Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

Православная Жизнь

Можно ли держать дома опасных животных? Как относиться к собачкам в дорогих комбинезонах? Может ли питомец заменить ребёнка? Уместно ли делать маникюр псу и стрижку с окрашиванием — коту? Можно ли держать дома нечистое животное собаку и есть скумбрию? Расспросили священника Димитрия Паламарчука, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья, об отношении Церкви к братьям нашим меньшим.

Спасётся ли кот Барсик?

Один из наиболее часто задаваемых вопросов о животных — попадут ли они в Царствие Небесное. Я слышал историю о том, как в России в каком-то городе мать бросила младенца — оставила в подъезде, и кот лёг на него и грел своим теплом, а когда люди хотели забрать малыша, шипел на них. Думаю, что такие коты спасутся. Есть животные, которые проявляют такую жертвенность, что многим людям до них далеко. Насчёт мамы этого ребёнка не уверен, а вот кот — спасётся непременно. А вот те коты, что воруют еду со стола, не попадут в Царствие Небесное точно, потому что хозяева не захотят такого кота видеть там рядом с собой — это я уже шучу, конечно.

В Священном Писании нет однозначного ответа на вопрос, попадут ли животные в Царствие Небесное. У святых отцов и богословов тоже разные мнения на этот счёт. Однако очевидно, что мы, люди, несём ответственность за животных. Из-за падения человека пострадала вся природа, и потому мы просто обязаны заботиться о ней. Работая над собой, совершенствуясь, искореняя свои недостатки, мы преображаем не только себя, но и мир вокруг. Если хозяин переживает о настоящем или будущем своего питомца, ему лучше не деньги на него тратить, покупая дорогие ошейники в стразах, а позаботиться о своей душе. Сейчас в жизни многих людей происходит подмена, и интересы животного порой ставятся выше интересов человека. Видели картины Василия Ложкина «Кто котёночка обидел?» и другие? Они именно об этом. Животные порой кажутся нам лучше людей, но всё-таки с ними не поговоришь, они не отзовутся на наши просьбы, не дадут совет.

Святые Серафим Саровский, Герасим Иорданский — прекрасный пример христианского отношения к животным. Они не покупали зверям стразики, а занимались собой, и вокруг них даже животные менялись и приходили поесть хлеба, а не мяса. Мне могут возразить: «Когда это было! Да и было ли вообще?» Приведу другой пример: святой Паисий Святогорец, наш современник. Возле его монастыря жил медведь, который провожал паломников к келье старца.

Если человеку нравится помогать животным, заниматься ими — пусть занимается, в этом ничего плохого нет. У меня есть знакомая, которая стрижёт собак. Ей нравится её работа, и я этому рад. Адекватная забота о животных — это замечательно. Однако, наряжая питомцев в комбинезончики или ботиночки, люди не задумываются, что животным они зачастую не нужны. Хорошо, если это обусловлено заботой, а не глупой модой, что случается чаще. Комбинезон оправдан, если собака действительно мёрзнет зимой или у неё длинная шерсть, а на улице грязно. Но если у неё этих комбинезонов двадцать, и стоят они немалых денег, это уже не имеет отношения к заботе.

Можно ли пускать собаку в дом?

Ещё один популярный вопрос. Людям, которые мне его задают, я рекомендую перестать есть скумбрию и сомов, ведь рыба без чешуи в Ветхом Завете тоже считалась скверной: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 11:9-11). Современным христианам надо определиться: они живут по ветхозаветным канонам или новозаветным? В Новом Завете о нечистых животных ничего не сказано.

Меняется жизнь, меняется отношение людей к тем или иным её явлениям. Сегодня мы не осуждаем женщин за маникюр на ногтях, актёрский труд не считается грехом, мы заводим в квартирах питомцев. Это нормально. К слову, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II держал трёх собак и кота, которых очень любил. Так что ничего дурного в том, чтобы держать дома четвероногого друга, нет.

Нужно ли переосвящать храм, если в него вошла собака?

Если в храм зашла собака, можно просто святой водой окропить помещение, и всё. Если человек зашёл в храм с собакой, то кричать на него не надо, следует просто объяснить, что храм — это место молитвы. Между прочим, пищу тоже в храм не приносят. По уставу можно принести её пресвитеру домой, но не в храм. Так что столы для поминальных пожертвований в храмах — это тоже современное попущение.

Читайте также:
Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Можно ли называть животных именами людей?

В деревнях всегда называли животных именами людей: если коза, то Манька, поросёнок — Борька, кот — Васька, и так далее. Что в этом страшного? Мы ведь не называем их в честь святых или чтобы обидеть какого-нибудь конкретного Ивана Петровича. Я не вижу в таких кличках греха.

Можно ли держать дома опасных экзотических животных?

Апостол Павел по этому поводу давно сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12). Я в детстве держал дома большого паука. Кормил его, заботился. Когда он пропал, это стало трагедией. Оказалось, его выпустила мама. Сейчас я хотел бы иметь питона, но понимаю, что у меня дома двое маленьких детей, и потому опасаюсь за здоровье питона. Если серьёзно, то скажу: рисковать жизнью — своей или близких — нельзя. Опасные животные могут сбежать, укусить, навредить каким-то образом. А вот если ваша работа связана с изучением жизни таких животных — почему нет? Думаю, это допустимо, хотя об осторожности всё же забывать нельзя. Если вы приведёте друзей и будете говорить: «Смотри, у меня есть кобра, давай достану!» — а эта кобра потом грызанёт друга в нос, то это однозначно смерть, потому что на Украине нет вакцин даже от яда обычной гадюки.

Дикие животные в доме — это очень непросто и ответственно. У меня в прошлом году жил орёл. Мы с женой подобрали его на дороге. Это опасное животное. Те несколько месяцев, пока мы его выхаживали, я был весь исцарапан, он клевал меня в руки, пришлось купить перчатки для кормления. А у одного моего знакомого были пираньи в аквариуме. Вроде бы безобидные, но однажды одна из них съела всех остальных. Вот вам и безопасная разновидность.

Есть ещё такой аспект, как гордыня, когда человек приобретает экзотическое животное, чтобы привлечь к себе внимание, которое он не может получить другими способами. Вот я, например, хочу себе питона. Мне кажется, что это просто желание, но на самом деле — это ведь одно из проявлений тщеславия: «У меня питон! Идём, покажу!» У кого ещё есть питон, а не какая-то обыкновенная собака? Поэтому, думаю, питон не будет полезен для моей духовной жизни. В любом случае, надо быть очень внимательным к такого рода желаниям и разбираться в их причинах.

В этом вопросе важен также и этический момент: будет ли дикому животному хорошо в тех условиях, в которые вы их поместите? Одно дело — выходить пострадавшего зверя, и другое — лишить его свободы ради своей прихоти. Помню сюжет о Киевском зоопарке, в котором белая медведица билась головой о стену, явно желая убить себя. Сколько животных существует в ужасных условиях ради наживы их владельцев! Человек поставлен Богом над животными для того, чтобы ухаживать за ними, заботиться, помогать. Вместо этого некоторые люди с помощью зверей заботятся о себе, своём благополучии. Сегодня мы мало задумываемся о сохранности природы и фауны, но если подумать, какой мир мы оставим своим детям и тем более внукам — становится страшно. Хотите показать детям животных — покажите им тех, кто живёт вокруг: в заповеднике или на ферме, в лесу или за городом.

Можно ли православным держать дома змей, пауков, морского чёрта и тому подобную «нечисть» из мира фауны?

А почему нет? Мне самому очень нравятся игуаны, змеи, пауки. Но, опять же, мы помним, где живут эти животные? — в совершенно других условиях. Они не приспособлены для неволи. Если же какие-то верующие видят в змее образ змея-искусителя — даже не знаю, что им сказать. Змея — это змея, паук — это паук, и сотворил их Бог. Всякое дыхание да хвалит Господа! У каждого из них своё предназначение. У меня живут улитки, мы их кормим, купаем, заботимся, им у нас хорошо. Чем пауки хуже?

Можно ли водить животных в специальные салоны — необычно стричь питомцев, красить им шерсть и когти?

Забота о животных — это замечательно. Если лохматому пекинесу жарко летом, почему не отвести пса в салон, где специалисты постригут и вычешут его? А вот когда богатые люди выкладывают большие деньги за собачий маникюр или стразы в ушах, это странно. Один из ведущих Ионинской молодёжки отец Иоасаф (Перетятько) говорил: «Не знаете, куда деть деньги — несите мне. Мы помогаем и онкобольным детям, и бездомным, и многим другим». Есть лишние деньги — помогите тем, кому они реально нужны. Хотите подстричь собачку — да пожалуйста, но если она сыта, здорова, погуляла и спит — почему не поделиться средствами с теми, кто ищет их на лечение?

Читайте также:
История о пророке Ионе и ките: легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Может ли питомец заменить ребёнка?

Нередки ситуации, когда супруги, не имеющие детей, привязываются к своим питомцам как к родственникам. Нерастраченная любовь требует выхода, это понятно. Нет ничего плохого в заботе о животных, но относиться к ним как людям всё-таки ненормально. Встретил в интернете такую шутку: иногда нужно набраться смелости и сказать коту, что это он живёт у меня, а не я у него. Ко всему надо подходить с рассуждением. Мы ведь часто и детей воспитываем так, что они абсолютно не приспособлены к жизни. Не знают цену хлеба в прямом и переносном смысле. Если семья молодая и у них нет детей — почему бы не усыновить малыша из детдома? Часто ведь оказывается, что животных любить проще, и в этом вся суть.

Подытоживая, скажу: во всём нужно стараться придерживаться золотой середины. В отношении животных тоже: нужно заботиться о них, но не делать из этой заботы культ. Всё-таки животные — это не люди, а люди — не животные. Будем жалеть и беречь людей, помогать животным и всегда помнить уже упомянутые слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Записала Екатерина Щербакова

Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников[1].

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.)[2].

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”[3]. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них[4].

Читайте также:
Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”[5].

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Читайте также:
Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

. Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

[1]Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

[2]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С.125.

[3]Там же. С. 125–126.

[4]Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

[5]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С.126.

Грех ли любить животных больше, чем людей?

От многих современных людей можно услышать о том, что они животных любят больше, чем людей. Именно отсюда и возникает вопрос, является ли это грехом. Особенно актуальным такой вопрос является для верующих, желающих жить по Закону Господнему и исполнять Его Волю максимально хорошо. Да, животных можно и нужно любить, о них нужно заботиться, поскольку животные слабее людей, но можно ли любить их больше, чем своих братьев и сестер, стоит рассмотреть более подробно.

Какая должна быть любовь к животным с точки зрения христианина?

Если спросить православных отцов о том, можно ли любить животных больше, чем людей и нормальным ли это является, то ответ однозначно будет отрицательным. Да, животные – это братья наши меньшие и любить их можно, заботиться о них стоит, но давать животному намного больше любви, чем людям – это греховный поступок. Вспомнив текст первых страниц Ветхого Завета, человек узнает и том, что Бог создал животных и сказал, что именно человек должен быть во главе, то есть, животные должны подчиняться человеку. Именно поэтому, христиане не должны идеализировать животных в своем воображении, отдавая им максимум любви, а ближних ненавидя и отвергая.

Да, даже читая Житие Святых, можно встретить много примеров, когда тот или другой старец отнесся с любовью к диким зверям и они ответили ему тем же, но эта любовь скорее проявлялась в элементарной заботе, но не как не в проявлении любви, являющейся намного большей, чем к своему ближнему. Даже самая главная заповедь говорит о том, что человек должен возлюбить ближнего, как себя самого, значит, большая любовь к животному, чем к человеку, находящемуся рядом – это неправильно. Если говорить о том, каким должно быть отношение человека к животному, то здесь стоит упомянуть о следующих важных моментах:

  • человек должен жаловать и миловать животных, относиться к ним заботливо;
  • человек не должен пытаться заменить семью и теплые взаимоотношения с родственниками чрезмерным проявлением любви к животным;
  • в первую очередь, человек должен думать о спасении своей души, а животное должно находиться на должном для него месте.

Фото: Flickr.com

Современному человеку намного проще любить животных, потому что они молча сносят все, не могут ответить, находятся у людей в полной власти, восхищаются своими хозяевами и доверяют им. Животные зависимы от хозяев и не имеют собственного мнения. Поэтому с ними и намного проще, но выбрать позицию чрезмерной любви к животным и ненависти к окружающим людям – это совсем неправильно.

Православная церковь не имеет учения о животных и их участи в спасении человека. Говоря о любви к животным, можно ссылаться только на мнения святых отцов, которые догматами церкви не утверждены.

Чего недопустимо делать по отношению к животным?

Есть такие вещи, которые со стороны христианина недопустимо делать по отношению к животным, и они являются следующими:

Читайте также:
Причастие без исповеди: можно или нет, грех ли, как и когда лучше сделать, исключения

  • нельзя доводить отношение к домашним любимцам до уровня поклонения тем или другим животным;
  • нельзя тратить на животное огромное количество денег, делая им какие-то косметические или другие процедуры, не являющиеся необходимостью для их здоровой и полноценной жизни;
  • нельзя использовать домашнее животное в качестве живой игрушки и заниматься физическим насилием по отношению к нему.

Фото: Flickr.com

Да, можно помогать животным, покормив их, можно найти для бездомного щенка или котенка нового хозяина, но любить больше человека и отдавать животному какую-то особо важную роль в своей жизни явно не стоит. Человек должен быть милосердным к животному, заботиться о нем, кормить, но никак не безмерно любить и точно не баловать тем, что животному не нужно для нормальной повседневной жизни.

То время, которые многие тратят на походы с животными в салоны и на разные процедуры, христианину стоит потратить на ближнего своего, став соучастником его спасения. Однозначно, ближнего своего стоит любить, как самого себя, а о животном просто стоит заботиться должным образом, не преувеличивая, ведь именно такой вариант развития жизненных событий будет максимально правильным и поможет христианину сделать многое для спасение собственной души.

Можно ли есть хлеб в пост

Многие постящиеся задаются вопросом, можно ли есть в пост хлеб. А затем наступают сомнения по поводу того, какой вид хлеба можно есть в пост.

Всем этим вопросам посвящена данная статья.

Какой хлеб можно есть в пост

Во время поста следует отказаться от всех продуктов животного происхождения. Это прежде всего мясо, молоко, яйца, жиры. В некоторые постные дни не разрешается употреблять в пищу также и растительные масла.

Исходя из этого встает вопрос разрешается ли в пост употребление хлеба, ведь в тесто добавляют и яйца, и молоко, и растительное масло.

Ответ в этом вопросе однозначный: хлеб есть можно, но, если он выпечен без добавления скоромных продуктов.

Чтобы нечаянно не употребить запрещенное, следует ознакомиться с составом продукта, указанного на этикетке. Многие православные выпекают в эти торжественные дни хлеб самостоятельно, и гарантированно не употребляют ничего скоромного. Нельзя есть хлебобулочные изделия в дни сухоядения.

Добавляют ли в тесто яйца

Многие хлебобулочные заводы не применяют в хлебопечении яйца. Но все же существуют виды хлеба, выпечка которого без яиц не возможна. Это касается сдобных видов хлеба.

Различные булочки, плюшки, тесто для пирогов готовятся с использованием яиц. Часто на этикетке хлебобулочного изделия пишут, что хлеб выпечен без яиц, однако в составе указывается яичный порошок, что одно и то же. Поэтому нужно внимательно читать информацию о составе продукта.

Кроме того, в настоящее время налажено производство специального хлеба, выпеченного специально для постящихся людей. В таком хлебе ни яиц, ни яичного порошка не содержится. Добавлять яйца в постный хлеб нельзя.

Является ли черный хлеб постным

Черный хлеб изготавливается из ржаной муки грубого помола, без добавления яиц, молока и жиров. Такой хлеб употреблять во время поста разрешается.

В житие описано, как Сергий Радонежский во время поста ел черный хлеб и пил только воду.

Но в дни сухоядения, в которые нельзя употреблять горячую пищу, даже такой хлеб следует исключить из своего рациона. Он выпекается и, соответственно, относится к блюдам, которые готовятся на огне.

Можно ли в пост есть бородинский хлеб

Бородинский хлеб выпекается из ржаной муки. В его составе отсутствуют яйца, молоко, маргарин, то есть те продукты, которые в пост есть нельзя. Поэтому бородинский хлеб может присутствовать на постном столе.

Однако, в настоящее время, многие производители добавляют для улучшения вкуса в тесто маргарин или яйцу, поэтому все же лучше внимательно изучить состав хлеба, и, если скоромные продукты не указаны, его можно смело употреблять в пищу.

Бородинский хлеб, благодаря растительным добавкам, прекрасно разнообразит пищу постящегося человека. Хлеб сам по себе очень сытный, поэтому голод не будет мучить православного человека во время поста.

Можно ли в пост есть хлебцы

В состав хлебцев входит мука и растительные добавки, продуктов животного происхождения они, как правило, не содержат.

Некоторые производители добавляют сухое молоко, но, чтобы избежать употребления подобного вида хлебцев, нужно ознакомиться с составом продукта.

Многие хлебцы изготовлены специальным способом из размоченного зерна. Такие хлебцы еще и очень полезны для здоровья.

В них много клетчатки, которая благотворно влияет на кишечную систему. Поэтому хлебцы в пост употреблять можно. Хорошая замена черному хлебу. Кроме того, хлебцы бывают рисовыми, овсяными, соответственно, можно отлично разнообразить стол.

Можно ли в пост есть дрожжевой хлеб

Дрожжевой хлеб есть можно, если в его составе нет скоромных продуктов. Например, яиц или маргарина, или молока.

Читайте также:
Хлеб Матроны Московской: православный или нет, что делать, мнение священников

В тесте для хлеба в идеале должны присутствовать только ржаная мука, вода, соль, и дрожжи. Допускается содержание растительного масла, да и то оно чаще всего используется только для смазки формы.

Дрожжи – это продукт не животного происхождения, а специальный вид грибков, поэтому употреблять в пищу изделия из дрожжевого теста можно. Главное, чтобы в нем не присутствовали запрещенные продукты.

Какие хлебобулочные изделия можно есть в пост

Все что не содержит продуктов животного происхождения есть в пост можно. Это, касается, и хлеба. В пост чаще всего выбирают ржаной хлеб, бородинский хлеб. Многие постящиеся едят и хлеб белый, но только в том случае, если он выпечен без добавления яиц, молока или маргарина.

Сейчас изготавливается много хлебобулочных изделий пригодных в пищу во время поста. На них есть специальная пометка, обозначающая это.

Многие православные выпекают хлеб сами. При этом они добавляют в тесто для хлеба и лук, и грибы, и ягоды, и изюм, и орехи. Все эти виды хлебов разрешены, так как они содержат только растительные продукты.

Можно есть в пост несдобное печенье, постные пироги, постные пряники. Все это легко приготовить в домашних условиях или купить в магазине, во время поста все это находится в продаже. Часто хлеб, разрешенный в пост, выпекается при храмах.

Белый хлеб в пост

Можно ли в постные дни и Великий пост белый или домашний хлеб

  1. Молебен Покрову о благополучии
  2. Молебен от проклятия
  3. Молебны о детях
  4. Молебен Пантелеймону Целителю

В Православной Церкви соблюдение постов и постных дней – одна из важнейших традиций. Верующие люди по возможности, в соответствии со здоровьем, соблюдают календарь постных дней и следят за ним.

Прежде чем поститься, необходимо взять благословение у священника и понять, насколько вы в силах выдержать Устав Церкви относительно поста – у него есть послабления. Из года в год обычай поститься находит новых последователей. Люди хотят очиститься и духовно, и телесно. Это прекрасное желание, однако традиция поститься имеет ряд нюансов, а также собственную историю.

Как правильно поститься в постные дни, длительные посты и перед причастием, В нашей статье мы расскажем о таком нюансе, как хлеб в пост – часто люди, не зная, скоромятся, нарушая пост хлебом.

Великий Пост: с чего начать

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

Полного церковного Устава могут придерживаться только монахи, однако по вашему усердию вы тоже можете соблюдать такой пост. В рядовые постные среду и пятницу не разрешается

В длительные посты в понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и разрешается заниматься сухоядением , но только после вечернего богослужения.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить. Помните, что необходимо восполнять питательные вещества в организме. В пост ограничиваются животные белки, поэтому восполняйте их растительными

Ешьте больше овощей – на кашах и картофеле быстро набирают вес. Пробуйте баклажаны, брокколи, цветную капусту, нут; используйте больше растительного масла (оливкового, подсолнечного и других).

Часто спрашивают, можно ли в пост сладости? В действительности, лучше иногда воздержаться от шоколада, но поесть молока и рыбы, потому что сладостями мы балуем себя. Есть и постные сладости – их тоже нужно есть в меру, раз вы решились на аскетические ограничения.

Каждый человек может найти сладость в пост по своему вкусу. Вопрос лишь в том, чтоб потреблять их умеренно:

мармелад на пектине или агар-агаре – природном желатине;

маршмеллоу, то есть зефир не на яичных белках;

желейные конфеты, грильяж и помадки в постном шоколаде;

карамель и леденцы любого вкуса;

горький шоколад (без содержания молока и сухого молока, без яичного порошка);

продукты из семечек и орехов: халва, козинаки, орехи, можно в горьком шоколаде;

сухофрукты и цукаты;

орехи в разноцветной глазури (не в молочном шоколаде).

Не поститесь до сильной слабости, советуйтесь со священником о посте, чаще причащайтесь.

Мера поста

Новичкам стоит начинать поститься постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Если хотите соблюдать пост, стоит посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.

Также есть особый аскетический подвиг – сухоядение, который лучше исполнять только по благословению духовника.

Домашний хлеб

Под запретом в пост белый хлеб, сдоба: в нем есть масло и яйца, которые как продукты животного происхождения запрещены в пост. Сдобные сухари и сухари из булки также запрещены.
Можно попробовать сделать собственный хлеб в хлеборезке или духовке. В таком случае, он не должен содержать упомянутые выше животные белки.

Читайте также:
Православие и либерализм: отношение церкви и мнение священников, совместимы или нет, тонкости и ответы на частые вопросы

Какой хлеб едят в пост

В пост люди переходят на ржаной и заварной хлеб, ржаные хлебцы, соевые сухарики. Если вы хотите истинно и строго держать пост, следите – на упаковке хлеба не должно быть указано, что хлеб содержит молоко, масло, яичный белок или яичный порошок.

Пост и диета, похудение

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

При беременности, в болезни – душевный мир и спокойствие, здоровье матери и ребенка, а пост второстепенен! Вся церковная жизнь в это важное время должна приносить вам духовное утешение и душевный мир, а не лишать через пост и постоянное присутствие на богослужениях сил.

Очищение души молитвой и постом

Известно, что посты имеют Евангельское установление. Уже Господь Иисус Христос в начале Своего земного служения пребывал в пустыне 40 дней и постился.

Посты длительные – традиция, установившаяся уже в первые века христианства. Они установлены Церковью, чтобы мы к светлым праздникам пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом. Господь и Его Матерь нуждаются не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.

Отметим, что пост как таковой нельзя назвать праздником – каждый пост является лишь приготовлением к торжеству Пасхи, Рождества, Успения, памяти святых апостолов, – однако символически посты называются духовным праздником. Всем христианам было положено хранить ряд постов, что дошло и до наших дней:

Великий, – высчитывается за 47 дней до Пасхи, которая является переходящим праздником, завершается праздником Входа Господня в Иерусалим. Всю следующую Страстную седмицу верующие также строго постятся до Пасхи.

Петров – также считается через 50 дней после Пасхи, сразу в следующий за Духовым днем (понедельник после праздника Пятидесятницы) день. Завершается от 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла (то есть 11 июля – последний постный день).

Успенский – единственный пост, который посвящен Деве Марии. Начинается 14 августа – в праздник Происхождения (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними), завершается в праздник Успения

Рождественский пост начинается 28 (15 – по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Также в среду и пятницу каждую неделю, кроме определенных, православные христиане постятся в воспоминание предательства Иудой Господа Иисуса (в среду) и Распятия Господа (в пятницу).

Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Великий пост – особые правила

В Великий пост со Страстного понедельника начинаются особые вечерние службы. В Страстной четверг все христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, ведь это день, когда Христос установил Таинство Причастия. Вечером в Страстной Четверг совершается служба Двенадцати Евангелий (о Распятии Христа), утром в Страстной Пяток (пятницу) читаются Царские часы (также о события Четверга и Пятницы Страстной седмицы, эту службу часто пропускают, поскольку она во многом повторяет Двенадцать Евангелий), днем совершается служба выноса Плащаницы, вечером – Погребение Христа (с длинным соборным чтением стасидий – особых стихов о значении смерти Христа). Утром в Страстную Субботу совершается особая утренний, священники уже одеваются в белые предпасхальные одежды.

Венчает все ночной крестный ход, Пасхальная заутреня и Литургия пасхальной ночью с субботы на воскресенье.

Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия – они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

Праздник – окончание поста

В окончании поста нельзя резко переходить на разрешенные продукты, употреблять их в большом количестве. Жирные яйца, мясные копчености (особенно свинина и свиное сало), творожные пасхи, которые делают с большим количество масла – все это, съеденное, опять же, с жадностью может перегрузить печень и другие органы ЖКТ. Не впадайте в чревоугодие, не портите своих трудов.

Читайте также:
Православие и ЗОЖ: отношение церкви и мнение священников, когда и чем можно заниматься

И, конечно, в пост и в завершающие посты праздничные дни необходимо причащаться, то есть за утренним богослужением Божественной Литургии приступать к Святым Христовым Тайнам.

Отметим, что День рождения – не повод для окончания поста. Его лучше перенести на ближайшие выходные, когда разрешается рыба. Так делают многие и нецерковные люди, ведь в субботу и воскресенье просто легче собрать на свой праздник родных и друзей.

Можно использовать и молочные продукты, чтобы не смущать не постящихся друзей и близких. Ассортимент магазинов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино в субботу и воскресенье дозволяется даже по Уставу.

Да хранит вас Господь и подаст вам силы поститься!

Можно ли есть хлеб в пост?

Постное меню содержит самые простые блюда, еда не должна отвлекать от главного — поклонения Богу и молитвенного состояния в течение дня. Многих православных верующих интересует вопрос — можно ли употреблять хлеб в постные дни.

Хлеб в пост — основная еда, приготовленная по особым рецептам, наполняет тело в пост жизненной энергией.

Какой хлеб можно кушать в пост

Христиане, строго придерживающиеся всех правил православия, в течение года 200 дней проводят в посте, усмиряя свою плоть для преодоления соблазнов и очищения от грехов. В течение постов, а их четыре на протяжении года, есть дни, к которым предъявляется особое требование — употребление постной пищи без термической обработки.

Постными являются продукты, при приготовлении которых не используются продукты животного происхождения:

  • мясо;
  • сало;
  • молочные продукты;
  • яйца.

В определенные дни есть запрет на прием рыбы и растительного масла, поэтому если вы решили следовать всем требованиям поста, тогда следует при покупке хлеба нужно смотреть состав продуктов. Многие верующие научились выпекать хлебные изделия дома, при этом они абсолютно спокойны насчет соблюдения правил поста.

Читайте о постах:

Воздержание в постные дни не означает диету, это особый вид ограничения не только в разнообразии пищи, но и в ее количестве. Усмирение плоти может начаться с постного кофе, ведь он является напитком, от которого трудно отказаться. Для тех, кто привык все кушать с хлебом, нужно ограничить и его употребление.

Совет! Если пост — усмирение плоти, то отказ от кофе, хлеба и особо любимых продуктов, даже постных, как раз будет отвечать поставленной задаче.

Можно ли употреблять хлебобулочные изделия из белой муки опять же каждый решает сам. Если белый хлеб в виде маленького кусочка берется к постному супу, это одно, а если приготовить подобие пирожного, используя варенье или мед, это уже удовольствие, которое, как бы, не совсем уместно во время особенно строго поста.

Совет! Каждый человек сам выбирает режим питания во время поста, для решения этого вопроса лучше всего посоветоваться с духовным наставником.

Ведь больным сахарным диабетом запрещен белый хлеб, а для людей, страдающих болезнями печени, не рекомендован черный. Суть ведь не в хлебе, в воздержании. Народные умельцы научились готовить хлеб со льном или кукурузный, с добавлением овощей и сухофруктов, при этом спокойно обходясь без яиц и дрожжей.

Любимый многими хлеб «Бородинский» по рецепту выпекается без добавления скоромных продуктов по особой технологии, основным ингредиентом его является ржаная мука. Сытный, питательный черный хлебушек даже с водой быстро дает насыщение, и убивает чувство голода. При монастырях есть свои пекарни, в них выпекают различные хлебные изделия, в том числе постные, для монахов, которые питаются только водой и хлебом.

Хлеб употреблять можно, а его количество каждый определяет сам, ибо обжорство даже постными продуктами — грех.

Чудесной альтернативой хлебным изделиям являются хлебцы, выпеченные из измельченных зерен различных злаков. Хрустящие, тоненькие ломтики прекрасно подойдут как к первым блюдам, так и в виде десерта. Не содержащие дрожжей хлебцы особенно полезны детям, старикам и немощным, страдающим заболеванием ЖКТ.

Дрожжевой хлеб в пост не запрещен, но ограничивая свой рацион, человек должен понимать, что его организм просит очистки от всех грибков и добавок. Принятие в пищу хлебобулочных изделий, изготовленных на дрожжевой закваске, является выбором и решением самого верующего, а греха здесь нет.

Лепешки

Для молодых или очень занятых хозяек самым быстрым станет приготовление лепешек с добавлением разнообразных овощей и зелени.

Для их приготовления нам понадобится:

  • 200 л воды;
  • 300 г муки цельнозерновой;
  • ½ ст. л. соли;
  • 1 стакан смеси овощей, добавлять по желанию, подойдет перец болгарский, вяленые помидоры, чеснок, оливки и любая зелень.
  1. Смешать воду и соль.
  2. Постепенно всыпать муку, постоянно помешивая тесто.
  3. Добавить измельченные овощи.
  4. Разогреть сковороду.
  5. Тонкораскатанную лепешку положить на сковороду и обжарить с двух сторон.
  6. Готовую лепешку слегка сбрызнуть водой, чтобы она не рассыпалась и стала мягкой, а не хрустящей.
Читайте также:
Как читать Библию: основные правила и особенности, с чего начать и какую выбрать, советы для начинающих

Складываем все лепешки в пакет и отправляем на хранение в холодильник. Срок хранения — не более трех дней.

Ирландский содовый хлебушек

Это хлебное изделие вызовет удивленные взгляды как близких, так и друзей, когда вы подадите его как в виде бутербродов, так и отдельного блюда.

  • 2 стакана муки пшеничной;
  • 2 стакана ржаной муки;
  • 2 стакана муки овсяной (можно смолоть в кофемолке хлопья);
  • 0,5 стакана измельченных орехов;
  • 70 мл растительного масла;
  • ½ ст. л. соли крупного помола;
  • ½ ст.л. соды питьевой;
  • свежевыжатый сок 1 лимона;
  • 3 стакана воды.
  1. Смешать все виды муки, соль, соду и орехи, тщательно перемешать.
  2. В воду влить лимонный сок и растительное масло.
  3. В водно-масляный раствор тонкой струйкой всыпать мучную смесь, при постоянном помешивании теста.
  4. Тесто вымешать вручную до состояния вареничного, дать отстояться 20минут. Еще раз вымешать.
  5. При необходимости можно добавить муку и сформировать батоны.
  6. Форму для выпечки смазать растительным маслом и посыпать на выбор:
  • мукой;
  • крупномолотым льном;
  • сухарями;
  • кунжутом.

В разогретую духовку поставить форму с батонами на 20-30 минут. После выпечки хлебушек накрыть кухонным полотенцем.

Картофельный хлеб

Этот хлеб уникален своей удивительной мягкостью, но быстро сохнет, поэтому не стоит готовить его впрок.

  • пшеничная мука — 0,5 кг (при необходимости добавить);
  • вода или отвар после картофеля — 1 стакан;
  • 2 картофелины;
  • растительное масло — 4 ст. л.;
  • сухие дрожжи — 8 г;
  • сахар — 1 ч. л.;
  • соль — ½ ст. л.
  1. Картофель очистить, порезать на мелкие кубики, чтобы лучше разварился, и поставить вариться до полной готовности.
  2. После варки отвар слить в посудину, в которой будет замешиваться тесто с учетом его поднятия. Если отвара мало, добавить теплую воду.
  3. Сделать из картофеля однородную массу без комочков.
  4. Добавить 3 ст. л. растительного масла.
  5. В слегка теплом отваре развести дрожжи, сахарный песок и соль, тщательно вымешать.
  6. В эту смесь добавить картофельное пюре и снова все перемешать.
  7. В случае наличия комочков можно воспользоваться миксером или блендером для достижения полной однородности смеси.
  8. Теперь добавляем муку, подсыпая понемногу. В зависимости от качества муки тесто может «взять» большее или меньшее ее количество.
  9. Вымешиваем тесто плотностью, как на вареники, до полного отставания от рук.
  10. Смазываем тесто и миску подсолнечным маслом и оставляем на 40-50 минут для поднятия.
  11. Подошедшее тесто тщательно обмять и оставить на второй подъем на 20-25 минут.
  12. Доску для теста посыпать мукой и снова вымешать тесто, сформировав из него 1- 2 батона.
  13. Противень смазать растительным маслом, покрыть пергаментом и выложить на него батоны, сделав на них косые надрезы, оставить еще на 15-20 минут под полотенцем.
  14. Разогреть духовку до 200 градусов и выпекать хлебушек в течение получаса.

Хлебушек разноцветный

В послании Матвея (Матв. 6:16) мы читаем о том, что пост не является временем уныния, а духовной радости. Яркий, разноцветный хлеб вызовет улыбку и наполнит душу радостью.

  • 1/2 стакана воды;
  • ¼ стакана сильной газировки;
  • 20 г сухих дрожжей;
  • 1 кг муки;
  • 150 мл масла растительного, лучше оливкового;
  • 200 г семолины или манки со знаком Т;
  • по 1/2 стакана сока моркови и отварной свеклы;
  • 250 г свежего шпината, из него приготовить пюре;
  • 1 ст. л. соли;
  • 1 ст. л. сахара.

С этим хлебушком предстоит немного «поиграть», но результат того стоит.

  1. Приготовить четыре глубоких, не сильно больших миски.
  2. В каждую миску всыпать 5 г сухих дрожжей и по пол чайной ложки сахара, развести подогретой газировкой, влив по 10 мл в каждую порцию.
  3. Оставить опару на четверть часа в тепле.
  4. Приготовить соки. Морковный сок приобретет более насыщенный цвет, если в него добавить 1 ч. л. сока вареной свеклы.
  5. Шпинат отварить в 100 мл воды. Готового пюре должно быть также ½ стакана.
  6. Муку и семолину разделить на 4 части.
  7. В каждую посудину с опарой всыпаем постепенно муку, добавляем по 25-30 мл растительного масла, немного соли и все перемешиваем до образования мягкого теста, которое будет отставать от рук.
  8. Четвертой емкостью будет опаре на воде, тесто — белого цвета.
  9. Количество муки в каждой емкости может быть различным, поэтому вводить ее надо частями.
  10. Получив четыре плотных, эластичных колобка, отправляем их в теплое место для подъема на 1,5-2 часа, при этом нужно тесто пару раз обмять.
  11. Теперь «включаем» фантазию и формируем разноцветный хлебушек, выкладывая разноцветные колбаски из теста в любом порядке.
  12. Сформированное тесто оставляем в тепле до увеличения в 2 раза.
  13. Выпекаем в хорошо предварительно разогретой духовке 40-45 минут при температуре 200-220 градусов.
Читайте также:
Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

Готовый горячий хлебушек смазать растительным маслом и дать «отдохнуть» под салфеткой.

Пусть в вашем доме всегда будет светло, радостно и пахнет хлебом. Приятного аппетита!

Можно ли в пост есть хлеб и если можно, то какой?

Постное питание предполагает отказ от продуктов питания, полученных от теплокровных животных. То есть в дни поста рекомендуется воздерживаться от молочных и мясных продуктов, яиц и мяса птицы. Под запретом сыры, колбасы и прочие мясные деликатесы. Можно есть злаки, овощи, в определенные дни разрешены растительные масла, рыба и морепродукты.

Является ли хлеб продуктом, который можно употреблять в пост?

Хлеб можно употреблять в пост, но не всякий. Нужно внимательно смотреть на состав хлеба, который вы собираетесь купить. Дело в том, что для производства некоторых видов хлеба используются яйца или яичный порошок, растительные масла, иногда — молоко или сухой молочный порошок. Яйца и молочные продукты обычно используются для сдобного теста, пирожков, калачей и так далее. Растительное масло может добавляться и в обычный хлеб. Оно разрешено не во все дни поста, поэтому стоит сверяться с календарем >>

Белый хлеб. Тут нужно внимательно читать состав продукта и убедиться, что на этикетке нет молока, яиц или яичного порошка, маргарина. Часто белый хлеб готовится без всех этих продуктов, поэтому он разрешен в пост. Другой вопрос, что часто белый хлеб воспринимается как излишество, а пост — это период воздержания и ограничения. Поэтому можно встретить мнение, что белый хлеб в пост запрещен. Но если хлеб не содержит скоромных продуктов, перечисленных выше, формально он разрешен.

Черный хлеб. Большинство видов черного хлеба готовится без использования скоромных продуктов, часто ржаной или дарницкий хлеб не содержат даже сахара, что может прийтись по вкусу тем, кто не только постится, но и сидит на диете. Отметим, что наличие сахара не делает продукт запрещенным в пост.

Цельнозерновой хлеб. Он делается на усмотрение производителя, поэтому нужно внимательно читать этикетку, чтобы понять, используется ли при производстве масло, молоко или яйца. Чаще всего цельнозерновой хлеб — постный продукт.

Дрожжевой хлеб. Наличие в хлебе дрожжей не делает этот продукт скоромным. Дрожжи — это специальный вид грибков, они не имеют никакого отношения к теплокровным животным. Но хотим отметить, что действительно бездрожжевым хлебом является только армянский лаваш или еврейская маца, то есть тонкий, не пористый хлеб. Толстый пышный хлеб обязательно имеет в составе дрожжи, даже если производитель утверждает, что он сделан на закваске без дрожжей. В закваске грибки все равно есть, даже если они не привнесены в нее специально, это так называемые дикие дрожжи.

Пита. Это арабская лепешка из муки грубого помола. Для теста используются мука и вода — и все. Нет даже сахара и соли. Поэтому пита — постный продукт и может использоваться для постных бутербродов и сэндвичей.

Лаваш. Тонкий армянский лаваш не содержит даже дрожжей, его делают из муки, воды и щепотки соли. В толстый грузинский добавляют дрожжи и сахар, но все равно это постный продукт.

Чиабатта. Итальянский хлеб из муки, воды, дрожжей и соли. Часто с добавлением оливкового масла, поэтому его нельзя есть в дни сухоядения и тогда, когда рекомендована постная горячая пища без масла.

Багет. В традиционном французском багете нет ни масла, ни молока, ни яиц. Так что его можно употреблять в пост.

Хала. Еврейский хлеб, который готовится без молочных продуктов, но с большим количеством яиц. Поэтому евреи могут подавать его и на мясной, и на молочный стол, а вот православные — не смогут есть во время поста.

Булочки для бургеров. Даже если вы заказываете бургер с овощами или фалафелем, он может быть скоромным. Очень часто в булочки для бургеров добавляют яйца и сливочное масло. Нужно уточнять у продавца или повара. Еще часто бургеры и бутерброды делают на бриоши, а это точно не постный хлеб (см. выше).

Хлеб для тостов. Это тот хлеб, куда добавляется сухое молоко и яичный порошок. Именно им хлеб для тостов обязан своей высокой пористостью. Так что в пост от него придется отказаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: