Православный и католический крест: разница и особенности, когда появились различия

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест – красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции – четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует “мерило праведное”, взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что “когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», – говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Читайте также:
Православие и аутисты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас “искупил” (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является “камнем преткновения” для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. “Это невозможно!” – возражали одни; “Это не нужно!” – утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: “Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”(1 Кор. 1:17-24).

Читайте также:
Грех гордыни в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже “соблазнительным для погибающих,” обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она – запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются “крестом.” Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: “Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня” (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом – человек, испытывающий муки.

В чем заключается разница католического и православного крестов

Значение креста в христианстве

Во времена Римской Империи крестная казнь была самой мучительной и постыдной. Сам Бог добровольно взошел на крест, чтобы спасти собственное творение. Это безграничное проявление Божественной любви, благодаря которой падшие люди смогут вечно жить. Господь дал нам понять, как Он нас любит – безмерно, претерпевая ужасные муки ради нас, проливая Свою Пречистую Кровь, терпя насмешки и поругания от тех, кого Он Сам создал.

Господь пригвоздил к кресту грехи всего человечества, смертью попрал смерть и вернул людям жизнь, которая была утрачена через грехопадение прародителей Адама и Евы. Символом этого является крест.

Для православных крест стал надеждой, защитой, орудием борьбы с врагом рода человеческого. Бесы боятся и его, и крестного знамения. Во время таинства крещения человек отрекается от Сатаны и сочетается с Христом. Он надевает нательный крестик – величайшую святыню, средство благодатной защиты, которое означает его причастность к церкви.

Читайте также:
Поминальный стол: что приносят в церковь и что приготовить дома, продукты

Видео «Чем отличается православный крест от католического?»

В этом видеосюжете рассматриваются основные отличительные признаки.

Основные отличия

Католицизм образовался в результате раскола, произошедшего в 1054 году. У этой организации сложился ряд собственных традиций, а учение наполнилось еретическими убеждениями, не имеющими ничего общего с тем знанием, которое люди получили от самого Господа. Например, учение об исхождении Святого Духа.

Кроме учений, в католицизме есть масса отличительных черт, касающихся оформления костелов, распятий. Несложно отличить католический крест от православного, нужно всего лишь внимательно их рассмотреть.

Форма

Православные кресты могут быть шестиконечными и восьмиконечными:

  1. Верхняя перекладина. Раньше при крестной казни над головой осужденного крепили табличку с указанием вины человека. Поскольку Господь не был ни в чем виноват, то над ним было указано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
  2. Нижняя перекладина. Изображается скошенной. Символизирует подножие.

Католики изображают крест максимально просто: четырехконечным, без других деталей. Вертикальная часть значительно длиннее горизонтальной.

Отличия православного и католического крестов

Гравировка на поверхности

Нужно обратить внимание на следующие детали:

  1. Буквы, указанные на табличке, над головой Спасителя. В православном варианте будет надпись ИНЦИ, в католическом – INRI.
  2. На обратной стороне православного креста есть надпись «Спаси и сохрани». В католическом варианте этого нет.

Распятие

Особенно уничижен образ Спасителя на распятии, размещенном на посохе папы Римского. На православных крестах Иисус Христос выглядит как победитель. Фигура не висит, а стоит. Несмотря на наличие ран на теле, передается торжество победы Жизни над смертью. Нередко можно встретить распятия, на которых Господь изображен с открытыми глазами. Его раскрытые ладони словно призывают каждого человека в объятия самого Бога, ведь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас.

Разница в распятии Иисуса Христа

Католицизм после Второго Ватиканского собора (1962–1965) пошел по пути сатанизма. Но еще со времен образования этой организации Христос изображался на кресте словно поруганная жертва. Католики изображают Спасителя в жалком виде: провисшее тело, печать страшных страданий, раны и кровь. Можно встретить распятия, на которых руки Иисуса сжаты в кулаки. Эта особенность разительно отличает православные и католические распятия и подчеркивает неуважение католицизма к Самому Спасителю и его воскресению.

Количество гвоздей

На православном распятии четыре гвоздя, на каждой ноге отдельный гвоздь. Ноги Господа расположены рядом. В католическом варианте используется три гвоздя. На ногах Спасителя размещается один гвоздь, ступни скрещены, сложенные одна на другую.

Количество гвоздей – это наиболее очевидный признак, позволяющий любому, даже невоцерковленному человеку определить, какой перед ним крест.

Папа Римский Франциск 21 декабря 2019 года объявил, что «христианский мир больше не существует». Это подтверждает близость западноевропейской культуры к краху. В то же время проводится активная работа по установлению мирового господства экуменизма и объединения всех религий воедино. На фоне этого при участии архиереев и священников в православии появляются чуждые церкви нововведения. Православные люди должны остерегаться любого смешения с ересью, даже в малом. Поэтому носить католические кресты православным ни в коем случае нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отличия православного и католического крестика

Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.

Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.

Лицевая и тыльная стороны православного креста

Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!

Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:

  • Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
  • Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
  • Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
  • Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
  • Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
  • Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
  • НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
  • «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
  • Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.

В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.

Можно ли православному носить католический крестик

В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.

Читайте также:
Рецепты кухни четвертой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.

Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.

С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.

Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.

Православная Жизнь

При покупке нательного крестика в ювелирном магазине люди иногда задумываются, в чем же отличие православного креста от католического, поэтому стоит по этому поводу сделать несколько замечаний.

Основные стереотипы

Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п. Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.

1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

Так ли они важны?

Проблема заключается в том, что указанные разности для некоторых православных приобретают сакральный характер, при этом западная традиция изображения креста хулится чуть ли не как еретическая. Однако прежде чем отстаивать ту или иную позицию, стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. Мечась между двумя традициями изображения главного символа христианства, мы забываем, что существуют десятки различных типов креста, и это, не говоря о множестве более мелких вариаций. В каждом случае для христиан крест оставался крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому, перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия?

Двойные стандарты не для христиан

Для начала нужно сказать, что нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.

Главный аргумент некоторых православных здесь основан на том убеждении, что восьмиконечный крест исторически наиболее достоверный. Да, действительно с некоторого времени верхняя перекладина креста указывает на надпись, оставленную Понтием Пилатом, а нижняя – на дощечку, которую, вероятнее всего, подставляли под ноги распятого человека, дабы он мог немного не нее опираться и не сразу умереть от удушья. Интересно, что при этом западная традиция изображения максимально правдоподобного положения Тела Спасителя критикуется как натуралистическая, хотя и в византийской, и древнерусской иконографии имеются примеры разного положения Тела Христа. В итоге получаются какие-то двойные стандарты: положение Тела достоверно изображать нельзя, а сам крест – можно. Кроме того, если так уж важна историческая правда, то надпись над головой Христа была составлена на греческом, еврейском и римском (латинском) языках (Лк. 23:38; Ин. 19:19–20), а никак не славянском, которого тогда еще и в помине не было. В конце концов, если гнаться за историзмом, как, например, за количеством гвоздей для ног, то нужно также сказать, что в руки гвозди вбивались не в районе ладоней, а в запястья – между лучевой и локтевой костями предплечья. О такой практике распятия говорят, например, исследования останков казненных иудеев (в частности, некоего Йоханана бен Агалгола), убитых после подавления Римом восстания в 70 году. К слову, у этого молодого иудея сбоку были пробиты пяточные кости одним 18-сантимеровым гвоздем, что также свидетельствует о развороте ступней при распятии.

Приведенные сведения взяты из исследования археолога Василия Цафериса и патологоанатома доктора Н. Хааса, но если мы отвлечемся от научных данных, то должны подумать: о чем здесь вообще спорить? О точности или символизме изображения положения Тела Христа на Кресте? Зачем обращать внимание на такие тонкости, если Спаситель везде Один и Тот же? Да, западные христиане через физиологический реализм делают больший акцент на Страданиях Христа. Восточные же – обычно стремятся передать более просветленный, возвышенный образ Господа. Но разве Страдания вочеловечшегося Сына Божьего для православных не имеют значения? Вопрос, думаю, риторический.

Но давайте вернемся к форме креста. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что в катакомбах (начиная с III века) превалирует именно такой вариант изображения. Более того, в своем «Розыске» свт. Димитрий Ростовский ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился, и если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Также и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.

Читайте также:
Храм Троицы в Коньково: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Что до надписи на табличке над головой Христа, то стоит напомнить Евангелие, где четко сказано: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими» (Лк. 23:38). Как видим, латинские (римские) буквы – это всего лишь отражение евангельского текста, а никак не признак католичества. Буквы же славянского языка – дань языку, употребимому именно в нашей Церкви (у тех же греков надпись, соответственно, приводится по-гречески: INBI – Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων).

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что любой спор относительно традиции изображения креста имеет смысл больше в каких-то археологических или искусствоведческих научных кругах, а для христиан это во многом «сотрясание воздуха». Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.

Протоиерей Владимир Долгих

Башмачок Спиридона Тримифунтского в Москве

Между святыми, признанными православной церковью, и верующими людьми существует незримая связь. По всему миру знают и поклоняются святителю Спиридону Тримифунтскому. Во многих церквях и монастырях есть его иконы, башмачки и другие святыни, связанные памятью со святым.

О чем просят

Этот угодник Божий жил и подвизался 17 веков тому назад в Греции, но приобрел большую популярность и среди русского народа. По его молитвам прекращалась засуха и проливались дожди, нуждающиеся получали помощь, а грешники вразумлялись.

Тысячи людей стоят в очереди, чтобы приложиться к мощам святого Спиридона. Иногда им приходится провести на ночах всю ночь. В своих молитвах к нему верующие просят:

  • благополучия в семье;
  • здравия;
  • помощи в дороге;
  • решения житейских проблем;
  • о недвижимости;
  • о возврате долгов;
  • многое другое.

Еще о молитвах ко святому:

  • Молитвы святому Спиридону Тримифунтскому
  • Акафист святому Спиридону

Совет! Особенно Спиридон Тримифунтский помогает в финансовых, житейских затруднениях, является добрым помощником в бизнесе, деловых вопросах. Святитель еще известен как покровитель детей. Родители возносят к нему молитвы об их здоровье и благополучии.

Спиридон Тримифунтский, по данной ему от Бога благодати, слышит и принимает молитвы со всех уголков Вселенной.

История мощей

Умер святитель Спиридон во время молитвы. На тот момент ему уже исполнилось 80 лет. Произошло это в 348 году. До середины 7 века его мощи хранились в тот городе, где он служил епископом, — Тримифунте. Затем тело святого было перевезено в Константинополь из-за нашествия арабов. После захвата города турками-османами, мощи вывезли в 1453 году через Сербию на о. Корфу.

Корфу — один из самых красивых островов Греции, находится на северо-западе от материка. Это единственная греческая территория, которая не была завоевана османской империей. Он довольно большой, местное население представлено преимущественно греками. В столице острова, в хитросплетении узких улочек расположена церковь в честь Святителя Спиридона, высокую колокольню которой видно отовсюду.

Любой прохожий с охотой направит к храму святителя Спиридона. Есть такая традиция у жителей города. Многие с утра, направляясь на работу, обязательно стараются благословиться у святого. Также и дети, когда идут в школу. Сначала заходят к святителю Спиридону, а только затем на уроки. Все они это делают не по привычке, а сознательно.

Четыре раза в год на Корфу проходят крестные ходы, в которых участвует и сам Спиридон:

  • 11 августа.
  • Вербное воскресенье, избавление от чумы;
  • 1-е воскресенье ноября, также спасение от чумы;
  • перед Пасхой, в Великую Субботу, помощь от страшного голода.

Самое массовое празднование проходит в Корфу 11 августа, когда вспоминают чудесное избавление жителей острова от Османского нашествия. В тот памятный день лета 1616 года, когда со всех сторон началась осада города, жители сбежались в храм, ища покровительства святого. Шансов выстоять не было совсем, так как силы противника значительно превосходили.

Перед началом штурма пошел очень сильный, затяжной дождь, а на море начался шторм, погубивший значительную часть турецких кораблей. Наземный десант, бросив пушки в наполненных водой траншеях, поспешно отступил на оставшиеся судна. Турки, понеся такие потери, даже не вступив в бой, отошли от Корфу и больше не приближались. Память об этих событиях хранится в памяти многих поколений, благодарность святому безмерна.

Святитель неоднократно оберегал Корфу от вражеского нашествия. Во время второй по счету мировой войны, когда на остров падали бомбы, случилось в очередной раз неопровержимое чудо. Когда на город налетела вражеская авиация, и большая часть его уже была разрушена, жители стали искать укрытия под крышей храма св. Спиридона, взывая к нему о помощи.

Читайте также:
Церковная десятина: определение термина, история и описание

Бомба, попавшая в церковь, не разорвалась. Поэтому все, кто прятался в храме, остался жив и был чудесным образом спасен. Это послужило свидетельством того, что святой не оставляет своим покровительством остров и людей, населяющих его.

Еще читайте о святом:

Башмачки святого

Заглядывая в саркофаг с мощами, помимо облачения мы видим на ногах у святого бархатные тапочки, украшенные золотым шитьем. По преданию, в них святой неутомимо путешествует по миру, ища тех, кому нужна его помощь. Над ракой с мощами висят благодарственные дары святому Спиридону. Среди прочего здесь много корабликов, лодочек, на которых написаны имена тех людей, которые получили в ответ на свое прошение чудесную помощь святого.

В раке лежат нетленные мощи святителя. Его глава лежит на подушечке и чуть наклонена, — святой как бы ненадолго уснул. Можно увидеть черты лица, нос, губы, глаза закрыты. Несмотря на то что этим мощам тысячу семьсот лет, оно имеет постоянную температуру человеческого тела. Если прикоснуться к нему, то остается вмятина, которая потихоньку выравнивается. И начинаешь осознавать, что тело это нетленно.

Саркофаг дважды в день открывают для поклонения верующим, но иногда это не удается, крышка как бы сопротивляется. Верующие считают, что святой в этот момент в раке отсутствует. Он где-то ходит и помогает страждущим, нуждающимся в утешении и защите. Во время крестного хода святитель шествует по улицам города, благословляя всех встречающихся на пути.

Накануне святого под молитвенные песнопения представители духовенства аккуратно перекладывают в специальную вертикальную раку. Когда во время крестного хода несут св. Спиридона, можно видеть, что тот словно опирается на свои ноги. Пред тем, как нетленные мощи вновь переложат обратно в раку, их прежде трижды проносят по храму. Святой Спиридон как бы напоследок благословляет молящихся.

Благодать, исходящая от святителя, идет к каждому верующему. И в этих башмачках он направляется к тем, кому нужна его помощь. Тапочки каждый год меняют. Старые раздают людям, жертвуют в храмы, возводимые в честь святого Спиридона. А так как башмачков на всех не хватает, в раку к святому кладут 2-3 метра бордового (красного) материала, из которого их изготавливают.

А после этого делят на тысячи, миллионы маленьких кусочков и бесплатно раздают всем желающим. Называются они по-гречески «филахто». Упаковывают в белые конвертики, на обратной стороне которых изображен лик святого Спиридона в обрамлении надписей по-гречески в синем цвете.

Важно! Получить филахто — это особое благословение для каждого человека. И когда рядом находится эта святыня, она служит защитой верующему. Приобрести филахто можно и через интернет, оплатив только пересылку почтой по тарифам той страны, куда будет отправлен святой дар.

Где находятся

Тканевые башмачки святителя постоянно изнашиваются. Их приходится менять каждый год. Один из пары делят на кусочки, обрывки нитей и раздают всем желающим. Другой же дарят в храмы, находящиеся в разных уголках мира.

Тапочки святого есть уже во многих церквях и монастырях:

  • деревня Афиену, недалеко от г. Ларнака, на о. Кипр, церковь Пресвятой Богородицы;
  • Аланский женский монастырь в Северной Осетии;
  • г. Ростов-на-Дону, храм Спиридона Тримифунтского;
  • г. Киев, Свято-Покровский Голосеевский монастырь;
  • г. Краснодар, храм Георгия Победоносца;
  • о. Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • г. Москва, Даниловский монастырь, Покровская церковь;
  • в других местах по всему миру.

На заметку! В Москве башмачок Спиридона Тримифунтского находится в Даниловском монастыре. Чтобы поклониться святыне, необходимо добраться до монастыря, который расположен по адресу: Москва, Даниловский вал, д. 22.

По доброте и отзывчивости Спиридон Тримифунтский сравним с Николаем Чудотворцем. Еще не одну пару башмачком святой стопчет, помогая бедным и больным в их нуждах.

Мощи, вера, чудеса святителя Спиридона Тримифунтского

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире

Отношение к мощам у христиан разное. В Бари, например, тело святителя Николая Чудотворца лежит под спудом в католическом храме. У католиков не принято прикладываться к мощам. И не только у католиков, кстати. У православных грузин тоже. В Бодбийском монастыре Кахетии я с удивлением не обнаружила главной святыни – мощей святой Нины. Оказалось, что они лежат под мраморной плитой в полу и к ним не прикладываются даже монахини. А один грузин с возмущением рассказывал мне об открытых мощах в пещерах Киево-Печерской Лавры. Я так и не смогла объяснить ему, как ценны для нас, русских, эти мощи, почему мы не предаем прах святых земле, как дорого нам каждое к ним прикосновение. И не только для русских. У греков схожее отношение. Я никогда не побываю на Афоне, но мне довелось видеть костницу Иоанно-Богословского монастыря в Рязани, устроенную по афонскому обычаю. Это очень мощное духовное переживание. Его не передать. В отдельном помещении лежат аккуратной горкой черепа и кости усопших монахов, которые даже не назовешь в прямом смысле мощами. Но память смертная в таком месте ощущается очень сильно…

Читайте также:
Рецепты кухни четвертой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Думаете, почему я вспомнила вдруг про Николая Угодника, мощи и Грецию? А потому, что сегодня день празднования святителя Спиридона Тримифунтского. Милостивого епископа и соратника нашего любимого святого Николая Чудотворца. Нетленные мощи святого Спиридона, которые покоятся на греческом острове Керкира, – явление удивительное! Во-первых, они имеют вес и температуру живого человеческого тела. Во-вторых, у святителя растут волосы и ногти, как у нас с вами! В-третьих, башмачки, в которые обут святой, ежегодно стаптываются, а облачение снашивается. Поэтому тело святителя переодевают каждый год, а старые одеяния раздают паломникам. Я не была на Керкире, к сожалению, но мои знакомые, которые были, подтверждают: мощи святого действительно теплые!

А еще от этих мощей до сих пор происходят чудеса. Точнее, творят чудеса не мощи, а сам святитель Спиридон, который ходит по земле и стаптывает свои башмачки, помогая бедным людям.

И сегодня святитель Спиридон ходит по земле, стаптывая свои башмаки, и помогает людям

Одну такую чудесную историю поведала мне знакомая матушка. У них с мужем не было детей. После лечения, вымоленный и выстраданный, родился сын. Надежды на второго ребенка было очень мало, а матушке так хотелось дочку! Опять были молитвы и лечение, но ничего не случалось. А потом в храм Христа Спасителя привезли мощи святителя Спиридона. И матушка решилась поехать и попросить. «Мне сказали, что очередь очень длинная, с детьми не пускают, но я все равно понадеялась. И мы с сыном приложились к мощам, а он даже причастился. Помню, как волонтер, которая нам помогла, спросила, с чем я пришла, а я ответила: нам бы сестренку надо… Это было 24 сентября, а 29 октября я оказалась непраздной». Сейчас девочке, которая родилась в день апостолов Петра и Павла уже пять месяцев. И матушка, для которой рождение дочери стало настоящим чудом, теперь особенно почитает святителя Спиридона.

Его житие похоже на житие праведного Иова и древних пророков. Такая же благочестивая жизнь земледельца и отца семейства, которую он вел до смерти жены. Такая же ревность по Боге, которую он проявил в полной мере в епископском сане, защищая Православие от ариан на I Вселенском Соборе. Такие же милосердие и сострадание к бедным и справедливое наказание богатых, которые он являл, давая пищу одним и провозглашая гнев Божий другим. Ну и так, «обычные» для святого дела: вызывал дождь, исцелял безнадежных, освобождал осужденных, воскрешал мертвых.

На острове Керкира местные жители не начинают работу или учебу, не поклонившись мощам святого. Не менее почитаем, чем в Греции, святитель Спиридон Тримифунтский был и на Руси. Так же, как Николай Мирликийский, с которым раньше их вместе изображали на иконах. Были ли святые друзьями при жизни, нам доподлинно неизвестно. Мы знаем точно лишь, что жили они в одно время, участвовали в одном Соборе, и, наверное, неслучайно дни их празднования находятся рядом. Два милостивых святителя, устроители домов и защитники отчаявшихся, помогают, конечно, не «богатеть и деньги получать», а не пропасть нам в разных житейских треволнениях. Недаром святитель Спиридон на иконописных образах держит в одной руке Евангелие, а в другой кирпич, чудесно доказавший Единство Святой Троицы. Тот самый кирпич, который должен лежать в основании каждого христианского дома, – с огнем веры, водой милосердия и глиной живого человеческого тепла.

Башмачки Чудотворца Спиридона Тримифунтского

О чем просят

Этот угодник Божий жил и подвизался 17 веков тому назад в Греции, но приобрел большую популярность и среди русского народа. По его молитвам прекращалась засуха и проливались дожди, нуждающиеся получали помощь, а грешники вразумлялись.


Чудотворец Спиридон Тримифунтский

Тысячи людей стоят в очереди, чтобы приложиться к мощам святого Спиридона. Иногда им приходится провести на ночах всю ночь. В своих молитвах к нему верующие просят:

  • благополучия в семье;
  • здравия;
  • помощи в дороге;
  • решения житейских проблем;
  • о недвижимости;
  • о возврате долгов;
  • многое другое.

Еще о молитвах ко святому:

  • Молитвы святому Спиридону Тримифунтскому
  • Акафист святому Спиридону

Совет! Особенно Спиридон Тримифунтский помогает в финансовых, житейских затруднениях, является добрым помощником в бизнесе, деловых вопросах. Святитель еще известен как покровитель детей. Родители возносят к нему молитвы об их здоровье и благополучии.
Спиридон Тримифунтский, по данной ему от Бога благодати, слышит и принимает молитвы со всех уголков Вселенной.

Житие святого

Святой Спиридон (годы жизни 270г.-348г.) был обычным поселянином, как и все его соотечественники – киприоты (святитель родом с Кипра). Но отличие его от всех других пастухов и земледельцев было в том, что Спиридон имел истинную веру в Бога и безграничную любовь к Нему.

Эти любовь и вера из обычного пастуха сотворили святого и Божиего друга, как и сказано:

Читайте также:
Храм Троицы в Коньково: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Святой Спиридон жил для Бога, молился вместе с Ангелами, и много чудес совершалось по его молитвам. А еще он всегда заступался за обиженных и помогал нуждающимся, поступая по слову от Господа:

За веру и милосердие, ревность к «Авраамову страннолюбному нраву», Господь благословил Спиридона даром чудотворения — он исцелял недужных и бесноватых, как сказано:

История мощей

Умер святитель Спиридон во время молитвы. На тот момент ему уже исполнилось 80 лет. Произошло это в 348 году. До середины 7 века его мощи хранились в тот городе, где он служил епископом, — Тримифунте. Затем тело святого было перевезено в Константинополь из-за нашествия арабов. После захвата города турками-османами, мощи вывезли в 1453 году через Сербию на о. Корфу.

Корфу — один из самых красивых островов Греции, находится на северо-западе от материка. Это единственная греческая территория, которая не была завоевана османской империей. Он довольно большой, местное население представлено преимущественно греками. В столице острова, в хитросплетении узких улочек расположена церковь в честь Святителя Спиридона, высокую колокольню которой видно отовсюду.


Мощи Спиридона Тримифунтского в храме на Корфу

Любой прохожий с охотой направит к храму святителя Спиридона. Есть такая традиция у жителей города. Многие с утра, направляясь на работу, обязательно стараются благословиться у святого. Также и дети, когда идут в школу. Сначала заходят к святителю Спиридону, а только затем на уроки. Все они это делают не по привычке, а сознательно.

Четыре раза в год на Корфу проходят крестные ходы, в которых участвует и сам Спиридон:

  • 11 августа.
  • Вербное воскресенье, избавление от чумы;
  • 1-е воскресенье ноября, также спасение от чумы;
  • перед Пасхой, в Великую Субботу, помощь от страшного голода.

Самое массовое празднование проходит в Корфу 11 августа, когда вспоминают чудесное избавление жителей острова от Османского нашествия. В тот памятный день лета 1616 года, когда со всех сторон началась осада города, жители сбежались в храм, ища покровительства святого. Шансов выстоять не было совсем, так как силы противника значительно превосходили.

Перед началом штурма пошел очень сильный, затяжной дождь, а на море начался шторм, погубивший значительную часть турецких кораблей. Наземный десант, бросив пушки в наполненных водой траншеях, поспешно отступил на оставшиеся судна. Турки, понеся такие потери, даже не вступив в бой, отошли от Корфу и больше не приближались. Память об этих событиях хранится в памяти многих поколений, благодарность святому безмерна.

Святитель неоднократно оберегал Корфу от вражеского нашествия. Во время второй по счету мировой войны, когда на остров падали бомбы, случилось в очередной раз неопровержимое чудо. Когда на город налетела вражеская авиация, и большая часть его уже была разрушена, жители стали искать укрытия под крышей храма св. Спиридона, взывая к нему о помощи.

Бомба, попавшая в церковь, не разорвалась. Поэтому все, кто прятался в храме, остался жив и был чудесным образом спасен. Это послужило свидетельством того, что святой не оставляет своим покровительством остров и людей, населяющих его.

Еще читайте о святом:

  • Десница святителя Спиридона
  • Праздник Спиридона Тримифунтского
  • Молитва об исполнении желания

Башмачки святого

Заглядывая в саркофаг с мощами, помимо облачения мы видим на ногах у святого бархатные тапочки, украшенные золотым шитьем. По преданию, в них святой неутомимо путешествует по миру, ища тех, кому нужна его помощь. Над ракой с мощами висят благодарственные дары святому Спиридону. Среди прочего здесь много корабликов, лодочек, на которых написаны имена тех людей, которые получили в ответ на свое прошение чудесную помощь святого.


Башмачок Спиридона Тримифунтского

В раке лежат нетленные мощи святителя. Его глава лежит на подушечке и чуть наклонена, — святой как бы ненадолго уснул. Можно увидеть черты лица, нос, губы, глаза закрыты. Несмотря на то что этим мощам тысячу семьсот лет, оно имеет постоянную температуру человеческого тела. Если прикоснуться к нему, то остается вмятина, которая потихоньку выравнивается. И начинаешь осознавать, что тело это нетленно.

Саркофаг дважды в день открывают для поклонения верующим, но иногда это не удается, крышка как бы сопротивляется. Верующие считают, что святой в этот момент в раке отсутствует. Он где-то ходит и помогает страждущим, нуждающимся в утешении и защите. Во время крестного хода святитель шествует по улицам города, благословляя всех встречающихся на пути.

Накануне святого под молитвенные песнопения представители духовенства аккуратно перекладывают в специальную вертикальную раку. Когда во время крестного хода несут св. Спиридона, можно видеть, что тот словно опирается на свои ноги. Пред тем, как нетленные мощи вновь переложат обратно в раку, их прежде трижды проносят по храму. Святой Спиридон как бы напоследок благословляет молящихся.

Благодать, исходящая от святителя, идет к каждому верующему. И в этих башмачках он направляется к тем, кому нужна его помощь. Тапочки каждый год меняют. Старые раздают людям, жертвуют в храмы, возводимые в честь святого Спиридона. А так как башмачков на всех не хватает, в раку к святому кладут 2-3 метра бордового (красного) материала, из которого их изготавливают.

Читайте также:
Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

А после этого делят на тысячи, миллионы маленьких кусочков и бесплатно раздают всем желающим. Называются они по-гречески «филахто». Упаковывают в белые конвертики, на обратной стороне которых изображен лик святого Спиридона в обрамлении надписей по-гречески в синем цвете.

Важно! Получить филахто — это особое благословение для каждого человека. И когда рядом находится эта святыня, она служит защитой верующему. Приобрести филахто можно и через интернет, оплатив только пересылку почтой по тарифам той страны, куда будет отправлен святой дар.

Святитель Спиридон Тримифунтский

Сегодня, 25 декабря, Православная церковь чтит память святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца родом из Кипра, по молитвам которого и по сей день случаются чудеса. Святой Спиридон почитается верующими как покровитель больных и бездомных, ему часто молятся о материальном благополучии, и святитель слышит молитвы людей, исполняя просимое.


Святитель Спиридон Тримифунтский

Расскажу свою историю. Несколько лет назад у меня были сложности с работой, никак не удавалось найти себе место по душе. Кто-то мне подсказал помолиться Спиридону Тримифунтскому. В интернете я почитала о святом, о многочисленных случаях его помощи и узнала, в каких московских храмах можно поклониться святому: в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей, в Покровском храме Данилова монастыря хранится его башмачок. А красные бархатные башмачки святого Спиридона Тримифунтского — это отдельная история, связанная с чудесами.


Башмачок свт. Спиридона

Служители храма в Керкире (остров Корфу, Греция), где покоится рака с мощами святого Спиридона, говорят, что Он много путешествует по миру, творя добрые дела, потому Его бархатные башмачки время от времени стаптываются. Периодически их меняют, а прежние башмачки становятся реликвией для верующих: их разрезают на множество маленьких кусочков и раздают паломникам у раки святого.


Башмачки святителя Спиридона Тримифунтского на о. Корфу

Я отправилась в живописный уголок Греции, на остров Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона. Когда я отошла от раки, служитель храма протянул мне в руке заветный кусочек башмачка. Я спросила, можно ли взять еще несколько кусочков, поскольку мне очень хотелось привезти эту чудесную реликвию своим близким, которые на тот момент тоже испытывали затруднительное положение. Служитель храма отозвался на мою просьбу, а я тем временем поблагодарила его за доброту и оставила в специально отведенном месте записочки-послания святому Спиридону, написанные моими ближними. За время пребывания на Корфу мне посчастливилось несколько раз прийти в эту церковь, чтобы поклониться святому Спиридону и прочитать ему акафист.


Церковь святого Спиридона, Керкира (Корфу)

Вернувшись в Москву, я начала искать работу. Известно, что духовные отцы запрещают верить снам, но этот сон я не забуду, наверное, никогда. Мне приснился не знакомый мне дедушка в шапочке, который сидел в двух ботинках (скорее даже лаптях) и вдруг он снял один лапоть и, улыбаясь, протянул его мне.

Сразу я не придала значения этому сну, но очень скоро, буквально после первого же моего собеседования мне предложили работу в одном очень хорошем месте. Я приняла это предложение и тут же поняла, что этот подарок мне послал святитель Спиридон! Должна сказать, что больше никогда так легко и быстро, как по щелчку, я не устраивалась на работу — это был случай милости Божьей по молитвам святителя Спиридона. У людей, которым я передала башмачки от самого Спиридона, тоже ситуация стала меняться в лучшую сторону.


Рака с мощами свт. Спиридона Тримифунтского, о. Корфу (Греция)

«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29) сказал Господь, исцеляя слепых. Наша жизнь полна чудес — нужно лишь молиться и верить в это!

Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Также напоминаем вам, что сегодня — последний день для поклонения частице святых мощей (сапожок) святителя Спиридона Тримифунтского. Сделать это можно в Храме Всех Святых на Кулишках (Подворье Александрийской православной церкви в Москве) с 08:00 до 20:00. Адрес: Славянская площадь, д. 2, м.Китай-город. В 8.30 в храме будет Литургия и молебен перед сапожком от св. мощей свт. Спиридона Тримифунтского, а в 15.00 — Акафист перед сапожком свт. Спиридона Тримифунтского.


Храм Всех Святых на Кулишках

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: