Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Православная Жизнь

О пользе ограничений и опасности подмены духовной жизниархимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, преподаватель аскетики.

Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь

– Отче, в преддверии Великого поста хотели бы поговорить о пользе воздержания и ограничений. В основном пост рассматривается как гастрономическое воздержание, нам же хотелось поговорить о воздержании чувств и эмоций. Затронем старую, но актуальную проблему.

Проблема влюбленности в монахов и священнослужителей не нова, не так ли? Она существовала и сто лет назад, и ранее.

– Такое случалось и ранее, и сегодня есть в Церкви. Например, митрополит Никодим (Ротов) вспоминал, когда он был еще молодым иеромонахом и служил в одном из сельских приходов, девчонки прямо облепляли окна его дома. Им было интересно, чем монах занимается вечером. (Улыбается.) Вот такое было искушение у человека. Ему пришлось попросить архиерея, чтобы его перевели в другое место.

Протоиерей Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь» называет девушек, женщин, которые увлекаются монахами или священниками, – рясофилками. Он советует решительно с этим бороться, пресекать подобные отношения, потому что они не во спасение души ни для одной, ни для другой стороны.

– Какова причина таких нездравых отношений?

– Все мы нуждаемся в заботе, в особом отношении, в любви. Священник – пастырь по своему призванию и послушанию – старается каждому человеку уделить сугубое внимание, вникнуть в проблему, помочь разобраться в неурядицах семейных отношений и других вопросах. И такое внимание зачастую воспринимается в искаженном свете.

Сегодня проблема отношений остро стоит во многих семьях. Люди не могут правильно выстроить домашнюю церковь. И когда приходят к священнику со своими вопросами, тем более если батюшка молодой, привлекательный, ему открывают душу. Пастырь же находит подходящие слова – и волей- неволей человек начинает увлекаться внешностью, красотой, голосом, разными достоинствами священнослужителя. И это, в конце концов, приводит к тому, что прихожанин перестает надеяться на Бога, а полагается исключительно на объект, которым увлечен.

– И не к Богу в храм приходит, а к этому священнослужителю…

– Да. И ищет не Богообщения, а общения с конкретным священником. Случается катастрофа – подмена Христа, подмена духовной жизни.

Эти отношения построены не на каком-то самоотвержении, а на исключительно душевных человеческих ощущениях. И самое страшное, что они воспринимаются как сугубое действие благодати Божией.

– Какие известны примеры из церковной истории?

– С подобной проблемой столкнулся такой великий святой, как Иоанн Кронштадтский. Вокруг него образовался круг любителей, преимущественно женского пола. Они бегали за священником толпами, проходу не давали. Дошло до того, что его начали соотносить с Христом, и даже были такие люди, которые хотели святого распять.

– До чего доходит фанатизм…

– Подобное случилось и с отцом Тихоном (Агриковым), известным духовником Троице-Сергеевой Лавры. За ним буквально гонялись поклонницы. Таким образом еще и спецслужбы КГБ его специально провоцировали для скандала. Священнику приходилось скрываться от этих женщин, которые его провоцировали, не давали возможности заниматься своими делами, служить.

Это щепетильная, острая, непростая проблема.

Федор Михайлович Достоевский описывает историю, произошедшую с иеродиаконом Нилом – реальным насельником Троице-Сергиевой Лавры. В его келье хранились личные ценные вещи одной поклонницы, которая ему всячески помогала, боготворила.

Но была и вторая горячая поклонница. И однажды, когда иеродиакон ушел на службу, одна из этих женщин осталась в его келье, а в это время пришла другая, у которой тоже имелся ключ, и увидела первую лежащей в кровати монаха. Случился скандал. Одна обвинила другую в краже. Был суд. Эти события просочилось в светскую прессу, что, естественно, дало повод для великого соблазна среди верующих.

– Достоевский на тот момент был уже человеком глубоко воцерковленным?

– Да. Миновала бурная молодость, прошли революционные увлечения. Достоевский стал православным верующим консервативных взглядов. Он пишет, что на суде заслуженно освистали монаха, но акцентирует, что во всем Промысл Божий: хорошо, что этот гнойник сейчас вскрылся и отцу Нилу не придется больше лукавить и вести двойную жизнь. Он может покаяться или просто уйти из монастыря и служить в миру, не обманывая ни себя, ни других.

– Наверное, все священники с этим в той или иной мере сталкивались, особенно молодые.

– Безусловно. Отец Глеб Каледа советует: «Не дайте повода ищущим повода». Если такие искушения случаются, то нужно их не медля пресекать и советовать той или иной прихожанке идти в другой храм.

– Важно, когда священник сохраняет трезвомыслие в этом вопросе и сам не впадает в прелесть. Бывают случаи, когда монах поддерживает такое чувство у прихожанок и купается в нем. Ему приятно внимание. Нужны духовные силы монаху, чтобы уйти от такого соблазна.

– Сегодняшнее непростое и нестабильное время откладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Особенно важна нынче борьба за сохранение целомудрия. Нужно понимать, что все начинается на уровне помыслов, и незаметно человек все глубже и глубже проваливается в эту трясину. Поэтому нельзя допускать и в мыслях такие влечения. С этим как с огнем играть нельзя. Велика ответственность каждого пастыря за погубленные им души.

Читайте также:
Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

– Беспорядок и хаос в стране вносит беспорядок в души. Люди теряют почву под ногами. То, что было ранее незыблемо – верность, чистота, сегодня высмеяно и обесценено.

– Почему это происходит? Почему многие люди себя ощущают одинокими, в том числе в семье?

Это связано со всем нам присущим самолюбием. Мы думаем, что нам все должны, что муж/жена особой любовью, заботой обязаны облечь. При этом каждый из нас забывает, что нам самим следует отдавать любовь, а не ждать её от других, важно самим нести её своим близким и в мир, жертвовать собой.

А где царят корыстные отношения, наступает кризис, разрастается тотальное неудовольствие. Там нет любви.

– Кто-то сказал, что у любви есть один глагол – отдавать.

– Жертвенные отношения, самоотдача могут формироваться только на основе правильной веры в Бога, с понимания высшего смысла любви, а когда вера слабенькая, тогда возникшее из-за каких-то пустяков недоверие быстро разрывает семейные узы и люди начинают искать увлечения на стороне.

– И обманчиво считают это высшей любовью.… Хотя к тому же присутствует эгоистическое желание получить от священника внимание к своей персоне, почувствовать особое расположение.

– Это прелесть, а не любовь. Если бы влюбленная особа думала о душе священнослужителя, она бы не вредила ему своим ненужным вниманием и недопустимой привязанностью.

– Повсюду наблюдаются закостенелый эгоизм, мы не хотим себя хоть в чем-то ущемлять. Есть монахи, которые ведут «гламурную жизнь» похлеще, чем в миру…

– Современному человеку сложно понять, зачем ограничивать себя. Я недавно общался со священником, который служит в одной из преуспевающих западных стран. Он рассказал: когда говорит людям, что нужно поститься, ограничивать себя, смиряться, чтобы побороть ту или иную страсть, они обижаются и некоторые перестают посещать храм. Люди не воспринимают аскезу, хотя соглашаются, что нужно добрые дела делать, социальным служением заниматься, но только не отказывать себе ни в чем, ничем не ограничивать.

В результате – большой процент слабоумия и помешательства. Люди, которые себя ни в чем не ограничивают, у которых нет никакой мотивации для преодоления себя, ради духовного возрастания, нередко сходят с ума. Здесь скрывается основная причина так называемого старческого маразма.

– Аскеза нынче непопулярна, считается архаизмом. Вам, преподавателю аскетики, как удается рассказывать молодым людям о необходимости таковой сегодня?

– Я читаю курс по аскетике, вводная часть – это обоснование дисциплины, её функционального значения. На аскетике строится Православие, это основа основ. Но, повторяюсь, сегодня, как никогда трудно говорить об аскезе.

Ограничения никому не нравятся. Жить и не напрягаться – кредо молодых людей.

Это ложное чувство жалости к себе, разрушительное по сути, не позволяет человеку развиваться.

И если человек себя не ограничивает ни в чем, он неизбежно станет жестоким, равнодушным, неспособным сострадать, сорадоваться. И любые отношения и вся его жизнь тогда имеют исключительно корыстный характер.

Когда же человек перестает отличать зло от добра, когда он зациклен на своей персоне, он становится болен и опасен для общества.

Священник назвал храм Вооружённых сил «языческим капищем» и объяснил, почему сейчас люди так негативно относятся к церкви

24 июня 2020 , 08:31 Ирина Брайнина, Обозреватель отдела Общество

Священника Новосибирской епархии иеромонаха Иоанна Курмоярова отстранили от служения за то, что он назвал главный храма Вооружённых сил «языческим капищем». Об этом он написал пост на личной странице в Facebook и сообщил, что даже после наказания удалять его не станет.

«Христианский храм может быть только там, где есть христианская община. Как я понимаю, этот храм построен в чистом поле, т.е. по близости люди не живут, поэтому и общины нет, а значит, это не храм, а языческое капище. И не важно, что там будет совершаться Божественная литургия, т.к. она будет совершаться нам же в суд и осуждение. Это еще один пример того, как Православие превращается в банальное язычество, со своими капищами, небесными покровителями, иконами родов войск, храмами по профессиональной принадлежности», – написал священник.

А через несколько дней священника отстранили от службы «до выяснения всех обстоятельств недостойного поведения».”Я что-то совсем перестаю понимать Православие? Меня запрещают без указания причин, а за педерастию, торговлю наркотиками людям-священнослужителям все сходит с рук, это как?”, – ответил он на своей странице.

Кроме того, отец Иоанн так же вспомнил слова патриарх Кирилла, который в 2009 году говорил: «… не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент?» и задал свой главный вопрос к руководству РПЦ: «А не потому ли сейчас в обществе негативное отношение к церкви, что мы вновь повторяем старые ошибки?»

Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события – Яндекс Новости

Латвийский генерал Калниньш: «Гражданское население должно привыкнуть к нам»

Чубайс признал, что при создании рыночной экономики в России допущены ошибки

С 1 октября некоторым гражданам России повысят заработную плату

Avia.pro: военные Украины бежали со своих позиций под Горловкой после контрудара артиллерии ДНР

Священный синод РПЦ признал нарушением канонов православия визит Константинопольского патриарха в Киев

Осужденные 25 лет назад на смертную казнь готовятся выйти на свободу

Си Цзиньпин заявил, что Китай и Тайвань должны объединиться

NetEasе об ответе министра обороны РФ на заявление Крамп-Карренбауэр о сдерживании Москвы: Шойгу «шокировал мир одной фразой»

В Челябинске появится памятник Александру II

Латвийские врачи просят отменить уголовную ответственность за ошибки

В центре Риги проходят военные учения

Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?

Талибы* пустят Китай на свои месторождения?

В Москве священнослужитель открыл стрельбу после драки в храме

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • Православная церковь и медицина. Конфликт или взаимодействие? Историческая встреча на площадке Окружной клинической больницы

    Лента статей RSS:
    Поиск статей:

    Православная церковь и медицина. Конфликт или взаимодействие? Историческая встреча на площадке Окружной клинической больницы

    – Мы с вами являемся участниками исторического события. Никогда еще в истории Окружной клинической больницы и Ханты-Мансийской Епархии не было такого, чтобы в одной аудитории встретились священник и коллектив лечебного учреждения, – так началось выступление кандидата философских наук, доцента, кандидата богословия, профессора Киевской духовной академии клирика Знаменского храма иерея Тарасия Борозенца.

    Задача священнослужителя – прояснить позицию церкви, ее взгляд на медицину, на те проблемные вопросы, в которых есть разногласия между представителями церкви и представителями врачебного сообщества.

    «Православная церковь и медицина. Конфликт или взаимодействие» – тема встречи двух структур, которые занимаются врачеванием человека, с той лишь разницей, что Церковь смотрит на человека и его здоровье с точки зрения личности, духовного высшего смысла. Потому, что земную жизнь рассматривает как преддверие вечной жизни. Именно поэтому служители церкви считают духовное здоровье человека первичным, а уж потом – здоровье психическое и здоровье телесное. Личность человека для священнослужителей является целостной и уникальной. Уважение свободы выбора человека – приоритетно.

    Именно поэтому есть моменты в медицине, которые церковь категорически отрицает.
    К примеру, коммерциализация здравоохранения в стране и мире, отношение к здоровью, как к товару.

    – Существует многовековая практика уважения врачебного искусства, оно считается делом святым, благородным, поскольку в этом выражается любовь к Богу и ближнему. Врачи и их методы являются средствами исцеления в руках Божьих. Мы призываем медицину руководствоваться нравственными ценностями, – считает священник.

    Церковь категорически отрицает аборты. Ответственность за детоубийство, по мнению священнослужителей, лежит как на матери, на отце, так и на враче. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

    Представители православной церкви выступают против презумпции сог ласия на трансплантацию органов и тканей человека, которая закреплена в законодательстве ряда стран. Церковь считает это недопустимым нарушением воли человека.

    – Пересадка органов живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании. Ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на трансплантацию становится проявлением любви и сострадания. Дарение или завещание человеком своих органов не может считаться обязанностью человека, необходимо добровольное прижизненное согласие донора. Это условие для правомерности и нравственной приемлемости для эксплуатации, – считает клирик Знаменского храма иерей Тарасий Борозенец.

    Совокупность противоречий и споров, которые существуют между официальной медициной и православной церковью, – это проблемы в сфере биоэтики.

    Церковь протестует против любых путей деторождения, которые противоречат естественным. Если семья бесплодна, можно усыновить ребенка.

    Осуждается церковью суррогатное материнство, все манипуляции связанные с донорством половых клеток, поскольку они нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допускают вторжение третьей стороны. Это поощряет безответственное отцовство и материнство, подрывает основы семейной взаимосвязи.

    Успехи ученых в генетике, священнослужители призывают применить лишь на врачевание наследственных болезней.
    – Целью генетического вмешательства не должно стать искусственное совершенствование человеческого рода, это вторжение в Божьи планы. Могут быть непредсказуемые последствия, мутации, дестабилизация равновесия в мироздании. Генная терапия может применяться только с согласия человека либо его законных представителей, исключительно по медицинским показаниям, – такова непримиримая позиция представителей православия.

    Читайте также:
    Гонения на христиан: история, время и причины, периоды, гонения сегодня

    Церковь опасается, что расшифровка генетического кода и создание генетического паспорта человека создадут предпосылки для широкого генетического тестирования, с целью выявления информации о природной уникальности каждого человека. Для религиозных деятелей очевидна реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, которые могут послужить различным формам дискриминации.

    Разногласия и споры между представителями официальной медицины и священнослужителями будут продолжаться, но…

    Философ, богослов, профессор клирик Знаменского храма иерей Тарасий Борозенец считает:
    – Мы все-таки в большей степени союзники. Вот уже много лет мы активно взаимодействуем с Окружной клинической больницей в Ханты-Мансийске. В стенах медицинского учреждения 17 лет православная часовня в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары открыта для пациентов, их родственников и сотрудников медицинского учреждения. Здесь читаются Акафисты, служатся молебны, в том числе для желающих иметь детей и беременных женщин, проводятся беседы, показы фильмов о Таинствах Церкви, Православии. Также осуществляется Причастие Святых Христовых Тайн и обряд Крещения. В медицинском учреждении организовано сестричество. Сёстры милосердия посещают больных практически во всех отделениях больницы, готовят пациентов к Исповеди, Причастию, Крещению. Добрые отношения у нас уже выстроены!

    Пресс-центр Окружной клинической больницы

    Мнение православной церкви

    Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества.

    С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном, а также международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям, которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

    В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но одновременно не единственная его цель.

    Наряду с “плодом чрева на пользу” супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, “единомыслия душ и телес”. Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.

    Если муж с женой не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации тогда должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

    К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия, происходит в контексте супружеских отношений (подразумевается внутриматочная инсеминация спермой мужа, прим.Пробирки).

    Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности, исключительность брачных отношений, допуская вторжение третьей стороны.

    Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является “плотью от плоти” анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо “социальных”, еще так называемых биологических родителей.

    “Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно, морально недопустимо даже тогда, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже на этапе беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

    Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.

    Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация “репродуктивных прав” одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца.

    Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

    О генетическом исследовании

    Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей.

    Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, из-за коего страдают потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: “Ужасен конец неправедного рода” (Прем. 3. 19). И наоборот: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится” (Пс. 111. 1-2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

    Читайте также:
    Облако на горе Фавор: история и описание чуда, рассказы паломников

    Привлекая внимание людей к нравственным причинам недугов, Церковь одновременно приветствует усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней.

    Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное “усовершенствование” человеческого рода, вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей исключительно по медицинским показаниям.

    Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома (совокупности наследственных особенностей) в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия в виде новых мутаций, дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей средой.

    Успехи в расшифровке генетического кода создают реальные предпосылки для широкого генетического тестирования с целью выявления информации о природной уникальности каждого человека, а также его предрасположенности к определенным заболеваниям.

    Создание “генетического паспорта” при разумном использовании полученных сведений помогло бы своевременно корректировать развитие возможных для конкретного человека заболеваний.

    Однако имеется реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, при котором они могут послужить различным формам дискриминации. Кроме того, обладание информацией о наследственной предрасположенности к тяжким заболеваниям может стать непосильным душевным грузом. Поэтому генетическая идентификация и генетическое тестирование могут осуществляться лишь на основе уважения свободы личности.

    Двойственный характер имеют также методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление.

    Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно более ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке.

    Правом на жизнь, любовь, заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него тех или иных заболеваний. Согласно Священному Писанию, Сам Бог является “заступником немощных” (Июд. 9. 11). Апостол Павел учит “поддерживать слабых” (Деян. 20. 35; 1 Фес. 5. 14); уподобляя Церковь человеческому телу, он указывает, что “члены. которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее”, а менее совершенные нуждаются в “большем попечении” (1 Кор. 12. 22,24). Совершенно недопустимо применение методов пренатальной диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка.

    Более подробно можно почитать здесь.

    Ответы протоирея Вадимира

    Ирина, 12 декабря 2002: Здравствуйте, отец Владимир!

    У нас с мужем не получается зачать ребенка. Посоветуйте, как мне поступить? Есть ли какие молитвы? К какой иконе лучше ставить в этом случае свечи?

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Ирина!

    Для начала Вам с мужем надо поисповедоваться и причаститься, может, в этом все дело. Отслужить молебен иконе “Федоровской” Богоматери и мученикам Гурию Самону и Авиву с личной к ним просьбой о помощи. Может быть, дать обет духовного плена, т.е. что будете достойной христианкой, детей будете воспитывать по-христиански и др. подобное. Замечу, что врачебная помощь не исключается, ибо Бог делает свои дела на земле через людей.

    Виктор, 16 апреля 2003: Добрый день. Женаты уже 10 лет. В прошлом году венчались. Вместе уже десять лет, но Бог до сих пор не дает нам детей. Обращались к врачам — оказалось, что у жены проблемы с деторождением. В клинике предложили ЭКО — экстрокорпоральное оплодотворение — оплодотворение яйцеклетки жены в пробирке с последующим подсаживанием эмбриона жене. Скажите, пожалуйста, как РПЦ относится к такому методу зачатия ребенка? Может ли православная семья, которая очень желает иметь детей, воспользоваться этими достижениями медицины. Спасибо.

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Виктор!

    Искренне сочувствую Вам. В том, что ЭКО придётся применить для исправления беды, не вижу ничего страшного и греховного. Помоги Вам Господи.

    Марина, 2 апреля 2003: Благословите, отец Владимир! Можно ли молиться за здравие еще не рожденного ребенка? Если можно, то как и кому? Спасибо.

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Марина!

    Молиться за здравие еще не рожденного ребенка нельзя.

    Б. Каменецкий – врач репродуктолог клиники “Ава-Петер”, г.Санкт-Петербург

    Затронутая Вами тема действительно очень серьезна. Для ее обсуждения невозможно ограничиться мнением только специалистов в области ЭКО.

    Однако мы попытаемся изложить наше видение проблемы: бесплодие является одним из тяжелых давних страданий человечества. В библейской истории несколько поколений прародителей не имели детей в браке и стремились продлить свой род, не считаясь с жертвами, на которые ради этого приходилось идти. Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Яков и Рахиль, желая преодолеть бесплодие, решались иметь от других женщин.

    Родители Девы Марии, Иаоким и Анна, тоже много лет не имели детей. Они вели праведную жизнь, истово молились, приносили двойные дары, просили Бога дать им детей для народа Израилевого, но тщетно. Уже в преклонном возрасте, отчаившись, Иоаким отправился в пустыню, говоря, что не уйдет, пока Бог не откликнется на его просьбу. Там он провел в молитвах и посте 40 дней и ночей. Наконец явился Ангел, возвещая, что Господь услышал молитву Иоакима, и будет у них с Анной потомство, о котором узнает весь мир.

    Читайте также:
    Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

    Можно ли надеяться на чудо? Каждый решает это сам. Бесплодие – это болезнь. Эту Болезнь, как впрочем любую другую, необходимо лечить. Болезнь не обходит никого, даже служителей Церкви.

    Среди наших пациентов есть служители Церкви, а также их родственники. Сегодня в случаях женского и мужского бесплодия можно воспользоваться экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО).

    Часто люди, не связанные с ЭКО, называют этот метод искусственным оплодотворением. Это совершенно не верно. Суть такова, что специалисты научились лишь создавать для сперматозоидов, яйцеклеток и эмбрионов условия, в которых они на протяжении ограниченного времени не погибают, могут сохранять свои функции и развиваться.

    Иными словами, сегодня специалисты могут лишь создать условия для свидания сперматозоидов с яйцеклетками.

    Зарождение жизни как было, так и осталось промыслом Божьим.

    При процедуре ЭКО отмечается достаточно много неудач. Часто мы не знаем, почему попытка оказалась бесплодной. Специалисты никогда не могут сказать с уверенностью, наступит в результате ЭКО беременность или нет. Нередко бывает так, что эмбрионы выглядят очень хорошо, активно развиваются, но после переноса их в полость матки беременность не наступает. И, наоборот, есть всего один эмбрион, который отстает в своем развитии и выглядит не лучшим образом, а все заканчивается рождением здорового ребенка. Все в руках Господних.

    Человек не вмешивается в дела священные, а действует в рамках дарованного ему Богом знания. Сегодня оставшиеся эмбрионы могут быть сохранены чтобы быть перенесенными матери позднее. Таким образом, аргумент оппонентов ЭКО, связанный с тем, что люди решают, какие эмбрионы переносить матери, а какие оставить на погибель, уже не состоятелен.

    И, наконец, Церковь не отрицает детей, родившихся в результате ЭКО. Христиане их крестят, иудеи и мусульмане обрезают. Они все чада Господни” .

    Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

    Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

    Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

    Цель йоги как духовной практики

    Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

    Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

    Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.

    Более точное определение йоги — это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

    Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

    Православие о других теориях и учениях:

    В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.

    В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

    Почему медитация — это негативное явление

    В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

    Читайте также:
    Конина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

    Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

    Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

    Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

    Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

    «Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

    Итак, йога предполагает:

    • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
    • отсутствие различий между добром и злом;
    • концентрация на человеческом «Я»;
    • отсутствие Бога;
    • достижение лже-покоя;
    • отрицание Господа.

    Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

    Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

    Православная церковь и йога

    Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

    Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

    Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

    Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

    Почему православным нельзя заниматься йогой

    Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

    • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
    • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
    • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
    • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

    Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

    Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

    Ответ священства

    Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

    Духовная жизнь православного христианина:

    Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

    Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

    Читайте также:
    Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

    Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

    Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

    Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

    А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

    Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

    Важно! Йога — это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

    В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

    Йога и православие

    В настоящее время многие православные люди занимаются йогой и не считают это чем-то неразумным. Однако, существует и версия о том, что йога и православие — несовместимые вещи. Несмотря на то, что позиции эти крайне полярны, найти золотую середину вполне возможно.

    Позиция православной церкви к учению йоги

    Православная вера не подразумевает выполнение каких-либо специфических действий или движений, подобных асанам в йоге. Тем не менее существует множество людей, которые относят себя к православным, но при этом занимаются йогой.

    Поскольку в России большинство людей считаются приверженцами православной церкви, необходимо задуматься о том, что думает православие о йоге. Большинство православных батюшек достаточно отрицательно отзываются о том, когда человек встает на путь практики йога. Но некоторые современные батюшки могут высказать и положительную точку зрения. Необходимо помнить, что это сугубо индивидуальная реакция каждого конкретного служителя церкви и единую правильную позицию определить практически невозможно.

    Тем не менее можно выделить основные негативные моменты, по которым православие и йоги считаются несовместимыми. Среди них наиболее часто выделяются:

    • многие сторонники православия выделяют негативное влияние медитации, называя ее «околорелигиозным» аспектом в йоге;
    • необходимо иметь различие между приверженцем практики йоги как физической нагрузки и как философии, мировоззрения и религии;
    • неизученные способности практики и влияние их на разум человека;
    • различие православных канонов и заповедей с аюрведическими;
    • разница в питании и постах;
    • разница в принятии человеком Бога;
    • разница в ощущении энергии.

    В йоге существует ответвление под названием кундалини-йога. В целом кундалини — это специфическая энергия, проистекающая в теле человека и являющаяся жизненно важной. При этом йога подразумевает начало и концентрацию ее около основания позвоночника, то есть область ниже сердца. Православная церковь полагает, что ощущения во время чтения молитв или просьб к Богу не должны находиться ниже зоны сердца. Если же это происходит, то необходимо отвергать такие ощущения. Таким образом, многие аспекты православия и йоги практически несовместимы.

    Мнение Патриарха Кирилла такое, что йога может дополнять православие в том случае, если человек занимается ей как физической нагрузкой, но продолжает веровать как православный человек и придерживаться всех канонов этой веры.

    Отличие православия и восточных религий

    Если йога и православие, по мнению патриарха Кирилла, совместимы в некотором роде. То совместимы ли йога и восточные религии?

    Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо углубиться в понимание термина «восточные религии», ведь их существует множество. Если по взгляду православной церкви наш дух и человеческие потребности и желания должны усмиряться путем подавления своей плотской похоти, уничтожения в себе греховности. То в традиции Востока главенствует не только душа, но и тело.

    Приверженцы восточных религиозных направлений полагают, что крепкое и здоровое тело — доказательство веры. В связи с этим душа и тело взаимосвязаны друг с другом.

    Поскольку йога позволяет развивать свои физические способности, а именно, гибкость, выносливость, физическую силу, то можно сказать, что она позволяет улучшить тело человека. Поэтому такая работа над собой приносит пользу человеку, который верен восточной религии.

    Читайте также:
    Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

    Главные причины неприятия йоги православием

    Многие православные люди занимаются йогой долгие годы и не находят в этом чего-либо предосудительного. Хотя встречаются и ситуации, когда человек, будучи православным, занимается данной практикой, в последующем больше и больше начинает углубляться в буддизм, в последствии у него может появиться желание вступить в буддистскую веру.

    Нельзя сказать, что церковь крайне отрицательно относится к аюрведическим практикам. Однако, некоторые моменты все таки невозможны для православного.

    В йоге большое значение уделяется человеческой энергии, при этом чакры располагаются вдоль линии позвоночника, начинаясь от самого его основания. Также и энергия кундалини протекает от его начала. В православии все человеческие благостные чувства должны располагаться в области сердца. Таким образом, в данном понимании практики можно сказать, что они несовместимы как философия.

    Также большое значение в практике уделяется понятию собственной сексуальности, раскрытию либидо и сексуальной энергии женщинами и мужчинами. Православие крайне категорично относится к данным понятиям, считая их греховными.

    Основным неприятным моментом по христианской вере, является медитация. Она позволяет человеку расслабиться и усмиряет разум, но по одной из версий, она видится как самообожествление. Поскольку во время медитации человек отстраняется от обыденной реальности, приближая себя к Богу и к Вселенной.

    Еще одним нюансом является отношение человека к молитвам. Верующий человек обязательно должен молиться, обращаясь к Богу. При этом во время медитации йоги обращаются в основном к самому себе, к собственной душе.

    Также негативно христианская вера отзывается о йоге потому, что во время практики человек приводит себя в неопределенное состояние сознания, тем самым утверждая в себе демонов.

    Разные ли православие и йога в действительности

    В понимании физического тела и упражнений, практика полезна для здоровья и имеет множество положительных сторон. Несмотря на это, христианская вера несколько негативно относится к многим аспектам практики. На это имеются свои причины.

    Православие полагает, что в целом они совместимы, но с учетом некоторых особенностей. Данные направления могут быть совместимы человеком, но он должен понимать, что необходимо осторожно относиться ко многим моментам, а именно, медитации, выполнению асан и в целом йоге как философии.

    Установки йоги

    Для того, чтобы правильно использовать мантры, не навредив отношению человека к собственной религии, следует понимать цель этих двух направлений.

    К основным установкам практики относятся:

    • яма;
    • нияма.

    Основная их цель — препятствование вытеканию энергии, а также способность не навредить. Главной заповедью в православии является заповедь «не убий». Одним из пересекающихся моментов они сопоставимы с практикой йоги, поскольку она также полагает, что необходимо нести лишь свет и благостное состояние себе и окружающему миру.

    Самадахи

    Самадахи в практике называется высшее состояние духа человека. Йоги обычно стремятся достичь этого состояния, но для этого требуется прикладывать очень большие усилия.

    Практика подразумевает полный и постоянный контроль над своим разумом и чувствами. Если человек учится этому и способен концентрироваться на чем-то одном, то его сознание сможет перенаправляться на другую концентрацию объекта.

    Очень тонкая грань находится между разумом и чувствами, поэтому данный факт должен тщательно контролироваться человеком.

    Исихазм

    В православной вере существует понятие «исихазм», которое подразумевает безмолвие и покой. Своеобразная молитва, работа над собой, чтобы взойти к Господу.

    Многократное повторение особенной молитвы к Господу, при этом мысли должны быть полностью освобождены от каких-либо мирских привязанностей или дум. Таким образом, во время этой молитвы, человек находит в себе силы и становится на путь к Богу, очищает свой ум.

    Этот путь выбирают немногие и не все люди способны пройти верно по такому пути. Однако, тех, кто смог достичь такого состояния спокойствия и блаженства, причисляют к лику святых.

    Очень многое в этой молитве сродни медитативной практике, однако, их направленность очень сильно отличается.

    Что делать христианину

    В современном мире практически нет человека, который не знает о йоге. Многие люди, приверженцы разных религий, в том числе и православной, занимаются йогой и не находят в ней чего-либо греховного или не совпадающего с законами церкви. Однако, для того, чтобы правильно работать с мантрами верующему человеку, необходимо знать многие моменты.

    Если православный человек желает практиковать йогу, ему следует сопоставить аспекты веры и практики и выделить для себя наиболее совместимые и возможные.

    Что касается приема пищи, то в большинстве своем, православному человеку доступно множество различных блюд, но только не во время поста. Йоги же редко едят или практически не употребляют в пищу мясо. Таким образом, здесь можно обнаружить золотую середину.

    Человеку, занимающемуся практикой, необходимо понимать и принимать то, что он православный, но практикует по собственному желанию для своего здоровья и не наносит этим никому вред.

    Йога в православии

    Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

    Читайте также:
    Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

    Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

    Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

    Как православному относиться к йоге

    «Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

    В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

    Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

    «Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

    «Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

    Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

    Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги[6].

    Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

    Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

    Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

    Читайте также:
    Покровители семьи: православные святые любви и брака, иконы, кому и как молиться

    Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

    Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

    Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

    Ниже мы полнее прокомментируем опасности «христианской йоги», когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами «восточной медитации», которые предлагаются сегодня христианам.

    Глава из книги «Православие и религия будущего»

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: