Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования

Четки православные: для чего нужны и как правильно ими пользоваться?

Заметить в толпе человека, который почти незаметно перебирает в руках бусины, нанизанные на нитку, можно практически в любой стране и культуре.

В сознании многих людей этот атрибут ассоциируется с мусульманской религией, однако распространены они по всему миру, а появились вообще в Индии. Речь идет о четках, которые имеют очень важное значение для их обладателей. О том, для чего они нужны и как ими пользоваться, пойдет речь дальше.

История возникновения

Четки — это религиозный атрибут, который в каждой культуре и религии имеет свои особенности. Четки представляют собой определенное количество элементов почти из любого материала (драгоценные камни, древесина, семена растений), нанизанных на обычную веревку или ленту, которая, как правило, замыкается в кольцо.

Первые четки датируются 2000 годом до н. э. и были найдены на территории современной Индии. В древности они предназначались для подсчета количества прочитанных молитв, поклонов и прочих ритуальных действий, принятых в разных религиозных течениях.

Четки способствовали концентрации человека на основном действии, беря роль счетчика на себя. В медитативных техниках они выполняли иную функцию — поддержания ритма чтения мантр.

Особенности четок в разных религиях

Значение и особенности четок в разных религиях:

  • буддизм. Буддистские четки традиционно состоят из 108 единиц (зерен, бусин) и имеют две специфические метки: после 36-ой и 72-ой детали. Иногда просто эти детали отличаются по своему виду (форме или цвету) от остальных. В тантрическом буддизме шнур состоит из 5 шнуров различных цветов, каждый из которых олицетворяет один из пяти элементов: пространство, воздух, воду, землю, огонь. Чаще всего материалом для бусин становятся кости яка. Цепочка, увешанная деталями, обязательно замыкается в кольцо и фиксируется при помощи особой жемчужины — символа Будды. Для чтения мантр подходят и четки из меньшего числа деталей: 54, 27, 21 или 18;
  • христианство. В христианстве первые четки появились в 4 веке н. э. и представляли собой веревку с 33 зернами. Это число соответствует количеству лет земной жизни Иисуса. Со временем использование четок в религиозных обрядах стало традицией, и уже в XI-XII веках появились иконы с изображением святых, которые держат атрибут в руках. На Руси первые четки назывались вервица. Это была обычная веревка, на которую навязывались узлы. Число элементов возросло до сотни, концы обязательно связывались узлом. Позднее последний узел дополнился еще тремя бусинами и кисточкой. В зависимости от предназначения атрибута число бусин варьировалось от 20 до 150. Также существовали перстные четки, которые носились на пальце и состояли всего из 10 элементов;
  • католичество. Католические четки состоят из 50 бусин и разделены на 5 декад. У них есть специфическое название — розарий («венец веры» из роз). У францисканцев розарий состоял из 70 бусин (7 декад) в честь семи радостей Девы Марии. Баски изобрели особый вид четок в виде кольца на палец, которое состояло из 10 бусин и креста. Четки вручались при постриге в монахи, в Средние века их использовали и миряне. В настоящее время в католичестве ассоциируются в основном с церковнослужителями;
  • ислам. Мусульмане используют два вида четок: круглые и плоские (перекидные). Вторые отличаются тем, что на них нанизывают квадратные или прямоугольные детали. Количество деталей в больших четках строго 99, в малых — только 33 или 11. В традиционных мусульманских четках после каждых 11 деталей расположена особая перемычка (например, плоский кружок).

Предназначение православных четок

Например, если молящемуся требуется 150 раз произнести молитву Богородице, гораздо проще перебирать бусины, нежели вести подсчеты в уме.

Они помогают религиозному человеку сосредоточиться на молитве, на время абстрагировавшись от мирских проблем. Тактильный контакт с гладкими бусинами помогает человеку успокоиться, расслабиться.

Четки являются обязательным атрибутом в монашестве. Их называют духовным мечом и вручают при постриге каждому монаху, после чего они не расстаются с предметом.

В православии выделяют три вида четок:

  • вервицы;
  • лествицы;
  • лестовки.

Лестовки — самая древняя разновидность православных четок и дословно переводится как «лестница». Лестовка имеет мало общего с нынешними четками и представляет собой пояс, выстланный петлями-бобочками. Они расположены определенным образом, и в итоге пояс действительно напоминает лестницу.

Края пояса зашиваются треугольниками, которые называются лапостники. Полые петли заполняются небольшими валиками из бумаги, на которых пишутся различные молитвы. Лестовки в наше время используются только старообрядцами, но увидеть их воочию можно во многих музеях.

Лествицы похожи на предыдущий вид четок, но они замкнуты в кольцо. Их элементы представляют собой древесные брусочки, обшитые тканью. Также лествицы могут быть в виде кожаной полоски с прикрепленными к ней жгутиками. Этот вид четок тоже используется крайне редко.

О вервице речь шла выше: бусины чередуются с узелками, а в окончании цепочки, точнее, в месте соединения двух концов, расположены большой узелок, крестик и кисть.

Как пользоваться?

В настоящее время четки не используются только церковнослужителями: их может приобрести любой верующий человек, и благословение церкви не является обязательным. Они используются для напоминания о молитве, поэтому, если человек в этом нуждается, церковь не будет препятствовать.

Четки можно носить с собой в кармане, в кошельке, в сумке, обращаясь к ним при необходимости. Можно приобрести совсем миниатюрные вервицы, которые состоят всего из 10 бусин.

Их можно носить на руке, но нельзя воспринимать их как украшение. Перебирая пальцем левой руки гладкие бусины, мыслями нужно обращаться к Господу. При чтении молитвы нужно передвигать одну бусину после каждой из них.

Как правило, четки используются для чтения коротких молитв богу, своему Святому, Царице Небесной и других. Если при чтении молитв человек доходит до особенной бусины, более крупной, нужно прочесть особенное обращение к Господу, например, Отче наш или Символ Веры.

Читайте также:
Мощи Иоанна Кронштадтского: где находятся и как добраться, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Как правильно выбрать?

При выборе четок человек обычно руководствуется внутренним чутьем: какие показались наиболее привлекательными, такие и покупает. Однако следует учесть еще ряд особенностей.

Первая — удобство. Если человек планирует везде и всегда носить их с собой, лучше остановиться на небольшом размере. Четки обязательно нужно взять в руки, попробовать ими пользоваться и убедиться, что они хорошо подходят именно ему.

Православные четки — очень сильный энергетический атрибут, поэтому контакт с ними должен вызывать исключительно положительные эмоции. Второй критерий — материал изготовления.

В православии наибольшей популярностью пользуются деревянные четки, но и при выборе породы дерева нужно полагаться на особенности каждой из них:

  • дубовые бусины. Отличаются повышенным энергетическим зарядом. Они дают обладателю жизненную силу, повышают уверенность, увеличивают продолжительность жизни;
  • ясень. Укрепляет связь человека с небесным миром. Ясеневые четки оказывают влияние на мышление, помогая осознать свою сущность и предназначение;
  • можжевеловые четки. Оказывают защитное действие, оберегая от негативной энергетики, сглаза и потусторонних сил зла;
  • граб — дерево знаний и просветления. Грабовые четки помогают понять смысл божественных указаний, расшифровать сакральное значение текстов Господа;
  • слива. Делает человека кротким, учит смирению и терпению, а также помогает найти радость в служении богу.

Очень важно самостоятельно выбирать четки и покупать только новый атрибут.

Видео по теме

Для чего нужны православные четки? Ответ в видео:

Православные четки — это мощный религиозный атрибут, который помогает человеку укрепить связь с богом, не забывать о чтении молитв и сосредоточиться на них. Приобретать четки нужно, понимая всю ответственность, и не использовать их не по назначению.

Четки нельзя воспринимать как украшение, поскольку они обладают определенным энергетическим зарядом. Передавать четки другому человеку, дарить свои и принимать чужие крайне опасно.

О чётках

Прп. Серафим Саровский

У христиан на запястье – золотая нить с бесценной жемчужиной, ради которой евангельский купец продал свое имение и приобрел богатство, большее, чем царское сокровище. Этот золотой круг – четки. Круг символически означает вечность. Через четки душа человека соприкасается с духовным миром, где время сменяется вечностью.

Круг – символ бесконечности. Четки – начало духовного пути, который не оканчивается никогда; для приближения души к Богу нет границы и предела. Четки – это безмолвный голос ангела-хранителя, будящий на молитву душу, погруженную в образы проходящего мира, как в тяжелые сновидения. Четки – безгласный колокольчик, который зовет наши мысли от внешнего мира в собственное сердце, как церковный колокол призывает людей на молитву в храм. Четки пробуждают ум от липкой дремоты обыденных дел. Четки – путеводитель в дороге от земли к небу, ключ, открывающий двери сердца для имени Иисуса Христа, цепь, соединяющая душу с духовным миром, лестница, ведущая в Небесный Иерусалим, где каждый узелок – ступенька ввысь.

Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.

Узелки четок – это слезы молитвы, которым ведет счет ангел-хранитель. Четки – это надежда человека на то, что с ним Бог, хотя бы судьба забросила его как буря снежинку на край света. Это радость, что имя Божие близко к душе, ближе, чем дыхание уст, свет глаз и биение сердца. Движение пальцев, перебирающих узелки на четках, подобно прикосновению смычка по сокровенным струнам души.

Иисусова молитва – основа всех молитв, поэтому четки – книга книг, это песня в земном пути, обновляющая силы человека. Это посох в далеком странствовании, огни отеческого дома, которые видит душа издалека; это возвращение чистоты детства и мудрость старости. Четки – вервь, опущенная в ад, за которую хватаются грешники, чтобы молитва извлекла их из вечного мрака. Четки это радость предков, что в их роду родился молитвенник, который может помочь им. Четки – луч надежды, блеснувший в преисподней. Четки – снятие родового проклятия и умножение родительских благословений. В руках святых четки были петлей, которой они душили демона, и бичом, которым прогоняли бесов.

Узелки четок – это камни, о который разбиваются греховные помыслы – вавилонские младенцы. Узелки четок – это звезды в человеческой руке. Четки – спасательный пояс, брошенный утопающему в омуте греха. Круг четок – крепостные стены, внутри которых человек безопасен. Четки – сеть зверолова, в которой запутывается как дикий зверь демон, старающийся разрушить молитву; это огненная преграда, которую не может перейти волчья стая, окружившая человека. Четки – тенета, которыми ум ловит помысли, как птицелов – певчих птиц.

Четки – это духовный путь, который не кончается, и песня, которая не смолкает. Четки – заключенные врата Эдема, которые теперь вновь открыты именем Иисуса Христа. Четки – тетива лука, а имя Христа – горящие стрелы, поражающие сатану. Четки – это уста друга, которые высасывают змеиный яд из ран души. Четки – дивное растение с благоухающими цветами, которое выросло в раю. Это шлем для ума и щит для сердца, защищающие христианина в духовной битве.

Узелки четок – это глаза, через которые человек видит небо, и ангельские очи, которые смотрят в глубину его сердца. Это ветвь от райского древа жизни, которое дарует бессмертие. Четки подобны Херувиму с огненным мечом, стерегущего двери сердца от злых духов. Четки – сокровище, которое приобретается дорогой ценой: за него надо отдать все тленное, что стяжал в миру, чтобы получить нетленное и вечное. Четки – молот, разбивающий твердый камень человеческого сердца; это молниевидный свет, просвещающий темную ночь души, чудодейственное брение, которое исцеляет очи слепых.

Четки – надежда на Единого Бога, в которой исчезает надежда на человека. Четки – глубокий кладезь, на дне которого текут живые воды благодати; это невидимый поток, погашающий огонь наших страстей. Четки – струны псалтири и эхо ангельских песнопений. Четки это новое духовное сердце, открывающееся в груди. Четки – стозвездная нить, которая вращается как горящий бесчисленными звездами небосвод; это паникадило, зажигающееся от прикосновения пальцев к узелкам нити, стосвещник, возгорающийся от имени Иисуса Христа, как фитиль – от пламени. Четки – книга с древними письменами, в которой открывается всегда новое.

Читайте также:
Святая Канавка в Дивеево: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Четки подобны жезлу Моисея, который превратился в змея, чтобы поглотить ядовитых змей, сотворенных египетскими волхвами – гордость и плотские страсти, гнездящиеся в человеческом сердце. Четки – посох Моисея, превративший горький источник Меры – житейские скорби – в родник, источающий чистые потоки воды – духовное утешение. Четки – миро, исцеляющее всякую рану души.

Узелки четок – семена пшеницы, которые становятся колосьями в будущей жизни. Четки – рукоять меча в руке воина, всегда готового к духовной битве. Четки – это пограничная межа между двумя царствами – Небесным и земным. Четки – это крылья, которые поднимают ум ввысь, и держат его над землей: прекращается молитва – останавливаются и застывают четки в руке, и ум, как подстреленная птица, опускается на землю.

Четки – кисть художника, рисующая красками из света лик Божий в душе. Четки это долото, выбивающее на скрижалях сердца имя Иисуса Христа; это золотое перо, которое пишет заповеди Божии в глубине души. Четки – это нож, который очищает свитки памяти от грязи грехов.

Четки – Синай, где Бог является человеку, горящая купина, у которой Бог открывает Свое имя. Четки – окно в небо и дверь в сокровенную обитель сердца. Это молчание души – Евы – перед обольстительной речью змия; это твердость ума – Адама – перед страстными словами Евы – чувствами падшей души. Четки – отрешение души от кожаных риз, сшитых из звериных шкур, и облачение в прежние одежды света. Четки – плач о потерянном на земле Эдеме и радость об обретении небесного рая. Четки – это ларец, где хранится сокровище всех сокровищ – имя Иисуса Христа.

Если у тебя имеются враги, которые не хотят примириться с тобой, то молитва на четках как весеннее солнце расплавит лед их сердец и сделает врагов друзьями. Если твоя душа бесплодна как пустыня, то четки станут струями дождя, от которого покроются цветами песок и камни.

Четки – это засов на дверях внутренней келии, чтобы туда не проникли как ночные воры обольстительные образы мира. Четки – занавес для глаз и замок для языка. Это забвение темного прошлого и отречение от туманного будущего; это освобождение от страстных воспоминаний и тревожных забот о завтрашнем дне. Четки – вручение себя и близких промыслу Божьему. Четки – это духовный путь из Иерихона в Иерусалим – из заклятого города в город Божий. Четки – мост, переброшенный через берега Иордана, по которому может пройти один из тысячи. Четки – луч света, вспыхнувшего на Фаворе; это язык, которым душа беседует с небожителями, это видение невидимого и слышание безмолвного.

Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Четки – это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы.

Четки – видение мира в его будущем преображении. Четки – жезл Моисея, который разделил Чермное море: с четками в руке и молитвой в сердце человек проходит по дну житейского моря, как по каменной дороге. Четки – печать с именем Иисуса, приложенная к сердцу. Четки – это Евангелие, которое всегда в руке: кто молится на четках, тот читает слово Божие во всякое время на всяком месте.

Четки – духовное родство со святыми. Это ветер, раздувающий огонь любви к Богу, подземные воды, питающие корни духовных растений. Четки – дары трех волхвов: ладан – непрестанная молитва, смирна – умерщвление страстей, золото – имя Иисуса Христа. Четки это бегство души от тирании и страстей мира, подобное бегству Лота из обреченного Содома. Четки – это возвращение блудного сына к своему Небесному Отцу.

Православные четки — история, назначение, правила использования

Узнайте все самое интересное и полезное о православных четках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Для чего нужны четки

Четки в Православии – это соединенная в круг нить с узелками или нанизанными бусинами из дерева, камня, стекла и других материалов. Православные четки, их значение и количество бусин отличаются от четок, используемых в других религиях. Обязательной составляющей православных четок является крест. Количество узелков или бусин варьируется от 10 до 100, у монахов может быть еще больше. Часто используется 33 шарика, по годам земной жизни Иисуса Христа.

“Четки держи в руках, чтобы не забывать о молитве, которую нужно творить внутренне в сердце. И когда выходишь из кельи, помни, что враг готов к нападению. Поэтому помни, что хороший солдат, выходя из окопа, всегда держит в руках автомат. Четки имеют великую силу, это оружие монаха, а узлы — пули, которые косят бесов” (преподобный Паисий Святогорец).

Православные четки: значение для монахов

Молитвенные четки появились примерно в IV веке в иноческих обителях. Большинство монахов в те времена были простыми безграмотными людьми и не знали счета. А для исполнения молитвенного правила нужно было повторять большое количество молитв. Поэтому преподобным Пахомием Великим, основателем монашеского общежития в Египте (по другим источникам, Василием Великим), были изобретены четки. Изначально они имели исключительно практическое применение: позволяли инокам не отвлекаться на подсчет прочитанных молитв.

Читайте также:
Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Позднее четки стали служить монахам напоминанием о непрестанной молитве. В наши дни каждому принимающему иноческий постриг христианину выдаются четки для совершения молитвенного правила. Таким правилом может быть прочтение 100 раз Иисусовой молитвы и 50 раз “Богородице Дево”. Но четких требований, сколько раз и какие молитвы читать, не устанавливается.

Как молиться по четкам мирянам

Многие миряне задаются вопросом: для чего нужны четки православным христианам в миру? Действительно, этот вспомогательный молитвенный атрибут пользуется популярностью среди верующих людей. По четкам обычно молятся Иисусовой молитвой («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного») или читают молитву Богородице. И так определенное количество раз.

Важный момент: молиться по четкам мирянин должен только после благословения духовника. Если четки будут использованы для помощи в молитве, такое благословение человек получит. Но если использование четок приводит человека к тщеславным мыслям, он начинает воображать себя подвижником молитвы и на этом основании считать себя лучше других, то от четок лучше отказаться. Такая горделивая молитва на пользу точно не пойдет.

Если благословение на молитву по четкам получено, лучше всего носить их в кармане, не выставляя напоказ. В действиях с четками нет какого-то мистического смысла или ритуального значения. Поэтому, чтобы не впасть в искушение, лучше творить сугубую молитву по четкам, перебирая узелки в кармане.

Также недопустимо использовать четки как украшение, наматывая из на руку или шею, вешая в машину. Это священный предмет, необходимый для молитв, и использоваться должен исключительно по прямому назначению.

О важности четок для молитвы

Преподобный Паисий Святогорец:

“- Геронда, что означают 33, 50, 100, 300 узлов в четках?

— Только 33 имеет символический смысл; символизирует тридцать три года, которые Христос жил на земле. Остальные числа просто помогают нам считать количество поклонов или молитв.

Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки-это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве. Но даже когда сердце в молитве заработает, мы четок не оставляем, чтобы не подавать соблазна другим, сердце которых еще не начало работать в молитве”.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

“Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы”.

Чин обедницы

Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию.

Происхождение понятия

Обедница — древняя традиция отшельников и монахов. В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника. В остальное же время они правили обедницу.

Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно.

Название возникло от слова «обед» и считается простонародным. Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу.

Разница между Литургией и изобразительными

Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.

  • И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
  • Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.
  • Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
  • Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.

Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель.

Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.

Читайте также:
Храм Троицы в Коньково: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Еще о богослужениях в храме:

В каких случаях проводятся Изобразительные

  1. Великий пост. Высшей радостью для каждого православного христианина является Божественная литургия и Причастие, а пост подразумевает ограничение в радостных и приятных вещах. В дни Великого поста Литургия и Евхаристия не проводятся, чтобы человек смог заново оценить этот дар Всевышнего.
  2. Отсутствие священника. Христианский мир часто сталкивается с нехваткой духовенства. Иногда священник служит сразу в нескольких храмах и не может проводить богослужения одновременно в разных местах. Когда нет возможности провести Литургию, проводятся изобразительные. Согласно Типикону, богослужение в храме могут проводить и миряне.

Христиане должны сами усердно беспокоиться о том, чтобы в храмах или домах ежедневно совершались хотя бы краткие богослужения. В противном случае, люди будут страдать от нехватки духовной пищи.

  • Отсутствие возможности посетить храм. Не всегда миряне могут лично присутствовать в церкви на службе. Если возникает необходимость, обедницу можно служить мирским чином, то есть дома, без священнослужителя и без Евхаристии.
  • Правила проведения изобразительных

    1. Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
    2. Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
    3. Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
    4. Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.

    Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

    1. Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
    2. Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
    3. Запрещено копирование дьяконских голосовых интонаций. Чтец должен произносить текст просто, осмысленно, соблюдая необходимые паузы.
    4. Каждение можно осуществлять домашним кадилом, осенив его крестным знамением.
    5. Происходящее следует сопровождать словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
    6. Взамен традиционного завершения богослужения нужно проговаривать малое благословение: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
    7. В конце службы прихожане прикладываются к кресту.

    Важно знать! Прокимен — неоднократное повторение стиха одного из псалмов, который считается предисловием Апостолов или Евангелия. Аллилуарий — стих из Псалтири, который читается перед Евангелием, вслед за чтением Апостола.

    Чин обедницы

    Прежде чем приступить к молитве и чтению Священного Писания, следует должным образом настроиться на духовный труд. Нужно быть особенно сосредоточенным, стараться осознавать и понимать каждое слово, чтобы наполнять этими словами свою душу.

    Мирянам следует приступать к изобразительным со словами: «Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.»

    Начинается чин с чтения 102 псалма и великой ектении. Таким образом верующие просят Бога о милости.

    Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его; благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

    Затем поется 145 псалом, стихи которого прославляют имя Всевышнего.

    Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою; в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

    После псалмов исполняется песнь «Единородный Сыне».

    Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

    После этого зачитывают девять заповедей блаженства, которые были произнесены Иисусом Христом во время Нагорной проповеди.

    Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
    Блажени плачущии, яко тии утешатся.
    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
    Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
    Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
    Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

    Читайте также:
    Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

    Перед чтением Апостолов чтец произносит прокимен, соответствующий дню недели или празднику.

    По окончанию произносится аллилуарий, и верующие начинают чтение Святого Евангелия.

    Затем следует сугубая ектения, после которой христиане читают молитву «Символ веры».

    Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    После этого произносится просительная ектения и молитва «Отче наш».

    Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Потом верующие поют тропари и кондаки. Они соответствуют празднику и храму, в котором проходит служба. Сначала произносятся все тропари, за ними — все кондаки. В последнюю очередь поется кондак праздника или Богородичен.

    Завершается обедница благодарением Господа и чтением 33 псалма.

    Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.

    Последним произносится краткое заключительное слово (отпуст).

    Приветствуется завершение службы душеполезным чтением трудов Святых Отцов Церкви и книг с описанием жития Святых.

    Что запрещено делать мирянам

    • Проводить Литургию и Таинство Евхаристии;
    • Надевать облачения священников;
    • Совершать любые священнодействия;
    • Обращаться к Служебнику и Требнику;
    • Произносить хвалебные возгласы и ектении.

    Внимание! В случае нарушения этих правил прихожанин рискует совершить грех святотатства.

    Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека. Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена.

    Согласно предсказаниям, последним приверженцам веры Христовой придется скрываться от гонений. Так же, как первые верующие молились тайно, последние будут вынуждены спасаться без церкви и помощи священника. Обедница учит мирян самостоятельно и правильно обращаться к Богу, вводит их в мир истинной веры, в духовный мир Православия.

    Чин обедницы (часы и изобразительны) для мирян, читаемый если нет возможности прийти в храм на Литургию

    История и география


    , 2013, п. Хову-Аксы, Тыва[5]


    в Марьино[10]


    [11] и в [12]


    на о. Чанг, Таиланд[13]

    Богослужение мирянским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной Литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея[8]. В Древней Руси верующие собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром — полунощницу[8]. В России большое вынужденное распространение практика богослужений мирянским чином получила в среде старообрядцев-беспоповцев. В конце XVIII века на русской Аляске алеутов и эскимосов крестили мирянским чином[14][15][16][17][18], позднее в начале XIX века мирянским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне легендарного Форта Росс[19][20], а в конце XIX в. в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирянским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов[21]. Богослужение мирянским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства[22][23][24][25][26][27]: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах[28], в удалённых от центра деревнях; вдали от внимательного надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли[8]. Особая необходимость в этом возникала в случае смерти кого-либо из жителей деревни, и тогда старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы[8]. Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома, в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов[29][30]. В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение[31][32][33], в котором, можно полагать, мирянский чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия. Актуальным оказалось мирянское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё сравнительно мало[34][35].

    Читайте также:
    Православная литература для детей: интересные сказки и рассказы о вере, лучшие книги, как правильно выбрать литературу

    Сейчас богослужение мирянским чином встречается на некоторых сельских (Храм Воскресения Христова в пос. Кожино[36], Храм Илии Пророка поселка Лесной[37][38] и Иоанно-Предтеченский храм в д. Сумароково[39]Московской области, Храм Василия Великого д. Хохряки Удмуртии[40], Тверская область[41], Архангельская область[42], Хабаровский край[43], Михайло-Архангельский храм с. Малая Кема Приморского края[44], известен прецедент на Камчатке[45], часовня прп. Серафима Саровского на острове Новая Земля[46], приход св. Александра Невского в с. Валуевка Омской области[47], Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова[48][49][50]) и городских (Храм прав. Иоанна Кронштадтского г. Пестово Новгородской области[51], Храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских г. Приморск Ленинградской обл.[52], Введенский храм Мурманске[53], Приход святой великомученицы Параскевы в Волгограде[54]) приходах. Потребность в мирянских богослужениях возникает и в сибирском регионе, где активна православная миссия: Чукотке[55][56][57][58][59], Якутии[60][61][62][63], Тыве[64][65][66]. Иногда единоверцы вынуждены совершать службы мирским чином из-за малочисленности священников, владеющих старым обрядом[67][68][69][70].

    Также богослужение мирянским чином получило распространение в Эстонской православной церкви[71], Финляндской Православной Церкви[72][73], по крайней мере, до последнего времени практиковалось в Японской Православной Церкви[74], Китайской Православной Церкви[75][76][77][78][79][80][81][82][83][84], Русской Православной Церкви за границей в США[85][86][87][88], Коста-Рике[89][90][91], Германии[92], Дании[93][94], Ирландии[95], Португалии[96], Пакистане[97], храмах Московского Патриархата в Таиланде[98][99][100][101] и Великобритании[102], Преображенском храме Антиохийского Патриархата в Гватемале[103][104], в Камбодже[105][106], Вьетнаме[107], на Филиппинах[108][109], на Гавайях под юрисдикцией Православной Церкви в Америке[110]. Эта практика обнаруживается в Украинской Православной Церкви[111][112]. Русские общины, которые молятся мирским чином, есть в Бразилии[113]. На Филиппинах готовилось издание книги по богослужению мирянским чином на местном языке православным миссионерским обществом имени прп. Серапиона Кожеозерского[114][108]. Известны случаи проведения мирских служб в Антарктиде[115].

    Мирянские службы могут проводиться в непосредственно храме, часовне (её название как раз и происходит из-за чтения службы часов[116]), дома или в специально обустроенных для этого молитвенных домах, в специально отведённых помещениях, у придорожных киотов, у поклонных крестов, наконец, под открытым небом.

    Церковные каноны указывают на необходимость крещения мирянским чином

    в экстремальных ситуациях[117]. Существует чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище[118].

    Час Третий.

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

    Псалом 16:

    Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, óчи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л eси́ се́рдце мое́, посети́л eси́ но́щию, искуси́л мя eси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя eси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющыя на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу óка, в кро́ве крилу́ Твоéю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, óчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, oру́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцeм свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.

    Псалом 24:

    К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющым на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющым заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т eму́ на пути́, eго́же изво́ли. Душа́ eго́ во благи́х водвори́тся, и се́мя eго́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й eго́.

    Читайте также:
    Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности
    Псалом 50:

    Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

    Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

    Что такое обедница?

    Что такое обедница?

    иеромонах Иов (Гумеров)

    Обедница (Изобразительные) — православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Великим постом соединяется с Литургией. Название Изобразительные дано потому, что является некоторым изображением, т. е. подобием Литургии. Чинопоследование находится в Часослове. Келейно могут совершать и миряне в те дни, когда нет возможности быть на Литургии.

    Читайте также

    Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца?

    Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? — Что такое покаяние?— Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние

    Что такое Рай?

    Что такое Рай? Скажи мне, что такое Рай? — Спрашивал Старец. — Это Христос! — говорил отец Порфирий. — Когда ты любишь Христа, тогда не смотря на все ощущение своей греховности и своих немощей, у тебя есть уверенность в том, что ты преодолел смерть, потому что ты

    Что такое хорошо, и что такое плохо

    Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и

    Что такое хорошо, и что такое плохо

    Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и

    ЧТО ТАКОЕ УМ

    ЧТО ТАКОЕ УМ Но где же находится эта привязанность к своему «я»? То, где возникает эта привязанность, — ум. Привязанность к представлению «другие» тоже исходит от ума. Теперь другой вопрос: где находится ум? Он должен быть где?то в теле, потому что, если его там нет, от нас

    Так что же это такое?

    Так что же это такое? Для нас может оставаться непонятным, что же такое просветление, если это и не счастье и не несчастье? Как появляется просветлённое существо и как оно действует? Что значит – обнаружить свою природу будды?Когда мы встречаем эти вопросы в буддийских

    9. А “Бог” — что такое?

    9. А “Бог” — что такое? 9.1. Идея Бога и сфера ее примененияВлияние идеи Бога на духовную (да и на материальную) культуру всего человечества, народа, страны — вплоть до отдельной личности было весьма и весьма значительным, во множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.

    Что такое сон?

    Что такое сон? Как иудаизм относится к сну и как его определяет?ШимонСон – это состояние человека, при котором он, находясь «в забытьи», видит и чувствует различные вещи, которые не происходят в реальности. В состоянии сна человек не контактирует с внешним миром, поэтому

    Что такое проклятие

    Что такое проклятие Невозможно, внимательно и вдумчиво прочитав Гал. 3:10, не уяснить себе, что проклятие — это нарушение закона. Непослушание Закону Божьему само по себе является проклятием, ибо «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Грех

    Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17)

    Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17) 16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». «Не

    Что такое теория? Что такое факт?

    Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не

    Читайте также:
    Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

    Что такое ты?

    Что такое ты? Однажды царь Милинда спросил бхикшу21 Нагасену:— Глаза — это ты?Нагасена, смеясь, ответил:— Нет.Царь Милинда настаивал:— А уши — это ты? А нос — это ты?— Нет!— А язык — это ты?— Нет!— Но твоя личность пребывает в теле?— Нет, материальное тело обладает лишь

    1.5. Что такое мир

    1.5. Что такое мир В понятии «мир» заключено два смысла:1. «Мир» (олам) означает сокрытие (алама) – мира Бесконечности. Я воспринимаю не саму бесконечность, а лишь небольшой ее фрагмент, называемый духовным миром или этим миром. Такое ограниченное, неполное восприятие

    Обедница: что такое и что значит, текст, правила и особенности традиции

    Для примера приведена служба 6 гласа – самого распространенного напева в церковных службах в течение всего года.
    Слова службы 6 гласа выделены почеркиванием и могут быть заменены на соответствующий текст иного гласа (1 – 5, 7, 8).

    Старший – возглавляющий богослужение; произносит важнейшие возгласы, совершает каждение, читает Евангелие.
    Чтец – любой из мирян.
    Братия – все присутствующие на службе миряне.

    Старший:
    М олитвами Святых Отец, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
    Братия:
    А минь.

    Братия:
    Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо великой ектеньи

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Старший:
    Б лагослови, душе моя, Господа: благословен еси, Господи.

    Чтец читает псалом 102:
    Б лагослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.
    Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его;
    Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя;
    Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами;
    Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
    Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.
    Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Исраилевым хотения Своя;
    Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
    Не до конца прогневается, ниже во век враждует;
    Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам.
    Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его.
    Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.
    Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.
    Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
    Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет;
    Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.
    Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.
    И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
    Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.
    Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.
    Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.
    Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Братия:
    Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси, Господи.

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Чтец читает псалом 145:
    Х вали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
    Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
    Изыдет дух его и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
    Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего;
    Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
    Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
    Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
    Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
    Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.
    Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

    Старший:
    И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Старший:
    Е динородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый. И изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно Вочеловечивыйся. Распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый. Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

    Старший:
    В о Царствии Твоем, помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

    Братия:
    Б лажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
    Б лажени плачущии, яко тии утешатся.
    Б лажени кротцыи, яко тии наследят землю.
    Б лажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    Б лажени милостивии, яко тии помиловани будут.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    П омяни мя Боже Спасе мой, егда приидеши во Царствии Твоем, и спаси мя яко един Человеколюбец.

    Братия:
    Б лажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    Д ревом Адама прельстившагося, Древом крестным паки спасл еси и разбойника, вопиюща: помяни мя Господи во Царствии Твоем.

    Читайте также:
    Сухоядение в пост: что значит, меню и рецепты, что можно и нельзя есть

    Братия:
    Б лажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    А дова врата и вереи сокрушивый Жизнодавче, воскресил еси вся Спасе вопиющия: слава востанию Твоему.

    Братия:
    Б лажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    П омяни мя, Иже смерть пленивый погребением Твоим, и Воскресением Твоим радости вся исполнивый, яко Благоутробен.

    Братия:
    Б лажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    М ироносицы ко гробу пришедша, ангела зовуща слышаху: Христос воскресе, просветивый всяческая.

    Братия:
    Р адуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

    Чтец – читает стих шестого гласа:
    Н а Древе крестнем пригвоздившагося, и мир от прелести избавльшаго, согласно вси Христа воспоим.

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Чтец – читает троичен шестого гласа:
    О тца, и Сына славословим, и Духа Святаго, глаголюще: Троице Святая, спаси душы наша.

    Старший:
    И ныне и присно и во веки веков.

    Чтец – читает богородичен шестого гласа:
    Н еизреченно в последняя заченши, и рождши Создателя Твоего, Дево, спасай Тя величающыя.

    Братия:
    С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
    С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
    С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

    Чтец – читает прокимен шестого гласа:
    П рокимен, Псалом Давидов, глас шестый.
    С паси Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое.
    К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

    Чтец:
    Д еяний святых апостол чтение.

    (Или: Соборного послания Иоаннова [Петрова] чтение. Причем не принято говорить какое это послание – первое, второе, или третье. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святого апостола Павла чтение)

    Старший читает Апостол.

    Чтец:
    А ллилуиа, глас шестый.
    Братия:
    А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

    Чтец – читает аллилуиарий шестого гласа:
    Ж ивый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится.
    Братия:
    А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

    Чтец – продолжает читать аллилуиарий шестого гласа:
    Р ечет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
    Братия:
    А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

    Братия:
    Г осподи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

    Стаpший:
    О т [Матфея; Марка; Луки; Иоанна] Святаго Евангелия чтение.
    Братия:
    С лава Тебе, Господи, слава Тебе. -поклон-

    Старший читает Евангелие воскресного дня:
    ” В о время оно . “

    Братия:
    С лава Тебе, Господи, слава Тебе. -поклон-

    Братия:
    Г осподи, помилуй. (40 раз) – читается вместо сугубой ектеньи

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Чтец:
    H енавидящих и обидящих нас пpости, Господи Человеколюбче.
    Благотвоpящим благосотвоpи.
    Бpатиям и сpодником нашим даpyй яже ко спасению пpошения и жизнь вечнyю.
    В немощех сyщия (имена) посети и исцеление даpyй.
    Яже в моpи yпpави.
    Пyтешествyющим (имена) спyтешествyй.
    Слyжащим и милyющим нас гpехов оставление даpyй.
    Заповедовавших нам недостойным молитися о них (имена) помилyй по велицей Твоей милости.
    Помяни, Господи, бpатий наших плененных и избави я от всякого обстояния.
    Помяни, Господи, плодоносящих и добpоделающих во святых Твоих цеpквах, и даждь им яже ко спасению пpошения и жизнь вечнyю.
    Помяни, Господи, и нас, смиpенных и гpешных и недостойных pаб Твоих, и пpосвети наш yм светом pазyма Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пpечистыя Владычицы нашея Богоpодицы и Пpиснодевы Маpии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Братия:
    П омяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-
    П омяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-
    П омяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-

    Чтец:
    Л ик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Чтец:
    Л ик святых Ангел и Архангел со всеми небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

    Старший:
    И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Братия:
    В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца Рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, Глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    Читайте также:
    Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

    Старший:
    О слаби, остави, прости Боже, прегрешения наша, вольная, и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

    Братия:
    О тче наш, Иже еси на небесах! Да святитится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

    Старший:
    Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
    Братия:
    А минь.

    Здесь чтец может прочитать кондак святому данного дня

    Чтец – читает воскресный кондак шестого гласа:
    Ж ивоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, воскресение и живот, и Бог всех.

    Братия:
    Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо просительной ектеньи

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Старший:
    В сесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отыми скверну, просвети мою мысль, да выну славлю, пою, покланяюся и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца.
    Братия:
    А минь.

    Старший:
    В ерую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть Cамое Пречистое Тело Твое, и Сия есть Cамая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
    Братия:
    А минь.

    Старший:
    В ечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
    Братия:
    А минь.

    Старший причащается сам и после этого причащает мирян запасными Святыми Дарами.
    Причащая, старший говорит:
    П ричащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную. Аминь.

    Братия (во время причащения):
    Т ело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите.

    После причащения старший говорит:
    Б уди Имя Господне благословено отныне и до века -поклон-
    Б уди Имя Господне благословено отныне и до века -поклон-
    Б уди Имя Господне благословено отныне и до века -поклон-

    Старший:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
    Братия:
    А минь.

    Чтец читает псалом 33:
    Б лагословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
    О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
    Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
    Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
    Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
    Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
    Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
    Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань.
    Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.
    Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

    Братия:
    Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Братия:
    С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.

    Старший:
    В оскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец.
    Братия:
    А минь.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: