Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г.

Преподобный Амвросий наставлял:

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

О грехе празднословия

Вед.: Здравствуйте! «Молчание — золото», ― тот, кто следует этой народной мудрости, не подвержен греху празднословия. Так ли это, узнаем сегодня у Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка, что же такое грех празднословия?

Митрополит Лонгин: Празднословие — привычка, которая свойственна очень многим людям. Думаю, что и мы с вами не всегда можем ее избежать, когда говорим о том, что нам не полезно. Наверное, самый яркий пример этого греха — осуждение окружающих нас людей. Мы часто и с большой легкостью, с желанием, начинаем осуждать тех, кто нас окружает. Все мы время от времени даем друг другу поводы для этого. Но надо знать, что ни нам самим, ни тем, о ком мы говорим, кого осуждаем, это никакой пользы не приносит. В результате получается, в самом прямом смысле, празднословие, то есть праздные разговоры, не приводящие ни к чему.

Празднословие не только бесполезно, но еще и очень вредно для каждого из нас. Осуждая или просто болтая без смысла, мы как бы «выстужаем» наше сердце и нашу душу. Святые отцы, говоря о празднословии, часто употребляли это понятие. Это как дом с открытыми окнами и дверями в мороз — там не может жить ничего доброго. Поэтому и в сердце человека, который постоянно празднословит, со временем образуется пустота, которая не дает вселиться в это сердце ничему хорошему, доброму. Кроме того, такой человек постепенно привыкает видеть во всем и во всех только плохое. Плохого действительно много в нашей жизни, но хорошего все-таки больше. Человек празднословящий об этом забывает.

Читайте также:
Голгофа: что это такое, значение и возможные места, где она находится, история

Вед.: Владыка, а грешит ли человек, который говорит о добре, любви, милосердии и прочих добродетелях?

Митрополит Лонгин: Если человек, который говорит об этом, сам пальцем не двигает к тому, чтобы приобрести эти добродетели, то, наверное, грешит. Хотя, конечно, говорить о добре, милосердии, любви гораздо лучше, чем о чужих грехах.

Вед.: Владыка, а вообще может ли православный человек быть общительным? Не грешно ли это?

Митрополит Лонгин: Нет, ни в коем случае. И может, и должен, потому что в общении с людьми мы воспитываем себя, свои чувства. В конце концов, общаясь с другими людьми, мы можем говорить о самом главном — о Боге.

Вед.: Владыка, нам пришло множество вопросов. Пишет нам Алла: «Одна моя знакомая почти в каждом разговоре со мной жалуется на своих близких и сослуживцев. Сочувствовать — значит, поддерживать ее в осуждении. Говорить, что нужно любить и прощать — получается, я указываю ей на грехи. Начинаю избегать общения с ней. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить?»

Митрополит Лонгин: Наверное, надо выражать сочувствие, но не самому факту осуждения, когда человек слышит о ком-то плохие вещи и поддакивает: «Да-да, действительно». А должно быть сочувствие состоянию человеческой души, которая видит только плохое, или которая подавлена тем плохим, которое объективно встречается в нашей жизни. Сочувствие в этом плане нужно и, я думаю, полезно. Конечно же, утешать человека надо. Так бывает, что человек, будучи как бы «погребенным» негативными впечатлениями, эмоциями, приходит к мысли, что вокруг все ужасно, плохо и ничего хорошего, даже луча света в этом темном царстве, не существует. Это не так, и человека надо постараться в этом переубедить, пытаясь показать какие-то добрые примеры, в том числе, примеры добрых чувств в окружающих нас людях. Обязательно нужно попытаться пробудить в человеке христианское отношение, правильные христианские чувства к чужим недостаткам и вообще ко всему плохому, что встречается в этой жизни. И первое из таких чувств — это снисходительность и жалость. Ведь человек, который все время осуждает, чаще всего очень требователен к окружающим, достаточно жесток по отношению к ним. А христианское отношение — это, прежде всего, жалость и сострадание. Когда они есть у человека, он спокойнее относится к недостаткам других.

Вед.: Как у Достоевского: «Простить — значит, понять». И в Евангелии: какой мерою меряете, такой и вам отмерено будет (ср: Мк. 4, 24).

Митрополит Лонгин: Совершенно верно. Главное, откуда можно научиться отношению людей между собой,— это, конечно, Евангелие. Вот почему очень важно стать христианином, чтобы разбираться в том, что происходит вокруг тебя.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Алексей: «Является ли осуждением разговор двух о третьем лице, если говорится объективно, то есть правда о его негативных поступках, просто констатируется факт?»

Митрополит Лонгин: Для чистоты эксперимента нужно, чтобы рядом был третий ― тот самый человек, о котором говорится. Тогда это будет абсолютно безгрешно и действительно по-евангельски: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Практически невозможно человеку удержаться в рамках объективности в той ситуации, которая описывается в этом вопросе. Всегда начинаются какие-то оценки, сравнения, и самое первое сравнение, которое приходит человеку в голову —с самим собой. И следующая мысль: «Я все-таки получше немножко». И тут уже недалеко до известного евангельского персонажа с его словами: несмь якоже прочии человецыя не таков, как другие люди (Лк. 18, 11) . Поэтому объективность и, тем более, бесстрастность здесь практически недостижимы.

Вообще лучше никого не осуждать, не оценивать, если только это не является твоей работой. Если ты, скажем, начальствующий, то конечно, если твой подчиненный никуда не годится с профессиональной точки зрения, то ты не можешь закрывать на это глаза и делать вид, что все в порядке. Тогда ты уже грешишь больше, чем этот человек. А во всех остальных случаях, я думаю, надо как-то очень мягко, спокойно относиться к этому.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Лидия: «Уважаемый Владыка! Как отучить мужа ругаться матом? Мне кажется, он не совсем понимает отрицательную сторону или даже пагубность такой речи».

Митрополит Лонгин: Очень сложный вопрос. Я, честно говоря, с трудом себе представляю, как это можно сделать. Прежде всего, нужно постоянно напоминать человеку о том, что это нетерпимо, плохо, что выражаться матом, особенно при женщинах, детях ни в коем случае нельзя, да и без них тоже не стоит. Но насколько это будет действенно, зависит от взаимоотношений в семье. Если муж любит жену, он постарается услышать ее просьбу. Если он не слышит, значит, в семье такие отношения, при которых эта просьба останется втуне.

Сегодня это привычка очень многих людей, причем самых разных, не только простых, как было раньше, но и достаточно высокопоставленных, в том числе достаточно интеллигентных, ― разговаривать на этом «языке». К сожалению, она распространяется все шире, и ничего, кроме негативных последствий, иметь не может. Дело в том, что общий уровень культуры нашего народа резко снизился за последние десятилетия, и продолжает снижаться. Это очень плохо. Ведь дело в том, что само по себе это явление невозможно рассматривать изолированно от контекста, от общего состояния нашего общества. Это очень характерное проявление общего удручающего состояния нравственности и культуры.

Вед.: Владыка, Мария пишет нам: «Здравствуйте! Помогите понять значение слов ″гневаясь, не согрешайте″. Спасибо».

Митрополит Лонгин: Это связано со святоотеческим пониманием того гнева, который допустим для человека. Надо гневаться на грех, на какое-то беззаконие, но при этом не согрешать, не впускать в свое сердце гнев и его последствия, а также ни в коем случае не распространять этот гнев на кого-либо из людей.

Читайте также:
Православие и рукоблудие: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, как избавиться и молитвы

Вед.: А это возможно?

Митрополит Лонгин: Я думаю, что при достаточно долгом опыте внутренней внимательной жизни — да, возможно.

Вед.: Владыка, нам пишет Антон: «Объясните, что значат слова из послания первого к Коринфянам: ″Жены ваши в церквах да молчат″. Это нужно понимать в прямом смысле слова?»

Митрополит Лонгин: Имеется в виду проповедь и научение. Никогда в древности вообще в каком-то собрании женщина не имела голоса, а в церковном собрании женщина не имеет права учить вере, богословствовать, каким-то образом возвышать свой голос. Это древняя практика, она сохранилась до сих пор. Это не значит, что женщина, скажем, не может читать или петь на клиросе.

Вед.: Но пусть женщины не подходят к другим и не говорят: не так стоишь, не так одет…

Митрополит Лонгин: Апостол вряд ли догадывался, что так будет со временем, но я думаю, что его слова можно распространить и на этот случай. Иногда нужно сделать замечание, потому что сейчас слишком много людей, которые в церкви могут позволить себе чудовищные вещи. У меня сложное отношение к женщинам, которые делали или делают замечания в церкви. Я знаю, каким благородным негодованием в последние годы полны все наши средства массовой информации, церковные и нецерковные, в отношении этих женщин, страшных «бабок» или, как один человек сказал, «православных ведьм», и так далее. Но вот у меня несколько иное отношение. Я считаю, что все равно в церкви должны быть люди, которые не грубо, а мягко, с любовью, но все-таки показывают человеку, впервые зашедшему в храм, как в нем можно и нужно себя вести. Да, очень плохо, когда мы обижаем человека, пришедшего в храм, и он в результате уходит и дает себе слово больше никогда не переступать церковного порога. Но ничуть не лучше, когда такой вот человек начинает своим поведением, отношением обижать тех людей, которые уже в храме находятся. Они тоже люди и заслуживают доброго к себе отношения. Поэтому вопрос этот сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Вед.: Владыка, пишет нам Светлана: «Спаситель сказал, что потребует ответа за каждое праздное слово. Но ведь человеку свойственно забывать. В старости он уже многого не помнит. Как же он будет давать ответ?»

Митрополит Лонгин: Это образное выражение. Конечно же, не в прямом смысле будет воспомянуто каждое праздное слово человека. Мне кажется, тут надо иметь в виду не просто празднословие, а наши пустые обещания, пустые обеты, которые мы иногда даем. Например, человек что-то говорил ― и не сделал, обещал ― и не выполнил. За это, конечно, с человека будет спрошено, об этом и сказано в Священном Писании. Тем самым человек предупреждается о том, какое внимание он должен уделять тому, что он говорит, что обещает, тому, что исходит из его уст.

Православная Жизнь

Как обуздать свой язык? Какие альтернативы есть у человека, желающего искоренить грех празднословия? Всегда ли молчание — это хорошо? Размышляет протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Священное Писание выделяет страсть празднословия из многих других. В Евангелии от Матфея сказано, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36), так что наш разговор — это не просто риторическая беседа о тех, кто любит поговорить, или о том, каких слов желательно избегать. Всё очень серьёзно.

В Священном Писании говорится: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Произнося какое-то слово или давая совет, мы, к сожалению, не думаем, что может с ними произойти. У святых угодников встречал интересное объяснение, что изшедшее из уст слово к нам не возвращается, но продолжает свой путь — в умах, устах других людей. Оно может прожить годы, десятилетия, даже века.

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), — сказал Господь. Зигмунд Фрейд, например, в XIX веке раскрепостил человеческое естество, в итоге разврат и порочность оправдывают тем, что это естественно. При этом ссылаются на то, что это сказал известнейший учёный, отец психоанализа. Так что слова наши имеют порой такое разрушительное действие, что, если вникнуть в суть, иногда думаешь: не лучше ли родиться немым? В этой связи вспоминается ещё одно изречение: «Мне часто приходилось раскаиваться в своих словах, но ни разу я не пожалел о том, что промолчал» (эти слова приписывают как римскому поэту I в. до н.э. Публилию Сиру, так и прп. Арсению Великому. — прим. ред.)

Что может помочь избавиться от греха празднословия? В первую очередь — чтение Священнго Писания, которое объясняет, как нам быть. Апостол Иаков учит: «Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» (Иак. 1:19). Если бы мы помнили об этом правиле при каждой встрече с людьми, не перебивали бы, старались выслушать, говорить по сути — как было бы замечательно! Общаясь так, помнили бы, что за каждое слово будем давать ответ.

Слово — это дар Божий. Оно даровано нам, чтобы мы могли общаться с Творцом своим. В Писании сказано: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:6). К сожалению, пользуемся мы словом совсем противоположным образом. Апостол Иаков говорит, что «язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8-9).

Серьёзность отношения к слову нужно воспитывать с детства, чтобы дети впитывали его с молоком матери. Надо постоянно обращать внимание — своё, наших детей, общества — на то, что мы говорим и как. Нужна культура речи. Ведь празднословие — это праздное слово, то есть напрасная, ненужная речь, которая не направлена на пользу и созидание. Мы думаем: ну что тут такого, я же никого не убил, не ограбил. Подумаешь — посидел на скамеечке, семечки поплевал, поговорил. Или с товарищами после смены обсудил что-то. Или по телефону с подружкой поболтала — как в анекдоте, когда жена полчаса проговорила, кладёт трубку, муж спрашивает: «А что ты так быстро?» — «Да это кто-то номером ошибся».

Читайте также:
Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Внешне всё это выглядит безобидно, но если вникнуть в суть, то празднословие не так просто, как кажется. Святые утверждают, что оно рождается от многих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы».

Святые отцы о празднословии:

«Неумеренная говорливость предаёт во власть демонам печали и гнева» (прп. Нил Синайский).

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас» (прп. Марк Подвижник).

«Плохой отзыв о другом — праздное слово» (прп. Ефрем Сирин).

«От языка — половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло — гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст» (свт. Григорий Богослов).

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души» (прп. Пимен Великий).

«Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых» (прп. Макарий Великий).

Происходит празднословие от невоздержания, ослабления духовных и телесных сил. Связано оно с тщеславием: если мы говорим, значит, считаем, что имеем на это право, что нас должны слушать, а это уже серьёзно. Также есть связь у этого греха с чревоугодием. Действительно: где мы с наибольшим удовольствием говорим? — за столом, а если ещё и рюмочку выпьем, вообще язык развязывается. Поскольку корень празднословия в невоздержанности, то страдающему им человеку свойственна невоздержанность и в других сферах. Часто болтлив тот, кто не умеет себя останавливать и ограничивать. В борьбе же со страстями есть такой принцип: там, где царят они, насаждать добродетели. В православии это называется трезвение, или аскетика. Человек внимательно наблюдает за собой: что он говорит, что делает, как живёт, — и старается контролировать всё это.

У Никколо Макиавелли есть книга «Государь». Она далека от православия, но в ней есть интересный момент, касающийся темы нашего разговора. Там говорится о том, как государю подбирать советника. Хороший советник — тот, кто отвечает на вопрос, который ему задают. Если он этого не делает, это плохой советник, его надо менять. Если земному царю не нужны болтуны, которые говорят, когда их не спрашивают, то человеку, желающему попасть в Царствие Небесное, надо задуматься: зачем болтуны там?

В Писании сказано, что злоречивые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9). Злоречие очень часто сопутствует празднословию, потому что, общаясь, люди нередко осуждают. Можно пойти глубже: если мы говорим праздные слова, то они уже злые — потому что мы не говорим доброго, хорошего, не обращаемся к молитве, не пытаемся говорить о людях хорошо.

Можете представить ситуацию: собрались люди и говорят: давайте поговорим о таком-то человеке — и начинают говорить о нём только хорошее? Почему мы всё время осуждаем, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее, его достаточно много? Как хорошо было бы: только пошло осуждение — стоп, а давайте-ка мы вектор поменяем — и начинают вспоминать, что человек сделал полезного и доброго. Я помню, в школе на уроках языка нам давали задания, когда нужно было написать хорошие слова о своей маме — кто больше определений напишет. Сейчас на свадьбах есть традиция говорить как можно больше самых лучших слов о своей второй половине. Может быть, нам стоит поупражняться в этом?

Почему мы в принципе начинаем осуждать? Ведь не всё в мире плохо. Почему мы не замечаем этого? Неужели страдаем духовным дальтонизмом и видим всё в сером цвете? Разучились радоваться? Если мы начнём радоваться, то увидим Творца, так как именно Он — источник радости. По этой причине я бы посоветовал людям говорить побольше хороших слов.

Когда я бываю в школе, у нас есть такое задание: мы пишем как можно больше «волшебных слов». Спрашиваю как-то у одного мальчика: «Ты желал сегодня маме доброго утра»? Он смотрит с удивлением: «А зачем?» Продолжаю беседовать: «Ты же видишь, какая у тебя чистая рубашечка, выглаженная, говорил маме спасибо?» — «Нет».

Сейчас в западном обществе стало обыденностью, когда дети жалуются на родителей в полицию. Профилактика домашнего насилия приводит к странным результатам. Это крайне нехорошая позиция. Думаю, что надо не с насилием бороться, а наставлять любовь. Учить детей быть благодарными.

Самое грустное было в том, что, когда я разговаривал с родителями детей из упомянутой школы, оказалось, что они тоже не говорят им хороших слов. Никаких «доброе утро, сынок», «я тебя люблю», «ты — наша радость и надежда». Понимаете? Мы говорим очень много плохого, критикуем. Это и в супружеских отношениях процветает. Спрашиваю у мужчин: «Ты говоришь жене, что её любишь?» — Отвечают: «Она и так это знает». Мало ли, что она знает! Это нужно даже не столько тому человеку, которому мы говорим, сколько нам. Если я говорю доброе слово, то сам лучше становлюсь. Нужно сеять хорошие, добрые слова как семена повсюду вокруг себя. Говорить их своим супругам, детям, родителям, если они ещё живы. Благодарить, как призывает Священное Писание. Таким образом искореняется празднословие.

Читайте также:
Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных

Святые отцы о борьбе с празднословием:

«Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний» (свт. Василий Великий).

«Вместо слов, произнесённых безрассудно, будем произносить молитвы» (свт. Иоанн Златоуст).

«Храни слух — и не согрешишь языком» (прп. авва Исаия).

«…нужно избегать общения с людьми празднословными искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное» (свт. Лука Крымский).

Некоторые люди боятся бороться с празднословием, поскольку считают, что альтернатива ему — молчание. На самом деле у нас есть другая альтернатива: не говорить праздно, но говорить хорошо. Не злословить, но благодарить. Нас никто не призывает молчать. Мы живём в обществе и не брали обет молчания. Господь говорит: «От своих слов оправдаешься», — а не от немоты своей. Мы должны благодарить, возносить молитву благодарения: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»

С миссионерской точки зрения мы тоже призваны говорить: когда идёшь с проповедью к другим, то не можешь прийти и молчать. Надо сеять в душах людей то, что приведёт их к Творцу. Может, в обществе отшельников молчание и будет уместно — среди тех, кто стоит на другой духовной ступени и ведёт более аскетический образ жизни. Но мы знаем из жизни преподобного Серафима Саровского, что, проведя три года в молчании, он был направлен на служение к людям, отверз уста свои и говорил об этом. Для нас, мирян, главное — научиться говорить хорошие слова, буквально заставлять себя делать это.

Конечно, иногда полезно и помолчать, побыть наедине с собой, но апостол советует нам не молчать, а быть медленными на слова. В этой фразе кроется тот царский путь, которым хотелось бы пройти. Часто мне отвечают: а вот мне не говорят хорошего — почему я должен? Да пусть не говорят! Вы своё делайте. Как Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Если получится — это будет настоящей победой над празднословием.

Святые «О празднословии»

Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств записываются и в нас.

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и лености.

Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры значит оскорблять Святого Божия Духа.

Да не будет у вас ни смеха неприличного, ни развлечения рассеивающего и разнеживающего, ни долгих праздных бесед.

Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молитвы и от мечтания, которое есть то же празднословие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе.

Никон Оптинский (Беляев)

Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего .

Бегай людей, и спасешься, потому что беседы не дозволяют уму ни своих согрешений видеть, ни коварств демонов, чтобы человек мог сохранить себя самого, — ни даже благодеяний Божьих и действий Его Промысла, чтобы через это приобрел он познание Бога и смирение.

Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева.

Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний.

Поскольку уста открыты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце.

Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется двойному порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него.

Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию.

Что такое праздное слово? — Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос.

– Народ! Не разевай рот.

Амвросий Оптинский (Гренков)

А если ходить по кельям без всякого дела, а только ради праздности – чаи распивать, да празднословить, да людей обсуждать, то это грешно, и таких посещений должно избегать.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвой Иисусовой.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Приучайся Иисусову молитву творить во всяком деле, а празднословить не надо. Если что спрашивают – отвечай, а не спрашивай; сама не начинай говорить.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Приучайся к молчанию, да молитву твори Иисусову, то и пустоты меньше будет; а от празднословия всегда пустота бывает.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному в жизни выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому.

Читайте также:
Лилит - первая жена Адама: история и упоминание в Библии

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

. Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы.

. Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит.

Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию, потому что пересказывал то, что не было сделано и чего не видал.

Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать; но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне .

Авва Исайя (Скитский)

Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное.

Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим.

Симеон Новый Богослов

То , которое. учит делать доброе, а само не делает.

. Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает.

Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния вставай и делай поклон.

Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению.

Как в детях напечатываешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, чем пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, чем поднять вверх во время его падения.

Не стыдись лица пустослова и, боясь опечалить его, не потерпи, чтобы тебе говорилось неполезное.

Авва Исайя (Скитский)

Не будем любомудры на словах, а когда дойдет до дела, оказываемся чуждыми того, что говорим.

Какая польза от поста, если мы целый день воздерживаемся от пищи, но тратим его в пустословии?

Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший иное не приводит себя в безопасность добротой слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святого Божия.

О чем у вас бывают беседы? Если о духовных предметах, то юный юному: «Если и реку учений изольет, не созидает, оба повреждаются», тем более если будет идти празднословие и осуждение ближних, то какая же из этого может быть польза? Для тебя довольно иметь собеседования с твоими матушками и довольно тебе.

Макарий Оптинский (Иванов)

Я писал не об уединении, а обуздании языка от празднословия и вредных от этого последствий, рассеяния и помрачения ума; уже не так будет приятно чтение после рассеянности.

Макарий Оптинский (Иванов)

Хотелось бы мне сказать несколько слов о рассеянности жизни вашей келейной и бываемом празднословии, что оно охлаждает сердце и душу пустой делает, как святой Исаак пишет и прочие.

Макарий Оптинский (Иванов)

(Об обхождении с сестрами) – с уважением к ним и любовью о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства.

Антоний Оптинский (Путилов)

Живя в одной келье с другими и слыша праздные и бесполезные слова, тверди больше свой урок, то есть мысленно взывай к Богу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, – и спасешься от празднословия.

Антоний Оптинский (Путилов)

Смеяться попусту грешно, также и празднословить не надо. Приучайся меньше говорить, а больше слушать, да старайся молитву Иисусову почаще творить.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Всегда так бывает: начнут как бы о хорошем, а кончат пустословием и осуждением, начнут за здравие, а кончат за упокой. Потому-то наши старцы и запрещали справлять именины или ходить когда-либо в кельи к другим пить чай.

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Должно иметь любовь друг к другу и удаляться празднословия. Пророк Давид сказал: «Не стало праведного» (Пс. 11:2). Почему же не стало? Потому что – «нет верных, ложь говорит каждый. » (Пс. 11:2-3), потому что не говорят о душеполезном, а повсюду празднословие, потому что только и говорят о пустяках. Одному иноку было видение. Стоят несколько монахов и празднословят, и видит он, что между ними и кругом их бегают грязные кабаны. Это были бесы. Потом увидел он монахов, говорящих наставляющее душу, и между ними стояли Ангелы светлые. Постараемся, братия, не погублять своих трудов за послушаниями празднословием, а более всего постараемся приобретать смирение.

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Когда кто к вам придет и, хотя по действу и научению всеобщего врага, начнет вам произносить пустые слова и события, то вы, видя по лицу значительности ее, если не можете сократить переговоры в рассуждении лицеприятия, то должно стараться уши себе заложить, или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать и мысленно просить Господа, чтобы сохранил нас от такого яда душетленного; и когда так начнете поступать и в прочих подобных случаях, и ту, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны по заповеди Господней любить и сожалеть. А произносимые ею нелепости презирать и ненавидеть сильно, и благостью Господней даруется вам чувство охраняться от осуждения; и памятовать святого пророка Давида стих: «От тайн моих очисть меня, и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13). И так как выше сказано, когда от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет, и нечувствительно утверждает нас и охраняет, и невидимо отражает бесовские действия и мечтания. А внутри нас укрепляет силы душевные, и действие молитвы воскрыляет, и память смертную напоминает и будущие вознаграждение и вечные муки! И этими душевными чувствами, деяниями поражаются скверных помыслов нападки и истребляются.

Читайте также:
Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

Лев Оптинский (Наголкин)

На Псалтири берегись вести разные разговоры, иначе грехи поминаемых и на тебя лягут за небрежное поминовение.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Старайся ни о ком не говорить неодобрительно другим – это лучше всего.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Что в церкви у вас разговаривают – не смущайся, а себя наблюдай, ибо если ты, может быть, и не разговариваешь, зато постоянно праздномыслишь, а помыслы – те же слова.

Православие и сектантство: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

В Православной Церкви часто поднимается этот вопрос, который за всю историю христианства не утратил своей актуальности, как распознать секту и защититься от нее? Когда этот вопрос касается откровенно неправославных общин, например, популярное в 90-е годы «Белое братство», тут легко распознать и защитить себя от еретических взглядов. Но что делать и как распознать секту в среде православия?

Что такое секта

Определение понятия на самом деле крайне невинно, в переводе с латинского оно означает «школа» и «следую», т.е. определенное учение, которому следует человек. В древнегреческом языке данное понятие также означало ересь. В Православной Церкви это значит религиозную группу людей, которая имеет отличное от утвержденного учения. В более современном понимании, это значит отделенную группу, которая имеет свое учение и доктрину.

Если объективно рассмотреть секту, она предстанет как просто группа религиозных людей, которые имеют одно учение и следуют определённому уставу. Чаще всего во главе группы стоит один человек или группа лиц, которые управляют общиной и трактуют им догмы.

Они могут находиться в составе официальной доктрины, например, харизматы являются частью христианства, т.е. их взгляды совпадают с главными богословскими вопросами и доктринами этого вероисповедания. А могут стоять отдельно ото всех взглядов и религий, например, «Белое Братство» или «Саентологическая Церковь», которые полностью исказили все христианские догмы и распространяли безусловную выдуманную ересь среди народа.

Классификация сект делит их на:

  1. Псевдохристианские — имеют в учении некоторых христианские догматы, но искажают Писание и ставят выше него собственные откровения («Поместная церковь», «Свидетели Иеговы», «Бостонское движение» и пр.).
  2. Псевдовосточные — строятся на некоторых восточных традициях и претендуют на передачу неких духовных знаний (Брахма-Кумарис, культ Сатьи Саи Бабы и пр.).
  3. Псевдонаучные — основывают учение на псевдонаучных фактах и утверждениях, противоречащих официальной научной позиции (парапсихология, сайентология и пр.).
  4. Культы здоровья — утверждают приоритет физического здоровья над духовным (последователи Порфирия Иванова, ребефинг и пр.).
  5. Оккультные — строятся на распространении неких «тайных знаний», которые дают власть над людьми или Вселенной (агни-йога, теософия, астрология или магия и пр.).
  6. Неоязыческие — общины, которые стремятся возродить язычество и состоят из элементов оккультизма и фольклора («Веда», «Вятичи» и пр.).
  7. Коммерческие — организации, которые строятся по принципу пирамиды и чья идеология основывается на коммерции («Гербалайф»).

Важно! Таким образом, секта является общиной людей, чьи религиозные взгляды отличаются от общепринятого и официального учения Православной Церкви.

Как распознать «православную» секту

Этот вопрос крайне важен, ведь секта, которая имеет в своем основании часть истины, т.е. маскируется под официальное учение, очень опасна, поскольку человеку сложнее распознать ложь. Неправильно мнение, что все православные истинно верующие, а все сектанты — еретики.

Сегодня можно увидеть «православного», который настоящий сектант по духу — фанатичный, злой, узколобый, не ищущий правды Божией, но гордо судящий другого за его взгляды. И наоборот, можно увидеть сектанта, который не понимает тайны богослужения или не признающий какую-то истину церковную, но являющегося истинно Божьего любящего Духа.

В Православной Церкви есть свои догматы, которые написаны в официальных документах Синода. Что необходимо сделать, если монах или настоятель монастыря, а возможно, и священник на богослужении начинает распространять мысли, которые вызывают непринятие?

  • после служения попросить у него в частной беседе назвать места Писания, на которые он опирался;
  • сравнить его слова с официальной позиции Церкви;
  • написать в епархию и уточнить у них правильность высказываний.

После этого, можно сделать выводы, насколько истинны слова, которые священник распространяет.

Совет! Важно всегда бодрствовать на служениях и внимательно слушать, о чем говориться, ведь нередки такие случаи, когда монахи или служителя начинают «добавлять» к канонам свои домыслы, которые извращают христианскую веру. Особенно это касается удаленных монастырей и приходов.

Отношение церкви

Православные люди верят, что имеют полноту истины, но не всегда ей следуют. Часто они жестоко критикуют и презирают людей, которые посещают, например, баптистскую церковь.

Но разве это правильно? Если баптист неистово любит Господа и кроток нравом, умерщвляет свою плоть ради Христа, разве можно к нему относиться с презрением? Этот человек достоин уважения, ведь он стремиться к тому же Господу, что и православный монах, живущий в аскезе ради умерщвления плоти. Дух Божий дышит где хочет, и страшная ошибка ненавидеть ближнего за другие взгляды. Это касается, конечно только христианских ответвлений, протестантизма в частности.

Сектанты, которые принадлежат к псевдонаучным, еретическим учениям заслуживают только жалости. Как к ним должен относиться православный человек? С жалостью и любовью, стремиться рассказать ему об истине и привлечь в Лоно Церкви, но не слушать его учение и не поддаваться искушению посетить собрание или прочим опасным вовлечениям в секту. Следует опасаться подобных сборищ, чтения еретической литературы или просмотра видео. Если на территории прихода действует секта, то прихожанин обязан сообщить об этом в поместный приход, но самостоятельно избегать посещения еретических собраний и уничтожать все материалы, которые она распространяет.

Как уберечься от нее

Христианам очень важно лично знать учение Церкви и Писание, только знанием можно противостоять невежеству и ереси. Даже услышав проповедь от священника, в которой он использовал ложные постулаты, он может в корне пресечь распространение лживого учения с помощью жалоб в приход и Синод.

Читайте также:
Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

То же самое касается и псевдорелигиозных сект, которые стремятся увлечь человека подобными тезисами, что и православная церковь, но искажая их суть. Знание Писания и трезвая голова. Например, если секта проповедую приход Христа в 2050 году, то христианин, знающий Писание, поймет, что попал в секту, поскольку в Библии написано «никто не знает ни дня, ни часа».

Кроме этого, может помочь:

  1. Получить чёткий ответ на вопрос о религиозной принадлежности. Если человек не хочет четко отвечать, то скорее всего, он член секты.
  2. Если новое учение идет от какого-то епископа или православного служителя, следует навести справки о том, откуда он и какому приходу (епархии) принадлежит. Эти сведения доступны сегодня повсеместно и помогут определить обманщика.
  3. Длительность деятельности религиозной группы и дату создания. Обычно секты не существуют очень долго и это выдает их.
  4. Задавать критичные вопросы. Сектанты в большинстве своем не могут ответить на такие вопросы, которые подвергают сомнению истинной их учения. Следует внимательно слушать, о чем он рассказывает и задавать вопросы, когда видна нестыковка. Но это возможно при знании Писании и догматов Церкви.

Внимание! Люди часто бывают доверчивыми и позволяют себя опутать лживыми фактами и утверждениями. Иисус Христос сказал: «Бодрствуйте» и это именно то, что необходимо делать каждому верующему, чтобы защитить себя от лжеучений.

Чем Православная Церковь отличается от секты?

Интервью с иереем Димитрием Алешкевичем, настоятелем храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Севастополе.

— Чем Церковь отличается от секты?

— В современной литературе можно найти немалое количество определений понятия «секта». Например, в словарях Даля и Ожегова сектой называются «религиозные объединения, отделившиеся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящие». Профессор ПСТГУ Александр Дворкин пишет, что «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона». Лично мне ближе всего определение Ожегова. В таком понимании в раннехристианскую эпоху само христианство, появившееся в иудейской среде, считалось сектой. Об этом пишет Плиний Младший. В истории русской религиозной мысли и традиции русской религиозной жизни мы можем видеть большое количество христианских и псевдохристианских общин, противопоставляющих себя и свое учение Русской Православной Церкви. Эти общины, зачастую протестантского толка, по отношению к православию являются сектой в классическом понимании этого слова. С другой стороны, секта не всегда отделяется от какого-то вероучения, может создаваться с нуля, что характерно для новых сект нашего времени.

С точки зрения православной христианской экклесиологии далеко не все религиозные организации, которые сами называют себя церквями, могут называться церковью в полном смысле. В православном понимании земной аспект Церкви сопряжен с аспектом невидимым, надмирным, при этом церковная организация не является чем-то произвольным, случайным, является Богоустановленной. Это отличает Православную церковь, которая, скажем, оперирует таким понятием, как «апостольское преемство», от протестантских и других религиозных групп, в которых церковная организация подчинена человеческому выборному началу. Я бы предложил обратиться к серьезным работам, посвященным этому вопросу, чтобы более точно определить различия в понятии «церковь» в православной традиции и других традициях.

Чем православие отличается от других христианских религий? Один человек, отвечая на этот вопрос, сказал, что православная вера идет от души, а остальные от разума. Согласны ли вы с этим?

— Вселенская Православная церковь — это полтора десятка поместных Православных церквей. Всех их объединяет единое вероучение, единая догматическая база, она же и отличает православие от католичества и прочих христианских деноминаций. Однозначно утверждать, что православная вера идет от души, а остальные христианские течения от разума, я бы не стал. Везде люди, и люди разные: кто-то способен более глубоко воспринять христианское откровение, а кто-то лишь на уровне обряда. Но, безусловно, в протестантизме, в свое время отказавшемся от Таинств как мистического наполнения христианского вероучения, глубина восприятия веры намного меньше, чем в православии. Я бы даже сказал, что в протестантизме духовность подменена душевностью: больше улыбок, больше учтивости, больше социально служения, но меньше опыта Богообщения, который мы видим, например, в монашестве IV — V веков.

— Почему на Украине и в Крыму такое большое количество различных религиозных направлений?

— Я бы не сказал, что только в Севастополе или в Украине образовалось большое количество различных религиозных направлений. Это явление повсеместное и не детерминировано географией. В большей степени я бы связал это с характеристикой нашего времени. Вспомним Западную Европу эпохи позднего средневековья. В религиозном плане это было унитарное пространство. Только в эпоху Реформации мы сталкиваемся с массовым отходом от католичества и появлением новых христианских течений, таких как лютеранство, кальвинизм и другие. Как правило, новые религиозные направления не отличаются глубиной философской религиозной мысли и не требуют от своих адептов того, что в православии называется покаянием — глубинной внутренней перемены. Еще в 70-х годах ХХ столетия протопресвитер Александр Шмеман писал о том, что современный мир деградирует, что происходит умаление смысловой нагрузки ключевых жизненных понятий, таких как «любовь», «дружба», «честь» и т.д. То же самое относится и к религиозной жизни общества: она так же подвержена деградации и обмельчанию, упрощению толкования традиционных основ религиозной жизни. Это, я считаю, является ключевой причиной появления множества различных религиозных течений.

— Как Вы считаете, в чем главная причина того, что человек идет в секту, а не в Православную церковь, не является ли это зоной ответственности священнослужителей? Как Вы относитесь к подобному пути?

— Разочарование в Православной церкви может быть связано в каждом отдельном случае с конкретной причиной, которая побудила человека оставить Православную церковь. И я не стал бы всегда связывать уход из православия с ответственностью священнослужителей, прежде всего потому, что посредственные священнослужители встречаются везде: как в Православной церкви, так и в других религиозных организациях — и лично я не наблюдаю массового исхода из православия. Что же касается священнического корпуса, то уместно вспомнить слова католического мыслителя Леона Блуа: «Святой народ дает добродетельное священство, а добродетельный народ дает посредственное священство». Проблема с качеством священства в православии и религиозных лидеров в других организациях обусловлена умалением христианского духа нашего народа, пережившего десятилетия коммунистического безбожия. И если кто-то жалуется на священство, пусть не забывает, что священники — это люди, которые посещали ту же самую среднюю общеобразовательную школу и воспитывались в той же среде, в которой воспитывались и те, кто старается увидеть в православии только негатив.

Читайте также:
Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

На мой взгляд, причиной ухода из православия в другие христианские деноминации является всеобщее оскудение и обмельчание ключевых жизненных понятий. В протестантизме все гораздо более упрощенно, чем в православии и даже католичестве. Я имею в виду богословие и мистику. Согласно Священному Писанию, Господь дает людям разное количество талантов по мере их силы и способности вместить и преумножить эти таланты. Это касается как духовной жизни, так и жизни светской: кто-то поступает в Кембридж, а кто-то оканчивает кулинарный техникум. Православное вероучение и опыт мистического Богообщения открывает перед человеком необъятные просторы для познания и работы над собой. В православии безграничные возможности преумножить Богом данные таланты. Вопрос лишь в том, кто может это вместить. И судить, конечно, о православии нужно не по приходскому священнику, который, к сожалению, бывает излишне обременен семейными обязанностями и бытовой суетой, а по плеяде святых, которые смогли всей своей жизнью явить нам высоту православного опыта Богопознания.

— Баптисты, например, не признают крещение младенцев, иконы и многое другое. Не считаете ли, что это от безграмотности?

— Мне не хотелось бы пересказывать содержание векового спора VIII — IX веков о почитании икон, пусть это остается достоянием истории и семинаров по истории Церкви, лишь напомню, что этот вопрос однозначно был решен в православной традиции в IX веке в пользу почитания икон. Свт. Василий Великий сказал, что всякую вещь украшает мера, и, следуя этому совету, мы сохраняем иконописные изображения как напоминания о первообразе. Следуя логике протестантов и других иконоборцев, нам всем следует избавиться от фотографий в семейных альбомах, но эта абсурдная идея не приходит никому в голову. Даже более того: современное человечество сегодня сотворило себе столько кумиров, что, если буквально следовать второй заповеди Декалога, нам пришлось бы уничтожить все то, чем мы сегодня так успешно пользуемся. Даже дети, которые в каком-то смысле являются отображением родительской сущности, в подавляющем большинстве случаев даже у верующих людей заслоняют собой Бога. Любовь к ребенку затмевает собой любовь к Богу, и вряд ли найдется сегодня родитель, способный повторить подвиг Авраама. Давайте не будем впадать в крайности: ведь идолопоклонство начинается именно там, где заканчивается мера и появляется крайность.

Относительно крещения детей. Этот вопрос тоже неоднократно обсуждался в истории Церкви. В частности, ясное указание на крещение младенцев мы находим, например, у св. Иустина Мученика ( II век), св. Иринея Лионского ( II век), у Оригена ( III век), блж. Августина ( IV — V века) и других. Это все отцы Церкви раннехристианской эпохи. Они объясняли необходимость крещения младенцев наличием первородного греха в человеческой природе, который передается по наследству и требует оперативного врачевания — крещения, как и любое другое наследственное заболевание.

Баптисты отказывают в крещении детям, мотивируя это тем, что крещение должно быть сознательным выбором человека. Но я глубоко с этим не согласен. Сознательным выбором человека должна быть вся его жизнь, а не только крещение, которое, говоря математическим языком, является необходимым, но недостаточным условием спасения человеческой души. И, кстати, можно ли вообще назвать сознательным такой выбор, как выбор наркомана или алкоголика?

Крещение в детстве совершенно не лишает человека возможности сделать свой выбор в будущем в пользу исполнения заповедей Христовых или их нарушения. И, как любой священник, я ежедневно сталкиваюсь с тем, что, с одной стороны, немалое количество наших прихожан было крещено в детстве, что не помешало им осознанно связать свою жизнь с православием, а, с другой стороны, еще большее количество людей, крещенных как в детстве, так и в зрелом возрасте, находится вне церковной ограды. Это личный выбор взрослого человека, но не ребенка. Мы все считаем нормальным, когда родители регламентируют жизнь своих детей: когда им спать, а когда есть, когда ходить в школу, а когда помогать по хозяйству, когда нужно показаться врачу и другое, и никому не приходит в голову дать полную свободу маленькому человеку, который по определению этой свободой распорядиться не в состоянии. И если родители, в силу власти, данной им Богом над своими детьми, регламентируют все стороны жизни своего чада, то почему они не могут до определенного момента регламентировать и духовную его жизнь? Ведь в этом и состоит их ответственность перед Богом и обществом.

Чем отличаются баптисты от православных

Православие за огромный период своего существования раскололось на достаточно немалое количество различных деноминаций, каждая из которых, как бы ни странно это звучало, называет себя “церковью”. Что же касается конкурентов, по отношению к ним часто применяются самые разные наименования. Отношение же к баптистам в православной религии чёткое и однозначное: это не есть церковь, а всего лишь одна из протестантских сект. И всё количество верующих ни много ни мало – более сорока миллионов. А этот факт заставляет усомниться в истинном значении данного течения. Чем отличаются баптисты от православных, и как эти отличия повлияли на подобное отношение к ним, далее в статье.

Читайте также:
Можно ли носить найденный крестик: советы и ответ от священника

Немного истории

Уходя к Творцу на небо, Иисус оставил на земле небольшое количество последователей, которые объединились в единое общество, церковь. Это не было определенное здание.

Первых христиан объединяло учение Спасителя. стремление донести до всех народов весть о возможном спасении через веру в Живого Бога и вечной жизни. (Матв. 28:19)

Важно! Основой христианства стала вера в Иисуса, Бога-Сына, который вместе с Богом-Отцом и Святым Духом являют Святую Троицу. В нее верят все христиане, как православные, так католики и протестанты.

Затем христиане стали строить дома молитвы, храмы, создавать последования богослужений. В результате несогласия по вопросу Духа Святого, единая церковь в 1054 году раскололась на православие и католицизм.

В православии, которое всегда было самым ортодоксальным, появились свои течения. Католицизм продолжал обрастать обрядами и нововведения, так появились индульгенции, по которым за деньги можно купить себе прощение от грехов. Роль спасительной силы Крови Христа уже не имеет значения в этом случае, ее заменила мамона.

Это стало одной из причин откола от католицизма части верующих под предводительством Мартина Лютера в двадцатых годах шестнадцатого века. Новообразованная религия получила название протестантизм, основными отличиями которой стало отсутствие икон, индульгенций и замена ритуалов проповедями.

Несогласия среди христиан не прекратились, среди протестантов возникли новые конфессии:

кальвинисты;баптисты;пятидесятники;адвентисты;лютеране и другие.

Несмотря на некогда общие корни, к протестантским течениям необходимо относится с осторожностью. Многие из них (например, пятидесятники) представляют собой настоящие секты. Секта — это закрытая группа людей, объединенных своими религиозными убеждениями, где ограничена свобода личного мнения. Православным христианам нужно твердо стоять на своем учении, чтобы не поддаться на заманчивые уловки псевдоправославных сект.

10 заблуждений о баптистах

Заблуждение 1. Баптисты отписывают имущество священникам

Этот устойчивый миф о разных религиозных организациях. В случае с баптистами это не правда, хотя бы потому, что требование отписать имущество в пользу церкви безосновательно. Это стало бы нарушением заповеди «Не укради». Если некто принуждает верующего к подобному поступку, то он не баптист, потому нарушает главные принципы этой традиции.

Заблуждение 2. Семьи баптистов всегда многодетные

Действительно, среди баптистов популярна идея об отказе от любых средств контрацепции. Но это вовсе не означает, что всё в семье сводится к деторождению.

В списке приоритетов на первом месте — служение Богу.

Многодетных семей встречается от двух до трёх на одну церковь. К тому же, на все направления баптизма выступают за отказ от контрацепции.

Вот сокращённый комментарий администрации сайта Общины Евангельских Христиан- Баптистов в г. Киров:

«Слово Божье нигде не учит ни о контрацепции ни о её методах. Тексты Писания Быт.1:28 и Быт.9:1 на которые часто ссылаются как на постановление обязующее человека “размножаться и наполнять землю” нельзя рассматривать как постановление на все времена. А грех Онана не в самом по себе избежании деторождения, его грех заключался в неисполнении Закона Божьего (см.Втор.25:5)».

Таким образом, мы не видим запрета на то, чтобы муж и жена приняли совместное решение спланировать свою семью в плане количества детей.

Мы так же видим, что Слово Божье говорит о сексуальных отношениях, как о данных Господом не только для того чтобы рождать детей, но и для наслаждения супругов друг другом:

“Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа.

Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена.

Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше” (KAS 1Кор.7:3-5)».

Заблуждение 3. Баптисты платят десятину

Баптисты в укладе жизни опираются на Новый Завет. Требования обязательно платить десятину там нет. Пожертвования добровольны, как и у православных.

Церкви баптистов лишены богатого убранства (церковь баптистов в Сосновоборске)

Заблуждение 4. Баптистам нельзя посещать светские мероприятия

Это домыслы. Баптист — такой же человек. Его можно встретить и в кинотеатре, и на концерте, и на выставке. Возможно, «светские мероприятия» в чьей-то голове смешались с кутежом. Баптисты действительно не употребляют алкоголь, потому что находят в Священном Писании прямой запрет на это.

Заблуждение 5. Баптисты общаются только между собой, избегая иноверцев

Это не только не правда, но и в принципе было бы невозможно реализовать. На самом деле баптисты открыты для общения и даже с интересом относятся к мнению людей других вероисповеданий.

Религия нисколько не влияет на социальную роль баптиста. Скорее наоборот — баптисты чаще добродушны и дружелюбны.

Заблуждение 6. У баптистов нет таинств

Таинства есть, но их всего два: крещение и причастие. И называются они заповедями.

Заблуждение 7. Баптисты агрессивны к представителям других христианских конфессий

Ничего подобного нет. Более того, баптисты называют всех христиан братьями и сёстрами во Христе. По их мнению, все состоят в единой Церкви Христовой. Это выше всего, в том числе — различий в богослужебной практике.

Заблуждение 8. Баптисты не почитают крест

Вероучение баптистов о кресте не отличается от представлений православия. Вероятно, в общественном сознании баптистов смешали со свидетелями Иеговы — это в их редакции Библии крест заменили столбом, что регулярно подчёркивают.

Заблуждение 9. Баптизм — неопротестанская религия

Нет. Баптизм возник в 1609 году. Это историческая протестантская община. А неопротестантизм — это детище XIX–XX вв.

Заблуждение 10. Баптисты приносят в жертву детей и свершают прочие жуткие ритуалы

Это продукт атирелигиозной пропаганды. Почти всегда, когда о каком-то религиозном течении пишут, что это сатанизм, что там есть жертвоприношения, что его последователи кончают самоубийством, — это ложь.

Баптисты следуют 10 заповедям. Она из них гласит «Не убивай». Кто её нарушает — не баптист. А тот, кто распространяет ложь о других религиях, нарушает 9 заповедь «Не лги» — и он не может называться христианином.

Читайте также:
Божественная литургия: что это такое и как она проходит, содержание и последовательность, практика и структура, особенности и сроки богослужебных часов

Как относятся баптисты к православным

Известная всему миру религиозная терпимость США и стала той средой, в которой баптизм начал свой период расцвета. Идеи так называемой социальной справедливости притягивали в общину всё новых и новых последователей. Таким образом их численность постепенно, но значительно увеличивалась. К слову, на сегодняшний день только в Северной Америке проживают почти 25 миллионов приверженцев этого религиозного направления.

Интересным является и тот факт, что второе место по численности подобных приверженцев занимает Африка – более 10 миллионов человек. Последними в ”тройке лидеров” выступают Океания и Азия – около 5,5 миллиона.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Отношение баптистов к православным можно определит по положениям их веры, а именно:

признание непорочного зачатия Христа;понимание единства Бога;вера в телесное воскрешение Иисуса;понятие Троицы – как Бог Отец, Сын, Святой Дух;догма, связанная с необходимостью спасения;осознание божественной благодати;принятие Царства Божия.

Что такое баптизм

Не прошло и ста лет, как Джон Смит в 1609 году создал новое течение христиан, в основу которого было положено крещение людей в том возрасте, когда они осознают жертву Христа и готовы нести ответственность за свои грехи.

На заметку! Баптисты получили свое название от греческого слова «баптизо»- погружение в воду с головой. Этот обряд крещения, происходящий на добровольной основе, символизирует смерть Иисуса.

Как Спаситель умер на кресте и был погребен перед воскрешением, там и новообращенные верующие умирают для мира и воскрешают для Христа, поэтому принять жертву Спасителя можно только в сознательном возрасте.

Это стало причиной отказа баптистов от крещения младенцев. Малышей приносят в церковь и представляют перед Богом, прося в молитве благословения, защиты и милости Творца над ребенком и родителями.

Основные принципы баптизма

Святое Писание, Библия является основным руководством для жизни верующих.Новые верующие отказались от помпезных зданий, заменили храмы молитвенными домами, возвращаясь, таким образом, к первой христианской Церкви.Членами церкви могут быть люди, добровольно принявшие водное крещение. Приветствуется присутствие на собраниях, заменивших храмовые службы, прихожан.Большинство баптистских общин являются поместными и самостоятельно принимают решения насчет хлебопреломления (Причастия), когда и как его проводить.На основании утверждения, что их общества отделены от государства, баптисты не признавали суды, а их юноши не брали в руки оружия, поэтому служили медбратьями и в строительных батальонах.Жизненные вопросы церкви решаются всем собранием под руководством пресвитера, диакона и старейшин. Совершать венчания, крещение, благословение детей и отпевание могут только рукоположенные служителя.Представители веры евангельской не придерживаются строгих канонов во время причастия, молитвы, служения. У них отсутствуют крестики с изображением распятого Христа, но не запрещено носить кресты без святого образа, как символ христианства. Объяснение этому звучит так: «Иисус живой, Его нет на кресте».Баптисты не признают православных постов, но при молитвенной нужде могут несколько дней обходиться без пищи, проводя целые дни в прошении перед Богом.Признавая одно Святое Писание, верующие веры евангельской с недоверием относятся ко всем изданиям, написанным вне Библии.Протестантская церковь внешне отличается от православных храмов

Отличия баптизма от православия

Православие и баптизм — два течения в христианстве, возникшие на одном корне, но имеющие множество различий в обрядах и соблюдении канонов.

Почившую Марию похоронили, а через 3 дня прибыл и Фома, он уговорил апостолов открыть доступ к могиле, чтобы попрощаться с Матерью Божьей. Каково же было их удивление, когда гроб оказался пустым.

По великой милости и любви Божьей Дева Мария была вознесена на небо.

Можно спорить по этому поводу, но факт остается фактом, и не один раз на протяжении веков Богородица чудным образом являлась людям в минуты опасности, ее видели тысячи людей

Что общего между православием и баптизмом

Как православные, так и баптисты верят в телесное воскрешение Иисуса Христа, признают существование Царства Небесного и осознают Божью благодать.Верующие обоих течений христианства стремятся к святости, о ней говорил Иисус (1 Петра 1:16), ибо нет на земле праведника, в котором не было бы греха.Крещение, Причастие является таинством, совершаемым на Небесах.Как и в православной церкви, у представителей веры евангельской признается свобода совести и вероисповедания.Баптисты признают Священное Писание как единственный источник вероучения

Баптизм в России не запрещён, но имеет много недоброжелателей

В России баптистам предшествовали другие христианские течения (штудизм и молокане), которые впоследствии утратили свои индивидуальные признаки и были почти целиком поглощены баптизмом к концу XIX века.

За годы деятельности баптисты не старались конкурировать с православием.

Однако отношение к баптистам религиозного большинства преимущественно негативное.

Хотя критики часто не способны объяснить разницу между баптистами и свидетелями Иеговы, а также не могут сформулировать, чем опасны баптисты, это не мешает время от времени поднимать вопрос об их запрете.

Сегодня баптизм в России не запрещён, это не секта, а просто ещё одна историческая ветвь христианского учения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью:

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: