Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства

Как идея реинкарнации исчезла из христианства

Это вторая публикация из цикла “Реинкарнация в мировых религиях”:

  • Часть 1 — Реинкарнация в иудаизме
  • Часть 2 — [Вы здесь] Реинкарнация в христианстве
  • Часть 3 — [Скоро] Реинкарнация в индуизме
  • Часть 4 — [Скоро] Реинкарнация в буддизме
  • Часть 5 — [Скоро] Реинкарнация в исламе

В предыдущем материале мы рассматривали понятие реинкарнации в рамках иудаизма. А ведь христианство родилось из его истоков. У этих религий даже общее писание есть — Ветхий завет. И к тому же, христианство родилось на земле иудейской, и последователи Иисуса тоже изначально были иудеями.

Отсюда осмелимся предположить, что картина мира тех, кто стоял у истоков христианской религии, была схожей и реинкарнация наряду с вознесением были ее неотъемлемой частью.

Но что же произошло дальше? Почему современное христианство так категорично отрицает реинкарнацию? Хотя даже мне лично знакомы духовные лица, которые в нее верят и используют память души для исцеления своих учеников и прихожан.

Жизнь души по-христиански

Сначала разберемся с тем, как христианство видит путь души в прошлом и в будущем.

Во-первых, мы рождаемся на Земле не только физически, но и наша душа также рождается впервые.

Во-вторых, перерождение нас ждет лишь после смерти, когда душа выйдет из бренного тела и попадет в рай или ад, где будет жить вечно. Однако эта позиция уже тысячелетия назад казалась нелогичной. Как может бессмертная душа родиться?

Бессмертное должно быть вечным, а то, что рождается, то умирает. Именно такое рассуждение в совокупности с устойчивыми древними представлениями о перерождении душ заставляло даже основателей христианства придерживаться понятия бессмертности души, что подразумевает отсутствие ее зарождения в каком-либо виде.

Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает реинкарнацию?

В Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания. Дело в том, что очень трудно сказать, какие священные тексты были до этого, а каких не было.

Существует устойчивая теория, согласно которой учение о реинкарнации было еще задолго до «Апокалипсиса» и, возможно, входило в так называемую «доцензурную» Библию, когда нынешний взгляд на рождение, ад и рай вообще был нетипичным для ранних христиан.

Эту идею поддерживают известный писатель и священник методистской церкви Лесли Уайтхед, профессор теологии Фордхемского университета Джон Дж. Хирни и многие другие, в том числе известный экстрасенс первой половины XX века Эдгар Кейси, бывший учитель воскресной школы.

Многие из этих авторов уверены, что даже Иисус был не просто приверженцем реинкарнации, но и множество раз перерождался. И это не выглядит чем-то особенным, когда многие пророки в Ветхом Завете… появлялись на свет по нескольку раз в разных обличиях.

По сути, католическая идея чистилища, так же как и реинкарнация, не имеет прямых упоминаний в Библии, однако никто не сомневается в его существовании. Не сомневались в существовании перерождения такие ключевые для христианства личности, как Климент Александрийский, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним и даже Блаженный Августин.

Михаил Радуга, из книги «Загадки человека»

Реинкарнация в христианских текстах

Реинкарнация входила в систему мировоззрения философа Филона, и он подробно исследовал её. Он писал:

Те [души], что поддаются желанию смертной жизни, снова возвращаются к ней.

А ведь Филон оказал немалое воздействие на развитие христианства, и в современном православии он является почитаемой личностью.

В Ветхом Завете идея перевоплощений встречается не единожды. Например, в книге «Экклезиаст» (41:9) Соломон говорит:

О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.

Вероятно, этими словами Соломон подтверждает возможность ещё одного рождения для человека.

Ветхий Завет заканчивается следующими словами:

Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго.

И затем, уже в Новом Завете, это пророчество исполняется, когда Иисус, после обезглавливания Иоанна Крестителя (который, по сути, являлся его предшественником), разговаривает со своими учениками, и те спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

Иисус сказал им в ответ:

Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе

Современные сторонники учения о реинкарнации неоднократно ссылались на Иустина Мученика (100 — 165 гг. н.э.), одного из первых христианских апологетов. Анонимный британский клирик пишет: «Нет сомнения, что многие отцы церкви придерживались [учения о реинкарнации] или были более-менее склонны к этому.

Иустин Мученик ясно говорит о том, что душа живет не в одном человеческом теле, и утверждает, что души, не справившиеся со своими обязанностями, переходят в более грубые формы. (Reincarnation and Christianity (London: Wm. Rider and Son, 1909), стр. 51)

Читайте также:
Куда деть вербу: можно ли хранить дома и как правильно это делать

Величайшие споры по поводу реинкарнации в ранней церкви были сосредоточены вокруг учений Оригена (185 — 254). Джозеф Хэд и С.Л. Крэнстон категорично утверждают:

Не подлежит сомнению, что Ориген проповедовал предсуществование души в прежних домостроительствах этого мира и ее реинкарнацию в будущих домостроительствах.

(Head and Cranston, Phoenix Fire Mystery, стр. 145)

Блестящие способности Оригена, одного из величайших мыслителей раннего христианства, приобрели ему в церкви как почитателей, так и противников.

Находясь под сильным влиянием греческой философии, Ориген действительно писал о предсуществовании душ, т. е. о том, что люди некогда были ангельскими существами, чьи хорошие или плохие дела определили их благоприятное или не столь благоприятное рождение на земле.

Иероним, живший в четвертом столетии, святой и выдающийся лингвист, также проповедовал реинкарнацию.

Дэвид Кристи-Мюррей в своей работе “Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence” утверждает, что

Св. Иероним предположительно подтверждал учение о реинкарнации в своем «Послании Авиту» и что это учение проповедовалось среди первых христиан как эзотерическое. Кроме того, Иероним был переводчиком и почитателем Оригена.

(David Christie-Murray, Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence (London: David and Charles, 1981), стр. 59)

Учение о реинкарнации было настолько распространено в раннем христианстве, что еще в середине VI века после Христа понадобилось созвать специальный собор церкви, чтобы наконец подавить его.

Леолин Райт (Leoline L. Wright, Reincarnation (San Diego, Calif.: Point Loma Publications, 1975), стр. 67)

Хэд и Крэнстон в своей книге о перевоплощении «Реинкарнация: Тайна огня Феникса» утверждают, что

Новый Завет не был записан еще в течение долгого времени после смерти Иисуса, и его книги впоследствии прошли через цензуру церковных соборов.

В шестом и последующих веках, когда была принята теперешняя Библия, существовало несколько различных евангелий. Те из них, которые сочли неприемлемыми, были сожжены.

(Joseph Head, S.L. Cranston, eds., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (New York: Warner Books, 1977), стр. 134)

Решение Пятого Вселенского собора 553 года

Известный оккультист Е. П. Блаватская тоже писала о том, что христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения.

Она говорила, что идея реинкарнации как основополагающий метафизический принцип, присуща всем религиям мира. А то, что она отсутствует в христианстве — намеренное искажение первоначального смысла этого учения недобросовестными популяризаторами.

Так и идея реинкарнации существовала лишь до Пятого Вселенского (или Второго Константинопольского) собора 553 года, созванного императором Юстинианом I, который значительно расширил территорию империи, построил храм святой Софии в Константинополе, находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке.

В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Умер в 565 году.

На этом соборе были осуждены Платон, Ориген, Дидим Слепой, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, а также некоторые сочинения близкие к учению Нестория.

Тогда в мире преобладали взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни. Именно это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении.

Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.

Юстиниан обладал незаурядным умом и использовал религию для объединения масс и управления ими. Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.

И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.

Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат:

Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме.

С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.

Почему церковь против реинкарнации

Церквям, на самом деле, выгодно, чтобы человек старался «угодить Богу» именно сейчас. Пока он находится в «их епархии», пока он может прийти в церковь и исповедаться, помолиться, заказать требу и пр. Пока он находится в их власти.

Ведь именно стремлением к земной власти объясняется внушаемая мысль, что только в церкви существует спасение (причём каждая конфессия учит, что только в ней), без неё никак, «кому церковь не мать, тому Бог не отец».

Что именно своим послушанием церкви человек и спасается. Или послушанием своих близких, молящихся за его упокой в церкви же. Или стараниями самой церкви в виде молебнов-панихид.

Читайте также:
Детям о святом Николае Угоднике: интересная история и легенда о святителе, рассказы о его чудесах и дне

Это удобное для земной власти церквей положение дел будет поколеблено, если признать, что путь человека гораздо больше, чем одна краткая земная жизнь, что эта данная земная жизнь лишь малый эпизод пути, который состоит из многих периодов жизни в материи и даже более длительных периодах существования в тонких мирах, “на том свете”.

И ведь не важно, кто мы — православные, католики, протестанты, мусульмане или буддисты, если мы хорошие, добрые, чистые, любящие, справедливые люди. А достигается это не участием в земной жизни церквей, а любовью к ближним, внутренней чистотой, смирением и твердой приверженностью истине.

А истина проста и доступна даже детям, поэтому нам и сказано «будьте как дети». Ибо только детская непосредственность не даёт погрязать в мудрствованиях, отклоняясь от простого истинного пути. А что есть истина, по-моему, можно лишь почувствовать своим сердцем и душой.

В статье использованы материалы:

Михаил Радуга, «Загадки человека», Весь, 2015 г. Марк Альбрехт “Реинкарнация, Библия и ранняя церковь” г. Санкт-Петербург Сергей Круглов “Почему церкви против реинкарнации”

А кому доверяете вы: учениям и писаниям или своим внутренним порывам и чувствам?

Консультант Реинкарнационики.
Тренер 2 курса Института Реинкарнационики.
Ведущая проекта и автор книги «Путешествие одной души»

Что такое реинкарнация? Как относится к этому Русская Православная Церковь?

Вопрос задан:
10 октября 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Переселе́ние душ, перевоплощение, реинкарна́ция, (лат. reincarnatio «повторное воплощение), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще не только ряду религиозных систем, но встречается также в отрыве от какой-либо религиозной системы (в личном мировоззрении). Вера в переселение душ представляет собой древний феномен. Согласно С. А. Токареву, наиболее ранняя форма представлений связана с тотемизмом. У некоторых народов (эскимосов, североамериканских индейцев) считается, что в ребёнка входит душа деда или иного представителя той – же родовой группы. Доктрина реинкарнации является центральным положением в большинстве индийских религий, таких как индуизм (включая такие его направления как йога, вишнуизм, и шиваизм), джайнизм, и сикхизм. Идея переселения душ также принималась некоторыми древнегреческими философами, такими как Сократ, Пифагор и Платон. Вера в реинкарнацию присуща некоторым современным языческим традициям, движениям Нью-Эйдж, а также принимается последователями спиритизма, некоторыми африканскими традициями, и приверженцами таких эзотерических философий, как каббала и гностицизм. В каком – же соотношении находятся представления о переселении душ с христианским учением? Христианство, по словам Фридриха Энгельса, возникнув, сразу – же вступило в резкое противоречие со всеми остальными религиями (чем подчеркивается неотмирность его вероучительных истин). Основываясь на Божественном Откровении, с первых дней своего существования, оно отвергло реинкарнацию. Хотя среди гностических сект и делались попытки соединить христианское учение и эллинские представления о переселении душ, это не привело к нужным результатам. Ибо в контексте Христианства, в противовес, например, тому – же гностицизму, или восточным религиям, человек обладает субстанциональной, личностной, бессмертной душой, предназначенной после восстановления полноты человеческой природы в воскресении тела, соединиться с Личностным Богом, и в то – же время, не раствориться в Нем. И земная жизнь ему дается единожды для самоопределения по отношению к Творцу, к добру и злу, для подготовки к Вечности. Плоды этого самоопределения, он и будет бесконечно пожинать, переступив порог физической смерти. И выбор ему предстоит сделать лишь один раз. Об этом недвусмысленно пишет апостол Павел: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9. 27). Хотя современные теософы, типа Рериховцев, и пытаются приписать Христианству учение о реинкарнации в древности (яко – бы оно было «исправлено» и «скрыто» Отцами в пятом веке), этот миф вполне развенчивается фактами. Кстати, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 2 декабря 1994 года было определено, что лица, исповедующие учение Елены Рерих «Живая этика» или «Агни Йога» (в том числе, и доктрину реинкарнации), тем самым отлучают себя от Церкви. Для ознакомления с этими материалами рекомендую прочитать книги диакона Андрея Кураева: «Сатанизм для интеллигенции» и «Раннее Христианство и переселение душ». Однако, существуют любопытные факты о том, что некоторые люди «вспоминают» «прожитые» ими ранее жизни, что сторонники реинкарнации истолковывают в пользу своего учения. Как данные феномены оцениваются с точки зрения Христианства? Отвечая на этот вопрос, известный современный миссионер, Алексей Ильич Осипов говорит, что, во – первых, здесь может себя обнаруживать, так называемая, «генная память», сохраняющая информацию о жизни наших предков. Во – вторых, эти случаи могут объясняться состоянием одержимости, или прямым вмешательством в деятельность человека демонических сил, «помогающих» ему «вспомнить» свои «прошлые» жизни для того, что – бы поддерживать безответственность к той жизни, что он проживает сейчас. Мол, у тебя будет ещё много шансов всё исправить, а сейчас беспокоиться не о чем.

Читайте также:
Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Реинкарнация: почему православие не может ее принять?

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился. Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории – аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь – не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

Бог и бюрократия

– Отец Игорь, история этого мальчика – далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове.

Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог – это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека – это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ МОЖЕМ СЕСТЬ НА ПРЕСТОЛ СУДЬИ ВСЕВЫШНЕГО И РАСПОРЯЖАТЬСЯ, КУДА КОГО ПОСЛАТЬ – В АД ИЛИ В РАЙ.

В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, – это очень важный момент.

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

– А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

– Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать – бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме – у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз – слабоумие или что-то в этом роде – поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился – мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.

Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом – в семинарию, окончил ее. Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными.

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» – так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь – на папу, маму.

– Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной.

Читайте также:
Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

– Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

Почему жизнь одна?


– Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого – меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

– Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче – у каждого свои испытания.

Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные – вспомните фарисеев.

Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

– По каким?

– Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит – и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело – ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация – это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого

Фото: Александр Малин.

всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей – христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

Почему?

– Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» – Господь скажет: «Нет». – «Почему?!» – «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать”, Моя заповедь: люби!».

А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:

делай так – и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

– И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен.

– Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви – отлично. А если из корысти – человек пытается откупиться. «Я Тебе – правильную жизнь, а Ты мне – вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат – это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

– Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния.

Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В православии нет «финиша» – есть «старт», но нет «финиша».

Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец – потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, – говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо.

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса – христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу – это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел – в каком ты воскреснешь?

И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, – и все? Христиане верят иначе.

Читайте также:
Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

Человек создан для радости

Отец Игорь, если страдания и несправедливость – не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?

– Господь творит человека для конкретной цели – для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло – происходит его падение, отпадение от Творца.

Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.

добро не может сосуществовать со злом.

Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой – получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут – получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.

Поэтому человек уходит от Бога – не Бог его выгоняет. У него был выбор – остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах. Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».

Так вот, когда человек уходит от Бога – перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, – начинаются страдания.

Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.

Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».

Понимаете, страдания – философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?

Да, допустим.

Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то – тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» – «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья. Так что – слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».

Разве физические страдания могут быть относительными?

– Страдания физические – относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла. Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». – «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту – уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль – это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный.

– Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?

– Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад – мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, – рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум. Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого – прекрасное зрение, если говорить упрощенно.

А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила.

В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!

Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом – полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.

Читайте также:
Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть – освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать – батюшка был потрясающим жизнелюбцем. Это не значит, что жизнь – наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него – наказание. Для верующего смерть – освобождение. Это не значит, что жизнь – наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Почему в церкви хочется плакать

Почему в церкви хочется плакать

  1. Минский Свято-Духов кафедральный собор
  2. Волгоград казанский кафедральный собор
  3. Успенский кафедральный собор в Омске

Невероятно, однако Некоторые люди не придают плачу в церкви практически никакой значимости, полагая что это проявление совершенно нормальное.

Невзирая на это многие люди полагают что плач в церкви – это неестественный феноменом и сопоставляют его с чем-то плохим. Что означает плакать в храме и как данное поясняют священнослужители — проанализируем далее.

В церкви текут слёзы

  1. Молитва о злых сердцах
  2. Молитва Андрею Первозванному

Отчего в храме хочется проливать слёзы имеется немало суждений. Концентрировать либо не концентрировать на плаче свой интерес принимает решение каждый для себя сам. Таким образом, любой индивид непосредственно сам себя настраивает на какие-либо действия и размышления.

В случае если поговорить с людьми, которые ощущают постоянное стремление лить слёзы в храме, мы можем заметить, что это люди, которые откровенно веруют в Господа. Которые идут в храм не согласно моде, не с целью соблюдения условностей и ритуалов либо по иным обстоятельствам. Данные люди идут в монастырь согласно призыву сердца, согласно распоряжению дави. Подобные люди, весьма восприимчивы к текстам проповеди, она не только лишь попадает им в рассудок, однако и входит в душу.

И чувство чего-то священного, хорошего, чувство великолепия и мудрости Господа, соединение к красе звучания хора, мудрости библейских душ – излияний, порождает в подобных людях неодолимое стремление лить слёзы в церкви.

Однако при этом необходимо осознавать, что одним из наиболее основных факторов подобного действа – это мощная уверенность в Господа. Основная доля людей, что откровенно верит в Господа при посещении собора переживает непосредственно подобные чувства. Равно как норма они выражаются в период проповеди и трели духовным хором. В подобных вариантах выражается вся восприимчивость людского естества.

Невозможно заявить конкретно, что стремление рыдать это хорошо либо неправильно. Так как индивид совершенно не виновен в собственной восприимчивости и открытости.

Является ли плачь в церкви плохим знаком

В некоторых случаях на вопрос «отчего рыдаешь в храме?» — многие люди дают ответ, что данное является очевидным показателем наведения порчи, проклятия либо сглаз. Веровать в это либо нет также личное дело любого человека. Однако люди заявляют, что, прибывая в храм и выражая подобные чувства индивид как будто бы ощущает, что с ним происходит что – то не ладное. И когда человек заходит в монастырь у него возникает мощное стремление рыдать.

Для определенных богомольных людей плач в храме – это предлог, для того чтобы посещать непорочную местность почаще либо отправиться и исповедаться. Однако говорить, что это так, не под силу совершенно ни одному человеку. Так как имеется группа людей, что попросту не верует ни в какие сглазы либо проклятия.

Мнение священников

  1. Молитва на приобретение жилья, квартиры, дома
  2. Молитва Блаженной Варваре Великомученице

У священнослужителей же вследствие чего народ рыдает в храме существует собственное суждение:

    1. Одни полагают, что совершается данное из-за чувства неидеального общества в коем мы проживаем. Своевременно пребывающий в храм, индивид, разговаривая с Господом приобретает вероятность быть с самим собою наедине и расслабиться от земной суматохи. Индивид осознает, что свет за границами собора абсолютно другой, не такой уравновешенный и целомудренный, в нём меньше блага и осмысления. Непосредственно по этой причине приступают струится слезы. Человек принимается осознавать в какой степени было бы хорошо, в случае если б настало Царствие Господнее.
    2. 2-ая доля священнослужителей руководствуются суждением что подобные чувства вызывает Сатана. Дьявол как будто бы намеренно отправляет подобные чувства богомольному, для того чтобы человек в дальнейшем больше никогда не приходил в храм. В подобных вариантах священники советует не подчиняться данным чувствам и тогда человек минуют все проблемы, и он обязательно будет поближе к Господу.

Как верно поступить в случае если вам вздумалось рыдать в церкви — верное решение ни один человек не предоставит. Необходимо двигаться согласно распоряжению сердца и освободить собственные чувства и направиться с мольбой за поддержкой к Господу.

Читайте также:
Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

В храме тихо, хорошо, отсутствует суматоха и нет необходимости ограничивать себя, нет необходимости ни пред кем оправдывать себя. В храме мы осознаем, в какой степени мы греховны, и даже небольшие наши погрешности делаются внушительными, и не терпится, чтобы Господь извинил нас за всё то неправедное, что мы осуществляем. А распевание в храме, моление, которое читает священнослужитель, способно оказать влияние на человека, который весьма чувствительный. При богослужении у человека совершается очищение, освобождение дави, и с неё будто бы огромный гранит сбрасывается. Это естественно, вследствие того, что плач чистит давлю и наши очи, а они станут гораздо лучше созидать, нежели прежде, и не только лишь материальное. А вследствие того рыдайте, не сдерживайте себя, так как со слезами мы выплакиваем наши грехи и несчастья.

Да пусть Вас всегда оберегает и защищает Всевышний Господь!

Почему в церкви хочется плакать?

Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Читайте также:
Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Покаянный плач или истерика

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

ОТ КАКИХ ПРИЧИН БЫВАЮТ СЛЕЗЫ, И КОГДА ОНИ ПРАВИЛЬНЫ

О плаче находим у святых отцов очень много самых возвышенных слов и наставлений. Дар плача и слез признается ими одним из величайших даров Божиих, существенно нужных для нашего спасения. Причина слез – зрение и сознание своей греховности, нищета духа. Слезы, как дар Божий, служат признаком милости Божией, признаком принятого и принимаемого Богом покаяния.

Но и плач, как и другие делания духовные, может иметь под собой неверную основу, может проистекать от самых различных страстных помыслов и чувств. «Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенной легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию. Слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерия, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба» [9, т. 1, с. 194].

Говорит Иоанн Лествичник: «Значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений [4, сл. 7, ст. 32]. С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия: и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости» [4, сл. 7, ст. 26].

«Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость, то слезы таковых должны считать неправильными: Кое бо общение свету ко тьме? (Кор. 6:14) [4, сл. 2, ст. 29]. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя [4, сл. 7, ст. 44]. Часто бывает, что и слезы надмевают легкомысленных; потому они и не даются некоторым. Таковые, стараясь снискать и не находя их, окаявают себя, осуждают и мучат себя воздыханиями и сетованием, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все сие безопасно заменяет для них слезы, хотя они ко благу своему вменяют это ни во что [4, сл. 7, ст. 47]. Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей: ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключено в сосуд» [4, сл. 7, ст. 35].

Читайте также:
Духовный кризис: что такое, как выйти и вновь обрести веру

Святитель Феофан Затворник говорит: «Есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, и насильно раздражают себя иные на плач, есть слезы и от благодати. Цена слез не водой, текущей из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. Не имея благодати слез, не берусь рассуждать о них, догадываюсь только, что благодатные слезы состоят в связи со многими изменениями в сердце. Главное – сердце должно тогда гореть в огне суда Божия, но без боли и жжения, а с умилением, приносимым надеждой от престола милосердного Бога, судящего грех и милующего грешника. Также, думается мне, что слезы сии должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца, – как последнее омытие или ополаскивание души. Еще – бывают они не час, не день и два, а годы. Еще есть, говорят, какой-то плач сердца без слез, но так же ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше для живущих с другими, кои могут видеть» [14, письмо 2].

Обратим внимание на то, как святые отцы оберегаются тщеславия во всяком духовном делании: даже такой великий подвижник, затворник, молитвенник, как епископ Феофан (28 лет затвора, последние 11 лет каждый день служил литургию), говорит о себе, что он не имеет дара слез и поучает об этом делании с таким смирением, как бы он сам не стяжал плача, а знает об этом только от других. Конечно, этому святому отцу был открыт этот дар, как раз непризнание им за собой опытного знания плача, столь смиренное отношение к себе и есть свидетельство истинно покаянного духа. Истинно сокрушающиеся о своих грехах не дают цены своему плачу. Говорил отец Моисей: «Когда плачем, не будем возвышать глас воздыхания, да не уведает шуйца, что творит десница. Шуйца есть тщеславие» [11, с. 287, ст. 2].

Также встречается у святых отцов такой важный совет: те слезы, которые имеют основу не духовную, происходят от естества или даже от греховных побуждений, надо немедля прелагать на богоугодное, на правильное настроение, изменяя сами помышления, производящие слезы, т. е. приводить на память нашу греховность, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, – и плакать уже по этим причинам [9, т. 1, с. 194].

Но при этом: «Чудное дело! – замечает святой епископ Игнатий. – Те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться, во-первых, о стяжании причины их». А «причина слез – зрение и сознание своей греховности» [9, т. 1, с. 194], как уже говорилось.

Приведем еще несколько слов тех же отцов.

Епископ Феофан: «Избави нас, Господи, от восторженных молитв. Восторги, сильные движения с волнениями, суть просто кровяные душевные движения от распаленного воображения. Для них Игнатий Лойола много написал руководств. Доходят до сих восторгов и думают, что дошли до больших степеней, а между тем все это мыльные пузыри. Настоящая молитва тиха, мирна; и такова она на всех степенях. У Исаака Сирианина указаны высшие степени молитвы, но не помечены восторги» [14, письмо 14].

Епископ Игнатий: «Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы – от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слезы от Бога. Придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза, – кроткое спокойствие проливается на выражение лица» [10, письмо 88].

Источник: Таинство Исповеди : о грехах явных и тайных недугах души / сост. архимандрит Лазарь (Абашидзе) – изд. 2. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры. 2005. – 479 с.

Православная Жизнь

Пришёл на службу, а рядом кто-то плачет. Что происходит? Как реагировать? Предлагать ли помощь? Отвечает протоиерей Михаил Фоменко, настоятель храма св. вмч. Пантелеимона при ГБ № 2 Горловки.

Прежде всего, нужно разобраться в причинах, по которым люди плачут в храмах. Первая из них — это чувство раскаяния в своих грехах. Священнику нужно правильно относиться к такой ситуации, даже поддержать человека в этом. Сказать, что это хорошо и нормально. В Евангелии блудница пришла ко Христу и начала горько плакать, омывать Его ноги своими слезами. Он это заметил и не отверг её. Слёзы раскаяния — благие слёзы. Ими христианин смягчает и омывает свою душу.

Читайте также:
Даниловское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

Случается, что человек приходит в храм и плачет по непонятной ему причине — вот наворачиваются слёзы у него, и всё, ничего не может с собой поделать. В такой ситуации разобраться сложнее. Когда мы режем лук, то тоже плачем, это происходит рефлекторно: что-то раздражает глаза — начинают течь слёзы. Так же случается с некоторыми людьми в храме: что-то беспокоит душу — и они плачут. Видимо, в храме есть какие-то раздражители, на которые отзывается душа такого человека, и это выражается в плаче.

Возможно, его обжигает благодать, присутствующая в церкви во время богослужений. Такое бывает довольно часто: люди, которые редко ходят в храм, жалуются, что им там становится плохо: кружится голова, становится душно — хотя храм может быть большой, где много воздуха. Их что-то мучает, какие-то слёзы наворачиваются — они не могу понять, что с ними. Это сигнал о том, что нужно взглянуть со стороны на себя, свою жизнь, своё отношение к Богу и Церкви. Очень часто это слёзы по благодати, которые означают, что душа человека голодает.

Слёзы бывают радостные, когда верующего переполняет радость о Воскресении Христовом, надежда на спасение и милосердие Господне. Случается, что человека касается благодать, и он не может сдержать слёз умиления, восторга. Есть два мнения церковных наставников относительно слёз радости. Одни говорят, что не надо их показывать, поскольку можно кого-то ввести в соблазн: не всех же коснулось. По этой причине лучше такие слёзы сдерживать. Другие полагают, что если тебя коснулась благодать Божия, нельзя ничего скрывать. Всё, что у тебя внутри, пусть будет и снаружи: радость — значит радость, слёзы — значит слёзы. Думаю, в такой ситуации лучше идти путём золотой середины: если человека переполняют чувства, пусть он их выражает, но без излишней демонстративности.

Как я уже упомянул, слёзы покаяния — самые ценные слёзы. Святые говорят, что каждый день нужно омачивать ими свою молитву. Однако в этих слезах порой скрывается большой соблазн: человек может выдавливать их из себя для вида, что он великий молитвенник, постник или скорбник. Это вводит в заблуждение как самого плачущего, так и тех, кто находится с ним рядом. На самом деле это слёзы фарисейские, ненастоящие. Просто человек привык так вести себя в храме.

Могу сказать, что на исповеди тоже часто случается, когда люди приходят и как бы плачут, но — не плачут. У них на глазах слёзы, но это не слёзы раскаяния, стыда, преодоления. Их нельзя назвать искренними. Здесь нужно обратиться к психологии. Есть такие неврозы, когда человек демонстративно показывает свою душевную боль, чтобы на него обратили внимание, пожалели, сказали утешительное слово, чтобы почувствовать себя значимым в определённой ситуации. Очень часто и у православных христиан, которые приходят в храм и молятся, слёзы именно такие: чтобы обратили внимание, чтобы кто-то подошёл и спросил, что случилось.

Слёзы сентиментальности тоже плохи: они не меняют человека. Если он умышленно вгоняет себя в такое состояние, то такие слёзы становятся привычкой, это нехорошо. Некоторые люди от этого эмоционально питаются, но поощрять такое состояние не нужно.

Как реагировать?

У митрополита Антония Сурожского спросили, что делать, если дети мешают молиться в храме. Он ответил: «Если бы вы действительно молились, дети бы вам не мешали». Когда сердце человека обращено к Богу, он не будет обращать внимания на то, что происходит вокруг. Если же вы испытываете большое сопереживание к плачущему, допустимо предложить свою помощь. Апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (2 Иак. 2:26), — а помощь ближнему — нужное дело. В любом случае, здесь надо иметь деликатность и внимательность. Человек в храме может испытывать катарсис — очищение, и его слёзы — это слёзы облегчения, счастья. Не надо ему мешать, равно как и когда он молится и слёзно просит о чём-то у Бога или святых. Совсем другое дело, когда какая-то старушка плачет в уголке, потому что ей есть нечего. В этом случае помочь необходимо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: