Православная церковная иерархия: чины по возрастанию, особенности каждого сана

Степени священства

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Читайте также:
В чем разница Евангелия и Библии: основные отличия и особенности

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется “архидиакон”.

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Церковная иерархия в православии: белое и чёрное духовенство

Иерархия в православной церкви – представляет собой 3 степени священства в их соподчинённости, а также степени административной иерархии служителей. Давайте разберёмся с ними максимально подробно в сегодняшнем материале.

Иерархия в церкви: основные моменты

Верующие христиане, так или иначе, взаимодействуют с лицами духовенства: при живом посещении храма либо при просмотре видео-трансляций. И если вы даже очень далеки от понимания иерархии в православной церкви, то невольно обратите внимание на то, что каждый служитель обладает своим чином.

На это указывает разный цвет одежды, головного убора священнослужителя, наличие у него украшений с драгоценными камнями или более сдержанных изделий.

Все чины в православии разделены на 2 группы:

  1. Белое духовенство – речь идёт о тех служителях, кому позволено создавать семью, обзаводиться потомством.
  2. Чёрное духовенство – монахи, полностью отказавшиеся ото всех прелестей обычной жизни.

А теперь предлагаю рассмотреть обе категории более детально.

Белое духовенство

Ещё в Ветхом Завете в Библии сохранилась информация о том, что в древности были специальные люди, служившие Богу и церкви. По Писанию считается, что до рождения Иисуса Христа их назначил пророк Моисей. Современная иерархия церковных чинов имеет отсылки именно к ним.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Кто же входит в категорию белого духовенства?

Алтарники (иначе послушники)

Алтарники не являются священнослужителями. Это люди, которые оказывают помощь священникам в храме:

  • следят за тем, чтобы вовремя зажигались все свечи и лампадки, контролируют их безопасность;
  • готовят одежду и прочую атрибутику священнику;
  • готовят кадило, разжигают огонь в нём;
  • вовремя подносят просфоры, вино и прочие составляющие церковного служения;
  • подают полотенца для обтирания губ верующих при таинстве евхаристии;
  • наводят порядок в церкви.

А если возникает такая надобность, то алтарник может позвонить в колокол, прочесть молитву. Однако, ему запрещено прикасаться к престолу, проходить к алтарю от Царских врат. Послушника легко узнать по обыкновенной одежде, на которую набрасывается стихарь.

Псаломщики (или чтецы)

Чтецов также не причисляют к священникам. Их обязанность заключается в чтении молебнов, слов из Библии и их пояснении обычным людям (в особенности, детям). Если псаломщик исполнительно выполняет свои обязанности, то может быть посвящён в иподиаконы.

Чтецам позволено надевать скуфью (шапочка из бархата) и подрясник.

Иподиаконы

Люди без церковного сана, которым разрешается носить орарь и стихарь. При получении соответствующего благословения архиерея, иподиаконы получают возможность прикасаться к престолу, заходить в алтарь через Царские врата.

Стандартная обязанность иподиакона заключается в оказании помощи священнику в проведении службы (омывание его рук на богослужении, подача необходимых атрибутов).

Церковная иерархия в православии схема предлагается к ознакомлению ниже

Иерархия в церкви: священные чины

Никто из перечисленных выше категорий не считается служителем церкви. Речь идёт об обычных людях, желающих стать ближе к Богу и помогать храму. Батюшка решает, могут ли они быть приняты на свою должность. А теперь поговорим о тех санах, которые относятся к священнослужителям.

Диаконы (служители)

Их задача – оказывать помощь в церковном служении священнику, в основном – читать Евангелие. Но сами они не могут вести богослужение или представлять церковь в социуме.

В современном мире должность диакона становится всё менее востребованной, поэтому их количество в храмах уменьшается.

Протодиаконы

Выступают самыми главными дьяконами в храме или соборе. Протодиаконы носят орарь, на котором написаны слова «Свят! Свят! Свят!». Сегодня, чтобы получить данный сан, диакону придётся отслужить при храме от 15 до 20 лет.

Также ему необходимо обладать певчим голосом, знать наизусть много молитв, псалмов, ведь он будет петь на церковных служениях.

Иереи

Иерей – кто это в православии? Это представитель самого низкого сана священника. У иерея есть такие полномочия:

  • совершения богослужений и прочих таинств;
  • донесение людям информации из Библии;
  • проведение таинства причастия.

При этом иереи не освящают антиминсы, не проводят таинства рукоположения священства. А клобук на их голове заменён камилавкой.

Протоиереи

Чтобы получить такой сан, нужно совершить какие-то заслуги перед церковью. Протоиерей – это самый главный среди иереев, а также это настоятель прихода. На священные таинства протоиереи облачаются в ризу с епитрахилем.

При одной церкви может быть одновременно несколько протоиереев.

Протопресвитеры

Получение данного сана возможно исключительно от патриарха Московского и всея Руси. Естественно, для этого необходимо прославиться добрыми и полезными делами, совершёнными на благо РПЦ (Русская православная церковь).

В категории белого духовенства протопресвитер является высшим саном. А представители более высоких санов относятся уже к группе чёрного духовенства. Но нередко случается, что протопресвитеры решают расстаться с мирской жизнью – оставляют жену, детей и уходят в монастырь. Супруги чаще всего следуют их примеру, становясь монахинями.

Чёрное духовенство

Представлено людьми, принявшими монашеский постриг. Рассмотрим, кто относится к чёрному духовенству.

Иеродиаконы и архидиаконы

Иноки, выполняющие обязанности диакона: помогают священникам при проведении богослужений, церковных таинств (подносят необходимые атрибуты, читают молитвы).

Архидиакон – занимает чин самого старшего среди иеродиаконов.

Иеромонахи

Иеромонах = священник, он занимается проведением разных священных таинств. До данного сана могут дослужиться представители белого духовенства, решившие стать монахами либо люди, прошедшие хиротонию (получают право проводить таинства).

Игумены (игуменьи)

Выступают настоятелями или настоятельницами церкви или монастыря. Ранее данный сан давался как награда за проявление заслуг перед церковью. А с 2011 года патриарх принял решение, что игуменом (игуменьей) может становиться любой настоятель монастыря.

Характерный атрибут игумена – посох, который он использует при обходе своей территории.

Архимандриты

Один из наиболее высоких православных санов. Получивший его священник получает митру. Архимандриты ходят в чёрной монашеской одежде, которая отличает их от прочих иноков за счёт наличия на ней красных скрижалей.

А если он по совместительству занимает чин настоятеля храма или монастыря, имеет право носить специальный посох, то к нему обращаются словами «Ваше высокопреподобие».

Епископы (или надзирающие)

Данный чин относится к архиереям. Епископы обладают самой большой благодатью Божьей, им позволено проведение любых священнодействий, даже рукоположение диаконов. Носят мантию красного цвета. Архиепископ – самый главный из епископов.

Древняя христианская традиция гласит, что лишь епископу позволено благословлять служение в храме, используя антимис (платок с зашитыми частичками мощей святого человека).

Кроме того, в обязанности епископа входит контроль и опёка всех храмов и монастырей, расположенных на территории его епархии. К епископам обращаются словами «Ваше преосвященство» либо просто «Владыка».

Митрополиты

Высокий духовный сан, высший из титулов епископа, является самым древним на земле. Митрополит подчиняется только патриарху. Понять, что перед вами митрополит можно, если присмотреться к его одеянию:

  • носят мантию голубого цвета;
  • имеют белый клобук с крестом, инкрустированный драгоценными минералами (а все представители более низких чинов носят чёрные клобуки).

Стать митрополитом можно, только проявив огромные заслуги перед церковью.

Патриархи

Наиболее высокий сан в православии. Патриарх является главным священником государства. Избирается по решению Архиерейского Собора. Данный сан относится к пожизненным, исключения случаются в редких ситуациях – тогда патриарх может быть низложен, отлучен от церкви.

Пока не был назначен новый патриарх, временно его обязанности исполняет местоблюститель.

Становится понятно, что все чины в православии обладают чёткой иерархией. И хотя мы привыкли каждого священника называть просто «батюшкой» в действительности далеко не всегда перед нами будет находиться обычный священник.

В завершение просмотрите видео по теме:

Церковная иерархия в православии по возрастанию

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне — рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях. Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители — низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители — ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии, но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном — те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

О различных служителях церкви:

  • Кто такой клирик
  • Кто такой протоиерей
  • Поп, батюшка и священник — в чем разница

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы — ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Русская Православная Церковь

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 10).

1. Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (далее — Высший Церковный Совет) является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси (далее — Патриарх) и Священном Синоде Русской Православной Церкви (далее — Священный Синод). В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе Патриаршего Престола (далее — Местоблюститель) и Священном Синоде.

2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху (Местоблюстителю) и Священному Синоду.

3. Высший Церковный Совет рассматривает следующие вопросы:

  • вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ;
  • вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквями, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;
  • вопросы церковного управления и хозяйствования;
  • иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом (Местоблюстителем).

4. В компетенцию Высшего Церковного Совета входят:

1) координация деятельности Синодальных и иных общецерковных учреждений;

2) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованной реакции со стороны Синодальных и иных общецерковных учреждений;

3) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха (Местоблюстителя).

5. Высший Церковный Совет:

4) заслушивает доклады руководителей или представителей Синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

5) в пределах своей компетенции дает поручения Синодальным учреждениям и иным каноническим подразделениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

6) может вносить предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

6. Высший Церковный Совет состоит из Председателя — Патриарха (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в установленном настоящим Положением порядке.

7. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители следующих Синодальных учреждений:

1) Управления делами Московской Патриархии;

2) Отдела внешних церковных связей;

3) Издательского совета;

4) Учебного комитета;

5) Финансово-хозяйственного управления;

6) Отдела религиозного образования и катехизации;

7) Отдела по церковной благотворительности и социальному служению;

Миссионерского отдела;

9) Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;

10) Отдела по делам молодежи;

11) Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;

12) Информационного отдела;

13) Отдела по тюремному служению;

14) Комитета по взаимодействию с казачеством.

8. Священный Синод может по представлению Патриарха назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, Синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха (Местоблюстителя).

9. Заседания Высшего Церковного Совета созываются Патриархом (Местоблюстителем).

10. Заседания Высшего Церковного Совета являются закрытыми. Заседания Высшего Церковного Совета проводятся под председательством Патриарха (Местоблюстителя) либо, на основании соответствующего распоряжения Патриарха (Местоблюстителя), под председательством члена Высшего Церковного Совета в архиерейском сане.

11. При невозможности участия в заседании члена Высшего Церковного Совета, в данном заседании, по согласованию с Патриархом, принимает участие иное лицо, уполномоченное членом Высшего Церковного Совета, с правом совещательного голоса.

12. По инициативе Патриарха (Местоблюстителя) или по согласованию с ним на отдельные заседания Высшего Церковного Совета могут приглашаться эксперты, а также лица, ответственные за направления церковной деятельности, рассматриваемые на данных заседаниях. Лица, не являющиеся членами Высшего Церковного Совета, присутствуют на его заседаниях лишь в период обсуждения тех вопросов, к рассмотрению которых они привлечены. Они могут представлять доклад и участвовать в обсуждении вышеуказанных вопросов, но не вправе принимать участие в голосовании.

13. Секретарь Высшего Церковного Совета назначается (освобождается от должности) Патриархом (Местоблюстителем) из числа членов Высшего Церковного Совета.

14. Повестка дня заседаний определяется Патриархом (Местоблюстителем) и заблаговременно рассылается секретарем Высшего Церковного Совета всем членам Высшего Церковного Совета вместе с приглашением на очередное заседание.

15. Секретарь Высшего Церковного Совета ведет протоколы заседаний Высшего Церковного Совета. Протоколы подписываются секретарем Высшего Церковного Совета и утверждаются Патриархом (Местоблюстителем), после чего рассылаются всем членам Высшего Церковного Совета.

16. Заседания Высшего Церковного Совета правомочны в случае присутствия на них председательствующего и не менее 2/3 членов Высшего Церковного Совета. В случае отсутствия на заседании Высшего Церковного Совета Патриарх (Местоблюститель) голосует заочно. Решения Высшего Церковного Совета принимаются большинством голосов Патриарха (Местоблюстителя) и присутствующих на заседании членов Высшего Церковного Совета. При равенстве голосов голос Патриарха (Местоблюстителя) является решающим.

17. В случае несогласия с принятым Высшим Церковным Советом решением Патриарх (Местоблюститель) передает спорный вопрос на рассмотрение Священного Синода. Если отложить рассмотрение спорного вопроса не представляется возможным и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх (Местоблюститель) принимает единоличное решение по данному вопросу. Принятое Патриархом (Местоблюстителем) решение выносится на рассмотрение очередного заседания Священного Синода для окончательного разрешения вопроса.

18. Решения Высшего Церковного Совета вступают в силу после утверждения Патриархом (Местоблюстителем) протокола соответствующего заседания.

19. Один раз в полгода Священный Синод заслушивает доклад Патриарха о работе Высшего Церковного Совета.

Начало иерархии

Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и широком смысле. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).


Приход Православной церкви

В дореволюционной России их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.

Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.

Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.

Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта. Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.

  • Можно ли опаздывать на службу в церкви
  • Обучение пению в церковном хоре
  • Можно ли ходить православным в церкви других религий

Пономари (дьячки) и клир

При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.

Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.

  • В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
  • В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
  • В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
  • В узком значении клирики — церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.

Первая ступень иерархии священнослужителей

В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).


Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств

  • Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
  • Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
  • В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.

Иподиакон является помощником дьякона. В древнее время им не разрешали брать жен. Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.

Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Пресвитер (глава, старейшина) — общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.


Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

При апостолах пресвитеры часто именовались епископами — термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.

Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.

В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.

Кто работает в церкви

Кто работает в церкви: список профессий

Профессии в церкви правильней называть не местами работы, а служениями. Итак, какие профессии служения Богу и людям называются священническими?

Начнем с определения, что люди, которые посещают храм, называются прихожанами церковного прихода, церковно- и священнослужители храма получили название клира, а совместный штат, как служителей, так и священнослужителей образуют так называемый причт того или иного прихода.

Исходя из требований церковной иерархии, священнослужителями являются те из членов церковного сообщества, которые, во-первых, были посвящены руководителем епархии или митрополии с помощью рукоположения (или с помощью возложения рук). И, во-вторых, принявшие таким образом тот или иной духовный сан посредством принятия присяги.

Обязательным условием рукоположения в духовный сан – это наличие соответствующего церковного образования в виде духовных семинарии или академии.

Есть три степени или уровня иерархии священства – это:

  • как диаконы, так и протодиаконы;
  • как иереи, так и протоиереи;
  • как епископы, так и архиепископы.

Помимо священнических есть в церковном служении должности, где название профессий мало что могут сказать, не имеющему отношения к церкви или неверующему человеку. Например, такой список профессий, как:

  • начиная с иподьяконов;
  • продолжая псаломщиками и уставщиками;
  • и, заканчивая, как пономарями, так и алтарниками, а также послушниками и трудниками для непосвященных людей является ни о чем не говорящим перечнем загадочных слов.

Чем занимаются работники церковных профессий?

Первого кого встречает посетитель церкви – это свечника. Он не только продает свечи, но и реализуют различные церковные предметы, принадлежности, иконы, духовную литературу.

Помимо этого, свечник собирает поминальные записки, записывает на осуществление тех или иных церковных треб, начиная от крещения и венчания и вплоть до отпевания. Иногда священники в шутку, а зачастую всерьез называют свечников катехизаторами или путеводителями в церковную жизнь потому, что от их отношения к посетителям церкви во многом зависит, придут ли они в храм еще раз.

Потом в храме можно встретить настоятеля или главного священника церкви, или прихода, который руководит духовной жизнью прихода. В составе церковной общины есть казначей или бухгалтер прихода, который отвечает за финансы религиозной организации.

Есть староста, которого избирают из благочестивых мирян, от которого требуется выполнять обязанности завхоза при церкви. Уборщицы – это обычные прихожанки, которые добровольно выполняют работы по уборке храма по благословению настоятеля.

Кем можно работать в церкви, не иначе, как дворниками, как и охранниками? Ими, обычно, служат мужчины, которые также получают благословение на выполнение тех или иных работ по благоустройству или по охране церкви от священника.

Работа в церкви имеет множество направлений, как говорят верующие люди, богоугодной деятельности.

При этом трудно понять не верующему человеку, что такой сотрудник церкви, как диакон – это представитель самой низшей священнической иерархии, который является помощником, как иерею, так и протоиерею, а также епископу и архиепископу при богослужениях и совершении тех или иных таинств.

Такой работник церкви, как иерей или протоиерей совершает все церковные таинства, помимо такого, как рукоположение или того, что совершает лишь епископ.

Что касается епископов и архиепископов, то это наивысшие чины в церковной иерархии, которые управляют священниками, а подчиняются они лишь Патриарху.

Что касается того могут ли церковные профессии для детей быть привлекательными, то скорее всего ответ от мирских детей на этот вопрос будет отрицательным, потому что, как правило, священниками становятся дети священников, а также люди, много испытавшие в жизни.

Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится

Помазание в церкви

Помазание в церкви на православном богослужении называется елеопомазанием. Этот церковный обряд заключается в крестообразном нанесении священником елея (освящённого масла) на лоб верующего. Таким образом символизируется ниспослание милости и благодати Господа на человека.

Освящённое масло издревле используется Церковью в богослужениях и Таинствах. Елей (переводится с греческого как «оливковое масло») является символом благодати Святого Духа. В греческом оригинале Евангельской притчи о добром самаритянине (Лк. 10:25-37) слова «масло» и «милость» являются созвучными и имеют схожее написание. Милость – это добродетель, проявленная самаритянином по отношению к страждущему ближнему. Маслом же главный герой притчи лечил раны страдальца. Также елей, наряду со скотом и урожаем, использовался для жертвоприношений Богу. Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу.

Помазание на вечерней службе

Помазание в церкви – что это? Обряд елеопомазания имеет ветхозаветные корни. Известно, что пророк Моисей заповедал помазывать святым маслом первого еврейского священника Аарона (брата Моисея) и всех пошедших по его стопам потомков. Обычай помазывать елеем всех молящихся в христианских храмах зародился в 5 веке нашей эры в Иерусалимской православной церкви. Известно, что в лавре преподобного Саввы Освященного монахов помазывали маслом из лампады, находящейся на могиле святого. Обряд символизировал благословение преподобного Саввы, посылаемое на верующих.

К настоящему времени елеопомазание совершается на вечерних богослужениях (всенощное бдение), а именно на утренях накануне воскресных и праздничных дней. В РПЦ обряд проводится после чтения Евангелия, во время полиелея. В Греции же елеем помазывают после утрени. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию. Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины. Священник совершает обряд, произнося благословение, славословие или краткое молитвенное обращение к Богородице или святому. Практикуется также помазание верующих святым маслом, взятым из лампад от чудотворных икон и мощей.

Обряд елеопомазания может совершаться и вне богослужения. Также оно совершается во время Таинства Крещения перед погружением крещаемого в купель. Елей в данном случае символизирует примирение человека с Творцом. Как и любое действие в христианстве, помазание маслом не имеет никакого магического характера. Елеопомазание не гарантирует исполнения желаний, исцеления от болезней, не очищает от “негативной энергии”. Это один из видимых способов ниспослания на православных благодати. Но воздействие этой благодати зависит не от конкретных манипуляций, а от веры самого человека и воли Божией.

Елеопомазание, миропомазание и елеосвящение

Тем, кто задаётся вопросом «Помазание на вечерней службе – что это значит?», следует отличать этот обряд от особенно важных священнодействий – Таинств Миропомазания и Елеосвящения. Последнее также именуется соборованием, поскольку оно, согласно церковному уставу, совершается несколькими священниками (допускается участие и одного). Елеосвящение заключается в помазании елеем болящего христианина. Таким образом на него призывается Божественная благодать для душевного и телесного врачевания, а также для прощения забытых грехов. На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа. Это установленное Спасителем Таинство упоминается в Евангелии:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

В славянских странах практикуется ежегодное соборование в церкви для всех желающих православных христиан, в том числе и физически здоровых. Таинство совершается в период Великого или Рождественского поста. Тяжелобольных соборуют индивидуально.

Таинство Миропомазания совершается над христианином один раз в жизни. Как правило, это происходит непосредственно после Крещения. Нового члена Церкви помазывают миром – освящённой Патриархом смесью из масла, вина, ладана и других благовоний. Таким образом на крещённого человека символически накладывается «печать дара Духа Святого», которая укрепит его в христианской жизни. Миром также помазывали православных монархов при их восшествии на престол. Блаженный Симеон Солунский говорит, что такое помазание – это«сокровищница благоухания Духа Святого», а также «знамение и печать Христа»:

«Миропомазание возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого».

Помазание в храме

Помазание — обряд, который проводится в церквях, заключающийся в помазании священником лба служителя или прихожанина. Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости.

История обряда

Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.

С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).

Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.

В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).

Смысл помазания

Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:

  1. Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
  2. Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
  3. Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.

Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.

В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.

На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний .

Читайте о православии:

Кто такой помазанник

Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание.

«Это Он, Бог, который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и который помазал и нас, — это Он отметил нас Своей печатью и послал как залог Своего Духа в наши сердца» (2-е Коринфянам 1:21-22).

Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим. Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса.

Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс.

Как проявляется помазание

Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами.

Важно! Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере.

Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать. На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего. Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести.

Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: