Пресвитер в церкви: кто это, история, требования и смысл, определение пресвитерианства

Кто такой пресвитер и что значит пресвитерианская церковь

Понятие слова пресвитер является синонимом английского слова «священник». Свое начало слова берет от греческого «старший», то есть изначально данное слово означало главенствующее положение в церковной иерархии.

История чина

Ранее, старость среди народа рассматривалась как божественное чудо, мудрость и благословение, так как немногие доживали до седых волос. Старейшины также упоминаются в Библии как пример благочестия, они создали семейный порядок.

Первые упоминания о данном чине были в Иерусалиме. Самая ранняя христианская Церковь в Иерусалиме имела в своем подчинении колледж, где обучали на помощников епископа, она была очень схожа с еврейской синагогой. Изначально, в христианстве старшина был главным в общине, он исполнял функции Епископа.

Сейчас этот чин не настолько высок. По иерархической лестнице он стоит между диаконом и епископом. Пресвитер в церкви выполняет обязанности епископа, он совершает священно служения, организует общественную жизнь прихожан, следит за приходом и состоянием храма.

  • дарование благословения верующим;
  • проповедование веры с разрешения Епископа;
  • исполнять обязанности Епископа при его отсутствии;
  • служение Богу, совершение таинств.

Интересно! Буквальный перевод слова пресвитер с греческого языка — старец. Апостолы называли себя так, опираясь на Ветхозаветную церковь, где пресвитер по иерархии был вторым священным чином.

Значение слова пресвитер у католиков и у православных

В православии, в Священном Писании этот чин обычно называется простым священником или иереем, его и сейчас могут называть так. Пресвитер в церкви еще может именоваться как «отец», так как он наставляет прихожан, преподает православие и направляет людей на пути к Богу, то есть дает им религиозное воспитание.

В православии в такой чин посвящают Таинством хиротонии. Так как Иисус Христос обзавелся учениками и стал проповедовать только в 30 лет, поэтому данный чин не может занять стать священник младше этого возраста, поскольку он проповедует веру среди прихожан.

Читайте о других Таинствах:

Требования к кандидатам на данный чин в православии:

  • возраст от 30-ти лет;
  • он не может жениться после рукоположения, как и другие священники и жена у него должна быть одна;
  • трезвость, целомудренность, бескорыстность;
  • пресвитером может быть только мужчина;
  • кандидат должен получить богословское образование.

Для сведения! Телесные недуги, которые не будут помехой священнику в этом чине, в выполнении своего долга в богослужении и просвещении людей не препятствуют в рукоположении к сану.

У католиков это слово означает то же самое, что и в православии — это второй по степени чин священства в храме. Без разрешения епископа пресвитер не может ничего решать, он является помощником епископа. В большинстве католических храмах этот чин упразднен.

В протестантизме, пресвитер не является священнослужителем, это мирской человек, который руководит общиной, ведет бытовые дела, является помощником пастора.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианская церковь появилась после разделения христианской по культурным отличиям:

  • она имеет свой Символ Веры;
  • Священное Писание для нее непоколебимо и оно определяет все мысли верующих людей;
  • является частью протестантства.

Читайте о других вероучениях:

Это вероучение имеет особое управление храмом, в котором главенствующие места в общине занимают несколько пресвитеров (старейшин), которые помогали Епископу.

Внимание! Учение отличается минимализмом и отсутствием деталей. Внутри храмов нет изображений Бога и святых, отсутствуют иконы, нет свечей и алтарей, только голые стены.

Культом этого учения является голая вера во Христа, которая не подкрепляется ничем материальным. Основные правила пресвитерианской церкви:

  • в основе лежит идея того, что Бог уже давно знает, спасет ли он человечество или нет, и количество добрых или злых дел во время земной жизни не повлияют на это решение;
  • церковь, как община и здание, не несет роли, связующего звена между человеком и Богом;
  • молитва пастора — всегда импровизация;
  • Библия — это учебник жизни;
  • не существует канонизации святых;
  • отсутствие иерархии среди храмов, все равные и основаны на свободе;
  • форма правления основана на Библейских традициях, но они не являются непоколебимой правдой для верующих.

Сейчас данное учение распространено в США, Канаде и Англии.

Кто такой пресвитер в православной церкви?

Священнослужители в церкви наделены даром от Святого Духа, который дает им право совершать те или иные Таинства, вести службы и различные духовные дела, читать проповеди, наставлять прихожан на путь духовности. Пресвитер или иными словами священник стоит на втором ранге священства после епископа, а другие церковные чины, которые ниже его по статусу выполняют свои обязанности в храме только после его благословения.

  1. История
  2. О чине
  3. В православном храме
  4. Кто может стать пресвитером?
Читайте также:
Евангелие от Матфея: толкование, язык, история и особенности

История

Название в переводе как «старец», «священник» по священному Писанию Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21). На иерейскую степень в праве избираться только самые опытные и мудрейшие священнослужители. Второе название пресвитера – это «отец» потому, что он может на духовном уровне возродить христиан и подарить им христианское воспитание.

Некоторые ученые считают, что до III века пресвитер и епископ имели одинаковую степень в церкви, а позднее между этими чинами появились различия. Звание «пресвитер» определяет достоинство, а «епископ» — должность. Это мнение имело начало развивать свои зачатки еще в IV в., но сразу же его отвергла христианская Церковь.

В православии пресвитерское звание сохранило свои традиционные обычаи со времен апостолов. Во 2 правиле Святых апостолов говорится, что стать пресвитером имеет право только церковный епископ.

Дионисий Ареопагит говорил: о пресвитерском чине, что Посвящаемый должен преклониться перед алтарем, встав на оба колена, он имеет на голове своей десницу епископа, и после этого освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих.

О чине

С греческого языка наименование чина переводится как старец, старейшина или церковный староста. Чин свидетельствует о степени священства, которая превышает диаконскую и уступает епископской. Пресвитер занимает вторую ступень в общей священной иерархии (священноначалии).

Свои полномочия священник получает от епископа. Человек, получивший данный чин имеет право совершать все священнодействия, кроме:

  • освящения храма и антиминса;
  • хиротесии;
  • освящении мира в Великий Четверг;
  • хиротония.

Правительственные пресвитерские степени – это протопресвитер и протоиерей. В церковном кругу его могут называть иерей или священник. Пресвитер наставляет людей, обучает их догмам благости, чести и веры. Для посвящения в этот чин требуется Таинство Хиротонии.

Пресвитерская степень также соответствует возрастным канонам – священник должен достичь 30 лет. Это связано с тем, что Иисус Христос начал учить людей в этом возрасте. Как и остальные служители православной церкви он не может связать себя брачными узами после возведения в степень священнослужителя.

В православном храме

Христианские служители, находящиеся ниже по рангу, могут осуществлять церковные обязанности после благословения священника. Если опираться на 39 Правило апостолов, то можно отметить, что: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Ап. 38, 40, 41; VII Всел. 12; Лаод. 57; Карф. 6, 7, 33).

Таинство посвящения человека в пресвитерскую степень происходит только из диаконского чина, когда кандидата поддерживают диаконы. Святой Симеон Солунский толковал, что диакона доводят до Священных диаконских дверей равночинные ему, показывая тем самым, что он пока еще к их чину принадлежит.

Кто может стать пресвитером?

По правилам православной церкви необходимо, чтобы у пресвитера было богословское образование. Это может быть свидетельство об окончании курсов богословского образования в семинарии или академии духовенства.

В исключительно редких случаях допускают к церковным обязанностям данного чина лиц, не окончивших курс: к ним относятся благонадежные диаконы или светские лица, доказавшие свои знания в богословии на экзаменах у архиерея.

Кандидат должен показать свое безупречное поведение и знания. Если у человека есть телесные недостатки, то он может быть допущен к чину. Исключение составляют неизлечимые болезни, например, глухота или слепота, так как они препятствуют правильному исполнению обязанностей священника. Находящиеся в действии с 1869 года правила гласят, что пресвитером может стать овдовевший или неженатый человек, заявивший, что навсегда останется безбрачным.

Кто такой пресвитер и что значит пресвитерианская церковь: рассказываем развернуто

Понятие слова пресвитер является синонимом английского слова «священник». Свое начало слова берет от греческого «старший», то есть изначально данное слово означало главенствующее положение в церковной иерархии.

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественном предопределении, непогрешимости Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

Читайте также:
Каноническое право: история и понятие, источники и нормы, система и характер

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки и в Южной Корее.

Кто же это?

Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.

Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.

Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.

Важно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново

Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.

История чина

Ранее, старость среди народа рассматривалась как божественное чудо, мудрость и благословение, так как немногие доживали до седых волос. Старейшины также упоминаются в Библии как пример благочестия, они создали семейный порядок.

Первые упоминания о данном чине были в Иерусалиме. Самая ранняя христианская Церковь в Иерусалиме имела в своем подчинении колледж, где обучали на помощников епископа, она была очень схожа с еврейской синагогой. Изначально, в христианстве старшина был главным в общине, он исполнял функции Епископа.

Рукоположение во пресвитера

Сейчас этот чин не настолько высок. По иерархической лестнице он стоит между диаконом и епископом. Пресвитер в церкви выполняет обязанности епископа, он совершает священно служения, организует общественную жизнь прихожан, следит за приходом и состоянием храма.

  • дарование благословения верующим;
  • проповедование веры с разрешения Епископа;
  • исполнять обязанности Епископа при его отсутствии;
  • служение Богу, совершение таинств.

Интересно! Буквальный перевод слова пресвитер с греческого языка — старец. Апостолы называли себя так, опираясь на Ветхозаветную церковь, где пресвитер по иерархии был вторым священным чином.

Книги

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Большая Советская Энциклопедия

Пресвитерианская церковь

название, утвердившееся за кальвинистскими церквами (см. Кальвинизм ) в Шотландии (основатель Дж. Нокс) и в Англии, возникшими во 2-й половине 16 в. Отвергнув англиканскую церковь , английские просвитериане (умеренные пуритане ) во время Английской буржуазной революции 17 в. приобрели значение политической партии и временно пришли к власти (см. ст. Пресвитериане ). Тогда же был выработан (на т. н. Вестминстерской ассамблее, 1643≈49) пресвитерианский символ веры ≈ «Вестминстерское вероисповедание». Каждая П. ц. представляет совокупность общин верующих; каждая община управляется консисторией из пресвитеров (греч. presbýteros, буквально ≈ старейшина), избираемых из числа мирян, и пастора («министра»). Несколько общин образуют ассоциацию во главе с пресвитерией (коллоквиумом) из пасторов и пресвитеров от каждой общины; над ассоциациями стоят провинциальные и национальные синоды. П. ц., кроме Шотландии и Англии, распространены в США (к началу70-х гг. 20 в. приблизительно 4,4 млн. приверженцев), Канаде, Австралийском Союзе, Новой Зеландии. По существу пресвитерианскими являются и ортодоксально-кальвинистские церкви континентальных стран Европы (за ними закрепилось название реформатские; см. Реформаты ), которые объединены с П. ц. во Всемирный альянс реформатских церквей (World Alliance of Reformed Churches, основан в 1875; под этим названием с 1970).

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианская церковь появилась после разделения христианской по культурным отличиям:

  • она имеет свой Символ Веры;
  • Священное Писание для нее непоколебимо и оно определяет все мысли верующих людей;
  • является частью протестантства.

Читайте о других вероучениях:

Это вероучение имеет особое управление храмом, в котором главенствующие места в общине занимают несколько пресвитеров (старейшин), которые помогали Епископу.

Внимание! Учение отличается минимализмом и отсутствием деталей. Внутри храмов нет изображений Бога и святых, отсутствуют иконы, нет свечей и алтарей, только голые стены.

Культом этого учения является голая вера во Христа, которая не подкрепляется ничем материальным. Основные правила пресвитерианской церкви:

  • в основе лежит идея того, что Бог уже давно знает, спасет ли он человечество или нет, и количество добрых или злых дел во время земной жизни не повлияют на это решение;
  • церковь, как община и здание, не несет роли, связующего звена между человеком и Богом;
  • молитва пастора — всегда импровизация;
  • Библия — это учебник жизни;
  • не существует канонизации святых;
  • отсутствие иерархии среди храмов, все равные и основаны на свободе;
  • форма правления основана на Библейских традициях, но они не являются непоколебимой правдой для верующих.
Читайте также:
Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Сейчас данное учение распространено в США, Канаде и Англии.

Видео о рукоположении в сан пресвитера

Википедия

Пресвитерианская церковь (США)

Пресвитерианская церковь США — христианская протестантская деноминация в Соединенных Штатах . Будучи одним из основных течений в кальвинизме , она является самой крупной пресвитерианской деноминацией в США. Была создана в 1983 году в результате слияния «Presbyterian Church in the United States», чьи церкви были расположены в южных и приграничных штатах, с «United Presbyterian Church in the United States of America», чьи приходы можно найти в каждом штате. Церковь насчитывает 1 760 200 прихожан, более двадцати тысяч служителей в 10083 приходов на конец 2013 года. Хотя число прихожан значительно снизилось за последние несколько лет, церковь остается самой заметной пресвитерианской деноминацией в Северной Америке. Церковь является членом Национального совета церквей, Всемирного совета реформатских церквей, Всемирного совета церквей . Официальное представительство церкви расположено в Луисвилле, штат Кентукки .

Пресвитерианство — не только вероучение, но и форма церковной организации

Тут уместна пауза в истории. Нужно сказать, чем же так выделялась эта христианская ветвь на фоне остальных.

Традиционная церковь базируется на иерархической форме управления. Это наше наследие со времён Моисея и ветхозаветных пророков. Традиционное христианство — это религия личностей. Есть личность Иисуса Христа, за Ним — личности его учеников, апостолов, следом — римские пантифики и византийские патриархи.

Каждый епископ — это прямой преемник апостольской традиции и глава определённых «отделов», епархий, внутри целой структуры.

В пресвитерианстве Церковью и приходами руководят советы, а не священнослужители.

У всякого монастыря и прихода тоже есть свой настоятель. А потому в руках отдельного человека в традиционном христианстве всегда сосредоточена единоличная власть.

В пресвитерианстве не так.

Христианская община, с точки зрения пресвитериан, — лучшая форма управления в Церкви

Кальвин обратил внимание, что в Новом Завете речь идёт о христианских общинах, значит и модель управления там, вероятно, всегда была групповая. Не столь важно, назвать верхушку синодом, ассамблеей или советом — главное, что верховодящую функцию несут несколько человек.

И если выстраивать «правильную» церковь, то стоит воспроизвести новозаветную схему управления.

Кстати, эта идея получила более глубокое развитие в конгрегационализме. Там даже приходом храма управляет автономное собрание, которое не зависит от вышестоящих церковных инстанций.

В пресвитерианстве же вертикаль церковной власти более выражена. Также интересны такие черты организации управления:

  • В советы избираются «старейшины» (срок службы варьируется вплоть до пожизненного);
  • Есть пастор, но он не руководитель, а председатель совета;
  • Пастор проводит таинства и проповедует;
  • Также пастор может входить в более вышестоящий совет.

Во главе всей Пресвитерианской Церкви стоит главный совет (генеральная ассамблея или синод). В его составе — председатели низших по иерархии групп.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианство является частью Реформатской традиции в протестантизме, которая возникла на Британских островах, особенно в Шотландии.

Пресвитерианские церкви получили своё название от формы церковного правления, под началом собраний старейшин. Пресвитерианское богословие обычно подчёркивает суверенитет Бога, авторитет Писания и необходимость благодати через веру.

Пресвитерианские деноминации в Шотландии придерживаются теологии Джона Кальвина и его непосредственных преемников, хотя в современном пресвитерианстве существует множество богословских взглядов.

Местные общины церквей, которые используют пресвитерианство, регулируются сессиями, состоящими из представителей конгрегации (старейшины) и соборный подход, находящийся на других уровнях принятия решений (пресвитерий, синод и общий сбор).

Корни пресвитерианства лежат в протестантской Реформации XVI века. Большинство Реформатских церквей, которые прослеживают свою историю в Шотландии, являются либо пресвитерианскими, либо конгрегационалистскими. В двадцатом веке некоторые пресвитерианские церкви вступили в союзы с другими церквями, такими как:

  • конгрегационалисты;
  • лютеране;
  • англиканцы;
  • методисты.

Пресвитерианские церкви существуют во многих странах в том числе России.

Эндрю Мелвилл упразднил институт епископства в Шотландии

Следующий важный деятель в истории пресвитерианства — Эндрю Мелвилл. Он преподавал, увлекался философией, богословием и поэзией. Те самые советы, о которых шла речь в предыдущем разделе, — его изобретение.

Он считал, что каждый приход должен иметь автономию, а сама Церковь не зависеть от государства.

Энтузиазм Эндрю Мелвилла достоин восхищения. Этот активист сумел отстоять независимость Церкви и изгнать епископов из Шотландии.

С тех пор Церковь Шотландии включает свыше миллиона верующих. Её не стоит путать с религиозной организацией под названием Свободная пресвитерианская церковь Шотландии.

Читайте также:
Грех злословия: значение в православии, примеры, борьба и избавление, причины и опасность, молитвы

Смотрите также статью Какая вера у армян

Мученик Пармениус: Пресвитер в Вавилоне

Святитель Пармениус был арестован во время правления римского императора Деция Траяна (249–251 гг.). Он отказался принести жертву идолам, когда ему было приказано сделать это императором, поэтому его бросили в тюрьму.

Когда его вторично допрашивали, святой Пармениус отказался говорить. В ярости Деций повелел вырезать язык святого Пармениуса.

Пресвитерианство распространилось в Европе и Северной Америке

Постепенно пресвитерианство стало распространяться в разные страны.

Англия. Проникновение новой традиции на юг острова закономерно и ожидаемо. Но получить доминирующее положение среди тамошних церквей пресвитерианство не смогло. Английская почва оказалась слишком неподатливой, так что в итоге на ней прижились два компромиссно преобразованных течения:

  • Евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса;
  • Объединённая Реформатская церковь.

Ирландия. Этой стране в своё время сильно досталось от соседей. Чего стоит тот факт, что Ирландия — единственная европейская страна-колония. В XVII веке сюда переселилось немало жителей Шотландии, которые принесли с собой новую христианскую традицию — пресвитерианство. Ирландцам пришлось смириться, а после они и вовсе привыкли. Сегодня Пресвитерианская церковь — вторая по величине в Северной Ирландии.

Пресвитерианство процветает в Северной Америке и Ирландии.

Северная Америка. После открытия Америки многие европейцы отправились покорять новые для себя земли. Среди них было достаточно пресвитерианцев, которые в 1973 году основали в Северной Америке школы пресвитерианской идеологии. Но эти течения не складывались в единую структуру, так как в мелочах отличались друг от друга.

В 1925 году возникла Объединённая церковь Канады, которая вобрала в себя многие пресвитерианские церкви

Смотрите также статью Англиканская церковь

Полезное видео

Отношения православия и пресвитерианства пока не налажены

В Россию пресвитерианство массово проникло в годы правления Петра I вместе с иностранными служащими, в основном голландцами. Тогда во главу всего ставилось толерантное отношение к иностранцам и их убеждениям, так что о значительных конфликтах между представителями конфессий говорить не приходится.

Официально пресвитерианская Церковь в России возникла в 1860 году и с тех пор распространилась во всей стране.

Самостоятельное изучение Священного Писания очень важно для пресвитериан

Отношение между православием и пресвитерианством неоднозначное. С одной стороны, есть немало христиан, которые вспоминают причту Иисуса Христа о добром самаритянине и с любовью относятся ко всем, кто на них не похож.

С другой — в СМИ и на проповедях православные священники часто позволяют себе выпады в сторону любых протестантов. Даже называют их еретиками, что несправедливо. А придачу не столь давно пресвитерианцы США заявили о том, что отныне не будут запрещать однополые браки, что вызвало волну негатива в православном мире.

Вывод

История пресвитерского сана органически связана с историей самой христианской церкви. Пресвитеры превратились в главных помощников епископов и настоятелей приходов. В православии до сих пор они является основой иерейства.

В то же время, с появлением протестантизма появились движения, такие как пресвитерианство, поставившее пресвитерство в основу самой своей организации. Для них ответ на вопрос: сан пресвитера, что же это и в чем его суть, таков – это духовный старейшина общины.

Пресвитериане убрали всю «пышность» из богослужений и сосредоточились на Священном Писании

Вероучение пресвитерианства базируется на документе «Вестминстерское вероучение» 1647 года.

Важная для всей пресвитерианской Церкви идея — предопределение всего в мире Богом. Человек — существо слабое и зависимое. Его участь предрешена Всевышним до рождения.

Обрядовая деятельность пресвитерианцев состоит из:

  • Молитв;
  • Проповедей;
  • Пения псалмов.

Вот ещё интересные черты учения:

Так проходит водное крещение у протестантов

  • Крещение. Особую роль в жизни пресвитерианского верующего играет крещение. К нему относятся с наибольшим благоговением.
  • Домашние обряды. Многие ритуалы перенесены из храма в дом. Отсутствует пышная торжественность, присущая православным богослужениям.
  • Пресвитериане не приклоняют колени.Так проявляется их минимализм в церкви.
  • Для пресвитериан очень важно изучение Священного Писания. С их точки зрения, традиционные переводы текстов не корректны и требуют улучшений. Но даже новые, исправленные редакции Библии требуют внимательного изучения и толкования. При этом между верующим и Богом в представлениях пресвитерианской Церкви не должен стоять какой-либо посредник, поэтому проповедь не может стать заменой личного знакомства с Писанием.
  • Самостоятельное толкование — это возможность «дозреть» до божественных откровений. Только самостоятельно, а не через чужие точки зрения, можно прийти к правильной интерпретации христианского учения.
  • Пресвитериане стараются быть максимально «приземлёнными» в своей вере. Ритуалы, мистика, подвижничество не присущи рассматриваемой традиции.
  • Пресвитерианская Церковь во главу всего ставит прагматизм, рациональность и разум. Благом для человека в этой традиции считают повышение собственного уровня знаний, а не доверие догмам.
Читайте также:
Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

Изучаем церковные термины: пресвитер – кто это такой

Кто же это?


Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.
Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.

Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.

Важно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново

Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.

Пресвитера возлагают руки

Исцелять больных в церкви – одна из обязанностей пресвитера. Некоторые предания говорят, что на служение пресвитера не принимались люди, которые не могли исцелять. Это качество ставилось наравне с теми условиями, что описаны у Тита и Тимофея. Не буду спорить об этом, потому что это просто рассказы. Но могу допустить подобное, потому что в послании Иакова стоит очень ясное указание для больных верующих, и очень ясно описан плод молитвы пресвитера с помазанием елеем. Я не вижу там и намека на то, что исцеления быть не могло.

Второе место я привел потому, что снова слово пресвитер, старейшина переведено как «священство». В принципе оно так и есть. Но для лучшего понимания важно увидеть, что совет пресвитеров возлагал руки на тех, кто получал дары от Бога, руководствуясь пророчеством, откровением.

В ранней церкви

Слово «пресвитер» можно встретить уже в Новом Завете. С ним особенно часто можно столкнуться в Деяниях Апостолов. Как говорит Википедия, в то время он не всегда был человеком, иерархически на следующей, после епископа, ступени священства.

В апостольские времена этим термином обозначали часто просто старейшего в христианской общине. Иногда так называли кого-то из апостолов. Вместе с тем, уже в новозаветных текстах прослеживается разница между пресвитерством как почетным званием и служением. Еще явственнее она проступает в писаниях мужей апостольских и раннехристианских апологетов.

С самого начала существования христианства к кандидатам в иереи предъявлялись определенные требования. А в самом их избрании участвовали и миряне, хотя право посвящения принадлежало лишь епископу. Отменил участие мирян в избрании Лаодикийский собор.

Из текстов следующего поколения мы можем составить представление о том, какими были обязанности раннехристианского иерея:

  • благословлять членов Церкви;
  • заменять епископа в качестве председателя собрания верующих;
  • обучать вере вместо епископа и по его благословению;
  • преподавать таинства, помимо самого священства, и совершение священнодействий;
  • принимать исповеди.

Епископ управлял вверенной ему епархией, советуясь с иереями, чья коллегия называлась «пресвитерием». Также их призывали на соборы, где они занимали места позади епископата.

Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Выдающаяся роль, которую играли священники в жизни церкви, оборачивалась для них часто тяжелой судьбой в периоды гонений. Среди них мы можем встретить немало мучеников, таких как Елима, пресвитер в Вавилоне, пострадавший при императоре Деции, ставших светочами христианской веры и после смерти. Мучеников из второго священнического чина называют священномучениками.

История


Фото: Hramkresta.ru
Название в переводе как «старец», «священник» по священному Писанию Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21). На иерейскую степень в праве избираться только самые опытные и мудрейшие священнослужители. Второе название пресвитера – это «отец» потому, что он может на духовном уровне возродить христиан и подарить им христианское воспитание.

Некоторые ученые считают, что до III века пресвитер и епископ имели одинаковую степень в церкви, а позднее между этими чинами появились различия. Звание «пресвитер» определяет достоинство, а «епископ» — должность. Это мнение имело начало развивать свои зачатки еще в IV в., но сразу же его отвергла христианская Церковь.

В православии пресвитерское звание сохранило свои традиционные обычаи со времен апостолов. Во 2 правиле Святых апостолов говорится, что стать пресвитером имеет право только церковный епископ.

Дионисий Ареопагит говорил: о пресвитерском чине, что Посвящаемый должен преклониться перед алтарем, встав на оба колена, он имеет на голове своей десницу епископа, и после этого освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих.

В православии

Кто такой сегодня пресвитер в православной церкви? Насколько его роль отличается от той, которую мы

Читайте также:
Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления

можем встретить в древности?

Окончательно православное священство оформилось к V–VI вв., когда четко были разделены роли между тремя санами – епископом (или архиереем), пресвитером (или иереем) и диаконом.

В последующее время основные изменения касались требований к образованию, моральному облику и возрасту кандидатов.

За иереем закреплена роль главного помощника и заместителя архиерея в священнодействии и обучении вере православных христиан. Поэтому так важно, чтобы он имел должный уровень образования.

Познавательно! История иконы Всецарица: каково ее значение и в чем помогает образ

В соответствии с каноническим правом Русской Церкви кандидат на рукоположение в России должен:

  • Окончить полный курс богословского образования в семинарии или духовной академии. Хотя в определенных случаях, правящий архиерей может разрешить стать священником диакону, который не окончил семинарию, или светскому лицу. Но они должны доказать свои знания и благонадежность.
  • Достигнуть определенного канонами возраста. Еще древними соборами он был определен как 30 лет. Как и в случае с образованием, дозволено отступление от этого правила, но лишь при наличии действительно серьезных оснований.
  • Быть или уже женатым на православной женщине или безбрачным, объявившим о своем желании остаться в этом состоянии навсегда. Разрешено рукополагаться и вдовцам.
  • Моральные качества кандидата должны быть безупречными.

Православные каноны выдвигают определенные правила и к физическому облику кандидатов. Правда, они не столь строги. Тут важно, чтобы физические недостатки не были препятствием для рукополагаемого исполнять в будущем священнические функции. Поэтому священниками не могут стать глухие, немые, слепые и не способные двигаться лица.

Неженатые, принявшие монашество иереи могут стать епископами.

Обвинение на пресвитера

Достаточно распространено сегодня в собраниях осуждать служителей. Причем как своих, так и чужих. Мы видим, что Слово говорит нам, что старший служитель, коим являлся Тимофей, имел право принимать обвинения на пресвитеров при условии наличия двух свидетелей. Если придет один человек и будет что-то рассказывать о пресвитере – Слово очень ясно говорит – не принимай (прямой перевод с греческого). Это может нам показать, что и санкции по отношению к согрешившему пресвитеру могут выносить только старшие служителя.

Ещё раз обратите внимание. Церковь видит в человеке служителя, избранного от Бога, имеет откровение об этом. Значит, поведение человека соответствует Божьим стандартам. И когда кому-то одному что-то не нравится – это не повод даже слушать его. И я подчеркну. Обвинение должны приносить СВИДЕТЕЛИ. То есть не просто мы думаем или считаем, что тот человек плохой. Нет. Должно быть доказательство, свидетелем которого является, по меньшей мере, два человека.

В других конфессиях

В католичестве, а также протестантских общинах, где сохранилось епископство, пресвитеры занимают то же

место в иерархии, что и в православии. Их функции также очень схожи. Разница состоит лишь в том, что в католической церкви миропомазание преподает только епископ.

Многие протестантские деноминации не признают священство в качестве таинства, что налагает свой отпечаток на роль пресвитера, которая в первую очередь становится административной и учительской.

Кроме того, существуют пресвитерианские церкви, где нет епископов. В них все управление делами церкви находится в руках коллегии пресвитеров.

Интересно! Как нужно правильно креститься православным

Как и в православии, в католической церкви и большинстве исторических протестантских деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканство) к кандидатам на роль пресвитера предъявляют определенные требования по минимальному возрасту, образованию и образу жизни.

Католические латинские священники, например, обязаны хранить безбрачие. В то же время протестантских пасторов это не касается – более того, они зачастую могут жениться уже после того, как вступили в должность.

В последнее время многие протестантские деноминации открыли двери для пресвитеров-женщин, а некоторые пошли дальше, поставляя женщин и в епископы. Это относится и к лютеранам (Церковь Швеции), и англиканам (Церковь Англии, Епископальная церковь США).

Значение слова Пресвитер по Религиозному словарю:

Пресвитер — В раннем христианстве (I век н.э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбирали из рядовых верующих. Пресвитеры руководили повседневной жизнью христианской общины: собирали взносы, заведовали общей кассой, распределяли имущество, заботились о больных и попавших в тюрьму единоверцах. Пресвитеры возводились в должность через обряд рукоположения (хиротонии). начиная с середины II века авторитет пресвитеров растет, и они становятся авторитетами не только в административно-хозяйственных делах, но и в вопросах вероучения. из среду пресвитеров выделяются старшие пресвитеры, которые именуются епископами.

Читайте также:
Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

Пресвитерианство

Среди множества направлений протестантизма есть одно, которое взяло свое название от сана пресвитеров – пресвитерианство.

Тот, кого интересует вопрос, что же такое пресвитерианская церковь, должен будет обратиться к учению французского богослова Жана Кальвина, которое легло в основу учения этой деноминации. Именно его переосмысление на почве Шотландии породило ее.

Основной особенностью пресвитерианства стало отсутствие епископата. Эта конфессия организована по конгрегационному принципу:

  • Приходы возглавляются пасторами и советом пресвитеров.
  • Несколько приходов составляют пресвитерии.
  • Генеральные синоды, являющиеся высшим органом управления, формируют представители пресвитериев.


Пресвитерами в этой деноминации называют не только возглавляющих общину пасторов, но и избираемых ею старейшин, заведующих финансовыми и административными вопросами.

Пресвитерам помогают диаконы. Таким образом, пресвитерианская церковь лишена столь строгого иерархического начала, типичного для православия, католицизма или лютеранства.

Хотя первые кальвинисты появились в Московском царстве еще в XVI в., но настоящее пресвитерианство в Российской империи появляется в середине XIX в. В 1860 г. миссионер из США Истон и проповедник-турок Кашамош организовали первые общины пресвитериан в Ереванской губернии, которые постепенно и разрослись по всей империи.

Важно! Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

На сегодняшний день пресвитерианство представлено в большинстве регионов России, особенно сильно в Москве и Санкт-Петербурге. Общины северной столицы объединяет Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга, который является незарегистрированным координационным органом.

Пресвитер

Пресви́тер или свя­щен­ник (греч. πρεσβύτερος – старец, ста­рей­шина) – 1) сте­пень свя­щен­ства, пре­вы­ша­ю­щая диа­кон­скую и усту­па­ю­щая епи­скоп­ской; 2) лицо, обла­да­ю­щее этой сте­пе­нью.

Пре­сви­тер есть вторая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Пре­сви­тер по своему пол­но­мо­чию, полу­чен­ному от епи­скопа, совер­шает все свя­щен­но­дей­ствия, кроме хиро­то­нии, хиро­те­сии, освя­ще­ния анти­минса и освя­ще­ния мира.

Он учит народ дог­ма­там веры и бла­го­че­стия, пас­тыр­ски окорм­ляет вве­рен­ных его попе­че­нию хри­стиан.

Для посвя­ще­ния в пре­сви­теры тре­бу­ется таин­ство хиро­то­нии. Каноны опре­де­ляли воз­раст для пре­сви­тер­ской сте­пени не мень­ший 30-тилет­него, поскольку Сам Иисус Хри­стос начал учить в 30 лет. Пре­сви­теру, как и всем свя­щен­но­слу­жи­те­лям, запре­щают всту­пать в брак после воз­ве­де­ния в свя­щен­но­слу­жи­тель­скую сте­пень.

Пре­сви­тер также име­ну­ется иереем или свя­щен­ни­ком. Пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени пре­сви­тера – про­то­и­е­рей и про­то­пре­сви­тер.

«1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

В бук­валь­ном пере­воде слово «пре­сви­тер» (πρεσβυτηροζ) озна­чает «старец». Это наиме­но­ва­ние второй сте­пени свя­щен­ства апо­столы заим­ство­вали из Вет­хо­за­вет­ной Церкви, назы­вая так самих себя и руко­по­ла­га­е­мых ими хри­сти­ан­ских пас­ты­рей ( 1Петр. 5, 1 ; 2Ин. 1 ). Само назва­ние гово­рит о том, что на иерей­скую сте­пень изби­ра­лись наи­бо­лее мудрые и опыт­ные люди. Но чаще пре­сви­тер назы­ва­ется в Писа­нии «свя­щен­ни­ком» или «иереем» (ιερευζ), как име­нует Писа­ние Самого Гос­пода ( Евр. 5, 6; 10, 21 ), так и всех веру­ю­щих, освя­щен­ных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пре­сви­тер имеет еще назва­ние «отец», потому что он Таин­ствами и уче­нием духовно воз­рож­дает веру­ю­щих и дает им пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние.

Чин посвя­ще­ния во пре­сви­тера сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви с апо­столь­ских времен. Во 2‑м пра­виле святых апо­сто­лов поста­нов­лено, что руко­по­ла­гать во пре­сви­тера должен один епи­скоп. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских чин пре­сви­тер­ского посвя­ще­ния пред­пи­сы­ва­ется совер­шать воз­ло­же­нием рук свя­ти­теля на главу посвя­ща­е­мого с молит­вою (Кн. 8, гл. 14). У Дио­ни­сия Аре­о­па­гита о посвя­ще­нии пре­сви­тера гово­рится сле­ду­ю­щее: «Посвя­ща­е­мый, пре­кло­нив оба колена пред алта­рем, имеет на главе своей дес­ницу епи­скопа и таким обра­зом освя­ща­ется свя­тыми при­зы­ва­ни­ями, запе­чат­ле­ва­ется крест­ным зна­ме­нием и при­вет­ствием свя­щен­но­слу­жа­щих».

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во пре­сви­тера

Пола­га­ние воз­духа на главу посвя­ща­е­мого на Херу­вим­ской песни

Пере­дача воз­духа диа­кону

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»

Трое­крат­ное хож­де­ние став­лен­ника вокруг пре­стола при пении тро­па­рей

Пре­кло­не­ние колен пред святым пре­сто­лом

Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого

Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого

Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»

Обла­че­ние в епи­тра­хиль, пояс, фелонь, вру­че­ние креста и слу­жеб­ника с воз­гла­сом: «Аксиос»

При­вет­ствие сослу­жи­те­лей цело­ва­нием

Пре­по­да­ние ново­по­став­лен­ному иерею части Свя­того Агнца после пре­су­ществ­ле­ния Святых Даров

Чтение 50 псалма

Воз­вра­ще­ние части свя­того Агнца архи­ерею

При­ча­ще­ние Святых Таин

Чтение заам­вон­ной молитвы

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий руко­по­ло­же­ния во пре­сви­тера

Святой Симеон Солун­ский назы­вает пре­сви­тер­ский чин «совер­ши­тель­ным», потому что иерей, совер­шая Таин­ства, не может пре­по­дать бла­го­дать Свя­щен­ства другим: он «кре­щает и свя­щен­но­дей­ствует, но не хиро­то­ни­сует, то есть не руко­по­ла­гает других к совер­ше­нию Таинств и не может других про­из­ве­сти в сан иерея или в иной сан, при­част­ный свя­щен­ному чину» (Новая скри­жаль. СПб., 1899, с. 262). Пре­сви­теру под­чи­нены диакон и цер­ков­но­слу­жи­тели, кото­рые выпол­няют свои обя­зан­но­сти в храме только по его бла­го­сло­ве­нию.

Читайте также:
Рука Фатимы или хамса у православных: история, смысл и значение, можно ли носить или нет, особенности

Хиро­то­ни­су­е­мый во пре­сви­тера изби­ра­ется из диа­кон­ского чина. Под­дер­жи­ва­е­мый диа­ко­нами, то есть тем чином, к кото­рому сам при­над­ле­жал, – по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, – он дово­дится ими до свя­щен­ных врат алтаря и таким обра­зом пока­зы­вает, что он еще диакон, под­дер­жи­ва­е­мый рав­но­чин­ными ему. Когда же достиг­нут врат, то он остав­ля­ется диа­ко­нами, потому что ста­но­вится выше чина их, и при­ни­мают его двое высшие из пре­сви­те­ров, потому что он всту­пает в их чин».

В тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитве архи­ерей объ­яв­ляет все­на­родно имя хиро­то­ни­су­е­мого и сте­пень, на кото­рую он воз­во­дится, и при­гла­шает всех веру­ю­щих к сугу­бой молитве о руко­по­ла­га­е­мом.

В первой молитве о руко­по­ла­га­е­мом архи­ерей молит без­на­чаль­ного и бес­ко­неч­ного Бога, удо­сто­ив­шего при­няв­шего звание пре­сви­тера, «свя­щен­но­дей­ство­вать слово Его истины», бла­го­во­лить про­ру­че­ству­е­мому от него «подъ­яти вели­кую сию бла­го­дать Свя­таго Духа» для непо­роч­ного житель­ства и неуклон­ной веры и пока­зать его совер­шен­ным, бла­го­уго­жда­ю­щим и достойно житель­ству­ю­щим, созна­вая даро­ван­ную ему вели­кую честь свя­щен­ства.

Вторая молитва пред­став­ляет собой как бы завер­ше­ние и окон­ча­ние совер­ши­тель­ной молитвы. В ней изоб­ра­жа­ется образ пас­тыр­ского деяния: про­дол­же­ние бла­гого, бла­го­сло­вен­ного, Бого­че­ло­ве­че­ского Домо­стро­и­тель­ства («ико­ном­ства») спа­се­ния людей в Церкви, совер­ша­е­мого бла­го­да­тию Хри­сто­вой через пас­тыря, и ука­зы­ва­ется пять бла­го­дат­ных сил, пять дей­ство­ва­ний в Свя­щен­стве:

1) пред­сто­ять Жерт­вен­нику Искуп­ле­ния, отда­вая свою соб­ствен­ную жизнь как жертву;

2) про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Цар­ства Божия, утвер­ждая веру в Гос­пода нашего Иисуса Христа как истин­ного Судию и Спа­си­теля мира;

3) бла­го­вест­во­вать Боже­ствен­ную истину и правду Хри­стову, соб­ствен­ным при­ме­ром являя ее во всех слу­чаях и обсто­я­тель­ствах жизни;

4) при­но­сить дары и жертвы духов­ные, совер­шать Литур­гию – бес­кров­ную жертву сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния Гос­пода;

5) являть миру Божие отцов­ство (в озна­ме­но­ва­ние этого свя­щен­ник полу­чает име­но­ва­ние «духов­ный отец»), кре­стить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пре­свя­той Троицы, рож­дать людей в новую жизнь, слу­жить их духов­ному росту. После про­чте­ния молитв архи­ерей подает руко­по­ло­жен­ному свя­щен­ни­че­скую одежду – епи­тра­хиль, пояс и фелонь – и вру­чает ему Слу­жеб­ник – книгу, явля­ю­щу­юся руко­вод­ством для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ствий.

Епи­тра­хиль, по выра­же­нию Иоанна Зла­то­уста, зна­ме­нует духов­ное пома­за­ние. Пояс, кото­рый стя­ги­вает под­риз­ник (в звании диа­кона назы­ва­е­мый «сти­харь»), озна­чает духов­ную готов­ность и спо­соб­ность к бого­слу­же­нию. Фелонь, обычно назы­ва­е­мая «ризою», есть одежда правды и радо­сти, согласно изре­че­нию, кото­рое про­из­но­сит свя­щен­ник, обла­ча­ясь в ризу ( Пс. 131:9,16 ). Цело­ва­ние архи­манд­ри­тов и всех сослу­жи­те­лей «в рамена» выра­жает при­вет­ствие ново­по­став­лен­ного при вступ­ле­нии в чин иерей­ский и союз апо­столь­ской любви».

Пресвитер

Пресви́тер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины», лат. presbyter ) — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени христианского таинства священства. В России ныне в большинстве церковных документов, в актах государственных и церковно-юридических, а также в общеупотребительном обиходе — священник или иерей.

Дионисий о пресвитере пишет следующее:

Пресвитер есть совершитель, потому что он совершает священнодействия: причащение, крещение и молитвословия, хотя и не имеет дара сообщать благодать священства и не может поставить другого священника.

Содержание

История

Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Пётр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле.

Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями).

В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Пётр (1 Пётр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1; 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (греч. ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (греч. ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (греч. προεστόμενοι , лат. praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12; Римл., XII, 8), председатели (греч. προέδροι , лат. praesidentes ), иереи (греч. ιερεύς ).

Читайте также:
Великорецкий крестный ход: история и дата, маршрут и карта, описание и чудеса

Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место; 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий. В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus). Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii).

В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. карф. IV). Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерия (греч. πρεςβυτέριον , лат. presbyterium , греч. πρεςβύτειον, συνεδρον του πρεςβυτερίον , лат. senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae ). На соборах пресвитеры занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. соб., IV, 22, 23; соб. Толедский, VI).

В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см. посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам). В средние века на Западе пресвитерий заменён капитулом. Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с её специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии, Листры, Иконии и Антиохии.

Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22; IV, 14; 2 Тим., 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства, то есть миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление пресвитеров «совершалось с согласия всей церкви» (то есть прихода, для которого они избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (греч. έκλογή ), составлявшемся паствой. Участие её в выборе пресвитеров совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе пресвитеров (см. Павлов, «Об участии паствы в делах церкви», Казань, 1866).

Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их; оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа. По мнению протестантских учёных, Пресвитер и епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название «пресвитер» указывает на достоинство, а «епископ» — на должность, совмещенные в одном лице.

Это мнение имело свои зачатки ещё в IV в., но тогда же было отвергнуто церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве.

В умственном отношении избираемый в пресвитеры должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные для образования периоды уровень требований к пресвитерам несколько понижался (например в IX и след. веках на Западе); в России на соборах Владимирском (1274), Стоглавом (1551) и Большом московском (1667) определено довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство «хорошо знал грамоту».

В Русской православной церкви

По ныне действующему в РПЦ церковному праву требуется, чтобы пресвитер окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии; лишь в виде исключения позволяется допускать в пресвитеры и не окончивших курса благонадежных диаконов, а также лиц светских, на экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в богословии.

Читайте также:
Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления

В нравственном отношении от кандидата в пресвитеры требуется безупречное поведение. Возраст для вступления в пресвитерство определён ещё в IV в. — 30-летний [1] . Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г. В физическом отношении не считаются препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких, которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических обязанностей (глухота, слепота и т. д.). В 1885 г. в пресвитеры позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире. Женой пресвитера может быть только православная. В древности брак для пресвитера не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в пресвитеры. Действующие ныне правила (с 1869 г.) дозволяют возводить в пресвитеры как вдовых после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными.

Место в иерархии

39 Апостольское Правило гласит: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Пресвитерианство

Интересуются

(Киев)
Практикуют

(Горный Алтай)

(Ижевск)
Новости

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина) — религиозное протестантское течение в христианстве, возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма.

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией, которая пришлась на 1559–1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса, являвшегося учеником Кальвина. Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви, пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма. Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога, в противоположность католической церкви. К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян, и выборными органами управления на местах (конгрегации), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии.

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545–1622). В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов. Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии, — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство, поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым “теневым путём“, в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством.

Распространение пресвитерианства в Ирландии, связано с переселением туда многих шотландцев, в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении, т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос;
  • Библия является высшим правилом, регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом;
  • Исключение догматов о канонизации святых;
  • Большое внимание проповедям, которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы, произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора.

Культ пресвитерианства, как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом. В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях. В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: