Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

Престол в православном храме – настоящее произведение искусства

Святой престол — освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма.

Общие характеристики

Материалы: дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

Слово в словаре

Прежде чем начать изучение данного термина, необходимо обратиться к толковому словарю, в котором о нем говорится следующее.

  1. Трон монарха.
  2. Специальный стол в церкви. Также носит название «святой стол». Он находится в центре алтаря, для совершения на нем таинства причастия (евхаристии).
  3. «Святой престол» — это обобщенное наименование Папы Римского и Ватикана.

Как видно, изучаемое слово имеет разные толкования. То, что престол представляет из себя в светской жизни, знают многие. Поэтому интереснее будет рассмотреть подробнее его церковное понимание.

Значение слова престол

Примеры употребления слова престол в литературе.

Гармахис нарушил запрет отца, как он победил льва и как старая Атуа рассеяла подозрения фараонова соглядатая После этого Птолемей по прозвищу Флейтист оставил нас в покое и больше не посылал в Абидос солдат искать ребенка, которому предсказано восшествие на царский престол: ведь принес же евнух голову моего молочного брата в его мраморный дворец в Александрии и открыл корзину, чтобы показать ее, когда фараон, упившись кипрским вином, играл на флейте в окружении своих танцовщиц.
Римляне ласково, как ребенка, называли его уменьшительным именем Августула, так как императорский престол он занял, будучи малышом.

Затем последовало еще очень много различных событий, сменилось много императоров и наконец константинопольский престол достался Зенону, а римский — Оресту и сыну его Августулу, захватившим власть благодаря хитрости.

В 1069 году, вскоре после восшествия на престол Короля Дора и Королевы Ирен, аист принес им дочь Айви.

Мамлюки возвели на престол ребенка, Камиля, за которого правили султанша Шеджерет аддурр и мамлюк, туркмен Айбек, ставший ее мужем.

Его высочество Эдуард, герцог Аквитанский и наследник английского престола, в свои пятнадцать без малого лет страстно полюбил Голландию.

Он помолчал и, склонив чело, докончил: — Владыка Алексий ведает и иное, о чем напомню днесь: еще от юности, и даже поранее того, до рожденья на свет, Господь избрал брата моего к престолу Святой Троицы!

Возвращайтесь в Мельин, и пусть Дану на престоле Императрицы державы людей станет залогом того, что Алмазный и Деревянный Мечи никогда больше не поднимутся ни друг против друга, ни против того Меча Людей, которого я никогда не видел, но который, как я теперь понимаю, непременно должен где-то существовать.

Это что ж получается, русский царь им Аляску продал, Аляска отложилась, так они нам за это русского царя на престол и сажают?

Молитва расшалившегося мальчугана жаворонком взвилась к небу и, трепеща крылышками, поднималась все выше и выше, до самого престола, где предвечный Амон, сложив на коленях руки, углубился в созерцание своего всемогущества.

В числе потомков Энея, альбанских царей, было два брата: Нумитор и Амулий, которые должны были наследовать престол.

Имея деньги и располагая вследствие этого большими средствами, нежели Нумитор, Амулий легко лишил его престола.

Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю.

Сатаны, сошедшиеся собором, дабы хранить и венчать престол тот и поражением своим его восславить, — сатиры, андрогины, шестипалые уроды, сирены, гиппокентавры, горгоны, гарпии, инкубы, змеехвосты, минотавры, рыси, барсы, химеры, мышевидки с сучьими мордами, из ноздрей пускавшие пламя, зубатки, сколопендры, волосатые гады, саламандры, змеи-рогатки, водяные змеи, ехидны, двуглавцы с зазубренными хребтами, гиены, выдры, сороки, крокодилы, гидрофоры с рогами как пилы, жабы, грифоны, обезьяны, псиглавцы, круготенетники, мантихоры, стервятники, лоси, ласки, драконы, удоды, совы, василиски, чрепокожие, гадюки, бородавконогие, скорпионы, ящеры, киты, змеи-посохи, амфисбены, летучие удавы, дипсады, мухоловки, хищные полипы, мурены и черепахи.

Источник: библиотека Максима Мошкова

История

Как говорилось ранее, в церкви престол – это» специальный стол для совершения Евхаристии. В древности такие столы были портативными и имели небольшие размеры. Они изготавливались из камня или дерева. Начиная с 4-го века, когда окончательно их местоположение в храме было предопределено, они стали более массивными и создавались исключительно из камня.

Их стали устанавливать перед алтарем в апсиде на четырех ножках. В дальнейшем вместо четырех они стали иметь одну либо же ножки отсутствовали вовсе, а их заменяли особым каменным основанием. С 10-го века престолы начали устанавливать уже внутри алтарной апсиды, сместив их от центра вглубь.

Алтарь в церкви — возвышенная часть храма для службы

Алтарь — это возвышение восточной части храма, используется при проведении служения.

В церковный алтарь священнослужители могут войти через 3 двери:

  • царские врата — основные, которые открывают в торжественных местах богослужения (вынесение чаши Святых Даров);
  • две боковых двери — диаконские, через которые проходят диаконы в течение службы.
Читайте также:
Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Фото алтаря внутри

Алтарь в церкви находится в восточной части храма.

В католической традиции алтарем называют сам жертвенник, иногда скульптурные алтарные картины. В православных церквях алтарь сооружается в восточной части здания.

Обращен алтарь на восток из-за традиции в строительстве храмов. В архитектуре центральный портал в храме принимает первые солнечные лучи. Алтарь в храме первый принимает солнечные лучи.

Придел в храме: дополнительный алтарь

Иногда в храме расположено несколько алтарей. Они необходимы в больших церквях, где проводят литургию несколько раз за день.

На каждом алтаре за день можно служить только одну литургию.

Дополнительным алтарем называется придел.

  • обращен на восток;
  • отделен от основного помещения церкви иконостасом;
  • расположен в стороне от основного алтаря, также на возвышении.

Согласно церковному уставу, к алтарю допускаются только священники высшего сана.

Церковь без алтаря: часовня

В православной традиции существует место, в котором верующий может помолиться и помочь человеку обратиться к Богу. Это может быть и церковь без алтаря — часовня.

Различие между церковью и часовней — наличие алтаря.

  • Часовню может соорудить любой человек, она строится в любом месте;
  • Проводятся только молебны — небольшие богослужения в честь церковного праздника или важного для страны события;
  • Часовня должна быть освещена в честь святого, в честь которого проводятся молебны в день памяти этого святого;
  • На часовне обязательно воздвигается крест;
  • Количество икон не ограничено.

В часовне нельзя проводить литургию.

Часовня в подмосковье

Алтарь, который может меняться: складень

Домашний алтарь православных верующих представляет собой 2 или 3 маленькие иконы, которые соединяются петлями.

  • Складень необходим тем, кто не может посетить церковь (на службе, в командировке и проч.);
  • Не занимает много места, можно соорудить алтарь, который может меняться для молитвы.

В русском православии наиболее почитаемыми и распространенными образами считаются:

  • Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Николай Чудотворец;
  • Пантелеймон-целитель.

Триптих — складень из трех икон, наиболее любим на Руси.

  • Центр триптиха закрывается створками;
  • Створки напоминают Царские врата.

Резной триптих

В Средневековье

С 15-го по 16-й век престол представляет из себя каменный монолит или его делают из дерева. Сверху его накрывали крышкой и облачали тканью. Облачение представляло из себя специальный чехол из дорогой ткани (парчи). Также он мог иметь вид футляра, сделанного из серебра или золота, с узорами, украшенного драгоценными камнями.

Еще в период ранней Церкви появилась традиция размещения под «престолами» святых мощей. А с 8-го века, после 7-го Вселенского собора, нахождение мощей стало являться обязательным для того, чтобы сам храм был освященным. Раки с останками святых устанавливали в основание престола или в особое отверстие, находящееся под ним.

Символ

Также находящийся в храме престол — это символ таинственного присутствия Христа. Поэтому становиться перед ним или прикасаться к нему категорически запрещено. Это имеют право делать только священнослужители.

У престола несколько символических значений, а именно, его четыре стороны – это:

  1. Времена года.
  2. Стороны света.
  3. Периоды суток.
  4. Тетраморф (четырехлицее крылатое создание из видений пророка Иезекииля).
  5. Четвероевангелие.
  6. Гроб Господень.

Над престолом может устанавливаться киворий (специальный навес), который является символом неба. Сам он устанавливается на земле, на которой распяли Иисуса, а в центре кивория размещают фигуру голубя, который является символом сошествия Святого Духа. Это еще один важный символ.

Что должно быть в храме

Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит — это часовня.

Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме — это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.

Например, иконы в храме — это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.

То же самое — крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.

К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы — в Русской православной Церкви, — но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.

Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.

Святой престол

Это собирательное официальное название главного административного органа Ватикана (Римская курия), а также наименование самого Папы Римского. Он является суверенным и обладает своей территорией – Ватиканом, являющимся городом-государством.

То есть под термином «Святой престол» можно понимать, как сам Ватикан, так и Папу Римского. Это многозначный термин, который одновременно является конкретным и обобщенным. Все зависит от того, в каком контексте он употребляется.

Как город-государство он имеет свою независимость от Италии вот уже более 14-ти веков. Ее установил папа Григорий Великий в 601 году, более того, эта независимость является древнейшей в мире.

Читайте также:
Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Святой престол – это выборная теократическая монархия, которую возглавляет папа римский. Последнего избирает коллегия кардиналов (конклав) на всю жизнь. Именно отсюда и появилось выражение «вступление на престол». Это значит — стать монархом. В данном случае возглавить Ватикан.

Папа Римский является верховным правителем католической церкви во всем мире, главным иерархом и сувереном Ватикана. Данные функции являются нераздельными. Правительство Св. престола — это специальная администрация в Ватикане (Римская курия), которая разделяется на два отдела – общих и иностранных дел. Они, в свою очередь, сегментируются на конгрегации и комиссии.

Теперь столкнувшись в жизни с изученным термином, можно с уверенностью судить о том, что он обозначает в той или иной ситуации.

В алтаре православной церкви находится престол, где проводится причащение

Алтарь православного храма — особая, главная часть сооружения.

Православные храмы включают в себя:

  • притвор;
  • средняя часть;
  • алтарь.

Притвор в храме — это западное крыло здания

Чтобы подняться на притвор необходимо взойти на несколько ступеней к паперти.

В притворе совершаются:

  • обручение;
  • читаются молитвы;
  • крещение.

После притвора верующий проходит в среднюю часть, в ней располагаются молящиеся в течение службы. Алтарь и средняя часть разделяются иконостасом.

Устройство алтаря включает 4 элемента

Жертвенник в церкви располагается на возвышении, так как алтарь — приемник Престола Божьего. Возвышение перед алтарем — солея, полукруглая площадка. В центре солеи расположено полукруглое возвышение — амвон. Амвон — площадка перед алтарем, где читают евангелие, проповеди.

Устройство алтаря включает:

  • ирестол;
  • жертвенник;
  • ризницу;
  • кафедры.

Престол — особая часть алтаря, где проводится Таинство Евхаристии (Бескровная жертва). Внутри престола расположены мощи святых. Это обусловлено традицией раннего христианства. Первые христиане творили молитву над гробницей святого.

В престоле находятся:

  • антиминс — полотно, на котором изображено положение Христа в гроб;
  • дарохранительница — сосуд, где хранятся хлеб и вино для причащения вне храма;
  • дароносица — сосуд Святых Даров для причащения болящих;
  • евангелие, которое читается священнослужителем на службе;
  • крест.

За престолом слева располагается горнее место — символ трона Иисуса Христа.

  • над горнем местом ставится изображение Христа;
  • в горнем месте хранятся большой крест, икона Богоматери.

Алтарная часть храма включает жертвенник, на нем подготавливают хлеб и вино, используемые в причащении.

Расположение предметов на престоле

Высокий столик в церкви — аналой

В православной культуре аналои переносные и устанавливаются справа от царских ворот. Часто аналой размещается в центре храма, перед престолом. Аналой, высокий столик в церкви, используется как подставка для иконы, так верующие могут приложиться к лику.

Что происходит в алтаре, когда читают часы?

Эволюция престола


Фото: Kamensk-eparhiya.ru
В раннем христианстве престолы были портативными, при этом для их изготовления использовали дерево или камень. Их местоположение в церкви было утверждено в IV веке. С тех пор их преимущественно начали изготавливать из камней. Внешне они выглядят как невысокие столики с четырьмя ножками, которые размещали внутри алтаря, куда запрещен вход обычным верующим.

Со временем на замену стандартным четырем ножкам престол начали делать на одной, еще один альтернативный вариант – изготовление цельного каменного основания. С начала X столетия появилась устоявшаяся со временем традиция размещать престол непосредственно в самом центре алтаря.

С XV века престолы начали делать деревянными или изготавливали их в форме внушительных монолитов из камня. В верхней части у них появилась крышка, ее следовало покрывать специальной тканью.

Страница 1 из 2

АЛТАРЬ (от лат. – высокий жертвенник, возвышение) – обобщающее название объекта сакрального пространства, предназначенного для жертвоприношения умершим предкам, духам, символ присутствия Бога. У всех древних народов жертвенники стоились в форме возвышения из земли, дерна, дерева, камня или воздвигались на «высотах» – естественных скалах. В этом общераспространенном обычае приносить жертву не на самой земле, а над ней бессознательно символизируется стремление стать во время богослужения ближе к небу, обиталищу божества. Первоначально алтари представляли собой земляную насыпь или груду огромных камней. В Библии неоднократно упоминается о сооружении таких каменных алтарей патриархами, обыкновенно на месте, где произошло явление божества (теофания). Так, Иаков сделал жертвенник из камня, послужившего ему изголовьем в предшествующую ночь, когда он имел видение лестницы с ангелами, поднимающимися по ней к небу. У евреев существовало предписание – каменные жертвенники сооружать лишь из неотесанных камней: их не должно было касаться железо – орудие борьбы и вражды между народами. С построением скинии жертвенник стал существенной принадлежностью их святилища. В Иерусалимском было два жертвенника: один – для жертв всесожжения, другой – для совершения курений. Первый был сооружен из дерева акации и покрыт медью; внизу он был окружен медной решеткой, а по углам снабжен четырьмя медными отростками в виде рогов и четырьмя металлическими кольцами для перенесения его на шестах. Жертвенник для курений имел форму четырехугольного деревянного стола, покрытого золотом. Главный алтарь в Соломоновом храме был сделан из металла, по-видимому, из бронзы. В христианстве алтарь – смысловой центр храма, в его восточной части (по образцу Иерусалимского храма), где возносятся молитвы Господу, и совершается литургическое жертвоприношение. Он располагается в восточной части храма и указывает место богослужения, где молящиеся люди обращают свои взоры по направлению к солнцу и к месту расположения рая. Символически – это особая обитель Божья, рай. Алтарь, имеющий форму гробницы, символизирует переход от смерти к жизни и от времени к вечности. Шаги, совершаемые при подходе к алтарю, являются ритуальным восхождением. В христианском храме алтарь представляет собой как гробницу, так и возрождение; смерть, трансформированную в жизнь, Христову жертву в евхаристии и самого Христа как солнце правды. Дерево при этом олицетворяет крест, а камень – Голгофу. Возвышение алтаря символизирует одновременно и восхождение Христа, и его страдание на кресте. Ограждения служат для выделения Святая Святых, где может находиться лишь Верховный Жрец. Три или, соответственно, семь ступеней, ведущих к алтарю, означают Троицу либо семь даров Святого Духа; льняное полотно на алтаре – это саван, а парчовая ткань символизирует славу царского трона. У первых христиан алтарем служил стол, за которым проводились агапэ. Потом алтарем стала называться часть храма, обычно более возвышенная, где стоял стол для принесения жертвы евхаристии. В римских катакомбах, где возникли первые церкви христиан, алтарь особенно не возвышался над уровнем пола. Но позже алтари все чаще стали возводить над местами погребения святых мучеников, где находились саркофаги с их мощами, поэтому восточную часть храма специально приподнимали. Таковы, например, храмы в римских катакомбах с криптами св. Присциллы и Агнессы.

Читайте также:
Православие и ЗОЖ: отношение церкви и мнение священников, когда и чем можно заниматься

Символизм


Фото: Sobory.ru
Престол в православии играет большую роль. Считается, что это место таинственного и незримого нахождения Спасителя. По этой причине вставать перед ним и тем более прикасаться разрешено только священникам.

Следует отметить несколько символов, связанных с ними в православной традиции:

  1. У престола делаются четыре стороны, которые олицетворяют собой стороны света. Помимо этого четыре стороны престола символизируют части суток, времена года и тетраморф (это существа, известные по описанным видениям Иоанна Богослова).
  2. 4-угольная форма престола олицетворяет собой четыре Евангелия.
  3. Наконец, это символ Гроба Господня.

Если непосредственно сверху над ним размещают киворий (сень), олицетворяющую небо, то сам престол становится символом земли, куда спустился Спаситель, чтобы искупить грехи человечества. Обычно на кивории размещают изображение голубя, олицетворяющего собой Святого Духа.

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.


Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен.

Читайте о православном храме:

  • Алтарь в православном храме
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Почему служители тушат свечи в храме

Облачение


Фото: Pravoslavie.ru
Облачение престола в православной церкви – это чехол, сшитый из парчи, который надевается сверху. В большинстве случаев его цвет совпадает с символическим цветом церковного праздника, но это совсем необязательно.

В некоторых случаях облачение делают из золота или металла. В этом случае оно представляет собой футляр, покрытый драгоценными камнями и золотыми украшениями.

Один из самых известных престолов находится в соборе св. Софии. Это футляр из чистого золота, украшенный драгоценными камнями.

Куда выносят сор из алтаря

В храмах, построенных до XVIII века, в апсиде часто делали только два окна, расположенные так, что остается место для третьего — по центральной оси храма. «Казалось бы, исходя из архитектурных приемов, основным должно быть окно, выходящее на восток, — рассуждает Андрей Анисимов. — Но в древних храмах так делали не всегда. На месте этого окна — горнее ( слав. высокое ) место, там стоит специальный трон, на котором в определенные моменты службы сидит архиерей. Над горним местом обычно находится икона Господа. Чаще всего это икона Воскресения или Спас на троне». Снаружи в этом месте чаще всего располагается храмовая икона, но бывает и Троица, образы Богородицы или крест. Во время крестного хода для чтения Евангелия делаются остановки с каждой стороны храма и у алтаря. «Поэтому около алтаря оставляется специальная площадка, — говорит Андрей Анисимов. — По современному Своду правил (государственный документ, регламентирующий нормы построения храмовых зданий) она имеет ширину около шести метров». В церковной архитектуре была и другая традиция — с тремя окнами в алтаре, одно из которых выходит именно на восток. И это не случайно, потому что восток — символ Христа. «Утром, на рассвете, когда по уставу служится утреня, а затем литургия, солнце насыщает алтарное пространство и тогда словно вся природа участвует в богослужении», — поясняет диакон Михаил Володин. Снаружи алтари бывают разных геометрических форм: шестигранные (деревянные храмы, храмы свт. Алексия, митр. Московского и Тихвинской иконы Божией Матери при Пятой градской больнице в Москве), квадратные (храм Христа Спасителя), но чаще всего они полукруглые. В древней архитектуре круглые алтари были трехчастными, с тремя полукруглыми завершениями (апсидами). В северной части алтаря совершается проскомидия ( первая часть литургии , во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии), там находится жертвенник. «Жертвенник, служащий для приготовления Святых Даров, знаменует собой предуготовление Спасителя к Его Голгофе, но в то же время и саму Голгофу, — объясняет диакон Михаил Володин. — Над Жертвенником, как правило, находится икона Положения во Гроб или Рождества Христова, и не случайно древняя ее иконография изображает младенца Христа не в яслях, как мы привыкли видеть, а именно на Жертвеннике, что показывает нам цель Боговоплощения. Многое в храме, жизни Церкви символично, но эта символичность — реальна, наполнена Бытием». Южная часть алтаря — ризница, где хранятся литургические облачения и богослужебные книги. Принцип трехчастного разделения алтаря сохраняется и сегодня, но далеко не всегда он бывает оформлен архитектурно. В небольших или построенных после XVI века храмах алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и ризницы. Кроме символических в алтаре есть чисто практические вещи. Например, вытяжка для кадила. Андрей Анисимов: «Вытяжка необходима для выхода дыма и пепла от кадила, а также в качестве противопожарной безопасности. Например, в древних храмах вытяжки делались очень красиво, устраивались такие шкафчики-печурки. Обязательно должен быть рукомойник, потому что омовение рук входит в чинопоследование Божественной литургии. В начале проскомидии при облачении в богослужебные одежды священник и диакон в алтаре омывают руки в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают к служени ю литургии . Эти рукомойники тоже раньше делали очень красивые — впрочем, как все предметы церковного обихода. Мы в Коломне нашли рукомойник XVI века в виде чаши-ракушки и повторили его в белом камне, когда строили храм в Малоярославце». Все предметы алтаря: жертвенник, священные сосуды, иконы, облачения — освящены участием в великом Таинстве Евхаристии. Поэтому даже уборка алтаря заканчивается тем, что вся грязь, пепел, вода, обрывки бумажек, то, что в обычной жизни мы просто выбрасываем, сжигается или закапывается в непопираемом месте ( колодц е или ино м закрыто м от хождения сверху ногами ), которое есть при каждом храме.
Ирина РЕДЬКО

Читайте также:
Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Версия для печати


Фото: Foma.ru
В большинстве современных соборов и церквей непосредственно под престолами размещают мощи святых. Такая традиция появилась много веков назад, оно было официально обозначено на Вселенском Соборе, состоявшемся в VII в. С тех пор помещение мощей в престол считается одной из обязательных традиций, которая должна соблюдаться при освящении храма.

Мощи принято размещать в основании престола или помещать в специально предназначенное для этого отверстие.

История Проскомидии

Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» (проф. арх Киприан (Керн), ранее (до XI-XII вв.) обряд был иным, более простым, например, хлеб полагался на дискос нетронутым, Агнец не вынимали, само преломление происходило прямо перед Евхаристией, читалась только молитва предложения. Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы (ХIV в.). В ХV в. в списках появляются упоминания о надрезывании вынутого Агнца и более сложном полагании на дискос. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий (ХIV в.) содержит уже очень подробный порядок, включающий Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников, преподобных мужей и жен, a за ними живых и усопших христиан и, наконец, самих священнодействующих, а также с влиянием поместных церквей вводится понимание новых святых. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи (при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной)

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.


Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Читайте также:
Николо-Архангельское кладбище: адрес и как проехать, часы работы и схемы участков, могилы знаменитостей

Взаимосвязь с другими произведениями искусства

Если внимательно изучить все эпизоды фриза пергамского алтаря, можно узнать более ранние древнегреческие мотивы. Например, образ Аполлона был списан со скульптуры Леохарда (сегодня ее уцелевшая римская копия представлена статуей Аполлона Бельведерского). Главный горельеф ‒ Зевс и Афина ‒ практически скопированы с западного фронтона Парфенона, где показан поединок между богиней и Посейдоном.

Дата создания Пергамского Алтаря колеблется между 180 и 159 годом до н.э. Несколько столетий спустя мотивы фриза оказали сильное влияние на развитие римского искусства. Скульптурная группа «Лаокона» создавалась всего на двадцать лет позже алтаря. На лицах героев можно увидеть знакомые эмоции.

Престол в православном храме

В православной традиции престолом принято называть стол, расположенной в самой середине алтаря. На нем совершается Евхаристия, для проведения Таинства требуется, чтобы престол был освящен архиереем.

  1. Эволюция престола
  2. Символизм
  3. Облачение
  4. Мощи
  5. Как устроен престол?

Эволюция престола

В раннем христианстве престолы были портативными, при этом для их изготовления использовали дерево или камень. Их местоположение в церкви было утверждено в IV веке. С тех пор их преимущественно начали изготавливать из камней. Внешне они выглядят как невысокие столики с четырьмя ножками, которые размещали внутри алтаря, куда запрещен вход обычным верующим.

Со временем на замену стандартным четырем ножкам престол начали делать на одной, еще один альтернативный вариант – изготовление цельного каменного основания. С начала X столетия появилась устоявшаяся со временем традиция размещать престол непосредственно в самом центре алтаря.

С XV века престолы начали делать деревянными или изготавливали их в форме внушительных монолитов из камня. В верхней части у них появилась крышка, ее следовало покрывать специальной тканью.

Символизм

Престол в православии играет большую роль. Считается, что это место таинственного и незримого нахождения Спасителя. По этой причине вставать перед ним и тем более прикасаться разрешено только священникам.

Следует отметить несколько символов, связанных с ними в православной традиции:

  1. У престола делаются четыре стороны, которые олицетворяют собой стороны света. Помимо этого четыре стороны престола символизируют части суток, времена года и тетраморф (это существа, известные по описанным видениям Иоанна Богослова).
  2. 4-угольная форма престола олицетворяет собой четыре Евангелия.
  3. Наконец, это символ Гроба Господня.

Если непосредственно сверху над ним размещают киворий (сень), олицетворяющую небо, то сам престол становится символом земли, куда спустился Спаситель, чтобы искупить грехи человечества. Обычно на кивории размещают изображение голубя, олицетворяющего собой Святого Духа.

Облачение

Облачение престола в православной церкви – это чехол, сшитый из парчи, который надевается сверху. В большинстве случаев его цвет совпадает с символическим цветом церковного праздника, но это совсем необязательно.

В некоторых случаях облачение делают из золота или металла. В этом случае оно представляет собой футляр, покрытый драгоценными камнями и золотыми украшениями.

Один из самых известных престолов находится в соборе св. Софии. Это футляр из чистого золота, украшенный драгоценными камнями.

В большинстве современных соборов и церквей непосредственно под престолами размещают мощи святых. Такая традиция появилась много веков назад, оно было официально обозначено на Вселенском Соборе, состоявшемся в VII в. С тех пор помещение мощей в престол считается одной из обязательных традиций, которая должна соблюдаться при освящении храма.

Мощи принято размещать в основании престола или помещать в специально предназначенное для этого отверстие.

Как устроен престол?

Престол, предназначенный для православной церкви, изготавливается из камня или дерева. Он имеет высоту около одного метра. По традиции его как бы заключают в две одежды. Нижняя изготавливается изо льна, она символизирует собой плащаницу Христа, то есть погребальное покрывало Спасителя. Эту одежду обвивают веревкой.

Верхняя одежда называется индитией. В большинстве случаев ее шьют из парчи в качестве напоминания о торжественных одеяниях Всевышнего как Царя славы.

Фото: Foma.ru

В престоле обязательно должна находиться частица мощей святого в специальном предназначенном для этого ковчежце. В раннем христианстве нередко Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников, пострадавших за веру в Спасителя. Это была демонстрация того, что христианская церковь имеет в своей основе Кровь Спасителя, утверждается на Крови его последователей, мучеников веры.

Также к обязательным элементам престола относится антиминс (четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия), один или два напрестольных креста, Евангелие, лампада и дарохранительца. В крупных православных храмах сверху принято размещать киворий, который представляет собой навес, выглядящий как купол с крестом.

Престол

Престо́л в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

В греческих Церквах именуется Αγία Τράπεζα — «Святая Трапеза».

Содержание

История

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV века, когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X века престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.

Начиная с XV—XVI веков престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани. Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани надеваемый на престол. Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника. Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола. Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Читайте также:
Чудесная помощь и явления Пресвятой Богородицы: истории современных и известных чудес, свидетельства

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

Символическое значение

Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

Престол имеет следующее символическое значение:

Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа.

Устройство

Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9).

На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

Литература

  1. Braun J. Der christliche Altar. München, 1924.
  2. Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 1 v. NY – Oxford, 1991. Р. 70.
  3. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
  4. Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
  5. Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб., 2000.

Ссылки

  • Святой престол на сайте liturgy.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Артериальная гипертензия
  • Теменная кость

Полезное

Смотреть что такое “Престол” в других словарях:

ПРЕСТОЛ — муж. (пре и стол) вообще, священное место, как представительство высшего, на небесах и на земли. В церкви, столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии. В случае упразднения и снесения церкви, престол не может… … Толковый словарь Даля

престол — См … Словарь синонимов

ПРЕСТОЛ — ПРЕСТОЛ, престола, муж. 1. Трон монарха (преим. как символ его власти). «Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце.» Пушкин. Взойти на престол (стать монархом). Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Наследник престола (лицо, к… … Толковый словарь Ушакова

ПРЕСТОЛ — ПРЕСТОЛ, 1) главная принадлежность православного храма, четырехугольный стол с мощами, закрытый покрывалом, стоящий посредине алтаря. На престоле помещают антиминс, престольное Евангелие, один или несколько напрестольных крестов,… … Современная энциклопедия

Престол — ПРЕСТОЛ, 1) главная принадлежность православного храма, четырехугольный стол с мощами, закрытый покрывалом, стоящий посредине алтаря. На престоле помещают антиминс, престольное Евангелие, один или несколько напрестольных крестов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРЕСТОЛ — ПРЕСТОЛ, а, муж. 1. То же, что трон. Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Вступить, взойти на п. (начать царствовать). 2. Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря. 3. То же, что престольный праздник (устар. и прост.). В нашей… … Толковый словарь Ожегова

Престол — главная принадлежность алтаря христианского храма. В церквиправославной это четырехсторонний стол, стоящий посредине алтаря ислужащий местом совершения евхаристии. Правилами церковными требуется,чтобы он был на четырех столпах, вышиною аршин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Престол — четырехугольный стол, который располагается в середине алтаря. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается сень (киворий). Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя… … Официальная терминология

Престол — четырехугольный стол, располагаемый в середине алтаря, на котором во время Литургии совершается пресуществление Святых Даров. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается сень (киворий). Источник: МДС 31 9.2003 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

престол — А. Земной престол 1. Примеры престолов фараона: Быт 41:40 Давида: 2Цар 3:10 Соломона: 3Цар 2:12 Илы: 3Цар 16:11 Ахава и Иосафата: 3Цар 22:10 Артаксеркса: Есф 1:2 Навуходоносора: Дан 4:36 Ирода … Библия: Тематический словарь

Правила хранения православных икон

Наверняка хотя бы раз в жизни каждый православный христианин задавался вопросом, как правильно хранить иконы. Имея дома свой иконостас, хочется сохранить образы в хорошем состоянии и, возможно, передать их своим детям. В храмах тоже вопрос сохранности стоит остро — большой поток людей, копоть свечей и перепады температур могут негативно сказываться на изображениях. Попробуем разобраться, как же сохранить в надлежащем виде почитаемые святыни.

Свод правил от специалистов Свято-Тихоновского гуманитарного университета

На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома. Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче. Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.

Из всего перечня правил можно выделить основные:

  1. По возможности образа лучше держать в специальных киотах из стекла, которые будут защищать изображение от негативных внешних факторов.
  2. Если икона написана на деревянной основе, то ее нельзя хранить в помещениях, где есть древесный жук-точильщик.
  3. Не стоит вешать или ставить образ возле источника тепла (батарея, печь), поскольку от высокой температуры древесина пересохнет и деформируется.
  4. Следует избегать сквозняков и попадания прямого солнечного света непосредственно на изображение.
  5. Пыль и незначительные загрязнения нужно не вытирать тряпкой, а аккуратно стряхивать специальной кистью.
  6. Хранить иконы нужно в помещении с оптимальными параметрами воздуха (температура 18-22 градуса, влажность 50-65 %).
  7. Не стоит вытирать или намазывать поверхность образа какими-либо веществами или составами (в том числе и освященными), так как они могут вступить в химическую реакцию с красками и испортить изображение.
  8. При наличии большого подсвечника с множеством свечей икону следует разместить как можно дальше от огня.
  9. Если планируется отдавать образ на реставрацию, то лучше всего уложить его горизонтально изображением вверх и исключить механический контакт (например, положить в коробку).
  10. Любые реставрационные работы должны проводиться только профессионально обученными специалистами, имеющими документальное подтверждение своего образования.
Читайте также:
Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.

Другие особенности хранения икон

Основные правила сохранности икон направлены на устранение чисто физических негативных факторов, могущих привести к порче изображения. Однако святая икона — это не просто картина, предмет искусства или украшение. Прежде всего, это большая святыня. И главное правило хранения иконы, как святыни — это благоговение.

О некоторых почитаемых иконах:

Совершенно недопустимо складывать иконы вместе с книгами, журналами, картинами или вообще какими-либо другими предметами.

Важно. Святые лики — носители образов Господа, Пресвятой Богородицы, святых мучеников и подвижников благочестия. Глядя на них, наш ум призван возвышаться к первообразу.

Если в домашнем иконостасе появились лишние иконы, которые некуда повесить, или оказалось два одинаковых образа — можно найти отдельное место для хранения святынь. Это может быть ящик стола, полка, где не будет лежать больше ничего лишнего.

Хорошо, если святые изображения не пылятся в столе, а находятся у верующих людей. Поэтому всегда предпочтительнее подарить лишнюю икону верующему христианину, чем хранить ее у себя. Исключением могут быть старинные родовые образа, которые передаются по наследству как семейная реликвия.

Многие изображения святых сегодня расцениваются как произведения искусства и могут иметь значительную ценность как финансовую, так и художественно-историческую. Тем не менее, не следует забывать, что перед образом нужно прежде всего молиться.

Небольшие иконки, напечатанные на бумаге или пластике, очень удобно хранить в молитвословах. Достаточно просто прикрепить образок на страницу с молитвой тому, кто изображен. В таком случае, читая эту молитву, образ всегда будет перед глазами и проще будет вознести свой ум к Богу.

Что же касается храмов, то в большинстве из них оборудованы специальные помещения для хранения икон, которые не используются постоянно в богослужениях. Эти образа могут выноситься на аналой в дни особых праздников или на молебны по просьбе прихожан. Те же лики, которые постоянно висят на стенах храма, чаще всего закрываются стеклом.

Прикладываясь к святому изображению, спрятанному за стеклом, многие думают, что лишаются благодати, поскольку не касаются непосредственно изображения. Такой подход чужд христианству, поскольку благодать исходит не от доски с краской как таковой, а от Господа нашего Иисуса Христа, святых. И разве может обыкновенное стекло стать препятствием для благодати всемогущего Бога?

Еще одной благочестивой традицией является украшение иконостасов вышитыми рушниками или красивой тканью. Особенно часто такое встречается дома у верующих людей пожилого возраста. Действительно, покрывало из ткани убережет лик от пыли и копоти от свечей и облегчит уход за святыней.

Благоговейное отношение к изображению святого лика — это, прежде всего, молитва. Можно завесить весь дом самыми красивыми иконами, но если перед ними не читают искреннюю сердечную молитву, то это совершенно бессмысленно.

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Читайте также:
Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Читайте также:
Отчитка отца Германа: отзывы, как попасть и приехать, от чего помогает

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Правила и места, где в доме или квартире лучше поставить иконы

С давних времен православные христиане обустраивают свою жизнь в соответствии с традициями. Это касается и обустройства дома, так как дом в христианстве принято нарекать малой церковью. Одними из главных атрибутов являются иконы. У людей, недавно пришедших к православной вере, возникают вопросы об обустройстве дома, в том числе о правильном расположении образов святых. Давайте разберемся, где должны стоять в доме иконы в соответствии с канонами.

Основные правила и принципы

Правильным местом расположения для иконостаса считается угол комнаты. Лучше всего выбрать для этого угол в юго-восточной части. Однако, если помещение маленького размера, то в таком случае разрешается выбрать любое свободное место. Традиционно месторасположение икон нарекают красным углом. Главное правило – место должно быть освобождено специально под иконы, рядом не должно висеть никаких плакатов или календарей.

Сами иконы должны не висеть на стене, а стоять. Для этого принято оборудовать специальную небольшую полочку. Саму полочку украшают кружевной тканью: маленькой скатертью или салфетками. Иногда на нее ставят цветы, а также украшают в соответствии с православными праздниками. Например, ставят крашеные яйца на Пасху. Помимо этого, на полочку ставят лампаду со свечками. Сами свечи принято зажигать во время молитвы.

Иконы следует держать чистыми и регулярно стирать с них пыль кисточкой. Что касается размещения образов непосредственно на стенах – это можно делать вне основного иконостаса.

Например, нередко икону вешают в спальне над кроватью.

Особенности размещения

Как правило, в помещении оборудуют отдельный угол под наиболее значимые иконы. Они должны быть установлены в стоячем положении. Размещать иконостас следует на специальной полочке в восточной части помещения. Лучше всего установить ее около входной двери – это будет способствовать привлечению положительной энергии. Также подойдет расположение непосредственно напротив входа.

Уголок с образами должен всегда находиться в чистоте. Для этого нужно регулярно проводить уборку, стирать с образов пыль. Естественно, для обеспечения возможности частой уборки саму полочку с образами следует изначально расположить в зоне досягаемости. Пространство возле икон должно быть расчищено – не следует располагать их рядом со светскими предметами, например, картинами или календарями.

Расположение в доме

Лучше всего расположить иконостас в достаточно просторной комнате. Хорошо, если она будет находиться в юго-восточной части здания. Согласно традиции, юго-восточный угол считается самым благоприятным для установки святых образов. Оборудуйте отдельный угол специально под иконостас. Иконы не желательно ставить вблизи фотографий и предметов техники.

Помимо основного иконостаса, можно в разных уголках дома повесить отдельные иконы. Например, часто иконы вешают на стену над кроватью в спальне, а также над детской кроваткой. На кухне также принято вешать образа святых, которым молятся перед совершением трапезы. Иконы святых покровителей можно повесить в каждой комнате. Единственное исключение, где святые образа ставить точно не следует, – это санузел.

Как правильно поставить в квартире

Для расположения святых образов в квартире существуют все те же правила, что и для их размещения в частном доме. Выбирайте место как можно ближе к восточной части. Устанавливать иконы принято на полочку, в отдельном просторном уголке. Уберите из этого уголка все мешающие предметы.

Иконостас не следует ставить около бытовой техники, а также картин и различных плакатов. Само место необходимо держать в чистоте и чистить от пыли.

Сами изображения при этом располагайте отдельно друг от друга и на определенном расстоянии – неправильным считается установка их вплотную и друг на друга.

Последовательность установки

Итак, вы решили оборудовать иконостас у себя дома или в квартире. Первое, что нужно сделать – это выбрать правильное место для расположения и продумать композицию. Как уже было сказано ранее, иконостас следует оборудовать в «красном углу» – в юго-восточной части помещения. Оборудуйте специальную полочку для образов. Лучше всего прибить ее на стену на высоте чуть ниже вашего роста.

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

Внизу, под полочкой следует поставить небольшую тумбочку и установить на нее лампаду. Свечки в лампаде принято зажигать на время молитвы. Позаботьтесь о пожарной безопасности окружающего пространства, чтобы огонь от свечек не попал на иконы и легковоспламеняющиеся предметы.

Полочку для образов можно накрыть небольшой кружевной скатертью. Если есть достаточно пространства, установите несколько полочек на разной высоте. На самом высоком месте следует располагать изображения Святой Троицы, Иисуса Христа и Божьей Матери. Ниже ставят образа апостолов, а еще ниже – святых.

Оставьте пространство для украшения и дополнительных предметов. Иконостас принято украшать искусственными или живыми цветами, а также символами текущих христианских праздников.

Как выбрать нужные образа

Обязательных правил, каким стоит следовать при выборе икон для дома, нет. Каждый выбирает те иконы, которые ему нравятся, исходя из своей духовной привязанности к тем или иным святым. Однако есть определенные традиции, указывающие, где и каким образом лучше установить определенные изображения.

В красном углу следует располагать образа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также Святой Троицы. Икону Христа Спасителя располагают справа, а Богородицы – слева. Как правило, образ Святой Троицы либо распятье ставят над ними.

Посередине иконостаса располагают венчальную пару, в случае, если в вашей семье заключен церковный брак. Также в иконостас принято ставить семейную икону, то есть изображение покровителей членов семьи. Если есть место, под непосредственно Иисусом и Богородицей часто делают еще одну или несколько полочек, на которые устанавливают изображения апостолов и святых на ваше усмотрение.

Что касается отдельных икон, вне основного иконостаса, то их можно устанавливать в любых комнатах, кроме санузла. В детскую комнату часто вешают образ Христа, Богоматери или ангела-хранителя. На кухне принято ставить икону Христа Спасителя для трапезных молитв. В кабинете для работы устанавливают образ небесного покровителя определенной профессии. К нему обращаются с молитвой, чтобы настроиться на рабочий лад. В прихожую принято устанавливать икону Пресвятой Троицы или распятье, а также образ святого, к которому семья наиболее духовно привязана.

Как нельзя располагать

Иконы могут висеть в любой комнате, кроме туалета и ванной. Помимо этого, образа нельзя хранить в непосредственной близости с предметами бытовой техники – телевизором, компьютером, холодильником и так далее. Это связано с тем, что процесс молитвы требует сосредоточения, а посторонние предметы будут вас отвлекать. Крайне желательно устанавливать изображения на максимально свободное пространство. Главный иконостас следует делать на полочках – иконы в красном углу не следует вешать непосредственно на стену.

Не следует ставить образа в местах, где вы храните различные предметы косметики, книги, игрушки. Не принято ставить их в шкаф с другими вещами, лучше выделите отдельное свободное место. Ни в коем случае не вешайте иконы рядом с различными постерами с изображениями знаменитостей, так как религия негативно относится к сотворению земных кумиров. Картины, различные изображения нерелигиозного содержания, фотографии членов семьи или друзей не должны находиться в непосредственной близости.

Распространенные ошибки

Одной из распространенных ошибок при оборудовании иконостаса является неправильная установка и расположение икон. Для главного иконостаса в красном углу дома следует оборудовать отдельные полочки и располагать иконы на них в стоячем положении. Не стоит вешать их на стену. Сами полочки следует развесить в несколько уровней.

При расстановке образов нужно соблюдать принцип иерархии – на самом верху находится Пресвятая Троица. Ниже располагаются изображения Иисуса Христа и Богородицы. Причем Иисуса ставят по правую руку, а Богородицу – по левую. Еще ниже можно поставить изображения апостолов и святых.

Правила ухода за иконостасом

Иконы требуют к себе бережного отношения. Изначально, при их размещении в пространстве помещения следует учитывать такие факторы, как попадание прямых солнечных лучей, смена погоды при открытых окнах с возможным попаданием осадков на поверхность изображения, сырость стен, а также пар, исходящий от еды во время приготовления. Поэтому, с практической точки зрения, образа нельзя размещать на подоконнике.

Непосредственно напротив окон тоже их лучше не устанавливать, чтобы на них не попадали солнечные лучи, так как это может привести к выцветанию.

Само место расположения должно подвергаться минимальному воздействию колебания температур и влажности воздуха. Если вы вешаете образа на кухне, держите их подальше от плиты и не устанавливайте слишком близко к обеденному столу. Также изображения святых следует держать подальше от любых источников искусственного отопления.

Так как при создании красного угла предполагается наличие лампады, позаботьтесь о пожарной безопасности. Не ставьте лампаду слишком близко к изображениям. Зажигайте свечи только в момент молитвы и тушите огонь после завершения.

Для продления жизни изображений существенно помогает киот – специальный деревянный шкафчик со стеклянной дверцей, предназначенный специально для икон. Он защитит святые образа от тепловых воздействий, а также от грязи.

Регулярно протирайте иконы от скапливающейся пыли. Поверхность изображения не принято протирать тряпками или салфетками, для данной цели традиционно используется перышко. Также держите в чистоте полочки иконостаса, стирая с них пыль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: