Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Кутья: история и рецепты главного поминального блюда

Кутья, или «кутия» – традиционное блюдо православной поминальной трапезы. Ингредиенты и отдельные особенности рецептов могут довольно сильно различаться от региона к региону, разные вариации кутьи имеют много общего. В большинстве случаев она представляет собой смесь из отваренных круп (пшеницы, ячменя, риса и т.д.), подслащенную медом, фруктами (обычно используются яблоки), сухофруктами (черносливом, изюмом, курагой) и орехами. Кутью нередко путают с ее своеобразным «братом-близнецом» – так называемым «коливом». Путаница происходит из-за того, что с кулинарной точки зрения «кутья» и «коливо» – практически одно и то же блюдо. Различие здесь чисто символическое, но от того не менее важное: кутию едят на поминки, а коливо – на Великий пост.

Традиционная поминальная трапеза

Символическое значение кутьи устанавливается Церковным Уставом («Типиконом»), который напрямую связывает поминальную трапезу с Богослужением. Следует также помнить, что в православной традиции «поминки» – это праздник памяти не только и не столько о конкретном усопшем человеке, сколько о Боге и сотворенном им миропорядке. Этот праздник – напоминание о том, что есть мимолетное земное и вечное божественное, и божественное в этой паре всегда поставлено во главу угла. Через призму смерти и утраты поминки «напоминают» о действительно важных темах, которыми живет и дышит каждый истинно верующий православный человек. Кутья здесь – один из ключевых символических узлов и инструментов этого «напоминания».

Символы кутьи

Символика кутьи построена вокруг центральной темы не только православия, но и всего христианства в целом – вокруг темы воскресения. Основу этого блюда составляют зерна (будь это рис, пшеница или ячмень), которые с древних времен воспринимается многими культурами, и в том числе христианской, как символ возврата жизни. Зерно – это указание на то, что, пусть земной путь покойника и окончен, его ждет новая, истинная жизнь на небесах. Мед и подсластители здесь играют роль намека на сладость райских благ.

Дух православной соборности также связывает с кутьей традицию приносить ее (вместе с другими продуктами) в церковь. Там кутью оставляют на особом поминальном столе-«кануне», чтобы вкушающие пищу прихожане помянули того, за кого делается приношение.

История рецепта и символики кутьи

Ничто в культуре не возникает и не остается просто так, и такое старинное блюдо как кутья не исключение. Само слово по своему происхождению греческое, лингвисты-историки относят его еще к дохристианской эпохе. Означает оно буквально «вареную пшеницу». Однако уже кутью никак нельзя было отнести к ежедневному рациону древнего грека и обыденным блюда местной кухни. Она была ритуальной пищей местных языческих культов и имела вполне определенное сакральное значение: вкушая кутью, верующий постигал взаимосвязь и взаимопереход жизни и смерти, частей вечного цикла бытия. Ключевой символ кутьи – само зерно, способное, будучи «мертвым», долго хранить в свернутом, спящем виде «жизнь», дожидаясь весны и цветения. Именно поэтому язычники готовили древнюю версию кутьи только во время похорон, но также на свадьбу и при рождении детей. В период поздней античности kolibo стало обязательным элементом поминальных даров на похоронах.

Рецепты поминальной кутьи

Традиционная кутья из риса – пожалуй, самый распространенный, простой и «осовремененный» рецепт старинного поминального блюда. Для его приготовления вам понадобится:

  • ½ стакана длиннозерного риса;
  • 100 грамм крупного изюма (без косточек);
  • 1 ½ столовой ложки меда;
  • дробленый миндаль и мелко нарезанная курага.

Как приготовить:

  1. Берется полстакана длиннозерного риса, желательно предварительно пропаренного. Рис следует обязательно промыть в проточной воде, чтобы удалить лишний крахмал и клейковину – в противном случае ваша кутья может перестать быть «рассыпчатой» и рискует стать рисовой кашей из детского сада.
  2. Рис ставится на средний огонь в кастрюле, наполненной холодной водой. Вода должна покрывать рис на полпальца.
  3. После того, как вода закипит, необходимо пригасить огонь до минимума и позволить воде выкипеть.
  4. В это время следует промыть изюм в проточной воде, после чего залить его на несколько минут кипятком, остудить и просушить. Если в качестве «заправки» для вашей кутьи будут использованы другие сухофрукты, то с ними следует поступить так же.
  5. В горячий рис добавить мед. Нужно проследить, чтобы мед хорошо «разошелся» в рисе, впитался в него.
  6. В подслащенный медом рис добавить сухофрукты и дробленый миндаль.
  7. Кутью следует подавать в глубоких пиалках, украсив кусочками фруктов и сухофруктов.

Кутья «щедрая» на пшенице – более старинный и традиционный рецепт кутьи. Для его приготовления понадобится:

  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 100 грамм крупного изюма (без косточек);
  • 100 грамм миндаля;
  • 50 грамм мака;
  • 2 столовые ложки меда.

Как приготовить:

  1. Предварительно замоченное на ночь пшеничное зерно погрузить в кастрюлю, залить водой так, чтобы она покрывала зерна минимум на сантиметр. Варим до готовности (до выпаривания воды).
  2. Пока варится пшеница, необходимо приготовить миндаль: ошпарить кипятком, очистить от шелухи и порубить/раздробить на мелкие кусочки.
  3. Изюм залить кипятком и оставить на несколько минут, после чего горячую воду слить, а изюм высушить.
  4. Запарить мак. Чтобы это сделать, необходимо в чашку или пиалу с маком добавить немного кипятка, после чего закрыть крышкой, чтобы создать в емкости водяную «баню». После того, как мак разбухнет от воды и полностью остынет, его необходимо будет протереть с помощью кофемолки – или же в ступке пестиком.
  5. В вареную пшеницу добавить мед. Нужно проследить, чтобы мед хорошо «разошелся» в вареном зерне, полностью в него впитался.
  6. Смешать готовое подслащенное зерно с другими заготовками: тертым маком, изюмом и орехами. Подавать в крупных пиалах.
Читайте также:
Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Возможно, вам будет интересно:

Рождественская кутья

В православной традиции внутреннее духовное наполнение часто выражается во внешних формах. Так, например, богатое убранство храма, иконы в позолоченных киотах и расшитое узорами облачение священнослужителей символизирует Царство Небесное. Всё это помогает верующим прозреть красоту мира невидимого. Так же и пища, приносимая в храм, имеет символическое значение. К обрядовым блюдам, которые христиане вкушают во время строгих постов, относится коливо (в переводе с греческого — зерно), или иначе кутья.

Готовят его традиционно из зёрен пшеницы, риса или ячменя с медом. Иногда используется горох или перловая крупа. Зерно символизирует Воскресение, а мёд — сладость райской жизни. Это питательное кушанье, богатое клетчаткой и различными микроэлементами, довольно простое и быстрое в приготовлении, что называется «на скорую руку». По виду и вкусу очень напоминает рассыпчатую кашу. Раньше в монастырях, когда инокам нужно было чем-то перекусить между службами, варили и ели кутью.

Традиции приготовления Рождественской кутьи

У колива и кутьи есть ещё одна разновидность под названием «сочиво». Это блюдо традиционно готовят в канун больших зимних праздников — Рождества Христова и Богоявления Господня. Если великопостная и поминальная кутья рассыпчатые по консистенции, то в это кушанье добавляется больше жидкости, например, миндальное молоко или взвар. Впоследствии вечера, в которые вкушали сочиво, стали называть сочельниками.

Сначала рождественскую кутью освящают в храме за утренним богослужением, затем приносят домой и подают на стол с наступлением сумерек. В канун Рождества принято ничего не есть до появления первой звезды на небе — в память о евангельских событиях и звезде, которая возвестила волхвам о скором рождении Спасителя мира. А когда семья садится за вечернюю трапезу, начинать её принято с освященного сочива.

В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы. Ставили под образа, на сено. Почему. А будто — дар Христу. Ну. будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. Первая звезда, а вон — другая.

И. С. Шмелев, из повести «Лето Господне».

Рецепт праздничной Рождественской кутьи из пшеницы

  • 2 стакана пшеницы;
  • 1 стакан кокосовой стружки;
  • ¼ стакана черного изюма;
  • ¼ стакана светлого изюма;
  • ½ стакана молотого постного печенья;
  • цедра 1 лимона (натертая на мелкой терке);
  • 1 стакан грецких орехов (1/3 мелко порезанных, 2/3 молотых);
  • 50–100 г сахарной пудры;
  • 1 стакан молотых сухарей из белого хлеба.

На 2 стакана пшеницы берём 12 стаканов воды, слегка подсаливаем и ставим варить на 2–3 часа, периодически проверяем готовность. Затем откидываем на дуршлаг, промываем прохладной проточной водой. Равномерным тонким слоем раскладываем пшеницу на заранее подготовленное на столе полотенце или чистую ткань и оставляем на 40–60 минут, чтобы она подсохла. После этого пересыпаем крупу в большую миску и постепенно добавляем все ингредиенты, кроме сахарной пудры. Всё тщательно перемешиваем до получения однородной массы. Затем утрамбовываем и создаём ровную поверхность, приглаживая руками. Посыпаем коливо молотыми сухарями, а сверху — сахарной пудрой через мелкое сито. Украшаем по желанию.

Что ещё можно добавить в Рождественскую кутью?

Как уже упоминалось, для приготовления кутьи может использоваться любая крупа и зерно, не только рис и пшеница. Хотя эти ингредиенты являются традиционными. Однако некоторые хозяйки предпочитают использовать чечевицу, булгур, перловку, овсянку, горох или пшено. Иногда разные виды круп смешивают в равных количествах.

В качестве дополнительных компонентов могут использоваться не только мак и орехи, но и курага, чернослив, финики и другие сухофрукты, вяленая вишня, цукаты, шоколадная крошка, свежие фрукты, бананы, цитрусовые — апельсины и мандарины, ананасы — свежие и консервированные, ягоды смородины и вишни (зимой — замороженные). Кто любит, может вместо орешков использовать поджаренный кунжут.

Кутью лучше готовить в канун намеченной даты. За несколько дней до праздника или дня поминовения можно сварить пшеницу, но смешивать все продукты заранее не рекомендуется: мёд и свежие фрукты при хранении могут забродить, а изюм быстро потеряет вкус. Коливо и рождественскую кутью обычно богато украшают орехами, сухофруктами, мармеладными дольками, свежими фруктами и ягодами — кому как подсказывает фантазия.

Читайте также:
Церковь и книга "Мастер и Маргарита": мнение и отношение, можно ли читать или нет

Иногда для оформления праздничного блюда готовят специальные трафареты в виде орнаментов или изображений святых. Этим, как правило, занимаются художники — мастера своего дела. Они используют в своей работе цветные сухари. Для этого белый хлеб подсушивают в духовке. Пищевой краситель разводят в воде, опускают в эту жидкость сухари, дают снова высохнуть и пропускают через мясорубку. Потом сухари просеивают через мелкое сито. Пудру из сухарей не советуют долго хранить, так как она может быстро прогоркнуть. Украшенное таким образом коливо становится настоящим произведением искусства, его освящают в храмах по наиболее торжественным и важным событиям.

Православная Жизнь

По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу кутью (коливо, сочиво) – вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром. В связи с этим праздники-кануны в народе нередко называли «Кутья», иногда – «кутейником», а также «Рождественским сочельником».

В частности, в канун Рождества Христова таким днем является 6 января – Навечерие Рождества Господня, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста.

Традиция употребления в этот день в пищу кутьи (колива) имеет давние корни, тянущиеся в древнюю Византию. Особенно она распространена на Святой Горе Афон.

Обычно коливо на Афоне готовят следующим образом: слегка толченую предварительно пшеницу замачивают в воде примерно на полчаса. Затем воду сливают и заливают кипящей водой, варя до тех пор, пока пшеница не раскроется от варки как цветок, а вода (отвар) превратится в кашицу. Добавляют немного соли.

Отвар отделяют и добавляют в него сахар и корицу. Получается вкусный напиток, который пьют отдельно. Затем промывают вареную пшеницу водой и раскладывают на просушку. За 2-3 часа до Божественной Литургии в пшеницу добавляют тертые сухари, чтобы впиталась вся излишняя влага и пшеница осталась совершенно сухой. Теперь уже зерно готово. На праздники его смешивают с тертым фундуком или грецкими орехами. Поверх зерна насыпают слой сахара и делают крест сахаром, подкрашенным корицей.

При этом на Афоне, традиционно, на приготовленном коливе принято также цветным сахаром изображать икону святого, память которого чтится. Эти иконы из цветного сахара – настоящие произведения искусства, которые, к сожалению, не сохраняются, так как коливо раздают и едят.

Иконы из сахара пишутся следующим образом: спичкой или деревянным кончиком акварельной кисти по трафарету выдавливают образ. Затем заполняют разноцветным сахаром детали (одежду, лицо, волосы). Для украшения используют конфетки – чаще всего чечевицу, погруженную с серебряную патоку.

Для удобства предлагаем читателям один из святогорских рецептов приготовления колива:

Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные

70 г.
Орехи грецкие

200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие. Орехи, изюм и сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само коливо лучше готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению.

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была рассыпчатой, но в то же время мягкой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским предметом, например тарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровные границы используйте трафарет.

Можно ли ходить в церковь выпившим?

В Библии говорится, что церковь — дом Господа, в который свободно могут входить все дети его. Но у обычных прихожан часто возникает вопрос, можно ли заходить в него человеку, который выпил немного вина. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как церковь относится к вину.

Отношение церкви к вину

Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Действительно, в священных текстах есть множество эпизодов, где люди употребляют вино. Это делал и Иисус Христос. Но речь в Библейских сюжетах идёт именно о небольшом количестве вина.

Внимание! Оправдывать пьянство и собственную слабость перед искушением, цитируя библейские строки нельзя.

Читайте также:
Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу. Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью.

Выпивший человек должен адекватно вести себя в храме, не мешая другим

С точки зрения христианства, человеческое тело — сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остаётся мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.

Обыватели о выпивших людях в церкви

Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:

  • не ходить по помещению во время службы,
  • не отвлекать прихожан разговорами,
  • не издавать громких звуков.

В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.

Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:

  • потеря близких людей,
  • хронический алкоголизм,
  • трудная жизненная ситуация.

Священники говорят, что двери храма открыты для всех детей Господа

Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.

Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник.

Мнение священника

Все священнослужители говорят, что церковь — дом Господа, в котором есть место каждому. Люди, в любом состоянии приходят сюда по Его Воле.

Если выпивший человек пришёл в храм, то именно в этот момент он должен быть здесь, чтобы по молитве получить помощь. Священник выслушивает и советом направляет человека на путь, приближающий его к единению с Богом.

Священники отмечают, что пьяный человек, пришедший однажды в церковь и получивший там духовную помощь, вернётся сюда вновь, но уже трезвым разумом и чистой душой, способной воспринимать замысел Создателя.

Можно ли, выпив алкоголь, войти в церковь — дело совести каждого человека. Но православные люди должны помнить, что двери храма открыты для всех детей Господа, нуждающихся в помощи. А осуждение и замечания других прихожан могут навсегда отвернуть их бога.

Может ли отношение к пьянству быть снисходительным?

Ответы пастырей

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, в России отмечается День трезвости. Мы решили спросить, можно ли считать пьянство смертным грехом? Ведь апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Почему же тогда у нас так часто в России, причем даже среди верующих людей, в церковной среде, встречается снисходительное отношение к пьянству?

Подлинное приобщение Божию Царству
начинается именно с трезвости

Алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ греховности человечества

Пьянство – грех смертный, и я бы даже сказал, грех смертельный, смертоносный, убийственный. Вспомним сказание о подвижнике, которого долгое время искушал бес, а потом предложил: «Я от тебя отстану, только сделай хотя бы один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство». Подвижник подумал: «Убить человека – страшно, ибо это великое зло, совершить блуд – стыдно, ибо так я потеряю целомудрие, напиться же, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду напьюсь, чтобы бес больше не искушал меня». Как только он пришел в город и напился, он тут же спутался с бесстыдной женщиной и впал с ней в грех. А после этого пришел муж этой женщины, и соблудивший убил его. Так пьянство ввергает во все остальные грехи.

Люди привыкли наблюдать вокруг себя пьяных людей, их асоциальный образ жизни. Люди знают, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость, что это приводит к потере здоровья, утрате работы, разрушению семьи. Но люди привыкли к пьянству, как к чему-то естественному для нашего мира. Как и к неубранным улицам, к ДТП на дорогах, к бытовым скандалам и склокам. Пьянство стало восприниматься как грех заурядный, обыденный.

Пьянство – это лишение себя жизни, как телесной временной, так и вечной небесной

Но если бы мы каждый день видели, как кто-то вешается или вскрывает себе вены, разве мы не ужаснулись бы этому, разве не вызвало бы у нас глубокое внутреннее возмущение то, как люди сами губят себя? Пьянство – это медленное самоубийство, это лишение себя жизни, причем жизни как телесной временной, так и вечной небесной. И только сердце матери болит безмерной болью о пьющем сыне, только жена не найдет себе места от пристрастия мужа к вину, только дети скорбят и переживают, когда видят пьющих родителей.

Читайте также:
Смерть Иисуса Христа - главные факты, дата и год, история и особенности

Снисходительное отношение к пьянству началось с того, что мы перестали воспринимать праздники без алкоголя. Без вина уже радость не радость, и встреча друга не воспринимается как торжество, если друзья вместе не выпьют. Алкоголь дает иллюзию радости и, как кажется, снимает стресс, помогает расслабиться. Если бы мы проявили хоть чуточку научной любознательности, то увидели бы, что опьянение – результат отравления организма этиловым спиртом. Алкоголь убивает мозг, но нам, к сожалению, важнее, что он дает ощущение блаженства.

Сложившиеся традиции трудно менять. Бороться с принятыми в народе обычаями практически невозможно. Но каждый христианин может по крайней мере самому себе задать вопрос: а надо ли это лично мне? Зачем мне травить себя, губить свое здоровье, лишать душу чистоты и трезвости? И если, по словам апостола Павла, пьяницы не наследуют Царства Божия, то подлинный путь к Богу, подлинное приобщение Божию Царству начинается именно с трезвости.

Пьянство лишает человека самого главного –
образа Божия

Пьянство – это бич нашего времени, одна из самых мощных приманок сил зла, которая улавливает души людей. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия. Он становится буквально безобразным, безобразным, и не только в смысле внешнем, хотя мы видим, до какой степени могут опуститься люди, уловленные этой страстью. Но самое главное, что он теряет один из самых главных Божиих даров – рассудок, умение рассуждать. Ум помрачается, человек попадает под власть демонических сил. Очень часто, придя в себя после алкоголического опьянения или отравления, люди в ужасе недоумевают: как я мог это сделать?! Я знаю многие семьи, которые несут тяжелейшие кресты из-за пьянства близких. Страдают дети, родители, страдают и те, кто уловлен этой бесовской приманкой – алкоголизмом. Так что, да: пьянство является смертным грехом, относится к смертному греху чревоугодия. Организму необходима пища, но мы знаем и то, что стремление к насыщению может довести до смертного греха, когда смыслом жизни становится чрево, его насыщение. Люди живут, чтобы есть, переедают, не соблюдают посты.

Однако с другой стороны, мы знаем, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Вино – тот целебный сок виноградной лозы, которая потом претворяется в Плоть Христову. И тот же апостол Павел, который сказал, что пьяницы не наследуют Царства Божия, призывал Тимофея пить не только воду, но и немного вина для укрепления здоровья и от немощей: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). А на горе Афон освящают даже узо – крепкую анисовую настойку. Поэтому надо подчеркнуть, что само по себе вино не является злом. Поэтому мы не против вина, мы боимся пристрастия, страсти к вину. Если человек переходит некую грань, то он попадает в демонический мир, бесы овладевают им. Таким людям должна помочь Церковь, молитва и церковное покаяние, вместе с медициной и близкими.

Почему тогда у нас такое снисхождение к пьянству, спрашиваете вы. Во многом потому, я думаю, что инвалид не может осуждать инвалида. Пьянство, как, ни странно, это все же не самый страшный грех. Я думаю, что быть гордым – гораздо страшнее. Внешне гордый человек выглядит, может быть, привлекательнее, хорошо, но душа его находится в большей погибели, чем душа кающегося алкоголика.

Поэтому надо уметь помогать таким людям. Очень много так называемых бытовых алкоголиков, которые привыкли, скажем, пить раз в неделю, но это затягивает, и, к сожалению, есть много замечательных, талантливых людей, которые превращаются в уже полностью зависимых от этого зелья, и они просто погибают – духовно и физически. Поэтому надо употреблять все силы – церковные, семейные, общественные, чтобы не проходить мимо этих людей, не считать их изгоями. Надо понимать, что эти люди в беде, и уметь им помогать. Здесь очень нужны, просто необходимы молитва, покаяние, любовь и терпение близких.

А людям, которые уловлены в эту страсть, нужно просто отказываться от зелья, как диабетики отказываются от сахара, или иные больные тоже отказываются от того, что причиняет им страшный вред. Так и в данном случае нужно сознательно отказаться от этого яда и осознанно включиться в борьбу за свою бессмертную душу.

Читайте также:
Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

Мы должны преодолевать не по-доброму терпимое отношение
к неумеренному винопитию

По преподобному Иоанну Лествичнику, есть один грех ко смерти: это если кто согрешает и в нераскаянии пребывает. При этом раскаяние должно пониматься не в смысле словесного признания своих грехов на исповеди, а в смысле своего внутреннего изменения в отношении греховной страсти. Теоретически осознавать себя нехорошим человеком – еще не значит раскаяться в своем грехе. Покаяние – это когда смотришь на свой грех с ненавистью и отторжением. Тем не менее по вышеуказанной причине, когда мы говорим о смертных грехах по отношению к названиям тех или иных грехов, мы говорим об этом, конечно, в условном смысле. Потому что нет греха, от которого человек не мог бы покаяться и восстать.

Однако нельзя не отметить, что к разным пагубным страстям отношение у разных христианских народов сформировалось разное. Скажем, в Греции пьяный священник – абсолютный нонсенс. И если, скажем, там батюшку увидят пьяным, он попадет под запрет или лишится сана. При этом курящий священник в Греции – явление довольно обычное, не страшное. А у нас наоборот: народ возмутится, если батюшку увидят с сигаретой или даже трубкой. Но если батюшка у нас немного выпьет, то к нему отнесутся с пониманием.

Можно по-разному рассуждать и выдвигать разные причины того, почему так получилось. Тем не менее преодолевать не по-доброму терпимое отношение к неумеренному винопитию мы должны, потому что очевидно, что эта страсть мучит огромное количество наших соотечественников, включая даже церковных людей. И попустительское к ней отношение, как и ко всякой страсти, мешает ее искоренению. Внутреннее согласие с тем, что это вещь, конечно, нехорошая, но по большому счету терпимая, ведет к укоренению того же самого пьянства, увы, среди многих из нас.

Что можно и что нельзя в Церкви?

Правила поведения в Церкви

Приблизительное время чтения: 7 мин.

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Читайте также:
Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Читайте также:
Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Можно ли идти в церковь после пьянки

Можно ли выпившим идти в церковь: можно ли в храм в нетрезвом виде, ответы священника

В Библии говорится, что церковь — дом Господа, в который свободно могут входить все дети его. Но у обычных прихожан часто возникает вопрос, можно ли заходить в него человеку, который выпил немного вина. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как церковь относится к вину.

Отношение церкви к вину

Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Действительно, в священных текстах есть множество эпизодов, где люди употребляют вино. Это делал и Иисус Христос. Но речь в Библейских сюжетах идёт именно о небольшом количестве вина.

Внимание! Оправдывать пьянство и собственную слабость перед искушением, цитируя библейские строки нельзя.

Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу. Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью.

С точки зрения христианства, человеческое тело — сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остаётся мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.

Обыватели о выпивших людях в церкви

Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:

  • не ходить по помещению во время службы;
  • не отвлекать прихожан разговорами;
  • не издавать громких звуков.

В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.

  • Православная Церковь о пьянстве
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  • Молебное пение о страждущих недугом винопития

Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:

  • потеря близких людей;
  • хронический алкоголизм;
  • трудная жизненная ситуация.

Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.

Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник.

Мнение священника

Все священнослужители говорят, что церковь — дом Господа, в котором есть место каждому. Люди, в любом состоянии приходят сюда по Его Воле.

Читайте также:
Почему болит душа: что делать в православии, советы священника, причины

Если выпивший человек пришёл в храм, то именно в этот момент он должен быть здесь, чтобы по молитве получить помощь. Священник выслушивает и советом направляет человека на путь, приближающий его к единению с Богом.

Молитвы от алкогольной зависимости:

  • Молитва Николаю Чудотворцу от пьянства
  • Молитва святому мученику Вонифатию Тарсийскому
  • Молитва Иоанну Кронштадтскому от пьянства

Священники отмечают, что пьяный человек, пришедший однажды в церковь и получивший там духовную помощь, вернётся сюда вновь, но уже трезвым разумом и чистой душой, способной воспринимать замысел Создателя.

Можно ли, выпив алкоголь, войти в церковь — дело совести каждого человека. Но православные люди должны помнить, что двери храма открыты для всех детей Господа, нуждающихся в помощи. А осуждение и замечания других прихожан могут навсегда отвернуть их бога.

Что делать, если в храм пришел нетрезвый человек? Ответ священника

Можно ли заходить в Церковь (Храм) выпившим (не пьяным)?

Можно ли зайти в Церковь, если выпил алкоголя немного, не является ли это грехом?

Если человек пьяный, то лучше в церковь не заходить, хотя его оттуда не выгонят, но лучше у дверей храма помолиться, поклонится и уйти.

Это конечно правила приличия.

А если человек выпивши, и если же зайдёт в храм, его также никто не выгонит, главное контролировать себя, а батюшка благословит его Святым Крестом, ведь Бог то никого не отвергает.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Можно, но при этом выпивший человек должен вести себя прилично — не шуметь, громко не разговаривать и не ходить по Храму просто так разглядывая икону и другие святыни.

Если уж вы выпили и у вас есть большая потребность прийти в Церковь, то вас не выгонят и даже батюшка выслушает вас и поможет советом, а может и молитвой.

Часто случается, когда человек, по душевной слабости своей, не может сопротивляться вредной привычке — алкоголизму и приходит за помощью в Церковь, чтобы просить Бога помочь ему.

Иногда выпившие люди приходят в Церковь убитые горем (потерял близкого человека, заболел близкий человек и другое какое горе) и батюшка всегда готов помочь любому человеку.

Это, конечно, не приветствуется и поэтому надо стараться приходит в Церковь трезвым — с чистым, а не затуманенным алкоголем, разумом.

Ответ на этот вопрос Можно, но. Признаться, он меня смущает. Так как я считаю, что человек должен быть трезв и приходить в церковь со здравым умом.

Пьяный человек может «выкинуть» что угодно. И это будет уже неуважение. Поэтому я считаю, что не стоит приходить в церковь в нетрезвом состоянии.

Ситуация может быть разной. Если человек пьяный, не контролирует себя, ведет себя вызывающе — ему нечего делать в церкви. Он будет мешать другим верующим молиться. И не забываем, что в церкви всегда есть горящие свечи, которые могут быть причиной неприятных происшествий.

Но если доза не настолько велика, дабы человек дебоширил или отвлекал других людей, и внешне это незаметно, то такое допустимо. Все же ситуации бывают различные. Не обязательно, что человек выпил алкоголь, дабы поднять себе настроение. Не забывает, что спирт — это и составляющее вещество многих лекарств. Да и выпить можно для того, чтобы банально не заболеть в непогоду.

Это от Вас зависит. Если Вы это грехом не считаете, идите. Может для вас церковь вообще не храм божий, а образец архитектуры. Другое дело, что заметив или учуяв что-то, окружающие сначала начнут шушукаться, потом делать вам замечания и в конце концов заклюют вас как женщину в брюках. Даже батюшки более терпимы к прихожанам порой, нежели с виду приятные старушки. Эта беда наших людей-всегда блюсти правила церкви в обход самой идеи христианства. Устроить склоку в храме на ровном месте-раз плюнуть. Если Вы к этому готовы-вперед!

Если задаете такой вопрос, это означает, что Ваша совесть смущается, лучше прислушивайтесь к совести, а не пытайтесь ее заглушить с помощью чужих ответов на Ваш вопрос. Мне кажется, Вы сами знаете, как поступить. Выпить немного можно, но церковные люди обычно пьют по праздникам после литургии, а в храм приходят трезвыми и натощак. В монастырях допустимая норма вина на праздник — половина небольшого стаканчика.

Я думаю, это можно в таком случае: Если человек желает избавиться от алкоголизма, но сам не может это сделать. Он решил обратиться к Богу, он хочет помощи, потому что уже не может не пить. Хочет прекратить это делать. В этом случае он может зайти в Храм немного выпившим и попросить помощи.

Но если человек просто взял, напился и пошел в церковь — это уже неприемлемо.

Читайте также:
Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Milli Kess
[63.6K]

Можно. Просто можно и всё. Никаких ограничений на это нет. Смотрите сами. Пасха. Ночная служба. После неё все разговляются. Утром приходят. Все выпивши, хоть немного. Даже священники. Не пугайтесь того, чего пугаться не надо. Церковь — не враг человеку. Никто вас не осудит за то, что чуть-чуть приняли. В церкви это вообще не принято.

Заходить в церковь выпившим можно. Вот даже из книги отрывок:

Но не стоит ходить в место богослужения, если вы ощущаете вину по поводу своего состояния. Тогда вы будете стыдиться и вам станет неловко. Как по мне, тогда не стоит себя угнетать — лучше в следующий раз прийти.

Думаю что все таки нельзя.курить на территории церкви запрещают, даже женщинам с косметикой на лице не следует идти (мне сам батюшка говорил), поэтому наверное лучше воздержаться, по крайней мере на душе будет спокойнее, что вы не нарушаете запрет…

Похмелье в Храме

Сегодня в Праздник «на Казанскую» мне очередной раз вспомнилась история, которая приключилась со мной в те времена, когда я вел жизнь, мягко говоря, неправедную, хоть и был уже верующим человеком. Впрочем, до праведности мне и сейчас — не то, что — далеко, а — бесконечно далеко. Но тогда, ко всему прочему, я регулярно впадал в грех, от которого с божьей помощью избавился лет 15 назад, а, именно — грех пьянства.
В Православии, строго говоря, нет запрета на употребления алкогольных напитков, осуждается именно неумеренное употребление, пьянство.
И вот еще такой момент. Люди неверующие часто говорят: «Как в наше время можно верить каким-то «поповским сказкам»? Друзья мои, конечно, многое из того, в чем состоит Православная Вера — не может быть сейчас объяснено или как-то подтверждено какими-то научными методами и экспериментами. В то же время, верующий человек, в своем личном опыте проходит зачастую через такие события, которые с точки зрения науки — объяснить просто невозможно.
Например, я помню, как мы ехали в Оптину Пустынь и не успевали на молебен преподобному Амвросию, а следующий надо было ждать довольно долго. Что ж, смирились мы тогда, значит — подождем. А когда доехали — вдруг оказалось, что мы не только не опоздали на молебен, а даже приехали заранее, минут за тридцать. И не потому, что служба началась с таким большим опозданием, нет, в Оптиной все идет четко по часам.
Совершенно непонятным образом произошел какой-то «скачок» во времени. Фактически, получалось, что вместо обычных полутора часов мы ехали минут 20. И при этом не было такого, чтобы время шло вспять или как-то замедлялось — нет, и я даже не могу объяснить этого ощущения. Просто мы приехали на молебен во-время, даже — заблаговременно, хотя по всем подсчетам должны были опоздать на него минимум на пол-часа. Так вот нам тогда помог батюшка Амвросий.
А ощущения после Таинства Исповеди? Особенно, когда ты долго не исповедовался и накопил весомый груз грехов. Вдруг оказывается, что этот груз — вполне физический и ты испытываешь это ощущение после того, как священник прочитывает над тобой разрешительную молитву. Камень с души — это не метафора. Ты вдруг понимаешь, что до исповеди носил какой-то реальный груз, который давил на тебя и ты вдруг от него избавился.
Ну а случай, про который я хочу отдельно рассказать — он, конечно, не характеризует меня как «правильного» христианина, но очень наглядно показывает, сколь велика Милость Божья, которая дается всем людям и даже совершенно не заслуженно.
Итак, однажды я собирался ехать утром на Литургию в Храм Преображения Господня, где я уже окормлялся к тому времени. Храм находится в селе Спас-Загорье, недалеко от Обнинска, всех желающих туда возит приходской автобус, кто-то добирается своим ходом или на ином общественном транспорте. Я ездил на своей машине. Накануне я договорился с двумя девушками с прихода, что заеду за ними утром, когда поеду на богослужение.
А вечером ко мне домой завалилась без предупреждения развеселая компания. Искушения — это то, с чем постоянно сталкивается человек, когда приходит к Богу, и по мере усиления его стремления к духовной чистоте — они лишь усиливаются. Я не смог отказать друзьям и не принять их. Но сказал, что пить с ними не буду. Ага. Зарекалась ворона дерьмо не клевать. В итоге гости ушли от меня уже в пятом часу утра, я прилег на пару часов поспать и еле отскреб себя с постели по звонку будильника. Естественно — совершено в разобранном состоянии.
Выпито было не мало и я понимал, что меня ждет суровое похмелье, которое, если я продержусь, отпустит на следующий день, после нормального сна, а если я не выдержу и начну похмеляться — грозит перейти в 3х-4хдневный запой с последующим выходом из него уже с помощью всяческих лечебных средств.
Я не мог подвести моих знакомых, которые рассчитывали на меня, тем более, что на храмовый автобус они бы уже не успели. Кое-как собравшись, я поехал. Хотя, безусловно, ездить в таком состоянии — далеко не лучшая идея. Выручал лишь относительно большой опыт вождения и — дружные старания наших ангелов-хранителей.
Когда мы добрались до Спас-Загорья, я остановился на небольшой парковке около Храма и сказал девчонкам: «Вы идите, а я вас подожду в машине, покемарю». Одна из них — Таня (в храме она пела на клиросе, мы с ней, кстати, познакомились, когда оба играли в народном театре; впрочем, оба потом синхронно и ушли оттуда, осознав, что все это не особо как полезно нам в духовном плане) — она чуть ли не силой тащила меня в Храм, отметая все мои возражения на тему: ну, куда мне такому идти? И стыдно было своего помятого вида, да и стоять там, дышать перегаром… «Подумаешь — перегар, — сказала Танюшка, — батюшка кадилом махнет пару раз — никто твой перегар не учует!» Да и просто не было сил стоять на службе. Но Господь дал мне эти силы, скажу, забегая вперед. Не сразу, впрочем. Таньке надоело меня уговаривать и девушки пошли на службу, а я было прикорнул в машине. Заснуть не получалось, начинался похмельный «колбас».
Еще раз повторюсь — при моем тогдашнем алкогольном опыте, после такой пьянки похмелье не проходило само собой, даже если удавалось поспать более-менее приличное количество часов. При том «стаже» — уже не проходило, не получалось, как раньше, в начале своей «алкогольной карьеры» просто отлежаться. Как правило, просыпался от ощущения похмелья и — либо мужественно переносил его — либо «лечился», что почти неминуемо приводило к запою.
В общем, я помаялся немного, потом выполз из машины и побрел в Храм.
И еще небольшое пояснение. Литургия — основная церковная служба — состоит их трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. На первых двух я сам не знаю, как выстоял. Мало того, что было просто физически плохо, еще ужасно хотелось спать, я засыпал стоя, несколько раз чуть не упал из-за этого. В общем, думаю, я представлял собой весьма неприглядное зрелище и, конечно, находиться в таком состоянии на «малой Пасхе» — так еще называют Литургию — было просто недостойно для верующего человека.
Но Милость Господа огромна и неведома, не предсказуема. Он сжалился надо мной, горемычным. Примерно в начале Литургии верных (прошло около двух часов с начала богослужения) я вдруг почувствовал, что меня «отпускает». Вначале я не поверил своим ощущениям, такого не могло быть в принципе, меня ждало долгое и мучительное похмелье. Но понемногу перестало клонить в сон, стала проходить общая дурнота и вот уже я чувствую себя совершенно бодрым! Это было Чудо, явленное Господом, конечно же не за какие-то мои заслуги — их просто не было, а — по Его Милости, ну или чтобы я своим таким видом не оскорблял Великое Таинство Причащения. Сам-то я, конечно, не причащался в этот раз, но даже присутствовать на Святом Причастии — честь для православного человека. К сожалению, очень часто, находясь в Храме, мы забываем об этом и ведем себя недостойно это Чести.
После окончания службы я был настолько бодр, что мы поехали еще в Пафнутьево-Боровский монастырь, к знакомому иеромонаху, пообщались с ним, побыли в монастыре. И потом весь день, вернувшись домой, я ждал — вдруг оно вернется, это самое похмелье, тем более, что ко всему прочему я еще был и совершенно не выспавшимся. Но нет, я продолжал себя чувствовать себя также замечательно и находился в отличном, приподнятом настроении.
По итогам этого случая я отнюдь не даю рекомендаций с похмелья ехать в Храм и стоять там, в надежде что попустит. На самом деле — не стоит в непотребном виде посещать Дом Господа. Я просто хотел сказать, что Бог может дать нам благо просто так, независимо от наших заслуг, тем более, что любые заслуги в сравнению с Ним — ничтожны; как говорил один персонаж: «Смердят мои добродетели». И то, что Бог осуществляет — зачастую не поддается никакому научному объяснению, являясь «просто» чудом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: