Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

От­дел Ме­жепар­хи­аль­но­го Дис­тан­ци­он­но­го Об­ра­зо­ва­ния, объеди­ня­ющий от­де­лы об­ра­зова­ния Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на, Си­бири и Даль­не­го Вос­то­ка – это уч­реж­де­ние прос­ве­ще­ния для ми­рян, пост­ро­ен­ное на прин­ци­пах ДИС­ТАН­ЦИ­ОН­НО­ГО ОБУ­ЧЕ­НИЯ, ко­то­рое при­зва­но дать пол­но­цен­ные зна­ния уча­щим­ся в объеме кур­са ду­хов­ных се­ми­на­рий.

Целью Дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния яв­ля­ет­ся:

При­об­ре­те­ние при­хо­жа­на­ми и сот­руд­ни­ка­ми хра­мов Русс­кой Пра­вос­лав­ной Церк­ви сис­те­ма­ти­чес­ких зна­ний о пра­вос­лав­ной ве­ре.

Пре­дос­тав­ле­ние пе­да­го­гам светс­ких – выс­ших и сред­них – учеб­ных за­ве­де­ний мощ­но­го инс­тру­мен­та для вос­пи­та­ния мо­ло­де­жи и дос­то­вер­ных зна­ний о пра­вос­лав­ной куль­ту­ре.

По­мощь нас­то­яте­лям пра­вос­лав­ных хра­мов в вос­пи­та­нии собс­твен­ных кад­ров, пра­вос­лав­ных мис­си­оне­ров и пре­по­да­ва­те­лей цер­ков­ных дис­цип­лин для воск­рес­ных школ на при­хо­дах.

По­мощь сту­ден­там за­оч­ных от­де­ле­ний пра­вос­лав­ных ду­хов­ных се­ми­на­рий ка­чест­вен­но ор­га­ни­зо­вать свое обу­че­ние и по­лу­чить глу­бо­кие пол­но­цен­ные зна­ния.

Срок обу­че­ния:

Два го­да – для же­ла­ющих по­лу­чить ба­зо­вые зна­ния о Пра­вос­ла­вии (с вру­че­ни­ем сер­ти­фи­ка­та).

Плюс че­ты­ре го­да – для лю­дей, окон­чив­ших ба­зо­вый курс и име­ющих сво­ей це­лью по­лу­че­ние уг­луб­лен­ных зна­ний с пос­ле­ду­ющим их при­ме­не­ни­ем в мис­си­онерс­кой де­ятель­нос­ти (с вру­че­ни­ем дип­ло­ма).

Сту­ден­та­ми от­де­ле­ния Дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния мо­гут быть ли­ца пра­вос­лав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния в воз­рас­те от 18 до 60 лет.

Ус­пеш­но окон­чив­шие от­де­ле­ние Дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния смо­гут стать ка­ти­хи­за­то­ра­ми, мис­си­оне­ра­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми За­ко­на Бо­жия, цер­ков­нос­ла­вянс­ко­го язы­ка, дог­ма­ти­чес­ко­го бо­гос­ло­вия, цер­ков­но-ис­то­ри­чес­ких дис­цип­лин в воск­рес­ных шко­лах и на бо­гос­ловс­ких кур­сах при Пра­вос­лав­ных при­хо­дах.

Пос­коль­ку ос­нов­ной за­да­чей МППЦ яв­ля­ет­ся во­цер­ков­ле­ние уча­щих­ся, то сис­те­ма дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния пред­по­ла­га­ет жи­вое учас­тие на­ших сту­ден­тов в при­ходс­кой жиз­ни тех хра­мов, ря­дом с ко­то­ры­ми они про­жи­ва­ют.

Прин­ци­пы дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния:

Обу­че­ние ве­дет­ся дис­тан­ци­он­ным ме­то­дом че­рез Ин­тер­нет, без вы­ез­да в учеб­ное за­ве­де­ние.

По окон­ча­нии на­чаль­но­го и пол­но­го кур­са пре­дус­мот­ре­на вы­езд­ная эк­за­ме­на­ци­он­ная сес­сия.

Дис­тан­ци­он­ные кур­сы обес­пе­чи­ва­ют пол­но­цен­ное изу­че­ние ма­те­ри­алов в объеме кур­са ду­хов­ных се­ми­на­рий

Срок обу­че­ния два + че­ты­ре го­да. Учеб­ный год раз­де­лен на два се­мест­ра, ка­ждый из ко­то­рых под­раз­де­лен на семь трёх­не­дель­ных раз­де­лов-уро­ков. Меж­ду се­мест­ра­ми зим­ние и лет­ние ка­ни­ку­лы.

Во вре­мя обу­че­ния бу­дут изу­чать­ся та­кие пред­ме­ты как Но­вый За­вет, Вет­хий За­вет, Ка­ти­хи­зис, Ли­тур­ги­ка, Бо­гос­лу­жеб­ный ус­тав, Ис­то­рия Русс­кой Пра­вос­лав­ной Церк­ви, Об­щая ис­то­рия Церк­ви, цер­ков­нос­ла­вянс­кий язык, Дог­ма­ти­чес­кое Бо­гос­ло­вие, Сек­то­ве­де­ние, Срав­ни­тель­ное Бо­гос­ло­вие и др.

Учеб­ный про­цесс зак­лю­ча­ет­ся в: изу­че­нии ма­те­ри­алов уро­ков, под­го­тов­лен­ных на­ши­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми, с ис­поль­зо­ва­ни­ем биб­ли­оте­ки со спе­ци­аль­но по­доб­ран­ной ли­те­ра­ту­рой, вы­пол­не­нии конт­роль­ных ра­бот, ко­то­рые оце­ни­ва­ют­ся пре­по­да­ва­те­ля­ми, учас­тии в сов­мест­ных ра­бо­тах груп­пы (от­вет всей груп­пы на за­дан­ную те­му), учас­тии в кол­лок­ви­умах (бе­се­да-оп­рос пре­по­да­ва­те­лем всей груп­пы в пря­мом эфи­ре), сда­че эк­за­ме­нов в кон­це каж­до­го се­мест­ра.

Име­ет­ся воз­мож­ность за­да­вать воп­ро­сы свя­щен­ни­ку.

Сту­ден­ты, ус­пеш­но за­вер­шив­шие уче­бу и сдав­шие эк­за­ме­ны, по­лу­ча­ют ДИ­ПЛОМ.

До­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция для же­ла­ющих пос­ту­пить на от­де­ле­ние Дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния на­хо­дит­ся в раз­де­ле ПОС­ТУ­ПА­ЮЩИМ.

Заиконоспасский монастырь

Высшие Знаменские богословские курсы

Организованы в 1997 г. Срок обучения 5 лет. Обучение бесплатное. Слушатели курсов получают знания для преподавания в Воскресных школах и преподавания Основ Православной Культуры в общеобразовательных школах. Программа обучения на курсах приближена к семинарской (за исключением пастырских дисциплин). В преподавании участвуют братия обители. Количество слушателей 150 человек. Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 18.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

Начало занятий 1 октября.

Образец дипломной работы

Расписание занятий на Высших Знаменских Богословских Курсах в 2017-2018 уч. году

1
курс

Церковно-славянский язык

Основное Богословие

Ветхий Завет/Новый Завет

История России

Литургика

Ветхий Завет/Новый Завет

Катехизис

Нравственность

Общая церковная история

2
курс

Катехизис

Литургика/Церковное пение

Греческий язык

Новый Завет

Нравственность

Общая церковная история

История России

Ветхий Завет

Литургика/Церковное пение

3
курс

Патрология

Нравственность

Общая церковная история

Догматическое богословие

Сравнительное богословие

Латинский язык

Новый Завет

История Русской Церкви

Ветхий Завет

4
курс

Психология / Нравственность

История Русской Церкви

Каноническое право

Патрология

Церковное искусство

Догматическое богословие

Патрология

Новый Завет

Догматическое богословие

5
курс

Философия

Мессианская тема в Ветхом Завете (спецкурс)

Догматическое богословие

Психология / Нравственность

Агиология

Читайте также:
Грех тщеславия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Новый Завет

Психология / Нравственность

Сектоведение

История религий

ВНИМАНИЕ!

Для зачисления на первый курс будет необходимо пройти собеседование по Закону Божьему, также поступающие должны показать твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:
· начальных: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный. », «Святый Боже. », «Пресвятая Троице. », «Отче наш. », «Приидите поклонимся. »;
· утренних: «От сна востав. », «Боже, очисти мя, грешнаго. », Ангелу-Хранителю;
· вечерних: «Боже Вечный. », «Вседержителю, Слово Отчее. », «Благаго Царя Благая Мати. », Ангелу-Хранителю;
· Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся. », «Достойно есть. », «Взбранной Воеводе. », «Милосердия двери. », «Не имамы иныя помощи. »;
· Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую. ». Десять заповедей. Заповеди Блаженств. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалом 50-й и 90-й.
Поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

Подготовительные курсы
Для не прошедших собеседование и всех желающих освоить главные основы православной веры в предстоящем учебном году будет организован подготовительный курс.
Занятия будут проводиться дважды в неделю (вторник и четверг). С 19.00 до 21.00 в помещениях монастыря.

Приглашаются все желающие!

Курсы

Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Цель Курсов и их задачи

Цель курсов заключается в подготовке катехизаторов (наставников в вере) и педагогов для служения их Святой Церкви и нашему Отечеству. Катехизатор – это специалист, имеющий систематическое богословское образование, необходимые умения и навыки для воцерковления прихожан и осуществления подготовки людей к принятию Таинств Церкви.

На пути к данной цели перед устроителями и преподавателями курсов стоит ряд важных задач:

дать необходимый объем знаний, способствующих усвоению вероучения Православной Церкви и христианского мировоззрения;
способствовать обретению качества духовной жизни и воцерковления (то есть преображения духа во Христе, введения в жизнь Церкви) слушателей через предметное содержание и жизнь курсов;
дать необходимые начальные навыки по катехизаторской и педагогической практике на доступном уровне;
способствовать духовному объединению слушателей через общинноустроительный характер жизни курсов;
направлять способных слушателей на различные виды и формы востребованной на приходах, в школах, центрах, зонах и других учреждениях катехизаторской, духовно-просветительской и педагогической деятельности.

В соответствии с целью и задачами Курсов осуществляется следующие виды деятельности:

Религиозное образование, обучение, воспитание;
Духовно-просветительская и катехизаторская деятельность;
Организация учебной практики;
Проведение богослужений;
Организация паломнических поездок;
Участие в проведении богословских семинаров, чтений, конференций;
Участие в проведении епархиальных благотворительных выставок и детских праздников;
Участие в делах милосердия и благотворительности;
Жизнь курсов не ограничивается только аудиторными занятиями и прослушиванием лекций, хотя эта форма обучения преобладает. С каждым годом, стремясь совершенствовать работу курсов, мы обретаем целый ряд объединяющих нас дел. Несколько раз за учебный год служатся курсовые Божественные литургии, значительно чаще – совместные молебны и акафисты, а в памятные дни особо почитаемых людей – панихиды. За время учёбы наши слушатели принимают активное участие в подготовке и проведении целого ряда больших дел: это наши епархиальные благотворительные выставки – Рождественская и Пасхальная, детские праздники, ежегодные епархиальные чтения и курсовые конференции.

Участвуя в подготовке и проведении Выставок, слушатели курсов проходят практику трудовую, катехизаторскую (в беседах с посетителями об основах и истине православной веры), а некоторые – и педагогическую (через проведение различных занятий с детьми).

Особую радость даруют всем нам памятные дни св. прав. Иоанна Кронштадтского – небесного покровителя курсов, в которые по традиции служится Божественная литургия, иногда организуется поездка в г. Кронштадт и творческий вечер памяти с интересными докладами и выступлениями, всенародным пением и чаепитием.

В течение учебного года наши слушатели участвуют в целом ряде паломнических поездок по святым местам Северо-Запада, педагогических конференциях, организуют курсовые детские праздники со спектаклем, песнопениями, играми и развивающими заданиями.

Читайте также:
Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

Обучение на Курсах очно-заочное (вечернее). Нормативный срок обучения – три года, четвертый год – специализация. В течение трех лет слушатели проходят обучение по следующим модулям с присвоением квалификации катехизатор широкого профиля:

Основы православного вероучения.
Катехизическая деятельность
На четвертом году обучения предлагается для слушателей, готовых к более интенсивной подготовке, выбрать одну из предлагаемых специализаций:

Основы православной культуры
Организация деятельности в сфере религиозного образования
Семейная педагогика и психология

На Курсах осуществляется учебная деятельность на подготовительном отделении, срок обучения – один год по направлению Основы православного вероучения.

Формами преподавания учебной работы являются: лекции, спецкурсы, семинары, практические занятия, творческие мастерские. Дополнительно могут быть организованы: факультативные занятия, беседы, семинары, круглые столы, лекции-концерты, просмотры кинофильмов с обсуждением, участие в выставках.

Слушатели, обучавшиеся на Курсах три года и успешно овладевшие учебными дисциплинами, проходят итоговою аттестацию в форме междисциплинарного экзамена и получают по окончанию трехгодичных курсов «Свидетельство об окончании Епархиальных курсов».

Слушатели, успешно прошедшие четвертый год обучения по выбранной ими специализации выполняют выпускную квалификационную работу и получают синодальный документ, разрешающий осуществлять катехизаторскою, педагогическую и организаторскую деятельность в сфере религиозного образования.

Занятия на Епархиальных курсах проводятся четыре раза в неделю по расписанию с 17:00 до 21:00 часов.

При Курсах для слушателей работает библиотека.

Условия приема

На Епархиальные курсы принимаются православные миряне.

1. Требования к уровню подготовки абитуриента:

среднее общее (полное) образование
среднее профессиональное образование
высшее профессиональное образование
2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца:

Аттестат о среднем общем (полном) образовании
Диплом о среднем или высшем профессиональном образовании

Вступительные испытания проходят в устной форме. На них абитуриент должен показать знания по Евангельской истории, моментам Церковного богослужения (Литургии, Всенощного бдения). Поступающий должен представить документ об образовании, фотографию, написать прошение, заполнить анкету и пройти собеседование. Желательно при поступлении иметь письменную рекомендацию от настоятеля прихода или духовника. По результатам собеседования прошение о поступлении может быть отклонено и рекомендовано пройти обучение на подготовительном отделении при Курсах.

Слушатели подготовительного отделения зачисляются на первый курс при успешном прохождении итогового собеседования.

Зачисление на курсы происходит по решению приемной комиссии и утверждается руководителем Курсов.

Дистанционные богословcкие курсы «Суть Православной веры»

Православные просветительские курсы

Церковь устроена строго иерархично, но при этом она соборна. По определению св. Игнатия Богоносца: «Нет Церкви без епископа, клира и мирян». Все это единый организм, который живет жизнью во Христе через участие в Евхаристии, и проникнут любовью друг к другу.


Миряне могут изучать Библию и основы православной веры на богословских курсах

Люди, которые полностью посвятили свою жизнь служению Церкви, принимают сан и становятся священнослужителями, через которых проводится благодать Божия на людей. Им дано право осуществлять Таинства, через которые мы спасаемся. Такие люди проходят обучение в специальных учебных заведениях, где получают всю полноту знаний о Православии.



1, 15, 29

6, 20 24(экз.) 7, 21 7 4, 18 23(экз.)
Основы вероучения Православной Церкви 11, 25 8, 22 13, 27 31(экз.) 28 21, 28 11 16,

Третий курс

Предмет День недели Время Аудитория
Введение в православную психологию Воскресенье Модульно

модульно, согласно графику

модульно, согласно графику

модульно, согласно графику

модульно, согласно графику



Список дистанционных курсов

Православные курсы для мирян многие духовно-учебные заведения предоставляют возможность пройти на собственной учебной территории. Но это не всегда и не всем удобно, так как проводятся такие курсы нерегулярно, в вечернее время.


Лекции богословских курсов охватываются все стороны жизни Церкви

В последнее десятилетие появилась новая форма, благодаря развитию интернета — это дистанционные православные курсы. За десятилетие активного освоения православными интернет-пространства таких курсов появилось множество. Вот небольшой список наиболее активных и популярных.

  1. Электронные учебники на сайте Учебного Комитета Русской православной церкви, они разрабатываются ведущими специалистами Московской духовной академии и доступны совершенно бесплатно на сайте академии, причем и в англоязычной версии. Сами курсы разработаны в 2015 году.
  2. Полтавская духовная семинария с 2014 года ведет дистанционно подготовку абитуриентов. Для этого надо приобрести пакет программ и материалов, затем активно участвовать в решении задач и тестов, которые предлагают преподаватели, и давать на них верные ответы. Контроль знаний осуществляется за счет контрольных работ, тестов и общения по скайпу.
  3. Богословские курсы для мирян осуществляются в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Они совершенно бесплатны. Запись осуществляется в начале года и в дальнейшем в течение года надо периодически слушать онлайн-курсы и сдавать текущие задания.
  4. Школа православного наставника предлагает подготовку для дальнейшего поступления в Московскую духовную академию.
  5. Православные богословские курсы при Алма-Атинской духовной семинарии совершенно бесплатно дистанционно обучают основным истинам Православия.
  6. Очень активно предлагает платные курсы для обучения Свято-Тихоновский Богословский институт, который имеет довольно большой опыт в преподавания и отличных педагогов-специалистов. Однако курсы платные, так как институт живет за счет взносов своих учеников, поэтому денежная поддержка просто необходима и сбор средств осуществляется на богословские курсы.
  7. Курсы действуют при главном центре духовного просвещения Русской православной церкви, т. е. при Московской духовной семинарии. Их продолжительность два года, они совершенно бесплатны и заканчиваются онлайн-экзаменом

Таким образом, курсы по основам православия можно пройти и дистанционно, и реально. Всякий, кто хочет получить истинные знания о Православии может получить их, без всяких препятствий.

Важно! Многие выносят свои суждения о Православии, не имея твердых знаний или же имея знания, взятые из сомнительных источников. Между тем в сети много сайтов, которые готовы предложить обучение на профессиональной основе.

1, 15, 29

6, 20 24(экз.) 7, 21 7 4, 18 23(экз.)
Основы вероучения Православной Церкви 11, 25 8, 22 13, 27 31(экз.) 28 21, 28 11 16,

Введение в Новый Завет,

(модульно, по вторникам, с 18.30 до 20.55)

1 курс 2 курс 3 курс
6 октября 20 октября 27 октября
10 ноября 17 ноября 24 ноября
1 декабря 8 декабря 15 декабря
22 декабря 29 декабря 26 января (экз.)
2 февраля (экз.) 9 февраля (экз.) 16 февраля
23 февраля 2 марта 9 марта
23 марта 30 марта 13 апреля
20 апреля 11 мая (экз.) 18 мая (экз.)
25мая (экз.)
Основы вероучения Православной Церкви
(четверг)
Сравнительное богословие

Основы социальной концепции

История Поместных Православных Церквей (пятница) Апологетика

Первый курс


В воскресенье с 12.00 до 12.30 — обед; с 15.50 до 16.10 – чай в трапезной

Второй курс

Третий курс



Дистанционные богословские курсы «Суть православной веры»

Не у всех есть возможность получить начальные богословские знания непосредственно посещая занятия. Причины могут быть разные: отсутствие при храме воскресной школы для взрослых, невозможность посещения вечерних курсов, которые устраиваются при семинариях. Но даже в такой ситуации есть выход — это участие в дистанционных богословских курсах.


Православные просветительские курсы помогут дать практические знания о вере

Одни из самых удобных курсов это «Суть православной веры», их особенности состоят в следующем:

  • преподавание осуществляется лучшими выпускниками и учителями Свято-Тихоновского богословского университета, Московской духовной академии, Киевской духовной академии;
  • на обучение надо выделить от 4 до 10 часов в неделю, в зависимости от поставленных целей, т. е. получить общие представления или же более углубленные знания;
  • контроль знаний осуществляется за счет специальных развивающих заданий, которые по выполнению их сразу же проверяются с постановкой не только оценки, но и тщательным разбором ошибок.

Православный интернет-курс рассчитан на два года обучения и является бесплатным, но при этом его кураторы отмечают одну особенность: люди, обучающиеся бесплатно, как правило, бросают дело на полпути, поэтому призывают делать благотворительные пожертвования, например в адрес сайта Предание.ru.

Интересно! По окончании курсов выдается диплом, он не имеет силу образовательного документа, но выступает в качестве сертификата о прохождении огласительных бесед.

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте
Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности). Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.
  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:

6.00 — братский молебен 8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве 17.00 — вечернее богослужение По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.

Телефон паломнической службы (звонить с 10:00 до 17:00, кроме понедельника), email



Стоит ли брать кредиты?

Советы пастырей

Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?

«Современное рабство — не железные цепи,
а финансовые кандалы и оковы»

— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.

В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.

Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.

Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.

Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.

Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.

Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.

Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.

В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).

Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».

«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»

— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.

Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.

Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.

«Лучше жить просто,
довольствуясь заработанным честным трудом»

— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.

Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.

Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).

Православная церковь о кредитах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Кредит и церковь — понятия трудно совместимые. Неверные подходы к заработкам на основании современных финансовых возможностей поставили большинство христиан в опасное положение. Одна часть верующих задолжала деньги, пытаясь заработать на растущих процентах, другие — попали в денежную яму, заняв и купив вещи в кредит.

Стремление разбогатеть заставляет православных людей забыть о важнейших библейских принципах, которые помогают избежать подобных неприятностей и стать стабильными в финансовом отношении.

Христианство и кредиты

При взгляде на историю христианской религии видим, что последователи Мессии происходили как из бедности, так и царских семей. Церковь дает всеобъемлющее право спасения каждому, независимо от его положения. Само христианство имеет религиозный взгляд на проблематику материальных ценностей и учит людей освобождаться от власти достатка и роскоши. Важно, чтобы верующий понимал временность земного бытия.

Два основных христианских тезиса о финансах отыскиваются в списке десяти важнейших заповедей.

  1. Первый принцип говорит о том, что запрещено присваивать то, что не принадлежит тебе. Апостол Павел авторитетно отстаивает свое утверждение и дает полезный совет: «Не кради, если раньше воровал, а лучше займись честным трудом».
  2. Второй принцип заключается в утверждении «Всегда будь доволен тем, что имеешь в настоящем, и не желай чужого». В Новом Завете к этому суждению добавляется положение о том, что быть благочестивым и удовлетворенным есть колоссальное богатство.

О других грехах:

Исходя из изложенных принципов, православные люди обязаны жить по средствам и оставаться довольными собственным положением. Такой подход и формирует отношение Церкви к кредитам. Православие запрещает занимать деньги на вещи, без которых можно легко обходиться.

В богатстве и роскоши нет ничего предосудительного, если человек все это имеет изначально, или заработав честным трудом. Если же приходится ради этого занимать деньги, брать вещи в кредит, обкрадывать Всевышнего, не жертвуя на нужды монастырей — это настоящая греховность. Такие люди пользуются украденным и делают это по причине, что хочется жить еще лучше.

Православный человек обязан помнить: Господь дает своим детям различную материальную поддержку, потому что именно Он определяет жизненную цель для каждого.

В некоторых ситуациях Священное Писание допускает право просить материальной помощи и брать заём. Это применимо к чрезвычайным жизненным обстоятельствам. В условиях острой нужды человек просит самое необходимое и берет столько, сколько сможет отдать. Если происходит отказ в помощи, это расценивается с позиции гордости и жестко критикуется.

Важно! Православная традиция позволяет подвижникам жить в материальном благополучии, если в уме верующего не находится демона жадности. Когда человек имеет хороший, честный заработок, то это расценивается как божественное благословение. Необходимо благодарить Всевышнего Отца за то, что труд ценен и достойно оплачивается.

О том, как давать в долг

В Библии отмечена целая группа специализированных текстов на эту тему. Апостольские послания касаются аспекта оказания помощи тем людям, кто действительно обречен в нужде.

  • Писание упоминает: следует давать просящим и не отказывать тем, кто желает получить кредит. Верующий не должен избегать общения и дружбы с нуждающимися людьми.
  • В Библии ясно сказано: если ты дал деньги в долг — не нужно ждать возврата. Православный человек должен иметь большое терпение и быть готовым понести некий убыток.
  • Священное Писание запрещает брать какие-либо проценты с должников. Такие дела рассматривают с позиции милосердия, а не как средства корыстной наживы.

Эти принципы не распространяются для ситуаций, где человек занимает на что-то несущественное или для развития прибыльного бизнеса. Библия запрещает давать деньги на вещи не первой необходимости. Давая в этом случае, верующий становится соучастником большого греха, желания завладеть тем, что Господь не позволил иметь естественным образом.

Если происходит заём на нужды прибыльного бизнеса, получается некое совместное предприятие. Эта позиция приемлема в том случае, когда одна сторона имеет определенный опыт, а другая — деньги. Объединенные ресурсы позволяют производить что-то и получать справедливую прибыль.

Человек, вложивший деньги, получает доход в зависимости от того, какую роль сыграли внесенные им финансы. Если верующий желает внести некую сумму на развитие бизнеса, необходимо учесть и рассмотреть эффективность предприятия. Слишком легкий доход обещает большие разочарования и беды.

На заметку! Православная церковь позволяет людям пользоваться финансовыми инструментами, которые не портят его личность и не озлобляют.

Отношение верующих людей к кредитам имеет двоякую позицию: одни получают возможность пользоваться желаемыми вещами уже в настоящем, другие считают их кабалой, провоцирующей тяжелые думы о выплатах. Перед тем, как взять заём, следует рационально оценить материальное состояние и моральную готовность к психологическим трудностям.

Читайте о православной вере:

Дополнительные рассуждения

Скептицизм по поводу всякого предпринимательства и кредита в России несложно понять. Страна пережила тяжёлое экономическое положение 90-х годов, которое характеризовалось заработком больших состояний через преступные мотивы. В этот период возникло колоссальное расслоение общества, где огромное богатство соседствует с крайней нищетой.

Этот негативный опыт кардинально подорвал отношение населения к возможностям всякого частного предпринимательства. Однако верующий человек всегда остается настоящим христианином, даже занимаясь бизнесом.

Существуют виды предпринимательства, которые не связаны с желанием обогащения. К примеру, благотворительность — дело, требующее особого профессионализма и специфических навыков. Волонтерство — «бизнес», основанный на стремлении сделать что-то хорошее и полезное для других.

Честный предприниматель не тратит деньги на собственное обогащение и удовлетворение разнообразных похотей. Он направляет эти финансы на модернизацию производства, создание благоприятных условий труда для рабочих, а также на рациональное развитие инфраструктуры. Успешные предприниматели поддерживают школы и больницы, вкладывают деньги в научные исследования.

Церковь отрицает всякую деятельность, цель которой в добыче финансов обманным путем. Такое стремление называется преступлением, которое влечет соответствующее наказание. Православная традиция не признает игорный бизнес, растущий на человеческих страстях и слабостях. Сам факт участия в подобных авантюрах делает уязвимой нашу душу.

Если человек ведет преступную жизнь, зарабатывает ложью, дает кредиты под большие проценты и обманывает вкладчиков, он навлекает на себя огромные проблемы, более теряя, чем приобретая. Такой индивид обязан раскаяться и навсегда простится с неблагородным путем. К тому же, он должен возместить ущерб всем, кого обманул.

На заметку! Мудрый царь Соломон указывал на то, что Господь обязательно вознаградит того, кто сотворит благо нуждающемуся. Поэтому каждый обязан забыть о собственной выгоде и нести добро в окружающую среду.

Вопрос кредитования в православной традиции рассматривается с позиции морали. Брать деньги разрешено только в крайних случаях, исключительно на необходимое. Богатство и занятие предпринимательством не осуждается, если верующий имеет цель совершать благодеяния. Церковь поощряет честный труд и разумное денежное вложение.

Грех ли брать кредиты?

Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

Протоиерей Михаил Самохин

Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

Священник Филипп Парфенов

Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

С уважением, священник Филипп Парфенов

У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

С уважением, священник Филипп Парфенов

Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

Священник Антоний Скрынников

Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

С уважением, священник Антоний Скрынников

Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

«Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: