Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Православные лагеря России

Православные лагеря России на карте

  • По актуальности
  • По просмотрам
  • По рейтингу
  • По имени
  • По числу отзывов
  • По цене

По актуальности

    Московская область, городской округ Истра, поселок Гидроузла имени Куйбышева Выезд из: Москва, включен в стоимость Для детей 5 – 16 лет Цена от 23465 рублей Великое Княжество – языковой православный лагерь, в котором ребенок может отдохнуть, поправить здоровье, улучшить английский язык, приобщиться к основам православной веры и вернутся с яркими впечатлениями.

    Московская область, городской округ Истра, поселок Гидроузла имени Куйбышева Выезд из: Москва, включен в стоимость Для детей 5 – 16 лет Цена от 23465 рублей Великое Княжество – языковой православный лагерь, в котором ребенок может отдохнуть, поправить здоровье, улучшить английский язык, приобщиться к основам православной веры и вернутся с яркими впечатлениями.

    Тверская область, Осташковский район, деревня Бараново Выезд из: Москва Для детей 7 – 14 лет Путешествие по озеру Селигер 2019! Предлагаем ребятам, а также их родителям, увлекательное путешествие по озеру Селигер. Как и в прошлом году, нас ждёт множество открытий и незабываемых впечатлений! Программа.

    Тверская область, Осташковский район, деревня Бараново Выезд из: Москва Для детей 7 – 14 лет Путешествие по озеру Селигер 2019! Предлагаем ребятам, а также их родителям, увлекательное путешествие по озеру Селигер. Как и в прошлом году, нас ждёт множество открытий и незабываемых впечатлений! Программа.

    Тверская область, Конаковский район, Конаково Семейный парусный поход по Святым местам Верхней Волги на надувных мини-катамаранах. Инструкторы – яхтенные капитаны, Мастера Спорта по Парусному туризму, Чемпионы России и СНГ! После обучения управляете.

    Тверская область, Конаковский район, Конаково Семейный парусный поход по Святым местам Верхней Волги на надувных мини-катамаранах. Инструкторы – яхтенные капитаны, Мастера Спорта по Парусному туризму, Чемпионы России и СНГ! После обучения управляете.

    Московская область, Люберцы, поселок Малаховка Выезд из: Москва, включен в стоимость Для детей 7 – 17 лет Православный военно-патриотический лагерь “РЕКРУТ” – это уникальный проект, в котором гармонично сочетается военно-спортивное, культурно-просветительское и духовное направление. В лагере “РЕКРУТ” ваш ребенок.

    Московская область, Люберцы, поселок Малаховка Выезд из: Москва, включен в стоимость Для детей 7 – 17 лет Православный военно-патриотический лагерь “РЕКРУТ” – это уникальный проект, в котором гармонично сочетается военно-спортивное, культурно-просветительское и духовное направление. В лагере “РЕКРУТ” ваш ребенок.

    Ярославская область, Борисоглебский район, село Давыдово Для детей 5 – 55 лет Каждое лето в селе Давыдово Ярославской области собираются семьи с детьми-инвалидами, чтобы вместе пожить, потрудиться и дать детям возможность стать немного самостоятельнее. Им помогают добровольцы, ответственные.

    Ярославская область, Борисоглебский район, село Давыдово Для детей 5 – 55 лет Каждое лето в селе Давыдово Ярославской области собираются семьи с детьми-инвалидами, чтобы вместе пожить, потрудиться и дать детям возможность стать немного самостоятельнее. Им помогают добровольцы, ответственные.

Детские лагеря поблизости

Может быть полезно

  • Медицинская справка 079/у для лагеря
  • Компенсация за лагерь в 2021 году
  • Компенсация за путевку в детский лагерь
  • Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления
  • Сертификат на дополнительное образование детей
  • Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными
  • Ограничения из-за коронавируса

Поиск

Может быть полезно

  • Медицинская справка 079/у для лагеря
  • Компенсация за лагерь в 2021 году
  • Компенсация за путевку в детский лагерь
  • Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления
  • Сертификат на дополнительное образование детей
  • Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными
  • Ограничения из-за коронавируса
Форма обратной связи

Если вы нашли неточность, ошибку в данных или хотите дополнить информацию, заполните форму ниже

Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится).

Первым опытом организации православного детского отдыха в России в 1909 году стало скаутское движение. Первую скаутскую организацию патронировал император Николай II, а царевич Алексей был ее членом. Определяющими векторами этой организации являлись: вера в Бога, служение Отечеству и ближним, и работа над собой. После октябрьского переворота власти ликвидировали движение скаутов, но применили их опыт, создав пионерскую организацию и развернув тимуровское движение. В наши дни происходит возрождение этого метода и его используют все, кто организовывает лагеря, в том числе православные.

Формы организации православных лагерей также различны: от классического проживания в благоустроенных корпусах до детской деревни, включая туристическо -походный вариант и лагерь дневного пребывания.

Во всех лагерях проводятся оздоровительные мероприятия: физические упражнения, спортивные игры, купания. Организовывается обучение и досуг, посредством кружковых занятий, конкурсов, викторин, концертов, спортивных мероприятий. Организовываются экскурсии, встречи с насельниками монастырей.

Рассмотрим некоторые принципы организации православного лагеря. Один из них – это возрастные особенности детей (детский, подростковый и молодежный лагерь предполагает разный подход). Если для детей до 12-13 лет предпочтительней лагерь стационарного типа, то для подростков и молодежи наилучший вариант – палаточный лагерь, где его участники могут принять активное участие в его организации, т. к. подростковый возраст требует творческой, самостоятельной деятельности. «Дети и подростки должны сами принимать участие в создании лагеря. Лагерь для его участников есть опыт создания общей, дружной жизни, в которой каждому есть место, в которой каждый несёт какую-то часть ответственности, и, конечно, это не делается само собою». Колумзина . С.С. Воспоминания о детских лагерях. М., 2004. с. 54

Читайте также:
Ипостась в православии: понятие, значение и смысл, история, особенности

Другой, – это приоритетная направленность православного лагеря. Исходя из этого принципа, можно выделить следующие направления: лагерь труда и отдыха, военно-патриотический (скауты), научно-познавательный, миссионерский (проповедование), социальный и архитектурно-реставрационный , паломнический, семейный (где вместе с детьми живут родители, что служит укреплению семьи).

Ещё один принцип – это качественный состав лагеря. Обычно принимаются все желающие дети. Социальный состав лагеря не ограничен. Для поддержания православного духа коллектив должен состоять на две трети из постоянно практикующих церковную жизнь, остальные дети могут не являться православными и исповедовать другую религию. Этот момент служит воспитанию у детей веротерпимости и взаимопонимания. Главное условие для всех – принятие норм и ценностей, заложенных в основу воспитательной системы православного лагеря.

Обязательным условием православного лагеря является воцерковленность педагогического состава. В инициативную группу входят священнослужители, определяющие этические рамки воспитательной системы. Они не ограничиваются только контролирующей функцией, а являются идейными вдохновителями всех направлений деятельности и непосредственными участниками жизни лагеря, являясь примером и авторитетом для детей. Также привлекаются студенты православных вузов, члены православных молодежных организаций.

Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во- первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во – вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности.

В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками. Православный лагерь «Святая Русь» в Несвижском районе.

Исходя из этого, можно определить цели и задачи православного лагеря в целом.

· Ориентация ребенка с материальных ценностей на ценность межличностных отношений.

· Создание атмосферы доброжелательности, уважения и христианской любви в лагере. Соборная молитва и совместный труд.

· Создание навыков у насельников жить в коллективе.

· Воспитание самостоятельности, послушания, терпения, трудолюбия, преодоления трудностей, взаимопомощи.

Главная цель воспитательной системы православного лагеря заключается в гармоничном воспитании личности как «образа и подобия Божия».

Исходя из вышеперечисленных особенностей воспитательной системы православного лагеря, я могу сделать вывод: православный лагерь – это достаточно универсальная форма воспитательной работы, при помощи которой дети могут на деле реализовывать то, что они поняли в учении Христовом, а именно: творить добрые дела, учиться общению друг с другом, сострадать и помогать, дружить и доверять. Это особенности и естественные потребности молодежи и детства.

Детям нравится отдыхать в православных лагерях

Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым

– В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное – в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря.

Читайте также:
Пятиконечная звезда в православии: значение, символика и определение, где рисуют и где встречается

Вы берете в лагерь только воцерковленных детей?

– Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма – дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили.

Как вы организовываете детский досуг?

– Проводим много спортивных мероприятий. Утро, как и в любом детском лагере, начинается с зарядки. Много купаемся в море. Естественно, во избежание несчастных случаев в море есть специальные ограждения, за ребятами наблюдают спасатели и аквалангисты. Есть тренер, который учит плавать тех, кто не умеет. А для хороших пловцов работает секция подводного плавания (дайвинга). Проходят соревнования по футболу, волейболу, бадминтону, настольному теннису. Есть в лагере и инструктора по рукопашному бою.

В походы ходите?

– У нас есть палатки и необходимое туристское снаряжение. Для желающих организовываем походы с одной, иногда с двумя ночевками.

А какая у вас культурная программа?

– Очень широкая. Каждый вечер проводим разные викторины: по Закону Божиему в стихах, по естественным наукам, «Хочу всё знать», «Угадай мелодию». Организовываем просмотр фильмов православной тематики с обсуждением. Например, фильм об истории Русской Православной Церкви «Под благодатным покровом». Выступаем на Фиоленте перед моряками с концертом или спектаклем. Концерт состоит из двух частей: православных песнопений и детских песен. Кроме того, для детей работают кружки: хоровой, караоке, игры на гитаре, театральный, “Спасатель” (Основы безопасности жизнедеятельности), бисероплетения, вязания, макраме, вышивки, икебаны, спортивный. Но кружки, как и спортивные секции, ребята выбирают по желанию. А вечерние мероприятия обязательны для всех.

Религиозным просвещением детей занимаетесь?

– Каждое воскресенье после литургии проводим беседы с детьми. Рассказываем им о сегодняшнем празднике, объясняем отрывок из Евангелия, который читался на литургии, отвечаем на вопросы. А вопросы дети задают самые разные: где живет Бог, кто такие Ангелы, что такое Причастие? Кроме того, я ежедневно провожу факультативные занятия по Основам православной культуры. Читаем Евангелие с объяснениями.

Сколько человек может принять лагерь в одну смену?

– В Крымском лагере – максимум 70. Это вместе с персоналом. В лагере работают директор,4 педагога, 4 кружковода и один врач.

Вы принимаете в лагерь школьников всех возрастов?

– Да, с 1-ого по 11-й класс. У нас традиционно 3 отряда: младший, средний и старший. Максимальная численность отряда 20 человек. В таком отряде работают двое педагогов. Но отряд может состоять и из двух человек, и это всё равно будет отряд.

Какие требования вы предъявляете к педагогам, желающим работать в вашем лагере?

– Основные требования – профессионализм и воцерковленность. Большую помощь оказывает нам Свято-Тихоновский институт. Студенты миссионерского факультета (я сам окончил этот факультет) постоянно работают у нас вожатыми.

Сколько дней длится одна лагерная смена?

– 15. Первая смена отправляется 30 мая, в день Святой Троицы, вторая – 13 июня. По сложившейся у нас традиции «Святого Георгия град» – июньский лагерь. Мы именно потому и стали изначально вывозить детей в Крым, что в нашей полосе в июне, как правило, довольно холодно. В этом году по просьбам родителей будем проводить морской лагерь и в августе. Кроме этого у нас работают еще два лагеря.

В пятый раз совместно с Московским пограничным институтом ФСБ России проводим военно-патриотический лагерь «Ратная застава». Этот лагерь расположен в Протвино – самом зеленом городе на юге Подмосковья. Причем в последние годы по просьбе родителей проводим лагерь в Протвино не только летом, но каждые каникулы. Этим летом первая смена выезжает 30 июня, вторая – 17 июля. Обе смены также по 15 дней. Дети и персонал проживают в школе, которую мы арендуем. В одну смену лагерь может принять 60 человек – 45 девочек и мальчиков и 15 инструкторов, педагогов, врачей. Руководит лагерем курсант 5-ого курса Пограничного института Сергей Александрович Мелин. Ему помогают курсанты третьего, четвертого и пятого курсов. Все они рекомендованы своим командованием. Руководители лагеря – прихожане Сретенского монастыря.

Лагерь «Ратная застава» – маленькая детская армия. Здесь дети занимаются строевой подготовкой, стрельбой, рукопашным боем. Если в морском лагере поход – дело добровольное, то в «Ратной заставе» – обязательное. Также для всех обязательна «Зарница». Совершаем с детьми полет на самолете АН-2. Как и во всех лагерях, для желающих работают спортивные секции, причем не только игровые, но и верховой езды, альпинизма.

Читайте также:
Кощунство в православии: определение и значение слова, наказание за святотатство

Где же вы в Подмосковье горы нашли?!

– Гор нет, но есть заброшенная мельница на речке Протва. (Во время войны ее разбили советские войска – там прятались немцы). Также недалеко от лагеря расположен давно недействующий бассейн. На этих стенах мы и тренируем ребят. Занятия проводят профессиональные альпинисты. Они учат детей не только подниматься по скалам, но форсировать реку, оказывать первую медицинскую помощь.

В этот лагерь тоже берете не только воцерковленных детей?

– У нас общее правило для всех лагерей. Воцерковленность – обязательное условие для педагогов. И курсанты, и альпинисты, работающие в «Ратной заставе» – люди православные. Детей же берем всех желающих, но предупреждаем о православной направленности лагеря и строгой дисциплине. (А в военно-патриотическом лагере она особенно строгая). Лагерь окормляет настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Протвино протоиерей Павел Педанов. Храм расположен в восьмистах метрах от лагеря. Но посещение богослужений, исповедь и причастие для детей только по желанию. Повторяю, мы проводим миссионерские лагеря.

Расскажите, пожалуйста, о третьем лагере.

– Третий лагерь – «Мир Божий» – в этом году проводится впервые. Руководит им методист Павел Генрихович Захаров с коллективом воцерковленных педагогов, которые имеют опыт проведения лагерей детского и молодежного активов. Цель всех наших лагерей – создание здорового детского коллектива и знакомство с православной традицией. Стараемся возродить традиции лучших детских лагерей прошлого. В лагере “Мир Божий” запланированы 3 смены по 21 дню: с 7 по 28 июня, с 1 по 21 июля и с 24 июля по 13 августа. Каждая смена имеет свою программу.

Поскольку в июне большинство старшеклассников сдает экзамены или проходит практику, первая смена – «Звездная страна» – рассчитана на детей среднего и младшего школьного возраста. Через игры хотим познакомить детей с природой России. Вторая смена – «Ноев ковчег» – включает гражданское воспитание. Под руководством опытных педагогов проходят ролевые игры «Президентская республика», «Гражданин планеты». В третьей смене к гражданскому воспитанию добавляется воспитание военно-патриотическое. Главное мероприятие третьей смены – военно-историческая ролевая игра «Сергиево воинство».

Где будет проходить лагерь?

– В Тульской области. Мы арендуем пионерский лагерь. В нашем распоряжении просторные корпуса на 40 человек каждый, замечательные игровые комнаты, столовая, бассейн.

Тут вы пятнадцатью педагогами не обойдетесь.

– Не обойдемся. Но педагогов, соответствующих нашим требованиям, достаточно. Пока не хватает детей. В первую смену записалось всего 20 человек. Лагерь проводится впервые, о нем еще никто не знает, но надеемся, что со временем он приобретет известность. Программа очень интересная. Кроме основных ролевых игр, в каждой смене работают кружки росписи по дереву, игры на гитаре, танцевальный и хоровой, секции туризма, альпинизма, рукопашного боя. Состоятся экскурсии в Тулу. Ребята посетят Музеи оружия, пряников и самоваров, Исторический музей, Тульский Кремль, а также Колюпановский монастырь, где побывают у мощей блаженной Евфросинии Алексинской, искупаются (конечно, по согласованию с родителями) в святом источнике. В будущем планируем построить на территории лагеря часовню. Пока в воскресные и праздничные дни желающие в сопровождении вожатых смогут ездить на автобусе в тульские храмы. Это 20 минут езды.

Ездят ли в ваши лагеря дети из детских домов, неблагополучных семей?

– У нас прекрасные отношения с Ногинским православным детским домом. В частности, из двадцати детей, которые поедут в первую смену в «Мир Божий», 10 – воспитанники этого детского дома. Конечно, таких детей берем только после собеседования. Несколько раз брали детей из неблагополучных семей, но только по конкретной просьбе сотрудников или друзей «Общего Дела».

– Как записаться в ваши лагеря?

– Достаточно позвонить в организацию “Общее Дело” по телефону (495) 506-14-69 или отправить заявку по электронному адресу bronlager@mail.ru. Рекомендуем детям и родителям ознакомиться с программами лагерей и правилами для участников на сайте detstvo-detstvo.ru. Наш адрес: 1-я Владимирская, дом 20, кабинет 33А. Проезд до ст. метро «Перово». После каникул мы приглашаем их участников на еженедельные занятия клубов организации, работающих еженедельно в различных округах Москвы по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. Есть спортивные программы: рукопашный бой, плавание, альпинизм. Занятия проводятся бесплатно.

Летом каникулы не только у школьников, но и у студентов. Проводите ли вы лагеря для молодежи?

– Да, причем по образцу трудовых лагерей 70–80-х годов. Помогаем восстанавливать монастыри. В этом году с 16 по 26 июля будем трудиться в Серпуховском Владычном женском монастыре, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Этот монастырь принимает нас второй раз по благословению игуменьи Алексии. Лагерь международный, в нем примут участие французы и чехи. Днем работа в обители, а вечером досуг – концерты, викторины, походы, поездки. Программа очень интересная.

Известны ли вам православные лагеря, проводимые другими организациями, которые вы могли бы порекомендовать читателям?

Читайте также:
Гадание на Рождество: можно ли гадать православным или нет, отношение церкви и мнение священников

– Центр духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре проводит лагерь «Звезда Вифлеема» недалеко от Дивеево. Лагерь проходит во второй раз. Его организатор Егор Коврижкин не только работает с детьми, но и привлекает к работе молодых людей до 25 лет, организовывает их обучение.

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента вблизи Тарусы в третий раз православными предпринимателями будет проводиться лагерь «Звездный». База находится рядом с Окой. Один из директоров базы, Вячеслав Вячеславович Глинчиков, набирает православных педагогов. По благословению владыки Климента в лагере с детьми проживает отец Андрей из Тарусы. Единственный недостаток этого лагеря – маленькие и холодные домики из черепицы. Впереди работы по восстановлению теплого кирпичного корпуса. Необходимы спонсоры. Но по части досуга педагоги делают всё, чтобы детям было интересно.

Я рассказал вам о стационарных лагерях, то есть лагерях, имеющих постоянную базу, принятую санитарно-эпидемиологической и пожарной службами. Но при многих приходах давно и успешно организуются палаточные лагеря. Особенно хотел бы отметить Свято-Тихоновский институт. Заместитель декана миссионерского факультета Андрей Борисович Ефимов более 10 лет выезжает с детьми в Ярославскую область. Активно помогает ему в организации лагеря протоиерей Димитрий Смирнов. В этот лагерь отбор более строгий. Он в первую очередь проводится для детей из приходов братства Всемилостивого Спаса. Но и Свято-Тихоновский институт начинался как школа при братстве, а стал всемирно известным богословским институтом. Думаю, что и у лагеря при братстве большое будущее. Возможно, появится своя база, и именно этот лагерь будут брать за образец организаторы стационарных лагерей.

При Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви более 10 лет проводятся летние скаутские лагеря, чаще палаточные.

Практика показала, что детям нравится отдыхать в православных лагерях. Многие именно там впервые открывают для себя мир Церкви. Надеемся, что количество таких лагерей будет увеличиваться. Пока их недостаточно. Каждый из организаторов указанных программ нуждается в спонсорской поддержке и, конечно же, в помощи правительства Москвы и федеральных органов власти, поскольку ведется работа по реализации детских и молодежных программ. Процитирую слова бывшего министра образования Филиппова В.М.: “Воспитание молодежи – общее дело государства, общества, Церкви”.

Православная церковь о социальных сетях: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet — наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными — многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

О современных технологиях:

Социальная сеть дарит безграничные возможности знакомств. К примеру, для людей с ограниченными физическими возможностями интернет часто является чуть ли не единственным способом общения с миром.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет — прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети — это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен — Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

Читайте также:
Как поминать в годовщину смерти: правила и традиции, посещение церкви и кладбища

О духовной жизни:

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности, абортов, ношею женщинами брюк, недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть — это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди — «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие — я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются — будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу , можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн — создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт — лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете — очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое — укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих,специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном — лучше уточните ответ у священника.

Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Не меняй Христа на «лайки»!

Пастыри о виртуальном и сокровенном

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри.

Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

– В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий – способен»; кто хочет – тот сможет, в переводе на русский язык.

Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели – сокровенной жизни во Христе – мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях.

Святые отцы предостерегали: веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове

Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

А второй способ избежать рассеяния – выключить телевизор! Не впадая в ненужный ригоризм, скажу: человек, который проведет час перед телевизором вечером, с трудом сможет сосредоточиться на молитве, как и тот, кто проведет в интернете час-полтора. Есть чисто технические, ограничительные внешние способы, которыми можно себя поддержать.

Есть и третий способ сохранить белое в своей жизни белым, а черное черным, – способ древний, не связанный с нашей эпохой: чтение Священного Писания, ежедневное и регулярное. Если ты поставляешь себя перед правдой Евангелия каждый день, здесь и сейчас, то тогда компромиссность воззрений современного мира коснется тебя в значительно меньшей степени.

Вспомним и известное апостольское слово: дурные сообщества развращают добрые нравы – в том числе дурные виртуальные сообщества. Не смотри того, что христианину не должно смотреть, не читай того, что не должно читать, и тебе значительно проще будет собрать своего внутреннего человека для молитвы и сознательной христианской жизни.

Человек предназначен прежде всего к общению с Богом

– Социальные сети вызвали своего рода зависимость. Современный человек спешит в виртуальный мир общения, где он всегда в онлайне, в контакте, и это создает иллюзию общения, помогает скрыть одиночество. Это, конечно же, самообман, потому что сидение в соцсетях имитирует наполненность жизни, когда ты всё время узнаешь от друзей что-то новое и сам тут же выкладываешь всё, что думаешь или что у тебя произошло. На самом деле никаких друзей в виртуальном смысле быть не может, это только поверхностное знакомство, а душа оказывается расплескана на бесконечные пустые смс.

Человеческая душа не может без общения. Так сотворен человек – открытым для общения. Только предназначен он был прежде всего к общению с Богом, а затем уже и с подобными себе и со всем окружающим миром. Блаженный Августин говорил: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Ничто не заменит этого. Из-за греха внутри пустота, хочется насытиться общением, но без Бога так и будет пусто. А в интернете душа обольщается, рассеивается, расплескивается.

Можно заметить печальную закономерность: сидение в соцсетях не оставляет человеку и минуты свободного времени для молитвы. Чтобы избежать такого обольщения, необходимо трезвение. Взвешенно посмотреть на то, что происходит, и сказать: «Всё, я не хочу быть управляемым. Если и выхожу в интернет, то только для чтения полезных статей на православных сайтах, а не для сплетней в социальной сети».

Учись никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира

Еще предложу, наверное, необычный совет. Чтобы сосредоточить душу на жизни духовной, не отвлекаясь на мирское пустословие, надо научиться никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира, постоянное копание в них и застревание. Такой человек живет постоянными пересудами, мусолит в соцсетях всевозможные нестроения, чьи-то грехи, несправедливости. Жизнь превращается в постоянное ворчание. Христианину необходимо раз и навсегда отказаться от этого. Неосуждающий человек свободен и мирен, а мир и свобода души – самое величайшее сокровище. Если и делиться в сети, то только чем-то добрым, поучительным. Но, по большому счету, со временем ты видишь, что сидение в соцсети твоей душе ничего не дает.

Читайте также:
Православное осколье: история и описание, что включает, особенности деятельности

Самым радостным для христианина временем должно быть время молитвы, чтения молитвенного правила, Евангелия и творений святых отцов. Потому что это чистый источник, это то, что питает душу, дает нам жизнь и подлинную радость.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

– Тому, как сконцентрироваться на Христе, в первую очередь учит нас Сам Господь и посредством слова (во Святом Евангелии), и Духом Своим, Которым Он пребывает с нами, если только мы Ему послушны. И весь многовековой опыт церковной жизни, то, что мы называем Священным Преданием, учит нас правильному усвоению этой науки из наук. Так что главное – это действительно желать от всего сердца быть со Христом и прилагать к этому усилия, согласные с опытом Церкви.

Если же говорить о мире, который лежит во зле и влечет нас ко злу, то сознательное противление ему с терпеливым созиданием добра и составляет содержание нашей земной христианской жизни. Как и в Псалтири Давидовой сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо». Многие сферы человеческой жизни, в том числе и общение в интернете, предоставляют человеку возможность для такой деятельности. И если мир учит нас не таить ничего в себе и рассказывать «всё» в соцсетях, то что нам мешает с помощью Божией «хранить свое сердце» и рассказывать только то, что сообразно с этим хранением и служит делу благовествования Христова? Если же меру благоразумия не удается найти и страсть пустословия, споров и развлечения увлекает нас посредством соцсетей, то лучше, конечно, эти сети оставить. Как полезно оставлять источник соблазна для человека, сугубо подверженного той или иной страсти. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу простой пример: один человек зашел после работы в гастроном, купил хлебушка, колбаски, сыра для семьи и радостный пошел домой, даже не заметив, что в гастрономе этом есть еще отдел со спиртным. А для другого именно этот гастроном и этот отдел есть предмет страшного преткновения и соблазна, связанный с прошлым опытом горьких падений, так что лучше этому человеку держаться от гастронома подальше. Так и с соцсетями. Если с Божией помощью удается обрести добрую меру благоразумия – прекрасно, если же соцсети служат поводом для падения – лучше их оставить.

– Для того, чтобы Бог был ценностью, нужно всегда принимать во внимание Его точку зрения. Нужно относиться к Богу не как к какой-то установке, а как к самому дорогому человеку в жизни. Нужно помнить о Нем, о том, как Он жил, и следить за нашей жизнью. Любой супруг перед тем, как сделать что-либо, должен (по-хорошему) подумать: «А как мой муж/моя жена к этому отнесется?» – и только после этого делать задуманное или откладывать. Так и христианину нужно о Христе всегда помнить и принимать во внимание Его позиции, которые так явно оговорены в Евангелии и заповедях.

Что же касается социальных сетей, да и общения вообще, то следует самое сокровенное держать внутри себя, а если есть желание поделиться красотой Православия, делать это ненавязчиво и спокойно, без экстремизма.

Православная Жизнь

О допустимом и недопустимом поведении священника в соцсетях рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, некоторые представители духовенства на сегодняшний день излишне увлеклись соцсетями. Они живут в них, сражаются, спорят. Чем чреваты подобные баталии?

– Прежде чем использовать любую вещь, мы изучаем правила эксплуатации, инструкцию, правила безопасности. Перед началом работы в соцсети необходимо узнать, какие здесь правила безопасности, чтобы с пользой для себя и других их использовать.

В этом кроется одно из главных заблуждений духовенства относительно соцсетей. Это не место, где можно высказывать все, что думаешь, и в любой форме, а продолжение пастырского служения.

Насколько я понимаю, «победа» в сетевых баталиях – вещь довольно эфемерная, поскольку многие интернет-персонажи зачастую не реальные люди, да и интернет – пространство виртуальное. И громкие, яркие действия в этом пространстве далеко не всегда имеют практический позитивный эффект.

– А как правильно вести себя священникам в соцсетях? Что принесет им пользу?

– Если кто-то считает, что информация, опровергающая фейки врагов Церкви, сможет этих же врагов переубедить и заставит их признать свою неправоту, он пребывает в иллюзиях.

Чтобы влиять на аудиторию или конкретного собеседника, прежде всего нужно самому быть информационно привлекательным и не уподобляться оппонентам.

Важно во всем и всегда следовать в первую очередь нравственным ценностям и главному предназначению христианина – нести истину.

Только когда человек поймет, что есть подлинная истина, он сможет увидеть в своей жизни Христа.

И только жизнью во Христе мы обретаем гармонию, причем как внешнюю – в отношениях с другими людьми, так и внутреннюю – гармонию с Богом в своей душе.

– А возможно как-то охарактеризовать основные правила безопасности. Что непозволительно священнику в соцсетях?

– Во-первых, люди, возражающие врагам Церкви, не должны прятаться за псевдонимами, им не следует скрывать свое лицо.

Информация от конкретного человека воспринимается с гораздо большим доверием, чем информационный вброс от лица с невнятной аватаркой.

Читайте также:
Адвентисты седьмого дня: история и описание церкви, отношение РПЦ

К тому же действие под собственным именем дисциплинирует самого пользователя и не позволяет ему выходить за известные рамки.

Далее. Используйте только проверенную информацию.

Транслирование слухов, дутых сенсаций и т. д. недопустимо, поскольку бьет по репутации как самого священника, так и по тем ценностям, которые он защищает.

Стремление к сенсационности ради сенсационности нецелесообразно, лучше немного потерять времени и проверить фактаж, чем сломя голову распространять сенсационную ложь.

Не менее важна корректность.

Очень легко в полемике, простите, с грубияном или, как сегодня принято говорить, с троллем перейти черту и стать таким же троллем. Для тех, кто защищает Церковь, а тем более претендует на то, чтобы говорить от имени Церкви, это недопустимо.

– А как священнику относиться к мирским «фишкам», употребляемым в соцсетях: количество лайков, перепостов и т. д.

– Лайки и перепосты далеко не всегда являются позитивным показателем.

Интернет-пространство – это место, где количество не обязательно говорит о качестве.

– Данную аксиому подтверждает то, что сейчас находится в топе того же Youtube. Это кумиры школьников, которые матерятся через слово, совершают нелепые действия – у большинства из них миллионы просмотров.

– От Церкви и сторонников Церкви в интернет-пространство должна исходить позитивная информация. Она много полезнее армий троллей и накрученных лайков.

– На Ваш взгляд, какие опасности кроются для духовенства в соцсетях?

– Многие священники, увлекаясь соцсетями, блогерством, довольно быстро обмирщаются, что соблазняет своих и дает повод чужим лишний раз упрекнуть Церковь.

Присутствие священника в соцсетях – это, конечно, позитивный факт, но только если священник выступает как пастырь, а не интернет-тролль или распространитель слухов.

Резюмируя, можно отметить самое главное: в работе с социальными сетями всегда нужно отчетливо понимать, что именно и для какой именно аудитории делается. Качество работы и жизни священника важнее всех лайков и репостов.

Уповать священнику нужно не на посты в «Фейсбуке» и лайки, а на помощь Божию, которая придет, если мы не будем размениваться вечными ценностями в угоду ценностям этого мира, которые являются лишь суррогатами подлинного счастья.

Главное же оружие священника во все времена – молитва и слово Божие. И именно в этом нужно усерднее практиковаться.

Православные в соцсетях: польза и вред

Я давно запутался в социальных сетях. Когда-то начинал с активного участия просто на религиозных форумах, потом их заменили социальные сети. […]

Я давно запутался в социальных сетях. Когда-то начинал с активного участия просто на религиозных форумах, потом их заменили социальные сети. Две из них – самые известные – остались, остальные как-то ушли, не привлекая к себе интереса.

Что хорошо в социальных сетях – общение может быть таким, каким пожелаешь. На любой вкус. Уже через непродолжительное время вокруг личной страницы формируется круг тех, кто читает и кого читаешь ты. Посторонние, грубияны, не согласные ни с одним твоим словом – уходят, добровольно или не очень добровольно, но уходят. А если страница закрытая – так это просто клуб единомышленников.

Тут можно обсудить всё, ну или почти всё, не рискуя утонуть в бесконечных закольцованных дискуссиях о том, заблуждаетесь вы добросовестно или являетесь агентом влияния – иногда люди, даже не зная автора публикации, проявляют чудеса интуиции относительно как нравственных качеств его самого, так и подробностей отношений с людьми и даже подробностей биографии.

Что касается именно православного сегмента в социальных сетях, то он, говоря откровенно, довольно мал. Уже через короткое время все друг друга знают или, по крайней мере, однажды замечали на страницах друзей так называемые «перепосты». Это как в огромном доме: есть один этаж, заселенный работниками с одного предприятия. Не сказать, что они всегда мирно ладят друг с другом, но знать – знают.

С самого начала мне нравился тот взгляд на православный сегмент в социальных сетях, что по сути он является некой заменой почти отсутствующей в больших городах приходской жизни. Чуть позже я понял, что это не совсем так. Если идет речь о возможности православных обсудить что-то друг с другом – да, безусловно, социальные сети дают такую возможность – вне зависимости от географического удаления друг от друга. И это общение – достаточно живое и интересное. Но все-таки приходская жизнь не сводится только к общению – это нечто большее, а значит, социальные сети не полноценная замена.

Тут очень разные люди. Просто на удивление. Интернет дает такую возможность – в личной беседе люди более сдержаны, корректны и осторожны. В интернете – все проще. И раскрываются люди быстрее…

К сожалению, текст не передает мимики – а значит, мы обречены наполнять чужие слова с экрана монитора своим эмоциональным содержанием, и это большая проблема. Фантазия может быть безгранична. Однажды я разместил публикацию к 8 марта с вполне невинным текстом – поздравил всех девушек и женщин с этим весенним праздником. Как всегда, подавляющее количество комментаторов были вполне доброжелательны, но не обошлось и без курьеза. Несколько женщин восприняли такое поздравление как личное оскорбление их религиозных чувств – и у нас завязалась двухдневная дискуссия на тему: преследовал автор цель оскорбить всех женщин или все-таки нет. Как часто это бывает, закончилось всё взаимным баном и послевкусием раздражения.

Читайте также:
Троекуровское кладбище: адрес и как добраться, могилы знаменитостей, история

Почему я вспомнил об этом случае? Он отражает довольно очевидную вблизи, но часто не замечаемую издалека пеструю разноголосицу казалось бы монолитного православного сообщества. Тут есть все. Свои либералы и свои консерваторы. Свои западники и свои славянофилы. Сторонники цензуры и свободные художники. Начитанные и любящие простоту, иногда очень своеобразно понятую, правда…

Тут можно ознакомиться с самым широким спектром мнений абсолютно по любому вопросу: от пользы утренних прогулок до причин глобального отступления от веры, от воспитания детей до отношения к внешней политике США.

Люди общаются и общаются достаточно активно. И в этом есть первый положительный момент – мы узнаём друг друга. Все-таки, несмотря на разноголосицу, узнаём. Учимся слышать и учимся формулировать. Даже учимся терпению, иногда оно очень требуется…

«Живой голос верующих очень нужен ищущему человеку»

Второй положительный момент: если люди пишут с той долей искренности и доброжелательности, которая вызывает интерес – в этом есть и миссионерская составляющая. Те, кто находится за пределами церковной ограды, очень часто слышат в СМИ только официальные голоса Церкви – с присущей им холодностью и отстраненностью. А живой голос верующих – он очень нужен ищущему человеку. Посещение храма ограничивается службой, а кому адресовать свои вопросы, свои тревоги, сомнения, недоумения, которых так много у впервые переступающего порог церкви человека? Не всегда это может быть священник – во многих ли храмах он доступен для таких разговоров? И получается, что единственный собеседник – женщина за свечным ящиком. Что, понятно, недостаточно.

А в интернете очень быстро можно найти себе того, кому будут понятны все эти вопросы, и вполне это может быть и священник: сегодня очень многие из них – активные пользователи социальных сетей. И вот эта миссионерская составляющая – очень важна.

Другой вопрос, что, как и в жизни, в интернете есть всё. И вполне можно «нарваться» на такого собеседника, после общения с которым представление о Церкви и о людях, которые называют себя православными, будет настолько сильно искажено, что выправить эту деформацию будет уже очень непросто – человек может навсегда отойти от Церкви. Потому что много непонятной категоричности, много общих советов – обо всем и ни о чем, много желающих учить по любому поводу и всему на свете…

«Любая закрытая система хороша для защиты, но если нам нужно поделиться радостной новостью – она не подходит»

Меня не очень привлекает идея обособленности православного сегмента в интернете – создание своей социальной сети. Да и всё, что напоминает постройку заборов, перегородок, препятствий, создание собственного гетто – для своих – во всём этом есть что-то очень неправильное, прямо противоречащее словам Христа, когда Он повелел ученикам идти в мир и проповедовать. Любая закрытая система хороша для защиты, но если нам нужно поделиться радостной новостью – она не подходит. Важнее – быть открытыми миру, выходить самим, а не ждать тех, кто может найти нашу дверь среди миллионов похожих дверей.

Отдельного разговора заслуживают темы, вызывающие наибольший интерес среди интернет-активных православных. Конечно, на первом месте это бессмертная тема платочков: и десять лет назад, и сегодня это самая обсуждаемая повестка дня, и всё, что связано с ней, – одежда в храме и вне храма, внешний вид, у женщин – юбки-брюки, у мужчин – бороды… Тут самые жаркие баталии. Тут сотни комментариев и долгие диспуты. А по сути – речь идет всего лишь о вкусах в одежде и о воспитанности человека. И поскольку в этом вопросе присутствует необходимое сочетание простоты и субъективности, когда каждый может позволить себе роскошь иметь свое мнение, трудно отделаться от соблазна поделиться им с окружающими.

Важно понять: никто никого ни в чем не убеждает – люди делятся мнениями. Не видел я кого-то, кто изменил бы свое мнение в результате интернет-дискуссий. Но сформулировать и найти аргументы – очень полезно. Не говоря о том, что находятся единомышленники. Всегда находятся единомышленники. В этом и суть.

Политика. Куда без нее. Общее настроение довольно консервативное и в целом отражает настроение большинства: «Хотя жизнь сейчас и неважная, но может быть еще хуже… Поэтому давайте не будем делать резких движений. А то мало ли что может случиться… На Украине вон война идет, не дай Бог нам такого. Пусть уж остается, как есть». Перемены воспринимаются как опасность: новая власть будет ничем не лучше старой, а митинги – дело молодежи, которая куплена нечистыми на руку агентами Запада. Оппозиционно настроенные граждане – большая редкость.

Тем не менее, обсуждения на политические темы довольно жаркие и многочисленные. Очень чувствуется, что людям есть что сказать, а в реальной жизни такая дискуссия, к сожалению, сегодня невозможна, поэтому полностью мигрировала в виртуальное пространство.

Тут, в отличие от полушуточной платочно-юбочной темы, может быть довольно много агрессии, взаимных обвинений и ярлыков. Политика воспринимается близко к сердцу, и все слова оппонента – почти как личное обвинение.

Читайте также:
Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

Рядом с темой о политике – различные дискуссии о ереси. Часто – о различных пророчествах, как правило, трудно поддающихся внятной атрибуции. Это зачастую уже область православного фольклора, да и просто сплетен.

Когда-то были жаркие споры о «номерах», о принятии или непринятии ИНН, о скором конце света и так далее. Сейчас с этим намного тише. Всё прошумело-отгремело в середине 90-х и до середины нулевых, почти все, кто «бежал в леса», – вернулись, благополучно получили и паспорт, и ИНН. Кстати, основная претензия к паспорту – виньетки на номерах страниц. Это чтобы понимать уровень этих дискуссий…

Темы исторические. Главным образом всё, что связанно с последним царем, с историей СССР и гибелью двух империй – царской и советской. Очень острые темы, хотя в последнее время всё тоже стало тише и чуть разумнее.

Что интересно, почти совсем не обсуждаются темы здоровья – видимо, для этого предпочитают специальные форумы, очень редко – богословские вопросы и почти не обсуждают книги, к сожалению. Кино – да, обсуждают. Книги – очень мало. Ну разве что совсем уж скандальные, вроде популярных сейчас «Исповедей».

Видеоблоги – популярны, но у них совсем другой зритель. Видеоблоги – это молодёжь, тут очень выражен миссионерский акцент, а из этого следует очень своеобразный и непривычный язык – ориентированный именно на этого зрителя. У взрослых людей такой язык нередко вызывает протест. Но этот протест не религиозный, а скорее конфликт поколений.

«То, где предполагалась шутка, очевидная для автора, с большой долей вероятности будет определено как кощунство – юмор вообще требует понимания намеков на очевидные вещи, а когда они неочевидны – он кажется вызовом»

Когда на одну тему разговаривают много незнакомых друг с другом людей – разного возраста, воспитания, темперамента, опыта жизни, профессии, пола, национальности, разных взглядов на жизнь и даже разного чувства юмора – неизбежны конфликты, связанные с непониманием слов друг друга.

Люди могут не знать каких-то очевидных для других фразеологизмов, цитат из кинофильмов или просто высказываний известных политиков. То, где предполагалась шутка, очевидная для автора, с большой долей вероятности будет определено как кощунство – юмор вообще требует понимания намеков на очевидные вещи, а когда они неочевидны – он кажется вызовом.

Пример – все темы, где затрагиваются гендерные отличия. Или национальные. Или предпочтения в еде. Тут юмор – минное поле. И бесполезно пытаться объяснить и оправдаться. Обвинения будут самые резкие по тону, это вам не богословские тонкости обсуждать…

Мне хотелось бы понять: вот это общение в сети – благо оно или зло? Для самих людей. Для Церкви. Где границы дозволенного в этих обсуждениях?

Однажды я разместил видео с одного известного видеохостинга, на котором было снято, как в храме проходили акробатические представления. Это видео вызвало самую разную реакцию – от доброжелательного интереса до резких эпитетов. Но самая нежелательная реакция была – проявленный интерес к нему со стороны местной прокуратуры… И как результат – я невольно привлек внимание к этому случаю, и внимание негативное, – и церковных властей тоже. Настоятель был, к сожалению, наказан.

Дело тут не в видео – разместил я его или нет. Оно активно расходилось по интернету и все равно бы привлекло внимание. Но этот случай показал, что все обсуждения, все мнения, все дискуссии в интернете – не имеют никакого отношения к людям, которые принимают решения… Что вся дискуссия – это огромная песочница, и любая власть интересуются только одним – не во что там играют и о чем говорят, а чтобы из этой песочницы ничего не выносилось наружу, чтобы всё и оставалось вот в этой песочнице…

Это иногда хорошо. Хорошо в том случае, когда светские или церковные власти занимают более человечную и трезвую позицию, чем активное большинство интернет-пользователей. Так бывает. Например, по отношению к смертной казни или используемой лексике в публичных обращениях. Тогда думаешь: как хорошо, что они очень далеки от сетевых споров, и мнение этого большинства на них никак не влияет.

Но иногда – не так. Иногда диапазон мнений настолько широк и интересен, как, например, вокруг этого видео, что, честное слово, стоило бы ознакомиться с ними перед принятием каких-то решений. Тем более что, к сожалению, эти решения носят по большей части репрессивный характер.

Но социальные сети не влияют ни на власть, ни на общество. Они остаются только песочницей – для общения. Не более того. Этот вывод, наверное, все-таки грустный, но, увы, вынужденный. Что, впрочем, не отменяет их очевидную пользу. Для частного человека. Такого, как я, такого, как тысячи пользователей. И этот вывод, наверное, все-таки радостный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: