Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели

Нагорная проповедь. Христос и 10 заповедей

Нагорная проповедь. Христос и 10 заповедей.

В этой части я предлагаю свое понимание того нового, что внес Христос в толкование 10 заповедей, данных евреям Моисеем.
То новое, что принес Христос, мне стало понятно с первого чтения Нагорной проповеди, когда я еще не читал никаких комментариев и толкований Нагорной проповеди, которые существует в бесчисленном количестве. Позже, читая эти комментарии, я не мог понять, почему то, что оказалось столь очевидно для меня, не понимается другими более искушенными и образованными в теологии людьми.
В конце концов, я пришел к заключению, что мое толкование сделано с позици нерелигиозного человека, который просто сравнивает 10 заповедей и Нагорную проповедь с точки зрения их внутренней логики. Читатель должен учитывать это.

Далее, я не могу утверждать, что мое объяснение не предложено уже давно кем-нибудь другим. Я очевидно не прочел бесчисленное множество толкований Нагорной проповеди, чтобы знать это. Поэтому я предлагю без всяких претензий мое личное рассуждение.

Моисей был лидером еврейского племени приблизительно 3500 лет тому назад. Очень давно. Народ тогда пребывал в варварстве и язычестве. Убийства, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение, клятвопреступления и прочие нехорошие вещи были делом не редким и для общества разрушительным.
И вот Моисей – лидер этих людей, представил своему народу высеченные на каменных плитах 10 заповедей, которые были даны ему Богом.

Вот эти заповеди:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, НАКАЗЫВАЮЩИЙ детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Помогли ли эти заповеди улучшить человеческий род? Несомненно.
Они свое дело сделали и ПРОДОЛЖАЮТ делать именно методом наказания.

Приблизительно через полторы тысячи лет появился Христос.
Что нового принес Он евреям и через них человечеству ?

Говоря его же словами, он 10 заповедей не отменял. Тому, что он не отменял их посвщены тысячи толкований. Это исключительно важно по многим причинам. Христос внес существенное добавление, но ни в коем случае не отменял их, ПОТОМУ ЧТО ИХ ОТМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Предельно точно это представлено Протоиереем Александром Глебовым:

“Мы должны учесть, что Нагорная проповедь была произнесена не для нашего конкретного общества, а была произнесена в определенной исторической обстановке. Ведь не христиане слушали эту проповедь, а иудеи. Необходимо помнить, что заповедям Нагорной проповеди предшествовала тысячелетняя религиозная история иудейского народа – культовый закон, этический закон. Поэтому слова Нагорной проповеди обращены не просто к первому встречному, но к людям, которые прошли уже долгий путь религиозного и нравственного развития”.

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:
• «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18);
• «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17);
• «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46-47);
• «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Если Христос не отменил десять заповедей, то что же нового он придумал?

Он придумал поразительную вещь. И, казалось бы, незаметную.
В Нагорной проповеди он сказал евреям, – десять заповедей нужно выполнять, как Моисей и учил, но (внимание!) не потому что последует наказание, а потому что вы понимаете сами, что так поступать плохо.

Такая маленькая деталь. НЕ ПОТОМУ ЧТО БОИТЕСЬ НАКАЗАНИЯ, А ПОТОМУ ЧТО САМИ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПЛОХО.

Это центральная часть моей статьи . Главное, что я хочу сказать о моем понимании сути учения Христа, выраженной им в Нагорной проповеди.

К тому времени народ уже созрел для такой революции. Рабство рушилось повсюду. Римские рабы восставали.
Раб понимал только наказание, а свободный человек от раба отличается тем, что поступает правильно не из-за боязни наказания, а потому, что понимает, что такое добро и что такое зло.

Как же эта идея необходимости понимания своих действий выражена в Нагорной проповеди?
Вот почитайте внимательно. Я привожу несколько примеров.

Читайте также:
Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

– Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

ВДУМАЙТЕСЬ. Еще до того, когда совершено преступление, еще когда
сердиться начал, это уже грех был, и ты должен понимать, что это
плохо.
Убийство происходит из-за гнева. ОДУМАЙСЯ, и не гневайся.

-Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.

(ТОЛЬКО – ВСПОМНИ, вспомни. ) Новый человек –
последователь Христа должен все время думать, анализировать свои
поступки и не совершать зла в результате этого размышления.

– Нельзя прелюбодействовать в сердце своем
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своем.

В чем разница, что нового предлагает Христос?
Если ты смотришь на женщину с желанием, это уже грех, то есть ты должен еще до совершения прелюбодеяния понимать, что это плохо, а не потому что боишься наказания.

– Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй
пред Господом клятвы твои.
– А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что
он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса
сделать белым или черным.
– Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от
лукавого.

Замечательно! – просто не врать, и никакие клятвы не нужны. Если отношения в обществе таковы, что верят на слово, то клятва очевидное излишество и лицемерие.

– Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку
твою, обрати к нему и другую;

Это очень сложно, и многие не принимают это, но суть именно в том, что нужно понимать, а не бояться наказания и других в этом убедить своей кроткостью. Тот кто ударил должен понять, что этот способ воздействия порочен. А если ты ответил, то ничем от ударившего не отличаешься. И прекратить цепь отомщений можно единственным способом. Кому-то наконец простить.

Я то и дело наблюдаю на прозе у новоявленных христиан вся риторика пропитана злостью и ненавистью. Был оскорблен несколькораз без всякой причины. Вежливо удалил.

– Любить нужно всех, включая врагов.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Та же логика, что и с подставлением другой щеки. Единственный способ прекратить вражду, показать врагу свое расположение.

1. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Как же обстоит дело со следованием заповедям Христа?
Не очень успешно. Значительная часть человечества все еще следует моисеевому закону, ведет себя в рамках закона, боясь наказания.
Именно поэтому, идеология в христианских странах называется не христианская, а иудео-христианская. Современное общество управляется по законом Моисея, а христианство работает, как императив, как вечный призыв к совершенству, благородству, порядочности, доброте и любви.

Нагорная проповедь Иисуса Христа

Нагорная проповедь считается компиляцией (собранием) изречений Сына Божьего, в которых содержится моральное учение всего христианства. Матфей повествует, что Иисус произнес эти нравственные наставления на склоне холма в Галилее в 30 г. н.э., его слушателями являлись апостолы и большое количество мирских приверженцев. В этом послании находится сама эссенция Евангелие, суть учения, которую необходимо знать каждому христианину. По своему оформлению проповедь соотносится с традициями пророческого монолога древности.

Значение проповеди

Последователи Христа считают Нагорную проповедь полноценным комментарием к Десяти заповедям, которые Господь поведал Моисею на священной горе Синай. Спаситель предстает перед народом и апостолами в качестве истинного толкователя Моисеева закона. Однако нравственная проповедь служит не для запрета, но раскрывает душевное расположение, способное приблизить человека к Всевышнему и привести к совершенству.

К рассмотрению послания Христа, в свою очередь, подходят видные богословы и мыслители, пытающиеся совместить слова Сына Божьего и повседневную деятельность каждого. Открывается это наставление девьятью Заповедями Блаженства, излагающими принципы Нового Завета о духовном возрождении.

  • Христос упоминает о том благотворном влиянии своих последователей, которое они естественным образом оказывают на окружение. Иисус особо подчеркивает, что проповедь не отменяет Закона Моисея, но полноценно дополняет его. Сын Божий учит каждого преодолевать исходящую изнутри злобу, оставаться целомудренным, честным и откровенным, держать слово, уметь прощать ошибки и пороки, любить не только друзей, но и врагов, а также стремиться к духовному совершенству.
  • Далее, Христос призывает становиться истинно праведным, слышать свое сердце и не склоняться под гнетом собственных чувств. Он говорит, что следует избавиться от стремления к показной святости, как это делали многие иудеи. Сын Божий подчеркивает особую значимость молитв, поста, милостыни, — это все угождает Всевышнему, в которого необходимо верить.
  • В конце проповеди Иисус говорит о неосуждении, постоянстве в добродетели и сохранении святынь от поругания. Он учит различать ложный и праведный пути, предостерегает верить лжепророкам и объясняет всем, что для преодоления жизненных трудностей, нужно заниматься укреплением собственного сознания.

Что нужно знать о Священном Писании:

Об этом знании сам Сын Божий говорит, что «проходит Мир, но слова Господа навеки остаются». В Нагорной проповеди каждый христианин увидит божественную истину, не умирающую и применимую ко всякому человеку без исключения. Закон Господа, в котором сохранены оба Завета, непреложен, несмотря на изменения нравственности среди людей. Поэтому христианин, стремящийся к усвоению чистого добра, должен узреть мудрость Нагорной проповеди и построить жизнь, основываясь на постулатах, изложенных в ней.

Читайте также:
Обязанности мужа и жены в православии: отношения супругов в семье, основы и частые ошибки

На заметку! Холм в Галилейской Тверии, на котором Сын Божий произнес христианское наставление, именуется «горой Блаженств». Исследователи уверяют, что проповедь произносилась рядом с тем местом, где Спаситель умножал хлеба и рыбу. В 1935 г. у подножия холма обнаружили руины небольшой церкви, построенной в IV столетии и разрушенной в начале XVII. В 1938 г. здесь воздвигли католический храм, сегодня он входит в состав францисканской обители.

Анализ заповедей

Каждая из них начинается со слов «блаженны», что поощряет к добродетели и влечет к нескончаемой радости у пьедестала Господа. Прародители, поддавшись греху, утратили истинное счастье и лишили его своих потомков. С той поры это слово рассматривается как недостижимый идеал, мечта. Однако Сын Божий снизошел на землю и раскрыл счастье в контексте конкретной реальности, достижимой еще при жизни.

Обещание из Нагорной проповеди осуществляется и в настоящем, в соответствии с тем, как сам человек постепенно открывает сердце истинной вере и освобождается от гнета порочности.

  • Праведный христианин получает в дар благодать от самого Святого Духа, излучающего бесконечную радость и духовное счастье. С подобным мировоззрением не сравнится никакое мирское удовольствие, конечное, краткое и порождающее страдание. Святые мудрецы шли на любые жертвы, чтобы достичь состояния приближенности к Господу, миряне должны брать пример с этих людей.
  • Девять Заповедей структурированы в логичную последовательность, они демонстрируют верный путь и способы достижения цели. Их нередко сравнивают с лестницей, ведущей в дом небесной добродетели.
  • В Нагорной проповеди сказано, что каждый подвержен греху, — это есть трагедия человечества. Порок омрачает рассудок, отнимает свободу воли, приносит печаль и тоску. Грешник глубоко несчастен и не способен понять причину своих бед. В первой заповеди справедливо указывается на то, что духовная болезнь порождает все огорчения.

Дальнейшее рассмотрение

Христос призывает к исцелению, голос Божьего Сына звучит как голос Отца, потерявшего своего сына и молящего его вернуться. Когда человек приходит к Богу, у него нет ничего, кроме извечной чистоты. К сожалению, непросто сыновьям Всевышнего признать вину и отвернутся от удовольствий, поэтому волевое усилие на пути к Господу вознаграждается Царствием Небесным. Восстановление, исцеление начинается со смиренности, которое не является пессимизмом, но основано на уповании находиться рядом с Изначальным Вседержителем и испытывать Его милосердие.

  • Покаяние — намерение исправится после свершенных поступков. Часто оно сопровождается пролитием слез, что приводит к облегчению и утешению. После избавления от греховности приходит гармония в мыслях и поступках. Человек сторонится раздражения, гнева и ссор, он делается кротким и наследующим землю, как сказано в третьей заповеди.
  • Грешник выздоравливает, когда в его уме появляется стремление совершать добрые поступки. В четвертом наставлении Нагорной проповеди Христос прославляет тех, кто ищет духовной правды, ибо для них не существует больше чувственного удовольствия.
  • Праведник видит, что Бог дарует ему прощение, гармонию и высшую любовь. В сердце возникает милосердие, отзывчивость, благодарность. На пятой ступени совершенства стоят милостивые люди, которых естественным образом покидают несчастья. Далее, душа преображается от переполненности Святым Духом: её можно сравнить с озером, бывшим ранее мутным и заросшим, а ставшим кристально чистым. Господа видят те, кто достиг чистоты сердца, — об этом сказано в шестой заповеди.
  • Блаженные становятся истинными слугами Господа, призвание которых в спасении других, потонувших в бездне страданий. Они уподобляются Сыну Божьему и стремятся привнести умиротворение в окружение. Таким образом, праведные христиане восходят на седьмую ступень.
  • В двух завершающих заповедях Спасителя повествуется о том, что мир, преисполненный зла, не способен принять духовную чистоту и называет святых своими врагами. Праведники легко принимают страдания за веру и радуются возвращению в Царствие Небесное.

В Нагорной проповеди отражается нравственное учение Христа, дополняющее Законы Моисея. Спаситель произносил её на склоне горы перед толпами народа, приверженного Богу, и апостолами, которые после Распятия понесли Слово Божье по всей земле.

Важно! Следуя наставлениям Нагорной проповеди, человек делается праведнее и постепенно приходит к осознанию Господа.

Нагорная проповедь Иисуса Христа: содержание и значение

Нагорная проповедь Иисуса Христа считается одним из самых важных источников, повествующих о принципах христианской морали. По сути, проповедь являет собой некое собрание изречений Иисуса, произнесенных перед своими учениками и толпой людей и содержащихся в Евангелии от Матвея.

Место и слушатели

Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.

Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств — это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.

Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.

Содержание проповеди

Нагорную проповедь можно условно разделить на несколько логических частей:

  • Заповеди блаженства. Их можно счесть комментарием к Десяти заповедям. Однако основная суть Десяти заповедей состоит в запрете на греховные дела, ограничении. Они были даны людям ветхозаветных времен и были призваны удержать их от злых помыслов и деяний. Заповеди блаженства даны людям не для того, чтобы их в чем-то ограничивать и указывать, как себя вести, а чтобы они могли понять, как приблизиться к святости.
  • Притчи о соли и свете. Соль и свет — это некая метафора, которую использовал Христос. В Нагорной проповеди особое внимание уделяется выражению “соль земли”, которое в разные времена имело разное толкование. Для древних евреев соль имела огромное ритуальное значение, ведь ее использовали в ритуалах жертвоприношения. Соль считалась очищающим и консервирующим веществом, говоря метафорически, соль в данном случае означает сохранение чистоты. Также она входила в состав удобрения, а добрый христианин, как известно, должен дарить миру процветание, как соль дарит плодородность земле. Другое толкование гласит, что ввиду несовершенства методов солеварения соль во времена Христа не была похожа на ту, которую мы привыкли видеть в магазинах, — она была грязной, с частичками земли. Кроме того, некоторые торговцы, чтобы обогатиться, сэкономив на качестве товара, подмешивали в соль другие вещества.

  • Объяснение Закона. Как уже говорилось, Заповеди блаженства считаются пояснением Десяти заповедей Моисея, но для них не характерен прямой запрет на какие-либо действия, они содержат наставления, следуя которым, христианин будет вести праведный образ жизни, иметь лишь праведные помыслы, приблизится к Богу и собственной святости. Если в Десяти заповедях мы видим четкий наказ, например “не убий”, то Заповеди блаженства поясняют его так: не только само физическое убийство является грехом, но и мысль о причинении вреда другому человеку, излишний гнев на ближнего. Так, грехом прелюбодеяния считается не только сам греховный акт, но и испытываемое вожделение, мысль и даже страстный взгляд на объект желания. Иисус в Нагорной проповеди приводит исчерпывающие толкования каждой из заповедей, тем самым облегчая их понимание, он не изрекает новые законы, а объясняет Закон Моисея, подтверждая его истинность.
  • Не делай так, как делают лицемеры. Далее Иисус учит своих последователей, что земные блага не должны становиться целью их существования, ведь не помогут достичь святости и Царствия Небесного. Заботиться нужно в первую очередь о чистоте своей души, а не о благосостоянии тела.
  • Молитва Господня. Именно в Нагорной проповеди Иисус учит своих слушателей молитве “Отче наш”, которая сегодня известна каждому христианину.
  • Не судите, да не судимы будете. В этой части проповеди Иисус утверждает, что, прежде чем осуждать и критиковать других, нужно посмотреть на самого себя и собственные недостатки. Каждый верующий христианин должен заботиться в первую очередь о собственной душе, оценивать собственные поступки, а не судить дела других. Начинать путь к улучшению мира нужно с себя.
  • Благость Небесного Отца и святость. В завершение проповеди Иисус предупреждает слушателей о том, что не стоит слушать лжепророков, коих много на земле. Также он утверждает, что без божественного вмешательства человек не способен сделать что-либо благое. Поясняет это он на примере двух людей: один человек, в которого Бог вложил искру благоразумия, строит свой дом на камне, а второй, которого Бог не коснулся, — на песке. Разумеется, всем понятно, чей дом простоит дольше.

    Значение проповеди

    Несмотря на то, что Заповеди блаженства являются толкованием Десяти заповедей, для многих верующих они по-прежнему остаются не до конца понятными. Комментарии и трактовки этих заповедей можно найти в трудах многих богословов и священнослужителей, в которых дается исчерпывающее объяснение их истинного смысла.

    Считается, что именно Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит основы христианского вероучения, является источником христианского пацифизма. Именно к ней обращались многие известные философы: Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой и другие.

    Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели

    Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, преимущественно отражающих моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 Евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей,
    Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, Церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.
    Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь
    «не противиться злому» (Мф. 5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются выражения: «соль земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
    Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма.

    Карней Хиттин
    Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь, получила название «гора Блаженств». И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в Мф. 5:1, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
    Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии. Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств — это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума.
    С середины XX века, после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма, посвященного Заповедям Блаженства, именно она стала известна как гора Блаженств. Склон горы представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой. Сегодня христианские паломники всех вероисповеданий и просто туристы посещают как гору Блаженств именно эту вершину.
    Блаженный Августин в своём комментарии на Нагорную проповедь говорит о параллели этой проповеди с восхождением Моисея на гору Синай. Он считает, что такой символизм указывает на Иисуса Христа как на восполняющего заповеди Моисея.

    Сравнение с Проповедью на равнине.
    Евангелист Матфей схожие наставления Иисуса Христа собрал вместе, а у Луки тот же материал рассеян по всему Евангелию. Нагорную проповедь можно сравнить со схожим, хотя более сжатым, фрагментом в Евангелии от Луки, называемым «Проповедь на равнине» (Лк. 6:17-49). Обстоятельства произнесения проповеди схожи: то же время и, возможно, то же место. Некоторые учёные считают, что речь идёт об одной и той же проповеди, а другие полагают, что Иисус часто проповедовал одно и то же в различных
    местах. Также существует мнение, что как минимум одна из этих проповедей в самом деле никогда не была произнесена, а представляет собой компиляцию, записанную автором в форме проповеди для того, чтобы представить учение Иисуса, имевшееся в документе Q.

    Слушатели.
    В Евангелии от Матфея Иисус садится перед произнесением проповеди, что может означать, что она не была предназначена для всего народа. Учителя в синагоге всегда сидели, преподавая учение. Матфей показывает, что ученики были основными слушателями Христа, и этот взгляд поддерживает церковная традиция, что отразилось в произведениях искусства (на картинах ученики сидят вокруг Иисуса, а народ на отдалении, хотя и может слышать произносимое). Lapide считает, что проповедь была предназначена для трёх групп слушателей: учеников, народа и всего мира. Иоанн Златоуст считал, что проповедь была предназначена для учеников, но должна была распространиться и дальше, и поэтому была записана.
    Структура.
    Нагорная проповедь состоит из следующих частей:
    Введение (Мф. 5:1—2).
    Собирается большая толпа, так как Иисус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить.
    Блаженства (Мф. 5:3—12).
    Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном. Христос даёт обетование блаженства. В Евангелии от Матфея девять блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре «горе вам» (Лк. 6:17—49). У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения.
    Притчи о соли и свете (Мф. 5:13—16).
    Завершает заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему, и вводит следующую часть.
    Объяснение Закона (Мф. 5:17—48).
    Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу,
    пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния — нарушения супружеской верности (Лев. 20:10, Втор. 5:18) усматривается даже во взгляде на женщину «с вожделением» (Мф. 5:28).
    Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемой Антитезами: за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Иисуса.
    Не делай, как делают лицемеры (Мф. 6).
    Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся «напоказ», ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ Царствия Небесного.

    Молитва Господня.
    Основная статья: Отче наш
    Молитва «Отче наш» введена в часть Нагорной проповеди, посвящённую лицемерам. Это — пример молитвы, которой следует молиться Богу. Молитва Господня содержит параллели к Первой книге Паралипоменон (1Пар. 29:10-18).
    Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1—5).
    Иисус говорит, как просто избежать осуждения, и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.
    Благость Небесного Отца и святость (Мф. 7:7—29).
    Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчёркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога. Приводит сравнение мужа благоразумного, построившего дом на камне и неблагоразумного – построившего на песке.
    Толкование.
    Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие святые отцы и учителя церкви, например Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на толковании Закона Моисея, а затем и новая литература стала изобиловать трактатами, ему посвящёнными (например, Tholuck, «Bergrede Christi»; Achesis, «Bergpredigt»; Creighton, «Great Charter of Christ» и др.). Видное место отводится Нагорной проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много
    отдельных рассуждений о Нагорной проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её (напр. Филарет Московский, Макарий Московский, Димитрий Херсонский, Виссарион Костромской и многие др.). Часто затруднение у читающих Нагорную проповедь вызывает строка «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Священнослужители (как православные, так и католические) интерпретируют «нищих духом» не как бездуховных людей, а как людей, понимающих свою потребность в духе, алчущих духовности, а также людей смиренных, считающих себя недостаточно духовными и совершающими активные действия для восполнения духовной
    нищеты. Один из сложных вопросов христианского богословия — насколько учение Нагорной проповеди совместимо с повседневной жизнью христианина. Богословы различных христианских
    конфессий по-разному толкуют Нагорную проповедь.
    Буквальное понимание учения отвергает любые компромиссы. Если верующий, следуя Писанию, лишается чего-либо земного, это не должно быть препятствием к выполнению слов Евангелия. Так Нагорную проповедь понимали Франциск Ассизский, Дитрих Бонхёффер, Лев Толстой в последние годы жизни. Так понимали Нагорную проповедь и восточные Отцы Церкви. Среди протестантов к такому взгляду близки анабаптисты, и еще в большей степени — современные анабаптистские группы — меннониты и хуттериты.
    Изменение текста Евангелия — один из методов, довольно распространённый, но не относящийся ни к одной из конфессий. В древности писцы просто изменяли текст, чтобы сделать проповедь более простой для понимания. Так, в Мф 5:22 писцы изменили фразу «всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» на фразу «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Мф 5:44 «любите врагов ваших» заменено на «молитесь за врагов ваших» в Оксиринхском папирусе 1224 6:1a; Дидахе 1:3; у
    Поликарпа Смирнского Pol. Phil. 12:3. В Мф 5:32 исключение для совершения развода «кроме вины любодеяния», возможно, добавлено Матфеем, так как его нет в аналогичных
    местах Лк 16:18, Мк 10:11, or 1 Кор 7:10—11; и в 1 Кор 7:12—16.
    Гиперболическое толкование, одно из самых распространённых, гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в Нагорной проповеди, — только лишь гиперболы, и в реальной жизни они не должны выполняться столь категорично. Большинство толкователей, впрочем, действительно согласны, что некоторые положения Нагорной проповеди гиперболистичны, в особенности стих 5:29, однако нет общего мнения, какие части должны пониматься буквально, а какие — нет. Согласно методу основных принципов, близкому к гиперболическому толкованию, Иисус в Нагорной проповеди не предлагает слушателям инструкций к выполнению, а только определяет основные принципы, которыми следует руководствоваться в жизни. Общие принципы иллюстрируются в проповеди примерами.
    Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования. Всё учение Нагорной проповеди делится на общие положения и частные случаи . Выполнение первых является необходимым условием спасения и обязательно для всех христиан; вторые — для совершенствующихся в Боге, их должны исполнять клирики и монахи. Так толковал Нагорную проповедь блаженный Августин Иппонский и тщательно разработал св. Фома Аквинский; подобное толкование дошло до нас в Дидахе (Did. 6:2): «Если ты способен
    нести полное иго Господне, ты будешь совершенным; но если ты к этому неспособен, делай то, на что ты способен». Такой взгляд популяризовал Джеффри Чосер в «Кентерберийских рассказах» (Wife of Bath’s Prologue).

    Толкование два мира, разработанное Мартином Лютером, отвергшим римо-католический подход. Лютер разделял существование человека в духовном плане и в материальном, и считал, что безоговорочно Нагорная проповедь относится только к духовному миру. Во временном, материальном мире обязательства человека перед семьёй, обществом и государством вынуждают его идти на компромисс. Так, судья вынужден выносить приговоры преступникам, но в душе он должен скорбеть о погибших душах.
    Толкование Нагорной проповеди, основанное на поиске аналогий в Писании, возникло вместе с библейской критикой. Внимательное чтение Писания показало, что некоторые из наиболее радикальных указаний Нагорной проповеди смягчаются другими местами Нового Завета. Например, Иисус, казалось бы, запрещает любую клятву, но апостол Павел клянётся в своих посланиях как минимум дважды; таким образом, возможно, возможны исключения. С другой стороны, следует отметить, что сам апостол Павел вряд ли мог
    присутствовать на Нагорной проповеди лично. См. также Павлинистическое христианство.
    Толкование, суть которого можно описать фразой «не что делаешь, а как делаешь», было разработано в XIX веке. Истоки его можно найти у блаженного Августина. Важно не то, что делает человек, а то, каким духом проникнуты его поступки.
    Альберт Швейцер популяризовал толкование вре́менной этики. С этой точки зрения, Иисус был уверен, что конец света наступит очень скоро, и, таким образом, жизнь в материальном мире его не интересовала.

    Толкование смысла Нагорной проповеди Иисуса Христа

    Нагорная проповедь – это революционное, по своей сути, учение. В ней Иисус Христос сформулировал новые принципы отношений между человеком и Богом, свойственные только христианству. Проповедь замечательна тем, что в ней собрано все главное, что необходимо знать и делать христианину. Святой Евангелист Матфей полностью записал слова Спасителя, которым посвящены три главы Евангелия — с 5-й по 7-ю главы. Евангелист Лука приводит только некоторые части проповеди в 6-й главе своей книги.

    1. Что такое Нагорная проповедь
    2. Определение понятия
    3. Значение в истории
    4. Текст проповеди
    5. История появления
    6. Место события
    7. Проповедник и слушатели
    8. Структура проповеди
    9. Заповеди блаженства
    10. Притчи о соли и свете
    11. Толкование Закона
    12. Молитва Господня
    13. Не судите, да не судимы будете
    14. Благость Небесного Отца и святость
    15. Толкования текста
    16. Видео

    Что такое Нагорная проповедь

    Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.

    Определение понятия

    Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.

    Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней”. Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек. Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога.

    Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.

    Значение в истории

    В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.

    В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.

    Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.

    Текст проповеди

    Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.

    Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.

    История появления

    Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка

    Место события

    Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».

    Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.

    Проповедник и слушатели

    Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

    Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.

    Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.

    Структура проповеди

    Проповедь делится на восемь частей:

    1. Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
    2. Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
    3. Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
    4. Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
    5. Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
    6. Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
    7. Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
    8. Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.

    Заповеди блаженства

    Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.

    Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.

    Согласно заповедям Господним, блаженны:

    • нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
    • плачущие, ибо они утешатся;
    • кроткие, ибо они наследуют землю;
    • алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
    • милостивые, ибо они помилованы будут;
    • чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
    • миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
    • изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
    • вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

    Притчи о соли и свете

    Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.

    Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.

    Толкование Закона

    Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.

    Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.

    Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряд ы , проводимые напоказ , ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.

    По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.

    Молитва Господня

    «Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.

    «Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.

    Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.

    Не судите, да не судимы будете

    Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.

    — Не нужно осуждать других, тогда и сами не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить, — продолжает Господь.

    Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.

    — И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? — говорит Спаситель.

    Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.

    Благость Небесного Отца и святость

    Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.

    Толкования текста

    Нагорное учение, при всей своей лаконичности, наполнено великим смыслом. Поэтому всегда вызывало у исследователей желание развернутого толкования. Один из самых сложных вопросов христианского богословия заключается в том, насколько учение вписывается в повседневную жизнь христианина.

    1. Буквальное понимание Нагорной проповеди Иисуса Христа отвергает любые компромиссы. Если христианин, придерживаясь Писания, лишается земных благ, это не должно препятствовать выполнению учения Евангелия.
    2. Древние переписчики изменяли текст так, чтобы сделать проповедь максимально доступной для понимания.
    3. Гиперболическое толкование гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в его учении — только гиперболы, и в обычной жизни они не должны выполняться столь буквально.
    4. Согласно методу основных принципов, Иисус не предлагает слушателям инструкции к выполнению, а лишь определяет основные положения, которых следует придерживаться в повседневной жизни.
    5. Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования, считая, что учение относится как к общим положениям, так и частным случаям. Исполнение первых — обязательное условие спасения, а вторые предназначены для совершенствующихся в Боге клириков и монахов.
    6. Мартин Лютер разделяет существование человека в духовное и материальное. Он считал, что безоговорочно наставление имеет отношение только к духовности. Во временном, материальном мире обязанности человека перед семьей, обществом и властью толкают на поиски компромисса.
    7. Пристальное чтение Писания указывает, что понимание ряда самых радикальных указаний Нагорного учения объясняется другими местами Нового Завета.
    8. Толкование, суть которого можно описать фразой «не для чего поступаешь, а как поступаешь», появилось в XIX веке. Суть его заключается в важности не того, что делает человек, а того, каким духом пропитаны его поступки.
    9. Альберт Швейцер — автор толкования вре́менной этики. С его точки зрения, Иисус был убежден, что Армагеддон наступит в ближайшее время, и поэтому материальная жизнь его не интересовала.

    Видео

    Отрывок из фильма, где Иисус излагает важнейшие постулаты своего учения.

    10 заповедей Иисуса Христа

    Десять основных жизненных законов люди привыкли называть «заповеди Иисуса Христа». На самом деле скрижали с наставлениями, написанными самим Богом, были даны евреям и другим людям через пророка Моисея за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

    Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе.

    История

    Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

    Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

    Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

    Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

    Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

    Десять полных заповедей

    Заповеди Божьи фактически являются правилами общежития. Человек свободен в своих поступках, но он не должен причинять вреда и неудобств другим людям.

    Сам Христос убеждал своих учеников в том, что он пришел на землю, чтобы исполнять закон – заповеди, а не нарушать его. Божий закон написан для пользы людей. Если сравнить Заповеди с законами любого цивилизованного, демократического общества, то они совпадают по своему содержанию.

    Список заповедей первого и второго варианта, написанных на скрижалях, отличаются не смыслом, формой изложения нескольких моментов. Так же незначительно отличаются заповеди Нового Завета и старые. Они не совпадают в основном из-за многообразия значений одного и того же слова при переводе.

    Заповедь первая

    “Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

    Бог един и нет никого подобного ему на свете. Во всем сила и воля Божья. Именно Господь дает все необходимое человеку или забирает, когда считает нужным. Желая обрести различные способности творить что-либо, следует поклоняться Богу и от него получать все. Есть один источник силы, могущей и животворящей – это Бог.

    Заповедь вторая

    «Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

    Сотворить себе кумира означает страх предстать перед Господом в одиночестве, или сомневаться во всесилии Бога и ждать помощи еще от кого-то.

    Третья из десяти заповедей Библии

    “Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе”. (Исход 20:7).

    Господь реагирует на каждое произнесение имени его, вместе с ангелами его окружающими. Не стоит беспокоить Всевышнего, произнося его имя по пустякам. Он может наказать за напрасное беспокойство.

    Четвертая заповедь

    “Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

    Человек должен трудиться шесть дней в неделю, на седьмой отдыхать от трудов праведных. Но это не означает лежать весь день и ничего не делать. Субботу следует посвятить Богу: пойти в храм на службу, прочитать дома что-нибудь из Псалтири или Евангелия.

    Пятая библейская заповедь

    “Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

    Родители познали Бога раньше тебя и научили молиться, жить праведно. Именно отец и мать дают каждому жизнь и их надо почитать, уважать, беречь.

    Шестая Божья заповедь

    В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни, не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства, как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

    Всякое существо на земле живет благодаря тому, что Господь вдохнул в него жизнь от своей жизни. Все мы, живущие на земле, являемся временными носителями жизни Божьей. Поэтому отнимать жизнь у другого человека означает убивать и часть Господа. Человек не имеет права отнимать данное Всевышним. Это один из самых тяжких грехов.

    Седьмая заповедь

    Бог дает каждому человеку пару – жену. Нельзя вступать в связь с чужими женщинами.

    Восьмая заповедь

    Украсть означает присвоить чужую собственность, огорчить, обидит мирянина. Бог заступится за любого, кто пострадал от чужой жадности, обмана, подлости. Поэтому не стоит брать чужое, надо собственным честным трудом добиваться всего. В помощь брать Господа, молиться ему.

    Девятая заповедь

    “Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего”.

    Ложь, наговор на ближнего – другого человека, тяжкий грех. Всегда следует быть правдивым. Если не знаешь правды, молчи. На себя также не стоит наговаривать. Даже если о клевете знаешь только ты, о ней знает Бог.

    Десятая заповедь

    “Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены, ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

    Достаточно перестать себя контролировать, позавидовать соседу или другому человеку, пожелать того, что он имеет, и человек уже стоит на полпути к преступлению. Если христианин вовремя спохватиться, осознает пагубность своих помыслов, он осознает греховность своего поступка и сможет исправиться. В противном случае стремление взять чужое, занять в жизни не свое место заканчивается тяжким проступком, грехом.

    Желание сравнимо с семенем греха. Урожаем будет греховный поступок.

    Часто можно услышать про 12 заповедей. Но к религии они прямого отношения не имеют. Самые близкие списки наставлений созданы для молодых супругов. Они основываются на православных христианских законах и учат молодых семейной жизни в любви и согласии.

    Заключение

    Заповеди Божьи соответствуют законам природы и любого развитого демократического общества. Каждый человек, живущий честно, работающий и заботящийся о своей семье, соблюдает заповеди Иисуса, даже не зная их.

    Проповедь Христа

    Урок 6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4–5 классы ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Проповедь Христа”

    Проповедь… Наверняка это новое и незнакомое для вас слово. Давайте узнаем, что это такое.

    Проповедью считается распространение различных истин, знаний, идей, или верований убеждённым сторонником. Само понятие проповеди довольно обширное и по христианскому определению является речью, несущей религиозный характер. Как правило, проповедь произносится служителем церкви, священником, для разъяснения слушающим учения Господа Бога и Иисуса Христа.

    Проповедь — это ораторская речь, которая всегда обращена к народу. Оратор должен владеть речью, словами, мыслями и манерами для того, чтобы хорошо приспосабливаться к слушателям.

    Основной обязанностью проповедника является передача людям того, что он считает полезным и нужным, чтобы сказанное вошло в сердца и умы людей. Для этого проповедник должен быть исполнен искренним воодушевлением, которым он сможет вдохновлять аудиторию слушателей.

    Хорошим проповедником никогда не станет человек с холодной душой, который не умеет переживать и глубоко чувствовать. Проповедник должен быть искренним и воодушевлённым, иначе аудитория сразу почувствует фальшь и проповедь возымеет нежелательное обратное действие.

    Самый распространённый способ проповеди — это устное повествование. С такими проповедями Спаситель выступал перед Своими учениками и другими людьми. Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.

    Тебя обидели, ударили, обозвали — такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить?

    А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, наш мир стал бы менее человечным и более жестоким.

    Если отвечать злом на зло, зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладёт предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «лучший бой — это тот, которого удалось избежать».

    Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей повредит?»

    Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно от того, что он окружён лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

    Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

    «Сокровища на Небе» — это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

    Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остаётся. Но свои «нажитки» (добрые и плохие) она приносит на Небо — пред лицо Бога.

    Земные богатства и радость — это не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесёт ему радости.

    Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

    Тот, кто поймёт эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своём завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

    Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

    Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошёл на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

    Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди блаженства. Своё название заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству, то есть это счастье, как состояние доброты и наслаждения в последующей вечной жизни.

    Заповеди — это закон, правила, которые Бог дал в ветхозаветные времена людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

    В представлении христианства десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости).

    · Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Нищие духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся — ни перед Богом, ни перед людьми. Это — люди смиренные.

    · Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даёт им ещё здесь, на земле, утешение, а на небе — вечную радость.

    · Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновлённую) землю в Царстве Небесном.

    · Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) хлеба и жаждущие воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

    · Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

    Милостивые — люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

    · Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

    Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят её от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве Небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

    · Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

    Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

    · Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

    Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

    · Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

    Здесь Господь говорит: «Если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и всё это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства».

    Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг к другу. Ещё Он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумом твоим».

    Он говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога.

    Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несёт утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, «пребудет с вами вовек», то есть и во время жизни апостолов, и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за её пределом, то есть в Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идёт не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснётся души: «Верующий в Меня не увидит смерти во век».

    Ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам. А Новый Завет сказал о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он Сам этой жертвой и стал.

    Христос говорил о том, что Бог любит людей и Сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, — это и есть Иисус Христос.

    Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога.

    Христос говорил, что пришёл в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям. Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни.

    Христос знал, что Его арестуют, будут мучить и приговорят к страшной смерти на Кресте. Он легко мог уйти от Своих врагов, но принял все страдания добровольно и ничего не говорил мучителям в Свою защиту.

    В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

    1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

    2. Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясните свой ответ.

    3. Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: