Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагогика и возрастная психология)

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.


Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

  • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
  • Воскресные школы для детей
  • Какие книги читать детям о православии

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.
Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Аннотация

Проблема развития религиозного образования и воспитания является актуальной проблемой в современной педагогике. В дореволюционной России духовное развитие народа было поручено церкви. Основными источниками знаний для крестьян стала церковно-приходская школа. Данная статья посвящена анализу политики в области формирования системы церковно-приходских школ и школ грамотности. В статье исследуется позиция государства и церкви в деле организации народной школы. Особое внимание уделяется изучению методики преподавания Закона Божьего. В ходе анализа архивных данных была предпринята попытка охарактеризовать процесс обучения крестьянского населения на территории Липецкого уезда Тамбовской губернии. Автором предпринята попытка изучить основную методику преподавания в школах, познакомить читателей с основными направлениями воспитательной политики того времени. Изучение исторического опыта, положительных и отрицательных моментов в религиозном воспитании дореволюционной России, дает возможность изучить ситуацию с народным образованием более детально. Церковно-приходская школа стала самой популярной в крестьянской среде. Мы наблюдаем рост интереса к данному типу школ со стороны государства и крестьянского населения. Преподавание Закона Божьего, катехизиса и Нового и Ветхого завета имело цель – воспитать религиозность и нравственность, любовь к своему Отечеству и уважение к царю. Методика преподавания Закона Божьего имела ряд минусов. Самым главным было несоответствие данных, представленных в религиозной литературе и научных знаний.
Ключевые слова и фразы: церковно-приходские школы, школы грамоты, крестьяне, реформа образования, дореволюционная Россия, воспитание крестьян, Закон Божий.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.


Православная гимназия

  • Каждое отдельная православная гимназия имеет индивидуальные распорядки и расписания, с которыми следует обязательно ознакомиться. Занятия для мальчиков и девочек, которые должны носить платки и длинные юбки, происходят раздельно. За обучение в воскресных учреждениях не берут плату.
  • Способы преподавания для детей младше 4 лет заключаются в использовании развивающих и интересных игр. Они с большим удовольствием рисуют, поют, занимаются лепкой из пластилина. Каждая поделка создается на тематику Рождества или Пасхи, а истории и рассказы читаются из Библии для детей. Интересные загадки насыщенны религиозными оттенками, что позволяет самым младшим ученикам с раннего детства впитывать дух Церкви.
  • Каждый учебный час начинается и заканчивается молитвенными песнопениями. Старшие дети отправляются вместе с родителями и послушниками на специальную службу. Частое посещение воскресных гимназий дарит ученикам ощущение приближенности к церковным укладам. В окружении праведных людей крепнет индивидуальная вера в Господа.
  • Вторые классы российских православных гимназий подготавливаются к поступлению в обычные школы. Занятия продолжаются три часа, без родительского присмотра. Здесь ученики получают первый опыт самостоятельности и индивидуальных действий. К основным дисциплинам добавляются азы ремесел, театра и т.д. Каждое занятие — это своеобразная благотворительность, которая приносит огромную пользу всем нуждающимся.
  • В третьих классах время ежедневного преподавания увеличивается до 4 часов. Ученики осваивают церковный язык и Священное Евангелие, а также занимаются написанием икон, пением в хоре.
  • Annotation

    Church schools of pre-revolutionary Russia in the system of education of peasant youth (on the example of Lipetsk district Tambov gubernia).

    The problem of the development of religious education is an actual problem of modern pedagogy. In pre-revolutionary Russia, the spiritual development of the people was entrusted to the Church. The main sources of knowledge for farmers was the parish school. This article is devoted to analysis of the legislated policy of formation of the system of parochial schools and schools of education. This article examines the position of the state and the Church in the organization of public schools. Special attention is paid to study methods of teaching the law of God. On the analysis of archival data, an attempt was made to characterize the learning process of the peasant population in territory of the Lipetsk district, Tambov province.
    The author attempts to explore the basic teaching methods in schools, to acquaint readers with the main directions of educational policy of the time.

    The study of historical experience, the positive and negative aspects of a religious upbringing in pre-revolutionary Russia, as well as concentrating attention on a particular region allows to study the situation with public education in detail.

    In the study the following conclusions were obtained. Parochial school became the most popular among the peasants. We can see the increased interest in this type of schools from the state and the peasant population. The teaching of the Law of God, catechism and the New and Old Testament had a purpose to bring religion and morality, love for the Fatherland and respect for the monarch. Methods of teaching God’s Law had several drawbacks. The most important thing was that the data presented in religious literature did not correspond the scientific knowledge.

    Читайте также:
    Барнаульское чудо: история воскрешения Клавдии Устюжаниной

    Key words and phrases: parochial school, school education, farmers, education reform, pre-revolutionary Russia, education of the peasants, the Law of God.

    Основные тенденции гимназий

    Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.


    Класс Православной школы

    Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

    Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

    На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

    За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

    Православие и дети:

    • Православные фильмы для детей
    • Православные мультфильмы для детей
    • Беседы с детьми о православном кресте

    На русском

    1. ГАЛО (Государственный архив Липецкой области). Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.
    2. ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1.
    3. ГАЛО. Ф. 266. Оп. 1. Д. 1.
    4. ГАЛО. Ф.266. Оп. 1. Д. 10.
    5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 746 с.
    6. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. https://static.government.ru
    7. Крутицкая Е.В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX века: Дис. … канд. ист. наук. – М., 2004. – 246 с.
    8. Малышева О.В. Организация работы провинциальных школ в середине XIX в. (на примере Усманского уезда Тамбовской губернии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – – Т. 20. – С. 901-905. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2014/54444.htm (дата обращения: 18.04.2017)
    9. Патриарх об образовании, учебе и пастырстве. [Электронный ресурс]. URL: https://sdsmp.ru/smi/3185/ (дата обращения: 22.04.2017)
    10. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. – СПб., 1893. – 90 с. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90ax2c.xn. (дата обращения: 10.04.2017)
    11. Тамбовские Епархиальные Ведомости. – – № 18. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.tambovlib.ru. (дата обращения: 20.09.2017)
    12. Устав духовных консисторий. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883 [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003570904 (дата обращения: 10.04.2017)

    English

    1. GALO (Gosudarstvennyj arhiv Lipeckoj oblasti). F. 10. Op. 1. D. 10.
    2. GALO. F. 23. Op. 1. D. 1.
    3. GALO. F. 266. Op. 1. D. 1.
    4. GALO. F.266. Op. 1. D. 10.
    5. Kapterev P.F. Istoriya russkoj pedagogii. – SPb.: Alteya, 2004. – 746 s.
    6. Koncepcii Federal’noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. https://static.government.ru
    7. Krutickaya E.V. Cerkovno-prihodskie shkoly Rossii v konce XIX – nachale XX veka: Dis. … kand. ist. nauk. – M., 2004. – 246 s.
    8. Malysheva O.V. Organizaciya raboty provincial’nyh shkol v seredine XIX v. (na primere Usmanskogo uezda Tambovskoj gubernii) // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». – 2014. – T. 20. – S. 901-905. [Elektronnyj resurs]. URL: https://e-koncept.ru/2014/54444.htm (data obrashcheniya: 18.04.2017)
    9. Patriarh ob obrazovanii, uchebe i pastyrstve. [Elektronnyj resurs]. URL: https://sdsmp.ru/smi/3185/ (data obrashcheniya: 22.04.2017)
    10. Sbornik rasporyazhenij, kasayushchihsya cerkovno-prihodskih shkol i shkol gramoty Peterburgskoj eparhii. – SPb., 1893. – 90 s. . URL: https://xn--90ax2c.xn. (data obrashcheniya: 10.04.2017)
    11. Tambovskie Eparhial’nye Vedomosti. – 1886. – № 18. . URL: https://elibrary.tambovlib.ru. (data obrashcheniya: 20.09.2017)
    12. Ustav duhovnyh konsistorij. – Sankt-Peterburg: Sinod. tip., 1883 .URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003570904 (data obrashcheniya: 10.04.2017)

    Что там с оценками и экзаменами?

    Оценки в гимназии ставят честно, не «рисуют», как это иногда бывает в массовых школах. И при этом качество обучения очень высокое, что на протяжении многих лет подтверждается успехами гимназистов на разных олимпиадах, от районного до всероссийского уровня.

    Одиннадцатиклассники успешно сдают ЕГЭ, причем показатели по всем предметам здесь выше общероссийских. Но сдача ЕГЭ не является для педагогов самоцелью. Здесь нет никакого «натаскивания» на тесты, здесь первично получение знаний, а не их контроль. И уж, конечно, здесь не пытаются внедрить тестовые методики в начальные классы, как это порой бывает в массовых школах.

    Какие они, православные школы?

    Берут ли в школу только воцерковленных детей или достаточно, чтобы родители ребенка считали себя верующими, нужен ли православной школе духовник и какие функции он выполняет, какие изучают предметы, отличные от светских, заставляют ли детей молиться или общие молебны – вещь необязательная. Эти и другие вопросы были заданы нескольким московским священникам: отцу Сергию Махонину, директору и духовнику школы во имя Иоанна Богослова, отцу Константину Сопельникову, духовнику Православного центра непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского, отцу Иоанну Воробьеву, зам.директора по воспитательной работе Свято-Петровской школы (бывш.Традиционной гимназии), отцу Василию Секачеву, учителю истории, члену Совета Димитриевской школы, отцу Николаю Петрову, преподавателю ОПК, члену Совета Димитриевской школы.

    Чем православная школа отличается от светской?

    Отец Константин Сопельников: Основная задача светской школы – дать знание ребенку (чем глубже, тем полезнее). Православная школа наряду с получением знаний детьми ставит еще очень важную цель – это воспитание и развитие внутренних качеств ребенка. Детям необходимо привить любовь к Богу, Родине, семье и интерес к труду и учебе. Православная школа видит своей задачей воспитание целостной, нравственной личности, помогает ребенку в становление его характера, мировоззрения и отношения к окружающим его людям.

    Читайте также:
    Николо-Архангельское кладбище: адрес и как проехать, часы работы и схемы участков, могилы знаменитостей

    Отец Сергий Махонин: Прежде всего, православная школа замысливалась и создавалась как часть церковной жизни, которая объединяет людей одного мировоззрения, говорю о том, как было у нас в школе. Это было 20 лет назад, родителей что-то не устраивало в системе образования. После празднования 1000-летия Крещения Руси был всеобщий подъем, многие тогда начинали церковную жизнь, люди интуитивно сходились в том, что что-то должно объединять. Мощным отзвуком, естественным процессом, говоря современным языком, социальным заказом, явилась потребность создания своей школы. Наша школа – не приходская, она создавалась на базе одной из московских школ, где наши классы первые годы занимались во вторую смену. Мы сразу ввели новые предметы – Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, в преподавании словесности и истории стали использовать принципиально другой подход. Через некоторое время мы увидели, что «мешаем» приютившей нас школе, пришлось искать другое здание. Думаю, что в нише столичного образования православные школы занимают свое особое место.

    В православной школе должны учиться воцерковленные дети?

    Отец Сергий Махонин: Мы принимаем верующих детей, но другие к нам и не идут. Требования для приема в 1 класс простые – мы принимаем адекватных родителей, с которыми можно вести диалог. Потом это переходит на детей. У нас должно быть единство воли, чувств, мыслей, без фарисейской, лицемерной окраски, которую сейчас так легко получить в том числе и в церковной ограде.

    Отец Иоанн Воробьев: Теоретически в православной школе необязательно должны учиться лишь воцерковленные дети. Но есть теория, а есть практика. На практике получается, что ребенок, который в семье не воспитывается в церковной традиции, в православной школе оказывается чужим. Мы экспериментировали, брали в школу разных детей, но опыт показал, что нецерковные дети или уже в школе начинают отторгать наши принципы, или выйдя из нее. То есть пребывание в нашей школе им на пользу не пошло. Думаю это связано с тем, что без семьи школа в плане воспитания бессильна. Мы не можем воспитать ребенка, если в этом не участвует его семья. Таким образом, получается, что православная школа – для православных детей.

    Может ли школа быть миссионерской?

    Да. Но у нашей школы – другая цель. Наша школа возникла для того, чтобы уберечь наших детей, детей нашего прихода, от светского влияния, помочь им сохранить некую чистоту и целомудрие, сохранение чего в обычной школе почти невозможно. Есть же школы, которые ставят именно миссионерскую задачу перед собой. Но такая школа будет другой по атмосфере, по наполнению. И я не знаю, каков будет результат. Думаю, что перед такой школой должна будет стоять задача в первую очередь воспитать родителей этих детей.

    У православной школы должен быть духовник?

    Отец Константин Сопельников: В православной школе обязательно должен быть духовник. Обычно точкой отсчета для организации православной школы является приход – крепкая община и духовник, который эту общину окормляет и направляет: единый дух, единая цель. Поэтому одной из главных задач духовника в православной школе является сохранение единства в коллективе с помощью соборных молитв, духовных бесед, паломнических поездок, церковных праздников: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин.17, 22).

    Кто такой духовник? Какими вопросами он занимается?

    Отец Константин Сопельников: Духовник по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа должен быть пастырем добрым: « Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Духовника касаются все стороны жизни школы: духовная, образовательная, педагогическая, просветительская, административная, хозяйственная, внешкольная и т.д. Очень важно чтобы у духовника сложились доверительные отношения с педагогическим коллективом, учащимися и родителями.

    Отец Иоанн Воробьев: Духовник школы – человек, который определяет церковное направление жизни школы, это законодатель. И школа возникает как некое детище духовника, который определяет принципы жизни семей, родителей и соответственно детей. В школе должно быть единство подхода, потому что если установки не будут едиными, то требования станут расплывчатыми. Это единство и определяет духовник. На его авторитет ориентируются и опираются. Именно поэтому я думаю, что духовник православной школе необходим.

    Отец Василий Секачев: Духовник – это человек, который за школу отвечает перед Богом. За школу как таковую – чтобы дети были в ней должным образом обучены, одеты, воспитаны. Школа должна давать не только обучение, но и воспитание. Под обучением, вслед за древними, я подразумеваю добродетели разума, под воспитанием – нравственные добродетели. Первых не будет без вторых. Вот за этим и должен следить духовник. А также улаживание всяких конфликтов: между детьми, детьми и учителями, учителями. К сожалению, мы не святые.

    Отец Сергий Махонин: Наша школа не приходская, в которой люди объединены одной общиной, у нас учились и учатся дети из более 40 разных московских и подмосковных приходов. Задача духовника нашей школы – объединить разных детей, разные семьи. Духовник должен цементировать процессы, иногда болезненные, должен разрешать недопонимание, психологические сложности, которые периодически возникают. Это может быть связано с какими-то поведенческими моментами (в одном приходе принято одно, в другом – другое) или с вопросами церковной аскезы, где духовнику необходимо находить золотую середину, аккуратно учитывая возможности разных семей. Думаю, важнейшим для духовника в такой школе, является умение координировать. Надо сказать, что за 20 лет, что наша школа существует, никаких резких, серьезных конфликтов никогда не было.

    Должны ли учащиеся исповедоваться у духовника школы?

    Отец Иоанн Воробьев: Не обязательно. Достаточно, чтобы ребенок исповедовался у своего духовника, который писал рекомендательное письмо, когда ребенок в нашу школу поступал. В каких-то сложных воспитательных вопросах, мы обращаемся к духовнику ребенка и решаем их совместно.

    Отец Николай Петров: Если у учащихся есть свой духовник, конечно, нет. К духовнику должно быть доверие, иначе исповедь будет формальной. Нельзя заставлять исповедоваться, кроме вреда от этого ничего не будет.

    Можно ли сказать, что духовник православной школы заменяет собой психолога в светской?

    Отец Константин Сопельников: Нет, так сказать нельзя. Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств. Вопросы же касающиеся духовной сферы может помочь решить учащемуся только священник. Священник помогает исходя не просто из знаний, но и из духовного и личного опыта, при помощи церковной и келейной молитвы, при помощи совершения таинств.

    Читайте также:
    Православие и телевизор: отношение церкви и мнение священников, можно ли смотреть или нет

    Отец Николай Петров: Заменяет. Духовник вполне обладает возможностями разрешать сложные ситуации, у него достаточно для этого опыта, он близок детям, а в разрешении конфликтов важнее всего откровенность.

    Отец Василий Секачев: Духовник (священник) дает человеку мир с Богом, психолог – с самим собой и окружающими. Достичь последнего без Бога по-настоящему невозможно. А помочь человеку придти к Богу может только священник. Есть конечно такие психологи, которые делают с Богом, со Христом, но все равно они же в конце концов советуют обратиться к священнику.

    В православной школе обязательны общие молитвы, молебны, Богослужения? Почему?

    Отец Иоанн Воробьев: Слово «обязательность» воспринимается детьми как «обязаловка»: нас заставляют, ограничивают нашу свободу, это насилие. Подсознательно они будут сопротивляться, как будет упираться осел, которого тянут. Поэтому мы не заставляем ходить на службы. Я считаю, что обязательного ничего не должно быть там, где дело касается молитвы и богослужения – «невольник не богомольник». Но общая служба очень важна. Когда я служу на школьных Литургиях, когда дети вместе молятся, возникает ощущение удивительное, особенное, неповторимое.

    Для нас это событие, это праздник, а если ребенок не относится к этому как к празднику, как к общему делу, встает вопрос, а туда ли он попал. Молитва – очень важная часть нашей жизни.

    Отец Василий Секачев: Обязательно должны. Молитва перед уроками совместная. А из богослужения лучше всего общие Литургии, причем не обязательные. Это постепенно соберет народ. Хор должен быть. Церковный хор из детей, тоже добровольный конечно. Опыт показывает, что когда это есть, все в лучшую сторону меняется.

    Какие специализированные предметы д.б. в православной школе? ОПК, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.?

    Отец Константин Сопельников: Желательно, чтобы в православной школе были предметы: Основы Православной культуры, Церковно-славянский язык, хоровое пение, но ни в коем случае нельзя допустить формального подхода к преподаванию этих дисциплин. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет, его задача состоит в том, чтобы не просто дать знания, а возжечь интерес и желание учащихся к изучению предмета.

    Отец Сергий Махонин: Обязательно должен быть Закон Божий, но не как предмет, а как дисциплина, включающая в себя представление о нравственном законе, о системе ценностей. Его можно не вводить как отдельный предмет, но у нас в школе он есть, потому что 20 лет назад, когда мы только начинали работать, само название было «новым», возвращающим к старому. Оно было символичным и очень важным тогда. Конечно, Церковная история должна быть интегрирована в Общую и, прежде всего, Отечественную историю. Дети должны знать, что когда человек отклоняется от правильных законов, случаются непоправимые вещи, но когда кается царь, легче каяться и народу. Важно преподавать церковно-славянский язык, но не на уровне грамматики. Надо привить умение понимать его красоту. Дети должны понимать, почему язык богослужения не русский, а церковно-славянский, они должны чувствовать, что его торжественность возвышает человеческую душу, пускай и ненадолго. Важно, чтобы в православной школе был предмет церковного пения. Но тут все-таки нельзя перегружать детей. Многие из них ходят в музыкальную школу, нагрузка очень большая, думаю, надо давать им возможность сбалансированного выбора.

    Учителя православной школы должны быть воцерковленными людьми? Может достаточно быть просто хорошим учителем, профессионалом и верующим человеком?

    Отец Иоанн Воробьев: Думаю, для православной школы важно, чтобы учитель был человеком церковным. Другое дело, что церковность это понятие субъективное – кто-то каждый день в храм ходит, кто-то раз в неделю, а кто-то реже, но это не говорит о степени церковности, потому что люди все разные, у них разное воспитание, образование. Важно, чтобы учитель говорил с детьми на одном языке, поэтому он должен жить настоящей церковной жизнью. Это необходимо, потому что на любом предмете – математике, физике – ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. Учитель должен уметь ответить правильно. У нас бывали случаи, когда профессионал в своей области, не мог завоевать авторитета у школьников, потому что какие-то мелочи, свидетельствовавшие о невоцерковленности человека, вылезали наружу. Он предлагал поставить спектакль или пойти в поход, а желающих не было. Я не говорю, что мы отдадим предпочтение человеку церковному, но при этом плохому специалисту. Мы ищем воцерковленных профессионалов.

    Отец Константин Сопельников: Православный учитель, будь то учитель литературы, математики или физики, может показать детям красоту Православия, при этом не обязательно говорить с ними о Боге. Он может не только давать им знания, но и учить их собственным примером, примером жизни во Христе.

    Отец Василий Секачев: В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма – того, при котором устраивается школа. Или, по крайней мере, их костяк должен быть таким. Другие все-таки тоже должны быть церковными людьми. Конечно, бывает так, что какой-то талантливый человек, педагог по призванию, нецерковный человек. Но, как правило, он или вносит какое-то смущение (курит, например), или просто долго не задерживается в школе. Педагог по призванию – кто его призвал? Бог. Вот к Богу и надо вернуться. Почему не задерживается? Сил не хватает. Другие-то может и не семи пядей во лбу, а с Божией помощью как-то справляются. А он один, только на себя надеется, без общения с Богом в таинствах, это тяжело. Тем более с православными детьми.

    Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

    Вы здесь

    Куда пойти учиться? Обычная школа, православная гимназия или домашнее обучение?

    К ак правильно подобрать вариант обучения для ребенка: В чем основные плюсы и минусы этих трех вариантов?

    Сравнивает Петр Дмитриевский, семейный психолог, директор подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) (храмовая газета “СПАСЪ” )

    ОБЫЧНАЯ ШКОЛА

    Общеобразовательная школа – наиболее распространенный вариант обучения и, невзирая на то, что в современном обществе госшколу принято критиковать, у нее есть целый ряд серьезных плюсов. Эта школа доступна и тому, у кого есть деньги, и тому родителю, который серьезно заболел или на время потерял работу. Государственная школа — это относительно стабильная среда с устоявшимся коллективом. Из этого вытекает еще один плюс – между учениками почти неминуемо возникают дружеские отношения.

    Читайте также:
    Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

    В группе сверстников ребенок смотрит на своих одноклассников, видит, что они делают, и делает то же, его не нужно дополнительно мотивировать, объяснять, зачем нужно это делать. В классе ребенок сравнивает, как можно сделать одну и ту же работу, и это составляет богатый материал для анализа. Если с умом использовать здоровую конкуренцию, соревновательность может давать дополнительную мотивацию.

    Когда педагоги грамотно помогают детям в разрешении трудных ситуаций, школьники приобретают важный опыт прохождения конфликтов, учатся налаживать отношения и притираться друг к другу.

    Минусы

    Один из самых серьезных минусов госшкол – огромное количество требований, которые опускаются на школы от чиновников образования, и истеричное отношение к результатам ГИА и ЕГЭ, поскольку именно от них зависит рейтинг школы. Это ведет к тому, что воспитательные задачи отходят на второй план, а на первый выходит «натаскивание» детей на прохождение экзаменов.

    Учителя завалены работой, мало связанной с непосредственно учебным процессом: написание различных отчетов и пр. В результате у них мало времени для индивидуального подхода к ученикам и дополнительных занятий с неуспевающими. Это подавляет мотивацию, и нередко сильные ученики через два-три года обучения спускаются на уровень средних. Тех, кто «не тянет», запугивают и стыдят, что калечит детскую самооценку.

    Очень часто в общеобразовательных школах детские отношения пускаются на самотек, при том, что без грамотного участия взрослых в детском коллективе начинается группирование, травля и появляются изгои. При этом школьный коллектив – это пространство, откуда просто так не выйдешь.

    Режим дня, при котором необходимо 5-6 дней в неделю подниматься не позже семи утра, для многих невыносим и приносит огромное количество страданий.

    ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА

    Православные школы объединяет общая молитва, в некоторых школах дважды в неделю совершается школьная Литургия, а в некоторых, особенно тех, где нет собственного храма, совместное участие в Литургии и причащение учащихся может происходить один раз за учебный год. В любом случае дети молятся перед уроками, перед едой и после нее. Освящаются школьные помещения, в общих помещениях есть иконы.

    Плюсы

    Для ребят из воцерковленных семей важным плюсом является синхронизация школьного графика с церковным календарем: можно без проблем посещать церковь в дни праздников. Такая согласованность школы и церкви, конечно, вносит в жизнь порядок.

    Учащимся православной школы нет необходимости в школе вести себя одним образом, а дома другим. К примеру, если в обычной школе православный подросток будет ломать голову над вопросом, как ему быть: пойти вместе со всеми праздновать Хэлллоуин или отказаться и нарваться на непонимание и насмешки, то в православной школе такая ситуация исключена. Ценности и радости, которые подросток видит дома, он видит и в школе. Радуемся Пасхе — восклицаем: «Воистине Воскресе!»

    Еще одним плюсом православной школы является ее консервативность. Это значит, что в православной школе будут уделять внимание литературе, истории, математике, языкам, в том числе, древним. При наличии хороших педагогов ребенок получит отличное классическое образование.

    Отправляя ребенка в православную школу, родители могут быть уверены, что его будут воспитывать в христианском духе. В частности, важной частью христианской этики является человеческое отношение к немощным. В некоторых православных школах дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми, и это дает возможность ребятам на практике научиться принятию ближнего и милосердию.

    Минусы

    Православные школы могут сильно отличатся между собой в вопросах организации учебного и воспитательного процесса. Если по той или иной причине придется менять такую школу, то подстроиться под новые условия будет нелегко.

    Педагоги в православной школе могут излишне высокомерно относиться к светским ценностям и всячески подчеркивать «избранность» и «неотмирность» православных… Например, проблема может возникнуть по отношению к светскому искусству, особенно к советскому наследию. Дети окажутся лишены целого культурного пласта. К сожалению, заменить его нечем, и это порождает культурный вакуум в сознании православного ребенка.

    В православной школе слишком четко и ясно говорится, что хорошо, что плохо и как все устроено. Это подходит для младшеклассников, но бунтаря-подростка, который ищет свой личный, индивидуальный путь (в том числе, в религии), это может оттолкнуть от православия. Подросток начнет искать «другой путь», который ему никто не навязывает и который можно противопоставить «официальному». Из этого вытекает обучение лицемерию, когда на глазах родителей и учителей подросток будет прикидываться православным и благочестивым, а когда его никто не видит – всласть отрываться: пить, курить, искать другие религиозные пути и т.д.

    Другая угроза – стать морализатором и формалистом, заботиться о внешней религиозности, игнорируя внутреннюю. Из такого подростка вырастет фарисей, которого заботят лишь внешнее «соответствие» православию.

    В православной школе дети растут огражденными от некоторых реалий. Например, «зоной греха» нередко объявляется все, связанное с интересом мальчика и девочки друг к другу. Детям, под предлогом оберегания их от искушений, не рассказывают про существование такой опасности, как наркотики. «Если мы не будем говорить вслух про наркотики и секс, то они и не случатся», – надеются взрослые. Но, во-первых, запретный (или искусственно игнорируемый) плод становится еще слаще. А, во-вторых, неподготовленный ребенок – очень легкая добыча для первого же наркодилера. После окончания школы так или иначе приходится выходить в обычный мир, и не привыкший подросток может растеряться и не устоять от соблазнов.

    Еще один возможный минус православной гимназии – это то, что ребенок не учится ладить со своими невоцерковленными сверстниками. Он может или тушеваться на их раскрепощенном фоне, или завидовать, или чувствовать себя избранным и превозноситься. В обычном детском коллективе такой ребенок может превратиться в предмет насмешек и изгоя.

    ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

    В последнее время все больше родителей выбирают домашнее обучение. Спокойная привычная обстановка, удобное время обучения, индивидуальный подход – это делает домашнее обучение весьма привлекательным.

    Плюсы

    Удобный для семьи и ребенка график. Дети учатся тогда, когда удобно им и их родителям.

    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой, зрением и т. д. Ребенка никто не травит и не обижает, что особенно важно скромным и тихим детям, которые часто могут стать объектом насмешек других детей или даже учителей.

    У родителей есть возможность воздействовать на моральные, этические и религиозные воззрения ребенка. Также есть возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д.

    Читайте также:
    Четверговая соль: что это и что означает в православии, где взять и как использовать

    Ребенок может погрузиться в то, что его в текущий момент наибольшим образом интересует и легче усваивается. Интересные для ребенка предметы можно изучать значительно глубже, чем это может позволить школьная программа. А материал, который усваивается плохо, можно прорабатывать до тех пор, пока ребенок в нем не разберется.

    Ребенок учится сам распределять свое время. Этот важный навык обязательно пригодится ему во взрослой жизни, хотя для обучения ему в первое время обязателен контроль со стороны взрослого. При переходе на более удобный режим, родителям важно проследить, чтобы режим все-таки был. Это нужно, чтобы ребенок учился ждать время отдыха, в посильных дозах претерпевать неудобства. Иначе он так и будет требовать попить или булочку через каждые 10 минут.

    Минусы

    Главная претензия к домашнему обучению — недостаточные условия для социализации. Детям, обучающимся дома, обязательно нужно приобретать опыт нахождения в коллективах: ходить на кружки и секции, ездить в лагеря. Иначе ребенок не набирает опыта прохождения конфликтов со сверстниками и с «неродственными» взрослыми.

    Родители становятся учителями, а учителя родителями. То время, что обычный ребенок проводит со сверстниками и педагогами, ребенок на домашнем обучении проводит с папой и мамой. Если младшеклассника это вполне устраивает, то подростку такое тесное постоянное взаимодействие с родителями может быть слишком тяжело. Гиперопека родителей может привести к развитию инфантилизма, эгоцентризма у ребенка. Не исключено, что в какой-то момент всех станет подташнивать друг от друга. Кроме того, очень важно уметь разграничивать по времени, когда мама – мама, а когда она – учительница.

    Если родители – не учителя по профессии, то они не в состоянии обучить ребенка точным предметам или искусствам, системному мышлению, не могут быть асами во всех точных науках. Многие практические задания по химии или физике в домашних условиях недоступны. Данную сложность можно компенсировать с помощью привлечения репетиторов, но не у всех родителей на это достаточно средств.

    На родителей ложится очень большая ответственность, которую обычно несут педагоги в школе. По крайней мере, в начале обучения они постоянно должны контролировать его процесс. Если мама и папа при этом заняты еще чем-то, то такая нагрузка может стать для них непосильной.

    Еще раз вспомним про бунтарскую натуру подростков. В 12-15 лет им захочется чего-то иного, не того, о чем постоянно твердят дома. Кроме того, обучая ребенка в русле своих представлений о мире и ценностях, родители, сами того не желая, могут ограничить его и не дать встретиться с чем-то хорошим, о чем они сами не догадываются.

    У каждой формы есть свои ресурсы и ограничения. У каждого ребенка и у каждого родителя есть свои сильные стороны и слабости. Все учесть на много лет вперед не получится, но можно пробовать разные варианты, а затем вместе с ребенком, смотреть, что получилось и вместе намечать дальнейшие цели и задачи.

    Подготовила Дарья Сивашенкова

    Фото Михаила Терещенко

    ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ (педагогика и возрастная психология)

    Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

    Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

    В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.


    Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

    Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

    О православном воспитании детей:

    • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
    • Воскресные школы для детей
    • Какие книги читать детям о православии

    Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.
    Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

    Аннотация

    Проблема развития религиозного образования и воспитания является актуальной проблемой в современной педагогике. В дореволюционной России духовное развитие народа было поручено церкви. Основными источниками знаний для крестьян стала церковно-приходская школа. Данная статья посвящена анализу политики в области формирования системы церковно-приходских школ и школ грамотности. В статье исследуется позиция государства и церкви в деле организации народной школы. Особое внимание уделяется изучению методики преподавания Закона Божьего. В ходе анализа архивных данных была предпринята попытка охарактеризовать процесс обучения крестьянского населения на территории Липецкого уезда Тамбовской губернии. Автором предпринята попытка изучить основную методику преподавания в школах, познакомить читателей с основными направлениями воспитательной политики того времени. Изучение исторического опыта, положительных и отрицательных моментов в религиозном воспитании дореволюционной России, дает возможность изучить ситуацию с народным образованием более детально. Церковно-приходская школа стала самой популярной в крестьянской среде. Мы наблюдаем рост интереса к данному типу школ со стороны государства и крестьянского населения. Преподавание Закона Божьего, катехизиса и Нового и Ветхого завета имело цель – воспитать религиозность и нравственность, любовь к своему Отечеству и уважение к царю. Методика преподавания Закона Божьего имела ряд минусов. Самым главным было несоответствие данных, представленных в религиозной литературе и научных знаний.
    Ключевые слова и фразы: церковно-приходские школы, школы грамоты, крестьяне, реформа образования, дореволюционная Россия, воспитание крестьян, Закон Божий.

    Отличие православной гимназии от обычной школы

    На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

    • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
    • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.
    Читайте также:
    Прощение в православии: значение и формула прощения, принципы и особенности, мнение и советы священников


    Православная гимназия

  • Каждое отдельная православная гимназия имеет индивидуальные распорядки и расписания, с которыми следует обязательно ознакомиться. Занятия для мальчиков и девочек, которые должны носить платки и длинные юбки, происходят раздельно. За обучение в воскресных учреждениях не берут плату.
  • Способы преподавания для детей младше 4 лет заключаются в использовании развивающих и интересных игр. Они с большим удовольствием рисуют, поют, занимаются лепкой из пластилина. Каждая поделка создается на тематику Рождества или Пасхи, а истории и рассказы читаются из Библии для детей. Интересные загадки насыщенны религиозными оттенками, что позволяет самым младшим ученикам с раннего детства впитывать дух Церкви.
  • Каждый учебный час начинается и заканчивается молитвенными песнопениями. Старшие дети отправляются вместе с родителями и послушниками на специальную службу. Частое посещение воскресных гимназий дарит ученикам ощущение приближенности к церковным укладам. В окружении праведных людей крепнет индивидуальная вера в Господа.
  • Вторые классы российских православных гимназий подготавливаются к поступлению в обычные школы. Занятия продолжаются три часа, без родительского присмотра. Здесь ученики получают первый опыт самостоятельности и индивидуальных действий. К основным дисциплинам добавляются азы ремесел, театра и т.д. Каждое занятие — это своеобразная благотворительность, которая приносит огромную пользу всем нуждающимся.
  • В третьих классах время ежедневного преподавания увеличивается до 4 часов. Ученики осваивают церковный язык и Священное Евангелие, а также занимаются написанием икон, пением в хоре.
  • Annotation

    Church schools of pre-revolutionary Russia in the system of education of peasant youth (on the example of Lipetsk district Tambov gubernia).

    The problem of the development of religious education is an actual problem of modern pedagogy. In pre-revolutionary Russia, the spiritual development of the people was entrusted to the Church. The main sources of knowledge for farmers was the parish school. This article is devoted to analysis of the legislated policy of formation of the system of parochial schools and schools of education. This article examines the position of the state and the Church in the organization of public schools. Special attention is paid to study methods of teaching the law of God. On the analysis of archival data, an attempt was made to characterize the learning process of the peasant population in territory of the Lipetsk district, Tambov province.
    The author attempts to explore the basic teaching methods in schools, to acquaint readers with the main directions of educational policy of the time.

    The study of historical experience, the positive and negative aspects of a religious upbringing in pre-revolutionary Russia, as well as concentrating attention on a particular region allows to study the situation with public education in detail.

    In the study the following conclusions were obtained. Parochial school became the most popular among the peasants. We can see the increased interest in this type of schools from the state and the peasant population. The teaching of the Law of God, catechism and the New and Old Testament had a purpose to bring religion and morality, love for the Fatherland and respect for the monarch. Methods of teaching God’s Law had several drawbacks. The most important thing was that the data presented in religious literature did not correspond the scientific knowledge.

    Key words and phrases: parochial school, school education, farmers, education reform, pre-revolutionary Russia, education of the peasants, the Law of God.

    Основные тенденции гимназий

    Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.


    Класс Православной школы

    Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

    Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

    На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

    За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

    Православие и дети:

    • Православные фильмы для детей
    • Православные мультфильмы для детей
    • Беседы с детьми о православном кресте

    На русском

    1. ГАЛО (Государственный архив Липецкой области). Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.
    2. ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1.
    3. ГАЛО. Ф. 266. Оп. 1. Д. 1.
    4. ГАЛО. Ф.266. Оп. 1. Д. 10.
    5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 746 с.
    6. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. https://static.government.ru
    7. Крутицкая Е.В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX века: Дис. … канд. ист. наук. – М., 2004. – 246 с.
    8. Малышева О.В. Организация работы провинциальных школ в середине XIX в. (на примере Усманского уезда Тамбовской губернии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – – Т. 20. – С. 901-905. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2014/54444.htm (дата обращения: 18.04.2017)
    9. Патриарх об образовании, учебе и пастырстве. [Электронный ресурс]. URL: https://sdsmp.ru/smi/3185/ (дата обращения: 22.04.2017)
    10. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. – СПб., 1893. – 90 с. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90ax2c.xn. (дата обращения: 10.04.2017)
    11. Тамбовские Епархиальные Ведомости. – – № 18. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.tambovlib.ru. (дата обращения: 20.09.2017)
    12. Устав духовных консисторий. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883 [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003570904 (дата обращения: 10.04.2017)
    Читайте также:
    Долгопрудненское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

    Что там с оценками и экзаменами?

    Оценки в гимназии ставят честно, не «рисуют», как это иногда бывает в массовых школах. И при этом качество обучения очень высокое, что на протяжении многих лет подтверждается успехами гимназистов на разных олимпиадах, от районного до всероссийского уровня.

    Одиннадцатиклассники успешно сдают ЕГЭ, причем показатели по всем предметам здесь выше общероссийских. Но сдача ЕГЭ не является для педагогов самоцелью. Здесь нет никакого «натаскивания» на тесты, здесь первично получение знаний, а не их контроль. И уж, конечно, здесь не пытаются внедрить тестовые методики в начальные классы, как это порой бывает в массовых школах.

    Пояс Пресвятой Богородицы

    Поя́с Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ζώνη τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου) — христианская святыня, принадлежавшая Божией Матери. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη τῆς καταθέσεως τῆς τιμίας Ζώνης τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου), совершаемое 13 сентября (н.ст.).
    В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди), на Афоне (Ватопедский монастырь), на Кипре (монастырь Троодитисса). Частички Пояса также есть в России: в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.

    Содержание

    • 1 Исторический экскурс
    • 2 Местонахождение. Доступность для паломников
    • 3 Чудеса
    • 4 Видео
    • 5 Ссылки

    Исторический экскурс [ править ]

    Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии – в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. “Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?” – пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

    Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX – начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

    В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

    В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это – дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке – последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик. История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам. 5 Храм Пояса Богородицы в Сирии В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый “Умм Зуннар”. По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В “Умм Зуннаре”, рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

    Местонахождение. Доступность для паломников [ править ]

    После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии:

    • монастырь Ватопед (Афон) — дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.
    • монастырь Троодитисса (Кипр)
    • Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) — часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
    • Храм Илии Пророка Обыденного (Москва) — частичка святыни, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.
    • Казанский собор (Санкт-Петербург) — 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.
    • Прато (Италия) — Sacra Cintola — реликвия, предположительно захваченная крестоносцами во время I Крестового похода в Иерусалиме, почитается как пояс, который Дева Мария вручила апостолу Фоме в момент своего Вознесения. Реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом Прато Микеле Дагомари, хранится в кафедральном соборе города (en:Prato Cathedral).
    Читайте также:
    Проклятия и православие: существуют ли проклятия и отношение церкви к ним, борьба с ними и молитвы

    Чудеса [ править ]

    Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

    Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

    Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

    Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

    Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

    Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

    В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

    Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

    Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

    В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

    Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

    Честной пояс Пресвятой Богородицы

    Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.

    История происхождения реликвии

    Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

    • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
    • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
    • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.
    Читайте также:
    Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний

    На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».

    Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

    Важно! Пояс — священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

    Читайте о других иконах Богородицы:

    История прославления

    В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого — Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

    • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
    • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
    • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
    • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
    • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

    Чудеса нового времени

    Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.

    • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
    • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
    • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
    • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

    Где находится святыня

    Извечным домом Пояса Богородицы является храм на Афонской горе. Временами святыня покидает родные пенаты, чтобы отправиться в места, где христианский народ получит возможность прикоснуться к ней и обрести благословение.

    В 2011 г. реликвию привезли в Россию, где она пробыла целый месяц. Великой чести удостоились храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др. Более 3 млн православных паломников посетили церкви и молили о спасении души.

    На территории России фрагменты чудотворного пояса хранятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в петербургском Казанском храме, в московском соборе Илии Пророка. Здесь паломники имеют возможность воочию созерцать святыню и смиренно просить помощи.

    О других православных храмах Москвы:

    • Храм святителя Николая
    • Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы
    • Храм Рождества Пресвятой Богородицы
    Читайте также:
    Почему нельзя играть в карты православным: отношение церкви и мнение священников

    Интересно! Пояс Богородицы — это еще и божественный эталон меры, который использовали при возведении храмов. Длина оригинально реликвии составляет 120 см, архитекторы использовали эту цифры так, чтобы в сумме получить монашескую сотницу, используемую на православных четках.

    Пояс применялся как строительный эталон при возведении Успенских соборов в Ростове и Суздале, а также Дивеевской обители и др.

    Православные верующие, обратившиеся в Ватопедский монастырь, могут получить в дар поясок, который изготавливают и освящают здешние монахи. Эта реликвия помогает побороть бесплодие и победить тяжёлую болезнь.

    Совет! Святыню разрешено стирать в воде без мыла, она носится на талии, голове или запястье, рекомендуется завязывать её поверх одежды. Чтобы реликвия помогла, следует ежедневно читать соответствующую молитву Пречистой Деве, а также посещать храмы.

    Значение иконы Пояс Пресвятой Богородицы и в чем помогает образ, молитва

    Пояс Богоматери – это христианская реликвия, которая, согласно преданию, являлась частью одеяния Девы Марии, матери Христа. Святыня почитается в православии, католицизме, в сирийском христианстве. В честь обретения дара Небесной Царицы писались иконы. Есть два типа образов, запечатленных художниками: иконы «Пояс Пресвятой Богоматери» и «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы».

    Значение пояса Пресвятой Богородицы

    Появление святыни связано с апокрифическими источниками и святым преданием, записанным отцами церкви. Согласно легендам, пояс Девы Марии после ее успения и вознесения на небо был передан двум благочестивым иерусалимским вдовам, которые передали его потомкам.

    По католической традиции, святыня перешла в руки апостола Фомы, опоздавшего на погребение Марии, но удостоившегося ее видения. В Израиле реликвия хранилась на протяжении столетий, пока римский император не вывез находку в Константинополь, в Халкопратийскую церковь.

    Дар, хранившийся в специально оборудованном драгоценном ковчеге, являлся важной ценностью для правителей Восточной Римский империи. Согласно письменным источникам, жена императора Льва VI, правившего на рубеже X века, Зоя, с помощью реликвии избавилась от злого духа, терзавшего ее. Бесноватой императрице приснился сон, в котором Божественные силы велели ей обратиться к патриарху и приложиться к святыне. Когда повеление было исполнено, Зоя выздоровела.

    После случившегося реликвию перенесли во Влахернский храм. Императорская чета повелела служить благодарственные молебны Богородице. Сама святыня приобрела еще более значимый статус, подтвердив свою чудотворную природу. В честь обретения был написан торжественный канон. Это событие запечатлели на старинных иконах.

    В наши дни части реликвии хранятся в нескольких местах. Например, на Афоне, в Ватопедском монастыре. Целый экземпляр, унаследованный, согласно преданию, от апостола Фомы, хранится в Турции, в Хомсе. Более мелкие детали святыни можно найти в Европе, в Грузии и в России.

    Этот артефакт имеет очень важное религиозное значение, потому что от него происходят исцеления. Считается, что даже его изображение несет в себе духовную защиту и помощь. Поэтому православные стремятся приобрести иконы, посвященные святыне.

    Описание иконы «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы»

    В России Богородица почитается как небесная покровительница и заступница, поэтому предания, повествующие о земной жизни Девы Марии и чудесах, связанных с Ней, находили большой отклик в сердцах людей. Возможно, поэтому сюжет чудесного обретения пояса Богоматери достаточно часто появляется в иконописи. Найти старинные образцы с этим изображением можно в Новгороде, в Кирилло-Белозерском монастыре и других местах.

    Как правило, на них изображена сцена положения реликвии в золотой ковчег, на престоле большой церкви, перед образом Богородицы. Богато одетый император и священники окружают престол и молитвенными жестами благодарят Господа за обретение этого дара. Техники выполнения отличаются в зависимости от периода и места создания иконы. Иногда вместе с поясом упоминается и риза Богоматери.

    Еще один тип изображений, связанных со святыней, – это «Пояс Пресвятой Богоматери». Здесь сама Царица Небесная держит в руках красный, вышитый золотом пояс. Образ очень близок иконописному типу Покров, но они имеют разное значение. «Покров Богородицы» – это, скорее, символический образ, в то время как Честной Пояс является реальной исторической святыней, прославившейся множеством чудес.

    В любом случае, на протяжении веков предание о святыне и ее изображения имели большое значение для христиан. Для некоторых людей Божественная помощь, дарованная через прикосновение к дару Богородицы, или хотя бы его иконописный образ, оставались единственной надеждой на избавление от страданий. История знает много легенд, связанных с артефактом.

    В чем помогает образ

    Предания рассказывают о чудесах, связанных с Поясом Богоматери. Легендарный случай избавления императрицы Зои от бесов не стал единственным в череде Божественных милостей, дарованных людям. В первую очередь, иконы с изображением святыни помогают в исцелении болезней. Богородица может вылечить как физические, так и душевные заболевания человека.

    Однако особой силой обладают образы реликвии в вопросах, связанных с деторождением. Еще со средних веков сохранилась традиция молиться перед изображением святыни, чтобы облегчить роды. Даже некоторые знатные аристократки пользовались этой возможностью и опоясывались намоленными перед Честным Поясом шнурками, чтобы благополучно разрешиться от бремени.

    Помимо помощи в рождении, святыня помогает и в случае бесплодия. Богородица своим милостивым заступничеством помогает женщинам стать матерями. Поэтому священники часто рекомендуют обратиться к описанным иконам для достижения счастья материнства.

    В целом, появление в доме образа Богородицы с Честным Поясом убережет обитателей от внезапных опасностей, невзгод и трудностей. Икона поможет сохранить покой домашнего очага и силу веры. Ежедневно обращаться к Богоматери не возбраняется. Согласно словам Господа «Просите и обрящите», даже попадая в безвыходную ситуацию, людям не нужно отчаиваться. Чистая вера, покаяние, смирение способны умилостивить Небеса и даровать желанное. Вот почему в христианстве так важна молитва.

    Где найти икону

    Найти редкий образ можно в церкви. В некоторых монастырях России до сих пор сохраняются старинные иконы с сюжетом о Поясе Пресвятой Богородицы. Если необходимо приобрести образ для дома, то можно обратиться в храмовую лавку. Но, поскольку изображение реликвии – редкий сюжет, то есть вероятность не обнаружить его в прямой церковной продаже. Тогда есть возможность прибегнуть к помощи интернета. На сайтах некоторых иконописных мастерских можно обнаружить этот образ.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: