Православие и йога: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Православие о йоге

Казалось бы, отношение православной Церкви к занятиям йогой категорически негативное. Но это в тех случаях, когда христианский критик этой восточной практики имеет о ней самое поверхностное представление. Как не парадоксально звучит, но многие святые и старцы занимались «христианской йогой», хотя вряд ли подозревали об этом.

Так что не будем бросаться в крайности и категорически заявлять, что медитация это грех, а церковь против йоги. С холодным беспристрастием разберёмся в том, что такое йога и можно ли ею заниматься с точки зрения православия.

Йога — это любая строгая дисциплина, которая помогает лучше управлять телом и духом

Само слово «йога», будучи санскритским, имеет массу значений. Если обобщить, выйдет нечто вроде «связь». Связь — в смысле наличие взаимоотношений, объединение.

Допустим, человек, который плохо управляет своим телом, не имеет с ним чёткой связи, не говорит на одном языке. Йога же — это практика, которая помогает установить этот самый контакт серией специальных упражнений.

Вопрос о том, как Церковь относится к йоге, изначально поставлен некорректно, так как нет никакой одной йоги, к которой можно было бы чётко обозначить отношение православной Церкви.

С тем же успехом мы могли бы объединить под ярлыком «христианство» православных, католиков и свидетелей Иеговы, а потом спросить, как буддисты к ним всем относятся. Это несправедливый подход, изначально предвзятый. И мы, как здравомыслящие люди, обязаны каждый случай рассматривать отдельно.

В общем смысле йога — это любой набор практик, которые позволяют человеку наладить связь с той или иной частью себя или духовного мира.

В широком смысле теннис — тоже йога, поскольку он позволяет при помощи строгой спортивной дисциплины лучше управлять своим телом.

Девушка на фото делает одну из асан йоги. Один из основных принципов йоги — сантоши или удовлетворенность. Есть три компонента сантоши — сокращение, упрощение и чувство признательности

Нет никакой единой йоги, которая бы заключалась в медитации и поклонении языческим божествам. Но к этому мы ещё вернёмся. Йога — это общее название методологий управления телом и духом человека. А одна из целей йоги — приблизиться к совершенству.

Восточные традиции не заслуживают огульного осуждения, они нам ближе, чем кажется

Почти все духовные практики, которые мы обобщаем под словом «йога», пришли из индуизма и буддизма. И тут обычно раздаются возгласы: «Язычество!», но нет, не нужно спешить делать такие заявления.

Индуизм — религия монотеистическая, как ислам и иудаизм. Множество божеств в нём несут далеко не верховную божественную функцию в христианском её понимании (они, скорее, ближе по роли к христианским ангелам и чертям), а Бог там тоже один.

Буддизм и вовсе — образ жизни, который тему Всевышнего оставляет за скобками, это не религия.

Митрополит Сурожский Антоний призывал никогда не судить категорично о восточных традициях:

«Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий.

Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: «Нет, в них истины нет!» Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю:

«Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы «по звуку» их узнать?»

Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса.

Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны быть осторожны, когда мы судим о другой вере! ».

Теперь, когда мы отбросили в сторону предвзятость, разберёмся в разнообразии видов йоги.

Есть 4 вида йоги: тела, ума, разума и души

Классифицировать йогу можно по-разному. Один из вариантов — по сфере, с которой она работает.

Йога тела

Это самая стереотипная из йог. Её задача — научить человека владеть своим телом, улучшить здоровье. Это и всем известные асаны (позы, требующие большой гибкости), и здоровое питание, близкое к монашескому рациону в православии.

Обычно йога состоит из нескольких ступеней, и йога тела, как одна из них, предполагает некие духовные цели на последующих уровнях.

Хатха-йога — это совокупность дыхательных и физических упражнений для укрепления здоровья

Но она вполне может существовать в отрыве от них, так же, как шейпинг, гимнастика, лёгкая атлетика не требуют сопровождающей философии. И надо признать, упражнения из йоги намного полезнее простого спорта. В них опыт тысячелетий.

Йога ума

Ум с точки зрения восточного человека — тоже орган, и его можно накачать, как мускул. Человек рассеянный и забывчивый обладает неразвитым умом. Тот, кто не имеет правильной связи с умом, нарушает внутреннюю иерархию в себе: становится рабом ума.

Ум действует в категориях «хочу»/«не хочу», и раб ума — это тот, кто сразу бежит выполнять любую свою прихоть: обжорство, сладострастие и т.д.

Медитация на чётках — способ утихомирить беспокойный ум, справиться с беспокойными мыслями

Йога ума — это техники концентрации, они развивают волю человека. Внешне похоже на чтение Иисусовой молитвы на чётках, но в христианстве другие задачи.

Йога разума

Разум — тонкая структура. Она оперирует категориями «полезно»/«вредно» Например, ум говорит: «Хочу алкоголь, потому что вкусно», разум возражает: «Но не буду, потому что вредно». Задача практика йоги — правильно согласовать все свои внутренние структуры, чтобы не ум управлял действиями человека, а разум.

Успехи в йоге разума позволяют творить чудеса, например, левитировать, подобно католическому монаху Джузеппе из Копертино

Читайте также:
Монастыри в Черногории: православные действующие мужские и женские, описания и история

Йога этого уровня не имеет аналогов в христианстве. Она близка к эзотеризму, это та самая мистическая индийская йога, которой христиан отпугивают от всей восточной культуры. Тут у человека открываются сверхъестественные способности.

Это подобно тому, как христианские праведники творили чудеса (полёты, прозорливость, исцеления), с той лишь разницей, что в йоге разума нет религиозного подтекста. Это набор техник, не более.

Йога души (бхакти-йога)

Пожалуй, самая понятная и близкая православному христианину йога. Мы сами ею занимаемся и никогда не подумаем назвать её грехом. Её задача — нести добро в мир, всегда помнить о Боге, помогать всему окружающему. Это самая важная из йог, а её главная идея отлично согласуется со словами Иисуса Христа:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

От восточного практика не требуется заниматься ни одной из йог, но бхакти-йога — исключение. Это добродетельный образ жизни, единственный достойный для человека. Собственно, наличие или отсутствие этой идеи определяет, будет ли перед нами духовный человек из восточной культуры или эгоистичный эзотерик, помешанный на саморазвитии.

Забота и любовь ко всему миру — самая важная задача йога, это высшее духовное достижение

Самое важное в духовной практике — это то, что движет человеком: любовь к Богу или эгоизм

Если всё так хорошо и безопасно, то откуда же берётся представление о мистической йоге, с которой духовная жизнь несовместима?

Дело в мотивации человека. Кто-то накачивает мускулатуру, чтобы позировать для шедевров искусства или разбирать завалы после землетрясений, а кто-то — чтобы отбирать кошельки в переулках.

Так же дела обстоят и с йогой. Профессор А.И. Осипов в лекциях часто говорит, что добиться сверхъестественных сил можно двумя путями:

  1. Богоугодный. Человек просто ведёт праведную жизнь, за что получает одобрение Всевышнего и особые силы. Бог доверяет этому человеку и без опаски за окружающих наделяет его способностью творить чудеса. При этом сами способности — не самоцель человека, а побочный продукт его созидательной деятельности. Это перекликается с восточными представлениями о бхакти-йоге.
  2. Эгоистичный. Человек сознательно стремится только к обретению мистических сил. Им движут низменные побуждения: гордость, алчность, страх быть хуже других.

В обоих случаях обрести чудесные силы можно так же, как и любой человек способен накачать мускулатуру. Но фундаментальный вопрос здесь не в том, что ты делаешь, а в том, для чего.

В этом плане показателен индийский миф о царе Хираньякашипу. Он достиг огромной силы за счёт жесткого подвижничества, но все свои способности направил на то, чтобы истребить веру в Бога. Закончил он плохо — убит Нрисимхой, аваторой верховного Божества индуизма.

Индийский царь Хираньякашипу направил достижения йоги во зло, за что его жестоко покарал человеколев Нрисимха

Так что плоха не столько йога, сколько неверная мотивация. Сами восточные учителя предупреждают — практикам не стоит увлекаться мистикой, эти способности к хорошему не приведут.

Иисусова молитва отличается от медитации целью: православный стремится к покаянию

Довольно много дискуссий вокруг Иисусовой молитвы и медитаций. Очень уж похожи эти практики. Это одно и то же? Для индуса, возможно, так оно и есть. Православный же человек наделяет Иисусову молитву особой духовной целью, которая недоступна индусу, ибо у того нет представления об идее Спасения.

Так что внешне чтение молитвы на чётках, конечно, похоже на индийские мантры. Но если у йога задача в том, чтобы помнить о Боге и учиться сосредоточению, то православный христианин читает Иисусову молитву с целью покаяния.

Когда говорят, что медитация — это грех, подразумевают ритуальную медитацию, она неуместна в жизни православного

А вообще, грех ли медитация? Нет, такой грех нигде в Писании не упомянут. Но надо понимать, что медитация бывает разной:

Медитация-релаксация

Это просто техника расслабления. Её используют, например, психологи, чтобы помочь клиентам успокоить ум. Никакого ритуального и эзотерического содержания в ней нет.

Медитация — это эффективная техника расслабления психики, в ней не обязателен религиозный подтекст

Религиозная медитация

В ней подразумевается использование ритуальных мантр и созерцание образов божеств. С точки зрения православия, такая практика — предательство своей религиозной традиции, что, само собой, не может иметь положительной оценки.

Это довольно поверхностный взгляд на медитацию. В восточных традициях классификация подобных состояний куда подробнее, но в рамках нашей темы эти детали разумно опустить.

На вопрос, как Церковь относится к йоге, нет и не будет одного ответа

И всё же среди православных негативные высказывания в сторону йоги довольно широки. Например, многих пугает идея энергий в теле человека — мол, нет такого в Библии. Но в Библии много чего нет: динозавров, радиации, астероидов. Даже слово «счастье» отсутствует в Священном Писании. Значит, счастья нет?

Конечно же, это не так. Просто Библия — это книга об общении человека с Богом, и темы там подняты соответствующие. Физическое развитие человека, спорт, правильное питание и т.д. — это уже другие вопросы. Они за рамками Книги книг.

Мы постепенно наблюдаем, как открытия в области физики всё большую роль уделяют понятиям энергии и направленного внимания, характерным для восточных традиций.

Мы не будем уподобляться средневековым католикам и жечь на кострах людей, чьи знания нам непонятны. Всему своё время.

Нет смысла критиковать йогу за учение об энергии, поскольку каждый атом действительно ею обладает

Православие всё же — обещание спасения, вера, образ жизни, но никак не кладезь мнений по любым вопросам. О восточных традициях у христианства нет догматических убеждений. Всё что мы имеем — частные мнения священников и богословов.

Например, профессор богословия А.И.Осипов на видео ниже говорит, что упражнения йоги могут принести пользу человеку, так что выполнять их есть смысл:

Ссылка на видео:

Но в то же время он подчёркивает, что православным заниматься йогой нужно, помня об Иисусе Христе, как о Спасителе. Иначе подрывается ядро православной христианской веры. Без идеи о спасении она просто не возможна.

Читайте также:
Монастырский пирог: рецепты, советы и особенности приготовления

Можно ли православным заниматься йогой? — Да, но не любой

Так совместимы ли йога и христианство? Это вопрос пропорций. Как часто говорит на проповедях протоиерей Владимир (Головин): «Важно понимать, зачем тебе нужно этим заниматься». Йога как физические упражнения или дыхательные — это никак не противоречит православию. Не больше, чем бокс или шахматы.

Но есть системы йоги, например, восьмиступенчатая аштанга-йога. Первые её уровни (яма и нияма) требуют благочестивого образа жизни, следующие (асана и пранаяма) — это дыхательные и физические техники. Всё это полезно для души и тела. Но ближе к концу практик выходит к задачам духовного плана, а они у индуизма и православия разные.

Вписать восточное мировоззрение в православие невозможно

Индуизм — религия гостеприимная. В её контекст легко можно уложить другую конфессию или культ (например, божества Кали и Ганеша легко вписались в общую традицию). А вот православие герметично (но есть исключения, например, Параскева Пятница).

Для него фундаментально важно, чтобы человек жил с идеей о спасении, безоговорочно принимал Христа и помнил бы, что без любви Божией никогда бы снискал благодати.

Восточные учения во главу всего ставят старания человека и только его вклад считают главным условием благоприятного посмертного существования души.

Восточные учения не говорят о Спасении через Христа, а потому несовместимы с православием

Это принижение роли Бога — первый, но далеко не единственный конфликт православной и восточной традиций.

А совместимы ли православие и восточная идеология?

Исходя из всего сказанного, сделаем вывод: можно быть йогом и симпатизировать православию. Можно быть православным и пользоваться некоторыми достижениями йоги. Но вот совместить и то, и другое не выйдет.

Человек, который принимает восточную идеологию, автоматически отвергает Церковные догмы. Возможно, он найдёт пристанище в лоне иной христианской ветви, но православие категорически не допускает привнесения восточной идеологии на свою почву.

Как не предать Христа. Православие против йоги

Любое занятие йогой погружает человека в восточную нехристианскую религиозность. Такая мысль прозвучала на встрече в миссионерском апологетическом центре “Ихтис” при Успенском храме Архангельска. Участники беседы поговорили, можно ли совмещать веру во Христа и увлечение восточными практиками. Одна из гостей встречи поделилась личной историей духовных поисков – она заинтересовалась христианством после того, как стала вникать в йогу. Сейчас женщина хочет понять, как относится Православная Церковь к этим занятиям.

“В индуизме есть разные стадии посвящения, – отметил один из гостей встречи, сектовед Денис Данилов. – Любой опыт йоги – это уже некая степень посвящения. Не секрет, что определенными техниками дыхания можно достичь состояния, когда критическое мышление пропадает, сознание расширяется и человек теряет способность сосредотачиваться на чем-либо. В этот момент его можно переформатировать – вложить против воли определенные религиозные убеждения, которые он изначально не хотел принимать”.

Общественник отметил, что границу между физическими упражнениями и духовными практиками в йоге провести невозможно, потому что это учение пантеистическое. Оно предполагает единый путь изменения человека. Физические упражнения имеют религиозный смысл, они служат ступенями более широкого и общего духовного восхождения.

Эту мысль поддержал модератор встречи, руководитель “Ихтиса” священник Кирилл Кочнев: “Человек в йоге ищет духовности, поэтому выбирает именно эти занятия, а не лечебную физкультуру. Я консультировался с одной женщиной, которая сама прошла через разные восточные практики. Она общалась с сертифицированными инструкторами йоги. Все они говорят, что любой человек, занимающийся йогой, проходит духовные практики, а не только делает физические упражнения”.

По словам отца Кирилла, заниматься йогой православный христианин не может: “Это равносильно отречению от Спасителя. Вспомним первые века после Рождества Христова. Десятки тысяч мучеников пострадали за то, что не хотели уважать языческих богов. А ведь требовалось лишь формально признать римский пантеон, который запросто мог вбирать в себя даже Христа наравне с идолами. Нет! Мученики стояли до конца, они не признавали никого, кроме Христа, не желали совершать никаких действий по отношению к богам пантеона, даже формальных. Мученики отдавали себя на растерзание львам, на распятия и сожжения, лишь бы не предать Господа!”

Отец Кирилл напомнил, что Сам Спаситель говорил о невозможности поклонения одновременно двум господам, Богу и мамоне: “Мамона – это не только богатство, но и вообще поклонение земному. Здоровье относится к этому же. Если ты готов ради здоровья приступить духовные принципы – ты отказываешься от веры во Христа. Какая связь между Богом и велиаром?”

Священник привел в пример опыт архимандрита Софрония (Сахарова), который в молодости семь лет занимался йогой. И не просто физическими упражнениями, но и глубокой медитацией. Впоследствии он покаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского.

Читайте также по теме:

  • О подлинных задачах и целях неоиндуиских групп и сект – протоиерей Олег Стеняев
  • Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой – Седмица.Ru
  • Индуизм причинил много зла – старец Паисий Святогорец
  • Занятие йогой является хулой на Духа Святого – митрополит Пирейский Серафим
  • Йога. Как “гуру” скрывают “религиозное ядро” йоги – архиепископ Анастасий Яннулатос
  • Йога – духовно опасная практика – священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? – протоиерей Дмитрий Смирнов
  • О йоге и прочих восточных практиках – Валерий Духанин
  • Нужна ли православному христианину йога? – Андрей Шишков
  • Йога – путь к смерти – Собор блг. князя Александра Невского

Люди зачастую ищут в йоге то, что можно найти в других увлечениях, продолжил дискуссию Денис Данилов: “Есть те, кто ищет здоровья и красоты, а есть экспериментаторы, “сталкеры”. Они ищут форму нестандартного поведения в обществе. Для таких людей я бы предложил взять соску в рот и пройтись по Троицкому проспекту. Или встать напротив памятника Козьмы Пруткова и начать декламировать его же тексты. Внешнего эффекта от этого будет гораздо больше. Возьмите Евангелие от Марка – вы увидите такой образец нестандартного поведения, что дальше идти не надо. Христос вам все это покажет! И вы поймете, что здоровье и красота вещи относительные. Когда я преподавал единоборства, то говорил ребятам, что через год или два можно потерять все навыки, рано или поздно мы придем к возрасту, когда эти умения будут утрачены в силу нашей природы. Но останется навсегда терпение, внимание, уважение и любовь друг к другу. Эти добродетели перейдут вместе с нами в Царство Небесное. Йога таит в себе искушение, работа с безличной энергией фокусирует человека на себе, ограничивает его лишь собственными потребностями”.

Читайте также:
Благословение от батюшки: правила и особенности прошения благословения, традиции обряда, смысл и значение в православии

По словам Дениса Данилова, за вывеской “восточных практик” могут скрываться страшные вещи. В 2007-2008 годуах в Архангельске тоталитарная секта “Ашрам Шамбалы” вербовала десятки молодых девушек через занятия йогой. Четыре девушки разорвали связи со своими родными и уехали из Архангельска неизвестно куда. Организатор секты Константин Руднев был посажен на 11 лет за распространение наркотиков и изнасилования. Благодаря усилиям нескольких сектоведов и журналистов деятельность секты в Архангельске была остановлена.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 560
  • |Видео 1677
  • |Мероприятия 1

Почему христианину опасно заниматься йогой, даже если это лишь физические упражнения?

Вопрос: «Можно ли заниматься йогой?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Вообще – это вопрос многоплановый. Я неоднократно на него отвечал, стараясь коснуться то одного аспекта, то другого.

Апостол Павел сказал: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Заниматься йогой, как духовной дисциплиной – категорически запрещено, потому что эти духовные практики приводят человека в ад. Несмотря на то, что Владимир Семенович пел: «Хорошую религию придумали индусы…» – ничего хорошего в этой религии нет, потому что это – язычество, а боги язычников – суть бесы! Хотя определенная религиозная интуиция в йоге имеет свое проявление (впрочем, как и во всякой религии) в силу того, что каждая душа по природе своей – христианка.

Обычно говорят, что я, мол, занимаюсь только хатха-йогой, то есть исключительно физическими упражнениями. Но тут есть несколько опасностей.

Первое. Хатха-йога родилась, произросла и принесла плоды на каком дереве? На христианском? Нет. Поэтому совершенно понятно, что дерево, на котором произрастает хатха-йога – это дерево антихристианское. Поэтому, даже участвуя только в телесной части, самой низшей, ты все равно используешь плоды работы врага рода человеческого.

Второе. Большинство учителей (более 90%) различных йоговских упражнений – являются фанатами йоги и, как правило, не являются христианами. А значит, они являются носителями этих духов – и это очень опасно, потому что каждый учитель является для ученика авторитетом. Человек может пропитаться этими духами, которые рождаются в результате таких занятий.

И самый главный дух – это дух гордыни, потому что йога – это путь самосовершенствования. А для христианина нет ничего более опасного, чем – само. Самость – это самое антихристианское свойство! Потом десятилетиями придется выдавливать это из своей души! Да и то – лишь пытаться, потому что очиститься от этой гордости можно исключительно только благодатью Божией. Спрашивается: зачем подвергать себя такой опасности?

И третье. Обычно учителя йоги говорят, что йоговские упражнения без занятий пранаямой – то есть дыханием – невозможны. Есть, разработанное в древности отцами-исихастами, дыхательное упражнение при Иисусовой молитве, но более поздние отцы всем христианам запретили ходить в ту сторону, потому что это связано с особым воздействием на человека, а поскольку не каждый может распознать злых духов – можно впасть в прелесть и даже дойти до безумия.

Учителя йоги говорят, что просто физические упражнения – без дыхательных упражнений – это мертвому припарки.

Протоиерей Александр Березовский:
– А так бесу-то легче будет войти!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Бес – это все-таки духовное существо, хотя эта духовность и со знаком минус, но каким-то образом это связано. Ведь вся терминология йоги и ее учителей проистекает из учения, в основе которого лежит сам антипод Христа.

Поэтому, когда у меня человек спрашивает, я обычно говорю так: «Если бы ты был моим сыном (или дочерью) – я бы тебе этого не посоветовал». Потому что тот, кто не входит в дверь, а дверь – это Христос («Аз есмь дверь…» – сказал Христос), а «…перелазит инуде, тот есть вор и разбойник».

Поэтому: зачем нам, познавшим истину во Христе через Святое Евангелие и благодать через Церковь – лезть через забор? То, что люди ищут в йоге – это есть и в христианстве! Просто по невежеству своему люди этого не знают.

Даже Рамакришна – один из великих йогов прошлого – исследовав христианство, в какой-то период своей жизни был готов стать христианином, но потом опять сошел с этого пути и, как все нормальные йоги, закончил жизнь самоубийством. Такое самоубийство в этой системе называется нирвикальпа самадхи – человек входит в состояние самадхи, душа покидает его тело и потом не возвращается. В переводе на русский язык – покончил с собой, так как душа отлетела. То же самое произошло и с Вивеканандой. То есть – с обоими учителями и реформаторами этих практик.

Поэтому – выражусь помягче – врагу не пожелаешь, а другу – тем более…

Читайте также:
Православная икона в подарок: мнение церкви, правила и особенности выбора иконы

Протоиерей Александр Березовский:
– Но ведь можно само упражнение почерпнуть из книг – необязательно общаться с самими носителями этих учений? Многие свидетельствуют о том, что упражнения, предложенные йогой, облегчают страдания, потому что некоторые болезни ослабевают…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Страдания очень хорошо облегчает героин! Разве мы будем его рекомендовать? А самый простой наркоз – это алкоголь. Хоть режь тебя! Не всё, что облегчает – хорошо. И это – не панацея! Я не знаю ни одного человека, который бы, занимаясь йогой, остался бы неповрежденным! Может быть, такие люди и есть, но на моем пути (с тех пор как я в церкви) – ни одного не попалось!

Степень повреждения разная, но я знаю таких, которые перестали практиковать двадцать лет назад, но до сих пор у них проблемы! Они на мир – и в частности, на духовный мир – смотрят через призму йоги. И когда у них возникают мысли или переживания – они стараются для себя перевести их на язык йоги.

Есть такой феномен: если, допустим, русский человек уедет в Англию, то через двадцать лет он начнет думать по-английски, и чтобы говорить по-русски – ему сначала нужно мысленно перевести. Вот и здесь происходит нечто подобное: человек может забыть свой природный язык. А наш природный язык – это православное христианство, и нам незачем входить в другую религиозную систему. Это представляет для нас опасность. Поэтому закончу словами: «Нам всё позволено, но не все полезно». Святой апостол Павел.

Йога и православие. Совместимы ли они? Как я пришел к христианству

Эта история про чудо. Есть чудеса одномоментные — например, исцеление человека или магическое исчезновение предмета. Есть чудеса растянутые во времени. Когда-то я занимался йогой и в отношении православия был полон всевозможных предрассудков. Сейчас я хожу в храм, причащаюсь и другой жизни себе не представляю. Это чудо, потому что слишком глубока была когда-то уверенность, что христианство — это нечто, к чему любой думающий современный молодой человек прийти никогда не сможет.

Вот эта история.

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Йога: путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Читайте также:
Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму». И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию. В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий. Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Йога и православие: попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере. Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать. С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это то место, которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

Читайте также:
Ваганьковское кладбище: могилы знаменитостей, часы работы и схема участков, как добраться и где находится

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Что это было?

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие — совместимы ли они на самом деле?

Нет, йога и православие несовместимы.

Йога безотрывна от того или иного духовного учения в целом и всех его прочих сторон: богосозерцания, аскезы, каждодневного внутреннего труда над собой. В противном случае — и чаще всего, — йога становится просто зарядкой с некоторым восточным антуражем.

Религии же в целом — несовместимы друг с другом вообще.

На первый взгляд — да, до определенной глубины многие религии говорят об одном: о вечности, любви, аскезе. И потому кажется, что можно сделать некоторое собрание учений, взять из них что-то свое нужное тебе и совместить.

Однако на глубине еще большей — там, где слова перестают быть словами и остается одно только «направление ума», — на этой глубине все учения различны, потому что каждое несет в себе разное умонастроение и разную сердцевину.

Я не буду здесь говорить, какая сердцевина и умонастроение в православии, а какая в йоге. Но они абсолютно разные, а потому «салат» из разных практик — бессмысленен. Я бы, даже, сказал — опасен.

В заключение короткая история, которую рассказывал преподобный Паисий Святогорец — один из величайших святых XX века.

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Освящение храма

Ежегодно в России строится более сотни храмов. Для того чтобы красивое архитектурное сооружение стало Домом Господа необходимо провести специальный обряд. Освящение церкви — особый обряд, который является обязательным условием проведения в нём богослужений.

Для чего проводят освящение храма

Обряд освящения культового здания проводится для введения его в духовный мир. Во время обряда обновления культовая постройка очищается от мирского влияния и становится вместилищем Божественной Благодати. Это происходит через древние обряды и молитвы, призывающие Господа в Его новый дом.

Важно! Часто церковные здания сравнивают с человеком, которого называют нерукотворным храмом. Этим объясняется подобие обряда освящения и Таинства крещения.

История традиции

Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.

Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:

  • внесении в церковь скрижалей с текстом заповедей;
  • пении псалмов;
  • жертвоприношении с возлиянием на алтарь крови животного;
  • помазании жертвенника и стен скинии благовонным маслом;
  • всеобщей молитвой.

Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.

Читайте также:
Духовный наставник в православии: кто это, задачи духовного отца, правила выбора и особенности взаимоотношений

Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:

  1. Богослужение при основании постройки, который совершается после подготовительных работ. В ходе его осуществляется закладка камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее.
  2. Установление креста подразумевающее совершение торжественного богослужения перед установкой куполов и крестов, их венчающих.
  3. Благословение колокола совершается перед его поднятием на звонницу.
  4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

Чин освящения храма

Обновление храма проводится как в новых зданиях, так и церквях, в которых ранее проводились Богослужения. Последовательность, правила и особенности выполнения обряда в практически неизменном виде перешли в Русскую Православную Церковь из Византии.

Последовательность

Перед днём проведения обряда проводят малую вечернюю службу и Всенощное бдение. Утром служится ранняя Литургия с водосвятным молебном. Также заранее приготавливаются предметы, жидкости и благовония, необходимые для проведения обряда.

Обряд обновления состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение.

  1. Устроение престола символизирует распятие Иисуса на кресте и помазание его тела благовонным маслом. На этом этапе к престолу прибивают верхнюю крышку. Шляпки гвоздей покрываются воскомастихом, состоящим их воска, мастики и благовоний.
  2. Омовение водой и помазание миром собранного престола. Омовение совершается розовой водой, смешанной с вином. Жидкость наносится на крышку престола крестообразным движением. Она символизирует кровь Спасителя, вытекающую из его ран. Затем на престол наносится миро, благоухание которого символизирует присутствие в храме Благодати Божией.

В новом освященном храме Божественная литургия проводится ежедневно в течение недели.

Малое и великое освящение храма

Обновление храма может проходить по малому или по великому чину. Выбор конкретного обряда зависит от предыдущих событий.

Полный чин совершается в следующих случаях:

  • возведение нового культового здания;
  • капитальный ремонт действующей церкви;
  • культовое здание использовалось в светских целях;
  • в церкви проводили собрания неправославные общины;
  • престол был передвинуть или поврежден.

Церковная традиция запрещает проводить Великий чин обновления в следующие дни:

  • в престольный праздник данного храма;
  • в дни праздников Господа, Богородицы и великих святых мужей;
  • церкви в честь Христова Воскресения освящают в воскресные дни, кроме дат Богородичных праздников, Великого поста, Пасхи и Троицы.

Малый чин освящения совершается при следующих обстоятельствах:

  • ремонтных работах, не требующих перемещения престола;
  • прикосновении к престолу рук непосвящённых людей;
  • осквернение церкви нечистотами;
  • смерти человека в культовом здании;
  • кровопролития, произошедшего в церкви.

В малый чин входят следующие действия:

  • окропление престола, алтаря и церковных стен святой водой;
  • окуривание помещения благовониями;
  • чтение специальных молитв.

Малый чин может выполняться местными священниками.

Кто может освящать храм

Христианская традиция гласит, что право обновления храма принадлежит только епископу. Но действующий архиерей может передать часть своих полномочий другому священнику. Существует несколько вариантов чина освящения:

  1. Непосредственное освящение архиереем постройки и антиминса.
  2. Освящение епископом антиминса, на котором указывается дата проведения обряда, имя архиерея и название храма. Обряд в церкви проводит священник, назначенный главой епархии.

Священник проводит обряд обновления в сокращенной форме, так как из него исключаются все действия, связанные с освящением престола и перенесением мощей.

Следует знать, что церковь, освящённая без соблюдения установленных канонов, считается оскверненной, а человек виновный в этом деянии подлежит обсуждению. Также церковная традиция повелевает не начинать строительство культового сооружения без архиерейского благословения.

Обновление храма — один из главных церковных обрядов, объединяющий Таинства Крещения, Миропомазания и рукоположения в священники. Он вводит рукотворное сооружение в духовный мир, призывая его на служение Господу.

Глава 49. Чи́н благослове́ния кампа́на, си́есть ко́локола или́ зво́на

Для чего проводят освящение храма

Обряд освящения культового здания проводится для введения его в духовный мир. Во время обряда обновления культовая постройка очищается от мирского влияния и становится вместилищем Божественной Благодати. Это происходит через древние обряды и молитвы, призывающие Господа в Его новый дом.

Важно! Часто церковные здания сравнивают с человеком, которого называют нерукотворным храмом. Этим объясняется подобие обряда освящения и Таинства крещения.

Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство — приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. История формирования чина

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Всенощное бдение служится пред алтарем при закрытых царских вратах.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя.

В день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды.

Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники).

Чин освящения храма заключает в себе:

  1. Устройство престола (святой трапезы);
  2. Омовение и помазание его;
  3. Облачение престола и жертвенника;
  4. Освящение стен храма;
  5. Перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
  6. Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

1. Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами.

После утверждения престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

2. Омовение престола водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте.

Омовению престола предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.

После престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований.

3. Облачение престола и жертвенника в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение — гроба и престола славы Божией — на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу.

Надев на престол нижнюю одежду («срачицу» от славянского «сорочка»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»

Затем на престол поставляют богослужебные предметы: семисвечник, дарохранительницу, дароносицу, крест, Евангелие.

4.Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». Также архиерей читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов, а затем возжигает своими руками первую свечу.

Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

5. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей

Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества». При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже».

При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Перенесение мощей в новоосвященный храм означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы, и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма. Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?»

Эти слова псалма, по объяснению св. Иустина мученика и свт. Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо. Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Далее архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

6.Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.

В новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Использованы материалы: Гермоген Шиманский «Литургика. Таинства и обряды» с сайта «Православие.ru»

«Зачем нужно освящать храм?» с сайта «Татьянин день»

Фото Всеволодова Николая, Фомина Ивана, Захаровой Ларисы, Воробьева Максима

Освящение храма

Чтобы вступить в духовную христианскую жизнь, от человека требуется пройти через ряд таинств. Точно так же дела обстоят и с храмом. Если зданию предстоит стать частицей Церкви, то оно должно пройти через своеобразный ритуал очищения и посвящения себя духовному миру.

Простое здание превращается в святое, куда, как принято считать, отныне будет спускаться Дух Святой и распространять на верующих благодать.

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.

Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

«Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу».

Освещают новые и осквернённые храмы, а также здания, где затронули престол

Освящение храма обычно производят в нескольких случаях.

В новом здании. Это наиболее распространённая ситуация. Подобно тому, как в православии крестят младенцев, только построенный храм посвящают христианской Церкви. При этом есть несколько чинов, которые нужно отслужить в процессе строительства и по его завершении:

  • «Чин на основание храма»;
  • «Чин на поставление креста»;
  • «Чин благословения колокола»;
  • «Чин освящения часовни».

При повреждении или смещении престола. Такое происходит, например, при ремонте.

В осквернённом здании.

О том, когда храм считают осквернённым, говорит священник Георгий Христич:

Чин великого освящения храма заново совершается, когда церковь осквернена от насилия языческого или еретического или когда при исправлении и возобновлении храма бывает поврежден или поколеблен престол.

Намеренным осквернением является превращение храма в здание иного назначения (это запрещено 13-м правилом 7 Вселенского собора). Если выставка или концерт не мешают литургической жизни храма и имеют отношение к Церкви — это вполне возможно. А вот если храм превращен в выставочный комплекс — уже прямое нарушение канонов!».

Также осквернить храм могут какие-либо греховные действия в нём: убийство, насилие и т.д.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

«Малое освящение совершает священник, а не епископ. При этом по-другому одевается на престол облачение (оно обвязывается по периметру веревкой особым образом), не вкладываются под Престол святые мощи, он не помазывается миром.

Именно поэтому мы в России всегда служим на Антиминсе, на котором стоит подпись епископа и в котором вшиты мощи. Само слово Антиминс означает — вместо престола».

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть».

Освещение храма — это служба из молитв, окропления храма и принесения мощей

Освящение храма совершается в несколько этапов:

Освящение воды. Накануне дня освящения храма нужно приготовить воду, так как она используется в обряде. Нужно совершить молебен и приготовить святую воду.

Всенощное бдение. Также производится накануне. В храме служат малую вечерню. Помимо службы обновлению храма проводят и службу святому, в честь которого построили храм.

Накануне освящения храма устраивают всенощное бдение

Устройство престола. На престол заливают специальный состав — воскомастих. С одной стороны это клей, который склеивает углы престола, а с другой — символ, так как источает ароматы, с которыми погребали Спасителя. Во время ритуала исполняют следующие псалмы:

«Вознесу Тя, Боже мой»:

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки».

«Господь пасет мя»:

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Затем священнослужители во главе с архиереем камнем прибивают четыре гвоздя к доске престола. Использованные камни оставляют под престолом.

После того, как престол утверждён, отверзают царские врата. Протодиакон призывает всех преклонить колени. Трижды поют «Господи помилуй», а затем архиерей громко читает молитву «Боже Безнчальный» о ниспослании Святого Духа.

После этого царские ворота закрывают.

Омовение престола водой. Престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином. Это символизирует кровь Спасителя. Следует помазание миром престола, что также несёт символическое значение. С одной стороны это иллюстрирует снисхождение благодати Господа, а с другой напоминает о духовных дарованиях.

Облачение престола и жертвенника. Для этого существует специальные ритуальные одеяния, их два:

  • Нижнее. Оно белого цвета и иллюстрирует плащаницу, в которую завернули Иисуса Христа, когда сняли с креста.
  • Верхнее. Украшенное. Это символ славы Господа.

Освящение стен храма при помощи каждения. Их мажут миром и окропляют святой водой. Важный символический смысл несёт само каждение. В Библии говорилось, что Святой Дух пребывал возле Скинии Собрания в виде облака. Дым отлично изображает его. Также освещают иконостас, иконы и прочие принадлежности.

Под престолом и в антиминс вкладываются мощи, доставленные из другого храма. Преемственность — одна из главных черт большинства религий. Христианство — не исключение. Не только священники наследуют миссию друг у друга, но и ни один освящённый собор или храм не обошлись без того, чтобы унаследовать благодать у другого здания.

Освящение престола — престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином

Священнослужители выбирают церковь, где хранятся мощи. Их переносят в новый храм. При этом мощи могут принадлежать любому святому, ведь благодать Господа есть в каждом из них. С мощами делают крестный ход вокруг храма, архиерей читает молитвы, а певцы внутри храма исполняют «Кто есть сей Царь славы?». Затем мощи вносят внутрь.

Молитвы, лития, отпуст. После внесения мощей следуют молитвы:

  • «Господи Боже, Иже и сию славу» — читает архиерей;
  • Молитва о создателях храма — читает архиерей, весь народ стоит на коленях;
  • Малая ектения;
  • Архиерей совершает крестное знамение по сторонам света, а протодиакон перед каждым разом, кадя, произносит: «Господу помолимся, сердцем вси»;
  • Хор трижды поет «Господи, помилуй» (трижды);
  • Молитвословия перед отпустом;
  • Архиерей произносит опуст;
  • Возглашение многолетия протодиаконом;
  • Архиерей окропляет храм, освещает его таким образом;
  • Сразу же читают третий и шестой часы;
  • Затем в течение семи дней служат литургию.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: