Ребенок не хочет идти в церковь: что сделать и как рассказать о пользе службы и церкви, полезные советы родителям

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Элиса Бьелетич — директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня в г. Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) и мать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала в своем блоге «Воспитывая святых» на известном англоязычном портале для православных христиан «Древняя вера». С разрешения автора мы публикуем текст Элисы в «Фоме».

Когда мы говорим о детях в Церкви, то обычно имеем в виду младенцев и детей ясельного возраста — самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей и всего прихода. Но что происходит с нашими малышами, когда они становятся старше? Мы редко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь», или одиннадцатилетняя дочь больше не хочет ходить в храм. Они говорят, что лучше помолятся дома. «Ведь Бог слышит нас в любом месте, правда?» Что на это ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка не касается — мол, раз я пишу о вопросах веры, значит, мои дети уж точно любят ходить в церковь! Но правда в том, что каждый родитель — будь то священник, психолог, учитель, да кто угодно — проходит через это вместе со своими детьми. И это нормально.

Даже те дети, которые искренне любят Христа и церковь, иногда спрашивают: «А может, сегодня не пойдем на службу?» Но ведь то же самое происходит и со взрослыми — бывает, мы устали или нам просто лень, и мы спрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть в храме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его с разных сторон. Я поделюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, а потом подумаем, что отвечать на те глубокие вопросы о Церкви, которые они порой задают. Почему мы ходим в церковь? Что дает нам присутствие в храме и чего мы не получим, оставшись дома? В чем наше родительское предназначение и как научить ребёнка любить Бога и искать Его присутствия в своей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько «приемов», которые сделают споры с детьми не такими частыми и помогут переубедить ребенка, который больше не хочет ходить в храм:

Найдите ребенку занятие в церкви. Если ваш ребенок помогает в алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в храм, стремительно возрастает. И если чадо спросит, зачем сегодня идти в церковь, вы сможете сказать: батюшка будет ждать тебя в алтаре. Или: мы так хотим слышать твой голос в хоре. Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что их присутствие на службе важно, что их там будет не хватать.

Найдите друзей. Когда у ребенка есть на приходе друзья, поход в церковь для него еще и повод с ними повидаться. Водите его на приходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам с детьми, пригласите их на ужин. Зовите детей-прихожан на дни рождения. Если в вашем храме не слишком активная молодежная группа, займитесь ее развитием. Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь — это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать их пойти в храм.

Разберитесь в особенностях богослужения. Купите ребенку книгу с объяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована к возрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мы ее понимаем.

Будьте последовательны. Если, проснувшись утром в воскресенье, вы каждый раз решаете, идти в церковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят в храм регулярно. Дети хорошо понимают, когда можно настоять на своем. И если вы сами ходите в храм «каждое воскресенье», кроме тех, когда вы сильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть в футбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вы не будете настаивать. А вот если они в курсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они не станут с вами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, но уже не так часто, и вы легко уговорите их пойти с вами в храм.

Но что, если дети всё же отстаивают свою Богом данную свободу не посещать богослужения? Что я говорю в таких случаях? «То, как ты построишь свои отношения с Богом и Церковью, когда повзрослеешь, зависит только от тебя. Но пока ты живешь с нами, мы все вместе будем ходить в храм». Это очень разумный, проверенный временем ответ. Я много раз объясняла своим детям, что, раз уж Господь возложил на меня ответственность за их воспитание, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Их отношения с Богом — это их дело, но за то, какие отношения с Богом у всей нашей семьи, я буду отвечать на Страшном суде. Поэтому я должна по мере сил наставлять их до тех пор, пока они не покинут мой дом и, даст Бог, не создадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно — лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.

Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.

Читайте также:
Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии. Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод — «приношение людей всему миру». Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Его невозможно совершить в одиночку. Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия — это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми — и с Богом. И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.

Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая — ее хор ангелов не сопровождает. А вот каждая Божественная литургия — возможность войти в эту удивительную общность.

Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.

Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда — оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он — в нас. Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему — если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой. А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это не мы сами придумали — собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.

Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.

Меня ужасно расстраивало, что я никак не могла узнать всё. А наш батюшка посмеялся и сказал, что Бог специально так устроил: Он дает каждому из нас свою частичку пазла, чтобы мы сложили его все вместе. Он устраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. И мы должны соединиться в любви друг с другом, чтобы соединиться с Богом.

Общность — это очень важно. Недаром говорят: «один христианин — не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта — только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу — это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада — мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.

Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как ни странно, вера — это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя — своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос — «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.

Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем — какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм — это очень важно. Одно не заменит другое.

Собираться вместе необходимо и по другим, более «земным» причинам: нам нужны любовь и поддержка, мы не можем без них, мы нужны друг другу.

Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма — это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать. Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова. Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Читайте также:
Рецепты кухни шестой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки. Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

У наших увещеваний всегда есть границы

Но если мы хотим вырастить детей, которые любят Бога и литургию, аргументы и доводы — не самое сильное наше оружие.

Мы можем часами говорить, почему нужно ходить в церковь, но очень важно помнить: никакими доводами человека в рай не приведешь. Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, но это сфера интеллекта. А настоящая вера рождается в сердце. Преподобный Максим Исповедник говорил: «Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения».

Мысль об огне не согреет мое тело, это правда. Знание о вере не преобразит наши души, если только оно не наполнено истинной любовью к Богу. И нашим детям мы хотим не просто передать знания о литургии, а привить любовь к литургии и ко Христу. Наша единственная цель — чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Но этого невозможно добиться с помощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить и больше молиться; мы должны просить Господа, чтобы Он зажег в их сердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия и искали Его на протяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что у родителей, которые любят Христа, полноценно участвуют в жизни Церкви и приносят добрые плоды, дети стараются подражать их примеру. А если у них перед глазами родители, которых не особенно занимает литургия и они ходят в церковь только потому что так положено, дети это запоминают и потом говорят, что люди в Церкви «поверхностные» и «неискренние». Самое сложное — это вырастить святых, ведь для того, чтобы их воспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, с этого и надо начать: давайте опустимся на колени и попросим Бога зажечь огонь любви в наших сердцах и в сердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его и стать к Нему ближе, чтобы мы все вместе стремились на литургию и могли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

А потом — наберемся терпения и дадим Ему время. Запомните, наша главная цель — не побороть сопротивление наших детей к следующему воскресенью. Наша цель — сделать так, чтобы они стремились ко Христу на протяжении всей жизни и в вечности.

Надеюсь, мы обязательно к этому придем.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Подросток, который не хочет в храм

Ребенок-мечта в воскресенье за час до Литургии выскакивает из-под теплого одеяла, бежит чистить зубы и уже через 15 минут причесанный, одетый и в начищенной обуви томится перед входной дверью в ожидании поскорее выйти в храм.

Ребенок-реальность, с головой укутавшись и зарывшись под подушку, на вот уже 45-минутные уговоры подниматься и идти в церковь отвечает ожесточенной имитацией крепкого сна.

Что делать? Все советуют: лучшее средство — личный пример. Но 13-летние поступают как раз наоборот. Как вести диалог с церковным подростком, если ему вдруг надоело поститься, причащаться, ходить в храм? Уговаривать, приказывать или оставить в покое?

В «профильный» день — Неделю о блудном сыне — на эти и другие вопросы ответил известный киевский духовник, многодетный отец протоиерей Константин Курбанов.

Если ребенок возмущается, это… похвала родителям

— Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уйти, когда появится такая возможность.

Протоиерей Константин Курбанов

— Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него.

Прежде всего, дети бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.

Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких — это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой — предупреждение.

Ваш ребенок молится или вычитывает правило?

Главная проблема в воспитании, на мой взгляд, в настоящее время заключается вот в чем. Внимательные родители с младенчества учат своих детей молиться утром и вечером, читают с ними детские церковные книжки, всесторонне знакомят с христианской жизнью.

Но вычитывая молитвы, ребенок зачастую так и не приобретает собственного молитвенного опыта, который и делает человека по-настоящему верующим. У него не возникает особых, личных отношений с Господом нашим Иисусом Христом.

Я спрашивал у многих детей, которые молятся утром и вечером, а правильнее сказать — вычитывают правило, исполняют молитвенное послушание: «Когда возникала сложная ситуация, ты в этот момент помолился, обратился к Богу за помощью?» Оказывается, ему это и в голову не пришло! И до сих пор не приходит — именно потому, что у него нет личных взаимоотношений с Богом. А если и существуют, то только через родителей: надо попросить их, и тогда Бог поможет.

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Для воспитания нет ни опыта, ни примера

Мы являемся первым поколением, которое после всех запретов имеет возможность открыто (или якобы открыто) растить своих детей в православной вере. Но при этом у нас нет ни опыта, ни примера.

Мы читаем в книгах о том, как воспитывали детей в XIX веке и раньше. Педагогам тогда казалось достаточным просто приучать ребенка к религиозному порядку. Но мы видим, что этого явно было не достаточно, и к какой глобальной религиозной катастрофе затем пришло наше общество. Милость Божья, что Церковь выжила, и в ней нашлись здоровые силы, но, тем не менее, катастрофа произошла.

Поэтому не только приучение к порядку необходимо в деле христианского воспитания. Крайне важно передать ребенку личный опыт встречи с Богом, и тогда в трудный момент он сможет к Богу обратиться, попросить у Него помощи, и, самое главное, он эту помощь получит.

Фото пресс-службы Казанской митрополии

Злой ли человек родитель?

Если у детей будут с Богом личные взаимоотношения, они и на службе будут стоять по-другому.

К сожалению, дети не могут жить в этом обществе и избежать влияния атмосферы, в нем господствующей: им хочется развлечений. В современном мире преобладает представление о том, что жизнь – это одно сплошное развлечение. Мало того, она просто обязана быть этим развлечением.

И тот, кто в удовольствиях ограничивает, тот злой человек, против которого даже законы нужно какие-то принимать.

Вот и представьте, каким особенным должно быть у ребенка отношение к родителям и к Богу, чтобы оно побеждало сильнейший дух, который господствует сейчас в мире. Чтобы в сторону этого духа ему даже внутренне смотреть было стыдно.

Чувствовать момент

Безусловно, мы должны учитывать, что ребенок проходит переходный период, его чувства становятся весьма сильными, и ему нужно их контролировать.

Здесь крайне важна педагогичность. Ни в коем случае она не заключается в попустительстве. Родительская власть существует, сколько бы лет ни исполнилось ребенку, но мы должны четко видеть её границы. Собственно, границы этой власти указаны апостолом, который просил: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21).

В педагогике мы должны использовать те средства, которые наиболее подходят к каждому конкретному случаю. Это не решается механически, родитель живо чувствует своего ребенка и должен уловить обстановку того или иного момента.

Иногда нужно более грозно призвать к тому, чтобы сын или дочь встал и быстро собрался в храм. А иногда лучше проявить снисхождение — потерпеть, так сказать, некоторое время, ожидая в будущем исполнения той благой цели, которой хотим достичь: чтобы человек полюбил богослужение, а не ожесточился против него совершенно.

Такой педагогики даже святые не чуждались. Преподобный Антоний Великий, видя духовную переутомленность братии, давал им некоторый душевный отдых.

Познакомить с личностью Христа

Но самое главное – наши дети с раннего возраста должны познакомиться с личностью Господа нашего Иисуса Христа, с личностью Божьей Матери, святых. В наших силах воспитать в ребенке нужду в заступничестве святых, в молитвенной помощи Богородицы. Если они увидят, как мы нуждаемся в общении с Господом, если сами научатся этому, будет очень важно.

Тогда, участвуя в богослужениях, они будут осознавать это как таинственное событие, как личное присутствие при главнейших моментах в истории взаимоотношений Бога и человека, и всего творения. Это нужно уметь детям рассказать. В этом, собственно, залог подлинного христианского базиса, который мы можем им дать.

Фото: Виктор Велин

Канон Андрея Критского в изложении для детей

— Как научить ребенка молитве, если большинство молитвословий носят покаянный характер, а нашим детям ещё и каяться, по сути, не в чем? Они радостны и открыты миру, а мы их в сокрушение о каких-то грехах пытаемся вогнать…

— Начало понимания своей греховности знаете где полагается? — В нашем сострадании чужой ошибке. Когда нам жалко, что человек преткнулся, и мы просим Бога, чтобы Он его простил, и радуемся вместе с этим человеком, когда он получает от Бога и прощение, и оправдание.

Собственно говоря, на этом и построены наши покаянные каноны. Есть личный покаянный канон, и он, действительно, может быть для ребенка пока сложен. Но, например, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского весь состоит из жизненных событий, которые можно изложить ребенку так, чтобы он понял: вот история о том, как человек ошибся, какой вред нанес себе и окружающим, как иногда ожесточался в этих ошибках, а потом всё равно осознавал свою неправоту.

На таких примерах ребенок получает способность анализировать собственные поступки и своё положение и, когда повзрослеет, сможет применить навык этого анализа к своей духовной жизни.

Но за этим инфантилизмом — когда человек не чувствует ответственности перед Богом и внешним миром, пребывает как бы под родительским «покрывалом» — необходимо внимательно следить. Это сейчас в наших детях очень сильно проявляется, по разным причинам. У каждого ребенка своя мера взросления, но нужно употреблять и наше педагогическое чувство, чтобы помочь ему из этого инфантилизма вырасти.

Что делать, если ребенок не хочет идти в церковь

Нет таких родителей — христиан, которые бы не столкнулись с проблемой, когда взрослеющий ребенок не хочет ходить в церковь. Вначале это отговорки, вроде, как болен, потом провокационные вопросы «Чего ходить в храм, если Бог везде?» и «Ему молиться можно, не выходя из дома?»

Такое поведение порой обескураживает родителей, они и подумать не могли, что их чадо, выросшее в любви и заботе, с детства посещавшее храм, в один день взбунтуется. Как реагировать на это? Какими методами, уговорами, действиями привить подростку понятие необходимости молитвенной жизни и посещения храма? Эта проблема решается любовью родителей и советами духовных наставников.

Читайте также:
Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Духовное развитие ребенка

Хочется сразу предостеречь родителей, которые хватаются за розги или авторитарно пытаются решить проблему. Ни в первом, ни во втором случае подросток не послушается, а только обозлиться и вообще может уйти из дома. Помним, Бог есть любовь, которая вырабатывается терпением. (1 Кор.13:4)

Подросток хочет, чтобы его уважали, отстаивая свободу действий. Не надо «ломать» его. Мягко, с любовью следует объяснить детям, что родители несут перед Творцом ответственность за воспитание дарованного Богом ребенка.

Задача родителей — воспитать хорошего христианина, а это возможно только в выполнении заданий Церкви, как в школе. Они просто обязаны так делать, поэтому пока подросток не встал на путь самостоятельной жизни, он должен помочь родителям выполнить их задачу и жить по законам христианской семьи.

Ведь, придя на Страшный Суд, мама и папа дадут ответ за своих детей, которых им доверил Всевышний. Бог спасает семью, нравится это подростку или нет, но он также несет ответственность за это. Постарайтесь донести до сердца подростка этот факт, и, если там живет любовь и уважение к родителям, он услышит вас.

Ребенок не хочет ходить в церковь, ибо не видит в этом смысла. Безусловно, Спаситель видит и слышит нас везде, но во время храмовых служений прихожане не просто гости в церкви, они — активные соработники Творцу в молитвах и прошениях.

Спросите подростка, он относит себя к христианам или атеистам, людям, которые отреклись от Бога. Христианин не может быть один, ибо Иисус говорил, что Он всегда там, где двое или трое молятся во имя Его. (Мат. 18:20)

Один священник пришел в дом к юноше, который решил не ходить в церковь. Мальчик сидел около камина и смотрел на огонь, ожидая нравоучения. Священник, молча, взял уголок из общего огня и бросил его около камина. Оба молчали, юноша заметил, что уголек скоро стал затухать. Духовный наставник бросил уголек обратно в костер, и он засветился новым светом.

Священник, молча, поднялся, перекрестил юношу и собрался уходить, вслед ему прозвучал тихий голос: «Я буду ходить в храм». Порой в тишине при усиленной молитве можно получить ответ от Творца.

О воспитании детей:

Советы родителям

Родители должны в первую очередь проанализировать свою христианскую жизнь и поведение в храме. От глаз детей не скроется ложь и лицемерие, показная праведность в храме и хамское поведение в семье.

Если мама и папа во время Литургии позволяют себе обсуждать присутствующих, решать семейные вопросы или просто скучать, тогда в скором будущем им придется решать проблему — что делать, ребенок не хочет ходить в церковь. Подросток, выросший в благополучной семье, понимает ценность родственных связей.

Когда практически взрослый человек поймет, что Церковь — это Божья семья, и почувствует себя членом этой семьи, только тогда он сможет ценить и беречь то, что приготовил Всевышний.

Постарайтесь молиться вместе, но, если сын или дочь не хочет идти на молитву, не злитесь, не кричите, этим вы только грешите, оставьте подростка в покое, встаньте на колени, плачьте, кричите перед Богом о великой милости Его. Бог Сам выбирает кого приблизить к Себе.

Кто-то сказал, чтобы показать голодному Творца, не надо читать ему Библию, его надо накормить от имени Бога.

Малыши, впитавшие с молоком матери истинное поклонение и любовь к Иисусу, никогда не оставят служения в храме. Детское сердце всегда открыто к видению истины, святых и ангелов. Видя искренне служение родителей, их активное участие в жизни храма, благочестивое поведение в семье, где царит мир и покой, дети вырастут истинными христианами.

Как говорится, что сеем, то и жнем. Дети верующих родителей не хотят ходить в храм, ибо не видят достойного примера для подражания или их там обидели, не приняли в духовную семью, не дали понять ценности каждого члена церкви.

Как помочь подростку вернуться в церковь

Слава Богу за родителей, которые волнуются за своих детей и пытаются исправить ситуацию на основе Божьей помощи.

Подросток, оставаясь ребенком, уже относит себя к взрослым, пытаясь таким образом отстоять свою свободу. Он не понимает, что взрослость не во вседозволенность, а как раз наоборот, делать то, что надо, а не то что хочется.

Ребенок, который понимает смысл богослужений и важность молитвы, в первую очередь, для него самого никогда не оставит церковь. Если родители допустили пробел в христианском воспитании, не отдали малыша в свое время в воскресную школу, тогда надо наверстать упущенное дома или с помощью христианских учителей.

Совет! Попросите подростка сопровождать вас на хор или помочь в подготовке храма к празднику, возьмите его в паломническую поездку.

Повзрослевший ребенок хочет быть принят в обществе, ощутить свою значимость и полезность, а для этого ему нужно:

  • найти друзей, в этом поможет воскресная школа при храме для подростков;
  • проводить свое свободное время в творении чего-то прекрасного, например, лепка или вышивка, резьба по дереву или шитье, пении в хоре или оказании помощи престарелым и сиротам;
  • почувствовать свою необходимость в храме, ведь он прихожанин, член Божьей семьи, где каждый имеет свои обязанности;
  • быть последовательным, чтобы уважать в первую очередь себя, нельзя сегодня идти на службу, а завтра спать.

Молитвы о детях:

Переходной возраст является самым трудным периодом в воспитании детей, родителям следует набраться терпения, пребывать в постоянных молитвах и постах за них. В этом случае нельзя пренебрегать советами и помощью духовных наставников. Чем раньше ребенок доверит свои душевные, духовные переживания душепопечителю, тем надежнее будет его путь к Богу.

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Насту­пает момент, когда вос­крес­ным утром ото­рвать ребенка от подушки нере­ально. А если у вас это и полу­ча­ется, то в храме он такое начи­нает вытво­рять во время службы, что хоть беги, захва­тив его в охапку.

Читайте также:
Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Нет, речь не о ясель­нике или мла­денце. Это наши взрос­ле­ю­щие дети делают все, чтобы только не идти на службу. Их аргу­менты, мол, молиться можно в любом месте, обес­ку­ра­жи­вают любого… Порой мы сами даже ловимся на их просьбы типа «давай сего­дня не пой­дем на службу». Ведь нам тоже бывает лень, или мы устали. А почему бы не про­пу­стить одну службу?

Что ж, через это (когда дети начи­нают бун­то­вать про­тив похо­дов в цер­ковь) про­хо­дят не только миряне, а и свя­щен­ники. Кто-то гово­рит даже, что это есте­ствен­ный про­цесс. Но нас, роди­те­лей, это не устра­и­вает. Что делать, если дети не ходят идти в цер­ковь? Можно ли сде­лать так, чтобы у детей цер­ков­ная жизнь была регу­ляр­ной? Как отве­тить на их про­стые вопросы, кото­рые частенько ста­вят нас впросак?

Прежде всего, нам самим надо понять неко­то­рые вещи. За чем мы идем в храм по вос­кре­се­ньям? Чего мы не будем полу­чать, оста­ва­ясь дома? Как научить детей любить Гос­пода? Ну и полу­чить ответы на важ­ные вопросы о Церкви тоже не мешало бы. Итак…

Советы

Вы, чита­ю­щий сей­час эти строки, не един­ствен­ный, кто стре­мится испра­вить ситу­а­цию. Ведь не только вы дума­ете, как сде­лать, чтобы дети, кото­рым уже не хочется бывать на службе, не спо­рили с нами, а с удо­воль­ствием шли с нами вме­сте в храм. Давайте же вме­сте решим, что пред­при­нять. Благо, есть вари­анты решений.

  1. Помо­гите понять ребенку осо­бен­но­сти бого­слу­же­ния.Для этого сна­чала сами изу­чите вопрос, а потом купите книгу, где бы было выло­жено объ­яс­не­ние, ска­жем, литур­гии. Важно, чтобы язык книги был адап­ти­ро­ван к его воз­расту. Про­го­ва­ри­вая каж­дый раз новые моменты, вы пой­мете, что литур­гия и молитва стала и для вас более зна­чи­мой, и для ребенка более понятной.
  2. Заня­тие в храме. Какое заня­тие в храме может при­бли­зить ребенка к храму? Можно в алтаре помо­гать (маль­чи­кам), петь в хоре, учиться зво­нар­ному делу, уха­жи­вать за све­чами и др. Как пра­вило, дети, заняв­шись реаль­ными делами в церкви, посе­щают службы регу­лярно. Даже если чадо, проснув­шись, и спро­сит, зачем идти снова в храм, можно отве­тить, что батюшка уди­вится, если ты не появишься в алтаре, в хоре и т.д. Детям надо почув­ство­вать себя не захо­жа­нами, а при­хо­жа­нами своей церкви, чтобы пони­мали, что там точно их будет не хватать.
  3. Дружба в храме. На при­ходе есть дру­зья? Это не про­сто заме­ча­тель­ный повод пови­даться с ними. Ведь можно соеди­ниться семьями и после службы загля­нуть в кафе или при­го­то­вить что-то необыч­ное дома, схо­дить на каток или в цирк. Хорошо бы заве­сти тра­ди­цию с детьми-при­хо­жа­нами и их семьями дни рож­де­ния вме­сте отме­чать, празд­ники и т.д. Если на при­ходе есть какие-то меро­при­я­тия, ста­рай­тесь вме­сте с ребен­ком их посе­щать. Помо­гите моло­деж­ной группе, кото­рая точно есть в вашем храме, акти­ви­зи­ро­ваться. Видя, что люди, любя­щие друг друга, не только на службу соби­ра­ются вме­сте, а и по раз­ным пово­дам, ребе­нок полу­чит навык посе­щать богослужения.
  4. После­до­ва­тель­ность. Нельзя в вос­крес­ное утро даже мысли допус­кать – идти в храм или нет. Мол, не пойти ли на тре­ни­ровку, не поспать бы еще, а потом, мол, наго­ним. Помните — для вас только что-то неор­ди­нар­ное может стать при­чи­ной для откла­ды­ва­ния визита в храм. Чтобы ваше чадо не могло нахо­дить вес­кие поводы для того, чтобы еще поне­житься в кро­вати утром. Регу­лярно ходить на службу в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни – это полуспеха.
  5. Режим. Да, вовремя всем лечь спать нака­нуне – это тоже должно стать пра­ви­лом. Вста­вать утром невы­спав­шимся – это и нам, взрос­лым, нелегко. Кстати, речь и об уро­ках. Их бы в суб­боту сделать!

Если ребенок отстаивает свою свободу?

Про­сто пого­во­рите с ним об отно­ше­ниях с Богом и Цер­ко­вью. Это потом у него будет взрос­лая жизнь, и он потом смо­жет сам выстра­и­вать свои отно­ше­ния с Богом. А сей­час, пока он живет в семье, надо жить по ее пра­ви­лам, в т.ч. ходить в храм. И это не обсуж­да­ется. Ведь Бог на роди­те­лей воз­ло­жил обя­зан­ность за вос­пи­та­ние. Вот и надо зада­ние это выпол­нить, настав­ляя чад своих, чтобы на Страш­ном Суде нам не было стыдно…

Зачем ходить в храм? – что ответить на это

Богу не так важно, где я молюсь – в кро­вати, на спорт­пло­щадке или в церкви, зачем я на службу дол­жен идти. Ребе­нок вполне может гово­рить и так. Ведь так и вы рас­суж­да­ете, посте­пенно отходя от цер­ков­ной жизни, и посту­па­ете так же — оста­ва­ясь дома, вклю­чая теле­ви­зор, когда в храме идет служба, непри­нуж­денно бол­тая с друзьями…

Да, молиться можно везде — Бог все­гда и везде нас слы­шит. Но и вы, и ваше чадо должны понять, что есть в сов­мест­ной молитве на литур­гии, напри­мер, нечто осо­бен­ное. Ведь мы на службе не пас­сив­ными зри­те­лями высту­паем. Мы — участ­ники общей молитвы, очень зна­чи­мого собы­тия для всего мира!

Понят­ное дело, что том­ле­ние и скука во время службы одо­ле­вает и взрос­лых. Дети тем более с тру­дом пере­но­сят затя­ну­тые, на их взгляд, изма­ты­ва­ю­щие службы. Вот тут важно объ­яс­нить, что все мы в Церкви важны, каж­дый – ребе­нок, взрос­лый, миря­нин и свя­щен­ник – имеет свою задачу и роль в этом общем деле. В оди­ночку его совер­шить нелегко. Поэтому мы и соби­ра­емся вме­сте. Напом­ните ребенку, как дья­кон про­воз­гла­шает в молитве «О мире всего мира… Гос­поду помо­лимся». Он при­зы­вает НАС всех помо­литься. И если нас тут не будет, важ­ной для всего мира и нас самих молитвы не состоится…

Мы ста­но­вимся частью Церкви, участ­вуя в бого­слу­же­нии, молясь сов­местно в храме, где поются молитвы в ответ на воз­гласы свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ведь и хор, и мы при­со­еди­ня­емся к хору сла­во­сло­вя­щих Бога анге­лов. Это воз­можно только в храме, где нам, собрав­шимся тут, Гос­подь все­гда являет чудо в виде при­ча­стия и дру­гих Таинств. Он вхо­дит в нас, и это воз­можно только в слу­чае, если мы при­дем сюда, на службу. Дома невоз­можно пре­об­ра­зиться, как это обычно бывает после при­ня­тия Таин Хри­сто­вых. И никто дру­гой, как Хри­стос, уста­но­вил нам соби­раться вме­сте на литур­гию. Это про­изо­шло на Тай­ной Вечери.

Читайте также:
Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

Выйти из зоны ком­форта, встав в вос­кре­се­нье из теп­лой постели, нас побуж­дает и то, к чему при­зы­вает нас Спа­си­тель. Любить вра­гов. Слу­жить Хри­сту (читайте — людям). Да, у нас нет воз­мож­но­сти омыть Его ноги, накор­мить Его или подать воды. Но мы это можем сде­лать дру­гим, служа им тем или иным обра­зом. Так вот, молитва в храме – это тоже вид слу­же­ния Гос­поду через других.

Да, моли­тесь, сколько можете, гуляя, идя на работу, слу­шая музыку и т.д. Но служба в храме – это свя­тое. И ваш ребе­нок дол­жен это не на сло­вах слу­шать, а видеть при­мер перед глазами.

Аргументы и доводы: не переборщить бы…

Да, они не должны ста­но­виться нашим ору­жием в борьбе за любовь ребенка к службе и молитве в храме. Сколько угодно гово­рите ребенку, как это хорошо – ходить в цер­ковь, рас­ска­зы­вайте о сути литур­ги­че­ских про­цес­сов. Зна­ния мало. Да и риск оттолк­нуть чрез­мер­ными уве­ща­ни­ями велик. Веру, истин­ную любовь ко Гос­поду надо будить и раз­бу­дить в дет­ском сердечке

Здесь в помощь надо при­звать молитву. Упор­ную, с вели­кой верой и упо­ва­нием на Бога. Помо­лимся коле­но­пре­кло­ненно ко Гос­поду, чтобы зажег в душе ребенка ого­нек веры. А еще… Если мы будем любить Хри­ста и цер­ков­ную жизнь, дети тоже будут при­но­сить доб­рые плоды. Зара­зи­тельны не только пло­хие при­меры. Видя, что вы ходите на службу не ради норм и пра­вил, а по зову души, и дети ста­нут искренними!

Но опять же, не будем давить… С тер­пе­нием ждем, пока зажжется эта искорка веры – искрен­ней и нели­це­мер­ной, и нежно будем под­дер­жи­вать, пока она не пере­рас­тет в пламя. Не бороться с сопро­тив­ле­нием ребенка нам надо. Нам надо, чтобы он все­гда стре­мился ко Хри­сту… Давайте же идти к этому!

Православная Жизнь

Наверное, каждому человеку, посещающему храм, доводилось видеть детей, отказывающихся причащаться или стремящихся как можно скорее уйти из «этого места».

Плач, крики, растерянные родители не знают, что делать… Как быть в такой ситуации? Почему у ребёнка возникает страх перед священником или причастием? Есть ли действенные методы, которые помогут решить проблему? На наши вопросы ответил протоиерей Михаил Фоменко.

Выяснить причины

Как священник я с такими ситуациями сталкивался не раз и знаю, что обычно они не случайны. Когда начинаю разбираться в том, что же послужило причиной такого поведения ребёнка, нередко выясняется, что в недавнем времени он чего-то или кого-то сильно испугался. Чаще всего негатив вызвало общение с незнакомым человеком. Например, осматривал врач в поликлинике или медсестра делала неприятные процедуры. Малышу было больно, он запомнил эти ощущения — и у него сформировалось понятие, что если кто-то чужой тянется к нему, то это не предвещает ничего хорошего. Он опасается, что сейчас произойдёт что-то плохое — и начинает плакать. Это защитная реакция, и она абсолютно нормальна. Ребёнок пытается защищать свои границы, которые у него уже частично сформировались.

Разобраться в детской психологии

В таких ситуациях многое зависит от реакции взрослых на то, что происходит, а именно — родителей и священника. Чтобы адекватно реагировать, нужно иметь представление о том, как дети развиваются. Замечательный психолог Даниил Эльконин разработал периодизацию возрастных этапов, которые проходит каждый ребёнок. По мере взросления дети переживают различные кризисы: первого года, трёх, семи, двенадцати, пятнадцати и семнадцати лет. Каждый из них имеет свои особенности, которые очень важно знать и учитывать, выстраивая отношения с ребёнком.

Первый и очень яркий кризис проявляется в возрасте от полутора лет до года и восьми месяцев, когда малыш уже уверенно ходит, начинает разговаривать и называть предметы. В этот период важно, чтобы родители не внушили ему ненужные страхи. Например, можно принести его в храм на причастие, а там дети кричат и плачут. Конечно, в такой ситуации у ребёнка может сформироваться негативное отношение к месту, где такое происходит.

Что делать? Обычно в этом возрасте дети уже прекрасно понимают взрослых, а это значит, что с ними нужно как можно больше разговаривать и как можно доступнее всё объяснять. Я думаю, что к ребёнку нужно относиться так же, как и ко взрослому: не стоит его недооценивать и думать, что он чего-то не понимает. Дети всё понимают. Да, на своём уровне, но это не значит, что им не нужно ничего разъяснять.

Чем помочь?

Перед тем как отправиться в храм, расскажите, куда и зачем вы идёте, что там ждёт вашего малыша, кого он встретит, что будет происходить. Подчеркну: это нужно делать дома, а не в храме, когда он уже устал и капризничает. Лучше, если этим займётся мама, потому что у неё кредит доверия в этом возрасте самый большой. Рассказывая о предстоящем, настраивая на хорошее, она дарит ребёнку уверенность в будущем, обеспечивая базовую потребность в безопасности.

Если у ребёнка уже сформировался какой-то страх, и он мешает ему причаститься в храме, нужно разобраться в его причинах. Вспомните обстоятельства, которые происходили в жизни сына или дочки — и всё станет на свои места. Допустим, врач проверял, как у него режутся зубы — и вдруг в храме делают то же самое: металлической ложкой лезут в рот. Конечно, ребёнок боится неприятных ощущений, начинает волноваться, а то и довольно буйно себя вести. Что можно сделать в такой ситуации? Конечно, помогать.

Есть прекрасная методика: перед походом в храм мама может нарисовать всё, что предстоит пережить ребёнку. Они рисует себя, малыша, священника, причастие — и ребёнок уже не будет так сильно бояться. После службы можно попросить, чтобы он сам нарисовал всё, что с ним было. Пусть это будут какие-то каляки-маляки, не важно — так формируется доверие к Церкви и священнику, ребёнок будет воспринимать их как нечто дружелюбное, они перестанут быть источником опасности. С помощью такого метода можно работать с любыми детскими страхами. Это арт-терапия, и она прекрасно помогает детям дошкольного возраста.

Читайте также:
Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Стал старше? Пусть наблюдает!

Когда ребёнок уже достаточно подрос, пережил кризис трёх лет, ему очень нравится проявлять самостоятельность. Он хочет сам подходить к причастию, запивать его. Поэтому очень важно давать ему такую возможность, а не подносить к Чаше на руках.

Ближе к школьному возрасту дети уже достаточно сформированы, понимают, куда и зачем идут. Им важен пример других детей. В это время они активно подражают окружающим. Это естественно. Учёный Альберт Бандура писал о том, что все люди учатся прежде всего через наблюдение. Если ваш ребёнок чего-то не знает или боится, ему нужно показать, как это делают другие дети. Опасаетесь, что он как-то неправильно может себя повести в храме на причастии — придержите его, пока другие причастятся. Он посмотрит, тревожность снизится — тогда можно предложить причаститься и ему. Доверие к священнику и Чаше может сформироваться не сразу — ничего страшного. Если объяснять, рассказывать и не форсировать события, всё получится, страх и робость уйдут.

Далее начинается новая эпоха в жизни ребёнка: школьные годы. В этом возрасте он может стесняться, не принимать себя — но это уже другие проблемы, которые не имеют отношения к страху Церкви и причастия.

Никакого насилия

В каком бы возрасте ни был ваш ребёнок, взрослому важно помнить главное правило родительства: не навреди. Не надо угрожать и заставлять, особенно в том, что касается Бога и Церкви. Будете заставлять — будет травма, появится страх. А травмированный ребёнок сможет ли полюбить храм, сумеет ли доверять священнику? Если у ребёнка есть какая-то тревожность в храме — разбирайтесь, наблюдайте, ни на чём не настаивайте, и постепенно эта тревожность уйдёт, а вместо неё придёт доверие.

Порой родители причащают детей насильно. Мотивируют они такое поведение тем, что раз пришли в храм — значит, надо причаститься. Им хочется во что бы то ни стало довести дело до конца. Зря, что ли, мама проснулась раньше, одела ребёнка, прошла несколько кругов мытарств, пока дело дошло до причастия? В таких ситуациях надо помнить, что мы причащаем детей в залог будущего спасения, но это не значит, что мы им таким образом это спасение обеспечиваем.

Не нужно воспринимать каждое причастие как последнее. Не захотел причащаться — отведите его к столику с запивкой, предложите сегодня попить водички с просфорой, а причаститься в следующий раз. Не надо травмировать ребёнка. Эти травмы в будущем сыграют свою роль. У него в сознании отложится, что храм — это место, где его заставляли, где что-то делали против его воли. Дети всё это фиксируют, поэтому — не надо никакого насилия, не травмируйте детей. Негативные ассоциации остаются на всю жизнь. Они могут сгладиться, но не пройдут бесследно.

Никогда не заставляйте ребенка идти в храм!

Один из самых больших страхов родителей, воспитывающих ребенка в вере, – что когда-то у него появится нежелание идти в храм. Нежелание исповедоваться и причащаться, соединяясь в Таинстве со Христом. Обычно такое происходит, когда дети вступают в переходный возраст. Подросток бунтует, не хочет жить в обозначенных рамках, он ищет полноты мира и при этом делает множество ошибок. Нужно ли искать виноватых в этой ситуации, или важно просто быть рядом с ребенком, не осуждая и не отворачиваясь от него? Об этом рассуждает ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор воскресной школы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, отец пятерых детей Игорь Тихоновский.

Религия – сакральное ядро русской культуры

Переходный возраст у каждого проявляется по-разному – это глубоко индивидуальный процесс – и наступает в разное время: у кого-то – в 10 лет, у других – позже. Подросток в этом возрасте начинает чувствовать себя более самостоятельным. Он к этому времени уже набирает опыт – опыт жизненный, опыт умения, навыков, знаний, – как ему кажется, вполне достаточный, чтобы что-то делать самостоятельно. Уже не так и не всегда нужны родители, от которых в детстве он был зависим полностью. И мыслить он начинает тоже самостоятельно.

В этом возрасте организм интенсивно растет и меняется, в связи с этим мозговые клетки требуют пищи, причем в большом объеме. Все эти процессы происходят очень быстро, резко. И в этом проблема: переход от ребенка к подростку слишком короткий.

У ребенка появляются и новые авторитеты, и новые друзья. А мы, по сути, живем в нерелигиозном обществе. И те ценности, которые являются приоритетными для христианской семьи, в большинстве случаев для окружающих нас ничего не значат. И возникает конфликт. Этот конфликт появился не сегодня, не вчера. В книге «Духовный путь А.С. Пушкина» Б.А. Васильева есть воспоминания поэта о том, что он прошел через период нигилизма, отрицания Бога, полного атеизма, увлечения декабристским движением. Пушкин писал тогда: «Умом я понимаю Бога, а сердцем Его не чувствую». Эти слова очень хорошо иллюстрируют состояние подростков. И здесь очень важна семья.

Но есть ведь и неполные семьи, и семьи, где родители работают с утра до ночи и без выходных. Тогда школа? Но наша школа только сейчас начинает подходить к воспитанию. Ведь образование – это не просто сумма знаний, которые мы даем человеку, это и воспитание. Образование и воспитание идут вместе. В русской школе так было всегда.

Религия – сакральное ядро русской культуры, и наша проблема в том, что мы взяли и оторвали нашу культуру от нашей религии. Попробуем-ка Пушкина оторвать от религии, или Толстого и его роман «Война и мир», или Достоевского… Что получится? – Обрубок какой-то.

Сложности с детьми были всегда – и в XVIII веке, и в XIX-м. Но уважение к родителям, их почитание тогда было. Распад семьи начался с 1917 года. Семья не устояла, и сегодня перестала быть абсолютной ценностью. Школа воспитанием не занимается. И что? Куда идти? Что делать в данной ситуации?

Читайте также:
Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

Задача родителей – помочь ребенку встретиться с Богом

Много общаясь с подростками, я увидел их основную проблему: это одиночество. Мы, взрослые, не готовы говорить с подростками о взрослых и неудобных вещах, мы сами их боимся. И поэтому ответы на вопросы, которые у них возникают, подростки ищут где-то на стороне. И не всегда эти ответы полезны для них, но они их усваивают, потому что у них голод, их желание познать этот мир слишком велико. Если мы им на эти вопросы не ответим, то ответит кто-то другой.

Проблема в родителях: насколько они занимаются детьми, следят за их духовным состоянием. Я спрашиваю детей: «Почему вы приходите на службу в храм, на Литургию? Вы лично?» – и большинство отвечают, что они пришли с родителями. А какое их личное отношение к богослужению? Какие их личные отношения с Богом? Они еще не встретились с Христом. Их надо подготовить к этой встрече, но для этого нужно самому иметь опыт встречи с Христом. На это понадобится ни один день, ни один год, может быть. У кого-то это случится раньше, у кого-то случится позже. Но нам важно сейчас, в этот момент детей не потерять, в этот момент их удержать, подвести, грубо говоря, взяв за руку – а воспитание – это детовождение… так вот, взять за руку и привести ко Христу. Вот какова наша цель сейчас.

Бывает, что семья воцерковленная, по воскресеньям – в храме, и вдруг ребенок заявляет: «Я не хочу в храм, не пойду, мне неинтересно». Надо понимать, что это естественная ситуация. Почему она случается? Причины могут быть разные. Например, сверстники подшучивают, и поэтому некоторые дети стесняются. Когда спрашиваю: «Чего ты стесняешься? Ты Бога стесняешься?», слышу в ответ: «Нет, но сверстники, одноклассники могут на меня смотреть косо, потому что я хожу в храм или сказал что-то в школе, в классе в защиту Православия, христианской веры». Откуда эти стеснения? Мы все время приходим к одному и тому же: потому что большинство в классе – атеисты. Их большинство – вот в чем дело! И оказываясь в меньшинстве, многие дети этого возраста теряются, боятся, что с ними не будут дружить, с ними не захотят общаться, а это достаточно большой стресс для детей в этом возрасте.

Как быть родителям, когда ребенок не хочет идти в храм? Оставить его дома, не вести в храм силой. Ни в коем случае нельзя водить в храм силой! Ни в коем случае нельзя заставлять верить в Бога! Все мы помним, что насильно мил не будешь. Нельзя полюбить по приказу, когда тебя заставляют. Там, где есть насилие, нет любви.

Когда ребенок говорит: «Я не хочу…», он посылает сообщение родителям: «Я не готов сейчас быть в церкви. Я не готов в своем внутреннем состоянии молиться Богу». Но не в каждой семье ребенок может так сказать. Он скажет по-другому: устал, хочу спать. Что он может еще придумать? А для родителей это сигнал. Здесь важно показать ребенку, почему поход в храм важен для тебя лично. Но надо помнить: дети очень легко чувствуют нашу ложь, обман, очень быстро это схватывают. Поэтому если для родителей посещение храма, участие в Таинствах – это из серии «надо», то для подростка это не очевидно. И он скажет: «Тебе это надо, а мне – не надо», «Тебе надо, ты и иди»… А важно показать, почему для тебя, взрослого, важно быть в храме, почему тебе это дорого. Скажи ему: «Хорошо, оставайся дома, а я пойду, потому что я не могу без Христа, мне тяжело без Него. Мне тяжело без Причастия. Оставайся, но я пойду. Я не мыслю свою жизнь без Христа, без Причастия и покаяния».

Если для родителей храм, участие в Таинствах – из серии «надо», то ребенок это почувствует и скажет: «Тебе надо, ты и иди»

Но не нужно ждать сиюминутного результата.

В моей семье старшая дочь – ей 11 лет – тоже утром, когда мы собираемся на Литургию, иногда говорит, что у нее живот болит или она устала. В этом случае мы отвечаем: «Хорошо, оставайся дома. Тебе есть чем заняться: уроков много… Но можешь и просто полежать, поспать еще…» Никто ее не будет ругать. И в 90 процентах случаев она начинает собираться в храм вместе со всеми.

В 2005 году я много ездил по Северу с проповедью Евангелия. И вот приехал в одну из деревень Архангельской области, общался с подростками. Один парень был крещен, но жил в неверующей семье. Он сам уверовал во Христа, ходил к нам на службы. И вот как-то так вышло, что я что-то грубое сказал этому мальчишке. Он отвернулся и тихо произнес: «Как же так? Ты говоришь мне о любви, а сам как поступил?» И он был на 100 процентов прав. Мы сидели и минут 20 молчали. Я сказал: «Прости». Сказал тихо-тихо. Вот пример того, как легко – одним словом, одним движением – разрушить всё, что строил немалое время.

Всегда проповедовать Христа

Если в общеобразовательной школе педагог православный, то на своих уроках через свой предмет он обязан проповедовать Евангелие. Ведь мы в ответе за наших детей.

Помню встречу с патриархом Алексием II в 1999 году – мне было тогда 14 лет, я учился в музыкальной воскресной школе. Патриарх к нам приехал, мы перед ним выступили, спели, и он сказал слова, которые я пронесу через всю свою жизнь:

«Никогда не нужно терять веры: вера будет укреплять вас на жизненном пути. Никогда не нужно терять надежды – надежда умирает последней, с нами, с нашей жизнью. А любовь да объединяет всех вас».

«Вам жить в XXI веке, – Святейший обращался к нам, детям, которым по 10–14 лет, – вам строить третье тысячелетие, и от того, с чем мы войдем в это третье тысячелетие, зависит, какая у нас будет страна, какая у нас будет Церковь».

Читайте также:
Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Воспитание детей – это долгосрочная перспектива развития страны, развития Церкви. И то, что мы в своих детей вложим, какую мы вложим в них любовь к Богу, к нашей Святой Церкви, друг к другу – вот это очень важно.

Конечно, в общеобразовательных школах все это сложнее осуществлять, но каждый из нас, как христианин, обязан нести евангельскую проповедь о Христе. Почему тогда мы, христиане, молчим?

Конечно, то, что мы живем в обществе атеистическом, многих останавливает в открытом исповедании веры. К тому же мы помним, что Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7: 6). То есть если тебя спросят о твоей вере, то расскажи о ней, а так, без надобности, не заводи о ней речь. Так что тут еще наше как бы следование евангельским словам… Но…

Тоже из личной истории. Учитель 4-го класса, в котором училась моя дочь, сказал, что научно доказано: человек произошел от обезьяны. У подростка был выбор: рассказать, что человек произошел от обезьяны, и получить пятерку за устный пересказ – либо подготовить письменный доклад о том, что человека сотворил Бог, и получить менее высокий балл. Я посоветовал сказать правду: «Если ты не скажешь, никто больше не скажет об этом». И она подготовила доклад, рассказала о христианстве, рассказала о сотворении Богом человека. В итоге после доклада дочери учительница признала, что теория происхождения человека от обезьяны всего лишь теория.

Я всегда своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте. Вы обязаны сказать, что это не так!» Да, им поначалу страшновато, но именно в этот момент человек понимает, что он неотъемлем от своей веры.

Я своим детям говорю: «Если вы слышите в школе что-то негативное о Церкви, о Боге – доносите обратное, опровергайте!»

Проблема нашего общества – религиозная невежественность

Современное поколение, с одной стороны, конечно, не такое закомплексованное, как наше, оно более свободно. Но с другой стороны, все-таки, в отличие от нас, у него больше соблазнов, намного больше. И поэтому сложнее устоять, как и сложнее прийти к вере. Потому что информационных поводов для потери веры у нас было намного меньше, чем у современных детей. Поэтому, чтобы дети стали настоящими христианами, нам, живущим в таком вот мире, нужно больше потрудиться, чем нашим родителям. И нам нужно идти на опережение. А ресурсов, к сожалению, у нас не так много.

Замечательно сказал святитель Василий Великий: диавол показывает дорогу в ад очень красивой и заманчивой. Вспомним хотя бы хэллоуин – какой «замечательный» праздник! Все это диавольское. Но люди этого не осознают, не понимают. Почему? Потому что они религиозно невежественны. Одна из важнейших проблем нашего общества – это религиозная невежественность.

Говорить о вере с ребенком нужно даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит

С ребенком нужно говорить о вере даже тогда, когда он, как кажется, от нее отходит. Пусть не вернется сразу, но точно задумается. И даже если в его жизни произойдет так, что он уйдет из Церкви, потом, через какое-то время, он вернется – сам. Почему? Потому что это осмысление у него останется. Оно проявится не сразу, может быть, когда он пройдет через период нигилизма, атеизма, но он вернется. А если заставлять насильно верить, то он уйдет и точно не вернется. А тот, кого не принуждали к Богу, но кому говорили о вере, кто задумывался об этом, – вернется, обязательно вернется, потому что вера будет уже частью его самого.

Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?

Отвечают пастыри

Чем праздник Хэллоуин плох, и почему христианину нельзя в нем участвовать? И что можно предложить детям взамен? Не секрет, что и детям, и взрослым иногда хочется подурачиться, прикоснуться к чему-то страшному, поиграть в игры с переодеванием.

Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами

– Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме. Поэтому нам, конечно, надо уберечь себя от злых духов.

Вообще Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами. Изначально это ведь была «ночь всех святых», народный праздник, который сопровождался народными гуляниями и обрядами. Ими изгоняли всякую нечисть из пространства, из мест, в которых живут христиане. Здесь можно провести такую аналогию. В таких великих средневековых готических соборах, как Кельнский, Шартрский и т.д., есть статуи и изображения химер, демонов. Это не просто какая-то аллегория, а символ. Но что они символизируют? Они символизируют то, что внутреннее пространство храмов недоступно для нечистой силы и поэтому все демоны и химеры расположены снаружи.

Но если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех, кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике – предательство нашей веры.

Но если же отец или мать вместо Хэллоуина хотят поиграть с детьми, да так, чтобы они это запомнили, им, прежде всего, надо выяснить, что детям интересно, что они сами хотят. Потому что папа или мама часто используют совместно проведенное с детьми время только для назидания, а дети это лишь терпят, потому что им это просто неинтересно. Вы знаете, я, например, своим детям рассказываю многосерийные сказки, своего рода сериалы. Моему старшему сыну уже 26 лет, но и он, и другие дети это помнят. Когда что-то интересно ребенку, это составляет его счастье.

Читайте также:
Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки

Ведь любовь не может быть без уважения к личности человека. И если папа занимается тем, что ему неинтересно, а ребенку интересно, то ребенок понимает, что это происходит потому, что его по-настоящему уважают и, значит, любят. И уже потом папа или мама могут вложить в эту сказку или игру что-то назидательное. Но самое главное – чтобы ребенку было интересно. Какое-то приключение, сходить в поход, испечь картошку в костре… Например, мы ходим в походы на байдарках с приходскими детьми, так они целый год этого ждут.

Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина

– Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.

Основные символы Хэллоуина запечатлевают в себе ужас, страх. Наряды и маски изображают всякую нечисть, персонажей из фильмов ужасов, каких-то фантастических призраков. Традиционные для Хэллоуина светильники, изготавливаемые из тыкв, мягко говоря, выглядят жутковато. Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина. Для православного человека это всё, конечно же, неприемлемо.

В каком-то смысле Хэллоуин – заигрывание с темной силой. Конечно, основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.

Человек – образ Божий и призван отражать в себе Божие, чистое, а не злое, инфернальное

Это ведь то же самое, как если произносить в шутку скверные, нечистые слова, упоминать лукавого. Человек – образ Божий и призван отражать в себе, своей жизни, своих трудах и досуге что-то Божие, чистое, доброе. Когда душа чиста, то и внутри больше радости, так что уже нет потребности в тематике зла, пусть даже с веселым контекстом.

Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться.

Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть.

В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки – 12 дней, масленица – неделя, пасхальные торжества – неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами.

Отличие наших праздников от упомянутого западного дня – радостная добрая улыбка, щедрая душа и – главное – чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл.

Это день памяти убиенного царевича Димитрия Угличского. Так уместен ли в этот день зловещий карнавал?

Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?

По большому счету, Хэллоуин является навязанным России, чуждым нашей культуре и непонятным преобладающему большинству людей. Во многом он носит коммерческий характер, ибо к данному дню в магазинах продают соответствующую атрибутику. Мы вполне можем обойтись без этого «праздника». Постараемся переключить свое внимание на то, что возвышает, очищает и питает нашу душу.

И в игре человек должен оставаться христианином

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло

– Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой. Нельзя быть христианином весь год и при этом один день превращаться в служителя преисподней.

Очень хорошо, когда дети, да и взрослые, живут общиной вокруг своего прихода. Тогда им несложно найти альтернативу любому недопустимому развлечению. Если же этого нет, тогда в семье можно придумать такие игры, которые не связаны с грехом. Например, нет ничего греховного в простом костюмированном представлении и невинных шутках.

Если дети из православной семьи хотят принять участие в развлечениях их неверующих друзей, то они должны понимать ту грань, за которую не следует переступать. Например, тыква со свечкой внутри не обязательно символизирует духов зла, а вот костюм ведьмы – это уже не игрушки. Надо понимать, что и в игре человек должен оставаться христианином.

Если же христианин допустил в своей жизни грех, неважно, в какой это было день, то это повод для покаяния на исповеди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: