Разница Ветхого и Нового Заветов: чем отличаются, сравнение, особенности

Ветхий Завет и Новый Завет: отличия и сходства

Каждый верующий человек знает, что Библия — это священное Писание из Нового и Ветхого Завета. Слово «Ветхий» многих людей приводит в смущение. Обозначение этого слова можно расшифровать, как старый и ненужный. Но является ли «ненужным» Ветхий Завет. И есть ли различия между Новым и Ветхим Заветом? Именно эти вопросы меня заинтересовали. На них я нашла ответы и хочу поделиться и с вами.

Когда был написан Ветхий и Новый Завет?

Само название Ветхий Завет указывает на то, что он был написан гораздо раньше Нового Завета. И это действительно так. Священные книги писались не только в разные годы, но и в разные эпохи. Считается, что первые священные Писания, относящиеся к Ветхому Завету, были написаны еще в 13 веке до нашей эры. В то время, когда Новый Завет был написан в 3 столетии нашей эры.

Срок написания книг и является одним из различий священных Писаний.

Что описывает Ветхий Завет?

Первая часть священного Писания состоят из 4 больших подглав. Начинается Ветхий Завет с Пятикнижия, в иудаизме оно названо Торой. Пятикнижие посвящено Закону Моисея. Само Пятикнижие состоит из 5 глав, они описывают события, которые происходили до того, как мир был сотворен. Последующие книги посвящены истории иудейского народа. Завет в состав Ветхого Завета входит раздел, в который включены 5 книг (Иова, Притчи, Псалтырь, Екклесиаст, Песня Песней). Завершается священная книга Писанием пророков.

Что описывает Новый Завет?

Основные события Нового Завета посвящены рождению, учениям и смерти Иисуса Христа. Эта часть священного Писания полностью посвящена христианской вере.

В Новом Завете описано гораздо меньше событий, чем в Ветхом Завете. По объему эта священная книга существеннее меньше первой.

Новый Завет состоит из 4 подразделов:

  1. Канонические Евангелия, где описывается Рождество, жизнь, учения, мучения, Страсти и Воскресение Иисуса.
  2. Церковная книга. Раздел Нового Завета полностью посвящен истории церкви.
  3. Послания апостолов. Сюда включены послания Петра, Иоанна, Павла, Иуды, Иакова (всего 21 послание).
  4. Откровение.

Различия между Ветхим и Новым Заветом

Если вчитываться в описание Ветхого и Нового Завета, то можно сильно удивиться. Главное отличие священных Писаний в содержании. Суть Ветхого Завета в том, что человек должен защищать сам себя, отвечать на обиду и защищаться от врагов всеми возможными способами. В Новом Завете описывается то, как важно любить и чтить Бога, что нельзя грешить и нужно уметь прощать врагов.

В Новом Завете указывается, что Бог поможет людям избавиться от зла, вражды и несчастий. Пройдя через многочисленные муки, они будут жить счастливо и дружно с другими людьми. Но подобная «участь» уготована лишь тем, кто является христианином и чтит религию.

В Ветхом Завете отсутствует понятие Отца Небесного, который будет всех защищать и хранить. В святом Писании Бог описывается в виде жестокого, ревнивого и злого существа, который призывает отвечать местью за причиненную обиду и боль. Бог в Ветхом Завете призывает верующих к жертвоприношению, а Новом Завете подобное действие описано, как великий грех («не убий»).

Отличие Ветхого и Нового Завета в том, что священные Писания имеют совершенно разный смысл. В Ветхом Завете людей призывают приносить живых существ в жертву, в Новом же Завете — защищать и прощать.

Если ли сходство в священных Писаниях?

Так как общий сборник Ветхого и Нового Завета назван Библией, значит, между священными Писаниями существуют и определенные сходства. В чем же они едины?

  • Писания пророков. И в Ветхом, и в Новом Завете описываются события, которые предсказывают, что в будущем должно произойти с миром и людьми.
  • Ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет. Новый Завет является неким дополнением Ветхого Завета. В священных Писаниях подтверждаются ранее описываемые пророчества и события.

Верующие уверены, если бы в Ветхом Завете были описаны все священные события, не был бы написан Новый Завет. Таким образом, священные Писания и есть единое целое, что объединено в священную книгу — Библию.

Разница между ветхим заветом и новым заветом. Библия: в чем разница между Заветом и Новым Заветом

Помимо христиан, священность и боговдохновлённость определённых библейских текстов признают приверженцы ряда других религий: иудеи, мусульмане, бахаи.

Когда был написан Ветхий и Новый Завет?

Само название Ветхий Завет указывает на то, что он был написан гораздо раньше Нового Завета. И это действительно так. Священные книги писались не только в разные годы, но и в разные эпохи. Считается, что первые священные Писания, относящиеся к Ветхому Завету, были написаны еще в 13 веке до нашей эры. В то время, когда Новый Завет был написан в 3 столетии нашей эры.

Читайте также:
Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Срок написания книг и является одним из различий священных Писаний.

Апокрифы

В течение развития и формирования канона Библии многие книги, которые первоначально в него входили, позже оказывались «за бортом» церковной ортодоксии. Эта судьба постигла такие произведения, как например, «Пастырь Ерма» и «Дидахи». Множество различных евангелий и апостольских посланий были объявлены ложными и еретическими только за то, что не вписывались в новые богословские тенденции ортодоксальной церкви. Все эти тексты объединены общим термином «апокрифы», что значит, с одной стороны, «ложные», а с другой — «тайные» писания. Но окончательно вытравить следы неугодных текстов не удалось — в канонических произведениях есть аллюзии и скрытие цитаты из них. Например, вполне вероятно, что утраченное, а в XX веке вновь открытое евангелие от Фомы служило одним из первоисточников для изречений Христа в канонических евангелиях. А общепринятое Иуды (не Искариота) прямо содержит цитаты со ссылками на апокрифическую книгу пророка Еноха, утверждая при этом ее пророческое достоинство и подлинность.


Что описывает Ветхий Завет?

Первая часть священного Писания состоят из 4 больших подглав. Начинается Ветхий Завет с Пятикнижия, в иудаизме оно названо Торой. Пятикнижие посвящено Закону Моисея. Само Пятикнижие состоит из 5 глав, они описывают события, которые происходили до того, как мир был сотворен. Последующие книги посвящены истории иудейского народа. Завет в состав Ветхого Завета входит раздел, в который включены 5 книг (Иова, Притчи, Псалтырь, Екклесиаст, Песня Песней). Завершается священная книга Писанием пророков.

Что описывает Новый Завет?

Основные события Нового Завета посвящены рождению, учениям и смерти Иисуса Христа. Эта часть священного Писания полностью посвящена христианской вере.

В Новом Завете описано гораздо меньше событий, чем в Ветхом Завете. По объему эта священная книга существеннее меньше первой.

Новый Завет состоит из 4 подразделов:

  1. Канонические Евангелия, где описывается Рождество, жизнь, учения, мучения, Страсти и Воскресение Иисуса.
  2. Церковная книга. Раздел Нового Завета полностью посвящен истории церкви.
  3. Послания апостолов. Сюда включены послания Петра, Иоанна, Павла, Иуды, Иакова (всего 21 послание).
  4. Откровение.

Структурные элементы христианской Библии

Когда мы говорим о Библии, нужно чётко осознавать ее важность, ведь в ней собраны все некогда известные религиозные сказания. Это писание является настолько многогранным явлением, что от его понимания могут зависеть судьбы людей и даже целых народов.

Цитаты из Библии во все времена трактовались по-разному в зависимости от целей, преследуемых людьми. Тем не менее Библия не является истинным, первоначальным вариантом святого письма. Это, скорее, своего рода сборник, состоящий из двух основополагающих частей: Старого и Нового Завета. Смысл этих структурных элементов имплементирован в Библию в полной мере, без каких-либо изменений или дополнений.

В этом священном писании раскрывается божественная суть Бога, история создания мира, а также предоставляются основные каноны жизни обычного человека.

Библия претерпевала всевозможные изменения на протяжении многих веков. Это обусловлено появлением различных христианских течений, которые принимают или отрицают некоторые библейские писания. Тем не менее Библия, вне зависимости от изменений, вобрала в себя еврейские, а позднее — сформировавшиеся христианские традиции, изложенные в заветах: Старом и Новом.

Различия между Ветхим и Новым Заветом

Если вчитываться в описание Ветхого и Нового Завета, то можно сильно удивиться. Главное отличие священных Писаний в содержании. Суть Ветхого Завета в том, что человек должен защищать сам себя, отвечать на обиду и защищаться от врагов всеми возможными способами. В Новом Завете описывается то, как важно любить и чтить Бога, что нельзя грешить и нужно уметь прощать врагов.

В Новом Завете указывается, что Бог поможет людям избавиться от зла, вражды и несчастий. Пройдя через многочисленные муки, они будут жить счастливо и дружно с другими людьми. Но подобная «участь» уготована лишь тем, кто является христианином и чтит религию.

В Ветхом Завете отсутствует понятие Отца Небесного, который будет всех защищать и хранить. В святом Писании Бог описывается в виде жестокого, ревнивого и злого существа, который призывает отвечать местью за причиненную обиду и боль. Бог в Ветхом Завете призывает верующих к жертвоприношению, а Новом Завете подобное действие описано, как великий грех («не убий»).

Отличие Ветхого и Нового Завета в том, что священные Писания имеют совершенно разный смысл. В Ветхом Завете людей призывают приносить живых существ в жертву, в Новом же Завете — защищать и прощать.

Читайте также:
История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

Сравнение

Ветхий Завет – общая священная книга христиан и иудеев. У иудеев эта книга называется Танах. Ветхий Завет состоит из трех больших частей:

  • Пятикнижие;
  • Пророки;
  • Писания.

В иудейской традиции Танах (Масоретский текст) несколько отличается от большинства христианских редакций Ветхого Завета, но отличия эти невелики. В православии, католичестве и протестантизме существуют разночтения между различными канонами Ветхого Завета. В православии принят перевод Танаха, носящий название «Септуагинта» («Перевод семидесяти старцев») – это самый старый перевод на греческий язык, сделанный еще в птолемеевском Египте.

Католический канон именуется Biblia Vulgata («Народная Библия»), или просто «Вульгата» (окончательно сформировался в 16 веке). А протестанты, подвергнув католицизм коренной ревизии, решили «вернуться к истокам». Они отказались от готовых латинских и греческих текстов и заново перевели Танах с древнееврейского языка. Тексты, присутствующие в Вульгате, но не входящие в еврейский канон, получили в протестантской религиозной традиции название «Апокрифы».

Что касается Нового Завета, то эта книга без всяких разночтений является общей для всех христиан. Конечно, при переводе текста с античного койне на современные языки могут возникнуть неточности, но это погрешность любого перевода. Такое положение сложилось ввиду неоднозначности толкования иностранных слов в разных контекстах. Если кому-то захочется ознакомиться с текстом Нового Завета без подобных «семантических флуктуаций», то придется изучить древнегреческий язык. Но большинство довольствуется переводом священной книги на родной язык.

Если ли сходство в священных Писаниях?

Так как общий сборник Ветхого и Нового Завета назван Библией, значит, между священными Писаниями существуют и определенные сходства. В чем же они едины?

  • Писания пророков. И в Ветхом, и в Новом Завете описываются события, которые предсказывают, что в будущем должно произойти с миром и людьми.
  • Ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет. Новый Завет является неким дополнением Ветхого Завета. В священных Писаниях подтверждаются ранее описываемые пророчества и события.

Верующие уверены, если бы в Ветхом Завете были описаны все священные события, не был бы написан Новый Завет. Таким образом, священные Писания и есть единое целое, что объединено в священную книгу — Библию.

Ветхий Завет закладывает основание для учения и событий, излагаемых в Новом Завете. Библия является прогрессивным откровением. Если вы пропустите первую часть любой хорошей книги и попытаетесь дочитать ее до конца, вам сложно будет понять характер героев, план и развязку. Точно так же Новый Завет можно полностью понять только тогда, когда он рассматривается как продолжение описания событий, героев, законов, системы жертвоприношений, заветов и обетований, записанных в Ветхом Завете.

Если бы мы имели только Новый Завет, то начиная читать Евангелия, не знали бы, почему иудеи так ожидали Мессию (Царя-Освободителя). Без Ветхого Завета мы не поняли бы, почему этот Мессия должен был прийти (см. Исаии 53 гл.), и не смогли бы определить Иисуса из Назарета как Мессию из множества детальных пророчеств о Нем, например, о месте рождения (Михея 5:2), каким образом Он умрет (Псалтирь 21, особенно стихи 2, 8-9, 15-19; 68:22), Его воскресении (Псалом 15:10) и многих других подробностях о Его служении (Исаии 52:19; 9:2).

Без Ветхого Завета мы бы не понимали иудейских обычаев, которые вскользь упоминаются в Новом Завете. Мы бы не знали, каким образом фарисеи исказили Божественный закон, добавляя к нему свои традиции. Мы бы не понимали, почему Иисус был столь разгневан, когда очищал двор храма от менял. Мы бы не знали, что можем черпать мудрость из того же кладезя, что и Христос, много раз отвечая Своим оппонентам.

В Евангелиях и книге Деяний Апостолов зафиксировано исполнение многих пророчеств, которые были записаны сотни лет до этого в Ветхом Завете. В событиях рождения Иисуса, Его жизни, творимых Им чудесах, смерти и воскресении, как описано в Евангелиях, мы находим исполнение ветхозаветных пророчеств, относящихся к первому пришествию Мессии. Именно это подкрепляет утверждение Иисуса о том, что Он является обещанным Христом. Кроме того, даже пророчества в Новом Завете (большинство из которых находится в книге Откровение) основаны на предыдущих пророчествах, которые мы находим в ветхозаветных книгах. Они относятся к событиям, предваряющим второе пришествие Христа. Примерно два из трех стихов в Откровении основаны или связаны с Ветхим Заветом.

Кроме того, в связи с тем, что откровение в Священном Писании является прогрессивным, Новый Завет сосредотачивается на учениях, которые лишь упоминаются в Ветхом Завете. Послание к Евреям называет Иисуса Первосвященником и описывает, каким образом Его жертва заменяет все предыдущие жертвоприношения животных, которые были ни чем иным как ее прообразами. Ветхий Завет дает закон, состоящий из двух частей: Десять Заповедей и благословения/наказания, которые зависят от послушания или непослушания этим заповедям. Новый Завет уточняет, что Бог дал эти заповеди, чтобы показать людям их нужду в спасении; заповеди никогда не были средствами спасения сами по себе (Римлянам 3:19).

Читайте также:
Заказ псалтиря и поминовений онлайн: можно ли заказать по интернету и где это сделать

Ветхий Завет описывает систему жертвоприношений, данную Богом израильтянам для временного оправдания их грехов. Новый Завет уточняет, что эта система указывала на жертву Христа, через Которого лишь возможно спасение (Деяния 4:12; Евреям 10:4-10). В Ветхом Завете рай был утрачен; Новый Завет показывает, как рай был возвращен человечеству через второго Адама (Христа), и как он однажды будет восстановлен. Ветхий Завет провозглашает человека отделенным от Бога из-за греха (Бытие 3 гл.), а Новый Завет сообщает, что человек может возобновить свои отношения с Богом (Римлянам 3-6 гл.). Ветхий Завет предсказывал приход и жизнь Мессии. В Евангелиях, в основном, записана жизнь Иисуса, в то время как в Посланиях дается интерпретация Его жизни и рекомендации о том, как нам следует реагировать на все, совершенное Им.

Без Ветхого Завета мы бы не понимали обетований для иудейской нации, которые Бог еще должен выполнить. Таким образом, мы бы не смогли правильно понять, что период Бедствия – это семилетний период, на протяжении которого Он будет особым образом работать с иудейской нацией, которая отвергла Его при первом пришествии, но примет при втором. Мы бы не поняли, как будущее тысячелетнее правление Христа согласуется с Его обетованиями иудеям, а также какой будет роль и участь язычников в связи с этим. Точно так же мы бы не увидели, как окончание Библии связано с началом Библии, восстанавливая рай, каким Бог создал этот мир.

Таким образом, Ветхий Завет был предназначен для подготовки израильтян к пришествию Мессии, Который должен был принести Себя в жертву за грехи всего мира (1 Иоанна 2:2). В Новом Завете описывается жизнь Иисуса Христа, а потом рассматривается Его служение и то, каким образом мы должны принимать Его дар вечной жизни и жить в благодарности за все, сделанное Им для нас (Римлянам 12 гл.). Оба Завета открывают одного и того же святого, милостивого и праведного Бога, Который осуждает грех, но хочет привести к Себе падшую человеческую расу грешников посредством прощения, возможного только через заступническую жертву Христа. В обоих Заветах Бог открывает нам Себя и то, как мы можем прийти к Нему через Иисуса Христа. В обоих Заветах мы находим все, что нам нужно для вечной и благочестивой жизни (2 Тимофею 3:15-17).

Чем отличаются Новый завет, Ветхий завет и Евангелие

Библия – одна из древнейших памяток мудрости человечества. Для христиан эта книга – откровение Господа, Священное Писание и главное руководство в жизни. Изучение этой книги – непременное условие духовного развития как верующего, так и неверующего человека. Сегодня Библия– наиболее популярная книга в мире : всего издано более 6 миллионов копий .

Помимо христиан, священность и боговдохновлённость определённых библейских текстов признают приверженцы ряда других религий: иудеи, мусульмане, бахаи.

Структура Библии. Старый и Новый завет

Как известно, Библия – не однородная книга, а сборник ряда повествований. Они отражают историю еврейского (богоизбранного) народа, деятельность Иисуса Христа, моральные учения и пророчества о будущем человечества.

Когда мы говорим о структуре Библии, следует выделить две основные части : Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет – общее священное писание для иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были созданы в промежутке между XIII и I веками до нашей эры. Текст этих книг дошёл до нас в виде списков на ряде древних языков: арамейском, еврейском, греческом, латинском.

В христианском вероучении присутствует понятие «канон». Каноничными называют те писания, которые церковь признала вдохновлёнными Богом. В зависимости от конфессии, каноничными признаются разное количество тексов Ветхого Завета. Например, православные признают каноничными 50 писаний, католики – 45, а протестанты –39.

Помимо христианского, существует также иудейский канон. Евреи признают каноничными Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Считается, что Тору первым записал непосредственно Моисей .Все три книги образовывают Танах – «еврейскую Библию» и являются основой Ветхого Завета.

В этом разделе Святого Письма рассказывается о первых днях человечества, всемирном потопе и дальнейшей истории еврейского народа. Повествование «доводит» читателя до последних дней перед рождением Мессии – Иисуса Христа.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Гораздо более важную роль в жизни христиан занимает Новый Завет.

Новый Завет – вторая часть Библии. Она состоит из четырёх канонических Евангелий. Первые манускрипты датируются началом I века нашей эры, наиболее поздние – IV веком.

Помимо четырёх канонических Евангелий (от Марка, Луки, Матвея, Иоанна) существует ряд апокрифов. Они затрагивают ранее неизвестные грани жизни Христа. Например, некоторые из этих книг описывают юность Иисуса (каноничные – только детство и зрелость).

Собственно, Новый Завет описывает жизнь и деяния Иисуса Христа – сына Божьего и Спасителя. Евангелисты описывают чудеса, совершаемые Мессией, его проповеди, а также финал – мученическую смерть на кресте, искупившую грехи человечества.

Помимо Евангелий Новый Завет содержит в себе книгу Деяния апостолов, послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Деяния рассказывают о рождении и развитии церкви после воскресения Иисуса Христа. По сути, эта книга – историческая хроника (часто упоминаются реальные личности) и учебник географии : описаны территории от Палестины до Западной Европы. Её автором считается апостол Лука.

Вторая часть Деяний апостолов повествует о миссионерской деятельности Павла и заканчивается его прибытием в Рим. Также книга отвечает на ряд теоретических вопросов, таких как обрезание у христиан или соблюдения Закона Моисея.

Апокалипсис – это записанные Иоанном видения, которые ему даровал Господь. В этой книге повествуется о конце света и Страшном суде – финальной точке существования этого мира. Судить человечество будет сам Иисус. Праведники, воскрешённые во плоти, получат вечную райскую жизнь с Господом, а грешники пойдут в вечный огонь.

Откровение Иоанна Богослова – наиболее мистическая часть нового завета. Текст переполнен оккультными символами: Жена, облечённая в солнце, число 666, всадники Апокалипсиса. Определённое время именно из-за этого церкви опасались вносить книгу в канон.

Что такое Евангелие?

Как уже известно, Евангелие – это описание жизненного пути Христа.

Почему же часть Евангелий стали каноничными, а часть – нет? Дело в том, что именно эти четыре Евангелия практически не имеют противоречий, а описывают просто немного разные события. Если же написания определённой книги апостолом не ставится под сомнение, то ознакомление с апокрифом церковь не воспрещает. Но и нравственным ориентиром такое Евангелие стать для христианина не может.

Итак, в чём же разница

Учитывая вышесказанное, несложно определить, чем же всё-таки отличаются Ветхий Завет, Новый Завет и Евангелие. В Ветхом Завете описаны события до рождения Иисуса Христа : сотворение человека, Потоп, получение Моисеем закона. Новый Завет содержит в себе описание прихода Мессии и будущего человечества. Евангелие – это основная структурная единица Нового Завета, непосредственно рассказывающая о жизненном пути спасителя человечества – Иисуса Христа. Именно из-за жертвы Иисуса сейчас христиане могут не придерживаться законов Ветхого Завета: эта обязанность была искуплена.

Ветхий Завет и Новый – какие между ними различия?

Ветхий Завет закладывает основание для учения и событий, излагаемых в Новом Завете. Библия является прогрессивным откровением. Если вы пропустите первую часть любой хорошей книги и попытаетесь дочитать ее до конца, вам сложно будет понять характер героев, план и развязку. Точно так же Новый Завет можно полностью понять только тогда, когда он рассматривается как продолжение описания событий, героев, законов, системы жертвоприношений, заветов и обетований, записанных в Ветхом Завете.

Если бы мы имели только Новый Завет, то начиная читать Евангелия, не знали бы, почему иудеи так ожидали Мессию (Царя-Освободителя). Без Ветхого Завета мы не поняли бы, почему этот Мессия должен был прийти (см. Исаии 53 гл.), и не смогли бы определить Иисуса из Назарета как Мессию из множества детальных пророчеств о Нем, например, о месте рождения (Михея 5:2), каким образом Он умрет (Псалтирь 21, особенно стихи 2, 8-9, 15-19; 68:22), Его воскресении (Псалом 15:10) и многих других подробностях о Его служении (Исаии 52:19; 9:2).

Без Ветхого Завета мы бы не понимали иудейских обычаев, которые вскользь упоминаются в Новом Завете. Мы бы не знали, каким образом фарисеи исказили Божественный закон, добавляя к нему свои традиции. Мы бы не понимали, почему Иисус был столь разгневан, когда очищал двор храма от менял. Мы бы не знали, что можем черпать мудрость из того же кладезя, что и Христос, много раз отвечая Своим оппонентам.

В Евангелиях и книге Деяний Апостолов зафиксировано исполнение многих пророчеств, которые были записаны сотни лет до этого в Ветхом Завете. В событиях рождения Иисуса, Его жизни, творимых Им чудесах, смерти и воскресении, как описано в Евангелиях, мы находим исполнение ветхозаветных пророчеств, относящихся к первому пришествию Мессии. Именно это подкрепляет утверждение Иисуса о том, что Он является обещанным Христом. Кроме того, даже пророчества в Новом Завете (большинство из которых находится в книге Откровение) основаны на предыдущих пророчествах, которые мы находим в ветхозаветных книгах. Они относятся к событиям, предваряющим второе пришествие Христа. Примерно два из трех стихов в Откровении основаны или связаны с Ветхим Заветом.

Читайте также:
Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

Кроме того, в связи с тем, что откровение в Священном Писании является прогрессивным, Новый Завет сосредотачивается на учениях, которые лишь упоминаются в Ветхом Завете. Послание к Евреям называет Иисуса Первосвященником и описывает, каким образом Его жертва заменяет все предыдущие жертвоприношения животных, которые были ни чем иным как ее прообразами. Ветхий Завет дает закон, состоящий из двух частей: Десять Заповедей и благословения/наказания, которые зависят от послушания или непослушания этим заповедям. Новый Завет уточняет, что Бог дал эти заповеди, чтобы показать людям их нужду в спасении; заповеди никогда не были средствами спасения сами по себе (Римлянам 3:19).

Ветхий Завет описывает систему жертвоприношений, данную Богом израильтянам для временного оправдания их грехов. Новый Завет уточняет, что эта система указывала на жертву Христа, через Которого лишь возможно спасение (Деяния 4:12; Евреям 10:4-10). В Ветхом Завете рай был утрачен; Новый Завет показывает, как рай был возвращен человечеству через второго Адама (Христа), и как он однажды будет восстановлен. Ветхий Завет провозглашает человека отделенным от Бога из-за греха (Бытие 3 гл.), а Новый Завет сообщает, что человек может возобновить свои отношения с Богом (Римлянам 3-6 гл.). Ветхий Завет предсказывал приход и жизнь Мессии. В Евангелиях, в основном, записана жизнь Иисуса, в то время как в Посланиях дается интерпретация Его жизни и рекомендации о том, как нам следует реагировать на все, совершенное Им.

Без Ветхого Завета мы бы не понимали обетований для иудейской нации, которые Бог еще должен выполнить. Таким образом, мы бы не смогли правильно понять, что период Бедствия – это семилетний период, на протяжении которого Он будет особым образом работать с иудейской нацией, которая отвергла Его при первом пришествии, но примет при втором. Мы бы не поняли, как будущее тысячелетнее правление Христа согласуется с Его обетованиями иудеям, а также какой будет роль и участь язычников в связи с этим. Точно так же мы бы не увидели, как окончание Библии связано с началом Библии, восстанавливая рай, каким Бог создал этот мир.

Таким образом, Ветхий Завет был предназначен для подготовки израильтян к пришествию Мессии, Который должен был принести Себя в жертву за грехи всего мира (1 Иоанна 2:2). В Новом Завете описывается жизнь Иисуса Христа, а потом рассматривается Его служение и то, каким образом мы должны принимать Его дар вечной жизни и жить в благодарности за все, сделанное Им для нас (Римлянам 12 гл.). Оба Завета открывают одного и того же святого, милостивого и праведного Бога, Который осуждает грех, но хочет привести к Себе падшую человеческую расу грешников посредством прощения, возможного только через заступническую жертву Христа. В обоих Заветах Бог открывает нам Себя и то, как мы можем прийти к Нему через Иисуса Христа. В обоих Заветах мы находим все, что нам нужно для вечной и благочестивой жизни (2 Тимофею 3:15-17).

Ветхий Завет и Новый – какие между ними различия?

Православные гимназии и школы для детей

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

Читайте также:
Как пишут иконы: как правильно и кто рисует для церкви, кому можно писать иконы

О православном воспитании детей:

  • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
  • Воскресные школы для детей
  • Какие книги читать детям о православии

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

  • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
  • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
  • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
  • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.

На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Школа: православная или обычная?

Какую школу выбрать для своих детей? Выбор сегодня есть. Школы частные и государственные предлагают углубленное изучение любых предметов, разнообразные методики преподавания, индивидуальный подход к детям, кружки после уроков и многое другое. Но верующие родители обязательно задаются вопросом: а может, их детям будет лучше в православной школе?

Учеба как большая проблема

Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится: очень разные у каждого из нас дети, и одного рецепта для всех быть не может. Что хорошо или приемлемо для одного ребенка, может совсем не подойти другому. Поэтому нам, родителям, придется все равно самостоятельно решать: в какую именно школу, православную или обычную, лучше отвести сына или дочь. Я же лишь поделюсь своими размышлениями, родившимися в результате многочисленных попыток найти подходящее учебное заведение для своей дочери.

Итак, до тех пор, пока мы не перевели дочку в православную гимназию, отношения со школой у нее складывались непросто. Где бы она ни училась — а школ было три всего лишь за пять с половиной лет — проблем при обучении в каждой из них оказывалось так много, что приходилось подыскивать другое учебное заведение.

В престижной для нашего города гимназии дочери уже в первом классе пришлось несладко. Учиться на одни пятерки у нее не получалось, а именно за достижения в учебе уважала и ценила детей учительница. Не попавшим в отличники она, не скупясь, ежедневно ставила тройки и двойки, чем изо дня в день убивала желание учиться. Принцип ее работы, кстати, довольно распространенный в современной школе, был прост — больше требовать. А уж как эти требования будут выполняться — забота учеников и их родителей. Тогда стало понятно, почему большинство наших знакомых пользуются услугами репетиторов уже в начальной школе. Видимо, правы те, кто утверждает, что в первый класс ребенка надо вести, в первую очередь, к хорошему учителю, невзирая на статус школы.

Следующая школа была частная, в ней было очень хорошо, но для нас это «хорошо» продолжалось недолго. В отличие от распространенной в большинстве школ системы воспитания, которую условно можно назвать карательной (когда за каждым промахом следует наказание), здесь отдавали предпочтение поощрительной. Детей за любое достижение, пусть и небольшое, хвалили, давали призы. В начальных классах такой подход оправдывал себя. Но постепенно творческий подход педагогов сошел на нет. Когда стало понятно, что никакого резона учиться дальше в частной школе нет, мы перевели дочь в обычную общеобразовательную школу в центре города, недалеко от дома. Проблемы посыпались в шестом классе.

Выяснилось, что современные дети начинают подражать взрослым очень рано. Причем копируют они, как правило, то, что для православного человека является грехом. На фоне отсутствия в современной школе какой-либо системы воспитания и четких ограничений такая тенденция становится в нашем мире катастрофой.

Так в нашей семье постепенно вызрело решение перевести ребенка в православное учебное заведение, что мы и сделали.

В правильно окрашенном мире

Какие же очевидные плюсы учебы в православной школе можно отметить?

Самое главное, на мой взгляд, что в православном учебном заведении ребенок оказывается в правильной системе координат — в мире христианских ценностей и верно выстроенных ориентиров. Все в его жизни сразу встает с головы на ноги, если до этого было наоборот.

В православной школе дети, по крайней мере, стремятся хорошо учиться и относятся к учебе ответственно. К этому их подталкивает настрой педагогов, общая атмосфера, царящая в учебном заведении. В других школах у учеников часто формируются принципиально иные приоритеты — модная одежда, дорогие телефоны, развлечения, романтические отношения. Многие школьники постепенно и вовсе забывают, для чего они садятся за парту. Следствие этого — прогулы, низкая успеваемость и абсолютно равнодушное отношение к собственным успехам (а вернее — их отсутствию) в учебе. Так, в классе у дочери к шестому году обучения ударников просто не осталось: в двенадцать лет хорошо учиться — уже не модно.

Еще один несомненный плюс обучения в православной школе заключается в том, что детей все же воспитывают, во всяком случае, стараются это делать. Иначе, наверное, и быть не может — тогда потеряет смысл статус православного учебного заведения. Понятно, что воспитание — процесс непростой, и результата можно ждать только при совмещении усилий родителей и учителей. Но само понимание, что хороший ученик должен быть еще и хорошим человеком, в коллективе педагогов есть, такое же отношение к себе самим формируется и у детей. В обычной школе весь воспитательный процесс, как правило, сводится к поддержанию хоть какой-то видимости дисциплины в школе. Да и о каком воспитании может идти речь, когда в обществе размыты все представления о нравственных нормах…

Что еще немаловажно: православное окружение избавит ребенка от того отрицательного влияния извне, которого не избежать в обычной школе. Для наглядности приведу только один пример. Объяснить дочери, что не стоит идти на праздник Хэллоуин и соответственно для этого наряжаться, было сложно. Тем более, что учительница обязала всех прийти. Но такими, казалось бы, мелочами пропитано все: учеба, внешкольные дела, общение между детьми. И в атмосфере чуждых православному (да и просто здравомыслящему) человеку ценностей у ребенка, к сожалению, формируется мировоззрение, вкус. Для детской личности очень важно, в кругу людей с какими жизненными приоритетами, эстетическими пристрастиями она будет развиваться. Можно, конечно, в противовес этому мнению рассуждать о главенствующей роли семьи в воспитании. Но все-таки в учебном заведении ребенок проводит как минимум половину дня, и недооценивать влияние школьной среды все же неправильно. Именно здесь он будет обретать навыки общения со сверстниками, здесь сформируется его привычка поступать так или иначе в определенных ситуациях. Среди одноклассников, учеников своей школы подросток будет искать авторитеты, фигуры для подражания. Это естественно, так дети чему-то учатся, взрослеют. Важно только, чтобы авторитеты были настоящие.

Безусловно, у ребенка должно быть свое мнение, и он должен уметь поступать в соответствии с христианскими ценностями. Но все же это требования к уже сформировавшейся личности. Противопоставить себя всему классу — очень трудно, это тяжелый груз для детских плеч.

К тому же дети просто не способны зачастую отличить белое от черного. И в нашей семье в какой-то момент вся жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с вредным влиянием. Но силы, брошенные на эту «войну», можно потратить с большей пользой. Совместное обсуждение прочитанных книг, прогулки все же лучше, чем, например, постоянные разговоры о том, что нельзя изо дня в день не готовить уроки просто потому, что их «не учит никто в классе».

В правильные тона, на мой взгляд, окрашивает бытие ребенка возможность жить в соответствии с церковным календарем — поститься, бывать на праздничных богослужениях в будни. Все это реально только в православном учебном заведении, в обычной школе — сопряжено с большими трудностями.

Внутренний комфорт

Стоит сказать и о том, что православному ребенку намного комфортней среди верующих детей, как и любому человеку приятней находиться среди единомышленников. И тут можно вспомнить про очень простой прием — примерить чужую жизнь на себя. Вот нам, взрослым, хотелось бы много лет провести рядом с людьми, которые не только не разделяют очень важных для нас ценностей, убеждений, но зачастую даже не подозревают об их существовании? Между тем школьные годы — большой отрезок жизни, очень важный. Стоит ли все это время жить в напряжении, пытаясь как-то приспособиться к чуждой атмосфере?

Выбрав для дочери православную гимназию, мы пока еще ни разу об этом не пожалели. Появилось ощущение, что наша девочка наконец-то оказалась на своем месте.

Конечно, если ребенку нужны углубленные знания по определенным предметам, то допускаю, что получать их лучше в специализированном учебном заведении. Хотя, если есть такая возможность, в старших классах для подготовки к поступлению в вуз всегда можно воспользоваться услугами репетиторов. Пока же, на мой взгляд, куда важнее дать ребенку базовые знания и при этом правильно его сориентировать, привить элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться в жизни, а от чего лучше бежать, как от огня. Для этого важно, чтобы он учился в соответствующей этим целям среде. И очень хочется, чтобы дети за годы учебы прониклись жизнью Церкви (а для этого у них есть и дополнительная возможность — мальчики алтарничают, девочки поют на клиросе) и по-настоящему ее полюбили.

Где бы в силу нашего выбора ни получали образование дети, у нас, родителей, всегда есть возможность растить их христианами. Но в некоторых обстоятельствах это сложней сделать, а в некоторых чуть легче. И православное учебное заведение, на мой взгляд, — очень хороший способ открыть для ребенка необъятный мир Православия и при этом избавить и себя, и его от ненужных трудностей.

Школа: православная или обычная?

Какую школу выбрать для своих детей? Выбор сегодня есть. Школы частные и государственные предлагают углубленное изучение любых предметов, разнообразные методики преподавания, индивидуальный подход к детям, кружки после уроков и многое другое. Но верующие родители обязательно задаются вопросом: а может, их детям будет лучше в православной школе?

Учеба как большая проблема

Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится: очень разные у каждого из нас дети, и одного рецепта для всех быть не может. Что хорошо или приемлемо для одного ребенка, может совсем не подойти другому. Поэтому нам, родителям, придется все равно самостоятельно решать: в какую именно школу, православную или обычную, лучше отвести сына или дочь. Я же лишь поделюсь своими размышлениями, родившимися в результате многочисленных попыток найти подходящее учебное заведение для своей дочери.

Итак, до тех пор, пока мы не перевели дочку в православную гимназию, отношения со школой у нее складывались непросто. Где бы она ни училась — а школ было три всего лишь за пять с половиной лет — проблем при обучении в каждой из них оказывалось так много, что приходилось подыскивать другое учебное заведение.

В престижной для нашего города гимназии дочери уже в первом классе пришлось несладко. Учиться на одни пятерки у нее не получалось, а именно за достижения в учебе уважала и ценила детей учительница. Не попавшим в отличники она, не скупясь, ежедневно ставила тройки и двойки, чем изо дня в день убивала желание учиться. Принцип ее работы, кстати, довольно распространенный в современной школе, был прост — больше требовать. А уж как эти требования будут выполняться — забота учеников и их родителей. Тогда стало понятно, почему большинство наших знакомых пользуются услугами репетиторов уже в начальной школе. Видимо, правы те, кто утверждает, что в первый класс ребенка надо вести, в первую очередь, к хорошему учителю, невзирая на статус школы.

Следующая школа была частная, в ней было очень хорошо, но для нас это «хорошо» продолжалось недолго. В отличие от распространенной в большинстве школ системы воспитания, которую условно можно назвать карательной (когда за каждым промахом следует наказание), здесь отдавали предпочтение поощрительной. Детей за любое достижение, пусть и небольшое, хвалили, давали призы. В начальных классах такой подход оправдывал себя. Но постепенно творческий подход педагогов сошел на нет. Когда стало понятно, что никакого резона учиться дальше в частной школе нет, мы перевели дочь в обычную общеобразовательную школу в центре города, недалеко от дома. Проблемы посыпались в шестом классе.

Выяснилось, что современные дети начинают подражать взрослым очень рано. Причем копируют они, как правило, то, что для православного человека является грехом. На фоне отсутствия в современной школе какой-либо системы воспитания и четких ограничений такая тенденция становится в нашем мире катастрофой.

Так в нашей семье постепенно вызрело решение перевести ребенка в православное учебное заведение, что мы и сделали.

В правильно окрашенном мире

Какие же очевидные плюсы учебы в православной школе можно отметить?

Самое главное, на мой взгляд, что в православном учебном заведении ребенок оказывается в правильной системе координат — в мире христианских ценностей и верно выстроенных ориентиров. Все в его жизни сразу встает с головы на ноги, если до этого было наоборот.

В православной школе дети, по крайней мере, стремятся хорошо учиться и относятся к учебе ответственно. К этому их подталкивает настрой педагогов, общая атмосфера, царящая в учебном заведении. В других школах у учеников часто формируются принципиально иные приоритеты — модная одежда, дорогие телефоны, развлечения, романтические отношения. Многие школьники постепенно и вовсе забывают, для чего они садятся за парту. Следствие этого — прогулы, низкая успеваемость и абсолютно равнодушное отношение к собственным успехам (а вернее — их отсутствию) в учебе. Так, в классе у дочери к шестому году обучения ударников просто не осталось: в двенадцать лет хорошо учиться — уже не модно.

Еще один несомненный плюс обучения в православной школе заключается в том, что детей все же воспитывают, во всяком случае, стараются это делать. Иначе, наверное, и быть не может — тогда потеряет смысл статус православного учебного заведения. Понятно, что воспитание — процесс непростой, и результата можно ждать только при совмещении усилий родителей и учителей. Но само понимание, что хороший ученик должен быть еще и хорошим человеком, в коллективе педагогов есть, такое же отношение к себе самим формируется и у детей. В обычной школе весь воспитательный процесс, как правило, сводится к поддержанию хоть какой-то видимости дисциплины в школе. Да и о каком воспитании может идти речь, когда в обществе размыты все представления о нравственных нормах…

Что еще немаловажно: православное окружение избавит ребенка от того отрицательного влияния извне, которого не избежать в обычной школе. Для наглядности приведу только один пример. Объяснить дочери, что не стоит идти на праздник Хэллоуин и соответственно для этого наряжаться, было сложно. Тем более, что учительница обязала всех прийти. Но такими, казалось бы, мелочами пропитано все: учеба, внешкольные дела, общение между детьми. И в атмосфере чуждых православному (да и просто здравомыслящему) человеку ценностей у ребенка, к сожалению, формируется мировоззрение, вкус. Для детской личности очень важно, в кругу людей с какими жизненными приоритетами, эстетическими пристрастиями она будет развиваться. Можно, конечно, в противовес этому мнению рассуждать о главенствующей роли семьи в воспитании. Но все-таки в учебном заведении ребенок проводит как минимум половину дня, и недооценивать влияние школьной среды все же неправильно. Именно здесь он будет обретать навыки общения со сверстниками, здесь сформируется его привычка поступать так или иначе в определенных ситуациях. Среди одноклассников, учеников своей школы подросток будет искать авторитеты, фигуры для подражания. Это естественно, так дети чему-то учатся, взрослеют. Важно только, чтобы авторитеты были настоящие.

Безусловно, у ребенка должно быть свое мнение, и он должен уметь поступать в соответствии с христианскими ценностями. Но все же это требования к уже сформировавшейся личности. Противопоставить себя всему классу — очень трудно, это тяжелый груз для детских плеч.

К тому же дети просто не способны зачастую отличить белое от черного. И в нашей семье в какой-то момент вся жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с вредным влиянием. Но силы, брошенные на эту «войну», можно потратить с большей пользой. Совместное обсуждение прочитанных книг, прогулки все же лучше, чем, например, постоянные разговоры о том, что нельзя изо дня в день не готовить уроки просто потому, что их «не учит никто в классе».

В правильные тона, на мой взгляд, окрашивает бытие ребенка возможность жить в соответствии с церковным календарем — поститься, бывать на праздничных богослужениях в будни. Все это реально только в православном учебном заведении, в обычной школе — сопряжено с большими трудностями.

Внутренний комфорт

Стоит сказать и о том, что православному ребенку намного комфортней среди верующих детей, как и любому человеку приятней находиться среди единомышленников. И тут можно вспомнить про очень простой прием — примерить чужую жизнь на себя. Вот нам, взрослым, хотелось бы много лет провести рядом с людьми, которые не только не разделяют очень важных для нас ценностей, убеждений, но зачастую даже не подозревают об их существовании? Между тем школьные годы — большой отрезок жизни, очень важный. Стоит ли все это время жить в напряжении, пытаясь как-то приспособиться к чуждой атмосфере?

Выбрав для дочери православную гимназию, мы пока еще ни разу об этом не пожалели. Появилось ощущение, что наша девочка наконец-то оказалась на своем месте.

Конечно, если ребенку нужны углубленные знания по определенным предметам, то допускаю, что получать их лучше в специализированном учебном заведении. Хотя, если есть такая возможность, в старших классах для подготовки к поступлению в вуз всегда можно воспользоваться услугами репетиторов. Пока же, на мой взгляд, куда важнее дать ребенку базовые знания и при этом правильно его сориентировать, привить элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться в жизни, а от чего лучше бежать, как от огня. Для этого важно, чтобы он учился в соответствующей этим целям среде. И очень хочется, чтобы дети за годы учебы прониклись жизнью Церкви (а для этого у них есть и дополнительная возможность — мальчики алтарничают, девочки поют на клиросе) и по-настоящему ее полюбили.

Где бы в силу нашего выбора ни получали образование дети, у нас, родителей, всегда есть возможность растить их христианами. Но в некоторых обстоятельствах это сложней сделать, а в некоторых чуть легче. И православное учебное заведение, на мой взгляд, — очень хороший способ открыть для ребенка необъятный мир Православия и при этом избавить и себя, и его от ненужных трудностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: