Приветствия православных: как верующие приветствуют друг друга при встрече, основы православного этикета

Как православные приветствуют друг друга?

Целовать? Можно!

В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.

Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.

Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Проявление открытости и добрых намерений

В любой культуре приветствие — пожатие руки, снятие шляпы — имеет своей целью показать, что человек вам доверяет и надеется на вашу взаимность. В открытой руке нет оружия, в непокрытой голове есть признание своей беззащитности: раньше рыцарь, въезжая в город, снимал шлем, что означало, что он не несёт угрозы и не ждёт её от окружающих. Приветствие всегда должно быть искренним и добрым.

В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.

Читайте также:
Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы

Помним о личном пространстве

Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.

За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.

«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?

Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Хорошие русские православные мультфильмы для детейХорошие русские православные фильмы для всей семьиПравославные богословские курсыПравославные венчальные кольца

Искренность и понимание — прежде всего

Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.

Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.

Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.

Священник Димитрий Паламарчук

В каждой местности, у каждого возраста, есть свои обычаи и особенности приветствий.

Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. (Кстати, и сегодняшнее «Здрасть!» — тоже некрасиво, оно часто выражает поспешность, нежелание здороваться, а вот благоодарственное и полное «Здравствуйте!» гораздо вежливее и теплее).

МИР вам: как в Содружестве отмечают День приветствий

Как православные приветствуют друг друга?

  • Приветствие православных христиан при встрече
  • Православный этикет

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем».

Читайте также:
Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе.

Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой.

Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Авг 25, 2020 22:57 Администратор

Виды приветствия

Слово «Ас-саляму алейкум» на арабском
Приветствие мусульман или салама, саляма в Исламе имеет и полную форму. Полная форма приветствия мусульман звучит как «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», и дословно эти слова означают в переводе с арабского языка «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение». Ответ на него звучит как «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух» и в переводе с арабского языка переводится как «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение». Тирмизи передает случай о том, как Пророка Мухаммада ﷺ посетил мусульманин, который зашел и произнес приветствие «Ас-саляму алейкум!», и в ответ его поприветствовали и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Когда этот человек сел, вошел еще один мусульманин и сказал «Ас-салааму алейкум ва рахматуллах!», и тоже его поприветствовали в ответ, а Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Двадцать». Когда же третий мусульманин вошел и произнес приветствие «Ас-салааму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!», и ему ответили, Посланник Аллаха сказал: «Тридцать». Произнося эти числа, Пророк Мухаммад ﷺ сообщал, какое вознаграждение получит каждый мусульманин, который поприветствовал своего брата по вере.

Исходя из вышеприведенного хадиса приветствие мусульман друг другу можно разделить на несколько видов, лучшим из которых является произнесение фразы «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, на что должен последовать ответ «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, более низким по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах«, на него мусульманин должен ответить такой же формулировкой «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или лучше «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, как об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, чтобы мусульманин отвечал также или лучшим приветствием. Повседневным приветствием мусульман и меньшим по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум» и ответ на него «ва алейкум ассалям«, при этом если тот кого поприветствовали ответит «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» — то он последует сунне Пророка Мухаммада ﷺ и получит большую награду за свое ответное приветствие.

Читайте также:
Записки Ксении Петербургской: как правильно писать

Лучшее полное приветствие у мусульман: «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» (на арабском)

У мусульман в Исламе различается две формы приветствия: первая форма приветствия в Исламе звучит как «ас-саляму алейкум», а вторая форма звучит как «салямун алейкум», где не употребляется артикль «аль», и первая форма, и вторая используется мусульманами в повседневной жизни, но достойнее звучит все-таки первая форма.

Такая формулировка как «алейка-с-салям» или «саляму Ллахи аляйка» нежелательна для приветствия, поскольку ее используют для употребления в адрес уже покойных, умерших людей.

Православные приветствия и обращения к священнослужителям. –

Христианские приветствия

Вопрос читателя: Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился. » А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям.

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия. Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы.

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему

» (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами
«Мир вам»
. В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми.

Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. » (От Луки, 2.

,
«Радуйтесь!»
– еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан.

Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам»

, на которое православные отвечают:
«И духу твоему»
(протестанты на такое приветствие ответят:
«С миром принимаем»
). Также приветствуем друг друга словами:
«Слава Иисусу Христу!»
, на что отвечаем:
«Вовеки слава»
. На приветствие
«Слава Богу!»
– отвечаем:
«Вовеки слава Богу».
Когда же приветствуют словами
«Христос посреди нас!
» – следует ответить:
«И есть, и будет…»
В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!»

– звучит в ответ. На Крещение:
«Христос крестился!»

«В реке Иордане!»
И, наконец, на Пасху:
«Христос воскрес!»

«Воистину воскрес. »
А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.
Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия»
десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета.

Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени.

Таково обращение «отец»

(в украинской традиции –
«пан-отче»
, в русской часто –
«батюшка»
) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. –
Авт.
) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. –
Авт.
)» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего.

И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы.

Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов

; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Читайте также:
Возраст Христа: что значит 33 года для мужчин и женщин в православии

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь.

И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения.

Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка»

. Если же более официально, то
«Ваше Преосвященство»
. К архиепископу и митрополиту –
«Ваше Высокопреосвященство»
. К патриарху –
«Ваше Святейшество».
Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

www.vedmedenko.org

Как православные приветствуют друг друга?

В православной традиции существуют свои особые приветствия, которые практически не встречаются в современном обществе. Лишь изредка можно встретить искренне верующих людей, сохраняющих религиозные обычаи и в этом вопросе.

  1. Как подобает здороваться при встрече православным верующим?
  2. На Руси
  3. В дни праздников
  4. В средние века
  5. Форма приветствия священнослужителя в наши дни
  6. Слова напутствия
  7. Обращение к незнакомцу
  8. Слова благодарности
  9. Важные правила приличия среди православных

Как подобает здороваться при встрече православным верующим?

До Октябрьской революции православная вера играла большую роль в России. Заходя в дом, всегда было принято произносить: «Мир вашему дому». Хозяевам обязательно следовало ответить: «С миром принимаем».

В этом обмене приветствиями было несравнимо больше сути, благости, нежели в современных аналогах. Более того, какие-то нюансы того, как по-христиански здороваться друг с другом, складывались на отдельных территориях. На это оказывали влияние местные обычаи, а также возраст православных, встречавшихся в храме или на улице.

На Руси

Еще раньше на Руси при встрече было принято сказать человеку при встрече: «Христос посреди нас». На это реагировали следующей фразой: «Есть и будет». Еще один распространенный вариант приветствия: «Мир вам», на что в ответ следовало сказать «И духу твоему». Последний приведенный пример вообще считается одним из самых древних дошедших до нас вариантов христианского приветствия. Считается, что именно так приветствовал своих учеников Иисус Христос.

Сохранилось немало письменных свидетельств того, как в раннем христианстве люди здоровались друг с другом. Например, священнослужители любое приветствие между собой сопровождали поцелуем правой руки и трехкратным лобызанием в щеку.

В дни праздников

В дни больших церковных праздников, а также в любое воскресенье миряне друг с другом здоровались, говоря: «С праздником!». Целоваться в щеку было принято не только среди священников, но и обычных прихожан.

В средние века

В средние века мужчины обменивались между собой тремя поцелуями в щеку, также между собой поступали женщины. У монахов считалось уместным лобызание в плечо. Этот обычай со временем позаимствовала часть мирян.

Форма приветствия священнослужителя в наши дни

У православных верующих, встречая священнослужителя в церкви, существует форма приветствия, которая отличается от мирского приветствия со словами «Здравствуйте». При встрече со священником обычно говорят «Благословите» или «Добрый день, батюшка, благословите».

Слова напутствия

Когда человек уходил из дома, существовало несколько вариантов для напутствий: «Бог в помощь» или «Храни тебя Господь». Считается, что, благодаря этим словам, удается спасти дорогого сердцу человека от проблем и неприятностей, с которыми он может столкнуться на своем пути.

Обращение к незнакомцу

Обращаясь к незнакомцу, женщине следует говорить «матушка», если она замужем, или «сестра, если женщина еще молода. Аналогично к мужчинам следует обращаться «отец» или «брат». В православной среде допускается использовать в качестве обращения «господин» и «госпожа», но в современном мире значение этих слов несколько изменилось, поэтому не всегда может быть правильно воспринято собеседником. Он может не увидеть за ним религиозной подоплеки, в этом случае такое обращение может показаться неуместным.

Слова благодарности

В качестве благодарности человек за помощь или оказанную услуга издревле принято было говорить: «Спаси Христос» или «Спаси Бог». Однако если собеседник не является верующим человеком, его такое обращение может удивить. Вполне допускается использовать вместо этого обычное «Благодарю». Так удастся подчеркнуть, насколько вы дорожите оказанной вас услугой.

Важные правила приличия среди православных

В основе этикета, принятого в христианстве, есть нормы, помогающие утвердить силу веры в Бога, укрепить его любовь и почитание Всевышнего.

Истинный православный человек должен следовать определенным правилам:

  1. Утром, едва проснувшись, начинать день с совершения молитвы. Молитвой должно начинаться и завершаться каждое дело, за которое он берется.
  2. Спастись и защититься от дьявольского искушения, а также не увлечься плохими и бесовскими делами удается, если как можно чаще произносить про себя одну только фразу «Господи благослови».
  3. Перед едой, садясь за стол, следует пожелать всем собравшимся вокруг ангела за трапезой.
  4. К людям старшего возраста всегда следует обращаться исключительно уважительно. К священнику непременно на «вы».
  5. Особое обращение существует к каждому представителю в церковной иерархии. К патриарху – только «Ваше Святейшество», а к епископу – «владыка».

Что надо знать о православном церковном этикете

иеро­мо­нах Ари­старх (Лоха­нов)

По бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона, Епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Общие све­де­ния о цер­ков­ном эти­кете

Годы воин­ству­ю­щего без­бо­жия в нашей стране, при­вед­шие в итоге к исто­ри­че­скому и рели­ги­оз­ному бес­па­мят­ству, пре­рвали немало тра­ди­ций, кото­рые скреп­ляли поко­ле­ния, при­да­вали жизни освя­ще­ние через вер­ность веко­вым обы­чаям, пре­да­ниям, уста­нов­ле­ниям. Уте­ряно (и теперь только по частям и с трудом вос­ста­нав­ли­ва­ется) то, что наши пра­деды впи­ты­вали с дет­ства и что ста­но­ви­лось потом есте­ствен­ным, – пра­вила пове­де­ния, обхож­де­ния, учти­во­сти, доз­во­лен­но­сти, кото­рые сло­жи­лись на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени на осно­ва­нии норм хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. Условно эти пра­вила можно назвать цер­ков­ным эти­ке­том. Вообще этикет – это свод правил пове­де­ния, обхож­де­ния, при­ня­тых в опре­де­лен­ных соци­аль­ных кругах (раз­ли­чают при­двор­ный, дипло­ма­ти­че­ский, воин­ский этикет, а также еще и обще­граж­дан­ский), а в пере­нос­ном смысле – и сама форма пове­де­ния. Спе­ци­фика цер­ков­ного эти­кета свя­зана прежде всего с тем, что состав­ляет основ­ное содер­жа­ние рели­ги­оз­ной жизни веру­ю­щего чело­века, – с почи­та­нием Бога, с бла­го­че­стием.

Читайте также:
Православное паломничество: история и традиции, особенности и значение, главные ошибки и основные места

Для раз­ли­че­ния двух тер­ми­нов – бла­го­че­стие и цер­ков­ный этикет – вкратце кос­немся неко­то­рых основ­ных поня­тий нрав­ствен­ного бого­сло­вия (по курсу «Пра­во­слав­ное нрав­ствен­ное бого­сло­вие» архи­манд­рита Пла­тона. – Троице-Сер­ги­ева Лавра, 1994).

Жизнь чело­века про­хо­дит одно­вре­менно в трех сферах бытия:

— при­род­ной;
— обще­ствен­ной;
— рели­ги­оз­ной.

Обла­дая даром сво­боды, чело­век ори­ен­ти­ро­ван:

— на соб­ствен­ное бытие;
— на эти­че­ское отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему миру;
— на рели­ги­оз­ное отно­ше­ние к Богу.

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к соб­ствен­ному бытию есть честь (ука­зы­ва­ю­щая, что есть чело­век), при этом нормой явля­ется цело­муд­рие (инди­ви­ду­аль­ная непри­кос­но­вен­ность и внут­рен­няя целост­ность) и бла­го­род­ство (высо­кая сте­пень нрав­ствен­ной и интел­лек­ту­аль­ной сфор­ми­ро­ван­но­сти).

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к ближ­нему – чест­ность, при этом нормой явля­ются прав­ди­вость и искрен­ность.

Честь и чест­ность суть пред­по­сылки и усло­вия рели­ги­оз­ного бла­го­че­стия. Они дают нам право со дерз­но­ве­нием обра­щаться к. Богу, созна­вая свое соб­ствен­ное досто­ин­ство и видя в то же время в другом чело­веке со-пут­ника к Богу и со-наслед­ника Божией бла­го­дати.

Упраж­не­нию в бла­го­че­стии (см.: 1Тим.4:7 ), пре­успе­ва­нию в нем (см.: 1Тим.6:11 ) должна быть под­чи­нена вся жизнь веру­ю­щего чело­века, кото­рый при­зван оста­ваться при этом духовно-трез­вен­ным и не обо­льщать свое сердце, рискуя впасть в пустое бла­го­че­стие (см.: Иак.1:26 ).

Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает ( 1Ин.4:12 ), и не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( 1Ин.4:20 ).

Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

Суще­ствует мнение, что «манер­ни­чать ни к чему», так как Бог смот­рит на сердце. Послед­нее, конечно, верно, но ведь и сама доб­ро­де­тель оскорб­ляет, если она соеди­ня­ется с оттал­ки­ва­ю­щими мане­рами. Без­условно, что за бле­стя­щим обхож­де­нием могут скры­ваться ужа­са­ю­щие наме­ре­ния, что свя­зано со зна­ко­вым харак­те­ром нашего пове­де­ния, когда, скажем, жест может откры­вать истин­ное наше состо­я­ние или жела­ние, но может и скры­вать. Так, Понтий Пилат в одном совре­мен­ном романе, умывая руки на суде над Хри­стом, дает этакое тол­ко­ва­ние своему жесту: «Пусть хоть жест будет эле­ган­тен и символ без­упре­чен, коль посту­пок бес­че­стен». Подоб­ные спо­соб­но­сти людей с помо­щью мно­го­знач­но­сти жеста, хоро­ших манер скры­вать худое сердце не могут слу­жить оправ­да­нием при отсут­ствии цер­ков­ного «хоро­шего тона». «Плохой тон» в храме может стать пре­ты­ка­нием мало­цер­ков­ного чело­века на его пути к Богу. Вспом­ним сте­на­ния и жалобы ново­об­ра­щен­ных, кото­рые при­хо­дят в храмы и встре­чают там порой просто вар­вар­ское отно­ше­ние к себе со сто­роны тех, кто счи­тает себя воцер­ко­в­лен­ным. Сколько гру­бо­сти, при­ми­тив­ного мен­тор­ства, непри­язни и непро­ще­ния можно встре­тить в иных общи­нах! Сколь­ких людей – в осо­бен­но­сти из числа моло­дежи и интел­ли­ген­ции – уте­ряли при­ходы из-за этого! И когда-то они, эти ушед­шие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послу­жил таким соблаз­ном на пути к храму?!

Бого­бо­яз­нен­ный и цер­ковно-вос­пи­тан­ный. чело­век, если и видит что-либо небла­го­при­стой­ное в пове­де­нии иного, лишь с любо­вью и ува­же­нием исправ­ляет брата или сестру. Пока­за­те­лен в этом отно­ше­нии случай из жития пре­по­доб­ного Арсе­ния Вели­кого: «Старец сей удер­жал одну при­вычку из своей мир­ской жизни, именно – иногда он, садясь, пола­гал ногу за ногу, что могло пока­заться не совсем бла­го­при­стой­ным. Неко­то­рые братия видели это, однако никто из них не осме­лился сде­лать ему заме­ча­ние, потому что все весьма ува­жали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пой­дите к авве Арсе­нию, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сде­лайте мне заме­ча­ние, что я не хорошо сижу. Я стану про­сить у вас про­ще­ния; вместе с тем мы испра­вим и старца».

Они пошли и сде­лали так. Пре­по­доб­ный же Арсе­ний, поняв, что так непри­лично сидеть иноку, оста­вил свою при­вычку» (Жития святых. Месяц май. День вось­мой).

Веж­ли­вость, как состав­ля­ю­щая эти­кета, у чело­века духов­ного может стать сред­ством при­вле­ка­ю­щим бла­го­дать Божию. Обычно под веж­ли­во­стью пони­мают не только искус­ство про­яв­лять внеш­ними зна­ками то внут­рен­нее ува­же­ние, кото­рое мы имеем к чело­веку, но и искус­ство быть при­вет­ли­вым с людьми, к кото­рым мы не имеем рас­по­ло­же­ния. Что это – хан­же­ство, лице­ме­рие? Для чело­века духов­ного, зна­ю­щего сокро­вен­ную диа­лек­тику внеш­него и внут­рен­него, веж­ли­вость может стать сред­ством на пути стя­жа­ния и раз­ви­тия сми­ре­ния.

Известно выра­же­ние одного подвиж­ника: делай внеш­нее, а за внеш­нее Гос­подь даст и внут­рен­нее, ибо внеш­нее при­над­ле­жит чело­веку, а внут­рен­нее – Богу. При появ­ле­нии внеш­них при­зна­ков доб­ро­де­тели сама доб­ро­де­тель посте­пенно воз­рас­тает в нас. Вот как мудро писал об этом епи­скоп Вени­а­мин (Милов):

«Кто пре­ду­пре­ждает при­вет­ствия других своим при­вет­ствием, выра­жает ко всем услуж­ли­вость, почти­тель­ность, всех пред­по­чи­тает всюду себе, мол­ча­ливо терпит разные огор­че­ния и все­мерно напря­га­ется мыс­ленно и прак­ти­че­ски и в само­уни­чи­же­нии ради Христа, тот первое время пере­жи­вает немало тяже­лых и труд­ных для личной гор­до­сти минут.

Но за без­ро­пот­ное и тер­пе­ли­вое испол­не­ние запо­веди Божией о сми­ре­нии на него свыше изли­ва­ется бла­го­дать Свя­того Духа, смяг­чает его сердце для искрен­ней любви к Богу и к людям, и горь­кие пере­жи­ва­ния его сме­ня­ются сла­дост­ными.

Так дей­стви­ями любви без соот­вет­ству­ю­щих чувств любви в конце концов воз­на­граж­да­ется изли­я­нием в сердце небес­ной любви. Сми­рив­шийся начи­нает чув­ство­вать в окру­жа­ю­щих лицах родных во Христе и рас­по­ла­га­ется к ним бла­го­же­ла­тель­но­стью».

Об этом же писал епи­скоп Феофан Затвор­ник: «Дей­ству­ю­щий по-цер­ков­ному, как сле­дует, непре­рывно про­хо­дит науку бла­го­го­ве­ин­ства пред Богом, с посвя­ще­нием Ему всего».

Читайте также:
Православие и ислам: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

В обще­нии с людьми – и цер­ков­ными, и нецер­ков­ными – святые отцы сове­туют пом­нить о том, что надо бороться не против греш­ника, но против греха и всегда давать чело­веку воз­мож­ность испра­виться, помня при этом, что он, пока­яв­шись в тай­ни­ках своего сердца, может быть, уже поми­ло­ван Богом.

Мы видим, таким обра­зом, что, в отли­чие от свет­ского эти­кета, пра­вила пове­де­ния в цер­ков­ной среде, будучи тес­ней­шим обра­зом свя­заны с бла­го­че­стием, ведут к очи­ще­нию и пре­об­ра­же­нию сердца Божией бла­го­да­тью, кото­рая дару­ется труж­да­ю­ще­муся и под­ви­за­ю­ще­муся. Поэтому цер­ков­ный этикет должен пони­маться не только как свод правил пове­де­ния, при­ня­тых в целях сохра­не­ния цер­ков­ного орга­низма, но и как путь вос­хож­де­ния ко Христу.

Для облег­че­ния поль­зо­ва­ния этим неболь­шим посо­бием мы раз­де­лили его на сле­ду­ю­щие части: пра­вила пове­де­ния на при­ходе; пра­вила пове­де­ния в мона­сты­рях; как вести себя на приеме у епи­скопа; пове­де­ние пра­во­слав­ного вне церкви.

На приходе

При обра­ще­нии к духо­вен­ству для избе­жа­ния ошибок необ­хо­димо иметь некий мини­мум знаний о свя­щен­стве.

В Пра­во­сла­вии суще­ствует три сте­пени свя­щен­ства: диакон, свя­щен­ник, епи­скоп. Еще до руко­по­ло­же­ния в диа­кона став­лен­ник должен решить: будет ли он про­хо­дить свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, явля­ясь жена­тым (белое духо­вен­ство) или же приняв мона­ше­ство (черное духо­вен­ство). С про­шлого века в Рус­ской Церкви суще­ствует также инсти­тут цели­бата, то есть сан при­ни­ма­ется с обетом без­бра­чия («Цели­бат» – по-латыни «холост»). Диа­коны и свя­щен­ники – цели­баты также отно­сятся к белому духо­вен­ству. В насто­я­щее время монахи-свя­щен­ники служат не только в мона­сты­рях, они нередки и на при­хо­дах, как в городе, так и в деревне. Епи­скоп должен быть обя­за­тельно из чер­ного духо­вен­ства. Свя­щен­ни­че­ская иерар­хия может быть пред­став­лена так:

Как православные приветствуют друг друга?

В православной традиции есть свои особые приветствия, которых практически нет в современном обществе. Лишь изредка можно встретить искренне верующих людей, которые также придерживаются религиозных обычаев в этом вопросе.

  1. Как подобает здороваться при встрече православным верующим?
  2. На Руси
  3. В дни праздников
  4. В средние века
  5. Форма приветствия священнослужителя в наши дни
  6. Слова напутствия
  7. Обращение к незнакомцу
  8. Слова благодарности
  9. Важные правила приличия среди православных

Как подобает здороваться при встрече православным верующим?

До Октябрьской революции православная вера играла важную роль в России. При входе в дом всегда было принято говорить: «Мир твоему дому». Хозяева должны были ответить: «Мы принимаем это с миром».

В этом обмене приветствиями было несравненно больше сущности, добра, чем в современных аналогах. Кроме того, на отдельных территориях сложились некоторые нюансы, как приветствовать друг друга по-христиански. На это повлияли местные обычаи, а также возраст православных, которые встречались в храме или на улице.

На Руси

Еще раньше в России на собрании было принято говорить человеку на собрании: «Христос посреди нас». Они отреагировали на это фразой: «Есть и будет». Еще один распространенный вариант приветствия: «Мир тебе», на что в ответ нужно сказать «И твой дух». Последний приведенный пример обычно считается одной из самых старых дошедших до нас версий христианского приветствия. Считается, что именно так Иисус Христос приветствовал своих учеников.

Существует множество письменных свидетельств того, как люди приветствовали друг друга в раннем христианстве. Например, духовенство сопровождало каждое приветствие между ними поцелуем правой руки и поцелуем в щеку трижды.

В дни праздников

В дни основных религиозных праздников, а также в любое воскресенье миряне здоровались друг с другом словами: «С праздником!» Поцелуй в щеку был принят не только священниками, но и простыми прихожанами.

В средние века

В средние века мужчины обменивались тремя поцелуями в щеку, и женщины делали то же самое. Монахи сочли нужным поцеловать в плечо. Со временем этот обычай был заимствован у некоторых мирян.

Форма приветствия священнослужителя в наши дни

Для православных верующих, встречающих священника в церкви, существует форма приветствия, которая отличается от мирского приветствия словами «Здравствуйте». При встрече со священником обычно говорят «благослови» или «добрый день, батюшка, благослови».

Слова напутствия

Когда человек выходил из дома, было несколько вариантов прощальных слов: «Да поможет тебе Бог» или «Да благословит тебя Бог». Считается, что благодаря этим словам можно избавить близкого человека от неприятностей и неприятностей, с которыми он может столкнуться на своем пути.

Обращение к незнакомцу

Обращаясь к незнакомцу, женщина должна сказать «мать», если она замужем, или «сестра, если женщина еще молода». Точно так же мужчин следует называть «отцом» или «братом». В православной среде это допустимо использовать «господин» и «любовник» в качестве адреса, но в современном мире значение этих слов немного изменилось, поэтому собеседник не всегда может правильно его воспринять. Он может не видеть позади себя религиозную подоплеку, в в этом случае такая апелляция может показаться неуместной.

Слова благодарности

С давних времен было принято говорить «Спаси Христа» или «Спаси Бога» в знак благодарности человеку за его помощь или служение. Однако, если собеседник неверующий, он может удивиться подобному обращению. Вполне приемлемо вместо этого использовать обычное «Спасибо». Таким образом можно будет подчеркнуть, насколько вы цените оказанную вам услугу.

Важные правила приличия среди православных

В основе этикета, принятого в христианстве, лежат нормы, которые помогают укрепить веру в Бога, укрепить его любовь и благоговение ко Всевышнему.

Истинный православный человек должен соблюдать некоторые правила:

  1. Утром, как только проснетесь, начните день с молитвы. Молитва должна начинать и заканчивать любую работу, за которую он берется.
  2. можно спастись и защитить себя от соблазна дьявола, а также не увлечься злыми и демоническими действиями, если как можно чаще произносить себе единственную фразу «Господи, благослови».
  3. Перед едой, сидя за столом, следует пожелать трапезы всем, кто собрался вокруг ангела.
  4. К пожилым людям всегда следует относиться с величайшим уважением. Священнику неизменно на «ты».
  5. Для каждого представителя церковной иерархии есть особый призыв. Патриарху — только «Ваше Святейшество», а епископу — «Владыка».

Общие сведения о Церковном этикете

Людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами. Отношения между верующими регулируются правилами церковного этикета, которые соблюдаются при посещении храма или монастыря. В отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом, связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Читайте также:
Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Соблюдение этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих. Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения в церкви, – совет: вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В церкви и монастыре

Существуют правила обращения к священнослужителям и мирянам, которые рекомендуется соблюдать не только при посещении церкви, но и в повседневной жизни.

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ.

Обращение к диакону

Диакон — помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно у него и не просят благословения. Но за советом и молитвой к нему можно обращаться. К диакону обращаются со словами: «отец диакон» . Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?». Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне. », или «Отец Владимир сообщил. », или «Диакон Павел только что ушел».

Формы обращения к священнику

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство.

Существует несколько форм обращения к священнику. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой . Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?»

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая — более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил. », «Отец Богдан посоветовал. » Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев». Обращение «святой отец» в православии не принято.

В какой форме — на «ты» или на «вы» — нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко» : «Владыко» — это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте. » В именительном же падеже — Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам. »

В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу и митрополиту

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко », в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам. »

Обращение к Патриарху

К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество» , «Святейший Владыко» . В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.»

Обращение к монахам

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Укажем на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить нельзя. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови». Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших. »). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

Читайте также:
Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратимтесь к отцу благочинному » ) или «отец. (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка” и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей » . Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец. (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумений. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»)

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!» , священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!»

Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью.

Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку. Получив благословение, верующий должен поцеловать руку священника, которой он благословлял, тем самым как бы целуя руку Самого Господа Иисуса Христа. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не “опускается”, как учат некоторые старушки. Священник может благословлять прихожан и иначе, например осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.

Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: “Мир всем”, “Благословение Господне на вас. “, “Благодать Господа нашего. “, осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Взаимоприветствия мирян

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра» . Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина – тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству , зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу). При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». – «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, – то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как здороваются православные: обычаи и особенности приветствия

0:12 0:153 Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!»

Читайте также:
Мощи святого Николая Угодника: история, где сейчас находятся, российские храмы с мощами святителя

Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

0:505 0:514
За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Немного о быте

Новичку на зоне нужно как можно быстрее разузнать о том, чего делать нельзя, чтобы не облажаться или не законтачиться, как себя вести и так далее.

Вот некоторые вещи, о которых нужно помнить всегда:

  • никогда не поднимать чужие вещи (можно стать чьим-то слугой);
  • никогда не брать чужую посуду (можно стать козлёночком или обиженным);
  • не докуривать чужие бычки (то же самое, что и предыдущий пункт);
  • не трепать лишнего (таких не любят);
  • не жеманничать и не строить из себя интеллигента (можно попасть в разряд опущенных);
  • не трогать никакие чужие вещи без ведома и разрешения владельца;
  • не садиться на парашу по большой нужде, если кто-либо кушает;
  • не плевать в хате, не портить воздух.

Подробнее о том, что нельзя делать в тюрьме ночью, читайте в этом материале.

К священникам различных чинов есть свои обращения

Конечно, никакой беды не случится, если обратиться к священнику просто «батюшка» или окликнуть его универсальным «извините, пожалуйста». Взглянем на ответ священника:

Обычно, подходя ко священнику, совершают небольшой кивок-полупоклон и просят благословения: “Благословите, батюшка”. Священник отвечает “Бог благословит”. После этого уже приступают к разговору. Прощаются также, при этом складывают руки крестообразно лодочкой. Впрочем, если поздороваетесь по-мирски, ничего страшного не произойдет, хуже если промолчите. А вот рукопожатие со священником не принято.

Здороваясь с батюшкой, нужно совершить полупоклон и попросить благословения

Удобно знать, как обращаться к батюшке, исходя из его сана. Для этого стоит ознакомиться с таблицей, где на всякий случай также приведено, как указать нужное лицо в качестве адресата:

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
Игумен Архимандрит Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)
Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
Архиепископ Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра)
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Другой вопрос — в том, как определить, кто из духовенства перед Вами, но это тема для отдельного разговора.

Смотрите также статью протоиерей Евгений Попиченко

К жене священника или дьякона стоит обращаться «матушка», прибавляя её имя.

Здороваясь, рекомендуется обозначить некий контекст общения, связанный со знаменательной датой по церковному календарю. Но это если возможно. Например:

Читайте также:
Православие и рукоблудие: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, как избавиться и молитвы

«Христос Воскресе, честный отче!»

«С Рождеством Христовым!»

Не следует путать эти выражения, например, с «Христос посреди нас» — это приветствие равных по чину священнослужителей. А выражение «Спаси, Бог» — это полная форма «спасибо», а потому не годится, чтобы поздороваться.

Беспроигрышный вариант того, как здороваться с батюшкой, — «благословите!».

Его преимущество в том, что использовать его можно как приветствие группе священников. Но в этом случае принято поклониться.

А как прощаться с батюшкой? Вот, что говорит Иеромонах Аристарх (Лоханов):

«При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: “Простите, батюшка, и благословите”».

Советы, чего делать не следует

Вот ещё несколько советов, чего на зоне делать не следует новичку.

  1. Расспрашивать заключённых об их делах на воле, за что сидят, в общем, не лезть в душу. Это не принято.
  2. Садиться играть в карты или другие азартные игры, даже если предлагаю играть «на просто так».
  3. Нельзя говорить, обращаясь к сокамернику, «можно спросить?». Будет лучше сказать «можно поинтересоваться?».
  4. Лучше избегать нецензурных слов, чтобы ненароком не испортить себе социальное положение в тюремном обществе или лишиться здоровья.
  5. Чистить зубы, если кто-то сидит на параше. Можно получить набор столовых приборов с дырками.
  6. Обращаться без особой нужды в администрацию.
  7. Упоминать о своём достатке на воле.
  8. Разглагольствовать о своих успехах на любовном фронте на воле. Вообще, меньше говорить, а больше слушать.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

На днях освящал квартиру в одном доме… Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!… Читайте далее

Он не будет больше пить Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне» Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

Притча. Когда приказывает Господь… Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения. Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела. Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Господь всегда с Вами!

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Хорошие русские православные мультфильмы для детейХорошие русские православные фильмы для всей семьиПравославные богословские курсыПравославные венчальные кольца

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: