Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Православные кулинарные традиции в России, посты и праздники

Во все времена религия оказывала особое действие на кулинарные традиции народов мира. Фактически все известные религиозные теории содержат определенные нормы, регулирующие питание согласно учениям о греховности и праведности. Формирование религиозных убеждений невозможно без понимания психологии, без приспособления православных догм и определенных правил народами к их быту, что обусловлено родом занятий, привычками людей, их образом жизни, ну и, конечно же, питанием.

В древней Руси религиозное верование тесно переплелось с язычеством, приняв его традиции. Но вскоре этими обычаями стали пренебрегать, а затем вообще искоренили их. Некие отголоски того времени, а именно верования, приметы и ритуалы, становились неотъемлемой частью русской православной культуры. Так, «народный календарь», который отображал лишь периодичность исполнения сельскохозяйственных видов работ, стал взаимосвязанным с церковью, и теперь отмечаются важные даты с привязанностью к религии. К примеру, запреты в пище во время поста, в целом, совпадают с протеканием беременности и отела у домашних животных. Таким образом, немало рекомендаций, касающихся именно питания, весьма актуальны сегодня. Хотя с экономической точки зрения правила церковного календаря нынче не имеют большого значения.

Благодаря проверенному столетиями опыту современная медицина (и официальная, и нетрадиционная) в своей деятельности пользуется и активно внедряет полученный опыт в жизнь, ведь он весьма целесообразен и соответствует образу жизни, национальным вкусам, климату.

Роль постов в Христианстве

Особое влияние на возрождение традиций на Руси, связанных с питанием народа, произвела религия. В наши дни религиозное осознание все чаще просыпается в народе, и такое понятие как пост все больше превращается в реалии, играя немаловажную роль в системе питания. Постом называют строгое воздержание от некоторых видов пищи в назначенный период (дни или недели). Религиозными запретами предписано много разных постов: многодневные – Рождественский, Великий, Апостольский (Петров) и Успенский; однодневные – сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста господня, каждые среда и пятница на протяжении всего года, исключая дни Святок. Соблюдение поста требует перехода с особо питательной пищи (мясные, молочные продукты) на менее калорийную продукцию (в основном рыба и растительная пища). Поэтому и начали разделять пищу на постную и скоромную.

Христианство – самая распространенная религия на Руси, склонна к тому, что из-за несоответствия духовного и плотского начал человечеству необходимы упрощенные способы ограничивания. Пост соблюдали великие мыслители, в число которых входили Пифагор, Леонардо да Винчи, Плутарх. Но кулинарные традиции русской кухни богаты на разнообразие постных блюд. Православный календарь позволяет чередовать многодневные посты днями праздников, когда готовятся разнообразные кушанья, что является настоящей гордостью русских кулинаров.


Христианская церковь предписывает верующему человеку вести сдержанный образ жизни. Такой завет в полном объеме касается и питания. Церковь укоренила посты для того, чтобы духовные убеждения верующих превозносились над физическими нравами. Существует представление о том, что съеденные продукты живого происхождения отрицательно влияют на духовные способности, а именно, что такая пища способствует разжиганию страстей, останавливая движение к духовным высотам, и противодействует развитию энергетических каналов. Даже племена, что не приобщены к современной цивилизации, принужденно переходили на «подножий корм», тем самым пробуждая в себе стремление к духовному развитию.

Посты и праздники в России

Основные грекокафолические посты и празднования правильнее будет определять по церковному календарю, согласно которого начало года, или сугубо по христианскому – церковное новолетие, припадает на 1 сентября, что соответствует 14-му числу по новому стилю. Именно в этот период с жатвы и начинался год, когда матушка-природа щедро угощала русских крестьян своими дарами.

Рождественский пост

Первым в году вступает в силу многодневный пост на Рождество Христово, продолжительность которого с 28 ноября по 06 января. Этот пост отличается не значительной строгостью, так как не требует особых ограничений в еде. Запрещено употребление молочных продуктов, мяса и животных жиров, но разрешается приготовление пищи на подсолнечном масле, а также выпивать вино. Исключая еженедельные среду и пятницу, до 19 декабря можно кушать рыбу. Затем, начиная с 20 декабря, рыбное питание допускается только по выходным (субботу и воскресенье) и строго запрещено в остальные дни недели. От растительных масел и вина стоит воздержаться в среду и пятницу. Такой пост позволит организму очиститься после богатого осеннего пищевого разнообразия.

День перед Рождеством

Канун Рождества в России именовали сочельником. В сей день за столом сходится все семейство. Следуя традициям, заранее приготавливают 12 блюд, соответствуя численности апостолов Христа. Однако столы ими не накрывают до появления первой звезды в небе. Небесное светило провозвещает рождения Спасителя, и только потом состоится торжественный ужин, который складывается из сочива – соединение варенных пшеничных зерен и свежего меда. В список Рождественского меню праздничных кушаний входили кутья, пироги с разнообразной начинкой, блюда из рыбы . Издавна рыба считается символом Христианства и в сегодняшние дни является обязательным атрибутом рождественской трапезы. Хотя в последнее время христиане позаимствовали некие культурные традиции протестантских стран, введя в «моду» праздничную запеченную свинину, что, например, у немцев является символом счастья. Нередко на столах можно встретить гуся или утку с яблоками.

Святки

Далее наступает период Святок (с 7 по 19 января). В эти дни все воздержания от «запретных» продуктов отменяются, поэтому все люди веселятся, пьют и едят. Считается, что в период Святок по земле бродит нечистая сила, в связи с чем гадание имеет смысл. Неотъемлемым атрибутом этого времени стали колядки – поздравление хозяев песнями и стихами о Христе. Взамен дети одарены фигурками различных птиц и зверей. Ужин перед Крещением обязательно должен быть постным, напоминая застолье Сочельника, где обязательно должны присутствовать кутья и взвар.

Читайте также:
Благодатный огонь: что это, история и значение, чудеса и традиции схождения, особенности церемонии

Накануне Великого поста

Неделю перед Великим постом общепринято называть Масленицей. Подобный праздник не относится к христианским, но церковь, смирившись, включила его в список религиозных праздников и отметила в православном календаре «сырной» неделей, поскольку употребление мяса строго запрещается, а разрешены молочные продукты. Основным яством торжественной недели признаны блины , что начинены исключительно молочной продукцией: сливочное масло, сметана, творожная смесь. Из семи дней мясопустной недели каждый отдельный день носит оригинальное наименование. Таким образом, понедельник именуют встречей, заигрышом называют вторник, среду принято величать лакомкой, разгульным считается четверг, пятница сравнивается с тещиными вечерницами, суббота, в свою очередь, золовкиными посиделками, ну а общеизвестное название дано воскресенью – прощеный день.

Великий Пост

Самым длинным и суровым запретом считается Великий Пост, периодичность которого длится 7 недель, что проходили перед Светлой Пасхой. Такое долгое время дано верующим для раскаяния и усиленной мольбы, богослужения. Пост предписывает достаточно строгие запреты в питании: верующие должны полностью вычеркнуть со своего рациона питания мясо, рыбу, молоко и соответствующие продукты. Также нельзя применять в употребление растительное масло, стоит сократить число блюд на столе.

Очень важен отказ от спиртного. Имеет место и ограничение в пряностях и приправах, повышающих аппетит, а также сладостях. Однако в период Великого Поста выделяют определенные дни, на протяжении которых верующим стоит вовсе ограничить себя от употребления пищи.

Ниже представлен список допущенных к употреблению продуктов во время Великого Поста:

все натуральные продукты, лучше свежие;

разные соленья, тушеные овощи, замороженные продукты, сушеные овощи и фрукты;

фрукты и ягоды в любом виде;

различные съедобные грибы;

разнообразные виды зерновых и бобовых;

крупы, мука, макаронные изделия;

хлебобулочные изделия, не добавляя в них яиц, молока, жиров;

орехи и семена маслиновых растений;

соки.

Светлое Христова Воскресение

Вслед за строгим Великим постом идет большой праздник – день Светлого Христова Воскресения, или Пасха . Крестьяне празднуют этот день с большим благоговением, величайшей радостью и торжеством. Вареные яйца считаются символом кулинарных традиций в этот день. Они могут быть окрашенные в самые различные цвета. Неотъемлемым атрибутом сего религиозного торжества есть сладкая творожная пасха и сдобный кулич. Как правило, все это освящается в церкви соответствующим религийным обрядом, затем православные верующие впервые после весьма длинного поста разговляются на разнообразные лакомства. Передовым считается яйцо, поскольку съедается в первую очередь, только потом можно приступать к употреблению иных блюд, в наличии которых обязательным составным должно быть мясо и мясные продукты.

Больше половины пасхальной сладости составляет творог (около 60% от массы сдобы). В нее добавляют яйца, сливочное масло, мед, сметану, сахар, различные вкусовые добавки (изюм, грецкие орехи, цукаты, ванильный сахар, корицу, цедру цитрусовых и т.д.).

Издавна к нам пришла традиция печь так называемый «ритуальный» хлеб, что считалось самым важным древне-магическим методом защиты урожая. Кулич – достаточно высокий воздушный хлебец, сверху прикрашенный крестом из теста, разноцветным пшеном и яично-белковой глазурью. Выпекают его из пресного теста, добавляя много масла и яиц. Выглядит такой хлебобулочное изделие весьма пышным, легким и немного ноздреватым. Именно кулич, пасха и кутья считаются непременными блюдами ритуальной еды в религиозные праздники.

Апостольский и Успенский посты

Через неделю по окончанию Святой Троицы начинается Апостольский или Петров пост. Подобное наименование он получил благодаря дню своего завершения, а именно 12 июля, в честь святых апостолов Павла и Петра. Данный пост аналогичный Рождественскому. Изредка этот период еще называют «голодовкой», так как совпадает с теми временами, когда запасы предыдущего года уже закончились, а новый урожай еще не подоспел.

Начиная с середины августа (14-го числа), церковь предписала богомольным еще один весьма строгий пост – Успенский. Длится он недолго, всего лишь до 28 августа. Но это время столь же ограничиваемое в питание, как и при Великом Посте. Именуют его Успенским в память о Пресвятой Богородице, поскольку 28 августа как раз совпадает с днем ее успения, т.е. смерти.

Три Спаса

Широко известны и любимые людьми праздники справляются в августе, под общим названием Спас. Согласно церковному обычаю соответственно их называют Первый Спас, Второй Спас, Третий Спас. Спасовые праздники соединяют между собою дни Успенского периода, а также они связанны со Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом.

Дата 14 августа признана днем Медового Спаса. В православном календаре такое название трактуется как «Происхождение Честных древ Животворящего Христа Господня». Слово «Происхождение» обозначало крестный ход, с которым 1-го августа (по старому стилю) возносился Честной Крест Господний в России и Константинополе. В этот же день, день Первого Спаса, в церкви верующие люди освящают мед, печеные пирожки с маком и коржики.


Второй Спас припадает на 19 августа и именуется как Яблочный, а по-христианскому – Преображением Господним. Своим прославленным Преображением Спаситель хотел показать, каким станут люди в будущем и как тогда преобразится весь земной мир. В этот день принято освящать яблоки и другие фрукты, печеные пироги с яблочной начинкой.


Завершающим религиозным праздником считается Третий Спас. Православные его отмечают в память Нерукотворного Образа Христа. В народе этот день еще именуют «Спасом на полотне» потому, как деревенские люди отмечали данный праздник торгами полотна и холстов. Справляют Третий Спас в конце августа, 29 числа. Часто его величают ореховым или хлебным, поскольку выпекаются пироги из зерен нового урожая и удовольствуются первыми созревшими орехами.

Читайте также:
Православный патриарх - кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

В христианской традиции пища всегда воспринималась как дар Божий

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия “Русь”» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия “Русь”» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Читайте также:
Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Читайте также:
Казанский храм в Тольятти: описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и праздники

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.

Православная кухня – это вкусно! Что едят в Великий пост?

  • Дежавю. Мистическая история – 05.11.2021
  • Что за сила нас уберегла? Мистическая история – 04.11.2021
  • Смерть «в гармошку». Мистическая история – 03.11.2021

При упоминании итальянской кухни вы сразу представите пасту. Японской – суши. Мексиканской – буррито. А если вам скажут назвать блюдо православной кухни? В чём её особенности и отличия от других? Что едят в Великий пост дома, узнаем далее.

Сила семьи в православной кухне

Один из постулатов христианской веры — это семейные традиции. И это тесно переплетается с основой нашего менталитета: семья – это главное. Домашний очаг символизирует силу рода, а еда и застолья сплачивают родных. При этом испокон веков готовкой всегда занималась старшая женщина. Каждая хозяйка имела собственные рецепты приготовления различных блюд, от хлеба до заготовок впрок. Времена менялись, но главной целью домашней кухни оставалось здоровье как душевное, так и физическое. Физическое — понятно почему, а душевное — потому что за столом семья общается, заботится друг о друге, каждый член семьи чувствует уют и поддержку. И православие всячески поддерживает эту традицию по сей день. Однако многие вспоминают о традициях лишь в дни постов, путая сам пост с диетой.

Православная кухня — это не диета!

Рецепты православных блюд отличаются богатством и разнообразием. Даже в пост разрешено есть мясо и другую «запрещёнку» старикам, больным, беременным женщинам, кормящим матерям, детям 14 лет.

Для тех же, кто решил поститься, нет никаких норм ни по количеству блюд, ни по частоте приёмов пищи. Каждый сам решает, когда и сколько ему требуется еды для нормальной жизни и работы. Если человек чувствует себя отлично, следует уменьшать объём пищи, в разумных пределах.

Любое ограничение в продуктах питания не призвано довести верующих до голодных обмороков. Пост лечит тело и душу, ибо в здоровом теле — здоровый дух. Проблемы с ЖКТ, возникшие из-за слишком ярого следования посту, никого к Господу не приблизят. Наоборот, человек будет думать не о Боге и спасении души, а о болезнях и тратах на обследования и лекарства.

На богослужении во время Великого поста говорится: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу». Бог никого не призывает вредить своему здоровью.

Что можно есть, а что нельзя кушать в Великий пост?

Православная кухня во время Великого поста очень проста. Из ежедневного рациона, помимо животной пищи, исключаются все молочные и кисломолочные продукты, даже если их жирность нулевая.

Великий пост приводит организм в норму, и здоровому человеку следует придерживаться схемы питания, испытанной тысячелетиями.

Растительное масло можно добавлять в супы и горячие блюда, а также в выходные и праздники Великого поста. Рыба — постный продукт, но её едят в зависимости от строгости поста, для этого надо свериться с календарём. Например, в пост рыбу можно есть только на Благовещение и на Вербное воскресенье. Икра приравнивается к рыбе и разрешена в постные дни.

Читайте также:
Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Насчёт морепродуктов нет чёткой точки зрения. Считается, что морепродукты можно есть в любой день, когда разрешено растительное масло.

В выходные и праздничные дни любого поста можно выпивать бокал вина в день.

Ни один день не обходится без хлеба, всё зависит от его состава. Покупать в церковной лавке или печь дома — выбор хозяйки.

Постное меню

Постное меню во время Великого поста, в семье не должно слишком отличаться от ежедневного. Каши, сваренные на воде вместо молока, можно заправлять вареньем или мёдом, орехами, сухофруктами, какао, овощными и грибными соусами, специями.

Надо использовать всё разнообразие круп и овощей, тогда домочадцы не поддадутся унынию из-за отсутствия запретных вкусностей. Надо помнить, что пост — это не повинность, он не требует подвига свыше сил.

Для того чтобы постные супы были вкусными, морковь, свёклу, лук и чеснок лучше пассировать, в бульоны добавлять больше специй, можно использовать овощные бульонные кубики. В тарелки добавлять растительное масло. Когда вы распробуете вкус такого супа, то вряд ли захотите сменить это масло на сметану или майонез.

Овощные котлеты, грибы и салаты из овощей и зелени можно есть каждый день. Можно готовить десерты: кремы, муссы, желе, кисели, компоты. В рецептах, где присутствует желатин, его заменяют крахмалом, картофельной мукой или агар-агаром.

Можно и нужно печь блины, заменив в рецепте молочку и яйца на растительное масло. К блинам подойдут все варенья и десерты по соответствующей рецептуре.

Православная кухня и её рецепты после новогодних и рождественских праздников это благо для человека. Кроме очищения духовного, мы можем почистить своё материальное тело от прошедших праздничных застолий и возлияний. И с чистой душой и телом вступить в весенние хлопоты и заботы.

Вкусные рецепты

Православные кулинарные традиции России: Посты и праздники

  • для поста
  • православные традиции
  • Продукты

Православные кулинарные традиции

Пост – это время для физического и духовного возрождения души. Считалось, что он является наказанием за грехи. Первоначально он был очень строг и включал в себя отсутствие еды на протяжении длительного периода, или же разрешалось употреблять хлеб, сырые овощи и воду. А в 1166 году на Константинопольском соборе установились периоды постов.

Православные праздники играют важную роль для христиан. Например, возьмем во внимание такой праздник как Пасха, либо другими словами Светлое Христово Воскресение. Через сорок дней русская церковь отмечает другой праздник – Вознесение Христа, затем – Троица.

Нельзя не отметить также и другие немало важные праздники для христиан: Рождество Христово, Крещение, Три Спаса. Рождественский или Филлиповский пост длится с двадцать восьмого ноября по шестое января – это пост перед Рождеством Христовым. С приходом холодов крестьяне забивали скотину и домашнюю птицу, хотя употреблять молочные и мясные продукты не разрешено, но можно готовить на жиру или растительном масле, пить вино и есть рыбу. Следующий праздник: Сочельник (это день накануне Рождества). Это считается семейный праздник, когда собирается вся семья за круглым семейным столом. Праздничная еда готовится заранее и по традиции на столе должно стоять двенадцать блюд, как и апостолов Христа. Христиане в меню включали кутью, взвар, пироги, щи и блюда из рыбы. До появления первой на небе звезды, разрешалось употреблять сочиво – смесь меда с вареными зернами пшеницы. Далее с 7 по 19 января отмечают святки. Люди ели и пили без ограничений, веселились, гадали. Потому что в период от Рождества до Крещения на земле гуляет нечистая сила.

Масленица или Масленка – это праздник проводов зимы, неделя накануне Великого поста, которая заканчивалась Прощеным Воскресеньем. Главный атрибут Масленицы – блины с растопленным маслом, творогом, сметаной, вареньем или же с икрой и соленой рыбой.

После масленицы наступает самый Великий и строгий пост, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. В это время христиане занимаются духовной стороной: покаянием и усиленной молитвой. Много ограничений в пище: следует отказаться от мяса, молочных и рыбных продуктов, спиртных напитков, приправ, сахара, меда, сладостей. Разрешено употреблять консервированные и свежие овощи, ягоды и фрукты в любом виде, муку, грибы, все виды зерновых, а также бобовых, макаронные изделия, не содержащие яиц и молочных продуктов, семена масличных растений, орехи –кедровые, грецкие, арахис, миндаль, хлебобулочные изделия, зеленый горошек, крупы, томат, баклажанную икру, фруктовые компоты и соки.

«Праздник праздников», Пасха – древнейший праздник всех христиан. Пасха является переходящим праздником. Его дата определяется по солнечно-лунному календарю. Праздник в честь воскресения Иисуса Христа в I веке. Ночью или рано утром в церквях проходит богослужение. Символом Пасхи являются яркоокрашенные вареные яйца, куличи и творожная пасха , которые освящаются в церкви. Сначала съедают яйцо, затем прочие яства, включая мясные. Кулич готовят из дрожжевого теста, творога более 60% от массы пасхи, яиц, сливочного масла, сметаны, сахара или меда, изюма, орехов, цукатов, варенья, ванилина, корицы, цитрусовых фруктов. Он должен получиться легким, пышным и воздушным, сверху поверхность украшают цветным пшеном и белковой глазурью.

Через неделю от Пятидесятницы (Троицы) наступает Апостольский или Петров пост. В пище он похож на Рождественский пост. С 14 по 28 августа начинается еще один короткий, но строгий пост с ограничениями, как и в Великий пост – это Успенский пост. Он запрещает употреблять мясные, молочные и рыбные продукты, и уменьшить употребление растительного масла. «Пришел Спас – бери рукавицы про запас» или «Пришел Спас – ушло лето от нас» именно так говорят про Спас – праздник, с которым связано окончание лета.

Читайте также:
Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

В зависимости от времени созревания плодов Спас отмечали трижды. Первый Спас, медовый, мокрый или Маковея 14 августа. В эту дату в церквях люди святили первый пасечный мед, воду, мак, цветы, пекли коржики с маком и медом, пирожки. Второй – Великий, Преображение Господне или яблочный Спас, припадает на 19 августа. Освящались яблоки, груши, мед и венки цветов, хозяйки выпекали пироги с яблоками. Третий спас – ореховый или хлебный – празднуется 29 августа. Тогда крестьянки готовили пироги из нового урожая зерна и ели первые созревшие орехи. Кухня в России считается самой богатой кухней среди остальных.

Прошло много времени, и православные застолья сохранили в себе обычаи и традиции. Всматриваясь в историю, можно заметить, что православные традиции и обычаи проверены опытом поколений и сохранились до наших дней.

Православная церковь об абортах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Среди православных праздников выделяется день памяти святых мучеников-младенцев, что были убиты в Вифлееме по приказу Ирода. Они еще не знали, но уже пострадали за Христа. Этот день должен праздноваться особенно на территории России, потому что люди здесь ежегодно убивают до 6 млн. детей в утробе матери.

Каково отношение Церкви к абортам и как правильно поступить православным верующим? Подробные ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Мнение церкви

Верующие люди живут в государстве и должны соблюдать его законы и правила. Но что делать, если закон идет вразрез с церковными канонами и Божьими Заповедями? Следует ли менять отношение Церкви к абортам, если государство законодательно разрешает эту процедуру?

Аборт — искусственное прерывание беременности хирургическим путем или медикаментозным вмешательством. Греческий митрополит Мелетий написал книгу, в которой он цитирует адвоката: «Верным доказательством абсолютного нравственного падения нации будет то, что аборт начнет быть делом обычным и абсолютно приемлемым».

Это то, что сегодня можно наблюдать во всем мире, но если в Америке и Канаде верующие люди выходят протестовать, то в странах СНГ долго не было даже такого движения. Отдельные группы людей ведут деятельность, которая направлена на прекращение этой практики, на помощь женщинам, которые попали в трудную ситуацию и сомневаются, но официального законодательно оформленного движения нет.

Некоторые люди не знают позицию Церкви по этому вопросу, но не потому, что она ее не имеет, а потому что им выгодно притворяться несведущими. В то время как Церковь прямо заявляет: аборт — это убийство!

Церковь всегда рассматривала желание прервать беременность как тяжелый грех. По канону, аборт приравнивается к убийству, поскольку по Писанию жизнь человеку дает Бог и это Его дар, который надо с благодарностью принимать.

В Псалтыре царь Давид пишет:

«Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:15-16).

Пророк Иеремия также получил подтверждение от Господа:

«Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1. 5-6).

Разве это не четкое подтверждение того, что всякая жизнь от Господа. Кто такие люди, что позволяют покушаться на этот дар и отвергать его?

Наука подтверждает, что ребенок с первых дней в утробе развивается очень быстро и на 11 неделе уже имеет полностью сформированный скелет, внутренние органы и нервную систему, т. е. уже его сердце бьется, а он может ощущать боль. Поэтому, все утверждения, что пока ребенок не родился — он не живой, это ложь.

В документе «Учение 12 апостолов», древнем памятнике письменности Церкви, четко сказано: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Апологет Афинагор называет женщину, которая решилась на это — убийцей, святитель Василий Великий говорит, что тот, кто умышленно убивает плод во чреве подлежит осуждению как убийца и его слова подтверждаются 91 правилом 6 Вселенского Собора.

Таким образом, четко определяется позиция Церкви по отношению к абортам: делать аборты — страшный грех, а такая женщина считается убийцей и должна понести серьезное наказание за свой грех, как и отец ребенка и врач, совершивший процедуру.

При этом, сделанный втайне аборт дает право отцу расторгнуть брак. Что касательно врачей — Церковь ратует за предоставление им права отказаться от проведения процедуру по моральным убеждениям. Распространение и одобрение абортов воспринимается духовенством как признак угрозы человечеству и морального разложения общества.

Православие и аборт

Православная Церковь не дает благословение на производство аборта ни при каких обстоятельствах, но она не отвергает женщин, уже совершивших такой грех — они обязаны ходить в храм, служить Господу и неустанно просить у Него прощения за совершенный поступок.

Служители могут со снисхождением отнестись к прерыванию беременности только в том случае, если есть угроза жизни матери. Такая женщина не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но обязана исполнять покаянное молитвенное правило, которое определит ее духовником.

Молитвы для тех, кто сделал аборт:

Многие активисты за аборты, говорят, что это выход из сложной ситуации, в которую попала женщина. Но почему-то женщина не убивает себя в проблемах, она ищет выход и находит — убивает ребенка.

Читайте также:
Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Существует масса свидетельств девушек, которых выгоняли мужья, парни и родители, узнав, что она ждет ребенка. Но они не делали аборт, а шли в храм, в социальные службы, центры помощи и рождали здоровых детей, которых им послал Господь. И Он не оставляет ни в какой ситуации, Он всегда дает не только решение проблемы, но и укрепляет в испытаниях и обильно благословляет.

Важно! Поэтому не следует отчаиваться и убивать дитя. Следует молиться и искать помощи, а Господь все усмотрит!

Ответы на вопросы

Существует масса вопросов, которые задают православные верующие и неверующие люди, которые напрямую касаются абортов и отношения к ним. Церковь старается дать ответы на все возникающие вопросы.

Самые распространенные из них:

— Существуют ли какие-либо инициативы в направлении, защищающем позицию Православной Церкви в вопросах аборта?

— Есть достаточное количество разных организаций, чья миссия — это защита ребенка в утробе матери. Среди них центр «Жизнь» и ЦОС по биоэтике при Московской Патриархии. Кроме того, почти каждая епархия имеет при себе подобную организацию. Но, для того, чтобы услышать официальную позицию Церкви не надо создавать организации. Достаточно спросить у любого священника или батюшки, чтобы узнать ответ. Кроме этого, прихожане должны сами иметь активную позицию и влиять на общество в своем круге общения.

— Что должно быть сделано вначале? Если пока нельзя официально запретить проведение абортов, можно ли изменить их статус пока?

— Абсолютное зло — это законодательное разрешение женщине совершать аборт. Пока общество не воспримет благожелательно запрет и это вызовет возмущения и протесты. Это путь раздора, но не мира. Поэтому для начала можно:

  • разделить места, где проводят аборты от роддомов, мест, где дети рождаются. Это цинично, совмещать эти кабинеты, где детей убивают и где им дают жизнь;
  • разделить также и специалистов;
  • запретить рекламу абортов в СМИ, Сети и по телевидению;
  • обязать абортарии предоставлять женщинам информацию, где она может получить социальную поддержку и психологическую помощь, если она не уверена в своем решении. Разрешить и распространить рекламу таких центров помощи в абортариях и женских консультациях.

Православие о деторождении:

— Что делать женщине, которую врач-гинеколог подталкивает к аборту, нагоняя страха и угрожая больными детьми и проблемами со здоровьем?

— Нельзя молчать о психологическом давлении и насилии. Если такое происходит с женщиной она, как минимум, должна оставить жалобу на такого врача его руководству, а как максимум — подать на него в суд.

Конечно, верующие должны быть смиренными, но не тогда, когда дело касается оскорбления и склонения ко греху.

Иисус сказал апостолу Петру «Отойди от меня, сатана!» (Мф. 16:21), когда тот пытался склонить его к неправильному поступку, поэтому верующие также не должны молчать.

Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Как относится православие к абортам?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Искусственный аборт – убийство начавшейся человеческой жизни. Это было совершенно ясно уже Гиппократу (ок. 460 – ок. 377 до Р.Х.): «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария» (Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 87–88). Врачи, делающие аборт нарушают клятву Гиппократа. Святые отцы рассматривали аборт как вид убийства. Правило 2-е святителя Василия определяет: «Умышленно погубившая зачатый во чреве плод подлежит осуждению смертоубийства». VI Вселенский собор постановил: «Жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (Правило 91). В этом же смысле составлено деяние Поместного Анкирского собора (правило 21). Оно назначало 10-летнюю епитимию как женщинам, «истребляющим плод», так и «занимающимся составлением детогубительных отрав».

Зло всегда пыталось оправдаться. Защитники абортов, прежде всего, хотят доказать, что это не является убийством. Так ли это? Богопросвещенным отцам было очевидно, что умерщвляется жизнь. Исследовательские средства, которыми располагает современная наука, это полностью подтверждают. «В тот момент, когда сперматозоид и яйцеклетка соединяются, создается новое живое существо: существо, которое никогда до этого не существовало в истории мира и никогда не будет существовать снова; существо, развитие которого не закончилось, а только начинается; существо, совершенное и содержащее в себе все то, чем оно когда-либо будет; существо, движущееся вперед в упорядоченном процессе роста и созревания» (Джон и Барбара Уиллке. Мы можем любить их обоих, М., 2003, с. 60). На 18-й день начинается биться сердце. Знают ли, женщины делающие аборт, что ребенок их испытывает боль? Бернард Натансон, сам делавший аборты («на моих руках много крови…»), снял фильм «Безмолвный крик». Вот часть текста видеокассеты: «Тень, которая появилась сейчас внизу, рядом с границей экрана, – это вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с “засасывающим” давлением около 55 мм ртутного столба. Вы увидите, как кюретка будет приближаться к ребенку, а он попытается отодвинуться от нее и начнет совершать активные, панические движения. Теперь он движется целенаправленно. Хотя инструмент еще не коснулся ребенка, он уже очень возбужден. Его рот раскрыт. Этот кадр еще повторится в нашем фильме. Вакуум-кюретка нащупывает ребенка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьется быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасности, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей сострадание попытке спрятаться от безжалостного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары еще заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребенок, несомненно, ощущает смертельную опасность. ». Другие, не отрицая, что при этой операции умерщвляется живой организм, пытаются провести мысль о его неполноценности. Идея абсурдная и крайне опасная. В своем логическом продолжении она может быть применена и к родившемуся ребенку, который еще много не умеет (например, говорить). Разве уникальная человеческая жизнь может оцениваться по возрасту или по уровню развития.

Читайте также:
Духовный наставник в православии: кто это, задачи духовного отца, правила выбора и особенности взаимоотношений

Сторонники абортов пытаются стушевать всю остроту правовых и нравственных вопросов ничего незначащими словами: «нельзя лишать женщину права выбора»! Здесь явно или прикрыто проводится абсолютно ложная мысль, что ребенок является ее собственностью или частью тела, которым она может распоряжаться, соглашаясь на ампутацию какого-нибудь органа.

Еще одна позиция. Большинство женщин, делающих аборты, совсем не интересуясь тем, что это убийство человеческой жизни, хорошо знают свои бытовые, финансовые условия, и этого им достаточно, чтобы избавиться от ребенка. Было ли когда-нибудь в прошлом такое притупление совести, когда одному человеку дано абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои жилищные или материальные проблемы!

Сколько совершается абортов? Точной цифры нет, но даже неполная официальная статистика называет около 2,5 миллионов в год в нашей стране (1996 г.). Что-то очень нездоровое и страшное вошло в нашу жизнь. Многие женщины потеряли естественную способность радоваться появлению детей. Из 3 беременностей 2 кончаются умерщвлением ребенка. Откроем святую Библию. В ней все дышит великим родительским трепетом в ожидании новой жизни. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16:21).

Бог наделил мать чувством великой любви к своему ребенку. К царю Соломону пришли две женщины, проводившие греховную жизнь. Одна заспала свое дитя и доказывала, что оставшийся в живых ее ребенок. Царь, знавший материнское сердце, приказал принести меч и дать каждой половину дитя. «И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его» (3 Цар.3:26).

Правовые системы большинства государств разрешают аборты. Попытки законодательно защитить невинные жизни, которые не причинили ни кому никакого зла, пока не дали результатов. Супруги Дж. и Б. Уиллке, много и благородно выступавшие против массового зла, обращаются к законодателям: «В случае, если вы сделаете трагический шаг и узаконите эвтаназию, пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы этот акт совершал не врач. Лучше наймите профессионального палача. Ибо более 2.000 лет люди потому и доверяли врачам, что основной их заповедью было: «Не вреди!». Это доверие было серьезно подорвано узаконенными абортами. Пожалуйста, не разрушайте доверие к врачам окончательно».

«Как Церковь относится к абортам по мед.показаниям.»Прот.Димитрий Смирнов.

Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?

Аборт с точки зрения церкви

Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.

При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.

Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.

Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.

Отношение Православной церкви к абортам

Выдержки из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Читайте также:
Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников


Отношение Православной церкви к абортам. Фото — фотобанк Лори

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта.

Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

В церковь после аборта

Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.

В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.

Церковь об абортах

Искус­ствен­ный аборт рас­смат­ри­ва­ет­ся все­ми рели­ги­я­ми мира как убий­ство ребен­ка. В Вет­хом Заве­те искус­ствен­ный аборт пря­мо не упо­ми­на­ет­ся, но из тек­ста Биб­лии мож­но сде­лать вполне опре­де­лен­ные выво­ды, каса­ю­щи­е­ся абор­та. (см. Биб­лия об абор­те)

Цер­ковь все­гда осуж­да­ла аборт как убийство. Пра­ви­ло 21 Анкир­ско­го собо­ра: “Женам, от пре­лю­бо­де­я­ния зачав­шым, и истре­бив­шим плод, и зани­ма­ю­щим­ся состав­ле­ни­ем дето­гу­би­тель­ных отрав, преж­ним опре­де­ле­ни­ем, воз­бра­не­но было при­ча­ще­ние свя­тых таин до кон­чи­ны: и по сему и посту­па­ют. Изыс­ки­вая же нечто более снис­хо­ди­тель­ное, мы опре­де­ли­ли тако­вым про­хо­ди­ти деся­ти­лет­нее вре­мя пока­я­ния, по сте­пе­ням уста­нов­лен­ным”. Пра­ви­ло 91 6‑го Всел. Собо­ра “Жен, даю­щих вра­чев­ства, про­из­во­дя­щыя недо­но­ше­ние пло­да во чре­ве, и при­ем­лю­щих отра­вы, плод умерв­щ­ля­ю­щыя, под­вер­га­ем епи­ти­мии человекоубийцы”.

Читайте также:
Скрижали Моисея: понятие, смысл и значение в православии, история и виды

Пра­ви­ло 2‑е св. Васи­лия Вели­ко­го: “Умыш­лен­но погу­бив­шая зача­тый во утро­бе плод, под­ле­жит осуж­де­нию смертоубийства. Тон­ка­го раз­ли­че­ния пло­да обра­зо­вав­ше­го­ся, или еще необ­ра­зо­ван­на­го у нас несть. Ибо здесь пола­га­ет­ся взыс­ка­ние не ток­мо за имев­шее роди­ти­ся, но и за то, что наве­то­ва­ла самой себе: поели­ку жены, от тако­вых поку­ше­ний, весь­ма часто умирают. С сим сово­куп­ля­ет­ся и погуб­ле­ние пло­да яко дру­гое убий­ство, от дер­за­ю­щих на сие умыш­лен­но. Впро­чем подо­ба­ет не до кон­чи­ны про­сти­ра­ти пока­я­ние их, но прии­ма­ти их во обще­ние, по испол­не­нии деся­ти лет; вра­че­ва­ние же изме­ря­ти не вре­ме­нем, но обра­зом покаяния”.

Пра­ви­ло 8‑е св. Васи­лия Вели­ко­го: “… даю­щие вра­чев­ство для извер­же­ния зача­то­го в утро­бе, суть убий­цы, рав­но и при­ем­лю­щие дето­убий­ствен­ные отравы”. Треб­ник, чин испо­ве­ди: “Еда ноша­ху былие, во еже не сотво­ри­ти отро­ча, или аще кая напои ложе­сна, еже не зача­ти, (здесь речь идет не толь­ко об абор­те, но и о про­ти­во­за­ча­точ­ных сред­ствах) или яде былие, или пре­сы­ти­ся, и извер­же отро­ча само­хотне. И егда обря­щет­ся, яко нечто сотво­ри, и извер­же само­хотне, убий­ца есть, и запре­ща­ет­ся как убий­ца. Аще же нево­лею по нуж­де неко­ей извер­же дети­ща сво­е­го, еди­но лето да не при­ча­стит­ся: а нося­щая былие, да оста­вит е, и да запре­тит­ся шесть лет, по шесть­де­ся­то­му пра­ви­лу, еже в Трул­ле. (…) Аще же яде былие, или ино что, и отра­ви ложе­сна своя, и кто­му дети не раж­да­ет, яко убий­ца запрещается”.

В рав­ной сте­пе­ни в убий­стве нерож­ден­но­го ребен­ка винов­ны вра­чи, совер­ша­ю­щие искус­ствен­ный аборт, и назна­ча­ю­щие абор­тив­ные сред­ства. Ответ­ствен­ность за убий­ство нерож­ден­ных детей лежит так­же на муже, кото­рый не пре­пят­ству­ет совер­ше­нию женой абор­та, тех, кто дает сове­ты сде­лать аборт, наста­и­ва­ет на абор­те, выпи­сы­ва­ет направ­ле­ние на аборт, рас­про­стра­ня­ет рекла­му абор­та и высту­па­ет за сво­бо­ду абор­тов, про­из­во­дит и про­да­ет абор­тив­ные средства.

Совре­мен­ная цер­ков­ная прак­ти­ка не исполь­зу­ет дли­тель­ные епи­ти­мии за убий­ство нерож­ден­но­го ребен­ка. Тяжесть это­го гре­ха не раз­ли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от сро­ка бере­мен­но­сти и явля­ет­ся тяж­ким пре­ступ­ле­ни­ем про­тив Бога и чело­ве­че­ской жизни. В слу­чае само­про­из­воль­но­го абор­та, про­ис­шед­ше­го по болез­ни или гре­хов­ной неосто­рож­но­сти мате­ри (под­ня­тие тяже­стей, бег, нера­де­ние о сохра­не­нии ребен­ка), св. Цер­ко­вью пола­га­ет­ся совер­ше­ние свя­щен­ни­че­ской “Молит­вы жене, егда извер­жет мла­ден­ца”, кото­рая по сво­е­му смыс­лу носит пока­ян­ный харак­тер. Чте­ние свя­щен­ни­ком “Молит­вы жене егда извер­жет мла­ден­ца” пред­на­зна­че­но толь­ко для само­про­из­воль­но­го абор­та. После искус­ствен­но­го абор­та чте­ние этой молит­вы не име­ет под собой ника­ко­го цер­ков­но-кано­ни­че­ско­го основания.

Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?

Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.

Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.

Духовные последствия аборта

С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?

  1. Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
  2. Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
  3. После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
  4. У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
  5. Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
  6. Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
  7. Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.

Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: