Православие и ЗОЖ: отношение церкви и мнение священников, когда и чем можно заниматься

Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту

Здоровый образ жизни и занятия спортом становятся модным увлечением современных людей. Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, вредная пища привели к тому, что даже молодые люди стали страдать от заболеваний, которые раньше встречались только у стариков.

Поэтому многие, кто хочет сохранить здоровье на всю жизнь, решают искоренять вредные привычки. Но всегда ли спорт и забота о своем теле идут на пользу христианину? Что говорит православие о здоровом образе жизни? Попробуем разобраться.

Какая польза от спорта для христианина

Очень часто в православной среде, особенно среди недавно уверовавших людей, бытует мнение, что любые занятия спортом — это культ тела. Человек считает, что любое совершенствование свое тела является греховным, поскольку тело — это тлен, и заботиться надо только лишь о здравии своей души.

Это заблуждение основано на преувеличении: действительно, православному христианину не пристало стремиться во что бы то ни стало иметь идеальную фигуру, а все силы тратить на укрепление здоровья и продление жизни. Но, с другой стороны, тело — это сосуд души, и оно тоже нуждается в любви и заботе.,

О христианской жизни:

  • Как использовать масло святой Матроны Московской
  • Молитва в недоумении, как поступить
  • Церковные суеверия: как их отличить от истинной веры

Важно! Совершенно неправильно полностью отсекать любую заботу о теле, нужно просто выстроить правильную иерархию ценностей и целей в жизни.

Конечно же, для любого православного христианина главная цель — спасение души. И крепкое здоровье (если не делать его главной заботой всей жизни) может очень помочь в этом деле. Физически крепкому и выносливому человеку легче стоять на долгих службах, легче совершать поклоны и молитвенные правила. Здоровый человек может позволить себе тратить много сил на помощь ближним, его активность можно использовать для миссионерской и просветительской деятельности.

Любое дело в жизни важно совершать с Господом в сердце, и спорт — не исключение. Если человек не ставит цель накачать красивые мышцы, чтоб потом соблазнять ими всех вокруг — спорт пойдет только на пользу.

Еще один огромный плюс занятий спортом — тренировка терпения и силы воли. Как невозможно без усилий добиться результатов физических упражнений, так невозможно и в духовной жизни чего-либо достичь без терпения и упорства. А эти качества личности как нельзя лучше взращиваются регулярными тренировками.

Система здорового образа жизни не только не противоречит православным канонам, но даже помогает их выполнять. Каноны в широком понимании направлены на искоренение основных грехов и страстей. С другой стороны, все грехи и страсти негативно сказываются на здоровье человека.

К примеру, чревоугодие вызывает массу проблем со здоровьем, но не меньше вредит и душе. Итак, любой грех, любая страсть действует и на духовном уровне, и на физическом. Очищая душу, человек облегчает и функционирование организма. Но есть и обратная закономерность — укрепление тела можно использовать как путь для укрепления духа.

Каким спортом можно заниматься православному христианину

По словам апостола Павла, верующему человеку все позволительно, но не все полезно. Для того, чтобы занятия спортом принесли пользу, нужно сразу исключить направления, связанные с языческими или другими антихристианскими учениями. В первую очередь, это йога, различные виды восточных гимнастик, где тесно соединяются физические и духовные практики.

Важно! Занятия оккультными практиками, направленными на активизацию различных энергий в человеке, чревато серьезными духовными проблемами. Православный христианин должен избегать таких занятий, тем более что, не составит труда найти безопасный вид спорта.

Если человек не является профессиональным спортсменом, а хочет заниматься исключительно для собственного здоровья, отлично подойдут занятия лечебной физкультурой, групповые фитнес-тренинги, тренажерный зал.

Очень полезно приобщаться к физической культуре всей семьей — это не только объединяет, но и оздоравливает всех членов семьи. Если есть маленькие дети, отлично подойдут командные увлечения — лыжи, коньки или ролики, велосипед.

Выбор того или иного направления — дело очень индивидуальное, и нужно учитывать как физическую форму и подготовку, так и духовное состояние человека.

Практические советы по организации здорового образа жизни для православных

Здоровый образ жизни включает в себя не только физическую нагрузку. Это целый комплекс мероприятий по оздоровлению и поддержанию организма в хорошей форме. И первое, с чего надо начинать — это питание.

О вреде чревоугодия православие говорит очень много, поэтому духовных препятствий для выстраивания полезного рациона нет. Православный человек, соблюдающий посты, со временем привыкает ограничивать себя в пище и ему гораздо легче будет отказать себе в чем-либо запретном.

Многие верующие говорят, что для начала им было достаточно просто соблюдать все посты и постные дни, согласно уставу церкви, и они очень быстро начинали чувствовать улучшение своего здоровья.

Животная пища необходима человеку, как источник незаменимых питательных веществ, однако, ее избыток так же вреден, как и недостаток. Временное ограничение такой пищи очищает организм, помогает бороться с лишним весом. С духовной точки зрения, пост — необходимый инструмент духовного роста и борьбы со страстями.

Многие современные тренера говорят о вреде поста для тех, у кого повышены физические нагрузки. Это обусловлено тем, что для эффективной мышечной работы требуется большое количество аминокислот, которые содержатся в пище животного происхождения (в основном, в мясе). Поэтому не следует во время поста ставить себе какие-то серьезные спортивные цели. Лучше их перенести на дни мясоеда, а в пост давать щадящие нагрузки.

Кроме развития силы воли, пост помогает очистить рацион от вредной еды. Большинство колбас, кондитерских изделий, майонезов, полуфабрикатов является не только вредной, но и непостной пищей. Исключая на время пищу животного происхождения, человек автоматически оздоравливает свой рацион. Временный отказ от мяса не будет вреден для здорового человека, а вот польза от исключения вредных продуктов очевидна.

Читайте также:
Православие и курение: отношение церкви и мнение священников, упоминания в Библии, тонкости и нюансы, грех или нет

О питании во время поста:

Для того чтобы не впасть в крайность и не сделать здоровый образ жизни кумиром, нужно внимательно следить за своей внутренней духовной жизнью. Православный человек должен постоянно задавать себе вопрос «Зачем я это делаю?». Если ответ уходит в плоскость тщеславия, гордыни, если личные достижения выставляются на всеобщее обозрение с целью получения похвалы — нужно пересмотреть подходы к ЗОЖ .

Практически, если человек ведет внимательную духовную жизнь и регулярно посещает храм, у него не должен сформироваться перекос в сторону заботы о своем теле. Духовная жизнь требует много усилий и времени, и верующий человек должен, прежде всего, удовлетворять духовные потребности.

В жизненной иерархии христианина Бог всегда должен быть на первом месте, поэтому, если стоит выбор, куда отправиться — в храм или на тренировку — христианин всегда выберет храм. Но при этом никто не запрещает ему так выстроить график занятий, чтобы они не попадали в одно время с церковными богослужениями.

Важно! Таким образом, занятия спортом и в целом организация здорового образа жизни не только не противоречит канонам православной церкви, но даже способствует их выполнению.

Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано, и глупо считать, что влияние на тело не сказывается на душе. И, напротив, очищая себя духовно, мы укрепляем себя и физически.

Православным о здоровье

(Интервью с игуменом Петром (Мещериновым),
руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи
при Свято-Даниловом монастыре, г. Москва)

– Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (то есть пренебрегают им). Грубо говоря – считают они – в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

– Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига. Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни. которые уже и приходится терпеть поневоле.

– Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи). Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье. Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, так как он имеет массу обязанностей перед ближними. Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние… То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если – да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

– Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите. Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение. В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т.п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

– Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

– В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

– Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (то есть чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

– Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

– Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

– Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир. Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

Читайте также:
Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

– Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

– Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

– Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

– По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

– Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

– Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

– Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

– Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение». Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься. но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

– «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего. » (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

– По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

– Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней. ». Нет ли здесь противоречия?

– Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болезнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

– В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

– Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье. Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), – говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни. А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

– В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

– Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не применяют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

– Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

– Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви. Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

– Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

– Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

– Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен… Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».
Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби игумена, – ответил ему отец Силуан, – молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135). Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» – мог бы назвать самовнушением).

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

– Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми. Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением. Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т.п. Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

Православие и спорт

“Ты спор­том увлёк­ся? Нель­зя пра­во­слав­но­му, это к куль­ту тела при­ве­дёт”, — из опа­се­ний мамы за сво­е­го 35-лет­не­го сына. В дей­стви­тель­но­сти, мож­но или нель­зя пра­во­слав­но­му зани­мать­ся спор­том? Пред­ла­га­ем чита­те­лю рас­суж­де­ния на тему сов­ме­сти­мо­сти заня­тий спор­том с пра­во­слав­ным мировоззрением.

Мно­гие миряне, лишь толь­ко обре­тя веру, начи­на­ют отно­сить­ся к спор­ту как к неду­хов­но­му дела­нию. По сему заня­тия физи­че­ской куль­ту­рой опре­де­ля­ют­ся как грех и отсе­ка­ют­ся. Это одна из при­чин, по кото­рой в хра­ме мы заме­ча­ем нема­ло сгор­бив­ших­ся муж­чин и жен­щин с выда­ю­щи­ми­ся впе­рёд живо­та­ми. Хоро­шо это или пло­хо, рас­суж­дать слож­но. О дви­же­ни­ях серд­ца зна­ет Гос­подь, сам чело­век и его духов­ник. Если заня­тия спор­том иску­ша­ют хри­сти­а­ни­на настоль­ко, что вво­дят, к при­ме­ру, в тще­сла­вие, гор­дость и меша­ют духов­ной жиз­ни, и вправ­ду сто­ит креп­ко поду­мать о их мере. Напри­мер, про­фес­си­о­наль­ный спортс­мен дол­гое вре­мя может про­жить в покло­не­нии сво­им куб­кам и меда­лям, тще­сла­вить­ся пер­вен­ством, или же про­сто релье­фом сво­их мышц. Когда в этом состо­я­нии чело­век начи­на­ет вку­шать пло­ды хри­сти­ан­ской духов­ной жиз­ни, пагуб­ность тако­го отно­ше­ния к спор­ту и телу ста­но­вит­ся столь оче­вид­ной, что он может оста­вить про­фес­си­о­наль­ные заня­тия. Сто­рон­ним наблю­да­те­лям это пока­жет­ся стран­ным и нело­гич­ным, одна­ко само­му быв­ше­му спортс­ме­ну будет доста­точ­но регу­ляр­ных домаш­них тре­ни­ро­вок. И уж поверь­те, он нисколь­ко не будет чув­ство­вать себя неудачником.

Конеч­но, при­ве­ден­ный при­мер — не повод отно­сить­ся к про­фес­си­о­наль­но­му спор­ту как к сата­нин­ской дея­тель­но­сти. Спор­тив­ный труд может явить­ся сту­пень­кой к встре­че с Богом.

Рас­смот­рим при­ме­не­ние физ­куль­ту­ры и спор­та к жиз­ни обыч­но­го миря­ни­на. Каков вред и како­ва поль­за заня­тий спор­том для совре­мен­но­го пра­во­слав­но­го при­хо­жа­ни­на, живу­ще­го духов­ной жиз­нью? Для это­го обра­тим­ся к пас­тыр­ской прак­ти­ке свя­тых отцов. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник реко­мен­до­вал гим­на­сти­ку тем, кто зани­ма­ет­ся умствен­ной дея­тель­но­стью. Свя­ти­тель Васи­лий (Пре­об­ра­жен­ский) и пра­вед­ный Алек­сий (Мечёв) так­же сове­то­ва­ли сво­им духов­ным чадам тре­ни­ро­вать­ся для раз­ви­тия физи­че­ской силы и борь­бы с праздностью.

Кто-то может воз­ра­зить: ведь у более ран­них свя­тых отцов мы не нахо­дим таких сове­тов. Вер­но, но взгля­нем на жизнь совре­мен­но­го горо­жа­ни­на. Чем боль­ше раз­ви­ва­лась циви­ли­за­ция, тем боль­ше про­грес­си­ро­ва­ла гипо­ди­на­мия — ослаб­ле­ние тела вви­ду скуд­ной физи­че­ской актив­но­сти и сидя­че­го обра­за жиз­ни. (См.: Насколь­ко уко­ра­чи­ва­ет­ся жизнь чело­ве­ка во вре­мя сиде­ния) Взять, к при­ме­ру, хотя бы совет­ские вре­ме­на, когда огром­ное коли­че­ство людей тру­ди­лось в сель­ском хозяй­стве. Им не нуж­но было при­ду­мы­вать себе допол­ни­тель­ные физи­че­ские нагруз­ки. Эти люди были силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми. Мно­гие из них, став в насто­я­щем бабуш­ка­ми, удив­ля­ют­ся, как могут так мно­го болеть 25-лет­ние пар­ни и девуш­ки. Да, тогда жилось в стране нелег­ко. Мно­гим и воду холод­ную при­хо­ди­лось при­но­сить, и печ­ку топить в квар­ти­ре (!), что для совре­мен­ных людей немыслимо.

Что же, отклю­чим теперь воду и ста­нем её при­но­сить на себе? Это было бы весь­ма стран­ным реше­ни­ем. Луч­ше, навер­ное, поду­мать о том, что делать с физи­че­ской актив­но­стью жите­лей мега­по­ли­сов, сре­ди кото­рых, кста­ти, и наши дети.

Взгля­нем, к при­ме­ру, на сред­ние реко­мен­да­ции по дви­га­тель­ной актив­но­сти Все­со­юз­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры. Итак, усред­нён­ные нор­мы заня­тий физ­куль­ту­рой (часов в неделю):

Зани­ма­е­тесь ли вы столь­ко физ­куль­ту­рой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Хри­сти­а­нин, как извест­но, все­гда зада­ёт себе вопрос: для чего мне это? Внеш­ние дей­ствия долж­ны нести опре­де­лен­ную поль­зу, что­бы этим зани­мать­ся. Так для чего хри­сти­а­ни­ну зани­мать­ся физ­куль­ту­рой и спортом?

Преж­де все­го, рас­смот­рим физи­че­скую “обо­лоч­ку”. Спорт и физи­че­ские тре­ни­ров­ки — это хоро­шее само­чув­ствие, укреп­ле­ние сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, опор­но-дви­га­тель­но­го аппа­ра­та. У пра­во­слав­но­го чело­ве­ка мно­го обя­зан­но­стей. Забо­та о близ­ких, учё­ба или рабо­та (ино­гда и то, и дру­гое), труд на при­хо­де во сла­ву Божию, волон­тёр­ство… Дума­ет­ся, все согла­сят­ся, что пра­во­слав­ные живут более насы­щен­ной жиз­нью, чем свет­ские люди. Ска­жем, для мно­гих людей явля­ет­ся подви­гом встать в вос­кре­се­нье в том же часу, что и в буд­ние дни. Веру­ю­щий чело­век в меру сво­их сил ста­ра­ет­ся упра­вить дела “на совесть”, это тре­бу­ет нема­лых тру­до­вых затрат. У физи­че­ски непод­го­тов­лен­но­го хри­сти­а­ни­на порой может про­сто не остать­ся сил на молит­вен­ное пра­ви­ло. Сло­вом, совре­мен­но­му пра­во­слав­но­му чело­ве­ку нуж­но всё успеть и мак­си­маль­но каче­ствен­но. Это­му вполне могут помочь физи­че­ские тренировки.

Читайте также:
Монастырский пирог: рецепты, советы и особенности приготовления

Спорт и физ­куль­ту­ра — это отлич­ные анти­де­прес­сан­ты. Часто при­хо­дит в голо­ву вопрос, поче­му рань­ше не было столь­ко нуж­да­ю­щих­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи? Ещё в сере­дине XX века людям при­хо­ди­лось мно­го зани­мать­ся физи­че­ским тру­дом. К при­ме­ру, моей бабуш­ке, живу­щей на съём­ной квар­ти­ре в про­вин­ци­аль­ном горо­де в 60‑х годах, при­хо­ди­лось при­но­сить воду, рубить дро­ва, топить печь, а нуж­но было ещё пости­рать, сго­то­вить. С 3 меся­цев ребён­ка отда­ва­ли в ясли, шли рабо­тать и при­бе­га­ли кор­мить “по часам”.

Люди тогда пере­но­си­ли опыт пре­одо­ле­ния физи­че­ских труд­но­стей в пси­хо­ло­ги­че­скую плос­кость, полу­чая есте­ствен­ные анти­де­прес­сан­ты: “Всё, спра­ви­лась, смог­ла. Сил нет, усну­ла”. Я счи­таю, одной из при­чин усу­гу­бив­ших­ся у совре­мен­ных людей пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем отсут­ствие нор­маль­ной физи­че­ской активности.

Далее лежит очень тон­кая грань меж­ду пси­хо­ло­ги­че­ским и духовным.

Кто как не спортс­ме­ны зна­ют, что если думать о том, как на тебя посмот­рят, ниче­го не полу­чит­ся? Они каж­дый раз испы­ты­ва­ют на тре­ни­ров­ках, как важен настрой. Сколь­ко бы ты ни падал, важ­но встать и дви­гать­ся впе­рёд, делать это дело, не опус­кать руки. Люди, зани­ма­ю­щи­е­ся спор­том, пусть и люби­тель­ским, зна­ют, как важ­но дви­гать­ся, когда кажет­ся, что уже нет сил. Шаг впе­рёд и вот оно “вто­рое дыха­ние”. Людям спор­та хоро­шо зна­ко­мо, когда физи­че­ски вро­де бы дела­ешь то, что и обыч­но, а резуль­тат нуле­вой. Они зна­ют, что такое “здесь и сей­час”, что такое отре­шить­ся от полу­че­ния резуль­та­та и радо­вать­ся про­цес­су. Спортс­ме­нам хоро­шо извест­но, как слож­но вос­ста­нав­ли­вать фор­му после пере­ры­ва в тре­ни­ров­ках. Им хоро­шо извест­но, что спор­тив­ный резуль­тат дости­га­ет­ся толь­ко через труд, пот, боль, слё­зы. Не прав­да ли, это цен­ные иллю­стра­ции духов­ных законов?

Важ­но, что опыт физи­че­ской актив­но­сти может ока­зать неоце­ни­мую помощь в духов­ной жиз­ни. Напри­мер, побу­дить к молит­ве тогда, когда, кажет­ся, нет сил. Не нару­шать ритм духов­ной жиз­ни, пото­му что горь­ко будет ощу­щать рас­тра­ты и тру­дить­ся по их вос­пол­не­нию. Ста­рать­ся забо­тить­ся о сего­дняш­нем дне и не забе­гать дале­ко вперёд.

Отдель­но нуж­но ска­зать о том, что спорт улуч­ша­ет внеш­ний вид чело­ве­ка. Так ли это важ­но? Ока­зы­ва­ет­ся, да. И хри­сти­а­ни­ну в том чис­ле. С точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии внеш­ний вид — это невер­баль­ный (бес­сло­вес­ный) спо­соб обще­ния. Что мы, пра­во­слав­ные, хотим сво­им внеш­ним видом ска­зать свет­ско­му миру? Что пра­во­сла­вие — это вера, кото­рая всех дела­ет суту­лы­ми и некра­си­вы­ми? Или же, что мы — образ Божий, пре­крас­ные хра­мы Свя­то­го Духа? К сожа­ле­нию, часто наши близ­кие заме­ча­ют лишь суту­лость и высту­па­ю­щий живот. Порой это так­же отвра­ща­ет от веры, как и попыт­ки их насиль­но воцерковить.

Мы укра­ша­ем зда­ния хра­мов. Как было бы пре­крас­но укра­сить храм нашей души чисто­той, здо­ро­вьем, ров­ной осан­кой, физи­че­ской силой, скром­ной, но кра­си­вой одеж­дой и дру­гим бла­го­об­ра­зи­ем. И здесь сно­ва в помощь физ­куль­ту­ра и спорт. Но и в этом слу­чае нуж­на ого­вор­ка. Забо­та о внеш­нем, как мы зна­ем, не долж­на зани­мать все мыс­ли пра­во­слав­но­го, мешать его обыч­ным делам и осо­бен­но духов­ной жиз­ни. Полез­но при­слу­ши­вать­ся к сове­сти и чув­ство­вать ту грань, когда здо­ро­вая забо­та о теле пере­хо­дит в уго­жде­ние плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Преж­де все­го, необ­хо­ди­мо отсечь духов­но опас­ные виды физи­че­ской актив­но­сти, кото­рые тес­но пере­пле­те­ны с оккульт­ны­ми прак­ти­ка­ми, такие, напри­мер, как йога, тибет­ская гим­на­сти­ка и др. Жела­тель­но поду­мать о том, что­бы вид спор­та был без­опас­ным для жиз­ни, не был излишне рискованным.

Для детей тре­бу­ет­ся что-то увле­ка­тель­ное — само­кат, вело­си­пед, конь­ки, роли­ки. Если роди­те­ли, напри­мер, ката­ют­ся на роли­ко­вых конь­ках вме­сте с детьми, это про­сто заме­ча­тель­но. Здесь физи­че­ская нагруз­ка, сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, воз­мож­ность вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са на лич­ном при­ме­ре и мно­го дру­гих пози­тив­ных моментов.

В каж­дом слу­чае выбор вида спор­та будет инди­ви­ду­аль­ным. В опа­се­нии вре­да, кото­рый может при­не­сти кон­крет­ный вид спор­та духов­ной жиз­ни кон­крет­но­го чело­ве­ка, нуж­но так­же глу­бо­ко раз­би­рать­ся, к каким стра­стям склон­на его душа. Напри­мер, склон­ным к тще­сла­вию и гне­ву, пожа­луй, луч­ше не выби­рать команд­но-сорев­но­ва­тель­ные виды спор­та (фут­бол, бас­кет­бол, волей­бол и др.). Под­рост­кам же порой, наобо­рот, будут полез­ны эти игры, что­бы научить­ся рабо­тать в коман­де, раз­де­лять побе­ду на всех, пре­одо­ле­вать пси­хо­ло­ги­че­ские барьеры.

Сло­вом, выбор вида и уров­ня физи­че­ской актив­но­сти для каж­до­го пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на инди­ви­дуа­лен и зави­сит от мно­гих фак­то­ров, в т. ч. и духов­ной жиз­ни. Здесь нет и не может быть одно­знач­но­го для всех реше­ния. Выбор необ­хо­ди­мо делать с рас­суж­де­ни­ем, кото­рое по сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка “в ново­на­чаль­ных есть истин­ное позна­ние сво­е­го душев­но­го устро­е­ния… В сред­них оно есть чув­ство, кото­рое непо­гре­ши­мо раз­ли­ча­ет истин­но доб­рое от есте­ствен­но­го и от того, что про­тив­но доб­ро­му… В совер­шен­ных рас­суж­де­ние есть нахо­дя­щий­ся в них духов­ный разум, даро­ван­ный Боже­ствен­ным про­све­ще­ни­ем, кото­рый сво­им све­тиль­ни­ком может про­све­щать и то, что есть тем­но­го в душах дру­гих”. Поль­зу­ясь рас­суж­де­ни­ем и сове­том духов­ни­ка, мы пере­ста­нем мучить батю­шек на фору­мах вопро­са­ми “мож­но ли пра­во­слав­ным зани­мать­ся спор­том” и сде­ла­ем новый шаг в сто­ро­ну духов­ной зре­ло­сти, ответ­ствен­но­сти за свою жизнь.

Беседы с батюшкой. Спорт, физическая культура и православие

Православие и спорт

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Читайте также:
Православный крест: виды и значение, размеры, форма и пропорции

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Читайте также:
Женское служение: темы и идеи, проповеди, роли и задачи в церкви

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Тело или дух

В своих речах и текстах рупоры православия всё время повторяют разными словами вывод: увлечение развития тела мешает развитию духа. И выражение “в здоровом теле — здоровый дух” у них в зачёт не идет. В уже упомянутой статье в “Православие и мир” эта фраза разобрана и проанализирована. Исходный текст на латыни “Orandum est ut sit mens sana in сorpore sano”, автор статьи переводит точнее: “Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум” или в более современном варианте: “Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!”

Вывод, на взгляд Зожника, довольно несовременный, ведь к бодибилдингу, о котором так грубо отзывается церковь, в статьях приравнивается вообще любой профессиональный спорт. То есть как бы можно, но, как пишут в популярном твиттер-акаунте, “грешновато”.

Ответ одного из представителей православия на интернет-форуме:

Или другой ответ – священника Константина:

В то время как конкурент РПЦ в нише “христианство” — Католическая церковь — активно осваивает молодежь, официально одобряя брейк-дэнс, к примеру, православие активно это новое поколение теряет.

Для полноты картины дополним тему другими высказываниями православных священнослужителей о фитнесе и бодибилдинге на форумах в интернете:

“Ну, а если мужа не устраивает толщина жены. Может ли та поприседать со штангой для похудения?”

Наконец, ещё пару слов о профессиональном спорте от мастера спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратного чемпиона России, обладателя Кубка мира, настоятеля храма Святого пророка Илии священника Сергия Поперечного:

Сергий Поперечный. Иллюстрация: pravoslavie.ru

И если серьёзно, то, на наш взгляд, Поперечный прав, причём, независимо от того, верующий вы или нет. Спорт, нагрузки, да даже любое серьёзное дело выявляют недостатки человека. Если слабак, то под штангой сразу видно. А у Зожника вот вылезло, что мы “умники, которых не спрашивают”, так и хочется поставить на место.

Читайте на Зожнике:

Самые дорогие фитнес-залы в мире

Почему вредны термопояса и обматывание пищевой пленкой

43 малоизвестные фотографии Арнольда Шварценеггера

Все дневные рационы и рецепты с КБЖУ



Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

С большим удовольствием прочитал ваш ответ на вопрос о теории эволюции. Но тогда такой вопрос возникает: А как Православная Церковь относится к палеонтологии, к палеонтологии как к науке и к тому, что находят палеонтологи? Вопрос возник из ответа монахини, которая твёрдо стоит на том, что “Бог создал землю и всё живое на ней за 6 дней”, а динозаврам с их миллионолетней историей места в этом графике нет.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым “методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К.Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К.Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.

Читайте также:
Рецепты кухни седьмой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» начинает формироваться «эволюционная палеонтология». Дарвинизм не является наукой. Он представлял собой разновидность идеологии, оказавшейся весьма востребованной в условиях нарастающего массового неверия. Термины “дарвинист”, “дарвинизм”, “борьба за существование” за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какой не доставалось ни одному ученому. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские системы: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики – дал этому учению, назвав его Дарвинизмом. Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было – ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии – не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п.. Однако, если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное для обозначения целой философской системы весьма обычно. Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение). Возникла парадоксальная ситуация: хотя палеонтология с каждым десятилетием опровергала дарвинизм, сама она все больше и больше оказывалась в плену у этой философии. А опровергала палеонтология дарвинизм тем, что показывала отсутствие переходных форм. Если бы учение Дарвина было бы верным, то должны были бы быть миллионы переходных форм. Сам Дарвин понимал, что это подрывает его гипотезу. Он говорил, что палеонтология еще молода, ей предстоит открыть эти формы, подтверждающие эволюцию. Что мы имеем полтора века спустя? Вот мнение ученых: «Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова – наоборот, этот факт относится к разряду «секретов Полишинеля» в палеонтологии. И, несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после Дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса – промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули» (Р.Юнкер, З.Шерер. История происхождения и развития жизни). Приведу оценку еще одного представителя науки: «За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь – лошадь) – это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время – австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо являются более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель» (доктор физико-математич. наук Г.А.Калябин. Взгляд математика на христианство и науку в историческом аспекте). Достаточно вспомнить историю с т.н. питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне, верхнюю часть черепа. В 1892 г. метрах в 15 от этого места выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. Лишь в конце жизни Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.

Читайте также:
Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Один из самых крупных динозавров диплодок (diplodocus) был около 28 метров в длину. Размеры отдельных особей синего или голубого кита доходят до 30-33 м., а вес до 130-150 т. Из систематики динозавры не выпадают. Они относятся к классу рептилий, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры и крокодилы. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? У нас нет основания для категорического утверждения. Слова этого, действительно, нет, потому что оно появилось в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). Однако в Библии есть описания огромных животных. Мы не можем исключить, что это о крупном динозавре: как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их (Иез.32:2); из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис.14:29). Но если даже нет о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. Приведу пример. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тиранозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад. Насколько ненадежны принятые методы датировок, можно судить по некоторым примерам. Было проведено исследование потока дацитовой лавы, образовавшейся в 1986 г. в новом куполе вулкана Сан-Хеленс (штат Вашингтон). Датировка показала от 0,35 до 2,8 миллионов лет. На самом же деле лава образовалась в 1986 г., т.е. 10 лет назад. «Неопределенность исходных данных приводит к неопределенности результатов. Так, множество различных проб пород лавы с Гавайских островов, возникновение которых докумен­тируется 1800-1801 годами, по калиево-аргоновому методу дают возраст 160 х 10 6 – 2 х 10 9 лет, в то время как их истинный возраст достигает 166-167 лет» (Р. Юнкер, З. Шерер. История происхождения и развития жизни). Чем объяснить сохраняющуюся монополию эволюционизма в биологии? Духом времени, для которого характерно массовое неверие. Доктор физ.-мат. наук, проф. В.С.Ольховский объясняет: «Почему же так живуча эта доктрина? Каковы причины её живучести? Их немало. Прежде всего, это гипнотическое воздействие, сила привычки и остаточный конформизм после длительной монополии этой доктрины в государственных учебных программах средних школ и вузов многих стран. А монополия эта была обусловлена свыше ста лет тому назад тем, что доктрина эволюционизма стала якорем спасения слабеющего секулярного гуманизма, порождённого иллюзиями Просвещения и сциентизма, а затем ряда течений атеистической идеологии и идеологии Новой Эры, несмотря на то, что ряд выдающихся учёных подвергал теорию универсальной эволюции серьёзным сомнениям и научной критике». От гипноза эволюционизма избавляет человека мысль о Творце, ибо невозможно истинному ученому, проникающему в тайны этого мира, не увидеть изумляющую ум премудрость в его строении. «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А.Эйнштейн).

Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л.Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».

Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Еще нет и двухсот лет, как были найдены первые кости динозавров. Со временем сформировалась наука, изучающая останки древних ископаемых под названием палеонтология. К настоящему времени найдено десятки тысяч костей древних животных, что кажется, ставит под сомнение некоторые постулаты христианского вероучения о сотворении мира. Как же объясняет динозавров христианство?

Что говорит Библия о динозаврах

Само слово «динозавр» было придумано в XIX веке зоологом Ричардом Оуэном, когда начали находить первые останки этих животных, перевести его можно как «страшные ящеры». То есть Библия не знает такого слова. Однако в ней можно найти подтверждение существования таких животных.

  1. Бог в пятый день творения создает пресмыкающихся, птиц и рыб «по роду их». Род — это общее понятие, предполагающее включение в себя видов, одним из которых и могли быть ископаемые ящеры.
  2. Как известно, динозавры вымерли – сведения об этом мы находим в библейском рассказе о всемирном потопе, когда Ной также брал на ковчег животных «по роду их», проводя своеобразный отбор животных. Можно предположить, что Ной не захотел брать на борт тех животных, которые мы теперь называем динозаврами.
  3. Есть и прямые указания в Библии на неких невиданных животных, которые существовали в прошлом, например: «Как чудовище в морях кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез. 32:2) или «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29).

Читайте о Библии:

Также и история пророка Ионы, который попал в чрево огромной «рыбы», которая в русском переводе Библии трактуется как «кит» свидетельствует о динозаврах. Но это существо было гораздо больше современных китов и наверняка являлось реликтом, выжившим после потопа, так как это животное было морским ящером. Таким образом, Библия упоминает о динозаврах, но только использует иные термины и понятия.

Важно! Следует помнить о том, что Священное Писание это собрание книг не по зоологии, географии, физике, биологии или другим естественным наукам. Предназначение их в другом: это повествование о человеке и его взаимоотношениях с Богом.

Отношение Церкви к палеонтологии

Наука всегда оперирует фактами, эти факты можно опровергнуть другими фактами или же доказать их неопровержимость. С этой точки зрения ,палеонтология как строго научная дисциплина всегда вызывала вопросы не только у церковных деятелей, но и у ученых.

В данной отрасли научного знания есть всегда только фрагмент останков некоего животного или целый комплекс этих фрагментов. Но это ничего не дает для дальнейшего научного анализа, а только пищу для различных реконструкций специалистов в области зоологии и других наук.

Со стороны Церкви есть вполне обоснованные претензии к методам, которые применяются в палеонтологии.

  1. Определение возраста останков древних животных оставляет много вопросов. Современные ученые оперируют миллионами лет, основываясь на сомнительных методах датировки: к примеру, возраст лавы, застывшей в штате Вашингтон в 1986 году 28 лет, но согласно современным способам измерения ее возраст 2,8 млн. лет.
  2. Был случай нахождения в останках тиранозавра, возраст которого определялся в 70 млн лет костных клеток, мягких тканей и даже красных кровяных телец. Что в принципе невозможно, так как все эти компоненты разлагаются в ближайшие сотни лет максимум, но никак не в течение десятков миллионов лет.

Важный момент еще состоит и в том, что создатели палеонтологии Жорж Кювье, Жан Агассис не были сторонниками теории эволюции Дарвина. Сторонники креационизма, т. е. создания мира Богом и неизменяемости видов, указывают на то, что до сих пор палеонтологами не найден ни один промежуточный вид среди ископаемых останков животных. А то, что эволюционисты пытаются представить как развитие вида, является подлогом.

Об отношении православия к различным наукам:

Мнение священнослужителей

Взгляды Церкви формируются верой и основываются на авторитете Святых Отцов и учителей Церкви. Они зафиксированы в письменных источниках, где есть их высказывания. Однако останки древних животных хоть и обнаружили еще в античности, но обсуждать эту проблему начали только в наше время. В писаниях Отцов мы не сможем найти ответ на этот вопрос.

Но по этому поводу есть высказывания некоторых современных священнослужителей, которые вполне авторитетны в данной теме и по благодати являются наследниками Отцов Церкви древности.

  1. Богослов епископ Василий (Родзянко) говорит о том, что Библия говорит языком того народа и времени, к которому она обращается, т. е. к древним евреям, но при этом Священное Писание говорит и с нами, а значит это язык символов.
  2. Современный проповедник, миссионер, апологет и богослов иеромонах Иов (Гумеров), признавая тот факт, что такие животные могли существовать на земле и это никак не противоречит Библии, в то же время отрицает все способы эволюционистов обосновать свою теорию о естественном отборе видов.

И одно из доказательств — кистеперая рыба, которая живет в Индийском океане и она никак не эволюционировала за миллионы лет, как это представляли сторонники эволюции.

Почему Библия ничего не говорит о динозаврах?

Почему Библия ничего не говорит о динозаврах, кости которых и сегодня находят археологи?

Ученые считают, что они жили миллионы лет назад, а Церковь утверждает, что миру нет и 10 тысяч лет. Как быть с этими вопросами?

Сергей Кравец

Отвечает протоиерей Владимир Долгих, преподаватель КДАиС:

– В данном вопросе затронуты две большие темы (динозавры и проблема возраста Земли), внятно рассмотреть которые в рамках одного небольшого ответа не получится, поэтому отмечу лишь несколько интересных фактов.

Начнем с того, что Библия – это не научная книга, а Моисей и прочие ее авторы не ставили перед собой цель описать научную картину мира. В Библии не только о динозаврах нет прямых упоминаний, но и многих других живых существах. Более того, сам термин «динозавр» был придуман сэром Ричардом Оуэном в 1841 году, поэтому, по ясным причинам, Моисей не мог о нем знать.

Возраст мира, определенный семью с половиной тысячами лет, весьма условный, так как подсчет этот делался во II-III веках на основании продолжительности жизни библейских персонажей. К нему нужно относиться как к простой христианской традиции. Также важно разделять возраст Вселенной и возраст Земли, но здесь мы окунемся в еще одну очень большую тему.

Мы видим, что принятая сегодня в научной среде картина мира, по некоторым фундаментальным вопросам, входит в конфликт с библейским повествованием и христианским мировоззрением. Но не стоит обольщаться, так как ученые (в таких случаях), к сожалению, нередко руководствуются не мотивами независимых исследователей, а общепринятыми парадигмами, стремясь истолковывать те или иные научные свидетельствах в рамках этих самых парадигм.

Приведем пример относительно нашей темы. К началу ХХ века, в области геологии, общепринятой стала униформистская теория происхождения Земли, предполагающая несколько миллиардов лет ее возраста. Эта теория заменила господствующую до этого, катастрофическую теорию, подразумевающую также возможность такого явления, как потоп.

В 1923 году американский геолог Харлен Бретц опубликовал результаты своих исследований каньона в юго-восточной части штата Вашингтон, в котором хорошо видны геологические слои. Этот ученый умел мыслить самостоятельно и предположил, что исследуемые им образования сформировались в результате крупного наводнения. Этот вывод вызвал бурю противостояния мнений в геологических кругах, длившуюся 40 лет. Бретца, занимавшего должность профессора геологии в Чикагском университете, называли заблудшим и нуждающимся в обращении, недопустимо возвращающимся в мрачное средневековье и т.д. Нужно понимать, что все эти призывы звучали не в какой-то секте, а в профессиональной научной среде.

Второй пример относится к теме динозавров. В 90-х годах ХХ века профессор университета Северной Каролины Мэри Швейцер, изучая срезы костей тираннозавра, обнаружила в них и сосуды и эритроциты. Понятно, что такая сохранность кровеносных клеток исключает многомиллиардность возраста этих ископаемых останков.

Сама Швейцер не спешит напоминать научному миру о своем открытии. В 2003 году она написала обзор по теме исследования останков динозавров, но при этом не сделала ссылок на свои прежние труды. По этому поводу доктор биологических наук А. Н. Лунный отметил следующее: «Такого ваш покорный слуга за четверть века не встречал ни в одном обзоре: чтобы не ссылались на свои же работы, будучи, притом, ведущим специалистом в данной области и имея основополагающие публикации. Налицо, так сказать, какой-то «тайный замысел».

Доктор М. Швейцер в 2003 г., видно, опасается цитировать саму себя за 1994-1997 гг. В самом деле – прослывет «слепой пособницей креационистов», и финансирование работ по грантам весьма ужмется. А за такое профессор Дж. Хорнер (Jack Horner), шеф М. Швейцер, по головке ее, наверное, не погладит.

Вследствие того, что полученные молекулярными палеонтологами наиболее важные результаты в значительной степени подрывают основы их научной идеологии (базирующейся на теории эволюции), эти результаты самими же молекулярными палеонтологами подвергаются неверной интерпретации и даже замалчиванию. Последнее является дополнительным свидетельством ненаучности эволюционной, неодарвинистской гипотезы и ее идеологической ангажированности.

Ко всему сказанному можно еще добавить, что существует мнение, что динозавры жили с людьми и в ближайшее к нам время. Иначе, как можно объяснить содержащееся в английской хронике 1405 года описание дракона, очень схожее с внешностью дилофозавра, или наличие на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла гравировки с изображением животных, напоминающих завроподов.

В XV веке ни одни скелет динозавров еще не был найден, соответственно возникает вопрос: как авторы упомянутых памятников могли так точно передать внешность этих существ?

Говорить можно еще очень и очень много, споры вокруг затронутых тем не утихают в научном мире и сегодня. Если хотите немного подробней разобраться в данных вопросах, начните с доступной в сети книги Ариэля Роса «Наука открывает Бога». А в отношении идеологической атмосферы научной среды полезным будет труд Томаса Куна «Структура научных революций».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: