Православные старцы: кто это и чему учат, советы и пророчества, наставления

Монахиня Игнатия — Старчество на Руси

Значение и история термина

Среди православного народа часто можно услышать слова «Спросим у старца», «Посоветуемся с почтенным старцем», почему так говорят и что значит название «старец»? Это понятие можно встретить в Библии и церковных преданиях, но и сегодня оно встречается в современной православной литературе и разговорной речи верующих.


Обозначение «старец» указывает на особые способности служителя церкви

Очень часто при слове «старец» у людей возникает в голове картина седого высокого старика, который опирается на посох и обряжен в плащ или простой балахон. Они почему-то считают, что он должен переходить из города в город, просить милостыню и пророчествовать всем желающим. На самом деле все обстоит несколько иначе.

Читайте о православных старцах:

  • Старец Фаддей Витовницкий
  • Старец Иосиф Исихаст
  • Старец Серафим Тяпочкин

В православии распространено много видов подвижничества, среди них и отшельничество, и монашество, а также старчество. Данное подвижничество означает духовное руководство человека, который прожил полную зрелую жизнь, над более молодыми верующими и монахами. При этом старец необязательно должен быть преклонных лет, ведь мудрость не измеряется годами, поэтому может быть дарована Господом и совсем юному человеку.

Важно! Старец — это, прежде всего, мудрый и зрелый духовно человек, который может наставить прочих на пути, может дать верный совет в духовной жизни.

Впервые такое подвижничество, как старчество было зафиксировано на территории Греции примерно в 10 веке н.э. Тогда там было образовано некое сообщество монастырей, которое возглавлял пожилой человек. Именно он принимал важные для общины решения, решал конфликты и трудные ситуации, а также представлял всю монашескую общину.

На Руси старчество было зарождено на территории Киево-Печерской лавры, где было сосредоточение монашеской жизни в ту пору. Там также наставник возглавлял общину монахов и был их представителем. Чаще всего он становился монахом еще в юности и к преклонным годам (может к 40-50 годам) своей жизнью завоевывал себе духовный авторитет.

В монастыре отец мог быть настоятелем, руководителем или просто почитаемым братом — все зависело от личных амбиций и стремлений человека.

Старцы в православии

Несмотря на то что данное понятие крайне распространено и часто встречается в православной литературе, в современной церкви оно официально не признано, т.е. человек не может быть назван старцем официально.


Церковное старчество в православии существовало с Х века

Чаще всего это народная молва называет мудрых служителей или монахов, таким образом и распространяет весть о нем среди людей. Только один раз в речи Святого Патриарха прозвучало выражение «святой старец» относительно именитого Иоанна Крестьянкина, что произошло уже после его смерти.

Внимание! Официального списка РПЦ, в котором указаны имена таких почтенных людей, просто не существует.

Такая неопределенность вызывает ряд определенных проблем, ведь без официального признания главой РПЦ кто угодно может назвать себя духовным наставником. А поскольку они в народе обладают большим влиянием, то так очень просто распространять ереси и лживые богословские догматы. Сегодня члены и руководители множества сект называют себя духовниками, чем вводят простых мирян в заблуждение и приносят им массу неприятностей, в первую очередь, омрачая их сердце и уводя в заблуждение дух.

Тем не менее ряд православных канонизированных святых при жизни как раз и были отцами-наставниками — людьми мудрыми и духовно зрелыми, к которым обращались за помощью и советом. Сергей Радонежский, Спиридон Тримифунтский, Александр Свирской — все они были при жизни почтенными Божьими людьми, а после стали частью сонма святых Православной Церкви.

Судьба таких людей резко отличается друг от друга, если Симеон Верхотурский жил в миру и являлся при этом тайным монахом, то Федор Томский путешествовал по миру и был известен как вечный странник без дома и приюта. А вот Василий Блаженный притворялся душевнобольным (был юродивым) во имя Христа. И в кровавом веке коммунизма были почтенные старцы, среди них можно выделить Луку Войно-Ясенецкого, который был врачом и монахом, а также отца Николая Гурьянова, который пережил революцию и две Отечественные войны. Объединяет их всех лишь Господень дар мудрости и знания.

Так что, несмотря на отсутствие современного определения и должности в РПЦ, отцы-наставники являются важной и неотъемлемой частью ее жизни и здравого функционирования. Именно они помогают молодежи правильно возрастать в лоне Церкви и становиться духовно зрелыми людьми.

На заметку! Наиболее подобный образ такого духовника представлен в знаменитом русском фильме «Остров», когда к простому монаху приезжают за советом и помощью все люди с близких городов и дальних стран.

Возможности старцев

Почему такие люди привлекают к себе паломников и ищущих спасения и совета? Чем особенным они выделяются среди прочих, что люди стремятся попасть к ним, побеседовать и получить благословение? Прежде всего, стоит сказать, что не каждый пожилой человек может называться таким почтенным словом. Некоторые пожилые ругаются и живут так, что им могут позавидовать самые распутные молодые люди. Мало ли каждый день на улицах встречается пожилых пьяниц и воров?

Важно! Наставников отличает богобоязненная жизнь и некая мудрость свыше, поскольку иногда они дают такие советы, которые не могут прийти в голову простому человеку. Часто Господь наделяет таких христиан особыми дарами исцеления или пророчества, тогда они могут помочь нуждающимся не только словом, но и реальным делом — исцелить болящего, воскресить мертвого.

Чаще всего к талантам таких людей относится:

  • исцеляющая сила молитвы от болезней и недугов;
  • мудрость свыше, которая помогает наставить просящего на путь истинный;
  • решение проблем мирян;
  • помощь в разрешении конфликтов и тяжелых ситуаций среди духовенства;
  • ясновидение;
  • сила изгонять бесов.


Икона «Собор Оптинских старцев»

Люди ежедневно нуждаются в Господнем руководстве, не говоря уже про важные события в жизни. Вот и посещение духовника, а также беседа с ним зачастую помогает разобраться в трудной ситуации, принять важное решение, которое будет благословлено. Послушники советуются с таким наставником по всем духовным вопросам и стремятся быть им как дети, чтобы духовник вел их по жизни и помогал. При этом старцы не всегда отличаются добрым нравом, но как только ты выбрал его в наставники, менять уже нельзя.

Старцы отличаются особыми трепетными отношениями с Господом, и именно это привлекает людей к ним. Ведь чем ближе ты становишься ко Христу, тем яснее Он проявляется в тебе, а значит человек приобретает божественные черты. Именно поэтому важно хотя бы раз в жизни пообщаться с таким человеком, испросить благословения и мудрости. Но, безусловно, самостоятельно следует брать с них пример и посвящать свою жизнь Господу, поскольку без Него ничего хорошего в жизни не получиться достичь.

Читайте о православии:

  • Что такое скит
  • Можно ли православным купаться в Мертвом море
  • Где и когда общаться с Богом: основные правила

Священник, старец, духовный отец, Святой отец в чем разница?

Священник, Духовный отец, Старец, Святые отцы — много словесных именований, но невоцерковленным людям подчас совершенно непонятно, какие между ними отличия и кто сможет помочь в той или иной ситуации?

Читайте также:
Стоглавый собор: дата, решение и деятельность, суть, святые

Так, например, однажды к нам в Храм зашли взрослые люди – вероятно, дедушка и бабушка, и они искали священника для того, чтобы … тот позвонил и поздравил их внука с Новым годом! И аналогичных, как мне представляется, весьма странных случаев за мой маленький священнический опыт копится все больше и больше. Даже порой кажется, что люди, увы, совсем не понимают глубокого смысла священнического служения.

Между тем, наверняка все слышали такие духовные титулы, как «священник», «духовный отец», «старец», «Святые отцы». Кто же это и в чем их различия, попробую очень кратко раскрыть.

Начнем с того, что святых людей не бывает. Поэтому, если Вы слышите, например, об «изречениях Святых отцов» или о том, что вот такой-то Святой отец говорил что-либо, то знайте: речь идет о тех, кого с нами уже нет. Святые отцы — это те, кто прожил Богоугодную жизнь и через какое-то время по смерти Священным синодом был канонизирован (причислен к лику святых). Это происходит не без воли Божией, процесс канонизации достаточно непрост (часто люди исцелялись от мощей будущего святого с благоуханием и находились другие достоверные факты святости), и его мы сейчас рассматривать не будем, но в действительности Святых отцов здесь с нами, на земле, нет, а вот их различные труды, письма, наставления остались, и они очень емкие, мудрые, авторитетные, потому что не противоречат учению Церкви, более того, выражают четко и понятно учение Христово. К тому же мы, как христиане, понимаем, что Святые отцы живы не телесно, но духовно, продолжая служить Богу в небесном воинстве и помогать нам как молитвой, так и прямым предстательством пред Богом, а зачастую встречаются и чудеса посредством Святых здесь, на земле.

Итак, священник — это христианин, принявший духовный сан священства после определенных духовных трудов испытаний и получения духовного образования, призванный Богом для служения Богу и людям. По данной ему благодати от Бога, через епископа может совершать все богослужения и таинства (за исключением хиротонии, освящения мира и антиминсов). Господь наделил священников особой благодатью, именно через них Господь преподает людям возможность участия в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании. Господь дал священникам при рукоположении особые дары Святаго Духа, в результате чего у священников развивается духовное рассуждение, и именно на священников возложена обязанность учить людей вере и показывать им путь к Богу.

Духовный отец — это священник, который регулярно исповедует конкретного человека. В результате этого между человеком и священнослужителем достаточно быстро возникает тесная духовная связь. Человек может спрашивать духовные советы и задавать вопросы этому священнику. Так «священник» становится «духовным отцом». Взаимоотношения между верующим человеком и духовным отцом регулируются самостоятельно, где-то это может быть жизнь по совету, где-то может приобретать несколько другой характер. Духовная жизнь невозможна без священника (духовного отца), у которого постоянно исповедуется человек, ведь непосредственно через духовного отца Господь открывает человеку очень важные для самого исповедуемого обстоятельства и дает поводы к размышлению. Каждый священнослужитель (священник), в свою очередь, тоже имеет своего духовного отца, у которого он исповедуется, и, поверьте, удивительным образом, при равных возрастных категориях и духовном опыте, именно через духовного отца Господь преподносит ответ на очень многие жизненные вопросы. Поэтому выбрать постоянного священника, у которого верующий человек будет исповедоваться, просто необходимо.

Старец — опытный подвижник, имеющий духовную силу и мудрость. Старчество – это дар, данный Богом духовному подвижнику. Господь зачастую старцам открывает то, что обычному человеку неведомо, – за их великую веру, смирение, самоуничижение. Старец, как правило, является монахом или священнослужителем, он никогда не превозносится и не никогда не считает себя старцем, не видит в себе совершенства и устремлен сердцем к Богу. Старец — это не милый дедушка с бородой, не волшебник, но проводник к Богу и Божиему промыслу, это тот, кто может помочь просто словом, потому что оно не от себя, а от Бога. Пример старца можно увидеть в фильмах, размещенных в галерее нашего сайта: «Слово Старца», «Советы Старца взрослым и детям».

Подводя итоги, можно сказать, что как священнослужители, так и старцы — это не деды морозы, не требоисполнители, не добрые дядьки и даже не те, кто раздает благословения направо и налево для исполнения желаний во имя человеческого эгоизма. Прежде всего, это служители Божии, задача которых – привести человека к Богу, при этом, если нужно, то пояснить, рассказать, направить, наставить. А подобное возможно лишь в том случае, если человек будет понимать, что желания людей и воля Божия могут сильно отличаться, – в этом скрывается очень многий смысл данного материала.

Рекомендую к просмотру статью: Как правильно обращаться к священникам

Старцы нашего времени

Как было сказано выше, официально РПЦ не наделяет званием старец, но народ самостоятельно распространяет вести про них по миру. Поскольку официально признанного списка таких отмеченных Богом людей нет, можно составить лишь примерный перечень. В него сегодня вносят:

  1. Схиархимандрита Власия Перегонцева — он проживает в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от города Калуги и принимает всех желающих на беседу. Он обладает даром исцеления, поэтому на прием к нему всегда большие очереди.
  2. Архимандрит Герман — он является настоятелем храма Петра и Павла и также принимает людей, которые приходят к нему за советом и помощью в решении духовных трудностей. Отец Герман также проводит обряды освобождения от бесов и благословляет супругов на рождение детей.
  3. Отец Адриан — он проживает в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и освобождает людей от бесов.
  4. Отец Георгий (Савва) — является настоятелем им же созданного Свято-Духова монастыря в Тимашевске (Кубань). Он ввел в обители строгий Афонский устав, чем несколько отпугивает мирян (боятся радикализма), но при этом является крайне мудрым человеком и всегда помогает словом нуждающимся.

Кроме них, на территории Украины, России и Беларуси служат людям многие духовные наставники. Среди них архимандриты Дионисий и Амвросий, схиархимандриты Илий и Иоанн, отцы Иероним и Илларион, а также многие другие.

Старцы нашего времени — кто это и зачем они

Кто такие старцы

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда необходимо принять какое-то определенное решение (сделать выбор). И христиане не исключение. Например, вступать в брак или уходить в монастырь, менять ли место жительство, соглашаться на новую работу или нет. Для верующего становится важным, чтобы принятое решение было согласовано с Божьей волей. Зачастую сделать выбор сложно, не всегда помогает совет приходского священника. Поэтому в этом случае нужный совет могут дать старцы нашего времени.

Читайте также:
Причастие в церкви: что это такое, что делать и как правильно подготовиться, особенности и порядок обряда

Но кто такие старцы?

В Православии авторитет старцев основан на авторитете святости. Христианин считается приближенным к святости, когда действием Святого Духа очищается его душа от греха. При этом человек бережно относится к этому Божьему дару, соблюдая Заповеди Господни. Тогда «духоносный» христианин учит других людей «не от своего ума», а по вдохновению Святого Духа. Старчество — это исключительное явление.

Само слово «старец» не является степенью священнослужителей. Это значит, что старцем может быть не только монах, священник или епископ, но и мирянин. Также не нужно ставить знак равенства между «старцем» и «стариком». Это не указание на преклонный возраст, а свидетельство особой благодати от Бога.

Старцы это не только мужчины, но и женщины. Например, старицы Пелагея Ивановна Дивеевская (1809-1884), которая в 2004 году была канонизирована (прославлена) в лике блаженных.

Явление старчества

Старчество появилось еще в раннехристианские времена, когда начало зарождаться монашество (в Египте, Сирии, Палестине). Зачастую старцами являлись монахи-отшельники, не имеющие священнического сана. Каждый из них имел при себе на послушании двух-трех учеников.

«Дай сердце свое в послушание отцам твоим, и благодать Божия вселится в тебя» (авва Исайя, 4-5 век).

Познав духовную премудрость, ученики со временем сами становились старцами. Многие из них известны как учителя молитвы и христианской жизни (преподобные Антоний Великий, Ефрем Сирин, Макарий Египетский). Из Египта и Малой Азии старчество распространилось на территории Афона (Греция), затем — в России.

Признаки настоящих старцев

Для старца характерно обладание особыми знаниями (прозорливостью). Эта способность позволяет увидеть души приходящих к нему людей. Таково особое духовное зрение, открывающее живущие в человеке страсти и добродетели. Старцам открыта Божья воля о человеке, поэтому они могут давать советы на пользу приходящим к ним христианам.

Но не стоит относиться к старцам как к гадалкам, чтобы узнать будущее. К ним следует обращаться только для решения судьбоносных вопросов. Это решения, способные оказать существенное влияние на ход земной жизни христианина. Однако сказанное старцами зачастую не имеет четко выраженной формы и категорического тона. В основном все преподносится в виде совета или указания.

Старцы нашего времени никого не принуждают, всегда остается важным добровольное согласие и желание самих людей. Полная власть над человеком есть только у Создателя. Хотя все равно у человека остается его свободная воля, которая ничем не ограничивается. Тем более ее не имеют право «насиловать» другие люди, пусть и святые. Как говорил преподобный Паисий Святогорец (1924-1994):

«Старец не станет навязывать вам себя. Он крайне деликатен в советах. Но он сразу же захочет всё сделать для вас и всё сделает, чтобы вы больше не страдали. Хотя в некоторых случаях даже старцам приходится долго трудиться над ситуацией: молитвой, советами, постоянной всякой поддержкой, но каждый раз такие люди умеют открыть нам, что Господь – это Бог хороших концов!».

После общения со старцами у человека должно остаться чувство радости и душевного спокойствия. Действия (советы) старцев всегда бескорыстны.

«Старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий» (митрополит Саратовский и Вольский Лонгин).

Православные старцы

В Русской Православной Церкви к наиболее известным старцам можно отнести преподобного Серафима Саровского (1754-1833). За советом к нему приходило большое количество людей (как монахи, так и миряне). Но благодать старчества обретается не сразу. Перед этим, как и у других старцев, был период затворничества (уединенной жизни).

Преподобный Серафим Саровский принял подвиг столпничества: на протяжении 1000 дней и ночей он коленопреклонно молился на камне. Усиленная молитва и покаянные размышления о своей жизни способствовали достижению смирения и духовному соединению с Господом, от Которого он получил дар прозорливости.

«Монаху очень полезна жизнь в пустыне, потому что там он не отвлекается на внешнее. Жизнь в пустыне проста, и монах может всецело отдать себя духовному деланию» (старец Паисий Святогорец).

«Классический» вид старчества, когда прослеживается неразрывная духовная связь “учитель-ученик”, в России стал наблюдаться в конце 18 века. Особо знамениты были старцы, жившие в монастырях Глинской (Сумская область, Украина), Оптиной пустыни (Калужская область, Россия). А в Псково-Печерском монастыре (Псковская область, Россия) старчество не прекращалось даже в советское время. В богоборческие времена старцы нередко жили вне монастырских стен.

О «большой семье» святогорских старцев можно узнать из книги иеромонаха Пантелеимона Королева «Новый афонский патерик». В ней подробно описано, что такое старчество, кто такие современные православные старцы, их поучения.

Старчество в современной России

Есть ли в России старцы нашего времени?

В Русской Православной Церкви в настоящее время авторитет старчества имеют несколько человек. Попасть к ним «обычным» верующим нелегко. Даже если и узнать место их жительства, приехать и ожидать своей очереди, этого мало. Чтобы ныне живущие старцы приняли у себя человека, верующий должен обладать твердой верой, сильным желанием и горячо об этом молиться Богу. И при всем этом не всегда встреча может произойти с первой попытки. Бывает, что прозорливые старцы нашего времени сами вызывают к себе людей.

Среди православных имеется практика в случае возникновения потребности в решении серьезного вопроса, ездить с паломнической поездкой к могиле почивших известных старцев. Это вполне адекватный выход в связи со сложностью получить наставление от ныне живущего старца.

Но можно воспользоваться советом митрополита Саратовского и Вольского Лонгина:

«Современному человеку нужно ходить в храм, участвовать в таинствах, читать духовную литературу, в том числе, книги тех людей, которые были духовно опытными и пользовались при жизни расположением своей паствы. И Господь пошлет в свое время всё, что необходимо,— хорошего духовника, добрую церковную общину. А если это для человека будет нужно, приведет его и в какой-то монастырь. И там он встретит монаха, может быть, не прославленного, не из тех, к кому «духовные туристы» ездят целыми автобусами, но того, кто сможет дать совет — который нужен именно этому человеку, и именно в это время. И если человек этот совет услышит, исполнит — он получит самую большую пользу, которую только можно получить».

Старцы нашего времени

В Русской Православной Церкви общепризнанными подвижниками 20 века считаются архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), архимандрит Кирилл Павлов (1929-2017). Обладая великим смирением, они никогда не называли себя старцами, считая это слово неприемлемым для себя.

Так, например, на вопрос, есть ли в России старцы нашего времени, архимандрит Кирилл в отвечал: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть». «Стариками» он, скорей всего, называл священнослужителей, которые обрели значительный опыт в своей подвижнической жизни и пастырской деятельности. И потому могли оказывать людям существенную духовную помощь. Не навязывая своей воли, архимандрит Кирилл Павлов мог без стеснения сказать приходившим к нему верующим, что не знает ответа. А затем предлагал вместе над этим поразмыслить, сотворить совместную молитву, чтобы понять Божью волю в конкретной ситуации.

Читайте также:
Волковское кладбище: могилы знаменитостей, адрес и часы работы, как доехать и добраться

В Элладской Православной Церкви в 20 веке особым почитанием пользовались Паисий Святогорец (1924-1994), Иосиф Исихаст (1897-1959).

Старца Паисия Святогорца иногда называют Греческим Серафимом Саровским. Его отличало глубокое смирение, любовь ко всем людям. Приходивших к нему Афонских паломников он всегда угощал лукумом. Поучения и рассказы старца Паисия доступны и понятны для современных людей. В 2015 году его причислили к лику святых.

Опасность лже-старцев

Советская власть старалась полностью уничтожить духовенство. Это привело к уменьшению числа духовно опытных священников. Однако осталась потребность христиан иметь прозорливых опытных духовников.

На этой почве стали появляться лжестарцы. И сейчас, к сожалению, можно встретить подобных священнослужителей (зачастую из нового поколения). Они сознательно или непреднамеренно, но пытаются подчинить своей власти духовно малоопытных людей.

Решением Синода Русской Православной Церкви от 1998 года осуждена практика ложного духовничества. Признаны недопустимыми принуждения верующих (вразрез их воле) к некоторым действиям. Например, принятию монашества, вступлению в брак, несению какого-либо послушания, принесению пожертвований, отказ от воинской службы или от получения медицинской помощи.

Отличить лжестарца не так просто. Признаками обращения к таким старцам являются чувство подавленности и уныния. Часто это связано с тем, что лжестарцы требуют от приходящих к ним людей полного и беспрекословного послушания. У лжестарцев можно наблюдать тщеславие, самолюбование, желание власти над другими, корысть.

Протоиерей Владимир Воробьев советовал при поиске прозорливого старца проявлять «духовную» осторожность:

«Нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность».

Русский Патерик для детей. Кто такой старец?

Старчество – это дар

Согласно «Новому толково-словообразовательному словарю русского языка» под редакцией Ефремовой, старец – это монах (а также лицо не монашеского звания) как духовный наставник верующих. Под верующими в данном случае понимаются как послушники старца, так и простые миряне.

Как утверждает архимандрит Амвросий (Юрасов), раньше послушники при монастырях исповедовались старцам и во всем слушались их. Иеромонах Пантелеимон (Королев) отмечает, что взаимоотношения старца и послушника напоминают отношения между отцом и сыном. Конечно, послушник сам может выбрать старца, но после того, как этот выбор сделан, пути назад нет. Сын-послушник должен безраздельно доверять и беспрекословно подчиняться своему отцу-старцу.

Чем же отличается старец от, скажем, духовника? Архимандрит Амвросий (Юрасов) говорит, что главным отличием является «особое благодатное дарование, когда старцем руководит Сам Дух Святый». «Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию» — так пишет о старцах православный журналист Людмила Ильюнина.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В XVIII веке жил на Афоне, а затем в монастырях на территории нынешней Румынии, замечательный подвижник — преподобный Паисий Величковский. Это был человек высочайшей духовной жизни, и потому у него было много учеников.

Паисий был совсем молодым человеком, когда за ним закрепилось устойчивое прозвище — «юный старец». Но что оно могло означать?

Слово «старец» в церковном употреблении имеет не совсем обычное значение. Далеко не всегда оно указывает на возраст человека: «старчество» — это особые духовные дарования и особое духовное служение людям.

Обычно в жизни мы видим, что старости свойственна мудрость. Причем не та «мудрость», которая дается науками и проистекает от остроты ума: напротив, поверхностные знания к старости забываются, но зато открывается жизненная глубина. Ведение старости проистекает от жизненного опыта и от перенесенных страданий; в старости человек обретает терпимость и любовь. И потому именно старости прилично учить и давать советы. Учить самому главному — смыслу жизни.

Но бывает и так, что бесконечно глубоким пониманием сути вещей, а также человеческой души, обладает человек, чей возраст далек от старости. Подобные люди встречались среди православных святых, в особенности, святых подвижников.

Благодаря духовному подвигу и Божественной помощи, человек очищал свою душу, и тогда он начинал видеть и воспринимать то, что от обычных людей скрыто.

Главное, что такой подвижник зрит, как на ладони, душу стоящего перед ним человека, понимает его тайные мысли, чувствует его характер, знает его прошлое, а иногда и будущее.

Такая способность называется прозорливостью, и она сродни пророческому дару.

Совет, который исходит от прозорливца, особенно надежен, верен и точен.

В древних монастырях люди, обретшие прозорливость или близкую к ней способность духовного рассуждения, становились руководителями других, менее опытных монахов.

И независимо от того, старыми они были или молодыми, их начинали называть «старцами».

Старчество — это великая ответственность перед Богом: старцам люди вверяют свою земную жизнь и свою душу, со старцем можно спастись, но со лжестарцем — а было немало и таких — можно нанести себе страшный вред.

На Руси традиция старчества восходит к началу христианства и монашества. Старцем был основатель русского монашества преподобный Антоний. Его учеником был другой великий подвижник Киевской Руси, преподобный Феодосий.

Великим древним старцем был богомудрый Сергий Радонежский, от которого произошла целая традиция подвижничества и святости.

Уже в XIX веке просиял своими духовными дарованиями преподобный Серафим Саровский.

После многолетних подвигов, вспомним хотя бы тысячедневное «столпничество» — моление на камне, перенесения тяжких страданий и болезней, святой вышел из своего затвора к народу.

Он начал подвиг старчества, и к нему за исповедью и советом потянулись люди со всей Руси.

И наконец — столетний период старчества в Оптиной пустыни,— с 20-х годов XIX века по 20-е — века XX.

Есть старцы и в настоящее время. Кому, действительно, нужна их благодатная помощь, их совет и вразумление, тот найдет дорогу к ним.

Одним из них стал удивительный человек, наш современник, протоиерей Николай Гурьянов, живший на острове неподалеку от Новгорода.

Старцы и возраст

В воображении рядовых прихожан старец – это непременно монах и непременно преклонного возраста. Но так ли это на самом деле? Священник Валерий Духанин уверен в том, что старец вовсе не обязательно должен быть старым. Однако Духанин согласен с тем, что Бог довольно часто «наделяет старцев весьма почтенным возрастом».

Тем не менее, по мнению большинства священнослужителей, прямой связи между прожитыми годами и «званием» старца не существует. Иеромонах Пантелеимон (Королев) утверждает, что «огромную роль здесь играет духовный опыт», и приводит в пример историю, когда человек на 10 лет старше старца стал его послушником.

Читайте также:
Посты в среду и пятницу: почему нужно поститься в эти дни, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Известные старцы

В истории православия было немало старцев, наделённых исключительным даром предвидения. Чудотворцы Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Аристоклий Афонский и Серафим Вырицкий, Феофан Полтавский и Феофан Затворник, Василий Блаженный и Ефрем Катунакский, Гавриил Самтаврийский и Дамаскин Четочник, Паисий Святогорец и Кирилл Карейский, и это лишь малая часть из длинного списка имён старцев, в разные века наставлявших, лечивших и помогавших мирянам.

Праведники, знавшие больше остальных, могли вещать не только о прошлом, настоящем и будущем рядового человека, но и предугадывать последствия каждого события и предсказывать судьбу государства.

Обрекая свои провидения в лаконичные или длинные, серьёзные или остроумные формы, они поддерживали дух и вселяли надежду в каждого, кто обращался к ним в поисках ответов на мучившие их вопросы.

Есть ли старцы сегодня?

Существует старчество сегодня? Архимандрит Сергий (Булатников) в одном из своих интервью утверждал, что лично общался с современными старцами. Это были известные схиигумен Савва (Остапенко), архимандриты Алипий (Воронов) и Иоанн (Крестьянкин) и другие. Они уже умерли, но все они были нашими современниками и жили в ХХ веке, а некоторые, как, например, Крестьянкин, и в XXI-ом.

Иеромонах Пантелеимон (Королев) на высказывание о том, что сегодня старцев не осталось, ответил, что причина данного явления кроется не в самих старцах, а в людях. Священник считает, что людям хочется видеть в лице старца некоего волшебника, который может решить все их проблемы без непосредственного участия этих самых людей. «И, не найдя такого, люди говорят: «Нет, не буду слушаться того, кто мне говорит что-то делать, трудиться, мне нужен прозорливец, чудотворец!»- подытожил Пантелеимон.

Старец

Миряне полагают, что дар предвидения дан старцам свыше, однако обозревать вселенское грядущее они могут не в силу своих исключительных способностей. Находящиеся в предельной близости к Богу, старцы наделены способностью иначе смотреть на мир, замечая то, чего не видят увязшие в повседневной суете люди. Давая судьбоносные советы, исцеляя, утешая, молясь, они всего лишь открывают людям глаза, на то, чего они не успевают приметить и осмыслить.

Проблемы со здоровьем, одержимость чем-либо, бесплодие, греховное наваждение, неспособность справиться с навалившимися проблемами становятся поводом для разговора со старцем, обратившись к которому каждый должен быть готов услышать чистую правду, принять её и следовать рекомендациям праведника, иначе потеряется весь смысл общения с духовным лицом.

Старцем, вопреки представлениям, может быть не умудрённый опытом и годами монах, но даже молодой подвижник, успевший «состариться» в подвигах и превратить своё сердце в обитель Святого Духа.

Аналог ветхозаветного пророка – старец, даже после смерти способен творить добро, одаривая, всех кто приходит на его могилу, душевным спокойствием и духовной радостью.

Иеромонах Пантелеймон (Королев) называет старцев авангардом монашества, они учат обращающихся к ним за помощью людей не словами «чужой мудрости», а примерами и знаниями из личного опыта. У каждого православного старца должен быть послушник, который обязан любить его как отца и беспрекословно исполнять все его поручения. В свою очередь подвижнику надлежит нести бремя своего ученика и быть крепким молитвенником.

Современные старцы

В книге «Современные старцы Горы Афон», вышедшей из-под пера архимандрита Херувима (Карамбеласа), рассказывается о бытии и деяниях пяти старцев, творивших чудеса в ХХ-ХХI веках. Героями его произведения стали старцы Каллиник Исихаст, Даниил Катунакский, Афанасий Григоритский, Исаак из монастыря Дионисиат и Иоаким из скита Праведной Анны.

В России традиционными местожительствами старцев были Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Заволжские пустыни, а также Киево-Печерская Лавра, в определённые периоды истории находившаяся на русской земле. В наши дни эта география расширились, и встретиться с наделёнными особым даром монахами можно в разных уголках страны.

В Ивановской области в Свято-Никольской обители села Чихачево служит старец Иоанникий, к которому со всех концов света совершают паломничество люди, желающие услышать из его уст молитву, помогающую исцелиться от наркомании и алкоголизма.

В самом городе Иванове в Свято-Введенском женском монастыре живёт основавший её старец Амвросий (Юрасов), который всеми силами старается вернуть на путь истинный заключённых и поддерживает безнадёжно больных людей.

В Калужскую область в Свято-Пафнутьев монастырь города Боровск съезжаются верующие, мечтающие пообщаться со старцем отцом Власием (Перегонцевым), который лишь единожды взглянув на человека, может безошибочно определить причину, побудившую его обратиться за помощью. Ищущему духовного спокойствия он, как посредник Бога, даёт мудрые советы, а жаждущему исцеления облегчает страдания.

В северной столице в храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» уже более 50 лет служит старец Иоанн Миронов, в Казани за советом можно обратиться в Ключевскую пустынь, где принимает всех желающих старец Илларион, в Звенигороде найти выход из проблем помогает старец Феодосий, а в марийской деревне Сумки – старец Иоанн.

Всегда многолюдно и в Переделкино, где на территории Патриаршего подворья живёт и принимает паломников старец Илия (Ноздрин), после встречи с которым, сердца людей наполняются теплом и надеждой, а путь озаряется светом.

Старцы Ефрем и Паисий

В Аризоне в монастыре Святого Антония живут старцы Ефрем Филофейский и Паисий.

Вот как о них рассказывает моя подруга Виктория Б. из Америки.

Старца Ефрема я видела мельком, на трапезе общей и в храме подходила под благословение в темноте. В монастыре служба начинается в 1 ночи и длится до 3.30-4 утра. Службы проходят без света и свечей. Я расспрашивала людей о старце, говорили, что он солнышко, очень добрый и светлый. От его лица исходят лучики света. Старца Паисию мне сподобилось встречать при каждом нашем посещении монастыря (3-е было на этот раз). Он благословлял нас крестом с чудотворным миром, которое ему подарили на Афоне. Я чувствовала от креста исходящее тепло, и хотелось только говорить «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешную». Старец Паисий на первый взгляд кажется немного суровым, но, думаю, это из-за бороды черной, с проседью. Он небольшого роста, моложе старца Ефрема (ему, говорят, 88 лет). Я заметила, что старец Паисий готов помочь всем и отложить свои важные дела ради людей, дерзающих его задержать и просить о чем-либо. Еще он понимающий и чуткий…

Ещё о старцах

Старцы и женщины несут на земле сходное служение. Они дают человеку то, чего он так искал и желал: чтобы кто-то был для него постоянным спутником жизни. Ведь нам нужен не просто совет, для правильного развития личности нам необходимо постоянно, по многу раз в день открывать свою душу, состояние, мысли кому-то мудрому и глубокому, чтобы тот в каждой конкретной ситуации помогал нам смотреть на события этого мира святоотечески, с точки зрения вечности. Такой взгляд нам помогают обрести те, кто по-настоящему любят нас. Потому старцы делают то, на что мало кто отваживается на земле – они оказываются спутниками доверившихся им людей на всю жизнь, а не только на время совета.

Читайте также:
Как ставить свечи в церкви за упокой и за здравие: правила и особенности процедуры

Паломников не остановить?

По аяту на брата: как секта из Казахстана поработила умы россиян

Они называют создателем умершего сельского шофера, пьют соленый чай и молятся на экстремистскую литературу

Бороться с такими «старцами» и священниками, которые создают вокруг себя культ, достаточно сложно. Глава адвокатского объединения «Радонеж» Геннадий Савенков отмечает, что Ефименко ведет себя по тому же сценарию, что и Сергий (Романов) на Урале.

— «Старец» Иоанникий, якобы имеющий дар прозорливости, создал вокруг себя тоталитарную секту — рассказал Савенков «Известиям». — Он выкупил землю, где построил храм, не принадлежащий РПЦ, с целью, чтобы, когда разразится скандал, уйти в него и самолично там исполнять религиозные обряды, юридически не касаясь РПЦ.

Отец Андрей Ефанов поясняет: это здание не может считаться храмом, поскольку возведено без благословения, а сам Ефименко запрещен в служении.

— Мы не относимся к этому зданию как к храму. [Иоанникий] не может там совершать богослужения, которые могут считаться православными людьми настоящими, — пояснил отец Андрей. — Он запрещен в служении и не имеет права не только служить, но не имеет права даже на ношение священнических одежд.


Фото: соцсети

Однако количество желающих увидеть чихачевского «старца» пока не уменьшается. Александр Дворкин отмечает, что поездки к «старцам», зачастую не признанным церковью, без благословения и надлежащей паломнической подготовки стали в отдельных регионах настоящим коммерческим предприятием.

— Обработка «паломников» начинается уже в автобусе, — говорит Дворкин. — Экскурсовод начинает собирать деньги, рассказывает, что спрашивать у «старца», что не спрашивать, как себя вести. Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами.

Безошибочный Папа: почему католики зря обвинили Франциска в язычестве

Римского понтифика осудили за нарушение первой заповеди

Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится.

— Все эти люди приобрели популярность за счет того, что они находились в церкви, — отметил он. — Если станет известно, что они уже за пределами церкви, то поток людей будет уменьшаться. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

Читайте также:
Митрофорный протоиерей: кто это и что это значит в православной церкви

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Что такое соборование, для чего оно нужно и как проводится?

Это Таинство имеет и другое название: Елеосвящение. У народа существуют большие предрассудки и заблуждения на теме этого обряда. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина. А другие верят в непременное исцеления от недуга после первого посещения ритуала. Ниже разберем понятие с церковной точки зрения.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати, прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

  • Грех тщеславия и борьба с ним
  • Грех чревоугодия
  • О гордыне и борьбе с ней

Интересно! Соборование — это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование — это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора.

История возникновения

Этот ритуал, как и многие другие, обязан своим появлением евангельским временам. Сам Иисус Христос установил его, призвав учеников и наделив их властью над дьявольскими созданиями. Апостолы ходили и проповедовали чистосердечное покаяние, изгоняли демонов из тел больных, мазали их елеем. Доказательства этих слов находят на страницах Евангелия от Марка, поэтому утверждается, что священнодействие существовало до Голгофы и помогало физически и психически больным.

О таинстве елеосвящения упоминает и апостол Иаков в своем авторитетном послании.

С XV в. для таинства был введен особый богослужебный чин, который определял последовательность самого процесса соборования. Порядок постоянно видоизменялся, становился более широкоформатным и фиксированным.

  • В III-IV в. молитвы включали в себя чистые просьбы у Бога сделать масло целебным при помазании и употреблении в пищу. Служение в тот период проводилось епископами.
  • Византийские богослужения VIII в. отличаются продуманной последовательностью процедуры. Соборование в православии начинается с обращения к Святому Отцу, врачевателю всякой больной души. Первые слова называются церковью формулой этого таинства.
  • Елеосвящение давно стало восприниматься как священное действие и в православии, и в католицизме. Традиция проводить именно семь ритуалов пришла в учение Востока из западной Церкви.

В каких случаях обращаться к таинству

Елеосвящение проводится над православными старше семи лет, телесно и душевно болеющими. К последним относят тяжелые психологические расстройства (уныние, скорбь и полное отчаяние). Православие называет причинами этих состояний нераскаянные грехи, часто неосознаваемые людьми. Священнослужители утверждают, что соборование в церкви предназначается не только для тяжелобольных, но и для относительно здоровых людей.

Важно! Елеосвящение недопустимо, если человек находится в бессознательном состоянии или ведет себя агрессивно.

Здоровым людям рекомендуют проходить этот обряд не чаще одного раза в год. Самым подходящим временем здесь является Великий Пост. В это время повышаются шансы полностью исцелиться и получить прощение греховной деятельности. Однако человеку нужно знать о том, что православное соборование само по себе не обязано избавить от грехов и болезней, но если молитвы Господу возведены от чистого сердца, шансы повышаются многократно.

О покаянии в грехах:

Принципы обряда

Перед проведением соборования верующим следует причаститься и исповедаться перед священнослужителем. Эти условия необходимо повторить и после ритуала. Рекомендуется приобрести свечу, а если соборование проходит в Великий пост — соблюдать его по мере сил. Церковные служители подготавливают специфические предметы для проведения священного таинства.

В ритуале необходимо присутствие следующих вещей:

  • Столик (аналой), покрытый чистой скатертью.
  • Зерна любого злака, располагающиеся на блюде. Это символ здоровой жизни, физического и духовного обновления.
  • Семь свечей.
  • Специальный сосуд, где будет освещаться елей.
  • Семь палочек, обернутые ватой.
  • Растительное или оливковое масло.
  • Символизирующее кровь Христа небольшое количество вина.
  • Евангелие и крест также необходимы в процессе ритуала.

Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным. Если у больного нет возможности посетить церковь, священники сами навещают его в доме. Процедура практически не отличается от таковой в монастыре или церкви. На дому участвуют все родные, которые тоже будут помазаны.

Читайте также:
Мощи Иоанна Шанхайского: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Перед началом священнодействия в храме прихожане зажигают принесенные свечи. Таинство соборования разделяют на три этапа — пение молебна, освещение елейного масла и помазание.

Как проводится обряд в настоящее время

Правила проведения современного Елеосвящения значительно отличается от древнего способа. Отсюда возникают многочисленные предрассудки и недоверия со стороны некоторых людей.

  • Для первой части характерны молитвы и перечисление имен пришедших. Соборование начинает с фразы, восхваляющей Нашего Отца. Далее, обряд напоминает утреннюю службу Великого Поста в укороченном варианте.
  • Вторая часть таинства соборования наполняется процедурой освящение елея для помазания. В отдельном сосуде смешивается вино, символизирующее кровь Господа, и растительное масло. После этого зажигают свечи, а батюшка читает специальную молитву для придания елею качеств божественного исцеления.
  • В завершение, служители церкви читают апостольские послания, молятся о прощении греховных поступков и выздоровлении больных, совершают помазание всех собравшихся на таинство. Последняя часть повторяется семикратно, но каждый раз произносится иной отрывок из Евангелия. Далее, прихожане окружают священников, которые молятся и прикладывают к челу каждого раскрытую святую книгу. Верующий должен поцеловать Писание и поклониться всем присутствующим.

Действия после ритуала

Пройдя соборование, православный верующий обязан причаститься и забрать в собственный дом злаки, используемые в моменты таинства, и освященное масло. Эти остатки добавляются в пищу, а елеем помазывают места, требующие лечения. Однако в древности существовали другие правила. Церковь запрещала уносить с собою остатки злаков и масла — их попросту сжигали.

Важно! В настоящее время пища бросается в огонь в том случае, если она осталась до начала нового таинства.

Прихожане, с чистой совестью прошедшие обряд соборования, отмечают значительное эмоциональное облегчение. Физическое состояние также улучшается. Церковь уверяет, что ежедневные молитвы, приходы и постоянные прохождения елеосвящения способствуют оздоровлению телесной оболочки.

Полезные советы

Людям необходимо отказаться от стереотипа, утверждающего предназначение ритуала только для тяжелобольных. Это мнение является пережитком прошлого и совершенно не соответствует Священному Писанию. Апостолы стремились именно к исцелению в процессе обряда соборования, а не «последнему помазанию».

Многие прихожане воспринимают таинство как способ непременного выздоровления, но, в большинстве своем, вообще не исповедуются и не причащаются. Это чревато снижением веры у рассчитывавшего на чудо человека, который не получил желаемого целебного результата. Священнослужители отмечают: «Исцеление есть дар Всеблагого Господа, а не физический результат действия». Только искренне обратившие взор на очищение и всепрощение получают чудодейственное вознаграждение.

Люди, чувствующие скорую кончину, имеют страх перед Таинством Соборования. Они предполагают, что покинут мир сразу после обряда, но сроки жизни определены Творцом, и душе нужно заботиться о переходе в обитель Господа, исповедуясь и причащаясь. В случае приближающейся смерти для умирающего обязателен обряд соборования.

Совет! Если вы опоздали на процессию, разрешается принять в ней участие тем, кто хоть раз проходил елеосвящение. Однако священнослужители рекомендуют перенести участие.

Отличия Миропомазания и Соборования

Церковь разделяет два этих понятия как абсолютно различные.

Миропомазание проводится сразу после совершения Крещения и предназначается для взращивания и укрепления в духовном самосовершенствовании. Таинство совершается отдельно, если оно направленно в сторону человека, имеющего другую религию.

Внимание! И елеосвящение, и миропомазание следует отличать от Всенощной — вечерних богослужений перед большим праздником. Люди нередко принимают подготовительные работы за некоторое священное действо. Всенощное помазание и благословение злаков не является таинством.

Елеосвящение (соборование) — церковное таинство, направленное на исцеление недугов и избавление от последствий греховных деяний. Искренне раскаявшись во время ритуала, человек получает шанс обрести здоровье и духовную связь с Творцом. В ходе обряда от прихожанина не требуется особенных навыков, он просто должен проявить смирение и откровенность.

Соборование проводится как в храме, так и в доме, но обязательно под начальствованием священнослужителя.

Соборование : таинство больных. и здоровых

Мифы и правда о Соборовании

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви – таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Читайте также:
Душа на 40 день после смерти: что происходит и куда уходит, как провожают

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес. ” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг. Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес. ”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Читайте также:
Мощи Тихона Задонского: где находятся и как добраться, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится

Соборование – что это за священнодействие и для чего оно необходимо, понимают далеко не все православные, кроме того, некоторые даже и не подозревают, когда оно проводится согласно церковному календарю. Такое незнание не красит обычного гражданина, а для верующего и вовсе считается постыдным. Чтобы заполнить пробелы в образовании и глубже понять истоки возникновения обычая, обратимся к информации ниже.

Что собой представляет обряд в православии

Соборование считается ключевым обрядом в христианской культуре и входит в семерку Великих Таинств. В его процессе происходит очищение от грехов, содеянных человеком, что благотворно сказывается и на здоровье покаявшегося. Для этого нужно посетить любую церковь, пока длится богослужение, и принять в нем непосредственное участие. Пропускать его не рекомендуется, так как, по закону, разрешается участвовать только в одном соборовании, не чаще 1 раза в год.

Обратите внимание! Во время обряда человеку отпускаются не только недавние грехи, но и те деяния, о которых он уже успел позабыть.

История возникновения и толкование елеосвящения

Истоки возникновения соборования лежат в тех далеких временах, когда Иисус Христос еще не был распят и нес свет истины среди обычного народа. Первые известные ритуалы производились при помощи оливкового масла и возложения рук на нуждающегося в очищении человека. Позже масло заменили елеем. К голове человека стали прикладывать не руки, а Евангелие. Елеосвящение означает следующее – на человека снисходит небесная благодать, которая очищает его от грехов и немощи.

Расписание на 2021 год

Несмотря на важность священнодействия, узнать точную дату его проведения заранее не представляется возможным. Это происходит из-за того, что число определяется отдельно в каждой церкви, а руководствуются при этом повелением настоятеля. Настоятели часто не согласовывают между собой подобные решения, что приводит к некоторым трудностям и расхождениям в графиках.

Желательно приходить в близлежащую церковь в период с 11 марта по 19 апреля. В это время проходит Великий пост, в течение которого обычно и проводится соборование.

Как правильно подготовиться

Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. Однако приходить совсем неподготовленным тоже не следует, ведь таинство подразумевает соблюдение ряда условий.

Акафисты

Соборование – не просто комплекс ритуалов, к которым следует подходить, как к рутинной процедуре. В первую очередь, это очищение души, которая должна уверовать в творимое священнодействие. Готовиться к этому, очистив разум от посторонних мыслей, поможет чтение акафистов. Акафисты – специальные церковные песнопения, в которых возносится благодарность ключевым личностям в христианской религии. Перед соборованием рекомендуется читать акафисты:

  • Божией Матери;
  • Спасителю;
  • Святым, ставшим почитаемым благодаря чудотворным исцелениям страждущих.

Исповедь

Несмотря на очищающую силу соборования, рекомендуется заранее исповедаться, убрав с души мучающие вас деяния. Такая подготовка поможет настроиться на нужный лад, оставив на милость Божью лишь неосознанные или забытые прегрешения. Это действо не относится к разряду обязательных, но, по словам церковнослужителей, очень помогает в дальнейших свершениях.

Молитвы

Еще одним инструментом, помогающим подготовиться перед обрядом, считается чтение молитв. Рекомендуется выделять на него хотя бы по 10-15 минут, но каждый день, это лучше, чем молиться весь день исключительно перед соборованием.

Продукты

Ни одно елеосвящение не происходит без использования определенного списка продуктов. В него входят:

  • крупа;
  • кагор;
  • масло рафинированное.

Крупа

Понадобится для проведения обряда на дому. Зерном наполняют чашу, в которую будут вставляться зажженные церковные свечи. Крупа символизирует начало новой, чистой жизни, без болезней и прегрешений. По окончании процедуры чистое от воска зерно разрешается использовать для приготовления пищи.

Рафинированное масло

Рафинированное масло используется как в домашних соборованиях, так и в обрядах, производимых в храме. Если дело происходит в храме:

  • сосуд с маслом ставится на специальный столик;
  • по окончании обряда священнослужитель подходит к столу и добавляет в каждый сосуд некоторое количество освященного елея.

Обратите внимание! Вместо рафинированного масла, можно принести оливковое.

Кагор

Кагор покупается только для соборования на дому, так как у церкви есть свои запасы этого напитка. Вино, наряду с хлебом, считается божественным даром от самого спасителя. Если брать духовную составляющую, то вино интерпретируется, как кровь господня, со всеми вытекающими из этого свойствами. Стакан с вином располагается рядом с сосудом, заполненным крупой, в котором стоят свечки, и стаканом с маслом.

Благотворительность

Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. Отблагодарить церковнослужителя и храм можно при помощи добровольных пожертвований. Сумма пожертвования зависит от возможностей каждой отдельной семьи.

Некоторые храмы, по просьбам прихожан, вывешивают списки с ориентировочными размерами пожертвований для тех или иных обрядов, чтобы желающим было проще ориентироваться. Эти суммы различаются не только от региона к региону, но даже между соседними храмами.

Что взять с собой

При посещении храма для прохождения обряда соборования необходимо иметь с собой:

  • сосуд с рафинированным или оливковым маслом;
  • церковные свечи, купить которые можно непосредственно в храме;
  • носовые платки или салфетки. Они понадобятся, чтобы избавиться от излишков елея, после помазания.

Остальные вещи вам в храме не понадобятся, так как все необходимое для обряда есть у церковнослужителей.

Одежда

Выбирать наряд для соборования необходимо с умом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время священнодействия. Обращайте внимание на следующие вещи:

  1. Одежда должна быть скромной, без лишних вырезов и ярких раскрасок.
  2. В процессе помазания священник наносит крестообразные символы на запястья, лицо и верх груди. Соответственно, необходимо обеспечить свободный доступ к данным частям тела. Для этого одевайте удобную кофту, у которой есть молния или пуговицы.
  3. Не рекомендуется облачаться в водолазку или свитер, так как он ограничит доступ к верхней части груди для помазания.
  4. Не одевайте дорогую одежду, с которой впоследствии будет трудно свести следы елея.
  5. Мужчинам не стоит одевать майки или рубашки с коротким рукавом, а также шорты.
  6. Мужчинам запрещается находиться в храме в головном уборе, поэтому не забудьте снять его перед входом.
  7. Женщинам подойдут скромные, просторные наряды, скрывающие тело от посторонних взглядов.
  8. В отличие от мужчин, женщинам не разрешается находиться в храме с непокрытой головой.

Правила поведения во время обряда в храме

Правила поведения во время соборования мало чем отличаются от общих правил поведения в церкви:

  1. Посещают службу в чистой, аккуратной одежде. Стоимость наряда не играет абсолютно никакой роли.
  2. Перед входом в храм следует трижды перекреститься, кланяясь после каждого крестного знамени.
  3. После прихожане проходят в храм, где крестятся еще раз.
  4. Ведите себя культурно.
Читайте также:
Церковь и налоги: платит или нет РПЦ налоги, доходы и расходы, особенности

Сам ритуал разделен на три действа:

  • молитвенное пение;
  • освящение;
  • помазание.

Во время проведения православного таинства постарайтесь не разговаривать без повода и не шуметь. Если у вас возникли какие-то вопросы, культурно обратитесь за подсказкой к соседям или посмотрите на действия окружающих.

При соборовании на дому не стесняйтесь задавать вопросы священнику. Он с радостью прольет свет истины на любое недопонимание и разъяснит смысл того или иного священнодействия.

По времени обряд не имеет каких-либо ограничений, его длительность зависит от количества присутствующих на службе людей.

Ответы на популярные вопросы

Прихожане часто задают священнослужителям одинаковые вопросы, среди которых выделяют следующие:

  1. Разрешено ли принимать пищу перед таинством.
  2. Можно ли проводить соборование перед смертью.
  3. Какое количество обрядов проводит церковь в течение года и сколько раз их можно посещать прихожанам.
  4. Какова длительность таинства.
  5. Проводят ли обряд соборования на дому.
  6. Какова помощь от обряда для больного.
  7. Каково количество помазаний.
  8. Можно ли посещать соборование девушкам, у которых наблюдаются месячные.
  9. Берут ли на соборование детей.

Принимать пищу перед таинством

Не существует особого регламента принятия пищи, который необходимо соблюдать при соборовании. Ограничения приветствуются только во время Великого поста, в течение которого проводится большинство обрядов в церкви. Если вы попали на такой период времени, воздержитесь от употребления не положенных в пост продуктов. По возможности посещайте обряды голодными, так вы лучше проникнитесь атмосферой смирения.

Перед смертью

Соборование не обязательно проводится только перед смертью. Многие путают его с древним обрядом «последнего помазания», который имеет мало общего с православными обычаями. В основе соборования лежит, в первую очередь, духовное очищение, а уже после него и телесное, идущее как следствие непоколебимой веры. Многие же в наши дни воспринимают его, как медицинскую процедуру, ожидая скорого выздоровления.

Обратите внимание! Священнослужители отмечают, что эффект от обряда тем сильнее, чем праведнее человек жил и чем ревностнее он соблюдал церковные заветы.

Сколько раз в год проводят и можно собороваться

По словам священников, обряд соборования достаточно посещать 1 раз в течение года. Более частое причащение к таинству не принесет дополнительного эффекта, за исключением случаев, когда человек крайне серьезно болен. На дому соборование может проводиться неограниченное количество раз, если найдется священник, согласный на подобное действо. Церкви проводят соборования не чаще 1-2 раз в год, основная масса которых приходится на Великий пост.

Длительность таинств

Многие прихожане, особенно обладающие слабым физическим здоровьем, волнуются о длительности таинства, опасаясь не перенести его от начала и до конца. Точное время указать затруднительно, так как все зависит от количества желающих поучаствовать в данном процессе.

Ориентируйтесь на следующие цифры:

  • минимальна длительность – 1 час;
  • максимальная длительность – 4 часа.

В любом случае, следует запастись терпением, так как процедура не из самых лёгких.

Финансовый вопрос

Как уже упоминалось выше, проведение таинств церковью производится на безвозмездной основе. Священник или храм не могут требовать от вас денег, но вы имеете право отблагодарить духовное лицо за его труд. Размер пожертвования зависит исключительно от вашего благосостояния. Некоторые храмы имеют прейскурант цен, в котором указаны приблизительные цены за ту или иную услугу. Это делается для облегчения процесса внесения пожертвований, чтобы прихожане не отвлекали преподобных отцов одинаковыми вопросами.

На дому

Соборование на дому стоит заказать в том случае, когда нуждающийся сильно болен и не имеет возможности самостоятельно посетить ближайший храм. Такая ситуация может возникнуть по причине:

  • сильной болезни;
  • преклонного возраста;
  • удаленности от крупных храмов и церквей.

В остальных случаях желательно посетить церковь, заодно пройдя процедуру исповедания.

Помощь больному человеку

Помощь больному, состояние которого не позволяет пройти обряд самостоятельно, не возбраняется. Помогать может любой родственник или знакомый. Главное, чтобы он осознавал смысл священнодействия и был соответствующе подготовлен. В остальном никаких запретов и ограничений для помощи нет.

Количество помазаний

Некоторых граждан интересует количество помазаний, осуществляемых батюшкой во время проведения таинства. Согласно правилам, святой отец осуществляет семикратное помазание крестным знаменем следующих частей тела:

  • рук;
  • верха груди;
  • носа;
  • щек;
  • губ.

Что делать с маслом после таинства

Нередко, по окончанию таинства, остаются существенные запасы масла, что делать с которыми не совсем понятно. Священники рекомендуют использовать подобное масло для приготовления пищи, так как это никоим образом не возбраняется и не несет вреда. Часть масла можно оставить и втирать в больные места, не забывая при этом молиться, соблюдая церковные заветы.

При месячных

Соборование женщин, у которых наступили месячные, не желательно, за исключением случаев, когда в округе нет крупных церквей или соборов, а повторной возможности в текущем году может не предоставиться. Рекомендуется заранее обсудить этот момент со священнослужителем или уполномоченным лицом, которое будет проводить обряд. Все будет зависеть от его взгляда на ситуацию и готовности взять на себя ответственность.

Во время Великого поста

Большинство служений в крупных рамах происходит как раз в период Великого поста. В таком случае рекомендуется соблюдать его правила и не употреблять в пищу запрещенные продукты – ни до, ни после таинства.

Стало плохо во время таинства

Причин, по которым становится плохо во время таинства, две:

  • слабое физическое состояние;
  • неправильный душевный настрой.

Первое решается путем выхода из храма на свежий воздух или обращения за помощью в скорую. Вторая причина гораздо сложнее, тут стоит понять причину, не дающую душе обрести должный настрой. Попробуйте успокоиться, осмыслив свое поведение и мотивы посещения собора.

Можно ли брать детей

Детей имеет смысл брать только в том случае, когда их возраст достиг отметки 7 лет и более. Дети моложе указанного возраста не имеют осознанных прегрешений перед Богом и не нуждаются в посещении каких-либо церковных служб, связанных с очищением души.

А что будет с некрещеным

Обряд соборования не возымеет на некрещеного человека никакого эффекта. Он может прийти в храм и отстоять проповедь, но божья благодать на него не сойдет. Существуют слухи о возможности принятия веры после соборования, но это не более чем допущения самих прихожан, а ни один священник на подобную процедуру не согласится.

Нужно ли причащаться

Да, так как соборование не заменяет собой ни исповедь, ни причастие. Если есть возможность причаститься перед соборованием – сделайте это.

При беременности

Беременность не накладывает никаких ограничений на посещение церковных таинств. Единственное, что надо учитывать – физическое состояние женщины и ее способность перенести многочасовую службу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: