Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Притча о талантах

Выражение «зарыть талант в землю» слышал каждый из нас. Многие также знакомы и с первоисточником — библейской притче о трех рабах и господине, который дал каждому из них несколько серебряных монет. Очевидно, что притчи всегда иносказательны, а сама Библия полна метафор. Что же хотел донести людям Господь через этот рассказ?

Содержание притчи

Один господин позвал в свои покои трех рабов и дал каждому из них разное количество серебряных монет. Разделяя монеты, он исходил из способностей и реальных возможностей каждого слуги. Одному мужчине он дал 5 монет, другому — две, а третьему рабу — всего одну монетку.

Двое мужчин вложили эти деньги в дело и получили прибыль, а третий раб побоялся потратить деньги своего господина и зарыл монету в землю. После возвращения слуги вернули хозяину его деньги с прибылью, за что он поощрил их. А последний слуга, не сумевший приумножить деньги, был подвержен гневу господина.

Важно! Таким образом, крылатое выражение «зарывать талант в землю», обозначает, что человек пренебрег какими-то знаниями, возможностями или опытом.

Богословское толкование

Традиционно принято считать, что эта притча о Христе и его последователях — людях, хранящих в сердце христианскую веру. Каждому человеку Господь дает и внешние блага, и внутренние таланты. Каждый человек получает как особые способности и возможности, так и испытания, которые ему по силам.

Расставание слуг с господином символизирует тот отрезок земной жизни, который проходит после окончания земного пути Христа. Христиане верят, что Сын Божий вернется на Землю во славе Своей, и тогда свершится высший суд, на котором каждый человек будет держать ответ перед Всевышним.

Все люди будут отвечать за свои поступки. Те, кто воспользовался Божьими дарами и приумножил дарованные Господом блага, взрастил духовные ростки в своей душе, будут удостоены похвалы и Божьей милости. Те же, кто потратил свое время безрезультатно, не оценив Божью милость и блага его, понесут наказание.

Толкование Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский в своем толковании делал акцент на том, что разные люди получили от Бога разное количество монет. В его понимании, монеты — это душевные силы и внутренние способности человека. По мере усилий и праведной жизни человек приумножает эти качества.

Чем больше человеку дано способностей и сил свыше, тем строже с него будет спрашивать Господь, тем больше этот человек должен сделать добро своим ближним. С обыкновенного человека требуют добросовестности, честности, ответственности, милосердия.

Богатый человек должен быть щедрым, пренебрегать хитростью и подлостью, свои деньги зарабатывать трудом, а не обманом. Священник должен чутко относиться к своим прихожанам, искренне верить в свои идеалы и стараться зажечь искру этой веры в сердцах других людей.

Важно! Человек, зарывший добро в землю, символизирует праздного ленивого человека, не желающего трудиться во спасение своей души.

Толкование святителя Луки

Лука Войно-Ясенецкий говорил, что талант, зарытый в землю, символизирует утраченную способность любить. Любовь — превыше всех земных благ, и именно этот дар нам следует развивать пуще всего. По окончанию земного пути мы должны принести в дар Всевышнему именно свою любовь, удвоив и утроив ее.

Чтобы сделать это, необходимо не забывать о той жертве, которую принес ради нас Сын Божий. Умножает любовь также наше милосердие, терпение, забота о ближних. Судьба человека, не воспользовавшегося даром свыше, утратившего эту божественную способность — незавидна. Такой человек будет потерян для вечной жизни.

Толкование Антония Сурожского

Святой Антоний считал, что каждый человек на определенном этапе жизни может струсить или смалодушничать, как это сделал третий слуга в притче. Часто люди боятся рисковать покоем, материальными благами, комфортом ради достижения благой цели.

Человек боится что-то потерять. Но на самом деле, все, что нам дается свыше, никогда не бывает нашим — все эти духовные силы и материальные блага были и остаются собственностью Божьей. Все это не должно умереть заживо, его блага должны жить и дарить жизнь и радость другим людям.

Важно! Не следует бояться совершать добрые дела в страхе потерять какие-либо сиюминутные блага. Главная задача христианина — оставаться человеком. Тот, кто не был человеком при земной жизни, не станет им в Вечности.

Таким образом, эта притча — своеобразное предупреждение о Страшном Суде. Спаситель хочет, чтобы люди предстали перед Ним готовыми держать ответ за свои дела, поэтому предостерегает о тех опасностях, которые могут встретиться на земном пути каждому человеку.

Притча о талантах. (Мф. 25:14–30)

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу беспечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» ( Прем. 1:4 ); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе». Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Читайте также:
Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: ИБО ОН ПОСТУПИТ, КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В далекую ЧУЖУЮ СТРАНУ, ПРИЗВАЛ РАБОВ СВОИХ, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, И ПОРУЧИЛ ИМ ИМЕНИЕ СВОЕ, отдал им на руки свои капиталы: И ОДНОМУ, более ревностному и способному, ДАЛ ОН ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, ДРУГОМУ ДВА, ИНОМУ ОДИН, КАЖДОМУ ПО ЕГО СИЛЕ и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; И ТОТЧАС ОТПРАВИЛСЯ. В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПОШЕЛ, УПОТРЕБИЛ ИХ В ДЕЛО, пустил их в оборот, И ПРИОБРЕЛ трудами своими ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ; ТОЧНО ТАК ЖЕ поступил И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА и ПРИОБРЕЛ ДРУГИЕ ДВА. Но не так поступил третий: ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ ОДИН ТАЛАНТ ПОШЕЛ И ЗАКОПАЛ ЕГО В ЗЕМЛЮ И СКРЫЛ СЕРЕБРО ГОСПОДИНА СВОЕГО. Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. ПО ДОЛГОМ ВРЕМЕНИ, ПРИХОДИТ (возвратился) ГОСПОДИН РАБОВ ТЕХ И ТРЕБУЕТ У НИХ ОТЧЕТА. С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы: И, ПОДОЙДЯ, ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПРИНЕС ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, добытые его трудами и заботами, И ГОВОРИТ: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО был очень доволен таким усердием раба и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ : я доверяю тебе и многое. ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО, раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной. ПОДОШЕЛ ТАКЖЕ И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ДВА ТАЛАНТА Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО и этому рабу выразил свое благоволение и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ; ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО.

Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей беспечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: ПОДОШЕЛ И ПОЛУЧИВШИЙ ОДИН ТАЛАНТ И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ ТЕБЯ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ, суровый, безпощадный деспот, ЖНЕШЬ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЕШЬ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ, И, УБОЯВШИСЬ пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания, ПОШЕЛ И СКРЫЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЕ, чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно; ВОТ ТЕБЕ ТВОЕ – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба: ГОСПОДИН ЖЕ ЕГО СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами: ТЫ ЗНАЛ, ЧТО Я ЖНУ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЮ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя: ПОСЕМУ НАДЛЕЖАЛО ТЕБЕ только ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЕ ТОРГУЮЩИМ, отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала: И Я, ПРИДЯ, ПОЛУЧИЛ БЫ МОЕ С ПРИБЫЛЬЮ.

Затем господин обратился к другим слугам и сказал: «Этот раб обвиняет меня в алчности, хотя сейчас видел, как щедро я награждаю моих верных и усердных рабов. ИТАК, ВОЗЬМИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ИМЕЮЩЕМУ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ. Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет: ИБО ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке, А У НЕИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО малое, ЧТО ИМЕЕТ (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало: А этого НЕГОДНОГО РАБА ВЫБРОСЬТЕ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ, бросьте в самую глубокую и мрачную темницу: ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий. СКАЗАВ СИЕ, закончив эту притчу, Господь ВОЗГЛАСИЛ: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе! Последуем в благоговении этому приглашению Господню, вникнем в смысл Его Божественной притчи, чтобы получить себе пользу душевную и избежать участи ленивого раба. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту. дал дары человекам» ( Еф. 4:8 ), как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще . от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ). Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Читайте также:
Молитва об усопшем до 40 дней - молитвы об упокоении души новопреставленного святым, как и когда читать

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне. и я приобрел». Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я. а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:10 ). Мы – рабы, ничего не стоящие.

Таким праведникам и смерть не страшна: она для них – конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина твоего, т.е. « «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не восходило на сердце человеку». Для верного раба более этой не может быть награды, потому что быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда», – говорил блаженный Иероним. «Получивший пять и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ: значит и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит надлежащим образом» (блаж. Феофилакт). Поучительно, что неисправным является в притче получивший один талант. Мог оказаться неисправным и получивший пять талантов; к несчастью, в жизни бывает нередко, что люди, весьма щедро наделенные от Бога и природными дарованиями и благами земными, не хотят употреблять их во славу Божию. Но Господь говорит в Своей притче о рабе с одним талантом, чтобы научить, что не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужит оправданием на суде Божием. «Иной успокаивает себя мыслями, – говорит Филарет, митрополит Московский, – я – не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант и ничего доброго не сделал; я нечто делаю; то еще не беда, что некоторые заповеди не исполнены, некоторые дни или часы не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра обращены только к удовольствию собственному. Ах, клеврет мой, ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному в малом Он дарует многое, следовательно, допуская неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое». Поразительна дерзость ленивого раба: он не стыдится назвать своего господина в глаза жестоким и алчным. Так и закоснелый, неисправный грешник может дойти до того, что будет готов обвинять Господа Бога в своей погибели, как будто Бог призывает к труду – и не дает умения и сил, возлагает бремя – и не услаждает сердце несущих это бремя. Ленивый раб хвалится тем, что возвращает талант в целости господину. Но не для того господин вручил ему этот талант, чтобы только сберечь его, а чтобы приумножить. Не для того, например, Господь дает человеку богатство, чтобы он берег его под замком, но для того, чтобы благотворил ближним и через это умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтоб все это употреблял на пользу ближним и через это еще более в самом себе укреплял эти дары Божии во славу Божию и себе во спасение.

Читайте также:
Мощи святого Серафима Саровского: места и адреса хранения, помощь и чудеса

Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты: лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, из благодарения Господу Богу за то добро, какое они через нас получили, их и наше через них, по их молитвам, спасение вечное. В сущности, возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять. И ленивый раб только хвалится, будто он добровольно возвращает талант: на самом деле талант у него отнимается: «возьмите у него талант» , – говорит господин. Так и бывает с тем, кто не употребляет даров Божиих во славу Божию. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ). И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу».

Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. – Москва : Синтагма, 2010. – 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Притча о талантах: Мт 25:14-30, Лк 19:11-28

Притча о талантах представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 25 главе Евангелия от Матвея с 14 по 30 стих и в 19 главе Евангелия от Луки с 11 по 28 стих.

Текст притчи

Толкование

В Евангелие есть притча о талантах, в которой рассказывается, как некий человек, отправляясь в далекий путь, призвал своих рабов и каждому дал некую сумму денег для того, чтобы они пустили их в оборот и он, по своему пришествию, получил от них прибыль.

Читайте также:
Иуда Искариот: кто это, история и судьба предателя, грехи апостола и что заставило его повеситься

Одному человеку он дал 5 талантов, другому – 2, третьему – 1. Каждому по силе его. Изначально талант – мера веса. Например, в Библии говорится, что у царя Давида был венец весом в талант золота. Мы даже можем представить, какая эта денежная сумма, потому что его корона весела не 100 грамм. Золото само по себе очень тяжелое. А поскольку талантами отмеривали серебро и золото, то со временем талант стал денежной единицей.

Вот этот человек, о котором рассказывается в Евангелие, дал своим рабам разные суммы денег. Из этой притчи ясно, что речь идет не о чисто торговле. Здесь затрагиваются духовные аспекты.

В нашем современном понимании талант – это способности человека, его дарования. Это могут быть изначальные возможности, и развитые. Дарования от Бога у нас у всех разные. У каждого из нас свой талант, и может быть даже не один.

Человеку важно найти свой талант, открыть его и определится что в себе развивать. В этом и есть призвание земной жизни. Найдите свой путь, осознав к чему вы призваны от Бога. Ведь не случайно то, что мы имеем разные таланты. Бог призывает каждого из нас к чему-то конкретному.

Конечно бывают и такие таланты, в которых трудно разобраться. Как же они могут принести духовную пользу? Например, человек очень ловок с мячом. Он известный футболист или какая-то женщина умеет красиво танцевать или петь. Даже внешняя красота человека – тоже дар от Бога.

Если мы сумеем относится к своим талантам духовно, то всегда найдем и поймем, как можно то или иное дарование употребить для спасения души человека. Например, футболит может не только трудится на себя, зарабатывать деньги, но и привлечь молодежь в спорт, стать для них примером для подражания и повести на дорогу правильной жизни.

Даже в таких трудных проявлениях таланта, которая бы казалась бы никакого отношения к духовности не имеет, можно найти свое призвание от Бога. При этом в талантах мы ни однобокие, то есть ни один талант у каждого из нас. Есть таланты, которые мы не рассмотрели и не развили. Есть и у футболиста, и у танцовщицы, и у певицы, и у любого человека, который казалось бы достигает вершит не на путях дел благоугодных, а на каких-то земных (те, которые ведут к человеческой славе). Вот таким людям стоит задуматься о поиске своего призвания от Господа.

Разные народы из разных природах обитания и в разные времена были призваны для того, чтобы все искали Бога. Хотя он недалеко от каждого из нас. Задумываясь о тех дарования и талантах, которые получили от Господа, и имея ввиду тот путь который мы должны пройти, мы ищем Бога. Дарованные таланты мы должны употребить на этом пути так, чтобы мы могли предстать на Страшном Суде Божием и принести результаты своих талантов Господу.

Эта притча одна из наиболее часто обсуждаемых, упоминаемых, цитируемых из Евангелия. Она и для житейских отношений поучительная, и в жизненных выборах человека (стратегических путей, судьбы) подходит. Она очень важна, поэтому хорошо над ней поразмышляйте.

В этой притче говорится, что Господь дал каждому по силе его. У нас у всех разный стартовый капитал: физический, материальный и душевный. Обстоятельства жизни у нас разные. Господь дает всем по-разному.

Многие полагают, что Господь несправедлив. Но это не так. Он выше справедливости. Ведь Любовь сильнее всего. Он милостивый и многое прощает. Бог любит как отец, ведь мы прощаем своих детей. Мы же не за все с них взыскиваем, когда они бывают виноваты.

Нужно понимать, что ропот на неравенство судьбы, на то, что кто-то якобы чем-то обделен (судьбой или какими-то обстоятельствами), он связан с нашей слабой верой. Когда мы говорим о вере, нужно иметь ввиду не просто знание, что там на небесах есть какая-то высшая духовная реальность, а прежде всего подразумевать доверие как к Отцу Небесному. Как сын и дочь доверяют своему отцу. Такое же доверие у нас должно быть и к Богу.

В Евангелие говорится: «Каждому по силам ему». И когда мы говорим: «Нет возможности и дарований больше, я бы справился с этим богатством». Вот в этом и недоверие. Господь знает, кому сколько нужно давать. Бога сложно порой бывает понять, но доверять нужно.

Слушать притчу

Притча о талантах — толкование и главный смысл

Притча о талантах имеет очень много толкований. Эту Притчу произносит Иисус Христос в Евангелии от Матфея. Что же на самом деле имел в виду Господь, рассказывая Притчу о талантах? Стоит отметить, что Он говорил ее в контексте второго пришествия.

О чем говорится в Притче о талантах

В Притче о талантах речь идет о богатом господине, который отъезжал с дома и дал своим рабам талантами. Первого из рабов наделил пятью талантами, второго – двумя, а третьего – одним. Каждого из них он наградил соответственно с их способностями и возможностями. Когда господин возвратился, то потребовал обратно таланты, которые он раздавал прежде. Первый раб, вместо пяти талантов, принес господину своему десять.

И похвалил его владелец за то, что он был верным рабом и умножил его богатство. Второй раб вернул тоже вдвое больше талантов – четыре. И этого раба похвалил господин. А третий раб принес один талант, тот, которым наделил его господин. Он сказал, что закопал его в землю, зная как жесток и сребролюбив его господин. Вероятно, он хотел просто сохранить то, что имел и вернул то же, что и получил от господина своего.

Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Но господин рассердился на его и сказал, что зная о том, каков его владелец, раб все равно закопал и спрятал талант, а не умножил его. За это он наказал раба своего и забрал у него тот талант. Господин отдал талант тем двум, которые приумножили их. А злого раба бросили в темницу. Оттуда был слышен его плач и скрежет зубов. Вывод таков: кто не имеет, у того заберется, а кто имеет, тот получит еще больше.

Толкование притчи от святителя Луки Исповедника

Святитель Лука Исповедник толкование притчи сей начинает с конца. Он говорит о последних словах в ней. Тот, кто имеет, умножится ему, тот, кто не имеет, потеряет и то, что имеет. Для земного неверующего человека эта притча вообще непонятная. Поскольку уразуметь это невозможно. В мире эта фраза кажется сверх несправедливой. И только духовные люди смогут правильно потолковать ее. Лука Исповедник говорит о том, что господином однозначно является сам Иисус Христос. Речь идет о Суде Божием.

Он считает, что талантами в притчи можно назвать все дары Духа Святого. Это и любовь, и вера, и милосердие, и разум, и мудрость и так далее. Господь очень хорошо знает всех людей, их жизненные перипетии, поэтому, как и в притче, в зависимости от возможностей человека, кому-то дается пять талантов, а кому-то только один. Но задание каждого – развивать и умножать талант, а не закопать и спрятать его. Именно это и спросит Господь на Суде: умножили ли люди талант, который им был дан. Вот за что придется ответить. Святитель Лука говорит, что умножать таланты можно по-разному.

Если это вера и любовь, то нужно каждый день думать о жертве Иисуса Христа и о том, что Он чувствовал в тот момент, когда шел на Голгофу и отдавал за нас, грешных, свою праведную жизнь. Тогда люди станут любить Его сильнее. Если талант – это ум, то нужно наполнять его и развивать, читая интересные, полезные послания, либо жития праведников.

Толкование притчи от Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

В толковании Притчи о талантах Святой Иоанн Кронштадтский также говорит о том, что господин – это Сын Божий, а мы, люди, – рабы Его. Согласно его трактовке, все мы получаем как таланты Божью благодать. Если человек имеет на земле богатство, то естественно, он должен поделиться с другими, не имеющими. С бедного человека справедливый Бог не будет этого требовать. Третий раб же сказал господину, что тот жесток. Иоанн Кронштадтский уверяет, что таким образом люди также обвиняют самого Господа Бога. Но если подумать, то Господь имеет право требовать с человека большего, нежели он дал.

Святой Иоанн наводит очень интересный пример с жизни и еще один с Евангелия. Когда люди сажают зерно, то они ожидают высокого уровня урожайности. Одно зерно должно принести плод в двадцать и больше зерен. Смоковницу, которая не приносит плода, вырубают. Иисус говорил, что если одна ветка винограда усохла, то ее нужно отсечь. Ибо, зачем она нужна, если не приносит плод. Также и с людьми. Господь имеет право требовать у человечества большего, чем то, что Он дал им. Сокровище должно сохраняться не в земле, а на небе. Земное – это временное, оно пропадет, а небесное – будет жить вечно.

Толкование притчи о талантах от Митрополита Антония Сурожского

Трактуя притчу о талантах, Митрополит Антоний Сурожский выделяет три проблемы, из-за которых человек не развивает данный ему талант. Первая причина – это иллюзия беспечности. Талант получил, надежно закопал, все хорошо. Вторая причина – малодушие. Как много люди теряют из-за этого качества, просто потому, что боятся рискнуть. Да, в какой-то мере, это очень большой риск, но и этот факт не оправдает человека на Суде.

Господь справедливо заберет у него талант и отдаст тому, кто готов рискнуть и вернуть больше. Третья причина, по словам Митрополита Антония, – это недостойная человека жизнь. Возможно, Господь подарил кому-то очень доброе, чувственное сердце, но из-за того, что человек слишком любит себя, он не может воспользоваться им правильно и найти в сердце место для кого-то еще.

Притча о талантах учит людей тому, что в земной жизни нет времени для того, чтобы материально обогащаться или жить в свое удовольствие. Ведь на Суде Господь спросит с каждого, где находится его сокровище: в земле или на небе.

Видео: Смысл притчи о талантах

Притча о талантах

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха. В Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один — каждому по силе его.

Как использовать таланты?

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны — они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом — говорит нам сегодня Господь — можно многого достигнуть в духовной жизни.

И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться.

От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Читайте также:
Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Ответственность за таланты

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

“Вот тебе твое, — говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. — Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его”. Как будто от него не требовалось потрудиться. Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его.

Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба.

“Я испугался, — говорит он, — и потому ничего не делал”. Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге — ложь. “Я знал, — говорит он, — что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал”, в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял — Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождь дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как Гадаринцы: “Отойди от нас”. Так обычно злые люди на Бога возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым.

Ленивые рабы — лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро.

Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

К чему приводит психология раба, имеющего один талант?

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому — создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы.

Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта.

“Возьмите от него талант, — говорит Господь, — и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет”.

Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант — это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото — просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями.

Кто не имеет — то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей — даже то, что он имеет, будет отнято от него.

Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Читайте также:
Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

Все ли имеют талант?

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант — это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим.

“Почему же ты не отдал свой талант другим? – спрашивает Господь. – Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов”.

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям.

И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми.

Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними— со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.

Господи! — говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. — Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему.

“Покажи мне веру от дел твоих” — говорит Господь, и Он с любовью воздает им.

Что мы получим за правильное использование талантов?

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: “Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего”.

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его.

Эта радость — радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

“Время проходит быстро, как река течет, — говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, — и скоро, я повторяю, — говорит он, — скоро наступит конец всего”. Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал.

Не закапывайте свои таланты!

В Библии есть притча о талантах. Звучит она так:

«И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей. – Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: “господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них”. Господин сказал ему: “хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”.

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: “господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них”. Господин сказал ему: “хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”.

Подошел и получивший один талант, и сказал: “господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое”.

Господин же сказал ему в ответ: “лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов”.

Читайте также:
Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

В свое время мне понравилось, как трактует эту притчу Митрополит Антоний Сурженский в своей книге «Человек перед Богом»:

«Слово “талант” приобрело за столетие специфическое значение. Все мы знаем, что такое талант по отношению к музыке, искусству, литературе; но не об этом говорил Христос. В Его время талант была денежная мера. Вот, какому-то человеку сделали вклад, и ему предложили осуществить эту денежную меру, добиться всего, на что он способен. Этот человек может приложить все усилия, и если он чрезвычайно одарен, он может удвоить, утроить тот дар, который ему был сделан. Если он менее одарен, он хоть чего-то добьется. Но он никак не имеет права сделать то, что сделал самый неодаренный из трех лиц, о которых говорит притча. Он испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне дано, я растрачу, потеряю и буду в ответе? – и зарыл его; то есть просто отложил в сторону, закопал, завернул в платок. А когда пришло время суда, когда пришло время расчета, когда все предстали перед хозяином, оказалось, что все чего-то добились – только он не добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша, выгоды своему хозяину; он был осужден за то, что испугался и не решился ничего сделать, не решился ни на что.

Перенося эту картину на нашу обычную жизнь, мы можем, конечно, рассматривать талант, о котором говорит притча, как дар в области искусства, литературы, поэзии, но это ограниченное понимание. В основе, заложенный в нас талант – это все, на что мы способны, все богатство, все разнообразие, вся красочность нашей собственной личности. Можем ли мы ее осуществить или нет? Можем; все могут, каждый может осуществить все, на что у него хватит духа, мужества, вдохновения»

И мне лично очень бы хотелось, чтобы каждый из нас именно так относился к себе и к тем ресурсам, которые в нас сокрыты. Но, с грустным удивлением я обнаруживаю, что мы порой отказываем себе в проявлении. Мы не ищем себя, даже не пытаемся найти – что же можем делать, в чем проявляться можем наиболее полно. Что же у нас есть, какие созидательные силы в нашем арсенале имеются.

Мы даже можем называть себя бесталанными. Бытует такое мнение, что талантливый человек – это непременно мировая известность, знаменитость, достигшая высот в своем деле. И что талант – это обязательно один вид деятельности, который «нарисовался – не сотрешь», нечто из ряда вон выходящее.

Так ли это? В широком смысле слова можно рассматривать талант как способность, склонность, расположенность к чему-то, что удается человеку и приносит радость при ее реализации. И это уже в свою очередь имеет отношение к нашей общей реализованности.

Так, самореализация в разных областях жизни оказывает определяющее воздействие на нашу самооценку, самоуважение, уверенность в себе, самопринятие, эмоциональное состояние.

Мучительно переживается мысль «Я заурядный (ая). Ничем от других не отличаюсь. Ничего особенного я делать не умею. Каких-то уникальных особенностей у меня нет». Ну как тут не упасть и без того шаткой самооценке?

Лично мое убеждение – не уникальных людей не существует. Есть лишь скрытые таланты, не реализованные способности. Каждый из нас вправе и может найти себе применение. Если – его намеренно Поискать.

Одной из причин, по которым мы можем отказывать себе в этом самом поиске и дальнейшей самореализации, является так называемая выученная беспомощность. Она формируется в детстве, если были замечены:

  • Гиперопека – «туда не ходи, сюда не ходи», «можно я сам(а)? – нет, давая я за тебя все сделаю». Инициатива в действиях, в познании мира отбивается напрочь, и родительская забота в итоге становится медвежьей услугой.
  • Родительские интроекты, иными словами внушения, усвоенные установки в стиле «у тебя ничего не получится», «руки не оттуда», «да что ж ты за бездарность такая», «бестолочь никчемная, даже не пытайся». Все мы бываем грубы, резки, и сожалению, в момент произношения таких “комплементов” люди редко задумываются о последствиях. Меж тем происходит создание своего рода негативной программы на будущее для своего чада.

Здесь формируется отношение ребенка и к себе лично, и к своим возможным будущим достижениям. Душится в корне активность, желание действовать, пробовать, искать, применять себя. Отрицается сама возможность самореализации, ведь мотивация сходит в ноль. Если нас кто-то научил, что нечто не возможно – мы, увы, будем в это верить.

Когнитивно-поведенческий подход в психологии подтверждает важность учета этого фактора для всей нашей жизни. Так, люди, имеющие опыт выученной беспомощности, стараются не браться за новые задачи или берутся с огромным сопротивлением, подстегиваемые еще и страхом ошибки. В свою очередь, если у человека теряется ощущение, что он своими руками, действиями, поступками может что-то изменить, то он теряет мотивацию, у него падает иммунитет, вера в себя. Вообще люди более счастливы, здоровы и эффективны, если имеют возможность что-либо делать, что-либо менять собственными силами, если от их действий что-либо зависит.

Так давайте добавим себе этого самого Счастья!

Будучи взрослым по паспорту, а по сути – оставаясь тем беспомощным или травмированным ребенком, человек порой продолжает думать о себе «я ничто и неумеха», не совершая попыток себя реализовать. Его ведь научили такому взгляду на себя и на мир, на то беспомощность и является «выученной». В реальности же препятствий к самореализации может и не существовать. Все эти «барьеры бесталанности» – в нашей голове.

Читайте также:
Православие и прививки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Надо проснуться, осмелиться и увидеть это. Осознать, что нам уже не 5-7-10 лет, и ничье мнение, кроме нашего, уже не ограничивает наши возможности. Да, это большая работа над собой, кропотливая и долгая. Ведь ломать собственные барьеры и шаблоны – дело не из легких. Особенно если мы успели сродниться с ними за N-е количество лет. Да и учили нас так, что мы успели слиться с маской, ролью, идентичностью «заурядной-неумехи-нечего-и-пытаться».

Но эта работа над собой реальна, осуществима и дает результаты – плоды счастья!

Слово (Санкт-Петербург). Евангельская притча о талантах

Аудио

Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии.

– Сегодня мы разберем евангельскую притчу о талантах. Один богатый человек, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и раздал им таланты: одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему и вовсе один. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю.

Когда господин вернулся, он попросил отчет у своих рабов. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Так же приумножил таланты второй человек, которому он дал два таланта. А тот, которому достался всего один талант, вернул его обратно господину со словами: Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Почему же господин обвинил этого человека в лени и лукавстве и какой смысл заложен во всей этой истории? Об этом мы поговорим с доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом.

Почему именно притчу о талантах рассказывает Иисус Христос, отвечая на вопрос Своих учеников о Его Втором Пришествии?

– Притча входит в состав тех бесед, которые Христос ведет со Своими учениками перед крестной смертью, поэтому в определенной мере здесь даются критерии того, что же является концом человеческой жизни, концом человеческой истории и тем самым главным вопросом, который будет обращен во время этого окончания к каждому человеку.

Эта притча говорит о таком важном качестве нашей жизни, о котором мы, к сожалению, очень часто забываем, – об ответственности. Действительно, на ответственности основано все наше общество, без ответственности оно, наверное, не могло бы существовать. Вместе с тем очень часто мы стремимся избежать этой ответственности и создать в нашей жизни «слепые зоны» и «белые пятна», в рамках которых мы хотим сказать всем окружающим: это мое личное дело, сюда никто не имеет права вмешиваться, я веду себя здесь именно так, как считаю нужным. Многие люди используют такой подход, пользуясь анонимностью в Интернете, социальных сетях, говоря или поступая так, как никогда не поступили бы, выступая под своим собственным именем, боясь ответственности.

Притча говорит как раз о том, что с точки зрения христианства, если человек предстоит перед Богом, нет ни одной области жизни, в которой мы могли бы сказать Богу: Господи, пожалуйста, не вмешивайся сюда, это мое личное время, моя личная составляющая, и я являюсь здесь господином своей жизни, поэтому только я буду устанавливать правила игры и отвечать исключительно перед самим собой за то, что совершаю в эти периоды жизни или в тех или иных обстоятельствах.

Поскольку всю жизнь человеку дает Бог, Он имеет право потребовать ответ, а в основе «ответственности» лежит именно слово «ответ», а ответ – это наше слово, обращенное на призыв. Поэтому притча говорит нам о том, что вся наша жизнь, не разделяясь на те или иные части, принадлежит, с одной стороны, нам, но, с другой стороны, дана нам как некий потенциал, который мы должны реализовать. Поэтому если не будет такого видения нашей жизни, то рано или поздно в ней могут начаться какие-то серьезные кризисы или, подойдя уже к завершению жизни, человек нередко оглядывается назад и понимает, что очень много лет, месяцев, дней и минут пропали даром; видит, сколько возможностей у него в жизни было, что много осталось нереализованным, но дважды войти в одну реку нельзя. Человек, согласно этой притче, не должен подойти к завершению своего земного пути и оказаться перед разбитым корытом из сказки.

– Сегодня под талантом мы понимаем одаренность человека, а во времена Иисуса Христа это была крупная денежная единица. Почему люди в разной мере получают от Бога эти дары? Получается, что априори они хуже и слабее, другие – умнее и сильнее.

– В то время талант был денежной единицей, включал в себя шесть тысяч динариев, а один динарий был приблизительно платой за один день. То есть те суммы, которые получают персонажи из притчи, были очень-очень большими. Один талант был заработной платой приблизительно за пятнадцать лет, два таланта – за 30 лет и пять талантов – практически за 75 лет, т.е. это огромные суммы. Поэтому когда в притче говорится о рабах, то это не рабы в нашем историческом понимании, а скорее слуги или менеджеры – те люди, которым господин, уезжая, дает полную свободу и огромные финансовые средства. Для того чтобы они принесли некий доход, были вложены в дело и, соответственно, послужили тому, чтобы этот капитал увеличивался.

Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Что касается размера этих даров, или талантов, Священное Писание говорит, что кому много дано, с того больше и спросится. Поэтому, безусловно, Бог, давая те или иные таланты человеку, знает его потенциальный ресурс. И позиция человека должна заключаться не в том, чтобы сравнивать себя с другими людьми. А такое можно нередко встретить в современном мире, когда человек всю жизнь с завистью смотрит на других и думает о том, как хорошо тому или иному человеку, а он изначально находится в каких-то совершенно неравных условиях и так далее. Поэтому занять пессимистическую позицию постоянного взгляда на то, как мало мне дано, или, наоборот, увидеть, насколько сильно я одарен, если посмотреть на мою жизнь глазами Евангелия, в том числе этой притчи, – это, мне кажется, выбор каждого человека.

Например, у нас на кухне стоят чашки, есть большие, а есть маленькие, но мы же не говорим, что большая чашка априори лучше, чем чашка маленькая: каждая служит каким-то своим целям. Поэтому человек, созидая свою жизнь, действительно должен относиться к ней реалистично. У человека может быть не совсем хорошее здоровье – он не станет космонавтом. С другой стороны, если мы посмотрим на людей даже с тяжелой степенью инвалидности по зрению, слуху или опорно-двигательному аппарату, то нередко увидим, что они не опустили руки, а сделали в своей жизни намного больше, чем «здоровые» наши современники, которые посвятили свою жизнь чему-то иному. Поэтому нельзя сказать, что мы получаем большие или меньшие дары, мы получаем те дары, которые можем и должны раскрыть в своей жизни.

Вполне возможно, что тот раб, который получил два таланта, если получил пять талантов, для него это была бы слишком большая нагрузка, может быть, он бы надорвался. Но мы видим, что первые двое из притчи правильно отнеслись к тому, что у них было, поэтому полученный ими доход дал стопроцентную прибыль, и тем самым можно сказать, что они полностью реализовали все то, что получили для своей жизни.

– Почему тогда господин осудил третьего человека, которому дал всего один талант, ведь тот сохранил его и вернул обратно?

– Третий раб показывает, что он не хочет совершить вообще никакого шага: это его жизненное пространство, ему проще ничем не заниматься и просто провести этот период времени, посвятив его исключительно самому себе. Он необязательно должен был заняться каким-то «бизнес-проектом». В притче говорится о том, что если бы он отдал серебро просто торгующим, в наших реалиях мы могли бы сказать, если бы он просто положил его на банковский счет и ничего не делал, уже появились бы некие проценты, некий доход. Но он зарывает это сокровище и тем самым показывает, что он прежде всего не видит над собой никакой более высокой инстанции, то есть заповедь приумножить дары, которую он получил, для него не является абсолютной, он просто не обращает на нее внимания. Мы не знаем, может быть, он завидовал тем, кто получил больше, два и пять талантов, и думал, что раз он получил так мало, ему не доверяют. Или, может быть, он не был в достаточной мере уверен в своих силах и т.д. В самом конце притчи мы видим, что вместо того чтобы признать свою вину, он начинает диалог, в ходе которого пытается выгородить себя и еще обвиняет своего господина, поручившего ему эти средства.

Такую же позицию мы нередко видим и в окружающем мире, когда человек за какие-то свои неудачи обвиняет всех, кого угодно: окружающих, Бога, но только не самого себя. Особенно когда человек находится на грани окончательного падения, уже погрузился в пучину алкоголя, наркотиков или иных разрушающих привычек, очень часто ему не хватает честного взгляда. Такие люди не готовы посмотреть назад и сказать: да, у меня что-то было, я был молод, активен, у меня была возможность получить образование, хорошую работу и т.д., а вместо этого я выбрал другой путь – путь ничегонеделания. И этот путь привел его именно туда, куда приводит эта история и третьего персонажа притчи – в кромешную тьму.

«Тьма» – это тоже очень глубокий библейский символ, который означает отсутствие света. Свет – это Бог, Христос, Евангелие, поэтому человек сам приходит в эту тьму, человек сам убирает те источники света, которые были в его жизни, будь то какие-то духовные ценности, будь то семья, дружба и т.д. Ему нравится находиться в темноте, нравится находиться в этой полностью зашторенной комнате, но винить в этом он не может никого, кроме самого себя.

Поэтому Христос в рамках этой притчи, обращаясь к каждому из нас, напоминает о том, что ресурсы у всех нас в определенной мере одинаковые: 24 часа в сутках каждого человека, будь то крупный политик и бизнесмен или обычный человек: студент, домохозяйка и т.д. И только от нас зависит, как мы используем это дарованное Богом время и какой духовный капитал нашей жизни мы сможем принести с собой в вечность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: