собой неадекватное восприятие Православия и ложное отношение к Церкви. Возможно, в сложившейся ситуации Церкви необходим независимый православный канал? Или же, на Ваш взгляд, православная миссионерская деятельность должна осуществляться косвенно, скажем, путем участия талантливых православных людей в общекультурных телевизионных проектах?

– Вопрос о православном телеканале распадается на несколь-ко проблем. Первая: есть ли профессиональные силы – журналисты, сценаристы, режиссеры, актеры, ведущие, – способные наполнить этот канал фильмами и передачами, уровень которых был бы, как минимум, не хуже, чем существующие программы? Я уверен, что такие силы есть. На ТВ работает большое количество православных людей, многие из них ходят в церковь. В ежегодном фестивале «Православие на телевидении» участвуют православные фильмы и передачи очень высокого уровня. Вторая проблема – это финансирование канала. Вот тут – главная загвоздка. Церковь никаким образом не может содержать такое дорогое производство. За 70 лет безбожной власти Церковь в финансовом отношении совершенно обескровлена. Все средства, полученные за последние 10-15 лет, уходили и уходят на строительство и восстановление разрушенных советским государством храмов и монастырей. До революции 1917 года в Российской империи было более 60 тысяч церквей. Сейчас в России их менее 15 тысяч. Без помощи государства Церковь не может осуществить никакие дорогостоящие информационные проекты – ни открытие православного телевидения, ни организацию ежедневной общественно-политической и культурно-просветительской газеты, ни содержание круглосуточного православного радиовещания, ни даже финансовое обеспечение православного интернет-портала.

Отсутствие православного мировоззрения в нынешних телепрограммах – это еще и вина самих носителей этого мировоззрения. Православные люди сегодня очень инертны и безынициативны. Они почему-то стесняются, даже когда их спрашивают, своего православия. А если даже они пытаются что-то сказать, их тут же останавливают ведущие: «Вера – это дело интимное, личное; не будем об этом говорить». И они сразу замолкают, как будто были уличены в чем-то противоестественном. Есть некоторые ведущие, которые, как только услышат слова «Церковь», «Православие», «вера в Бога» – например, Владимир Познер, – начинают строить гримасы, как будто съели целый лимон, и махать интенсивно кистями рук, как будто испытывают боль в животе.

– Хотелось бы поговорить о конкретных проблемах современного телевидения. Каково Ваше отношение к сегодняшней практике новостных программ? Какой, на Ваш взгляд, должна быть подача новостей, связанных с жизнью Церкви?

– «Новости» в последнее десятилетие – это одно из главных достижений отечественного ТВ. Они стали разнообразнее, интереснее, тексты и картинка сопрягаются не по принципу прямой иллюстрации, а по принципу образного сопоставления. И это правильно. Однако когда показывается официальная хроника, она подается очень прямолинейно. То же самое касается и новостей, связанных с жизнью Церкви. Беда в том, что церковные сюжеты делаются людьми абсолютно равнодушными к религии. Отсюда – отсутствие трепета, возвышенности, глубины, которых так много в Православии. Пора на ТВ принимать в свой штат журналистов, свободно ориентирующихся в церковных вопросах, как это делается сейчас во многих газетах и журналах. Кроме того, к церковной теме новостные программы чаще всего обращаются тогда, когда есть какой-то скандальчик.

Есть еще одна тема, связанная с новостными программами. Это наличие в них видеоматериалов, показывающих страдание и гибель людей по всему миру. Конечно же, я не призываю отказываться от подобного рода новостей. И даже дело не в том, что количество их иногда превышает «критическую массу». Но подаются эти новости без должного нравственного осмысления. Смерть и страдания людей становятся для сознания зрителей, в том числе и детей, обыденным, повседневным делом. Жизнь человека, судя по телевизионным картинкам, теряет смысл неповторимого бесценного дара Божьего.

– Особенной популярностью сегодня пользуются всевозможные ток-шоу, ориентированные на широкого зрителя. Как Вы относитесь к этому жанру? Часто на ток-шоу приглашают и православных священников. Не снижает ли их участие в подобных передачах образ священнослужителя и Церкви? Возможен ли выход в общехристианский контекст подобных, зачастую “кухонных” посиделок?

– Популярность ток-шоу объясняется тем, что темы, поднимаемые этими программами, хотя и житейские, но очень важные. Меня как раз поражает, что православных священников, сталкивающихся ежедневно в своей пастырской деятельности с проблемами и конфликтами, обсуждаемыми на ток-шоу, очень редко приглашают в телестудии. Поверьте, им есть, что сказать людям. В Москве, да и в других городах, живут прекрасные священнослужители, умеющие хорошо формулировать свои мысли, знающие, как и чем заинтересовать зрителей. Впрочем, на последнем (декабрь 2004 года) Епархиальном собрании Патриарх предупредил священников, что если они не умеют отстаивать интересы Церкви в телепрограммах, то лучше не соглашаться на приглашение в них участвовать, что если их высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать.

Мне не раз приходилось выступать на ток-шоу. Некогда я туда шел с неохотою и чувствовал себя в телестудии «не в своей тарелке», но мой принцип такой: если позвали – иди, надо воспользоваться любым случаем, чтобы поставить современного человека в контекст христианских ценностей, о которых люди, к сожалению, забыли.

– В наше время с небывалым развитием компьютерных технологий все больше и больше православных людей высоко ценят неоспоримую пользу интернета. Однако в некоторых церковных кругах прочно укрепилась и обратная точка зрения. Что можете сказать Вы о сильных и слабых сторонах этого техниче-ского прорыва? Как Вы прокомментируете многочисленные попытки проводить символические параллели между внедрением в человеческую жизнь глобальной информационной сети и апокалипсическими знаками последних времен, прихода антихриста и т. п.?

– Интернет, как и любые технические средства коммуникации, имеет двоякое действие. Его можно использовать для пропаганды безнравственности, а можно – для проповеди евангельских истин. Глобальная сеть сейчас – самое дешевое и самое оперативное средство доставки информации. До 2000 года в российском информационном поле существовали определенные преграды для Церкви. Даже можно было говорить, как уже было мною замечено, об информационной блокаде, не говоря уже о либеральной цензуре. Но за последние несколько лет, после того как стали появляться православные интернет-порталы и сайты, произошел прорыв этой блокады. Сегодня в интернете реально действуют сотни сайтов, с которыми вынуждены считаться все. Сейчас уже невозможно безнаказанно клеветать на Церковь. Православный голос в интернете звучит наравне с любым другим, его невозможно заглушить.

Читайте также:
Мощи святой Матронушки: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и о чем просить

Но интернет, несмотря на уже достигнутые огромные успехи, находится только в начале своего технического развития. В недалеком будущем интернет вберет в себя и объединит почти все средства коммуникации: телефон, радио, кино, ТВ. Он поколеблет существующие ныне приоритеты и иерархии. Но в нем будет еще больше «информационного мусора», чем сегодня. Грех, царствующий в мире, заполонит и глобальную сеть. В этом смысле, безусловно, можно говорить об апокалиптических признаках интернета. Здравомыслящей части человечества предстоит продумывать системы фильтров, просеивающих «черную» информацию.

СМОТРИТЕ ЛИ ВЫ ТВ?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Не хочу, чтобы телевизор мешал моему общению с семьей

Семь лет назад у нас украли телевизор, и мы с мужем приняли решение не покупать новый, чтобы оставалось время читать книги, ходить в кино, общаться с детьми. Мы придумали способ замены просмотра кино по телевизору – созданием собственной фильмотеки, в этом случае реклама не мешает смотреть фильмы.

У меня четверо детей, и я очень беспокоюсь о том, что они будут смотреть, как повлияет на них информация с экрана. Я знакома с исследованиями Леонарда Берковица, в которых говорится, что в часе телевизионной трансляции присутствует в среднем 20 актов агрессии: 8 – речевой и 12 – физической, косвенной и какой-либо другой. Давно доказано, что агрессия, которую показывают СМИ, влияет на детей.

Меня беспокоит и то, что телевизор порой становится другом семьи: вместо того, чтобы общаться между собой, люди смотрят телевизор, он забирает все внимание человека. Мне нравится общаться со своими детьми, разговаривать о том, что их интересует, об их проблемах, а поскольку я много работаю, у меня мало свободного времени, и я не хочу, чтобы телевизор мешал нашему общению.

Конечно, если мне это необходимо для работы, то я специально смотрю телевизор, выделяю для этого время. Как правило, это связано с интересами клиентов, которых я консультирую, мне важно понять, почему они смотрят ту или иную передачу, почему она ими любима. С профессиональной точки зрения меня интересуют шоу “за стеклом” и ток-шоу, в последнее время я стала предлагать своим студентам исследовать эти явления, чтобы понять, как изменяются люди “за стеклом”, почему зрители смотрят ток-шоу, почему им это важно.

Кроме телевидения, источником информации могут быть газеты и интернет. Например, для меня отличный источник информации – мои студенты.

Михаил АРТЕЕВ, аспирант филиала Московской духовной академии при ОВЦС, помощник депутата Воронежской областной Думы, Воронеж:

Думаю, что к нашему телевидению вполне можно отнести слова архимандрита Киприана (Керна): “Жизнью выдвинута, фактическим строением вещей провозглашена и открыто государственными идеологиями исповедуется ересь о человеке как обезличенном рабе государства, класса и нации”. Достаточно долго у меня не было телевизора. Потом он появился. И с его появлением пришло недоумение. Зачем, собственно, он нужен? Я включал его и часто немедленное выключал. Ну, не ем я этого! Поставил две спутниковых тарелки: одну стационарную с платным НТВ+, другую – полярную, позволяющую охватить различные спутники. Путем естественного отбора из более чем тысячи каналов осталась пара десятков. Пять американских каналов “Дискавери”, несколько новостных каналов, несколько христианских; с момента появления канала “Спас” посматриваю его. Мои дети достаточно редко смотрят отдельные передачи.

Телевидение навсегда вошло в нашу жизнь, став средством общения, подобным диоду. Однако, я уверен, мы можем выбирать, с кем общаться. И я выбираю общение с рыбаками Норвегии и Корнуолла, которые заканчивают сезон, благодаря Бога за деньги, которые поддержат семью в течение зимы. Я выбираю общение с полицейскими, которые с верой и мужеством совершают свой нелегкий труд, чтобы спали спокойно города. Я выбираю общение с врачами, возвращающими уже было отчаявшимся пациентам человеческое достоинство. С архитекторами и строителями, создающими новые чудеса света на пяти континентах. С учеными, просто и доходчиво повествующими о захватывающих открытиях и достижениях. С бизнесменами, делящимися секретами своего успеха. Наконец, просто с открытыми и симпатичными журналистами, открывающими внутренние миры иных стран и цивилизаций.

А российское телевидение, кроме канала “Культура”, смотрю очень редко, соглашаясь с учителями Писания: “Не положу пред очами моими вещи непотребной; говорящий ложь не останется пред глазами моими” (Пс. 100:3-7). “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1-е Кор.15:33).

Диакон Феодор КОТРЕЛЕВ, заместитель главного редактора журнала “Нескучный сад”, Москва:

Главный пожиратель времени

Я смотрю новости, некоторые фильмы и сериалы, такие как “Идиот” или “В круге первом”. Считаю это своей слабостью и завидую тем, кто может обходиться совсем без телевизора. Бывает, что у меня просто не хватает силы воли выключить его. Но, слава Богу, это случается нечасто. Телевизор таит в себе соблазн. И при этом он – главный пожиратель времени, не дающий ничего полезного взамен. Он отрывает тебя от дел, от общения с родными, от молитвы.

Современное российское телевидение – я имею в виду основные четыре канала – практически бессодержательное и, следовательно, менее вредное, чем оно было в девяностые годы. Стало меньше крови и насилия, другой “чернухи”. Мне кажется, насилие все больше вытесняется всевозможными развлекательными передачами. Думаю, если выбирать из двух зол меньшее, пусть уж на экране будет Регина Дубовицкая, чем бандитские разборки.

Читайте также:
Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Для телевидения очень важна реклама, нужно, чтобы люди неотрывно смотрели телевизор, как завороженные, поглощали все подряд, включая рекламные ролики.

Своим детям я запрещаю смотреть телевизор (сам смотрю его, когда они не видят), у нас есть хорошая видеотека с мультиками и детскими фильмами, детям их вполне хватает.

Алексей ЗАХАРОВ, президент Кадрового Дома “СуперДжоб”, Москва:

Современному телефидению не хватает доброты

Да, я смотрю телевизор. Почему. Просто смотрю, щелкаю каналами: это, мне кажется, сугубо мужская привычка – переключать каналы. Мне нравится передача “Фомы” на телеканале “Спас”. Современные детективные сериалы я не смотрю, за исключением, пожалуй, питерских “Хроник убойного отдела”: они – добрые, несмотря на криминальную тематику. Пожалуй, именно доброты современному телевидению не хватает больше всего, и это касается абсолютно всего: художественных фильмов, новостных и развлекательных передач.

Я имею доступ к достаточно большому числу спутниковых каналов, поэтому мне, в принципе, всегда есть из чего выбрать. И очень часто я предпочитаю всему остальному нейтральные передачи про “рыбок-птичек”, что-то для души, для отдохновения. На мой взгляд, центральные российские каналы просто не оставляют нам иного выбора. Пожалуй, “скучно” – именно то слово, которое наиболее ёмко выражает мое отношение к современному федеральному телевидению: очень редко я встречаю там что-то действительно стоящее, то, что по-настоящему цепляет внимание.

Вадим СЕРГИЕНКО, студент факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России, Северобайкальск:

Телевизор я не смотрю. Какой-то умный человек в свое время сказал, что человек есть то, что он ест. И понятие “пища” в этом случае выходит за рамки обычного понимания: это книги, которые мы читаем; общение; природа вокруг нас; это информация, в том числе и телевизионная, – все то, что питает наши чувства, наш ум и сердце, все впечатления от мира, которые в буквальном смысле впечатываются и отпечатываются на нас. В свое время я “переел” телевизионной информации, не смог ее переварить и заболел – было что-то вроде диатеза. С тех пор я решил, что буду относиться к телевидению по-другому: не как ребенок, хватая все яркое и вкусное, а как взрослый человек, осознанно выбирая. И теперь, когда мне нужна какая-то книга, я подхожу к полке и беру ее, а когда мне нужно что-то определенное на телевидении, когда я знаю, что хочу, я смотрю это и потом выключаю.

Я считаю, что телевидения сейчас слишком много и оно слишком тотально: я хочу получить от него конкретную вещь, а оно дает мне очень много лишнего. Это похоже на ситуацию, когда человек хочет помыть руки и для этого ныряет в бассейн.

Виктор ФЕДОРОВ, генеральный директор Российской государственной библиотеки, Москва:

Телевидение должно заставлять человека думать

Я смотрю практически все новостные программы, чтобы быть в курсе дела. Сегодня много говорится о том, что в современных средствах массовой информации происходит некое угнетение свободы слова. В чем-то я согласен с этой точкой зрения: ни для кого не секрет, что разные каналы освещают события и новости совершенно по-разному. Но в этом для меня заключается особый интерес: мне нравится сравнивать и анализировать, поэтому я с удовольствием смотрю аналитические программы, такие, как, например, “Времена” Владимира Познера, “Воскресный вечер” с Соловьевым и другие.

Мне нравятся познавательные передачи, хорошо, профессионально сделанные: фильмы “Би-би-си” про животных и птиц; документальные передачи религиозной тематики, лишенные (что важно для меня) всякой одиозности, показывающие историю той или иной религии объективно и без экзальтированности. Для передач такого рода раньше, в советские времена, существовал удобный термин – “научно-популярное документальное кино”. Мне кажется, нам явно не хватает передач, в которых нет ни каких-то политических оттенков, ни “упертости” во что-либо: в непременную сенсационность, или в религиозный аспект. Думаю, категоричность и назидательность могут просто убить в зрителе всякий интерес к теме, апологетика чего-либо далеко не всегда уместна. Не надо навязывать свою точку зрения. Передача должна заставлять человека думать, воспринимать, делать самостоятельные выводы.

Даниил САЯПИН, мастер-исполнитель монументальной живописи, регент, Москва:

Не хочу, чтобытелевизор стал моим начальником

Я стараюсь не смотреть телевизор, особенно новости. Дело в том, что я должен как христианин реагировать на беды, которые там показывают. Получается, мне нужно ехать в Ирак и спасать бедных жителей от американских захватчиков. Что мы видим на экранах телевизоров? Сплошной негатив. Так лучше я отдам свои эмоции, душевные силы не на телевизор, а своим ближним, которые нуждаются в сочувствии, внимании, помощи. Иногда я смотрю замечательные ретроспективные передачи и фильмы по каналам “Звезда” и “Культура”.

Думаю, есть два варианта общения с телевизором: либо я ему начальник, либо он превращается в моего начальника, порабощает мою волю. Иного не дано. Петр Мамонов как-то сказал: “Раньше властителем дум был храм”. Если развить его мысль, получается, что для многих сегодня это – телевизор, который проповедует явно не нравственные ценности. Да, есть православные передачи – но это капля в море. Их слишком мало, чтобы ради них стоило любить телевидение. Я сам видел, как из-за него разваливаются семьи, потому что прекращается общение: каждый уткнулся носом в экран и не видит другого. Особенно это опасно в кухне или столовой – там, где общение между родными людьми обычно идет естественным путем. Телевизор же тянет одеяло на себя, словно главный член семьи.

Даниил САЯПИН, мастер-исполнитель монументальной живописи, регент, Москва.

Нина ГРЕБЕШКОВА, актриса, заслуженная артистка России, Москва:

Я люблю канал “Культура”. Могу делать что-то по хозяйству и смотреть, например, познавательную передачу или старый добрый фильм. Такое телевидение мне близко и понятно. Мне нравится, что в дискуссионные передачи там приглашают умных людей, которые знают, о чем говорят. И обсуждение какой-либо проблемы получается осмысленным, в отличие от так называемых “ток-шоу”. Думаю, то, что делает канал “Культура”, – очень достойно.

Читайте также:
Рецепты постных оладьев: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Вообще, я отношусь к телевидению спокойно: чему-то верю, чему-то нет. Но по другим каналам, кроме “Культуры”, смотрю только новости, чтобы не наткнуться на “чернушный” фильм или передачу.

«Все мне позволительно, но не все полезно». Разговор со священником о пагубности ТВ

Отец Леонид 12 лет назад отказался от телевизора. Дважды совершенно новые телеприемники сгорали на его глазах, при этом едва удалось избежать пожара. Случившееся священник отнес к Промыслу Божию. С тех пор новости один раз в день он слушает по радио. Домочадцы батюшки – матушка Светлана и двое сыновей – даже счастливы, что не подвержены тлетворному влиянию TV.

– Отец Леонид, за все эти годы не возникало желания посмотреть «ящик»?

– Нет, не возникало. Сердцем почувствовал предупреждение свыше, ведь написано: «Не искушай Господа» (см.: Втор. 6, 16). Дело в том, что и раньше мы смотрели передачи и кинофильмы избирательно, не все подряд. Апостол Павел пишет: Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

– Не было ли каких-либо протестов со стороны ваших сыновей, что вы живете «не как все»?

– После того как сгорел второй телевизор, все второстепенные вопросы с Божией помощью отпали. Традицией у нас стали семейные чтения. После ужина читаем житийную литературу, поучения святых Отцов. Вместе встаем на утреннее и вечернее правило. Все это сплотило, объединило семью.

Как-то младший сын Николай прибежал домой от одноклассника. Лица на нем не было. Оказывается, у друга был включен телевизор, где показывали какой-то боевик со всеми его «атрибутами»: трупы, кровь рекой. Где-то у святых Отцов мы читали о том, что разумный человек не может ходить по улицам, черпая грязь, и, поливая себя этой грязью, оставаться чистым. Не каждого нужно пускать в дом свой: трупы, катастрофы, убийства, разврат… Дом души Николая не выдержал этой мерзости, вот и реакция соответствующая…

– Но если человек воспринимает так виртуальный ужас жизни, что будет, если, не приведи Господи, такое случится в реальности?

– Давайте рассуждать с православной точки зрения. Христианство – религия радости. Радуйтесь, – сказано в Священном Писании. – Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4, 4). Истинному христианину чуждо уныние, и в самых трудных обстоятельствах он сохраняет мир и радость в душе. В любом страшном случае, на который вы намекаете, реальное страшное событие будет воспринято по-христиански, без истерик.

Виртуальный же мир подавляет психику, подчиняет себе эмоции. В этом случае особенно необходимо христианское трезвение, когда душа просыпается и предстоит Богу в своей простоте и открытости. «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши. », – напоминает нам Церковь. Иллюзорность телеэкрана убаюкивает душу. Необходим взгляд, направленный во внутрь, видение собственного падения и опустошения. Трезвение – это охранение себя от мечтаний и грез ради того, чтобы достичь подлинного блага в жизни и действительности. Трезвение – это битва за возвращение, это поиск утраченного. Это путь ко Господу через отречение от самоупокоения, через преодоление лживых мыслей и чувств. Это молитва ко Господу. Внимание к собственному устроению открывает нам наши немощи и грехи, а значит, дает возможность освободиться от них через исповедь и покаяние. Свобода от греха – это умиротворение, легкость и радость сердца. «Усыпление» зрелищами породило у людей душевные болезни, отчаяние в своей жизни. Человек хочет видеть свою жизнь как на экране. Своя собственная реальность на фоне красочной иллюзии кажется ему унылой и безрадостной.

– Поэтому так спешат люди с работы, чтобы, едва раздевшись, нажать заветную кнопку?

– Человек без благодати Духа Святаго не имеет полноты жизни и потому скучает, унывает, отчаивается. А поскольку душа по естеству жаждет радости и полноты в Боге, то он пытается восполнить свое безрадостное состояние не внутренним преображением, а внешним развлечением. Иллюзорный мир – пустышка, не приносит радости, не может насытить душу. Лишь на время человек отвлекается от гнетущей его «серой» реальности. Убивая, таким образом время, он отвлекается от своей собственной жизни. Боится остаться наедине с собой. Может ли он из «ящика» постичь смысл жизни? Может ли по-христиански пережить реальную беду или горе?

– Почему человек боится остаться наедине с собой?

– Его окутывает страх одиночества. Темные силы не могут позволить ему погрузиться во внутреннюю пустыню. Почему? – На этот вопрос я отвечу словами свт. Феофана Затворника: «Безмолвие рождает подвижничество; подвижничество рождает плач; плач рождает страх Божий, который рождает смирение. Смирение рождает прозрение; прозрение рождает любовь; любовь делает душу безболезненною и безстрастною».

У одной моей прихожанки сломался телевизор. Она вынуждена была, прийдя с работы, находиться в тишине. Сначала ей было не по себе, но со временем она стала углубляться в свой внутренний мир, стала понимать, что живет не так. Нашла кем-то подаренную ей икону Божией Матери «Умиление» и, всматриваясь в образ Пресвятой Богородицы, зарыдала. Это был долгий покаянный плач – душа закричала криком новорожденной. Милость Божия – дар покаяния – был явлен в тишине (безмолвии).

– Навязанных телевизионных кумиров часто можно видеть на обложках школьных тетрадей и дневников.

– Об актерах святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Ложь льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщающего сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута, – жилища чудовищ». Эти чудовища забирают подлинную любовь у человека. А вот воину Христову нужно отречься от идолов, увидеть красоту реального мира. Осознать великое предназначение, которое даровал Бог каждому: реальность выше вымысла, чище и лучше мечтаний. Душа хранит богатство, которое дороже всего мира.

Читайте также:
Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Грех ли смотреть телевизор?

Грех ли смотреть телевизор?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем к прочтению ответ на следующие щекотливые вопросы:

Грех ли смотреть телевизор? Если не грех, то есть какие-то ограничения в просмотре телевизора?

На эти вопросы отвечает священник Афанасий Гумеров (насельник Сретенского монастыря)

“─ По слову св. апостола Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). К нашему веку эти слова относятся сугубо. Бывали периоды духовно-нравственного подъема и времена резкого падения нравов.

Однако никогда не было такой эпохи, когда бы так грубо и дерзко попирались нормы, которыми веками жили люди. Чтобы убедиться в этом не надо ходить далеко. Достаточно посидеть несколько вечеров у телевизора и просмотреть основные программы. Он увидит людей, которые открыто ведут борьбу с нравственностью. Узнает, с каким упоением показывают убийства, насилия и вообще всякую патологию. Осознанно ведется пропаганда растления, разврата, циничного нецеломудрия. Энергично отстаиваются «права человека» на всякого рода извращения (содомию и проч.). Все это часто подается языком, содержащим непристойности и сквернословие. Довершает все разнузданная, замешанная на соблазне, реклама, которая проникает во все передачи, в том числе и детские. Раньше о человеке аморальном говорили: «ни стыда, ни совести». Сейчас составители некоторых программ хотят освободить людей (особенно молодежь) и от стыда, и от совести.

В защиту телевизора обычно слышишь: «Но ведь не все же так скверно. Бывают и хорошие передачи». В прежних поколениях был решен вопрос: сколько ложек дегтя достаточно, чтобы испортить бочку меда. Сейчас многие, подпавшие под психологическую зависимость от «ящика» (как сами они его презрительно называют), пытаются доказать, что, если даже в бочке дегтя есть некоторое количество меда, то все равно отказываться от такой пищи не стоит.

Но даже, если бы в телевизионных передачах соотношение пагубного для души и нравственно приемлемого было бы иным, чем сейчас, все равно не допустимо решать вопрос на основе количественных показателей. Это поверхностный и упрощенный подход. С древности люди сознавали, что дом должен быть защищен не только от насилия, но и огражден нравственно.

Поэтому говорили «мой дом — моя крепость». Стены ограждали семью от тех страстей и пороков, которыми жил и живет мир. Стены давали возможность создать внутри дома атмосферу душевного тепла, радости, покоя. Телевизор все это отменил. Стены сломаны. Мир, кипящий страстями, ворвался в дом. Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилия, аморальные скандальные истории и прочее) наполнило наши жилища. Люди оказались духовно незащищенными. Особая угроза быть нравственно искалеченными нависла над детьми, нежные души которых, как губки, впитывают этот сильнейший нравственный яд. Неокрепшая психика детей и подростков постоянно травмируется ежедневным потоком негативной информации. Рождается нервозность, страх и неуверенность в себе. Болезни психики порождают болезни тела.

Почему же телевизор обрел над нами такую власть? Почему родители, которые боятся оставить сына-подростка одного в доме, опасаясь, что он включит телевизор и наглотается непристойностей, не хотят от него избавиться? Что привязывает к нему людей, у которых совсем не хватает времени выполнять многие серьезные обязанности? Какая сила притягивает пожилых людей с расшатанной нервной системой смотреть передачи о насилиях, жестокостях, уголовных преступлениях, а потом пить удвоенную порцию лекарства, чтобы как-нибудь провести ночь? То, что хотят представить как гипнотическое воздействие телевизора, есть результат особой активности демонических сил. Многолетний хранитель Иверской мироточивой иконы Иосиф Муньос Кортес, человек высокой праведной жизни, в беседе со священником Павлом Ивашевичем в Монреале 24 ноября 1992 г. сказал: « Меня также критикуют за то, что я не хочу участвовать в телевизионных передачах с иконой, а ведь телевизор — это диавольская вещь, которая меняет христианскую культуру на наших глазах. Не о телевидении ли говорил преп. Нил Мироточивый, подвизавшийся на Святой горе, в своих пророчествах? Да, он говорил о том, что диавол сделает свою коробку, и его поклонники будут поклоняться ему вокруг нее, и что рога диавола будут на крышах всех домов. Многие большие американские телевизионные компании мне предлагали невероятное количество денег за 15 минут передачи. Но мне кажется, что участвовать в таких передачах — это было бы то же самое, что продать Христа, предать Божию Матерь».

Что будет с юным поколением, которое подвергается сейчас столь сильному духовно-нравственному облучению? Страшные последствия уже видны. Стремительно растет алкоголизм, наркомания, курение, половое растление среди подростков. Вина не только на составителях телевизионных программ. Законодатели и политики, взявшие на себя ответственность за жизнь общества, не имеют права быть безучастны. Все оправдания происходящего построены на злоупотреблении словом «свобода». Но уже много веков людям известно, что свобода аморального или преступного человека делает несвободным людей, живущих нравственно. Поэтому была цезура, существовали специальные законы, без которых невозможно сохранить общество здоровым. «Никакое богатство, — писал А.С.Пушкин, — не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно. Мысль! великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом. … Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи, хотя строки оной начертаны пером, а не тиснуты станком типографическим. Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это даже его благодетельная сторона» (ПСС, М., 1978, с. 206–207).

Читайте также:
Православие и интернет: отношение церкви и мнение священников, популярные сайты, мифы и реальность

Отдельный человек не может остановить образовавшийся поток антикультуры. Однако удалиться от него может, чтобы мутные, пенящиеся нечистотами, воды не поглотили его. Не всякая прорвавшаяся вода пригодна для употребления. Слово Божие научает нас мудрости. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).

Даруй нам Господи разум поступать всегда правильно, и сдерживать себя от излишнего просмотра телевизора”.

Возможно ли телевидение без соблазнов?

21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. Однако отношение к этому институту со стороны Православной церкви далеко не однозначное, хотя сегодня оно мягче, чем, скажем, 20 лет назад. В чем причина подобной настороженности? Есть ли в ней рациональное зерно? И стоит ли самому телевидению прислушаться к мнению духовных лидеров?

Отношение Церкви к телевидению за последние четверть века свободной деятельности РПЦ однозначным не назовешь. Во многих монастырях, от Троице-Сергиевой Лавры в 1990-х годах до Почаевской Лавры и поныне — просмотр телевизора считался однозначным грехом мирянина, требующим покаяния. А на обложке некоторых брошюрок, правда, обычно не благословленных к выпуску священноначалием, нередко можно встретить стилизованную картинку: демоническая рожа смотрит с телеэкрана на доверчивого телезрителя.

Со временем руководство Русской Православной Церкви определилось со своим отношением к телевизионной индустрии. Так, в Основах социальной концепции РПЦ, принятых в 2000 году, отношениям Церкви со СМИ была посвящена отдельная глава. В частности, в ней говорится следующее:

— XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.

Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: “Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3. 15).

Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации.

Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

Что ж, основные приоритеты в церковном отношении к СМИ, включая телевидение, расставлены. Другое дело, что каждый читатель сам может судить, сколь далеко продвинулось за прошедшее время соответствие содержания голубых экранов к обозначенным в документе ценностям.

Кстати, кроме упоминания о конкретно “христианских ценностях” цитированный отрывок мог бы служить выражением ценностей и общегуманистических. “Концепцию” нельзя обвинить в “обскурантизме”, узости мышления и взгляде с “церковной колокольни”. Но все это мало помогает осуществлению подобных идеалов в реальном телевещании.

Возьмем, например, пропаганду насилия, вражды и ненависти. Теоретически на российском ТВ все это не допускается. Но многое из этого можно сделать и опосредовано. Ведь как показать сериал о героической борьбе полиции с преступниками без головокружительных погонь, жестоких драк, и стрельбы с морем крови и кучей трупов? Пусть эти трупы принадлежат злодеям — но зрители вместе с героями все равно сжимают зубы, и мысленно нажимают на спусковой крючок пистолета или автомата. А заодно и подсознательно приучаются к мысли “хороший враг — мертвый враг”. Что мало соответствует евангельскому “любите врагов Ваших”.

Конечно, Церковь не выступает в духе толстовства за “непротивление злу насилием”. Но и за романтизацию и героизацию пусть даже вынужденной силовой борьбы со злом она не выступает тоже. Потому, что зло — даже если это “меньшее зло” — все равно остается злом.

Ну, а если говорить о “греховной эксплуатации человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях” — то остается лишь горько улыбнуться. Да современное коммерческое телевидение просто не может существовать иначе, как не эксплуатируя эти самые “человеческие инстинкты”! Причем именно в коммерческих целях — для получения максимальной прибыли.

Возьмем, например, рекламу — двигатель прогресса. Ее основное действующее лицо, как правило — красивая девушка, обворожительно улыбающаяся зрителю с выражением, как будто собирается подарить ему свою вечную любовь. А самому зрителю в качестве ответного шага надо сделать самую малость — купить тот или иной товар. Тогда он, якобы, получит радость — сравнимую с любовью прекрасной дивы.

Но это еще цветочки. А еще по ТВ показывают “ягодки” — “клубничку”, эксплуатирующую “основной инстинкт” в эротике, нередко на грани порно. Конечно, такие фильмы и передачи идут обычно за полночь, и вроде бы они для взрослых. Однако Церковь равно отрицательно относится к пропаганде блудного греха что среди детей, что среди их родителей.

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

И даже чисто новостные программы в христианском отношении далеко не безупречны. Медики из США установили: в случае, если больные перестают смотреть общедоступные телевизионные программы, они выздоравливают намного быстрее. Впрочем, об этом говорил еще профессор Преображенский из “Собачьего сердца” Булгакова: “Никогда не читайте советских газет — особенно, перед обедом”. Жаль, конечно, что реальность либеральных СМИ далеко переплюнула по провоцированию стрессов у аудитории самые “нервные” издания из коммунистического прошлого.

Что самое печальное, даже государственные телеканалы вынуждены следовать указанным принципам. Не из-за погони за прибылью — их финансирование мог бы обеспечить и бюджет. Просто понятия “рейтинг” и “влиятельность” на телерынке — синонимы. Если изгнать из эфирной сетки эротику, жареные факты, программы “из жизни привидений”, насилие и прочее подобное, большинство зрителей просто переключится на каналы, где все это есть.

Ведь телевидение выступает в роли слуги по принципу: “Чего изволите?”. Главным “заказчиком” являются именно зрители, а их запросы часто весьма далеки и от христианской, и от общечеловеческой нравственности. Но от этого, разумеется, не легче тем, кто “не изволит” потворствования греховным страстям и хочет оградить от них себя и своих детей. Для которых все это, увы, нередко приобретает сладость запретного плода.

Подытоживая, можно сказать, что отношение Церкви к телевидению — такое же, как и к любому другому институту, явлению или предмету окружающего мира. Сами по себе они, как правило, нейтральны — как тот самый нож, которым можно и резать хлеб, и наносить смертельные раны.

Так что конкретных рекомендаций о допустимости просмотра тех или иных каналов РПЦ не дает. Просто каждый верующий должен находить для лично себя золотую середину между заповеданным апостолом Павлом принципом “все познавайте — доброго держитесь” и христианской аскетической практикой ограждения себя от искушений и соблазнов мира.

«Хлеб от Матроны Московской» — вовсе не из монастыря

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой хлеб из монастыря Матроны уже не один год вызывает множество самых различных мнений, которые, несмотря на определённые противоречия, всё же объединяет одно — вера в то, что чудеса существуют, и человек, обратившийся за помощью где лежат мощи Матроны, обязательно её получит. Ведь в данном случае сочетаются две великих силы — религия и святость хлеба, а это — начало всего живого на земле. Разобраться в этом вопросе более детально поможет данная статья.

Закваска для хлеба от Матроны Московской

Прежде чем начать подобный разговор, следует всё же предупредить, что любые способы приготовления такого лакомства — это лишь творчество людей, но никак не представителей церкви, и уж тем более самой Матроны много лет назад. Поэтому и относиться к этому вопросу нужно осторожно.

Итак, следуя различным источникам, можно говорить о том, что приготовление хлеба начинается с закваски. Для этого необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • замешивать хлеб нужно на протяжении шести дней, постепенно добавляя в него такие ингредиенты: сахар, муку, молоко;
  • когда закваска будет готова, её делят на четыре равных части: одна идёт непосредственно на изготовление хлеба для себя лично, остальные раздаются добрым людям, желательно вместе с рецептом;
  • весь срок закваска должна стоять без какого-либо закрывающегося приспособления;
  • уже готовый хлеб, который остаётся тому, кто замешивал закваску, обязательно следует разделить между всеми членами семьи;
  • давать постороннему данный рецепт категорически запрещено;
  • готовить его можно лишь единожды в жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что означает слово аллилуйя в православии

С чем связаны такие правила, и до сегодня никому неизвестно, так как подтверждённых фактов о происхождении самой закваски практически нет, а история ее возникновения достаточно загадочна.

Закваска от святой Матронушки: что это?

Прежде всего, это именно «тесто», а не выпеченный инокинями (в данном случае – Покровской обители Москвы, где находятся мощи старицы) хлеб. Точнее – даже не тесто, а закваска, вполне обычная по составу, из тех, на которых пекут любимый многими полезный бездрожжевой хлеб.

Интересный факт

Традиции наделять паломников, прихожан закваской, а не хлебом – делом рук монахов – нет и никогда не было ни в одной обители. Таким образом, уже поэтому такая закваска не может иметь отношения ни к блаженной, ни к кому-либо из святых, ни к Покровскому монастырю. А вот полезен ли хлеб, на такой закваске испеченный?

Чем помогает хлеб

Рецепт хлеб из монастыря Матроны Московской овеян множеством слухов. Некоторые из них, например, говорят о том, что в основе его лежат ингредиенты, замешанные более двадцати лет тому назад. Также немаловажным считается и такой факт: данный продукт вместе с рецептом к нему нужно раздавать совершенно бесплатно.

В народе считается, что как и икона Матушки Матроны, хлеб обладает каждый, кто съел хоть кусочек такого лакомства, навсегда избавится от:

  • любой порчи;
  • проклятий;
  • невезения.

А взамен получит долгожданные:

  • здоровье физическое и душевное;
  • достаток;
  • согласие.

Ещё стоит учесть, что, загадывая желание и обращая его на хлеб из монастыря святой, нельзя просить денег и любых материальных благ, иначе ожидаемое действия не оправдается, а то и вовсе может принести обратный эффект.

Правда или нет?

Многие пишут, что «тесто», «замешанное» на магических практиках, вовсе не безопасно, пусть и верующему христианину.

Читайте также:
Церковный устав: текст действующий, состав и значение, история и современное положение

«Сектантский маркетинг»

Вот что рассказывает, например, пользователь «Живого журнала» под ником Lilla Jaya. Закваску невоцерковленная, по-видимому, женщина получила от матери с инструкцией настаивать ее 6 дней, причем в открытой посуде, после чего, разделив на части, испечь хлеб. Муж ее сразу резко возразил, назвав все это «каким-то сектантским маркетингом», но супруга не послушалась, к тому же маму обижать не хотелось.

Странность «продукта» обратила на себя внимание быстро: он не засыхал, но издавал подозрительный кислый запах. Зато хлеб, испеченный на этой закваске, обещал «здоровье и снятие порчи». Но сомнения в его чудодейственности нарастали: «Я смотрела на него и думала, что же это такое и неужели я буду печь и есть хлеб из этой малоприятной на вид жижи, которая иногда казалось какой-то живой… я размешивала его в ужасном состоянии духа… На самом деле, в этот момент мне и нужно было избавиться от него. Но продукты уже были добавлены, и я домешивала тесто, едва не плача и чувствуя, что загоняю себя в какую-то ловушку…». Через несколько дней мучений автора вразумил просмотр других отзывов, включая мнения священников. Тесто было выброшено.

«Стало плохо с головой»

Рассказывает Маргарита: «Несколько лет назад моя знакомая принесла и мне подобную закваску, якобы из Санаксарского монастыря. Я ей пыталась объяснить, что это все неправильно, нужно просто выбросить. Но она не послушала меня, к сожалению. Спустя какое-то время у нее стало плохо с головой. Она перестала ходить в храм, не причащалась. Так и умерла».

«Не сметь больше брать!»

А вот рассказ Марии У. о судьбе переданной свекровью закваски: «Закваска появилась у меня дома позавчера вечером, а вчера у мужа случились неприятности на работе, да и я вчера, будучи за рулем, попала не в очень приятную ситуацию. Не знаю, связано ли это с появлением в доме этой закваски, но муж сам лично поехал и выкинул эту баночку. При этом мне сказал, чтобы впредь я не смела ничего подобного брать». И это правильно.

Жизнь человека трудна, но Господь никогда не обещал Своим верным благоденствия. Однако, Он же и не дает креста не по силам. По слову архим. Иоанна Крестьянкина, «с Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают». Поиски разного рода сильных средств от проблем есть попытка противления Божию плану о нас. При нашей немощи следует особенно помнить слова Господа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мк. 13:5).

Польза и вред хлеба от Матроны Московской

На многих форумах и в социальных сетях, где идёт речь об этом загадочном лакомстве, невозможно найти какой-либо логичный и точный ответ о том, помог ли кому-то хлеб и каким образом. Также там неоднократно обсуждается вопрос, связанный с его безопасностью и вкусовыми качествами. Что касаемо последнего, то хлеб имеет приторно-сладкий вкус и чем-то напоминает домашний кекс.

Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва на воду для похудения самая сильная

Интересен и тот факт, что люди, обратившиеся в храм блаженной Матроны, узнали, что никакого хлеба по похожему рецепту там не делают и уж тем более не раздают закваску.

Ещё позже на различных сайтах, связанных с религиозной тематикой, появились обращения к верующим с просьбами не брать этот достаточно сомнительный продукт, так как никакого отношения к православной церкви он не имеет, а его производителями могут быть и другие организации, не имеющие ни малейшего отношения к православной культуре.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: употребляя в пищу такой хлеб, люди очень сильно рискуют здоровьем. С одной стороны — бактерии, которые, к счастью, быстро погибают при выпечке, с другой — сам состав закваски. Ведь в ней может быть всё, что только можно представить. Помните, что современная православная церковь реагирует на такое явление более чем негативно, поэтому задумайтесь перед тем, как обратиться к данному вопросу.

Вот такой он — хлеб из монастыря святой Матроны, что с ним делать и верить ли в его силу, решать самому человеку, но не стоит забывать, что главное — это вера в Господа, а она — в сердце человека. И если это искренне, праведно, то не один подобный продукт не станет ему заменой.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что находится в алтаре православной церкви

Господь всегда с Вами!

Хлеб из монастыря Матроны….Вот и попалась по незнанию((( – хлеб из монастыря матроны

Смотрите также

  • Хлеб из монастыря МатроныДаже не знаю, хорошо это или плохо и что мне теперь с этим делать. Сегодня принесла мне бабушка-соседка (мы с ней в очень хороших отношениях) закваску в баночке и листочек, говорит “прочитай, там все написано,…
  • хлеб из монастыря Матроны МосковскойДевочки кто слышал. Вчера мне привезли закваску, неделю нужно настаивать, потом разделить на 4 части, 3 части раздать, а из одной испечь хлеб. Просить можно все кроме денег. Действительно правда это или нет. И что…
  • Покровский монастырь Святой Матроны.Впервые сегодня там была. Ездила днем, поэтому стояла в очереди к мощам всего час. Как сказал кто-то из прихожан-сегодня относительно мало людей. Очень давно собиралась именно к Святой Матроне, много разных историй слышала, про то…
  • хлеб из монастыря Матроны МосковскойПодскажи пожалуйстаЗдравствуйте, отец Алексий! Подскажите пожалуйста как быть.Перепал мне такой хлеб,вернее закваска,с рецептом,открыла я интернет,а там не очень хорошая информация про его,вот я теперь не знаю как быть,испечь хлеб,или нет,и что с ним сделать,ведь хлеб нельзя…
  • Монастырь св. Матроны в МосквеМы хотим покреститься в Монастыре св. Матроны около м. Таганская. Скажите, в монастырях проводят таинство Крещения? И если кто-нибудь крестился в монастырях расскажите как это выглядит – подготовка, и что нужно сделать?
  • Хлеб из Покровского монастыря Матроны МосковскойПредставляете позвонила подружка и сказала у меня есть то, что тебе нужно и так как я была на работе она передала ЭТО моему брату. ПРихожу домой и вижу 3-х литровую банку и на дне жидкое…
  • Хлеб Благомоленский из монастыря Матроны московской.Девчат вам когда-нибудь передавали закваску этого хлеба? Мне сегодня сестра дала закваску этого хлеба и прилагалась к ней бумага как готовить этот хлеб. Печется один раз в жизни. Приносит в дом достаток, радость в жизни,…
  • Как я неожиданно для себя попала к св. Матроне и не только…Ездили мы, значит, в Казань… До этого я облазила весь и-нет на тему где прибывают мощи Матроны Московской, и пришла к выводу, что надо ехать в Москву к ней в гости. Да еще и по…
  • Побывала в монастыреСегодня решила съездить в Покровский монастырь, приложиться к мощам святой Матроны. Дальше наверное для тех кто верит))) Несколько раз ездила до этого и могу сказать, что все молитвы ею бывают услышены. В том году мама…
  • Поездка к Матроне; в Зачатьевский монастырьДорогие девочки! После трех неудачных ЭКО, как некоторые из вас помнят, мы составили некий план, среди пунктов которого были посещение святых мест и просьба о чуде. Я решила написать небольшую инструкцию для тех, кто планирует…
Читайте также:
Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Житие Великой богоугодницы

Никонова Матрона Дмитриевна появилась на свет в Тульской губернии в 1881 г. 22 числа последнего осененного месяца. В семье она была четвертым ребенком. С рождения она была лишена возможности видеть, из-за чего ее родители проявили малодушие и хотели отдать ее в тамошний детский дом, однако передумали, ибо у матушки случилось видение ночное о белой слепой птице.

Многие очевидцы утверждают, что у девочки при рождении на груди была выпуклость, похожая на крест. Будучи в восьмилетнем возрасти у юной девицы открылся дар предвиденья, а чуть позднее она начала исцелять верующих от многих хворей.

Святая в подростковом периоде встретилась с другим христианским богоугодником Иоанном Кронштадтским, который нарек ее своей преемницей. У девушки перед совершеннолетием отняли ноги, что она объяснила, как Господню волю и со смирением восприняла преподнесенное ей испытание.

Чудотворница в 1925 г. перебралась в Москву, в которой и прожила вплоть до своей кончины, принимая ежедневно до 40 человек. После того, как Святая отошла в мир иной ее мощи, были перевезены Данилов монастырь (г. Москва), а в 1999 г. была официально канонизирована.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Очень часто возле ее святых мощей зажигают особенные лампадки в которых находится освященное масло Матроны Московской, а к самому месту ее упокоения постоянно проводят паломничества. Такое чудодейственное средство, находящееся у ее останков, считается целебным.

Так же читайте: Молитва о сыне Матроне Московской

Чудодейственные свойства и символизм

По большей части, елей Матроны Московской действует не за счет физических компонентов, но благодаря энергии, глубоко укоренившейся в христианских реликвиях. То, что делает это средство целебным — это искренняя вера в могущество Всевышнего Творца. Матрона лично напоминала приходящим к ней людям, что необходимо обращаться к ней за помощью и молить Бога об умиротворении.

Икона святой Матроны Московской

Сила христианских реликвий рождается за счет того, что святые всегда вступали в борьбу с несправедливостью и насилием над волей. Истинные слуги Господа готовы страдать ради правды, они уважают законы и совершают правильные действия. Христианские мученики вечно говорят «нет» греховности и неумеренному стремлению к удовольствиям. Сила икон и реликвий, в которых живет бесконечный Святой Дух, поднимает силу божественного закона.

Важно! Если человек обращается к Истине, он становится здоровым как физически, так и духовно, а его благочестивые желания обязательно исполняются, так как не противоречат праведности.

В Древней Греции елей символизировал жертву Господу. Священнослужители помещали его в лампадах и зажигали перед иконами, демонстрируя смирение и преклонение. Сегодня подобные масла используют во время ритуала крещения, соборования и помазания. В уникальном средстве Матроны Московской процветает благость Господа и любовь Христа. Молитва во время процедур позволяет духовной радости проникать глубоко в сердца. Это сопровождается также проявлением любви к своему окружению, потому что праведные чувства имеют огромную силу распространения.

Освященное средство обладает колоссальной силой, которая проявляется с верой и молитвой. Елей восстанавливает силы, потраченные человеком на стремление к удовольствиям. После процедур помазания человек замечает постепенное и стабильное улучшение. Масло делает молитву сильнее, оно впитывается в тело или проникает в кровь через пищу, и это приносит умиротворение.

Елейное масло считается символом святости Христа

Некоторые пропитывают уникальным средством Матроны кусок ткани, который прикладывают к ранам, ожогам и т.п., а после оно сжигается в пламени свечи.

На заметку! В первые века христианства елейное (оливковое) масло считалось символическим знаком того, что рядом присутствует истинная святость Христова. Эта духовная радость совершенно непохожа на развлечения, к которым стремится современный народ.

По библейским текстам, ветвь оливкового дерева в клюве голубя олицетворяет согласие. Именно эта птица предзнаменовала окончание грандиозного ливня, приведшего к всемирному потопу. Ной понял, что может покинуть ковчег и посвятить себя Богу.

Таким образом, использование масла блаженной Матроны приближает христиан к Истине и прогоняет греховные наклонности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: